План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Интересные, удивительные предметы. Ольга Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготов

04.07.2019

Комплексные конспекты

Конспект образовательной деятельности детей со взрослым
в старшей группе о.о. "Познание", "Коммуникация"
«Путешествие в мир предметов»

Марфина Ольга Николаевна, воспитатель
д/с №63 г.Ангарск Иркутская область

Тема: Предметный мир.

Цель: Расширить представления о предметах рукотворного мира.

Образовательные задачи:

  1. Закреплять умения детей группировать предметы по назначению: посуда, инструменты, техника, предметы для изотворчества.
  2. Углубить знания детей об истории бытовых приборов: пылесос, утюг.
  3. Учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов.
  4. Учить в ходе экспериментирования выявлять свойства и качества металла; составлять алгоритм описания материала.
  5. Продолжать учить составлять связный рассказ по серии картинок.

Развивающие задачи:

  1. Развивать умение свободного общения между взрослыми и детьми.
  2. Развивать познавательную активность, интерес к предметам рукотворного мира.
  3. Закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи между свойствами и качествами материала и способом использования.

Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.

Предварительная работа:

  • Чтение художественных произведений.
  • Загадывание загадок о предметах.
  • Д\игры «Что сначала, что потом», «Почемучка 4», «Узнай материал», «Из чего сделаны предметы?», «Чудесный мешочек» и др.
  • Рассматривание энциклопедий, иллюстрированного материала, познавательных ширм «Чух - чух, чух - чух, разгорелся наш утюг» (история утюга) , «История пылесоса», «История плиты».
  • Классификация (наклеивание картинок на ватман) предметов домашнего обихода.

Методическое и дидактическое обеспечение:

Два больших конверта - один с изображением «Капитошки» без адреса, другой красочный с картинками с адресом д\с; письмо от Незнайки; панно-рюкзак, к нему предметные картинки: тарелка, ложка, кружка; топор, пила, игла; магнитофон, фотоаппарат, видеокамера; краски, альбом, кисточка (карандаши) .

Музыка на диске «Езда на паровозике»; имитация ворот (из мягких модулей) с надписью «Цветочный город», вывески «Лаборатория необычных экспериментов», «Музей говорящих предметов».

Предметы бытовой техники (игрушки) : пылесос, утюг, чайник, кофемолка, тостер, холодильник, стиральная машина и др.

Истории эволюции утюга и пылесоса (в картинках) .

Для детей: на каждого набор предметов из металла (монеты, пластины) ; салфетка; емкость с водой; магнит; альбомный лист, разделённый на 6 частей; чёрный фломастер; деревянные кругляшки.

Воспитателю: готовый алгоритм, предметы из металла.

Мольберт; ширмы; лист ватмана с тремя уровнями «небо», «земля», «вода»; наклейки разного транспорта.

Воспитатель сообщает детям, что на адрес нашей группы прислали конверт. Крутит его, восхищается какой он большой, красочный, даёт рассмотреть детям.

Как вы думаете, что в конверте? (предположения детей: сюрприз, письмо)

Кто нам может написать письмо? (выслушивает ответы: Карлсон, Незнайка)

Вы хотите узнать от кого письмо? (да) . Давайте прочитаем!

Открывает конверт, читает письмо:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я узнал от Карлсона, что вы интересуетесь разными предметами! В нашем Цветочном городе мы любим придумывать предметы и будем рады, если вы поделитесь своими находками. Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в мир вещей. Желаю успеха. Ваш друг... Незнайка!»

Воспитатель:

Ребята, что вы знаете о Цветочном городе? (ответы детей) . Верно, ребята там живут знаменитые выдумщики и известные изобретатели.

Ребята, вам бы хотелось бы принять приглашение Незнайки? (да) Чтобы отправиться в путешествие, нам надо собраться в дорогу и положить в рюкзак вещи, которые могут пригодиться в пути.

Игровое упражнение на группировку предметов «Собери рюкзак в дорогу». Дети раскладывают предметы на панно - рюкзак по группам:

Посуда - тарелка, ложка, кружка.

Инструменты - топор, пила, игла.

Техника - магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.

Предметы для рисования - краски, альбом, кисть.

Воспитатель предлагает детям взять со стола по одной картинке, на которой изображены разные предметы и разместить их по группам.

Подходите, располагайте! Будьте внимательны!

По окончании воспитатель предлагает детям проверить правильно ли всё дети разложили, если есть ошибки, то исправить, рассказать:

Какие предметы вы положили в рюкзак один ряд? Почему? Как назвать одним словом? Для чего нужны эти предметы в дороге? (ответы детей) .

Воспитатель хвалит детей за внимательность.

Воспитатель:

Лера, какой предмет ты положила в рюкзак? Для чего он нужен? Почему ты его разместила рядом с...?

Молодец, Лера, ты сейчас постаралась и всё сделала правильно!

Воспитатель:

Ребята, теперь мы готовы отправляться в дорогу! Возьмём с собой пустой конверт и всё, что нового и интересного узнаем в путешествии будем складывать в этот конверт! На чём же мы поедем... (слышится паровозный гудок) ... на паровозике!

Физминутка «Езда на паровозике» (дети становятся друг за другом, руки кладут на плечи друг другу, делают круг, останавливаются)

Воспитатель обращает внимание на ворота с надписью «Цветочный город».

Ну, вот, мы прибыли в Цветочный город (читает) ! Проходите, ребята! Ребятки, это же «Лаборатория необычных экспериментов» (читает) . Здесь самый умный коротышка - Знайка, должно быть трудиться над испытанием своего нового изобретения!

Давайте подойдём и посмотрим!

Воспитатель:

Ребята, какие предметы вы видите на подносе? (дети называют) .

Из какого материала они сделаны? (ответ детей: из металла) Значит они какие? (металлические) .

Воспитатель:

Давайте, ребята, сядем и ближе познакомимся с металлом. Дети садятся за стол.

Воспитатель предлагает детям опытническо - экспериментальную деятельность по выявлению свойств и качеств металла.

Ребята, что вы хотите узнать о металле? (дети формулируют задачу) .

Как мы это будем делать? Что нам для этого нужно? (дети разрабатывают методику проведения экспериментов) Что будем делать сначала, что потом?

Если мы так сделаем, что у нас получится? (дети прогнозируют результат)

Воспитатель напоминает детям о технике безопасности.

Давайте проверим ваши предположения! Ребята, будьте осторожны в обращении с металлическими предметами: об острые края можно порезаться! (дети работают, выявляют свойства и качества металла)

Зарисуйте всё, что вы узнали о металле? (дети зарисовывают алгоритм свойств и качеств металла с помощью условных обозначений) .

Воспитатель предлагает зарисовать и рассказать. Формулирование вывода (словесный отчёт) воспитателем с помощью готового алгоритма. Воспитатель предлагает положить самый удачный детский алгоритм в конверт.

Ребятки, вы наверно засиделись? Давайте попьём с вами чайку!

Физминутка «Чайник - ворчун».

