Ведущий тип деятельности и его значения для психического развития ребенка. Роль деятельности в психическом развитии ребенка. Понятие «ведущая деятельность»

20.07.2019

Игра - это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии.

Игра - ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности,

в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которую никакая другая деятельность дать не может. Что же составляет предмет игровой деятельности?

Это взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своейпредметно-практической деятельности определенные правила.

На протяжении своего развития ребенок постоянно ≪овладевает≫ взрослым человеком. Сначала он овладевает им как орудием. Но это орудие отличается от всякого другого орудия. Ложкой можно попробовать что-то делать (бросать, стучать и т. п.), а со взрослым уже не попробуешь... Если что-то плохо сделал - значит это уже произошло, это уже непоправимо. В ситуации человеческих отношений приходится внутренне проигрывать не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий своих действий. Поэтому необходимость формирования внутреннего плана действий рождается именно из системы человеческих отношений, а не из системы материальных отношений. Как показали исследования Д. Б. Эльконина, игра - это не всеобщая форма жизни всех детей, она - образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает ≪пустой≫ промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. Основные психологические новообразования дошкольного возраста.

Д. Б. Эльконин считал, что это:

1) возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может житьв беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привестив порядок, увидеть закономерные отношения, в которыеукладывается такой непостоянный окружающий мир.

Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию. Он строит схемы глобального характера, мировоззренческие схемы.

У детей возникает обостренный познавательный интерес, он задает взрослым тысячи вопросов;

2) возникновение первичных этических инстанций ≪Что такое хорошо и что такое плохо≫. Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими: ≪Красивое не может быть плохим≫;


3) возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип ≪данного слова≫). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям;

4) возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение - это поведение, опосредованное определенным представлением. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д. Б. Элькони ну, появляется стремление управлять собой и своими

поступками; 5) возникновение личного сознания возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;

6) появляется внутренняя позиция школьника. Подготовленный к школе ребенок хочет учиться потому, что у него появляется стремление занять определенную позицию в обществе, открывающую доступ в мир взрослости, потому что у него есть познавательная потребность,

которую он не может удовлетворить дома. Внутренняя позиция школьника возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, или в период кризиса семи лет. Сочетание двух потребностей - познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом

уровне - позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в произвольном поведении ученика. Кризис семи лет

На основе возникновения личного сознания появляется кризис семи лет.

Основные признаки:

1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка);

2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то);

3) симптом ≪горькой конфеты≫ - ребенку плохо, но он старается этого не показать.

Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни - чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни.

Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок долженвступить в отношения с обществом как с совокупностьюлюдей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлениискорее пойти в школу.

Симптомом, рассекающим дошкольный и младший школьный возрасты, становится ≪симптом потери непосредственности≫ (Л. С. Выготский): между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент - ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности. Это - внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь для ребенка осуществление деятельности – удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок займет в отношениях со взрослыми или другими людьми.

Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Согласно взглядамД. Б. Эльконина, там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, там и тогда ребенок переходит в новый возраст. 12.РАЗВИТИЕ личности дошкольника.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Меняется представление ребенка о своем ≪Я≫. Если спросить ребенка трех лет: ≪Ты какой?≫ - он ответит - ≪Я большой≫. Если спросить ребенка семи лет: ≪Ты какой?≫ – он ответит: ≪Я маленький≫.

Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т. п.).

В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений: в 3 года – внешнее ≪Я сам≫, в 6 лет - личное самосознание. И здесь внешнее

превращается во внутреннее. Осознание своего ≪Я≫, выделение самого себя, своего ≪Я≫ из мира объектов и окружающих людей, появление стремления активно воздействовать на возникающие ситуации, изменять их таким образом, чтобы удовлетворить свои потребности и желания, - все это характеризует личное самосознание.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки (≪я хороший≫) и рациональной оценки чужого поведения.

Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной. У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Еще одна линия развития самосознания – осознаниесвоих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: ≪я рад≫, ≪я огорчен≫, ≪я сердит≫.

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет в будущем: ≪когда я был маленьким≫, ≪когда я вырасту большой≫.

Психологическое обретение пола начинается именно в дошкольном возрасте.

Половая идентификация заключается в том, что ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения (мальчик - сильный, смелый, не плачет от боли; девочка - аккуратная, деловитая, кокетливо-капризная).

На протяжении дошкольного возраста ребенок по нарастающей начинает присваивать не только поведенческие формы, но интересы, ценности своего пола. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ сфера дошкольника

При всей важности познавательного развития ребенка его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

В ходе онтогенеза изменяется структура эмоциональных процессов - в их состав постепенно включаются, помимо вегетативных и моторных реакций, познавательныепроцессы (воображение, образное мышление, сложныеформы восприятия). Эмоции становятся ≪умными≫, интеллектуализируются, а познавательные процессы приобретают аффективный характер, обогащаются чувством.

Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. На ранней стадии развития эмоциональная коррекция поведения еще несовершенна и имеет запаздывающий

характер. Она включается лишь тогда, когда поведение значительно отклоняется от ≪требуемого курса≫, а его отрицательные последствия уже получают негативную социальную оценку.

В дальнейшем, по мере того как побудительная сила социальных мотивов возрастает, совершается переход от запаздывающей к более совершенной – опережающей эмоциональной коррекции действий. Предвосхищение выполняет важную регулирующую роль в более сложных_ формах игровой и продуктивной деятельности. Для их выполнения необходимо не только предварительно представить отдаленные результаты действия, но и заранее прочувствовать тот смысл, какой они будут иметь для самого ребенка и окружающих его людей.

В числе ведущих факторов, влияющих на эмоциональное развитие ребенка, А. В. Запорожец называл детский коллектив. На основе совместной деятельности, опосредованной эмоциональными эталонами – нравственными нормами, у ребенка складывается эмоциональное отношение к людям, зарождается эмпатия (сопереживание).И особенно важно - там, где процессы ориентации в окружающей действительности начинают определяться общественно выработанными способами ее анализа, общественно выработанными эталонами и нормами, мы

имеем дело с личностью.

Развитие воли как способности к управлению поведением

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном периоде, считается соподчинение мотивов. Раньше если несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.

Постепенно мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль ≪ограничителей≫. Появление соподчинения мотивов становится предпосылкой развития воли.

Обратимся к генезису волевых действий. В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка складывается почти целиком из импульсивных поступков, проявления воли наблюдаются лишь время от времени при особо благоприятных обстоятельствах. У дошкольника 5-6 лет количество таких проявлений возрастает, но они все еще не занимают сколько-нибудь значительного места в поведении. Только в старшем дошкольном возрасте на фоне изменения мотивов поведения, формирования соподчинения мотивов ребенок становится способным к сравнительно длительным волевым усилиям.

В развитии волевых действий дошкольника можно выделить три взаимосвязанные стороны:

1) развитие целенаправленности действий;

2) установление взаимозависимости между целью действий и их мотивом;3) возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.

Постепенно формируется умение удерживать цель в центре внимания. Под влиянием воспитателя дошкольник овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действий, в частности мотивам общественного характера (сделать подарок для мамы).

Особые требования к воле ребенка предъявляют ситуации, в которых сталкиваются противоположные мотивы.

В этой ситуации происходит борьба мотивов, заканчивающаяся победой одного из них, выбор происходит на основе соподчинения мотивов, решение опирается на более значимый мотив в данный момент.

На развитие воли особенно сильно влияют игры с правилами. Вначале дошкольник больше следит за тем, как выполняют правила другие дети, и только потом эти требования предъявляет себе. Желание участвовать в игре выступает как мотив, который приводит к волевым дейСТВИЯМ.

Каждый ребенок растет ежедневно, получая все больше возможностей для своего развития. Помалу от примитивных форм манипуляций с различными предметами он переходит к более осознанным действиям. Каждое действие, даже если это «несерьезная» игра или баловство, оказывает воздействие на ребенка, на формирование его личности. Однако, только ведущая деятельность, в зависимости от возраста малыша, является самым важным фактором его психического развития. Приоритетная деятельность на данном этапе призвана сформировать деловые человеческие качества. Постепенно к концу этого возраста игра начинает становиться более отвлеченной от реальности, и малыши начинают придумывать разные ситуации.

Они определяют более жесткие правила, которые требуют исполнения.

Понятие ведущей деятельности

Понятие ведущей деятельности малыша можно сформулировать в трех ее признаках:

Содействует появлению новых деяний ребенка;

Формирует и перестраивает определенные функции психики;

Влияет на видимые личностные изменения.

Смена ведущей деятельности - это переход от одного этапа развития на следующий.

Виды ведущей деятельности

Виды ведущей деятельности малыша от младенческого возраста и до дошкольного можно охарактеризовать следующей структурой:

  • Сохраняющаяся - переходит от предыдущей стадии.
  • Непосредственная - свойственна для данного этапа.
  • Нарождающаяся - лишь начала развиваться и станет ведущей на последующей стадии развития.

Итак, в возрастной психологии выделяется несколько видов ведущей деятельности малыша на разных стадиях его развития:

  • 0 - 1 год - прямое эмоциональное общение с мамой и другими взрослыми.
  • 1 - 3 года - предметно-манипулятивная деятельность.
  • 3 - 7 лет - игровая.
  • 7 - 11 лет - обучение.
  • 11 - 15 лет - коммуникативная.

Очень важным временем для малыша является период от рождения и до 7 лет, поэтому эти стадии развития рассмотрим далее.

От 0 до 1 года

От 0 до 1 года малыш целиком зависит от мамы (или другого воспитывающего взрослого). В начале своей жизни до 2-х месяцев деятельность как таковая у ребенка не определена. С 2 до 12 месяцев приоритетная деятельность являет собой общение с матерью. Благодаря этому формируются такие новообразования:

  • деление состояний, ощущений;
  • непроизвольное внимание - непродолжительное фиксирование на каких-то предметах, объектах;
  • самостоятельная речь;
  • начало вырабатывания наглядно-деятельного мышления;
  • восприятие определенных объектов.

