Они путаются в назначенных встречах, оставляют дома ключи, не могут припомнить название книги, которую сейчас читают… Такая забывчивость доставляет им немало хлопот. Отчего она возникает?
Простая рассеянность или очевидное расстройство здоровья? Можем ли мы справиться со своей забывчивостью сами или стоит обратиться за помощью к специалистам?
У нарушений памяти может быть много причин. Наиболее сложные случаи связаны с неврологическими расстройствами. «И прежде всего с болезнью Альцгеймера, – рассказывает невролог Владимир Захаров. – Лишь в начальной стадии этого неизлечимого заболевания мы можем облегчить жизнь больных. Мы сохраняем их память с помощью трансмиттеров, препаратов, восполняющих недостаток ацетилхолина, вещества, при помощи которого информация передается от клетки к клетке. Другая распространенная причина забывчивости – сосудистое слабоумие. Оно развивается стремительно, и в этом случае память помогают сохранить препараты, нормализующие мозговое кровообращение». Необходимо отличать эти серьезные нарушения от простой забывчивости, которая может быть вызвана стрессом, депрессией или давними травматическими переживаниями. И в этих случаях улучшить память вполне возможно. «Если, забыв фамилию актера, вы вспоминаете ее, услышав его имя, значит, нарушение не носит системного характера. В этом случае стоит обратиться к психологу», – говорит Владимир Захаров.
Николай, 51 год, сотрудник Министерства культуры «Я не мог вспомнить, сколько мне лет»
«Последние несколько лет я то и дело что-нибудь забываю. Например, мне что-то нужно найти в кабинете. Но, пока я туда иду, забываю, за чем шел. По долгу службы мне приходится вести много переговоров с самыми разными людьми. И вдруг я напрочь забываю наши предварительные договоренности. Какой-то внезапный провал, пелена… Такое происходит со мной все чаще, и это становится просто невыносимо. А на днях случилось нечто уже совсем из ряда вон: я не смог вспомнить, сколько мне лет! Все это здорово отравляет мне жизнь».
Тому, кто рядом
Главные жертвы забывчивости – это сами забывающие! Поэтому не относитесь к ним слишком сурово. Если, забыв о договоренности, человек вновь вас подвел и пытается найти причину своей забывчивости, проявите терпимость. Подсказывайте, задавайте наводящие вопросы, относящиеся к конкретной ситуации. Именно так поступает психотерапевт во время сеанса. Помогайте вашему забывчивому близкому упражнять память: вместо того чтобы трижды повторять одно и то же, спросите его, помнит ли он то, что вы только что сказали. Такие «проверки» будут способствовать его большей сосредоточенности.
Психологические причины
«Забывчивость нередко возникает в тот момент, когда у человека нарушается связь с самим собой, он перестает слышать свой внутренний голос, а жизнь воспринимает как трудновыносимое испытание, – уточняет психоаналитик Ксения Корбут. – Забвение оказывается спасительным выходом, правда, лишь на короткое время». Психодраматические тренинги, работа с психотерапевтом помогают внести ясность в отношения с собой и со своей семейной историей.
С точки зрения психоанализа
Все, что мы пережили когда-то, все, что вызывает у нас чувство дискомфорта, тревоги, страха, мы вытесняем в наше бессознательное. «Так действует один из способов психологической защиты, – поясняет Ксения Корбут. – «Забывая», мы избавляемся от амбивалентности своих чувств, защищаемся от негативных переживаний – словом, на время забываем о том, что вызывает душевную боль. Но одновременно отдаляемся от самих себя, ведь причина наших страданий остается неизменной».
Все, что хранится в нашем бессознательном, периодически прорывается в символической форме, в виде сюжетных снов, ошибочных действий (описок, оговорок), провалов в памяти. 32-летний Александр постоянно забывает или теряет ключи от своей квартиры. Он рос в авторитарной семье, и родители очень рано дали понять, что ему нет места в их доме. С 18 лет Александр живет самостоятельно. Казалось бы, он забыл о пережитом в детстве, и беспокоит его, пожалуй, лишь такая странная забывчивость. «Отверженность – сильное разрушающее чувство, с ним трудно совладать, – комментирует Ксения Корбут. – Неосознанно забывая ключи, Александр все еще пытается освободиться от этого переживания. Но каждый раз, сталкиваясь с запертой дверью, снова и снова чувствует свою брошенность». Забывание указывает на наличие проблемы, а то, что именно мы забыли, может подсказать, где искать причину страданий. Психоанализ помогает погрузиться в бессознательное, вновь пережить болезненные переживания и так освободиться от них.
