Доброго времени суток! Сегодня у нас очень интересная тема – и мальчик не особо отличаются по развитию в этот период, но есть небольшие нюансы, о которых я вам подробно и расскажу.
Вообще все дети развиваются по-разному, но есть определенные нормы, которым должны соответствовать младенцы. Именно поэтому, в первый год жизни, следует водить ребенка каждый месяц в поликлинику. Там подробно рассказать врачу, чему научился ваш малыш за прошедшие 4 недели.
Регулярные осмотры помогут вовремя распознать любую патологию или задержку в развитии. Если начать лечение незамедлительно, то у вас будут все шансы полноценно вылечить ребенка.
Существуют специальные точные таблицы, где указано соответствие роста, веса и остальных навыков к возрасту. На их данные мы и будем опираться.
Давайте подробнее рассмотрим, что должна уметь малышка:
Дорогие родители, если вы сомневаетесь в том, нормально ли ваше чадо набирает вес и растет, вы может обратиться к педиатру. Врач предоставит вам точную таблицу на 2018 год, в которой будут четко указаны возрастные нормы. Если что-то беспокоит малыша, никогда не ждите, лучше перестрахуйтесь и сходите к врачу на осмотр.
Вот список симптомов, при которых лучше обратиться за советом к квалифицированному специалисту:
С появлением малыша в семье каждой маме интересно и важно его развитие, советую купить специальный альбом, чтобы вклеивать в него фото и записывать изменения, которые произошли с крохой за прошедший месяц.
Фото на планшетах и флэшках — вещь хорошая, но альбом с записями и отпечатанными фото не будет лишним, поверьте моему опыту.
На этом я с вами прощаюсь, уважаемые читатели, желаю вам удачи и терпения в воспитании ваших девчонок. Следите за обновлениями блога.
Здравствуйте, дорогие читатели! С вами психолог-дефектолог Ирина Иванова. Сегодня я хочу рассказать вам о том, как развивать ребенка до года по месяцам. Недавно мне пришлось присутствовать при дискуссии, которая развернулась в компании молодых современных женщин.
Речь шла о популярном теперь . Все мамы с воодушевлением рассказывали о достижениях своих деток. Кто-то водит их в студию раннего развития, которых теперь открылось очень много. Кто-то в домашних условиях пользуется методикой , и их дети уже к трем-четырем годам знают буквы и чуть ли не готовятся читать книги самостоятельно.
Нашлись даже приверженцы подзабытой ныне, но от этого не ставшей менее ценной, системой воспитания семьи Никитиных, очень популярной в конце прошлого века. Ну, а уж пособия не использует теперь только тот, кто вообще ничем не интересуется. Но… все это касалось малышей старше полутора-двух лет. А как же дети, которым не исполнилось и года? Неужели им нужен только здоровый сон и полноценное питание?
Просветить аудиторию на этот счет взялась одна из участниц дискуссии — девушка, работающая в развивающем детском центре психологом. Я хочу познакомить вас с тем, что она нам рассказала. Во-первых, она привела нам авторитетное мнение многих известных специалистов в области детской психологии. Оказывается, не стоит возлагать неоправданные ожидания на искусственную стимуляцию развития.
Каждое умение придет к малышу только тогда, когда для его освоения психика, клетки мозга и весь организм в своем развитии поднимется на определенный уровень. Это генетически заложенное в человеке свойство. Ведь вы не сможете сразу сесть на шпагат, если никогда не занимались гимнастикой? Даже если на одно яйцо посадить двух куриц сразу, цыпленок все равно вылупится только на 21-й день.
Да, подготавливать базу для новых умений и навыков нужно. Когда придет пора, зерно упадет в подготовленную почву, но чрезмерно форсировать события излишне. Что касается грудничков до года, то развивать их можно и нужно, но в соответствии с возможностями малыша.
Нет слов, очень важно, чтобы и «попка была сухая», и «животик работал, как часы», но нужно помнить и о том, что каждый день жизни младенца бесценен для его развития. Вот несколько рекомендаций о том, как развивать малыша по месяцам, чем с ним играть и заниматься.
Не нужно ухаживать за ребенком в полном безмолвии. Разговаривайте с ним спокойным ласковым голосом, и к концу месяца он станет задерживать свой взгляд на вашем лице, а вы дождетесь первой драгоценной улыбки – приглашения к дальнейшему общению. Повесьте над кроваткой на расстоянии 60 см яркую погремушку, пусть он пробует сосредоточить на ней свой взгляд. На первое время этого достаточно.
