Перенос двигательных умений и навыков. Перенос двигательных умений и навыков и его виды

17.04.2019

Формирование одних двигательных навыков может оказывать определенное влияние на усвоение других навыков. Это явление получило название переноса навыков.

Выделяют несколько разновидностей переноса навыков. Прежде всего следует различать положительный и отрицательный перенос навыков.

Положительным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить метание копья.

Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего. Например, навык на гимнастической перекладине может замедлить освоение; то же самое возможно при одновременном обучении сальто назад и перевороту назад.

Перенос навыка может иметь различный характер.

Односторонний перенос. Он возникает в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается.

Взаимный перенос. Это перенос навыков с одного двигательного действия на другие и обратно.

Прямой перенос. Он характеризуется тем, что формирование одного навыка сразу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении.

Косвенный (опосредованный) перенос. Это такой вид переноса, при котором ранее сформированный навык создает только благоприятные предпосылки для приобретения нового. На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта.

Ограниченный (частичный) перенос. Он происходит в тех случаях, когда структура изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне, метание гранаты и копья). На принципе структурного сходства главных фаз осваиваемых движений планируется последовательность и преемственность заданий и вся система так называемых подводящих упражнений.

Обобщенный перенос имеет место в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним. Например, трудно обнаружить какое-либо сходство в движениях велосипедиста и конькобежца и тем не менее перенос навыков в них осуществляется. Объединяет оба способа передвижения общая задача - сохранить равновесие.

Перекрестный перенос - это перенос навыков на симметричные органы тела, когда, например, движение, освоенное правой рукой или ногой, без специальной подготовки может быть выполнено левой.

Изучение закономерностей переноса навыков представляет большой интерес как для теории, так и для практики физического воспитания и спорта. Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать:

При классификации физических упражнений;

При разработке программ по физическому воспитанию;

При планировании учебного процесса - в рамках одного и серии занятий;

Перенос и интерференция навыков. Навыки, которые мы приобретаем, в определенной степени опираются на ранее сформированные навыки. Это означает, что вновь создаваемые динамические стереотипы наслаиваются в коре больших полушарий головного мозга на ранее сложившиеся стереотипы, что они не только сосуществуют, но и взаимодействуют. Ранее сформированные навыки могут и способствовать выработке новых навыков, и тормозить, задерживать этот процесс.

Часто сформированные ранее навыки способствуют усвоению новых, облегчая этот процесс. Например, навыки лепки и рисования помогают ребенку осваивать навык писать. Навык игры на одном музыкальном инструменте облегчает овладение техникой игры на других музыкальных инструментах. Тому, кто играет на пианино, легче научиться печатать. Такое положительное влияние ранее приобретенных навыков на процесс формирования новых называется переносом навыков.

Это явление переноса обусловлено прежде всего наличием сходных и тождественных рис в уже сложившейся и новой навыках, совместных приемов выполнения соответствующих действий. Элементы сложившейся навыки входят при этом в структуру создаваемой навыки и этим облегчают процесс овладения ею. Следовательно, происходит применения ранее произведенных временных нервных связей, определенных их групп в новых ситуациях, их обобщение.

Перенос проявляется также в том, что, научившись выполнять определенное действие одним органом (например, писать правой рукой), человек может без специальной упражнения выполнить это действие (правда, менее совершенно) и другим органом, например, левой рукой или ногой или головой.

Однако ранее произведенные навыки иногда оказывают негативное, тормозящее влияние на формирование новых навыков, что проявляется в снижении производительности действий, возникновении ошибок и т.д. Такое явление называется интерференцией навыков. В интерференции оказывается соперничество между некоторыми уже сформированными и новостворюваними стереотипами.

Интерференция имеющаяся тогда, когда на один раздражитель производятся две или несколько различных реакций. Например, во время изучения иностранного языка случаются ошибки в произношении букв, одинаковых по графемою с буквами родного языка, но разных по произношению («с», «х», «г», «в» и т.д.). Аналогично - по пользования шифрувальним кодом, в котором заменены значение условных знаков. В одном эксперименте испытуемые заучили один код, в котором каждая буква означала определенную цифру (например, «К - 5», «С - 2»). Затем им предложили заучить другой код, в котором те же буквы означали другие цифры (например, «К - 3», «С - 8»). Выяснилось, что для овладения вторым кодом испытуемым нужно было выполнить гораздо больше упражнений, чем для овладения первым кодом. Интерференция здесь связана с недостаточным торможением привычных действий, произведенных ранее.

