Конспект индивидуальной беседы с родителями. Педагогические беседы и тематические консультации для родителей. Воспитатель раздает памятки

24.04.2019

Список родителей, приглашенных на консультации. Сведения о них.

По 1 смене

Захарова М.А. (мать-одиночка)

Еманакова С.В. (многодетная семья)

По 2 смене:

Мырычева О.А. (мать-одиночка, малоимущая)

Табаков А.Н (неполная семья, мать лишена родительских прав)

Тематика проводимых консультаций. Ход беседы с родителями, результат.

В ходе проведения бесед по проблемам ребенка родителям была донесена информация о проблемах их детей, и предложены выходы из проблемных ситуаций. Были изучены социальные сведения о родителях, статус семьи. Темами проведенных консультаций были – «Проявление ребенком агрессии», «Проблемы межличностного общения». По каждой проблеме приглашены были на собрание родители, чьи дети имеют названные выше проблемы.

Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.

К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации.

Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.

Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и она стала нормой его жизни.

Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, что вновь навязывается детям.

Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребенку:

а) преодолеть трудности;

б) использует в своем арсенале умение слушать ребенка;

в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятия ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:

а) оно следует немедленно за проступком;

б) объяснено ребенку;

в) оно суровое, но не жестокое;

г) оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества. Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ребенка то, что им самим в его ребенке не заложено. Требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации.

Однако родители должны помнить, что требовательность – это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.

Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды.

Например, если в школе «легкие уроки» и родители считают, что туда можно не идти, не следует писать записку, что ребенку плохо. Через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать.

Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка.

Требовательность оправданна тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, даже самого покладистого.

Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.

В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг к другу в воспитании ребенка, это даст возможность ребенку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.

Если это удается длительное время, а затем налагается запрет, то, как правило, результат – проявление агрессивности со стороны ребенка.

Индивидуальная беседа с родителями в старшей группе

Тема: «Формирование у ребенка интереса к чтению книг»

Условия проведения: групповое помещение, время от 15 до 20мин.

Цель: формирование у родителей мотивации прививать ребенку интерес к чтению; обмен мнениями по вопросам воспитания у детей интереса к чтению.

1.Вступление.

Кто владеет знанием - тот владеет миром.

В наш век информационного бума это выражение как никогда актуально. И, конечно же, родители хотят, чтобы их дети научились не только читать, но и размышлять, фантазировать, сопереживать. А всему этому способствует любовь к книгам. Но как привить ребенку интерес к чтению? Основная проблема того, что наши дети далеко не все любят читать, заключается в потере интереса и отсутствии мотивации к чтению. Поэтому начинать приучать ребёнка к книге необходимо с малолетства.

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Не только в детском саду, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна. Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение» (А.П.Чехов).

2. Вопросы для обсуждения

  1. Любит ли Ваш ребенок читать?
  2. Читаете ли Вы ребенку?
  3. Как часто Вы читаете ребенку?
  4. Как вы поступаете, если ребенок не хочет читать?
  5. Обсуждаете ли прочитанное? Как?
  6. Можно ли увлечь ребенка чтением? Как?
  7. Есть ли у Вас дома детская библиотечка?
  8. В вашей детской библиотечке преобладают
  9. (познавательные книги, сказки, стихи, рассказы)
  10. Чем Вы руководствуетесь при покупке литературы ребенку?
  11. Как вы читаете книги?
  12. Внимательно ли слушает ребенок художественное произведение?
  13. Есть ли у ребенка любимые художественные произведения?
  14. Как часто вы покупаете ребенку книжки?
  15. Считает ли Ваш ребенок книгу хорошим подарком?
  16. Рассказывает ли вам ребенок о художественных произведениях, с которыми он познакомился в детском саду?

