Туристический поход с детьми на территории доо. Образовательная неделя "в поход за чудесами"

28.07.2019

Цель: развивать представления детей о многообразии растительного и животного мира, любознательность, ценностное отношение к природе; воспитание бережного и внимательного отношения к окружающей среде, формирование желания вести здоровый образ жизни.
Предварительная работа:

    Беседы с детьми о туристах, сообщение родителям о предстоящем походе и необходимой экипировке детей, сборе необходимого провианта (бутилизированная вода с поильником, печенье, хлеб),рисование знаков-правил поведения на природе (приложение №1),создание карты-маршрута для детей

(Все дети с воспитателями встречаются на спортивной площадке, которая украшена).

Ведущий:
— Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие, в поход. А знаете ли вы, что к походу люди заранее готовятся?
Во-первых, люди, которые собираются идти в поход, должны быть в хорошей физической форме. Вот мы и проверим сейчас, как вы умеете дружить с физкультурой.
Объявляется небольшая «Походная разминка»
1. «Наденем рюкзак» — круговые движения рук у плеча вперед и назад
2. «Определим погоду» — поднести руку ко лбу и поворачиваться то вправо, то влево
3. «Собери ветки для костра» — наклоны вправо и влево
4. «Завяжи кеды» — наклоны то к правой, то к левой ноге
5. «Перепрыгни кочку» — прыжки вперед, вправо, назад, влево
6. «Идем в поход» — ходьба на месте
Ведущий: — Молодцы, ребята, размялись немного. А теперь необходимо собраться в поход.
1 конкурс «Собирайся в поход» (дети делятся на три команды. Из обруча, в котором лежат всевозможные вещи: свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, кружка, ложка, чашка, фотоаппарат, продукты, карта, спальный мешок, конструктор, стул и т. д., необходимо принести только те вещи, которые могут пригодиться в походе).
2 конкурс «Кто быстрее соберет рюкзак?» (вещи, отобранные ранее для похода необходимо как можно быстрее сложить в рюкзак и закрыть его).
Ведущий:
— Но для тех, кто идет в поход нужна карта местности или маршрутный лист. У меня для вас есть такой маршрутный лист (рассматривание карты – маршрута)
Скорей собирайтесь
На утренний поезд.
Давно ожидают
Вас травы по пояс.
Скорее спешите
В леса и поля,
Пока самоцветами
Блещет земля.
(ребята садятся на импровизированный поезд и едут в соответствии карте-маршруту и подъезжают к первому пункту маршрута «Болото» искусственному водоему, где их поджидает Лягушка).
1.пункт «Болото»
Лягушка:
— Здравствуйте, ребята! Вы, конечно же, знаете, что поход не обходится без трудностей. Вы пришли к болоту, а это самый сложный участок маршрута. Здесь нужно быть внимательными и осторожными, не спешить.
(Лягушка показывает как преодолеть препятствия: прыжки по очереди по кочкам, пролезание сквозь паутину, пройти по мостику, подлезть под бревно. В конце полосы препятствия, Лягушка прощается с ребятами и желает удачи).
2.пункт «Старичок-лесовичок»
Старичок-лесовичок:
— Здравствуйте, ребята! Мои друзья-растения и животные — не могут говорить и защищать себя. Когда люди идут в лес, они не хотят наносить вреда, но, сами того не желая, причиняют боль природе. Чтобы этого не произошло, нужно знать, что в лесу можно делать, а чего нельзя. (Вопросы для детей и предположительные ответы детей)
Старичок-лесовичок:
— Для туристов существуют специальные знаки, попробуйте догадаться, что они означают?
На природе отдыхали,
Много ели и играли.
Мусор весь мы соберем
И с собой его возьмем.
Ведь полянка – чей-то дом-
Пусть порядок будет в нем!

И лягушку, и жучка,
В паутинке паучка,
Бабочку и муравья
Не обидим ты и я!

Деревце, цветок и куст
Радуют всегда нас пусть!
Не сорвем и не сломаем,-
Что они живые, знаем!

Помните эти правила, и тогда природа будет всегда вам рада!
3.пункт «Игровая» (дети едут дальше по маршруту, и ведущий замечает на дороге сверсток, обращает внимание детей на него)
Ведущий :
— Смотрите, ребята, что же в этом сверстке? Вы как думаете? (разворачивает: картинки различных птиц, насекомых, животных)
Ведущий :
— Я предлагаю поиграть вам в игру «Кто что умеет» (ведущий показывает картинку, дети подражают движениям того, кто изображен на картинке: плавает, летает, ходит, бегает и т. д.)
4.пункт «Полезная сказка» (дети подходят к полянке, на которой по периметру расположены скамейки. Они видят Лису и Волка, стоящих на тропинке и спорящих о чем-то
Лиса :
— Иди, иди.
Волк :
— Не пойду, я дороги не знаю.
Лиса :
— Я тебя научу, просто надо быть очень внимательным. Садись и запоминай.
(Персонажи и ребята присаживаются. Лиса начинает рассказывать рассказ В. Зотова «Подорожник», приложение №2)
Лиса :
— Ой, здравствуйте, ребята! А вы тоже слышали мой рассказ? Тогда я и вам покажу подорожник.
(Лиса показывает детям картинку подорожника и настоящее растение в емкости с водой)
Лиса:
— Раз уж Волк убежал, давайте поиграем с вами в игру «Лиса в курятнике».
Лиса:
— Запомнили название растения, растущего вдоль дорог? Молодцы! Я желаю вам доброго пути!
5.пункт «Привал» (полянка, на которой стоят скамейки и в середине расстелены простыни, на которые позднее выкладывается провиант)
(Дети устраиваются на привал, пьют воду, едят, делятся впечатлениями)

План маршрутного листа рисуется в соответствии с территорией и самых интереснейших уголков конкретного детского сада.

Приложение №1

Приложение №2
В. Зотов «Подорожник»
— Иди, куманек, по этой дорожке и придешь в деревню, — лукаво прищурилась Лисица.- там и курятник найдешь. Одну-две курицы утащишь, вот тебе и ужин.
— А если с дороги собьюсь? – прохрипел Волк. – Вдруг уйду в обратную сторону?
— Видишь широкие, немного округлые листья?
— Вижу, — облизнулся Серый, посмотрел на кожистые блестящие листья, как бы прошитые для крепости толстыми жилками, и на высокую ножку с колоском на конце.
— Это трава подорожник.
— Ну и что?
— Что, что! – вспылила Лиса. – Не перебивай, а то вообще ничего не расскажу. Запомни, в безлюдных местах подорожника не бывает. Чем ближе к селению, тем его больше.
— К человеку, значит, поближе захотел,- Волчище сверкнул глазами.
— Старый ты, кум, а ничегошеньки не знаешь, — засмеялась Лисица. – Осенью клейкие семена подорожника цепляются с кусочками грязи на обувь или копыта домашних животных. А где больше ходят? Конечно, у селений. Понял, серая твоя голова?
— Да как, кума, не понять, — Волк еще раз облизнулся. – Не такой уж я бестолковый. Ну ладно, рыжая, я побежал. Уж больно есть хочется. И поспешил Волк в деревню по дороге, вдоль которой рос подорожник.
…Цветки у подорожника мелкие, неприметные, а листья к земле прижаты. Неспроста они так растут. Подорожник мал, да с хитринкой. Летом солнышко печет, а под его листьями влага сохраняется. Растению только этого и надо. Когда же влаги будет много, подорожник приподнимет свои листочки, и она исапрится.

Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 8th Ноябрь, 2015
Вы находитесь:

Цели:

воспитание у детей ответственного отношения к окружающей среде, умения следовать экологическим правилам; расширение экологически ценных контактов с объектами живой и неживой природы.

Задачи:

1. Развивать у детей выносливость и подготовку к длительным динамическим нагрузкам.

2. Способствовать формированию у детей знаний, умений, навыков по ориентировке и топографии.

3. Создание психологического настроя на новый вид деятельности.

Действующие лица:

1. Командиры команд

2. Участвуют дети 2 младшей, средней, старшей и подготовительной групп. Команды смешанные, по 20 человек в каждой.