Берите чаще младенца на руки, да он и сам предпочитает такое положение. Так реализуется генетически заложенное в человеке стремление к познанию. Причем, когда вы держите кроху, не вздумайте с кем-то спорить в это время или злиться. Только добрая мимика, только спокойный и ровный тон разговора. На этом этапе развития главное – удовлетворение ориентировочного рефлекса.
Выкладывайте грудничка на животик, положив перед ним яркий предмет. Разговаривайте с ним, откликайтесь на его гуление: а-а-а, гу-гу, бу-бу . Пойте песенки, включайте мелодичную музыку, не оставляйте надолго плакать в кроватке, чтобы «приучить» занимать себя самостоятельно. Это предпосылки для будущего невроза.
Как можно красочнее оформите интерьер, в котором младенец проводит больше всего времени – яркие цвета тканей, карусель с мелодичной музыкой, или двигающиеся модули создадут нужное настроение, подготовят к освоению форм и оттенков цвета. Вкладывайте в его ручку погремушки, подвешивайте их на уровне рук, чаще меняйте положение крохи: то в кроватке, то в манеже, то на руках.
Это месяц проявления интереса к игрушкам. С этого времени ребенок может сам их взять, захватить, потянуть к себе. Теперь научите его заниматься с ними: постучать, переложить из ручки в ручку, внимательно рассмотреть. Демонстрируйте ему движущиеся игрушки – прыгающие, кружащиеся. Развитие внимания – основа будущего успешного обучения. Не забывайте отвечать на гуление, которое к пятому месяцу становится активным и очень мелодичным. Так вы помогаете развивать речь, основы которой закладываются именно сейчас.
Ребенок стремится к тому, чтобы начать ползать, и теперь нужно создать для этого условия. Лучше, если это будет специальный манеж, но и часть ковра, закрытая плотным одеялом, тоже подойдет. Выкладывайте перед малышом, лежащим на животике, игрушки. Он будет к ним тянуться и попытается ползти, возможно, на животике или на четвереньках.
Главные развивающие игры в этом месяце – всевозможные коробочки и модули, в которые можно вкладывать и доставать из них предметы. Желательно, чтобы они были снабжены крышками, которые младенцу очень нравится открывать и закрывать.
Это период интенсивного развития понимания речи. Разговаривайте с вашей крохой, показывайте предметы окружающего мира, игрушки, называйте их. Так развивается пассивный словарь и предпосылки к тому, чтобы он сам начал разговаривать. Самые лучшие игрушки на данный момент – коробка или ящик с кубиками и шариками, небольшими игрушками. Пусть ребенок их достает оттуда и вкладывает обратно.
Очень полезны игры с водой во время купания, с плавающими в ней предметами. С этого возраста нужно разумно вводить в обиход понятия «можно» и «нельзя». Не стоит забывать о том, что потакание капризам – почва для развития истеричности, а излишняя строгость – предпосылки для воспитания или бунтаря, или нерешительного в будущем человека.
Не выкладывайте много игрушек сразу, лучше периодически прячьте их и доставайте по очереди. Для того чтобы развивалось мышление, нужно разыгрывать с ними небольшие сценки, понятные малышу. Пусть куклы ходят, едят, спят, кормят кошечек и собачек. Сопровождайте эти спектакли понятными комментариями и звукоподражаниями. Они принесут гораздо больше пользы для развития интеллекта и речи детей, чем самые лучшие развивающие мультики.
Поиграйте в прятки, когда вы будете прятать под платком или пеленкой себя, вашего малыша или игрушку. У детей в этом возрасте появляется модулированный лепет. Выделяйте из него слоги, похожие на слова родного языка, повторяйте их выразительно несколько раз. Так вы создаете предпосылки для того, чтобы их произнес ваш малыш.
Включайте музыку для слушания, пусть это будут легкие мелодии или детские песенки. Стоя на полу или в манеже, дети будут пританцовывать под них. Играйте с игрушками вместе, показывайте их возможности, называйте цвет и форму предметов, просите подать вам определенную вещь. Цепкая память крохи сохранит эти знания, и скоро он сам будет оперировать этими понятиями.
