Взаимоотношение педагога с родителями презентация. Работа социального педагога с родителями одаренных, трудных, педагогически запущенных детей. Спасибо за внимание

04.03.2020

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

Ростовской области

«Ростовская специальная школа-интернат №41»

Педагогический совет

ПоловинкоГ.А. председатель МО воспитателей

Васильченко С.А. воспитатель группы № 3

Цель педсовета:

Задачи:

    выявить наиболее эффективные формы взаимодействия школы- интерната с семьей и общественностью в условиях СКОУ.

Форма проведения: деловая игра.

Используемые методы:

    «мозговой штурм»;

    групповая дискуссия;

    метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Подготовка к педсовету:

    Изучение литературы по теме педсовета.

Оборудование и инвентарь:

    медиа проектор, экран, компьютер

    презентация

    раздаточный материал для работы в группах

    цветные шляпы

    бумага, фломастеры

Оформление:

В помещении, где проводится педсовет приготовлены места для работы 5 групп: вокруг столов стоят стулья. На столах лежат цветные шляпы: белая, жёлтая, зелёная, чёрная, красная.

План проведение педсовета:

    Вступительное слово. Обоснование актуальности выбора темы

«Совершенствование форм работы и взаимодействия с семьей и общественностью в условиях СКОУ»

Теоретические выступления по теме педсовета

а) Упражнение « Мозговой штурм» обзор существующих форм и методов работы с семьей
б) Краткий анализ работы школы- интерната с родителями за 2015 г.
Приоритетные направления и задачи работы образовательных учреждений с родительской общественностью в современных условиях

в) Взаимодействие воспитателей и классных руководителей, как основное условие эффективной работы с родителями

г) Презентация опыта совместной работы воспитателя и классного руководителя с семьей

д) Организация взаимодействия с семьей в условиях индивидуального обучения

Работа педагогов в творческих группах.

    Презентация результатов работы творческих групп.

    Рефлексия «Всё дело в шляпах».

    Подведение итогов. Принятие решения.

Ведущие: председатель МО воспитателей Половинко Г.А.

Воспитатель Васильченко С.А.

Педагоги заходят в помещение, где будет проводиться педсовет и занимают места за одним из столов для групповой работы.

ХОД ПЕДСОВЕТА

Ведущий:

Мы рады приветствовать вас на очередном педагогическом совете. Для открытия педсовета слово предоставляется директору школы-интерната _________.

Вступительное слово председателя МО воспитателей:

Обоснование актуальности выбора темы.

Как вы знаете, Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом и государством. Теперь родители обучающихся – субъекты образовательного процесса, непосредственно участвующие в ходе его проектирования и реализации. Поэтому сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, которая основана на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. И поэтому тема нашего педсовета «Совершенствование форм работы и взаимодействия с семьей и общественностью в условиях СКОУ» (слайд № 1)

Цель педсовета: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями.

Задачи:

    проанализировать школьную систему воспитания по взаимодействию с семьей и общественностью

    выявить наиболее эффективные формы взаимодействия школы- интерната с семьей и общественностью в условиях СКОУ. (слайд № 2)

Теоретический блок педсовета 40 мин (слайд №3)

Практический блок педсовета 40 мин (слайд № 4)

2. Теоретические выступления по теме педсовета «Совершенствование форм работы и взаимодействия с семьей и общественностью в условиях СКОУ»

а) Упражнение «Мозговой штурм»

Для начала я предлагаю вспомнить и назвать формы и методы работы с семьей!

Основными формами работы с семьёй в нашей школе являются групповые и индивидуальные.

К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями, воспитателями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка. При посещении семьи педагог беседует с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Посещая семьи и беседуя с родителями, учителя узнают о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы; уделяют большое внимание здоровью ученика.

Консультации могут быть тематическими. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя, воспитателя Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, воспитатель, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого воспитанника.

Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник обучающегося. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись учителями-предметниками о поведении, опозданиях на уроки и т.д.

Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.

