Таблица основные факторы влияющие на здоровье дошкольника. Влияние факторов окружающей среды на здоровье дошкольников

01.05.2019

Детское население подвергается воздействию многообразных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются в качестве факторов риска развития неблагоприятных изменений в организме. Определяющую роль в возникновении отклонений в состоянии здоровья детей и подростков играют 3 группы факторов:

1) факторы, характеризующие генотип популяции («генетический груз»);

2) образ жизни;

3) состояние окружающей среды.

Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в сложном взаимодействии с биологическими, в том числе наследственными, факторами. Это обусловливает зависимость заболеваемости детей и подростков как от среды, в которой они находятся, так и от генотипа и биологических закономерностей роста и развития.

По данным ВОЗ в формировании состояния здоровья вклад социальных факторов и образа жизни составляет около 40 %, факторов загрязнения окружающей среды – 30 % (в том числе собственно природно-климатических условий – 10 %), биологических факторов -20 %, медицинского обслуживания – 10 %. Однако эти величины являются усредненными, не учитывают возрастных особенностей роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска. Роль тех или иных социально-генетических и медико-биологических факторов в развитии неблагоприятных изменений в состоянии здоровья различна в зависимости от пола и возраста индивидуума.

На состояние здоровья детей оказывают влияние отдельные факторы:

1) медико-биологические факторы риска периода беременности и родов матери: возраст родителей на момент рождения ребенка, хронические заболевания у родителей, острые заболевания у матери во время беременности, прием в течение беременности различных препаратов, психотравмы во время беременности, осложнения беременности (особенно гестозы второй половины беременности) и родов и пр.;

2) факторы риска раннего детства: масса тела при рождении, характер вскармливания, отклонения в состоянии здоровья на первом году жизни и пр.;

3) факторы риска, характеризующие условия и образ жизни ребенка: жилищные условия, доход и уровень образования родителей (в первую очередь матерей), курение родителей, состав семьи, психологический климат в семье, отношение родителей к реализации профилактических и лечебных мероприятий и пр.

Гигиена учебных занятий в школе

Одной из ведущих проблем гигиены детей и подростков является

проблема обучения и воспитания. Самые массовые учебно-воспитательные учреждения в нашей стране - общеобразовательные школы, в которых ежегодно обучаются более 50 млн. детей, в связи с этим вопросам гигиены учебных занятий уделяется серьезное внимание.

Освоение учебного материала в школьном возрасте связано с большой умственной нагрузкой.

Однако не следует упускать из виду, что 11 лет пребывания в школе - это период роста и развития, в течение которого организм ребенка очень восприимчив как к благоприятным, так и к неблагоприятным воздействиям. Кроме того, на школьные годы приходится два так называемых "возрастных" криза, в которые организм оказывается наиболее чувствительным. Это начало обучения в школе (6-7 лет) и пубертатный период.

Поступление в школу часто оказывается особенно трудным для детей, психологически не подготовленных к этому изменению в их жизни, а также для соматически ослабленных детей. У детей может развиться так называемый "школьный невроз", "школьный шок", "школьный стресс", "школофобия" -все эти термины характеризуют невротические реакции, которые выбивают учащихся из нормальной жизни и часто приводят к категорическим отказам от посещения школы.

Помимо биологических кризисных периодов, следует обязательно учитывать так называемые переломные моменты социализации, каковыми для школьников являются поступление в школу, переход от начального обучения с одним педагогом к предметному с несколькими новыми учителями, необходимость выбора профессии. Каждый такой переломный период требует адаптации к нему, которая не всегда протекает безболезненно.

С помощью многочисленных исследований установлено, что учебные занятия могут оказывать оздоравливающий эффект, способствовать нормальному росту и развитию детского организма, гармоничному физическому и духовному развитию, полноценному развитию всех функций при условии полного соответствия разнообразных видов учебной деятельности возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей.

(сделать 35) Гигиенической основой учебного процесса в школе должно являться:

а) учет возрастных анатомо-физиологических особенностей детского организма;

б) обучение должно осуществляться в наиболее благоприятных условиях окружающей среды.

Только в этих случаях создаются предпосылки для оптимального, наилучшего функционирования детского организма, поддерживается высокий уровень работоспособности школьников, достигается основная цель -сохранение и укрепление их здоровья.

