Какие качества он приобретает в обществе. Детское общество и его влияние на социализацию ребенка. Список положительных качеств человека

10.10.2019

Каждый человек с рождения наделен уникальным, собственным характером. Ребенок может унаследовать отдельные черты от своих родителей, у кого-то они проявляются в большей степени, а кто-то совсем не похож ни на кого из членов семьи. Но характер - это не поведение родителей, спроецированное на ребенка, это более сложное психическое явление. Список положительных и очень большой. В статье попробуем выделить основные черты характера.

человека?

В переводе с греческого языка слово «характер» означает «отличительная черта, знак». В зависимости от типа своей психологической организации люди находят свои родственные души, налаживают отношения, выстраивают всю свою жизнь. Характер человека - это уникальный набор психических характеристик, свойств личности, которые играют решающую роль в разных аспектах жизни человека и проявляются через его деятельность.

Чтобы понять характер индивида, необходимо массово проанализировать его поступки. Суждения о нраве могут быть очень субъективными, ведь далеко не каждый человек действует так, как подсказывает ему сердце. Однако выявить отдельные устойчивые черты характера можно, изучая поведение долгое время. Если человек в разных ситуациях принимает одно и то же решение, делает похожие выводы и демонстрирует аналогичную реакцию, то это говорит о наличии у него той или иной черты. Например, если кто-то является ответственным, то его поведение и на работе, и дома будет этому критерию соответствовать. Если человек веселый по своей натуре, разовое проявление грусти на фоне общего позитивного поведения не станет отдельной чертой характера.

Формирование характера

Процесс формирования характера начинается в самом раннем детстве, в первых социальных контактах ребенка с родителями. Например, излишняя любовь и опека могут в дальнейшем стать залогом устойчивой характеристики психики человека и сделать его несамостоятельным или избалованным. Именно поэтому многие родители особенно внимательно относятся к воспитанию у детей положительных черт характера. Они заводят домашних животных, чтобы малыш мог чувствовать, что такое ответственность, поручают ему выполнять мелкие дела по дому, учат убирать свои игрушки и объясняют, что не все желания и капризы могут быть исполнены.

Следующим этапом становятся детский сад и школа. В ребенке уже заложены основные черты характера, но на этом этапе они еще поддаются коррекции: можно отучить маленькую личность от жадности, помочь избавиться от излишней застенчивости. В дальнейшем, как правило, формирование и изменение черт характера возможны лишь при работе с психологом.

Характер или темперамент?

Очень часто два этих понятия путают между собой. Действительно, и характер, и темперамент формируют поведение человека. Но они имеют принципиально разную природу. Характер - это список приобретенных психических свойств, в то время как темперамент имеет биологическое происхождение. Обладая одним и тем же темпераментом, люди могут иметь совершенно разные характеры.

Существует 4 типа темперамента: порывистый и неуравновешенный холерик, неспешный и невозмутимый флегматик, легкий и оптимистичный сангвиник и эмоционально ранимый меланхолик. При этом темперамент может сдерживать определенные черты характера, и наоборот, характер может компенсировать темперамент.

Например, флегматик, обладающий хорошим чувством юмора, будет по-прежнему скуп на проявления эмоций, но это не помешает ему демонстрировать чувство юмора, смеяться и веселиться в соответствующем обществе.

Список положительных качеств человека

Список положительных и отрицательных качеств человека огромный. Изначально все определения относительно природы и сущности человека, его поведения - субъективны. В обществе установлены определенные нормы, позволяющие определять, насколько положительна или отрицательна та или иная черта личности или ее поступок. Однако существуют высшие качества человека, демонстрирующие его добродетель и благие намерения. Выглядит их список следующим образом:

  • альтруизм;
  • почитание старших;
  • доброта;
  • исполнение обещаний;
  • нравственность;
  • ответственность;
  • верность;
  • упорство;
  • умеренность;
  • отзывчивость;
  • честность;
  • искренность;
  • бескорыстие и другие.

Эти качества, наряду с их производными, составляют природу истинной красоты характера человека. Закладываются они в семье, в процессе воспитания дети копируют поведение родителей, а потому хорошо воспитанный человек будет обладать всеми этим высшими качествами.

Список отрицательных качеств человека

Список положительных и отрицательных качеств человека можно формировать долго, так как их очень много. Присвоить человеку наличие отрицательного качества характера на основании одного только его поступка или действия будет в корне неверно. Нельзя вешать ярлыки, даже самые воспитанные и могут действительно поверить в то, что они наделены, скажем, жадностью или высокомерием. Однако если такое поведение - это закономерность, тогда вывод будет очевидным.

Список отрицательных черт, как и положительных, огромен. Самые основные и распространенные выглядят следующим образом:

  • безволие;
  • безответственность;
  • вредность;
  • жадность;
  • злобность;
  • лживость;
  • лицемерие;
  • ненависть;
  • эгоизм;
  • нетерпимость;
  • алчность и другие.

Наличие таких черт характера у человека - это не диагноз, с ними можно и нужно бороться даже во взрослом, сознательном возрасте, корректировать поведение.

Черты характера, проявляющиеся в отношении к другим людям

Список положительных и отрицательных качеств человека мы сформировали. Сейчас речь пойдет о чертах характера, проявляющихся в отношении к другим людям. Дело в том, что в зависимости от того, по отношению к кому или чему человек совершает действие или поступок, обнажается конкретная отдельная его черта. В обществе он может демонстрировать следующие качества:

  • коммуникабельность;
  • отзывчивость;
  • восприимчивость к чужому настроению;
  • уважительность;
  • высокомерие;
  • эгоцентризм;
  • грубость;
  • замкнутость и другие.

