О влиянии социальной среды на развитие личности человека. Влияние социальных условий жизни на психическое развитие ребенка. Социальная жизнь. Понятие «личность» чаще всего рассматривают через понятие человека в совокупности его социальных и приобретенных

12.06.2019

Социальная среда – это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий .

Социальную среду подростка составляют: школа, семья, друзья, сверстники, средства массовой информации и др. Рассмотрим влияние основных составляющих социального окружения на подростка. К ним мы относим:

1) семья: социально-экономический статус родителей, отношения в семье, ценностные ориентации родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростка.

2) школа: отношение к учебе, отношения с учителями, статус подростка в классе, ценностные ориентации одноклассников;

3) друзья, сверстники: социальное положение, положение подростка в группе, ценностные ориентации.

4) средства массовой информации: телевидение, книги, журналы, газеты и пр.

Влияние семьи на воспитание подростка.

В семье не только закладываются базисные основы, но и оттачиваются грани личности через последовательное приобщение её к вечно живым и непреходящим духовным ценностям, что в свою очередь расширяет возможности для нравственной образованности и воспитанности человека, формирования его мировоззрения и обогащения внутреннего мира. Именно здесь подросток впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык.

Родители помогают раскрыться внутреннему миру и индивидуальным качествам личности. На подростков влияют образ жизни их родителей, их поведение, стиль воспитания. Это некая микромодель общества. А для того чтобы стать полноценной личностью с положительными жизненными установками, подростку надо помочь овладеть огромным багажом знаний, умений и навыков. Это и адекватная самооценка, и верное восприятие окружающего мира, и конструктивное поведение в опасных ситуациях, и многое другое.

Однако 50 процентов времени подростки проводят вне дома. Поэтому особое место в становлении личности занимают и школа, и различные учреждения системы дополнительного образования.

Влияние школы на развитие подростка.

Школа и учение занимают большое место в жизни подростков, но не одинаковое у разных детей, несмотря на осознание всеми важности и необходимости учения. Для многих привлекательность школы возрастает из-за возможности широкого общения со сверстниками, но само учение от этого нередко страдает. Для подростка урок - это 45 минут не только учебной работы, но и ситуация общения с одноклассниками и учителем, насыщенная множеством значимых поступков, оценок, переживаний.

Обогащение и расширение жизни, связей с окружающим миром и людьми уменьшают поглощенность подростка учением в школе. Учебная деятельность протекает в иных, чем раньше, условиях.

К моменту перехода в среднюю школу дети различаются по многим важным параметрам. Такие различия существуют:

1) в отношении к учению - от очень ответственного до довольно равнодушного;

2) в общем развитии - от высокого уровня и значительной для возраста осведомленности в разных областях знаний до очень ограниченного кругозора;

3) в способах усвоения учебного материала - от умения самостоятельно работать и осмысливать материал до полного отсутствия навыков самостоятельной работы в сочетании с привычкой заучивать дословно;

4) в интересах - от ярко выраженных интересов к какой-то области знаний и наличия содержательных занятий до почти полного отсутствия познавательных интересов.

Оптимальные условия для развития личности складываются тогда, когда приобретение знаний становится для подростка субъективно необходимым и важным для настоящего и для подготовки к будущему и когда разные виды занятий насыщаются задачами познавательного и продуктивно-творческого характера, ведут к самообразованию и самосовершенствованию.

Взаимоотношения подростков со школьным коллективом, как личные, так и межгрупповые, часто складываются независимо от отношений со взрослыми и даже вопреки их желанию и влиянию. Эти взаимоотношения имеют свое содержание и логику развития. Высокий социометрический статус подростка в классе обеспечивается:

1) наличием положительных качеств личности, ценимых классом;

2) совпадением ценностей подростка с ценностями класса,

3) адекватной и даже немного заниженной самооценкой по особенно ценимым товарищами качествам.

У непопулярных и отверженных классом подростков самооценка часто ошибочна, в большинстве случаев - завышена. Характер самооценки подростка - важный момент для развития отношений с товарищами. В подростковом возрасте, по сравнению с младшим школьным, увеличиваются две крайние группы детей (популярные и изолированные) и возрастает стабильность положения ребенка в коллективе.

Заинтересованность подростка в уважении и признании сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам. Замечания, недовольства и обиды товарищей заставляют его задуматься о причинах этого, обращают его внимание на себя, помогают увидеть и осознать собственные недостатки, а потребность в хорошем отношении и уважаемом положении вызывает желание исправить недостатки и быть на высоте предъявляемых требований.

В подростковом возрасте интенсивно развивается очень важная для общения особенность - умение ориентироваться на требования сверстников, учитывать их. Это необходимо для благополучия в отношениях. Отсутствие такого умения расценивается старшими подростками как инфантилизм. Первопричиной неблагополучия в отношениях нередко бывает завышенная самооценка подростка, которая делает его невосприимчивым к критике и требованиям товарищей. Именно поэтому он становится для них неприемлемым.

Влияние сверстников и друзей на подростка.

Для подростка характерно отношение к определенной субкультуре. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Субкультура влияет на воспитание подростка постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, друзья), значимы для него .

Влияние средств массовой информации на развитие и воспитание подростка.

В процессе взаимодействия подростка с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально-одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию подростка не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и др.

Увлечение кино характерно для подростков, а книга становится субъективно необходимой для подавляющего большинства их. Книга и фильм не только объективно, но и субъективно выступают как средство познания жизни и людей. То и другое является своеобразным способом вхождения в разные стороны жизни и проблемы человеческих отношений.

Любимый герой подростка - это человек активный, стремящийся к цели, преодолевающий серьезные, почти непреодолимые препятствия и выходящий победителем. Подростка увлекают сюжеты, где показана борьба с силами природы, различными трудностями, со злом в разных формах его проявления. С возрастом подростка все больше интересуют проблемы человеческих отношений, возможностей, любви. Именно книги и фильмы позволяют подростку узнать о сложности отношений и чувств, об их месте в жизни человека. Они раздвигают границы его жизни. Для подростков характерны сопереживание героям, воображаемое вхождение в разные ситуации, подстановка себя на место героя, изменение обстоятельств в направлении привлекательного исхода, домысливание ненаписанного.

Благодаря книгам и кино он в особой форме и особым способом приобщается к жизни взрослых - осваивает опыт человеческих отношений и чувств, в данный момент ему недоступный. Мысленное освоение опережает практическое. Это очень важно для развития подростка.

