Родители часто думают, как готовить сына или дочку к школе. Какие навыки должны быть у ребятишек, которым через год предстоит впервые сесть за парту?
Каждый год жизни для детей - определенная ступень. Это взрослые не меняются так стремительно, как они. Детство ведь — пора самого высокоинтенсивного развития человека. Ни в какие другие годы не приобретает он столь много, как будучи дошкольником.
За свои первые 5—6 лет ребенок из абсолютно беспомощного новорожденного превращается во вполне сложившегося человека. У него свои интересы и черты характера, индивидуальные взгляды на жизнь. Просто поражает эта быстрота успехов и проявление все новых способностей.
Вот исполнилось 5 лет ребенку. Он интенсивно растет - прямо на глазах. Необходима энергия такому мальчику или девочке. Поэтому качество питания - это важно.
Меняется и поведение ребенка. У него складывается оценочное отношение к себе и другим людям. Он довольно часто интересуется тем, что хорошо и плохо, очень хочет жить по правилам. Тех, кто это нарушает, он осуждает. Родители для него - идеал, предмет для подражания в каждой мелочи. Так что старайтесь, чтобы позитивным был ваш пример.
Что касается психологической составляющей, то в 5 лет ребенку много уже понятно. Он внимает вашим объяснениям и на все просьбы взрослых адекватно реагирует. Он может сам себя занять, если родители пока не в состоянии с ним быть.
Психологи говорят: личность на 90 % сформировывается от 5 до 7 лет. И за эти два в общем-то коротких года мамы и папы могут в свое чадо «вложить» те самые качества, которые они считают необходимыми, воспитать именно те привычки, без которых, по их мнению, не обойтись.
Все это нетрудно. Детишки в эти годы легко копируют тех, кого и любят, и уважают, и ценят. Их поведение - самое что ни на есть хорошее, верное, единственно возможное. Так что контролируйте свои поступки и слова. Ведь если вы будете говорить одно, а поступать совсем по-другому, то ничего хорошего от своего дитяти не ждите!
Общаться с пятилетними мальчиками и девочками - одно удовольствие. В 5 лет ребенку все интересно. Он необычайно открыт ко всем новым сведениям, знаниям, а также и к разнообразным умениям. Он хочет заниматься всем сразу, все перепробовать: и танцевать, и рисовать, и в теннис играть. Любопытно, что ему на самом деле легко даются как умственные навыки, так и физические.
Никого также не удивляет, что еще до первого класса многие детишки уже знают буквы, могут их писать, читают некоторые тоже довольно бегло. Простейшие арифметические действия малыши обычно тоже освоили, могут прибавить, вычесть. Словом, сейчас - наиблагоприятнейшее время, чтобы «впихнуть» в свое чадо побольше ценного и полезного. Минует совсем немного времени - и этот дивный, радующий маму и папу азартный интерес к окружающему миру потихоньку будет угасать. Так что не упустите столь хорошую пору.
Исследования психологов приводят такие интересные данные. Из всех шестилеток, которые идут в школу, только 30 % научились слышать, что говорит учитель, запоминать, выполнять то, что он велит сделать, и потом анализировать свои действия.
А 70 % этого не умеют, 25 % требуют, чтобы им повторили задание дважды и даже трижды. 30 % детей слышат, понимают, запоминают, но не умеют действовать самостоятельно. Сидит такой мальчик и водит ручкой по столу. Не работает, так сказать. Учительница должна подойти к нему и сказать: «Давай, пиши цифры». Иначе он до конца урока ничего не сделает и, значит, не выучит.
Отсюда проистекают все трудности первоклашки. И нежелание уже через неделю ходить на уроки. Однако, когда ребенок правильно прожил пять лет, все эти навыки у него сформированы.
Ребенок - это не взрослый. Он осваивает мир через игру. Все правила жизни, ее законы и нормы - только в игровой форме, а не через лекции или нотации. Учить поэтому его той же азбуке, чтению, арифметике надо только таким путем.
В это время детишки начинают задавать довольно сложные вопросы, что некоторых взрослых нервирует. И напрасно. Отмахиваться от сына или дочки нельзя! Например, как вы ответите на такое: «Почему листики - зеленые, а небо - нет, оно голубое?» Мамы и папы, как бы сильно ни были заняты по вечерам, на все это должны отвечать правдиво и понятно. И здесь развивающие игры для детей 4 - 5 лет - очень хорошие помощники, просто незаменимые. Конкурентов им пока нет.
