Конспект комплексного занятия по программе «Детство» Тема: Рассматривание картины «Белочка» (младший возраст). Конспект комплексного занятия по программе «Детство» Тема: Рассматривание картины «Белочка

16.05.2019

Введение

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» О. В. Акуловой, Т. И. Бабаевой, Т. А. Березиной и др. (СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС») предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничного образования, программа предусматривает взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей детей, удовлетворения их индивидуальных склонностей и интересов, успешной социализации в современном мире * .

Ориентируясь на программные требования, авторы разработали систему комплексных занятий для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет), рассчитанную на весь учебный год, который разделен на темы. Каждая неделя учебного года раскрывает одну общую тему, например «Друзья спорта», а каждый день недели – подтемы: «Велоспорт», «Зимний спорт» и т. д. Конспекты непосредственно образовательной деятельности представляют собой таблицы, подобные технологическим картам, и включают в себя поэтапное описание совместной деятельности детей и педагогов. Каждый конспект содержит подробный игровой, дидактический, информационный материал и может быть использован для работы с детьми в течение всего дня, что соответствует комплексному подходу к организации образовательной деятельности в ДОО, а тематическое планирование позволит четко структурировать образовательный процесс.

Непосредственно образовательная деятельность основана на интеграции образовательных областей, что четко прослеживается в сетке-расписании на неделю. На комплексных занятиях дети приобретают опыт разносторонней деятельности, социализации, коммуникативных умений во взаимодействии с педагогами и сверстниками при выполнении того или иного совместного упражнения, во время подвижных, дидактических, музыкальных, познавательных игр, самостоятельного выполнения заданий разной сложности, что способствует развитию социально-личностных качеств, выполнению требований к результатам освоения дошкольниками образовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в виде целевых ориентиров ДО и определенных как «социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования» ** .

Используя комплексные занятия по программе «Детство» в старшей группе, педагоги смогут решить следующие основные задачи воспитания и развития детей шестого года жизни:

1. Укрепление здоровья, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.

2. Воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.

3. Развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение детей к художественной культуре.

4. Развитие познавательной активности, кругозора, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей.

5. Развитие детской самостоятельности и инициативы, дружеских взаимоотношений и сотрудничества со сверстниками.

6. Воспитание у каждого ребенка любви к своей семье, чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

7. Развитие интереса к жизни своей страны, города, деятельности и отношениям людей в обществе; обогащение социальных и гендерных представлений, социально-ценностных ориентаций, гуманных и патриотических чувств детей.

Пособие будет полезно воспитателям групп детей старшего дошкольного возраста, а также специалистам дошкольных образовательных организаций, музыкальным руководителям, инструкторам по физической культуре, педагогам дополнительного образования, так как комплексные занятия включают в себя элементы физического, музыкального, художественно-эстетического развития и изобразительной деятельности.

Пояснительная записка к сетке-расписанию непосредственно образовательной деятельности

Пояснительная записка
к сетке-расписанию непосредственно
образовательной деятельности

В сетке-расписании подробно выделены направления работы по освоению детьми образовательных областей в соответствии с п. 2.6 ФГОС ДО * .

Более конкретное содержание образовательных областей представлено ниже:

Понедельник:

3. «Социально-коммуникативное развитие» (формирование позитивных установок к различным видам труда).

Вторник:

2. «Познавательное развитие» (математическое и сенсорное развитие – 1 раз в неделю; развитие познавательных интересов и мотивации).

Среда:

1. «Физическое развитие» (приобретение опыта в двигательной деятельности + формирование знаний о здоровом образе жизни).

2. «Художественно-эстетическое развитие» (через неделю чередуются следующие виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование).

3. «Речевое развитие» (развитие речи + развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (1 раз в 2 недели) ).

Четверг:

1. «Художественно-эстетическое развитие» (развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия музыкальных произведений, реализация творческой музыкальной деятельности).

2. «Речевое развитие» (развитие речи + знакомство с художественной литературой (1 раз в 2 недели)).

Пятница:

1. «Физическое развитие» (приобретение опыта в двигательной деятельности; овладение подвижными играми).

2. «Познавательное развитие» (знания о предметном мире; формирование представлений о мире природы, экологическое воспитание).

3. «Социально-коммуникативное развитие» (формирование знаний и навыков безопасного поведения в быту, социуме, природе).

Помимо указанных в сетке-расписании основных (приоритетных) образовательных областей в каждом занятии предусмотрена взаимодополняемость образовательных областей, которая варьируется в зависимости от содержания и темы занятия.

Литература

ЛИТЕРАТУРА

1. Акулова, О. В. Социализация. Игра / О. В. Акулова, О. В. Солнцева . – СПб. : Детство-Пресс, 2012.

2. Бондаренко, Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т . М. Бондаренко. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009.

3. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В . Н. Волчкова, Н. В. Степанова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

4. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие: учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С, 2008.

5. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

6. Времена года. Стихи и рассказы о природе. – М. : Оникс, 2009.

7. Грищук, Л. А. Школа дошкольников / Л. А. Крищук. – Волгоград: Панорама, 2006.

8. Давайте вместе поиграем. Дидактические игры для старшего дошкольного возраста (5–7 лет) / Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн. – СПб. : ООО «КОРВЕТ», 2011.

9. Давыдова Г. Н. Пластилинография / Г. Н. Давыдова. – М. : Скрипторий, 2008.

10. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста / сост. О. А. Воронкевич. – СПб. : Детство-Пресс, 2003. – 231 с.

11. Дождик . Книжка для малюток / сост. А. Анненская. – Рига: КОРРА, 1992.

12. Зайцев, Г. Уроки Айболита / Г. Зайцев. – СПб. : Детство-Пресс, 2006.

13. Золотой клубочек. Русские народные загадки. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1994.

14. Игровой раздаточный материал для образовательной деятельности с детьми. Старшая группа. Демонстрационные карты. – Волгоград: Учитель, 2015.

15. Иллюстративно -демонстрационный материал для образовательной деятельности с детьми. Старшая группа. Демонстрационные карты . – Волгоград: Учитель, 2015.

16. Ковалько, В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников / В . И. Ковалько. – М. : ВАКО, 2005.

17. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина [и др.]. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016.

18. Комплексные занятия с детьми 4–7 лет / авт.-сост. О. Ф. Горбатенко. – Изд. 2-е. доп. – Волгоград: Учитель, 2013.

19. Коростелев, Н. 50 уроков здоровья / Н. Коростелев. – М. : Детская литература, 1991.