Я чайник - ворчун, хлопотун, сумасброд, (шагаем на месте)

Я всем на показ выставляю живот, (руки на пояс, повороты туловища влево - вправо)

Я чай кипячу, клокочу и кричу: (хлопаем в ладоши)

Эй, люди, я с вами почайпить хочу! (прыжки на месте)

Воспитатель подводит детей к вывеске «Музей «говорящих» предметов».

Здесь, ребята, хранятся изобретения известных механиков Цветочного города - Винтика и Шпунтика. Эти предметы могут рассказать о себе много интересного. Давайте подойдём и рассмотрим.

Какую чудо - технику вы узнали? (дети перечисляют: стиральная машина, пылесос, утюг, тостер и др.) Посмотрите, что общего между этими предметами? (ответ детей: эти предметы облегчают домашний труд, их нужно включать в электросеть, это электроприборы) .

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, что бытовые приборы не всегда так выглядели? Хотите узнать, как человек прибирал своё жилище и разлаживал бельё в древние времена? (ответ детей: да)

Воспитатель предлагает взять со стола по одной картинке, рассмотреть её, вспомнить историю этого предмета, объединиться с теми ребятами, у кого такая же история, встать по порядку от самого древнего до самого современного. Воспитатель предлагает застенчивому ребёнку с помощью считалки выбирать группу детей, которые рассказывают историю своего предмета.

Пылесос. Пучок веток - веник (метла) - щётка - хлопушка - первый валиковый пылесос беспроводной - современный пылесос, который чистит не только ковры, но и воздух.

Утюг. Камень - наматывали на скалку и проводили «рубелем» (ребристой доской) - первый утюг нагревали на печи - «Жаровня с углями» (в утюг засыпали угольки из печи) - современный утюг с регуляторами температуры, обдаёт паром и опрыскиватает.

Хвалит детей.

Молодцы все ребята, верно показали и рассказали истории предметов, ничего не упустили!

Понравилась вам история пылесоса (утюга) ? Как вы думаете, предметы со временем менялись или оставались прежними? (ответ детей: человек стремился улучшить их, сделать более удобными и красивыми) .

Воспитатель с согласия детей решают истории положить в конверт. Воспитатель сообщает детям, что путешествие походит к концу и пора возвращаться обратно. Предлагает занять свои места в вагонах. Под музыку «Езда на паровозике» дети возвращаются обратно.

Воспитатель напоминает детям о конверте, в который они сложили все интересные новости о предметах, которые сегодня узнали.

Воспитатель:

Ребята, как быть с этим конвертом? Что вы предлагаете? (ответ детей: отправить Незнайке)

Воспитатель поддерживает идею детей, одобряет, соглашается написать обратный адрес Цветочного города.

Воспитатель:

Понравилось вам наше путешествие? Куда бы вы хотели попутешествовать в другой раз? (высказывания детей) . Хвалит их за интересные идеи.

Воспитатель подзывает детей к мольберту.

Если вы считаете, что у вас всё получилось, вам было легко и интересно, то наклейте в небо транспорт, что летает.

Если считаете, что вы ошибались и что-то не получалось, то наклейте транспорт, который ездит по дороге.

Если у вас ничего не получилось, было трудно и неинтересно, то наклейте водный транспорт.

Дети берут соответствующий транспорт и оценивают себя. Объясняют своё решение. Воспитатель предлагает детям пойти подписать конверт, а детям сделать рисунки своими руками.

Конспект познавательного мероприятия с использованием ТРИЗ

« Удивительные предметы. Мир магнитов »

(подготовительная группа)

Программное содержание:

× Знакомство с понятием «магнит».

× Формирование представлений о свойствах магнита.

× Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.

× Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

× Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

× Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Средства обучения и воспитания: магнитная доска магниты,контейнеры с различными предметами, удочка с магнитом, листок наблюдений

Предварительная подготовка: знакомство с моделью земли – глобусом – определение южного и северного полюса.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я знаю, вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них есть волшебство и загадка, Я предлагаю вам поиграть и что – то новое узнать.К нам из волшебной страны пришло письмо. Хотите узнать, что в нем? (Да) Тогда нам поможет волшебная палочка.(воспитатель под нимает волшебной палочкой письмо) - как у меня это получилось? Вы разгадали волшебство? А сейчас посмотрим, что в нашем письме.

Рассказ- легенда о происхождении магнита

Воспитатель: Я прочту вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку вверх наконечником и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил с собой несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

сегодня мы познакомимся с таким привычным для нас, но очень удивительным предметом - магнит. Необыкновенная способность притягивать к себе предметы всегда вызывала у людей интерес. Сегодня на занятии мы отправимся в удивительный мир магнитов и поближе познакомимся с их свойствами, с помощью экспериментов и опытов постараемся разобраться, что же такое-магнит.

2. Основная часть

Опыт с различными предметами

Воспитатель: Перед вами коробочки с различными материалами разного качества, магнит, лист картона, на котором я графически изобразила эти предметы. Ваша задача – поочередно подносить магнит к каждому предмету и определять – притягивается он или нет. Затем карандашом отметить на листе знаком «+» те предметы, которые притягиваются. Предметы, которые притягиваются – отложить в правую сторону. Которые не притягиваются - в левую.

Оборудование на каждого ребенка: магнит, контейнер с предметами (бумага, монеты, проволока, ткань, деревянная палочка, скрепка, пуговица, резиновый ластик, стекло, камень.

Результат опыта: Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения.

Вывод: Магниты – это куски железа или стали, обладающие способность притягивать металлические предметы. Но магнит притягивает только некоторые металлы. А алюминий никель и некоторые другие - нет.

Опыт « Действует ли магнит через другие материалы? »

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам проверить, действует ли магнит через другие материалы. Перед вами пластиковый контейнер, наполненный скрепками, стеклянная банка с кнопками. Подносим магнит к емкости и смотрим – притягивает через стекло и пластик? Да. А сейчас проверим - действует ли магнит в воде?

Игра-опыт « Рыбалка »

В игре участвуют два ребенка, по очеред и достают рыбок из аквариума.

Опыт- игра « Машинки »

Воспитатель: А теперь посмотрим, как наши машинки оживают на перекрестке с помощью магнитов?

Вывод: Сила магнита действует через стекло, пластик, бумагу.

Думаю, нам нужно немного отдохнуть.

Игра малой подвижности « Мы –магниты »

(Дети выходят на палас, становятся в круг).

Воспитатель: Я буду бросать мяч –магнит каждому из вас, называя при этом ваши имена, а вы,как настоящие, крепкие магниты должны поймать- примагнититься к мячу.

Дети выходят на палас. Идет подвижная игра «Мы- магниты».

Молодцы, ребята! Вы ловили мяч, как настоящие магниты. Садитесь на свои места. Дети садятся за столы.

Опыт со скрепкой

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам проверить, действует ли магнит на расстоянии?

Рисуем с обратной стороны картона линию и кладем на нее скрепку, потихоньку подвигаем к ней магнит. на каком – то расстоянии скрепка скакнет и прилипнет к магниту.

Вывод: вокруг магнита есть что-то, что может действовать на предметы на расстоянии. И это называется магнитным полем.

Опыт с металлическими опилками « Магнитные узоры »

Воспитатель: В предыдущем опыте со скрепкой мы смогли почувствовать магнитное поле, но как сделать его видимым?