3. Ведущий

4. Баба – Яга

5. Робинзон

6. Спасатель

7. Василиса Премудрая

Оборудование:

Рюкзаки, карты команд «Комета», «Ракета», «Чебурашки», названия станций: «В гости к сказке», «Болото», «К Бабе-Яге», «Лабиринт», «Служба спасения», «О. Робинзона», «Поляна туристов»,

Ведущий: Ребята, сегодня мы отправляемся в необычное путешествие – в ПОХОД! А вы знаете, что к походу люди готовятся заранее. Мы должны быть в хорошей спортивной форме; дружные, организованные, смелые. В ваших командах есть маленькие дети, поэтому вы должны быть внимательными, чтобы никто не потерялся на нашей туристической тропе.

А сейчас мы проверим, как вы умеете дружить с физкультурой:

Проведем походную разминку:

1. «Надеваем рюкзак» - круговые движения рук плеча вперед, назад.

2. «Определим погоду» - поднести руку ко лбу и поворачиваемся то вправо, то влево.

3. «Собери ветки для костра» - наклоны вправо – влево.

4. «Завяжи кроссовки» - наклоны то к правой, то к левой ноге.

5. «Перепрыгни через кочки» - прыжки вправо – назад – влево - вперед.

6. «Идем в поход» - ходьба на месте.

Нам необходимо разделиться на 3 команды: подойдите к обручам (столам) и посмотрите, что можно положить в рюкзак, чтобы отправиться в поход. Дети стоят, рассматривают, обсуждают.

Команды строятся к своим названиям. По команде: «СОБЕРИ РЮКЗАК» - по одному из участников, подбегаем к столу и складываем предметы в рюкзак.

Ведущий: В ваших рюкзаках есть карта. Найдите ее. Вы видите, что от карты у вас имеется только один клочок, остальное вы должны будете найти на остановках, куда будет указано направление в какую сторону вам идти и что необходимо выполнить на каждой станции. На вашем пути встретятся герои сказок; вы будете отвечать на вопросы и отгадывать загадки. Только после этого вы получите следующий кусочек карты. Капитаны команд, вставайте на свои маршруты и ДОБРОГО ПУТИ. Встречаемся на поляне ТУРИСТА!

Команда № 1 – Маршрут: команды Ракета

  • В гости к сказке.
  • «Болото»
  • К Бабе - Яге
  • По лабиринту
  • «Служба спасения -112»
  • По участку средней группы переправа через реку

Команда № 2 – Маршрут: команды Комет

  • Служба спасения -112
  • В гости к сказке
  • «Через болото»
  • К Бабе - Яге
  • По лабиринту
  • Через участок средней группы переправа через реку
  • На поляну туристов (к шалашам)

Команда № 3 – Маршрут: команды Чебурашка

  • По лабиринту
  • К Бабе-Яге
  • «Через болото»
  • В гости к сказке
  • Служба спасения – 112
  • Вдоль забора старшей и средней групп
  • Переправа через реку
  • На поляну туристов (к шалашам)

1. «Болото»

Туристы идут по разным «островкам» , нельзя наступать на землю – засосет болото: доски пенопластовые, деревянные кубики желтые от конструктора, лестницы, доски). В конце маршрута, на дереве висит конверт с частью карты, но необходимо ответить на вопросы:

Закончи предложение:

  • Заяц зимой белый, а летом….серый
  • Еж спит днем, а охотится …ночью
  • Белка живет в дупле, а еж в …норе
  • Лиса охотится в одиночку, а волк…стаей
  • Зайца от врагов спасают ноги, а ежа…колючки
  • Заяц пушистый, а еж…колючий
  • Лиса живет в норе, а волк в ….логове
  • У белки шубка летом рыжая, а зимой…серая
  • У зайца хвост короткий, а уши…длинные
  • У лисы – лисенок, а у белки - …бельчонок

Молодцы, вы на все вопросы ответили правильно, а вот и следующая часть нашей карты:

Дети ползут через тоннели, перелазят через лестницу-стремянку, перепрыгивают через палочки-кузнечики. Подходят к домику Бабы – Яги.

Баба-Яга:

Здравствуйте, ребята, зачем пожаловали?

Нас привела в гости карта. На ней обозначен твой дом «На курьих ножках». А чтобы нам идти дальше, ты должна отдать следующий кусочек карты.

Б-Я: Хорошо, я его вам отдам, только сначала ответьте мне на несколько вопросов:

1. Назовите животных, которые залегают в зимнюю спячку (медведь,еж)

2. Назовите самое длинноногое животное. (жираф)

3. Какая птица плавает, но не летает? (пингвин)

4. Что птицам страшнее зимой: голод или холод? (голод)

5. Назови зверя, который валит деревья зубами без топора. (бобер)

6. Назови самого хитрого зверька, который встречается во многих русских народных сказках. (лиса)

7. Назови птиц, которые служили в сказке Бабе-Яге (гуси-лебеди)

8. Назови животное, которое может носом устроить фонтан из воды. (слон)

9. Какая птица не высиживает птенцов? (кукушка)

10. Какая птица поет красивее всех других? (соловей)

Б-Я: какие вы умные!

А еще потанцуйте со мной: ТАНЕЦ «БАБА – ЯГА» (по показу)

Баба - Яга отдает часть карты.

От Бабы – Яги (или идя к Бабе – Яге) разложено по земле спортивное оборудование: обручи, палки, веревки, выложен «лабиринт» с стойками, направление движения в одну и другую сторону, в обход детского сада, мимо бассейна, спортивного зала и выходим на участки детского сада.

4. В гостях у сказки (участок 2 младшей группы)

Детей на участке встречает Василиса Премудрая

Здравствуйте, ребята. Вы много знаете сказок? Перечислите… Но самое интересное самим попасть в сказку. Но сначала отгадайте загадки:

Он в берлоге спит зимой,

Под большущею сосной,

А когда придет весна

Он проснется ото сна. (медведь)

Кто с высоких толстых сосен,

В ребятишек шишку бросил,

А в кусты, через пенек,

Промелькнул, как огонек. (белка)

Домовитая хозяйка,

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком

Он поделится медком (пчела)

Мы с вами поиграем в игру «Медведь и пчелы»

Хорошо поиграли? Дети: Да

Текст: Дети произносят и показывают:

Как живем? Вот так! (показывают большой палец)

Как плывем? Вот так! (имитируют плавание)

Как идем? Вот так! (ходьба на месте)

Вдаль глядим! Вот так! (приставляют ладонь ко лбу)

Машем вслед. Вот так! (машут кистью руки)

Как шалим? Вот так! (ударяют кулачками по надутым щекам)

А теперь мы с вами споем:

Какие вы молодцы. И загадки умеете отгадывать и песни петь и играть. Поэтому получите ваш следующий кусочек карты.

4. Служба спасения - 112 МЧС

Дети приходят на участок старшей группы. На столе лежат картинки с цифрами: 01 02 03. Показывают и спрашивают ребят:

01 – вызов пожарных.

Воспитатель: Вы узнали? Что за ситуация нарисована на картинке?

Правильно! Молодцы!

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небе шар,

Там всегда грозить нам будет,

Злой, безжалостный… (пожар)

Вос-ль: 1,2,3,4 если вдруг пожар в квартире..

Итак, ваши действия, если в доме что-то загорелось?

  • Быстро уйти из комнаты, квартиры или дома.
  • Рассказать о пожаре соседям, взрослым, попросить позвонить 01,

Позвонить маме на работу.

  • Хорошо знать и называть свой адрес, рабочий телефон мамы, папы.

Вос-ль: В квартире много дыма, как поступить, что делать?

  • Прикрыть нос, рот мокрым платком, полотенцем.
  • Нужно лечь на пол или пригнуться.
  • Двигаться к двери или к выходу.

Вос-ль: Если на тебе загорелась одежда?

  • Упасть на землю.
  • Начать кататься.
  • Сбить огонь.

Вос-ль: Итак вывод:

Дым увидел – не зевай

И пожарных вызывай!

Помнит, каждый гражданин.

Это номер – 01.

02 – телефон полиции.

Вос-ль: Дома ты один остался

Кто-то дверь открыть пытался.

(показать картинку)

Что будете делать?

1. 02 набирай, зови полицию.

2. Хорошо, четко назови домашний адрес, фамилию, имя.

3. Спокойно расскажи о том, что случилось.

Выводы: Дома я один остался,

Кто-то дверь открыть пытался.

Я тогда 02 набрал

И полицию позвал

Не пройдет пяти минут

Как воришку заберут.

Скорая помощь – 03

Вос-ль: показывает картинку: мама больна, ребенок плачет возле мамы.

Вам знакома эта ситуация?