Самое основное новообразование младенческого возраста - растущая потребность общаться.

Ранний возраст

Ранний возраст начинается от одного года. В младенчестве у ребенка сформировались такие особенности, которые дали ему возможность перейти на следующую стадию. Теперь ведущей деятельностью выступает предметно-манипулятивная. Посредством такой деятельности дети могут познавать мир под надзором взрослых.

Следует отметить, что в раннем возрасте формирование зависит от пола и уже начинает отличаться. Так, у мальчиков преобладает предметно-орудийная деятельность, а у девочек - социальная. Это все - из-за различия общения, построенного на паттернах общества. У мальчиков больше развивается абстрактное мышление, а у девочек - социальное.

Такие новообразования формируются:

  • самооценка;
  • вырабатывание активной речи;
  • наглядно-деятельное мышление;
  • узнавание и отражение;
  • формирование внимания непроизвольного типа;
  • создание Я-концепции.

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст отличается тем, что развитие происходит в познавании людских взаимоотношений под воздействием потребности подражать им. И для детей от 3 до 7 лет поэтому в ведущую превращается игровая деятельность, которая формирует такие новообразования психики, как:

  • непроизвольная память;
  • слова, речь;
  • наглядно-образное мышление;
  • эмоциональное регулирование поведенческих аспектов;
  • аналитическое восприятие;
  • творчество;
  • начало формирования произвольной памяти;
  • речевое мышление.

Естественно, это предельно важно для последующего формирования и развития. На протяжении этого периода от 3 до 7 лет ребенок сменяет виды игровой деятельности.

Предметная игра. Она важна во время раннего возраста, хоть и не выступает ведущей. Ребенок активно пробует использовать разные знакомые предметы в новых ситуациях. Например, в качестве ложки использует палочку и кормит своих родителей и игрушек, баночка становится тарелкой или кораблем. Главная цель - научиться логике действий.

Сюжетно-отобразительная игра. В процессе познания мира малыш к 3 годам уже накапливает достаточно впечатлений, чтобы самостоятельно начать играться с игрушками. Теперь они превращаются в героев и персонажей историй, которые придумывает сам малыш. Куклы превращаются в докторов и воспитателей. Однако, ребенок еще не может самостоятельно выделить взаимоотношения между своими персонажами. Но уже способен точно обозначить поведение в реальной жизни. Его игрушки начинают играть, обижаться, радоваться, выражать разные эмоции. Игра приобретает сюжет и отражает взаимоотношения между людьми.

Сюжетно-ролевая игра. Отличие сюжетно-ролевой игры в том, что участники - несколько малышей. Они отражают отношения в сюжете, а также учатся общаться в реальности. Из игры может произойти даже конфликт, поэтому малыши учатся самостоятельно или с помощью взрослого распределять свои роли, помогать другому, доказывать, что они правы, и делиться.

Так как виды игры усложняются, задача родителей и воспитателей - расширить кругозор детей, обеспечить им новые впечатления для воображения. На основе них у ребенка будут возникать все новые сюжеты. В таком случае игра станет полезной для развития ребенка и сформирует необходимые новообразования.

Дети, приходя в этот мир, начинают постепенно осваиваться в нем. Этот процесс происходит через знакомство с опытом, накопленным предыдущими поколениями. Развитие ребенка невозможно без его активного включения в различные виды деятельности. Малыши 1-3 лет снова и снова водят карандашами по бумаге, соединяют детали конструктора, пытаются донести кашу до рта. Именно действия с предметами считаются психологами ведущим видом деятельности в раннем возрасте.

Определение и возрастная периодизация

Термин "ведущая деятельность" был введен в психологию Выготским. Под этим понятием стали понимать такую деятельность, развитие которой приводит к формированию главных психологических новообразований на данной стадии развития личности. Например, для дошкольника наиболее важной оказывается сюжетно-ролевая игра. С переходом на следующую ступень психологического развития ведущая деятельность меняется, так как у ребенка появляются новые потребности.

На этой основе была составлена возрастная периодизация. В ней выделены следующие этапы:

  1. Младенчество. До года груднички нуждаются в эмоциональном общении со взрослыми.
  2. Малыши 1-3 лет. Ведущим видом деятельности в раннем возрасте являются действия с предметами.
  3. Дошкольное детство. Сюжетно-ролевая игра выходит на первый план для ребятишек 3-7 лет.
  4. Младшие школьники (с 7 до 11 лет) оказываются вовлечены в учебную деятельность.
  5. Для подростков с 11 до 15 лет крайне важным становится личностное общение с друзьями.
  6. Юноши и девушки 15-18 лет заняты профессиональным самоопределением.

