Ребенок в 5 месяцев развитие календарь. Поиграй со мной. Каковы двигательные умения малыша в этот период

18.06.2019

Заботливые и ответственные родители нередко задают вопросы наподобие "Моему ребенку 5 месяцев (девочка). Что должен уметь малыш?" И беспокойство их не случайно.

Говоря о развитии ребенка на первом году жизни, подразумевают ряд показателей физиологического и антропометрического характера, а также совокупность речевых функций, проявлений сенсорного восприятия и психомоторных навыков. Задача всего комплекса данных умений и достижений - помощь в оценке развития младенца.

Всему свое время

Для каждого возраста имеются свои показатели. Достижения пятимесячного малыша на порядок серьезнее в сравнении с тем, что должен уметь ребенок в 1,5 месяца или, скажем, в 3. К этому возрасту он уже набрал неплохой вес, округлился, стал вполне разумным маленьким человечком. Если все, что умеет ребенок в 1,5 месяца, - это держать головку, лежа на животике, и улыбаться физиологической (не слишком осмысленной) улыбкой, то с пятимесячным малышом уже можно по-настоящему общаться.

Возраст около 5 месяцев относится к одному из важных этапов детского развития. Именно потому родителям важно вовремя проконтролировать малейшую вероятность отклонения от нормы. Делается это для того, чтобы вовремя выявить возможные нарушения либо скрытые заболевания, результатом которых могут стать замедленный рост и отставание в развитии ребёнка.

Чтобы иметь возможность дать самостоятельную оценку развитию грудничка, требуется иметь представление о тех навыках и умениях, которые ему полагается иметь в данном возрасте.

5 месяцев ребенку: что должен уметь мальчик или девочка

На самом деле различия между младенцами по половому признаку в этом возрасте минимальны. К важнейшим навыкам, имеющимся у малыша, относятся те, что связаны с его двигательным и интеллектуальным развитием. Причём при оценке их важно учитывать конкретные особенности врожденного характера. Также речь идёт об эмоциональных реакциях и тех поведенческих изменениях, которые обязаны проявиться согласно возрасту.

Сказанное выше вовсе не означает обязанности всех детей одного возраста развиваться в строгом соответствии с теоретическим стандартом, принятым в педиатрии. Но при этом отклонения от нормы не должны быть значительными. Ниже мы перечислим, что умеет ребенок 5 месяцев в случае, если он рождён в срок и не страдает заболеваниями либо патологией системного характера.

Способность в любом положении удерживать голову

Данный признак относится к числу наиболее важных, когда речь идет о том, что должен уметь ребенок 5 месяцев. Развитие, правильное с физиологической точки зрения, обязывает его держать голову достаточно уверенно, в том числе находясь на руках у взрослого. При этом не должно наблюдаться напряжения мышц шеи. В случае проявления признаков гипертонуса требуется консультация невролога для исключения возможных расстройств.

Разгибание ног стоя на твердой поверхности

Когда мама, придерживая руками, ставит ребенка на пол (либо ещё какую-то твердую поверхность), здоровый малыш выпрямляет ножки полностью, поднимаясь при этом на носочки. То, что умеет ребенок в 5 месяцев, в скором будущем (ещё через 4-8 недель) станет основой навыка полностью опираться на стопу.

Перемещение корпуса как зачатки ползания

Если положить кроху на живот, он хаотично вращает тазом, пытаясь одновременно двигать предплечьями вперёд. Он как бы пытается ползти. Активность младенца возрастает в случае попадания в поле зрения яркой или звенящей игрушки. Часть детей в данном возрасте способны уже вставать на четвереньки, но большинству этот навык дается не ранее 6-7 месяцев.

Принято считать, что ребенок-мальчик умеет в 5 месяцев в плане моторного развития побольше, чем девочка. Действительно, мальчишки часто выглядят пошустрее ровесниц. Но строгих научных данных на этот счет нет, все индивидуально.

Подъем корпуса с опорой на руки взрослого

Такое умение - одно из важнейших в арсенале пятимесячного малыша. Вы притягиваете лежащему на спине младенцу руки, он за них хватается и пытается подтянуться. Благодаря этому упражнению не только укрепляются мышцы пресса и спины, но и тренируется будущее умение самостоятельно принимать сидячее положение, которое относится к одним из главных навыков грудничка.

Переворот со спинки на животик и в обратном направлении

Одно из самых интересных действий из тех, что умеет ребенок в 5 месяцев. Развитие его уже позволяет хорошо переворачиваться и в том, и в другом направлении. Из положения лежа на животе кроха часто может после нескольких секунд раскачки резким движением опрокинуться на спину. Именно потому очень опасно в данном возрасте оставлять его без присмотра на любой поверхности, откуда существует вероятность свалиться.

Перейдем к речевому и эмоциональному развитию

Что умеет ребенок в 5 месяцев в сфере общения и речи? В этом возрасте дети начинают лепетать. Что такое лепет? Так называют способность малыша к произношению отдельных слогов: ба, ма, па. Данное действие им пока не осознается, а задача его - тренировка речи.

Помимо того, эмоции ребенка выражаются гораздо ярче, чем в предыдущие месяцы. Вы можете наблюдать его смех или негодование (в случае, например, тщетных попыток заполучить яркую игрушку). Малыш способен узнавать тех, кто составляет его ближайшее окружение, и отличить их от чужаков, к которым испытывает недоверие. Ему доступно понимание различных интонаций голосов взрослых и выражение собственных эмоций. Среди игрушек он выделяет несколько любимых. Понемногу формируется общение в виде жестов.

Опять же, среди родителей бытует негласное мнение, что ребенок-девочка умеет в 5 месяцев в плане эмоций немного больше. Но это не обязательно.

Все перечисленные навыки относятся к базовым, владение которыми в 5-месячном возрасте характерно для 90 % здоровых детей, не имеющих нарушений в возрастном развитии. Если ваш малыш исполняет не все, что должен уметь ребенок в 5 месяцев, переживать не следует. Существует множество факторов, способных повлиять на темпы развития и роста. Не последний из них - наследственность.

Побеспокоиться и нанести визит педиатру следует при более или менее значительных отклонениях от нормы. Как уже упоминалось, делается это в избежание опасности пропустить скрытые патологии эндокринной и нервной (либо прочих важных) систем организма.

Поговорим об отклонениях: когда начинать беспокоиться

Очень важно уметь распознать признаки, которые могут свидетельствовать о возможных отклонениях и нарушениях в детском развитии. Ведь в качестве первого звоночка может выступать вполне безобидная на вид поведенческая реакция, которую легко принять за индивидуальную особенность конкретного малыша. Задача внимательных и ответственных родителей - вдумчиво отслеживать любые изменения в росте и развитии ребёнка как в физическом, так и в психоэмоциональном. В данном возрасте возникающие нарушения ещё относительно легко можно скорректировать, в том числе медикаментозно.

Когда следует обращаться к врачу

  • Младенец только гулит (то есть растягивает гласные звуки), но согласных звуков в речи его не наблюдается, как и попыток произнести простейшие слоги.
  • Отсутствует навык переворота с живота на спину и обратно, а также малыш не демонстрирует никаких попыток подтягивания, держась за руки взрослого, что должен уметь ребенок в 5 месяцев (как уже было сказано).
  • Отсутствует либо очень слабо выражен интерес к окружающим предметам и ярким игрушкам.
  • Не наблюдается признаков реакции на эмоционально окрашенную речь взрослого или отклика на словесное обращение. В этом случае прежде всего нужно позаботиться о том, чтобы исключить ряд опасных заболеваний головного мозга (гидроцефалию и т. п.), а также патологию нервной системы.

Необходимо внимательно наблюдать за тем, как функционирует мышечный аппарат малыша. Если имеются признаки гипертонуса, необходимо назначение особой гимнастики вместе с лечебным массажем. Процедуры такие желательно проводить под присмотром медицинского работника.

Учебные занятия для младенца 5 месяцев

Помогая ребенку правильно расти и развиваться, прибегают к использованию самых разных игровых методик. Каждая из них направлена на улучшение физиологического состояния вкупе со стимулированием сенсорного восприятия, тактильных ощущений и моторики.

Качели

Младенца укладывают в электронные качели и потихоньку раскачивают. При этом мама находится на одном с ним уровне, что обеспечивает ее зрительный контакт с малышом. При движении качелей по направлению к маме ей следует говорить малышу: «Здравствуй!» или «Привет!». Когда ребёнок вместе с качелями движется обратно, следует махать ему рукой и говорить: "Пока".