20. Крупа-Шушарина, С. В. Необычные песенки для детей дошкольного возраста на стихи Ольги Крупенчук-Вознесенской / С. В. Крупа-Шушарина. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006.

21. Куцакова, Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Для занятий с детьми 4–7 лет / Л. В. Куцакова. – М. : Мозаика-Синтез, 2007.

22. Лаврова, С. Русские игрушки, игры, забавы / С. Лаврова. – М. : Белый город, 2011.

23. Математика – это интересно. Рабочая тетрадь. 5–6 лет / авт.-сост. И. Н. Чеплашкина, Л. Ю. Зуева, Н. Н. Крутова; под ред. З. А. Михайловой. – СПб. : ООО «Детство-Пресс», 2013.

24. Мы и окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику Н. Я. Дмитриевой / авт.-сост. Г. А. Сафронова. – Волгоград: Учитель, 2007.

25. Пензулаева, Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5–6 лет: пособие для воспитателя дет. сада / Л. И. Пензулаева. – М. : Просвещение, 1988.

26. Пензулаева, Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5–7 лет / Л. И. Пензулаева. – М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002.

27. Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы: технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Декабрь–февраль / С . Ф. Виноградова, В. Ю. Бабчинская. – Волгоград: Учитель, 2014.

28. Поторочина, Е. А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1 класс / Е. А. Поторочина. – М. : ВАКО, 2008.

29. 500 замечательных детских игр. – М. : АСТ, 1999.

30. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб. : Детство-Пресс, 2012.

31. Развитие речи детей 5–6 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / авт.-сост. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Вентана-Граф. 2010.

32. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду / Н . А. Рыжова. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.

33. Сомкова, О. Н. Коммуникация / О. Н. Сомкова. – СПб. : Детство-Пресс, 2012.

34. Суворова, Т. И.

Программное содержание: Развивать интерес к окружающей природе, животным и растениям.

Проявлять интерес к особенностям внешнего вида, образу жизни белочки. Уметь составлять небольшой описательный рассказ, отражать в речи результаты наблюдений. Развивать связную речь детей. Учить самостоятельно, находить и придумывать слова со звуком «ж». Упражнять в счёте, в ориентировке, в пространстве, на листе бумаги.

Воспитывать любовь к природе. Активизация словаря: «шерстка», «линька», «дупло», «припасы», «запасливая».

Подготовка к занятию: макет леса: деревья, цветы, грибы, пенёчки; картина «Белочка»; корзина с орехом; кассета с пением птиц, с музыкальным отрывком из серии «В мире животных»; конверты с геометрическими фигурами.

Литература: «Беседы по картинке «Времена года»» Гусаров Н. Н.

«Загадки» Нилов Т.Т.

Ход занятия.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в лес.

Отгадайте загадку: «Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?»

Правильно, белочка. Ну-ка, найдите в лесу белочку. (все подходят к картине «Белочка»)

Воспитатель: - Как называется этот зверёк?

Белка - это домашнее животное или дикое животное?

Вы видели живую белку? Где? Когда?

Расскажите (рассказы детей 2-3).

Воспитатель: - Какого цвета была шерсть у той белочки, которую ты видел? (рассказ Воспитателя о том, как меняется цвет шерстки белок зимой и летом).

А, ещё какой зверёк меняет цвет шерстки? Какая есть про него загадка? (зимой белый, летом серый)

А у этой белочки, какая шубка: зимняя или летняя?

Какое время года изобразил художник на этой картине? -

Почему ты так думаешь?

Где строит свой домик белка?

Как он называется? (дупло)

Откуда здесь взялись рябина и грибы?

Зачем белка сушит грибы?

Зачем белке шишка? Играть?

Что есть внутри шишки?

Чем ещё питаются белки?

Как ты думаешь, это взрослая белка или нет?

Как называются детёныши белки?

А как называются детёныши зайца, лисы, медведицы?

А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Изобрази животное».(играет мелодия из серии «В мире животных». Дети изображают разных животных.)

Воспитатель: - Ребята, давайте присядем на брёвнышко, отдохнём и продолжим разговор.

Посчитайте, сколько грибов заготовила белочка?

Какой гриб самый маленький? Справа или слева?

Какой гриб самый большой?

Что ещё запасла белочка? Где она прячет припасы?

Придумайте слова про белочку(игра «Добрые слова»).

Какая белочка?

(попрыгунья, заботливая, хлопотливая, хозяйственная, трудолюбивая, запасливая, маленькая, рыженькая, весёлая...)

Какой одинаковый звук слышится в словах: «рыжая», «желтая», «жёлудь», «жук»?

(Игра «Придумай слово со звуком «ж»)

Придумайте другие слова с этим звуком («железо», «жаба», «жаворонок», «жеребёнок»...)

Воспитатель: - Ребята, а кто там прячется за деревом? (появляется белка (девочка) с корзинкой).

Белочка: - Дети отгадайте загадку:

«Круглый, зрелый, загорелый

Попадался на зубок,

Попадался на зубок,

Расколоться всё не мог.

А попал под молоток-

Хрустнул раз, и треснул бок» (орех)

(Белка раскрывает орех, а в нём конверты с геометрическими фигурами. Предлагает выложить из геометрических фигур белочку. На цветных листочках дети выкладывают белочку.(под сопровождение Т.С.О.)

Белочка благодарит детей, прощается и уходит. Дети с воспитателем возвращаются в детский сад.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Образовательные задачи:
Закрепить навыки прямого и обратного счета, умение отгадывать и решать математические и логические задачи.
Продолжать осваивать состав числа.
Упражнять детей в выкладывании изображений по схеме, соотносить: цвет – длину – число.

Развивающие задачи:

Развивать логическое мышление, воображение, речь.
Формировать навыки самостоятельности и умения принимать решения.

Воспитывающие задачи:
Воспитывать желание у детей помогать друг другу, формировать навыки товарищества, взаимопомощи.

Интеграция познавательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Оборудование:
Конверт с письмом; плакаты, на которых при помощи цветных палочек выложены дома, транспорт, животные, птицы; схема корабля; бинокль; картинки с изображением разного вида транспорта; цветные палочки Кюизенера; чистые листы бумаги; карандаши, воздушные шары.

Ход занятия.
Ребята нам в детский сад пришло письмо от царицы Математики. Царица Математика приглашает нас к себе в гости. Она ищет детей, которые любят и хорошо знают математику. Ей подсказали, что такие дети ходят в наш детский сад. Ну что, ребята, согласны отправиться в гости к царице Математики? (ответы детей)
Только царица предупреждает, что в пути нас ожидают математические задания. Вы готовы с ними справиться? (ответы детей).

