Что такое физическое развитие дошкольников. Всё о физическом воспитании детей дошкольного возраста: теория и практика

25.05.2019

Физическое развитие детей.

Автор: Волкова Гульзифа Сагымбаевна воспитатель МКДОУ Кидышевский д/с "Теремок",Уйского района,Челябинской области.
Данная консультация может пригодиться воспитателям при проведении собрания на эту тему, а также разместить в информационном уголке для родителей.

Каждый родитель хочет видеть своего малыша физически развитым, здоровым, веселым, Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потребностей в пище крайне необходимо обеспечить и потребность в движениях. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. В начале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный и целенаправленный характер:хочет достать игрушку, дотянуться до мамы, поднять свою ногу. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности, в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребенка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающегося детского организма.
Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующие влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция.
Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. И напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме, а также к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности организма.
Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Дети должны усвоить показанное взрослым движение и суметь действовать в соответствии с образцом так же ловко, быстро, технически правильно. Например, при прыжках с разбега рассчитать перепрыгнуть препятствие.
Воспитатель активно формирует нравственно-волевые качества, целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость во время выполнения движений детьми. Особенно важно поддерживать в детях желание и умения преодолевать препятствия, самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от тех конкретных условий, которые сложились в данный момент.
При выполнение движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения.
Для разностороннего развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных видов движений, использование их дошкольниками. Прыжки и метание, совершенствуя координацию движений, в тоже время относительно легко влияют на развитие выносливости. Вместе с тем упражнения в беге и ходьбе, способствующие, при определенных условиях, формированию важного для жизни качества- выносливости, мало содействуют образованию координаций, связанных со сложными движениями рук.
В силу большой подражательности детей дошкольного возраста велика роль постоянного примера окружающих его взрослых- родителей, воспитателей, старших братьев и сестер- для поддержания стремления заниматься ежедневно физическими упражнениями, зарядкой, закаливанием. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у ребят стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы здесь разные- туристические походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.
Важным для малыша оказывается мотив эмоциональной привлекательности - красивый мяч, яркий обруч, звучащая погремушка.
Старшие дошкольники интересуются результатами своих действий. Опираясь на такие первоначально возникшие у ребят интересы, взрослые должны стремиться их закрепить своим положительным отношением, справедливой оценкой вызвать у ребенка желание физического совершенствования. Поддерживаемый взрослыми интерес, их внимание к достижениям детей стимулируют дальнейшие стремления их к активной деятельности, к возможности попробовать свои силы в новых движениях.
Расширяющийся двигательный опыт, неоднократное повторение упражнений прибавляют детям уверенности, смелости, решительности.Увеличивается умение детей самостоятельно организовывать игры и упражнения, найти себе занятие по душе, в соответствии со своими желаниями и возможностями.
Нередко возникает стойкое желание заниматься только любимыми упражнениями.Роль взрослого- не дать ребенку ограничиться каким-то одним движением.
Особое внимание следует уделять малоактивным детям, стимулировать их двигательную деятельность, предлагать им интересные упражнения, чаще включать в веселые игры сверстников, словом, помочь каждому ребенку проявить имеющиеся у него способности.
Другого подхода требуют к себе дети, двигательная активность которых ограничивается после перенесенных заболеваний. Их нельзя исключать из веселых игр, запрещать всякие движения, что может привести к снижению у них потребности в активной деятельности. Следует посоветоваться с врачом и найти доступную форму участия. Постепенно включать их в те движения, которые не вызывают большой нагрузки: ходьба, перешагивание, передача мяча и другое.
Большое разнообразие движений и их вариантов, доступных дошкольнику, создает условия для развития и совершенствования двигательных качеств- быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Бег, прыжки, метание, лазанье, умение уверенно и ловко действовать в сложных и часто меняющихся условиях среды- все это необходимо детям в игровых жизненных ситуациях, приносит успех в спортивных движениях, подвижных играх, позволяет ребенку полнее проявить свои двигательные способности.
При объединении детей с разным уровнем развития двигательных умений возможны взаимное влияние, подтягивание отстающего до уровня сильного.Дети перенимают удачные приемы действий, многократно наблюдая образец.
Физическим упражнениям и подвижным играм в детском саду отводится достаточное время в режиме дня: утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения на прогулках, физкультурные досуги, физкультурные праздники.
За последние годы значительно вырос интерес к более широкому использованию движений в самостоятельной деятельности детей, в особенности во время прогулок.Поэтому важно, чтобы родители знали определенные требования к развитию движений ребенка в домашних условиях:
Изучение двигательных способностей ребенка, его желания овладеть движением,стремление действовать активно, самостоятельно;
Подбор участников игр(из числа сверстников, детей старшего и младшего возраста);
Подготовка комплексов утренней гимнастики с учетом индивидуальных особенностей ребенка, состояние его здоровье и, в особенности уровня развития движений.
Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.

Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников

1.2 Особенности физического развития детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. В дошкольном возрасте отчетливо намечаются генетические особенности детей. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью. Влияние мышечной деятельности организма приобретает еще более важное значение, ибо движение является биологической потребностью растущего организма.

Физическое развитие детей дошкольного возраста идет менее интенсивно, чем в раннем детстве. Масса тела годовалого ребенка удваивается к 6-7 годам. Если в течение 1-го года жизни рост увеличивается на 20-25 см, то в 4-5 лет он увеличивается только на 4-6 см. К 5 годам рост новорожденного удваивается. В 5-7 лет интенсивность роста вновь нарастает. Этот период именуется периодом «первого вытяжения» .

Одним из важных показателей, определяющих физическое развитие детей, является отношение окружности головы к окружности груди. Чем старше ребенок, тем большое становится разница между этими показателями (окружность груди должна быть большое). На первом году жизни окружность груди превышает полурост ребенка на 7-10 см, а у 7-летнего ребенка она равна полуросту .

В дошкольном возрасте происходит быстрый рост скелета. Сращение черепных швов заканчивается к 4 годам. Форма грудной клетки несколько изменяется, хотя у детей 3-7 лет она еще остается конусообразной, ребра приподняты и не могут опускаться так низко, как у взрослых, что ограничивает амплитуду их движения .

Конфигурация позвоночника, положение головы, плечевого пояса, наклон таза определяют осанку ребенка. Формирование осанки зависит от многих условий внешней среды (питание, режим для, организация сна), но в основном - от двигательной активности ребенка. Большое значение для воспитания правильной осанки имеет симметричное развитие мышц и равномерность опоры на нижние конечности.

До 4 лет свод стопы несколько уплощен - это физиологическое явление. Но при чрезмерной статической нагрузке можно вызвать тяжелое, необратимое плоскостопие, несмотря на высокую эластичность мышц и связочного аппарата голени и стопы. При правильной дозировке нагрузки свод стопы формируется правильно. Это же положение относится к росту и развитию все костной системы у детей. Физически оптимальные нагрузки способствуют нормальному формированию скелета, чрезмерные же отражаются на форме и структуре костей .

Интенсивное развитие скелета детей взаимосвязано с ростом, формированием мышц и связочно-суставного аппарата. Чем младше ребенок, тем более эластичен связочно-суставной аппарат. Масса мышечной ткани мала по отношению к общей массе тела, но с возрастом мышечная ткань изменяется. Масса мышц в ходе развития увеличивается больше, чем масса многих других органов. Если масса мышц у новорожденных составляет 23,3% массы всего тела, то у 7-8-летних детей она увеличивается до 27,2% .

Одновременно с увеличением массы мышц совершенствуются их функциональные свойства. Если у грудного ребенка скелетная мускулатура является одним из стимуляторов бурного роста и развития, то в дошкольном возрасте, по мере снижения интенсивности роста, развитие скелетной мускулатуры связано с увеличением ее двигательной активности. Чем выше деятельность скелетных мышц в оптимальных условиях для данного возраста, тем полноценней обмен, функции внутренних органов и систем.

Развитие и улучшение функции опорно-двигательного аппарата в старшем дошкольном возрасте тесно связано с совершенствованием функции внутренних органов и систем.

Большую роль в развитии и регуляции дыхания играет двигательная активность ребенка. Тренировка дыхательных мышц приводит к увеличению экскурсий грудной клетки, мощности дыхательного аппарата, что в свою очередь создает условия для урежения дыхания, повышения оксигенации крови в легких. С возрастом дыхание становится все более управляемым.

Считается, что хорошее развитие скелетной мускулатуры, соответствующее возрасту, во многом способствует развитию здорового сердца, а физические упражнения увеличивают возможности организма и удлиняют жизнь человека. Рекомендуется начинать занятия физическими упражнениями как можно раньше для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний .

В последнее время в связи с явлениями акселерации отмечается и более ранее изменение некоторых функциональных показателей сердечно-сосудистой системы. Так, раньше у детей в 5 лет средняя частота пульса составляла 98-100 ударов в минуту, а сейчас 97 ударов в 1 минуту .

Напряженность обмена веществ продолжает оставаться особенностью растущего организма: чем младше ребенок, тем интенсивнее обмен. Энергетические затраты на 1 кг массы тела с возрастом постепенно снижаются.

Высокая пластичность нервной системы в данном возрасте способствует лучшему и быстрому освоению новых движений, иногда даже сложных.

