«Применение педагогической технологии «Дети волонтёры. Проект (старшая группа) на тему: Проект "Волонтёрское движение в детском саду"

08.07.2019

Волонтерское движение как средство взаимодействия с семьей в сфере духовно-нравственного воспитания дошкольников

и Мишутина Екатерина Александровна

МБДОУ № 17 «Родничок» города Лакинска

Все начинается с детства, потому что душа ребенка

распахнута навстречу добру и любви, и так важно

посеять в ней имена любви к ближнему, великодушия,

милосердия.

С.В.Михалков

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.)

Система духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством являются приоритетными и на этапе дошкольного детства.

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру. Как решить задачи духовно-нравственного воспитания в довольно-таки непростых условиях семейного воспитания?

Проанализировав статус наших семей, мы увидели такую картину:

10% детей воспитываются в неполных семьях, 30% детей - единственные в своей семье, не имеют братьев и сестер, 40% детей проживают отдельно от бабушек и дедушек, т. е. молодые семьи предпочитают жить отдельно от родителей. Тем самым потерян статус полигамной семьи, который всегда отличал российскую семью прежних поколений.

Как решать задачи уважения к старшим и одиноким людям, воспитывать милосердие к попавшим в трудную жизненную ситуацию, как прививать трудолюбие, связанное с заботой о младших членах семьи? А ведь именно эти личностные качества мы должны сформировать у наших детей.

Наш педагогический коллектив выбрал, на мой взгляд, наиболее оптимальный путь решения этой проблемы. Это - создание волонтерского движения детей и родителей в детском саду как социального института, который должен готовить к жизни. А жизнь - это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств. Для волонтера ценны такие качества как ответственность, трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие.

Дошкольный возраст характеризуется как период сенситивности для развития всех психических функций, а также важный этап формирования личности.

С 1 декабря 2016 года мы получили статус муниципальной инновационной площадки по теме «Волонтерское движение как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в рамках формирования партнерских взаимоотношений с семьей». На первый взгляд покажется: волонтерское движение и дошколята - несовместимые вещи.

Но наша деятельность в этом направлении уже приносит свои первые успехи. Помог в решении поставленных задач наш волонтерский клуб «Семицветик», куда вошли дети, родители, социальные партнеры. Наш «Семицветик» имеет свой герб и гимн, которые разработали члены клуба.

Цель нашей деятельности: создать в детском саду волонтерское движение детей и родителей, главной целью которого является воспитание социально - нравственной личности с активной жизненной позицией и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.

Задачи, которые мы перед собой поставили:

1.Сформировать представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов и родителей.

2.Развивать у дошкольников социально-нравственные компетенции в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.

3.Создать условия для самореализации родителей ДОО и повышения их социальной активности.

  1. Объединить воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного и школьного возраста, участвующих в волонтерском движении

Мы, совместно с родителями, организовали шефство над престарелыми и инвалидами Лакинского дома - интерната. Дети, которые живут отдельно от бабушек и дедушек, обрели в числе наших подшефных настоящих близких людей. В соответствии с годовым планом, который составлен по принципу событийности, мы каждый месяц посещаем наших подшефных. И не только с концертами и увеселительными мероприятиями. Это и трудовые экологические акции – обустройство территории интерната, высадка цветов, познавательные клубные встречи, и совместные выставки общих творческих работ, занятия в университете третьего возраста, мастер - классы: «пасхальные композиции», «Не учись безделью, а учись рукоделью»

Особенно рады дедушки и бабушки играм, народным подвижным играм Собинского района. Ведь в эти игры они играли, когда были молоды. Наши волонтеры разработали проект «Стар и млад игре рад», подобрали игры, в которые можно играть с престарелыми людьми: «Колечко», «Катание яичек», «Запрет», «Воротца», «Третий лишний», «В какой руке» и т.д. Вместе с мальчиками, папами и дедушками дома-интерната проводим соревнования «Богатырские забавы», «Быть мужчиной».

Вся информация обязательно размещается на нашем сайте, сайте управления образования администрации Собинского района, муниципального образования город Лакинск. Наши родители непосредственные участники всех наших мероприятий. Они отмечают, что их дети стали совсем другими - добрее, коммуникабельнее, общительнее. Им стало знакомо чувство милосердия

Востребовано и другое направление нашей деятельности в рамках инновационной площадки - это наши дворовые праздники, которые мы проводим систематически в рамках событийности в микрорайоне совместно с родителями и общественностью. Нам рады и ветераны, и молодые семьи с малышами, которые еще не ходят в детский сад. Такие встречи объединяют людей, воспитывают в них коллективистские начала. Не секрет, что наши дети – дошколята, практически оторваны, из-за напряженной социальной ситуации, от двора. Родители, как раньше, не пускают детей гулять одних. Поэтому, мы непосредственно решаем задачи позитивной социализации через дворовые праздники и игры. Это «Новый год», «Рождественские святочные игры», «Масленичные гулянья», «Яблочный спас», «Вдруг все желтым стало вокруг», «Праздник огурца», «Праздник русской песни», «И помнит мир спасенный».

