Конспект занятия в старшей группе Художественная деятельность. Рисование. «Дымковский козлик. Конспект занятия по лепке: Тема: «Индюк» (по мотивам дымковской игрушки)

11.05.2019

Конспект занятия «Дымковская игрушка» для детей 6-7 лет

Нерсесян Наира Игоревна, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №144", г. Воронеж

Назначение: воспитатели старших и подготовительных групп,учителя начальных классов,родители.
Цель: Знакомство детей с народной культурой.
Задачи:
-Познакомить с историей Дымковской игрушки.
-Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
-Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
-Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек,умение создавать узоры по собственному замыслу.Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учить расписывать дымковскими узорами.
-Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные дымковские игрушки для демонстрации,напечатанные трафареты на белой бумаге(формат А4) и цветные карандаши.
План занятия:
- 1. Организационный момент
2. Теоретическая часть. Вводная беседа об истории и процессе создания с демонстрацией дымковских игрушек, картин, презентаций.Объяснение последовательности росписи.
3. Заключительная часть.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны?
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы,резины,металла,дерева,ткани.
Воспитатель: Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымкого?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Феофанов)
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками.Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка.В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки.В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой.Возможно,от этого и возникло название Дымкого,а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника <Свистопляска>.Позднее ярмарка-праздник стала называться <Свистунья>. Что же это за игрушки,давайте посмотрим?





Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий,желторогий
Мчится глиняный олень.


Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите,пышный хвост,У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.


Дымковская барышня вся в оранжевых,золотых,алых и зеленых узорах.


Посмитри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

Даже кони в праздничных нарядах.


Кони глиняные мчатся
На подставках,что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил.

Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете,какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой.На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются..
Воспитатель: А сможете предположить,откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега,у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!
Воспитатель: Правильно.Белый фон взяли мастера от заснеженных полей,когда зимой все вокруг белым-бело.В тех местах зима длинная,а снега много.Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой,как снег. А почему они яркие?


Дети: Потому что они делались к празднику,поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета:красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: На игрушках кружочки,точки, линии,клеточки,полоски,кривые,волны,квадраты,кольца,овалы.




Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети: Лошадка,петушок,олень,баран,барышня.
Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.




Воспитатель: Давайте узнаем как создается игрушка?

(Дети смотрят видео на интерактивном доске,воспитатель параллельно рассказывает).
Много труда надо вложить,чтобы игрушка стала такой нарядной.Она рождается три раза.Первый раз она рождается,когда ее лепят из красной глины.Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.Игрушку надо обжечь,чтобы она стала прочной.От сильного жара игрушка раскаляется,а когда остывает,глина становится звонкой и крепкой.Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем.А когда рождается третий раз?
Дети: В третий раз игрушка рождается,когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель: Потом ее белят мелом,разведенным молоком,и расписывают.Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота,придающее еще большую нарядность игрушке.Так она рождается третий раз.Красивые яркие,нарядные игрушки продают на ярмарке.Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.



Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки.

1
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад обще-развивающего вида №49 Комитета по образованию

Администрации городского округа город Камышин
Конспект занятия в старшей группе. Продуктивная деятельность. Тема: «Лепка барашка по мотивам дымковских игрушек».
Воспитатель старшей группы № 6:
Романюк Олеся Дмитриевна
Камышин, 2015