3. Подведение итогов беседы. Итак, подведем итог. Интерес к чтению у детей жить помогут сформировать наше глубокое понимание важности развития интереса к чтению, знание методов развития интереса, чтение и обсуждение прочитанных книг. С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас ребенка. Благодаря чтению ребенок развивает свое воображение и расширяет кругозор. На основе чтения формируется внутренний мир ребенка. Именно художественная литература позволяет косвенным образом приобретать опыт и влияет на нравственное развитие ребенка. У него складывается представление о типах характеров, о последствиях тех или иных действий и слов людей, о межличностных отношениях. Книги знакомят ребенка с такими понятиями, как любовь, ненависть, дружба, предательство, обман, самоотверженность, трусость и благородство.

Консультативная беседа с родителями воспитанника.

1. Объект беседы : родители воспитанника.

2. Тема беседы: «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка»

3.Цель беседы : формировать у родителей представления о влиянии застенчивости и неуверенности ребёнка на учебные успехи.

4.Задачи беседы:

а) установить психологический контакт с родителями;

б) обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности воспитанника;

в) способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребёнку в преодолении застенчивости и неуверенности;

г) обсудить с родителями пути преодоления застенчивости и неуверенности ребенка дома и в саду.

5.План беседы:

1)Приветствие;

2) Основная часть;

а) Теоретический аспект возникновения застенчивости и неуверенности;

б) Вопросы, заданные родителям;

в) Возникшие вопросы у родителей;

г) Памятка для родителей по преодолению застенчивости и неуверенности в себе их детей.

3) Заключение.

Приветствие:

Здравствуйте! Меня зовут(ФИО). Я хотела бы провести с вами консультативную беседу по теме «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка».

Основная часть:

Даже в самой в самой крайней и запущенной

форме застенчивости и неуверенность пройдут,

если для их преодоления приложить труд души.

Почти каждый человек в своей жизни испытывает чувство страха. Кто-то боится высоты, кто-то – змей. Но этого в жизни можно избежать. А как быть тем, кто боится людей? Прежде всего, это касается застенчивых людей и неуверенных в себе детей. Они чувствуют себя неуверенно со сверстниками.

Часто у педагогов, которые работают с такими воспитанниками, складывается такое впечатление, что у них низкий интеллектуальный потенциал, узкий кругозор, неразвитые учебные умения. Ребенок, тонко чувствующий отношение педагога к себе, становится замкнутым, закрытым, перестает общаться со сверстниками. Постепенно такое положение вещей формирует его низкий статус в коллективе.

Безрадостная картина, не правда ли?

(Ответы родителей)

А если и дома он не получает поддержки и внимания, ситуация может обернуться трагедией.

(Вопросы родителей)

Застенчивость - понятие растяжимое; чем пристальнее мы присматриваемся, тем больше видим ее разновидностей. Поэтому еще до того, как мы начнем соображать, что же все-таки с ней делать, не мешает узнать о ней больше.

Оксфордский словарь английского языка сообщает, что впервые в письменном виде слово «застенчивый» было употреблено после рождества Христова и означало «легко пугающийся». «Быть застенчивым» - значит быть «трудным для сближения по причине робости, осторожности или недоверия». Застенчивый человек «опаслив, не расположен к встречам или контактам с каким-либо определенным лицом или предметом». «Впечатлительный, робкий, уклоняющийся от отстаивания своих прав», застенчивый человек может быть «склонен к уединению или скрытен по причине неуверенности в себе» или из-за боязни домогательств, своего антипода, «сомнительной, подозрительной, «темной» личности».

Словарь Уэбстера определяет застенчивость как «неловкость в присутствии других людей».

(Вопросы родителей)

Стеснительность возникает, когда ребенок концентрируется на том, что думают о нем окружающие, в первую очередь незнакомые люди. Он боится, что не угодит чужим ожиданиям и, будет отвергнут. Напряжение отражается на его физиологическом состоянии. Он краснеет, говорит сбивчиво и быстро, становится неуклюжим.

4 причины застенчивости:

1. К такому поведению более чувствительные и впечатлительные дети, которые остро реагируют на любые перемены и конфликты. Поэтому любое неосторожное слово или неприятная ситуация может заставить их замкнуться в себе. Часто такие дети вырастают в семьях, где родители пытаются постоянно контролировать их поведение.