К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое просвещение родителей. Классные руководители нашей школы используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, лекции, встречи с учителями - предметниками, администрацией. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направление: врачей, юристов, психологов, инспектора ГИБДД, ПДН УВД и т.д.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей мы знакомим с документами о школе, с основными направлениями, задачами, итогами ее работы. Проводим встречи со специалистами служб системы профилактики, небольшие отчетные концерты или готовим праздничные музыкальные номера и поздравляем родителей с Днем матери, днем 8 Марта, Днем семьи.

Перечислим традиционные формы взаимодействия семьи и школы.

Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам учитель, воспитатель знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Одно из необходимых условий лекций - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции - непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников. Классные руководители, воспитатели нашей школы-интерната проводят лекции для родителей по темам: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.

Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом. Конференции проводятся раз в год. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Примерные темы для совместного обсуждения на конференции:

«Права и обязанности ребенка в семье», «Стили и методы воспитания ребенка в семье», «Психология ребенка», «Особенности адаптации ребенка в школе», «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др.

К сожалению, эту форму мы не применяем, так как она, вероятно, требует тщательной подготовки и предусматривает активное участие родителей.

Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. (слайд 5-18)

К нетрадиционным формам сотрудничества семьи и школы относятся:

Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем , способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Конечно, не все родители могут поддержать спор, поэтому и эта форма работы с родителями организуется редко.

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др.

К нетрадиционным формам взаимодействия относятся:

    Родительские тренинги Психологические разминки Круглые столы

    Устные журналы Практикумы Родительские вечера

    Родительские чтения Родительские ринги

В литературе по воспитательной работе предлагается несколько новых форм взаимодействия с семьей. Это:

Деловые игры, Ток-шоу, Театр-экспромт, Аукцион, Агитбригада (слайд 19)

Одой из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний являются классные родительские собрания. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса, задачи учебно-воспитательной работы класса и т.д. Они могут быть организационными, тематическими, итоговыми. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами. Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Готовясь к собранию, желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или использовать домашние сочинения детей. Важно заранее продумать оформление классной комнаты (оформить выставку творческих работ, выпустить специальную тематическую газету, подобрать литературу для родителей, фрагменты сочинений, стихов детей по теме).

Анализ планов воспитательной работы классных руководителей позволяет сделать вывод, что в классных коллективах ежегодно планируется по четыре классных родительских собрания.

В качестве основного недостатка в организации классных родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего и бывает низкая посещаемость и активность родителей.

Ведущий: Эффективность воспитательной работы во многом зависит от умения педагогов организовать продуктивное взаимодействие с семьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

С кратким анализом работы школы-интерната с родителями за 2015 г, а также с приоритетными направлениями и задачами работы образовательной организации с родительской общественностью в современных условиях нас познакомит зам. директора по УВР _______ (слайд 20)

Ведущий : Учителя, воспитатели и родители оказывают неоценимое влияние на развитие, обучение и воспитание детей, поэтому необходимо их взаимодействие и сотрудничество. Каким образом это пр оисходит в нашей школе-интернате мы узнаем, заслушав выступления председателя МО классных руководителей, классного руководителя, воспитателя, учителя индивидуального обучения на дому.

Ведущий: Послушаем ________ с вопросом «Взаимодействие воспитателей и классных руководителей, как основное условие эффективной работы с родителями» (слайд 21-30)

Ведущий : С презентацией опыта совместной работы классного руководителя и воспитателя с семьёй выступит ______ (слайд 31, презентация)

Ведущий: Своим опытом совместной работы воспитателя и классного руководителя с семьёй поделится ______ (слайд 31-32)

Ведущий: Какие формы и методы работы с семьёй в условиях индивидуального обучения на дому расскажет нам _____ (слайд 33)

Ведущий: Таким образом, мы видим эффективность форм взаимодействия по сплочению всех участников воспитательного процесса в целях создания благоприятного социально-психологического климата в классе, группе зависит от нашей общей заинтересованности, неравнодушия и желания увидеть результат работы.