Что делать?
Упражнять внимание
Купите красивую рамку, вставьте в нее лист с каким-нибудь стихотворением и повесьте на видном месте. Ваша цель – не забывать учить наизусть одно-два стихотворения в неделю.
Работать с телом.
Запишитесь в танцевальную студию: занятия помогут максимально мобилизовать ваши память и внимание.
Не стремиться сделать все.
Забывчивые люди часто думают о сотне вещей одновременно. Давайте себе отдохнуть и учитесь перекладывать какие-то дела на окружающих – тогда вы тверже будете придерживаться главного.
Упражняться в ассоциациях.
Соединять одно представление с другим – прекрасный способ их запоминать. Ищите свои приемы запоминания.
Развивать свои чувства.
Чем больше включены ваши чувства во время какого-то занятия, тем больше шансов, что связанное с ним хорошо запомнится. Заходите в парфюмерный магазин, чтобы обогащать вашу обонятельную палитру, бросьте курить, чтобы лучше чувствовать вкус, и уделяйте внимание тактильным ощущениям.
Появились проблемы с памятью? Не можешь вспомнить, куда положила квитанцию или ключи от машины? Ну, обычная рассеянность - это не страшно. Но вот если возникают более серьезные проблемы, когда страдает не только долгосрочная, но и краткосрочная и память - такие нарушения мешают нам жить. В чем же может быть причина ухудшения памяти?
Стрессы, нервные нагрузки, хроническая усталость, сопровождающиеся бессонницей - самая распространенная причина проблем с памятью. Во время сна мозг сортирует полученную за день информацию, а так как времени у него для этого процесса недостаточно, часть этой информации теряется.
Дефицит некоторых веществ, необходимых для нормальной работы мозга. Например, витаминов С, Е, В6, В12, никотиновой и фолиевой кислот.
Злоупотребление алкоголем. Сначала нарушения памяти возникают эпизодически, теряя только воспоминания в период опьянения. Затем память ухудшается сильнее, возникает замедление мыслительного процесса и скорость восприятия информации.
Курение также располагает к забывчивости - во время вдыхания табачного дыма происходит спазм сосудов, снабжающих кровью мозг, и возникает его интоксикация.
Заболевания щитовидной железы. Нарушение памяти может быть одним из симптомов эндокринных болезней, связанных с недостатком выработки гормонов щитовидной железы.
Воспалительные и инфекционные болезни головного мозга и внутренних органов. Симптомы нарушения кратковременной памяти проходят после излечения заболевания.
Недостаточность кровоснабжения головного мозга. В результате кислородного голодания мозга целые участки сосудов и органов перестают выполнять свою работу. Возникает при гипертонической болезни, е, е и болезнях сердца.
Возрастные изменения, например при болезни Альцгеймера.
Травмы головы с повреждением тканей мозга. Поэтому старайся не игнорировать ы и удары, и поспеши проконсультироваться со специалистом.
Опухоли мозга. Они нарушают мозговое кровообращение, сдавливая сосуды и ткани мозга.
В любом случае, при нарушениях памяти не занимайся самолечением, а обратись за консультацией к неврологу. Только специалист сможет найти причину нарушений памяти.
Все мы с детства помним стишок про рассеянного, который в попытке уехать из славного города Ленинграда всякий раз оказывался на той же злосчастной платформе по собственной невнимательности. Увы, рассеянность хороша только в анекдотах и детских сказках. В реальной жизни она может причинить немало хлопот.
Без билетов на самолет или паспорта в отпуск не улетишь, отсутствие прав за рулем грозит серьезным штрафом, а потерять ключи от квартиры и вовсе неприятно. Только представьте, сколько вам теперь предстоит непредвиденных расходов: покупать новый замок, вызывать слесаря, раздавать всем родственникам новые ключи. Морока! А все из-за того, что вы как всегда витали где-то в облаках. Оказывается, несмотря на распространенное мнение о том, что забывчивость - это последствие чудовищной неорганизованности и равнодушия к реальной жизни, за ней может скрываться серьезная психологическая проблема.