Дети в процессе свободной игровой деятельности и при занятиях физическими упражнениями овладевают сохранением равновесия, плаванием, ходьбой на лыжах, катанием на коньках и пр. Улучшается ориентировка. Освоение двигательных навыков, особенно в возрасте от 3 до 5 лет, происходит с широкой иррадиацией процесса возбуждения, что затрудняет обучение. У детей этого возраста сила нервных процессов, особенно внутреннего торможения, невелика. Поэтому внимание детей неустойчиво; они быстро отвлекаются, в связи с чем в этом возрасте рекомендуется максимально использовать показ упражнений и упражнения подражательно-игрового характера, сочетая их со словом. При слишком трудных заданиях у детей может наступить утомление .

Вопрос об оптимальных нагрузках должен обязательно учитываться при усвоении некоторыми детьми сложных спортивных навыков (коньки, некоторые виды гимнастики, плавание). В этом возрасте может быть нанесен вред растущему организму, неподготовленному по своим возрастным особенностям к чрезмерным нагрузкам.

В этом периоде к перегрузкам не готовы ни центральная нервная система, ни дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Отсутствуют также сила и выносливость. Осторожность в подходе к тренировке детей дошкольного возраста диктуется еще и тем обстоятельством, что усталость как субъективное проявление утомления выражается у них неярко. Это особенно характерно в тех случаях, когда занятия проводятся эмоционально .

Повышенные требования, ведущие к перегрузке, являются вредными для здоровья ребенка, то есть, могут вызвать серьезные изменения как в центральной нервной системе, так и во внутренних органах, нарушить правильный ритм роста и развития.

Развитие ловкости, быстроты, силы и выносливости происходит постепенно и связано с развитием функций центральной нервной системы, с подвижностью, силой и уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

Двигательные качества детей характеризуются генетическими свойствами нервно-мышечного аппарата, одновременно они отражают условия воспитания, влияния окружающей среды. Необходимо поощрять двигательную активность ребенка, так как большие энергозатраты способствуют не только восстановлению, но и накоплению, что является основным фактором для обеспечения роста и развития организма.

Физическая подготовленность ребенка характеризуется степенью сформированности навыков основных видов движений (бег, прыжки, метание), развития физических качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость), а также функцией равновесия, координационными способностями. Оценка физической подготовленности - это целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности .

Таким образом, можно сделать вывод, что объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в том числе физических качеств.

Адаптация детей в детском учреждении средствами физической культуры

Возраст 2-3 года - один из важнейших этапов физического развития ребенка: он приобретает новые двигательные навыки и совершенствует ранее приобретенные, в том числе ходьбу. У детей этого возраста многие функциональные системы...

Изучение особенностей формирования словаря детей среднего дошкольного возраста

Дошкольный возраст- период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания...

Методика использования средств плавания в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Особенностями физического образования и воспитания занимались Т.И. Осокина (1986), С.М. Мартынов (1991), Л.Д. Глазырина (2000) и др. Они отмечают, что в дошкольных учреждениях сегодня много говорится о значении физической культуры в жизни дошкольников, т.к...

Организация кружковой работы по физическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Проблема использования игровых приемов в обучении иностранному языку на раннем этапе в средней общеобразовательной школе

В данном параграфе следует подробно изучить материал, освещающий переход детей от раннего детства к дошкольному возрасту и выявить общие условия развития ребенка-дошкольника, поскольку игровая деятельность в дошкольном возрасте является...

Психолого-педагогические условия физического развития и воспитания детей дошкольного возраста

Физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека...

Развитие интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками" в процессе подвижных игр

К старшему дошкольному возрасту относятся дети с 5 лет и до 7 лет -- 7 лет. В этом периоде детства продолжается заметный рост тела ребенка в длину. В среднем рост семилетних детей равен примерно 113--115 см...

Роль физического воспитания в подготовке дошкольника к школе

Необходимость радикальной инновации физической культуры и ее раздела - физического воспитания - акцентируется в подготовленной инициативной группой авторов под руководством М.Я. Виленского и П.А...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детских дошкольных учреждений при сотрудничестве с семьей

Необходимость рассмотрения проблемы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста вызвана низким уровнем общего функционального состояния их организма невысокой эффективностью организации их физического воспитания...

Физическое развитие - это комплекс функциональных и морфологических свойств организма, который определяет запас его физических сил. Для детей и подростков его следует расширить с учетом тех биологических процессов...

Физическое развитие и функциональное состояние детей дошкольного возраста

Оценка физического развития проводится старшей медсестрой в присутствии воспитателей группы по общепринятым методикам. Важно не только собрать антропометрические данные...

