Анализ методиста занятия по развитию речи. Самоанализ нод по развитию речи "составление описательного рассказа об игрушках". Тема: «Умственное воспитание детей дошкольного возраста»

24.09.2019

Транскрипт

1 Анализ в соответствии с ФГОС ДО Консультация для педагогов ДОУ Заведующая ДОУ Маслова Т.М. Февраль 2016года

2 Структура Организационный момент Пробуждение интереса детей; привлечение внимания за счет использования сюрпризных моментов Мотивационно-ориентировочный этап Принятие детьми «проблемной ситуации», формулировка и постановка цели и задач Поисковый этап Организация совместной деятельности (беседа, эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов; активизация мышления; монологическая и диалогическая формы общения Практический этап Непосредственная продуктивная самостоятельная деятельность детей Рефлексивно-оценочный этап Ситуация самоанализа и самооценка деятельности детей на занятии для достижения поставленной цели, или решения проблемной ситуации.

3 Оргмомент Анализ Приемы организации работы детей на занятии Суть используемых приемов (какие приемы использовались: «включение» долговременных учебных мотивов; пробуждение интереса детей; привлечение внимания за счет использования сюрпризных моментов; использование «дисциплинарных» методов). Оценка выбранных педагогом приемов (соответствие возрасту детей; эффективность; соответствие сюжету, цели работы детей на занятии, программным задачам). Педагог опиралась на личностные мотивы детей, такие как: стремление к общению, самореализации. Стимулирование познавательной деятельности детей (посещение музея детского сада, который они создавали сами и знакомство и новыми экспозициями). Цель соответствует возрастным особенностям детей, их интересам и потребностям, программным задачам воспитания, обучения, развития. Цель четко сформулирована (посещение музея «Транспорта»).

4 Мотивационно-ориентировочный этап Что явилось основой для формулировки цели (проблемная ситуация; учебная задача; практическое (творческое) задание или др.) Формулировка цели детьми (четкость формулировки; степень осознания и принятия детьми поставленной цели; степень участия детей в рассмотрении проблемы (учебной задачи), формулировке цели предстоящей работы). Цель работы детей на занятии Для формулировки цели педагог использовал учебную задачу: обобщить и уточнить имеющиеся знания и овладеть новыми. Детьми цель была осознана и принята. Они согласились стать экскурсоводами и познакомиться с новыми экспозициями. Объективность предлагаемой педагогом целевой установки (соответствие цели возрастным и индивидуальным особенностям детей, их интересам и потребностям, программным задачам воспитания, обучения, развития). Целевая установка (экскурсия в музей «Транспорта») соответствовала возрастным и индивидуальным (стать экскурсоводами) потребностям детей. Дети проявили интерес к предстоящей работе.

5 Мотивационно-ориентировочный этап Мотивационные основы деятельности детей на занятии: Ориентированность педагога на создание мотивационной основы (добивается понимания и принятия детьми целей и задач, формулирует критерии достижения целей, умеет вызвать интерес к различным видам деятельности, к передаваемой информации). Педагогом была создана мотивационная основа, у детей был вызван интерес к передаваемой информации (знакомство с новыми экспозициями) Опора на личностные мотивы (стремление к общению, самореализации, самоутверждению), познавательный интерес, эмоциональную сферу детей (стремление проявить участие в судьбе персонажа, помочь товарищам, порадовать своей работой близких и др.), умение строить задание так, чтобы дети почувствовали свой успех. Формирование основ мотивации учения (демонстрация и организация практического применения ЗУН, компетенций; показ роли учения в жизни человека; знакомство с примерами учения в жизни значимых для ребенка людей; демонстрация достижений ребенка в учении, творческой и практической деятельности). Педагог опиралась на личностные мотивы детей, их стремлению к общению, самореализации, самоутверждению. У детей был вызван познавательный интерес. Дети смогли почувствовать свой успех (экскурсия в музей, который они создавали сами). Педагог создал мотивацию учения путем демонстрации роли учения в жизни человека. Презентация ребенка.

6 Поисковый этап Организация педагогом совместной деятельности по выявлению путей достижения цели работы детей на занятии: Формы и методы организации совместной деятельности (беседа, эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов; приемы активизации мышления; соотношение монологических и диалогических форм общения). Степень участия детей в составлении плана работы, самостоятельность в выборе форм работы, материалов В ходе использованы наглядные (демонстрация презентаций, показ тематических картинок, действия детей по схемам (проложить маршрут полета к планетам)), словесные (рассказ, объяснение, элементы беседы) и практические методы и приемы (упражнения с дидактическим материалом (расположить транспорт на макете по видам; упражнение «Чего не хватает» - ремонтная мастерская; «Помоги сказочному герою найти свой транспорт»), показ способа действия (работа на макете), игра). В ходе дети проявляли самостоятельность в выборе материалов и форм работы (изображали виды транспорта, работали в ремонтной мастерской, прокладывали маршруты к планетам).