Таким образом, на подростка оказывают влияние различные факторы. От социального окружения зависит развитие и воспитание ребенка. В семье закладываются основы поведения и жизненные установки (ценности), однако большую роль в воспитании подростка оказывает школа и школьный коллектив. Подросток проходит важную стадию становления своего "Я" и поэтому для него свойственно подражание значимым для него лицам и принятие тех установок, которые характерны для той или иной молодежной субкультуры. Немаловажную роль в воспитании подростка играет телевидение, которое формирует в подростке определенные образцы поведения.

Важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие и формирование личности, является воспитание. Воспитание можно рассматривать и как составную часть влияния социальной среды на человека, но вместе с тем это целенаправленная, специально-организованная деятельность, требующая профессиональной подготовки. В процессе воспитания большое значение имеет собственная активность личности, которая является не только объектом, но и субъектом воспитания. Между воспитанием и развитием существует взаимосвязь. Воспитание строится и осуществляется в соответствии с закономерностями физического, психического и личностного развития детей и направляет их развитие.

Таким образом, на процесс развития и формирования личности влияют три ведущих фактора, каждый из которых играет определенную роль. Наследственность создает материальную основу и предпосылки развития личности в виде задатков и предрасположенностей. Среда является условием и источником развития личности. Воспитание, как сознательная, целенаправленная, управляемая часть среды является наиболее важным, решающим фактором развития и формирования личности.

Главным условием развития личности является деятельность - внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) активность человека, регулируемая сознательной целью.

Основными видами деятельности ребенка являются игра, труд, учение, а также общение, различные виды занятий школьника (спортивные, художественные) и отношение к ним. На развитие личности большое влияние оказывает коллективная деятельность в семье, школе, которая ставит ребенка в положение соучастника общественно-значимого дела, ответственного за свою часть работы, побуждает к сотрудничеству, сопереживанию.

Вопросы для повторения и самостоятельного изучения темы:

1.В чем состоит различие понятий человек, личность, индивидуальность?

2.Что такое «развитие личности»?

3.Как соотносятся развитие, формирование и социализация личности?

4.Какими факторами обусловливается развитие личности.

5.Охарактеризуйте основные концепции соотношения биологического и социального в развитии человека.

6.Каковы движущие силы развития личности?

7.Назовите закономерности развития личности и дайте им характеристику.

8.Какими факторами обусловливается развития личности?

9.Охарактеризуйте биологические факторы, влияющие на развитие личности.

10.Что такое наследственность?

11.Какие вы можете выделить социальные факторы, влияющие на формирование личности?

12.Как влияет спортивная деятельность на развитие личности? Приведите примеры.

Практическая работа:

Практическая работа № 16. «Я как индивид, личность и индивидуальность».

Напишите мини-сочинение «Я как индивид, личность и индивидуальность».

Задание требует от вас проявления способностей к рефлексии. Тщательно проанализируйте качества своей личности, охарактеризуйте ее направленность, постарайтесь объективно оценить свои достоинства и недостатки с точки зрения будущей профессии - педагога физической культуры. Попытайтесь прокомментировать их (например, совпадает ли ваше мнение с мнением ваших родителей, друзей, педагогов, тренера).

Практическая работа № 17. «Концепции о факторах развития личности».

Познакомьтесь с содержанием основных концепций о соотношения биологического и социального в развитии человека (табл. 16).

Попытайтесь, выступив в двух амплуа (сторонника и оппонента), доказать справедливость и необоснованность данных концепций.

Определите свою позицию по данному вопросу, используя содержание таблицы и информацию, полученную на учебных занятиях.

Практическая работа № 18. «Характеристика концепций соотношения биологического и социального в развитии человека».

I. Повесть Р. Киплинга «Маугли» завершается сценой ухода Маугли к людям. Он уходит к ним с тяжелым сердцем. Что ждет его среди людей? Увидят ли они в нем личность? Сможет ли он свободно развиваться среди них? Напишите продолжение сказки с точки зрения сторонников различных концепций соотношения биологического и социального в развитии человека (табл. 16).

Ознакомьтесь с информацией, взятой из различных источников. На примере представленной информации покажите несостоятельность или справедливость концепций соотношения биологического и социального в развитии человека.

II. 1.Мальчика звали Джон. Ему, как полагают, уже семь лет. Он не умеет говорить, зато способен быстро бегать и легко перемахивать с ветки на ветку. Когда охотники обнаружили стаду обезьян недалеко от озера Танганьика и начали отлов животных, в их руки попал одичалый ребенок, не успевший вовремя спрятаться от звероловов. Тогда Джону было четыре года, из которых, по мнению ученых, большую часть он провел в тропическом лесу среди обезьян. Причина появления его в стаде осталось загадкой. Теперь же новоявленный Маугли попал в детдом столицы Бурунди Бужумбуры, где окружен заботой и вниманием врачей и ученых. Трудно ему дается познания человеческой жизни- и ложка не привычно, и одежда не удобна, и твердая пища не нравиться, хотя зубы у Джона на редкость крепки. А вот посидеть на руках у своих ласковых попечителей он любит. Возвращения к людям проходит медленно и не легко, но ученые не теряют надежды и словно в награду за их кропотливый труд Джон недавно подарил своим воспитателям улыбку. Первую в своей жизни



2. В Текмусе (Канада) стало известно, одна мать держала взаперти на чердаке троих из шести детей на протяжении 11 лет. Она боялась, что владелец дома выгонит ее из квартиры, если узнает, что у нее шестеро детей, а не трое, как она сказала при найме квартиры, дети не умеют говорить и ходить, умственно они недоразвиты. Теперь они взяты на излечения в психиатрическую больницу.

3. В Парагвае живет племя гуайкилов, которые относиться наиболее отсталым среди в настоящее время. Кормятся они в основном медом диких пчел, в поисках пищи ведет кочевой образ жизни не в ступают в контакт с посторонними, имеют крайне примитивный язык. На стоянке, покинутый племенем, французский этнограф Валлар нашел двух летнюю девочку ученый привез ее в Францию и отдал на воспитания своей матери. По прошествии 20 лет она не чего не отличалась по своему развитию от интеллигентных европейских женщин, стало этнографом, изучала французский, испанский и португальский язык.

4. В Индии в 1920 году нашли двух девочек, которые жили в волчьем логове. Их поместили в детский дом. Младшая из них, ей было 2 года, скоро умерла, а старшая которой было 8 лет прожила 18 лет в человеческом обществе. В первое время она вела себя, как волчонок: воду лакала, пищу не брала из рук, а ела с пола, на людей рычала, оскаливала зубы, однажды покусала ребенка, когда он к ней приблизился; по ночам выла, боялась огня, одежду с себя срывала даже в холодное время. Девочка ходила на четвереньках, выпрямляться стала лишь спустя 3 года, а первые навыки ходьбы на носках приобрела к 14-15 годам, но бегала по-прежнему на четвереньках. Первое слово она произнесла спустя 2 года, еще через 2 года знала 6 слов, к 15 годам ее словарь включил в себя 45 слов, а в 16 лет она выучила 100 слов и могла говорить короткими фразами. В 18-летнем возрасте ее умственное развитие находилось на уровне 4-летнего ребенка.