Формирование здорового стиля жизни школьников в процессе физического воспитания

Школьный возраст охватывает детей и молодежь с 6--7 до 17-- 18 лет. В этот период создается фундамент всестороннего физического развития, формируются тип телосложения, осанка, разнообразные двигательные умения и навыки, укрепляется здоровье...

Эмпирическое исследование развития памяти у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Якутские подвижные игры как эффективное средство развития ловкости у старших дошкольников

Физическое развитие - закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма. К 6 годам ребенок интенсивно растет и развивается. К 6 годам масса тела у мальчиков - 19,7-24,1 кг. У девочек - 19,0-23,5 кг...

Физическое развитие ребёнка зависит от его возраста, образа жизни. Чаще всего под физическим развитием ребёнка понимают изменения, происходящие с организмом в период всей его жизни. Каким же является физическое развитие у детей разного возраста?

Особенности физического развития детей раннего дошкольного возраста

Физическое развитие детей раннего возраста

Давайте поговорим о физическом развитии детей раннего возраста. Ранним возрастом является возраст ребёнка от 1 года до 3 лет. С года и до двух лет ребёнок ещё интенсивно растёт, в то время как с трехлетнего возраста рост малыша замедляется. В этот период идёт развитие внутренних органов и систем. В возрасте 3 лет малыш очень активен, подвижен, гибок.

Чем старше становится кроха, тем двигательная активность становится меньше. Именно поэтому к школьному возрасту дети становятся более спокойными и усидчивыми.

В ранний период возраста у малыша происходит окостенение хрящей и костных тканей, укрепление мышц. Ребёнок уже способен на выполнение более сложных движений и лучше стоит на ногах. Но, несмотря на всю свою активность, малыши довольно быстро утомляются и нуждаются в продолжительном отдыхе.

Помимо опорно-двигательного аппарата у непоседы происходят изменения во всём организме. Так, например, идёт быстрое развитие всех систем организма:

  • Центральная нервная система становится более устойчивой к воздействию стрессовых факторов внешней среды.
  • Происходят изменения в желудочно-кишечном тракте.
  • Теперь он может усваивать более сложные продукты (например, грибы).
  • Претерпевает изменения мочевыделительная система. Это выражается в увеличении в объёме мочевого пузыря, снижению мочеиспускания.

Таким образом, в этот период происходит очень активное физическое развитие ребёнка.

А что же происходит с физическим развитием дошкольника?

Физическое развитие дошкольника

В этот период у детей отмечается:

У малышей в от 3 до 4 лет:

  • более крепкое развитие верней части туловища (мышц);
  • дети обладают большой физической активностью;
  • строение и функционирование внутренних органов и систем развито согласно возрасту.

В возрасте от 4-5 лет все движения ребёнка становятся координированными. С 5-7 летнего возраста появляются:

  • ритмичные, плавные движения;
  • ребёнок становится более выносливым;
  • способен выполнять небольшие физические нагрузки (прыжки в высоту, длину, бег на короткие дистанции);
  • пропорциональное развитие мышц;
  • многие движения, действия доведены до автоматизма.

Основными особенностями физического развития детей дошкольного возраста будет пропорциональное развитие двигательной активности, внутренних органов и систем согласно возрасту малыша.

Возрастные особенности физического развития детей

Давайте рассмотрим общую характеристику возрастных особенностей физического развития детей.

Физическое развитие ребенка в каждом возрасте отличается своими особенностями. Несмотря на то, что каждый малыш развивается в индивидуальном порядке, существуют критерии, являющиеся общими для большинства детей. Возраст 4-5 лет принято именовать средним дошкольным, поскольку в этот период проявляются черты, характерные для старшего дошкольного возраста, при этом сохраняются особенности, свойственные для младших дошкольников.

Показатели физического развития

Физическое развитие детей определяется в соответствии со следующими показателями:

  • показатели роста;
  • значение веса;
  • степень развития моторики;
  • размер грудной клетки (окружность);
  • состояние внутренних органов;
  • состояние мышечной системы;
  • состояние костной системы.

Для детей 4-5 лет характерна приблизительно одинаковая прибавка в весе и росте. В среднем, рост увеличивается на 6-8 см, а вес примерно на 1,5-2,5 кг. Таким образом, средний рост мальчиков в 4 года составляет 1 м, девочки этого возраста ниже примерно на 0,5 см. В 5 лет рост мальчиков и девочек достигает соответственно 107 и 106 см. Показатели веса для детей находятся на уровне 15,5 кг (для девочек в 4 года) и около 16 кг (для мальчиков 4 лет). К пяти годам масса девочек достигает 17,5 кг, тогда как мальчики в этом же возрасте весят приблизительно 18 кг.