7 Практический этап Формы организации детской деятельности: Рациональность выбора методов (соответствие используемых методов и организационных форм работы целям, задачам, и содержанию образовательного взаимодействия, интересам и потребностям, индивидуальным особенностям и возможностям детей; обоснованное чередование видов детской деятельности, активности, соотношение коллективных, групповых, подгрупповых и индивидуальных форм работы). Соотношение репродуктивных (рассказ, показ, объяснение) и продуктивных (педагогические ситуации, эвристическая беседа, проблемный вопрос, экспериментирование, моделирование, конкурсы, проекты, постановка и решение познавательных, творческих, практических и игровых задач, задания на развитие психических процессов) методов, приемов активизации творческих способностей детей, любознательности. Методы были выбраны рационально. С помощью наглядного метода воспитатель направлял восприятие ребенка на выделение в предметах основных, существенных признаков, формировал знания о свойствах и качествах предметов («Мастерская»). Словесные методы были доступности для детского понимания (презентации, рассказ воспитателя, рассказ детей). На занятии применялись методы контроля: самоконтроль (работа на «Ленте времени» - соотнесение цвета своей картинки с цветом на «Ленте времени»), взаимоконтроль (проверка выполнения задания «Проложи маршрут»). Соотношение репродуктивных и продуктивных методов на занятии было целесообразно (Объяснительноиллюстративный метод - презентации, продуктивный - создание транспорта будущего). Созданы условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

8 Практический этап Содержание работы на занятии: Воспитательные возможности содержания (решение задач нравственного, эстетического, личностного развития). На занятии решались задачи воспитательного характера: навыки взаимодействия, чувство товарищества, самостоятельность, умение понимать учебную задачу. Осуществление интеграции (интеграция различных видов деятельности, форм работы с детьми, содержания образовательных областей). Интеграция различных видов деятельности и форм работы с детьми позволила решить важную практическую задачу: рационально организовать образовательный процесс.

9 Практический этап Содержание работы на занятии: Соблюдение дидактических принципов (системность изложения материала, соответствие возрасту, программе, объективность, доступность, наглядность, актуальность, новизна, проблемность, оптимальность объема материала). Единство структуры (выдержанность сюжетной линии на протяжении всего, наличие логической связи между формами работы, фрагментами, сохранение целевых установок, мотивации, интереса и осмысленного отношения к работе). Предлагаемый материал был доступен, подкреплен наглядностью. При проведении большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход, принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития). Структура отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Сюжетная линия была выдержана на протяжении всего, сохранена мотивация и интерес к работе. Фрагменты логически связаны между собой. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности. Все этапы были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчи нены заданной теме и целям.

10 Практический этап Методическая, дидактическая и техническая оснащенность: рациональность выбора материалов (соответствие возрасту, интересам детей, эстетическим и санитарным требованиям, удобство размещения, разнообразие материалов, обеспечивающее индивидуализацию работы, комплексный подход к рассмотрению объекта или явления, обоснованное использование современных информационнокоммуникативных технологий, ТСО, наглядности). Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, дидактический раздаточный материал, и ИКТ. Наглядный материал соответствовал теме и целям. использование на занятии авторских дидактических и методических разработок. На занятии использованы авторские дидактические пособия: макет классификации «Виды транспорта», «Волшебный транспорт», адаптированный Монтессориматериал «Лента времени». С помощью этих дидактических пособий можно обучать детей новому материалу в увлекательной форме, а так же закреплять полученные знания.

11 Практический этап Соблюдение санитарно-гигиенических требований: Соответствие длительности мероприятия возрастным нормам (соблюдение временных рамок, рациональность и эффективность использования времени, оптимальность темпа). Стиль общения педагога с детьми как один из факторов психологического комфорта детей (авторитарный, демократический, попустительский). Чередование видов деятельности в ходе (соответствие требованиям к объему двигательной активности, интеллектуальной нагрузке, нагрузке на органы зрения и слуха; наличие заданий, обеспечивающих релаксацию, способность педагога корректировать формы и объем работы в соответствии с самочувствием детей). Успешному проведению способствовали оптимальные санитарно-гигиенические условия. Временные рамки были соблюдены, соответственно возрасту детей. темп был оптимален. На занятии была создана атмосфера доброжелательности, взаимопонимания. Стиль общения педагога обеспечивал ребенку чувство психологической защищенности, доверия. В данном случае и взрослый, и ребенок в равной мере являлись субъектами взаимодействия. Смена видов деятельности на каждом этапе позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким то одним видом деятельности. Дети динамично переключались со словесных игр на игры с предметами. В занятие была также включена физкульт минутка «Прокатись на транспорте», которая отражала лексическую тематику. Педагог следила за соблюдением детьми правильной рабочей позы, соответствием мебели росту ребенка. Объем работы был скорректирован в соответствии с физиологическими особенностями детей. Целесообразное ослабление напряженности в конце.

12 Рефлексивно-оценочный этап Содержание оценочной деятельности (педагог предлагает детям назвать результаты деятельности и способы их достижения; соотносит оценку итогов с выделенными в ходе мотивационноориентировочного этапа целями и планом работы на занятии; аргументирует оценки, показывает детям их достижения и недоработки). Качество организации оценочной деятельности (педагог знакомит детей с наиболее наглядными параметрами и критериями оценки различных видов деятельности, форм работы; учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей при оценивании; применяет различные методы оценивания; умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки детей, способствует формированию у детей навыков самооценки различных видов деятельности) В конце был подведен итог, проведена рефлексия. Анализируя деятельность детей на занятии, можно отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены практически в полном объеме и цель достигнута.

13 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Материал для консультации предоставлен методистом дошкольного образования, ММЦ городского округа Коломна, Штейн С. А.