2. Лишаясь свободы, ребенок теряет уверенность в себе и самостоятельность.

3. Бесконечная критика тоже причина формирования застенчивости. Когда детей критикуют слишком часто, они перестают делать, что бы то ни было, чтобы не совершать ошибок и не подвергаться давлению. Сложнее, если критикующие родители еще и сравнивают ребенка с более успешным братом или другом.

4. И, наконец, дети могут просто копировать поведение родителей. Если в семье застенчивый отец или мать, то у ребенка просто не будет образцового примера, символизирующего уверенность в себе.

Памятка для родителей.

Вот некоторые правила, которыми вы должны руководствоваться, во взаимодействии со своим застенчивым ребенком.

1. Хвалите своего ребёнка за достижения, которые дались ему трудом упорством.

2. Порицайте не ребёнка, а его недостойные поступки.

3. Ставьте перед своим ребёнком посильные задачи и оценивайте их достижение.

4. Не оставляйте без внимания любые усилия ребёнка по преодолеванию неуверенности в себе.

6. Не мешайте своему ребёнку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.

7. Не вселяйте в своего ребёнка страх и боязнь по отношению к себе.

8. Спрашивайте своего ребёнка, если он сам вам ничего не говорит, делайте это тактично и тепло.

9. Радуйтесь его победам над собой.

10. Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!

Материал для беседы с родителями " Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому"

Автор: Анпилогова Любовь Николаевна МКОУ "Лозовская начальная школа - детский сад", учитель начальных классов
Назначение: Данный материал беседы будет полезен начинающим воспитателям, учителям начальных классов, молодым родителям, да и, наверное, родителям со стажем.
Цель: Помочь родителям проанализировать своё родительское поведение и отношение к воспитанию своих детей
Задачи: Рассмотреть в беседе с родителями положительные и отрицательные стороны в семейном воспитании детей;
обратить внимание на важность авторитета родителей в глазах ребёнка

Ход беседы:

Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому.
Посейте поступок – пожнёте привычку, посейте привычку – пожнёте характер, посейте характер – пожнёте судьбу.
У. Теккерей

Часто можно слышать от родителей первоклассников детей дошкольного возраста, что ребёнок его не слушает, капризничает, иногда впадает в истерику. Почему?
Ответ на этот вопрос родителям нужно искать в самих себя, в своём поведении, взаимоотношениях между собой, в образе семейной жизни.
Обычно так бывает, когда родители не имеют авторитета. В глазах своих детей.
Авторитет - это не специальный талант, его корни находятся в поведении родителей, включая сюда все отделы поведения. Иначе говоря, всю отцовскую и материнскую жизнь - работу, мысли, привычки, чувства, стремления.
Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью человека общества. По отношению к детям они должны быть на какой-то высоте, но высоте естественной, человеческой, а не созданной искусственно для детского потребления.
Авторитет родителей необходим в семье. Надо отличать истинный авторитет от ложного, основанного на искусственных принципах и стремящегося создать послушание любыми средствами.
Истинный авторитет основывается на человеческой деятельности, на чувстве, на знании жизни ребенка родителями, на их помощи ему.
Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка - кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу - все это слагаемые родительского авторитета. Родительская авторитетность не должна зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми. Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь.
Авторитет родителей во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь.Все – и хорошее, и плохое – человек получает в семье. Эта педагогическая мудрость известна наверное всем.
Вопросов о воспитании детей возникает очень много. В частности, не все родители умеют так общаться с ребенком, чтобы между ними складывались дружеские и доверительные отношения. Не все могут объяснить, почему ребенок ведет себя по-разному с мамой, папой, бабушкой, от кого это зависит – от малыша или от взрослого? Как сочетать требовательность взрослых к ребенку с вниманием, чуткостью, уважением. Прежде всего важно знать, каково Ваше влияние на процесс воспитания ребенка.
Каждый ребенок должен получить достаточно разумной родительской любви – она является своего рода прививкой от возникновения в будущем комплексов, трудностей в общении, необоснованной ревности и нездоровых отношений в его собственной семье. Детские обиды никуда не уходят – они остаются с человеком на всю жизнь. Ведь чаще всего они получены от самых родных людей, родителей, которым ребенок доверяет безоговорочно и каждое слово которых считает истиной априори. Конечно, взрослеющий человек многое переосмысливает, некоторые мотивы родительских поступков становятся ему понятны, и ко многому он начинает относиться иначе. Конечно, психологами придумано множество методик моральной ревизии и реанимации человеческой души. Однако психологическая травма, полученная в детстве, - та же болезнь, которую, как известно, предупредить легче, чем лечить. А душу излечить еще сложнее, чем тело.
Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Уважаемые родители уделяйте больше внимание своим детям и будьте для них во всём примером.
Ответьте на вопросы:

Можете ли Вы
1.В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком?

2. Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке совершенной по отношению к нему? (не смотря на его возраст)

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

6. 6. Поставить себя на место ребенка?

7.Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея? (прекрасный принц)

8. Рассказать поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном положении?

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и вести себя, как хочет, ни во что не вмешиваться?

12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

13. Устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?
14. Если вашему ребёнку уже 8 лет, советуйтесь с ним в некоторых вопросах, учите его рассуждать, ставьте перед ним проблемные ситуации и направляйте ход его мыслей, действий в нужное « русло».
Отец и мать в глазах ребенка должны иметь авторитет. Смысл авторитета заключается в том, что он не требует никаких доказательств, а принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимые простым детским глазом.
Влияют ли взаимоотношения родителей на ребенка? И как?
Безусловно, на формирование личности оказывает влияние, как ведут себя родители друг с другом и с ребенком, как разговаривают. Ребенок, воспитанный небрежным человеком, будет небрежен, угрюмым – неразговорчивым. Но даже если человек знает свои недостатки, их нелегко исправить, поэтому следует быть осторожным в своем поведении. Если мы простудились, стараемся не подходить к ребенку, но не все заботятся о том, чтобы не передавать ребенку свои недостатки. Помните об этом, контролируйте свое поведение. Склонность к подражанию влияет и на эмоциональное состояние ребенка.
Авторитет не дается от природы, он может быть организован в каждой семье, и это в общем-то не очень трудное дело. Родители своим поведением, отношениями к событиям, реакцией на них воспитывают ребенка. «Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь... все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями». Так представлял влияние родителей на своих детей известный педагог современности А.С. Макаренко. Таким образом, по отношению к детям родители «...должны быть на какой-то высоте, на высоте естественной, человеческой, а не созданной искусственно для детского потребления», - писал А.С. Макаренко, не уставая напоминать родителям об их родительском и человеческом долге перед своими детьми. Безусловно, это гораздо сложнее, чем просто приказывать и повелевать.
Родители должны показывать своим детям, что их радуют их хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: "Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое - постарайся быть ко мне снисходительным".
Взрослые часто забывают простую истину - если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Ребенку это необходимо. Если ваш ребёнок уже младший школьник, интересуйтесь его увлечениями, друзьями, учёбой; не отталкивайте его, если он просит с вами поиграть.
Хочется сказать о роли авторитета папы, особенно если в семье растёт мальчик. Папа для ребенка не просто родной человек, а образец мужчины, символ мужественности, мужского начала. Отец помогает малышу составить представление о самом себе и об окружающих.отцу присуща врожденная реакция в направлении заботы о жене и детях и их защиты. Роль папы представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Отец- олицетворение дисциплины и порядка. Отец- это наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике. Он способствует ориентировке на будущую профессию и создает социально полезные цели и идеалы. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви. То отец проводит малыша по пути к человеческому обществу. Для сына отец является примером, моделью для подражания.

