Модель личностно ориентированного взаимодействия не подразумевает. Личностно ориентированная модель педагогического взаимодействия с дошкольниками

25.04.2019

Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком: учебно-дисциплинарной, «невмешательства», личностно ориентированной. Особенности учебно-дисциплинарной модели, а также модели «невмешательства» представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1 Особенности учебно-дисциплинарной модели и модели «невмешательства»

Модель учебно-дисципли­нарная

Модель «невмешательства» в жизнь ребенка

В основе:

обучение ребенка умениям и навы­кам

самостоятельность ребенка: с проблемами он должен справляться сам

Способы общения:

Наставление; - требование; - запрет; - угроза, наказание

Холодное наблюдение; - реагирование уходом; - реагирование раздраженным неприня­тием

Тактика общения:

руководство и контроль

мирное сосуществование рядом, но не вместе

Результат общения:

подчинение, отсутствие самостоя­тельности, иногда агрессия, жесто­кость

разрыв эмоциональных связей

Этих крайностей можно избежать, если руководствоваться личностно ориентированной моделью взаимодействия взрослого с ребенком. Ее характерные черты представлены ниже.

Цель общения по личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком состоит в том, чтобы:

    обеспечить психическую защищенность ребенка, доверие его к миру, показать радости бытия (условия для психического здоровья);

    формировать начала личности (базис личностной культуры);

    развивать индивидуальность ребенка (не путем «программирования», а прогнозированием и содействием развивающейся личности);

    формировать знания, умения, навыки как средства полноценного развития личности.

Условия такого общения: принятие и понимание личности ребенка, основанное на способности взрослого к децентрации (умение становиться на позицию другого); также нужно учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения предполагает учет следующих условий:

    сотрудничество при взаимодействии;

    создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности;

    использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование.

Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).

Поведение ребенка:

    выполнение и положительное отношение к тому, что взрослый говорит, просит;

    высказывание собственного мнения;

    желание достичь результата;

    обращение за помощью.

Результат:

    свобода мышления, воображения;

    исчезает страх;

    возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке;

    появляется единство физического и психического здоровья.

Осуществляя эту модель взаимодействия, свои ожидания и требования к ребенку взрослый координирует с задачей создать благоприятные условия для наиболее полного развития его способностей.

Взрослый прогнозирует и максимально содействует развитию личности ребенка.

Позиция общения

Позиция общения - это положение людей относительно друг друга, при котором существует зрительный контакт. Для того чтобы этот контакт складывался успешно, люди должны стоять лицом друг к другу и их глаза находиться на одном уровне.

Существует несколько позиций общения. Чтобы выбрать наиболее подходящую, нужно почувствовать достоинства и недостатки каждой из них.

Позиция 1. Ребенок сидит на полу, а вы стоите перед ним. Если вы будете разговаривать друг с другом в таком положении, то уже через минуту можете почувствовать, что продолжать разговор неприятно. Тот, кто сидит, должен смотреть вверх; а тот, кто стоит, - вниз, вследствие чего быстро наступает усталость.

Зафиксируйте это ощущение и постарайтесь представить ту же картину глазами ребенка: ваш большой живот, грудь, бесконечно уходящие вверх ноги, длинные руки, подбородок, «точки» рта, носа и глаз. Именно так дети изображают взрослых на своих рисунках.

Позиция 2. Вы стоите рядом с протянутыми друг к другу руками, взрослый не наклоняется, а ребенок не приподнимается. Через некоторое время ваши руки устанут, и вы почувствуете обоюдное раздражение. Родители могут истолковывать его как реакцию на непослушание, а ребенок - как проявление безразличия.

Позиция 3. Руками, свободно поднятыми вверх, попробуйте ласково погладить ребенка. Надолго вас не хватит, и те чувства, которые вы хотели бы передать ребенку, адресата не достигнут.

В описанной позиции люди видят друг друга совершенно по-разному, и передать свои чувства друг другу они практически не могут.

Позиция 4 «Глаза в глаза». Эта позиция способствует установлению наилучшего контакта. Когда собеседники не просто могут видеть глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане, ни один из них не ощущает себя менее важным, значимым, чем другой.

Позиция 5 «Сверху». Такое положение в отдельных случаях необходимо, когда что-либо угрожает ребенку, что-то необходимо решить быстро, но важно постараться сохранить дружеские отношения между общающимися. В повседневной жизни использование такой позиции имеет существенные недостатки. Ее характерным признаком является то, что один из собеседников («контролирующий родитель») занимает внутреннюю позицию «сверху», а второй («адаптированный ребенок»)послушно пристраивается «снизу» (при этом они могут сидеть и находиться в позиции «глаза в глаза»). В этом случае контакт возможен, только если эта позиция устраивает и одного и другого партнера. Но это взаимодействие не будет благоприятным для общения обоих, так как такое общение закрепляет стереотипы: уверенность в собственной непогрешимости у одного и подавление инициативы, веры в собственные силы у другого.

