Творческие способности человека. Творческие способности: особенности и развитие Существует огромное количество факторов, влияющих на нашу креативность

18.07.2023

Проблема изучения творчества долгое время представляла лишь литературный интерес. Она не имела ни фундаментальных постулатов, ни предмета исследования, ни методики. На сегодняшний день данная тема из разряда малоизученных переходит в категорию доступных для естественнонаучного анализа, получает и научную предметность, и исследовательскую аппаратуру. (Популярная психология хрестоматия составитель В.В. Мироненко М: Посвящение 1990)

Исследования творчества ведутся в трех основных направлениях.

Первое направление - отчет ученых-исследователей, обогативших научную жизнь первостепенными открытиями и на склоне лет стремящихся рассказать о характере своего труда.

Второе направление - метод модельных экспериментов. Творческий процесс, включает в себя не только решение проблемы, но и особую зоркость в поисках проблем, дав увидеть проблему там, где для других все ясно, умение сформулировать задание. Это особая восприимчивость к несоответствиям и пробелам в окружающем мире, и, прежде всего, к расхождениям между принятыми теоретическими объяснениями и реальностью.

Третий путь исследования творчества - изучение особенностей творческой личности, где используются психологическое тестирование, анкетный метод, статистика.

Таким образом, в проблеме творчества определяют несколько граней: процесс творчества, творческая личность, творческие способности, творческий климат.

Творческие способности присущи любому человеку, в том числе школьнику - нужно лишь суметь раскрыть их и развить. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости, в изучении творческого процесса совсем не обязательно исследовать гениев. Элементы творчества проявляются в решении повседневных жизненных задач, их можно наблюдать и в обычном школьном учебном процессе.

Рассмотрим особенности развития творческих способностей. Творчество можно охарактеризовать как социально-историческое явление, возникающее и развивающееся в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе общественной практики. С позиции философии, творчество - это деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов деятельности. Творчество понимается как деятельность, направленная на создание существенно нового; как процесс, включенный в постановку и решение проблем, нестандартных задач; как форма познания действительности и т.д.

Творчество можно разделить на несколько видов: это художественное, научное, техническое, педагогическое творчество. Следуя Л. С. Выгодскому, определявшему «творчество социальных отношений», т.е. «творческие способности к быстрой и умелой социальной ориентировке», можно выделить коммуникативное и адаптивное творчество.

Творчество - это мышление в его высшей форме, выходящей за пределы известного, а также деятельность, порождающая нечто качественно новое. Творчество может иметь место в любой сфере деятельности человека: научной, производственно-технической, художественной, политической и др.Творчество представляет собой явление, относящееся, прежде всего, к конкретным субъектам и связанное с особенностями человеческой психики, закономерностями высшей нервной деятельности, умственного труда.

В психологическом же плане творчество является совокупностью тех компонентов деятельности субъекта, которые для этого субъекта являются носителями качественно новых идей. Применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта.

Под творческой деятельностью понимают такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое, будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Творчество - это форма деятельности человека или коллектива создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего.

Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации и так далее.

Критериями творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, способность к сближению понятий, цельность восприятия и другие.

Творческая деятельность является инструментом развития творческих способностей, т.к. выполняя творческие задания в частности и осуществляя творческую деятельность вообще, субъект применяет свои способности для решения какой-либо проблемы и, следовательно, развивает их в ходе решения.

Исследуя природу творчества, ученые предложили называть способность, соответствующую творческой деятельности, креативностью.

Креативность - это общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности. (Розов Н.С.)

Креативность - это интегративная способность, вбирающая в себя системы взаимосвязанных способностей, элементов. Например, креативными способностями является воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность. (Александров А.А.)

Творческие способности представляют собой совокупность многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов, выделяет следующие творческие способности, которые заключаются в способности:

видеть проблему там, где её не видят другие;

сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;

применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой;

воспринимать действительность целиком, не дробя её на части;

легко ассоциировать отдалённые понятия;

памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;

гибкость мыслить;

выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки;

включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;

видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;

легко генерировать идеи;

к творческому воображению;

дорабатывать детали, совершенствовать первоначальный замысел.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В.С. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики), выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:

  • 1. Реализм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.
  • 2. Умение видеть целое раньше частей.
  • 3. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
  • 4. Экспериментирование-способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях.

В любом виде деятельности творческое воображение определяется не столько по тому, что может измыслить человек, не считаясь с реальными требованиями действительности, сколько по тому, как он умеет преобразовывать действительность, обремененную случайными, несущественными деталями.

Таким образом, проанализировав рассмотренные выше подходы к раскрытию понятий «творчество», «творческие способности», «творческое мышление» и определению составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие в их определении, исследователи единодушно выделяют творческое мышление и творческое воображение как обязательные компоненты творческих способностей, что говорит об их неразрывной связи. При работе над развитием творческих способностей нужно направлять деятельность учащихся и задействовать творческое воображение и мышление.

