Развитие детской моторики у детей. Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами. Младенчество - важный этап в развитии моторики пальцев

27.06.2019

Зачем развивать мелкую моторику у ребёнка

Мелкая моторика — это движения пальцев и кистей рук. С развитием мелкой моторики напрямую связано развитие головного мозга ребёнка, в том числе тех его центров, которые отвечают за речь. Как говорил великий педагог В.А. Сухомлинский, «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Когда ребёнок рождается, движения его рук хаотичны, но проходит пара месяцев, и ребёнок начинает их осознанно контролировать, когда хватает и удерживает в руках предмет. Это очень важная стадия развития ребёнка, так как стимулируя малыша манипулировать предметами, мы помогаем ему развивать так называемый « «. Таким образом, от того, насколько хорошо развита у ребёнка мелкая моторика , зависит его интеллектуальное развитие, а также его речь. Доказано, что дети с хорошо развитой мелкой моторикой лучше говорят, умеют логически мыслить и изъясняться, у них хорошая память и лексический запас.

Игры на развитие мелкой моторики

Существует огромное количество игр на развитие мелкой моторики. Давайте разделим их на несколько групп.

Пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры — это специальные упражнения для пальцев и кистей рук, которые обычно сопровождаются стишками, песенками или выполняются под ритмичную музыку.

Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,

4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

20 игр на развитие мелкой моторики

«Весёлая перчатка» : пришейте к детской перчатке фигурные пуговицы в виде различных предметов, и предложите ребёнку поиграть с героями этой перчатки, поздороваться с ними или отправиться в путешествие.

«Пуговицы на крючке» : предложите ребёнку одной рукой с помощью крючка для вязания собрать пуговицы в какую-нибудь ёмкость. Следите, чтобы он не помогал себе второй рукой!

«Морские камушки» : вам понадобятся картинки с изображением силуэтов предметов и камешки для декора аквариума. Предложите ребёнку выложить контур предмета «морскими камушками». Можно устроить соревнование: кто аккуратней и быстрее выложит узор.

«Нанизываем бусы» : ребёнок нанизывает на шнурки и верёвочки различной величины бусины, пуговицы, крышечки из-под бутылочек.

«Замоталки» : ребёнок наматывает шнурочки или тесьму на швейные катушки, хотя для этих целей можно использовать и другие предметы, например, карандаши.

«Узелок завяжется» : предлагаем малышу завязать узелок на шнурке, тесьме или ленточке. а потом ходить по ним пальчиками и «перешагивать» через препятствия.

«Доска приключений» : вам понадобится деревянная доска с закреплёнными на ней различными замками, выключателями, щеколдами. Предложите ребёнку отправиться в путешествие и преодолеть все трудности, которые встречаются на пути. Для этого надо открыть или нажать предметы, расположенные на доске.

«Мультяшки из кашки» : высыпьте манную крупу на тарелочку, а ребёнок пусть рисует на ней разные узоры и предметы, героев из любимых мультиков.

«Фасольные прятки»: наполните пластиковую ёмкость фасолью и закопайте туда предметы различной текстуры, а ребёнок должен их найти.

«Мишка косолапый» : предложите ребёнку покатать в руках шишки, жёлуди, каштаны. Можно поиграть в сортировку, попросив малыша угостить Мишку сначала шишками, потом желудями, потом каштанами.

«Волшебные прищепочки» : возьмите бельевые прищепки и предложите ребёнку нарядить ёлку, надеть иголки на ёжика, сделать солнышку лучики.

«Весёлый червячок» : это игра-шнуровка, которая имеет множество вариаций. Можно купить специальные шнуровки, которые продаются в магазинах развивающих игрушек, а можно, например, взять решётки для раковин, разрезать напополам и продевать шнурок в отверстия решётки, попутно придумывая сказку, что случилось с червячком.

«Дорожки для пальчиков» : вам понадобятся прихватки с дорожками из разных материалов: тесьма, пуговицы, пайетки. Ребёнку нужно провести разными пальчиками от предмета к предмету. Хорошо проговаривать какой-нибудб стишок, пока пальчики «гуляют» по дорожкам.

«Крутилки-закрутилки» : прикрепите на доску крушки от детского сока и дайте ребёнку открывать и закрывать эти крышки.

«Заколдованная водичка» : сделайте фигурный лёд и попросите ребёнка «расколдовать» водичку.

«Золушка» : насыпьте в пластиковую ёмкость горох, рис и гречку так, чтобы крупы перемешались. Предложите ребёнку наперегонки собрать крупу.

«Крутится-вертится» : предложите малышу раскрутить волчок. Можно поиграть на скорость: у кого дольше будет вертеться.

«Резиночки» : вам понадобится деревянная доска с набитыми на ней кнопками и резинки: для волос или канцелярские. Ребёнок должен натянуть резиночки на кнопочки. Можно делать различные узоры и дорожки.

«Массажные мячики» : вам понадобятся мячики из разных материалов, резинки с пуговицами (сшейте резинку в виде кольца, а затем украсьте её детской пуговицей), массажные проволочные колечки. Предложите ребёнку обследовать мячики, покатать их в ладошках, между пальчиков, «надеть браслетик» — прокатить мячик по запястью, надеть и снять кольцо из проволоки на каждый пальчик руки, надеть резинки на два пальца одной руки и попробовать сдвигать и раздвигать пальцы.

«В гости к воде» : предложите ребёнку собрать воду пипеткой из маленькой ёмкости и перелить её в другую.

Как развивать мелкую моторику в быту

Для того, чтобы развивать мелкую моторику у ребёнка , совсем необязательно покупать дорогостоящие пособия и новомодные развивающие игрушки — можно просто заняться вместе с ребёнком домашними делами! Правда, не стоит ожидать от ребёнка, что раз сделав что-нибудь вместе с вами по дому, он тут же будет это делать периодично и с удовольствием, да и каких-то особых результатов ждать тоже не надо. А надо просто играть и получать от этого удовольствие.

Вот примерный (далеко не полный!) список дел, которые помогут развивать мелкую моторику в быту:

1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жаренных орехов.

3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

4. Лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту.

5. Открывать почтовый ящик ключом.

6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал, лучше умолчать 🙂)

8. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.

«Чтобы ваш ребенок заговорил быстрее, развивайте мелкую моторику» - твердят родителям педиатры и психологи. Почему же развитие мелкой моторики пальцев рук детей так важно? И что общего она имеет со становлением речи? Почему детям, которые не спешат радовать пап и мам первыми словами, рекомендуют развивать пальчиковую активность? Эта статья про то, как с помощью упражнений для детских рук дать толчок развитию речи малыша.

Для чего развивать мелкую моторику?

Для чего развивать мелкую моторику? Как же определить, насколько хорошо развита моторика рук крохи? Есть ли нормы, на которые необходимо ориентироваться при оценке способностей малыша?

Как правило, среди симптомов плохо развитой мелкой моторики рук двух-трехлетнего ребенка называют следующие:

  1. Неуверенно и неправильно держит ложку.
  2. С трудом собирает кубики, детали мозаики, конструктора.
  3. Не может завязать узелок, сделать аппликацию, застегнуть и расстегнуть пуговицы.

Мелкая моторика - это точные согласованные мелкие движения кистями и пальцами рук и ног. Согласованность этих движений достигается с помощью слаженной работы зрительной, мышечной, нервной и костной систем. Т.е. если ребенок любит играть с мелкими предметами, демонстрируя при этом точные движения пальцев и рук, то это является хорошим показателем развития его сенсорики. А поскольку в головном мозгу двигательные и артикуляционные центры расположены рядом, то влияние моторики на становление речи очевидно: чем активнее малыш «работает» пальчиками, играя, рисуя, завязывая, застегивая и т.д., тем быстрее он заговорит.

Эта закономерность была выявлена еще в древности, и поэтому пальчиковые игры имели большую популярность в Китае и Японии. А советские ученые В.М. Бехтерев, В.А. Антакова-Фомина, В.А. Сухомлинский и другие, изучавшие взаимосвязь двигательных импульсов пальчиков и активности головного мозга, пришли к выводу, что различные осмысленные движения пальчиков служат стимулом для интеллектуального развития крохи, а также способствуют становлению речи, развитию наблюдательности, памяти, координации, внимания и творческого мышления.