5. Декабрист Батеньков просидел в крепости более двадцати лет, не видя никого, даже коменданта. Он потерял способность говорить и, чтобы не лишился рассудка, читал и перечитывал библию, поставив себе задачей переводить ее мысленно на языки: сначала на русский, на следующий год на французский, затем на латинский. По выходе из заключение он оказался совсем разучившимся говорить: нельзя было ничего разобрать из того, что он хотел сказать; даже его мысли были не понятны. Способности выражаться вернулась к нему мало-помалу. При всем этом он сохранил свое спокойствие, светлое настроение и неисчерпаемую доброту; прибавьте сюда силу воли, которую вы в нем знаете, и вы поймете цену этого замечательного человека.

Практическая работа № 19. «Взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития личности».

Покажите на примере собственного опыта спортивной деятельности взаимовлияние процессов обучения, воспитания и развития личности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Следовательно, этот термин связан с возможностью получения травмы. со своей стороны, в том, что касается общества. Понятно, что человек страдает от ущерба, который имеет свое происхождение по социальной причине. Это означает, что социальный риск зависит от условий окружающей среды, окружающих человека.

Дифференциация возрастов человеческой жизни и в том числе - детства, по мнению Ф. Ариеса, формируется под влиянием социальных институтов, то есть новых форм общественной жизни, порождаемых развитием общества

Экономические условия, отсутствие доступа к семейным проблемам и загрязнение окружающей среды - это лишь некоторые из обстоятельств, которые могут создать социальный риск. Социальный риск обычно рассматривается в отношении группы людей. В соседстве с высоким уровнем проникновения наркотиков и высоким уровнем безработицы соседи будут подвергаться социальному риску. Существуют большие возможности того, что сочетание между незаконным оборотом наркотиков, наркоманией и отсутствием развития в условиях отсутствия безопасности, с случаями грабежей, убийств и т.д.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Другими словами, социальный риск предполагает существование чего-то, что может привести к тому, что группа людей станет маргинальной. Если в общине дети не имеют доступа к школам, эти несовершеннолетние подвергаются социальному риску: они будут расти без необходимой подготовки для интеграции в мир труда и, следовательно, не смогут зарабатывать на жизнь.

Столкнувшись с возможностью социального риска для населения, что неизбежно, необходимо принять более одной меры, причем две крайности - это профилактика и поиск решений. Отправной точкой для всех исследований, связанных с этой темой, всегда должна быть среда воспитания детей; независимо от того, живут ли они с родителями, родственниками или законными опекунами, предосторожностей никогда не бывает достаточно, потому что они могут - и предоставляются - во всех областях.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт Педагогики и Психологии

Кафедра педагогики и методики начального образования

«Влияние среды на развитие личности»

Выполнили: Тишкова А. Д. и Павлова А. В.

Проверила: Бурова Л. И.

Череповец 2010

Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, они имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую к ближайшему. В понятие «социальная среда» входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений , материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда -- это семья, родственники, друзья.

Для тех детей, которые имеют доступ к школьному образованию, учителя играют фундаментальную роль в выявлении любых аномальных признаков в их развитии, особенно в том, что касается проявлений физической или психологической агрессии. Поскольку психология показывает нам не один раз, первые годы жизни имеют решающее значение в наших собственных, и именно поэтому так важно заботиться о маленьких, чтобы нападать на любую социальную проблему.

Бывает в практике и так, воспитатель не понимая значения обобщенных игровых действий мышления детей, требует от них действий коллективных максимально сходных с практическими

Часто социальный риск начинается не путем прямой агрессии, такой как сексуальное насилие или физическое насилие, а физическое насилие, и это может иметь худшие последствия, чем любой другой вид вреда. В детстве люди очень зависят от наших старших, не только для того, чтобы накормить нас и защитить нас от внешнего мира, но и показать нам, что наше существование для них важно, что мы родились в месте, где наши наличие имеет значение.

Каково же влияние среды на формирование человека? Единства в оценке влияния среды на развитие человека пока нет. Огромную важность среды признают педагоги всего мира. Не совпадают взгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Нэнси Кригер вводит элемент вмешательства, определяя их как факторы и механизмы, посредством которых социальные условия влияют на здоровье и которые могут быть изменены с помощью информационных действий. Тарлов, наконец, предлагает довольно синтетическое определение, понимая их как , в которых происходит жизнь.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок -- обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Притязая на признание, ребенок с помощью взрослого проектирует себя в будущем как сильную, все умеющего и все мощную личность стремление соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем - важнейшее позитивное образование самосознания развивающейся личности

«Здоровье - результат общественного производства». Здоровье выходит за рамки биологического вопроса, поскольку оно зависит от того, как общество организовано и живет, включая влияние глобализации. Пауло Бюсс подчеркивает подход социальных детерминант здоровья к решению проблем здравоохранения за пределами технологий, больниц и инфраструктуры здравоохранения.

Нынешняя семья переживает не лучшие времена. Растёт число разводов, неполных семей, растёт и число социально обездоленных детей. Кризис семьи, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений, и прежде всего первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних. Подростковая преступность в России достигла угрожающих размеров. Значительное число правонарушителей в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.

Интервьюируется автор Рита Баррадас Барата, которая рассказывает о своей книге: «Как и почему социальное неравенство плохо для здоровья». На первом круглом столе Всемирной конференции по социальным детерминантам здоровья было подчеркнуто расширение прав и возможностей женщин, забота о сообществе и их развитие в качестве глобальной цели.

Ногейра, Роберто. Социальное обеспечение охватывает весь спектр юридических, организационных и образовательных мероприятий, осуществляемых государственными и неправительственными организациями, а также самими гражданами, направленные на обеспечение определенного уровня жизни людей, семей, социальных групп и предотвращение их маргинализации и социальной изоляции. Это особенно верно для того, чтобы помогать людям, которые временно или постоянно лишены возможности работать, либо посредством собственной некомпетентности в трудных жизненных ситуациях, либо из-за внешних обстоятельств, которые они испытали ухудшение условий их жизни.

Школа, класс, друзья -- следующий концентр близкого окружения подрастающего человека. Их влияние на становление и развитие личности весьма значительно. От силы, уровня и качества воздействия зависит, каким человек вырастет, носителем каких ценностей он станет.