2 Конспект занятия в старшей группе. Продуктивная деятельность. Тема: «Лепка барашка по мотивам дымковских игрушек».
Цели:
Обогащать и расширять художественный опыт детей. Формировать умение работать с пластилином. Систематизировать и закреплять знания детей о народном декоративно- прикладном искусстве. Развивать творческие способности. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Активизировать в речи детей прилагательные.
Материал:
Дымковские игрушки, «барашек» - образец, бумажные фигуры: круги, кольца, точки, полоски и т.д.; таблицы с изображением элементов дымковской росписи; альбом для детского творчества И. А. Лыковой «Дымковская игрушка», схема с показом способа лепки; Для каждого ребенка: пластилин, стека, вода, салфетки.
Программное содержание:
Продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу-изготовлению игрушек; закрепить знание характерных особенностей дымковской росписи. Закрепить представления о процессе создания игрушек. Развивать желание лепить игрушку своими руками. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, равномерно и красиво устанавливать фигурку на подставке.
3 Учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; развивать эстетический вкус, воспитывать интерес к быту и обычаям России; учить видеть выразительность формы игрушки, учить лепить барана скульптурным способом из цилиндра приемом надрезания с двух сторон и оттягивания пластилина от общего куска; учить декоративно оформлять вылепленных «барашеков» дымковской игрушки: кругами, пятнами, точками, прямыми и волнистыми линиями. Предварительная работа: Беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи; бумажных фигур: кругов, колец, точек, полосок и т.д.; таблиц с изображением элементов дымковской росписи; альбома для детского творчества И. А. Лыковой «Дымковская игрушка», схема с показом способа лепки; Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках.
Ход занятия:
С высокого берега реки Вятка, на котором издавна стоял город Вятка (сейчас он называется Киров, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто легкой дымкой окутано. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – «дымковская»… Вначале были только свистульки. Всю зиму дымковские мастерицы лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети.
4 И в наше время в Вятке, которая теперь называется город Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели и др. Вылепленные фигурки несколько дней просушивают, потом обжигают в специальных печах. После обжига их белят мелом, разведенном на молоке, затем начинают расписывать нарядными узорами: кружочками, прямыми и волнистыми полосками, клеточками, пятнышками, точками. Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие – пестро и весело, как в хороводе! Сегодня мы с вами будем лепить дымковскую игрушку – барашка, как настоящие мастера. Послушайте рассказ К. Д. Ушинского «Лошадка»: «Конь храпит, ушами прядет, глазами поводит, удила грызет, шею, словно лебедь, гнет, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей-челка, на ногах-щетка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные. Садись и пошел! За тридевять земель, в тридесятое царство! Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит». Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть дымковскую игрушку- барана - и определить, каким способом ее лучше слепить. Уточняет ответы детей и советует попробовать слепить лошадку так, как это делают народные умельцы. Сначала нужно создать исходную форму-цилиндр (раскатываем прямыми движениями ладоней). Один конец валика (цилиндра) на треть длины надрезаем стекой, оттягивая образовавшиеся части и делаем из одной части шею с головой, а из другой-ноги. Шею поднимаем вверх, немного
5 изгибаем, чтобы получилась голова. Ноги делаем из другой части: надрезаем стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваем и закругляем. Другой конец валика (цилиндра) слегка вытягиваем, чтобы задние ноги получились такой же длины, как передние. На основе такой же формы можно создать любую фигурку: лошадку, барана, козлика, корову, оленя и пр. Для барана сделаем крутые рожки и челку-веночек. Дети начинают работать, глядя на схему способа лепки барана по мотивам народной пластики. Воспитатель показывает основные способы лепки и побуждает детей к самостоятельному творчеству. По ходу занятия помогает детям советами, индивидуальным показам, наводящими вопросами. А теперь немного отдохнем. Отдых наш – физкультминутка, Я прошу подняться вас – это «раз», Повернулась голова - это «два»,
6 Руки вбок, вперед смотри это «три». На «четыре» – поскакать. Две руки к плечам прижать - это «пять». Всем ребятам тихо сесть - это «шесть». Воспитатель предлагает детям долепить фигурку так, чтобы получился красивый баран: «Дети, давайте оформим вылепленную фигурку, чтобы она стала красивым баранам. Рассматриваем со всех сторон и сглаживаем. Слепим для барана крутые рожки и челку-веночек. Можно усложнить детали, копытца и мордочку фигурки слепить из черного пластилина; Все вылепленные поделки рассмотреть, выделить наиболее удавшиеся и объединить в коллективную композицию «Веселая карусель».

Конспект занятия по декоративной лепке

в старшей группе «Зайчата»

Провела: воспитатель Пучкова Оксана Викторовна

Тема: Декоративная лепка козлика по мотивам дымковской игрушки.

Цель: Знакомство детей с традиционной народной культурой на материале дымковской игрушки.

Задачи:

1.Формировать умение выполнять лепку игрушки козлика скульптурным (лепки из целого куска путем вытягивания частей) способом лепки путем раскатывания столбика, сгибания его и разрезания стекой с двух концов (так лепятся ноги);

2.Развивать чувство формы, пропорций, ритма, эстетическое восприятие;

3.Воспитывать интерес к традициям родной культуры.

Материалы и оборудование для занятия:

для воспитателя: образец игрушки, пластилин, стека, доска для лепки;

для детей: доски для лепки, пластилин, стеки, салфетки.

Ход НОД:

Организационный момент

Воспитатель: Посмотрите ребята, к нам в гости пришел козлик. Какой он?

Д: Красивый козлик

Козлик, козлик круторогий,

У него характер строгий.

На ногах его штанишки,

Полюбуйтесь ребятишки!

В: А вы знаете, что у козлика есть друзья, вы хотите с ними познакомиться?

Д: Хотим познакомиться.

Беседа о дымковской игрушке - козлике

В: Ребята посмотрите на картинки, на них вы видите игрушки козликов, какие они?

Да, они очень необычные. Посмотрите, козлики - это дымковская народная игрушка. Скажите хором: дымковская игрушка!

Д: Дымковская игрушка. Игрушка эта не простая, а волшебная расписная: давайте рассмотрим его.

Что есть у козлика?

Д: У козлика есть голова, шея, туловище, ноги хвост, уши, рога.