Что тренирует эта игра? Благодаря ей ребёнок начнёт лучше понимать интонации речи и эмоциональную окраску. Не понимая пока значения слов, он уже улавливает разницу в их смысле.

Зеркало

Если зеркало напольное, ребенка кладут перед ним или подносят на руках к любой другой зеркальной поверхности. Малышу следует дать время разглядеть собственное отражение и разобраться в том, кого он наблюдает. Затем следует подробно рассказать ему, какие люди и что за предметы отражаются зеркальной гладью. Пока он не в состоянии запомнить ни единого названия или имени, но ему уже по силам уловить, что каждый предмет или человек обозначается отдельным словом.

К чему ведет такая игра? У малыша повышается уровень внимания, способность к концентрации, растет его наблюдательность, совершенствуются зрительные навыки и развивается логическое мышление.

Кольца

Это упражнение очень полезное, ведущее к развитию ловкости и укреплению мышц рук, живота и спины. По бокам в детской кроватке либо в манеже развешиваются гимнастические кольца на такой высоте, чтобы малыш имел возможность до них дотянуться. Когда ему удастся схватить кольцо, он инстинктивно потянется вверх.

Какой навык тренирует данное упражнение? При ежедневных занятиях замечательно укрепляется мышечный аппарат, ребёнок развивается физически в правильном направлении и понемногу приобретает умение садиться самостоятельно.

О недоношенных детях

Недоношенными считаются младенцы, которые появились на свет ранее наступления 36-37 недель беременности. Степень недоношенности может варьироваться от глубокой (вес новорожденного при этом менее полутора килограмм) до средней либо незначительной. Рожденные раньше срока малыши развиваются по-своему и отличаются от других младенцев того же возраста.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев в данном случае? Важную роль играет вес, с которым малыш появился на свет. Если данный показатель при рождении не превышал 2 кг, процесс овладения главными речевыми и физическими навыками будет замедлен. Для таких детей, например, характерно умение к четырем-пяти месяцам удерживать головку вертикально, но переворота на живот и обратно на спинку от них можно ожидать обычно не ранее шести-семи месяцев.

Такие показатели можно отнести к варианту нормы, и при отсутствии других важных проблем в детском здоровье они не должны вызывать у родителей серьёзной тревоги. Как свидетельствует повсеместная врачебная практика, основная масса родившихся недоношенными малышей к возрасту около года догоняет сверстников и ликвидирует видимую разницу в отставании.

Что умеет ребенок 5 месяцев в случае недоношенности

Рождённому на сроке менее 36 недель младенцу к пятимесячному возрасту положено обзавестись навыками:

  1. Поворачивать и удерживать голову в любом положении.
  2. Пытаться тянуться к ярким предметам.
  3. Проявлять эмоции, общаясь со знакомыми людьми (улыбаться, гулить).
  4. Увеличивать активность, контактируя с мамой или прочими близкими людьми.
  5. Пытаться перевернуться со спины на живот.

Напоминаем ещё раз: при массе тела в момент рождения менее 2 кг возможны гораздо более медленные темпы развития. В данном случае оценка состояния детского здоровья и наличия любых отклонений в процессе развития и роста должна проводиться лишь квалифицированным специалистом - врачом, который способен учесть возможные сопутствующие диагнозы и индивидуальные особенности.

Это важно

В заключение напомним еще раз, что мониторинг детского развития необходимо проводить ежемесячно, так как оно относится к числу наиболее важных показателей физического и психического младенческого здоровья. В случае выявления признаков любых отклонений родители должны, не теряя времени, сразу же проконсультироваться со специалистом.

Существует множество расстройств, успешная коррекция которых возможна лишь до наступления определенного возраста. Отсутствие принятых вовремя мер чревато тяжелыми последствиями и немалыми трудностями с будущей социальной адаптацией. Чтобы не тревожиться зря относительно состояния собственного ребёнка, родителям следует соблюдать график плановых осмотров и строго исполнять любые рекомендации как педиатра, так и специалистов узкого профиля. В случае предложенного лечения, которое назначается исключительно в силу необходимости, отказываться от него ни в коем случае нельзя.

И снова здравствуйте, дорогие читатели! Если вы сейчас здесь, значит вы прекрасный родитель и обеспокоены развитием своего ребенка. Для матери очень важно, чтобы её малыш развивался своевременно, поэтому очень хочется узнать, что должен уметь малыш в пятимесячном возрасте.

На самом деле, развитие ребенка в 5 месяцев скорее является закреплением ранее полученных навыков. Однако это вовсе не значит, что ваш малыш нисколько не изменился. Проведите параллель между развитием крохи сейчас и месяц тому назад. Да он же повзрослел!

Вы заметили, что ваш малыш изменился в лице? И взгляд его стал более осмысленным? Нет? Посмотрите фотографии вашего ребеночка за прошлый месяц – теперь он совершенно другой!

Он подрос:

  • вес девочки составляет 5,4-8,8 кг (мальчика: 6,0-9,3 кг);
  • рост малышки колеблется от 59,6 до 68,5 см (малыша: от 61,7 до 70,1);
  • окружность головки вашей дочери теперь 38,9-44,0 см (сына: 40,1-45,0 см).

Вы ведете календарь веса вашего малютки? Заметили, что он сейчас весит почти в два раза больше, чем при выписке из роддома? И это действительно так. Малыш окреп и готов познавать наш необъятный мир с ещё большим интересом, чем ранее.

Сон малыша стал ещё крепче, теперь он может и вовсе не просыпаться ночью. Однако рекомендуется всё же предлагать малышу грудь во время ночного сна, ведь именно в это время лучше всего вырабатывается окситоцин – гормон, влияющий на лактацию. А вот днем малыш может «уходить на сон» до трех раз.

Питание крохи на данном этапе жизни мало отличается от предыдущего. Малыши, которые находятся на естественном вскармливании, по-прежнему продолжают питаться материнским молоком. Вводить прикорм сейчас не стоит. Однако есть несколько нюансов, которые указывают на необходимость введения прикорма на ГВ:

  • малыш часто капризничает;
  • плохо спит по ночам;
  • грудного молока недостаточно для утоления голода младенца;
  • вес крохи стоит на месте или набирается очень медленно;
  • частая отрыжка.

Но прежде чем принимать решение по введению прикорма стоит проконсультироваться со специалистом. Педиатр Комаровский и вовсе считает, что недостаток молока можно восстановить.

Если же ваш малыш питается молочной смесью – можно задуматься о прикорме или продолжить вводить новые продукты питания (если вы уже ранее докармливали малыша).

2. Особенности развития пятимесячного малыша

Внимательные родители замечают, что ребенок совершенствует свои навыки с каждым днем. Сейчас малыш набрался сил и научился владеть своим телом.

Теперь его движения не хаотичны, он всё делает осознанно:

  • ребенок пытается становиться на полную стопу, когда вы держите его в вертикально положении (поддерживайте кроху подмышками, ему ещё рано стоять);
  • в вертикальном положении малыш теперь не «прыгает», а вытягивает ноги и почти не сгибает коленки;
  • он пытается садиться, когда вы поднимаете его за ручки их положения «лежа на спине» (поддерживайте малыша, ему ещё нельзя сидеть самостоятельно: позвоночник не полностью окреп);
  • он с удовольствием пытается ползти к предмету, который его заинтересовал (навык «ползания» малыш скоро изучит в полной мере);
  • без посторонней поддержки переворачивается в любую сторону и обратно;
  • без труда поднимает свои ножки и ручонки, чтобы рассмотреть их (или попробовать на вкус);
  • отлично держит головку в любом положении, не запрокидывая её;
  • держит различные предметы в ручках, с интересом щупает шуршащие и звенящие игрушки.

Вы можете заметить, что малыш стал гораздо активнее и любознательнее, а это значит, что он нуждается в дополнительном уходе. Обратите внимание, что кроха все пытается опробовать на «зуб», и тянет разные предметы в рот. Не забывайте малышу мыть руки и дезинфицировать игрушки, которые он любит погрызть, во избежание попадания инфекции в организм.

Психомоторное развитие малыша также не стоит на месте. Теперь он не только тянет букву «а», но и пытается произносить различные слоги: «ма», «ба», «па». Сейчас самое время начать заниматься развитием речи.