Программы наблюдения на уроке I Цель: изучить практику управления процессом развития мыслительной деятельности учащихся на уроке и выявить условия ее совершенствования. 1. Какие формы организации мыслительной

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ Любое направление работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении предусматривает как специально организованные форм обучения, то есть занятия, так и организацию деятельности детей

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ З.Т. Галимханова, М.Р. Хайрутдинова Дошкольное детство представляет собой период, в котором происходит

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Тема: «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ» Выполнил старший воспитатель Куляк Л.Н. Форма организации обучения это совместная деятельность

Содержание ООД Шпаргалка для воспитателя Содержание обучения в дошкольном отделении (подготовила ст.воспитатель Чепыжная Н. В) Обучение ведется по разделам программы. Детям сообщаются элементарные, доступные

ПАМЯТКА воспитателю по созданию условий проведения НОД с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ. В соответствии с современными требованиями ФГОС ДО в педагогической науке и практике НОД - непосредственнообразовательная

Схема самоанализа урока по ФГОС Класс Предмет Тема урока (Вывод о степени её соответствия стандарту, учебной программе и учебно-тематическому планированию) Этапы анализа п/п 1. Место данного урока в теме.

Конспект группового занятия в рамках месячника психологического здоровья в подготовительной к школе группе 12 Тема: «Дифференциация звуков [Н], [М]. Обучение звукобуквенному анализу слов». Цель: 1. Познакомить

Самоанализ урока 1 Анализ целей урока. Обоснована постановка целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме. Доведены идеи урока до учащихся. Цели урока

Анализ ситуации Цели и задачи занятия педагога учащегося Результат МАУДО «ДДТ». Методические рекомендации Учебное занятие в системе дополнительного образования. Анализ учебного занятия Основной формой

Целеполагание Мотивация Технологическая карта анализа урока по ФГОС Класс Дата ФИО учителя Цель посещения Тема урока Цели урока ФИО посетившего урок 1. 2. Параметры Критерии баллы Примечания 1 2 3 Эмоциональная

Самоанализ урока русского языка по теме: «Какие слова отвечают на вопрос: кто?, а какие на вопрос: что?» во 2 классе учителя начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по формированию элементарных математических представлений

«Эффективный урок - основной педагогический инструмент учителя в реализации ФГОС» «Урок это зеркало общей и педагогической культуры учителя» В.А.Сухомлинский Содержание Цели и задачи Методы Урок Средства

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни» (базовый уровень) Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель:

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО Тема урока: Тип урока: Дидактическая задача урока: Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая): Ведущие аспекты анализа урока Ведущие аспекты

Универсальных схем анализа и самоанализа уроков не может быть, т.к. существует множество вариантов организации учебновоспитательного процесса, но обойтись вообще без оценивания урока как учебного процесса

Анализ учебного занятия Каждый пункт состоит из двух утверждений, противоположных по смыслу. Оценка выставляется по 5-бальной шкале, где баллы «5» и «4» относятся к положительному полюсу, баллы «1» и «2»

Матрица педагогического анализа урока Уровень 1. Организация начала урока, постановка учебных задач урока, в т. ч. частных и промежуточных Ситуативный Педагог начинает урок без предварительной организации

Cхема анализа урока 1. Целенаправленность урока Какие практические задачи решались на уроке? Как осуществлялось знакомство учащихся с задачами урока? Каким образом обеспечивалось поступательное развитие

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников как одна из задач современного дошкольного образования Методическое объединение Л Д Р С 4 Л 1 Д 2 Р 3 С 3Л мышь, серая, шустрая, маленькая Л

Частное образовательное учреждение дополнительного образования УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР АВТОГРАФ лицензия 13369 от 16 ноября 2016 года Министерства образования и науки Челябинской области 454080, г. Челябинск, Свердловский

ИЗДАТЕЛЬСТВО «УЧИТЕЛЬ» Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику Лёвина Светлана Александровна, педагог дополнительного образования

Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе «Росток» для детей 4-7 лет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида 92» Дополнительная общеразвивающая

Схема комплексного психолого-педагогического анализа урока Представленная в статье комплексная схема урока позволяет проанализировать выполнение учителем различных дидактических принципов, степень учета

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бородинская основная школа Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»

Аннотация к рабочей программе воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад 462» г.о. Самара на 2017-2018 уч. год В муниципальном бюджетном

Формы организации обучения в ДОУ Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Формы отличаются: по количественному составу участников,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад «Колокольчик» п.шумячи КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ДОУ» Составитель:

Карта-матрица воспитателя для самоанализа и анализа образовательной в форме занятий для групп детей младшего и среднего дошкольного возраста (3 5 лет) 1 1. Организация начала ОД, постановка образовательных

Памятка для преподавателей и мастеров производственного обучения по составлению поурочного плана I. Типология уроков. II. Цели уроков. III. Этапы планирования урока и подготовки к нему. IV. Схема поурочного

Самоанализ занятия кружка «Юный биолог» Учреждение: казенное общеобразовательное учреждение Ханты- Мансийского автономного округа-югры «Березовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями

Анализ и самоанализ учебного (лекция) План 1. Понятие об анализе учебного, виды анализа 2. Особенности анализа учебного в соответствии с требованиями ФГОС 3. Самоанализ учебного 4. Критерии оценивания

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новоаннинский детский сад 2 Новоаннинского муниципального района Волгоградской области (МКДОУ Новоаннинский д/с 2) 403958, Россия, Волгоградская

Обучающий семинар: «Структура уроков производственного обучения» Урок производственного обучения в соответствии с темой и целями имеет свою последовательность и делится на различные структурные этапы (части),