Кроме дворовых праздников мы, как волонтеры организуем социально - значимые акции в детском саду и в микрорайоне детского сада. Цель социальных акций - формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания. Это «Сдай батарейку-сбереги планету», «Цветущий микрорайон», «Птицам - счастье», «Мамочка водитель-мой ангел хранитель». Стали традиционными акции: «Собираем камень дикарь на полях Собинского района», для дальнейшего благоустройства территории детского сада и микрорайона (цветники, рокарии, альпийские горки) «Движение с уважением», «Бессмертный полк».

Вызывает благодарность деятельность волонтерского движения взрослых - членов семей наших воспитанников. Чтобы начать это движение, мы изучили интересы наших родителей, их увлечения и пристрастия. Исходя из анализа и согласия родителей, составили перспективный план участия родителей в образовательном процессе. Это мастер- классы для педагогов - например, бабушка, Любовь Константиновна, проводит мастер - классы дворовых подвижных игр. Бабушка Зинаида Константиновна разучивает с педагогами и родителями колыбельные песни, бабушка Татьяна Владимировна, повар по профессии, знакомит с блюдами русской кухни к календарным праздникам, дедушка Алексей Иванович учит плести изделия из лозы, бабушка Элла Евгеньевна знакомит с лоскутным шитьем и рукоделием. Все это помогает родителям осознать женское и мужское начало в семье, научиться основам ремесла, создать атмосферу уюта в доме и благополучие, достаток в семье.

Кроме того родители-волонтеры, занимаются с детьми: бабушка, Любовь Борисовна, проводит мастер-классы по изобразительной деятельности, прабабушка, Надежда Викторовна, педагог, рассказывает сказки. Инспектор ГИБДД, Андрей Михайлович, знакомит дошкольников с правилами дорожного движения. Папа, Дмитрий Валерьевич, старший тренер пароолимпийской сборной по пауэрлифтингу, организует соревнования среди старших дошкольников и провел малые олимпийские игры.

С помощью родителей волонтеров в детском саду собрана инсталляция «Чем богаты-тем и рады». Это продукция, которая производится на предприятиях Собинского района, а их несколько десятков.

Результатом волонтерской акции родителей стала разработка плана-схемы «Родники Собинского района». Теперь дети, родители и жители знают, как проехать к чистым родникам и помогают поддерживать там порядок. Разработаны также маршруты выходного дня для посещения знаменитых и исторических мест Собинского района: село Алепино (родина писателя В.А. Солоухина),село Орехово (усадьба Н.Е.Жуковского), село Фетинино, Черкутино, галерея А.В. Суворова, памятники архитектурного зодчества. Ведь только зная и оберегая прошлое, дети научаться любить и ценить настоящее.

Следует отметить направление, которое зародилось непосредственно в детском саду - это забота о младших. Мы реализуем проект, который назвали « Мы - волонтеры», он заключается в шефстве старших над младшими. Не секрет, что как в любой образовательной организации, наши группы комплектуются по принципу однородности и закрытости, поэтому у детей нет возможности для общения старших и малышей, а ведь такое межвозрастное и межличностное общение неоценимый вклад в нравственном и коммуникативном воспитании детей, особенно тех, у кого нет младших братьев и сестер. В рамках этого проекта старшие дети играют с малышами, помогают одеваться на прогулку, играют роли на праздниках и развлечениях.

Тесное взаимодействие с МБДУ СОШ №1 города Лакинска позволило включиться в совместную деятельность школьникам - волонтерам. Это формирование отряда школьников-волонтеров. Школьный волонтерский отряд, во главе со своим классным руководителем Натальей Юрьевной, вдохновители и организаторы многих наших коллективных творческих дел. Участие во всероссийском «Уроке мира», в фольклорных праздниках, совместные экскурсии в галерею А.В. Суворова, досуги «Так играли на Руси», «Забавы на валенках», трудовой десант, «Веселые старты», «Домики для птиц», «Творческая мастерская» - подарки ветеранам, участие в конкурсе « Лучший зимний участок».