К шести годам темпы прибавки в росте и весе, как правило, несколько ускоряются. Например, мальчики шести лет весят около 20-20,5 кг, а их рост достигает 115 см. Для девочек значение роста составляет, в среднем, 114 см, а веса 19,5 кг.

Однако в данном случае речь идет о средних значениях показателей. У каждого ребенка имеются свои особенности развития. Немаловажную роль в этом отношении играет наследственность. Если родители невысокого роста и небольшой массы тела, то и ребенок будет ниже своих ровесников. Тип телосложения детей может быть большим (выше 106 см и весом более 16 кг), средним и маленьким (когда рост менее 100 см, а вес не достигает 15 кг).

В том случае, когда вес и рост ребенка существенно отличаются от средних значений, рекомендуется проконсультироваться и обследоваться у специалиста-эндокринолога. Детям, вес которых намного больше или меньше среднего, следует посещать педиатра на регулярной основе.

При этом, к числу основных причин, которые являются причинами избыточного или недостаточного веса могут быть причислены не только нарушения обмена веществ или гормонального фона, а также неправильное питание, недостаточная физическая нагрузка и др. В связи с этим следует особое внимание уделить достаточному содержанию в меню белков, жиров и углеводов. Желательно, чтобы ребенок питался от 4 до 6 раз в течение дня.

Физические особенности детей среднего дошкольного возраста

Для детей среднего дошкольного возраста характерна острая потребность в активном движении. При этом сами движения становятся значительно разнообразнее и увереннее. Малыши, испытывающие недостаток физической активности, отличаются чрезмерной перевозбудимостью, капризным поведением, они бывают непослушны.

В возрасте 4-5 лет малыши учатся во время игр. К этому возрасту, как правило, дети осваивают такие навыки, как бег, прыжки, игра с мячом (ребенок обычно умеет пинать и бросать мяч), малыши могут самостоятельно качаться на качелях. Этот период также характеризуется активным развитием мелкой моторики. При правильном физическом развитии ребенок 4-5 лет должен уметь:

  • простоять на одной ноге в течение нескольких секунд;
  • подниматься и спускаться по лестнице;
  • ходить спиной вперед;
  • прыгать.

Уровень развития мелкой моторики должен позволять ребенку справляться с такими занятиями, как рисование геометрических фигур, в частности, квадрата, треугольника, круга, использование вилки и ложки во время еды, самостоятельное одевание и раздевание, чистка зубов. Также для детей этого возраста свойственно умение кататься на 3-х колесном велосипеде и строительство объектов из 10 и более игрушечных фигур.

Именно в этот период происходит активное развитие ловкости, координации. Дети этого возраста хорошо держат равновесие, им удается перешагивать через небольшие препятствия, они лучше осваивают технику владения мячом.

В целях физического развития детей желательно выполнять ежедневную утреннюю зарядку. Упражнения должны быть простыми – это приседания, движения для разминки рук, ног и шеи, наклоны. Длительность утренней зарядки должна составлять 10-15 минут. Дети, посещающие дошкольные заведения, как правило, делают зарядку под контролем воспитателей. Также для ребенка в возрасте 4-5 лет полезно заниматься гимнастикой, прыгать на батуте, ходить по прямой линии и т.д.

Ручку ребенка среднего дошкольного возраста желательно подготовить к началу обучения письму. Для этого следует особое внимание уделить развитию мышц ладони. С этой целью ребенку нужно заниматься лепкой из пластилина, глины и теста, также благотворно на развитии моторики рук сказывается раскрашивание картинок и рисование. Такие занятия не только способствуют физическому формированию, они также развивают фантазию ребенка.

Опорно-двигательный аппарат

К 4-5 годам происходит активный рост позвоночника, который продолжается до взрослого возраста. При этом пропорции отделов позвоночника у малышей среднего дошкольного возраста идентичны пропорциям взрослого человека. В связи с тем, что у ребенка в 4-5 лет еще не окончено окостенение, малыши-дошкольники отличаются наибольшей гибкостью. Особенности развития опорно-двигательного аппарата детей в этом возрасте заключаются в том, что во время физических упражнений им противопоказаны силовые нагрузки, также особое внимание следует уделять правильности позы.

При чрезмерно длительном нахождении в одной позе у малышей возникает перенапряжение в мышцах, что приводит к нарушениям осанки. В связи с этим, во время занятий, проведение которых предполагает сохранение статической позы, следует уделять несколько минут различным физкультурным разминкам.