Ребенок в подобном положении видит собеседника искаженно, и поэтому, как правило, продолжать общение ему не хочется, а значит, предписание собеседника ребенок выполнять не будет.

Если вы хотите послушать ребенка, то повернитесь к нему лицом. Важно, чтобы ваши и его глаза находились на одном уровне. Если ребенок стоит, то лучше всего присесть рядом.

Непозволительно общаться с ребенком, находясь в другой комнате, или разговаривать с ним через плечо, смотреть в этот момент телевизор, читать газету, готовить на плите и т. д. Любое проявление невнимания говорит о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.

Задание. Понаблюдайте и выясните:

    какая позиция преобладает в вашем общении с детьми;

    какая позиция преобладает в вашем профессиональном общении;

    с родителями воспитанников;

    с коллегами;

    как вы ведете себя в профессиональном общении.

Если преобладает позиция «на равных», это значит, что ваше общение с детьми может быть отнесено к личностно ориентированной модели.

Дистанция общения - это субъективный пространственный критерий эмоциональной близости людей. Дистанция должна обеспечить оптимальный контакт и свободу одновременно. Чем ближе отношения между людьми, тем меньше расстояние между общающимися. Это расстояние зависит от возраста, социального статуса партнеров, их психологических особенностей и национальных стандартов поведения. Чрезмерно близкое и чрезмерно удаленное расположение партнеров отрицательно сказывается на эффекте общения.

Если дистанция слишком велика, то взаимодействие затрудняется. Например, руководитель предприятия пригласил вас в кабинет, и вы сели в другом конце комнаты. Сможете ли вы обсудить интересующий вас вопрос, не приближаясь к руководителю? Вряд ли.

По той же причине не получится у вас откровенного разговора с ребенком или с родителем, если вы находитесь с ним в разных концах комнаты, а тем более - в разных комнатах.

Если же дистанция слишком мала, то появляется ощущение несвободы, возникает определенная психологическая напряженность.

Воспитателю важно правильно определить дистанцию общения и в отношении каждого ребенка (она может быть индивидуальной), и для всей группы в целом. Это довольно сложно, так как:

    для различных ситуаций общения дистанция должна быть разной;

    у каждого вида деятельности существует своя дистанция взаимодействия;

    каждый ребенок устанавливает свою дистанцию взаимодействия со взрослыми (рис. 3.6).

Сколько детей в вашей группе, столько и дистанций общения, на которых каждый из них будет чувствовать себя свободно и в то же время находить необходимый контакт с вами. Именно воспитатель ответствен за выбор дистанции общения. Только он определяет ее исходя из той или иной конкретной ситуации, выбирая наиболее подходящий вариант как для ребенка, так и для воспитателя. В случае верного выбора их взаимодействие будет и приятным, и полезным.

Ситуация. Э. Хол провел такой эксперимент. Он сталкивал в деловом разговоре граждан США и представителей стран Латинской Америки.

Латиноамериканцы стремились приблизиться к партнеру, а североамериканцы все время отодвигались от собеседников. Североамериканцы думали о латиноамериканцах: какие они назойливые, бесцеремонные, претендующие на близкие отношения. Те же, в свою очередь, считали североамериканцев высокомерными людьми, холодными и слишком официальными.

С чем в действительности связано различие в поведении латиноамериканцев и жителей США?

Решение. В данной ситуации сказались различия в традиционных культурных нормах. У латиноамериканцев принята более близкая дистанция в общении.

Рис. 3.6. Дистанция общения

Ситуация. Некоторые родители ограничиваются следующей схемой общения.

Мать. Как дела? Что нового? Сын. Нормально. Ничего. Мать. Поел? Сын. Да.

Мать. Уроки выучил? Сын. Да.

К чему приведет такая схема общения?

Решение. В этом случае сохраняется психологическая дистанция, а потому ребенок не ощущает доверия, любви и привязанности. При таком общении трудно сохранить авторитет, ведь потерять его гораздо легче, чем приобрести.

Задание. Подумайте и определите:

    какую вы сами предпочитаете дистанцию общения;

    где удобнее разговаривать с ребенком, с друзьями, коллегами, с группой.

Вспомните:

    куда вы садитесь во время лекций, докладов, учебных занятий: поближе или подальше от ведущего, преподавателя;

    где вы, обучаясь в школе, училище, институте, обычно сидели на уроках, семинарах: ближе к преподавателю или подальше от него.

Ситуация. В животном мире есть специфическая «дистанция бегства». Ящерица убегает, если к ней приблизиться на несколько метров. У воробья очень маленькая дистанция бегства, а у оленя и орла - очень большая. А какова она у человека? Сохранил ли он в своем поведении этот древний защитный механизм: стремление убегать при приближении угрозы?