Правда, ребятишкам придется очень хорошо подумать. Ведь задания не так просты. Зато будет прекрасная тренировка - для развития памяти, также воображения с вниманием, еще счета, иных нужных дошкольнику свойств.
Например, есть немало кроссвордов, рассчитанных на этот возраст. Можно еще складывать предложения из разных слов, перемешанных. А как увлекают ребятишек тесты! Те самые, где надо выбрать лишь верные ответы.
Любят детки и искать на рисунках всякие различия. Тут развиваются внимательность, усидчивость, упорство.
Есть немало и других видов времяпровождения из серии «развивающие игры для детей 4 - 5 лет». То же собирание паззлов не просто занятие, чтобы ребятенок затих дома и никому не мешал. Нет, это прекрасный способ формирования его творческих способностей.
Не будет ничего плохого в том, если взрослые расскажут малышу, какие есть буквы. Для детей 5 лет это будет интересно. Но как выучить их с ребенком?
Обычно девочки и мальчики сами начинают спрашивать: «А что это за значки?» - когда кто-то из домашних читает им книжку. Есть и специальная азбука для детей 5 лет. Этот красочно изданный алфавит - прекрасная книга. Она еще незнакома малышам. Так что самое время ее купить прямо сейчас и начать заниматься.
Главное при этом не требовать, чтобы малыш твердо все усвоил. Важнее поддерживать интерес к обучению. Достаточно такие занятия для детей 4 - 5 лет проводить по 10 - 15 минут в день. Хорошо учить буквы при помощи коротких слов. Но форма игры строго обязательна!
Как никогда пригодится сейчас фольклор - загадки для детей 5 лет. Они очень образные, лаконичные, легко запоминаются. Это своего рода для ума гимнастика. А как прекрасно развивается при этом и креативное мышление, те же смекалка да сообразительность. И что немаловажно для нашего времени, так это дар решать простые задачи очень нестандартно. Если вы хотите развивать ребенка умственно, не пренебрегайте «угадайками». Тем более детишки их очень любят. А составленные в поэтической форме, они гораздо любопытнее.
А вот в стихах заставляют ребят обращать свое внимание на мелочи, которые прежде оставались незаметными, расширяют кругозор.
И какая же радость охватывает малыша и гордость за себя, когда он находит верный ответ! Причем дети могут играть так и без взрослых, сами, что дает им умение общаться друг с другом, жить в коллективе и считаться с другими. Все это пригодится не только в школе - вообще в жизни. Контактные люди, как замечено, легче продвигаются по службе, да и досуг их более содержательный.
Еще совет. Отгадывайте загадки вместе с детьми. Или попробуйте придумывать их сами. Даже на вашем бытовом, жизненном материале. Это очень весело! Не говоря уже о пользе для всей семьи, для доброй атмосферы в ней.
Побольше хвалите детей за успехи в любом деле. Не ругайте за промахи. Разве у вас самих все идет на работе гладко? И не уставайте поддерживать в ребенке живой интерес к обучению, причем не только в области чтения.
Играет огромную роль для развития ребенка 5 лет гимнастика. Это не только общеукрепляющие физические упражнения, а целый комплекс: дыхательная, пальчиковая, артикуляционная зарядка. В статье рассказано о том, как важен каждый вид гимнастики, предложены некоторые упражнения, которые дети в 4, 5 и 6 лет будут выполнять с удовольствием. Начнем публикацию с обзора обычной гимнастики, при занятии которой задействованы все группы мышц.
Заниматься с детьми нужно с самого рождения и весь период их взросления. Гимнастика для ребенка 5 лет (а также младшего и старшего возраста) необходима для физической активности, хорошей работы обменных процессов, да и вообще это заряд бодрости на весь день!
Регулярные занятия положительно влияют на здоровье ребенка. Выполнение упражнений влияет:
Чтобы ребенок получил от гимнастики максимум пользы, нужно соблюдать некоторые рекомендации, основанные на многолетнем опыте физиологов, педагогов и педиатров. Правила совершенно не сложные, и выполнить их может не только воспитатель со стажем, но и каждый родитель.
Чтобы ребенку было интереснее заниматься, обязательно включайте музыку фоном. Одежда должна быть удобной для занятий, сшита из натуральной ткани. Помещение должно быть хорошо проветриваемое, но без сквозняков. Гимнастика для детей 5-6 лет состоит из блоков. Начинается все с разминки, продолжается основным комплексом, далее завершающий этап. Предлагаем использовать следующие упражнения.