2-БЛОК: Педагогика, методика обучения Задания с выбором одного правильного ответа 1. Учета индивидуальных особенностей воспитанников требует принцип A) личностного подхода B) связи воспитания с жизнью

АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ физики и математики, информатики, химии Дата проведения: 10 14 апреля 2017 г. Цель: повышение методического уровня педагогов посредством обмена опытом подготовки и

Психолого-педагогический анализ непрерывно образовательной деятельности (НОД) в соответствии ФГОС ДО Психолого-педагогический анализ НОД Общие сведения: группа (возрастная, название), дата проведения

LOGO ФГОС Современный урок С Е М И Н А Р У Р О К 1 «Урок это основной участок учебновоспитательного процесса, на котором учитель ежедневно осуществляет образование, воспитание и всестороннее развитие учащихся

Нижегородский Индустриальный Колледж Семинар-практикум «Самоанализ урока: - теоретического обучения, - учебной практики» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР февраль 2017 Цели и формы проведения семинара-практикума

Помыткина Надежда Александровна, заведующий методическим отделом МБУДО «ЦДТ «Ровесник» г.чусовой Технология организации, проведения и анализа современного занятия в образовательном пространстве УДО. Каждый

Требования к проведению учебного занятия в системе дополнительного образования детей Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует

Воспитатель ДОУ 1.Кому принадлежит ведущая роль в воспитании детей? 1) семье; 2) детскому саду; 3) школе; 4) детской площадке; 5) родственникам. 2. Исследованиями ученых доказано, что ведущими факторами

«Урок это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А.Сухомлинский Подготовила: Гуляева Т.В., учитель математики и информатики

Аналитическая справка по итогам тематического контроля по образовательной области «Познавательное развитие» по всему дошкольному отделению ГБОУ Романовская школа Тема: «Эффективность проводимой в дошкольном

Анализ урока 1. Цель урока. Прослеживается ли реализация поставленных целей урока? 2. Организация урока: тип урока, структура урока, этапы и их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие

РАССМОТРЕНО на педагогическом совете МБОУ ДО ЦДО «Алые паруса» пр. 1 от «28» августа 2013 года УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО ЦДО «Алые паруса» Д.В. Черных «28» «августа» 2013 года Положение о проведении открытых

Технологическая карта урока 16.02.2017 г. учитель Мищенко Н.В. Предмет: Технология Класс:7 Тема урока: Сервировка чайного стола для праздника 8 Марта. Количество учебных часов:1 Цель урока: создание условий

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ п/п Наименование раздела программы Страница I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Направленность программы 3 1.2. Актуальность программы 3 1.3. Отличительные особенности программы 4 1.4. Адресат

Самоанализ и анализ урока в контексте ФГОС Аристова Е.А., заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ 456, Круподерова Л.А., учитель биологии ГБОУ СОШ 456 Колпинского района Аннотация: авторы представляют опыт

Самоанализ урока. Урок проходил в 4 классе, предмет математика, в классе 6 человек, на уроке присутствовало 6 человек. Тема урока: «Нахождение нескольких долей целого», это первый урок в теме, где предусматривается

Требования к дидактическим средствам обучения слепых и слабовидящих детей Дидактические средства: это материальные объекты, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса Классификация

Занятия по развитию речи в средней группе проводятся с целью формирования у ребенка правильных речевых умений в соответствии с возрастной категорией. От правильности произношения и умения выражать собственные мысли зависит успешность адаптации малыша среди сверстников, а также дальнейшее обучение в начальной школе. Именно уровень развития языковых навыков показывает, каков уровень психического и интеллектуального развития у конкретного ребенка.

Для чего нужны занятия по развитию речи детей?

Занятие по развитию речи со средними дошкольниками проводится только в игровой форме. Это связано с психологическими особенностями детей данного возраста, поскольку они мыслят предметно. У них еще не сформирована усидчивость и внимательность. Дети среднего дошкольного возраста слишком эмоциональны, поэтому легко устают. должны соответствовать возрасту. Успех обучения зависит от того, насколько ребенок проникнет в игровой процесс, насколько данное мероприятие станет его собственным. В процессе игры малыш задействует все основные психические процессы. Он слышит, действует, видит, взаимодействует с окружающим миром через разнообразные игровые приемы. На занятиях ребенок слушает пояснения воспитателя, отвечает на поставленные вопросы, учится слушать ответы других детей. В процессе игры малыши не замечают, что тоже учатся.

Проблемы речевого развития дошкольников среднего возраста

1. Ситуативная речь - неумение строить сложные и сложноподчиненные предложения. У таких детей речевые обороты сформированы, как правило, из предложений, которые состоят их двух-трех слов.

2. Маленький словарный запас.

3. Речь, в которой присутствует сленг и нелитературные выражения.

4. Плохая дикция.

5. Логопедические нарушения речи.

6. Неумение построить диалогическую речь, правильно задать вопрос, дать краткий или развернутый ответ, исходя из ситуации.

7. Неумение построить монологическую речь: пересказать сюжет рассказа близко к тексту или своими словами, составить рассказ-описание на конкретную тему.

8. Неспособность использовать в собственных выводах логическое обоснование.

9. Не сформирована культура речи: ребенок не может подбирать интонацию, темп речи, громкость голоса и прочие параметры в конкретной речевой ситуации.

Как развивать связную речь у дошкольников?