Решение. Конечно, человек не животное, но все-таки мы испытываем неловкость, если кто-либо другой находится слишком близко, хотя это расстояние у каждого свое. Если преднамеренно сократить дистанцию, партнер по общению неосознанно предпримет движение и установит то расстояние, которое находит для себя приемлемым. А если в процессе общения вы придвинетесь к собеседнику (собеседнице), а он (она) не станет отстраняться, то это будет говорить о том, что он (она) готов к более близкому контакту и в межличностном общении. При этом следует учесть, что злоупотребление этим приемом может быть воспринято как агрессия, или панибратство, или бесцеремонное заигрывание.

Ситуация. Воспитательница обратила внимание на то, что Витя (5 лет) старается держаться от нее подальше, хотя та не давала мальчику для этого никакого повода. Педагог решила, что, может быть, малышу просто не хватает родительских ласк.

Решение. Витя на самом деле нуждается в большей дистанции общения. Он чувствует себя увереннее, когда находится немного поодаль, но это не значит, что он избегает ласки или какого-нибудь другого вида взаимодействия с воспитательницей.

Ситуация. Воспитательница обратила внимание, что Петя (5 лет) чаще других детей находится возле нее, всем своим видом показывает свое желание «приласкаться». Он готов исполнять все, что попросит воспитательница. Тогда, размышляя над этой ситуацией, она предположила:

«А может быть, он подлизывается? Или, может быть, ему нужны особые условия общения?»

Какая дистанция общения предпочтительнее для Пети?

Ситуация. Происходит общение с детьми на основе личностно ориентированной модели.

Охарактеризуйте пространство и дистанцию общения в данном случае.

Решение. Дистанция общения будет такой, которая позволит каждому в группе чувствовать контакт с окружающими и одновременно ощущать личную свободу.

Воспитатель в подобной ситуации должен действовать «не рядом», а «вместе», в одном пространстве, которое является общим, интересным для каждого из взаимодействующих.

Вопрос. Как установить дистанцию общения во время занятий со всей группой, чтобы и воспитатель, и каждый ребенок чувствовали собственную свободу и в то же время чтобы все находились в контактном взаимодействии?

Ответ. Для этого надо продумать:

    как разместить детей (чтобы каждый располагался лицом к говорящему, чтобы была выдержана дистанция и т. п.);

    как должен каждый ребенок действовать, взаимодействовать с другими детьми и вами;

    какое место займете вы сами (важно не располагаться спиной к ребенку);

    как и когда обращаться к тому или иному ребенку.

Все это далеко не всегда возможно! Вероятно, вам все равно придется ограничить чью-то свободу или нарушить дистанцию взаимодействия.

Личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми как способ создания эмоционально комфортного климата в группе. «Нам необходима опора на положительные качества ребенка, подход к ребенку с оптимистической гипотезой и доверием» А.С.Макаренко

Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
Основой для накопления положительного опыта является эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.
Именно личностно-ориентированная модель воспитательного процесса ставит своей целью развитие ребенка с учетом возрастных и личностных особенностей, содействование становлению личности. На мой взгляд, лишь взаимодействие педагога с детьми, построенное в соответствии с личностно-ориентированной моделью общения, содействует созданию эмоционально комфортного климата в группе.
Идеи личностного подхода заложены в исследованиях Л.С. Выготского, который в противовес авторитарной педагогике утверждал, что личный опыт воспитанника является основной базой педагогической работы.
Проблемы личностно-ориентированного подхода обсуждаются в педагогической науке уже более 10 лет. В трудах И.С. Якиманской, Е.В. Бондаревской и др. указывается, что цель личностно-ориентированного педагогического взаимодействия – создание благоприятных условий, содействие в формировании у него нравственных ориентаций, в его самоопределении.
Мой многолетний опыт работы, как педагога, убеждает меня в том, что социально-эмоциональное развитие детей, становление их личности происходит успешно только при условии его непрерывного осуществления, т.е. включения во все моменты воспитательно-образовательного процесса. Это означает, что педагог должен использовать модель личностно-ориентированного подхода как во время организованной деятельности (во время НОД, экскурсий, …), так и во время свободной самостоятельной деятельности детей.
На мой взгляд, организация личностно-ориентированного взаимодействия именно в свободной деятельности требует от педагога больших усилий, требует понимания, признания ребенка, принятия его как полноценного партнера, оказание ему помощи.
В современных кризисных условиях воспитанник нуждается в большем внимании и заботе со стороны взрослого. А условия большой наполняемости группы и увеличения с каждым годом детей с синдромом гиперактивности требует поиска все новых приемов работы по организации самостоятельной свободной деятельности детей с целью создания эмоционально комфортного климата в группе.
Личностно-ориентированное взаимодействие состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы саморегуляции, самореализации, саморазвития, самоорганизации.
В связи с этим в своей работе с детьми я использую следующие приемы:
1. Прием «Дежурство по тишине»
Цель использования данного приема: поддерживать дисциплину в самостоятельных играх.
С ребятами мы обговариваем правила: слушать дежурного, не ябедничать, не обижаться. Вместе с детьми выбираем одного или двух дежурных, которые следят за порядком в группе. Дежурному надеваем пилотку с эмблемой. Это очень стимулирует желание других детей быть дежурным, а для этого, соответственно, вести себя спокойно, слушать дежурного. Иногда выбираем дежурных по разным игровым уголкам. Дежурным по игровым зонам я надеваю значки с эмблемой дежурного. Выбирая дежурного, дети аргументируют, почему предлагают именно этого ребенка (он еще не дежурил, он хорошо вел себя на зарядке и т.д.). В начале на роль дежурного выбираем наиболее активных детей, пользующихся у других авторитетом. Постепенно – более скромных, застенчивых, замкнутых детей и детей, часто нарушающих дисциплину. Во время самостоятельных игр детей дежурный по тишине наблюдает, выявляет наиболее расшалившихся, шумных. Этим детям предлагает сесть за стол на несколько минут. На стол можно положить пазлы, материал для лепки, рисования и т.д., или просто посидеть и успокоиться. Затем, успокоившись, этот ребенок возвращается к своей игре.
Использовать прием «Дежурство по тишине» лучше, начиная со старшей группы, и тогда к подготовительной группе ребята уже справляются с условиями и правилами игры. Если вначале дети спорят с дежурным, не слушают его, да и сам дежурный не совсем понимает, что от него требуется и как этого достичь, то впоследствии сама роль дежурного начинает иметь авторитет, дети правильно реагируют на замечания и стараются их не получать.
Значение этого приема очень велико. Благодаря ему, дети постепенно привыкают к спокойной, дружеской, комфортной обстановке. Но главное – это не столько налаживание дисциплины, сколько развитие у детей процессов саморегуляции и самореализации. Игра дает возможность каждому ребенку проявить, оценить себя, поднять свой авторитет в глазах других детей, учит анализировать (ребята меня похвалили, отметили, меня будут слушать…)
2. Прием «Цветные ладошки»
При организации различных видов деятельности в течение дня я использую «Цветные ладошки» - три силуэта ладони - сигнала.
Красная ладонь - «кричалка», означает что можно бегать, прыгать, шуметь (прогулка, спортивные соревнования, самостоятельная двигательная деятельность)
Желтая ладонь – «шепталка», сигнал о том, что нужно передвигаться тихо и говорить в полголоса или шепотом (экскурсия по саду, укладывание спать, свободные игры, ручной труд и т.д.)
Синяя ладонь – «молчалка», следует сесть тихо, замолчать (во время чтения художественной литературы, когда говорит взрослый,…)
Данный прием можно использовать уже со средней группы. Дети быстро
запоминают символы и действуют в соответствии с ними. Первые результаты
можно увидеть уже спустя 2-3 месяца. Использование данного приема способствует развитию у детей навыков самоорганизации, дает возможность воспитателю избегать лишних указаний.
3. Работа с альбомом «Такие мы разные»
Очень часто в конфликтных ситуациях (драка, обида, ...) с детьми необходимо провести беседу. Хорошим помощником - подспорьем в этих беседах мне служит альбом «Мы разные». Этот альбом содержит фотографии и небольшой стихотворный текст на различные ситуации. Например, рядом с фотографией, демонстрирующей драку, располагается стихотворение
«Петушки распетушились
Но подраться не решились:
Если очень петушиться
Можно перышек лишиться».
Использование в работе данного альбома помогает детям улыбнуться, проанализировать свои поступки, и очень часто на этом конфликт исчерпывается.
4. Живой пример взрослого.
Мой живой пример, искреннее участие в делах и проблемах детей, умение поддержать инициативу и побудить к проявлению добрых чувств – важнейшее условие успешного социально-эмоционального развития детей группы. Я стараюсь демонстрировать правильные формы поведения, вежливую речь, добрые чувства и отношения при общении с детьми и окружающими (родителями, другими педагогами).
5. Использование игр из программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я»

Игра «Стоп, кулак!»
Выбирается пара детей. Один ребенок понарошку говорит другому дразнильные слова, как бы пытаясь спровоцировать драку. Другому нужно продолжать улыбаться и мысленно говорить «стоп» своим кулакам. Ведущий обращает внимание на то, чтобы руки у «Обижаемого» оставались расслабленными, не сжимались в кулаки. В дальнейшем игру можно продолжить обсуждением и показом конструктивных действий в ситуации обиды.
Игра «Обзывалки, стоп!»
Эта игра проводится аналогично «Стоп, кулак!». Один ребенок понарошку обзывает другого, последнему нужно улыбнуться и найти конструктивный ответ.
Игра «Обида, стоп»
Ведущий спрашивает ребят, как можно по-разному обидеть другого. затем они понарошку обижают сначала водящего, потом выбранных ребят и обсуждают способы, при помощи которых обижаемым удалось не обидеться.