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ оказывается тогда, когда ранее произведенные приемы действия применяют в новой ситуации без учета ее отличия. Это происходит, например, тогда, когда оператор переходит на работу по старой конструкции прибора на прибор новой конструкции, в котором изменена последовательность операций.

В целом интерференция возникает при определенных условиях. Зная эти условия и предвидя их действие в той или иной конкретной ситуации, можно ее избежать.

Навыки поддерживаются на должном уровне совершенства, если их используют. А когда на протяжении определенного времени их не применяют, они ослабевают. Системы временных нервных связей, что является их физиологическим основой, начинают тормозиться. Выполнение соответствующих действий замедляется, снижается их качество. Например, длительный перерыв в управлении автомобилем, в производственной, музыкальной, спортивной деятельности приводит к снижению уровня совершенства, ухудшение качества выполнения соответствующих действий. Поэтому специалистам в любой отрасли деятельности приходится постоянно тренироваться, чтобы поддерживать свои навыки на должном уровне совершенства.

Что меньше сформированы навыки, закреплены, то скорее они ослабляются, что оказывается в деавтоматизації выполняемых действий.

Сильные волнения и усталость человека часто вызывают нарушение ее привычных действий. В этом случае нужно иметь немалое самообладание, чтобы выполнять действие в привычном темпе и не допускать ошибок. Нарушение привычных действий случается также тогда, когда человеку приходится действовать в новых для нее условиях, которые порождают неуверенность в своих силах. Это свидетельствует о том, что произведенные системы условных рефлексов сохраняют черты кіркового автоматизма лишь настолько, насколько существует определенное постоянство внешних и внутренних условий, при которых оно было произведено, то есть пока находятся в единстве внешний и внутренний стереотипы.

Нарушения, расстройства навыков наступают в результате патологических изменений в работе мозга. В случае патологических изменений обычно разрушаются сначала сложнее и позже выработаны навыки, потом - менее сложные и прежде сформированы.

Разновидности навыков и умений. Навыки и умения являются частью любой деятельности человека. Различают их в зависимости от содержания деятельности и тех потребностей человека, которые удовлетворяют через них. В соответствии с этим различают умения и навыки самообслуживания, производственные, языковые, умственные, художественные, спортивные и др.

Наибольшую группу составляют производственные навыки и умения человека, которые дифференцируются по отдельным видам производственной труда.

Исследование формирования производственных умений показывают, что их можно разделить на три группы:

  • КОНСТРУКТИВНЫЕ, связанные с представлениями о продуктах труда, с конструированием последних по рисунками, моделями, описаниями и с проявлением этих представлений в словах, моделях, проектах, рабочих движениях;
  • ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ, связанные с подбором необходимых орудий труда и материалов, с определением способов их обработки, с планированием и контролем самой труда;
  • ОПЕРАЦИОННЫЕ, связанные с применением орудий труда и материалов для производства определенного продукта труда, с выполнением необходимых для этого производственных операций.

Особую группу составляют языковые навыки и умения, которые являются составной речи человека, направленного на удовлетворение потребности в общении с другими людьми, в обмене мнениями. К этой группе относятся навыки и устной и письменной речи. Умственные навыки и умения оказываются в выполнении различных видов умственной деятельности (например, запоминания определенного материала, решения арифметических и других задач, выполнения умственных операций, исследовательских задач, теоретическая работа в той или иной отрасли). Различные навыки и умения объединяются также в художественные, спортивные и другие разновидности.

Отдельные виды навыков и умений тесно взаимосвязаны и переплетены. Так, мыслительные умения всегда тесно связаны с умением выполнять устную и письменную работу. В сложных производственных умений всегда входят умственные компоненты. В то же время умение выполнять, например, исследовательскую экспериментальную работу в той или иной отрасли опирается на навыки практического оперирования необходимыми для этого, измерительными приборами и другими орудиями.