Что вы посоветуете этому ребенку? Он не знает что нужно делать?

Позвонить соседям, родственникам? (значит потеряно время)

  • Набрать номер 03
  • Рассказать что случилось.
  • Назвать адрес, фамилию, имя.

Выводы :

Если мама заболеет,

Не волнуйся и не плачь,

Набери «03» скорее,

И приедет к маме врач.

Если что-нибудь случится,

Помощь скорая примчится.

Мы с вам вспомнили самые главные телефоны службы спасения, но есть еще один телефон – кто его знает, телефон МЧС - 112. Где приедут специалисты, которые смогут помочь в чрезвычайных ситуациях: кошку с дерева снимут, вынут голову из металлических прутьев, откроют замок у металлической двери, если вы потеряли ключи…

За правильные ответы мы получаем следующий кусок карты, который нас ведет…

Команда идет на участок старшей группы. Там их встречает Робинзон.

Одежда: лохмотья от юбки, на руках и ногах лохмотья, на голове соломенная шляпа. На досках около домика – зарубки (сколько дней Робинзон провел на острове).

Робинзон: Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Робинзон, я моряк, который попал в кораблекрушение

Я очень долго прожил один на необитаемом острове.

И так рад увидеть столько замечательных ребят.

Ребята, а вы знаете, как себя вести около воды, чтобы не случилась беда?

Одному к реке или к озеру не ходить, только с взрослыми.

В воде не толкаться, не кричать помогите, если этого не требуется.

Не прыгать в воду, если не знаешь дна под водой, иначе можно удариться или зацепиться за подводные коряги и не выплыть из воды.

На солнышке всегда ходить в панаме, как Я! Иначе голову напечет и случится тепловой удар или солнечный.

Робинзон: Ребята, а вы умеете танцевать? Давайте потанцуем танец Робинзонов! (под муз. «Робинзон» дети танцуют по показу).

В конце Робинзон отдает детям кусочек карты.

6. Туристическая тропа.

Она проходит или через участок средней группа или вдоль забора старших групп и средней группы. Нужно встать на веревки, натянутые между деревьев. Держаться за верхнюю, а ногами передвигаться по нижней, приставными ногами. Затем по мостику через «реку» перейти на «поляну туристов», на которой стоят 3 шалаша и разложены по земле одеяла и бревна, на которые садятся дети. Шалаши – домики каркасные, на которые сверху положены ветки.

На туристической поляне – все туристы складывают кусочки карты в одну целую карту. Дети подходят к столам, на которых стоят кружечки с водой.

Построение для подведения итогов нашего туристического похода.

Подъем флага туристов.

После все дети рассаживаются на одеялах, поют песенки детские под баян.

Когда я посещала семинары педагога-новатора Н.Н. Ефименко, меня заинтересовала его мысль о нерациональном использовании территории участка детского сада в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. В каждом детском учреждении есть свободные пространства на территории: дорожки, место за верандами, лужайки, затенённые цветники. Чаще всего они пустуют. Для решения этой проблемыв нашем детском саду была создана творческая группа педагогов и привлечена родительская общественность. В результате совместной деятельностиродилась идея создания и оборудования«Тропы здоровья». Она включает в себябеговую дорожку, полосу препятствий - «терренкур», комплекс для метания и лазания, «Поляну сказок», уголок леса, «Дорожки здоровья» с разметками для разных видов ходьбы, прыжков и бега. Таким образом,мы решили проблему отсутствия стадиона в детском саду. «Тропа здоровья» для мини-походов делится на участки от 2 до 5 метров, которые имеют разное покрытие: травяное, песчаную поверхность, поверхность с галькой, отсевом, беговую дорожку с дренажным слоем от застоя влаги.

Маршрут начинается от калитки, проходит по территории, и продолжается за верандами,достигая 400–600 метров.

Цель туристических прогулок - оздоровление организма детей, формирование выносливости, развитие функции сердечно-сосудистой системы, активизация дыхания, повышение нервно-мышечного тонуса, укрепление мышц нижних конечностей. Во время пешеходной прогулки приобретается навык ориентировки на местности, умение разбираться в карте-схеме маршрута, прививается любовь к родной природе, к земле. Каждый поход имеет и так называемый сюрпризный момент - неожиданное задание или интересная встреча (с Лесовичком, гномом, ёжиком, лисичкой и т. д.). Прогулки должны сопровождаться правильным дыханием, хорошим настроением, появлением ощущения «мышечной радости» к концу пути. Настоящая походная деятельность дошкольникам еще не доступна. Но при подготовке и проведении туристических прогулок, в процессе общения с детьми, педагог употребляет термин «поход». Туризм в детском саду - это большая серьёзная игра, внутри которой присутствуют другие игры. Во время движения детям нравится играть, например,в «Слова-рифмы», «Города». В игровой форме выполняется полученное задание, подводятся итоги.

Нашу «Тропу здоровья» мы используем не только на занятиях, но и как один из элементов работы с детьми во время приёма на свежем воздухе, на прогулке, в вечернее время. Эта работа нашла своё отражение в плане оздоровительно-профилактической работы каждой возрастной группы.
Туристическая прогулка может преследовать экологические цели - ознакомление с природой, воспитание бережного отношения к ней, оказание помощи в ее охране и защите. Также происходит интеграция развития речи дошкольников с туристической прогулкой, театрализованная деятельность на свежем воздухе . Но главнаяцель и задача мини-походов - оздоровление детей, т.к. от обычной познавательной экскурсии туристическую прогулку отличает насыщенная двигательная деятельность детей (не менее 80%). При определении физической нагрузки учитывается ряд факторов: возраст детей, уровень их двигательной активности и подготовленности, состояние здоровья, вид туристической прогулки, погодные и климатические условия.

Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что папы и мамы зачастую мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Некоторые родители оберегают своих малышей от физических усилий (“не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди”), даже от здорового соперничества в подвижных играх. Поэтому необходимо систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей о целях, задачах и формах физкультурно-оздоровительной работы с детьми в детских образовательных учреждениях.

Родителей нашего детского сада мы знакомим с маршрутами здоровья детей, проводимциклы семинаров-практикумов с показом практической работы педагогов.

Вариант алгоритма проведения пешей прогулки.

Переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий,

Наблюдение в природе и сбор природного материала,

Беседа о лесе с использованием художественного слова и разных вопросов к детям,

Выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверят, насекомых),

Подвижные и дидактические игры,

Физкультурное занятие или комплекс игр и физических упражнений,

Комплекс упражнений общеразвивающего воздействия, проводимых в игровой форме,

Упражнения на полосе препятствий (пеньки, ветки, горки),

Самостоятельные игры (на привале),

Игровые упражнения, подобранные с учётом уровня развития двигательной активности детей.

В зависимости от сезонных и погодных условий определяются цель и задачи. При подборе упражнений необходимо учитывать индивидуальные возможности детей, их настроение.

Каждый мини-поход включает три этапа.

1 этап - подготовка

2 этап - проведение

3 этап - подведение итогов

Одевание по сезону.

Обращение к родителям, рассказ о предстоящей прогулке.

Рисование эмблемы.

Подготовка снаряжения

Прохождение намеченного маршрута.

Действия в соответствии с темой прогулки.

Наблюдение.

Составление мини-отчёта о прогулке (рисунки, поделки, рассказы и др.)

Заседание в клубе «Юных путешественников» (в день мини-похода во второй половине дня).

Структура мини-похода.

Первая часть – вводная,длительностью до 5 минут.

Цели: сообщить задачи и краткое содержание предстоящей деятельности, проверить состояние личного снаряжения и готовность к походу.

Вторая часть - движение по разработанному маршруту (до 40 минут).Этот этап включает от одного до трёх (в зависимости от физической подготовленности, сезона, погоды) переходов с кратковременными (5-10 мин) привалами для отдыха (разные виды ходьбы, общеразвивающие упражнения, полоса препятствий, основные виды движения: метание, бег, лазание и т.д.).

Третья часть - включаются несколько подвижных игр или игровых упражнений, следующих одно за другим (до 15 минут) Дети тренируются быстро переключаться с одного двигательного задания на другое, формируется ловкость, быстрота, координация. Например, преодоление паутины (из верёвок), затем «Лесные ловишки», «К дереву беги». Зимой сокращается длительность отдыха на привалах. Движения заменяются по сезону (ходьба по траве - ходьба по глубокому снегу; ходьба по узкой дорожке - ходьба «след в след»).