А какого цвета у него уши?

Какого цвета хвост и копыта?

Рассмотрите узор на козлике? Из чего он состоит?

Д: Узор состоит из кругов

Какие цвета в узоре на козлике?

Кому из вас понравилась эта игрушка? Хорошо!

Пальчиковая гимнастика

Пластилин в руки возьмем, (сжимают и разжимают пальчики)

И получше разомнем.

На кусочки все разделим, (показывают, как отрывают кусочки)
Козлика лепить начнем:

Мы скатаем голову, (движение, имитирующее скатывание шарика между ладонями)

Ноги - раскатаем. (движение, имитирующие скатывание колбаски между ладоней)

Штанишки словно колокол,

Их соединяем. (соединяют пальцы двух рук друг с другом в виде домика)

Объяснение задания: последовательности лепки козлика

Возьмите в руки один кусок пластилина, разомните его.

После того, как размяли пластилин, раскатайте этот комок пластилина на доске для лепки. У вас получится вот такая фигурка - цилиндр (или столбик).

Дети берут в руки пластилин, разминают, раскатывают его.

Возьмите цилиндр (столбик) в обе руки и правой рукой вытягивайте один конец цилиндра (столбика).

А теперь сгибайте его дугой. У вас получится шея и голова козлика.

Сгибают и вытягивают шею и голову козлика.

Внизу, где соединяется шея с туловищем, у козлика есть ноги.

Чтобы сделать ноги козлику возьмите стеку в руки и сделайте надрез посередине туловища. После этого вытягивайте пластилин влево и вправо - это будут ноги козлика.

Дети делают стекой надрез и вытягивают ноги козлика.

На голове сделаем бороду и рога из пластилина другого цвета, например, желтого.

Вытягивают на голове козлика рога и бороду.

Отщипните маленькие кусочки и скатайте круглые шарики, и расплющите их, чтобы получились круги - шайбочки. Украсьте красивыми разноцветными кругами свою игрушку.

Лепят разноцветные круги из пластилина для украшения туловища козлика.

Затем возьмите немного черного цвета и сделайте глаза, нос и копыта козлику.

Делают из черного цвета пластилина глаза, нос, копыта козлика.

Пальчиковая гимнастика

Ходит утка в юбке, (На каждое название животного загибают пальцы

на руках, начиная с больших пальцев).

В теплом полушубке,
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане,
А всех их пригоже - (Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками.)

Корова в рогоже.

Подведение итогов занятия. Рефлексия

С какой игрушкой вы сегодня познакомились, как она называется?

Д: Дымковская игрушка.

Давайте рассмотрим сказочных козликов, которых вы слепили.

Какие красивые игрушки у вас получились!

Кому понравилось лепить козлика?

Молодцы! Подойдите ко мне, поставьте игрушки на подставку, вот какие замечательные друзья для козлика у вас получились!

\

Цель: Учить рассматривать дымковские игрушки, узнавать знакомые образы, выделять средства выразительности.

Формировать навыки лепки дымковской игрушки, умение передавать характерные особенности (туловище, ноги, хвост, грива, рога и т.д.), выполнять декорацию элементов, использовать стеки для выразительности, различные техники и приемы лепки (приглаживание, вытягивание, защип).

Образовательная область: художественное творчество.

Интеграция образовательных областей:

Социализация: формировать эмоциональный отклик на произведение народного искусства - дымковской игрушки.

Чтение х/л, музыка: воспитывать детей на традиционных традициях, показывая народное изобразительное искусство неразделимо от народной музыки и устного народного творчества.

Материал: дымковские игрушки, иллюстрации игрушек, слайды-презентация «Дымковская игрушка», СDпроигрыватель с записями русских народных мелодий, пластилин для моделирования, цветной пластилин, дощечки, стеки, салфетки, карточки-схемы, самовар, баранки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций дымковской игрушки.

Ход занятия:

1. Звучит ярмарочная музыка, дети входят в группу. Воспитатель побуждает детей отметить характер музыки (задорная, веселая, звонкая и т.д.) и отмечает, что именно под такую музыку собирался в старину народ на ярмарочные гуляния и приглашает на выставку дымковской игрушки. Воспитатель рассказывает, где игрушки можно встретить в наше время и предлагает познакомиться поближе с промыслом дымковской игрушки, чтобы дети тоже попробовали себя в этом рукоделии и почувствовали себя настоящими мастерами народного промысла.

2. Дети занимают места на стульчиках для просмотра слайдов и прослушивания рассказа воспитателя. Воспитатель рассказывает о родине и происхождении дымковской игрушки, о традициях и мастерах народного промысла.