В это период нужно неустанно разговаривать с ребенком. Говорите все, что угодно, нельзя только молчать. Сопровождайте комментариями ваши действия, рассказывайте о том, что происходит в доме, что вы видите на прогулке, за окном.
Всевозможные пирамидки, вкладыши, игры, где требуется что-то куда-то вложить (типа игры «почтовый ящик»), колечки, надевающиеся на штырьки, матрешки, крупные пазлы из пластика – вот минимальный набор развивающих игр и игрушек. Дайте малышу лист плотной бумаги и мягкий карандаш. Он уже способен оставить след на листе, провести черточку. Читайте книжки, играйте в пальчиковые игры, пойте ему песенки и рассказывайте потешки.
Сразу же после рождения малыша организм крохи начинает активно расти, стабилизируется работа всех систем, появляются новые навыки и умения. Развитие ребенка по месяцам не обязательно будет проходить по шаблонной схеме, поскольку не бывает одинаковых людей и каждый отличается определенными особенностями, поэтому незначительные отклонения от стандартов не должны вас пугать.
Первые три месяца первого года жизни малыша считаются самыми трудными, поскольку в это время только налаживается работа всех систем организма, а кроха адаптируется к окружающему миру.
Чтобы проследить за корректностью развития ребенка, можно воспользоваться таблицей основных навыков и показателей для деток первых месяцев жизни:
Окончание первого триместра года знаменуется относительно спокойным и планомерным развитием организма малыша. Все системы начинают работать без перебоев, психическое состояние ребенка нормализуется, устанавливается определенный режим бодрствования и сна, что позволяет маме планировать день.
После 3 месяцев начинается период относительного спокойствия, ребенок уже адаптировался к обстановке, режим кормления и сна к этому времени уже стабилизируется, поэтому жизнь семьи входит в норму.
Правильность развития ребенка на данном этапе можно проследить по предлагаемой таблице:
Первое полугодие знаменуется появлением такого важного навыка, как ползание, теперь грудничок может заниматься активными играми без вашего участия, главное – предоставить ребенку в квартире безопасную территорию для исследования.
Период после первой половины года жизни отличается собой активностью ребенка, сейчас, когда кроха уже умеет ползать, ему интересно изучить и потрогать все, что он видит вокруг. Особое внимание сейчас следует уделить психологическому развитию грудничка.
Третий триместр года показывает, насколько социально адаптированным будет ваш малыш. Стремление познавать окружающий мир и общаться с родными у каждого ребенка проявляется по-своему, некоторые детки много времени проводят в самостоятельном изучении нового, а другие не могут остаться наедине и на пару минут. Подстраивайтесь под своего малыша, тогда его развитие будет проходить более успешно и быстро.
Последний триместр первого года – самая активная стадия развития организма ребенка. Это время для первых шагов, выражения своих интересов и требований, а также для определения рамок дозволенного и запретного.
Календарь развития ребенка по месяцам показывает, как должен развиваться детский организм в первый год и какие навыки в определенное время могут проявиться. Зная стандарты, вы можете помочь своему чаду развивать новые умения, характерные для его возраста.
Под развитием ребенка понимается изменения во времени, происходящие не только с его ростом, весом, двигательными навыками, но и изменения, связанные с восприятием окружающего мира, речью, мышлением, взаимодействием с другими людьми. В первый год жизни ребенка наиболее интенсивно происходят процессы физического развития, в то время как, остальные сферы меняются в меньшей степени. Проследить, как происходит развитие младенца до года, и оценить его правильность поможет данная статья.
Нормы физического развития позволяют оценить соответствие биологического возраста ребенка по его антропометрическим показателям его фактическому «паспортному» возрасту. Нужно помнить, что подобную оценку необходимо проводить не один раз, а регулярно, чтобы получить представление о темпах физического развития, которые служат дополнительным критерием его правильности. Периодические посещения врача-педиатра помогут сделать правильный вывод и вовремя обратить внимание на здоровье ребенка.
К антропометрическим показателям ребенка до года относят:
Все эти показатели довольно изменчивы и зависят от ряда факторов: питания, наследственности, гормонального фона, пола, внешних факторов (ухода, физических нагрузок, сна и даже атмосферы в семье).
Физическое развитие ребенка можно оценить методом ориентировочных расчетов и методом антропометрических стандартов. Первый служит для приблизительной оценки физического развития, второй же является более точным и достоверным.