Работа педагогов в творческих группах (слайд 34)

Введение ФГОС требует иных взаимоотношении семьи и школы, взаимоотношений, которые построены на сотрудничестве, взаимодействии и доверительности. Как организовать взаимодействие семьи и школы, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь к школе таких занятых и далеких от педагогических теорий современных мам и пап, как аргументировать необходимость их участия в школьной жизни ребенка?
Сейчас мы предлагаем вам поработать в группах над поиском оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, над тем, что будет способствовать совершенствованию работы с родителями.
Каждая группа получит лист с заданием. На обсуждение и выработку вашего общего мнения вам даётся 10 минут. Чтобы работа всех членов группы была плодотворной и активной, мы предлагаем вам следующие роли в группе:

Координатор – руководитель группы:
Хранитель времени Секретарь ведёт записи результатов работы группы.
Докладчик представляет результаты работы группы.

Задания группам (каждая группа получает лист с заданием и необходимые материалы). < Приложение 1 >

Презентация результатов работы творческих групп (слайд 35)

Рефлексия педсовета «Всё дело в шляпах»

а) Каждой группе выдаётся одна из шляп (красная, черная, желтая, зеленая, белая).

«Синюю шляпу» ведущие берут себе.

Итак, подведём итоги нашего педсовета. А поможет нам в этом одна притча…

«В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, т. к. все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам. Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, они ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами – белой, черной, синей, красной, зеленой, желтой. Сыновья решили, что это очень дорогой заказ и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали они заказчика, ждали, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе. Первый сказал: «Возьму белую шляпу, т. к. белый – благородный цвет». «Возьму черную, – сообщил второй, – строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвертый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло – и взял желтую шляпу. Пятый очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как все меняется, – он взял себе зеленую шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – и выбрал синюю шляпу. Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца. Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всем происходящем, анализировать факты и события. Второй брат начал видеть все в черном цвете, обращать внимание на недостатки во всем. И многим это даже нравилось. Брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет. Брат, который взял желтую шляпу, находил во всем только хорошее, видел все в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным. Все, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал. Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше». (слайд 36-42)

Давайте и мы сегодня примерим эти шляпы. Обладатели белой шляпы изложат только факты, никаких эмоций и чувств; красной – проанализируют проблему, рассмотренную на педсовете, с позиции чувств, расскажут, что ощущают в связи с этим; черной – попытаются предостеречь нас, найти возможные риски и опасности; желтой – будут искать только все самое хорошее, смотреть на проблему с позиции оптимиста; зеленой – фокусируются на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Группа под синей шляпой (ведущие педсовета) проанализирует все услышанное и предложит решение педсовета.

б) Обсуждение в группах и представление результатов.

Примечание . Группа «синяя шляпа» в ходе работы групп перемещается по залу и наблюдает, подсказывает, принимает активное участие в обсуждении, готовится к обобщению и проектирует решение педсовета.

Подведение итогов. Проект решения.

Заслушав и обсудив презентацию председателя МО воспитателей «Совершенствование форм работы и взаимодействия с семьей и общественностью в условиях СКОУ» , информацию заместителя директора по УВР, председателя МО классных руководителей и выступления воспитателей,классных руководителей, учителя индивидуального обучения на дому по указанным вопросам, педагогический совет отмечает, что педагогический коллектив имеет объективные предпосылки для организации целостной системы работы по данной проблеме. Изменение целей взаимодействия семьи и школы требует перестройки содержания, форм и методов образовательной деятельности педагогов с родителями, при этом значительное место в системе работы классного руководителя и воспитателя с родителями обучающихся, воспитанников должно отводиться психолого-педагогическому просвещению родителей. Только совместными усилиями поддерживая и дополняя друг друга школа-интернат и семья могут достичь желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

Педагогический совет принимает решение : (слайд43)

1. Активизировать работу школьного родительского комитета посредством привлечения инициативных и заинтересованных родителей. (Ответственные: руководители МО классных руководителей и воспитателей.)