Что включают занятия по развитию связной речи? Под связной речью подразумевается возможность точно, образно, логически и последовательно излагать какую-либо информацию. Речь должна быть построена грамматически правильно. Связная речь включает:

Диалог. Предполагает знание языка, обеспечивает живое общение между детьми. Диалог может быть построен в виде отдельных реплик, беседы между участниками, высказываний вида «вопрос-ответ». Занятия по развитию речи в средней группе предполагают формирование умений диалоговой речи: ребенок учится кратко и емко отвечать на поставленные вопросы, вступать в дискуссию с воспитателем и сверстниками. На занятиях продолжается формирование навыков культуры общения: детей учат выслушивать собеседника, не перебивать говорящего, не отвлекаться, включать в речь синонимические формы этикета.

Монолог. Представляет собой связную речь одного лица, навык формируется к пяти годам. Сложность такой речи заключается в том, что ребенок в среднем дошкольном возрасте еще не в состоянии программировать собственное высказывание, выражать мысль логически, последовательно и непрерывно. Занятия по развитию речи в средней группе предполагают обучение трем видам монологической речи: рассуждению, повествованию и описанию. При этом малыши учатся описывать предмет и пересказывать небольшие тексты.

Речь с движениями в средней группе

Речь с движениями (средняя группа) позволяет координировать движения рук и ног с произносимыми фразами. У многих детей среднего дошкольного возраста движения неточные и несогласованные. Занятия по рук позволяют поднять , постепенно научиться координировать движения с речью.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал специальную оздоровительную методику воздействия на руки. Согласно его учению, на пальцах имеется большое количество рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему. На кистях расположены Массируя их, можно воздействовать на состояние внутренних органов. Именно данное учение легло в основу развития речи с использованием движений. Специалисты выявили, что от точности движений мелких мышц рук зависит правильность и уровень развития речи. М. Монтессори в своей книге «Помоги мне сделать это самому» подчеркивает: «Если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие моторики пальцев рук отстаёт, то отстаёт и речь». Такие занятия по развитию речи в средней группе включают:

Задания вида «закончи рисунок»;

Лепку с применением природного материала;

Графические упражнения;

Рисование по трафаретам;

Работу с водой (переливание воды пипетками);

Строительство колодца из спичек;

Работу с дыроколом;

Дидактические игры и упражнения с применением природного, хозяйственно-бытового материала.

Занятия по коррекции речи

Как осуществляется развитие речи (средняя группа)? Занятия направлены на расширение словарного запаса, дикции, формирование умения правильно использовать интонацию и развернутые ответы, строить доказательства, составлять диалог. Для развития и коррекции речи в средней группе используют комплекс упражнений:

Разговор по картинке - он подразумевает рассказ по сюжету иллюстрации. Такое задание позволяет подбирать близкие по смыслу слова (синонимы), запоминать значение слов. Для занятий подходят специальные печатные издания, в которых имеются тесты и разнообразные упражнения, направленные на развитие данных навыков.

Скороговорки, чистоговорки, пословицы и поговорки не только расширяют словарный запас детей среднего дошкольного возраста, но и помогают скоординировать речевой аппарат. Такие упражнения позволяют исправить когда ребенок в процессе разговора заглатывает окончания слов или, наоборот, растягивает слова при разговоре.

Игры вида «Что это значит?» или «Почему так говорят?» позволяют подбирать слова, близкие по значению, при объяснении того или иного понятия. Для этого рекомендуется использовать фразеологизмы, пословицы и поговорки.

Игра «Журналист» позволяет детям развивать навыки диалоговой речи. Ребенок учится составлять вопросы для «интервью», последовательно и четко излагать свои мысли.

Как проанализировать занятие по развитию речи?

Анализ занятия по развитию речи необходим не только для формирования отчетности, но и для того чтобы понять, какие методы обучения являются наиболее успешными и подходят для повышения уровня речевого развития именно в данной группе. В процессе анализа воспитатель может проконтролировать, сколько времени понадобилось на усвоение нового материала, кто из детей материал не усвоил или сделал это на низком уровне. В процессе анализа необходимо обратить внимание на такие моменты:

Насколько получилось мотивировать каждого участника к обучению;

Насколько правильно каждый выполнял инструкции педагога;

Какие моменты не удались;

Какие методы и приемы были задействованы, какие из них оказались нецелесообразными;

Доступно ли был изложен материал;

Каков общий эмоциональный климат занятия;

На какие моменты необходимо обратить внимание на следующем занятии;

Какие навыки и умения нуждаются в коррекции;

Кому из детей нужно уделить повышенное внимание.

В каких случаях развитие речи детей средней группы (4-5 лет) не соответствует норме? Когда нужна консультация логопеда и невролога?

Консультация логопеда и невролога в экстренном порядке нужна в случае, если:

У ребенка маленький словарный запас или полностью отсутствует речь к 4 годам;

Речь малопонятна, основана на большом количестве жестов;

Ребенок заикается, запинается или имеет прочие явные логопедические нарушения;

Имелись в прошлом травмы головы, носоглотки или ротовой полости, которые привели к нарушению речи или молчанию.

Своевременное обращение к специалистам поможет скорректировать нарушения речи, иначе ребенок говорить правильно не сможет, он будет обречен учиться в специализированной школе для детей с дефектами речи. Самостоятельно такие нарушения не проходят.

Исхакова Светлана Миннулловна, воспитатель
МАДОУ №106 "ЗАБАВА" г. Набережные Челны

Самоанализ открытого занятия. Коммуникация. Развитие речи.