Периодически воспитатели проводят цикл бесед, сюжетно-ролевую игру «Туристическое агентство», во время которых дети получают необходимые знания о туризме и предстоящих походах, овладевают специальными терминами: турист, палатка, привал, маршрут, карта. Для повышения интереса детей к занятиям туризмом и закрепления приобретённых умений и навыков могут быть проведены спортивные игры-развлечения. Зимой - катание с горки, лепка снеговика, снежный лабиринт. Летом - игры с мячом и ракеткой, хоккей на траве и т.д.

В прогулках-походах участвуют инструктор физической культуры и воспитатели групп. Проводятся туристические прогулки в первой половине дня за счёт времени, отведённого на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе, что позволяет детям реализовать свою потребность в ежедневной двигательной активности. А регулярное проведение занятий на открытом воздухе, постоянно меняющиеся метеорологические условия: температура, влажность, ветер, в сочетании с физическими упражнениями оказывают комплексное закаливающее влияние на организм детей. Высокая двигательная активность на воздухе усиливает работоспособность сердца и лёгких детей, обеспечивает повышенное насыщение кислородом органов и тканей, стимулирует и совершенствует деятельность центральной нервной системы.

После высокой двигательной активности на занятии прогулка должна быть спокойной. Но, как показывают наблюдения, физкультурные занятия в начале прогулки стимулируют самостоятельную деятельность детей: они чаще используют физкультурные пособия на участке, организуют подвижные игры. В холодное время годазанятие проводится в конце прогулки, чтобы дети после активной мышечной деятельности оказались в помещении.

Очень хочется, чтобы двор стал не просто местом положенной по расписанию прогулки, но и двигательной средой. Такую среду ещё можно назвать пространством, которое с одной стороны провоцирует на разнообразную двигательную деятельность, а с другой - затрудняет её, даёт право выбора нагрузки по силам, по интересам, по возможностям.


«Рецепты» организации пеших прогулок-походов

  1. Целесообразно сделать по маршруту насыпные горки из естественного грунта различной протяжённости и высоты. Детям очень интересно подниматься и спускаться с таких горок бегом.
  2. Что метать в мишени? Мячи, шишки, разнообразные «гранаты», снежки. Хорошо, когда при попадании мишень переворачивается или закрывается. Это поддерживает интерес детей. Так же нужен жёлоб, чтобы метательные снаряды возвращались назад.

3. Как соорудить комплекс для лазания? Один из простых способов лазания – «паутина»,

это физкультурный комплекс, сделанный из верёвок, резинки с опорой на 3-4 столба,

или протянутый между стволами деревьев.

4. Для организации прыжковв естественных природных условиях можно использовать

разной высоты пеньки с набитыми крышками – «мухоморы».

  1. Поляну сказок можно использовать для проведения вводной части, разминки, различных имитационных движений.
  2. Уголок леса идеально подходит для организации привала в середине или в конце пути.
  3. Лабиринт можно сделать авторским по своим чертежам, соблюдая рекомендуемые размеры.

Все эти сооружения из мишеней, горок, брёвен, пней и прочего нужно устанавливать постепенно, посмотреть, как работает, внести изменения и только тогда вносить усложнения или дополнения. Не сразу на века строить, а наблюдать и совершенствовать. От чего-то отказываться, что-то изменять. И, самое главное, всегда помнить о безопасности оборудования.

Сейчас много гипервозбудимых детей. После активной деятельности таким детям, чтобы снять расторможенность, нужны упражнения, требующие уравновешенности. Самое простое – упражнение в равновесии. Прошёл по буму, удержал баланс – значит, успокоился!

Нам всё больше и больше нравятся туристические прогулки, т.к. благодаря им нам стали не страшны ни дождь, ни ветер. Мы можем заниматься и под небольшим дождём с зонтиками, и на крылечке детского сада, всегда спешим на воздух, если там не очень ветрено и морозно. Впереди много неизведанного: игры по ориентированию на местности, знаки туристской маркировки, узлы для дошколяти много другого.

Большую роль играют физкультурные праздники (совместные с родителями и детьми). Чаще всего содержание физкультурных праздников согласуется с сезонными явлениями.

Осень:

Совместный спортивный осенний праздник;

Пешеходный поход в осенний лес;

- “Зов джунглей”.

Зима:

Новогодний спортивный праздник;

- «Крокодил Гена идёт в армию» (праздник вместе с папами и действующими военнослужащими),

- «Проводы русской зимы».

Весна:

- “Здравствуй, масленица!” (весенний спортивный праздник, построенный на народных играх, забавах);

- “А ну-ка, девочки” (совместный с родителями и детьми праздник, включающий в себя конкурсы, эстафеты);

- «Славься, славься, День Победы!» - туристский слёт (туристская полоса препятствий и соревнования по ориентированию),

- “Всё наоборот” - первоапрельский весёлый спортивный праздник;

Легкоатлетическая эстафета (круг 400 метров делится на 4 дистанции: 1 - девочки; 2 - мамы; 3 - мальчики; 4 - папы);

- “Весенний пешеходный поход в лес”.

Лето:

- «Дружат дети всей земли» - малые Олимпийские игры

-“День озорника”

- “День Нептуна”

- “День скакалки”

- “День велосипедиста”

- “День мяча”

Традиционное итоговое мероприятие по мини-походам проходит в начале мая в виде туристического слёта, приурочено оно обычно к великому празднику День Победы. К этому времени дети уже приобретают туристический опыт, у них есть определённые знания и навыки.

Я обратилась к теме истории спорта, для того, чтобы познакомить детей с зарождением Олимпийских игр в Афинах, с современными видами спорта, с идеалами Олимпийского движения. По моему мнению, это должно заложить в сознании ребят интерес и уважение к занятиям физкультурой.

Нравственный аспект - безусловная основа туризма и краеведения. Создавать нравственную атмосферу помогают правила, девизы, речёвки, кубанские народные игры, пословицы, основанные на казачьих традициях: «Казак без коня, что солдат без ружья», «Назвался туристом - надевай рюкзак», «Кончил дело - помоги товарищу», «Хорошие туристы не лежат на диване», «Терпи казак, атаманом будешь», «Сорили другие - уберём мы», «После нас лучше (чище), чем до нас», «Слушаем тишину - учимся слушать музыку природы».

Таким образом,используя мини-походы, мы решаем важную задачу - воспитание человека деятельного, инициативного, способного найти выход из создавшихся трудностей, помогаем благополучно войти в социум в будущем, формируем жизненную позицию, привычку к здоровому образу жизни, укрепляем и закаляем растущий организм наших воспитанников, тем более, что двигательная деятельность детей осуществляется в занимательных условиях игры, следовательно, на положительном эмоциональном фоне.

Туристические прогулки в режиме дня детского сада №160

(Таблицу см. во вложенном файле) .

Схема «Тропы здоровья»,описание маршрутов.
















Перспективный план мини-походов для детей 5-7 лет.

№ п/п

Тема занятия

Сроки проведения

Ответственные

«Мы - туристы»

2-я неделя сентября

Воспитатели

«Путешествие в осенний лес»

3-я неделя сентября

Инструктор

«Осенняя экскурсия»

1-я неделя октября

Инструктор

«Лесные приключения»

4-я неделя октября

Инструктор

«Хочу стать ловким»

1-я неделя ноября

Воспитатели

«Осенний букет для мамы»

2-я неделя ноября

Воспитатели

«Готовимся к зиме»

1-я неделя декабря

Воспитатели

«Зимой на воздухе»

2-я неделя января

Инструктор

«Зимние забавы на санках»

3-я неделя января

Воспитатели

«Взятие снежной крепости»

1-я неделя февраля

Инструктор

«Дорожные знаки»

1-я неделя марта

Воспитатель

«К бабушке пешком»

2-я неделя марта

Инструктор

«Путешествие в зоопарк»

2-я неделя апреля

Инструктор

«Мы идём в поход»

4-я неделя апреля

Воспитатели

«Путешествие за кладом»

1-я неделя мая

Инструктор

«Среди красок природы»

3-я неделя мая

Воспитатели


Мини-поход «Лесные приключения » (5-7 лет)

Вид: спортивно-тренировочный.

Цель: обучение преодолению естественных препятствий.