На выходных не бойтесь доверить мужу как можно больше забот о ребенке, пусть гуляет с ним, играет и кормит. Вот увидите, с вашей помощью ваш муж станет не только кормильцем семьи, но и лучшим в мире папой!
Помните! : _ « Способности и характер человека не предопределены от рождения. В большей части формируются в определенные моменты жизни ребенка. Образование, воспитание, окружающая среда оказывают большое значение на личность.
Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребёнком, если он не слушается? Вот это самое "не слушается" и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета.
«Ребенок должен нас уважать уже за то, что мы его родители!». Нет, не должен, осмелимся мы возразить. Уважение необходимо заслужить своими действиями, своим образом жизни. Гораздо легче заставить ребенка подчиняться. Легче, но не лучше! Он будет подчиняться, пока мал и не может дать отпора. А потом, когда ребенок вырастет, а родители состарятся и уже сами будут нуждаться в заботе и понимании, чем ответит такой задавленный в детстве ребенок. Он или будет, проклиная судьбу, «отдавать долг», или уйдет и не вспомнит о долге. Родители вместо авторитета проповедали авторитарность. А у такого типа воспитания очень опасные результаты.
Есть много семей, где ложные авторитеты приводят к непоправимым последствиям в жизни детей. В этих семьях дети испытывают глубокий дефицит семейного внимания, ласки и любви. Это так называемые деструктивные, неблагополучные семьи. Они отличаются от семей с позитивным потенциалом. В ее основе также способ организации взаимодействия в семье, отношение к ребенку, принятие или отвержение его ценностей. В представленной нами типологии к таким семьям можно отнести следующие: «семья, отвергающая ребенка», «контролирующая семья», «разрозненная семья». В основе взаимоотношений в таких семьях лежит, как правило, авторитарная позиция взрослых по отношению к ребенку.

Авторитет - это сочетание заботы и требовательности. Авторитет родителей растет, когда родители сочетают в своем подходе заботливость и требовательность. Детей нужно любить и одновременно следить за тем, чтобы дети вели себя как следует, в том числе по отношению к родителям. Если дети проверят родителей на прочность, родители должны показать свою твердость. Требовательность без заботливости воспринимается как давление, заботливость без требовательности не вызывает уважения: дети быстро «садятся на шею». Формула эффективного воздействия: «Умный человек с железной рукой в бархатной перчатке». Учитесь требовательности! Приучайте себя к заботливости!
Авторитет снижается и пропадает, когда родители требовательны без заботы и, более того, издеваются над ребенком.
Уважаемые родители, помните, что вы – зеркало души ребёнка, в которое он смотрит каждый день, каждый час, каждую минуту и секунду. Даже видит сны с вашим участием.

Принципы построения беседы с родителями

воспитанников центра.

Для социального педагога и специалистов центра общение с родителями неотъемлемая и не всегда лёгкая часть работы. А ведь эффективность коррекционной (реабилитационной) работы зависит, в числе прочего и от взаимодействия с семьей воспитанника. Поэтому очень важно правильно организовать индивидуальную работу с родителями.

Организация индивидуальной встречи с родителями:

    заранее договориться о времени встречи;

    помещение, чтобы никто не мешал;

    разговор лучше проводить в присутствии ребенка

Приглашая родителей для беседы важно использовать правильные формулировки. Например:

    Я хотела (бы) с вами поговорить. Я думаю, ваш ребёнок мог бы быть успешнее. Давайте вместе подумаем, что можно сделать.

    Мне хотелось бы с вами встретиться, обсудить трудности поведения вашего ребёнка посоветоваться, может быть, вместе придумаем, как ему помочь.

Не следует начинать разговор со следующих фраз:

1. У вашего ребёнка совсем плохие дела.

2. Ваш ребёнок совсем перестал учиться, ничего не делает.

3. Вы задумайтесь, ведь ваш ребенок скоро вырастет и кем он станет.

4. Конечно, если ребёнком не заниматься, так он и будет одни двойки получать.

5. Меня не интересует, какие у вас проблемы на работе, значит, найдите возможности…

6. Если вас не устраивает наша работа, ищите другой центр.

Построение беседы с родителями:

Похвалить ребенка, обязательно сказать, что-нибудь хорошее про ребенка.

Поблагодарите родителя за то, что пришёл (не важно, работает или сидит дома и является только после пятого приглашения).