2. С целью оказания практической и методической помощи классным руководителям в организации работы с родителями систематизировать материал, имеющийся в копилках методических объединений и библиотеке. (Ответственные - руководители МО, заведующая библиотекой)

3. Для выработки правильного направления в работе с семьей, оценки эффективности этой деятельности продолжить проведение анкетирования родителей. (Ответственные: классные руководители, воспитатели, психолог, социальный педагог.)

4. Службе школьных психологов разработать анкету для родителей оценки работы школы-интерната в течение года и предоставить на следующем школьном педсовете.

Активнее использовать в работе с родителями интерактивные методы и наглядность (памятки, презентации и т.д.) (Ответственные: классные руководители, воспитатели)

Ведущий:

А сейчас каждый из вас получит анкету, где просим оценить педагогический совет. Ваше мнение очень важно для нас. (Приложение 2)


«Мы знаем: без сомнения,
Продлится много дней
Союз детей, родителей
И нас, учителей!» (слайд 44)

Спасибо всем за работу! (слайд 45)

Литература:

Брюхова В.М. Партнёрство семьи и школы/ В.М. Брюхова – М.: Чистые пруды, 2007. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой».Вып.4(16)).

Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007.

Дереклеева Н. Планирование сотрудничества классного руководителя с родителями учеников. //Школьное планировние. – 2005. № 6. – С.68-108.

Ерофеева Н.Ю., Иванченко С.Н., Левит М.В., Лизинский В.М., Морозова Т.В., Плахова Л.М., Полянская Н.Я. Педсовет: идеи, методики, формы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

Зинкевич-Евстигнеева Т., Грабенко Т. Шесть шляп мышления. //Школьный психолог. – 2001. № 15.

Зыкова К.С. Совместная работа школы и семьи. Обобщение опыта работы школы № 28 г. Томска – Т., 2000.

Социализация ребёнка. Взаимодействие школы и семьи /авт.-сост.: В.Е. Шиковец, Е.Н. Пархоць, В.И. Давыдова. Минск: Красико-Принт, 2012. – (Деятельность классного руководителя).

Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Избр. соч. в 3 т. – М., 1981 г.т.3

Шепелева Г.Г., Сотикова С.В. Классный руководитель и семья: как организовать эффективное взаимодействие. //Воспитание школьников. – 2012. № 5. – С.24–30.

Щекина О.А. Взаимодействие семьи и школы в условиях современного информационного пространства.// Классный руководитель. – 2012. № 5. – С. 19-26.

Часовитина Г.Н. Семья и школа: пути эффективного взаимодействия.

Приложение 1

1 группа

Организация совместной деятельности педагогов и родителей – важнейший путь развития их сотрудничества. Эффективность этой работы повышается, она становится более современной, если:

    У взаимодействующих сторон сформирована положительная установка на совместную работу, они осознают её цели и находят в ней личностный смысл;

    Осуществляется совместное планирование, организация, подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций в этом процессе;

    Участники взаимодействия могут выбирать виды и способы совместной деятельности.

Согласны ли вы с этим?

От чего ещё зависит успех сотрудничества семьи и школы?

Дополните список.

2 группа

Одной из форм знакомства с семьёй – посещение семей обучающихся. Особенно они актуальны, если мы берём новый класс, группу. Дело это деликатное, потому следует тщательно всё продумать и постараться предотвратить любую ситуацию, которая может произойти. Существует несколько правил, которые следует помнить во время таких посещений.

Попробуйте сформулировать эти правила!

Составить памятку, свод правил.

3 группа

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Какие формы поощрения родительской активности вы можете предложить?

4 группа

«Трудные родители».

Как работать с семьями, оказавшимися в сложной социальной ситуации?

Как наладить сотрудничество и взаимодействие с такими семьями?

Сформулируйте принципы и правила работы с «трудными» родителями.

5 группа

Иванов И.П. считает, что совместное творческое дело – это совместная работа старших и младших для улучшения окружающей жизни, имеющая практический результат.

Предложите виды совместной деятельности и формы её организации родителей, педагогов, детей и социальных партнёров.

Предложите идеи совместных мероприятий с родителями на 2016 – 2017 учебный год и темы общешкольных родительских собраний (1 – 2 штуки).