Работа в волонтерском отряде помогает ребятам-школьникам поменяться внутренне, и даже внешне. Из равнодушных, они превращаются в заинтересованных. Дети обретают самоуважение, становятся уверенными и привлекательными для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, проявлять толерантность и уважение и милосердие к окружающим. Именно в этом возрасте формируется основной принцип волонтерства - добровольное включение ребенка в разнообразные виды деятельности; реализация личных способностей ребенка; значимость деятельности ребенка; положительный результат участия в совместной деятельности. Так мы помогаем решать задачи духовно-нравственного воспитания и на следующей ступени образования.

Таким образом, наша работа в рамках волонтерского движения реально, через системно-деятельностный подход помогает нам решать задачи духовно-нравственного воспитания, позитивной социализации дошкольников, а значит по словам Дмитрия Анатольевича Медведева « Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости является важнейшей миссией общества». А главное, мы стали единым сообществом: дети, родители, педагоги, школьники, жители нашего микрорайона, ветераны труда и войны. Через партнерские отношения мы формируем общечеловеческие ценности у детей - доброту, милосердие, заботу о младших, уважение к старшим. А у родителей ответственность за результаты воспитания своих детей.

Используемая литература:

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" http://docs.cntd.ru/document/420277810

Микляева В.Н. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников/ В.Н. Микляева – М.: ТЦ Сфера, 20013г

Малова В.В. Конспекты занятий по духовно- нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры/ В.В. Малова– М.: ВЛАДОС, 2013г

Пантелеева Н.Г. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие/ Н.Г. Пантелеева – М.: Мозаика – Синтез, 2014. -72 с.

Православие на земле Владимирской. Книга для чтения. Владимир: Калейдоскоп,2014

Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет. Программа, планирование, занятия/ Составители Э.А. Халикова, Н.В.Колебошина/ Волгоград: Учитель,2015г.

«Собинова пустошь» Сборник стихов поэтов Собинского района/ Владимир: Калейдоскоп,2014

Шарыпин А.В. Волонтёрское движение: истоки и современность / А.В. Шарыпин / Современные исследования социальных проблем, 2010. - №4 с. 214-220.

Основная образовательная программа МБДОУ №17 «Родничок»/ 2015г.

Подготовила: Богачева А.С. Шарыпово 2018г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» Красноярского края г. Шарыпово

Добрый день, уважаемые коллеги! Пусть эта встреча принесет вам радость общения, положительные эмоции и улыбки.

Здравствуйте, гости званые,
Гостьюшки, мои желанные
Много гостей, много и новостей
А чтоб мастер-класс был веселей

Вы хотите поиграть?
Мастер-класс пообсуждать?
Вы сегодня ночью спали?
Утром встали, танцевали?

На мастер-класс вы опоздали?
Ручки и блокноты взяли?
Сколько вас всего, узнали?
На вопросы отвечали?

И сегодня вашему вниманию предлагаю мастер-класс.

Тема мастер-класса: «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми».

Цель мастер класса «Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической технологии «Дети волонтёры» .

Задачи:

  • Расширить знания участников мастер-класса о педагогической технологии «Дети волонтёры» и возможности вариативности её применения в работе с детьми
  • Cформировать у участников мастер – класса мотивацию к использованию педагогической технологии «Дети волонтёры» в работе с детьми.

Этапы мастер – класса:

  • Теоретическая часть
  • Практическая часть
  • Рефлексия (заключительная) .

Актуальность

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Поэтому ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Волонтёрская деятельность – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности. Работа волонтёра сплачивает людей в стремлении делать добро, что способствует воспитанию духовно - нравственных качеств личности дошкольников.

Волонтёрство – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.

Волонтер– новый термин, но не новое явление в общественной жизни нашей страны. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец» .

Волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Волонтерство- это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.

Цель - раззвитие духовно - нравственных качеств личности дошкольников

мной были определены следующие задачи:

  1. Расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет;
  2. Дать детям практические навыки участия в волонтерском движении;
  3. Учить детей оказывать помощь тем, кто нуждается;
  4. Воспитывать у детей самостоятельность, инициативность, ответственность, доброжелательность;

5)Способствовать раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности ребенка

6) Развивать навыки общения детей.

7) Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.

8) отслеживать развитие духовно-нравственных качеств воспитанников.

Работа по данной технологии ведется не спонтанно. На месяц составляется план работы, иногда в течение месяца он корректируется. Но это, как правило, не влияет на конечный результат. Разрабатывая систему работы, я изучала и проанализировала методическую литературу.