Чем развивать моторику рук?

Для развития точных мелких движений пальчиков и ручек детей лучше всего подходят следующие упражнения:

  • лепка мелких деталей из пластилина или теста;
  • застегивание и расстегивание пуговиц;
  • нанизывание бусин на шнурок, а также завязывание и развязывание узелков;
  • игры с крупами, фасолью или колотым горохом;
  • рисование, в том числе и пальчиковыми красками;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • различные массажи, поглаживания, растирания детских ладошек.

Главное в занятиях с малышом - систематичность, регулярность и доброжелательность. Эти мероприятия, направленные на коррекцию речи и улучшение моторных функций, родители могут проводить самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов. Все упражнения и гимнастики по развитию мелкой моторики детей в домашних условиях следует проводить в виде игры - тогда ребенок будет заниматься с удовольствием.

Развитие мелкой моторики до года

Развивать пальчиковую активность крохи можно уже примерно с трех месяцев, когда ваш малыш уже научился удерживать в ручках предметы. Для этого не нужно проявлять особую изобретательность: просто вкладывайте ему в ладошку разные по форме, размеру и материалу игрушки, называя при этом их свойства: мячик круглый и зеленый, ушки у зайчика длинные, медвежонок пушистый и т.д. Помимо этого можно зажимать в ручках ребенка шарики и катать их, массируя таким образом ладони. А еще можно нежно поглаживать и разминать каждый пальчик по отдельности в течение двух минут - такой массаж тоже пойдет на пользу грудничку. Кроме этого, всем известные потешки «Сорока-сорока» и «Ладушки-ладушки» также служат тренировкой для моторики ручек.

Развитие мелкой моторики от года до трех лет

Поскольку движения малыша в этот период уже довольно осмысленные и согласованные, то и тренировки рук и пальцев следует усложнить. Крохе стоит предложить разминать ручки с помощью резиновых игрушек, сминать и разрывать бумагу, перебирать крупы или мелкие бусины. После двух лет можно переходить к более сложным упражнениям: шнурованию; завязыванию и развязыванию узелков на лентах и веревочках; застегиванию и расстегиванию пуговиц; закручиванию и раскручиванию крышек на баночках.

Чтобы избежать неприятных ситуаций, дети в возрасте до трех лет должны играть с мелкими предметами только под присмотром взрослых.

Кроме этого, целесообразно собирать с крохой мозаики и конструкторы, состоящие из крупных деталей, а также лепить из пластилина, глины, теста.

Игрушки и упражнения для развития мелкой моторики

В настоящее время предлагается множество различных игрушек, направленных специально на развитие моторных функций кистей рук и пальчиков. Для младенцев и детей до года интересными станут погремушки из различных материалов: пластика, ткани и дерева, а также развивающие коврики и комплексы. Кстати, комплекс для тренировки пальчиков в виде доски (бизиборд) можно сделать и самим. На поверхность гладкой досточки прикрепляются различные предметы: разноцветные планки, пуговицы, рычаги, выключатели, резинки, шнурки, веревочки, кнопки, цепочки, диски и т.д. - в общем, все то, что может заинтересовать кроху и побудить его покрутить эти предметы, пощелкать, потрогать. Такие развивающие центры знакомят малыша с новыми звуками, формами, материалами и дают отличный стимул для развития.

После года и примерно до достижения им возраста трех лет малыш с увлечением будет играть в кубики, собирать конструкторы с крупными деталями, в том числе и мягкие, и магнитные. Также в дело пойдут и мозаики с небольшим количеством пазлов, и шнуровки, и лабиринты-серпантинки, и пластилин - в общем, стоит предложить малышу все то, что стимулирует двигательную активность пальцев и общее развитие интеллекта.

Кроме этого, можно потренировать моторику с помощью круп и фасоли: на дно миски кладется небольшая игрушка и засыпается колотым горохом, фасолью или крупой (рис, гречка, перловка). Дети, как правило, с удовольствием перебирают ее пальчиками в поисках закопанного «клада» и радуются найденной вещи.

Игры с пуговицами, различными по размеру, форме, цвету, материалу тоже являются прекрасным упражнением для развития мелкой моторики. Для начала можно предложить ребенку просто погрузить ручки в емкость с пуговицами и пошевелить пальцами, перебирая их. Затем, не вынимая рук, попробуйте «перетереть» пуговицы в ладошках, а потом - пересыпать их из одной ладони в другую. Постепенно можно усложнять задания: выкладывать пуговицами узоры или рисунок по контуру; распределять их по цвету, материалу, количеству отверстий и т.д. При этом необходимо комментировать свои действия и описывать свойства предметов: «Давай соберем все желтые пуговички. Смотри, вот эта - большая, а эта - маленькая. Эта - красная, а нам нужны желтые. Давай посчитаем, сколько пуговиц мы собрали?»

Бусы, особенно длинные, также помогут в развитии чувствительности пальчиков. Можно просто перебирать бусины, называя их свойства: круглая, большая, холодная, гладкая, белая; можно потренировать счет; можно выложить из бус контур предмета (например, змею) и попросить угадать, что у вас получилось. Кстати, отдельные бусины, как и пуговицы, можно нанизывать на веревочку - это тоже станет отличным упражнением для развития координации движений.

Лабиринты-серпантинки - игрушки для развития пальчиковых захватов. Они представляют собой несколько проволок, укрепленных на основании, по которым нужно передвигать детали различной формы и цвета. Развлекаясь с такой игрушкой, можно выучить названия геометрических фигур (кубик, колечко) и цветов.

Игры с такими привычными предметами, как бельевые прищепки, прекрасно помогут в развитии мелкой моторики. Нарисуйте на картоне круг, раскрасьте желтым и вырежьте - это солнышко. Спросите ребенка, чего не хватает? Правильный ответ - солнышку не хватает лучиков. Тут на помощь и придут прищепки: кроха должен попытаться самостоятельно прицепить на солнышко пять-шесть «лучиков».

В настоящее время очень популярными среди родителей стали так называемые «пальчиковые шаги» и неудивительно: они отлично развивают координацию и моторные функции рук. Это упражнения для пальцев ребенка, которые нужно совершать то каждой рукой по отдельности, то двумя одновременно. Такие занятия требуют сосредоточенности и внимательности, поэтому рекомендованы детям от трех лет и старше. Пособия с описанием таких упражнений можно найти в продаже, а можно сделать самим.

Даже обычные игры в песочнице помогут вашему малышу развить мелкую моторику. Хватая и пересыпая песок, ребенок тренирует тактильную чувствительность пальцев, а пытаясь орудовать лопаткой, насыпать песок в ведерко и сделать свой первый куличик, он развивает координацию движений. Научите кроху сооружать замки, дома, мосты с помощью подручных материалов: песка, палочек, камешков, листьев и травы - таким образом вы дадите толчок его творческому развитию.

Ну и пожалуй, самой хорошей гимнастикой для пальчиков малыша является лепка. Неважно, из чего вы решили лепить: пластилина, глины или соленого теста (тестопластика) - работа с любым материалом дает отличный стимул для развития крохи, так как при лепке задействованы все активные точки на ручках ребенка, связанные с головным мозгом. Помимо этого, создавая поделки, кроха раскрывает свой творческий потенциал: включает на полную мощность фантазию, на ходу придумывает, размышляет, часто комментируя свои действия вслух. В процессе лепки он учится рассчитывать силу нажатия пальчиков, чувствовать материал, с которым работает.

Для первых занятий следует взять соленое тесто - это самый мягкий и приятный материал. Позже можно приучать малыша к пластилину (предварительно размятому до очень мягкого состояния) и глине.

Развитие мелкой моторики рук нетрадиционным рисованием - довольно эффективный метод. Он включает в себя рисование пальчиками, ладошками, поролоном (вместо кисти), мелом, а также набрызги - разбрызгивание краски, набранной на кисть, по листу бумаги. Помимо этого при нетрадиционном рисовании практикуют кляксографию - способ, при котором нужно подуть через трубочку на лужицу краски, не задев ее. К методам нетрадиционного рисования относят и использование трафарета, и рисование на мокрой бумаге. При этом можно нарисовать картинки самим, а можно купить готовые раскраски для развития моторики рук.