Особенности поведения

Для детей среднего дошкольного возраста характерно освоение новых навыков. К числу таковых относится помощь родителям по дому. Как правило, ребенок 4-5 лет уже умеет складывать в стиральную машины и извлекать из нее белье, лепить фигуры из теста, помогать нести небольшие сумки из магазина.

Для родителей очень важно всячески поощрять попытки ребенка оказывать помощь старшим. С этой целью следует использовать различные слова положительной окраски – молодец, умница и т.д. Благодаря данному приему эмоциональное состояние и самооценка юного помощника будут повышаться.

Физические навыки и умения у детей среднего дошкольного возраста могут несколько различаться. У каждого ребенка имеются свои особенности и индивидуальный темп развития. Для одного ребенка характерно постепенное освоение новых навыков и физических умений, другой ребенок может развиваться быстрее и проявляет черты, характерные для детей старшего возраста.


Весьма остро вопрос о физическом воспитании дошкольников стоит в современном обществе, он очень беспокоит миллионы родителей. Занятия спортом или общеукрепляющими упражнениями в современном мире стали очень модными, многие следят за правильным питанием, тщательно пекутся о своём здоровье. И, несмотря на это, статистика неумолимо говорит, что в школу поступают абсолютно здоровыми лишь 4% детей, поскольку современные дети страдают от многих пагубных факторов.
Широко распространено заблуждение, что физическое воспитание касается лишь развития физических кондиций ребёнка, но этим оно не ограничивается. Также к физическому воспитанию малыша можно причислить укрепление и сохранение его здоровья. Маленький ребёнок ещё не способен самостоятельно, без помощи взрослых заботиться о собственном здоровье. Поэтому именно взрослые, и, в первую очередь, родители обязаны позаботиться о создании для своего малыша такой благоприятной среды, которая обеспечила бы ему полноценное физическое развитие. В эту среду входят:

  • безопасность жизнедеятельности;
  • режим дня;
  • правильное питание;
  • организация двигательной активности и пр.

Задачи физического воспитания детей

Физическое воспитание дошкольников призвано решать три группы задач:

  • оздоровительные;
  • образовательные;
  • воспитательные.

К оздоровительным задачам относятся:

  • сбережение и укрепления детского здоровья;
  • закаливание детского организма;
  • профилактика плоскостопия;
  • формирование правильной осанки;
  • развитие у ребёнка достаточных двигательных навыков.

В образовательные задачи входят:

  • ознакомление малыша с устройством организма человека;
  • обучение базовым физическим навыкам (хождению, лазанию, бегу, прыжкам и пр.);
  • обучение подвижным играм;
  • научить малыша самому дозировать физическую нагрузку на свой организм.

К воспитательным задачам относится:

  • воспитание смелости;
  • воспитание честности;
  • привитие культурно-гигиенических навыков.

Нужно воспитывать у малыша физические качества: ловкость, быстроту, силу, гибкость, выносливость.
Все эти задачи решаются с помощью различных средств и форм физического воспитания. Все они вполне доступны и легко могут быть реализованы в домашней обстановке.

Средства физического воспитания дошкольников

Формы физического воспитания детей в дошкольном возрасте

  • Для утренней гимнастики не нужно много времени - в день достаточно уделить ей 5 минут. Вместо традиционной формы гимнастики можно придумать что-то своё, например, поиграть с малышом в активную игру, потанцевать под задорную музыку, выполнить набор интересных упражнений, проводимых в игровой форме. Важно обеспечить малышу хорошее настроение и нацелить его на активную деятельность на протяжении остального дня.
  • Подвижными играми можно заниматься как на улице, так и дома.
  • Обязательные прогулки на свежем воздухе.
  • Дни здоровья, которые многие ошибочно считают событиями, присущими только образовательным учреждениям, можно и нужно проводить также и дома. Для этого практически ничего не нужно. Но ещё лучше всё-таки заранее подготовиться - подобрать подвижные игры и конкурсы, пригласить друзей малыша с их родителями. Гораздо проще организовать зимнее катание с горки или интересную велосипедную прогулку, заканчивающуюся весёлым пикником на природе. Здесь есть много возможностей для проявления фантазии, были бы возможности!

Физическое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС

Дошкольный возраст считается очень плодотворным в плане укрепления здоровья детей и приобретения ими полезных навыков. Большинство привычек у детей постарше уже сформировались и под действием окружения способны лишь видоизменяться.
Физическое развитие детей по ФГОС (Федеральному государственному образовательному стандарту) является такой программой, которая ставит главной целью привитие подрастающему поколению чувства необходимости занятий физическими упражнениями и укрепления выносливости своего организма. Основные пункты, предлагаемые этой программой, нацелены на реализацию следующих целей:

С помощью процесса социально-коммуникативного развития ребёнку проще занять своё место в обществе, став его полноправным членом. В этом процессе испол...