Таким образом, использование данных приемов позволяет
воспитателю:
1. Организовать индивидуальную работу с детьми
2. Предупредить возникновение конфликтных ситуаций между детьми
3. Свести к минимуму дисциплинарные указания
4. Создать эмоционально комфортный климат в группе
ребенку:
1. Контролировать свое поведение и поступки, корректировать их
2. Учиться самостоятельно организовывать свою деятельность
3. Самоутверждаться в коллективе сверстников

Литература
О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я»
Корепанова М.В. Теория и практика становления и развития образа Я дощкольника: Монография. Волгоград, 2001
Ромек В.Г. Поведенчекая психотерапия: Учебное пособие, М.:Академия, 2001
Ромек В.Г. уверенность в себе: этический аспект// журнал практического психолога. 1999, №9
Журнала «Дошкольное воспитание», разделы «Научный поиск» «Наука практике»
1. Волков Б. С, Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. (Серия «Детскому психологу»). - СПб.: Питер, 2008.
2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000
3. Мария Монтессори Дом ребенка. Метод научной педагогики. – «Астрель»

Светлана Богатова
Реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком

«Коммуникативная компетентность педагога, как средство реализации личностно-ориентированной модели взаимодействия

взрослого с ребёнком »

Одно из присущих воспитателям разочарований в своей профессии – ежедневная борьба за приемлемое для них и для общества поведение детей. Часть проблемы – столкновение потребностей. То, чего нужно взрослому – не нужно ребёнку : «Буду делать, что хочу!» - «Будешь делать, как я сказала!» Вследствие чего у нас возникают следующие вопросы : Как построить позитивные отношения с ребёнком? Как заставить его слушаться? Можно ли поправить отношения, если они зашли в тупик?

Поэтому, можно выделить следующие проблемы во взаимоотношении взрослых и детей .

1. Как научить детей справляться со своими чувствами, чтобы не возник конфликт в той или иной ситуации.

2. Как взрослым управлять своими собственными негативными чувствами.

Гуманистический подход к ребёнку, человеческие взаимоотношения , личностно – ориентированная модель общения – основное требование ФГОС ДО.

Гуманизм в воспитании ребёнка основан, прежде всего на понимании ребёнка : его нужд и потребностей, чувств и эмоций, на знании закономерностей его развития. А часто мы, педагоги и родители, даже не слышим ребёнка, его проблем, отсюда – конфликт, непонимание, неправильные действия взрослых . Активное и конструктивное слушание – одно из основных условий эффективных коммуникаций.

Нужно научиться слышать ребёнка, а как?

Каждый педагог должен обладать профессиональной компетентностью, т. е. уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, своё настроение, волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах.

Одной из ключевых компетентностей педагога является коммуникативная компетентность, которую определяют как базовую. По мнению многих исследователей, это «сердцевина профессионализма» педагога, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Кроме того, реализация современных личностно -ориентированных образовательных технологий невозможна, если педагог не обладает достаточным уровнем коммуникативной компетентности, не готов гибко управлять процессом взаимодействия в ходе воспитания и обучения, применять коммуникативные технологии, содействовать взаимопониманию и т . д.

От коммуникативной компетентности педагога зависят благоприятный морально-психологический климат, гуманизм и демократизм общения, результативность контактов, эффективность общения с точки зрения решения проблем, удовлетворённость педагога и детей своим трудом.

Практически все психологи сходятся во мнении : человеку важны разные чувства. Поэтому одной из главных задач воспитания является – не только научить ребенка радоваться жизни , но и показать, как справляться с негативными чувствами. Представьте себе картину : на прогулочном участке ребёнок впервые полез на высокий турник. Не рассчитав силы, упал, больно ударился, заплакал. И тут, подбежавшая, испуганная воспитатель вместо того, чтобы пожалеть его, начинает ругать : "Ты зачем туда полез? Теперь видишь, как это опасно? Чтобы больше я тебя на этом турнике не видела!" Что произойдет дальше, если взрослый не изменит своей реакции? Каждый раз, ощущая боль, обиду, горечь ребенок будет слышать от взрослого : "Так тебе и надо. Надо было меня послушать! Не лезь туда больше!" И он перестанет лезть… в жизнь – новую, интересную, захватывающую. Рисковать, экспериментировать, влюбляться, достигать новых вершин – все это для него будет под запретом. Потому что там, где новое – боль. А боль – это страшно, потому что так считает воспитатель (мама) .