Массаж для рук

Упражнения стоит перемежать с массажем пальчиков. Хорошо, если сеансы массажа будут проводиться не в полной тишине, а под веселые короткие стихотворения или потешки.

В возрасте от шести месяцев до года следует ограничиваться нежными поглаживаниями пальцев и ладошки крохи. Можно также легко массировать каждый палец по направлению от ногтя к его основанию, но не переусердствуйте: массаж обеих ручек не должен превышать двух-трех минут.

Когда крохе исполнится годик, массаж можно разнообразить. К вышеописанным движениям следует добавить следующие: легкими нажатиями помассируйте подушечки пальцев малыша; затем круговыми движениями указательного пальца проведите по его ладошкам. Попросите ребенка положить руки на колени ладонями вверх, после чего проведите по ним массажными щетками.

Используйте колючие резиновые мячики: они помогут вам не только в развитии моторики, но и превратят массаж в игру. Проведите мячиком по ручкам и ножкам малыша («смотри, ежик побежал»), предложите крохе покатать его в ладошках, сильно сжать в каждой руке поочередно («помнем ежику бока»), потрогать каждую «иголочку» ежика, погладить его. А в конце сеанса массажа покатайте мячик по спинке, шее, животику, пяточкам ребенка.

Развитие мелкой моторики полезно в любом возрасте, поэтому не стоит прекращать занятия по достижении малышом, например, пяти или семи лет. Тренировка рук и пальцев в дошкольном, а потом и в школьном возрасте положительно скажется на успеваемости ребенка и его общем развитии, поэтому просто подбирайте занятия, подходящие ему по годам и уровню сложности, и продолжайте тренироваться.

Современные родители начинают заниматься развитием ребёнка буквально с первых дней его жизни. Педиатры и психологи рекомендуют уделять особое внимание мелкой моторике, так как она напрямую связана с формированием речи. Производители игрушек давно подхватили эту идею и воплотили её в жизнь, выпуская многочисленные развивающие игрушки. Но многие из них можно сделать своими руками.

Почему нужно развивать мелкую моторику

Многие знают о необходимости развития мелкой моторики детей с раннего возраста. Однако не все понимают, для чего это нужно и что представляют собой такие занятия.

Мелкой моторикой называется способность выполнять точные действия кистями рук и пальцами. Она скоординирована работой нервной, мышечной, костной и зрительной систем. Её развитие начинается в первые месяцы жизни ребёнка с разглядывания собственных пальчиков и ручек. Затем малыш постепенно учится овладевать ими, беря игрушки. Моторные навыки положительно сказываются на ловкости рук, формировании будущего почерка у школьника, на скорости реакции.

Установлено, что уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от степени сформированности движений пальцев рук. В мозге человека центры, ответственные за речь и моторные навыки, расположены рядом. Таким образом, при стимулировании одного участка активизируется и другой.

Игрушки своими руками для развития мелкой моторики у детей

Полки детских магазинов предлагают широкий ассортимент развивающих пособий. Не секрет, что их стоимость достаточно высока. Для заинтересованных мам не составит труда сделать игрушки для мелкой моторики своими руками. А главной останется уникальность - ведь они будут выполнены с огромной нежностью.

Сенсорные мешочки

Сшить сенсорные мешочки своими руками совсем несложно. Понадобится плотная ткань разных расцветок и фактур и наполнитель, в качестве которого можно использовать:

  • макароны (спиральки, ракушки, бантики, трубочки);
  • крупы (пшено, гречка, перловка, рис, овёс);
  • муку и крахмал;
  • бобовые (фасоль, горох, соя, бобы, кукуруза);
  • конфетки;
  • орехи;
  • природные материалы (жёлуди, каштаны, ракушки, камешки);
  • ластики разных форм;
  • вату или синтепон;
  • пуговицы и бусины.

Макаронные изделия разных размеров и форм - оригинальный и безопасный наполнитель для сенсорных мешочков

Правила безопасности

Природные материалы перед использованием нужно промыть и тщательно высушить, а игрушки с пищевыми продуктами обязательно хранить в сухом месте - макароны и крупы боятся влаги. Мешочки должны быть сшиты или завязаны таким образом, чтобы малыш не при каких обстоятельствах не смог достать их содержимое.

Видео: как сделать сенсорные подушечки своими руками

Фотогалерея: самодельные сенсорные мешочки

Такие мешочки легко сделать самостоятельно даже без швейной машины Наполнитель можно вложить не только в ткань: для этого подойдут плотные воздушные шары Тактильное восприятие можно развивать не только с помощью наполнителя, но и используя ткани разных фактур Мешочки могут быть разных цветов и размеров

Сенсорный кубик

Такая игрушка представляет собой куб, на гранях которого расположены объёмные предметы разных форм и оттенков или аппликации из всевозможных материалов.

Сенсорный кубик стимулирует малыша совершать разные действия: тянуть, трогать, дёргать, перебирать пальчиками

Как сделать куб для развития мелкой моторики

Для того чтобы сделать сенсорный кубик своими руками, понадобятся:

  • небольшие кусочки ткани разных фактур и цветов;
  • синтепон или поролон в качестве наполнителя;
  • флизелин;
  • декоративные элементы (пуговицы, ленточки, верёвочки, колечки, остатки ткани, термонаклейки);
  • нитки;
  • утюг;
  • швейная машина.

Из лоскутков ткани (это могут быть хлопок, шёлк, бархат и другие) нужно вырезать 6 квадратов с одинаковыми по размеру гранями.

Лучше, если все грани кубика будут сделаны из разных по фактуре и цвету тканей

Из флизелина нужно вырезать квадраты со стороной на 1–1,5 см меньше, чем из ткани. Флизелиновые заготовки накладываются на тканевые и проглаживаются утюгом - обе детали склеятся, получат жёсткую структуру и будут хорошо держать форму.

Флизелиновая основа придаст заготовкам прочность и жёсткость

Каждый квадрат оформляется в соответствии с идеей: это могут быть фигурки зверей и птиц, геометрические фигуры из меха или фетра, термонаклейки, пуговицы, замочки и многое другое.

На каждую грань кубика пришиваются декоративные элементы

Когда оформление закончено, нужно сшить 4 квадрата в одну полоску.

Четыре грани куба сшиваются в одну линию

К одному из квадратов сверху и снизу пришиваются две оставшиеся заготовки.

К одному из квадратов с разных сторон пришиваются оставшиеся грани

Швы делаются по контуру флизелиновых граней, после чего закрепляются. Далее, развёртка сшивается таким образом, чтобы получился кубик.

Все грани сшиваются таким образом, чтобы получился кубик

На последней грани в уголке нужно оставить небольшое отверстие и через него аккуратно вывернуть кубик. Игрушка наполняется поролоном или синтепоном и прошивается потайным швом. Вместе с наполнителем в кубик также можно поместить шуршащую бумагу или колокольчик.

Каждая грань сенсорного кубика оформлена по-своему и вызывает разные тактильные ощущения

Видео: как сделать развивающий кубик своими руками

Тактильная подушка

Сенсорные (тактильные) подушки подходят для малышей от 2–3 месяцев до 3 лет. Всё зависит от набора тех элементов, которые на неё помещены. Для самых маленьких подойдёт небольшое количество простых материалов. Перед тем как давать такую игрушку ребёнку, нужно убедиться, что все элементы прочно закреплены: если кроха потянет один из них в рот, он не должен оторваться.

Для детей от 1 года можно подобрать и пришить более разнообразные и сложные развивающие предметы: замочки-молнии, пуговки, шнуровки, липучки, бантики и верёвочки, которые можно завязывать и дёргать. Сделать такую игрушку можно, используя уже готовую подушку и сшив для неё наволочку с декоративными элементами.

Фотогалерея: сенсорные подушки разных форм

Такая подушка подойдет малышам с 2–3 месяцев. Для изображения на каждом из квадратов можно использовать разную по фактуре ткань Такая подушка подойдет для детей от 1 года. На ней представлены более сложные элементы: пуговицы, ленточки, бантики, липучки, замочек Такая черепашка имеет несколько граней, на каждой из которых помещены разные развивающие элементы: карабин, шнуровка, пуговицы. Она подойдёт детям от двух лет

Подушка для развития мелкой моторики своими руками

Сшить такую подушку можно дома.