Тема: Домашние птицы.

Данное открытое занятие проводилось с детьми младшего дошкольного возраста 3-4 лет в количестве 15 человек.

  1. Образовательные: познакомить с понятиями птичий двор, с новыми названиями птиц.
  2. Развивающие: развивать речь детей, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; развивать умения детей излагать свои знания.
  3. Воспитательные: воспитывать уважительное, бережное отношение к птицам.

Детям была сообщена тема занятия. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Целесообразно разделила время по всем частям занятия. Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный. Материал излагала эмоционально.

При планировании открытого занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Учитывая возрастные особенности дети отвечали на вопросы воспитателя, самостоятельно произносили потешку, поддерживали разговор, с интересом наблюдали, рассматривали, охотно отвечали на вопросы, самостоятельно произносили считалки в игре. Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в игре, двигались под музыку.

Все элементы открытого занятия между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным целям: развивать речь детей, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; развивать умения детей излагать свои знания о домашних птицах, о внешнем виде домашних птиц; развивать словарный запас, слуховое внимание, кругозор, мышление, память; воспитывать бережное отношение к птицам.

Во время открытого занятия применялись следующие методы работы: словесный (вопросы, уточнение, напоминание, поощрение) ; наглядно-демонстрационный материал (картинки и иллюстрации, игрушки) ; игровой материал.

В водной части: организация детей, переключение внимания на деятельность, стимуляцию к ней. Открытое занятие было направлено на решение познавательно-речевой сенсорной ситуации.

Основная часть: умственная и практическая деятельность детей, были включены задания на умственное, речевое развитие и восприятие окружающего мира, систематизацию имеющихся знаний, закрепление навыков речи. Для снятия общего переутомления были проведены игровые действия и музыкально ритмические движения.

Индивидуальная работа проявлялась проведении словарной работы, в оказании помощи затрудняющимся в ответах, напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей.

Я считаю что выбранная мной форма организации занятия для детей была достаточно эффективной. Недостатки: не достаточно правильно поставлена работа с ИКТ во время занятия приходилось отвлекаться на установку. Но я старалась соблюдать нормы педагогической этики и тактики. Считаю что поставленные на занятии задачи были выполнены.

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи

во 2 младшей группе на тему

Задачи.

Образовательные.

Развивающие

к, г, х. (кь, гь, хь)

Воспитательные.

Интеграция областей: Коммуникация; речевая,социально - коммуникативная; музыка.

Наглядный материал. Картинки (примерный набор): курица, гусь, петух, кошка, коза, игрушки для игры в магазин.

Ход занятия.

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель : Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель показывает куклу и говорит: Посмотрите, кто к нам пришел? Дети: Кукла. (Возможны индивидуальные и хоровые ответы детей)

Воспитатель : Её зовут Таня. Какая она?

Дети: Красивая, нарядная.)

Воспитатель: Какие волосы у Кати?

Дети: (Черные.)

Воспитатель : Длинные или короткие?

Какой бант?

Как вы думаете, почему Катя такая нарядная?

Дети: (Потому что у неё день рождения.)

Воспитатель : Да, сегодня у Кати день рождения. Мы будем дарить ей…

Дети: (подарки).

Воспитатель Катя любит играть. Можно подарить ей…

Дети: (игрушки).

Воспитатель Игрушки продаются…

Дети: (в магазине).

Воспитатель : Это наш магазин.

(показывает на стол, где лежат игрушки. Кукла сидит за другим столом, туда дети будут ставить игрушки.)

Воспитатель: Я буду продавец. Что делает продавец?..

Воспитатель: Вы будете покупатели. Что делают покупатели?..

Воспитатель : Вы получите игрушку после того, как мы расскажем вместе про неё, какая она, что с ней можно делать.

Дети по очереди приходят в магазин и называют понравившуюся игрушку. Воспитатель помогает составить рассказ:

Это…тигренок. Он пушистый,мягкий. У него… (черные глазки и длинный хвостик). Он рычит.

Кате я подарю… (щенка). Он… (белый с пятнами). Глазки у него… (чёрные), носик (тоже чёрный). Щенок любит… (прыгать, играть, бегать).

- Я хочу купить...зайчика. У него...длинные уши, короткий хвостик. Зайчик любит кушать морковку.

Остальные дети могут помочь и добавить то, что они знают об игрушке. Дети с игрушками подходят к Кате и говорят:

Дети: «Я дарю тебе… (Тигренка, щенка, зайчика…)».

Воспитатель - Сейчас мы расскажем про день рождения Кати.

Сегодня у Кати… (день рождения). Катя пришла к нам …(нарядная). Дети подарили ей…(игрушки). Катя была… (очень рада) и сказала детям… (спасибо, приходите ко мне в гости).

Кто ещё хочет рассказать про Катю?

Индивидуальные ответы детей.

Физкультминутка.

"Где же наши ручки"

Воспитатель: ребята Таня приготовила для нас картинки.Давайте посмотрим какие. Кто нарисован на картинке?

Дети: (Петух.)

А на этой?

Дети: (Курица.)

Чем различаются петух и курица?

Дети: (У петуха гребешок большой и хвост больше.)

Как курица подзывает своих цыпляток? (Ко-ко-ко .)

А это кто нарисован? (Кошка)

Что делает кошка? (Сидит и смотрит.)