Характеристика ведущей деятельности

Глубоким изучением возрастной психологии занимались Леонтьев, Эльконин. Они подчеркивают, что на всех этапах развития ребенок оказывается задействован в различных видах деятельности (общение, труд, учеба и т. д.). Личные предпочтения, безусловно, тоже играют свою роль. Однако самый значительный развивающий эффект на детей оказывает именно ведущая для данного возраста деятельность. В процессе занятия ею у ребенка:

  • перестраиваются психические процессы;
  • развиваются новые психологические особенности;
  • формируются другие виды деятельности.

Рассмотрим перечисленные характеристики подробнее. Так, ведущим видом деятельности в раннем возрасте (1-3 года) является предметная деятельность. Малыши учатся манипулировать игрушками и реальными вещами, окружающими их. В результате этого формируются сенсорные эталоны, интеллект в виде наглядно-действенного мышления. Малыш учится ставить маленький кубик на большой, вкладывать призму в соответствующее отверстие сортера.

Изучая назначение предметов, ребенок вступает во взаимодействие со взрослым. Жестов и эмоциональных восклицаний становится недостаточно для передачи информации. Это приводит к появлению важного новообразования - активной речи.

Ведущий вид деятельности в раннем возрасте является основой для зарождения самосознания. Ребенок начинает отделять результат своих действий с предметами от результата действия других членов семьи. Так формируется представление о себе как об отдельной личности. Все это приводит к кризису 3-х лет.

В ходе манипуляций с игрушками и предметами постепенно формируется игровая и продуктивная (рисование, конструирование, лепка) виды деятельности. Создаются предпосылки для перехода на следующий возрастной этап.

Потребности малыша 1-3 лет

Целиком зависит от взрослого. Он не может самостоятельно удовлетворить свои потребности. К тому же крохе необходимы любовь и внимание родителей, общение с ними. Но в то же самое время малыш многое умеет делать сам. Он уверенно ходит, способен брать вещи, до которых раньше не мог дотянуться. У него появляется стремление к самостоятельности.

Разрешается возникшее противоречие через ведущий вид деятельности в раннем возрасте. Кратко его можно описать как практическое совместное взаимодействие малыша и взрослого человека с предметами.

Исследовать игрушки и вещи младенцы начинают примерно в 6 месяцев. Они трясут погремушку, стучат ею, нажимают на кнопки, щупают руками и облизывают. Эти действия направлены на изучение физических свойств предмета. В раннем же возрасте ребенка больше интересует его назначение. Однако малыш не может научиться правильным действиям с предметами без помощи взрослого. У него не хватает опыта, чтобы самостоятельно понять предназначение карандаша, ложки или расчески. Ведущий вид деятельности в раннем возрасте - это возможность стать партнером мамы или папы.

Взрослый выступает в роли наставника, который показывает общественно-выработанные способы действий, но не выполняет их за кроху. Создается ситуация делового общения. Малыш, с одной стороны, получает необходимое внимание, а с другой, учится действовать самостоятельно.

Развитие предметной деятельности

Маленький ребенок не сразу постигает назначение игрушек и вещей вокруг себя. Все начинается с первой фазы развития ведущего типа деятельности. В раннем возрасте это любые действия с предметами, вытекающие из их свойств. Карандаши можно катать, кидать, облизывать, стучать ими, как барабанными палочками. Дети выступают в роли экспериментаторов.

Затем наступает вторая фаза, когда ребенок узнает истинное назначение предмета и использует его общепринятым образом. Малыш берет карандаш, когда хочет порисовать. И, наконец, приходит черед третьей фазы. Ребенок осваивает свободное употребление предмета, при этом постоянно помня об его основной функции. Так, играя в доктора, кроха может использовать карандаш вместо градусника.

с предметами

Ведущий вид деятельности в раннем детстве является основой для интеллектуального, речевого и психологического развития малыша. Самое большое значение имеют два вида действий с предметами: соотносящие и орудийные.

Цель первых - привести предметы или их части в заранее определенные пространственные взаимоотношения. Ребенок собирает матрешку, подбирает крышки для баночек, вкладывает детали в отверстия. При этом он должен учитывать размеры, формы или цвета предметов. Освоить соотносящие действия нельзя без контакта со взрослым. Самостоятельно малыш нанизывает колечки пирамидки в произвольном порядке, у него не сформирован эталонный образец и потребность ему следовать. В совместной игре с мамой появляется желание собрать игрушку правильно.

Орудийные действия предполагают, что малыш учится обращаться с предметом так, как это принято в обществе. Он должен приспособить свои движения под характерные особенности вещи (копать лопаткой, рисовать кисточкой, вытираться полотенцем). Таким образом, ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста приводит к формированию элементарной логики. Изначально малыш несет ложку ко рту по кратчайшему пути, как печенье или сухарик. Но со временем он осознает, что так суп проливается. Ложку нужно все время держать горизонтально. Сначала ее поднимают вверх над тарелкой, а потом подносят к губам.

Взрослый как образец

Предметную деятельность малышей подробно изучал Эльконин. Особое внимание он уделял орудийным действиям, так как через их освоение происходит В развитии ведущего вида деятельности в раннем возрасте, по Эльконину, можно выделить два направления.