И это ещё не всё! Помимо «слогов» кроха делает и другие успехи:

  • он распознает не только лицо матери, но и других близких людей (папочку, сестренку, бабушку);
  • различает голоса тех членов семьи, которые часто с ним общаются;
  • понимает интонацию и на грубые замечания может заходиться в истерике (от обиды, конечно), а на ласковое лепетание отвечает легкой улыбкой;
  • разговаривает сам с собой, потому что ему нравится слышать свой голос;
  • фокусирует взгляд на движущихся предметах или людях (не удивляйтесь, если после вашего ухода из комнаты малыш расплачется, потому что теперь он видит, куда вы ушли).

Кстати, сейчас малыш может оставаться наедине сам с собой. Вы можете прикупить манеж, так как играть в нем безопасно за счет высоких бортиков. Наполните его различными игрушками, чтобы ваш кроха не скучал.

Однако если вы хотите, чтобы малыш развивался скорее, вам нужно знать, как с ним заниматься. И в этом вам помогут различные игры и пособия по развитию малыша.

Посмотреть и выбрать лучшие пособия для вашего крохи можно в одном из интернет-магазинов, например, здесь: akusherstvo.ru .

3. Развивающие игры для малютки

Каждая мама хочет, что её малыш был самым умным и самым лучшим. На самом деле, ваш ребенок всегда будет казаться вам наипрекраснейшим человечком в мире, однако развивать его навыки никогда не будет лишним.

В пятимесячном возрасте малыш начинает лепетать, а это значит, что самое время заняться с ним развитием речи всерьез:

  1. Вы можете приобрести картинки с изображением овощей, фруктов, животных и показывать их малышу, произнося их названия вслух: «яблоко», «стол», «помидор». Такая незамысловатая игра поможет малышу научиться проводить параллель: предмет – наименование.
  2. Игра в «перекличку». Когда ваш малыш говорит что-то – повторяйте за ним. Да, вам придется побыть попугаем и говорить: «баб-бап-па», но в дальнейшем малыш начнет повторять несложные слоги за вами. Вскоре у вас состоится первый диалог!
  3. Пение гласных. Просто тяните «а» или «о». Но мелодично, чтобы малышу нравилось. Вскоре вы споете дуэтом!
  4. Произносите вслух название всех предметов, которые вы видите. Комментируйте каждое своё действие: «я мою твои ручки», «я мою посуду». Малыш скорее заговорит, если постоянно будет слышать речь.

Акцент можно делать и на физическое развитие малыша. Делайте малышу массаж, называя все части тела. Пусть запоминает!

Можно ребенка записать в бассейн. Думаю, не стоит даже говорить о том, как это полезно для развития малыша, ведь во время плавания прорабатываются все группы мышц. Это, кстати, и для здоровья полезно! И весело!

Не стоит забывать и о самых обычных игрушках: мигалках, пищалках, шуршалках, погремушках. Также маленьким деткам нравится слушать ритмичную музыку, следить за огоньками, смотреть на яркие цвета.

Сейчас огромное разнообразие различных развивающих игрушек, вы обязательно найдете что-то интересное для своего ребенка!

И помните, что во многом развитие вашего ребенка зависит от вашего отношения к нему. Поэтому не скупитесь на ласку!

Посмотреть видео об особенностях развития в 5 месяцев можно здесь:

А здесь можно посмотреть видео о развитии малыша в 5 месяцев на конкретном примере:

На этой ноте буду прощаться с вами, но ненадолго. Если вам была полезна статья, порекомендуйте её к прочтению своим друзьям. И подписывайтесь на мои обновления, мне есть что рассказать. Пока-пока!

Во время игры с переворотами ребенка приговаривайте ритмично русскую потешку, например:

Как тренировать равновесие у пятимесячного ребенка?

Для освоения поворотов тела, а в дальнейшем для овладения ползанием, очень важно научить малыша удерживать равновесие. Для того, чтобы тренировать равновесие у ребенка есть специальные упражнения. Вот упражнения из книги Ю.А. Разенковой «Игры с детьми младенческого возраста». Очень советую всем мамам эту книгу!

Вариант 1. Сядьте на коврик. Положите малыша на животик вдоль своей ноги. Наденьте на носок ноги куклу бибабо. Малыш ей заинтересуется. Покачивайте ногу и малыша из стороны в сторону, побуждая его переносить вес тела. Малыш будет наблюдать за покачивающейся куклой бибабо и одновременно стараться удержать равновесие тела.

Вариант 2. Сделайте это же упражнение, положив малыша на надувное бревно. Играя, читайте потешку:

«Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня (имя ребенка) на палочке,

А Дуня в тележке

Щелкает орешки».

2. Второе движение — подползание

В возрасте 5 месяцев ребенок учится подтягивать своё тело на руках – это называется «подползать» (еще не ползать!). Как понять, овладел ли малыш этим умением? Если малыш видит впереди себя яркую игрушку, то он, лежа на животе, опирается на ручки и пытается подтянуться поближе к игрушке. Это и есть подползание к игрушке или другому привлекательному предмету.

Что нужно сделать для развития подползания:

  • Обеспечить свободное место, чтобы ребенок мог свободно и без риска для жизни и здоровья поворачиваться и двигаться,
  • Скатать валик из одеяла (это будет опора для толчка) и приложить к стопам малыша. Насильно толкать ребенка не нужно! Нужно просто приложить валик к стопам и дать опору малышу, чуть-чуть подтолкнув его вперед, если в этом возникнет необходимость.
  • Упражнение 1. Когда малыш лежит на спинке , показать ему красивую яркую игрушку, позвенеть ей, привлечь внимание малыша. Затем показать эту игрушку чуть сбоку. Ребенок сделает поворот на бок, а затем на живот и подтянется к ней. Дайте малышу затем возможность поиграть с игрушкой, обследовать ее.
  • Упражнение 2. Когда ребенок лежит на животе , поставьте или положите перед ним интересную игрушку (например, неваляшку). Нужно поставить ее на расстоянии чуть большем, чем длина вытянутой руки малыша. Предмет можно класть не только прямо перед малышом, но и в разных направлениях от ребенка, например, чуть в стороне. Позвените игрушкой или раскачайте неваляшку, чтобы она стала издавать звуки. Малыш заинтересуется, подтянется на руках и подползет к игрушке. При необходимости подставьте под стопы ребенка свои ладони, чтобы создать упор. Можно подложить под стопы валик из одеяла.
  • Упражнение 3. Можно показать ребенку заводную игрушку, а потом пододвинуть ее на нужное расстояние к малышу (как в предыдущем упражнении). Малыш подтянется на руках и подползет к ней. Если есть необходимость, подставьте свою ладонь под стопу малыша как опору.

3. Третье движение — попытки сесть (попытки овладения сидением)

Ребенок на шестом месяце жизни пытается садиться. Но не надо его насильно усаживать! Это вредно для неокрепшего позвоночника малыша. Ребенок окончательно научится уверенно и длительно сидеть сам, примерно к 8-9 месяцам, когда его организм будет к этому готов. И спешить вперед здесь не нужно!

4. Четвертое движение — развитие координации «рука – нога»

В возрасте 5 месяцев важно развивать умение ребенка захватывать свои ноги. Подтяните ножку малыша к груди и помогите ему ее захватить. На ножки можно надеть браслетик, привязать колокольчик, ленточку, бантик, чтобы вызвать интерес малыша.

5. Развитие умения ровно и устойчиво стоять на твердой поверхности при поддержке под мышки

В овладении этим движением очень помогут упражнения, разработанные Ю.А.Разенковой.

Положите большой мяч в ноги малышу. Согните его ножки и потолкайте мяч ножками ребенка. При этом приговаривайте: «Прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок!». Затем возьмите ребенка под мышки вертикально и помогите ему делать движения, напоминающие прыжки: «Прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок!».

Развитие действий с предметами у ребенка в 5 месяцев

Пятимесячный ребенок может брать в свои ручки предмет из любого положения тела (на животе, на боку, на спине). Он обследует каждый предмет и прежде всего тянет его в рот. И даже если Вам это не нравится, ребенок всё равно будет это делать! Поэтому в возрасте 5 месяцев нужно тщательно следить за тем, чтобы игрушки соответствовали требованиям.

Игрушки для ребенка 5 месяцев: как выбрать и какие они должны быть

А) Очень важно покупать только качественные игрушки. Нужно, чтобы в изготовлении игрушки использовались только экологически безопасные красители ! Любая игрушка должна иметь сертификат качества.

Б) Игрушки должны быть чистые , ведь малыш в 5 месяцев всегда их тянет в рот. Поэтому нужно их регулярно мыть.