  • получение и развитие качеств и навыков, важных для формирования опорно-двигательного аппарата (силы, скорости, выносливости, гибкости и координации);
  • качественное улучшение физических навыков детей и совершенствование основных движений при правильно подобранной нагрузке;
  • воспитание тяги к регулярным физическим упражнениям и постепенному совершенствованию отдельных навыков.

При реализации всех этих пунктов ФГОС во внимание принимаются особенности каждого малыша и его возрастная категория. Их полезно применять в разнообразных детских занятиях: играх, взаимодействиях, познании окружающего мира.

Важнейшие компоненты нормального физического развития согласно ФГОС


Когда родители отправляют в детский сад своего ребёнка, им полезно поинтересоваться, какие там есть основные виды занятий, и как регулярно они проводятся.
Чтобы лучше понять, что в ФГОС подразумевается относительно физической культуры, нужно ознакомиться с рекомендуемыми в качестве обязательных занятиями. При разработке упражнений нужно обязательно учитывать особенности детского физического развития в разные периоды.
Утренние упражнения являются первым важным пунктом ежедневных занятий. Дошкольника нужно приучать к самодисциплине, чтобы он был готов делать упражнения без напоминаний. Занятия лучше всего проводить на открытом воздухе, но если погода не способствует занятиям, то их вполне можно перенести в дом. Нужно выбрать тот или иной вид утренней гимнастики, согласовав его с особенностями и желаниями малыша, среди них:

  • утренний бег;
  • игровые упражнения (инсценировка маленькой сказки);
  • упражнения под любимую музыку, тренирующие чувство ритма;
  • импровизированная дорожка с препятствиями;
  • упражнения с обручем или скакалкой.

Малыша нельзя перегружать, а разные виды гимнастики следует чередовать, занимаясь ими около 10 минут и не больше.
Ещё одним важным пунктом, предусматриваемым ФГОС, является физкультурная разминка, снимающая у детей психическое напряжение. Нервная система дошкольников сформирована ещё не полностью, поэтому она не допускает слишком долгой умственной деятельности. Поэтому если задания не разделять краткими физическими разминками, то детишки будут терять к ним интерес, быстро уставать и терять сосредоточенность. Подобные разминки входят в программу детских садов, но их полезно использовать и дома. Если взрослый подмечает, что малыш устал, не может слушать внимательно, то ему можно предложить простые движения под песенку (приседания, хлопки в ладоши, повороты) или небольшой танец.
Между продолжительными занятиями требуется сделать мини-разминку, в которой чередуются короткие (не более 7 минут) нетяжелые физические задания и трёхминутный отдых в виде дыхательных упражнений. Дети уверенно повторяют знакомые упражнения, которые укрепляют их физические кондиции.

Активные прогулки с малышом в соответствии с программой ФГОС

Проведённое на свежем воздухе время должно быть потрачено правильно, а чтобы оно прошло максимально эффективно, нужно принимать к сведению физическое развитие ребёнка. Он во время прогулки может в полной мере выплеснуть избыток энергии. Стоит разработать комплекс упражнений, учитывая особенности ребёнка, и во время прогулок постепенно вводить их. Сюда относится:

Мир любого ребёнка наполнен необходимыми для него вещами: пирамидками, разнообразными игрушками, мультиками и стрелялками. Это неудивительно, ведь для...

  • создание сюжетных игр, где ребёнок использует основные движения;
  • совершенствование уже освоенных навыков и на их основе изучение новых движений;
  • обучение детей соревнованиям и играм на выносливость, скорость, ловкость;
  • вовлечение их в коллективные игры, где дети учатся проявлять себя и взаимодействовать.