Навыки и умения играют очень важную роль в деятельности человека. Они дают ей возможность успешно достигать поставленных перед собой целей. Наличие у человека большого количества навыков и умений является основой владение ею своими силами, они дают ей возможность экономить эти силы, целесообразно их использовать, повышать продуктивность деятельности, предотвращать усталости.

Выработка динамических стереотипов в коре головного мозга ускоряет ход приобретенных реакций, освобождает кору для новых индивидуальных приспособлений и допускает возможность развития в коре параллельных процессов. Вследствие автоматизации в коре больших полушарий головного мозга создаются условия, при которых одновременно с автоматическим актом может происходить и другая аналітико-синтетическая деятельность. Автоматизация приобретенных реакций экономит работу коры как целого и дает возможность перемещать фокус ее активности на самые актуальные процессы.

Все имеющиеся у человека навыки и умения являются ее положительным достоянием. Поэтому ловких людей так ценят в жизни. Что в большей степени человек владеет навыками и умениями в какой сфере деятельности, тем больше ее ценят как мастера своего дела.

Особенно большое значение навыки и умения имеют в творческой деятельности человека. Наличие умений и навыков является необходимым условием ее сознательной творческой деятельности. В процессе деятельности они все больше совершенствуются. Навыки и умения, способствуя развертыванию творческой деятельности человека, тем самым становятся одним из важнейших факторов общего умственного развития человека. Если бы человек не была способна приобретать навыки, она не могла бы продвинуться ни на один ступень развития, задерживаясь через постоянные бесчисленные осложнения.

  • 8. Техника двигательных действий(структура, фазы)
  • 9. Основные характеристики техники движений (временные, пространственные, пространственно-временные, ритмические).
  • 10. Принципы отечественной системы фв.
  • 11. Принципы методики фв и их реализация в процессе занятий фу.
  • 12. Оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы как средства фв.
  • 13. Общепедагогические методы, применяемые в фв.
  • 14. Методы упражнения в фв(строго регламентированного упр., игровой, соревновательный)
  • 15. Нагрузка и отдых как специфические компоненты методов фв. Виды нагрузок и интервалы отдыха.
  • 16. Методы строго регламентированного упражнения и их классификация.
  • 18. Метод круговой тренировки.
  • 19. Двигательные действия как предмет обучения в фв. Основы формирования дн.
  • 20.Характеристика ду и дн. Структура процесса обучения дд.
  • 21. Игровой и соревновательный метод в фв.
  • 23. Средства и методы воспитания силовых способностей.
  • 26. Понятие скоростно-силовых способностей, многообразие их проявления. Методика воспитания скорости одиночного движения и частоты движения.
  • Методика воспитания скорости одиночного движения и частоты движений.
  • 27. Методика воспитания быстроты двиг реакции (простой и сложной двигательной реакции).
  • 28. Определение выносливости, способы ее оценки, виды.
  • 29. Общая выносливость и методика ее воспитания.
  • 30. Специальная выносливость и методика ее воспитания.
  • 30. Характеристика и особенности средств и методов воспитания скоростно-силовых способностей.
  • 32. Критерии дкс, средства и методика воспитания.
  • 33. Методика совершенствования пространственной, временной и силовой точности движений.
  • 34. Гибкость и ее виды. Средства и методы воспитания гибкости.
  • 35. Понятие осанки, виды осанки, методика ее воспитания.
  • 36. Понятие переноса в физическом воспитании (перенос двигательных навыков и перенос тренированности).
  • 37. Структура урока фв и определяющие ее факторы.
  • 38. Общая и моторная плотность урока.
  • 39. Нагрузка и ее регулирование в уроке фк.
  • 40. Характеристика программы по фв для среднеобразовательной школы.
  • 41. Планирование в фв, виды планирования.
  • 42. Технология разработки поурочного плана на четверть при планировании занятий по физическому воспитанию в школе.
  • 43. Подготовка преподавателя к уроку, организационное обеспечение урока.
  • 45. Особенности проведения занятий по фв с учащимися смг.
  • 46. Формы построения занятий в фв.
  • 47. Фк в режиме дня школьника.
  • 48.Контрольные упр.(тесты) для определения уровня развития физ.Качеств, применяемой в школьной практике.
  • 49. Контроль в фв. Виды контроля и их характеристика.
  • 50. Оценка и учет успеваемости учащихся по фк.
  • 50.Внеклассная и внешкольная работа по фв.
  • 51. Фв в семье.
  • 52-53. Фв детей раннего и дошкольного возраста.
  • 54.Фк в вооруженных силах.
  • 55. Фв в ссуЗе
  • 56. Фв в вуЗах.
  • 57. Особенности фв студентов основного и отделения спортивного совершенствования.
  • 58. Особенности фв студентов специального отделения.
  • 59. Ппфп.
  • 60. Фк в быту взрослого населения.
  • 61. Фк в пожилом и старшем возрасте.
  • 62. Физкультурные потребности и их характеристика.
  • 63. Психолого-педагогические особенности формирования физкультурно-спортивной мотивации.
  • 64.Сущность афк. Формы занятий с инвалидами. Особенности методики занятий, физк.-оздор.И спорт.Работа с инвалидами.
  • 65. Определение понятий: спорт, соревн. Д-ть, спорт. Д-ть, сисмема подг. Спортсмена, спорт. Движение, спорт. Достижения, спорт. Тренировка.
  • 66. Социальные функции спорта (эталонно – спортивная, эвристическая, социализирующая, эстетическая, прикладная, экономическая и т.Д.)
  • 67. Структура тренировочного процесса.
  • 68. Факторы влияющие на соревновательную деятельность.
  • 69. Общая характеристика подготовки спортсмена.
  • Основные компоненты в системе подготовки спортсмена.
  • 70. Спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена.
  • 74. Структура и виды микроциклов тренировки.
  • 75. Структура и виды мезоциклов тренировки.
  • 76. Структура и виды макроциклов тренировки.
  • 76. Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки.
  • 72. Тактическая подготовка спортсмена
  • 36. Понятие переноса в физическом воспитании (перенос двигательных навыков и перенос тренированности).