Первый блок:
Второй блок:
Третий блок:
Целью проведения упражнений является укрепление здоровья дошколят. Значение дыхательной гимнастики для ребенка 5 лет очень велико, так как упражнения влияют:
Помимо всего этого, дыхательная гимнастика является отличным способом для профилактики заболеваний дыхательных органов.
Есть дети, которым упражнения противопоказаны, поэтому следует проконсультироваться с врачом. Гимнастикой нужно заниматься дважды в день, одно занятие составляет от 10 до 30 минут. Вначале дошкольникам упражнения могут показаться сложными, но цель преподавателя научить детей правильно их выполнять, максимально наполнять легкие воздухом. Обязательно освоить навык полного высвобождения легких, ведь дети, которые выдыхают не полностью, оставляют внутри себя отработанный, вредный воздух.
Основные правила дыхательной гимнастики для детей 4-5 лет:
Основа упражнений - удлиненный выдох, который сочетается с физическим упражнением. Достигается это путем произнесения при выполнении упражнений разных звуков: о-о-о-о, а-а-а-а, у-у-у-у, ж-ж-ж-ж, ш-ш-ш-ш, на резком выдохе: ах, ох, ух, фу, ха и так далее.
Дыхательная гимнастика для ребенка 5 лет (а также 4 и 6 лет) может содержать следующие упражнения:
Упражнений очень много, задействуйте настоящие воздушные шары, тазы с водой и бумажными корабликами, "гонки" карандашей по столу (два карандаша на стол, дети дуют на них, чтобы они начали катиться, тот, что быстрее, тот и победил).
Педиатры, психологи, педагоги, антропологи и нейрохирурги призывают родителей заниматься пальчиковой гимнастикой с детьми. Зачем это нужно? Уже доказано, что и физическое и умственное развитие зависят от того, насколько развита мелкая моторика рук, задействованы в работе кончики пальцев детей. Такая гимнастика нужна дошколятам, так как является генерацией активности:
Есть много упражнений для пальчиковой гимнастики для детей 4-5 лет. Можно просто каждый день устраивать театр теней, где героями будут ручки и пальчики (нужно их ставить так, чтобы тени походили на различных зверушек или фигурки). А можно выполнять и другие упражнения, но все только в виде игры:
Можно сжимать и разжимать пальчики, пусть ребенок по вашей ладошке "ходит" пальчиками, "рисует" ими.
Некоторым родителям может показаться забавным, что их дети некоторые слова коверкают, произнося неправильно. Но это проблема с артикуляционным аппаратом, и нужно начинать заниматься гимнастикой для его совершенствования. Упражнения направлены на развитие языка, губ, челюстей, гортани и так далее.
Неправильное проговаривание слов может стать поводом для шуток над ребенком в детском саду, а это травмирует психику. Артикуляционную гимнастику для детей 4-5 лет, а так же 6- и 7-летнего возраста могут проводить не только профессиональные логопеды, но и простые педагоги, родители.
Каждое из предложенных упражнений повторять 10-15 раз.
Любая гимнастика для ребенка 5 лет важна. Не ленитесь заниматься с малышом, ведь при помощи упражнений он становится здоровее, быстрее и лучше развивается.
Если Вашему ребенку уже исполнилось 5 или 6 лет, то пора задуматься как эффективно подготовить его к школе. Развитие мышления ребенка проходит в несколько этапов.
1) Формирование наглядно-действенного мышления: когда все мыслительные процессы ребенка проходят через действие.
2) Формирование наглядно-образного мышления: когда ребенок начинает мыслить при помощи образов.
3) Формирование словесно-логического мышления: когда ребенок может выразить свои мысли словами, начинает самостоятельно рассуждать, сравнивать, находить простые закономерности.
Необходимо отметить, что умственное развитие ребенка заключается не только в получении определенных знаний, но и развитие восприятия, памяти, мышления, воображения.
У детей дошкольного возраста основной вид деятельности - игра. Значит и познание нового следует вести, используя игровые методы занятий.
В дошкольном возрасте у детей активно формируется и развивается речь, пополняется словарный запас, тренируется память. Очень важно, чтобы ребенок при выполнении задания пытался самостоятельно рассуждать, чтобы найти верный ответ.
В этой статьей будут предложены основные логические упражнения, которые помогут научиться:
Длительность занятий - 15-20 минут. Не перетруждайте ребенка, чтобы не вызвать у него негативную реакцию от занятий! Наоборот, старайтесь превратить ваши занятия в игру!
Задания
1) Подбери противоположные слова по смыслу:
чёрный - ...
большой - ...
веселый - ...
хороший - ...
горький - ...
широкий - ...
высокий - ...
добрый - ...
холодный - ...
умный - ...