Игрушка-самоделка принесёт много радостных минут и маме, и малышу

Для её изготовления понадобятся:

  • ткань - зелёная (53×30 см) и голубая (83×20 см);
  • флизелин (53×50 см);
  • ткань для задней стороны (50×55 см);
  • фетр разных цветов и нитки мулине в тон;
  • молния длиной 50 см;
  • липучка, пуговки, тесьма, ленточки, шляпная резинка;
  • ватман, бумага, карандаш;
  • ножницы;
  • нитки, иголки и булавки для шитья;
  • подушка 45×50 см.

Перед тем как приступить к шитью, нужно сделать эскиз будущей подушки в натуральную величину. Для этого можно использовать трафареты.

Эскиз, выполненный на бумаге, должен быть в натуральную величину

Ткань голубого цвета разрезается на две полоски (первая - 30×20 см для кармашка, вторая - 53×20 см для основы). Кусок зелёной ткани и голубой лоскут, заготовленный для основы, по размерам дублируются флизелином. Отрез для кармашка складывается пополам.

Из голубой ткани будет выполнена часть основы, а также кармашек

Из жёлтого фетра и лент соединяется солнышко: круг диаметром 10 см и 7–8 полосок по 10 см в длину каждая.

Из жёлтого фетра и лент делается солнышко

Фетровое солнышко со сложенными пополам лучами-лентами крепится булавками к голубой ткани, приготовленной для кармашка.

Лучи выкладываются и крепятся булавками в виде петелек

Детали сшиваются на швейной машине или вручную маленькими аккуратными стежками.

С помощью машинного шва солнышко пришивается к заготовке-кармашку

Элементы основной части (голубой и зелёной) и кармашка соединяются вместе.

Основа из зелёной ткани располагается снизу, из голубой - сверху. В верхний левый угол прикладывается кармашек с солнышком

Затем соединяются булавками основа и подложки из флизелина, после чего сшиваются.

Основа соединяется с флизелином и сшивается

Из фетра вырезаются элементы с нарисованного эскиза.

«Фетровые волны» соединяются между собой. Для каждой рыбки нужно две детали (можно разного цвета) и резинка длиной 10–15 см

Резинки с завязанными на кончиках узелками помещаются между элементами рыбок и сшиваются. Волны выкладываются на основу (отступив от краёв 1–1,5 см для припусков на швы).

Волны и рыбки прикладываются к основе

Разноцветные рыбки помещаются между волнами и фиксируются. Элементы реки сшиваются сначала внизу, потом по всему периметру.

Рыбки помещаются между волнами

Следующий элемент - дерево. Для каждого из них нужно две заготовки кроны, один ствол и несколько яблок или груш. Детали сшиваются между собой, при этом фрукты располагаются внутри между двумя кронами, а ствол остаётся сверху.

Фрукты прячутся внутри дерева, чтобы у малыша была возможность их найти

Заготовка для железной дороги делается из серого фетра. Её размер 53х5 см.

Полоску из серого фетра нужно сложить пополам и вырезать поперёк небольшие полоски, не доходя 5 мм до края

Железная дорога помещается на зелёную полянку, на которой уже есть река и деревья.

Все детали пришиваются к основе

Для изготовления паровоза и вагончика также понадобится по два элемента. Лицевые детали оформляются с помощью фетра разных расцветок (колёса, окошки, труба). Детали сшиваются сверху. На задний край паровозика крепится небольшая пуговица, а на вагончик - маленькая петля из ленточки. Через незашитый край продевается тесёмка длиной 50 см, на концах которой завязываются узелки. Конструкция располагается на железной дороге и фиксируется.

Между лицевой и изнаночной деталями паровозика продевается тесьма, благодаря которой поезд сможет ездить

Из голубого фетра делаются облака - также по два элемента. Через них, как сквозь паровозик, пропускается тесьма, концы которой пришиваются к голубой части основы.

Благодаря тесьме облака смогут плыть по небу

Из фетра разных цветов вырезаются цветочки, для серединки которых используется липучка, и помещаются на зелёную полянку рядом с речкой. Шов делается по краю липучки, а лепестки остаются свободными.

Цветы пришиваются к основе по периметру серидинки-липучки, лепестки остаются свободными

По примеру рыбок делаются бабочка и пчела. На обратную сторону каждой фигурки пришиваются липучка - так насекомые смогут садиться на цветы.

Пчела и бабочка делаются по такому же принципу, что и рыбки, только к их обратной стороне пришивается липучка

В середину куска ткани, которая была выбрана для задней стороны наволочки, вшивается замок.

К задней части наволочки пришивается замок-молния

Передняя и задняя части наволочки складываются лицевыми сторонами внутрь и сшиваются по периметру, оставляя припуски на швы (1–1,5 см с каждой стороны).

Припуски на швы можно обработать на оверлоке или прошить зигзагом

По желанию можно сделать фигурки зверей, которые будут кататься в поезде. Мордочки им можно нарисовать маркером.

В паровозик можно поместить пассажиров - например, зайчика и мишку

Наволочка готова. Малыш может играть с ней, помещая зверей в вагончик, катая поезд по рельсам, сажая насекомых на цветы, ища фрукты на деревьях.

Тестопластика

Эффективно способствует развитию двигательной способности пальчиков лепка. Пластилин, с которым все родители знакомы с детства, давать годовалому малышу опасно, ведь он всё пробует на вкус. На помощь приходит обыкновенное тесто. Его можно самостоятельно приготовить из безопасных компонентов.

Рецепт теста для лепки

Для него понадобятся соль мелкого помола и вода (по одной части), мука (2 части).

  1. Соединить соль и муку в глубокой чаше, добавить воду.
  2. Хорошо перемешать.
  3. Вымесить массу до консистенции мягкого пластилина.

Если после приготовления тесто прилипает к рукам, можно добавить к нему соль и муку (соблюдая пропорцию). В случае получения крошливой текстуры, достаточно увеличить количество воды.
Если малыш любит лепить, можно сразу сделать много теста. Хранить его нужно в холодильнике, отщипывая «рабочие» кусочки по мере надобности. Но долго хранить такой материал не следует - со временем тесто теряет эластичность. Для детей постарше можно в процессе приготовления добавить пищевой краситель. После высыхания фигурки из теста становятся твёрдыми и прочными. Их можно раскрашивать и использовать для игр.

Фотогалерея: фигурки из теста, сделанного своими руками

Слепить такую корзину можно вместе с малышом - это увлекательное, творческое и полезное занятие
Из теста можно слепить фигурки любимых животных ребёнка Высохшие поделки можно раскрашивать акриловыми красками Из фигурок можно составлять целые картины и использовать их для оформления детской комнаты

Разборные элементы

Очень хорошо развивает моторику игра с мелкими деталями.

Пальтишки из фетра

Все крупные детали на таких образцах (карманы, рукава и даже воротник) съёмные. Ребёнок сам сможет создавать интересные модели, комбинируя цвета. Такие игрушки подойдут для малышей с двух лет.

У этих разноцветных маленьких пальто все детали съёмные - их можно менять местами и комбинировать

Когда малыш начнёт проявлять интерес к цифрам, можно предложить ему математические шнурочки. Они не только хорошо развивают мелкую моторику, но и помогают выучить счёт.

Оригинальные шнурочки с бусинками помогут малышу научиться считать

Видео: дидактические игры со шурками

Шнуровка

Такие приспособления отлично подходят для совершенствования двигательной активности пальчиков и ручек. Ведь разноцветную верёвочку нужно не просто взять - она должна попасть в маленькое отверстие.

Простую шнуровку можно сделать из любой безопасной поверхности: деревянной дощечки, пластиковой крышки или обычного плотного картона. На них с помощью нагретой на свечке отвёртки или шилом нужно в произвольном порядке проделать отверстия диаметром 5 мм.

Для самодельной шнуровки подойдёт обычная пластмассовая баночка или крышка

Ещё более простой способ занять ребёнка шнуровкой - использовать дуршлаг.

Для шнуровки можно использовать обыкновенный дуршлаг, просто добавив к нему несколько разноцветных шнурков

Более сложные шнуровки можно выполнить в виде любых форм. Для этого понадобится чуть больше времени, фантазии и материала.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста, дошкольного периода занимает умы родителей, обеспокоенных будущим обучением ребенка в школе. В нашей статье вы узнаете, что такое мелкая моторика, как и зачем ее развивать.