    Перенос навыков -влияние формирования одних двигательных навыков на усвоение других. Выделяют несколько разновидностей переноса навыков.

    Положительный перенос - взаимодействие навы­ков, при кот. ранее сформированный навык облегчает процесс фор­мирования последующего (наличие структурного сходства на главные факторы).

    Отрицательный перенос - взаимодействие навы­ков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс форми­рования последующего.

    Перенос навыка может иметь различный характер.

    Односторонний перенос . Возникает когда формирова­ние одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается.

    Взаимный перенос . Это перенос с одного двигательного дей­ствия на другие и обратно.

    Прямой перенос . Формирование одного навыка сразу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении.

    Косвенный (опосредованный) перенос. Это вид переноса, при ко­тором ранее сформированный навык создает только благоприятные пред­посылки для приобретения нового. На явлениях косвенного переноса ос­новано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифических двигательных умений и навыков в из­бранном виде спорта.

    Ограниченный (частичный) перенос. Он происходит ког­да структура изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне, метание гранаты и ко­пья). На принципе структурного сходства главных фаз осваиваемых дви­жений планируется последовательность и преемственность заданий и вся система так называемых подводящих упражнений.

    Обобщенный перенос когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним. Например, трудно обнаружить какое-либо сходство в движениях велосипедиста и конькобежца и тем не менее перенос навыков в них осуществляется. Объединяет оба способа передви­жения общая задача - сохранить равновесие.

    Перекрестный перенос - это перенос навыков на симметричные орга­ны тела, когда, например, движение, освоенное правой рукой или но­гой, без специальной подготовки может быть выполнено левой.

    Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать: при классификации физических упражнений; при разработке программ по физическому воспитанию; при планировании учебного процесса - в рамках одного и серии занятий; при подборе систем подводящих упражнений.

    37. Структура урока фв и определяющие ее факторы.