Психологи (А.А. Баев, В.Т. Кудрявцев) определяют уровни развития творческих способностей.

Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий.

Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

Следует иметь ввиду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она вообще немыслима. Уровни развития способностей не есть что-то данное и неизменное. В процессе, овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек переходит с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способности. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем только по мере приобретения опыта, проявляли творчество.

Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначается терминами талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающие новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы. Талантливый человек также вносит свое, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способов исследования. Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и гениальности возникают при всестороннем развитии личности. Например, да Винчи, Гете, Ломоносов являются образцами многосторонности развития и гениальности в творческой деятельности.

Помимо уровней, так же существуют виды способностей. В этом плане в психологии обычно различают общие и специальные способности.

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие, как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т.п. К специальным способностям следует отнести и способности к практической деятельности, а именно: конструктивно-технические, организаторские, педагогические и другие способности. Специальные способности органически связаны с общими, или умственными способностями. Чем выше развиты общие способности, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. В свою очередь развитие специальных способностей при известных условиях положительно влияет на развитие интеллекта.

Практические способности не могут развиваться и актуализироваться в творческой деятельности без высокого уровня интеллектуального развития. Так, конструктивно-технические способности человека часто связаны с большим научным дарованием: одаренный изобретатель нередко вносит новшество не только в производство, но и в науку. У одаренного ученого могут проявляться и недюжинные конструкторские способности (Жуковский, Циолковский, Эдисон, Фарадей и многие др.).

Таким образом, каждая деятельность предъявляет определенные требования к общим и специальным способностям. Только всесторонние развитие личности поможет выявить и сформировать общие и специальные способности в их единстве. Это не означает, что человек не должен специализироваться в той области, к которой он проявляет склонности и наибольшие способности. Следовательно, хотя указанная классификация и имеет реальное основание, при анализе конкретного вида способностей необходимо учитывать общие и специальные компоненты в каждом отдельном случае. У всех детей заложены творческие способности, следовательно, их нужно развивать для успешности ребенка. Для развития творческих способностей в учебном заведении существуют внеурочные занятия.

ТВОРЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество может быть рассмотрено в двух важнейших аспектах: личностном и процессуальном . Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Существует множество работ, в которых творчество изучается со стороны результатов. Таковы, например, работы по описанию изобретений, по развитию математики, химии и других наук, по развитию литературы, художественного творчества. При психологическом изучении творчества обычно большое внимание уделяется процессу творчества, изменению состояний человека, создающего новое. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась «озарению», вдохновению, инсайту и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. (Пример из Платона. «Ион»).

Дружинин приводит ряд личностных черт, выделенных исследователями в ходе анализа работ литературоведов, историков:

· независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, нонконформизм оценок и суждений;

· открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

· высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

· развитое эстетическое чувство, стремление к красоте;

· уверенность в своих способностях и сила характера;

· смешанные черты мужественности и женственности в поведении;

· развитое чувство юмора и умение найти смешное в необычных ситуациях.

Что такое творческие способности? Можно ли их развить или это дано от рождения? Существует мнение, что творческими способностями обладают все люди. Но большинство, просто не знает о своих возможностях или даже не задумывается о них. Человек сам может в себе воспитать, или скорее разбудить способность к творчеству. Это не значит, что можно себя убедить в том, что ты виртуозный скрипач, но попробовать взглянуть на окружающий мир или конкретный вопрос под другим углом может каждый человек.

Творческие способности – это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов. Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях.



Рассмотрим подробнее понятие “способности”. “Способности – сложное, синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются” (С. Л. Рубинштейн.)

Б. М. Теплов выделил следующие признаки человеческих способностей:

1) это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) это только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

3) это те особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения знаний и навыков.

Очевидно, что способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков.

Существует подход (Л. С. Выготского), связанный с рассмотрением способностей в первую очередь как родовых качеств человека, основан на теории. Согласно мысли Выготского, “во всяком исторически возникшем приобретении человеческой культуры отложились, материализовались исторически складывавшиеся в ходе этого процесса человеческие способности (психические процессы определенного уровня организации)”.

Л. С. Выготский задает три характеристики способностей. Во-первых , это понимание способностей как существующих в культуре способов взаимодействия с действительностью. Во-вторых , развитие способностей рассматривается как подчиненное закономерностям целостного развития сознания и анализируется в контексте этого целого. И третье – развитие способностей характеризуется через освоение ребенком достижений культуры. Таким образом, процесс развития способностей является интегративным образованием существующих в культуре способов человеческого познания. В центре подобного образования находится знак – слово.