Задачи:

Бег с изменением направления; отработать корригирующие упражнения на осанку, ходьбу на полусогнутых ногах; научиться выполнять гимнастические упражнения и основные виды движения чётко, правильно, всегда следить за положением осанки; соблюдать дистанцию при выполнении основных упражнений поточным способом; развивать выносливость при циклических упражнениях;

Развивать доказательную речь.

- Прививать любовько всему живому на земле, воспитывать желание сочувствовать и помогать в трудную минуту.

Совершенствовать формы общественного поведения в совместной деятельности (очистить поляну от мусора, накрыть «стол» для всей группы).

Инвентарь : рюкзаки по количеству детей с бутылкой воды, вафлей. Подстилка, палатка для привала. Теремок, бабочка, лягушка, зайчик, волк, медведь. Корзины с шишками, 3 красных флажка. «Паутина» из резинки - 2 шт., много небольших игрушек. Оригами «Голубь - по количеству детей.

1 часть. Вводная.

Инструктор : Мальчики и девочки, сегодня ночью мне приснился интересный сон: мы с вами оказались в большом, густом лесу. Вы уже догадались, что я хочу предложить вам отправиться в мой сон. Итак, сегодня мы побываем на живописном озере и поиграем в растения, насекомых, птиц и животных. Сегодня мы отправимся в поход. Вы хотите отправиться в поход? А как надо вести себя в походе?

(Ответы детей).

Инструктор: Поход дело серьёзное. Мы должны быть собранными, дружными. Берите свои рюкзаки с водичкой и отправляемся в путь. Станьте в колонну по одному. Песню запевай!

(Поём песню «Если с другом вышел в путь»).

Ход занятия.

II часть. Остановка на «Поляне сказок».

Инструктор : Жил-был Зелёный Лес. Это был не просто Зелёный Лес, а поющий зелёный лес. Берёзы там пели нежные песни, дубы - песни дубов. Пела речка, но звонче всех пели, конечно, птицы. Синицы пели синие песни, а малиновки - малиновые. Но сегодня в этом сказочном лесу случилась беда. Злой волшебник заколдовал всё живое: зверей, птиц, деревья, кусты. Ребята, мы поможем сказочному лесу?

Дети : Да.

Инструктор : Тогда в путь! Пойдём в лес по тропинке, которая должна нас вывести на поляну, полную света и тепла.

Колонной по одному дети идут друг за другом на разминку.

Инструктор: Оглянитесь вокруг, какой высоты становится трава! Значит лесное озеро уже близко.

Дети кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, голову чуть-чуть наклоняют вниз и идут друг за другом один круг.

Инструктор: На пути показались большие деревья!

Дети, подняв руки вверх, на носках идут колонной.

Инструктор : Постепенно приходится осматривать и ощупывать дорогу перед собой. Выбрасываем то левую, то правую ногу в сторону, продвигаясь вперёд.

Ну что же, мы всё проверили. Идём шагом! (Один круг ). Глубоко вдыхаем лесной воздух и говорим «Ау!».

Ребята, тихо-тихо мы подышим, сердце мы своё услышим. Тук-тук-тук. Представьте, что у вас вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Давайте немного этого тепла и света пошлём сказочной поляне. (Дети выносят руки от груди вперёд ладонями вверх) . Молодцы!

Ребята, лесок стал оживать. Но что я вижу? Теремок. Кто в тереме живёт? Бабочка. Дайте ей, как договаривались, кусочек тепла от своего сердца. (Руки вперёд).

Бабочка : Как прекрасно жить на свете, вы согласны со мной дети? Тогдалетите за мной! (Бег со взмахами).

Инструктор : А это кто? Лягушка! Отдайте ей кусочек своего тепла, она смотрит на нас, она живая, прыгаем вперёд! (На двух ногах, на одной ноге).

Инструктор : А вот мышка куда-то пропала! Её не хватает в этой сказке. Но зато на нашем пути встретился зайчик! Зайчик, что ты умеешь делать? Лапкой умываться (растирают нос) , чисто вытираться (растирают лоб), гребешком чесаться (гребнем по волосам ). (Самомассаж) . Подарите ему кусочек тепла.

Инструктор: А это волк - зубами щёлк. Он за нами гонится, бежим по дорожке большими шагами. (Один круг) . Всё, погоня закончилась. Скорее давайте ему кусочек своего доброго сердца. Он вам говорит «Спасибо!». (Дыхательное упражнение «Веер»: «ох-ох-ох» - обмахиваясь руками).

А вот и медведь. Что он сделал в сказке? (Развалил дом). Правильно. Скорее ему посылайте кусочек своего доброго сердца. И нам пора к новым приключениям! Пройдём один круг и, взмахивая то правой, то левой рукой, скажем «До свидания!».

Переход на лабиринт.

А теперь покажем зверям, какие мы сильные и умелые! Нас ждут забавные «физкультуринки».

Общеразвивающие упражненияс использованиемлабиринта.

1. «Посмотрим по сторонам ». Ип: упор лёжа на лабиринте. Повороты головы в стороны, вверх-вниз.

2. «Накачаем воду в озеро ». Ип: то же. Отжимания от лабиринта. (Хлюп-хлюп)

3. ЛюбопытнаяВарвара. (Присесть, держась за лабиринт, встать,поднявшись на носки, руку козырьком ко лбу, «что видите?»).

4. «Розовые пяточки». (Голову наклонять пониже при сгибании рук в локтях, при этом поднимать поочерёдно повыше ногу).

5. Сердитый шлагбаум . Не пропускает непослушный автобус! Стоя боком к лабиринту, с опорой на него рукой, отведение одной ноги в сторону со словами «Не пущу, не пущу! Красный свет, хода нет!». (Затем поворот в другую сторону). Спросить: «А вы не переходите на красный свет? И на велосипеде не ездите на красный свет? И на роликах? Никогда не переходите на красный свет!».

6. Коровки и бычки . А вот коровки и бычки этого не знают. Стали у дороги и мычат «Му-му!» (Одну ногу закинуть на лабиринт, стоя к нему спиной, на другой слегка приседать. Рукой изобразить рога. Поменять ногу).

7. Непослушная нога делает, что ей хочется! Пока бычки переходили через дорогу, у нас развязались шнурки! (Занос ноги на лабиринт, стоя к нему лицом). Поменять ноги 3-4 раза.

8. Трусливые зайцы . А вот и трусливые зайцы хотят перейти через дорогу, но не знают как. Шныряют туда-сюда! (Лазанье под лабиринт). А голодный волк ходит, ищет их. (Инструктор изображает голодного волка).

9. А вот и мышка, которая потерялась на поляне сказок. Мышиный хоровод. (Сначала ходьба вокруг лабиринта на носках, бег по лабиринту).

1) Проверка на ловкость. (Бег по прямой, затемзмейкой между рюкзаками, разложенными на расстоянии 50 см друг от друга на беговой дорожке).

2) Обратно ходьба по полосе препятствий - 2-3 раза. На кочках спрыгивание и запрыгивание.

3) Метание шишками с расстояния 4-5 м (от флажка) правой и левой рукой.

Инструктор : Мы показали свою ловкость и силу. Давайте играть и веселиться. Берите рюкзаки и идём дальше.

На ходу говорят речёвку «Мы - туристы»:

Кто шагает дружно в ряд?

Наш детсадовский отряд.

Мы хотим быть смелыми,

здоровыми, умелыми!»

3 часть. Игры.

Инструктор. Смотрите, какую паутину сплёл сказочный паук, даже две, одну для девочек, а другую для мальчиков. Нам через неё надо пробраться. Задевать нельзя даже косичками! Не запутайтесь. По очереди, берегите друга.

В этом лесу много разных игрушек. Вы должны бегать так, чтобы не задеть ни один предмет. Кто задел, выходит из игры.

(Игра идет до победителя. 2-3 раза).

Инструктор : Ребята, посмотрите вокруг, какой всё-таки лес красивый! Вы сегодня спасли всё живое от злого волшебника своим добром и любовью. Голубь - символ мира. Возьмите их на память себе домой.

4 часть. Привал.

А теперь привал или, по-другому, отдых! Разобьём палатку, расстелем покрывало!

«Завтрак на траве».

Мини-поход «Зимние забавы - взятие крепости» (5-7 лет).

Вид : познавательный.

Цель : знакомство с праздником День защитника Отечества в рамках военно-патриотического месячника.

Задачи:

Упражнять детей в умении регулировать ширину шага при ходьбе, развивать чувство равновесия. Совершенствовать технику метания в необычной обстановке.