В) Игрушки для ребенка в 5 месяцев быть размером не менее 5-6 см. Меньшие по размеру игрушки или детали игрушек всегда должны быть прочно прикреплены к большой детали или к ленточке (веревочке). С игрушками меньшего размера ребенок может играть только в присутствии мамы.

Г) Ребенку в 5 месяцев нужны игрушки и погремушки с РАЗНОЙ формой ручки для захватывания (это очень важно для развития движений руки), разного цвета и формы, из разных материалов. В чем здесь отличие с предыдущим месяцем жизни малыша? Если четырехмесячному малышу нужны были очень удобные ручки погремушек для захвата (он еще этому учился, осваивал первые движения) ,то для пятимесячного малыша уже нужны самые разные ручки погремушек – в виде палочки, булавы, петельки, кольца, гантельки, хвоста попугая или другого персонажа. Ведь ему нужно научиться делать самые разнообразные движения по захватыванию игрушки и в своих движениях учитывать ее форму.

Д) Будьте очень осторожны с использованием пуговиц в текстильных игрушках. Малыш может запросто их отгрызть и проглотить. В семье моей приятельницы именно в этом возрасте ее малыш умудрился проглотить 5 пуговиц с развивающей текстильной игрушки, сшитой мамой (к счастью, всё закончилось вполне благополучно и съеденные пуговицы просто вышли естественным путем). Лучше для пятимесячных малышей покупать игрушки с нарисованными деталями.

Е) В игрушках должны быть подвижные детали, которые будут удивлять малыша, стимулировать его к действиям с игрушкой. Такими интересными для ребенка элементами могут быть: пищалка (игрушка запищит, когда малыш нажмет на деталь игрушки), разный цвет шарика с разных сторон погремушки (побуждает вращать шарик), шнурок для подтягивания детальки игрушки (если потянешь за одну деталь, приходит в действие другая деталь) и другие.

Как проводить упражнение с подвижной игрушкой с ребенком в 5 месяцев?

Вам понадобится звучащая игрушка (или бубен, колокольчик, маленькая неваляшка).

  • Привяжите к игрушке цветную ленту шириной 3 см и длиной примерно 80см (обкрутите лентой игрушку несколько раз). На другой конец цветной ленты пришейте кольцо для захватывания игрушки.
  • Подвесьте игрушку. (Очень удобно подвешивать игрушки на специальную подставку над кроваткой, сделанную в форме буквы Г).
  • Кольцо положите рядом с ручкой малыша.
  • Малыш потянет за кольцо с лентой, и игрушка придет в движение и зазвучит. Малыш научиться видеть результат своих действий. Такие упражнения проводятся только в присутствии мамы.
  • Если малыш не хватает за кольцо, то сами вложите кольцо в его ручку и потяните за кольцо (рука малыша в Вашей руке). Малыш заинтересуется игрушкой, и в дальнейшем начнет сам пытаться вызвать звучание игрушки.

Как учить ребенка захватывать и перехватывать погремушки с разной формой ручки?

  • Положите малыша на спинку. Покажите погремушку (расстояние от глаз ребенка примерно 25 см). Берите погремушку за самый край, чтобы осталось место для захватывания им ручки.
  • Погремите игрушкой, и дайте возможность малышу ее перехватить. Дайте малышу поиграть этой игрушкой 1-2 минутки.
  • Затем покажите погремушку с другой ручкой (держите ее так же как держали первую, чтобы у малыша была возможность ее перехватить своей рукой). Дайте малышу перехватить игрушку и возможность поиграть с ней.
  • На следующий день предложите погремушки с другой формой ручки.

Для каждого вида ручки рука делает свой тип движения – петлеобразные действия или скользящие. Их можно выполнить рукой ребенка (рука в руке), если захватывание какой-либо игрушки вызывает у ребенка затруднения. Так Вы обучите малыша разным способам захватывания предметов с учетом их формы.

Ж) Важно, чтобы игрушки имели разную фактуру (шероховатый и гладкий, мягкий и твердый). Для этого нужно проследить чтобы игрушки были сделаны из разных материалов (резина, пластмасса, ткань, вязаные игрушки)

Как сделать игрушку для ребенка 5 месяцев своими руками?

Для игр с ребенком можно использовать подушечки, сделанные из ткани разной фактуры — шелк и шерсть, лен и флис, ситец и фланель, махровая ткань и бархат.

Как играть с ребенком с набором тактильных подушечек?

  • Сшейте набор двусторонних подушечек из ткани (например, с одной стороны – фланель, с другой – шелк). Подушечки должны быть разного цвета и с разными рисунками (однотонные без рисунка, в горошек, в полоску, в клеточку, с нарисованными цветочками и т.д.). Можно сделать несколько подушечек, а на них надевать футлярчики из разных тканей и их менять по мере надобности.
  • Положите ребенка на животик и покажите ему подушечку, дайте в руки, проведите его ладошкой по подушечке.
  • Потом переверните тактильную подушечку и дайте потрогать другую сторону.

В дальнейшем, когда малыш чуть подрастет, Вы сможете играть с ним в более сложные игры — искать пары подушечек – по фактуре, по цвету, по рисунку на ткани.

Как играть с кусочками тканей, развивая мелкую моторику рук малыша?

Совсем не обязательно шить игрушки. Ребенку в 5 месяцев можно давать для игр не только подушечки, но и лоскутки ткани разной фактуры (вельвет, сукно, ситец, шелк, бархат, шерсть, трикотаж). Дайте малышу возможность схватить пальчиками кусочек ткани. Как только ребенок захватит лоскуток, потяните медленно за другой уголок лоскутка, стимулируя малыша крепко удерживать ткань в руке. Это развивает его ручки.

Как часто менять игрушки для ребенка 5 месяцев?

Регулярно 2-3 раза в неделю для игр и упражнений с ребенком меняются игрушки, так как они быстро надоедают малышу, и он теряет к ним интерес. Поэтому удобно разделить все домашние игрушки на 3-4 набора и предлагать их ребенку по очереди.

Почему иногда малыш в 5 месяцев тянет руку к игрушке не по прямой, а петлеообразно, с отклонением от кратчайшего пути?

Хватание – это то движение, которому тоже надо учиться, как и речи или ходьбе. Движения малыша в 5 месяцев еще несовершенны. А если с ребенком специально не заниматься, то он будет хватать все предметы одним и тем же способом – прижимая пальцами к ладони. Поэтому для того, чтобы малыш научился уверенно захватывать предметы разными способами и их удерживать в своей ручке, ему нужна тренировка.

Упражнения для развития хватания начинают проводить с возраста в 3,5-4 месяца (подробнее см. статью ). До 4-5 месяцев малышу подвешивают на цветных лентах игрушки, удобные для захватывания с разными ручками (игрушки удобно прикреплять к стойке в форме буквы Г), Ребенок будет тянуться за игрушкой и упражняться в хватании.

К концу месяца малыша важно научить хватать игрушку из любого положения тела и удерживать ее крепко в своей руке. На основе хватания в дальнейшем формируются другие движения (например, ходьба с поддержкой за опору).

Развитие предпосылок речи у ребенка в 5 месяцев

В 5 месяцев малыш радует нас разными звуками. А ближе к шести месяцам появляются четкие слоги – вавава, ммммааааа, бууууу и другие. Это лепет. Лепет – это упражнение артикуляционного аппарата ребенка, которое поможет ему в дальнейшем овладеть речью. Лепетом называются не отдельные звуки, а слоги (согласный плюс гласный звук): ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, которые малыш произносит цепочкой с разной силой звука и высотой тона.

Лепет наблюдается тогда, когда малыш здоров, спокоен, в хорошем самочувствии и готов к общению. Лепет нужно развивать и поощрять. Такая голосовая активность очень нужна малышу и свидетельствует о его здоровье и благополучии. Если же ребенок в этом возрасте только гукает и гулит, но не лепечет – значит, в его общении с мамой и другими близкими людьми что-то не так. Именно лепет больше чем все другие предречевые проявления ребенка активно подготавливает его к овладению речью. И именно лепету обычно малыша учит … взрослый! Да, да, ведь именно взрослый человек произносит ритмические слоги в колыбельных, прибаутках, потешках, пестушках, которые говорит малышу: «Три-та-та, ду-ду-ду» и другие.