Установила партнерские отношения с родителями, привлекла к совместному сотрудничеству.

В своей дальнейшей работе по организации волонтерского движения в условиях детского сада, я выделила 4 этапа:

Этапы:

1этап. Социально-психологическая подготовка волонтёров

2 этап. Формирование волонтёрского движения.

3 этап. Путешествие в мир добрых дел и поступков

4этап. Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий.

1этап. .

Для подготовки детей к данному виду деятельности были проведены следующие мероприятия.

Создание волонтёрского отряда начиналось с разработки визуального ряда, а именно эмблемы, много детских ладошек сложены в виде сердца, а так же галстук всё это мотивировало к призыву «Хочу помочь!» , символизировало суть волонтёрского движения.

Мои воспитанники волонтерское движение приняли с большим интересом. Сразу выделилась группа 6-7 человек, которые больше остальных проявляли желание заниматься с малышами. Другие присматривались. Но после того, как волонтеры, очень довольные и гордые, приходили в группу и рассказывали, где они были, чем занимались, то и остальные постепенно стали проявлять интерес.

3 этап. «Путешествие в мир добрых дел и поступков»

На языке детей «дети волонтёры» означает – делай добрые дела! Своим примером и конкретной помощью волонтёры учили малышей навыкам самообслуживания. Любимой волонтёрами движением является поиграть с младшими дошкольниками. Ведь старшие дошкольники, как и все дети, любят игры: подвижные, сюжетно-ролевые и игры по правилам, где они понимают свою значимость в качестве наставника научить партнёра игре.

По возможности, мы стараемся заниматься с малышами во всех режимных моментах, в течение всего дня. Утреннее проведение и разучивание пальчиковых игр. Днем - оказание помощи при одевании детей на прогулку. Совместные игры на прогулке. Во второй половине дня – оказание помощи в одевании, умываний, закаливающих процедурах умение хождения по закаливающим дорожкам, совместная продуктивная деятельность, совместные сюжетно - ролевые игры.

Наши дети волонтёры изготовили подарки для малышей, которые первый раз пришли в детский сад и поздравили их, рассказали им как здорово в детском саду

Это способствовало к формированию положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.

4этап. «Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий»

С «Детьми волонтёрами» мы проводим ряд акций. Акция «Сохрани жизнь! Сбавь скорость!» призвали водителей выбирать разумную скорость. Наши дети волонтёры решили напомнить водителям, что от них зависит жизнь детей и взрослых. Водители были тронуты обращением к ним детей, каждый из них задумался о безопасности на дорогах, ребятам они обещали, что станут более дисциплинированными и законопослушными участниками дорожного движения.

А так же провели акцию «Пристегни самое дорогое»

С детьми волонтёрами в честь праздника пожилого человека приготовили подарки и вышли на улицы города с поздравлением. Это способствовало формированию у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

В рамках празднования Дня Победы наши дети волонтёры приняли участие в проведении акции " Георгиевская ленточка". Дети дарили георгиевскую ленточку пожилым людям и поздравляли с наступающим праздником. Дети были довольны, что внесли частичку своего труда в празднование Великой Победы.

У детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

Ведём работу по активному включению родителей в жизнь ДОУ, поэтому стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал как традиционных форм взаимодействия с семьей, так и актуальную форму сотрудничества - волонтёрство. Волонтёрский отряд оказал помощь в изготовлении кормушек на участках детского сада совместно с родителями - волонтёрами. Это способствовало воспитанию любви к птицам и заботливого отношения к ним.

Участвовали в акции «Помоги пойти учиться»

С детьми волонтёрами проводим рефлексию. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы, увлекательность и полезность.

Волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей, – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.

Наше движение продолжается, но уже можно сделать вывод: Сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями за последние полтора года, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается развитие духовно- нравственных качеств детей. У детей развиты представления о высших моральных ценностях (добро и зло, дружба, вражда, сопереживание, ответственность, дисциплинированность, культура поведения, уважительное отношение к старшим, бережное отношение к животным и растениям) .

Может говорить о результатах ещё рано, ведь жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности и это вопрос не одного дня, а ежедневная кропотливая работа. И очень важно, чтобы взрослые выступали в роли сеятелей, мудрого, доброго и вечного. Моя работа с детьми и родителями будет продолжена по совершенствованию духовно- нравственному развитию детей, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы по проблеме духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Практическая часть

Моя, интуиция мне подсказывает, что каждый из вас, сидящий в зале – волонтер. И в подтверждение этому я вам предлагаю пройти своеобразный тест-экспромт.