Определение

М. Монтессори, В.А.Сухомлинский, А.Р. Лурия, другие психологи, педагоги и физиологи посвятили жизнь изучению свойств и особенностей мелкой моторики. Они обнаружили зависимость уровня развития речи дошкольников от организации движений пальцами, кистями. Точность выполнения манипуляций зависит от развития мелких мышц. При застегивании пуговок, рисовании, лепке усиливается работа речевых отделов мозга.

Мелкая моторика рук скоммутирована с сознанием, мышлением, пространственной ориентацией, памятью, со зрением. Это важно и для развития речи, успехов в обучении ребенка, дальнейшей жизни уже взрослого человека.

Таким образом, под понятием логопедического термина “мелкая моторика рук ” подразумевается комплекс умственных и физиологических процессов. Задействуются зрительная, костная, мышечная, нервная системы. От слаженности их взаимодействия зависит точность, совершенность моторики пальчиков и скорость развития речевой функции.

Диагностика

Обследование уровня развития физиологических особенностей мелкой моторики у детей – это важный этап коррекционной, развивающей работы.

Диагностику проводят логопеды, дефектологи, неврологи, педагоги детских садов.

Особенность проведения обследования заключается в том, что ребенок повторяет манипуляции за педагогом. Для проведения занятия создайте непринужденную обстановку, лучше использовать игру. Задания делятся по возрасту обследуемых.

Для обследования развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет используются следующие упражнения:

  1. Прикосновение указательными пальчиками к носу с закрытыми глазами.
  2. Сгибание фаланг на обеих кистях поочередно.
  3. Выполнение двух противоположных действий одновременно. Например, одну ручку сжимает в кулак, а пальцы другой разжимаются.
  4. Складывание большого и указательного пальцев в кольцо.
  5. Манипуляции с пуговицами: расстегивание, застегивание.
  6. Перекладывание мелких предметов со стола в коробочку.

Анализ уровня развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет проводится следующим образом:

  1. Ребенок должен нарисовать прямую, ломаную линию.
  2. Нанизывать пуговки на нить.
  3. Вытягивать указательный, средний пальчики.
  4. Погладить большим пальцем все остальные пальцы.
  5. Разрезать бумагу на ровные полоски.
  6. Выполнить движение щепоть и распрямить ладошку обратно свободно.

Нормы

Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. К определенному возрасту ребенок должен выполнять следующий набор действий, соответствующий уровню физиологического, умственного развития:

  • В 2-2,5 года малыш умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает простые упражнения пальчиковой гимнастики.
  • В 2,5 – 3 года откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует линии. Умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку, разрезать лист бумаги, собирать крупу ложкой в емкости и переносит ее в другую баночку.
  • В 3 -3,5 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику, свободно владеет ножницами.
  • В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизываеть мелкие бусы на нить лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.
  • В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом. Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для овладения письмом.
  • В 6 лет дошкольник копирует сложные фигуры карандашом, части тела человека, ловит брошенный предмет одной рукой, может выполнить зеркальное отображение. Умеет играть на клавишном инструменте, заплетает косички, почти полностью овладевает возможностями моторики рук к 1 классу.

Развитие навыков у детей 2-3 лет может проходить индивидуально, с небольшими отклонениями. Чаще всего они быстро догоняют сверстников. При обнаружении на диагностике сильных отклонений от норм, например, выполняется 1-2 задания из 6 правильно или средне, можно говорить о нарушениях в интеллектуальном, физиологическом плане. Коррекцию развития проводят специалисты, чаще всего детям хватает одного года полноценных занятий с педагогом, чтобы войти в возрастную норму, устранить отставания в развитии речи.

Если к 3-4 годам малыш не может держать правильно карандаш, не складывает пирамидку, не удерживает ложку, ножницы в руке, не ловит, не кидает мяч, то нужно срочно обращаться к специалистам. Эти показатели свидетельствуют о серьезных отклонениях в развитии, воспитании.

Развиваем мелкую моторику

Для детей младшего дошкольного возраста используются следующие занятия.

Массаж

Используется самомассаж и помощь взрослых. Проводят 2 раза в день, используют как разминку перед рисованием, лепкой. В комплекс упражнений входит:

  • Разминание ладоней, кистей.
  • Погружение ладошек в сухой бассейн с песком крупой, крышками от пластиковых бутылок и т.д.
  • Использование приспособлений: ежиков, колечек для пальцев, шариков “марлбс”.

Массаж ладоней нужно делать упругими движениями, растирать кожу докрасна. Можно использоватьподручные средства, например, карандаш, орехи. На первом занятии обучите дошкольникам правильным массирующим движениям, что он мог прикладывать необходимое количество сил для разминания рук.

Орех катается между ладоней, удерживается по краям на весу. Карандашик просовывают между пальчиками, фиксируют в определенном положении.

Малышам в возрасте 3-5 лет подойдут следующие упражнения для самомассажа:

  • Прищепка
    Разминаются подушечки пальцев с помощью бельевой прищепки. Кожа прикусывается легкими, но ощутимыми движениями. Прищепка как бы кусается. Обязательно провести процедуру на обеих ручках.
  • Разминка с помощью Су-Джок
    Это специальные мячики с шипами для развития мелкой моторики рук. Упражнения улучшают кровоток, разминают и тренируют мышцы.
    Дети катают их по ладоням сверху вниз.

Важно не забывать о здоровьесбережении, кожа рук, пальцев должна быть чистой, без царапин, подготовленной к массажу.

Пальчиковые игры

Необходимы для развития речи и координации движений, разминки мышц ладоней, фаланг.

  • Ножки

Пальцы делают шагательные движения по столу

Дети изображают пальцами очки, образуя круги с помощью большого и указательного пальцев. Подносят их к глазам.

  • Идем за грибами

Считаем пальчики: раз, два, три и т.д. Загибаем каждый палец поочередно, проговаривая стишок о том, как пальчики искали грибочки, кулачок не разжимаем.

  • Стул и стол

Изображаем кулачком и ладошкой стол, меняйте положение рук поочередно. Потом стул: поднесите к кулачку раскрытую ладонь, приставьте ее к одной из сторон кулака.

  • Лодочка

Используется стих:
Лисенок в лодочке плывет (ладошки сложены в виде лодки),
Зайчонка в лодочку зовет (малыши машут, призывая друга).

  • Ножницы

Ребенок изображает пальцами ножницы, делает характерные движения, будто режет ткань.

Пальчиковые краски

Развитие мелкой моторики происходит быстрее посредством изобразительной деятельности. Используйте современные методы и материалы для рисования. Одним из них являются пальчиковые краски.

Рисуйте фигуры, пейзажи, большие композиции по образцу или фантазийно.
С ребенком 1-2 лет рисуйте линии, круги. С детьми с 3-4 лет – животных, дома, машины, геометрические фигуры.

Для работы со старшими дошкольниками распечатайте для рисунков сложные образцы, с необходимостью использовать большое количество оттенков, изображением многоугольников, цифр, букв.







Аппликация

Занимательный метод для занятий с детьми всех возрастов. Дети с 4-5 лет уже вырезают фигуры крупных и мелких размеров. Умеют приклеивать бумагу к картону, размещать элементы произведения на листе.

Используйте для аппликаций конструкции с небольшими деталями. Например, осеннее дерево с множеством маленьких листочков на кроне, или аппликацию в форме рыбки, где нужно вырезать каждую чешуйку отдельно.

В качестве материала подойдет цветная бумага, салфетки, гофрированный картон, природные средства (палочки, камушки, песок, крупа).

Из скрученных салфеток получаются отличные цветы. Материал можно не только крутить в шарики, но и рвать на части, приклеивая кусочки друг на друга.

Из цветного риса и манки можно сделать овечку. На листе рисуется контур овечки, он покрывается клеем ПВА, затем на туловище посыпается манка, а ножки и рога выполняются из риса.

Лепка

Для занятий используется пластилин различной жесткости, тесто, кинетический песок.

Малышам в возрасте 2-4 лет подойдет мягкий пластилин. Их нужно обучить катать колбаски, шарики, конструировать простые фигуры, прикрепляя их к картону.

Дети постарше уже могут выполнять и сложные задания. Например, картину из пластилина разными способами.