Выделяют общие и специальные способности. Общими называют способности, которые определяют уровень и своеобразие любой умственной деятельности. Общепризнанно, что в отличие от специальных способностей интеллект проявляется в эффективности решения разнообразных задач. Интеллект иногда рассматривают как общую способность (проявление не в одном, а в нескольких видах деятельности) – в противоположность специальным, каждая из которых обусловливает эффективность выполнения какой-либо одной деятельности.

В. Н. Дружинин делит общие способности на интеллект (способность решать), обучаемость (способность приобретать знания) и креативность (в других концепциях имеет другое определение) – общая творческая способность (преобразование знаний). Вопрос изучения психологической природы креативности является одним из самых дискуссионных.

Понятие креативности (от лат. creatio – создание, сотворение), являясь аналогом понятия «творческие способности», неразрывно связано с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, либо для группы или общества в целом). Как отмечает известный исследователь Д. Б. Богоявленская, принципиальная спонтанность (самопроизвольность) творческого процесса делает его практически неуловимым для естественно-научных методов. Эта спонтанность проявляется как в невозможности прогнозировать момент озарения и творческого решения, так и в неопределенности (неожиданности) самого предмета творчества, творческой идеи, которые могут возникать вне связи с целью данной познавательной деятельности («чтобы изобретать, надо думать около»).

Джо Пол Ги́лфорд (англ. J. P. Guilford; 1897-1988) – американский психолог, профессор.. Гилфорд занимался исследованиями интеллекта в части памяти, мышления, внимания (концентрации внимания), творчества и темперамента.

«Креативность» - так озаглавил Дж. Гилфорд свой доклад, сделанный при вступлении в должность президента Американской психологической ассоциации в 1950 г. В этом докладе Гилфорд, в частности, отмечал, что уникальность выдающихся творцов ограничивает изучение креативности как психологической проблемы. Он предложил изучать креативность, привлекая в психологические лаборатории обычных испытуемых и применяя психометрические тесты.

Одним из таких тестов, предложенных Гилфордом, был тест на необычное использование предметов, в котором испытуемому предлагалось придумать как можно больше вариантов применения самых обычных предметов (например, кирпичей). Многие исследователи приняли предложение Гилфорда, и тесты на «нестандартное мышление» быстро превратились в главный инструмент измерения креативности.

Первые тесты креативности были созданы Дж. Гилфордом и его сотрудниками в университете штата Калифорния в 50-е гг. XX в.. Эти методики, известные как Южнокалифорнийские тесты дивергентной продуктивности измеряли особенности одного из типов мышления, названного Дж. Гилфордом дивергентным. Было разработано 14 тестов В первых десяти от испытуемого требовалось дать словесный ответ, а в последних четырех - составить ответ на основе изобразительного материала. Тесты Дж. Гилфорда ориентированы на взрослых и учащихся старших классов.

Приведем примеры тестов.

1. Тест легкости словоупотребления: Напишите олова, содержащие указанную букву (например, о).

2. Тест на использование предмета: Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета (например, консервной банки).

3. Составление изображений. Нарисуйте заданные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, трапеция. Каждую фигуру можно использовать многократно, меняя ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или лишние.

Дж. Гилфорд и его сотрудники, выделили 16 гипотетических интеллектуальных параметров, характеризующих креативность.

Среди них такие:

♦ беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу вре¬мени);

♦ гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на

♦ оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов);

♦ любознательность (чувствительность к проблемам окружающего мира);

♦ способность к разработке гипотезы;

♦ иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула);

♦ фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией).

В 1967 г. Гилфорд объединил эти факторы в общем понятии «дивергентное мышление», которое отражает познавательную сторону креативности. По сравнению с конвергентным мышлением, ориентирующимся на известное, тривиальное решение проблемы, дивергентное мышление проявляется, когда проблема еще должна быть определена и когда не существует заранее предписанного, установленного пути решения.

В свое время П. Джексон и С. Мессик выделили следующие критерии креативного продукта, подчеркнув тем самым необходимость комплексной процедуры его описания:

1) оригинальность (статистическая редкость);

2) осмысленность (например, редкий способ использования канцелярской скрепки - «скрепку можно съесть» - креативным не является);

3) трансформация (степень преобразования исходного материала на основе преодоления конвенциональных ограничений);

4) объединение (образование единства и связности элементов опыта, что позволяет выразить новую идею в концентрированной форме).

Дж. Гилфорд выделил следующие четыре основных параметра креативности:

1) оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

2) семантическая гибкость - способность выделять функцию объекта и предложить его новое использование;

3) образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

4) семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. Общий интеллект не включается в структуру креативности.

Ряд ученых полагают, что оригинальные идеи нельзя рассматривать в отрыве от их полезности. Если оригинальные идеи рассматривать безотносительно к их полезности, невозможно будет отделить креативные идеи от эксцентричных или шизофренических, которые также могут быть оригинальными, но при этом неэффективными.

Так, Э. Кропли считает вообще необходимым отличать подлинную креативность от «псевдокреативности» и «квазикреативности».