А вот на чем мы туда отправимся вам нужно отгадать загадку:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.

До страны математики далеко. Мы поедим на поезде. Давайте поспешим, на станцию уже прибыл поезд. А что занять свои места нужно решить примеры, ответ и будет номер места.

А чтоб в дороге не скучать будем с вами искать отличия.

Внимание наш поезд прибыл на станцию. Но мы еще не добрались до сказочной страны математики. Она расположена на берегу реки Задач. На каком виде транспорта можно добраться страны математики?

На ковер выложены разнообразные виды транспорта. Дети делятся на 3 группы, и каждая группа отбирает свой вид транспорта: водный, воздушный, наземный.

Ну раз страна стоит на берегу реки, до нее нужно добраться на корабле.

Нужно выложить из палочек Кюизенера корабль.

А чтоб войти на корабль, нужно построить трап и ответить на вопросы.

Дети какая по счету ступенька самая низкая? Какого она цвета? Какая, по цвету, самая высокая? Какого она цвета?
А сейчас поднимемся по трапу и сосчитаем ступеньки.
(1. 2--- 10) вот мы и на корабле, он отчаливает от берега и отправляется в плавание по реке Задач.
А чтобы наш корабль не сел на мель, нам надо решить задачи. Слушайте внимательно, решайте, а ответы показывайте с помощью цветных палочек.

1) У Тани 5 игрушек и у Маши столько же – Сколько игрушек у Тани и у Маши вместе? (10 игрушек) (оранжевая палочка) 2) На горе катались восемь детей. Трое ушли домой. Сколько детей осталось? (пять детей) (желтая палочка)

Физкультминутка
Раз нагнуться, разогнуться,
Два нагнуться, разогнуться,
Три четыре руки шире
На пять, шесть тихо сесть

Ребята давай те посмотрим в бинокль,сложите ручки в кулачок ивот он бинокль получился смотрим в даль. Вижу город Цветных чисел.

Ребята, жители города подготовили вам задания в пределах десяти.
1) Назовите числа от 1 до 10 и обратно.
2) Какие соседи у числа 5?
3) Какие числа стоят между числами 3 и 7?
4) Какие числа стоят слева от числа 2?
5) Назовите числа стоящие перед числом 5?
6) Назовите числа стоящие после 7.
7) Назовите соседей числа 6.

Последнее задание приготовила для вас Царица Математика. Нужно начертить план ее страны.
Дети берут карандаши и бумагу и под диктовку чертят план.
В центре стоит замок царицы Математики. Справа от замка озеро.
В верхнем левом углу растут две ели.
В верхнем правом углу стоят две высокие горы.
Спереди замка тянется длинная дорога.
В правом нижнем углу стоят три лиственных дерева. А в левом нижнем углу протекает речка по которой мы сюда и приплыли.

Вы ребята молодцы справились со всеми заданиями, и царица математики приготовила для вас сюрприз разноцветные шары.

Конспект НОД «Непослушный зайка»

Цель: Расширение и уточнение пред ставлений детей о диких животных, об их месте обитания. Углубить представление детей о зайце, его внешнем виде. Продолжать учить составлять рассказ по мнемотаблице. Развивать связную речь. Воспитывать любознательность, желание прийти на помощь.Воспитывать коммуникативные навыки, инициативность, навыки сотрудничества.

Виды деятельности: Игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная.

Предварительная работа:

1. Чтение сказок «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Заяц и Ёж».

2. Работа с мнемотаблицами.

3. Игры «Звери шли на водопой», «Заинька походи», «Зайка беленький».

Оборудование: Мнемотаблица «Зайчиха», интерактивная доска, презентация о месте обитания животных, геометрические фигуры по количеству детей, альбомные листы, губки, цветная вода в баночках, игрушка зайца.

Ход НОД

Орг. Момент. Дети стоят в кругу игра «Хорошее настроение» И вдруг слышат плач. Ой, ребята, слышите, у нас с Вами хорошее настроение, а кто то плачет, прислушайтесь, кто же это может быть? Появляется зайка.

Зайка: Здравствуйте! А где это я? Шел по лесной тропинке, а пришёл сюда…

Воспитатель: Ты попал в детский сад.

Зайка: А где находится ваш детский сад, в каком городе?

Дети: В городе Белгороде, детский сад №86. Находится по адресу: Чапаева, дом 3.

Воспитатель: Зайка, а почему ты плачешь?

Зайчик: Я потерялся. Не послушался своей мамы убежал и заблудился.

Воспитатель: А какая она, твоя мама?

Зайчик : Добрая, любимая, заботливая.

Воспитатель: А фотография мамы у тебя есть?

Зайчик : Конечно. Вот она, моя мамочка. (Показывает картинку с изображением мамы-зайчихи.)

Помогите мне её найти.

Воспитатель: Поможем? Но сначала скажите мне, кто у зайчика мама?

Дети : Зайчиха.

Воспитатель: Чтобы найти зайчиху, нужно составить её словесный портрет. А поможет нам в этом вот такая таблица(мнемотаблица). Но есть одно условие, в каждом предложении должно быть слово – зайчиха.

Примерный рассказ детей:

  1. Это зайчиха.
  2. Зайчиха белого цвета.

    Зайчиха живёт в лесу.

    Зайчиха дикое животное.

    У зайчихи овальное туловище, круглая голова, маленькие чёрненькие глазки, длинные уши, короткий хвост.

    У зайчихи есть враги: лиса, волк, рысь, охотник.

    Зайчиха – сказочный персонаж.

(Дети составляют рассказы.)

Воспитатель : Зайка, почему ты плачешь? Зайка: Я нашел мамины бусы, но они порвались, что же мне теперь делать?

Воспитатель: дети, как помочь зайке? (ответы детей).

Развивающая игра « Собери бусы». Дети собирают бусы из геометрических фигур по образцу, называя цвет и фигуру.

Воспитатель: Ну вот, бусы собрали, пора и маму искать. А вот и тропинка в лес.(На экране изображение тропинки.)

Презентация.

Чей-то дом. Может быть здесь, живёт мама-зайчиха? (На экране изображение берлоги.)

Дети: Нет, это берлога.

Воспитатель: А кто в ней живёт?

Дети: Медведь.

Воспитатель: Давайте проверим. (На экране изображение медведя.) Идём дальше.

Может быть это дом зайчихи? (На экране изображение дупла.)

Дети: Нет, это жильё белки.