Советы по развитию предпосылок речи у ребенка в 5 месяцев – профилактика речевых нарушений

  • Чтобы хорошо развивалась речь, важно все действия по уходу за малышом сопровождать своими словами, стишками, песенками. Коллекцию таких стихов и потешек для умывания, кормления, одевания, укладывания спать Вы найдете в статье
  • Разговаривайте с малышом во время бытовых действий в спокойном темпе речи, называйте в это время предметы, их части, действия, признаки: «А сейчас вытрем Сашеньку. Возьмем полотенце. Наше полотенце большое. Вот какое полотенце! Теплое! Пушистое! Будем Сашеньку вытирать. Вытрем ручки. Где наши ручки? Вот ручки. А теперь вытрем ножки». Не важно, что малыш еще не говорит. Такие диалоги создают питательную среду для дальнейшего развития речи ребенка и оправдают затраченные на них Ваши усилия с лихвой уже в скором времени.
  • Очень важно как можно чаще использовать народные песенки и потешки, потому в них многократно повторяются те слоги, которые есть в лепете ребенка! Причем эти слоги (бу, ба, да, та, ти и другие), как правило, в потешках находятся в начале или в конце фразы, то есть в сильной позиции, и поэтому хорошо выделяются на слух ребенком из потока речи. А значит, развивают предпосылки речи у малыша и содействуют развитию его лепета.
  • С 5-6 месяцев можно играть с малышом его ручками в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Гули – голубочки» и другие народные игры для маленьких, делать его ручками движения «Вот какой я большой» (потянуть руки вверх) или «пока-пока» (помахать ручкой).
  • Называйте своего малыша по имени. Попробуйте однажды проверить, как реагирует малыш на свое имя. Отойдите от малыша так, чтобы он Вас не видел. И скажите любое имя (не имя ребенка) два раза. Затем через 10 секунд скажите два раза имя ребенка. Снова сделайте паузу. Потом после паузы – повторите другое имя. Малыш, узнав свое имя, радуется и поворачивается к маме.
  • Играйте в игру «Где?». В эту игру можно начать играть ближе к возрасту шести месяцев. Поставьте в комнате игрушку на ее постоянное место, чтобы малыш запомнил. Несколько раз в день спрашивайте: «Где часики тик-так?» И покажите на часы. Потом спросите о другом предмете: «Где киска кис-кис?» Постепенно малыш запомнит, где что находится и начнет поворачиваться в нужную сторону в ответ на Ваш вопрос.
  • Играйте в переклички с ребенком. Это базовая игра этого возраста, которая развивает лепет, а значит и органы артикуляционного аппарата и речевой слух малыша. Эта игра предупреждает многие проблемы и является профилактикой речевых нарушений. Играть в переклички очень просто. Вы прислушиваетесь к лепету малыша, к его репертуару слогов. И начинаете говорить те слоги и звуки, которые уже есть в лепете Вашего ребенка. Малыш к Вам начинает прислушиваться. А затем повторяет Ваш слог — лепечет. Затем Вы говорите новый слог, а малыш Вам отвечает. И вот малыш что-то сам пролепетал, а Вы за ним повторили его слог. Так в перекличках Вы развиваете активный лепет ребенка.
  1. В переклички постепенно можно и нужно вводить новые слоги, расширяя «репертуар» малыша.
  2. Очень важно в перекличках делать паузы, чтобы малыш успел прореагировать.
  3. После переклички ребенок может еще долго сам лепетать. Надо дать ему возможность это делать. Можно еще раз повторить игру-перекличку через некоторое время, если после первой переклички малыш продолжает активно лепетать.
  • Очень важно, чтобы во время речевого общения, малыш видел Ваше лицо. И чтобы в эти моменты ничто его не отвлекало. Тогда он наблюдает мимику и губы взрослого, и постепенно начинает имитировать их движение. Помните – так называемые «обучающие видеоролики для младенцев» с красивыми мелькающими картинками не развивают речь, а наоборот, тормозят ее развитие у маленьких деток! Гораздо полезнее речевое общение с малышом, в котором он видит лицо мамы, слышит ее голос, отвечает звуками на ее спокойный голос с паузами.
  • Рассматривайте с малышом предметы и игрушки. При это называйте их сначала общеупотребительным словом, а затем – детским, облегченным словом. Например: «Вот часы — тик-так» (машина би-би, уточка кря-кря)
  • Развивайте внимание ребенка к речи. Говорите с ним медленно, с паузами, выделяйте голосом отдельные слова. Тяните в колыбельных и потешках гласные звуки: «котя – серенький котооооооок, котя – белый животоооооооок». Стихи читайте с разной интонацией и разной мимикой, изменяя голос по высоте, силе, тембру. Можно петь песни без слов, просто на один знакомый слог как вокализ.

Вот и закончился месяц жизни ребенка. Малыш подрос, окреп, многому научился. Что умеет пятимесячный ребенок к концу первого полугодия своей жизни, то есть к шести месяцам?

Что умеет ребенок — основные показатели к концу месяца (то есть к шести месяцам):

  • Переворачивается со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.
  • Подползает вперед, назад, в сторону.
  • Лежа на животе, опирается на вытянутые руки с открытыми ладонями. Приподнимает туловище и живот, сохраняя равновесие.
  • При поднимании подстилки, на которой он находится, отводит в сторону вышерасположенные руку и ногу (реакция равновесия).
  • Сидит со слабой поддержкой, но легко теряет равновесие.
  • Лежа на спине, играет со своими ножками (координация движений: рука-нога)
  • Может от одной до трех-пяти минут заниматься с игрушкой самостоятельно.
  • Уверенно берет игрушку из любого положения.
  • Активно действует с игрушками – трясет, стучит музыкальным молотком или бубном, дергает колокольчик за ленточку, хлопает, бросает, сжимает резиновые игрушки, ощупывает. Когда берет в руки вторую игрушку, то сохраняет контроль за первой игрушкой.
  • Длительно следит за игрушкой, которую ему показывает мама, а далее тянет ручку и пытается ее взять.
  • Реагирует на настроение мамы – хмурится, если слышит раздраженный или сердитый голос, и улыбается в ответ на ласковый голос.
  • Радуется маме и другим близким людям. В незнакомой обстановке с незнакомыми людьми ведет себя иначе. К маме протягивает ручки.
  • Отзывается радостно на свое имя.
  • Прислушивается к шепоту и тихим звукам.
  • Активно манипулирует игрушками и предметами, обследуя их. Перекладывает игрушку из одной руки в другую руку.
  • Ищет игрушку (Где…?), делая повороты в сторону.
  • Следит за падающей игрушкой с большим удовольствием и с радостью.
  • Ровно и устойчиво стоит при поддержке за подмышки. «Танцует» — пружинит на твердой поверхности при поддержке за туловище.
  • Начинает овладевать первыми навыками самообслуживания –
    • пить из чашки, которую держит мама;
    • есть полужидкую и густую еду;
    • снимать с ложки полугустую или густую пищу губами,
    • Держать бутылочку с водой.
  • Лепечет (повторяет активно слоги по своему желанию).
  • Повторяет за взрослым в перекличках отдельные слоги и звуки уже освоенные им.

Желаю всем читательницам этой статьи радости общения со своим малышом! О том, что умеет ребенок на следующем возрастном этапе Вы узнаете в продолжении нашей «Маминой школы».

О дальнейшем развитии ребенка, играх и упражнениях с ним Вы можете прочитать в статье - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

В 5 месяцев жизни малыш порадует вас новыми открытиями. Кроха получает не только физические навыки благодаря уже окрепшему телу, но также это период больших психологических открытий.

Физическое развитие

информация Обычно в этом возрасте вес ребенка удваивается по сравнению с массой тела при рождении.

За этот месяц кроха набирает 600-700 г, то есть в среднем 150 г за неделю.

Рост малыша начинает постепенно замедляться, в этом возрасте он может вырасти на 2 см за месяц. Так, к 6 месяцам длина тела ребенка увеличится на 14-15 см по сравнению с показателями при рождении.

Навыки ребенка в 5 месяцев

важно В этот период проходит физиологический гипертонус, и работа мышц становится более согласованной.

Психологическое развитие

  • Кроха уже прекрасно различает близких людей от чужих и реагирует на незнакомцев с настороженностью.
  • Малыш постепенно становится самостоятельным. Он может с интересом и вниманием заниматься игрушками до 10-15 минут.
  • Сейчас карапуз принимает первые самостоятельные решения в жизни. Да пока это касается только игрушек, но он может выбрать то, что ему сейчас интересно, и осознанно взять именно этот предмет.
  • Оказавшись в новой обстановке, малыш уже может показать вам свое отношение к ситуации, он вам обязательно «расскажет», интонацией выражая недовольство, радость или страх.
  • Разговаривая с карапузом, вы заметите, что он прислушивается к вам и во время своего лепета меняет интонацию, подражая взрослым.
  • Малыш часто нараспев произносит разные гласные звуки, а теперь еще и начинает произносить свои первые слоги «на», «ма», «да».