Псевдокреативность имеет признак новизны как следствие только нонконформизма и недостатка дисциплинированности, слепого неприятия того, что уже существует, или просто желания неожиданно поставить дело «с ног на голову». Такого рода «новизна», по его мнению, не имеет никакого отношения к креативности.

Квазикреативность содержит некоторые элементы подлинной креативности, как, например, высокий уровень фантазии. Однако в этом случае возникает проблема связи квазикреативности с реальностью: это «креативность снов наяву, грез или мечтаний».

В одном из опросов учащихся им задавались следующие вопросы:

Какие мнения, делающие творчество и творческую личность непривлекательными Вы слышали? Какие из этих мнений Вы считаете правдоподобными?

В опросе участвовали 43 человека. 31 человек высказали следующие мнения (в скобках указано число повторов в ответах, если они повторяются):

Творческие люди рассеяны (2); отвлечены от реальности (4): могут пользоваться плагиатом; слишком эмоциональны (2): подвержены капризам своего настроения; слишком экспрессивны; «их отличает самоуверенность, гордыня, алчность, злоба»; пренебрежение к внешности; замкнутость в себе (2); им трудно найти единомышленников и друзей; они заторможены; направлены на одно; общество отвергает их как инородные элементы; люди считают их странными (2); к ним проявляется заранее предвзятое отрицательное отношение; они боятся неудачи; это скучные и неинтересные люди (3); малообщительны: чересчур умные: творческие личности получают мало денег (2); могут бросить свою работу, если пропадет интерес к ней: их не уважают: их отличает чрезмерный эгоизм (2); они неуравновешенны, раздражительны. нервны; отличаются нестабильной» психикой (2): издерганы; способны преступать законы обычных людей; непостоянны, часто меняют образ жизни; «имеют другие взгляды на жизнь, иногда противоположные взглядам окружающих»; «их «божественная» задумчивость отнимает много времени»; их отличает бесполезная трата времени; они имеют много недостатков; безответственны: небрежны; непривлекательны: страдают манией Нарцисса.

Таким образом, учащиеся (31 чел.) отметили 47 позиций, делающих творчество и творческую личность непривлекагельными. отмеченные мнения они считают более или менее правдоподобными. Это говорит о том. что предубеждения против творчества распространены очень широко.

Вообще, креативность, раскрываемая через дивергентность, указывает на определенное сходство в мышлении людей с высокими показателями креативности и людей с шизофреническими и аффективными расстройствами . Кропли указывает на то, что и те и другие способны устанавливать отдаленные ассоциации и дивергировать идеи.

Эмпирические исследования подчеркивают сходство мыслительных процессов у креативных людей и шизофреников (или людей с шизоидными симптомами). Причем сходство в мышлении прослеживается прежде всего именно по линии оригинальности: новые идеи могут быть необычными, отклоняться от культурных норм, шокировать, образовывать удивительные комбинации. И шизофреники, и креативные индивиды способны использовать периферическую информацию в качестве источника креативных идей благодаря, предположительно, расфокусированности их внимания.

Г. Ю. Айзенк выдвинул гипотезу о том, что креативность и различные формы психопатологии имеют общую генетическую основу и проявляются в одной из черт личности – так называемом психотизме (этим конструктом Айзенк обозначает нестандартность поведения в общем смысле слова). Один и тот же генетический фактор может служить предрасположенностью к шизофрении у одних людей и к высокой креативности – у других. Айзенк полагает, что высокий уровень психотизма предрасполагает к шизофрении и криминальным формам поведения, а умеренный уровень – к высокой креативности.

Связь с интеллектом. Гилфорд первоначально включал в структуру креативности, помимо дивергентного мышления, способность к преобразованиям, точность решения и прочие собственно интеллектуальные параметры. Тем самым постулировалась положительная связь между интеллектом и креативностью. В ходе многочисленных экспериментов выяснилось, что высокоинтеллектуальные испытуемые могут не проявлять творческого поведения при решении проблем, но не бывает низкоинтеллектуальных креативов.

Были выявлены четыре группы людей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решениям проблем:

1) люди с высоким уровнем интеллекта и креативности обладают адекватной самооценкой, высоким самоконтролем, интересом ко всему новому и независимостью оценок (вера в свои возможности, хороший самоконтроль, хорошая социальная интеграция, высокая способность к концентрации внимания, большой интерес ко всему новому);

2) люди с высоким уровнем интеллекта и низкой креативностью стремятся к школьным успехам, скрытны, обладают заниженной самооценкой (постоянный конфликт между собственными представлениями о мире и школьными требованиями, недостаточная вера в себя и самоуважение, боязнь оценки со стороны окружающих);

3) люди с низким уровнем интеллекта и высокой креативностью тревожны, невнимательны, отличаются плохой социальной адаптацией (восприятие неудач как катастрофы, боязнь риска и высказывания своего мнения, пониженная общительность);

4) люди с низким интеллектом и креативностью хорошо адаптируются, имеют развитый социальный интеллект, пассивны, отличаются адекватной самооценкой (хорошая адаптация и удовлетворенность жизнью, недостаточный интеллект компенсируется социальной общительностью или некоторой пассивностью).