(слайд 36) Немалую трудность для учащихся начальной школы представляют:

1) статическое напряжение, которое они испытывают при сидении за партой. На снятие напряжения с т.н. "позных" мышц направлены обязательные к выполнению динамические паузы (физкультминутки), проводимые для учащихся 6-летнего возраста на 10-й и 20-й минуты от начала урока, для остальных - в середине урока.

2) процесс овладения письмом . Написание букв требует тонкой

координации движений пальцев руки и осуществляется в основном

мелкими червеобразными мышцами кисти. Однако к 7-летнему возрасту нервно-мышечный аппарат кисти еще далек от совершенства, не завершены процессы окостенения костей запястья и фаланг пальцев (происходит к 10-13 годам). Гигиеническими исследованиями установлено, что оптимальная длительность письменных работ для детей 1-го класса должна составлять 5-8 мин, для учащихся 4-го класса -может быть увеличена до 20 мин.

(особенно в связи с овладением навыками чтения). Чтение (или зрительное восприятие текста) представляет собой быстрое различение очень большого числа мелких объектов. В трех строчках книжного текста глаз различает 1170 черных и белых объектов, размеры которых очень малы - от сотых и десятых долей миллиметра до 1,75 мм. Большая нагрузка при чтении падает и на мышечный аппарат глаза, осуществляющий движение глаз вдоль строки и от строки к строке (глазодвигательные мышцы). В гигиенических рекомендациях в связи с большой нагрузкой на орган зрения продолжительность непрерывного чтения в 1-м классе ограничивается 7-10 мин. В последние годы в связи с широким использованием в школе технических средств обучения (учебное телевидение, учебное кино, показ диапозитивов), а также с внедрением компьютерной техники в учебный процесс нагрузка на зрительный анализатор детей резко возрастает.

Согласно гигиеническим рекомендациям длительность показа диафильмов, диапозитивов для учащихся 1-2-х классов не должна превышать 7-15 мин. Показ кинофильмов и телепередач не должен превышать 15-20 мин в 1-2 классе, для учащихся 8-10-х классов - 25-30 мин. Для детей и подростков общая продолжительность работы с компьютером устанавливается в зависимости от возраста. В возрасте 6-8 лет она составляет 10 мин, для 10- летних- 15 мин, в 12 лет -20 мин, в 14 лет - 25 минут. Для 16-летних подростков допускаются 2 занятия в неделю, продолжительностью 30 и 20 мин.

Понятие здоровья у детей

Понятие здоровья ребёнка, несмотря на широкое использование в повседневном педиатрическом обиходе, а также в официальных документах и нормативных правовых актах, до настоящего времени не имеет общепринятого научно обоснованного определения.

Здоровье ребёнка - его индивидуальное физическое, психическое, умственное, культурное, духовное, нравственное и социальное развитие, не ограниченное экзогенными и эндогенными (генетическими) условиями и факторами.

Факторы, влияющие на состояние здоровья детей

здоровье физиологический дети питание

Факторы, напрямую влияющие на здоровье ребенка и всецело зависящие от людей, занимающихся уходом и воспитанием этого ребенка:

§ Правильное питание и здоровье ребенка.

Здоровье ребенка и правильное питание неразрывно связаны между собой. Это всем известный факт. Существует мнение, что здоровый, правильно питающийся ребенок -- это тот ребенок, который ест по расписанию, четыре раза в день, сбалансированное меню. Однако это не совсем так.

Здоровый, правильно питающийся ребенок, обязательно ест по аппетиту, а это значит, не нужно заставлять ребенка есть, захочет поест, не захочет, и не надо. Ведь аппетит это наглядный индикатор состояния организма. Переедать вредно. Так вот, ребенок, которого заставляют есть, в любом случае переедает, что создает дополнительную нагрузку на печень, может вызвать расстройство желудка и еще множество неприятностей.