(Упражнение на установление контакта с участниками мастер-класса) :

Итак, если вы думаете, что у волонтера должен быть богатый запас слов поддержки и одобрения для людей, похлопайте в ладоши.

Если вы полагаете, что волонтер должен поддерживать людей в их лучших начинаниях, потопайте ногами.

Если вы думаете, что волонтер не ждет слов одобрения своей работы и не держит злобы, то помашите рукой.

Если вы считаете, что волонтёр помогает другому человеку по свое инициативе то похлопайте в ладоши.

Считаете ли вы что волонтёр имеетвозможность испытать чувство того, что он кому-то нуженто помашите рукой

Если вы полагаете, что волонтёрпроявлять толерантность к мнению других людей то похлопайте в ладоши.

Если вы считаете, что волонтёр должен быть доброжелательным, терпеливыми, корректными, тактичными то потопайте ногами.

Если вам нравится обучаться и быть обучающимися, улыбнитесь!

Спасибо, вы все с честью выдержали это испытание. Этот тест – экспромт способствуют раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой стороны – высветили дефицит таких духовных качеств человека, как доброта, милосердие.

Уважаемые коллеги, прошу вас помочь мне. Мне нужно 5 участников.

Присаживайтесь за столы. Перед собой вы видите нитки и ножницы, из них мы будем изготавливать куколок. С давних времен куклы использовались для игры, в качестве оберегов, но мы найдем им иное применение.

Ваша задача, сделав куклу из ниток, увидеть ее характер, рассказать о нем, представить добрые или злые поступки, основываясь на цвете ниток. В помощь вам моя схема. Приступайте.

…Уважаемые педагоги, пока здесь изготавливают куклы, мы с вами поговорим о правилах деятельности волонтера. Приглашаю по одному педагогу, лопаете шарик и зачитываете правила и объясните, как вы понимаете…

Моя, интуиция мне подсказывает, что каждый из вас, сидящий в зале – волонтер высокого уровня. И в подтверждение этому вам придется пройти своеобразный тест-экспромт на проверку профессионализма.

(8 участников выходят каждому надувной шарик, в которых спрятаны бумажки с правилами, они лопают шары, затем зачитывают правила, и объясняют эти правила как они их понимают)

  1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
  2. Будь генератором идей!
  3. Уважай мнение других!
  4. Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
  5. Обещаешь – сделай!
  6. Не умеешь – научись!
  7. Будь настойчив в достижении целей!
  8. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.

Эта Игра необходима для понимания собеседника и передачи информации, а также для сформированности правил деятельности в рамках волонтёрского движения.

Итак, куклы готовы первой о своей кукле расскажу я, разрешаете?

Мой человечек появился на свет из пряжи ярко-желтого цвета, он такой же жизнерадостный и яркий, самое главное его качество – это оптимизм и жизнелюбие, умение дарить тепло и добро другим.

  • Познакомимся с вашим героем.
  • Теперь вы расскажите о своем герое.
  • Узнаем о следующем герое.
  • Что вы можете рассказать о своем герое.

Мой человечек появился на свет из ниток черного цвета, он зол, проявляет агрессию к другим, ему трудно среди других. У него нет друзей, ему одиноко.

Как вы думаете, мы должны помочь этому человечку?

Конечно, да. Что мы можем для него сделать?

Да, вы все правы, мы должны окружить его вниманием, заботой, добротой.

Только вместе мы можем посеять росточки добра в его сердце. Пожалуйста, возьмите своих человечков и с помощью клея, который находится на столе, приклейте их к плакату, так, чтобы они крепко держали друг друга за руки, тем самым оберегая друг друга.

Это упражнение помогает формировать такие качества как доброта, сострадание, сочувствие, чувствительность.

Данные игры используются на 1 этапе «Социально-психологическая подготовка волонтёров» .

Я поделилась с вами частичной своего опыта. А теперь предлагаю вам помочь нам. Я прошу вас протянуть нам руку помощи. Сейчас я вам раздам листы цветной бумаги, ручки и ножницы. Все мы в детстве любили обводить свои ладошки, сейчас нарисуйте свои на бумаге и напишите на них какими же качествами должен обладать волонтёр, про которого можно сказать, что он добрый?

Потом мы все ваши ладошки прикрепим к веселому, теплому солнышку.