Нейробиология рисует сложную картину творческого потенциала. Ученые теперь понимают, что природа креативности гораздо сложнее, чем различия в право- или левосторонней ориентации мозга (левое полушарие = рациональное и аналитическое, правое = творческое и эмоциональное). На самом деле, творчество, как полагают, связано с рядом познавательных процессов, нервных импульсов и эмоций, и мы до сих пор не имеем полного представления о том, как работает творческий разум.

С психологической точки зрения творческие типы личности с трудом поддаются определению. Они сложны, парадоксальны и, как правило, избегают рутины. И это не просто стереотип «замученного художника». Исследования показали, что креативность предполагает взаимодействие множества черт характера, поведения и социальных влияний в одном лице.

«На самом деле творческим людям тяжелее узнать себя, потому что они сложнее, чем нетворческие », - рассказал Huffington Post Скотт Барри Кауфман, психолог из Университета Нью-Йорка, который провел годы исследования творческого потенциала. «Что самое парадоксальное в творческой личности...у этих людей более хаотичный ум ».

Нет никакого «типичного» портрета творческой личности, но есть характерные особенности в поведении творческих людей. Вот 18 пунктов, которые им свойственны.

Они мечтают

Творческие личности это мечтатели, несмотря на то, что их школьные учителя, возможно, говорили, что мечтать это пустая трата времени.
Кауфман и психолог Ребекка Л. Макмиллан, она же соавтор документа под названием «Ода положительной созидательной мечтательности », считают, что блуждание ума способно помочь в процессе «творческой инкубации ». И, конечно, многие по опыту знают, что лучшие идеи посещают нас, когда мысленно мы находимся совсем в другом месте.

Нейробиологи обнаружили, что воображение включает те же мозговые процессы, которые связаны с фантазией и творчеством.

Они все замечают

Творческий человек видит возможности повсюду и постоянно впитывает информацию, которая становится пищей для творческого самовыражения. Как часто цитируют Генри Джеймса, писатель это тот, от кого «ничего не ускользает» .

Джоан Дидион всегда носила с собой блокнот и говорила, что она записывает наблюдения о людях и событиях, которые, в конечном счете, помогают ей лучше понять сложности и противоречия собственного ума.

У них свои часы работы

Многие великие мастера признаются, что свои лучшие работы они создают либо очень рано утром, либо поздно вечером. Владимир Набоков начинал писать сразу после того как просыпался в 6 или 7 утра, а Фрэнк Ллойд Райт взял за привычку просыпаться в 3 или 4 часа утра и работал в течение нескольких часов перед тем, как отправиться обратно в постель. Люди с высоким творческим потенциалом не придерживаются стандартного распорядка дня.

Они находят время для уединения

«Чтобы быть открытым для творчества, нужно иметь способность к конструктивному использованию уединения. Надо преодолеть страх перед одиночеством» , - писал американский экзистенциальный психолог Ролло Мэй.

Художники и креативщики часто стереотипно воспринимаются как одиночки, хотя на самом деле они ими могут и не быть. Уединение может быть ключом к созданию лучших работ. Кауфман связывает это с воображением - мы должны дать себе время просто помечтать.

«Вам нужно войти в контакт с внутренним голосом, чтобы иметь возможность самовыразиться. Сложно услышать свой внутренний творческий голос, если вы... не в контакте с самим собой и не размышляете о себе» , - говорит он.

Они «переваривают» жизненные преграды

Многие из самых культовых историй и песен всех времен творили под воздействием душераздирающей боли. Часто проблемы становились катализатором для создания выдающихся произведений. В психологии это называют посттравматическим ростом, который предполагает, что люди в состоянии использовать свои тяготы и ранние жизненные травмы для существенного творческого роста. Исследователи обнаружили, что травма может помочь человеку преуспеть в межличностных отношениях, в удовлетворенности жизнью, в росте духовности, личной силы и в открытии новых возможностей.

Они в поиске новых впечатлений

Творческие люди любят испытывать новые впечатления, ощущения и состояния ума, и это немаловажный предопределяющий фактор для творческого результата.

«Открытость новым переживаниям это самый сильный предиктор творческих достижений », - говорит Кауфман. «Здесь множество различных взаимосвязанных аспектов: интеллектуальная любознательность, поиск острых ощущений, открытость для эмоций и воображения. А все вместе - это двигатель для познания и исследования мира, как внутреннего, так и внешнего» .