Приучать детей выполнять знакомые движения в тревожной ситуации.

Обучать элементам ориентирования на местности по компасу.

Развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы.

Развивать умственную операцию сравнения при отгадывании загадок. Активизировать словарь в соответствии с лексической темой «Зима. Зимние забавы».

Воспитывать патриотизм, чувство товарищества и коллективизма.

Инвентарь : санки, компас, карточки с загадками, знамя, снежная крепость, снежки или мешочки, снежные горки.

I часть. Вводная.

Инструктор : 23 февраля - День защитника Отечества. Пройдет немало времени, и на смену нынешним воинам нашей армии придут наши мальчишки. Кто-то, возможно, будет нести службу на Севере, где много снега. Что вы знаете о Севере?

Дети: Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности Земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему там царство льда и снега. Земля замёрзла, везде снег, температура воздуха до -50.

Инструктор : Сегодня и у нас снег в городе!

Я предлагаю отправиться в поход на север, где нам надо будет показать, какие мы смелые и умелые, найти и завоевать крепость. Я знаю пословицу, которую придумали в народе: «Хорошие туристы не лежат на диване». Как вы думаете, что люди хотят сказать этим выражением? (Ответы, доводы детей). Верно, даже если за окном много снега, холодно, мы должны быть активными, путешествовать, закаляться. Догадайтесь, что нам поможет определить, где север, а где юг? Слушайте загадку:

И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,

А ведёт нас за собой.(Компас) .

Правильно, в походе поможет нам компас.

Напомню, что синяя стрелка указывает на «север», а красная-на «юг». Наши санки оставим в лесочке, они нас подождут немножко. Но прежде, чем начать путешествие, нам необходимо сформировать отряд. (Дети строятся парами).

В ыход на «Поляну сказок» по компасу.

Инструктор. Я вижу, что настроение у вас замечательное. Как хорошо, что сегодня мы пошли в поход! А сейчас я загадаю вам загадки. (По ходу движения). Слушайте каждую внимательно до конца и только потом говорите отгадки.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость людям подарила

И на санках прокатила. (Зима).

Скатерть бела всю землю одела. (Снег).

Нахмурилось небо. Наверно, не в духе!

Летают, летают белые мухи. (Снежинки ).

Молодцы, ребята, хорошо умеете загадки отгадывать! А вы знаете, какое сейчас время года? Почему вы так считаете? Как вы думаете, какого цвета зима? Какая погода бывает зимой? В какие игры вы играете зимой? (Ответы детей). Как хорошо, что вы так много знаете о зиме! Мы пришли на «Поляну сказок». Как красиво на поляне! Всё здесь укрыто снегом. Какой бывает снег? (Ответы детей).

Ходьба парами по глубокому снегу по дорожке к «Поляне сказок» и на ней, ходьба по узкой тропинке по одному,

Ходьба по следам зайца (семенящий шаг ), оленя (выпадами ),бег трусцой как белая куропатка, ходьба с восстановлением дыхания: «Полярная сова угукает».

Игра по ходу движения: «Смена ведущих» . Дети движутся в колонне по одному. Воспитатель называет имя ребенка, который должен бегом занять место направляющего.

II часть. Выходят на полосу препятствий.

Инструктор : Ребята, продолжаем идти на север, ищем снежную крепость. Но прежденужно незаметно подобраться к крепости (к снежной горке ). А что такое крепость? (Ответы детей ). Правильно, это высокое башенное здание. Помните, мы вчера с вами построили снежную крепость? Водрузили на неё знамя. Сегодня она будет крепостью, которую надо найти и завоевать. Сейчас идём по лабиринту. На нашем пути цепочка следов. (На заснеженной беговой дорожке взрослые заранее оставили следы). Нужно пройти так, чтобы не оставлять после себя никаких дополнительных следов. (Упражнение «След в след»: следы расположены на разном расстоянии, пятки сближены, носки разведены, расстояние 20-30 см). Если вас обнаружат, то надо быстро укрыться за любым деревом.

В конце, когда все дети перейдут дорожку, выбегает солдат (охранник детского сада), который смотрит по сторонам и как будто никого не видит. Он говорит: «Я видел с горы, что к нам кто-то идёт, но никого нет. Наверное, не рассмотрел». Уходит.

Инструктор: Давайте, пока нас не обнаружили, вернёмся домой.

(Дети возвращаются, минуя цепочку следов).

Инструктор : Ну что, больше не пойдём? Ладно, давайте ещё раз попробуем пробраться. Может, нам пробежать по этим следам или пройти быстрее, тогда нас не успеют засечь? Кто сможет быстрее пройти, тот идёт первым, а мы пойдём за ним.

Повторяется первая ситуация, но после того как дети спрячутся, солдат проходит по цепи дорожки и проверяет, все ли попали след в след. Если он обнаружит дополнительные следы, то начинает искать нарушителей, натыкается на детей и пытается их поймать, а педагог в это время даёт сигнал «Быстрее в укрытие» (за веранду). Дети возвращаются.

Инструктор . Что же нам делать?

Все обсуждают ситуацию. Желательно расположить детей спиной к крепости, чтобы солдат мог незаметно покинуть крепость.

Принимается решение ещё раз пройти к крепости, несмотря на то, что её охраняет солдат. Но на этот раз взять с собой снежки (если снег липкий, то дети сначала лепят снежки; если снег не липкий, то подготовить мешочки) и атаковать крепость метанием. Перед крепостью на расстоянии 4 м чертится линия, а за линией ров шириной 700 см, глубиной 30 см, в крепости отверстия. Снежки можно перебрасывать через стены крепости, а можно бросать в амбразуры.

Бросив снежки (мешочки) и не встретив никакого противодействия, дети решают, приблизиться к крепости, перепрыгнув через ров. Когда все перепрыгнут и начнут подходить к крепости, изнутри крепости охранник начинает метание снежков по атакующим. Увидев солдата, педагог предлагает быстро перепрыгнуть через ров обратно и бежать в укрытие. Солдат продолжает «стрелять» снежками со стороны крепости. Атакующие тоже начинают метание. И ещё пытаются завоевать флаг. Если снежок защитника крепости попадёт в того, кто забирает знамя, в плен попадает весь отряд атакующих. Поэтому он должен принимать правильное решение, и может быть оставить знамя на месте. «Раненые» доставляются в плен, в крепость, и переходят на сторону защитника крепости.

Педагог предлагает подобраться к крепости с другой стороны. Обходной путь предусматривает лёгкий бег. Обойдя кругом, дети неожиданно берут в плен (в круг) солдат.

Дети договариваются, что отпустят солдат из плена, если те смогут выскочить из круга. Проводится игра по типу «Мышеловки».

Переходв «Уголок леса».

3 часть.Самостоятельная двигательная деятельность детей

Инструктор. Нет солдату передышки, такова армейская жизнь! Что ж, новобранцы, боевые учения вы прошли успешно. Преодолели все препятствия, отгадали все загадки. Отгадайте ещё одну:

Ой, насыпало снежка!

Вывожу коня-дружка,

За верёвочку-узду

Через двор коня веду,

С горки вниз на нём лечу,

А назад его тащу. (Санки).

Инструктор : Правильно, ребята, санки всё лето стояли, зимы ожидали, как же на них не покататься! (Разделить детей напод­ группы по трое по желанию).

Катание на санках по кругу, змейкой на «Поляне сказок».

Инструктор : Придумайте ещё немного зимних забав и назовите их мне.

(Дети предлагают катание со снежной горки на санках, скольжение по ледяной дорожке, лепка из снега).

4 часть. Сбор детей и возвращение в детский сад .

5 часть . Подведение итогов мини-похода во второй половине дня в форме отчётов-рассказов детей по типу заседания клуба путешественников.

Мини-поход «К бабушке пешком» (5-7 лет )

Вид: развлекательный

Цель : поддержание интереса к туризму в форме прогулки с элементами развлечения.

Задачи :

Оздоровление организма детей во время пешеходной прогулки: развивать аэробические возможности организма. Развитие силы, ловкости, навыков самоорганизации;

Приобретение навыков ориентировки на местности, умения разбираться в карте-схеме маршрута;

Подготавливать к преодолению возможных трудностей (полоса препятствий);

Воспитывать чувство доброго отношения к близ­ кому человеку; закрепить в речи представления детей о семейных отношениях и о семье;

Создание атмосферы доброжелательности у детей и взрослых в период похода; воспитание чувства товариществ, взаимопомощи.