быстрый - ...
2) Слушай внимательно! Подумай и ответь на вопросы:
Чего в лесу больше: берёз или деревьев?
Кого в зоопарке больше: обезьян или зверей?
Кого в реке больше: окуней или рыб?
Чего в огороде больше: капусты или овощей?
Чего в шкафу больше: футболок или одежды?
Кого в курятнике больше: куриц или птиц?
3) Закончи предложения:
Пример: Понедельник, вторник, среда, четверг - это дни недели
Молоко, хлеб, кефир, сыр, яйца - это...
Москва, Новгород, Санкт-Петербург - это...
Утро, вечер, день, ночь - это...
Катя, Миша, Петя, Ира - это...
Собака, кошка, мышка - это...
Ромашка, колокольчмк, роза - это...
А,Б,В,Г,Д - это...
4) Слушай внимательно! Дополни предложения:
Если поезд едет быстрее автобуса, то автобус едет......... поезда.
Если сестра старше брата, то брат.......... сестры.
Если стол выше стула, то стул........ стола.
Если кошка больше мышки, то мышка....... кошки.
Если река шире ручья, то ручей........ реки.
5) Придумай правильную закономерность.
Птица - перья. Рыба - ......
Осень - дождь. Зима - ......
Человек - руки. Собака - ......
Утро - завтрак. Вечер - ......
Яблоко - фрукт. Помидор - ......
6) Что лишнее?
Кресло, стул, шкаф, телевизор.
Петух, павлин, ворона, бабочка.
Чемодан, сумка, портфель, тетрадь.
Солнце, лампа, люстра, фонарь.
7) Какие это профессии?
Кто строит дома?
Кто пишет стихи?
Кто поёт песни?
Кто лечит людей?
Кто шьет одежду?
Кто пишет картины?
Кто летает в космос?
Кто управляет самолетом?
Кто водит автобус?
Кто управляет поездом?
Кто учит детей в школе?
Кто дрессирует животных?
8) Логические задачи.
Что длится длится: год или 12 месяцев?
Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа?
Петя и Ваня пили разные соки - яблочный и вишневый. Петя не пил вишневый сок. Какой сок пил Ваня?
Ира и Лена были одеты в платья разного цвета: желтое и розовое. Лена не была одета в розовое. Какого цвета платье было у Иры?
Сережа, Андрей, Слава собирали ягоды в саду. Сережа собрал больше Андрея, а Андрей собрал больше Славы. Кто из ребя собрал больше ягод, а кто меньше?
Кто быстрее доплывет до берега - утята или цыплята?
Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница?
У мамы есть кот Барсик, пес Дружок и дочка Ульяна. Сколько детей у мамы?
Пять яиц варятся пять минут. Сколько минут варится одно яйцо?
Сколько грибов можно вырастить из семян сосны?
Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?
У мальчика была одна веревка. Сколько раз надо разрезать веревку, чтобы получить три веревки?
На дереве сидели птицы. У них всего 8 крыльев. Сколько птиц сидело на дереве?
Два друга играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл в шахматы каждый из них?
В первый класс дети 6-7 лет обычно приходят по-разному подготовленными. У кого-то есть определенные таланты, а кому-то развивающие занятия даются сложнее и все необходимые на будущее знания они приобретают непосредственно в школе.
Однако нужно понимать, что школьный материал усвоится намного лучше и быстрее, если ребенок будет на уроках чувствовать себя уверенно и будет подготовленным заранее. Но подготовка к школе – мероприятие длительное и начинать заниматься с детьми нужно уже двух лет в игровой форме для развития мыслительных процессов. А занятия с детьми 4-5 лет будут направлены уже на освоение основ математики, грамматики и других дисциплин.
Не нужно быть квалифицированным педагогом, чтобы в домашних условиях заниматься. Сегодня мы расскажем о рекомендуемых развивающих занятиях для детей 4 лет и старше и о том, как правильно их проводить дома.
Начиная с 2-3 лет, каждую игру или прогулку можно превращать в развивающее занятие. Но для родителей при такой форме обучения очень важно не упустить многих аспектов, поэтому все занятия нужно проводить по составленной программе.
Планировать обучающие занятия с детьми 4-5 лет рекомендуется на неделю вперед. Благодаря такому планированию вы сможете подготовить необходимые материалы для занятий и понимать, что ребенку более интересно, и какие стороны лучше всего развивать у малыша.