Первое - это постепенное овладение тем или иным действием с помощью взрослого. Сначала мама берет руки малыша и помогает ему совершить требуемые движения. Затем ему дают сделать часть действий самостоятельно. Впоследствии малышу вполне достаточно показа или словесных указаний родителей.

Без образца действия, продемонстрированного взрослым, обучение невозможно. Эльконин отметил следующие закономерности:

  • Ребенок учится манипулировать с предметами тогда, когда взрослый побуждает его к этому, воздействуя на эмоции. Главное для крохи - делать что-то вместе с мамой или папой, подражать им. Когда взрослый выходит из игры, она может еще долго продолжаться.
  • Малыш первоначально улавливает общий смысл действия, а затем совершенствуются его техническая сторона. Так, годовалый ребенок проводит расческой над волосами, даже не касаясь их.
  • Для малыша важен не конечный результат, а правильное воспроизведение показанных взрослым действий. Образец удается повторить после многочисленных попыток.
  • Совершая действия, малыш мысленно отождествляет себя со взрослым человеком.
  • Родители играют сразу несколько ролей. Они одновременно образцы для подражания, наставники, контролеры и источник моральной поддержки.

Второе направление по Эльконину

Другое направление в исследованиях ученого - изучение особенностей ориентации малышей в области осваиваемого действия. Эльконин подробно рассмотрел три этапа формирования ведущего вида деятельности в раннем возрасте. Психология ребенка хорошо просматривается на каждой ступени, изучаются происходящие с ней изменения.

Так, в начале первого этапа ребенок манипулирует предметом, не подозревая о его назначении. Постепенно он учится производить с ним правильные действия, но практические навыки еще не достаточно сформированы. Малыш понимает, что ложку надо поднести ко рту, но не может удержать ее горизонтально. В конце этого этапа ребенок овладевает специфическим способом действия с предметами. В его голове устанавливается жесткая связь. Дети не могут использовать изученный предмет для других операций (пить из кубика, вытирать стол носовым платком).

На втором этапе развития ребенок начинает воспроизводить освоенные действия в нестандартных ситуациях. Перенос может осуществляться на другие предметы (пить можно не только из чашки, но и из стакана) и ситуации (попытки одеть кота).

Третий этап знаменуется появлением игрового действия. Ребенок самостоятельно решает, какие операции подходят для предметов. Он осваивает замещение. Теперь кубик может быть утюгом, кусочком хлеба, мылом. Конфету заменит шарик из пластилина или камушек. По сути, малыши знакомятся с первыми элементарными символами. Это создает предпосылки для развития воображения.

Возникновение других видов деятельности

Через манипуляции с предметами малыш включается в новые для себя отношения. Ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста создает предпосылки для возникновения:

  • Трудовой деятельности. Малышу интересно орудовать веником, вытирать пыль тряпкой, поливать цветы из лейки, лепить печенья из теста. Не все родители готовы терпеливо обучать кроху этим умениям. Если ребенка отстраняют от домашних дел, у него снижается самооценка и исчезает мотивация к труду.
  • Игровой деятельности. Сначала ребенок манипулирует с игрушками, повторяя движения за мамой: кормит мишку, качает куклу. Он еще ничего не изображает, а просто копирует. Постепенно воображение развивается. К 3 годам малыши способны воспроизводить с помощью игрушек и предметов-заместителей реальные действия взрослых. При этом в процессе игры ребенок приходит к осознанию исполняемой роли (повар, мама, парикмахер, водитель).
  • Продуктивной деятельности (рисование, лепка). Первоначально кроха просто исследует материал, учится чертить каракули карандашом, не пытаясь изобразить что-то осмысленное. Перелом наступает, когда за случайными формами и линиями он начинает угадывать реальные предметы. Малыш сначала наносит штрихи, а потом радостно ищет, что же получилось. При участии взрослого у него формируется желание намеренно изобразить какие-то легкие образы.

Все ли так однозначно?

Большинство психологов и педагогов признают наличие единого ведущего вида деятельности в раннем возрасте. Однако есть и противники этой теории. Они протестуют против обобщения на любых возрастных этапах. Лейтес указал на то, что в концепции не учитывается личность конкретного ребенка, его индивидуальные особенности. Рубинштейн, не отрицая важность игр, называл другую важнейшую деятельность, определяющую развитие любого дошкольника: бытовую. Незаметно, через повседневные дела, малыш усваивает правила поведения, учится общаться со сверстниками.

Петровский сомневался, что возможно определить ведущий вид деятельности детей. В раннем возрасте они особенно сильно подвержены влиянию окружения. Поэтому у разных малышей ведущим могут быть разные виды деятельности в зависимости от уровня развития, социальной ситуации.