Каким вырастет ребенок , если в ответ на его злость и обиды по поводу запрета играть, чем либо, например конструктором, воспитатели будут ругать его? В этом случае он закроет эти чувства под семь замков и запретит себе их чувствовать. Потому что злиться – небезопасно, за это будут наказывать. Однако, он не перестанет чувствовать, и запертые внутри злость, обида, агрессия, боль перерастут в телесные заболевания либо в зависимости. А если взрослые в ответ на плач будут сразу давать «конфеты» , во взрослом возрасте такой ребенок будет искать разные способы получения удовольствия, чтобы не столкнуться со своими отрицательными чувствами.

Что делать? Как заботливым родителям и воспитателям, переживающим за детей и желающих им только добра, вырастить своих чад гармоничными людьми, без перечисленных выше внутриличностных проблем ? Только научив правильно переживать боль, злость, обиду, гнев, стыд и страх. Если бы воспитатель тогда, на турнике, сказала плачущему малышу ласково : "Да, я вижу, ты ударился. Тебе больно и обидно. Давай вместе научимся подниматься на турник, чтобы ты больше не ударялся", – тогда ребенок бы усвоил , что испытывать боль – нормально и не страшно, особенно если есть поддержка взрослого . И боль еще не означает, что не стоит больше пробовать. А значит, можно не бояться жить. Если бы в ответ на злость и агрессию воспитатель сказала : "Да, я знаю, ты сейчас очень зол на меня. Понимаю, тебе очень хочется играть конструктором, и ты расстроен, что этого больше нельзя. Я бы тоже злилась, наверное, на твоем месте. Но тебе сейчас нужно идти спать, поэтому тебе придется отвлечься от конструктора", – ребенок бы научился сразу нескольким вещам : узнал бы имя каждого из своих чувств;

" встречаясь с негативным чувством ребенка , родители должны назвать это чувство "

понял бы, что переживать "плохие" чувства – нормально и не опасно;

понял бы, что его любят в любом случае и готовы поддержать;

научился бы переживать свои чувства и мириться с обстоятельствами.

Во взрослом возрасте он будет уже сам, без поддержки взрослого справляться со своими чувствами и утешать себя.

В настоящее время становится популярным метод активного слушания. Он заключается в следующем алгоритме :

1. Выслушайте ребёнка внимательно.

2. Разделите его чувства (с помощью слов «да…» , «хм…» , «понятно» ).

3. Назовите его чувства

4. Покажите, что вам понятны желания ребенка , подарите ему желаемое в фантазии.

Но гораздо важнее, чем все слова, наше отношение. Если мы не относимся к детям с сочувствием, то, что бы мы ни говорили, ребенок будет ощущать , что мы обманываем его или манипулируем им. Только когда наши слова пронизаны искренним сопереживанием, мы разговариваем напрямую с сердцем ребенка .

Из четырех навыков, самый сложный – это способность выслушать детские излияния, а затем «назвать чувство» . Нужны практика и сосредоточенное внимание, чтобы вникнуть в то, о чем говорит ребенок , и определить, что он или она может испытывать. Кроме того, очень важно дать ребенку запас слов для описания его внутренней реальности . Как только у него появятся слова для обозначения чувства, он сможет помочь себе сам.

Необходимо объяснить ребенку , как управлять своим настроением и что делать с негативными эмоциями. Рассказывать ребенку , что не бывает «плохих» и «хороших» чувств – все они одинаково важны. Но вот научиться выражать гнев надо без насилия, то есть словами : «я расстроен» , «я злюсь на тебя» или «я сейчас лопну от злости!» Это первый способ - прямой, когда человек открыто заявляет о своих чувствах, давая им, тем самым, выход. Этот способ является конструктивным.

Другой способ выражения гнева - косвенный, когда человек вымещает гнев на предмете, или другом человеке, который в данный момент подвернулся под «горячую руку» . Естественно, этот способ не является конструктивным, но хорошо знаком многим детям и взрослым , не знакомым с другими способами выражения гнева. К неконструктивным способам также относится и сдерживание гнева.

Как же можно безопасно выразить гнев и злость?

Физические упражнения и любая физическая работа. Известен факт, что занятия спортом повышают настроение, благодаря выработке во время занятий гормона серотонина, и снижают чувство гнева.

Плавание в бассейне, контрастный душ.

Громкое пение, или возможность покричать в голос (например, на улице, а если нет такой возможности - покричать в подушку.

Использование боксерской груши, или подушек, которые можно побить, желательно при этом и вербально выражать эмоции.

Пометать дротики, посбивать кегли и т. п.

Скомкать несколько газет, или листов бумаги, порвать их на мелкие куски и выбросить.

Можно нарисовать свою злость, или нарисовать человека, на которого разозлились, а затем закрасить его или порвать, или можно слепить чувство из пластилина, и сломать, смять слепленное.