Приложение 2

Анкета

Уважаемый участник педагогического совета!

Просим Вас оценить педагогический совет. Ваше мнение важно для разработки дальнейших мероприятий.

    Как Вы оцениваете занятие в целом?

«1» - самая низкая оценка, «10» - самая высокая оценка.

Обведите кружочками одну из цифр:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Объясните свою оценку ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Оправдались ли ваши ожидания относительно педагогического совета (подчеркнуть нужное):

да, полностью частично оправданы нет

    Что на занятии Вам понравилось больше всего тематика, ведение и организация, содержание и др.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Что не понравилось и почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Что полезного Вы приобрели лично для себя в педагогическом совете ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Ваши пожелания организаторам _______________________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!!!

1 слайд

Работа социального педагога с родителями одаренных, трудных, педагогически запущенных детей, а также с родителями ребенка-инвалида. Подготовила Социальный педагог ГБОУ СПО МОТОТ Сальковская О.Ю.

2 слайд

Цель взаимодействия специалиста и родителей: Взаимодействие образовательного учреждения и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности ребенка, а также его адаптации и комфортности.

3 слайд

Работа социального педагога С родителями одаренных детей С родителями трудных детей С родителями ребенка – инвалида С родителями педагогически-запущенного ребенка

4 слайд

Одаренный ребенок Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

5 слайд

Работа с родителями одаренного ребенка ведется по направлениям: (по работе учителя Романовской Е.А.) : 1. психологическое сопровождение семьи способного ребенка; 2. информационная среда для родителей; 3. совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей; 4. поддержка и поощрение родителей на уровне образовательного учреждения.

6 слайд

Психологическое сопровождение семьи способного ребенка: Работа с психологом: расширение возможностей понимания одаренного ребенка; улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком; выработку новых навыков взаимодействия с ребенком; установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком. (тесты, тренинги и т.д.)

7 слайд

Информационная среда: цикл родительских собраний, круглые столы, конференции, практикумы, творческие копилки (тесты, анкеты, разные ситуации для дискуссии).

9 слайд

Поддержка и поощрение родителей на уровне школы: Концерты для родителей Благодарственные письма Грамоты Одним из критериев результативности является удовлетворенность учащихся, родителей, учителей жизнедеятельностью одаренных детей в образовательном учреждении!

10 слайд

Трудный ребенок Трудный ребенок - это такой ребенок, чье поведение откланяется от принятых в обществе стандартов и норм.

11 слайд

Типы "трудных" семей: 1. Семья, в которой "трудные" родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного конфликта.

12 слайд

2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.

13 слайд

3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет ОУ и учителей.

14 слайд

4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.

15 слайд

5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.

16 слайд

Работа с родителями трудного ребенка ведется по направлениям: Диагностика проблем семьи. Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав. О содействие в получении социальной помощи. Анализ результатов работы.

17 слайд

18 слайд

Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав Пропаганда ЗОЖ Проведение индивидуальных профилактических бесед с родителями Организация встреч учителей и специалистов техникума с родителями Приглашение на заседания Совета профилактики Родительские собрания Консультации по вопросам занятости во внеурочное время Обследование жилищно-бытовых условий жизни несовершеннолетних

19 слайд

О содействие в получении социальной помощи: Совместная работа с органами соц. защиты: Пособия Патронаж Компенсации Оздоровление и лечение Реабилитация Соц. карта Помощь в трудной жизненной ситуации Пенсии и т.д.

20 слайд

Анализ результатов работы. Показателем успешности работы с родителями трудных подростков будет являться умение классного руководителя сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.

21 слайд

Ребенок - инвалид Ребенок- инвалид - это ребенок с врожденными нарушениями работы различных органов чувств, с физическими недостатками или умственно отсталый ребенок.