Оснащение занятия: Рюкзаки, бублики, любимая игрушка, оборудование полосы препятствий: лягушатник, паутина. Персонажи: игрушка Лесовичоки Бабушка. 10 клубочков синего и красного цвета, корзина с соком. Пластиковая бутылка, карта, карточки со схемойзадания.

Ход занятия

Предварительная работа: беседы с детьми о семье, о бабушках. Каждый ребенок в группе должен рассказать о своей бабушке. Для этого педагог предлагает детям рассмотреть семейные фотографии, обсуждает с ними, кто на кого похож.

Инструктор : Что же такое семья?

(Ответы детей).

Инструктор : Как вы думаете, мы с вами можем быть семьёй?

(Ответы детей).

Педагог подводит детей к мысли, что семья - это родные люди: мама, папа, бабушка, дедушка и т.д. Это родственники, мы их любим и дорожим ими.

Инструктор : В одной семье существует несколько поколений: молодое - дети; среднее - мамы и папы; пожилое - бабушки и дедушки; старшее - прабабушки и прадедушки.

Какое время года сейчас? А месяц? Что за праздник отмечает вся страна 8 марта? (Ответы детей). Вот и мы с вами сегодня отправимся в поход, в гости к моей бабушке. Бабушка живёт далеко, на пути нас ждут преграды и задания. И поможет нам её найти карта, о которой мне рассказал Старичок-лесовичок. Но сначала мы уложим рюкзаки для похода.

«Уложи рюкзак»

На групповой площадке группа разбивается на две-три команды и выстраивается на линии старта в две-три колонны. На старте размещаются вещи (коврик, куртка, фляжка, котелок, кеды, кружка и пр.), которые необходимо уложить в рюкзак, находящийся в 15-20 м от игроков. Число вещей должно соответствовать числу участников игры. Игрокам дают возможность рассмот­ реть вещи и договориться о последовательности укладки рюк­ зака.

По сигналу педагога капитаны подбегают к рюкзаку и укла­ дывают в него взятую со старта вещь, наиболее подходящую для начала укладки. Затем возвращаются на старт и передают эста­ фету касанием руки следующему игроку. Так по очереди каж­ дый игрок продолжает укладывать рюкзак к походу. Последний в команде игрок, завершив укладку, приносит рюкзак на старт.

Побеждает команда, которая правильно и быстро уложила рюкзак (вместе с детьми педагог проверяет оба рюкзака, анали­ зирует ошибки).

Инструктор : Оденьте рюкзаки, и пойдём скорее в наш лесочек. Он нас ждёт. (Ребята отправляются в путь. По дороге общаются с педагогом).

1 часть. Вводная .В уголке леса появляется игрушка Старичок-лесовичок:

Это я, едой старик,

Называюсь Лесовик.

Этот лес я сторожу.

За порядком здесь слежу.

Инструктор и дети: Здравствуй, старичок-Лесовичок!

Лесовичок : Здравствуйте, дети. Зачем пожаловали?

Инструктор: Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой. А также мы идём в гости к бабушке. Ты не знаешь, как нам её найти?

Лесовичок : От мостика сделаете 5 шагов к берёзе, затем повернётесь направо, сделаете 10 шагов к ёлке. Увидите лавочку, а под лавочкой - бутылочка волшебная. В ней карта, рассмотрите её и узнаете, что вам делать игде живёт ваша бабушка. Только знайте, что вас ждут разные испытания. Ведь я хочу убедиться, что вы смелые и выносливые.

Инструктор : Спасибо тебе, Лесовичок. (Выполняют задание. Найдя карту, рассматривают её. Решают, куда идти).

2 часть. Основная.

План карты. (на карте цифрами обозначено место карточек-испытаний).

1 этап. Уголок леса . В соответствии со схемой дети находят карточку с 1-м заданием: «Назвать деревья вокруг». Игра «Раз, два, три, к названному дереву беги!». Надо по сигналу, подбежав к дереву, рассмотреть его и рассказать, как изменился вид дерева по сравнению с прошлым походом.

2 этап. На дорожках детского сада . На карточке изображён «Бег парой». Команды строятся за линией старта в колонну по два. По сигналу бегут первые пары, взявшись за руки. Обегают деревья, возвращаются назад, передают эстафету касанием рук и становятся в конец колонны.

3 этап. «Прыжки из вагона в вагон» (рисунки на асфальте). Колонна становятся по одному за линией старта. По сигналу участники с рюкзаком за спиной прыгают на двух ногах из вагона в вагон (поточным способом) - 2-3 раза.

4 этап. «Поляна сказок». Прохождение «Лягушатника», изготовленного из сухих веток и прутьев и «Паутины» из верёвки с двумя-тремя резкими поворотами.

5 этап. Полоса препятствий. Пробежка по беговой дорожке с передачей эстафеты, ходьба змейкой между деревьями, бревно, метание шишек в вертикальную мишень.

6 этап. Встреча с Бабушкой , которая сидит в беседке. Она рада внучатам, и просит отгадать загадки:

1) Не живая, а идёт,

Неподвижна, а ведёт. (Дорога ).

2) Чёрен - да не ворон,

Рогат - да не бык,

Шесть ног - да без копыт. (Жук ).

3) Балерина пляшет,

Вся искрится блёстками,

Над цветками машет

Лепестками пёстрыми. (Бабочка ).

3 часть. Заключительная.

Бабушка: Хорошие, умные внучата. Приготовила я вам подарок, он в корзинке. Да вот совсем стара стала, забыла, где оставила. Давайте вместе искать, а помогут нам его найти клубочки синего и красного цвета, которые высыпались у меня из кармана по дорожке в детский сад. 5 синих - для мальчиков и 5 красных - для девочек.

Побеждает команда, нашедшая первой корзинку. В ней - сок.

Инструктор . Пора прощаться с бабушкой и Лесовичком. Давайте их поблагодарим за всё.

Возвращение в детский сад.

Список использованной литературы:

1. М.А.Рунова «Двигательная активность ребёнка в детском саду». М., 2000

2. Н.Н.Ефименко «Театр физического воспитания иоздоровления детей дошкольного возраста». Таганрог, 2004

3. С.В.Реутский «Физическое развитие ребёнка». Спб: Речь, 2009

4. Н.Ч.Железняк «Занятия на тренажёрах». М., 2009

5. Н.И.Бочарова «Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста». М., 2003

6. Н.И.Бочарова «Туристские прогулки в детском саду». М., 2004

7. Л.Д.Глазырина «Физическая культура – дошкольникам». М., 2000

8. Н.В.Полтавцева «Физическая культура в дошкольном детстве». М., 2005

9. М.Ю.Картушина «Зелёный огонёк здоровья». М., 2009

10. С.Н.Николаева «Юный эколог». М., 2002

11. Журнал Обруч, 4/2009 г., с.34-35.

Марина Филонова , инструктор по физической культуре детского сада комбинированного вида №160 города Краснодара, победитель XIII конкурса «Сто друзей»

Алеся Ермолаева
Туристический поход с детьми старшей группы «Мы-туристы»

Цель : формирование простейших туристических навыков .

Задачи :

1. отрабатывать навыки правильного и безопасного поведения в природе,

2. формировать познавательный интерес,

3. отрабатывать навыки ориентировки в пространстве, ловкость, быстроту,

4. воспитывать чувство коллективизма.

Предварительная работа : разучивание речевки, беседа о правильном поведении на природе, выбор капитана, придумать название команды.

Материалы : аптечка, питьевая вода, покрывала, палатка, предметы для эстафеты «Что возьмем с собой в поход » , карта маршрута, ведерки, кастрюльки, маленькие стаканчики, шнуры, колокольчики, веревки, прищепки, фотоаппарат, спальный мешок.

Участники похода : педагоги, дети, родители.

Воспитатель вызывает капитанов команд и объявляет задание :

Эстафета «Что возьмем с собой в поход » . В нескольких метрах от них на пледе разложены различные предметы – как необходимые в походе , так и совершенно не нужные : свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, кружка, ложка, чашка, фотоаппарат, продукты, карта, спальный мешок, пенка, спортивные гантели, конструктор и др. Капитаны по очереди подбегают к ним, выбирают необходимый для похода предмет , возвращаясь с ним, передают эстафету следующему. По окончании игры воспитатели проверяют правильность выполненного задания, уточняют, для чего нужен тот или иной предмет. Главное правило – в поход берем только то , что необходимо, а не то, что вероятно пригодится.