Воспитание гармоничной личности

Петровский настаивал на том, что всестороннее развитие ребенка не может осуществляться через один ведущий вид деятельности. В раннем возрасте важно познакомить малыша с различными сферами жизнедеятельности человека. Вот их перечень:

  • Предметная деятельность с игрушками. Они могут быть составными (конструктор, матрешка, пазл) или подвижными (юла, неваляшка, машинка).
  • Экспериментирование с песком, тестом, водой и другими веществами.
  • Общение со взрослыми людьми.
  • Игры в группе сверстников под наблюдением и руководством взрослых.
  • Самообслуживание, формирование орудийных действий (есть ложкой, подметать веником, копать совком).
  • Изобразительная деятельность (аппликации, простые поделки, лепка, рисование).
  • Знакомство с музыкой через ее прослушивание, пение, танцы. Малыши очень любят музыкальные игрушки, многим нравятся классические произведения.
  • Восприятие стихов, сказок, рассматривание иллюстраций в книжках.
  • Двигательная активность (гимнастика, подвижные игры, катание на велосипеде, беговеле и т. д.)

Ведущий вид деятельности в раннем возрасте - понятие спорное. Однако невозможно отрицать того факта, что внимание малышей направлено на предметы. Неслучайно любимыми игрушками становятся кастрюли, веники, папины инструменты. Задача родителей - поощрять самостоятельность малышей и терпеливо обучать их правильным действиям с предметами. От этого зависит интеллектуальное и психологическое развитие любимого чада.

Ведущие типы деятельности в возрастные периоды детства и механизм их влияния на психическое развитие

1.1 Ведущая деятельность в контексте возрастного развития

Основным условием психического развития ребенка является его собственная активная деятельность. А.Н. Леонтьев ввел в психологию развития понятие ведущей деятельности. Он подчеркивал, что «...главным процессом, который характеризует психическое развитие ребенка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. ...Этот процесс осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человечества» . Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его личности. Причем это формирование происходит прежде всего под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обусловливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, учение, труд).

Тот новый тип деятельности, который лежит в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте, был назван ведущим. По своему смыслу это понятие близко к понятию социальной ситуации развития у Л.С. Выготского. Это та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни. «Социальная ситуация развития - это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации развития, т.е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми» (Выготский Л.С.) . Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Только оценив социальную ситуацию развития, мы сможем выяснить и понять, как возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка.

Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности.

Ведущая деятельность -- это 1) Ведущая деятельность - это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности; 2) деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре -- воображение, в учении -- логическое мышление); 3) деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка. Таким образом, ведущая деятельность -- та, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития.

В основе периодизации А.Н. Леонтьева и лежит собственно тип ведущей деятельности.

Он описывает:

1) младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого;

2) раннее детство с предметной деятельностью;

3) дошкольное детство с игрой;

4) школьный возраст с учением;

5) подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками;

6) юношеский - с учебно-профессиональной деятельностью.

А.Н. Леонтьев показывает, что именно в процессе ведущей деятельности ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения, что изменяет познавательную сферу и психологическую структуру личности. Итак, каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста, а переход от одной ведущей деятельности к другой знаменует собой смену возрастного периода.

При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется ее определяющая роль в развитии. Так, игра - это ведущая деятельность дошкольника, но играют и школьники, и взрослые люди. Признаком перехода от одной возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности.

Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует определенный этан развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Ведущая деятельность не появляется сразу, а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации. Важно отметить, что появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии, и прежде всего появление новых психических образований. Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности:

1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.

2. Предметно - манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3 лет).

3. Игровая деятельность или сюжетно - ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет).

4. Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет.

5. Общение подростков в возрасте от 10-11 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т. д.).

Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффекты в виде новых психических структур, качеств и свойств.

В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что в конечном счете приводит к их качественным изменениям. Растущие психические возможности ребенка естественным образом являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка со взрослыми. Эти противоречия находят свое выражение в несоответствии новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. Именно в этот момент наступает так называемый кризис развития.

Такие кризисы -- кризисы трех лет, семи лет, кризис подросткового возраста, кризис юности -- всегда связаны со сменой стадий. Они в яркой и очевидной форме показывают, что существует именно внутренняя необходимость этих смен, этих переходов от одной стадии к другой.

В нормальных случаях смена ведущего типа деятельности ребенка и его переход от одной стадии развития к другой отвечают возникающей внутренней необходимости и совершаются в связи с тем, что ребенок ставится воспитанием перед новыми задачами, соответствующими его изменившимся возможностям и его новому сознанию

Переход к новой, ведущей деятельности заключается в том, что реально действующими становятся в случае смены ведущей деятельности те «понимаемые мотивы», которые находятся не в сфере отношений, в какие уже фактически включен ребенок, а в сфере отношений, характеризующих место, какое ребенок сможет занять лишь на следующей, более высокой стадии развития. Поэтому эти переходы подготавливаются длительно, ибо нужно, чтобы сознанию ребенка открылась с достаточной полнотой сфера этих новых для него отношений. Как мы уже указывали, смена одного рода ведущей деятельности другой знаменует собой переход от одного этапа психического развития к другому и приводит к глубоким качественным изменениям детского сознания. В этих переходах обнаруживается внутренняя логика развития, так как психофизиологические предпосылки перехода к новому виду деятельности подготавливаются на предшествующем возрастном этапе.