На лист бумаги я высыпаю опилки и подношу снизу магнит. Посмотрите, как ведут себя опилки, Они образуют узоры, кристаллы. По этому принципу работает многими из вас любимая магнитная доска (показать, как на доске можно писать и рисовать. (Дать нескольким детям попробовать что-нибудь изобразить на ней). Любой магнит имеет два полюса южный и северный, которые обозначаются «+» и «-». Кто мне скажет, что еще имеет два полюса?

Дети: Наша планета Земля.

Воспитатель: Правильно. (Показывает глобус) Наша планета Земля- это огромный магнит,мы с вами имеем возможность ходить по земле, потому что она нас притягивает но что будет, если мы попытаемся соединить два одинаковых полюса? (Приблизить магниты с одноименными полюсами)

Дети: Они отталкиваются.

Опыт – игра «Гонки»

Воспитатель: Правильно, сейчас мы посмотрим, что будет с машинками, на которых установлены оба одинаковых полюса.

Вывод: Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые - отталкиваются.

Опыт: « Может ли магнит передавать свои свойства обычному железу? »

Воспитатель: Ребята, на столе я рассыпала железные звездочки. Сейчас мы попробуем поднести магнит к звездочке. Смотрите – она прилепилась, а за ней потянулись и остальные. Как вы думаете – почему так получилось?

Дети: Звездочка намагнитилась и сама стала магнитом.

Воспитатель: Правильно, Звездочка сама стала магнитом.а поэтому другие звездочки к ней тоже примагнитились. Но если мы уберем сильный магнит, то звездочки рассыпятся, потому что магнитное поле тоже рассыпалось. А сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Мы- магниты»

Подвижная игра "плюс и минус"

Дети выходят в круг, парами.

Ребята, давайте договоримся, что мы магниты, на животиках у нас +, а на спинке --. по моему сигналу, + или --, вы отталкиваетесь, либо примагничиваетесь друг к другу.

Беседа о пользе магнитов

Воспитатель: Человек придумал использовать полезные качества магнита, например - намагниченные ножницы, как вы думаете, для чего?

Дети: Чтобы найти маленькие предметы, которые потерялись.

Воспитатель: Правильно. А какую пользу еще приносят магниты в нашей жизни?

Дети: Магниты на холодильник. Игрушки с магнитами, магнитная доска и др.

Воспитатель: Молодцы. Люди придумали очень полезный предмет компас. Кто знает, зачем человеку компас?

Дети: Компас помогает людям ориентироваться на местности.

Воспитатель: Правильно, В наше время есть компьютерная навигация, а раньше людям компас был просто необходим. Люди в открытом море, таежники, спасатели в горах очень нуждались в определении сторон света. И здесь на помощь им приходил компас. Стрелка компаса всегда показывает на север. Зная, где находятся стороны света, люди легко могли определить, куда им дальше направляться.

Но знаете ли вы. Что магнит может и навредить? Если к компасу приблизить магнит стрелка начинает беспорядочно скакать по всему компасу, в итоге размагнитится и весь прибор будет испорчен. Также вреден магнит вблизи телевизоров, компьютеров и сотовых телефонов. Поэтому, когда вы будете проводить дома опыты с магнитом- не приближайте его к этим предметам, иначе приборы испортятся.

Магнит вреден не только для приборов. Но и для самого человека, ведь в крови человека и животных есть микроэлемент- железо, на которое действует сильное магнитное поле земли.

3. Итоговая часть

Воспитатель:Наше занятие близится к завершению. Давайте вспомним, с какими свойствами магнитов мы познакомились?

Дети: Магниты воздействуют на предметы из нескольких металлов. Магнитная сила может проходить через предметы и вещества. Магнит оказывает свое действие даже на расстоянии. Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые – отталкиваются.

Молодцы! Вы хорошо усвоили новый материал. А теперь предлагаю закрепить вашими магнитами недавно нарисованные вами смайлики.

МАДОУ «Сказка» г. Когалым.

Конспект занятия в подготовительной группе «Удивительный магнит»

Итоговое занятие «Удивительный магнит» для подготовительной группы детского сада

Познавательно–исследовательская деятельность, подготовительная группа.

Тема: «Удивительный магнит»

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита

Задачи:

Обучающие: формировать у детей представления о свойствах магнита – притягивание металлических предметов; продолжить знакомство с полюсами магнита, в результате практической деятельности учить определять полюса магнита, учить приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения

Развивающие: развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать. Формирование словаря: магнетит, полюса, магнитное поле.

Воспитательные: Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи. Воспитывать инициативность самостоятельность

Оборудования и материалы:

Для детей: наборы камней, несколько магнитов разных по размеру, скрепки, лист картона, ткань, пластмассовая пластина, оргстекло, деревянный кирпич, фанера, карандаш, лист для занесения результатов — планшет, салфетки, тарелки с песком, желтый и фиолетовый клейкий квадрат для определения полюсов магнита.

Для воспитателя: магниты, большие и маленькие скрепки, лист картона, ткань, пластмассовая пластина, салфетки, емкость с песком, два магнита с обозначенными полюсами, стакан с водой. Для проведения физминутки «Магнитные человечки» эмблемы северного и южного полюсов для воспитателя и детей, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: Беседы «Истории открытия магнита», «Использовании магнита в жизни человека», «Природный и естественный магнит»

Просмотр мультсериала: «Фиксики» Магнит; «Лунтик» Магнит

Игры: «Притянет, не притянет», «Исследование группы»

Выставка: «Применение магнита»

Ход деятельности:

В: Сегодня к нам пришли гости поприветствуйте их. Ребята, в течении недели мы собирали предметы для нашей выставки. Кто хочет рассказать о выставке (ответы детей по желанию)

Ребята, Профессор Знай прислал нам видео сообщение (слайд 1)

Профессор Знай: — Здравствуйте ребята! У вас получилась интересная коллекция. Я предлагаю вам отправиться в лабораторию и стать настоящими исследователями чтобы узнать все о свойствах магнита. Вы согласны? (ответы детей)

Профессор Знай: — Тогда удачи вам и много интересных открытий.

Воспитатель: Ребята, что нам нужно чтобы отправиться в лабораторию к Профессору Знаю (ответы детей).

Лаборатория Профессора состоит из нескольких секций. Чтобы больше узнать о магнитах мы должны посетить все секции. Итак, первая секция «Историческая». Распределитесь парами. Посмотрите для каждого

Профессор приготовил планшет для занесения результатов исследований. А вот и задания:
Ребята кто знает как появился магнит в жизни человека?(ответы детей)
Ребята, скажите, как мы сможем определить камень магнетит? (ответы детей)

Опыт 1: «Камень магнетит» с помощью магнита и металлических скрепок отделите камень магнетит от других каменей. Результаты занесите в таблицу.

Вывод: магнетит природный камень, примагничивается к магниту, потому что обладает магнитной силой. Не примагничивается к металлическим предметам потому, что со временем теряет свои магнитные свойства. Так как магнетит теряет свои свойства, его не используют.