Как и в дошкольном упражнении, регулярные занятия с малышом нужно проводить по таким направлениям, как:
Каждый из предметов нужно в программе равномерно распределить в течение недели в зависимости от того, что больше всего интересно малышу. Например, обучать его грамотности и буквам нужно лишь тогда, когда ребенок сам к этому готов. И это необязательно делать в 4-5 лет , возможно, раньше, а возможно, и позже.
Примерный план развивающих занятий может выглядеть следующим образом:
Как видите, такое планирование активности для детей 4-5 лет включает ежедневные занятия творчеством и физическим трудом. В период роста малыши должны максимально развивать координацию движения и выплескивать свою энергию, а также развивать воображение и моторику.
А вот включить все дисциплины в один день будет сложно. Дети в 4-5лет сильно устают , и перегружать их занятиями не стоит, даже если они им интересны.
Количество развивающих занятий моет быть разным, оно зависит не только от наклонностей вашего ребенка, но также и от графика. Так, после детского сада или развивающего центра успеть на дополнительные кружки возможно не всегда, да и не всегда у малышей остаются силы заниматься чем-то дома. Да и работа родителей тоже влияет на это, обычно занятия дома они проводят по выходным или вечерам.
Если малыш посещает какие-то специализированные кружки по определенным дисциплинам, то дома можно посвящать время материалу, который там изучался, чтобы закрепить пройденное.
Когда ребенку исполнилось 4 года, нужно работать над имеющимися у него навыками, а также над углублением знаний. Задания все время должны усложняться . Базовый перечень умений ребенка к пяти годам такой:
Когда малыш умеет выполнять перечисленные действия, нельзя стоять на месте. Важно, чтобы занятия развивали малыша и были ему интересны, в противном же случае, он может потерять интерес к обучению.
Что касается непосредственно самих практических заданий, то их в многочисленном количестве можно отыскать в специальных пособиях для детей.
Серии специальных пособий для детей содержат следующее:
Если вы желаете, чтобы малыш еще до школы научился читать и писать, то возьмите специально разработанный букварь для дошкольников, где есть наглядный материал о слиянии букв в слоги, его методика вполне соответствует школьным программам.
Также используйте развивающие игры . Например, чтобы ребенок запоминал буквы и мог выделить в словах первый слог, предложите загадать любую букву и отыщите в букваре или на картинке предметы, начинающиеся на нее. Если навыки уже достаточно развиты, играть можно и на скорость, а также усложнить задание, чтобы найти слова с 2 буквами или определенной буквой в конце.
Другая игра для развития навыков – это приклеить карточки с буквами на бытовые предметы, в соответствии с тем, на какую букву они начинаются. Можно специально запутать буквы, чтобы ребенок нашел ошибку.
Независимо от того, какую дисциплину вы изучаете с малышом, можно активно использовать карточки с разными упражнениями или картинками.
Так, если вы хотите научить малыша, где находится «право», а где «лево», то можно использовать специальный плакат с нарисованными ладонями или же картинки с обведенными изображениями в том или ином направлении.
А чтобы укрепить знание чисел и навыки счета, можно использовать раскраски, где требуется не только раскрасить рисунок, но также по порядку соединить точки, чтобы узнать, что изображено.
Благодаря сюжетным картинкам можно развивать и речь малыша. Например, задавать вопросы по ним или просить составить рассказы. С помощью парных карточек хорошо развивается логическое мышление, когда требуется найти к одному предмету другой, который с ним связан. Например, к картинке, где нарисована нога подойдет картинка с обувью, и т.д.
Когда базовые навыки для своего возраста ребенок уже усвоил, то можно переходит к более серьезным занятиям. Например, можете проводить тематические занятия , которые помогут развить мыслительные процессы малыша и его кругозор. Тематики могут быть разными:
Если речевые навыки малыша уже достаточно хороши, и он неплохо говорит на родном языке, то можете начинать с ним изучить иностранный язык. Это можно делать как дома, так и в специальных кружках, где обучение проходит в игровой форме.
В таком возрасте обязательно наравне с интеллектуальным и творческим развитием, обязательно должно присутствовать и спортивное. И если у родителей нет возможности отдать малыша в спортивный кружок, то нужно заниматься дома. Рекомендуется следующее:
Естественно, что развитие у каждого малыша происходит по-разному, не ругайте ребенка, если вы видите, что что-то идет не по плану. Лучше всего предложите те игры , с помощью которых ребенок сможет развить те или иные навыки.
Заниматься дошкольным развитием и обучением малыша родители, конечно же, должны, это очень полезно. Однако превращать этот процесс в рутину или трудовую повинность категорически нельзя. Детям занятия должны нравиться, и они должны обучаться с удовольствием и вдохновением.