При использовании этого метода применяются эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей 1 года жизни (Мазурин А.В., Воронцов И.М., 1999).
Определяемы признак | Способ расчета |
---|---|
Длина тела | Длина тела ребенка в 6 месяцев равна 66 см |
Вычитается на каждый нехватающий месяц по 2,5 см | |
Прибавляется на каждый месяц больше 6 по 1,5 см | |
Масса тела | Масса тела ребенка в 6 месяцев равна 8000 г |
Вычитается на каждый нехватающий месяц до 6 по 800 г | |
Прибавляется на каждый месяц больше 6 по 400 г | |
Окружность груди | Окружность груди ребенка в 6 месяцев равна 45 см |
Вычитается на каждый нехватающий месяц по 2 см | |
Окружность головы | Окружность головы ребенка в 6 месяцев равна 43 см |
Вычитается на каждый нехватающий месяц до 6 по 1,5 см | |
Прибавляется на каждый месяц больше 6 по 0,5 см |
Данный метод сначала предполагает обязательную оценку роста, а потом и всех остальных показателей. Если есть нарушения роста, то расчет всех остальных показателей (массы тела, окружности головы, окружности груди) проводят на длину тела, которая будет соответствовать возрасту. Расхождения, полученные в ходе вычислений должны входить в возрастной интервал, указанный в таблице, в противном случае делается вывод о нарушении физического развития.
Пример расчета
Возраст мальчика 1 месяц. Рост – 53 см, масса тела – 4,3 кг, окружность груди – 36 см, окружность головы – 36 см.
Рост.
Масса.
Показатели роста и массы не выходят за границы одного возрастного интервала по среднему значению, т.е. масса соответствует росту.
Окружность груди ребенка.
Окружность головы ребенка.
Полученные значения характерны для среднего гармоничного, пропорционального физического развития.
Антропометрические стандарты определяются путем вычисления средних величин антропометрических параметров, полученных при обследовании групп детей, одинаковых по полу и возрасту.
Метод сигмальных отклонений
Основан на использовании таблиц сигмальных отклонений, которые содержат средние антропометрические величины (М) в зависимости от возраста и пола ребенка и соответствующие сигмальные отклонения (δ).
Таблица сигмальных отклонений по месяцам для мальчиков и девочек до года | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Возраст | Мальчики | Девочки | ||||||
Длина тела | Масса тела | Длина тела | Масса тела | |||||
M | δ | M | δ | M | δ | M | δ | |
Новорожденный | 51,44 | 1,95 | 3,54 | 0,41 | 50,32 | 1,76 | 3,22 | 0,31 |
1 мес | 54,21 | 2,31 | 4,22 | 0,54 | 53.89 | 2.25 | 3.98 | 0.48 |
2 мес | 57.92 | 2.32 | 5.13 | 0.68 | 57.03 | 2.34 | 4.39 | 0.51 |
3 мес | 60.01 | 2.45 | 5.98 | 0.75 | 59.94 | 2.53 | 5.58 | 0.52 |
4 мес | 62.70 | 2.54 | 6.65 | 0.78 | 62.45 | 2.56 | 6.43 | 0.51 |
5 мес | 64.57 | 2.56 | 7.45 | 0.76 | 64.65 | 2.67 | 7.09 | 0.54 |
6 мес | 67.26 | 2.54 | 8.24 | 0.78 | 66.83 | 2.65 | 7.65 | 0.62 |
7 мес | 68.82 | 2.26 | 8.74 | 0.84 | 68.98 | 2.56 | 8.19 | 0.64 |
8 мес | 71.02 | 2.34 | 9.22 | 0.87 | 70.56 | 2.45 | 8.71 | 0.58 |
9 мес | 72.89 | 2.54 | 9.64 | 0.85 | 71.84 | 2.43 | 9.16 | 0.63 |
10 мес | 74.15 | 2.75 | 9.92 | 0.87 | 73.09 | 2.54 | 9.58 | 0.61 |
11 мес | 75.26 | 2.97 | 10.32 | 0.89 | 74.16 | 2.77 | 9.95 | 0.63 |
12 мес | 76.45 | 3.04 | 10.84 | 0.97 | 75.26 | 2.83 | 10.27 | 0.67 |
Находят разницу между средней величиной и индивидуальной и делят на соответствующее сигмальное отклонение. Последовательно находят отклонение от роста, массы тела, окружности грудной клетки. Полученные значения оценивают следующим образом:
Пример
Возраст мальчика 1 месяц. Рост – 53 см, масса тела – 4,3 кг
Рост.