Смех смехом, но о неосознанном умысле, сопровождающем те или иные потери, говорил еще Зигмунд Фрейд. Он уверял, что их часто можно рассматривать как симптом, который выявляет наш внутренний конфликт. И эта потерянная вещь, скорее всего, будет связана с той сферой жизни, будь то работа или отношения с близкими людьми, где мы чувствуем себя неуверенно, где нас что-то не удовлетворяет.
Нередко мы наталкиваемся на мысль, таящуюся в собственном подсознании, что любая ответственность - это неподъемная ноша. Мы боимся получить руководящую должность, хотя постоянно твердим, что желаем продвижения по службе (читайте также : «14 карьерных целей на 2019 год, которые повысят вашу эффективность в работе»). Мы не заводим детей, потому что пугаемся предстоящих обязанностей: за ними может кануть в небытие наша собственная жизнь.
Казалось бы, какое отношение к этому имеет наша забывчивость? Самое непосредственное. Дело в том, что с легкостью забывая важные документы на столе, теряя ключи от кабинетов, сейфов, оставляя без присмотра детей подруг, наше подсознание будто бы кричит: я не хочу ответственности. А так как вслух об этом сказать было бы неприлично, то мы выражаем свое желание, а, вернее, нежелание исполнять слишком много обязанностей в действии.
Так уж сложилось, что наша повседневность переполнена информацией: новости, важные события, работа, учеба - все это необходимо держать в памяти, а она, между тем, не резиновая. Из-за угрозы перенасыщения наша память практически по законам физики выталкивает лишнюю информацию, и, поверьте, лишними оказываются совсем не последние новости, а что-то по-настоящему нужное – важная встреча или работа, требующая немедленного исполнения.
Именно по причине постоянного притока разного рода информации многие вещи мы начинаем совершать машинально. И добро, если вы бессознательно положите ключи от автомобиля в карман, гораздо хуже, если вы на автомате уберете их в холодильник – когда разум вернется к вам, отыскать необходимый предмет будет очень непросто.
Потеря вещей может выявить наш внутренний конфликт, который мы сами не осознаем до конца. Так, например, ключи, как правило, теряют те, кто не хочет возвращаться домой, билеты на самолет – те, кто не хочет лететь в отпуск или в командировку. Нередко многие из нас забывают или теряют свои вещи в стрессовой ситуации или когда поглощены тем, что сильно волнует.
Но как только мы начинаем отдавать себе отчет в том, что именно нас беспокоит, то рассеянность проходит. Вспомните, как вы бегаете по квартире в поисках самой необходимой вещи, будь то тушь для ресниц, которую вы купили только вчера, или часы. Можно перевернуть весь дом, выкинуть из сумок все мелочи, трясущимися руками перебрать вещи в шкафу, можно даже всплакнуть, но такая нужная вещь не найдется. Вы же в совершенно разбитом состоянии отправитесь на работу или встречу с часовым опозданием, а по возвращении домой первое, что вам предстоит вам увидеть, - это вашу злосчастную пропажу.
Почему так происходит? Все потому, что в стрессовом, взвинченном состоянии мы теряем бдительность, а вот в спокойном, напротив, у нас даже улучшается зрение.
Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.
Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.
Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.
Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» – это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.
Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.
Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто – приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.
Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.
Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.
Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.
Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.
Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).
Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:
У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:
Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.
Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.
Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.
Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.
Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:
Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве – среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.
Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».
Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:
Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:
Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.
При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» – «Тут помню – тут не помню».
Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:
Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).
Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:
Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.
К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:
Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.
Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.
Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:
Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.
У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.
Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.
Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:
Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.
В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.
В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).
Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.
Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.
Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).
Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.
Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.
Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.
Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.
Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.
Большинство считает, что нарушения памяти свойственны людям в возрасте. С годами она становится все хуже, и к старости человек плохо усваивает различную информацию. В нашем современном мире очень часто возникают проблемы с памятью у молодых людей. Причины - стрессы, перенапряжения на работе, высокий темп жизни. Как вести себя в случае, если вы заметили, что стали хуже запоминать элементарные вещи? Что же такое наша память? Разберемся подробнее.