22 слайд

Работа с родителями ребенка - инвалида ведется по направлениям: формирование адекватного восприятия родителями своего ребенка: важно отойти от понятия «болезни» и перейти к понятию «особых законов развития»; формирование благоприятного микроклимата в семье для максимального раскрытия имеющихся у ребенка личностных ресурсов; формирование партнерских взаимоотношений родителей с учреждениями, реализующими взаимосвязь и взаимодополнение знаний, обогащение опытом; личностное и социальное развитие родителей, формирование навыков социальной активности и конструктивности поведения.

23 слайд

Формы работы: индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка; организация выездных мероприятий: посещение театров, музеев, выставок, выезд за город и пр.; образовательные семинары; психологические тренинги; общественные акции; пресс-клубы и тематические круглые столы; публикации опыта воспитания ребенка в семье; встречи с представителями власти; занятия в системе «ребенок – родитель – специалист»; участие в экспертизе динамики развития ребенка.

24 слайд

ИЛИ (если личный контакт невозможен): 1. Доски объявлений: – объявления о собраниях; – объявления о предстоящих мероприятиях; – информация о деятельности в группе: какая в данный момент идет тема в группе, чем занимаются дети в группе; – высказывание детей в течение дня; – ежедневные расписания; – благодарности родителям. Информация на стенде может дублироваться или развивать информацию, фигурирующую в записках, в беседах. 2. Брошюры: – помогают родителям ознакомиться с заболеванием и другими темами. Они могут содержать различную информацию. 3. Информационные бюллетени: могут рассылаться раз или два раза в месяц, (цели могут быть разными): – информация о различных специальных мероприятиях: собраниях, вечерах, экскурсиях, спектаклях и т. д.; – описание событий, происходящих в интернате; – описание видов занятий, проводящихся в группе, а так же мер, по поддержке этих занятий дома; – изложение идей, позволяющих лучше преподнести тему, которая проходит в группе («Осень», «Моя семья», «Домашние животные» и т. д.).

25 слайд

4. Индивидуальные кармашки: (один раз в неделю). В кармашки складываются записки о последних достижениях ребенка, его успехах и новых приобретениях. 5. Личные фотоальбомы, альбомы, дневники, которые передаются от педагога к родителю и обратно: – короткие сообщения о достижениях ребенка; – извещение о особых событиях; – благодарность родителям; – здоровье ребенка; – личный рост. Этот способ особенно подходит родителям, которые легко выражают свои мысли в письменной форме. Для тех, кто не привык пользоваться такой техникой, подойдут другие варианты. 6. Закрытые ящики (в виде почтового ящика) для предложений. Анонимные записки, где родитель может выразить свое отношение к группе, идеи по оформлению, советы, предложения и т. д.

26 слайд

Из опыта работы МБОУ СОШ №9 г. Бирска. Основные проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в развитии: материальное положение проблемы обучения и реабилитации ребенка средствами образования. получение полноценной медицинской помощи и социально-бытового обслуживания.

27 слайд

Работа социального педагога с семьями, воспитывающими ребенка – инвалида (Из опыта работы МБОУ СОШ №9 г. Бирска). Целью социально-педагогической деятельности является реализация программы комплексной поддержки. Этап – диагностический (Диагностика семьи: материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, эмоционально-психологический климат и характер взаимоотношений между ее членами, жизненный опыт и культурно-образовательный уровень, распределение обязанностей и наличие свободного времени, характер организации совместной деятельности, стиль общения, уровень педагогической компетенции взрослых членов семьи, семейные традиции.) Этап - организационный (обучение родителей специфическим способам и приемам работы с ребенком на основе индивидуальной программы; активизация участия одного из членов семьи как организатора реабилитации; подбор дидактического материала для специальных занятий, изготовление наглядных пособий, приспособлений; отработка организационных форм работы, условий обучения; налаживание стиля семейного общения.) 3. Этап - оценка эффективности проделанной работы. (устойчивость психоэмоционального состояния ребенка и родителей; уровень сформированности совместной деятельности;уровень развития навыков общения).

при взаимодействии с родителями:

Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника» Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями. В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества. Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей. Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними. Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей. Обладает развитыми коммуникативными навыками.


Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о проблемах родителей и детей. Одной из таких проблем является кризис семьи. Поэтому необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень; неуверенность, увидеть свои родительские возможности. С каждым годом у нас становиться всё больше «проблемных детей», семей «группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы – родительские собрания и т. д., не оправдали себя. Посещаемость стала всё меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически-эффективным содержанием. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. Актуальность


Цель: Выстроить подлинное доверие и партнёрство с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества воспитателей и родителей. В связи с этим, повысить эффективность позитивного воспитательного влияния детского сада на семью, в том числе и на проблемную


Задачи: Обеспечение физического, психического здоровья, интеллектуального, эстетического развития детей. Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку. Повышение профессионального уровня педагогов, способствующего развитию и направленное на воспитание свободной, творческой, успешной личности, способной на самостоятельные поступки и нестандартные решения. Совершенствование развивающей среды, формирование творческой обстановки Медицинское, психологическое, педагогическое сопровождение каждого ребёнка. Обучение конструктивным способам общения каждого участника педагогического взаимодействия.


Принципы Все люди разные Каждая личность неповторима и уникальна Каждый человек прекрасен в своих потенциальных возможностях и способностях Жизнь создаётся любовью Любить человека- значит утверждать его неповторимое существование Необходимо отделять поведение от сущности человека






Исследование закономерностей взаимодействия детей и родителей. Отслеживание разницы в поведении детей и родителей. Поиск причин. Проблемы в развитии детей. Причины, виды (наследственные, врождённые, приобретённые). Потребность детей и родителей в комплексной помощи, коррекции развития, адекватных воспитательных мероприятиях. Опрос родителей, как метод изучения спектра повседневных и воспитательных проблем, метод сбора информации о воспитательной позиции родителей, о запросах родителей. Анализ диагностики детей, изучение уровня развития. Анализ имеющейся наглядной информации, содержания материала и формы подачи. Активизация работы родительского комитета, с целью повышения роли родительской общественности в жизни группы.


2 Направление -Профилактическое Основная цель: повышение педагогической культуры, педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка; ориентация семьи на воспитание здорового ребенка; обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи.


Пропаганда психолого-педагогических знаний среди родителей и обучение их взаимодействию с детьми. Создание дискуссионного клуба «Семейный очаг», с целью установления психологического контакта с семьями, повышения педагогической культуры родителей. Содержание работы: проведение встреч, диспутов, тренингов, бесед, совместных с детьми праздников. Проведение совместных с родителями диспутов примерные темы: « Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста».«Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога» и т.д. Круглый стол: «Психическое здоровье детей» Формирование взглядов родителей и взаимодействия в семье способствующие снижению, ослаблению негативных тенденций, пессимистичных мнений и способов общения. Оказание помощи в формировании положительных мотивов взаимоотношения родителей и детей в семье, изменения порочных стереотипных ситуаций, повышения педагогической компетентности родителей. Проведение различного консультирования с приглашенными специалистами школы(психолог, соц. педагог) и социума (юрист). Активизация семьи и привлечение в участии музыкально- спортивных праздников.


3 Направление - Заключительное (Реабилитационное с «проблемными» детьми) Основная цель: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи. Усилием социальной и нравственной значимости программы станет приобретенная в ходе работы способность взрослых увидеть себя глазами ребенка. Презентация «Мы в ответе за своих детей»


Формы работы с семьей Презентация дошкольного учреждения Открытые занятия с детьми для родителей Посещение семьи Педагогические беседы с родителями Тематические консультации.Групповые собрания родителей "Круглый стол" с родителями Конференция с родителями Наглядная пропаганда Тематические выставки




Показатели результативности проведенной работы: Уменьшение социальной дистанции между родителями и детьми. Родители поняли необходимость эмоционального принятия ребенка. Изменения стиля общения с родителями (выраженная ориентированность на личную модель взаимодействия с родителями) Дети чувствуют защищенность и поддержку со стороны родителей Наметились положительные стили воспитания Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с «проблемной» семьей, помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТА

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.