Что оказывает большее влияние на развитие человека -- среда или наследственность? Мнения специалистов по этому вопросу разделились. Приверженцы так называемого биогенного (биогенетического) направления в педагогике безусловное предпочтение отдают наследственности, а социогенного (социогенетического, - социологизаторского) -- среде. Многие исследователи пытались установить точные количественные пропорции влияния среды и - наследственности на развитие человека. Результаты очень противоречивы, что свидетельствует лишь об одном: доля участия исследуемых факторов в развитии разных людей неодинакова. Влияние среды, по оценкам представителей социогенного направления, может достигать 90%; влияние наследственности, считают сторонники биогенного направления, отнюдь не менее значимо: 80--90%. Большее доверие вызывают взвешенные оценки, игнорирующие крайности. Например, английский психолог Д. Шаттлеворт (1935) к следующему заключению по поводу влияния основных факторов на умственное развитие: из факторов умственного развития

Однако стоит отметить, что предлагаемая поддержка и социальная поддержка не могут привести к тому, беспомощность и пассивность, то есть ожидания того, что государство решит все жизненные проблемы для граждан. В сегодняшнем мире помимо традиционных угроз безопасности - политических, военных, природных и т.д. существуют и другие «нетрадиционные» опасности, которые на самом деле угрожают обществам и еще не полностью определены и определены. Они прямо направляются в самую нацию и ее биологические и экзистенциальные основания для существования и, таким образом, представляют собой реальную угрозу государственной безопасности.

64% приходится на наследственные влияния,

16% -- на различия в уровне семейной среды,

3% -- на различия в воспитании детей в той же семье и

17% -- на смешанные факторы (взаимодействие наследственности со средой).

Разумеется, наука стремится к точности, это её цель. Но вряд ли даже самые скрупулёзные вычисления будут полностью соответствовать действительности. Развивается каждый человек по-своему, и «доля» влияния наследственности и среды у каждого своя. В каких пропорциях переплетутся действующие причины, к какому результату приведёт их взаимодействие, зависит от многих случайных факторов, действия которых ни учесть, ни измерить нельзя.

В литературе субъекта эти опасности называются социальными опасностями, в которых можно различать социальные и психосоциальные опасности. Тревожные явления - это также внезапный крах семейных ценностей как первичной социальной единицы и, следовательно, катастрофическая прямота естественного прироста, которая в сочетании с другими социальными угрозами вносит существенный вклад в разрушение современного общества , угрожая нарушить непрерывность национальной жизни.

Каждый день болезнь убивает 8000 человек - почти в три раза больше, чем теракты 11 сентября. По мнению Соединенных Штатов, наркотики также являются оружием массового уничтожения и представляют большую угрозу для американской родины. По мнению одной из величайших польских властей Яна Новака-Иезиорански, социальные проблемы также являются главной проблемой Польши.

Влияние среды на развитие ребенка с точки зрения педагогики.

В педагогике социум, социальная среда рассматриваются прежде всего с точки зрения процесса включения туда ребенка и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия: человек в определенной степени влияет на среду, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе.

Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной

Безработица, нищета, бездомность, наркомания, алкоголизм - это социальные опасности, которые вызывают дисфункцию целых социальных групп, которые начинают существовать на полях социальной жизни. Тот факт, что большинство поляков обеспокоены потерей рабочих мест и ухудшением материальных и медицинских условий, свидетельствует о том, что в Польше начинают доминировать социальные угрозы. Все более опасным для поляков является преступление и проблема молодых людей, которые не являются постоянно занятыми.

Их может быть несколько одновременно и каждая характеризуется определенными правами и обязанностями, т. е. имеет разный социальный статус.

Статусы бывают врожденными (пол, национальность, место рождения, фамилия и др.) и приобретенными (достигнутыми благодаря собственным усилиям).

Статус определяет поведение личности в обществе, т. е. человек ведет себя в соответствии со своим статусом, по аналогии с тем, как ведут себя в подобных ситуациях другие люди. Поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью.

Защита бытия и социальных связей

Тот факт, что по крайней мере 10 минут поляков являются основной основой их существования, - это социальная служба , которая должна быть достаточной для удовлетворения потребностей очень большой семьи. Учитывая сложную проблему социального обеспечения , важно учитывать, являются ли определенные сообщества особенно уязвимыми для социальных опасностей.

Из-за их профессионального и социального статуса наиболее уязвимыми группами являются люди. Безработица не только влияет на самих себя, но и вызывает негативные явления в местных сообществах; занятых на предприятиях, которые по разным причинам предназначены для ликвидации. Эти люди живут в постоянной опасности, соглашаясь на низкую и нерегулярную заработную плату ; Сохранение работы в , особенно работников здравоохранения, образования, культуры, судебных органов, администрации. С ухудшением материального положения произошло снижение профессионального престижа и социального положения и, следовательно, расширение возможностей для коррупции и преступности среди этих людей; Сохранение работы на ферме из-за плохой ситуации в сельском хозяйстве в стране. Они потеряли работу или не могут их принять. . Принимая во внимание социально-демографический критерий, наименее устойчивым к социальным рискам является.

Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. В процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные. К позитивным относят роли члена семьи, члена коллектива, потребителя, гражданина и др. К негативным относятся роли бродяги, ребенка-попрошайки, воришки и т. д.

Многодетные семьи и неполные семьи с преобладанием одиноких матерей; люди с психическими и физическими недостатками; дети и подростки, воспитанные в патологических семьях; Пожилые люди, выжившие из пенсий и пособий по инвалидности ниже минимума; Лица по разным причинам «отклоняются» социально, подвергаются бездомности, алкоголизму, наркомании, проституции и т.д. Наконец, из-за условий жизни и, прежде всего, местных условий, вероятность оказаться в очень сложной жизненной ситуации происходит среди жителей регионов.

Самые бедные экономически; самая высокая безработица; Пострадавшие от стихийных бедствий, экологические. Явление социальных угроз не относится к людям, по крайней мере группе людей или группе людей, с негативным явлением, происходящим с некоторой интенсивностью или кульминацией влияния нескольких детерминант. Определено, что люди, которые функционируют в таких условиях, находятся в «критических жизненных ситуациях». Эти ситуации могут быть диагностированы после накопления следующих синдромов.

Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интелектуальный уровень ее осуществления

Неспособность удовлетворить основные потребности человека; необходимость принятия решения высокого риска; отказ от существующих механизмов адаптации; разрушение образа жизни; Неспособность стоять отдельно от сложной ситуации. Критические ситуации жизни могут проявляться яростно или длительно в течение более длительного периода и могут быть вызваны как объективными, так и субъективными факторами.