Существует оптимальный набор продуктов, при употреблении которых органы пищеварения будут работать «без сбоев». Так для завтрака подходят рыба, вареное яйцо или омлет, котлета, творог, каша. И обязательно какие-нибудь овощи. В качестве питья желательно горячее молоко или кофейный напиток на молоке, сок. Обед - максимальное количество овощей, в том числе сырых, в виде овощных салатов или винегрет (можно с сельдью). Первое горячее блюдо (но не слишком объемное) - суп и высококалорийное мясное или рыбное блюдо с гарниром, преимущественно из овощей. На сладкое - фруктовый сок, свежие фрукты, компот из свежих или сухих фруктов, но не кисели из концентрата. На ужин - блюда из творога, овощей, яиц и кисломолочные напитки.

§ Физические нагрузки и их роль в здоровье ребенка.

Важным социально-гигиеническим фактором, влияющим на здоровье детей, является физическое воспитание. Физвоспитание, в широком понимании этого фактора, включает систематическое использование в воспитании ребёнка естественных факторов природы (воздуха, солнца, воды), широкое использование различных методов закаливания, физической культуры и спорта, меняющиеся в зависимости от возраста ребёнка. Даже у практически здоровых детей возможны значительные индивидуальные колебания в их физическом, моторном, психическом развитии, связанные с их особенностями в конституционных характеристиках, с условиями воспитания ребёнка. Физкультура имеет громадное значение для правильного развития детей. Она должна быть одним из повседневных режимных моментов в жизни здоровых детей.

Ещё большее значение имеет лечебная физкультура, особенно такие её элементы, как массаж и гимнастика при лечении больных детей. Физкультура даёт положительные результаты только при условии правильной организации всей жизни ребёнка и при наличии благополучной окружающей среды. При отсутствии этого физкультура, как правило, малоэффективна, нередко бесполезна, а иногда может быть вредна. В физическом воспитании детей наряду с лечебной физкультурой и спортом, массажем (особенно у детей раннего возраста) и гимнастикой, исключительно большое значение имеет правильное и систематическое использование естественных факторов природы. Так, при условии правильного проведения, закаливание является одним из главных средств общего оздоровления детского организма, предупреждения заболеваний и обеспечения гармонического развития ребёнка.

Массаж является методом неспецифической терапии, а физические упражнения -- средством стимулирования физиологических процессов в организме ребёнка. Гимнастика и утренняя зарядка являются средством развития качества движений и одновременно средством поддержания положительного эмоционального тонуса. Таким образом, значение физического воспитания для детского организма трудно переоценить. Вместе с тем, во многих семьях данному аспекту жизнедеятельности ребёнка уделяется очень мало внимания. А надо руководствоваться тем, что для человека необходима физическая тренировка его тела, причем с самого раннего детства. И для этого не обязательно посещать платные тренировочные мероприятия, достаточно во время прогулки побегать с ребенком, попрыгать и вообще, прививать ему любовь к физическим нагрузкам. При этом одеваться нужно соответственно. Ведь логически понятно, что одежда должна быть удобной и в ней не должно быть жарко.

Здоровье ребенка на прямую зависит от того, насколько у него есть возможность тренировать себя и свое тело, и насколько эта привычка будет сопровождать его во взрослой жизни.

§ Контакт с природой и его влияние на здоровье ребенка.

Почему для здоровья ребенка так важен свежий воздух? Причиной 90% ОРЗ у детей являются вирусы. Вирусы прекрасно сохраняют свою живучесть в домашней пыли и в стоячем теплом воздухе. А такие условия везде - в помещениях, дома, на работе, в саду, в школе, где стоит помимо батареи, пара обогревателей, а сквозняк воспринимается, как прямая угроза жизни. На улице подхватить вирус, допустим, гриппа возможно только от зараженного человека, в движущемся прохладном воздухе он обязательно быстро погибнет. А вот в теплом, не проветриваемом помещении, вирус прекрасно найдет себе место. А что еще позволяет нам не заболеть при встрече с вирусом - местный иммунитет.

Наши органы дыхания, вырабатывают слизь, которая в огромных количествах содержат вещества, позволяющие убивать вирусы. Но для корректной борьбы с вирусами, слизь должна иметь нормальное состояние густоты и уж никак не быть сухой. А что влияет на состояние слизи? Влажность воздуха. На улице обычно влажность находиться в приемлемых рамках, в помещение же, множество факторов, обеспечивающих сухость воздуха. А в сухом воздухе, слизь в носу высыхает что затрудняет дыхание и не позволяет выполнять основную задачу местному иммунитету.