Режим дня ребенка в 5 месяцев

В этом возрасте у ребенка сохраняется прежний режим дня, имеющий такую последовательность:
сон (2 часа) – кормление – бодрствование (2 часа) – сон . и так по кругу.

информация Ночной сон у ребенка может длиться беспрерывно 10-11 часов. Сейчас он уже не просыпается посреди ночи, чтобы немного подкрепиться.

В возрасте пяти месяцев детки уже готовы к введению первого прикорма. Сейчас самое время для того, чтобы расширять рацион питания вашего карапуза.

Важно, чтобы мама знала основные правила по введению прикорма:

  • Блюдо прикорма дается ребенку перед основным блюдом, и только потом вы можете докормить ребенка грудным молоком или адаптированной смесью.
  • Новый продукт вводится постепенно с течение двух недель, полностью вытесняя одно кормление.
  • Одним блюдом прикорма заменяется только одно кормление.
  • Желательно придерживаться режима введения прикорма: две недели на то чтобы вытеснить одно кормление новым блюдом, затем две недели адаптация к новой пище. После этого можно пробовать вводить в рацион питания вашего малыша новый продукт.

Нормы и отклонения

В этот месяц может начаться прорезывание зубов. Отекшие десны вызывают боль у ребенка, и это мешает ему сосать. Обратитесь к педиатру за советом как облегчить состояние крохи.

Если вы замечаете, что ребенок не интересуется своим изображением в зеркале или вашим лицом – проследите за этим более пристально. Если к шести месяцам он так и не начнет проявлять свой интерес – сообщите об этом педиатру во время планового посещения.

важно Если вы заметили, что ребенок не проявляет речевой активности - посетите отоларинголога, он может выявить возможные проблемы со слухом и поможет наладить развитие речи.

Однако помните главное: строгих рамок для развития детей не существует. Все нормы, описанные выше, могут служить лишь ориентиром для родителей в тех навыках, которыми может обладать маленький человечек.

Сам малыш еще не умеет сидеть, но постепенно учится этому. Пока он может только сидеть непродолжительное время, если его поддерживать за ручки. Но если вы видите, что спинка ребенка в этом положении выгнута дугой, то старайтесь пока не сажать его.

Чтобы помочь малышу учиться ползать, стимулируйте его к этому, расположив возле него игрушку так, чтобы ему нужно было подлезть к ней, чтобы взять.

Чтобы помочь карапузу учиться управлять своим телом, уделяйте всего 10 минут для гимнастики каждый день.

Вот самые простые упражнения, которые обязательно доставят удовольствие малышу:

  • Развести руки в стороны, а затем свести, скрестив их на груди.
  • Придерживая ребенка под локти приподнять его, помогая стать на коленки, а затем на стопы.
  • Поставив малыша на твердую поверхность, взять его подмышки, дав упереться – он начнет сгибать и разгибать ножки.

После гимнастики можно сделать легкий успокаивающий массаж.

информация То, как быстро малыш будет учиться разговаривать. зависит от вас. Только речь окружающих его людей - источник новых звуков для крохи.

Когда ребенок не спит - постоянно разговаривайте с ним. Сопровождайте рассказом все свои действия, называйте предметы, указывая на них. Показывайте малышу фотографии, называя имена тех, кто на них изображен.

Не забывайте постоянно называть малыша по имени. Так он скорее поймет его и начнет реагировать.

Основные умения

  • Рассматривает с интересом людей на фотографиях.
  • Мелодично лепечет, произносит первые слоги.
  • Умеет обращаться с предметами – держать, вращать, толкать.
  • Отличает родных людей от незнакомых.
  • Настораживается при виде незнакомцев.
  • Может себя самостоятельно увлечь игрушками 10-15 минут.
  • Лежа на животе, опирается на ладошки, при этом выпрямив руки.
  • Играет в «ку-ку».

http://deti.baby-calendar.ru/calendar/5-mes/

Как развивается ребенок 5 с половиной месяцев?

Ребенок 5,5–6 месяцев приобрел к этому возрасту уже ощутимое количество полезных навыков и продолжает развиваться дальше. Кругозор малыша значительно расширился. Его начинают привлекать игры со взрослыми, появляются первые слоги, временами складывающиеся в нечто похожее на «мама». А чем еще знаменателен этот период?

Вес малыша

Каждый ребенок имеет индивидуальный рост и вес, однако существует определенная таблица веса и роста грудных детей, в которой можно найти информацию об оптимальных значениях этих показателей и сравнить с данными своего ребенка. Согласно статистическим данным, мальчики в 5 месяцев должны весить 7 кг 300 г. В 6 месяцев эта цифра достигает 7 кг 900 г. Девочки весят меньше: в 5 месяцев этот показатель составляет 6 кг 650 г, а в 6 месяцев – 7 кг 200 г. Если отклонение веса ребенка составляет примерно 6–7%, то это является нормой.

При повышении этого показателя до 12–14% можно говорить о склонности к недовесу или перевесу, а если полученная цифра превышает рекомендуемое значение на 12–14%, говорят о легком недовесе или перевесе. Если малыш имеет отклонение от нормы в ¼ часть собственного веса, врач может дать родителям рекомендации по корректировке питания. В целом, для каждого ребенка существуют свои показатели нормы. Примерно у 10% детей показатели веса будут отличаться от предложенных врачами статистических оценок и это будет для них нормой.

Однако контролировать прибавку в весе своего малыша необходимо постоянно, чтобы вовремя скорректировать питание, если это понадобится. Это особенно важно делать с наступлением первого прикорма, который приходится как раз на это время. Резкий набор или наоборот, спад веса будет показателем того, что меню малыша составлено неправильно. Проследив всю предысторию его развития и формирования, можно внести изменения в меню, попробовать перейти на каши от другого производителя и нормировать их потребление.

Распорядок дня и кормление

Малыш в 5,5 месяцев продолжает спать трижды в день примерно по 2 часа и уделяет ночному сну 10–11 часов, просыпаясь один раз на кормление. Он продолжает кушать 6 раз в день, хотя к началу 6 месяца мамы могут сократить это количество до 5 раз, делая перерывы по 4 часа. Особенно это касается тех детей, которые уже начали получать первый прикорм. Как правило, это искусственники.

Что вводить в меню малыша в качестве первого прикорма – кашу или овощное пюре, лучше обсудить со своим педиатром. Если малыш плохо набирает в весе, то, скорее всего, маме посоветуют начать с каши – рисовой или гречневой. Именно они реже всего вызывают у детей аллергию. Если уже известно, что ребенок склонен к аллергическим реакциям, то стоит первой ввести в меню безглютеновую кашу, например, приготовленную из плодов рожкового дерева.

Если 5–6 месячный малыш с рождения страдает запорами, то лучше начинать прикорм с пюре из овощей – например, приготовленного из цветной капусты или брокколи. Параллельно можно вводить в меню ребенка соки, но лучше варить ему компоты из натуральных фруктов и ягод, произрастающих в данном регионе – вишни, черешни, яблок, смородины, малины, крыжовника и др. Если мама посчитает, что время первого прикорма придется на зимнее время, то лучше заранее запастись фруктами и ягодами, заморозив их в морозильной камере.

Ребенок возраста 5,5 месяцев уже должен быть знаком с яблоком. Педиатры рекомендуют вводить в меню малыша скобленое зеленое яблоко, начиная с 4-месячного возраста. Не стоит пренебрегать этими рекомендациями, потому как к концу 5 месяца естественные запасы такого минерала, как железо в организме малыша истощаются и необходимо вовремя их восполнить. И искусственники, и дети на грудном вскармливании должны получать в этом возрасте около 1000 мл пищи в сутки, включая прикорм и соки.

Физическое и психическое развитие малыша

Ребенок в 5,5 месяцев уже легко переворачивается с живота на спину и обратно, подтягивается на руках, делая попытку сесть. Если положить кроху на живот, то можно увидеть, как он опирается на ладошки выпрямленных рук. Он всеми силами старается вызвать внимание взрослых и копирует действия, которые ожидает от них получить: улыбается, протягивает ручки. Его зрительное восприятие чрезвычайно развито: запомнив маму в домашнем халате, который он видит каждый день, может более настороженно рассматривать новую прическу и необычный наряд.