Макар скажи,кто это? Как кричит гусь? (Га-га-га.) Кто здесь? (Коза.) А теперь скажите:

Гуси – гуси,

Есть хотите?

Стишок произносят громко и тихо, затем быстро и медленно.

Дидактическая игра " ЧЕГО НЕ СТАЛО?"

Сегодня на занятии мы научились составлять рассказы. Играли в магазин.

Рассматривали картинки, играли.

Самоанализ непосредственно образовательная деятельность по развитию речи

во 2 младшей группе на тему

Интеграция образовательных областей: Коммуникация; речевая,социально - коммуникативная; музыка.

Тема

«Составление описательного рассказа об игрушках»

Задач

Образовательные.

Учить составлять совместно с воспитателем описательный рассказ об игрушках.

Словарь и грамматика. Учить пользоваться словами, обозначающими качества и действия знакомых животных и их детёнышей.

Развивающие

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение звуков к, г, х. (кь, гь, хь) . Учить произносить слова громко и тихо, быстро и медленно.

Воспитательные.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам, аккуратность во время игры с ними.

Материал и оборудование.

Картинки (примерный набор): курица, гусь, петух, кошка, коза, игрушки для игры в магазин. Иллюстрации к игре «Чего не стало?»

Предварительная работа.

Познакомить с атрибутами игры магазин. Рассказать о профессии продавец. Рассказать об особенностях игрушек. Познакомить детей с правилами игры «Чего не стало». Подбор музыкального произведения к НОД.

Характеристика и структура НОД.

Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и педагогическими принципами:

Принцип непрерывности (НОД построена на основе предыдущих НОД и совместных действий воспитателя и детей);

Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);

Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);

Принцип системности;

Принцип интеграции;

Принцип дифференцированного обучения (инд. работа);

Принцип психологической комфортности.

Для достижения цели были использованы следующие методы и приёмы:

Наглядный метод (иллюстрации, картинки);

Словесный метод (ответы на вопросы, рассказы детей);

Приём эмоциональной заинтересованности (появление куклы Тани);

Игровой приём (Дидактическая игра «Чего не стало?», «Физкультминутка», Сюжетно – ролевая игра «Магазин»).

НОД обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух организационных моделях, включающих:

Совместную деятельность взрослого и детей;

Самостоятельную деятельность детей.

Длительность НОД соответствовала гигиеническим нормам САНПиНа для детей 3-4лет. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены.

Пособия достаточного размера, эстетически оформлены, их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

На протяжении НОД у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками в ходе НОД, что позволяло сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. В процессе НОД осуществлялась индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы), создавались условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата.

НОД состояла из трёх взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.

Вводная часть, организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. Дети ходили на экскурсию в магазин, активизировались знания о работе продавца. На этом этапе НОД был также применён проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено познакомиться с правилами игры «Магазин». Вторая часть состояла из дидактической игры, что способствовало поддержанию внимания и работоспособности. Для мобилизации интеллектуальных возможностей детей и снятия их общего утомления была проведена музыкальная физкультминутка.

В заключительной части НОД был подведён итог деятельности, методом анализа успешности выполнения заданий.

Однако, Вика не смогла составить рассказ об игрушке. Нужно с ней провести индивидуальную работу по составлению рассказов.

Программное содержание.

Учить детей выполнять команды воспитателя по словесному описанию. Формировать правильную осанку, продолжать работу над коррекцией сутулости у детей, совершенствовать координацию движений.

Закреплять навыки ходьбы и бега в колонне по одному, умение строится в две колонны.

Воспитывать такие физические качества, как ловкость, выносливость, смелость, совершенствовать быстроту реакции.

Гимнастические скамейки (2 штуки), большие мячи (2 штуки), мешочки для метания (2 штуки).

Методические приемы:

Игровая мотивация, объяснение, показ, использование дыхательной гимнастики, психогимнастики.

Ход занятия.

Дорогие ребята! В одной сказочной стране жил маленький гномик. Его домик находился в дремучем лесу, поэтому гномик испытывал невероятные трудности: ему приходилось пробираться через траву, как через чащу, пролезать через веточки, словно через огромные деревья. Поэтому гномику очень хотелось подрасти и стать высоким и стройным. А на окраине леса жил добрый волшебник. К нему- то и отправился гномик за советом. Хотите узнать, что посоветовал ему добрый волшебник? А вот что:

Чтоб красивым, стройным быть,

Со спортом надо всем дружить!

Все в одну колонну встали

И красиво зашагали!

Давайте, ребята, поможем гномику и покажем все, чему мы научились за этот год и поучим нашего гномика.

Построение и разминка.

Ходьба на носках, руки в стороны. Ходьба напятках, руки полочкой на спине. Легкий бег. Ходьба, пятки вместе, носки врозь. Ходьба,носки вместе, пятки врозь. Бег с сильным сгибанием ног назад. Ходьба, спиной вперед. Ходьба со сменой ведущего. Бег, вынося ноги вперед. Спокойная ходьба. Поскоки с ноги на ногу с продвижением вперед, руки на поясе. Ходьба с упражнениями на восстановление дыхания.

Дыхательное упражнение «Восстанови дыхание»

Вдох через нос, руки развели в стороны, выдох через рот, обнимаем себя за плечи.

Чтобы быть стройным, красивым и сильным, необходимо каждый день заниматься зарядкой. Я предлагаю вам показать гномику комплекс гимнастики. Итак, начнем:

ОРУ без предметов (коррекция сутулости).