Здоровье ребенка, важнейший фактор, на который родители в состоянии влиять. Отказавшись от насильственного кормления, проводя с ребенком активно время на свежем воздухе, можно обеспечить ребенку здоровую счастливую жизнь. Здоровье ребенка бесценно. А выполнять три вышеперечисленных правила не так уж и сложно.

Общая гигиена: конспект лекций Юрий Юрьевич Елисеев

Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков

В процессе онтогенеза детский и подростковый период, от 0 до 17 лет, является чрезвычайно напряженным периодом морфофункциональных перестроек, что должно учитываться при оценке формирования здоровья. Одновременно этот возрастной период характеризуется влиянием целого комплекса социальных условий и частой их сменой (ясли, сад, школа, профессиональное обучение, трудовая деятельность).

Детское население подвергается воздействию многообразных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются в качестве факторов риска развития неблагоприятных изменений в организме. Определяющую роль в возникновении отклонений в состоянии здоровья детей и подростков играют 3 группы факторов:

1) факторы, характеризующие генотип популяции («генетический груз»);

2) образ жизни;

3) состояние окружающей среды.

Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в сложном взаимодействии с биологическими, в том числе наследственными, факторами. Это обусловливает зависимость заболеваемости детей и подростков как от среды, в которой они находятся, так и от генотипа и биологических закономерностей роста и развития.

По данным ВОЗ в формировании состояния здоровья вклад социальных факторов и образа жизни составляет около 40 %, факторов загрязнения окружающей среды – 30 % (в том числе собственно природно-климатических условий – 10 %), биологических факторов -20 %, медицинского обслуживания – 10 %. Однако эти величины являются усредненными, не учитывают возрастных особенностей роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска. Роль тех или иных социально-генетических и медико-биологических факторов в развитии неблагоприятных изменений в состоянии здоровья различна в зависимости от пола и возраста индивидуума.

На состояние здоровья детей оказывают влияние отдельные факторы:

1) медико-биологические факторы риска периода беременности и родов матери: возраст родителей на момент рождения ребенка, хронические заболевания у родителей, острые заболевания у матери во время беременности, прием в течение беременности различных препаратов, психотравмы во время беременности, осложнения беременности (особенно гестозы второй половины беременности) и родов и пр.;

2) факторы риска раннего детства: масса тела при рождении, характер вскармливания, отклонения в состоянии здоровья на первом году жизни и пр.;

3) факторы риска, характеризующие условия и образ жизни ребенка: жилищные условия, доход и уровень образования родителей (в первую очередь матерей), курение родителей, состав семьи, психологический климат в семье, отношение родителей к реализации профилактических и лечебных мероприятий и пр.

При оценке вклада отдельных факторов, составляющих социально-гигиеническую группу, необходимо помнить, что их роль различна в разных возрастных группах.

В возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей. В возрасте 1-4 лет значение этих факторов уменьшается, но все еще остается достаточно значимым. Однако уже в этом возрасте увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, содержания животных и курения родственников в доме. Важен такой фактор, как посещение ребенком детского дошкольного учреждения.

Наибольшее значение он имеет именно в возрастной группе 1-4 года. В школьном возрасте наибольшее значение имеют факторы внутрижилищной, в том числе, внутришкольной среды, которые составляют 12,5 % в начальных классах, а к окончанию школы – 20,7 %, т. е. возрастают почти в 2 раза. В то же время вклад социально-гигиенических факторов за этот же период роста и развития ребенка снижается с 27,5 % при поступлении в школу до 13,9 % в конце обучения.

Среди биологических факторов во всех возрастных группах детей основными факторами, оказывающими наибольшее влияние на заболеваемость, являются заболевания матери во время беременности и осложнения течения беременности. Поскольку наличие осложнений в родах (преждевременные, запоздалые, стремительные роды, родовая слабость) может привести к нарушению состояния здоровья в дальнейшем, это позволяет также расценивать их как факторы риска.

Из факторов раннего детства особую значимость имеют естественное вскармливание и гигиенически правильный уход за ребенком.

Для каждого возраста характерно преобладание тех или иных факторов риска, что определяет необходимость дифференцированного подхода к оценке роли и вклада факторов, планированию и осуществлению профилактических и оздоровительных мероприятий.