Они терпят неудачу

Стойкость - практически необходимое качество для творческого успеха, говорит Кауфман. Неудача часто подстерегает творческого человека, как минимум, несколько раз, но креативщики - по крайней мере, успешные - учатся не сокрушаться по этому поводу.

«Творческие люди терпят неудачу, а по-настоящему хорошие терпят ее часто» , - написал в Forbes Стивен Котлер в отрывке о творческом гении Эйнштейна.

Они задают важные вопросы

Творческие люди ненасытно любознательны. Они, как правило, предпочитают исследовать жизнь и даже когда взрослеют, сохраняют интерес первооткрывателя. Через активные беседы или индивидуальные умственные размышления креативщики, глядя на мир, постоянно задают себе массу вопросов.

Они наблюдают за людьми

Природная наблюдательность и интерес к жизни других людей иногда помогает генерировать лучшие из идей.

«Марсель Пруст почти всю свою жизнь провел, наблюдая за людьми, он записывал свои замечания, и это нашло выход в его книгах» , - говорит Кауфман. «Для многих писателей очень важно наблюдение за людьми...».

Они рискуют

Отчасти творческая деятельность требует рискованности, и многим преуспевающим творческим личностям приходится рисковать в различных аспектах жизни.

«Существует глубокая и значимая связь между принятием риска и творчеством и это часто упускается из виду », - пишет Стивен Котлер в Forbes. «Творчество это акт создания чего-то из ничего. Оно требует обнародования того, что сначала существовало лишь в воображении. Такое занятие не для робких. Потраченное впустую время, запятнанная репутация, напрасно потраченные деньги - ... Это все побочные явления, когда творчество идет наперекосяк ».

Они все в жизни рассматривают как возможность для самовыражения

Ницше считал, что жизнь и мир следует рассматривать как произведение искусства. Творческие личности постоянно ищут возможности для самовыражения в повседневной жизни.

«Творческое выражение - это самовыражение. Творческий потенциал это не что иное, как частное выражение Ваших потребностей, желаний и уникальности» , - говорит Кауфман.

Они следуют своей истинной страсти

Творческие люди, как правило, имеют внутреннюю мотивацию. Это означает, что они действуют, руководствуясь каким-то внутренним желанием, а не стремлением к внешнему вознаграждению или признанию.

Психологи говорят, что творческие люди возбуждаются захватывающими видами деятельности, а это признак внутренней мотивации. Исследования показывают, что простые размышления о собственных причинах к деятельности могут быть достаточно стимулирующими, чтобы повысить творческий потенциал.

Они выходят за границы собственного разума

Кауфман утверждает, что способность мечтать еще необходима для того, чтобы помочь нам выйти за пределы привычного видения и исследовать другие способы мышления, которые могут быть важным активом для творчества.

«Мечтательность развивается, чтобы позволить нам отпустить настоящее », - говорит Кауфман. «Сеть мозга, связанная с мечтательностью, это сеть мозга, связанная с теорией разума. Мне нравится называть ее «сетью воображения» - она позволяет вам представить себя в будущем, а также представить чужие мысли» .

Они теряют чувство времени

Творческие личности могут обнаружить, что, когда они пишут, танцуют, рисуют или еще как-то самовыражаются, они оказываются «в состоянии потока », который помогает им творить на самом высоком уровне. Это психическое состояние, когда человек выходит за пределы сознательной мысли, чтобы достичь состояния повышенной концентрации и спокойствия. Тогда он практически не подвержен ни внутренним, ни внешним раздражителям, которые могут помешать его деятельности.

Вы оказываетесь «в состоянии потока », когда занимаетесь тем, что вам очень нравится, от чего чувствуете себя хорошо.

Они окружают себя красотой

Творцы, как правило, обладают превосходным вкусом и любят находиться в красивом окружении.

Исследование, недавно опубликованное в журнале «Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts», показало, что музыканты, в том числе преподаватели музыки и солисты, демонстрируют высокую чувствительность и восприимчивость к художественной красоте.

Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием её успешного выполнения. .

Отдельные способности человека ещё не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Для успешного овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных способностей, образующих единство, качественно своеобразное целое, синтез способностей. В этом синтезе отдельные способности объединяютсявокруг определённого, стержневого личностного образования, своего рода центральной способности.

Различают способности разного уровня – учебные и творческие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков. Творческие способности в обыденном сознании очень часто отождествляются со способностями к различным видам худо­жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творче­ство", "творческая деятельность".

Рассмотрим понятие творчество в интерпретации различных авторов.

Дружинин В.Н. определяет акт творчества как реальное преобразование предметной деятельности, культуры и самого себя.

Советский невропатолог, психиатр, психолог, физиолог и морфолог Бехтерев В. И. трактует творчество с рефлексологической точки зрения как «созидание чего-либо нового» в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта.

В психологическом словаре творчество трактуется как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.