Воспитатель : А как называется их дом? (Дупло.) Проверяем.

Дети : Лиса.

Зайчик: Ребятки, я устал. Воспитатель : Наши дети тоже устали. Давайте отдохнём и поиграем в игру «Звери шли на водопой». Встаём в кружок. А сейчас вокруг себя повернись и в лесного зверя превратись.

«Звери шли на водопой»

Как-то раз лесной тропой (идут по кругу друг за

Звери шли на водопой друг за другом)

За мамой медведицей шли? (медвежата) (идут в перевалку)

За мамой лисицей крались Кто? (лисята) (крадутся, на носочках)

За мамой ежихой катились Кто? (ежата) (двигаются в полуприседе)

За мамою белкой скакали Кто? (бельчата) (прыгают)

За мамой зайчихой - косые Кто? (зайчата) (прыгают, сделав ушки из ладоней)

Волчица вела за собою Кого? (волчат) (крадутся большими шагами)

Все – мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, встать на четвереньки).

Вокруг себя повернитесь и в детишек превратись.

Тропинка закончилась. Где же нам искать зайчиху? Посмотрите, какой-то бугорок. Может быть она здесь прячется? Давайте проверим. А поможет нам губка и цветная вода. Берём губку, обмакиваем её в воду и наносим на сугроб. Посмотрите, в моём сугробе спряталась лиса. А теперь проверьте, кто спрятался в вашем сугробе. (Дети рисуют губками) Кто спрятался у тебя, Алёна? Кто спрятался у Саши? А у кого же спряталась зайчиха? Дети рисуют под музыкальное сопровождение « Песня мамонтенка» (В.Шаинский Д.Непомнящая).

Зайчонок! Мы нашли твою маму. Не теряй её больше и сам не теряйся.(на экране появляется зайчонок с мамой). До свидания! А нам пора в детский сад.

Воспитатель: А вот и наша тропинка. (На экране изображение тропинки.) Пора возвращаться в группу. (На экране изображение группы.) В группе находят угощения от зайца морковку. Ведь это самое любимое лакомство зайчат.

НОД по проекту « Без прошлого нет настоящего»

Тема: «Когда родители были маленькими»

Образовательная область «Социализация».

Интеграция с коммуникацией, познанием, художественно-творческой деятельностью, музыкой.

Виды детской деятельности: познавательная, творческая, продуктивная, коммуникативная.

Цель: развить представление о ходе развития человека, показать взаимозависимость отношений, взаимосвязь поколений, формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, ввести в словарь детей слово «родня», «семья», дать понятие, что это. Закрепить понимание детей о том, как появляется семья, из кого она состоит. Побуждать детей целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, до получения результата. Воспитывать в детях чувства любви и уважения к членам семьи. Способствовать развитию у детей навыков доброжелательного взаимодействия с членами семьи, с учётом их и своего возраста; понимания и взаимопомощи в семейной жизни, проявления интереса к семейным делам.

Сегодня я принесла загадку – ребус. Вы её отгадаете и поймёте, о чём мы будем разговаривать. 7Я - Что здесь написано? Дети: «Семья». Вот у каждого из вас есть семья, давайте посчитаем всех членов семьи. Сколько у тебя человек в семье, Настя? А у тебя Вадим? А у Алёши? А что по-вашему означает семья?

Не случайно слово «Семья» можно зашифровать как 7Я. Раньше, в старину, на Руси говорили: семья – это семь Я, т. е. в семье семь человек, живущих в одном доме. Все они жили одной большой дружной семьёй. Каждый заботился друг о друге, помогал друг другу, защищал в случае беды и опасности семью. Когда родители уходили на работу, старшие дети заботились о младших сестрёнках и братишках.

Воспитатель:.

Ребята, скажите, в семье мужчинами (женщинами, мальчиками, девочками) кого называют?

По возрастам люди делятся на кого? (Дети, молодые, пожилые, старые)

Кто в семье самые старшие? (прадедушка, прабабушка.)

Какие они? (Старенькие, любимые, добрые)

Игра. «Расставим картинки по возрасту людей»

предлагаю детям расположить картинки по возрасту.

От девочки до бабушки (старушки)

От мальчика до дедушки (старичка)

(Садятся на стульчики)

Послушайте стихотворение Я. Акима «Моя родня»

Мама с папой – моя родня. Нет роднее у меня,

И сестрёнка родня, и братишка,

И щенок, лопоухий, Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню волшебная щётка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестрёнке, конфета Тишке.

И ещё есть у меня,

И ещё есть у меня, Друг Серёжка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Всё на свете ему подарю.

Вопросы о прочитанном:

Скажите, а кого мы называем членами нашей семьи?

Ребята, кто назван в стихотворении роднёй?

Дети. Папа, мама, брат, сестра.

Воспитатель: Назвали бы вы роднёй Серёжку и щенка Тишку или назвали бы их как-то по-другому?

Дети: Серёжка – это друг, а Тишка – это любимый щенок.

Воспитатель: Ребята, найдите слова, близкие по значению слову «родня». Дети: Родные, родители, родственники.

Воспитатель: Кто такие, по-вашему, родственники?

Дети: Папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка. Некоторые дети говорят, что у них есть крёстные родители. Оказывается, у некоторых ребят есть прабабушки и прадедушки.

Игра «Назови ласково»

Бабушка-бабуля- бабуличка, папа-папочка- папуля, сын- сынок- сынуля, дедушка,-дедуличка, тетя-тетенька, братик- братишка- братишечка, мама- мамочка- мамуличка- матушка – маменька, дочь- доченька- дочурка, дядя-дяденька- дяденичка.

А Вы хотели бы быть похожими на своих родственников? А на кого? Почему?

Дети, вы знаете, что когда-то Ваши мамы, папы, бабушки и дедушки тоже были маленькими мальчиками и девочками, хотите посмотреть на своих любимых, вот догадайтесь, чья это мама? (показ нескольких слайдов детских фото родителей детей) дети находят сходство и угадывают. А ещё они любили играть в различные игры, послушайте, вы брали интервью. (Показ видеофильма) . Дети, мы сейчас поиграем в игру «Казаки – разбойники». Ваши родители с утра нарисовали вот такие стрелочки, Вы спрашивали, что это и и спрятали клад, чтоб его найти нужно пройти по стрелкам(дети идут и находят альбомные листы с изображением жёлтого круга) , посмотрите, здесь и записка есть-оказывается это тепло наших родителей, они передают его Вам,(играет нежная мелодия) давайте прижмем к себе тепло наших родителей и представим своих самых родных и дорогих людей. А теперь это тепло давайте превратим в солнышко, и вы нарисуйте столько лучиков, сколько заботы, добра и теплоты дарят Вам Ваши Родные. Дети под музыку рисуют лучи солнца.