После того, как все вещи собраны, начинаем движение по маршруту.

Во время следования ребята вспоминают речевку туриста :

Кто шагает с рюкзаком?

Мы туристы !

Кто со скукой не знаком?

Мы туристы !

Эй, ребята, тверже шаг!

Что турист берет в дорогу ?

Песню, ложку и рюкзак!

Прибыв в конечную точку маршрута, туристы организовывают привал.

Воспитатель предлагает детям вспомнить правила поведения в природе :

Не ходить в лес без взрослых,

Не кричать,

Не срывать незнакомые грибы, ягоды,

Не ломать ветви деревьев и кустарников ,

Не выдирать цветы с корнем,

Не разорять муравейники,

Не трогать птиц и гнезда и др.

Игра – эстафета «Походный суп » .

Дети делятся на две команды. Перед каждой командой ведерко с водой, в нескольких шагах стоит кастрюлька. Первый участник команды набирает в стаканчик воду и несет ее в кастрюльку, возвращается и передает его следующему участнику.

Игра «Точный глазомер» - участникам предлагается на глаз определить сколько шагов до куста. Затем ответы проверяются. Победители получают звание «Острый глаз» .

Игра в слова.

Используются слова растительного, животного мира. Первый ребенок называет слово, второй называет слово на тот звук, на который закончилось предыдущее слово и т. д.

Игра «Дружба» .

Дети встают в два круга напротив друг друга.

Я в походе , ты в походе ,

Я веселый, ты веселый,

Я твой друг, ты мой друг,

Давай обнимемся.

Внутренний круг сдвигается по часовой стрелке на одного игрока, игра продолжается до тех пор, пока не обнимутся все участники.

Игра «Паутинка» .

Натягивается веревка с колокольчиками. Какая команда пролезет под шнуром не задев колокольчик.

Игра «Кто быстрее» .

Участники по очереди привязывают веревки, вешают прищепки на своем участке длинного шнура.

Познавательная беседа «Мусор в природе» .

Очень часто туристы , отдохнув в природе, уходя, не забирают мусор, а оставляют его. И проблема не столько в том, что это некрасиво, а скорее в том, что во время разложения этого мусора, в природу выделяются токсические вещества, которые отравляют жизнь животного и растительного мира.

Итак, мусорные остатки естественного происхождения, опавшие листья, ягоды, семена, мелкие веточки, разлагаются в течение сезона и являются ценным источником минеральных веществ.

Банановая кожура разлагается полгода. Остатки костей могут пролежать до 8 лет.

Одежда из натуральных тканей, шерсть разлагаются в течение 2 лет, а вот синтетическая может пролежать до 40 лет.

У бумаги сроки разложения тоже разные. Троллейбусный билет исчезнет с лица Земли за месяц, а детский журнал пролежит около 5 лет.

Обычные доски разложатся за 4 года, а крашеные за 13 лет.

Железная банка разложится за 10 лет, а жестяная – через 90.

Пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты будут лежать 100-200 лет.

Жевательная резинка может разложиться за 30-100 лет.

О чем нам говорит эта информация? Прежде чем бросить фантик, бутылку или еще какой-нибудь мусор подумайте, какой вред вы наносите природе. Соберите свой мусор! Перед уходом поставим оценки за чистоту каждой команде.

Далее дети совместно с воспитателем собирают палатку. Если поход длится несколько дней – без палатки не обойтись! Она станет вашим временным домом в лесу, защитит от насекомых и согреет. Настоящий турист умеет правильно собирать и разбирать палатку, знает, что ставить ее нужно на возвышенности, обязательно на сухом месте. Если неподалеку есть сухая трава – нужно положить ее на место, где будет стоять палатка, чтобы было теплее и мягче спать. А как вы думаете, что должно находиться внутри палатки? Там должны быть туристические пенки (коврики) и спальные мешки. Когда туристы ночуют в прохладную погоду, теплее всего они укутывают ноги, иногда даже надевают на них рюкзак, поскольку считается, что если ноги будут в тепле, все тело не замерзнет. (С детьми подготовительной группы можно собрать палатку. Остальным воспитанникам разрешается посмотреть, как она устроена внутри, лечь в спальный мешок и почувствовать себя настоящим туристом

Туристические загадки :

Он с тобою и со мнойШёл лесными стёжками,

Друг походный за спинойНа ремнях с застёжками.

(Рюкзак)

И от ветра и от зноя, от дождя тебя укроет

А как спать в ней сладко. Что это?

(Палатка)

И в тайге, и в океане. Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,А ведёт нас за собой

(Компас)

Он в походе очень нужен ,он с кострами очень дружен

Можно в нём уху варить. Чай душистый кипятить

(Котелок)

Дети приглашаются к большому, походному столу . Самостоятельная деятельность : сбор шишек, сухих палочек для изготовления поделок.

Дорога обратно в детский сад.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы «Поход в лес» Тема: «Поход в лес» Интеграция областей: коммуникация, художественное творчество, познание, здоровье, социализация, безопасность Интегративные.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми средней группы «В поход за здоровьем» Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы по познавательному развитию Тема: «В поход за здоровьем».

Конспект физкультурного занятия «Поход» для детей старшей группы Конспект занятия с элементами ЛФК в старшей группе. Задачи: 1) Оздоровительная: Снять психологическое и физическое напряжение с помощью.

Конспект совместной деятельности по экспериментированию с детьми подготовительной группы «Мы туристы» Конспект совместной деятельности по экспериментированию с детьми подготовительной группы «Мы туристы» Подготовил: воспитатель подготовительной.

Оксана Файласова

Отчёт о туристическом походе «На прогулку в лес пойдём .

Цель мероприятия :

Оздоровить организмы детей во время пешеходной прогулки . Закрепить знания о правилах поведения во время прогулок на природе . Создать атмосферу доброжелательности у детей и взрослых в период похода . Воспитывать волевые и дружеские качества в подвижных играх.

Хорошей традицией в нашей группе каждый год в осенний период стали прогулки в лес . В ходе этих прогулок у детей формируется представление о характерных признаках осени. Они учатся находить их в природе; наблюдают изменения, происходящих осенью в жизни растений; знакомятся с многообразием смешанного леса; учатся различать некоторые деревья и зимующих птиц; у детей развивается познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа.

Поход пеший и мы идём и любуемся осенними красками осени.

Мы пришли в осенний лес. Он полон красок и чудес.

Ребята, увидели, какой лес красивый!

Дети осторожно раздвигали травку и наблюдали за насекомыми.

Собирали красивые разноцветные листья и мох для осенней композиции.

На лесной полянке дети устроили спортивные соревнования. Разделились на две команды. Придумали названия командам.




Ребята ответили на вопросы : виды походов ; что нужно брать в поход ; как необходимо вести себя в лесу.

Ну, какой же поход без привала . Дети с удовольствием доставали из своих рюкзаков приготовленную родителями еду и угощали друг друга.


Ребята устроили яркий фейерверк из опавших листьев и попрощались с лесом до следующего года.

Уставшие, но счастливые дети возвращались в детский сад.

С хорошим настроением дети вернулись в группу и долго еще после похода делились впечатлениями о своих приключениях.

Вот такой интересный выдался у нас мини - поход .

Детям очень понравилось. А уж, какие эмоции были у наших детей. Было очень интересно.

Публикации по теме:

Сценарий выпускного «Скоро в школу мы пойдём» *Дети находятся на детской площадке, они говорят по - очереди, указывая друг на друга. Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел, … пел,.

Фотоотчёт туристического похода «Ближе к природе» Коновалова Наталья Старшая группа Цель: формировать у детей представление о многообразии.

Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «По малину в сад пойдём» Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «По малину в сад пойдём» ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: "Познавательная",.

Образовательный проект «Скоро в школу мы пойдём» (для детей 6–7 лет) Методическая разработка Старшего воспитателя Ганюковой В. М. МКДОУ Детский сад №18 «Веснянка» Образовательный проект «Скоро в школу мы пойдём».

Педагогический проект «Подрастём - служить пойдём» Паспорт проекта «ПОДРАСТЁМ – СЛУЖИТЬ ПОЙДЁМ»«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский Название.

Мы с семьёй очень любим природу и стараемся не упускать возможность посетить лес. Вот и в эти выходные мы собрались поехать в заповедник.