Масса.
Показатели роста и массы не выходят за границы 1 сигмы, т.е. масса тела соответствует росту – развитие гармоничное.
Центильный метод
Оценку антропометрических показателей проводят по специальным таблицам. Эти таблицы отражают изменения выбранных показателей (рост, масса, окружность груди и головы) среди детей одной возрастной группы. Пользоваться ими легко и удобно.
Центильные таблицы развития мальчиков и девочек по месяцам до года (кликабельно)
Окружность груди и окружность головы девочек до года
Рост и вес девочек до года
Окружность груди и окружность головы мальчиков до года
Рост и масса тела мальчиков до года
Колонки центильных таблиц отражают количественные границы выбранного признака у определенной доли или процента (центиля) здоровых детей согласно возрасту и полу. Интервалы между центильными колонками называются зонами или коридорами, количество которых 8. Например, если центильная колонка в 90% и 97% показывает центильный коридор в 3% в таблице для определения массы мальчика возрастом 1 месяц, то из всей выборки детей, принятой за 100% только 3% будут обладать массой от 5,1 до 5,4 кг. Таким образом, вычислять ничего не надо и в зависимости от расположения центильного коридора можно оценить физическое развитие ребенка по выбранным показателям.
Например, если длина тела мальчика в 1 месяц составляет 55 см, то он попадает в пятый центильный коридор и обладает ростом выше среднего. Аналогично определяют центильные коридоры для оставшихся показателей. Расхождение между двумя выбранными коридорами должно быть не более единицы, в противном случае развитие ребенка признают дисгармоничным.
Позволяют получить представление о гармоничности телосложения и состоянии питания.
Индекс Л. И. Чулицкой (индекс упитанности).
(3 окружности плеча+обхват бедра+обхват голени)-длина тела
Для грудного возраста считается нормой показатель в 20-25 см. Снижение индекса указывает на недостаточность питания.
Видео ребенок от рождения до года
Индекс Эрисмана.
Обхват груди (см)-1/2 роста (см)
Характеризует развитие грудной клетки и питание ребенка. Для грудного возраста считается нормой показатель в 13,5-10 см.
Длину тела детей первых двух лет жизни измеряют лежа при помощи горизонтального ростомера. Укладывают ребенка на поверхность ростомера таким образом, чтобы голова была прижата к его неподвижной планке, а тело и конечности были максимально вытянуты. Подвижную планку ростомера прижимают к пяткам ребенка и записывают показания.
Для измерения массы тела ребенка первого года жизни используются весы, на чашу которых предварительно кладется пеленка и показания устанавливаются на «ноль» Затем выполняют взвешивание.
Для измерения окружности головы грудничка переводят в вертикальное положение и накладывают сантиметровую ленту так, чтобы сзади она проходила по наиболее выступающей точке затылочной кости, а спереди по надбровным дугам.
Окружность груди измеряется у грудных детей в положении лежа. Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток, спереди по уровню верхнего края околососковых кружков.
Видео измерение длины тела, веса, окружности головы и груди.
Включает психический уровень и моторный (двигательный). В психическом развитии принимаются во внимание развитие речи, взаимодействие с другими людьми и др. В моторном развитии учитывается общая моторная деятельность и мелкая моторика. Уровень психомоторного развития оценивается путем наблюдения за зрительными, слуховыми реакциями ребенка. Одним из методов оценки психомоторного развития является эмпирический метод (проверка на практике с помощью опыта), при использовании которого учитываются показатели нервно-психического развития.
Вконтакте
Ваш малыш совсем недавно появился на свет.
И теперь вам интересно, насколько правильно он развивается. Вы хотите знать, что должен уметь кроха в том или ином возрасте.
Календарь развития малыша по месяцам
1 месяц
В период новорожденности малыш почти все время спит. Все его действия продиктованы безусловными рефлексами: хочет кушать, что-то болит - кричит, покушал - уснул, почувствовал дискомфорт - кряхтит, хочет спать - зевает или плачет.