Ведущая деятельность не является единственной для той или иной ступени развития и лишь составляет как бы доминирующее ядро целой системы активностей, от которого зависят формирование и особенности протекания последних в данном возрасте. Ведущая деятельность не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит в процессе обучения и воспитания. Возникновение в каждом периоде психического развития новой ведущей деятельности не означает исчезновения той, которая была ведущей на предшествующем этапе.

игра деятельность психический ребенок

1.2 Ведущие типы деятельности в возрастные периоды детства

Ведущие типы деятельности в возрастные периоды детства и механизмы их влияния на психическое развитие

Большим достижением в развитии ребенка второго года жизни является ходьба. Это делает его более самостоятельным и создает условия дальнейшего освоения пространства. К концу второго года жизни у детей улучшается координация движений...

Влияние социальных факторов на становление личности ребенка

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте является одной из ведущих деятельностей. В зарубежной психологии игра трактуется как деятельность по природе инстинктивно-биологическая. В отечественной психологии она, социальна по содержанию, т.е...

Выявление взаимосвязи конформизма подростков и статуса в учебной группе

Подростковый возраст относится к числу переходных и критических периодов онтогенеза. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков -- их стремлением приобщиться к миру взрослых...

Зрелый возраст

Под ведущей деятельностью в зрелом возрасте, видимо, следует понимать основную цель жизненного пути, в отношении которой насыщаются смыслом другие виды деятельностей, развивается личность, изменяются психические процессы...

Коррекция эмоционального развития ребенка в раннем детстве (от 0 до 3 лет) средствами музыки

В раннем возрасте ведущей деятельностью становится предметная (мнение психологов единодушно), ребенок входит в мир постоянных предметов, которые имеют определенное назначение и определенное предназначение...

Критериальное оформление динамики становления индивидуального учебного действия и построение способов его диагностики

Как и любая другая, учебная деятельность имеет свою структуру и содержание. Имеет мотив, цель, задачу, действия, операции. Мотив деятельности связан, прежде всего, с потребностью, где мотив выступает как опредмеченная потребность...

Основные виды деятельности ребенка дошкольного возраста

Игра - основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести-семи лет...

Особенности коммуникации в возрасте 5-6 лет

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом...

Понятие ведущей деятельности дошкольного периода развития ребенка

Понимание специфики возрастного периода с опорой на его ведущую деятельность позволяет, с одной стороны, диагностировать уровень психического развития детей...

Причины и психологические последствия школьной неуспеваемости в обучении младших школьников

Ведущая деятельность - деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данной ступени развития его личности . В работах Д.Б. Эльконина, В.В...

Ведущая деятельность в этот период - игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы. До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами Собственно игра возникает в 3 года...

Роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника

Игра - это одно из самых ярких и светлых воспоминаний нашего детства. Игра - это основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями...

Любовь Крамаренко
Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста

Дошкольное детство – самый ответственный первый период психического развития детей , в котором закладываются основы всех психических свойств и качеств личности ребенка. Именно в этом возрасте взрослые находятся с ребенком в самых близких отношениях, принимают в его развитии самое активное участие. И так как ребенок активно изучает окружающий его мир – мы взрослые должны учитывать возрастные особенности ребенка и особенности ведущего типа его деятельности .

Ведущая деятельность детей дошкольного возраста , по мнению психологов и педагогов, является игра (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Е. Е. Кравцова, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский и др.). Они отмечают ее важную роль в формировании психики ребенка и считают, что игра - это основа всего последующего развития ребенка, так как именно в игре ребенок обретает первоначальный опыт и развивает физические и духовные силы и способности, которые понадобятся ему для последующей жизни в обществе.

Но в последнее время многие родители и педагоги в работе с детьми пытаются перевести ребенка с игровой деятельности , как ведущей для дошкольного возраста , к учебной, что негативно сказывается на психологическом развитии личности ребенка.

Основные моменты истории развития общей теории игры таковы :

Первым в конце XIX в. немецкий психолог К. Гросс предпринял попытку систематического изучения игры, который называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни . Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих. В книгах впервые был систематизирован и обобщен большой конкретный материал и поставлена проблема биологической сущности и значения игры. Гросс усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьезной деятельности ; в игре ребенок, упражняясь, совершенствует свои способности. В этом, по гроссу, основное значение детской игры; у взрослых к этому присоединяется игра как дополнение к жизненной действительности и как отдых.

Основное достоинство этой теории в том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл ее в той роли, которую она в развитии выполняет.

В теории игры, сформулированной Г. Спенсером, источник игры в избытке сил; избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре.

Стремясь раскрыть мотивы игры, К. Бюлер выдвинул теорию функционального удовольствия (т. е. удовольствия от самого действования независимо от результата) как основного мотива игры. Теория игры как деятельности , порождаемой удовольствием, является частным выражением гедонической теории деятельности , т. е. теории, которая считает, что деятельность человека регулируется принципом удовольствия или наслаждения. Признавая определяющим для игры фактором функциональное удовольствие, или удовольствие от функционирования, эта теория видит в игре лишь функциональное отправление организма.