Таким образом, в общем виде понятие творчество выглядит следующим образом. Творчество – всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать вос­производящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приёмы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Доктор психологических наук, профессор, академик РАО Дубровина И. В. определяет творческие способности как способности, благодаря которым человек создаёт что-то новое, оригинальное.

Доктор психологических наук Крутецкий В. А. связывает творческие способности с созданием нового, с нахождением новых способов выполнения деятельности.

В психологическом словаре понятие творческие способности трактуется следующим образом: «творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода».

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом: творческие способности – это способности человека, которые порождают нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, не существовавшее.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остаётся до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности кс творческой деятельно­стью, прежде всего, с особенностями мышления. В частности, извест­ный амери­канский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человече­ского интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так назы­ваемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким ти­пом мыш­ления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбина­цииизэлемен­тов,которыебольшинстволюдей знают ииспользуют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными осо­бенностями:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2 . Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, не совпадающих с обще­принятыми).4.Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему за­конченный вид.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н.Лук, опираясь на биографии выдающихся учёных, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отно­шении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8.Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблю­даемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение .

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначаль­ного замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные творческие способности, сложившиеся в процессе человече­ской истории:

1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта до того, как чело­век имеет о ней чёткое понятие и может вписать её в систему строгих логиче­ских категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3.Надситуативно–преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия,в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скры­тую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и про­анализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

Учёные и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого вос­питания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алго­ритм решения изобретательских задач) считают, что один из ком­понентов творческого по­тенциала человека составляют следующие способности: способность рисковать, дивергентное мышление, гибкость в мышлении и действиях, скорость мышления, способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые, богатое воображение, восприятие неоднозначности вещей и явлений, высокие эстетические ценности, развитая интуиция.

Таким образом, анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о состав­ляющих творческих способностей, можно сделать вывод, что, несмотря на раз­личие подхо­дов к их определению,исследователи единодушно выделяют творческое во­ображение и качества творческого мышления как обязательные компоненты твор­ческих способностей. Поэтому условия максимального проявления творческих способностей предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, мышления.

Творчество - это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.

Творческая личность - это национальное достояние и истинное богатство страны. Творческая личность от других отличается стремлением выходить за пределы норм.

Проектирование, развитие и формирование творческой индивидуальности предлагает создание для этого специальных возможностей. Все лучшие человеческие качества сами собой развиваются только там, где есть творческое отношение к жизни и адекватные социальные условия для самодвижения. Работая с детьми, мы должны раскрыть их природные потенциалы и подготовить к продуктивному труду.

Природа человечества исследуется философами, логиками, психологами, историками, физиологами, которые изучают отдельные аспекты творческого мышления и личности, исходя из специфики своих наук.

Творчество - это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых ценностей, новых идей, это открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.

Творческое мышление является предметом усмотрения связей в изучаемом предмете, в результате которого или предметная реальность, или субъективно новое знание, или же идеальный образ. Для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований .

Творчество начинается с новой идеи. Новые идеи могут появляться как на основе новой информации, так и без нее. Чтобы создать нечто новое, необходимо опираться на известное, иметь материал, хранящейся в памяти.

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности».

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками.

Благодаря способностям в той или иной сфере ребенок может быстро и сравнительно легко овладеть необходимыми знаниями.

Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Основным недостатком традиционной системы образования является невозможность воспитать творчески мыслящегося человека, готового к решению сложных и жизненных нестандартных проблем. Выход из такой ситуации только один - активное включение детей в деятельность творческого характера и развития творческих способностей. внеурочный сирота воспитательный

Развитие творческих способностей детей предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений, куда относятся: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи.

Чем больше содержание уроков отвечает интересам детей, чем шире ребенку представляется возможность проявить свою индивидуальность, тем полнее сливаются усилия педагога по обучению и воспитанию с ответными усилиями учащихся по усвоению материала, саморазвитию, самовоспитанию. Чтобы дети начали творчески применять полученные знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в такой деятельности. Но в чем же заключается творчество детей?

В том, что на самом первом этапе, познакомившись с образцами работ разного уровня сложности, дети составляют свою композицию изделия. В первых работах непременно включаются элементы, обязательные для начального обучения. Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционном решении, предполагаются готовые образцы, в которые дети по желанию могут вносить изменения. Все равно в каждом образце проявится индивидуальность исполнения.

Создать у детей эстетическое отношение к объекту труда и пробудить стремление к созиданию красивого изделия - это, и есть эстетическая цель воспитания.

Пробуждения интереса к рукоделию, следует начинать с демонстрации пособия, творческих работ. Она рассчитана на пробуждение переживаний учащихся, вызванных созерцанием красивого изделия, мастерски выполненного преподавателем.

Важнейшая задача трудового воспитания состоит в том, чтобы не только обучить детей навыкам качественного изготовления изделия, но и развивать чувство формы, умение создавать и оценивать сочетание цвета, композиции, гармонию, симметрию.