    Урок явл общепринятой формой систематических занятий, как ФВ так и спорт подготовки.

    Урок состоит из 3 частей: подготовительная, основная, заключительная.

    Вводная (подготовительная) часть урока выполняет служебную функ­цию, так как обеспечивает лишь создание предпосылок для основной учеб­но-воспитательной работы. Ее продолжительность составляет 7-10% от­водимого на урок времени.

    Типичными задачами вводной части являются:

    Организовать занимающихся.

    Активизировать их внимание.

    Ознакомить занимающихся с намеченным содержанием урока.

    Создать соответствующую психологическую установку и положитель­ное эмоциональное состояние.

    Подготовить организм занимающихся к предстоящим нагрузкам. Для решения задач вводной части урока можно использовать разнооб­разные физические упражнения, однако они должны быть простыми либо хорошо усвоенными. Наиболее специфичными являются: построения и перестроения, общеподготовительные и специальные упражнения, раз­личные способы ходьбы, бега, ритмичные прыжки, танцевальные упраж­нения, хорошо знакомые игры. Очень эффективны и эмоциональ­ны упражнения с предметами.

    Основная часть урока выполняет главную функцию, так как именно в ней решаются все категории задач физического воспитания

    Формирование знаний в области двигательной деятельности.

    Обучение ДУ и ДН общеобразовательно­го, прикладного и спортивного характера.

    Развитие общих и специальных функций опорно-двигательного ап­парата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; формирование и под­держание хорошей осанки; закаливание организма.

    Воспитание нравственных, интеллектуальных, волевых и эстети­ческих качеств.

    Продолжительность основной части составляет 80-85% времени, от­водимого на урок.

    Для решения поставленных задач могут применяться любые физичес­кие упражнения, прежде всего предусмотренные соответствующими про­граммами.

    Заключительная часть урока имеет следующие функции:

    1. Организация завершения учебно-воспитательного процесса с целью приведения организма в оптимальное для предстоящих занятий состояние и сохранения общей рабочей установки.

    2. Концентрация внимания занимающихся на достигнутом и ориента­ция их в дальнейшей работе.

    Типичными задачами третьей части урока являются:

    Привести организм и психику занимающихся в оптимальное функ­циональное состояние; фиксировать правильную осанку.

    Подвести итоги учебной деятельности.

    Ознакомить занимающихся с общим содержанием очередного заня­тия для самостоятельного выполнения некоторых упражнений и др.

    Ее продолжительность 3-5% времени, отведенного на урок.

    Перенос навыка

    Способность применять навыки, усвоенные в одной ситуации, в других ситуациях, сходных с первой. Так, научившись играть в теннис, мы овладеваем навыками координации и обращения с ракеткой, что помогает быстрее обучаться сходным играм, таким как сквош или бадминтон.


    Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

    Смотреть что такое "Перенос навыка" в других словарях:

      Влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием. П. обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Механизм П. заключается в выделении субъектом (не … Большая психологическая энциклопедия

      ПЕРЕНОС - (навыка)влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием; обнаруживается в том, что овладение новым действием производит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Механизм переноса заключается в выделении… …

      ПЕРЕНОС - ПЕРЕНОС. 1. Влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием. П. обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Механизм П. заключается в выделении… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

      Перенос - – 1. общее значение – процесс, посредством которого опыт решения одной задачи оказывает некое влияние (позитивное либо негативное) на решение другой, отличной от первой задачи. Часто используют уточняющие слова, чтобы обозначить тип переноса; 2.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      ПЕРЕНОС - влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием. Перенос обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием … Словарь по профориентации и психологической поддержке

      ПЕРЕНОС - влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием. П. обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Механизм П. заключается в выделении человеком (не … Педагогический словарь

      Тренинг социальных навыков (social skills training) - Забота о соц. компетенции долго оставалась на задворках других соц. и пед. перспектив. Молчаливо признавалось, что адекватные навыки межличностного поведения усваиваются «естественным образом», благодаря традиционным социализирующим общественным… … Психологическая энциклопедия