Выразите надежду, что совместными усилиями удастся справиться с возникшими трудностями.

Расскажите о текущей ситуации ребёнка, отметьте все возможные позитивные моменты, которые только можно найти.

Излагаем ситуацию: есть некоторые трудности и проблемы, которые мешают.

Родителям говорить достоверную информацию про ребенка.

Старайтесь сохранять дружеский, доверительный тон разговора, будьте готовы понять позицию собеседника. Поинтересуйтесь мнением собеседника, какой видится ситуация ему, и тут же спросите: «Как вы думаете, что можно сделать?» Обязательно выслушайте его до конца. Стараясь максимально приблизить собеседника к тому, в чём проблема и как её можно решить.

В разговоре уместны следующие высказывания:

Я понимаю. Что трудно, придя с работы, проконтролировать ситуацию в полной мере. Наверное, что-то получается, что-то нет? (полувопрос)

Я сама мама и знаю, как это трудно, ведь идеальных ситуаций не бывает. - Это же ваш ребёнок, никто не знает его лучше, чем вы.

В разговоре не стоит употреблять такие выражения, как:

Для выявления затруднений родителей в воспитании детей можно проводить опросы следующего плана:

1. Что Вас радует в поведении Вашего ребенка?

2. С какими трудностями Вы сталкиваетесь при воспитании ребенка?

3. Что, по Вашему мнению, обуславливает отклонение (если таковое есть) в поведении ребенка?

4. Какие темы Вы хотели бы обсудить (или услышать рекомендации) на наших встречах?

Обобщение ответов помогает составить общее представление о том, как они понимают задачи воспитания, знают ли своего ребенка, умеют ли анализировать причины отклонений в его поведении и корректировать их.

План беседы с родителями на тему: «Ребенок тоже человек»

1. Описание ребенкаВероника М.

Возраст 11, пол - женский, класс – 5»А».

Состав семьи: отец, мать, 5 детей.

Основная проблема: Вероника – четвертый ребенок в семье. Родители ее постоянно обвиняют в том, что она не успевает в школе, по сравнению со старшими детьми. Иногда, применяют методы жестокого обращения с ребенком. Уничижают права и достоинство ребенка. Как следствие, пропуски школьных уроков.

2. Инициатива встречи.

При обращении родителей в социально-реабилитационный центр «Мечта» за помощью в устройстве детей на время летних каникул, было выявлено жестокое обращение с ребенком Вероникой М. Родители были приглашены для консультации с социальным педагогом.

3 . Установление контакта с родителем через приветствие и представления себя, краткого описания процесса консультирования и сообщение принципа конфиденциальности. Так же были отмечены творческие успехи ребенка.

Родителю была представлена возможность выговориться: «Расскажите, пожалуйста, что вас беспокоит в поведении ребенка?» Во время слушания были применены техники паузы, пассивного слушания с вербальными компонентами, расспрашивание, парафраз и обобщение.

По завершении рассказа родителей, им был задан вопрос «что вы чувствуете, когда сейчас рассказываете мне об этом?» и, таким образом, были легализованы чувства и переживания клиента (тревожность, беспокойство за отношения с дочерью, опасение снижения успеваемости дочери, страх возможной конфронтации дочери с одноклассниками и т.п.).

4. Знакомство родителей с правами и обязанностями ребенка: какие права имеет ребенок в школе и дома; причины нарушений прав ребенка. Объяснить родителям актуальность обсуждаемой проблемы.

5. Обсуждение с родителями возможных путей выхода из трудных жизненных ситуаций - анализ предложенных ситуаций по теме собрания. При рассматривании предложенных ситуаций родители должны дать не просто решение, а мотивировать его, привести примеры из жизни.

6. Тестирование родителей «Вы и ваш ребенок». Самоанализ родителей – какой я воспитатель? Подготовка советов психолога Дэвида Льюиса «Об уважительном отношении родителей к своему ребёнку».

7. Вручение памяток родителям «Памятка родителям от ребенка», «Зоны родительской истины».