На руках у родного человека чувствует себя в полной безопасности, поэтому знакомить его с гостем рекомендуется, не выпуская из своих рук. Так он сможет спокойно осмотреть, потрогать новое для него лицо, а уж потом пойти к новому человеку на руки. Развитие ребенка 5,5 месяцев таково, что он уже может зрительно управлять движением своих рук. То есть ребенок сначала смотрит в направлении игрушки, а уже потом достает ее. Из нескольких предложенных ему игрушек он может выбрать ту, которая интересует его в данный момент. Это является еще одним важнейшим шагом в развитии, связанным с формированием умения выбирать и фиксировать внимание.

Малыш в этом возрасте активно познает мир через хватание. К началу 6 месяца уже хорошо осваивает технику хватания, удерживания, качания, верчения, толкания и т.п. Любимым занятием остается выбрасывание игрушек из кроватки на пол. Если мама включается в эту игру, подавая ему вновь выброшенный за пределы кроватки предмет, то восторгу малыша просто нет предела. Это первый опыт совместной игры, активного взаимодействия с близким человеком, который не стоит пресекать, а только поощрять.

В этом возрасте его интересует уже не только форма предмета, но и другие характеристики, например, температура и особенности поверхности. Можно позволить малышу потрогать лед или теплую кружку чая и понаблюдать за реакцией.

Речевое и слуховое развитие

У 5–6 месячного малыша появляется лепетная речь. Она усиливается при обращении к нему кого-то из взрослых. Малыш может звуками призывать к себе домашних, давать понять, что ему скучно. Кроме того, он начинает вслушиваться в то, что произносит, и это ему очень нравится. С таким же удовольствием он прислушивается к звукам окружающей его среды – чириканью птиц за окном, мелодии мобильного телефона, шуму работающей стиральной машины и т.д. Причем пытается отыскать глазами источник, издающий звук, и способен услышать звук предмета, находящегося от него на расстоянии 2,5–3 метров.

Ребенок сопровождает громкими криками радости любые положительные действия с ним, например, щекотание живота губами, легкое покусывание, покачивание и т.п. Такие игры становятся любимым занятием растущего крохи и близких ему людей. Он заразительно смеется, когда бабушка кладет его ладошку себе на губы и начинает в нее дуть или произносить различные звуки «ба-ба», «па-па» и т.д.

В этот период малыш все тянет в рот, у него постоянно течет изо рта слюна, потому что вот-вот должны прорезаться зубки. Запрещать ему это делать – пустая трата времени и сил, главное – поддерживать в доме чистоту и следить за чистотой игрушек. Чтобы малыш совершенствовал свои хватательные действия и координацию рук, установленный на его кроватке мобиль с игрушками необходимо опустить так низко, чтобы он мог до них дотянуться. Любые успехи малыша должны сопровождаться похвалой.

Ребенок 5–6 месяцев вот-вот поползет. Можно помочь ему в развитии этого навыка, положив на живот и заинтересовав новыми игрушками. Необходимо позволить крохе дотронуться до них кончиками пальцев, побуждая двигаться вперед. В качестве опоры его барахтающимся ножкам использовать свою ладонь. Надавливая на ступни, побуждать двигаться вперед, а в конце обязательно похвалить за успешно проделанную работу.

Малышу в этом возрасте принесут пользу любые занятия, направленные на снижение гипертонуса мышц. Полезно делать гимнастику на фитболе и массаж. Много приятных минут доставят такие игры, как прятки, «Сорока-белобока», «Каравай» и другие.

http://kidpuz.ru/razvitie/rebenok-5-5-mesyacev

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Что умеет ребенок в 5 месяцев?

Переворачиваться со спины на живот;

Лежа на животе, долго плавать, поднимая одновременно ручки и ножки;

Пищать от удовольствия, громко смеяться;

Хватать игрушки, которые мне протягивают на уровне груди;

Легко снимать носочки со своих ножек;

Оценивать расстояние до интересующего предмета,

Понемногу есть с ложки.

Развитие ребенка в 5 месяцев

В пять месяцев дети любят проводить время на детском коврике. Любимые позы: лежа на животе, опираясь на выпрямленные ручки. Так ему гораздо лучше видно, что происходит вокруг него. Ребенок может занимать себя уже целых полчаса.

На пятом месяце ребенок стал более подвижным. Ведь к 5 месяцу у него полностью нормализовался тонус мышц на руках и ногах. Теперь они стали более послушными. Ребенок свободно двигается и уже в состоянии достичь поставленной перед собой цели. Например, взять из маминых рук игрушку. На первый взгляд кажется, что все так просто! На самом деле он научился этому только сейчас. Малыш может долго удерживать интересный предмет в руке, перекладывать его из одной руки в другую долго, рассматривать и затем тянет в рот.

Когда ребенок берет игрушку в рот, он многое о ней узнает. Это один из методов познания окружающего мира. Поэтому не запрещайте малышу грызть игрушки, просто следите за тем, чтоб они всегда были чистыми.

Зрение ребенка 5 месяцев

Ребенок уже может сконцентрировать свое внимание на каком-то предмете в течение 10-15 минут. Причем если раньше он смотрел лишь на то, что само бросалось в глаза (например, яркий мягкий медвежонок), то теперь кроха сознательно выбирает объект для наблюдения. Проведите с ребенком несложную тренировку, поучите его дольше концентрировать взгляд. Положите ребенка на живот, на расстоянии 70 см от его глаз катайте красный мячик. Малыш будет внимательно следить за ним, провожать его взглядом.

Здоровье ребенка 5 месяцев: прививки от АКДС и полиомиелита, диатез, режим

На 5 месяце месяце нужно провести ребенку третью вакцинацию от дифтерии, коклюша и столбняка - АКДС (она делается в комплексе) и отдельно - от полиомиелита.

Узнайте у врача, нужен ли ребенку прием витамина Д. А если вы уже даете его ребенку, то поинтересуйтесь, есть ли необходимость изменить дозировку.

Прогулка ребенка 5 месяцев

Ребенок в пять месяцев должен проводить на свежем воздухе не менее 2-3 часов. Лучше выходить на прогулку несколько раз в день. Малыш уже живо интересуется происходящим вокруг, с ним стало интереснее гулять. Иногда меняйте коляску на слинг, так вы сможете без проблем подойти с ребенком к каждому дереву, потрогать кору и веточки, показать поближе уличных животных и птиц, яркие вывески.

Если на улице теплое время года и солнечно, сходите на пикник. Возьмите с собой еду для себя и ребенка, книгу или плеер и отправляйтесь в парк. Умеренные порции ультрафиолетового облучения необходимы растущему детскому организму. Только не забывайте, что у маленького ребенка кожа очень нежная, поэтому ее нельзя подставлять под палящие солнечные лучи. Они бывают двух видов: UVB и UVA. Первые более короткие, они попадают только в поверхностный слой кожи - эпидермис и могут вызвать ожоги. Лучи UVA проникают глубже, и мы не чувствуем их непосредственного вредного воздействия. Но оно есть – эти лучи вызывают раннее старение кожи.

Пока ребенку не исполнится полгода, не следует брать его на пляж. Даже когда в летний день ребенок находится в тени деревьев, нельзя раздевать его полностью.

В холодное время года прогулки для ребенка обязательны. По возможности доставайте ребенка из коляски, подставляйте личико под редкие солнечные лучи.

И лужи, и мокрые листья, и дождь - все способно заинтересовать вашего малыша. Не упускайте возможность показать ему природу в каждое время года.

Упражнения для детей 5 месяцев

Ребенок лежит на спине. Возьмите его за голени таким образом, чтобы ваши большие пальцы лежали сверху. Осторожно согните ножки. Попеременно сгибайте и разгибайте их, как будто малыш вращает педали велосипеда. Повторите это упражнение 6-8 раз.

Положите ребенка на спину ногами к себе. Легко захватите его щиколотки. По очереди тяните ножки на себя так, чтобы стопа скользила по поверхности. После того как ножка полностью выпрямится, верните ее в исходное полусогнутое положение. Сделайте это 4-6 раз.

Ползание. Как научить ребенка ползать.

Стимулируйте желание ребенка ползать. Для этого положите малыша на живот и разместите на небольшом расстоянии от него несколько ярких игрушек. Хорошо, если ребенок будет доставать их по 4-5 раз за одно занятие. Совсем скоро он научится ползать самостоятельно.