Тема: « Семейные традиции»
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- сформировать у детей понимание значимости родственных отношений, зависимости добрых отношений от личных качеств каждого;
- расширять и активизировать словарный запас детей (прилагательные);
- учить понимать смысл пословиц о семье;
- довести до детского сознания мысль, что традиции, как и люди, имеют свою историю.
Воспитательные задачи:
- содействовать позитивным изменениям во внутрисемейных отношениях;
- продолжать воспитывать внимательное отношение к ближним, чувство любви и нежности к родителям.
Развивающие задачи:
- способствовать оптимистическому восприятию жизни ребенка, через Библейские рассказы о сотворении мира, умению рассказывать о семейных традициях.
Предварительная работа: интервью у родителей о семейных традициях.
Оборудование:
Мультимедиа и слайды Библейских рассказов о сотворении мира, музыкальное сопровождение.
Словарная работа:
Ввести в активный словарь детей выражение «почитать родителей», традиции.
Ход НОД:
Воспитатель предлагает детям встать в круг, приговаривая:
«В круг широкий вижу я, встали все мои друзья». Дети передают друг другу хорошее настроение, взявшись за руки («Я свое хорошее настроение передаю Машеньке, а я свое хорошее настроение передаю Алёше и т.д. в конце передают хорошее настроение всем гостям.).
Воспитатель предлагает детям, разгадав ребус, узнать, о чём сегодня у нас пойдет речь.

7 Я
Ребус

Как вы думаете что это означает (Это значит, что мы как бы повторяемся в родной семье 7 раз. Улыбка напоминает мамину, походка папину, цвет глаз как у бабушки, овал лица как у дедушки и т.д.
. «Я и моя семья»
-Что такое семья? (ответы детей)
- Какого возраста бывают члены семьи?
. Дидактическая игра «Расставим фотографии по возрасту»
(Мальчики расставляют картинки по возрасту от малыша мальчика до старика, девочки от малышки девочки да старушки).
Воспитатель: У каждого из вас есть самые дорогие и любимые люди- это мама, папа, бабушка, дедушка, сестры и братья, дяди и тети… Это ваша семья.
Игровое упражнение «Хвалилки» (Дети хвалят свою семью: «Моя семья самая дружная, а моя самая веселая ит.д.).
Воспитатель: Чтобы семья была дружная и счастливая, нужно выполнять пятую заповедь Божью. Вспомните, как она звучит.
Дети: «Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на Земле».
Воспитатель: А что значит почитай отца своего и мать свою? (ответы детей- быть внимательными ко всем, уважать, не обижать, быть добрыми со всеми, послушными, оказывать посильную помощь).- словарная работа.
Иисус Христос учил «Возлюби ближнего своего, как самого себя» Поэтому любовь и забота о других всегда присуща православному человеку.
Ребенок: Есть на свете земном разные края,
Только там, где отчий дом – Родина твоя.
Веселись, расти и пой – знай, что Родина с тобой.
Помни главные слова «Мама», «Родина», «Семья».
Пословицы о семье (называют дети)
«Семья крепка ладом», «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»,
«Родительское сердце в детках», « Семьей жить - Богу служить», «Не нужен клад, коли в семье лад» .
«Семейные традиции»
-Что же такое традиции? (словарная работа).(традиция переводится как «передача», это то что переходит от одного поколения к другому).
-Послушайте, что, об этом, говорят ваши родители?.(На экране интервью с родителями, взятое заранее детьми).
- Мы узнали, какие традиции хранятся в некоторых в семьях. А давайте посмотрим, как Бог трудился в течение недели, при сотворении мира.
Библейские рассказы.
(На экране слайды - календарь, как Бог трудился и совершил все свои дела по сотворению мира за шесть дней, а седьмой день- воскресенье он благословил на отдых).
-Наши семьи православные, и по подобию Божьему так же строят свои отношения в семье, планируют работу и отдых. В будние дни ходят на работу, а в выходные дома все вместе.
- как вы проводите время с родителями, какие семейные традиции хранятся у вас дома? (рассказы детей о семейных традициях сопровождаются показом фото на экране)
Катя семейные концерты по воскресеньям- это наша традиция) (« Когда бабушка была молодой она пела в хоре, мама также очень хорошо поет, старшая сестра Аня учится в музыкальной школе, я занимаюсь танцами. Вся неделя у нас занята: родители на работе, сестра в школе, я в садике. Но зато в выходные дни у нас домашние концерты: в субботу убираем в доме, готовим костюмы, а в воскресенье –концерты- это наша традиция).

Влад («Мамочка каждое утро, приводя в сад целует меня и шепчет на ушко, как она меня любит. Вечером все вместе пьем чай, смотрим телевизор. Каждый выходной ездим в гости к бабушке в Белый колодец. В субботу помогаем по хозяйству, а в воскресенье отдыхаем -пьем чай из самовара с бабушкиными пирогами, Она не разрешает работать в воскресенье, так велел Бог.)
Илья (каждый год всей семьей путешествуют как по России так и за границу- показ фото на экране и уголок интересных сувениров) Илья комментирует.
Саша (семейный архив родословной – награды, ордена,грамоты, старые фото, книги, икона, прадеда и прабабушки)-выставка. В воскресенье всей семьей ходят в храм.
В заключение традиции группы (фото на экране) приглашая гостей готовят самостоятельно угощение: винегрет, фруктовый салат, печенье), отмечают Масленицу, посещают в праздники Крестовоздвиженский храм.
Воспитатель: Так что же такое семья? (итог)
1-реб Семья – это громкое слово!
2-реб. Семья - это звонкое слово!
3-реб. Семья - это слово важное,
4-реб. Об этом вам скажет каждый.
5-реб. Семья-это солнце светит,
6-реб. Семья - это звезды на небе,
7-реб. Семья-это все любовь.
8-реб. Любовь сыновей и отцов,
9-реб. Любовь дочерей и мам,
Вместе: Любовь свою дарим вам! (А.В. Сидорова).
Дети угощают гостей чаем и испеченным печеньем.
Звучит песня «Моя семья»(дети уходят из зала)

Птицы возвращаются на родину из теплых краев. Праздник Благовещенье.