Для физического развития детей постарше необходимо внедрять подвижные игры, имеющие разные нагрузки. Детям потребуется некоторое время, чтобы изучить новое развлечение, поэтому на протяжении двух-трёх недель нужно повторять пару игр, после чего уже можно переходить к разучиванию новой пары игр. Время изучения развлечений можно укорачивать или удлинять в зависимости от их сложности. Если дети теряют к игре интерес, то её нужно оживить введением нового правила. Приоритетными должны быть игры, в которых для соревнования используются простые предметы (мяч, кубики, скакалки).
Учитывая особенности психики дошкольников, следует избегать заданий, где присутствует продолжительное выполнение однообразных действий. Хотя детские мышцы невероятно эластичны, но при монотонных упражнениях они быстро утомляются. Поэтому следует основывать игры на весёлой сказке или забавной истории, которая бы привлекала детское внимание.
Дошкольники нередко противятся выполнению стандартных упражнений. Но именно такие занятия, без элементов игры, нужно также им предлагать для воспитания силы воли. Чтобы вызвать у детей интерес к развитию основных движений, нужно объяснить им плюсы и важность таких умений.
Любой здоровый человек должен уметь бегать, поэтому регулярные пробежки нужны и малышу, а чтобы он совершенствовался в беге, можно менять маршруты, устраивать соревнования на выносливость или скорость. При чередовании бега с ходьбой ребёнок научится отдыхать и контролировать дыхание. Не стоит удлинять дистанцию свыше 350 м. Бег трусцой также полезен, но для того чтобы ему научиться, детям требуется время. Для детей постарше можно подготовить трассу с препятствиями, где они смогут улучшить координацию. Не следует ставить слишком много преград, поскольку каждая неудача убивает часть интереса к заданию. При создании дорожки можно проявить фантазию, например, кое-где натянуть ленточки или поставить фигурки, которые требуется обежать по определённой траектории.
Очень полезны занятия в лесу или на другой пересечённой местности, но при этом нельзя забывать про отдых.
Также полезны для физического развития всевозможные прыжки, но при этом их частоту и высоту взрослые должны строго контролировать. Детям старшего возраста по силам выполнить:

  • прыжок в длину;
  • прыжки с предметами (в мешке, со скакалкой, с зажатым между коленями мячом);
  • упражнения, где нужно прыгать то на двух ногах, то попеременно на каждой ноге, одновременно меняя при этом и положение рук.

Если ребёнок играет на спортивной площадке, то ему можно предложить упражнения из популярного вида спорта, показав, как они выполняются. Нужно стараться чередовать виды спорта, чтобы у ребёнка закреплялись разные навыки. На выбор видов спорта влияет и время года (летом ролики, зимой коньки).
После дневного отдыха очень важны для детей некоторые упражнения, позволяющие избежать плоскостопия или искривления позвоночника. Такие упражнения нужно выполнять около 20 минут. Начать нужно с простых движений (подъём в постели рук и ног в разном положении), а затем можно перейти к ходьбе по дорожкам с массажной поверхностью.
Естественно, что детям нужно время и для свободных игр и взаимодействий друг с другом, такие эпизоды продолжительностью 10-15 минут должны повторяться несколько раз в день. Если вокруг ребёнка будут разнообразные спортивные снаряды, то он с радостью будет проводить с ними свободное время.

Под сенситивным периодом понимают временной интервал, для которого характерно наличие наиболее подходящих условий для развития определенных психологич...

Чем можно улучшить выносливость детского организма?

В конце учебного дня с помощью массажных движений у ребёнка можно снять напряжение и улучшить циркуляцию крови. Он может даже делать самомассаж и поэкспериментировать над собственной кожей. Но более эффективный массаж могут сделать всё же родители. Делая массаж маленьким детям, его можно сопровождать забавной историей или песенкой.
Движения необходимо делать в направлении кровотока, от периферии к центру. Детям любого возраста нравится гимнастика для глаз, которой они охотно занимаются. Ребёнка нужно попросить следить за предметом или останавливаться на нём взглядом. Пусть он вращает глазными яблоками, словно рисуя взглядом воображаемые цифры. С помощью такого массажа глаза отдыхают и предотвращаются нарушения зрения.
Для будущей выносливости детям важно совершенствовать свои дыхательные способности. В процессе выполнения упражнений ребёнку нужно учиться контролировать своё дыхание. Родители могут придумать рассказ, в процессе которого ребёнок должен то выдыхать со звуком, то задерживать дыхание. Поскольку эти упражнения неплохо расслабляют, то их полезно сочетать с массажем.

Закаливание

Есть родители, которые избегают закаливания, являющегося обязательным компонентом физического здоровья ребёнка и развития у него полезных качеств. Подобные занятия, безусловно, присутствуют в программах, соответствующих ФГОС. С их помощью крепнет выносливость детского организма, он лучше адаптируется к резкому изменению погодных условий. Закаливание нужно проводить последовательно, повышая нагрузку на организм постепенно. Виды процедур и режимы нужно подбирать индивидуально, не забывая о важности регулярности таких процедур.
Варианты закаливания:

  • Если ребёнок здоров, то прогулки должен осуществлять в любую погоду.
  • Руки и лицо мыть прохладной водой, обязательно полоскать горло перед сном водой с комнатной температурой.
  • Не вытираться после душа, а позволить коже обсохнуть естественным образом.
  • Летом совершать босоногие прогулки.

Сон и здоровое питание оказывают огромное влияние на физическое развитие ребёнка и укрепляют его иммунитет. Поэтому родителям стоит подумать над правильным рационом, после чего уже можно переходить к закаливанию.

4 3