Используйте метод размазывания и конструирования. Обязательно наглядно показать ребенку как соединяются детали, как изготовить мелкие части и использовать цветные элементы.



Во время занятий развивается не только моторика, но и творческий потенциал ребенка, расширяется кругозор, знания о цвете, форме, размере, фактуре материала. Изобразительная деятельность вырабатывает навык усидчивости, целеустремленности.

Как проводить занятия

  • Занимайтесь с ребенком регулярно, уделяя внимание массажу, играм, гимнастикам, творческим занятиям.
  • В 2-3 года достаточно массировать кисти, пальчики 3-5 минут. Потом выполнить 1-2 упражнения гимнастики с произношением небольших стишков. Пару раз в неделю проводите занятия по лепке, обучению рисованию.
  • К 4-5 годам увеличьте время самомассажа до 10-15 минут 2 раза в день. Выполняйте пальчиковую гимнастику не менее 20 минут в день. Рисовать или лепить ребенок должен ежедневно.
  • В старшем дошкольном периоде заниматься можно более 30 минут без перерыва. Чередуйте массаж, тренировку пальчиков и кистей в одном занятии. Лепите, рисуйте с ребенком вместе, обязательно включайте в композицию сложные элементы, изображение букв и цифр.
  • Основной принцип занятий – это систематичность, последовательность. Учитывайте особенности развития детей при подборе материалов, карточек, стихов, заданий.

В детском саду есть стенды, методические рекомендации для родителей о том, как развивать мелкую моторику рук у ребенка. Советуйтесь с педагогами и повторяйте пройденный в ДОУ материал дома.

Развитие мелкой моторики рук влияет на интеллект малыша, его память внимание и мышление. Поэтому каждая мама стремиться как можно раньше начать заниматься с крохой. Многие родители думают, что проводить такие занятия могут только специалисты в центрах развития. Конечно, можно водить кроху на занятия в группы, но несложно заниматься и дома, разработав систему и план занятий, которые будут интересны ребёнку в раннем и дошкольном возрасте и направлены на развитие двигательной активности.

Что такое мелкая моторика

Мелкая моторика - это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.

Не стоит путать понятия мелкой и крупной моторики, сенсорики. Они взаимосвязаны, развиваются в организме ребёнка параллельно, но отличаются друг от друга:

  • крупная моторика - это движения крупных мышц организма, основа физического развития ребёнка: ходьба, прыжки, повороты тела, бег и другие активные действия;
  • сенсорика - это восприятие окружающего мира через ощущения (тактильные, зрительные, вкусовые, слуховые), благодаря которому у ребёнка формируются навыки и предпочтения, он имеет представление о различных предметах, явлениях и действиях.

Учёные доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка, поэтому мелкой моторикой необходимо заниматься с самого рождения малыша

Ум ребёнка - на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский, педагог

Это не просто фраза, а научно доказанный факт. Именно на кончиках пальцев расположено огромное количество нервных окончаний, импульсы через которые подаются в головной мозг, где информация обрабатывается, дополняется данными различных рецепторов: зрительных, слуховых, обонятельных. И только потом ребёнок воспринимает целую картинку, предмет или действие. Педагоги вместе с известными учёными доказали, что развивая мелкую моторику, малыш быстрее учится говорить, писать, логически мыслить. Поэтому заниматься с ним рекомендуется с раннего возраста.

Мелкая моторика для развития речи и других навыков

  1. Умение управлять руками - основа овладения навыками, которые необходимы ребёнку в повседневной жизни.
  2. Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания и речи.
  3. Уровень развития мелкой моторики - один из главных показателей готовности к обучению ребёнка в школе.

Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, а ближе к 6–7 годам пробует писать. Конечно, некоторые моменты ребёнок сможет изучить сам, т. к. все дети любознательны и проявляют интерес к незнакомым предметам. Однако учёные и педагоги настаивают, чтобы родители занимались с ними посредством специальных игрушек и заданий, выполняли упражнения, способствующие совершенствованию мелкой моторики рук.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов начинается с развития движения рук, пальцев и кистей - это доказанный учёными факт. Поэтому, чтобы мозг ребёнка развивался, необходимо тренировать его руки. Кроме того, вся дальнейшая жизнь будет требовать координированных движений, необходимых для рисования, письма и выполнения множества других действий.

Совершенствование мелкой моторики развивает мозг ребёнка и готовит его к выполнению повседневных действий

Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям для малыша:

  • отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
  • сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
  • недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;
  • неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
  • если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
  • такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.

На что влияет мелкая моторика - видео

Способы развития мелкой моторики, актуальные для детей разных возрастов

Чтобы ребёнок развивался гармонично, обязательно нужно с ним заниматься с самого рождения, совершенствую мелкую моторику рук. Сегодня существует множество авторских методик, развивающих игрушек и занятий, которые проводятся в игровой форме и помогают узнавать новую информацию через тактильные ощущения. В зависимости от возраста и предпочтений малыша можно ему предложить:

  • массаж кистей рук и пальцев;
  • игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;
  • пальчиковую гимнастику;
  • графические упражнения, штриховки;
  • лепку из пластилина;
  • собирание конструкторов и мозаик;
  • рисование и раскрашивание;
  • вырезание ножницами;
  • работу с бумагой, складывание оригами, аппликации;
  • игры с верёвочкой, шнуровку.

Важность развития мелкой моторики с раннего возраста

Развитие мелкой моторики у детей до года

Мама и папа с самого рождения могут помочь своему малышу развиваться. Для деток первого года жизни подходят такие занятия:

  • массаж ручек и ножек;
  • пальчиковые краски.

Массаж рук и массажёры

Детям до года очень полезен массаж рук, пальцев и ножек . Родители могут выполнять его в любое время дня без ограничений по времени. Главное правило: грудничку упражнения должны нравиться. Если малыш ощущает дискомфорт, начинает капризничать и убирать ручки или ножки, занятия лучше ненадолго отложить.

  1. Аккуратно потягивайте пальчики малыша: упражнение должно проходить медленно и нежно, никаких резких движений. Затем каждый пальчик нужно погладить. Эти действия можно проводить с детками от двух месяцев и старше.
  2. Делайте круговые движения пальчиков в одну сторону, затем в другую. Упражнение делается с каждым пальчиком по отдельности.
  3. С 5 месяцев можно легко массировать каждый палец ребёнка, затем ладошку и плавно переходить на кисть руки. Помимо развития мелкой моторики, происходит и общее укрепление мышц верхних конечностей малыша.
  4. В 8 месяцев приходит время подключать более активные упражнения: постукивать своим пальцем по ладошке ребёнка, слегка нажимать, загибать и разгибать пальчики. Эти действия можно делать одновременно с проговариванием стишков «Сорока-белобока», «Шла коза рогатая». То же самое повторяют и с ногами крохи.

Очень полезно использовать специальные тренажёры или массажёры. Они бывают в виде мягкого мяча с неровной поверхностью, валика или кольца, которое одевают на палец. А можно использовать подручные материалы: покатать в руках грецкий орех, сшить мешочки из натуральных тканей и насыпать в них разные крупы. Их периодически давайте ребёнку в руки - это отличный массаж и стимуляция нервных окончаний.

Выполнять упражнения с массажёром можно по-разному, катая его:

  • по столу;
  • между ладонями;
  • от кончиков пальцев до локтя;
  • по тыльной стороне кисти.

Главное помнить, что заниматься нужно с обеими верхними конечностями по очереди. Некоторые родители ошибочно полагают, что если они будут уделять внимание только правой, их ребёнок не будет левшой. Это неверное утверждение. Для гармоничного развития крохи следует развивать две руки одинаково.

Тренажёры и массажёры для развития мелкой моторики рук - фотогалерея

Для массажа рук можно использовать орех Массажёр для рук в виде мяча Такой тренажёр для пальцев можно использовать, когда ребёнок научился сидеть Массажёры могут быть разного вида и формы

Дети очень любят рисовать. Не стоит думать, что приучать их к творчеству нельзя раньше 1–1,5 лет, когда они смогут взять с руки кисть или карандаш. Сегодня большой популярностью пользуются пальчиковые краски, изготовленные из натуральных компонентов и безопасные даже при проглатывании. Рисование рукой является идеальным вариантом развития мелкой моторики у детей грудного возраста. Ребёнок не только ощущает все движения пальцами, но и воспринимает цвета красок, учится их распознавать. В этом случае развивается и сенсорное мышление.