Воспитатель: а нам пора посетить следующую секцию «Исследовательскую»
Ребята, как вы думаете, каким свойством обладает магнит? (ответы детей)
Как это можно проверить? (ответы детей)

Опыт № 2 «Все ли притягивает магнит» Проведите исследование представленных образцов материалов, а результаты занесите в таблицу.

Вывод: магнит примагничивается к металлическим предметам: скрепкам гвоздям. Не примагничивается к резине, пластмассе, оргстеклу, дереву, картону и ткани.

Ребята, как вы думаете, притянет ли магнит металлические предметы через песок? (ответы детей) Я предлагаю вам проверить свои предположение.

Вывод: Магнит действует через песок.

Я предлагаю вам проверить действие магнита на металлические предметы через другие материалы с помощью опыта и занести полученные результаты в таблицу исследований. Результаты заносим в таблицу с помощью знаков «+» и «-» (дети проверяют притяжение магнита через картон, ткань, стекло, пластмассу, дерево-кирпичик конструктора, фанеру)(через кирпич магнит не действует так как большое расстояние)

Воспитатель: Кто хочет сделать вывод по проведенному опыту(ответы детей)

Вывод: Магнит взаимодействует с металлическими предметами через ткань, картон, оргстекло, пластмассу, тонкое дерево, не взаимодействует через деревянный кирпич

Воспитатель: Расстояние между магнитом и скрепкой называется магнитным полем. Магнитное поле возникает из-за того что у магнитов есть два полюса. Что вы знаете о полюсах магнита?(ответы детей)

Как вы запомнили правило взаимодействия полюсов магнита, мы проверим, если поиграем в игру «Магнитные человечки». Разбирайте эмблемы и вы становитесь магнитными человечками, а я буду большим сильным магнитом. Если все находится в покое, то магнитные человечки передвигаются. Большой магнит повернулся южным полюсом – дети притягиваются северным, и наоборот. Если показали картинку свеча, то магнитики приседают и прячутся.

Ребята, играя мы приблизились к следующей секции №3 «Определяющая» (работа парами, самопроверка)
Ребята, подумайте как можно определить полюса у магнита если они не обозначены цветом. (ответы детей) Определите полюса у цилиндрического магнита.
Ребята поменяйтесь парами и проверите, правильно ли определили ваши соседи полюса магнита.
Ребята с помощью какого свойства магнита вы провели этот опыт. (ответы детей) (одинаковые полюса магнита отталкиваются, а разные притягиваются)
Работа выполнена, нам пора отправляться в нашу группу.

Профессор Знай с нами на видео связи:

Профессор Знай: — Ребята, что вы сегодня узнали нового о магнитах.(ответы детей)

— Ребята, вы настоящие исследователи, молодцы. А я прощаюсь с вами, но совсем не надолго- встретимся в лаборатории.

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 6–7 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) в процессе занятий, игр-занятий, дидактических игр.
Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, ее содержание представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.
Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 6–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).
Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:
– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности; необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);
– перегружать детей большим количеством вопросов;
– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.
Ознакомление с окружающим миром необходимо строить в соответствии с психологическими особенностями детей, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.
В подготовительной к школе группе ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру. Усложнения игры можно добиться разными методами:
– включение путешествия в прошлое, настоящее и будущее разных предметов (в зависимости от возраста детей);
– увеличение количества путешествий;
– изменение числа команд и участников в каждой команде;
– включение заданий на рисование предметов и т. д.
Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности в процессе познания окружающего мира.
Для детей подготовительной к школе группы обучающие задачи игр-экспериментов должны усложняться: от умения действовать самостоятельно в соответствии с заданным алгоритмом и получать результат к умению составлять алгоритм в соответствии с моделями; от умения определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия признаков предмета к умению представлять их в системе взаимосвязей и взаимозависимостей (строение, функционирование, назначение, существование во времени и пространстве и т. д.).
В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.
На ознакомление детей подготовительной к школе группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) отводится 2 занятия в месяц.
В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства „Лада“» города Тольятти, заведующая – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.
В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День Космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.

Распределение материала на учебный год



Продолжение таблицы.


Продолжение таблицы.


Продолжение таблицы.

Примерные конспекты занятий

Сентябрь

1. Предметы-помощники

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объяснять, что эти предметы могут улучшать качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять изделия.
Материал. Картинки с изображением различных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека на производстве (например, станок, компьютер, робот, швейная машина и др.); фишки, алгоритм описания предмета, посылка, письмо от Незнайки.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям о полученной посылке от Незнайки. В посылке находятся предметные картинка и письмо с заданиями: Незнайка просит ребят выполнить все задания и сообщить ему в письме об их выполнении.
Задание 1. Воспитатель раскладывает все предметные картинки на столе и предлагает детям выбрать картинки с изображением предметов, помогающих людям на производстве. Дети по очереди берут по одной картинке, называют предмет и рассказывают, для чего он служит человеку. Ребенок, правильно назвавший предмет и рассказавший, как он используется, получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Задание 2. Воспитатель раскладывает на столе отобранные ребятами картинки с изображением предметов, облегчающих труд на производстве. Педагог описывает один из предметов по алгоритму. Ребенок, первым отгадавший и назвавший предмет, получает фишку. Ведущим может быть и ребенок.
Задание 3. Дети делятся на две команды. На столе лежат предметные картинки. По сигналу воспитателя одна команда отбирает картинки с изображением предметов, улучшающих качество и скорость изготовления изделий на производстве, другая команда – картинки с изображением предметов, выполняющих сложные действия и изменяющих изделие. Выигрывает команда, которая быстро и правильно набрала картинки и объяснила свой выбор.
Задание 4. Воспитатель по одной показывает детям картинки с изображением робота, компьютера, калькулятора, пишущей машинки, станка. Дети называют каждый предмет, рассказывают о нем, по необходимости опираясь на алгоритм описания, отмечая, что все эти предметы относятся к рукотворному миру. Вместе с воспитателем уточняют, что эти предметы облегчают труд на производстве, улучшают качество изделий, ускоряют трудовой процесс, слаженно действуют и могут изменить другой предмет.
Далее дети и воспитатель пишут письмо Незнайке, в котором сообщают, что его задания очень интересные и ребята все их выполнили. Благодарят Незнайку и приглашают в гости.

2. Дружная семья

Программное содержание. Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Материал. Кукла Незнайка; выставка «Моя семья» – фотографии членов семей воспитанников, их любимые предметы; материал для поделок (цветная бумага, ножницы, клей, природный материал и т. д.).
Предварительная работа. Создание выставки «Моя семья». Беседы: «Профессии моих родителей», «Как мы отдыхаем», «Мне хорошо, когда…», «Наши домашние любимцы» и др. Заучивание пословиц о семье. Рисование на тему «Моя семья». Рассматривание репродукций картин художников на тему семьи; семейных альбомов.