    И.П.-о.с. Поднимаясь на носки, прогнуться спиной назад, руки поднять вверх, ладонями вперед; (8-10 раз).

    И.П.-о.с. Поднимаясь на носки, прогнуться спиной назад, фиксировать положение спины, выгнуть назад соединенные в замок руки;(6 раз в медленном пемпе).

    И.П,- ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклониться вперед, руки развести в стороны, ладонями книзу, прогнуться в пояснице, фиксировать положение спины; (5-6 раз в медленном темпе).

    И.П.-стоя на коленях, руки внизу. Наклониться назад, прогибаясь в спине, поднять руки в стороны; (5-6 рваз в медленном темпе).

    И.П.-сидя на полу по-турецки, одну ногу обхватываем обеими руками, хват снизу. «Покачаем ляльку» достаем лбом то коленку, то носок ноги поочередно(по4 раза левой и правой ногой).

    И.П.-ноги узкой дорожкой, руки на поясе. Приседаем, разводим руки в стороны.

    И.П.-лежа на животе, руки вдоль туловища. Прогнуться, руки назад, кисти соединены, приподнять голову, плечи отвести назад; (4 раза в медленном темпе с интервалом 1-2 минуты).

    Прыжки «Ножницы» чередующиеся с ходьбой.

    Дыхательное упражнение: «Заблудились в лесу».

Представьте себе, что вы заблудились в лесу и вам надо докричаться до товарищей. Набираем побольше воздуха в легкие, делая вдох через нос.выдыхаете через рот, крича «а-у-у».

Молодцы, ребята!

А теперь давайте покажем гномику, как можно преодолевать препятствия, которые могут встретиться на пути в дремучем лесу.

Основные виды движений.

Игра- эстафета «Преодолеем препятствия».

    Равновесие- ходьба по гимнастической скамейке (идем по бревну через ручей) боком. Идем боком приставным шагом, руки разведены в стороны. спина прямая, голова поднята, только глаза опущены вниз на бревно, чтобы не упасть.

    Прыжки на двух ногах с зажатым между ног мячом с продвижением вперед до предмета (мешочек для метания). Прыжки по кочкам через болото.

    Метание мешочка в горизонтальную цель. А теперь представьте, что перед нами пропасть, а вам необходимо попасть на другую сторону пропасти. Для этого вам необходимо перебросить через эту пропасть веревку, а по ней перебраться.

Вот мы и помогли с вами гномику, теперь он легко добереться до доброго волшебника.

Но для этого ему необходимо восстановить дыхание. Очищающее "Ха".

4. Подвижная игра "Мы веселые ребята".

Построение в шеренгу по одному. Ходьба в колонне по одному с выполнением упражнений для рук (в стороны, вниз, за голову, вверх).

После каждой части занятия похвалить детей, в конце занятия-анализ.

Авдонина Виктория Ивановна
Учебное заведение: ГККП «Ясли-сад № 2 акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная»
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-01-30 Пример анализа занятия для молодых педагогов Авдонина Виктория Ивановна ГККП «Ясли-сад № 2 акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная» В работе представлен пример анализа посещаемого занятия в ДОУ, данная работа поможет молодому специалисту грамотно написать анализ любого открытого занятия.

Просмотреть свитедельство о публикации


Пример анализа занятия для молодых педагогов

Анализ занятия

Дата проведения: 26.11.16.

Группа: «Солнышко»

Воспитатель: Колмыченко А.И., Павлова С.В.

Занятие: Развитие речи, рисование.

Тема: «Дари добро»

Цель: формирование представлений о мире, любви, добре.

Просмотренное мною занятие подготовлено и проведено в соответствии с программой группы и с объемом программного содержания. Занятие соответствовало уровню развития детей данной группы, все этапы занятия отвечали их возрастным особенностям в полной мере.

Характеристика деятельности воспитателя: воспитатели в работе с детьми использовали следующие приёмы для решения поставленных задач: наглядные приемы (показ иллюстраций, образцов), словесные приемы (рассказ воспитателя, ответы детей), практические приемы (рисование). Все используемые приёмы соответствовали возрасту детей данной группы. Воспитатели внимательно отнеслись к учёту индивидуальных особенностей детей при подготовке занятия. Это четко было видно в ходе их работы, например, дети с нарушением зрения находились ближе к демонстрационному материалу.

Характеристика деятельности детей: дети с легкостью усваивали преподнесенный новый материал. Атмосфера занятия была благоприятной. Дети вели себя активно в диалогах с воспитателями, и внимательно в освоении нового материала. С легкостью и желанием реагировали на приемы активизации. На мой взгляд, детьми достигнута дидактическая цель, новый материал усвоен ими. Также было заметно, что дети на протяжении всего занятия испытывали положительные эмоции: радость, удивление, веселье.

В данной группе воспитатели смогли правильно настроить детей на работу, использовали сюрпризный момент, для того, чтобы дети были психологически раскрепощены.

На занятии прослеживалось оптимальное соотношение диалогического и монологического общения между воспитателями и детьми.

Внешний облик воспитателей был опрятный, аккуратный, располагал детей к общению и работе на занятии, тем более были использованы элементы костюмирования.

Отмечалась психологическая дистанция «рядом», т.е. дети чувствовали себя комфортно во взаимодействии с воспитателями.

Условия соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям: помещение было проветрено, убрано, на мой взгляд не хватало лишь освещения.

Воспитатель: Авдонина В.И.

. .