Образовательные задачи : закреплять представления о весен¬них изменениях в природе (становится теплее, больше светит солн¬це, тает снег и лед, возвращаются птицы, улетевшие на зиму в теп-лые края),
закрепить знание детей о православном празднике «Благовещенье».
Воспитательные задачи: воспитывать чуткость, сострадание ко всему живому.
Развивающие задачи: способствовать развитию наблюдатель¬ности, образного восприятия детьми явлений природы.
Ход НОД:
1 часть НОД Игровые задания о весне. Дети встают в круг и предают друг другу игрушечного зайчика с желтым бантом или зайчика желтого цвета. Его зовут солнечный зайчик. Он пришел, чтобы помочь детям научиться замечать приметы наступающей весны. Тот из стоящих в кругу детей, у кого в руках оказывается зайчик, должен сказать, какие из признаков весны он видел сегодня по дороге в детский сад (светило солнышко, таяли сосульки, на дорогах были лужи...)
После того как каждый ребенок даст ответ, зайчик отправляется кругу во второй раз: теперь дети должны назвать весенние звуки, которые они слышали на улице по дороге в детский сад (чирикали птицы, капало с крыш, хлюпала вода под ногами...) Когда зайчик отправится по кругу в третий раз, дети должны будут сказать, удалось ли им как-то почувствовать действие приходящей весны (кто-то скажет, что почувствовал, как по-весеннему стало пригревать солнышко, кто-то почувствовал дуновение еще прохладного, но уже весеннего ветра; кто-то почувствовал в воздухе запах весенней свежести). От имени солнечного зайчика похвалите детей за наблюдательность.
Ребята, у нас ещё кое-где лежит снег, давайте позовем весну:
Весна, весна, ясная,
Приди весна красная,
Солнышко, землю согрей,
Птицы, прилетайте скорей!
2 часть НОД. Дети, вы знаете, что в давние времена считали, что весна начиналась с праздника «Благовещенье Пресвятой Богородицы» (показ изображения иконы, сопровождающий рассказ воспитателя об этом празднике)
Чудесная история произошла в этот день много веков назад. (показ презентации)
Согласно евангельскому повествованию (Лук.1, 26-38), архангел Гавриил, посланный Богом к деве Марии, сказал Ей: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.» Мария не понимала, что значит это приветствие, Архангел продолжал: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и дашь Ему имя: Иисус. Он будет велик и назовется он Сыном Всевышнего». Мария со смирением произнесла: «Я послушна Богу, пусть будет со мною по слову твоему»
Вопросы к детям:
Как звали Архангела, принесшего благую весть?
Что он ей сказал?
Что Дева Мария ему ответила?
3 часть занятия: В народе говорят: «В этот день птица гнезда не вьёт, а девица (девочка) косу не плетёт». В этот день нельзя было работать, нужно отдыхать, да за солнышком наблюдать - в Благовещенье, оно «играет», т.е светит ярко-ярко. Ещё в этот день птиц на волю выпускали: выкупают птицу у птичьего охотника и выпускают из клетки. Считается, что птица заступится перед Богом за своего освободителя. Люди с нетерпением ждали возвращение птиц из дальних краёв.
Ребята, каких перелётных птиц вы знаете?
(ласточки, журавли, жаворонки).
Проведение дидактической игры «Перелётные и зимующие птицы»
Птицы летят дальний и трудный путь. Вот послушайте стихотворение
Виктора Афанасьева «Перелетные птицы».
Над померкшими полями
И над озером седым
Облака летят волнами
И клубятся, словно дым.
Долго-долго им тянуться
Над пучиною морской,
И не все они вернутся
В дни Пасхальные домой. Отправляясь в путь опасный
Без предела и границ,
Покидают край ненастный
В день осенний стаи птиц.
Мы их встретим на пороге Теплых дней: «Летят, летят!»
Как трудны у птиц дороги,
Но как весел их возврат!

Чем осенний пейзаж отличался от весеннего: что чувствовали птицы, собираясь осенью в чужие страны?
- Что чувствуют сейчас, возвращаясь на родину?
-Что чувствуем мы, встречая возвращающихся птиц?

4 часть НОД. Ребята, вы хотите, что бы птицы поскорее вернулись? Тогда давайте сделаем птиц из теста, испечём их и угостим всех гостей, родителей.
Из ранее приготовленного постного теста, предлагаю детям сделать птиц. Показываю, как это делается, затем складываем на противень, смазанный растительным маслом, и относим для выпекания в столовую. Через 15 минут птички будут готовы.
5 часть НОД
Предлагаю детям встать в хоровод, пригласить гостей и спеть веснянку для быстрого прилёта птиц:
Летел кулик из-за моря,
Принёс кулик девять замков,
«Кулик, кулик, замыкай зиму,
Замыкай зиму, отпирай весну-
Теплое лето!» (повторить 2-3 раза)
Или
русская народная игра «Матушка Весна»
Описание: Выбирается Весна. Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота.

Все дети говорят:
Идет матушка-весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел,
Всех детей провел;
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май -
Сколько хочешь гуляй!

Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.
Правила: Не размыкать цепочку.

Можно во 2-й половине дня продолжить встречать птиц, чаепитием и игрой, если день солнечный, то можно поиграть с настоящими солнечными зайчиками, которые пускает воспитатель с помощью зеркальца, а дети будут стараться «погладить» и «поймать» его.

Материал к занятию:
1.Игрушечный зайчик с желтым бантом (солнечный зайчик).
2. Презентация о празднике «Благовещенье»
2.Зеркальце (если день солнечный).
3. Постное тесто для выпекания.
Рецепт теста:
1 стакан рассола помидор или огурцов.
2 стакана сахара, 0.5 стакана растительного масла, 1чайная ложка соды. Всё замесить с мукой не очень круто и печь 15 минут. Приятного аппетита.

ПРОГРАММА «ДЕТСТВО»

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной о сновной общеобразовательной программы дошкольного образования « ДЕТСТВО» / Под ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой и др.(80%), образовательной программы ДОУ (20%) - в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей среднего дошкольного возраста.

Обязательная часть по программе «Детство» обеспечивает достижение воспитанниками необходимого и достаточного уровня развития ребенка.

Вторая часть отражает специфику детского сада, приоритетные направления его образовательной деятельности.

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей средней группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи :

1. Укрепление здоровья, закаливание и развитие двигательной активности детей.

2. Развитие познавательной активности детей, освоение средств и способов познания, обогащение опыта деятельности и представления об окружающем.

3. Воспитание самостоятельности и развития стремления к самоутверждению и самовыражению.

4. Укрепление доброжелательных отношений между детьми и дружеских взаимоотношений в совместных делах.