Объективно исследовать факторы, влияющие на здоровье детей и подростков, наиболее целесообразно с помощью специальных формализованных карт, анкет и т. д.

Из книги Биокосметология. Искусство быть красивой автора Виктор Федорович Востоков

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОСТОЯНИЕ КОЖИ ТЕПЛО И ХОЛОД Сильный холод, как и тепло, влияет на состояние кожи лица.По-видимому, идеальный климат для кожи – мягкий и сырой.Тепло старит и сушит кожу любого типа, кроме жирной. По мере того, как природная смазка начинает исчезать, кожа

Из книги Полная энциклопедия оздоровления автора Геннадий Петрович Малахов

Биоритмологические факторы, влияющие на очищение Большинство неудач в очистительных процедурах в основном объясняется незнанием, когда лучше всего их проводить. В итоге, выбирая любое, удобное для себя время, человек не попадает в ритмы работы очищаемого организма. В

Из книги Общая гигиена автора Юрий Юрьевич Елисеев

47. Оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья Под понятием здоровья детей и подростков следует понимать состояние полного социально-биологического и психического благополучия, гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, нормальный

Из книги Общая гигиена: конспект лекций автора Юрий Юрьевич Елисеев

ЛЕКЦИЯ № 13. Состояние здоровья детей и подростков Оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз

Из книги Обычные семьи, особые дети автора Милтон Селигман

Оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.Стабильно неблагоприятная тенденция

Из книги Стройность с детства: как подарить своему ребенку красивую фигуру автора Аман Атилов

Другие факторы, влияющие на семью Стресс, его причины и последствия, возможно, изучен лучше, чем все другие стороны жизни особых детей и их семей (Beckman, 1983; Friedrich, 1979; Friedrich & Friedrich, 1981; Houser, 1987; Patterson, 1991; Wikler, 1981). Стресс может проявляться самым различным образом:

Из книги Сохранить здоровье ребенка. Как? автора Валерия Христолюбова

Факторы, влияющие на развитие гибкости К основным факторам, влияющим на развитие гибкости, относятся морфофункциональные особенности работающих мышц; изменение ритма двигательного действия; психоэмоциональное состояние; температура мышц; температура окружающей

Из книги Невидимая гимнастика для тех, кто следит за своей фигурой. Гимнастика в офисе, лифте, на пляже, по дороге на работу автора Елена Львовна Исаева

Факторы, влияющие на психическое здоровье детей Психическое здоровье включает в себя ясное сознание, развитое мышление, большую внутреннюю моральную силу, побуждающую к созидательной деятельности. Данный термин подразумевает состояние равновесия различных

Из книги Болезни глаз автора Автор неизвестен

Влияющие на кожу факторы Если вы злоупотребляете алкоголем или напитками, содержащими кофеин, – черным кофе, крепким чаем или кока-колой – и при этом пьете мало воды, то у вас может возникнуть ряд проблем с кожей лица. Чистая вода необходима для промывания организма, а ее

Из книги Плоскостопие. Самые эффективные методы лечения автора Александра Васильева

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ Для того, чтобы избежать заболевания глаукомой. Необходимо придерживаться следующих рекомендаций:- После того, как вам исполнится 40 лет, раз в год измеряйте внутриглазное давление у своего врача, особенно если у вас в семье были

Из книги Аюрведическое питание для современного человека автора Максим Витальевич Кулижников

Факторы, влияющие на развитие плоскостопия у детей В период интенсивного роста организма – в 3 и 6 месяцев, 1 – 3 и 5 лет – происходит дифференциация формы и структуры костей. Неокрепший костный аппарат, соединенный еще чересчур растяжимыми связками, а также слабые мышцы

Из книги Питание как основа здоровья. Самый простой и естественный способ за 6 недель восстановить силы организма и сбросить лишний вес автора Джоэл Фурман

Дополнительные пищевые факторы, влияющие на состояние человека В последнее время все шире и шире распространяется идея о том, что пища, которую мы едим, непосредственно влияет не только на наше здоровье и настроение, но и на характер, состояние ума, взаимоотношения с

Из книги 200 рецептов здоровья для метеочувствительных людей автора Татьяна Лагутина