Ход занятия

Воспитатель произносит пословицу и предлагает детям угадать, о чем в ней говорится: «Вместе тесно, а врозь скучно».
Дети. Эта пословица о семье.
Воспитатель. Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о семье. А что такое семья? (Ответы детей.) Я пригласила к нам в гости Незнайку. (Показывает куклу.) Он очень хочет посмотреть нашу выставку «Моя семья». Расскажите ему о своих семьях.
Дети (по желанию) подходят к фотографиям членов своей семьи, рассказывают, кто на них изображен, в каком месте фотографировалась семья и т. д.
Незнайка. Ребята, я заметил, что вы все, когда рассказывали о своих семях, улыбались. Почему? (Любим всех в своей семье. Приятно вспоминать тот день, когда все вместе фотографировались, и т. д.)
Воспитатель. А вы всех любите одинаково или есть в семье кто-то, кого вы любите больше других? Кто хочет рассказать нам об этом человеке? Какой он? (Рассказы детей – по желанию.) А теперь покажите и расскажите Незнайке о любимых предметах членов своей семьи, которые вы принесли. (Рассказы детей.) В семье родители и дети чем-то радуют друг друга. Как вы думаете, чем дети радуют родителей? (Тем, что они растут, учатся чему-то новому, стремятся помогать взрослым и т. д.) А чем родители радуют детей? (Тем, что заботятся о них, любят, защищают и т. д.) А теперь разложите фотографии членов семьи от самого младшего до самого старшего.
Дети раскладывают фотографии, воспитатель задает им вопросы:
– Кто самый старший в вашей семье?
– Кто самый младший?
– Кто кому мама?
– Кто кому сын?
– Для мамы ты кто?
– Для бабушки?
– Для брата?
– А кто в семье может быть старше дедушки? (Ответы детей.) Воспитатель. Когда-то дедушка сам был ребенком, и у него тоже были родители, которые так же любили его и заботились о нем, как ваши родители заботятся о вас. Потом мальчик вырос, и у него родились сын и дочка – ваши будущие папа или мама. А потом родились вы, и дедушкины родители для вас стали прадедушкой и прабабушкой. Это тоже ваша семья; возможно, их нет рядом с вами, но свою любовь они передали вам через вашего дедушку, папу или маму. Дедушке и бабушке было бы приятно, если бы вы узнали о том, какими были их родители, чем они занимались, как жили. Расспросите их об этом. А потом расскажите нам.
Незнайка. Как хорошо, что у вас у всех есть семьи. Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях все любят друг друга, счастливо живут вместе.
Воспитатель. Семью почитали с древних времен. Народ сложил много пословиц о семье. Давайте вспомним их.
Дети. При солнышке тепло, при матери – добро. Нет милее дружка, чем родная матушка. Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют. Вся семья вместе – и душа на месте.
Воспитатель. Что бы вы, ребята, хотели пожелать своей семье? (Ответы детей.)
Незнайка. Мне так понравилось, как вы рассказывали о своих семьях, что очень захотелось побывать у кого-нибудь из вас в гостях.
Воспитатель. Ребята, вы бы хотели пригласить Незнайку в гости в свою семью?
Незнайка. Я с удовольствием приду в гости ко всем ребятам по очереди. А сегодня мне хотелось бы познакомиться с семьей Андрея, ведь он так интересно и подробно рассказал обо всех своих родных.
Воспитатель. А теперь я предлагаю вам сделать подарки, которые порадуют всех членов вашей семьи. Материал для поделок вы можете выбрать сами на свой вкус.
Дети мастерят подарки.

Октябрь

3. Удивительные предметы

Программное содержание. Учить детей сравнивать предметы, придуманные людьми, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал сам).
Материал. Картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (по две картинки на каждого ребенка). Карточки, состоящие из двух частей: на одной половине изображены предметы, созданные человеком (например, вертолет, трактор, пылесос, парашют, экскаватор, лодка, дом, подъемный кран, зонт, самолет, легковой автомобиль, поезд и др.), а другая половина карточки пустая. Картинки «домино»: на одной половине изображены предметы природного, а на другой – предметы рукотворного мира; посылка, письмо от Незнайки.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям о полученной им посылке от Незнайки. В посылке находятся предметные картинка и письмо с заданиями: Незнайка просит ребят выполнить все задания и сообщить ему в письме об их выполнении.
Задание 1. Воспитатель с помощью детей делит все картинки на две группы: картинки с предметами природного и картинки с предметами рукотворного мира. Картинки с предметами природного мира педагог оставляет себе, а картинки с предметами рукотворного мира делит между детьми.
Воспитатель называет предмет природного мира. Ребенок, нашедший у себя парный названному предмет рукотворного мира, поднимает картинку с его изображением, называет предмет и сравнивает его с предметом природного мира (например, ласточка – самолет, жираф – подъемный кран, петух – часы и т. д.). Задание считается выполненным, когда дети найдут все пары предметов.
Задание 2. Картинки «домино» (на одной половине изображены предметы природного, а на другой – предметы рукотворного мира) раздают детям. Первый ребенок выкладывает свою картинку, следующий подставляет свою картинку с изображением предмета природного или рукотворного мира (по принципу игры «Домино», например, стрекоза – часы – петух – подъемный кран – жираф – кит и т. д.). Задание считается выполненным, когда все карточки разложены в цепочку.
Задание 3. Каждому ребенку предлагаются две картинки. Например, на одной картинке изображен самолет, на другой – птица. Предлагается сравнить изображения, найти сходство (общие элементы) и различия (например, сходство птицы и самолета – крылья, нос и клюв, хвост самолета и птицы; различия: птица – живая, самолет – неодушевленный предмет) и рассказать о них.
Задание 4. Детям раздают карточки, состоящие из двух частей: на одной половине изображены предметы, созданные человеком (например, вертолет, трактор, пылесос, парашют, экскаватор, лодка, дом, подъемный кран, зонт, самолет, легковой автомобиль, поезд и др.), а другая половина пустая. Ребенок должен вспомнить и нарисовать в пустой половине карточки тот объект природы, по подобию которого человек создал предмет, изображенный на другой половине (например, поезд – сороконожка, автомобиль – крокодил).
Дети и воспитатель пишут письмо Незнайке, в котором сообщают, что его задания очень интересные и ребята их выполнили. Благодарят Незнайку и приглашают в гости.

4. Как хорошо у нас в саду

Программное содержание. Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим.
Материал. Карточки с изображением разных эмоций, фотографии помещений детского сада, план детского сада и знаки-символы его помещений, карточки с изображением предметов или орудий труда людей разных профессий, фишки, призы.