      Might and Magic IX: Writ of Fate - Разработчик New World Computing Издатель The 3DO Company Создатели Геймдизайнер Timothy Lang … Википедия

      ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ - 1) закон эффекта: для развития навыка необходимо знать результат каждого повторения и иметь желание при следующем повторении его улучшить; 2) закон изменения скорости усвоения навыка: быстрое при первых повторениях улучшение продуктивности навыка … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

      НАУЧЕНИЕ - изменение поведения, происходящее в результате приобретения опыта. В том частном случае, когда приобретение опыта знаний, навыков, умений определяется познавательными мотивами и целями, говорят об учении (и соответственно об обучении как процессе … Энциклопедия Кольера

    В процессе физического воспитания занимающихся обучают различными двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, в целях познания закономерностей движения своего тела. При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык и умение высшего порядка.

    Под двигательным умением понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов. Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным в них является творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений. В процессе дальнейшего освоения приема, по мере увеличения количества повторений при относительно постоянных условиях обучения, формируется двигательный навык. Двигательный навык – это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения. При формировании двигательного навыка в ЦНС последовательно сменяются три фазы нервных процессов. 1) Объединение отдельных элементов движения в целостное действие, иррадиация нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу многих мышц. При первых попытках выполнить новое двигательное действие в коре головного мозга возбуждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, и соседние, не участвующие в работе. Движение закрепощено.2) Концентрация возбуждения, улучшение координации, устранение излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение. Формируется двигательный навык. 3) Стабилизация, высокая степень координации и автоматизации движений. Умение высшего порядка – выполнение двигательных действий автоматически, без непосредственного контроля сознания, включение только тех групп мышц, которые обеспечивают двигательное действие.

    3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительноевремя не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Вначале навык не претерпевает качественных изменений, но ученик начинает испытывать неуверенность в своих силах, что иногда приводит к срывам в исполнении действия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, нарушаются сложные координационные отношения между движениями, и в конечном счете ученик теряет способность выполнять некоторые сложные действия. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

    Закон переноса двигательного навыка . В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков.

    Положительный перенос - это такое взаимодействие навы­ков, когда ранее сформированный навык способствует, облег­чает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главном звене техники двигательных действий. Отрицательный перенос - это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подго­товительных фазах движений и в его отсутствие в основном звене.

    Билет№12 Характеристика структуры процесса обучения (этап начального разучивания, этап углубленного разучивания, этап закрепления и дальнейшего совершенствования)

    При обуч. двиг. действиям ставится задача довести до определенной степени совершенства двиг. умения, навыки и связанные с ними знания.

    Двигательное умение - это такая степень владения техникой действия, при кот., повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двиг. задачи.

    В процессе многократного повторения разучиваемого двиг. действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно авто-матизируются его координ-е механизмы, и двиг. умения переходят в навык.

    Двигательный навык - такая степень владения техникой действия, при кот. управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надежностью.Прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет. Классический пример: научившись ездить на велосипеде или плавать, а это сложные двиг. навыки, разучиться уже невозможно.

    Процесс обучения двиг. действию вкл. три этапа:

    Первый этап - ознакомление, первоначальное разучивание движения. Цель- обу-чить основам техники двиг. действия, добиться выполнения его хотя бы в прибли-женной форме. Для этого требуется решить след. задачи : создать общее предста-вление о двиг. действии; научить частям (эл-там) техники этого действия; сфор-мир-ть общий ритм двиг. акта; предупредить или сразу же устранить неправиль-ные движ. и грубые искажения техники действия.

    Первоначальное объяснение техники движения - только в самых главных мо-ментах. Общее представление создается путем демонстрации разуч-го движения.

    Выполняя двиг. задание впервые, можно разучивать движения по частям (хотя это менее эффективно), а также с помощью подводящих упр..

    В связи с быстрой утомляемостью на первом этапе разучивания нецелесообразно давать большую нагрузку на отдельном уроке или уч.-трен. занятии. Между тем длит. перерывы в занятиях на первом этапе в большей мере задерживают процесс обучения, чем на последующих. Это связано с быстрым угасанием новых, еще не стойких, двигательных рефлексов.