Факторы, влияющие на развитие рака Считается, что канцерогенез – процесс, который приводит к развитию ракового заболевания, – является поэтапным. Это многоступенчатый процесс, который начинается с предракового поражения клеток и затем постепенно переходит к

Из книги Идеальная кожа. Как сделать мечту реальностью. Домашняя энциклопедия автора Тамара Петровна Желудова

Факторы погоды, влияющие на самочувствие Главным фактором, который отвечает за погоду на Земле, является Солнце. Его лучи прогревают атмосферу, однако делают это неравномерно. Происходит это, во-первых, потому, что Земля вращается, а во-вторых, потому что ось ее вращения

Из книги Анализы и диагнозы. Это как же понимать? автора Андрей Леонидович Звонков

Заболевания, влияющие на состояние кожи Помимо болезней непосредственно кожи, существует еще множество заболеваний, которые проявляются различными кожными высыпаниями. Самое первое из них, которым часто болеют в детстве - ветряная оспа. Характерным признаком многих

Из книги автора

Факторы, влияющие на артериальное давление Я не буду сейчас рассказывать, как снижать АД. Это удел лечащего врача. Кроме того, все гипертоники обычно знают, какие лекарства им помогают. И потом, цель книги не в том, чтобы назначить те ли иные препараты или БАД. Нет. Она нужна

Лекция №2

Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков

«Здоровье - это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничному единству физических и интеллектуальных характеристик, формированию адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста» Академик РАМН Е.Ю.Вельтищев

Определяющие признаки здоровья:


  • Отсутствие в момент обследования болезни;

  • Гармоничное и соответствующее возрасту физическое и психическое развитие;

  • Нормальный уровень функций;

  • Отсутствие наклонности к заболеваниям;
Группы здоровья

Институт гигиены ДиП предложил давать качественную характеристику здоровья популяции путем распределения ее на группы здоровья:

I – здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений;

II – здоровые с функциональными или небольшими морфологическими отклонениями;

III – больные в компенсированном состоянии;

IV – в субкомпенсированном состоянии;

V – в декомпенсированном состоянии;

Распределение детей по группам здоровья очень важно для


  • Характеристики здоровья детской популяции, получения статистических показателей здоровья;

  • Сравнительных сопоставлений на разных территориях;

  • Оценки эффективности лечебно-профилактической работы детских мед. Учреждений и отдельных врачей;
Показатели здоровья:

  • Общая заболеваемость

  • Заболеваемость по отдельным зоологическим формам

  • Распределение по группам здоровья

  • Количество часто болеющих детей (4 и более раза в год)

  • Количество длительно болеющих детей (25 и более по одному заболеванию)
Индекс здоровья – удельный вес детей не болеющих в течении года, среди всех обследованных (в процентах).

Патологическая пораженность – частота хронических заболеваний функциональных отклонений в процентах к общему числу обследованных.

Фактор – существенное обстоятельство, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер.

3 группы факторов:


  • Генотип популяции

  • Образ жизни

  • Состояние окружающей средыэ
Г.Н.Сердюковской установлено выраженное влияние на здоровье детей следующих факторов среды:

  • Климатических особенностей местности;

  • Загрязнение атмосферного воздуха;

  • Неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия (в основном за счет превышения вместимости школьных зданий, двусменных занятий, недостаточных площадей учебных помещений, плохих жилищных условий);

  • Низкий материальный уровень жизни;

  • Большая занятость матерей;

  • Посещение в дошкольном возрасте ясель;

  • И в начальных классах групп продленного дня;

  • Злоупотребление алкоголем отцов;

  • Несоблюдение режима дня и особенно постоянного недосыпания;
«Приоритетное» значение имеет экологический фактор, который определяет 30% заболеваемости.

Экологическая патология – раздел медицины, изучающий заболевания, вызванные химическими, физическими и биологическими факторами окружающей среды.

Академик РАМН М.Я.Студенкин указывает на 3 патологических состояния, которые в известной степени могут служить биологическими маркерами загрязнения окружающей среды:


  • Аллергические болезни (в первую очередь атопический дерматит);

  • Бронхолегочная патология;

  • Железодефицитные анемии;
Экосенситивность детей – особая чувствительность детского организма к воздействию экологических факторов.

Экосенситивные периоды – 3 год, 5, 11 и 13 лет.