Проблемы с памятью у молодых людей причины имеет самые разные. Если не принимать никаких мер, ситуация может только усугубляться. Появившись на свет, человек уже способен запоминать какие-то моменты жизни. Как утверждают исследователи, в первые двадцать пять лет память улучшается, в молодые годы наш мозг способен получать и без труда запоминать огромный поток информации. Подойдя к границе этого возраста и не имея определенных заболеваний, влияющих на качество мыслительных процессов, человек сохраняет память неизменной. Ухудшается она у большинства людей по причине старения. Мозговая деятельность становится не столь активной, мозг уже не воспринимает большие потоки информации. Происходят эти процессы в норме после 50-55 лет. К сожалению, жители современных мегаполисов начинают жаловаться на качество памяти гораздо раньше этого возраста. Специалисты обеспокоены тем, что такие явления стали часто встречаться у детей и подростков. Естественно, что с плохой памятью любой школьник или студент будет медленнее усваивать информацию, и это скажется на качестве обучения. На запоминание материала приходится тратить большее количество времени.
Что же считать нормой в ухудшении памяти и ее потере? Определенного порога не существует, у каждого человека он свой. Все знают, что у памяти нет пределов. Существует такое понятие, как суперпамять. Те, кто ей владеет, способны запомнить мельчайшие подробности событий услышанных либо увиденных, произошедших когда-то в прошлом. Многие официальные справочники и серьезные издания называют этот процесс не просто физиологическим явлением, но и способом накапливать культурный, жизненный опыт. Специалисты делят память на долговременную и кратковременную. У каждого человека соотношение их может различаться. Проблемы с памятью у молодых людей причины может иметь разные, но в любом случае большое значение имеют ее развитие и тренировка. Если вы обладаете развитой долговременной памятью, то материал, скорее всего, усваивать будете нелегко, но зато спустя годы информация останется в голове. Обладатели натренированной кратковременной памяти мгновенно запоминают материал, но буквально уже через неделю не могут воспроизвести то, что когда-то хорошо знали - информация не сохраняется.
Если возникают проблемы с памятью у молодых людей, причины нужно искать в том, какие факторы этому способствовали. Видов памяти у человека очень много: есть слуховая, двигательная, зрительная. Кто-то хорошо запоминает материал зрительно, кто-то лучше воспринимает на слух, третьи лучше представляют (воображают). Мозг человека разделен на зоны, каждая из которых отвечает за определенную функцию. Например, височные отделы контролируют речь и слух, затылочно-теменные отвечают за пространственное восприятие и зрение, а нижне-теменные - за речевой аппарат и движения рук. При поражении нижне-теменной зоны возникает болезнь, которая называется астереогнозия. Человек в таком состоянии не ощущает предметы.
Научные исследования подтвердили версию о том, что в процессах развития памяти и мышления немаловажное значение играют гормоны. Улучшают мозговые процессы тестостерон и эстроген, а вот окситоцин действует противоположно.
Частые стрессы, пребывание в затяжных депрессиях могут отрицательно сказываться на работе головного мозга.
Проблемы с памятью у молодых людей (основные причины):
Если имеются проблемы с плохой памятью у молодых людей, причины должен устанавливать специалист. В зависимости от наличия того или иного заболевания данный симптом сопровождается отсутствием аппетита, общей подавленностью, раздражительностью, головной болью, бессонницей, субферильной температурой и тому подобным. Данные признаки могут указывать на возможные переутомления организма либо на наличие воспалительных процессов.
В результате информационной перегрузки мозга также может возникнуть нарушение памяти. Например, каждый студент знаком с состоянием во время сессии, когда после зубрежки кажется, что в голове ничего не осталось. Такое нарушение памяти имеет временный характер, здесь не требуется специфического лечения. В данном случае достаточно сосредоточиться, успокоиться, функции придут в норму, и все выученное восстановится в мозге.
Болезнь Альцгеймера - это сложное заболевание центральной нервной системы. Сопровождается снижения умственных способностей. В группе риска пожилые люди после 65 лет, но возможны и исключения. Ученые до сих пор не могут установить истинную причину возникновения заболевания. Располагающие к этому факторы: перенесенные черепно-мозговые травмы, гипотериоз, опухоли головного мозга. Кроме ухудшения памяти, болезнь сопровождают такие симптомы: пространственная дезориентация, апатия, частые судороги, галлюцинации, снижение интеллекта.
Чаще всего эта болезнь передается по наследству. На первых этапах она может быть незаметной. Но при первых признаках нарушения памяти лучше сразу обращаться к доктору. Человек, страдающий этим заболеванием, начинает забывать последние события, а со временем становится эгоистичным, трудным в общении, перестает ориентироваться во времени и пространстве. Болезнь неизлечима, но если обеспечить правильный уход и лечение, то процесс протекает ровно, тихо, без осложнений и страшных последствий.