Закон единства труда и красоты проявляется в их тесной взаимозависимости, стремясь сделать вещь добротнее, компактнее, экономичнее, удобнее, красивее.

Процесс вдохновенной деятельности требует от человека огромного интеллектуального, эмоционального и волевого напряжения.

Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Развитию творчества ребенка способствует наличие генетической основы и условий социально-педагогического и психологического характера.

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет определяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку.

Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается что-то нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раннее созданное и выработанные приемы поведения и действия .

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом.

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

От способности ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, а в итоге ребенок вырастает в интересную, неординарную личность. А это уже путь в инициативные, предприимчивые и компетентные специалисты. Тем самым наши уроки труда с установкой на созидание подготавливают учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, способствуют безболезненной адаптации в жизни по окончании школы. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы.

Трудовое обучение - обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития ребенка на начальной ступени общеобразовательной школы реализуется средствами разнообразной урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Вопросами трудового обучения и воспитания учащихся школ занимались такие видные ученые, как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, А.В. Луначарский, С.Л. Рубинштейн.

Цель трудового обучения - воспитание личности учащихся на основе формирования трудовой деятельности.

М. Левина указывает, на то, что на уроках труда в школе или дома с родителями, а позднее самостоятельно дети могут научиться множеству увлекательных и полезных вещей: работе с бумагой и вышивке,

шитью и изготовлению поделок из природного материала, работе по дереву и лепке из пластилина, могут научиться выжигать и шить мягкие игрушки, попробовать себя в роли повара или кулинара, а может быть, ребенку больше понравится быть актером кукольного театра и одновременно -- хозяином этого театр.

Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения.

Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. Пришить себе пуговицу, приготовить завтрак, сделать своими руками подарки родным и друзьям - все это пригодится ребенку.

И еще одно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.

Т.А. Гомырина показала в своей работе эффективность развития творческих способностей на уроках труда.

Труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях.

Наиболее эффективно развиваются творческие способности, по мнению Т.А. Гомыриной в художественном труде.

  • · работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги, в сочетании с тканями, природными материалами, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников и развлечений, декораций, сувениров);
  • · работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур, составление декоративных букетов из сухих и живых растений);
  • · работа с глиной (создание декоративных украшений, изготовление мелких скульптур, игрушек-сувениров, кукольной посуды);
  • · работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение из синтетической пряжи, изготовление декоративных украшений и предметов быта, одежды, театральных и декоративных игрушек и сувениров из синтетических тканей) .

Работа с бумагой - это работа с материалом, имеющим свое лицо, обладающим конструктивными и пластическими свойствами. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребенка, подготавливает его к выработке навыков письма, способствует эстетическому развитию детей, приобретение ими умений грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделий деталей.

Особо выделяются уроки работы с глиной - лепка. Уроки лепки способствуют формированию таких качеств личности, которые являются для человека не какими-то специфическими (необходимыми только для этой и подобной работы), а общезначимыми.

Эти занятия развивают умственные способности учащихся, расширяют их художественный и политехнический кругозор, формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру. Особое внимание уделяется декоративно-прикладному искусству.

Дети с удовольствием лепят декоративные игрушки по мотивам народных образцов, посуду, настенные рельефы, декоративные маски. Кроме того, все эти изделия очень отчетливо тяготеют к настоящему декоративно-прикладному искусству, связаны с жизнью. По сравнению с обработкой других материалов работа с текстильными изделиями имеет свои особенности. Работа с тканью позволяет осуществлять на практике межпредметные связи. Так, учащиеся значительно расширяют свой кругозор, словарный запас, знакомясь с названиями инструментов, материалов, трудовых процессов. Изготовление выкроек способствует упражнениям в вычислениях, в сопоставлении и отработке понятий "больше-меньше", "уже", "короче", "длиннее". При изготовлении изделий по выкройке и обработке деталей, представляющих собой различные геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, окружности) закрепляется геометрический материал, изученный на уроках математики. При снятии мерок учащиеся имеют дело с цифрами. Они сопоставляют полученные данные с размерами ткани, выполняют различные расчеты. Уроки рукоделия также взаимосвязаны с уроками рисования. Дети приучаются подбирать цвета ниток для вышивания, узнают, что в зависимости от особенности изделия, его конструкции и назначения подбираются ткани соответствующего качества и цвета. Кроме того, большое значение имеет подбор узора для вышивания, умение красиво выполнять отделку изделия. Практические упражнения в обработке текстильных материалов развивают глазомер.

Качество работы при этом во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых при составлении выкройки, при разметке, резании, сшивании и других операциях. Обработка текстильных материалов по сравнению с другими требует более кропотливого и упорного труда.

Таким образом, правильно организованный труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству. Следовательно, есть все основания рассматривать трудовое обучение как важный элемент гармоничного развития детей.