Рисование пальчиковыми красками способствует развитию мелкой моторики

Рисуем пальчиковыми красками - видео

Актуальные методы развития моторики у детей от 1 до 2 лет

В годик ребёнок уверенно сидит, а возможно уже и ходит. Теперь он больше интересуется развивающими игрушками, книжками и другими окружающими его предметами. В этом возрасте для него важно сенсорное восприятие, поэтому можно подключать такие занятия:

  • пальчиковые игры, массаж рук и кистей;
  • пальчиковые краски, рисование гуашью с помощью кисти (акварелью дети начинают рисовать с трёх лет);
  • лепка: маленьким деткам ещё тяжело лепить из пластилина, поэтому лучший вариант - тесто;
  • сортеры и пирамидки, мягкие пазлы - всё это замечательно развивает мелкую моторику;
  • бизиборды, игры с крышками - здесь важен интерес ребёнка и простор фантазии родителей.

Игрушки и занятия для детей младшего возраста - фотогалерея

Тесто для лепки мягче пластилина, поэтому больше подходит для детей в возрасте 1–2 года С помощью пирамидки можно отрабатывать координацию движений Сортер замечательно развивает мелкую моторику С пластиковыми крышками можно придумать множество самых разнообразных игр

Развивающие игры для детей 1–2 лет - видео

Задания для малышей 2–3 лет

В 2–3 года ребёнок очень быстро изучает и овладевает навыками. Дети уже могут объяснить, что они хотят делать, что им интересно в данный момент. В этом возрасте развитие мелкой моторики способствует в первую очередь развитию речи. Малыш с каждым днём произносит всё больше новых слов, учится воспринимать и копировать звуки, начинает говорить целыми предложениями, поэтому крайне важно в этот период с ним заниматься. Занятия кардинально не отличаются от тех, которыми кроха увлекался в 1–2 года. Но их можно усложнить и добавить новые:

  • нанизывание: предложите ребёнку собрать красивые бусы для мамы, или распределить фигуры одного цвета на верёвочке;
  • игры со шнуровкой очень нравятся детям этого возраста;
  • строительство башни: малыш учится координации движений, распределяет кубики ровно, чтобы они не упали;
  • лепка поделки из пластилина: этот материал для лепки более сложный, чем тесто, и ребёнку нужно приложить больше усилий, чтобы с ним работать;
  • занятия с крупами: предложите малышу выбрать из ёмкости одну крупу и оставить в ней другую;
  • игры с водой: ребёнок из ёмкости с помощью ложки или сачка вылавливает различные предметы.

Игры с крупами, водой, пластилином, кубиками и прочие занятия для детей 2–3 лет - фотогалерея

Строительство из кубиков развивает координацию движений Малышу интересно правильно зашнуровать макет ботинка или застегнуть пуговицы на пальто у куклы Нанизывание развивает логику и терпение Лепка из пластилина - более сложное занятие, чем лепка из теста Игры с водой увлекают детей разного возраста

Игры для развития мелкой моторики детям 2–3 лет - видео

Развитие мелкой моторики с детьми садиковского возраста (4–5 лет)

В 4–5 лет ребёнок предпочитает выполнять многие задания только самостоятельно. Ему интересно, как устроена развивающая доска, почему крутятся колёса и многое другое. Любознательность и тяга к познанию нового только способствуют гармоничному развитию личности. Малыш уже хорошо владеет кистью и карандашом, поэтому основные задания направлены на подготовку руки к письму. Многие родители думают, что это рано для этого возраста. Не стоит путать, в 4 года никто не заставляет кроху писать целые слова или буквы, если он не проявляет интерес. К упражнениям и занятиям, описанным выше, стоит подключить новые:

  • игры с песком, или песочная терапия, как часто называют эти упражнения психологи: пусть ребёнок водит пальцами по песку, рисуя картинки или предметы;
  • работа с ножницами: сначала ребёнок учится вырезать ровные полоски, затем геометрические фигуры;
  • аппликация: малыш научится создавать композиции на бумажной плоскости, работать с клеем и салфеткой;
  • рисование, раскрашивание мелких деталей, штриховка - эти навыки готовят руку малыша к письму.

Рисование, аппликация, штриховка и другие занятия для ребёнка 4–5 лет - фотогалерея

В возрасте 4–5 лет приобретите специальные детские ножницы с круглыми краями Аппликации научат ребёнка аккуратности Игры с песком успокаивают ребёнка и очень полезны для развития моторики Штриховка готовит руку ребёнка к письму

Упражнения для развития мелкой моторики у детей 4–5 лет

Мелкая моторика для дошкольников 6–7 лет

В 6–7 лет ребёнок идёт в школу, поэтому он должен быть морально и интеллектуально готов к новому этапу своей жизни. Уроки предусматривают соблюдение дисциплины, быстрое улавливание и понимание нового материала, способность хорошо запоминать и повторять задания. В этом возрасте все упражнения направлены на развитие речи и письма, навыков чтения. Именно поэтому родителям стоит уделить особое внимание совершенствованию мелкой моторики. Недостаточное развитие в этой сфере приводит в большинстве случаев к проблемам в обучении: ребёнок не может писать или делает это очень медленно, у него плохо развиты творческие навыки, фантазия и мышление.

Подготовить малыша к школе помогут такие занятия:

  • физические упражнения: пальчиковая гимнастика, массажёры для рук, пальчиковые игры, пальчиковый театр;
  • мозаика: мелкие детали, которые нужно правильно собрать по инструкции - отличный способ развития маленьких пальчиков;
  • конструктор: в этом возрасте привычные малышу крупные кубики заменяются на более мелкие детали, с помощью которых развивается не только мелкая моторика, но и фантазия;
  • прописи: можно обводить не только буквы или цифры, но и разные фигуры, которые могут заинтересовать ребёнка.

Занятия по развитию моторики для дошкольников - фотогалерея

Собирание мозаики по образцу помоет в совершенствовании мелкой моторики рук дошкольника Конструкторы из мелких деталей очень увлекают дошкольников Пальчиковый театр способствует укреплению мышц кисти и пальцев

О важности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста - видео

Как развивать мелкую моторику у леворуких детей и малышей и нарушением зрения

Исследования, которые проводились учёными, показали, что многие леворукие дети имеют проблемы с развитием речи, письмом и чтением, поэтому очень важно заниматься с ними упражнениями для развития мелкой моторики. Родителям ребёнка, который активно пользуется левой рукой, а не правой, во время занятий необходимо учитывать некоторые нюансы.

  1. Источник света во время выполнения упражнений должен находиться с правой стороны.
  2. Леворукие дети зрительно не воспринимают пространство, которое находится слева от них, поэтому все предметы нужно располагать правее.
  3. Занятия нужно проводить с перерывами. Для ребёнка-левши это важно, ему нужно больше отдыха, поэтому старайтесь распланировать упражнения так, чтобы устраивать паузу каждые 20 минут.
  4. Во время письма ребёнок часто выдвигает левое плечо вперёд - это норма для деток, которые держат ручку в левой руке, не стоит специально менять его позу.
  5. Главное - не акцентировать внимание, что малыш чем-то отличается от других детей. Он должен чувствовать поддержку родителей и педагогов.

У детей с ведущей левой рукой часто наблюдаются сложности с освоением речи, чтения и письма, поэтому развитие мелкой моторики им особенно необходимо

Сегодня дошкольникам часто ставят диагнозы, связанные с проблемами зрительного восприятия. Причин того, что ребёнок плохо видит, может быть множество, однако такие дети должны развиваться наравне со сверстниками. Очень часто они не могут выполнять действия руками, не понимают, что делать. Именно поэтому развивать мелкую моторику у них нужно с раннего возраста. Однако начинать упражнения лучше с двух лет: малыш уже будет понимать, что вы от него хотите, и не будет бояться.