Ход занятия

Воспитатель начинает занятие с беседы: «Совсем недавно вы, ребята, рассказывали о своих семьях, где вам хорошо и где все вас любят. А вы знаете, что у всех у вас есть еще одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми? Что же это за вторая семья? Кто догадался? (Это детский сад.) А вы любите свой детский сад? Любите приходить сюда? Расскажите, зачем вы приходите в детский сад? Что вам нравится, и, возможно, не нравится в детском саду?» (Ответы детей.)
Педагог показывает детям карточки с изображениями разных эмоций и предлагает выполнить задание: «В детском саду, как и дома, у вас бывает разное настроение: вы то веселитесь, то грустите, то удивляетесь чему-то, то сердитесь и снова радуетесь. Возьмите любую карточку, внимательно посмотрите на изображение эмоций и вспомните какой-либо случай, когда у вас было такое настроение в детском саду». (Рассказы детей.)
Вос питател ь. Мы уже выяснили, что всем вам нужен детский сад. А кому еще кроме детей нужен детский сад? (Родителям, людям, работающим в нем, нужен всему городу.) Объясните, почему детский сад нужен родителям? Сотрудникам детского сада? Всем горожанам? (Ответы детей.) Много ли в нашем городе детских садов? (Да.) Все детские сады одинаковые или чем-то отличаются друг от друга? Чем они отличаются? (Внешним видом здания, игровыми площадками…) Если человек в первый раз идет в детский сад и не знает, где он находится, что он должен знать, чтобы отыскать детский сад? (Название, номер детского сада и его адрес.) А вы все это знаете? Назовите. (Ответы детей.) Хорошо ли вы знаете свой детский сад? Знаете ли вы назначение различных помещений детского сада? Людей, работающих в нем? Сейчас мы это проверим. Я предлагаю поиграть в игру-соревнование «Кто лучше знает свой детский сад».
Дети делятся на две команды, воспитатель задает вопросы по очереди каждой команде; за каждый ответ присуждаются очки, в конце подсчитывается их количество и награждаются победители.
Задание 1. Воспитатель демонстрирует фотографии помещений детского сада. Дети должны узнать помещение, назвать его и перечислить тех, кто там работает.
Задание 2. Расставить знаки-символы помещений детского сада на плане детского сада (кто быстрее).
Задание 3. Назвать деревья, растущие на территории детского сада (кто больше назовет).
Задание 4. Игра «Что лишнее?»: на картинке с изображением представителей разных профессий зачеркнуть профессию, которой нет в детском саду.
Задание 5. Дидактическая игра «Угадай профессию». Воспитатель показывает карточки с изображением предметов, дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется (половник – повар; посуда – помощник воспитателя; мячи – педагог по физкультуре; пианино – музыкальный руководитель; стиральная машина – прачка; градусник – медсестра; молоток – плотник и т. д.).
Задание 6. Назвать права (на игру, на занятия, на прогулку, на заботу и т. д.) и обязанности (содержать свое тело и одежду в чистоте, соблюдать правила гигиены, поддерживать порядок, не обижать других, оказывать элементарную помощь взрослым и детям) детей в детском саду.
Задание 7. Перечислить, чем старшие ребята могут помочь малышам, что для них могут сделать.
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы очень хорошо знаете свой детский сад, любите его и, надеюсь, запомните его на всю жизнь, ведь здесь проходят самые замечательные годы – годы детства. А хотелось бы вам, чтобы детский сад наш стал еще лучше? Представьте, что у вас есть все возможности, что вам захочется – все сбудется. Закройте глаза, расслабьтесь, помечтайте и расскажите о том, что бы вы сделали, чтобы наш детский сад стал еще лучше.
Звучит тихая музыка. Дети рассказывают о своих мечтах.

Ноябрь

5. Путешествие в прошлое книги

Программное содержание. Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой деятельности человека; воспитывать бережное отношение к книгам.
Материал. Красочно оформленные книги, иллюстрации с изображением печатных станков разных времен, береста, старинные книги; набор картинок на тему от прошлого к настоящему книги; набор сюжетных картинок, отражающих правильное, бережное отношение к книгам.

Ход занятия

Воспитатель загадывает детям загадки:


Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней!

Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)

Затем предлагает ребятам осмотреть подготовленную им заранее выставку книг, обращает внимание на их красочность.
Воспитатель. Что это? Для нужны книги? (С помощью книг передают знания, информацию.) Кто делает книги? Человек делает книги вручную? (Книги создаются с помощью машин в типографии.)
Педагог показывает иллюстрации с изображением печатных станоков разных времен, рассматривает их вместе с детьми.
Воспитатель. Вы знаете, как создавали книги, когда не было печатных станков? Люди с древности сочиняли сказки, песни, пословицы, загадки. А чтобы не забыть, их нужно было записать. Как вы думаете, удобно было читать книги, написанные на глиняных дощечках? Конечно, нет! Поэтому в Китае стали писать книги на бамбуковых пластинках (показывает рисунок), нанизанных на крепкую веревку. Но и это было неудобно. Китайцы начали писать книги кисточкой и тушью на шелке. А в Египте писали книги на каменных плитах (показывает рисунок), а потом на папирусе – похожем на бумагу очень тонком и длинном листе, сделанном из тростника. Папирусы хранили свернутым в свиток (показывает картинку). Наконец люди изобрели бумагу и стали создавать книги на бумаге: сначала рукописные, а затем и печатные. Обложки у рукописных книг были деревянные, обтянутые кожей или тканью. Требовалось очень много времени, чтобы написать одну книгу вручную. Когда возникла потребность создавать много книг, человек придумал печатный станок. Первую книгу на Руси напечатал Иван Федоров. Печатный станок упростил изготовление книг. Постепенно человек усовершенствовал печатный станок, придумав машины, которые изготовляют сразу много книг. Существуют машины, которые печатают, обрезают и сшивают листы, печатают красочные обложки, иллюстрации и изготовляют переплет, чтобы книга дольше сохранилась. Всеми машинами управляют люди. Но, прежде чем начать печатать книгу, необходимо подготовить ее содержание. Как вы думаете, кто готовит все материалы для книг? (Поэты, писатели, художники.) И в результате мы с вами читаем вот такие красивые книжки (показывает), в которых есть замечательные картинки.
Затем проводится игра «Что было, что будет». Детям предлагается из картинок составить цепочку: от прошлого к настоящему книги. Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием.
Проводится игра «Как я берегу книгу».
Педагог просит детей выбрать из предложенных сюжетных картинок картинки, на которых изображено правильное, бережное отношение к книгам и назвать правила обращения с книгами (не рвать, не рисовать на книгах, не загибать страницы). Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием.
Воспитатель предлагает детям пройти в уголок книги и проверить, хорошо ли живется книгам в группе.

6. Школа. Учитель

Программное содержание. Познакомить детей с профессией учителя, со школой. Показать общественную значимость труда школьного учителя (дает знания по русскому языку, математике и многим другим предметам, воспитывает). Познакомить с деловыми и личностными качествами учителя (умный, добрый, справедливый, внимательный, любит детей, много знает и свои знания передает ученикам). Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя; формировать интерес к школе.
Материал. Набор картинок с изображением профессиональных действий учителя. Карта «Школьная страна». Ручка, карандаш, книга, тетрадь, мел, ранец.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям, что мама Алины работает учителем в школе, и сегодня придет к ним в гости.
Звучит музыка. В группу входит учитель – мама Алины, Анна Николаевна, здоровается с детьми, представляется и рассказывает, что она работает в школе учителем начальных классов. Сообщает ребятам, что скоро они придут в школу, где учителя научат их писать слова, читать, решать задачи и примеры.
Звучит аудиозапись песни «Учат в школе». Анна Николаевна обращает внимание детей на карту «Школьная страна» и приглашает их в первое путешествие по «Школьной стране». Дети «отправляются в путь».
По просьбе Анны Николаевны они вспоминают, что учащихся в школе называют школьниками, учениками. Учитель рассказывает, что каждый год вместе с ребятами в школе отправляется в плавание по Школьной стране знаний, умений и открытий, посещая такие города, как Математика, Русский язык, Чтение, Природоведение и многие другие (показывает на карте).
Воспитатель в беседе подводит детей к пониманию важности и значимости профессии учителя. Рассказывает, что учитель – капитан на школьном корабле: он учит школьников красиво и грамотно писать, читать, решать трудные задачи и примеры, дружить, быть внимательными, трудолюбивыми, умными, воспитанными; передает все свои знания детям.
Анна Николаевна сообщает, что учителю необходимо много знать и уметь, и предлагает детям по картинкам рассказать о профессиональных действиях учителя (учит писать цифры, решать задачи и примеры, писать буквы и читать слова, рисовать и т. д.). Сообщает, что есть учителя географии, физкультуры, физики, музыки, математики, русского языка и литературы.
Проводится физкультминутка – игра «Наоборот».
Дети стоят в кругу. Учитель называет слово и бросает мяч ребенку. Тот возвращает мяч, называя слово – антоним. В игре должны принять участие все дети.
Учитель.