5. Развитие творческих проявлений и воображения в художественной, изобразительной и игровой деятельности.

6. Обогащение социальных представлений о людях, о родном городе, стране.

Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

1.Организованную образовательную деятельность, осуществляемую в процессе учебных занятий для детей 4-5 лет, игр-занятий (занятий-путешествий, занятий-загадок, сюжетно-игровых занятий и др.), образовательных и социально-игровых ситуаций для детей 4-5 лет;

2. Совместную деятельность педагогов с детьми через организацию разных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, художественно-продуктивной, музыкальной, литературной), режимных моментов;

3. Самостоятельную деятельность детей;

4. Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации рабочей программы дошкольного образования.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей в соответствии с ФГТ, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

1.1.Возрастные особенности детей 4-5 лет

Воспитанникам исполнилось четыре года, они перешли в среднюю группу детского сада. В их поведении и деятельности появился ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии.

Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Воспитанники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому очень важно наладить разумный двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

Дети среднего дошкольного возраста отличаются довольно высокой возбудимостью . Учитывая слабость тормозных процессов детей 4-5 лет, видя перевозбуждение ребенка, надо переключить его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми, объединяя в небольшие подгруппы на основе общих интересов, помогает детям понять, как можно договориться, создать игровую обстановку.

Особенно внимательно нужно относиться к робким, застенчивым, а также агрессивным детям.

Новые черты появляются в общении детей 4-5 лет с воспитателем. Дошкольники активно сотрудничают со взрослым в практических делах. Воспитанники активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Проявляется возраст «почемучек».

На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. Это способствует проявлению чувства уважения к старшим.

Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Надо развивать самостоятельность в различных видах деятельности. В 4-5 лет ребенок может анализировать и сравнивать предметы по цвету, форме, запаху, размеру, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. Воспитатель специально создает ситуации, в которых надо применить освоенные приемы(песок влажный или сухой, годится он для постройки, отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним проезжали одновременно 2-3 машины и прочее).

Воспитатель использует приемы индивидуального подхода, но при этом воспитатель исходит из реального уровня умений, которые могут значительно различаться у разных детей. Темпы развития детей различны: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее и начинают отчетливо проявлять черты более старшей возрастной ступени.

У детей 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Преобладает однополое игровое общение. Детям необходимы игровые атрибуты: наборы игрушек, предметы для ряженья, символы форменной одежды.

Игра продолжает оставаться основной формой организации жизни воспитанников. Воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети могут участвовать в разнообразных играх - сюжетно-ролевых, режиссерских, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных. Игры целенаправленно используются воспитателем для развития внимания, памяти, речи, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму.

Значительное время отводится для игр по выбору детей. Задача воспитателя - создать возможности для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно-развивающую среду. Примечательной особенностью детей является фантазирование.

Игровая мотивация активно используется воспитателем в организации деятельности детей. Все виды развивающих образовательных ситуаций проходят либо в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий. В силу особенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольника предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова педагога сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей.

У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы воспитателю о том, что кто-то не выполняет какое-то требование. Это не «ябедничество» ребенка, а осмысление им поступка. Среди воспитательных приемов большое место принадлежит личному примеру педагога, а также проективным оценкам - оценкам за предполагаемые будущие правильные действия ребенка.

У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми. Воспитатель специально создает ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим. Это ситуации: «Помоги другу», «Поделись с другими», «Нашим животным с нами хорошо», «Мы помощники в группе» и другие.

Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Ранимость ребенка 4-5 лет - это не индивидуальность,а особенность возраста. Необходимо подчеркивать успехи, достижения и нацеливать на положительные действия.

На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности. Задачей воспитателя является постепенное формирование представлений о поведении мальчика или девочки, их взаимоотношениях. Выполнение такой задачи успешно повлияет на интеллектуальное и моральное развитие ребенка.

Педагог развивает эстетические чувства детей. Он обращает их внимание на красоту природы, звучание музыки, разнообразие изобразительных средств.

Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Дети любят играть словами, их привлекают рифмы. Именно в этом возрасте детям необходимо много читать: они это очень любят и быстро запоминают прочитанное. Важно воспитателю ежедневно беседовать с детьми, знакомить с художественной литературой, рассказывать сказки, прослушивать музыкальные произведения.

Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей - в игре, в изобразительной, музыкальной, театрально-исполнительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развивать самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.

1.2.Организация режима пребывания детей

в образовательном учреждении

В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности с учетом социального заказа родителей, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду.

Режим предусматривает личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности (фронтальную, подгрупповую, индивидуальную работу с детьми), соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям (СанПинам, 2010 года). Режим дня составлен с учетом реализации содержания образовательной программы по всем 10 образовательным областям. Гармоничность и всестороннее развитие детей обеспечивает календарное проектирование педагогической деятельности ежедневно по 4 направлениям развития: физическое, художественно-эстетическое, познавательно-речевое и социально-личностное (ориентировочно по 2 часа в день по каждому направлению).

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, составляет 14 занятий. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (среда, четверг). Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.

Общественно-полезный труд детей средней группы проводится в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к образовательной деятельности, уход за комнатными растениями и т.п.). Его продолжительность не превышает 20 минут в день.

Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.

Режим дня средней группы № 7(возраст детей4-5лет)

Время занятий и их количество в день регламентируется «Примерной Программой» и САНПиНами (не более 2-3 занятия в день не более 30 минут). Обязательным элементом каждого занятия является физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Такая форма организации занятий позволяет педагогу уделить каждому воспитаннику максимум внимания, помочь при затруднении, побеседовать, выслушать ответ.

При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере развития.

Для гарантированной реализации государственного образовательного стандарта в четко определенные временные рамки образовательная нагрузка рассчитывается на 8 месяцев, без учета первой половины сентября, новогодних каникул, второй половины мая и трех летних месяцев.

Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, дидактических игр и др.

Режим дня детей средней группы (возраст 4-5 лет)

Режим дня составлен с расчетом на 12- часовое пребывание воспитанников в детском саду.