Вот как выглядит наша доброта. Посмотрите, сколько у неё лучиков! Какие же качества души волонтёра согревают нас своим теплом? Это - любовь, милосердие,

бескорыстие, сострадание, великодушие, благодарность, нежность,

скромность, уважение, сочувствие. (Лучики прикрепляются к солнышку)

На этом наш мастер-класс подошел к концу. Давайте вспомним, что нового мы узнали на этом мастер-классе. Предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд.

По горизонтали: 1) люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. (волонтёры)

По вертикали: 1) 8 пунктов, которые мы рассмотрели в начале нашего мастер-класса: …… деятельности волонтёров. (правила) . 2) Каким качеством должен обладать волонтёр? 3). Мотивы человека, вступающего в ряды волонтёрского движения:

Сейчас я вам предлагаю оценить мой мастер класс, перед вами острова

остров-ГРУСТИ, остров- НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ, остров- УДОВЛЕТВОРЕНИЯ,

остров-НАСЛАЖДЕНИЯ, остров-РАДОСТИ как вы думаете на каком острове вы побывали сегодня… (клеят наклейки на острова)

Великий русский писатель Л.Н. Толстой сказал «Чтобы поверить в добро, надо его делать» . И давайте с этого момента делать только добро друг другу, и пусть это у вас войдет в привычку.

Пробуйте. И у вас все получится!

Я вам сказку рассказала
Мастер класс свой показала.
Тут истории конец
А кто слушал – молодец!

Спасибо за внимание

Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться - это значит применять инновационные технологии. Новизна состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №21 «Золотой ключик»

Муниципальный сетевой проект "Культурные и образовательные практики в дошкольном образовании"

по теме:

"Детское волонтерство как средство формирования инициативы и самостоятельности"

Воспитатель: Подлесных Татьяна Анатольевна

Канск 2018 год

Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться - это значит применять инновационные технологии. Новизна состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

* Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

* Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

* Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

* Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.

В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовало волонтерство, которое уже показало свою жизнеспособность и эффективность, как активная форма общения в детской среде, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.

Актуальность: Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей, которая в дошкольный период протекает интенсивно.

Технология эффективной социализации - волонтерство компенсирует дефициты развития, поддерживает самостоятельность и инициативу. Актуальность волонтерского движения в дошкольном учреждении, объединяющая родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет:

К более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;

К оптимизации детско - родительских отношений и умению работать в команде;;

Целью технологии «Дети волонтёры»:

является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи педагогической технологии "Дети - волонтеры" следующие:

Развитие навыков общения в разновозрастном коллективе:

Развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей:

Создание такой ситуации, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.

Организация практики волонтерства в нашем детском саду осуществлялась поэтапно. Первый этап можно условно обозначить как подготовительный. Задача этого этапа - изучение теоретических аспектов детского волонтерства, проектирование организации культурной практики в ДОУ. Для ознакомления с технологией эффективной социализации детей дошкольного возраста "Дети - волорнтеры" педагоги дошкольного учреждения прослушали авторский вебинар Н.П. Гришаевой "Современные технологии социализации дошкольников в образовательном комплексе", был проведен в ДОУ семинар по технологиям социализации дошкольников. Два педагога подготовительной группы выразили желание участвовать организации детского волонтерства. Был составлен проект организации культурной практики в детском саду, обсудили вопросы курирования практики, время в распорядке дня, наиболее удобное для посещения для старших и младших дошкольников, организация запуска, содержание и формы детской волонтерской деятельности. Составили план деятельности будущей команды, определили ответственность каждого педагога в организации данной культурной практики.

Предпосылкой для возникновения детского волонтерства в нашей группе стало проведение традиционной акции "Помоги пойти учиться", когда дети и родители подготовительной группы оказали помощь семьям находящимся в трудной жизненной ситуации, для подготовки детей в школу. В ноябре мы провели акцию "Игрушки для малышей", где дети подготовительной группы передали игрушки и игры, из которых они "выросли" малышам.

Запуск детского волонтерства произошел на организационном этапе, задачи которого заключались в мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организация команды. Воспитателями проводились беседы "Кто такие волонтеры?", "О возможности стать волонтерами для малышей". Выяснение чем любят заниматься дети. Чему мы можем научить малышей? Из детей, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, сформировалась команда. Важным моментом в организации волонтерского движения считаю обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Был разработан план с детьми волонтерами по провидению волонтерских акций. Совместно с воспитателем дети волонтеры разработали правила команды:

Приходя в группу поздоровайся со взрослыми и малышами.

Доведи дело до конца.

Обращайся к малышам спокойно, вежливо.

Если не хочешь участвовать в волонтерской деятельности, можешь остаться

В группе.

Так же было разработано примерное планирование волонтерского движения по месяцам:

Сентябрь.