И нам пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот»,
Скажу я слово «высоко», (Бросает ребенку мяч.)
А ты ответишь… (низко).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь… (близко).
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь… (пол).
Скажу я слово «потерял»,
И скажешь ты… (нашел).
Скажу я слово «трус»,
Ответишь ты… (храбрец).
Теперь «начало» я скажу,
А ты скажи… (конец).
Далее дети по просьбе Анны Николаевны объясняют смысл поговорки «Учиться – всегда пригодится», подбирают родственные слова к слову «учитель» (ученик, ученица, учебник, ученый, учительница, учащийся, учебный).
Воспитатель объявляет о прибытии к столице Школьной страны – Школе, показывает фотографию школы.
Анна Николаевна сообщает ребятам, что в следующем году они придут в школу, в первый класс, и предлагает отгадать загадки о необходимых в школе предметах. Загадывает загадки о школьных принадлежностях. Отгадавший находит предмет-отгадку на столе и кдадет его в ранец.
Примерные загадки:

В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет черный след.
(Ручка, карандаш)

Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)

У сосны и елки
Листочки – иголки,
А на каких листочках
Растут слова и строчки?
(Страницы тетради)

Поелозил по доске -
Похудел в моей руке.
(Мел)

Шестигранный ученик
Нос во все совать привык.
(Карандаш)

Новый дом несу в руке,
Дверцы в доме на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все довольно важные.
(Портфель, ранец, книги, тетради)
После того как будут отгаданы все загадки и собран портфель, учитель объявляет о завершении путешествия по Школьной стране.
Воспитатель благодарит Анну Николаевну за удивительное путешествие и говорит детям, что такой же любящий ребят, добрый, умный и знающий учитель встретит их в школе.
Занятие заканчивается чтением стихотворения И. Токмаковой «Мы кому букет подарим?»:

Кто всегда тебе поможет
Словом ласковым поддержит,
Что не понял – растолкует,
За успех тебя похвалит.

Кто не любит ссор и шума?
Кто вранья не переносит?
Кто сердито хмурит брови,
Коль не выучишь урока?

Кто с улыбкою поставит
Долгожданную пятерку?
Кто всегда и сам расстроен,
Если ты получишь двойку?

Декабрь

7. На выставке кожаных изделий

Программное содержание. Дать детям понятие о коже как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи; познакомить с видами кожи, показать связь качества кожи с назначением вещи. Активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к старинным и современным предметам рукотворного мира.
Материал. Четыре мольберта с картинками, на которых изображены предметы одежды, обувь, галантерейные изделия и музыкальные инструменты из кожи; кожаные узкие полоски и лоскутки прямоугольной формы (на каждый стол).

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям посетить необычную выставку (четыре мольберта с картинками: на картинке на первом мольберте изображены предметы одежды, на втором – обувь, на третьем – музыкальные инструменты из кожи, на четвертом – галантерейные изделия).
Дети подходят к первому мольберту. По просьбе педагога они определяют, что на картинке изображена одежда (брюки, юбка, кепка, пиджак, жилет, перчатки), выясняют, из чего она сшита (из кожи).
Переходят ко второму мольберту. Определяют, что на картинке изображена обувь (ботинки, сапоги, туфли, сандалии), выясняют, из какого материала она сшита (из кожи).
Далее дети рассматривают картинки на третьем мольберте. Определяют, что это музыкальные инструменты (барабан, волынка), выясняют, что у них общего (для их изготовления использовали кожу).
Ребята подходят к последнему мольберту, определяют, какие предметы нарисованы на картинке (сумка, кошелек, портфель, ремень), уточняют, из чего сделаны эти вещи (из кожи).
Дети определяют, что кожа – материал рукотворного или природного мира, вещи, представленные на выставке, сделаны человеком, и делают вывод: предметы, сделанные из кожи, относятся к рукотворному миру.

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента

Анна Углова
Конспект занятия в подготовительной группе «Мир вещей вокруг нас»

Конспект занятия в подготовительной группе

Мир вещей или предметы вокруг нас

Цели :

Закреплять знания о назначении предметов, названиях материалов, из которых они сделаны;

Расширять представления об истории создания предметов человеком, их функциях;

Воспитывать уважительное отношение к труду, бережное отношение ко всему, что их окружает.

Оборудование : предметы посуды, предметные картинки, гончарный круг.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня у нас с Вами очень интересное познавательное занятие . На этом занятие мы будем с вами следопытами. А кто такой следопыт?

Дети. Это человек, который отгадывает разные загадки и обладает хорошей памятью…

Воспитатель : Вы правильно считаете. Следопыт – это человек, который находит предметы по следам. У меня есть карта, на которой зашифровано послание. Шифр – это специальное обозначение каких либо слов в виде знаков, картинок, символов и т. д. Сейчас я вам покажу и расскажу как ей пользоваться. На карте изображена схема нашей группы . Здесь вы видите шкафы и столы и наши уголки. Нам нужно найти картинку с изображением материала : стекла, металла, глины, дерева. Рядом с картинкой обозначены цифры, обозначающее количество предметов из этого материала, которые вы должны найти. Мы с вами заведем четыре дела по каждому из расследований. Каждое дело будет вести стажер – следопыт. У меня есть четыре папки, в каждой из которой лежат подсказки в виде картинок предметов, которые нам нужно найти.

Дело № 1 Кто будет вести это дело?

Дети поднимают руки.

Воспитатель. Маруся - ты будешь вести первое дело. Бери папку, и достань картинки. . Какие это предметы?

Дети. Стеклянные.

. Вот здесь находятся стеклянные предметы. .

Посмотрите дети, это – стеклянная ваза, бокал и лупа. Каким свойством обладает стекло?

Дети. прочное, прозрачное, гладкое, оптические свойства.

Воспитатель. А что можно делать из стекла.

Дети. Окна, посуду, украшения и т. д.

Воспитатель. Правильно. Посмотрите на лупу. Стекло в лупе обладает оптическими свойствами, стекло увеличивает предметы, на которые вы смотрите. (Стажер проверяет) . А теперь посмотрите на бокал. Чем он отличается.