Из жизни человека невозможно избавиться от критических жизненных ситуаций, некоторые из них необходимы для практического преодоления трудностей и стимулирования правильного развития личности. Опасно накапливать всевозможные трудности в жизни человека, особенно когда он или она больше не контролирует происходящие явления или процессы. Кризисы, затрагивающие большие социальные группы , вызывают масштабные, чрезвычайно сложные ситуации в жизни отдельных лиц и семей и разрушают социальные связи, которые угрожают стабильности общества. «социальные проблемы».

По мнению М. А. Галагузовой, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко, Б. П. Дьяконова, социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общении и сознании.

В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

В сфере общения происходит расширение круга взаимодействия, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом.

В сфере сознания -- формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли , формирование самооценки.

В процессе социализации у ребенка проявляется объективная потребность человека быть «как все», параллельно с которой формируется другая потребность -- проявить себя, свою индивидуальность. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация.

Таким образом, социальное развитие ребенка, происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (овладения социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуализации (приобретения самостоятельности, относительной автономности).

Если при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие между процессами социализации и индивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой -- вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум.

Людьми родились,но не стали

Сейчас мы перейдём к грустным фактам. Они как бы специально предоставляются нам природой для выявления законов человеческого развития. Сказка о Маугли - не досужий вымысел от начала до конца. Судя по фактам, зафиксированным в истории человеческой цивилизации, эти события могли иметь под собой реальную почву. В старинных преданиях сохранилось много рассказов о людях, вскормленных и воспитанных животными. Что в них правда, что вымысел - теперь уже, наверное, не узнать. Основатели Рима Ромул и Рем, вскормленные волчицей, Маугли, воспитанный в звериной стае, литовский мальчик, выросший в медвежьей берлоге, о чем рассказывал Э. Кондильяк ещё в 1754 г., вполне могли существовать. Известно 15 случаев вскармливания человеческих детёнышей волками,5 - медведями, один случай - павианами, другими породами обезьян - не менее 10. Один ребёнок был вскормлен леопардом, один - овцой.

В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с выводком волчат 2 малышей. Это были девочки,одной из них было лет на вид лет 7-8,другой-года два. Младшую девочку назвали Амалой, старшую - Камалой.

Как ведёт себя дикий зверь в городской квартире? Точно так же поначалу вели себя и вывезенные из джунглей дети. Ходили и бегали они лишь на четвереньках, причём только ночью. Днём спали, забившись в угол и крепко прижавшись друг к другу.

Младшая девочка вскоре умерла, так ничему и не научившись, старшая прожила около 10 лет.

Все эти годы доктор Синг вёл подробный дневник наблюдений за Камалой. Училась она с большим трудом. Два года ушло на то, чтобы научить её стоять. Через шесть лет Камала начала ходить, но бегала по-прежнему только на четвереньках. Четыре года ушло на заучивание первых шести слов. Через семь лет лексикон девочки расширился до 45 слов, а ещё через три года - до ста. Дальше языковой прогресс не пошёл. К этому времени Камала полюбила общество людей, перестала бояться яркого света, научилась есть руками и пить из стакана. Достигнув примерно семнадцатилетнего возраста, Камала по уровню своего развития была как четырёхлетний, если не трёхлетний ребёнок.

Вместо вывода вчитаемся в слова Г. Итарда: «Появляясь на земном шаре физически слабым и не обладая врождёнными идеями, будучи не в состоянии подчиняться основным законам своего существования, определившим его главенствующее положение во Вселенной, человек лишь в обществе может добиться того исключительного положения к которому его предназначила сама природа. Не будь цивилизации, он оказался бы одним из самых ничтожным и неразумных животных…человек всегда только то, что из него делает общество…»

Литература

1) Дружинин В. А. Психология и психодиагностика общих способностей. - М.: Наука,1994.

2) Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие/ Е. А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.

3) Петровский А. В. ,Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии: учебное пособие для ВУЗов - М.: Инфра-М,1998. 528с.

4) Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.

...

Подобные документы

    Формирование личности посредством эстетической культуры. Анализ современного состояния проблемы эстетического воспитания младшего школьника. Основные качества эстетической среды, условия её влияния на развитие личности современного младшего школьника.

    реферат, добавлен 23.05.2014

    Понятие социальной среды. Система социальной защиты детей в России. Сущность социального воспитания. Влияние социальной среды на развитие и обучение ребенка. Работа с детьми дошкольного возраста в направлении формирования у них должных социальных качеств.

    курсовая работа, добавлен 05.05.2016

    Процесс развития человека: понятие, результат, противоречия и условия. Роль наследственности и среды в развитии личности ребенка. Воспитание и его влияние на формирование детской личности. Деятельность как важный фактор совершенствования личности ребенка.

    презентация, добавлен 08.08.2015

    Рассмотрение понятия и сущности условия как среды, в которой протекают те или иные педагогические процессы. Изучение этапов формирования умений исследовательского поиска у старших дошкольников. Влияние предметно-развивающей среды на развитие ребёнка.

    реферат, добавлен 27.03.2014

    Изучение наследственности, среды и воспитания как основных факторов, влияющих на развитие личности. Воздействие социальной среды, окружающей ребенка, на его самоутверждение, становление характера и мировоззрение. Зависимость в отношениях матерей и детей.

    контрольная работа, добавлен 22.06.2011

    Понятие и уровни структурной организации "образовательной среды", ее влияние на развитие личности. Механизм ее самоорганизации. Типология образовательной среды. Задачи психологического сопровождения личностной и профессиональной самореализации студентов.

    курсовая работа, добавлен 27.01.2014

    Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе. Развивающая среда в ДОУ. Художественные средства модернизации развивающей среды. Разработка элементов среды для развития детского изобразительного творчества.

    дипломная работа, добавлен 28.08.2008

    Сущность понятия "социальная педагогика". Принцип гуманизма и педагогическое содержание социальной работы . Формирование здорового работоспособного коллектива как педагогический аспект работы. Влияние включения в виды творчества на развитие личности.

    реферат, добавлен 20.04.2011

    Влияние семьи на развитие ребенка. Формирование мировоззрения и развития личности. Помощь мамы в школьной учебе. Развитие трудолюбия и осознание того, что учеба и знания являются неотъемлемой частью жизни. Понятие о духовном, культурном развитии.

    сочинение, добавлен 07.04.2014

    Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования. Роль среды в развитии детей. Требования к развивающей предметно-пространственной среде. Условия, обеспечивающие полноценное формирование личности ребенка. Состав предметно-игровой среды.