Октябрь.

Изучение теоретических аспектов детского волонтерства, проектирование

организации культурной практики в ДОУ.

социализации дошкольников в образовательном комплексе»

Семинар по технологиям социализации дошкольников

Ноябрь

Беседа «Кто такие волонтеры?»

Беседа «Возможно ли стать волонтерами?»

Беседа «Чему мы можем научить малышей?»

-«День добрых дел». Поможем убрать игрушки малышам.

Неделя «Наши игры и игрушки» - акция «Игрушки для малышей»

Декабрь- Январь.

Оказание помощи в раздевании и одевании малышам

Помощь в умывании детям ясельной группы

Подарки для малышей (снежинки).

Чтение стихов к празднику

Неделя «Зимние забавы» – подвижные игры с детьми младших групп,

«Колядки»

Февраль – Март.

Неделя «В здоровом теле здоровый дух» – зарядка для детей средней

Группы

Провести пальчиковые игры

Рисуем вместе с малышами

Апрель - Май

Неделя «Сказка вы гости к нам пришла» – рассказать сказки для малышей

Неделя «Космос» – рассказать детям средней группы о космосе

Оказание помощи в организации игр с детьми младших групп

Следующий этап - практический. На этом этапе реализовались конкретные дела волонтерской команды.

Волонтерские акции проходили в нашем образовательном учреждении регулярно, они связаны с комплексно - тематическим планированием. Первая акция "Игрушки для малышей", где дети подготовительной группы передали игрушки и игры, из которых они "выросли" малышам. Вторая акция прошла в неделю "Зимние забавы" и волонтеры подготовительной группы вместе с детьми второй младшей группы проводили подвижные игры на прогулках. На праздник "Коляда" одевшись в традиционные для ряженых костюмы, ходили колядовать по младшим группам детского сада. В неделю "В здоровом теле здоровый дух" Милана Железнова провела зарядку для детей средней группы. В неделю "Сказка в гости к нам пришла", дети волонтеры рассказали во второй младшей группе русскую народную сказку "Колобок". В неделю "Космос" Артем Романенко показал презентацию и рассказал о космосе для детей средней группы. Волонтеры стали регулярно ходить к малышам, где помогали раздеваться, одеваться, играли с ними, рисовали.

Обязательным условием данного этапа является обсуждение волонтерской деятельности в группе после посещения малышей. Из всех детей подготовительной группы, в которой организована команда волонтеров, 50% детей попробовали свои силы в детской волонтерской деятельности.

Получены положительные эффект от волонтерства:

Волонтерство помогло детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную.

Дошкольники научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, стали готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У них отмечены более развитые коммуникативно - речевые умения и навыки.

Волонтеры осознают свою важную миссию - считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течении дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.

Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным.

Педагоги учат дошкольников проявлять инициативу, затем у них формируется потребность в её проявлении по выбору мероприятий и их количеству.

Педагоги и родители, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности - повысили свою педагогическую компетентность.

Для детей раннего возраста: дети стали больше говорить, охотнее стали идти на контакт со старшими детьми, с удовольствием слушают сказки, потешки, песенки. Стали употреблять в речи больше сложных предложений, задавать много вопросов "Почему?", "Зачем?", "Где?".

Выходя из стен детского сада, наши дети, не только узнали о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем поучаствовали. Надеюсь, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям безвозмездно.

Анализируя опыт образовательной практики - волонтерское движение, планируем в дальнейшем продолжить работу над обогащением и тиражированием опыта. А также немаловажно, чтобы с каждым годом вновь приходящие дети из младших дошкольников в волонтерский отряд более коммуникабельны, с хорошей познавательной базой и знакомыми с сущностью работы волонтера. Считаем, что главный ресурс технологии волонтерства - это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.

Опыт работы в этом направлении оцениваю как положительный, показывающий эффективность, многофункциональность используемых форм и возможность их применения. Волонтерское движения - гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.


Цырульник Алёна Романовна

МБДОУ Д/С №181, г.Уфа

воспитатель

План работы к году волонтёра

Цель: Воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через обретение им духовного опыта, основанного на традициях благотворительной и добровольческой деятельности.

Задачи:

1.Формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность;

2.Приобщение к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям;

3.Воспитание толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;

Планируемые результаты :

Расширить представление о волонтерском движении у детей, родителей воспитанников;

Приобщить детей и родителей воспитанников к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям на основе изучения религиозных понятий, традиций народа;

Сформировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;

Привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;

Организовать преемственность с задачами начальной школы на этапе развития дошкольного и школьного детства;

Разместить в сети Интернет опыт работы ДОУ в данном направлении.