Дети. На нем нанесен вырезанный рисунок.

Воспитатель. Правильно. Хрусталь- это тоже стекло, в которое добавляют свинец, для того, что бы стекло было более прозрачное и звонкое.

А сейчас я расскажу вам интересный факт о хрустале : В отличие от стекла, здесь особую роль приобретает финальная резьба и огранка, которая и позволяет добиться уникальной фактуры и рельефа. Именно за счет обилия граней поверхность хрустальных изделий рождает неповторимую игру света и мерцание. Неслучайно огранку хрусталя сравнивают с огранкой алмазов : именно она придает материалу его неповторимое очарование и роскошь. Хрусталь производился во многих странах мира, но лидерами по его производству считается Чехия. Самой известной маркой хрусталя является «Swarovski» . В 1892 выходец из чешской Богемии Даниэль Сваровски, сын местного резчика по хрусталю, изобрел автоматическую ограночную машину.

А теперь мы займемся Делом № 2. Стажером будет Костя. Костя - ты будешь вести второе дело. Бери папку, и достань картинки. (Ребенок достает картинки и развешивает из на доске) . Какие это предметы?

Дети. Это посуда. Из глины.

Воспитатель. Давайте посмотрим на карту. (Воспитатель показывает на карту) . Вот здесь находятся глиняные предметы. (Воспитатель вызывает трех детей. Дети находят предметы) .

Посмотрите дети, это – глиняный кувшин, тарелка и чашка. Какие изделия можно делать из глины?

Дети. Посуду, предметы интерьера.

Воспитатель. Правильно. Глина может быть разных цветов. (Воспитатель показывает) . А из белой глины делают фарфоровые предметы. Она состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твёрдая, но если её намочить, она станет мягкой, пластичной. Из глины лепят посуду. Её используют в строительстве. Человек давно использует это свойство глины; если она влажная, из неё можно лепить посуду, игрушки, использовать в строительстве домов, делать разные красивые украшения и сувениры.

Чистая глина без примесей применяется в медицинских целях для лечебных грязей и в приготовлении лекарств, различных масок.

Мастер, который работает с глиной, называется гончар.

Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера гончары создавали разнообразные по форме и декору горшки, миски, кувшины, блюда и многие другие предметы необходимые в быту. Некоторые предметы становились произведением искусства.

Мастера - гончары сначала готовят тестообразную массу, долго её мнут, выгоняя из глины пузырьки воздуха, затем бросают её на гончарный круг, который крутится во время работы и позволяет изделия из глины создавать равномерно расширяющиеся или сужающиеся, разной формы.

А теперь мы займемся нашим последним Делом № 3. Стажером будет Клим. Клим - ты будешь вести третье дело. Бери папку, и достань картинки. (Ребенок достает картинки и развешивает из на доске) . Какие это предметы?

Дети. Это деревянные предметы.

Воспитатель. Давайте посмотрим на карту. (Воспитатель показывает на карту) . Вот здесь находятся деревянные предметы. (Воспитатель вызывает трех детей. Дети находят предметы : деревянную ложку, деревянный металлофон, карандаш).

Воспитатель. А какие предметы делают из дерева?

Дети. Дети отвечают.

Воспитатель. А еще строят дома, речные суда и лодки. Музыкальные инструменты, станки и многое другое. Молодцы. А теперь интересный факт :

Одним из самых узнаваемых символов России является обычная деревянная ложка. Хотя обычным называть этот предмет можно весьма условно – ложка проста, но незаменима на кухне. А деревянная ложка еще и полезна своими неповторимыми свойствами! Если есть не металлической, а деревянной ложкой, пища приобретает тонкий изысканный аромат и вкус. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. Кроме того, деревянная ложка экологически безопасна.

Немного истории

Деревянная ложка на Руси была верной помощницей всем хозяюшкам. Ложки тогда изготавливались самых разных форм и размеров : большие соусные «черпаки» , ложки для перемешивания пищи, для солений, небольшие ложки для приема пищи, совсем крошечные для приправ. По форме ложки были глубокими или почти плоскими, овальными или круглыми, тупыми и остроносыми. Самыми доступными были «белые» , то есть неокрашенные ложки, изготовленные из осины и березы. Кленовые стоили чуть дороже. Самыми дорогими были окрашенные ложки с резной ручкой из фруктовых деревьев. Ложки, которые появлялись на столе только по большим праздникам, были резными и расписными.

А теперь мы займемся нашим последним Делом № 4. Стажером будет Юля. Юля - ты будешь вести четвертое дело. Бери папку, и достань картинки. (Ребенок достает картинки и развешивает из на доске) . Какие это предметы?

Дети. Это металлические предметы.

Воспитатель. Давайте посмотрим на карту. (Воспитатель показывает на карту) . Вот здесь находятся металлические предметы. (Воспитатель вызывает трех детей. Дети находят предметы) .

Дети рассматривают иглу, ножницы и гвоздь. Идет обсуждение картинок с металлическими предметами.

Воспитатель. Каким свойством обладает железо.

Дети. Блестящий, серебристо-белый металл, довольно мягкий, пластичный. Воспитатель. Его можно обрабатывать : резать, ковать, прокатывать, штамповать. А что делают из металла.

Дети. Посуду, корабли, машины, самолеты, инструменты.

Воспитатель. Молодцы. Интересный факт : А теперь еще об одной вещи, без которой нам никак не обойтись.

Загадка про иглу

Всех на свете обшивает,Что сошьет - не надевает. (Игла)

Что такое игла - это заостренный стержень для шитья с ушком на конце. Раньше иглой была рыбья кость, в тупом конце которой была сделана дырка. Спустя некоторое время после изобретения костяной иглы, люди стали придумывать новую иглу, потому что костяная игла была очень хрупкой и быстро ломалась. Сегодня иголка сделана из металла, но она также напоминает рыбью кость. Прошло очень много времени, а внешний вид иголки нисколько не изменился.

Изготовить обычную иглу совсем не просто. Сначала берут специальную игольную проволоку, отрезают, сколько нужно (для большой иглы много, для маленькой - поменьше) . Потом точат - заостряют конец иглы. Специальная машина пробивает ушко. Вот и получилась игла, но она еще мягкая, ее надолго не хватит. Ее сильно нагревают и сразу резко остужают, закаливают, чтобы придать ей прочность. Потом её тщательно шлифуют и полируют опилками от деревьев лиственных пород. Это очень длительная и кропотливая работа. И лишь в 7 государствах мира изготавливают иглы. Поэтому и ценятся они очень высоко. Несколько кг иголок стоят дороже самой лучшей легковой машины.

Как хранить иголки? Положи на дно коробочки, где лежат иголки, магнит, и они никогда не будут рассыпаться. А чтобы иголки не ржавели, их можно хранить воткнутыми в сухое мыло.

Ножницы часто тупятся. Чтобы их снова заострить, берут в левую руку иголку, а в правую – ножницы и начинают «резать» иголку. Так надо сделать не менее 10-20 раз. И ножницы снова станут острыми.

Итог занятия :

Что интересного мы сегодня узнали?

Что вам понравилось?