Влияние социальных условий жизни на психическое развитие ребенка

Среди внешних факторов, которые влияют на развитие ребенка, важную роль играет окружающая среда, то есть общая ситуация, в которой она развивается, особенно социальные, экологические, культурные условия жизни. Иллюстрацией этого влияния могут быть описаны случаи (Бельгия, Венгрия, Германия, Голландия, Индия), когда развитие маленьких детей происходило не в человеческом обществе, а среди диких зверей. их поведение, несмотря на специфическую человеческую организацию, напоминала поведение животных. Они, как правило, прекрасно лазили и прыгали, лазали, выдавали невнятные звуки, ели, как звери. Далеко не все из них даже после длительных занятий научились говорить.

Социальная среда действует не только как обстоятельство, условие развития, а как его источник, поскольку в нем есть все, чем должен овладеть ребенок. Оно состоит не только из непосредственного окружения ребенка, а составляет единство макросреды (общество как определенная социально-экономическая, социально-политическая и идеологическая система), Стратегическое (национально-культурные, социальные особенности региона), микросреды (непосредственное среду жизнедеятельности: семья, соседи, группы сверстников, культурные, учебно-воспитательные заведения). В разные периоды детства компоненты социальной среды по-своему влияют на психическое развитие личности.

Макросреда влияет на развитие ребенка, и ощутимым влияние элементов среды, с которыми ребенок активно взаимодействует. Именно микросреда связывает ребенка с его макросредой. На выбор ближайшего среды влияют индивидуальные и возрастные особенности ребенка, отношение к ней взрослых, товарищей, их значение для ребенка, специфика воспитания. От того, какие люди образуют микросреду ребенка, как они с ней общаются и которые она имеет с ними отношения, зависит, какие свойства личности у нее будут преобладать.

Микросреда действует на ребенка с первых дней его жизни. Это значит, что от опеки взрослых во многом зависит его психическое развитие. Об этом свидетельствуют исследования, наблюдения за развитием детей в разных семьях.

Важным достижением младенческого периода является появление у ребенка потребности в общении в людьми, побуждает ее искать контакты с взрослыми, делает ее чувствительной к отношениям взрослых, готовой перестроить свое поведение в соответствии с их подсказок, овладеть специфическими человеческими действиями. Лишенные общения дети не проявляют интереса к окружающему миру, находятся в полусонном состоянии, пассивно реагируют на внешние первичные стимулы. В них запоздалый развитие движений, они отстают в овладении языком, пиддатливиши своих ровесников болезням. Эта патология детского развития охарактеризована как госпитализм.

Госпитализм - глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита воспитания.

Причиной госпитализма является ограниченность микросреды, недостаточность общения детей со взрослыми. Как показали специальные исследования, этот дефицит можно преодолеть целенаправленными индивидуальными занятиями.

На формирование личностных качеств ребенка в значительной степени влияет атмосфера в ее семье: или занимают родители одинаковую позицию; проявляют к ней преимущественно строгость и требовательность или нежность и требовательность; насколько теплые дружеские отношения в семье и т. Жизненным опытом и наукой доказано, что дети, которые воспитываются в доброжелательной, демократичной атмосфере, имеют много преимуществ в своем психическом развитии.

Со вступлением в дошкольное учреждение в микросреду ребенка включается очень важный взрослый - воспитатель. От общения с ним, его поведения тоже зависит психическое развитие, отношения, формирование самосознания дошкольников.

В общем микросреда по своей социально-психологической сущности является контактной малой группой.

На старте жизненного пути личности находится генетически первичная диада: "мать (важные взрослые) - ребенок". Затем к ней подключается система "сверстник - сверстник", которая видоизменяется в процессе онтогенеза: группа дошкольного учреждения, школьный класс, внешкольное коллектив, студенческая группа, трудовой коллектив, семейное микросреду. Группы, в которые включен ребенок, по-разному влияют на ее эмоциональное самочувствие, развитие его личности. Однако ребенок не является пассивным объектом внешних воздействий, она тоже действует, влияет. В этом интерактивном процессе формируются ее специфические человеческие свойства. Важное значение при этом играют ее роль, функция в группе, активность в ней.

Окружающая среда оказывает формирующее влияние на человека. Давно известна мудрость: человек формируется всей жизнью. Особое значение имеет соци­альная среда - духовные и материальные условия жизни. Им присущ особый вид педагогических причинно-следственных отно­шений, закономерностей, называемых социально-педагогическими. Действие этих причинно-следственных отношений приносит широкие и существенные формирующие личность педагогические результаты:

- образовательные: сказываются на понимании гражданами окружающего мира, происходящих в обществе и ее сферах собы­тий и процессов, понимании своего места в мире и обществе, расширяют кругозор, повышают осведомленность в разных об­ластях знания, создают условия для самообразования и др.;

- воспитательные: формируют политические и моральные убеждения, отношения к Родине, ее истории, перспективам, лю­дям, государственным органам, политике, тем или иным государ­ственным и общественным институтам, событиям, профессиям, труду, религиям, социальным группам населения, национально­стям, активизируют и изменяют мотивы поведения, формируют моральные взгляды и привычки поведения, приверженность обще­человеческим ценностям, определенным традициям, обычаям, способам проведения досуга, подталкивают к решениям и поступ­кам, формируют культурные и эстетические взгляды и вкусы и др.;

- обучающие: обогащают знаниями по различным вопросам жизни, деятельности и поведения, а также бытовыми и профес­сиональными навыками и умениями и др.;

- развивающие: социализируют потребности, интересы, склонности, совершенствуют физические качества, сказываются на уровне развития интеллекта, культуры, нравственности, профессиональных и деловых способностях и др.

Особенно податлива социально-педа­гогическим воздействиям воспитанность человека.

Характерная особенность социально-педагогических воздействий на личность - в преобладающей в них стихийности, неуправляемости, случайности. Кроме того, если в специально организованных педагогических учреждениях решением педагогических задач занимаются педагоги-профессионалы, надлежащим образом подготовленные воспита­тели, то социально-педагогические воздействия оказывают лю­ди, обычно не имеющие педагогической подготовки (руководители, должностные лица, работники государственного аппарата, хозяйственные работники, работники средств массовой информации, родители, члены различных социальных групп и др.). Эти воздействия бывают таковы, что переворачивают все в личности, зачеркивают многое из того положительного, что было сформировано в ней в школе, институте усилиями многих хороших педагогов и воспитателей. Если бы судьи судили лю­дей, а врачи лечили их с той же долей субъективизма и педаго­гической безграмотности, с которой обращаются нередко с ни­ми в жизни, на работе, в различных учреждениях, то все невин­ные были бы давно осуждены, а больные умерли. Постановка вопроса о преодолении стихийности и педагогической некомпе­тентности звучит еще слабо и тонет в реве жизни и трудностей общества.