Что делать, если у ребенка текут слюни

Если у вашего ребенка обильно текут слюни, то на это есть две причины: прорезывание первых зубов и появление в рационе новых продуктов. Так пищеварительная система ребенка реагирует на новый вид пищи.

Прорезывание зубов, как правило, проходит болезненно: у ребенка зудят десны, может появиться насморк, небольшой отит, нарушится пищеварение, может подняться температура.

Специального лечения не требуется. Действуйте по обстоятельствам: если температура у ребенка превысила 38 градусов, дайте жаропонижающее болеутоляющее средство. Это на какое-то время снимет боль. К деснам прикладывайте охлажденные прорезыватели, хорошо помогает холодный кусочек яблока. В аптеке купите специальный гель для облегчения прорезывания зубов.

http://www.2mm.ru/service/razvitie/5-mesyacev

Большое наслаждение для любящих родителей наблюдать, как меняется малыш. Ему исполнилось уже 5 месяцев. В жизни крохи заметны большие изменения. Первое, которое сразу бросается в глаза, — малыш заметно вырос.

Только за прошедший месяц он прибавил в весе примерно 700 граммов и вырос на 2 см. Малыш заметно округлился, теперь это не кукла в пеленках, а маленький человечек. Многих родителей волнует вопрос: что должен уметь ребенок в 5 месяцев.

Теперь малыш не спит круглыми сутками, периоды бодрствования днем достигают полтора-два часа по два-три раза в день. Самое необходимое для подрастающего человечка — общение с близкими, любящими людьми. Кроха уже узнает маму и папу, проявляет свои эмоции от общения с родителями.

Новые движения и возможности малыша

Так что умеет ребенок в 5 месяцев?


Речь получает дальнейшее развитие. Теперь ребёнок начинает гулить: певуче повторять гласные и различные сочетания звуков: ооо, на, ба, ма. У девочек в это время гуление сменяется лепетом — произносить слоги они начинают быстрее мальчиков.

Эмоции детей в 5 месяцев

Малыш не просто испытывает широкий спектр различных эмоций, но становится в состоянии изобразить их. Теперь кроха умеет:

  • Сердиться, требовать. Стоит забрать игрушку, чтобы малыш быстрее заснул, и можно услышать громкий требовательный плач. Если кроху все время носят на руках, сердитую реакцию мамочка получит, когда начнет укладывать чадо спать в кроватку.
  • Радоваться, заливисто хохотать.
  • Плохое настроение передать через сердитый лепет, нахмуренные бровки.

У малыша появляется страх перед незнакомыми людьми. Попытка чужого человека приласкать малютку или взять на руки может обернуться настоящей истерикой. Развитие ребенка в 5 месяцев должно проходить в комфортных условиях, а также в любви.

Капризы крохи, его поведение отражает поведение взрослых. Плохое настроение, разговоры на повышенных тонах, скандалы, ссоры — это то эмоциональное развитие, которое отложится в памяти маленького человечка. Если же родители будут разговаривать спокойно, без криков объясняя, что надо сделать, то нервничающий малыш быстро успокоится.

Играем с крохой

Игра — основное занятие ребенка в период бодрствования. Во время игр формируется речь малыша, развивается моторика пальчиков и рук, закладываются основы эмоционального развития. Совместные игры с мамой вызывают положительные эмоции ребенка, который пытается повторить вслед за любимым человеком движения, мимику, звуки. Песни, потешки, сказки — малыш будет внимательно следить за выражением лица мамы, пытаться поговорить, вместе исполнить песенку. Стоит повторять названия частей тел: носик-курносик, ножка, ручка, показывая пальчиком на то, о чем говорите. Беседуйте с крохой, повторяйте его лепет, продолжайте добавляя новый слог.

Малыш любит кидать из кроватки игрушки на пол, слушать — как они упали, смотреть — куда закатились. Покажите, как прыгает мячик, как здорово он катается по полу. Поиграйте с крохой его любимой погремушкой, играйте в «Сороку-белобоку». Ребенку нравится, когда мама загибает ему пальчики, рассказывая про сороку.

Самые любимые игрушки — конечно, собственные пальчики, пяточки и ножки малыша, которые он постоянно пытается засунуть в рот. Все, что попадается под руку любознательному исследователю, сразу проверяется на вкус, поэтому убирайте все мелкие предметы, которые малыш может проглотить.

Для развития всех органов чувств можно сделать или купить книжку из ткани, в которой будут шнурки, веревочки, аппликации. Можно рисовать совместно с ребенком пальчиковыми красками.

Стимулируйте попытки ползать. Кладите яркие, привлекающие внимание игрушки немного вдалеке, пусть кроха попытается дотянуться до заманчивой вещицы. Зеркало притягивает внимание таких крох. Поднесите ребенка к зеркалу, показывайте, как отражаются знакомые предметы и люди.

Показывайте на картинках животных, называйте, как их зовут, произносите звуки, которые издают эти животные. Например, корова говорит: «Му», кошечка мяукает: «Мяу». Ребенок будет повторять эти звуки.

Малыш не должен оставаться без присмотра в часы бодрствования, а тем более лежать один на диване. Переворачиваясь с бока на бок, карапуз может упасть с высоты. Лучше выделить уголок на полу, постелить туда специальный детский коврик. На твердой поверхности быстрее можно научиться ползать.

Особое внимание следует уделить чистоте игрушек, вещей и комнаты, где играет малютка, чтобы, засунув в рот новую игрушку, кроха не подхватила никакой инфекции.

Уход за малышом

Гигиенические процедуры месячного младенца ничем не отличаются от ухода за пяти месячным бутузом. Обязательны умывание, очищение носика и ушек, состригание ноготков, растущих очень быстро, чтобы кроха не поцарапал себя. У детей начинают прорезываться первые зубки. Кроме специальных прорезывателей, мамочка может делать массаж десен чистыми пальцами с подстриженными ногтями.

Купание, массаж, гимнастические упражнения — все это нравится детям и полезно для здоровья. Купание большинства детей лучше проводить в вечерние время суток, перед сном. Есть тут небольшое исключение: гиперактивные детки не расслабляются от принятия ванн, а получают еще больший заряд энергии, поэтому таких детишек лучше купать утром. При купании малыша лучше пользоваться гипоаллергенным шампунем и детским маслом. Мыло не стоит использовать чаще 1-2 раз в неделю. Если у крохи появилась сыпь, обязательно проверьте у врача реакцию на аллергены.

Ребенок в 5 месяцев очень подвижен, поэтому совершенно не стоит кутать его в кучу одежды. Если в доме температура комфортная, можно снять носочки и теплую кофточку, пусть он играет практически раздетым. Причиной простудных заболеваний чаще всего является именно чрезмерное укутывание чада.

Внимательно проверяйте швы на детской одежде, которую вы хотите приобрести. Жесткие, плотные, грубо обработанные будут натирать нежную кожицу, могут вызвать воспалительные процессы, а малютка даже не сможет объяснить причины своего плача.

Питание и режим дня

Следует знать, что в 5 месяцев начинают постепенно добавлять прикорм в питание малыша. В питание постепенно добавляются каши, протертые овощи, фруктовое пюре. Дети перестают просыпаться для кормления ночью.

Дневной сон сокращается примерно до 5 часов в день, остальное время кроха бодрствует. Следует совершать прогулки на свежем воздухе не реже 2 раз в день. Очень часто малютки уже не спят во время прогулок, а изучают окружающую обстановку. На улице, в парке следует разговаривать с ребенком — показывать птиц, машин, дома, четко, несколько раз проговаривая названия предметов.

Надо помнить, что дети развиваются под влиянием взрослых. Малыш очень тесно связан психологически и эмоционально с матерью. Поэтому рекомендуется мамочке все действия в присутствии крохи проговаривать вслух, делиться планами на день, обсуждать предстоящие дела.

Помогаем развиваться

Мало просто кормить, беседовать, гулять с малышом. С ним нужно заниматься, совершенствовать навыки ребенка в 5 месяцев. Занятия должны быть ежедневными, не более получаса в день. Обязательно следует делать упражнения для укрепления мышц спины, чтобы в будущем малыш научился правильно сидеть, закреплять в тренировках навык переворота, когда малыш переворачивается с животика на спину и обратно. Совмещать гимнастические упражнения с более сложным массажем: добавить к поглаживанию, растиранию еще легкое пощипывание и валяние. Массаж следует заканчивать втиранием специального детского масла.