Можно также проработать чувство злости в игровой форме : например «прорычать» злость, устроить битву подушками, или воздушными шарами, или какое-то соревнование вместе с ребенком . Есть также такое упражнение : когда замечаю, что ребенок начинает злиться , сначала отражаю его чувство, а потом, предлагаю «пообзываться» смешными, но необидными словами (это могут быть названия овощей, фруктов, мебели и т. п.) . Очень быстро злость превращается в смех, который, кстати тоже является способом выражения гнева.

Очень подходит детям такой способ выражения гнева : предлагаю ребенку размять в руках большой кусок пластилина (глины, пока он не станет теплым, а потом - сильно ударить по нему кулаком, одновременно с этим прокричав слово : «Нет!» .

Для того чтобы дети распознавали эмоциональные переживания и состояния окружающих, умели выражать собственные эмоции можно использовать коммуникативные игры.

Застенчивым детям помогают раскрепоститься и научиться выражать свои чувства и переживания подвижные игры («Море волнуется раз.» , «Гуси и серый волк» , «Где твой домик?» , «Сосны, елочки, пенечки» , «Веселые старты» , «День и ночь» , «Веселые кузнечики» , «Живые бусы» , «Кто вперед» , «Салочки» , «Тихо и громко» , игры-пантомимы («Где мы были, не скажем – а что делали, покажем» , «Что изменилось?» , «Кто пришел?» , «Что это такое?» , «Какая оценка?» , «Изобрази эмоции» , различные ролевые игры и игры-фантазии.

Для повышения детской самооценки могут применяться игры «Хорошие слова» , «Комплименты» , «Самый лучший» . Эти игры побуждают детей говорить друг другу комплименты, что способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе.

Игры «Розовые очки» , «Самый лучший спорщик» , «Дорога хорошего настроения» , «Колючий зверь» , «Обзывалки» , «Я хороший» , «Коробка добрых поступков» , «Смешилки» , «Дождик и ромашки» , «Потому, что ты хороший» , «Добрый зверь» , «Старички» , «Пожелания» научат детей внимательному отношению к другим людям и друг к другу, помогут развить у детей такие чувства, как уважение, сопереживание, сочувствие.