Пелиатры относят также профессиональные вредности у родителей по меньшей мере в течение 2 лет перед рождением ребенка. Курение во время беременности и дома.

Социально-гигиенический фактор определяет 27,5% заболеваемости.

У детей в возрасте до 1 года имеет характер семьи и образование родителей.

В возрасте 1-4 лет увеличивается роль жилищных условий.

«Уязвимые» дети – это дети которые в большей степени подвержены риску заболеть. Это внебрачные дети, дети из неполной семьи, из семьи проживающей в неблагоприятных жилищных условиях, социально-экономических, семьи кВ которых отмечается алкоголизм, асоциальное поведение, небрежное отношение к воспитанию детей. + единственного в семье ребенка, детей, рожденных после длительного бесплодия; детей, рожденных в позднем браке.

К асоциальным факторам относятся войны.

Биологические факторы: заболевания матери в течении беременности, и осложнения течения беременности и родов.

Гигиена образовательной деятельности

В современном 7 классе подросткам необходимо прочитать 1900 учебника, 1400 страниц литературно-художественных произведений, выучить более 740 определений и около 400 понятий.

При 12-летнем образовании:

1 ступень – начальное 4 года

Основное – 6 лет

Среднее – 2 года.

Виды деятельности ДиП:


  1. Умственная – ч относительно небольшой тратой энергии – от 50 до 100ккал/час в зависимости от возраста детей и характера занятий. Составляет основу умственной работы.

  2. Физическая – требует значительных затрат – свыше 100 ккал/час. Составляет основу физического воспитания и трудового обучения.
Нормативы:

Для детей ясельного возраста от 1,5 до 3 лет планируют не более 10 занятий в неделю продолжительность не более 8-10 минут.

Готовность детей к обучению в школе: 1) уровень биологического развития; 2) состояние здоровья на момент ом=смотра; 3) острая заболеваемость за предшествующий год;

В возрасте 5-7 лет дети могут сохранять активное внимание в течении 15 минут.

В 8-10 лет – 20 минут

В 11-12 лет – 25 минут

В 12-15 лкт – 30 минут.

Утомляемость – состояние, возникающее в результате деятельности ребенка.

Признаки утомления:


  • Снижение продуктивности

  • Двигательно беспокойство

  • Наружение сердечного ритма, и координации движений

  • Появление чувства усталости
Усталость – субъективная оценка утомления.

Переутомление – это кумулированное состояние утомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе.

Выраженные признаки переутомления:


  • Резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности

  • Нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха)
Гигиенические принципы организации обучения детей в школе:Объем домашнего задания:

1 класс (со второго полугодия) – 1 час

2 класс – до 1,5 часов\3-4 классы – до 2 часов

5-6 классы – до 2,5 часов

7 класс-8 класс

Основная группа (дети без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными морфофункциональными отклонениями, достаточно подготовленные).

Подготовительная группа (дети, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточно физически подготовленные).

Специальная группа (дети, имеющие значительное отклонение в состоянии здоровья).

Гигиенические требования к ручкам и карандашам.


  1. Диаметр 7мм

  2. Длина ручки – 15 см, карандаша – 18 см.

Каждой маме хочется, чтобы ее малыш был счастлив и здоров. Но далеко не все родители при этом понимают, из чего же складывается нормальное состояние их ребенка. Какие факторы оказывают воздействие на состояние его здоровья? Что из этих влияний важнее, а что отходит на второй план? Однако ответы на эти вопросы помогут маме понять, на какие именно стороны жизни ей нужно обратить особенное внимание. Так что сегодня мы как раз таки и разберем поподробнее те факторы, которые влияют на детское здоровье.

Здоровье родителей

Как известно, генетическая составляющая играет довольно важную роль в становлении здоровья. Однако многие списывают на наследственность гораздо больше, чем стоило бы. На самом деле, вероятность развития тех или иных патологических состояний в большей степени зависит от воздействия окружающей среды.

Тем не менее, от того, как родители готовились к рождению крохи, зависит многое в становлении его здоровья на начальном этапе, ведь предрасположенность к тем или иным заболеваниям закладывается еще в материнской утробе. Так если мама и папа еще до зачатия крохи прошли все необходимые исследования, отказались от вредных привычек, вылечили все болезни, то их ребенок имеет больше шансов на рождение абсолютно здоровым.