Режим дня на холодный период года средней группы

Длительность

1 час 20 минут

Приём детей. Минута вхождения в день (взаимодействие с детьми, родителями, коммуникация ); утренняя гимнастика: (образовательные области: физическая культура, здоровье, социализация); беседы с детьми : (коммуникация, социализация, познание); наблюдения в центре природы: (труд, познание); свободные игры (коммуникация, социализация); индивидуальные и групповые дидактические игры : (познание, коммуникация, социализация); самостоятельная деятельность в центре творчества: (художественное творчество, познание, социализация, коммуникация); подготовка к завтраку (здоровье, социализация, безопасность, коммуникация)

Завтрак Индивидуальная работа с детьми. Дежурство по столовой. ОД: закрепление культурно-гигиенических навыков (труд, здоровье, безопасность, познание)

Самостоятельная игровая деятельность (коммуникация, социализация, познание)

По 15-20 минут одно занятие

НОД с интеграцией образовательных областей

Чтение художественной литературы

Подготовка ко 2 завтраку, 2-ой завтрак (здоровье, социализация, познание)

1 час 30 минут

Подготовка к прогулке (самообслуживание, социализация, коммуникация). Прогулка: наблюдение в природе (познание, безопасность, труд), труд в природе и быту, подвижные игры (физкультура, здоровье, познание, коммуникация), ролевые игры (познание, социализация, коммуникация)., индивидуальная работа по развитию движений (здоровье, физкультура, дидактические игры по экологии, развитию речи, ознакомлению с социальным миром (познание, коммуникация, социализация, безопасность ), экспериментирование (познание, здоровье, коммуникация), общение по интересам (коммуникация), беседы с детьми (познание, коммуникация), рисование на асфальте , на мольбертах (художественное творчество).

Возвращение с прогулки, водные процедуры (здоровье, социализация, коммуникация, труд). Самостоятельная деятельность детей.

12.00-12.50

Подготовка к обеду: Совместная ОД: закрепление культурно-гигиенических навыков, пальчиковые игры, чтение художественной литературы ., обед , дежурство по столовой, индивидуальные беседы (самообслуживание, безопасность, труд, культурно-гигиенические навыки, этикет, познание, художественная литература, социализация, коммуникация)

Подготовка ко сну (самообслуживание, безопасность, культурно-гигиенические навыки, здоровье - воздушные ванны)

Музыкатерапия (музыка, здоровье)

Дневной сон (здоровье)

Гимнастика пробуждения (воздушные ванны, гигиенические процедуры, профилактика плоскостопия (здоровье, физическая культура коммуникация, социализация, чтение художественной литературы)

Игры по желанию детей (коммуникация, социализация, труд). Сюжетно-ролевые игры (познание, коммуникация, социализация). Минутки красоты (наблюдение, рассматривание предметов, любование красотой в природе) (познание, художественное творчество, социализация). Самостоятельная игровая и деятельность детей (Познание, социализация, коммуникация, художественное творчество). Час физической нагрузки (здоровье, физическая культура, коммуникация, труд, познание).

Подготовка к ужину, ужин (культурно-гигиенические навыки, самообслуживание) (здоровье, коммуникация, познание)

Организация совместной деятельности с детьми (на усмотрение воспитателя)

НОД с интеграцией образовательных областей + платные кружки

1час 30 минут

Прогулка: наблюдение в природе (познание, безопасность, труд), труд в природе и в быту (безопасность, коммуникация, социализация), подвижные игры (физкультура, здоровье, познание), ролевые игры (познание, социализация, коммуникация), индивидуальная работа по развитию движений (здоровье, физкультура), дидактические игры по экологии, развитию речи, ознакомлению с социальным миром (познание, коммуникация, социализация), беседы с детьми (познание, коммуникация), рисование на асфальте, на мольбертах (художественная деятельность). Работа с родителями.

Игры с любимыми игрушками (самостоятельная деятельность детей)

Самостоятельная деятельность в центре творчества (художественное творчество) Самостоятельная игровая и художественная деятельность детей (познание, социализация, коммуникация, художественное творчество) Игры-хороводы, музыкальные игры, игры на шумовых инструментах (музыка, познание, художественное творчество, коммуникация, социализация). Самостоятельные игры детей в различных центрах (познание, коммуникация, социализация) Самостоятельная деятельность в центре двигательной активности, совместная деятельность по развитию движений (здоровье, физическая культура, социализация, коммуникация).

II. Перечень основных видов организованной образовательной деятельности

По действующему СанПиН для детей 4-5 лет планируют не более 11 занятий в неделю продолжительностью не более 20 минут

(СанПиН 2.4.12660-10).

III. Содержание психолого-педагогической работы

Циклограмма педагогической деятельности (по 4 линиям развития)

Понедельник - физкультурно-оздоровительное направление

(ОО «Физическая культура» и «Здоровье»)

Вторник - познавательно-речевое развитие

(ОО «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»)

Среда - социально-личностное развитие

(ОО «Социализация», «Труд», «Безопасность»)

Четверг - 2 вариативная часть ООП

(Хореография, Конструирование)

Пятница - художественно-эстетическое развитие

(ОО «Музыка», «Художественное творчество»)

Циклограмма деятельности в средней группе

I половина дня

I и II прогулки

II половина дня

понедельник

1. Дидактическая игра (экология)

2. Развивающая игра (общение)

3. Строительно-конструктивная

4. Развивающая игра (внимание, память)

5. Хороводная игра (1)

1. Подвижная игра (3)

2. Сюжетно-ролевая игра

3. Дидактическая игра (экология)

4. Игра - экспериментирование

2. Дидактическая игра

3. Пальчиковая игра

4. Сюжетно-ролевая игра

5. Игра - драматизация (флан.)

1. Дидактическая игра (звуковая культура речи)

2. Пальчиковая игра

3. Словесные игры

4. Беседы о семье, игрушках

5. Сюжетно-ролевая игра

1. Подвижная игра - 3

2. Игра - экспериментирование

3. Сюжетно- ролевая игра

4. Дидактическая игра

5. Хороводная игра

1. Дидактическая игра

2. Пальчиковая игра

3. Коммуникативная игра

4. Игра - драматизация

(театр игрушек)

5. Строительно-конструктивная игра

1. Дидактическая игра (сенсорика)

2. Пальчиковая игра

3. Строительно-конструктивная игра

4. Подвижная игра

5. Коммуникативная игра

1. Подвижная игра (3)

2. Сюжетно- ролевая игра

3. Игра - экспериментирование

4. Дидактическая игра

5. Развивающая игра (внимание, память)

1. Строительно-конструктивная игра

2. Дидактическая игра

(свойства и качества)

3. Игра - драматизация (театр тенев.)

4. Сюжетно - ролевая игра

5. Пальчиковая игра

1. Пальчиковая игра

2. Хороводная игра

3. Настольные игры, разр. карт

4. Дидактическая игра (изо)

5. Развивающие игры

1. Подвижная игра - 3

2. Сюжетно - ролевая игра (1)