Практика реальной жизни человека в определенной соци­альной среде - это школа жизни («школа семьи», «школа профессиональной деятельности», «школа досуга» и пр.). Ее влияние на формирование личности вступает во взаимодействие с тем, что делают и чего достигают специальные педаго­гические учреждения общества, его сфер и нередко конкури­рует с ними. Сила и результаты влияний «школы жизни» и целенаправленных педагогических воздействий зачастую не совпадают. Так, школьники, получающие общее образование в стенах общеобразовательной школы, одновременно прохо­дят «школу семьи», «школу улицы», «школу дискотек», «школу неформальных объединений сверстников», «школу информационных технологий» (Интернет, компьютерные иг­ры), «школу телевидения и видеопродукции» и др. Их образо­ванность, воспитанность, обученность и развитость обычно бывает не арифметической суммой всех этих школ, но доми­нирующим влиянием одной из них.

Определенное педагогическое воздействие оказывает и при­родная среда. В педагогической литературе справедливо отмеча­ется", что условно можно говорить о «педагогике гор», «педагогике Волги», «педагогике моря», «педагогике степей», ибо детство и жизнь, проведенные в особенностях такой среды, оказывают своеобразное воспитывающее, обучающее и разви­вающее влияние на людей.

Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т.е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет. Социализация имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике, однако его содержание не является стабильным и однозначным.

Социализация происходит: 1) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; 2) в процессе влияния со стороны государства на те или иные категории людей; 3) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т.е. воспитания; 4) в процессе саморазвития, самовоспитания человека.

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации (хотя, конечно же, такое разделение, во-первых, весьма условно, а во-вторых, достаточно огрублено).

Первый подход утверждает или предполагает пассивную пози­цию человека в процессе социализации, а саму социализацию рас­сматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть названсубъект-объектным (общество - субъект воздействия, а человек - его объект). У исто­ков этого подхода стояли французский ученый Эмиль Дюркгейм и американский - Талкот Парсонс.

Сторонники второго подхода исходят из того, что человек ак­тивно участвует в процессе социализации и не только адаптирует­ся к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъек­тный. Основоположниками такого подхода можно считать аме­риканцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида.

Основываясь на субъект-субъектном подходе социализацию мож­но трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе ус­воения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодейст­вии человека со стихийными, относительно направляемыми и целена­правленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества.

Приспособление (социальная адаптация) - процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж.Пиаже, Р. Мертон). Адаптация предполагает согласование требований и ожидании социальной среды по отношению к человеку с его уста­новками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реальностями со­циальной среды. Таким образом, адаптация - это процесс и ре­зультат становления индивида социальным существом.

Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Ре­зультат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), по­требность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые ме­шают его самоизменению, самоопределению, самореализации, са­моутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособ­ление - это процесс и результат становления человеческой индивиду­альности.

Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обще­стве. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.

Социализация человека в современном мире , имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик.

В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах . В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже, не яв­ляется общепризнанной. Она весьма условна (особенно после эта­па юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.

Будем исходить из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юно­шеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста, моло­дость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зре­лость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

Социализация, как уже отмечалось, осуществляется и различ­ных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоя­тельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их соче­тания, так много и факторов (условий) социализации. А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в четыре группы:

Первая- мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - кос­мос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие груп­пы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая -макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).

Третья -мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), усло­вия социализации больших групп людей, выделяемых: по местно­сти и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принад­лежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опо­средствованно через четвертую группу - микрофакторы . К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья, группы сверстников, воспитательные организа­ции, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум.

Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализа­ции, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом – и члены их семей.

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести, например способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; разнообразные виды и типы отноше­нии в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт) и др.

Чем лучше организованы социальные группы, тем больше воз­можностей оказать социализирующее влияние на личность. Од­нако социальные группы неравнозначны по своей возможности оказать воздействие на личность в различные этапы ее онтогене­тического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наи­большее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом же возрасте на первое ме­сто по значимости выходят сословие, трудовой или профессио­нальный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социали­зации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жиз­ни человека. Это нация, ментальность, этнос.

В последние годы все большее значение ученые придают мак­рофакторам социализации, в том числе и природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности. Знание макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида как представителя Homo sapiens.

Факторы социализации - это развивающая среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и даже по­строена. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.

Социализация человека осуществляется в процессе его взаимо­действия с многообразными и многочисленными факторами, организациями, агентами, с помощью различных средств и механизмов.

От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, от­носительно направляемой и относительно социально контроли­руемой социализации, во многом зависит самоизменение человека на протяжении его жизни, и в целом - его социализированность .

В русле субъект-объектного подхода к пониманию социализа­ции социализированность в общем виде понимается как сформированностъ черт, задаваемых статусом и требуемых данным об­ществом. Социализированность определяется как результативная конформность индивида к социальным предписаниям.

Иной взгляд на социализированность у других исследователей, но тоже в русле субъект-объектного подхода к социализации. Суть их позиции в том, что, поскольку человек заранее не может быть подготовлен к тем разнообразным требованиям, с которыми ему предстоит встретиться в жизни, постольку социализированность должна основываться на усвоении им не просто суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований.

С этой точки зрения залогом успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, вклю­чающих основные элементы институциональных требований и предписаний. Американский психолог и педагог Л. Колберг под­черкивал, что такой тип социализированности предотвращает ролевые конфликты в будущем, в то время как конформное приспособление к своей среде в случае ее изменения делает их неиз­бежными.

В многочисленных исследованиях все больше внимания уделя­ется выявлению не тех обстоятельств и характеристик, которые обеспечивают соответствие человека требованиям, предъявляе­мым на данном этапе его развития, а тех, которые обеспечивают успешную социализацию в дальнейшем. Например, социализированность рассматривается как усвоение личностью установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на сле­дующей стадии развития. Этот подход, который американский исследователь А. Инкельс назвал «заглядывание вперед» (изуче­ние того, каким ребенок должен быть сейчас, чтобы, став взрос­лым, он был успешен), очень характерен для развития сегодня эмпирических исследований.

Достаточно распространенным стало мнение о том, что социа­лизация будет успешной, если индивид научится ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Рассматриваются различ­ные механизмы такой ориентации. Один из них основан на понятии «ситуационное приспособление» - «вступая в новую ситуацию, ин­дивид соединяет новые ожидания других со своим «Я» и таким об­разом приспосабливается к ситуации». Однако такой подход пре­вращает человека в некий флюгер (что имеет место, но не всегда).