Экология

К сожалению, этот фактор оказывает достаточно значимое влияние на формирование здоровья ребенка. Во время беременности будущей маме желательно побольше находится в зеленых зонах, не дышать дымом и . После рождения ребенка нужно гулять с ним на природе, выезжать на лето к морю либо подальше от шумного города, например, в деревню.

Микроклимат в семье

Данный фактор играет очень важную роль на становление здоровья ребенка и подростка. Многие специалисты утверждают, что болезни, с которыми сталкивается человек на протяжении всей своей жизни, в большей части имеют психосоматическую природу. Это значит, что они провоцируются какими-то неприятностями, неразрешенными конфликтами и другими проблемами.

У маленьких детей весь их мир – это семья, поэтому если родители любят друг друга, дарят друг другу внимание и нежность, то ребенок имеет все шансы вырасти эмоционально адекватным и физически здоровым. Влияние постоянных скандалов, ссор и даже драк приводит не только к психологическим травмам, но и к явным заболеваниям. Кроме того дети с эмоциональной нестабильностью часто становятся агрессивными, связываются с дурными компаниями, пробуют в раннем возрасте алкогольные напитки и сигареты, что соответствующим образом сказывается на состоянии их здоровья.

Образ жизни

Основное влияние на здоровье ребенка оказывает тот образ жизни, который ведет семья и согласно которому приходится жить ему самому. Этот фактор включает в себя несколько подпунктов, а именно правильное рациональное питание, адекватные физические нагрузки и воздействие свежего воздуха (закаливание, прогулки и т.п.).

Питание

Так здоровье малыша и правильное рациональное питание тесно взаимосвязаны. Этот факт известен каждому из нас. Многие уверены, что здоровые дети должны есть исключительно по расписанию – четыре раза в день. Однако такое мнение ошибочно. При правильном подходе к питанию ребенок должен есть по аппетиту, соответственно не нужно заставлять его есть, если он не хочет.

Желание подкрепится – это наглядный индикатор состояния организма, и переедание может приносить вред. При насильственном кормлении как раз таки и возникает переедание, а это перенагружает желудок и приносит множество неприятностей.

Для полноценного питания в рационе ребенка должны обязательно присутствовать овощи и фрукты, рыба, нежирное мясо, яйца. Не стоит забывать и о молочных продуктах, соках, кашах. Родители должны грамотна распределить питательный набор на целый день, так, чтобы ребенок получал все необходимые ему вещества, обеспечивающие полноценный рост и развитие.

Физические нагрузки

Детей нужно с малых лет привлекать к спорту. Еще с грудничками можно посещать занятия в бассейне, ходить на сеансы массажа и лечебной физкультуры.

Деткам более старшего возраста на пользу пойдут различные платные тренировочные мероприятия, либо просто длительные .

Особенно полезно проводить максимально много времени с ребенком, показывая ему на своем примере, что физкультура и спорт это хорошо. Отличной традицией являются семейные воскресные прогулки на роликах, утренние либо вечерние пробежки на ближайшем стадионе.

Во время любых спортивных занятий родителям стоит учитывать, что кровообращение у ребенка работает гораздо лучше, чем у взрослого, поэтому одевать активного малыша нужно легче, чем себя.

Свежий воздух и закаливание

Чтобы вырастить действительно здорового малыша нужно уделять время его закаливанию. Это и обливания прохладной водой, и прогулки в любую погоду, и хождение босиком. Еще с грудного возраста нужно оставлять малыша голеньким для своеобразных воздушных ванн. Все эти мероприятия тренируют иммунную систему, помогая ей адекватно реагировать на изменения окружающей среды. Благодаря этому ребенок будет нормально переносить сквозняки, похолодания, атаки микробов и вирусов, а при заболеваниях выздоровление будет наступать намного быстрее.

Заключение

Навскидку видно, что более чем на три четверти факторы влияющие и формирующие здоровье детей зависят от их родителей. Конечно, здоровье ребенка зависит от множества факторов, но основной критерий его становления – это правильный образ жизни, как малыша, так и его родителей. И не нужно перекладывать свою ответственность на садик и школу. Не занимайтесь самообманом! Что посеете – то и пожнете…