В первое время ребенок очень плохо видит, у него нарушена фокусировка зрения. Иногда кажется, что ребенок косит, малыш может хорошо видеть объекты, которые находятся от него на расстоянии 20-25 см. На третьей неделе жизни ребенок начинает слышать голоса и другие звуки, услышав их, он замирает.
2 месяца
В два месяца малыш уже умеет улыбаться, задерживать взгляд на каком-то объекте (не более, чем на 5-10 секунд), следить за предметом, который передвигается вблизи его глаз.
В 2 месяца ребенок начинает активно двигать ручками и ножками, кисти сжаты в кулачки. Если выложить малыша на животик на ровную поверхность, он будет тянуть вверх головку. Малыш может начать произносить некоторые звуки.
3 месяца
В этом возрасте малыш часто улыбается, особенно при виде мамы или папы, начинает издавать разные звуки. В положении «лежа на животике» ребенок может тянуть головку вверх уже дольше, чем раньше. Кроха начинает реагировать на яркие игрушки, может следить за движущейся игрушкой, тянется к игрушкам, может начать тянуть их в рот.
В 3 месяца малыш уже хорошо слышит и обычно поворачивает голову в ту сторону, откуда раздаются звуки. Ребенок активно гулит, может произносить некоторые звуки на распев.
4 месяца
В 4 месяца малыш уже может отличать «своих» людей от «чужих» и реагировать на них по-разному: улыбаться, плакать, отворачиваться, тянуть ручки.
Если положить кроху на животик, он будет опираться на локти и достаточно долго тянуть головку вверх. Кроха уверенно держит голову в вертикальном положении.
5 месяцев
Кроха по-разному реагирует на знакомых и незнакомых, может сам инициировать общение - улыбаться незнакомым, например.
Действия ручками становятся более скоординированными. Кроха уверенно переворачивается со спинки на животик, переворачивается с животика на спинку, пытается ползти, сесть. Очень активно лепечет.
6 месяцев
Кроха уже заметно вырос, он узнает родных, у него есть предпочтения в игрушках. Он может внимательно следить за перемещением людей и предметов. Он активно : бросает, стучит, крутит, рассматривает, издавая при этом звуки, умеет перекладывать игрушку из одной руки в другую.
Мария Савинова, врач-педиатр, гомеопат: «В шесть месяцев ребенок должен уметь сидеть без поддержки более 30 секунд, переворачиваться с живота на спину, брать игрушки и долго с ними играть, поворачиваться на звук, реагировать на свое имя, есть с ложки, произносить отдельные слоги».
Кроха может начать делать попытки встать, опираясь на перила кроватки. Уже умеет сидеть. Ребенок может начать говорить первые слова «да», «дядя», «баба», обычно это происходит бессознательно, то есть ребенок не понимает, что именно он произносит. Чаще всего ребенок пытается подражать речи взрослых, копируя интонацию.
Ребенок начинает устанавливать элементарные причинно-следственные связи: нажал на кнопку - звучит музыка, отпустил игрушку - она упала и так далее.
7 месяцев
Малыш очень , поэтому может плакать, когда с ней нужно расстаться, и радоваться, когда она приходит.
Кроха уже начинает понимать значения некоторых слов: «можно», «нельзя». Ребенок уже хорошо сидит и с легкостью садиться сам, держась за опору, может вставать и достаточно долго и устойчиво стоять. Может быстро ползать.
Малыш уже умеет кушать из ложки, делает первые попытки пить из чашки. Уверенно хватает предметы, хорошо их держит, может их перекладывать из руки в руку, крутить, толкать, бросать, нажимать, давить, тянуть.
Знает, где лежат те или иные предметы, может указать на них поворотом головы или туловища. Любит играть в пальчиковые игры «Ладушки», «Сорока-Ворона», любит листать книжки.
8 месяцев
Ребенок может сильно нервничать или кричать, .если приходится на время расстаться с мамой. На чужих людей может реагировать негативно. Кроха боится громких звуков, реагирует на них плачем или криком.
Малыш хорошо сидит, может встать, стоять и медленно передвигаться приставными шагами, опираясь на руки родителей или перила.
В этом возрасте ребенок может выполнять уже более сложные манипуляции с игрушками, чем раньше, он может складывать части игрушек, накрывать что-то крышечкой, нанизывать кольца на пирамидку.
Кроха активно лепечет, любит танцевать, хлопать в ладоши, топать ножками.