Просмотр слайдов игрушек с загадками к ним:

«Стоит на стройных ножках-

Вся краса в рожках» (олень)

«Бегут по дорожке борода и рожки» (козлик)

«Что за конь! Только тронь-

С всадником вместе ускачет верст за двести»

Просмотр слайдов с показом последовательности лепки. Проговорить технику последовательности лепки.

3. Пальчиковая гимнастика «На руке у нас 5 пальцев».

4. Выбор понравившейся игрушки. Лепка по схемам индивидуального выбора (оленя, козлика, лошадки, коровы, барашка).

5. Итог. С какими игрушками познакомились?

Как вы считаете, похожа ли ваша игрушка на образец дымковской игрушки на выставке?

Какими получились ваши игрушки?

Воспитатель: После усердной работы вечерком любили мастера попить чай с бубликами. Приглашает на чаепитие детей. Благодарит за работу.

Организация выставки дымковских игрушек детей в группе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СЛОБОДА ДЫМКОВО

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Стоит на стройных ножках Вся краса в рожках.

козлик Бегут по дорожке Борода и рожки.

лошадка Что за конь! Только тронь- С всадником вместе Ускачет верст за двести..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки, с особенностями дымковского орнамента. .Развивать художественный вкус, творческое воображение. .Выделять характерные особенности роспис...

Конспект НОД в средней группе ДОУ по теме
«Дымковский козлик»

Тема: «Дымковский козлик»
Программные задачи:

Знакомить детей с дымковской игрушкой, учить выделять элементы узора

Использовать нетрадиционный прием изображения - «тычок»

Учить украшать силуэт, знакомыми элементами дымковской росписи,

ритмично чередуя их.

Развивать чувство формы и ритма

Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, уважение к труду

русских мастеров.

Словарная работа: дымковская игрушка, тычок, роспись, узор.

Оборудование:

а) демонстрационный: Выставка дымковских игрушек, образец воспитателя
б) раздаточный: силуэт козлика, подставка под кисточку, кисть, гуашь,
ватные палочки, баночка с водой, тряпочка.

Предшествующая работа: Беседа «Нарядная дымка», рассматривание дымковских изделий, дидактическая игра «Нарядный платочек для барышни».

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на дымковские игрушки,

    Ребята посмотрите, какие красивые игрушки пришли к нам сегодня в гости.

    Какие игрушки вы видите? (барышня, индюк, лошадка)

Есть в России уголок, Курицами, индюками.

Где из труб идет дымок. Барашками игривыми.

Оттого-то деревенька Конями златогривыми,

Дымково зовется. Веселит, ласкает взор

Кто хоть раз попал туда - Пестрый, радужный узор:

Не забудет никогда, Клетки, кольца, завиточки.

Вспомнит - улыбнется. Змейки, ленточки и точки,

Знаменита деревушка Просто загляденье -

Яркой глиняной игрушкой: Всем на удивленье!

Игрушки нарядные, веселые, с разноцветным узором. Делают такие
игрушки в деревне Дымково, поэтому игрушки назвали дымковскими.
Лепят их из глины и расписывают нарядным узором народные умельцы. -
Как называются эти игрушки? (дымковские)

Воспитатель обращает внимание детей на силуэт козлика без узора:
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел козлик со своими друзьями, но они
почему-то очень грустные.
- Как вы думаете, почему? (у них нет узора)
- Да, ребята, козлики потеряли свой узор, и поэтому загрустили,
- Ребята, как мы можем развеселить наших козликов? (нарисовать узор)
- Давайте поможем козликам и каждому нарисуем красивый для него узор.
- Посмотрите, как мы будем это делать.
- Наших козликов мы будем украшать кружками и точками, чередуя их. Но рисовать мы будем их не кисточкой, а ватной палочкой. Вот так. (показ воспитателя).
-Узор наш чередуется. Сначала мы будем рисовать тычком кружочки красной краской, оставляя место между ними для точек. Затем синей краской
с помощью ватной палочки мы будем рисовать точки между кружочками,
(показ воспитателя)
Воспитатель предлагает детям показать у доски, как они будут рисовать узор (показ детей на доске)

Закрепление приемов рисования:
-
Прежде чем начать работать, давайте с вами вспомним, чем мы будем
рисовать кружочки? Какой краской?
- С помощью чего мы нарисуем точки? Какой краской?
- Как мы расположим кружочки и точки? (поочередно)

Физкультминутка
На траве сидит козленок (присели)

«МЕ-МЕ-МЕ!» - кричит козленок

Ножки у него кривые, (ходьба на месте на внешней стороне стопы)

Рожки у него тупые, (ручками изобразили рожки)

Он мне молока не дал, (развести руки в стороны)

Он не жаден, просто мал.

Самостоятельная деятельность детей
Анализ детских работ, итог:

Ребята посмотрите какие красивые, нарядные, и веселые козлики у вас получились. Мы с вами хорошо потрудились, вы молодцы. Занятие окончено.