В рамках субъект-субъектного подхода считается, что социализированный человек не только адаптирован в общество, но и в состоянии быть субъектом собст­венного развития и в какой-то мере общества в целом.

Так, американские ученые М. Райли и Е. Томас, особое внимание уделяют наличию у че­ловека собственных ценностных ориентаций. Они считают, что сложности в социализации возникают в том случае, когда роле­вые ожидания не совпадают с самоожиданиями индивида. В этих случаях человек должен осуществлять ролевые замены или пе­рестройку ценностных ориентации, стремиться к изменению самоожидания и уметь остав­лять предшествующие роли.

В русле субъект-субъектного подхода характеристиками личности, обеспечивающими успешную социализацию являются: способность к изменению своих ценно­стных ориентаций; умение находить баланс между своими ценно­стями и требованиями роли (избирательно относясь к своим социальным ролям); ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей.

Таким образом, социализированной личностью можно считать зрелую личность. Основные критерии зрелости-социализированности личности: уважение к себе (чув­ство собственного достоинства), уважение к людям, уважение к природе, умение прогнозировать, умение творчески подходить к жизни (гибкость и одновременно устойчивость в меняющихся ситуациях, а также креативность).

С точки зрения социальной педагогики социализированность в общем виде можно трактовать так: в процессе и в результате со­циализации человек овладевает совокупностью ролевых ожида­ний и предписаний в различных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, социальной и др.) и развивается как личность, приобретая и вырабатывая ряд социальных устано­вок и ценностных ориентаций, удовлетворяя и развивая свои по­требности и интересы. Социализированность человека проявляется в балансе между его адаптированностью и обособлением в обществе.

В рамках проблемы социализированности как результата социализации в целом особ­няком стоит вопрос о воспитанности как результате относительно социально контролируемой социализации.

На бытовом уровне воспитанность понимается довольно одно­значно и односторонне, о чем свидетельствуют словари: «Воспи­танный человек, выросший в обычных правилах светского прили­чия, образованный» (В. И. Даль). «Воспитанность - умение вести себя; благовоспитанность» (Словарь русского языка. - М., 1957). «Воспитанный - получивший хорошее воспитание, умеющий вес­ти себя» (там же).

Охарактеризовать воспитанность на теоретическом уровне весьма проблематично в связи с многообразием трактовок поня­тия «воспитание». Все известные попытки охарактеризовать воспитанность с по­мощью эмпирических показателей вызывают те или иные возра­жения. Более или менее корректно это делается по отношению к отдельным аспектам воспитанности (например, образованности, профессиональной подготовке, установкам и ценностным ориентациям в различных сферах жизнедеятельности и пр.). Однако выявленный уровень образованности человека или его социаль­ные установки, например, в сфере межэтнического взаимодейст­вия и др. далеко не всегда соответствуют его реальному социальному поведению.

Социализированность имеет «мобильный характер», т.е. сформировавшаяся социализированность может стать неэффек­тивной в связи с самыми различными обстоятельствами.

Происходящие в обществе коренные или весьма существенные изменения, приводящие к ломке или трансформации социальной и (или) профессиональной структур, что влечет за собой измене­ния статуса больших групп населения, превращают их социализи­рованность в неэффективную для новых условий. Переезд челове­ка из страны в страну, из региона в регион, из села в город и на­оборот также делает социализированность проблематичной.

Изменение ролей, ожиданий и самоожиданий в связи с перехо­дом человека с одного возрастного этапа на другой, также может сделать неэффективной сформировав­шуюся социализированность у детей, подростков, юношей.

Социализация детей, подростков, юношей в любом обществе протекает в различных условиях. Для условий социализации харак­терно наличие тех или иных многочисленных опасностей, оказы­вающих негативное влияние на развитие человека. Поэтому объ­ективно появляются целые категории детей, подростков, юношей, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации.

А.В. Мудрик условно выделяет реальные, потенциальные и латентные виды жертв неблагоприятных условий, которые представлены различными типами-категориями людей.

Реальными жертвами неблагоприятных условий социализации являются инвалиды; дети, подростки, юноши с психосоматиче­скими дефектами и отклонениями; сироты и ряд категорий детей, находящихся на попечении государства или общественных орга­низаций.

Потенциальными, но очень реальными жертвами можно считать детей, подростков, юношей с пограничными психическими состоя­ниями и с акцентуациями характера; детей мигрантов из страны в страну, из региона в регион, из села в город и из города в село; де­тей, родившихся в семьях с низким экономическим, моральным, образовательным уровнями; метисов и представителей инонацио­нальных групп в местах компактного проживания другогоэтноса.

Латентными жертвами неблагоприятных условий социализа­ции можно считать тех, кто не смог реализовать заложенные в них задатки в силу объективных обстоятельств их социализации. Так, ряд специалистов полагает, что высокая одаренность и даже гени­альность «выпадают» на долю примерно одного человека из ты­сячи родившихся. В зависимости от меры благоприятности усло­вий социализации, особенно на ранних возрастных этапах, эта предрасположенность развивается в той степени, которая делает ее носителей высокоодаренными людьми, примерно у одного че­ловека из миллиона родившихся. А действительно гением стано­вится лишь один из десяти миллионов, т. е. большинство Эйн­штейнов и Чайковских теряется на жизненном пути, ибо условия их социализации (даже достаточно благоприятные) оказываются недостаточными для развития и реализации заложенной в них высокой одаренности. Поскольку ни они сами, ни их близкие об этом даже не подозревают, постольку их и можно отнести к ла­тентному виду жертв неблагоприятных условий социализации.

Названные типы реальных жертв далеко не всегда представле­ны «в чистом виде». Весьма часто первичный дефект, отклонение от нормы или какое-то объективное жизненное обстоятельство (например, неблагополучная семья) вызывают вторичные измене­ния в развитии человека, ведут к перестройке жизненной позиции, формируют неадекватные или ущербные отношения к миру и к себе. Нередко происходит наложение одного признака или об­стоятельства на другие (например, мигрант первого поколения становится алкоголиком). Еще более трагический пример - судьба выпускников детских домов (в большинстве своем - социальных сирот, т. е. имеющих родителей или близких родственников). Сре­ди них до 30% становятся «бомжами», до 20% - правонарушите­лями, а до 10% заканчивают жизнь самоубийством.

Одни признаки и обстоятельства, позволяющие отнести чело­века к числу жертв неблагоприятных условий социализации, име­ют постоянный характер (сиротство, инвалидность), другие про­являются на определенном возрастном этапе (социальная дезадаптация, алкоголизм, наркомания); одни - неустранимы (инвалид­ность), другие могут быть предотвращены или изменены (различные социальные отклонения, противоправное поведение и др.).


1 Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2000. - №2.