Фрейдистские теории игры видят в ней реализацию вытесненных из жизни желаний, поскольку в игре часто разыгрывается и переживается то, что не удается реализовать в жизни. Адлеровское понимание игры исходит из того, что в игре проявляется неполноценность субъекта, бегущего от жизни, с которой он не в силах совладать. По мнению психолога Адлера, в игре ребенок пытается заглушить и устранить свое чувство неполноценности и несамостоятельности («комплекс неполноценности» ). Поэтому дети любят играть в фею , в волшебника, поэтому «мама» так самовластно обращается с куклой-«дочкой» , вымещая на ней все свои огорчения и неприятности, связанные с реальной жизнью.

В отечественной психологии попытки дать свою теорию игры сделали Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и Д. Б. Эльконин. Шаг за шагом в советской психологии выкристаллизовывался подход к игре как особому типу деятельности ребенка .

Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей.

Блестящий исследователь игры Д. Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых.

Игра по Д . Б. Эльконину, «…есть та деятельность , в которой складывается и совершенствуется управление поведением на основе ориентировочной деятельности ». Суть игры состоит в пробе построения образа поля возможных действий, следовательно, именно этот образ является ее продуктом.

Проблема игры издавна привлекала к себе внимание не только зарубежных, но и отечественных ученых. Хотя авторы этих теорий рассматривают разные аспекты игры, они сходятся в том, что игра является основным видом деятельности детей . Научный анализ игровой деятельности показывает , что игра , есть отражение ребенком мира взрослых, путь познания окружающего мира.

В педагогике делались неоднократные попытки изучить виды игр с учетом их функций в развитии детей , дать классификацию игр.

Зарубежные классификации игр Ф. Фребель в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры, внешних органов чувств (сенсорные игры, движений (моторные игры) .

Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гроса : игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К. Гросом к «играм обычных функций » . Вторую группу игр, по его классификации, составляют «игры специальных функций» . Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.) .

Отечественные классификации игр : П. Ф. Лесгафта, Н. К. Крупской базируются на степени самостоятельности и творчестве детей в игре . Игры делятся на две группы : игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми.

Первые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особенность - самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами.

Но наиболее популярной является классификация С. Л. Новоселовой в основе которой лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого) . Выделяют три класса игр :

1)игры, возникающие по инициативе ребенка (детей , самостоятельные игры :

- игра-экспериментирование ;

Самостоятельные сюжетные игры : сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные;

2)игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательными целями :

- игры обучающие : дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные;

- досуговые игры : игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные;

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей .

Б. Эльконин выделил три компонента игр : игровые условия, сюжет и содержание игры.

Каждой игре присущи свои игровые условия – участвующие в ней дети, игрушки, другие предметы.

При систематическом руководстве со стороны педагога игра может изменяться :

а) от начала к концу;

б) от первой игры к последующим играм той же группы детей ;

в) наиболее существенные изменения в играх происходят по мере развития детей от младших возрастов к старшим . Игра , как вид деятельности , направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей.

Особое внимание хотелось бы уделить основным функциям детской игры, потому что функции могут помочь нам определить сущность игры. Согласно Э. Эриксону, «игра – это функция Эго , попытка синхронизировать телесные и социальные процессы со своим Я». С точки зрения влияния на развитие функции игры подразделяют на 4 категории.

1. Биологическая функция. Начиная с младенчества, игра способствует координации движений рук, тела и глаз, предоставляет ребенку кинестетическую стимуляцию и возможность затрачивать энергию и расслабляться.

2. Внутри личностная функция. Игра развивает способности овладения ситуациями, исследования окружающей среды, постижения устройства и возможностей тела, ума, мира (т. е. стимулирует и оформляет когнитивное развитие) .

3. Межличностная функция. Игра служит полигоном для освоения огромного количества социальных навыков – от того, как делиться игрушками до того, как делиться идеями.

4. Социальная функция. В играх , дающих детям возможность примерять желанные взрослые роли, дети усваивают идеи, поведение и ценности, ассоциированные в обществе с этими ролями.

Также А. Н. Леонтьев помимо символической и воспитательной функции игры говорит и об аффективной (эмоциональной) . Было сделано предположение о том, что в глубине генезиса игры имеются эмоциональные основания.

Значение игры очень трудно переоценить. Игра – это вид деятельности , заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, в особой условной форме.

Игра как средство воспитания. В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Воспитание – это процесс развития качеств личности человека.

Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности , в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание.

Игра как форма организации жизнедеятельности детей . Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста . Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все время прибивания ребенка в детском саду было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру педагог вовлекает ребенка в новую.

Игра – отражение жизни . Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей , и еще для многого другого.

Игра для детей дошкольного возраста – источник глобальных переживаний динамичности собственного Я, проба силы самовоздействия. Ребенок осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем, что дает импульс к развитию всей личности в целом.