    Второй этап - углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного умения.

    Цель обуч. достигается путем детализированного освоения техники на основе разуч-го двиг-го действия, сформир. на первом этапе обучения.

    Основные задачи этого этапа: * углубленно понять закономерности движ. дейст-вия;* уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и дина-мическим хар-кам) в соответствии с индивид. особенностями обучаемого;* усо-верш. ритм выполнения движения; создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.

    Второй этап обучения заканчивается в тот момент, когда заним-ся научился правильно выполнять основную схему движения и детали техники в целостном движении при спец. фиксации внимания. Именно в это время следует переходить к следующему этапу обучения.

    Третий этап - формир-е двиг. навыка, достижение двиг-го мастерства.

    На основе двиг. умения формир. двиг. навык. Чтобы достичь цели - добиться со-верш. владения двиг. действием в разнообразных условиях его применения, необходимо применять методы как для закрепления разуч-го упр., так и для его возможного варьирования.

    Этот этап может длиться долго в процессе тренировки высококвалифицирован-ных спортсменов, так как изменение уровня развития физ. качеств требует кор-рекции содерж.самого движ.не только по форме,но и по временным параметрам.

    Задачи третьего этапа: закрепить навык и соверш. технику движ., чтобы повы-сить достиж. (результат). Для этого постепенно увеличиваются требования к рез-ту без нарушения техники двиг.действия; избирательно соверш. те физ. качества (или функцион-е сис-мы), от кот. зависит высокий рез-тат в двиг. действии;

    Соверш. технику двиг. действия в нестандартных условиях, т.е. увеличивать его вариативность. Этому могут служить требования выполнить движение в экстре-мальном состоянии, на фоне сильного утомления, эмоц.й напряженности; усложняются задания (подключаются доп. движ-я) или, наоборот, условия его выполнения упрощаются; облегчить технику движения.

    Билет№13 Хар-ра силовых способностей, методика их развития, тестирование. Силовые упр - направленно стимул.увеличение степени напр. 1 упр.с внешнм сопротивлением(гантели, гири, вес партнера)

    2 упр.отягощающие весом своего тела(подтягивание приседание) 3 статические упр.в изометрическом режиме(упоры, удержание,противодействие)

    Методы воспит.силовых способностей.: 1 метод МАХ усилий – (направлен на развит.МАХ силы, вес отягощен 85-100%; кол-во повтор от 5-6 до 1-3 ; кол-во подходов 2-5; отдых 2-5 мин; скорость преодолевания движ.медленная) 2. метод непределных повторных усилий с нормированным кол-м повторений(направлен на развит МАХ силы и увеличение М.массы; вес отягощения 80-85% ; кол-во поатор-8-10; отдых 2-3 мин; скорость средняя) 3. метод непредельных(повторных) усилий с нормир.кол-м повторений(направлен на уменьшение жирового компонента массы тела; вес отягощения 50-70%; повтор 15-30; подходов 3-6; отдых 3-6 ; скорость средняя) 4. метод непредельных усилий с МАХ кол-м повторений (до отказа) (направлен на соверш.силовой выносливости, вес отягощения 20-60%; повтор до отказа4 подходов 2-4 ; отдых 5-10 мин; скорость высокая) 5. метод динамических усилий (направлен на кратковременное МАХ напр.без изменения длинны М. продолжит напр.5-10 сек; велечина усилий 40-50%от МАХ; кол-во раз 3-5; отдых 30-60 сек; комплекс из 5-10 упр) Определение уровня развития силов.способностей : 1. с пом.измерительных устройств(динамометр, динамограф,тензометр, силоизмерит.устройств) 2. с пом.спец. контрольных упр.тестов на силу методы измерения силов.способностей : 1. сила и динамическая силов.выносливость сгибателей рук (подтягивание в висе на перекладине) 2. сила и динамич.силов выносливость разгибателей рук (сгибан и разгиб рук в упоре лежа) 3. сила и динамич.силов выносливость сгибат и разгиб туловища(подним.тулов из положения лежа на спине) 4. сила и статич.силов вынослив.сгибателей рук(вес на согнутых руках)