В последние годы образовательное и воспитательное пространство стремительно завоёвывает личностно - ориентированное развивающее обучение и воспитание. Во - первых динамическое развитие российского общества требует формирования в человеке индивидуальности и чтобы он оставался самим собой в социуме. Во - вторых современные программы мобильны и раскрепощены, требуют от педагога применения новых подходов и методов. В - третьих общество остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых. Дошкольный возраст - это период первоначального склада личности. Именно в этот период происходит становление основных личностных качеств. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально - личностная сферы ребёнка. Только отношение в детском саду к детству как ценному времени жизни делает детей в будущем полноценными людьми, формирует такие личностные качества, как самостоятельность, индивидуальность, ответственность, творчество, коммуникативность, столь необходимые в дальнейшем за пределами детства. Основная задача детского сада раскрыть индивидуальность ребёнка, помочь ей проявиться, устоять к социальным взаимодействиям. Каждый педагог должен вносить в педагогический процесс что - то новое, индивидуальное. Педагогическая индивидуальность определяется уровнем содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети, использованием методов и технологий для образовательной и воспитательной деятельности. Личностно - ориентированная технология представляют собой воплощение философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога стоит уникальная личность ребёнка, стремящаяся к реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная сделать выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В основе технологии лежит объяснение, понимание, взаимопонимание. Фундаментальная идея стоит в переходе от объяснения к познанию, от монолога к диалогу, от контроля к развитию и самоконтролю. При рассмотрении сущности личностно - ориентированного подхода во взаимодействии педагога с детьми необходимо остановится на ряде понятий, понимание, которых при осуществлении педагогических действий является главным инструментом мыследеятельности педагога. Индивидуальность - неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. Личность - личность постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека. Самоактуализация - стремление человека стать тем, чем он может быть; полное использование самим человеком талантов, способностей, возможностей. Самовыражение - процесс и результат развития, и проявление индивидом присущих ему качеств и способностей. Субъект - индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей деятельности. Субъектный опыт - опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком в конкретных условиях семьи, образовательного учреждения. К моменту поступления в школу ребенок уже является субъектом образовательного процесса, где он саморазвивается и самореализуется. Я - концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающими. Выбор - осуществление человеком или группой людей возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности. Педагогическая поддержка - деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным самоопределением. Ребёнку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологии личностно - ориентированного взаимодействия. Для личностно - ориентированной модели воспитания характерны способы взаимодействия взрослых и детей: - признание прав ребёнка; - сотрудничество; - сопереживание и поддержка; - обсуждение. Задачей воспитателя является оказание каждому ребёнку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий в построении собственной личности. Поддержка основана на принципах: - любить ребёнка; - создать среду для развития; - выявить и направить индивидуальные способности на развитие ребёнка, как личности. Большое место в процессе уделяется формированию духовных нравственных представлений и социального приемлемого поведения. Данная технология направлена на изучение, развитие личностных качеств, их индивидуальности. В своей работе использую игры для установления контакта: «Знакомство», «Улыбки», «Комплимент». Для выявления характерных особенностей воспитанников использую рисуночные тексты: «Мечты», «Дом», «Дерево», «Человек» и т.д. Личностно - ориентированная технология предлагает тесное взаимодействие педагога и ребёнка. Поэтому педагогическая деятельность по отношению к детям должна включать проявление уважения к личности каждого ребёнка, доброжелательное отношение к нему: - обращаться с детьми ласково с улыбкой: утром при встрече, во время подготовки ко сну, одевании и т.д.; - стремиться установить доверительное отношение, проявлять внимание к настроению, желаниям, достижениям и неудачам; - поощрять самостоятельность в выполнении режимных моментов, учитывать индивидуальные особенности (привычки, темперамент); - чутко реагировать на инициативу в общении, потребность в поддержке; - слушать детей внимательно, с уважением; - вежливо и доброжелательно отвечать на вопросы и просьбы, обсуждать проблемы; - успокаивать и подбадривать расстроенных детей, стремится помочь в устранении дискомфорта; - в течение дня обращаться не только с группой детей в целом, но и с каждым ребёнком индивидуально. Замысел личностно - ориентированного взаимодействия это создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка, актуализация субъектного опыта детей; оказание им помощи в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов. Важно признать, что основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность, которая с позиций личностно - ориентированного взаимодействия не может не быть партнёрской. Дошкольный возраст связан с потребностью ребёнка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним. Ведь именно взгляд на ребёнка как на партнёра, уважение и принятие личности ребёнка как на партнёра, сотрудничество с ним, обеспечение чувства защищенности, опора на его интересы, формирование базиса личностной культуры с сохранением индивидуальности ребенка - все это существенные компоненты личностно - ориентированного взаимодействия. В процессе личностно - ориентированного взаимодействия ребёнку предоставляется право выбора. Предлагается ребёнку совершить осознанный выбор, педагог помогает ему формировать свою неповторимость. Ситуация выбора при правильном построении позволяет поставить ребенка в позицию субъекта деятельности, оказывает влияние на развитие его личностных качеств (активности, индивидуальности, самостоятельности). Отличительные особенности деятельности - это творческое начало, импровизированный характер занятия, игровой стиль поведения всех участников, включая педагога отсутствие критики результата творческого труда; партнёрские взаимоотношения педагога и ребенка; атмосфера эмоционального подъема. Находясь рядом с детьми, надо создавать условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками. Привлекать внимание к эмоциональным состояниям друг друга. При организации совместных подвижных, предметных игр помогать координировать свои действия, учитывать желания друг друга. Стремиться разрешить конфликты между детьми в мягкой форме, без окриков, путем перевода внимания на другие виды деятельности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность - единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Одной из технологий, направленных на личностное развитие ребенка его неповторимой индивидуальности, является педагогическая технология целостного развития ребенка - дошкольника как субъекта специфических детских видов деятельности. Данная технология является главной при реализации содержания программы «Детство». Технология целостного развития ребенка включает в себя: - Конструирование единого процесса социализации. - Инициирование совместно с родителями активности ребенка. - Построение субъект - субъективного взаимодействия педагога с детьми. - Педагогическая диагностика. - Осуществление - индивидуально - дифференцированного подхода. - Творческое конструирование образовательных ситуаций. - Способ позитивного воздействия. - Создание комфортных условий. - Представление ребенку свободы выбора. - Сотрудничество педагога с родителями. - Организация материальной развивающей среды. - Интеграция образовательного содержания программы. Личностно - ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя. Важнейшими среди них являются: искренность, позитивное понятие другого человека, эмоциональность. Личностно - ориентированная технология ставит во всей системе дошкольного образования личность ребёнка, обеспечение комфортных условий в дошкольном учреждении и семье, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализация имеющихся потенциалов, создание условий личностно - ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Можно выделить три важнейших интегрированных свойства личности педагога, которые в основном определяют его успешность в личностно - ориентированном взаимодействии. 1. Социально - педагогическая ориентация - осознание педагогом необходимости отстаивания интересов, прав и свободы ребёнка на всех уровнях педагогической деятельности. 2. Рефлексные способности, которые помогут педагогу остановиться, оглянуться, осмыслить то, что он делает: «Не навредить!». 3. Методологическая культура - система знаний и способов деятельности, позволяющих грамотно, осознанно выстраивать свою деятельность в условиях выбора образовательных альтернатив; одним из важных элементов этой культуры является умение педагога мотивировать деятельность своих воспитанников. Личностно - ориентированная технология противостоит авторитарному, бездушному подходу к ребенку. В детском коллективе должна преобладать атмосфера любви, заботы, сотрудничества, создание условий для творчества.