  1. Обязателен массаж и пальчиковая гимнастика: постукивания, поглаживания, игры с массажёрами - всё это должно быть в программе занятий.
  2. Все занятия направлены на изучение информации благодаря тактильным ощущениям, поэтому ребёнку предлагают предметы из разных материалов, разной формы, которые он трогает, запоминает и пытается описать свои ощущения.
  3. Слабовидящие дети учатся читать по рельефно-точечному шифру, поэтому родители подготавливают малыша к восприятию и пониманию такой формы: можно использовать фольгу, на которой чертят линии, волны, точки и другие фигуры. Он обводит пальцами выпуклые рисунки, пытается их понять и запомнить.
  4. В более старшем возрасте ребёнок может сам чертить фигуры или рисунки, а потом на ощупь как бы читать их.

Не стоит думать, что если у ребёнка слабое зрение или присутствует задержка речевого развития, то занятия с ним не имеют смысла. В большинстве случаев регулярные упражнения на развитие мелкой моторики помогают малышу догнать своих сверстников и приспосабливаться к новой для него информации.

Развитие мелкой моторики и тактильности жизненно необходимо для слабовидящих детей

Диагностика уровня развития мелкой моторики детей в разном возрасте

С каждым днём ребёнок растёт и развивается. В определённом возрасте он должен уметь выполнять различные задания. Для того чтобы оценить успехи малыша проводят диагностику. В первую очередь смотрят, насколько у него развита мелкая моторика. Существуют специальные задания, по мере выполнения которых педагог или психолог определяет уровень владения моторикой рук. Для каждого возраста сложность таких упражнений разная. Как правило, начинают диагностировать детей с трёхлетнего возраста.

  1. Упражнения для 3–4 лет.
    1. Собери монеты в коробку. Малышу предлагается коробка небольшого размера и вокруг неё в хаотичном порядке разложены двадцать монеток. По сигналу он должен как можно быстрее собрать все их в коробку. Задание нужно выполнить сначала одной рукой, затем другой. В норме ребёнок складывает все копеечки активной рукой за 15 секунд, другой - за 20 секунд.
    2. Рисуем в воздухе. Ребёнок должен в течение десяти секунд рисовать пальцами круги в воздухе приблизительно одного размера, при это руки движутся одна по часовой стрелке, другая - против. Если малыш вращает пальцами в одну сторону, или круги сильно отличаются по размеру - задание считается невыполненным.
    3. Нарисовать на бумаге круг, горизонтальные и вертикальные линии.
    4. Упражнения со шнуровкой и пуговицами: ребёнок должен зашнуровать макет ботинка, расстегнуть и застегнуть пуговицы.
  2. Упражнения для 4–5 лет.
    1. Колечко. Нужно соединить указательный и большой пальцы в виде кружочка, а остальные поднять вверх. Ребёнку предлагают удержать пальцы в таком положении в течение 10 секунд.
    2. Проверяют, как ребёнок умеет рисовать прямые, изогнутые линии, волны.
    3. Вырезание ножницами: ребёнок должен уметь вырезать по контуру простые геометрические фигуры.
    4. Согнуть лист пополам: малыш должен как можно ровнее сложить лист бумаги А4.
  3. Упражнения для 5–7 лет.
    1. Рисовать прямые, ломаные, волнистые линии. Нарисовать человека.
    2. На каждой руке поочерёдно вытянуть одновременно указательный палец и мизинец, продержать их в таком положении пять секунд.
    3. Вырезать из квадрата круг.
    4. Попросить ребёнка как бы посолить суп, чтобы малыш медленно растирал кусочки соли между пальцами.

Если в результате диагностики обнаружено отставание в развитии двигательной активности рук, не стоит оставлять эту информацию без внимания: нужно подобрать задания и усиленно заниматься с ребёнком на предмет развития пальчиков.

Картотека упражнений и игр на развитие мелкой моторики рук

Развитие мелкой моторики лучше проводить в игровой форме. Так ребёнку будет интересен процесс, а время, проведённое за занятиями, значительно увеличится. Многие родители задаются вполне логичным вопросом: как же из такого количества существующих упражнений и заданий выбрать нужные и самые эффективные. Ответ прост: все зависит от интересов ребёнка. Некоторые дети предпочитают конструкторы, другие рисование, поэтому родители могут составлять список занятий и упражнений в зависимости от предпочтений ребёнка.

Пальчиковая гимнастика, самомассаж и упражнения с карандашом

Для детей с самого раннего возраста и дошкольников важны пальчиковая гимнастика и самомассаж. На ладонях находится около одной тысячи биологических точек, которые регулируют работы органов человека. Гимнастика для пальчиков проводится одновременно со стишками, которые так интересны детям.

Пальчиковая гимнастика на столе:

  • свободное похлопывание кистями по столу поочерёдно и одновременно;
  • свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочерёдно;
  • поочерёдное приподнимание и опускание пальцев (кисти лежат на столе) правой и левой руки, затем обеих одновременно;
  • имитация игры на пианино.

Упражнения для пальчиковой гимнастики, самомассаж и упражнения с карандашом и мячом - фотогалерея

Упражнения для пальчиковой гимнастики №1 Упражнения для пальчиковой гимнастики №2 Упражнения для пальчиковой гимнастики№3 Упражнения с карандашами Легкий массаж пальцев Самомассаж с помощью мячиков Массаж пальцев специальным массажёром Игра с мячиком для разминки пальчиков Развиваем мелкую моторику с мячом Игры с мячом со стишками

Самомассаж пальцев и кистей рук - видео

Пальчиковые игры

В промежутках между занятиями у дошкольников проводятся пальчиковые игры. Они сопровождаются стихами и пословицами, которые ребёнок с лёгкостью запоминает и может играть с пальчиками самостоятельно в любое время. Такие перерывы дают возможность отдохнуть и размять руки, а затем приступить к выполнению новых заданий.

Пальчиковые игры помогают:

  • развивать речевые умения и совершенствовать их в процессе игры;
  • учиться слушать педагога или родителей и повторять за ними;
  • стимулировать развитие творческих способностей, ведь ребёнок представляет свои руки в виде животных, растений или определённых явлений природы;
  • тренировать ловкость и гибкость рук;
  • концентрировать внимание;
  • тренировать память (ребёнок запоминает стишки и действия пальцев во время их произношения);
  • наладить контакт детей со взрослыми.

В интернете есть множество видео с примерами пальчиковых игр. Но, кроме того, купить книжки с описанием действий, карточки со стишками и пояснениями можно в магазинах для детей.

Стишки и пальчиковые игры - фотогалерея

Пальчиковая игра «Лебёдушка» Пальчиковая игра «Улитка» Набор карточек «Играя, учись!» Книга «Пальчиковые игры»

Играем с пальчиками - видео

Развитие моторики с помощью сенсорных мешочков, бизиборда, сортеров, шнуровок, лего кубиков, пальчикового театра и других

Очень полезны для мелкой моторики занятия с развивающими игрушками. Для детей с года до трёх интересны бизиборды, которые бывают мягкие и твёрдые, в виде доски. С их помощью ребёнок развивает мышление, логику, внимательность, интеллект, запоминает цвета, изучает буквы и цифры, предметы и разных животных.

Дети раннего возраста воспринимают информацию не только зрительно, но и через тактильные ощущения. Родители могут предложить им сенсорные мешочки, наполненные различными материалами . Это могут быть крупы, мелкие или крупные предметы, игрушки, шарики, детали конструктора.

Сегодня многие дети предпочитают игры с конструктором, шнуровками или сортерами. Они интересны не только малышам, ведь здесь можно применить фантазию и весело провести время. В раннем возрасте предложите ребёнку сортер: пусть он пробует подобрать фигуры, подходящие к отверстиям. Затем заинтересуйте его конструктором, детали которого по мере взросления будут всё меньше, а задания - сложнее.

Многие игрушки можно сделать своими руками, например, бизиборд, мягкую книжку, сенсорные мешочки, шнуровку, сортер, а наполнение деталями выполнить в зависимости от предпочтений и интересов малыша. А вот готовый конструктор лучше приобрести в магазине, сделать его дома не получится.

Игрушки для развития мелкой моторики - фотогалерея

Мягкий бизиборд в виде книжки предназначен для самых маленьких деток Большая развивающая доска интересна детям разного возраста Прозрачные мешочки для развития мелкой моторики Развивающие мешочки для развития мелкой моторики легко изготовить своими руками Необычные сенсорные мешочки в виде птичек Учимся нанизывать предметы на верёвку Развиваем мелкую моторику со шнуровкой