Перечень мероприятий

с детьми

Перечень мероприятий

с родителями

месяц

Беседа «Кто такие волонтеры»

«День добрых дел» - оказание помощи в одевании раздевании малышам

Консультация для родителей «История возникновения волонтерского движения»

Беседа «Что такое добро?»

«Неделя добрых дел» - привести книжный уголок в порядок

Изготовление поделок для пап и дедушек ко Дню защитника отечества.

Консультация «Как воспитать добровольца?»

Изготовление совместно с детьми кормушек для птиц.

Беседа «Легко ли быть добрым?»

Консультация о пользе ЗОЖ «Родители - пример для детей»

Акция «Помоги детскому дому»

Развлечение «Веселые старты» - пропаганда ЗОЖ

Общее родительское собрание «Растим волонтера, патриота Родины»

Флешмоб «Вместе с нами»

Беседа «Почему добро побеждает зло?»

Просмотр фильмов о ВОВ

Акция «Ветеран живет рядом»

Акция по благоустройству территории детского сада «Посади дерево»

Привлечение родителей к подготовке выпускного бала

Оказание помощи в организации игр с детьми младшей группы на прогулке

Привлечение родителей к организации праздника ко Дню защиты детей «Чтобы солнышко светило»

Дидактическая игра «Чем я могу помочь?!»

Трудовой десант: «Поможем огороду - вырастим хороший урожай!»

Консультация «Научите детей делать добро!»

Чтение художественной литературы: В. Осеева «Что легче?», «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Волшебное слово». Л. Кон - «Друг», Э. Успенский - «Крокодил Гена и его друзья», Сказки: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский - «Скупой», В. Катаев «Цветик - семицветик», В. Митт - «Шарик в окошке», Е. Кошевая - «Мой сын».

Консультация «Секреты воспитания вежливого человека»

Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает организацию образовательного процесса с учетом интересов детей.

Современные программы предлагают различные приемы и формы поддержки детских интересов. Так, авторы программы «Мозаика» предлагают форму «Клуб по интересам». Одной из форм клуба по интересам может быть детский волонтерский клуб, обеспечивающий разновозрастное общение детей.

Детский сад №130 «Родничок» являясь участником федеральной экспериментальной площадки «Педагогические условия позитивной социализации детей дошкольного возраста с использованием программно-методического комплекса «Мозаичный ПАРК», стал активно использовать такую форму работы с детьми.

Основной целью волонтерского клуба «Добротоп» является создание условий для позитивной социализации детей на основе сотрудничества.

Перед тем как создать волонтерский клуб дети и воспитатели долго готовились. Они познакомились с понятиями «волонтер», «волонтерский отряд». С детьми были проведены беседы о том, кто такие волонтеры, чем занимаются волонтеры, какими они обладают качествами, что значит волонтерская деятельность. В беседе «Наши добрые дела и поступки» детям предлагалось ответить на вопросы: Что значит «добрые слова», «добрые пожелания», «добрые поступки», «добрые дела», «добрые люди»? В какой помощи могут нуждаться взрослые, дети? Как может быть оказана помощь другому человеку: по собственному желанию, по просьбе, по предложению. Чему старшие дети могут научить малышей? Вместе с детьми были разработаны правила волонтера,разработаны атрибуты волонтёрского движения — шарф и значок с эмблемой волонтерского движения «Добротоп». Из детей, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, была сформирована команда.

В основу работы детского волонтерского клуба «Добротоп» заложена идея «Семи добрых дел». 1-2 раза в неделю дети старших групп приходят к малышам, чтобы сделать доброе дело. Расскажем об этих делах подробнее:


Итоги участия в волонтерской деятельности подводятся в форме заполнения «Личной книжки волонтера», в которую после участия волонтера в добром деле вклеивается цветной значок - символ. «Личная книжка волонтера» позволяет вести учёт добровольческой деятельности, видеть предпочитаемые направления работы ребенка-волонтёра и его активность.

В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач, при этом ребята выступают инициаторами деятельности. Это дает возможность им раскрепоститься, пойти на активное разновозрастное общение в детской среде — сверстника со сверстником, старшего с младшим, получить эмоциональную радость и внутреннее удовлетворение от своей деятельности. Миссия волонтера — всегда быть готовым прийти на помощь. Дети - волонтёры знают, что в детском саду они главные помощники, и готовы прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым дети - волонтёры получают отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.

Волонтерское движение - гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.