Если появились проблемы с памятью у молодых людей, причины и первые симптомы могут указывать на сложное заболевание центральной нервной системы - рассеянный склероз. В ходе болезни разрушаются составляющие структуры спинного и головного мозга. Причину возникновения заболевания до сих пор не определили, считается, что она имеет аутоиммунное происхождение (в организм проникает некий вирус). Все чаще рассеянный склероз поражает молодых людей. Прогрессирует болезнь достаточно медленно, большой промежуток времени определенные симптомы могут никак себя не проявлять.
По тем или иным симптомам можно определить, есть ли проблемы с памятью у молодых людей. Причины, что делать в это случае - обо всем расскажет доктор. Болезнь Паркинсона преимущественно затрагивает пожилых людей, но в последнее время зафиксированы случаи, когда 40-летним пациентам диагностировали данную патологию. Это хроническое заболевание сопровождается нарушениями функций запоминания, мышления, возникает дрожание конечностей, сутулость, снижается двигательная активность и наступает паралич.
Медики утверждают, что очень тесно связаны черепно-мозговые травмы и проблемы с памятью у молодых людей. Причины болезни в таких случаях могут быть различные. Чем серьезнее травма, тем тяжелее могут быть последствия. Черепно-мозговые травмы зачастую приводят к ретроградной или антероградной амнезии. Пострадавшие не помнят даже как получили травму, что этому предшествовало. Бывает и так, что воспоминания становятся ложными, то есть мозг рисует придуманные картины, которых не было на самом деле. Пациент может сказать, что был в кино, гулял с друзьями, сам же в это время находился в больнице. Галлюцинации воспроизводят несуществующие образы.
Одной из основных причин снижения памяти является нарушение кровообращения головного мозга. Способствует этому атеросклероз сосудов. Кровь меньше поступает к отделам головного мозга, и поэтому возникают проблемы. Любой инсульт, который сильно меняет функции мозга, отрицательно сказывается на мозговой деятельности.
При сахарном диабете также могут возникнуть ухудшения памяти. Осложнением болезни является то, что сосуды поражаются, уплотняются и закрываются. Эти поражения могут привести не только к нарушениям деятельности головного мозга, но и других важных органов.
Перед тем как предпринимать какие-то меры по лечению памяти, стоит понять, какова причина заболевания, и какая болезнь спровоцировала симптомы. Выявляя проблемы с памятью у молодых людей, причины, симптомы установит знающий специалист. Лекарственные препараты употреблять нужно только по его рекомендации. Врач может назначить физиотерапию с введением глютаминовой кислоты через носовой проход. Ухудшение памяти успешно лечат педагоги-психологи. Они заново учат пациента запоминать материал, при этом задействуют только здоровые отделы головного мозга.
Если память резко ухудшилась - это не заболевание, а только симптом. Он предупреждает о более серьезных болезнях, нуждающихся в выявлении и лечении. Потеря памяти нарушает полноценную жизнь, отделяет человека от общества, снижаются адаптивные функции и свойства организма.
При выявлении нарушений памяти доктор, скорее всего, выпишет ноотропные средства. К этой группе принадлежит препарат "Ноопет". В его состав включены аминокислоты - дипептиды. Они воздействуют на кору головного мозга, при этом помогают в восстановлении памяти, концентрации внимания.
При появлении проблемы с памятью у молодых людей причины, лечение должен устанавливать доктор. Если вы заметили у себя или своих близких какие-то перечисленные выше симптомы, то обязательно обратитесь за консультацией к терапевту, неврологу или нейропсихологу. Они назначат специальное обследование, выявят причины и установят диагноз. Своевременное диагностирование позволит начать правильное лечение и убережет от тяжелых последствий.
Имеют разные проблемы с памятью у молодых людей причины. Профилактика поможет противостоять проблеме. Для того чтобы этот синдром побороть, нужно тренировать собственную память, фокусировать внимание на деталях, вести дневник, записывать события, подсчеты. Американский профессор Катц разработал методику, которая активизирует все отделы головного мозга. При этом развиваются внимание, память, творческое начало. Представляем лишь некоторые упражнения:
Придерживаясь перечисленных рекомендаций, вы заметите, как через некоторое время ваше мышление и память начнут изменяться в лучшую сторону. Мелкие детали, происходящие события будут четче укладываться в вашем мозге, а память станет более объемной.