В нашей школе функционирует 3 группы интерната, где проживает 32 воспитанника. Все дети с ограниченными возможностями здоровья. Из них 4 из социально неблагополучных семей.
Современный воспитатель должен хорошо представлять себе эти особенности семьи, а также и то, что именно семье принадлежит основная роль в формировании личности ребенка. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, на его характер, поведение, здоровье.

Учитывая все эти факторы, воспитатели тщательно выбирают направления и формы работы с родителями. Ведь становление личности во многом зависит от окружающей его социальной среды. Взаимодействие педагогов с родителями учащегося как раз и направлено на создание такой воспитательной среды.

Установлению партнерских отношений педагогов с семьей каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует программа «Школа, дом, семья», которая позволяет скоординировать усилия классных руководителей, учителей, социального педагога, школьной медсестры в работе с родителями.

Цель: максимальное сближение интересов родителей и классных руководителей по творческому саморазвитию и самореализации личности учащихся и создание единого воспитательного пространства.

Задачи:

1) систематически и разносторонне знакомить родителей, как с основами теоретических знаний, так и с практической работой с учениками;

2) привлекать родителей к активному участию к налаживанию интересной содержательной жизни детей в школе и дома;

3) оказать психолого-педагогическую помощь семье в воспитании и обучении учащегося;

4) формировать активную педагогическую позицию родителей, привлекать их к активному включению в учебный процесс, во внеурочную деятельность;

5) обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания.

Формы работы:
- Родительский лекторий

Нетрадиционные родительские собрания

Презентации семей, опыта родительского воспитания

Диспуты, вечера вопросов и ответов

День открытых дверей

Праздники

Конкурсы, соревнования

Экскурсии

Выпуск газет

Выставка работ детского и родительского творчества

Помощь в ремонте и оформлении интернатных групп

Благоустройство и озеленение группы, школьной территории.

1. Изучение семей воспитанников

2. Работа с родителями

Действия

Предполагаемый результат

Создание условий для участия семей в воспитательном процессе интерната :
1. День открытых дверей для родителей.
2.Неделя семьи.
3.Вечера вопросов и ответов.
4.Спортивные соревнования «Папа, мама и я - спортивная семья»
5.Выставка поделок семейного творчества «Дары Осени»
6.Выставка семейных газет «Семь Я»
8. Проведение традиционных дел интерната:

  • День Знаний
  • День пожилого человека
  • День учителя
  • «Осенний Бал»
  • Акция « Мы выбираем жизнь!»
  • День матери
  • Новый год
  • Турнир «Все звезды»
  • «Народные традиции храня»
  • «А, ну-ка, девочки!»
  • «Памяти павших будьте достойны…»
  • Акция «Посади деревце»
  • День семьи
  • «Мы встречаем лето»

9. Поздравление Ветеранов с праздниками

10. Оформление летописей и фотоальбомов групп интерната вместе с родителями, создание «Портфолио» воспитанников.

Педагогическое и психилогическое просвещение родителей:

Родительский всеобуч

Открытые занятия для родителей

Индивидуальная работа с родителями

Вовлечение родителей в воспитательный процесс

3. Работа с семьями

Действия

Предполагаемый результат

Работа воспитателя с семьями «Группы риска»:
а) регулярное посещение проблемных семей;
б) индивидуальные беседы с родителями;
в) совместная работа воспитателя, классного руководителя, родителей и учителей-предметников;
д) составление индивидуальных программ воспитания;
е) ведение ежедневного учета пропусков.

Работа с семьями опекаемых детей:
а) регулярное посещение семей опекаемых детей;
б) контроль за их регулярным питанием в школьной столовой;
в) индивидуальное собеседование с опекунами;
г) оказание помощи в организации летнего отдыха;
д) своевременное выявление детей, проживающих с родственниками при неоформленном опекунстве.

Оказание помощи проблемным семьям, снижение правонарушений среди учеников, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей.

Профилактика правонарушений и вредных привычек, предупреждение ДТП

Составление банка данных, своевременная помощь семьям в различных ситуациях

Составление банка данных. Оказание своевременной помощи особо нуждающимся детям из многодетных семей