Конечно, очень многое зависит от условий, в которые попал человек: даже самая открытая и коммуникабельная личность может испытывать проблемы в общении со строгим, закрытым и бессердечным человеком. Но, как правило, вежливые люди, наделенные положительными качествами, без труда адаптируются в обществе и подавляют свои негативные черты.

Черты характера, проявляющиеся в труде

Построение карьеры человека напрямую зависит от качеств его характера. Даже самые талантливые и одаренные люди могут потерпеть крах из-за того, что они недостаточно ответственно относятся к своей работе и своему таланту. Тем самым они только вредят себе и не дают себе возможности раскрыть весь свой потенциал.

Или напротив, известны случаи, когда недостаток таланта с лихвой компенсировался особым прилежанием в работе. Ответственный и аккуратный человек всегда добьется успеха. Вот список основных таких черт характера:

  • трудолюбие;
  • ответственность;
  • инициативность;
  • аккуратность;
  • разгильдяйство;
  • леность;
  • халатность;
  • пассивность и другие.

Эти две группы черт характеров активно перекликаются между собой, так как трудовая деятельность и общение между людьми неотделимо связаны между собой.

Черты характера, проявляющиеся в отношении к самому себе

Это те черты, которые характеризуют по отношению к себе, его самовосприятие. Выглядят они следующим образом:

  • чувство собственного достоинства или превосходства;
  • честь;
  • заносчивость;
  • самокритичность;
  • эгоцентризм;
  • самообожание и другие.

Черты характера, проявляющиеся в отношении к вещам

Отношение к вещам не влияет на выстраивание социальных связей человека, но демонстрирует и открывает лучшие или неприглядные качества его натуры. Это такие черты, как:

  • аккуратность;
  • бережливость;
  • скрупулезность;
  • неряшливость и другие.

Менталитет, качества русского человека

Менталитет - понятие очень субъективное, и базируется оно на основе стереотипного мышления. Однако нельзя отрицать, что той или иной национальности присущи определенные черты. Русские люди славятся своим радушием и гостеприимством, веселым нравом. Русскую душу во всем мире считают загадочной и непостижимой, поскольку россияне не отличаются рациональностью и логичностью своих поступков, часто поддаются влиянию настроения.

Еще одна черта русского народа - сентиментальность. Русский человек мгновенно перенимает чувства другого и всегда готов разделить с ним эмоции, подставить плечо помощи. Нельзя не сказать о другой черте - сострадании. Исторически Россия помогала своим соседям на всех рубежах страны, и сегодня только бессердечный человек пройдет мимо беды другого.

Воспитанность человека характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе. В совокупности эти качества определяют богатство и неповторимость каждой личности, её уникальность. В характеристике отдельного человека какие-то качества могут отсутствовать и могут представлять самые разнообразные сочетания.

Если важной задачей воспитания является содействие расцвету каждой личности, то не менее важная и ответственная задача состоит в том, чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. В связи с этим встает задача установления сравнительно немногих, но самых важных общественно значимых качеств, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить показателями воспитанности, т.е. уровня социального развития школьника, которые характеризуют меру его готовности к жизни в обществе.

Представление о показателях уровня социального развития школьника имеет важное значение, как для педагогов, так и для самих учащихся. Знание конкретных показателей с одной стороны обеспечивает целенаправленность и предметность педагогических усилий, отвечает интересам самовоспитания учащихся. С другой стороны, показатели выступают в качестве параметров, по которым можно и нужно судить о воспитанности учащихся.

Число показателей воспитанности не может быть большим, оно должно соответствовать реальным возможностям их практического применения в воспитательной работе. Суть показателей должна быть понятна учащимся того возраста, воспитанность которых они характеризуют.

Н.И. Монахов выделил социальные качества, которые могут быть сформулированы у младших школьников.

  1. Товарищество – близость, основанная на товарищеских (дружеских) отношениях; совместное участие в чем-нибудь на равных правах.
  2. Уважение к старшим – почтительное отношение, основанное на признании их достоинств.
  3. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
  4. Честность – искренность, прямота, добросовестность и безупречность.
  5. Трудолюбие – любовь к труду. Труд – работа, занятие, усилие, направленное к достижению чего-либо.
  6. Бережливость – бережное отношение к имуществу, расчетливость, экономность.
  7. Дисциплинированность – подчиненность дисциплине (обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива, подчинение установленному порядку, правилам); соблюдение порядка.
  8. Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость.
  9. Любовь к прекрасному – постоянная сильная склонность, увлеченность тем, что воплощает красоту, соответствует её идеалам
  10. Стремление быть сильным, ловким – настойчивое желание добиться физической или моральной возможности активно действовать.

Определение уровня развития данных социальных качеств и поможет определить уровень социального развития школьника.

Для формирования социальных качеств я решала следующие задачи воспитания и развития:

  1. Научить чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.
  2. Эти задачи я решала на трех уровнях:

I. Информативный: на нем выясняются представления детей и уточняются общепринятые знания. Например, обсуждая тему “Товарищество”, воспитатель может спросить детей о том, если у них товарищ? Какой он (она): добрый, веселый, смелый, умный? Что умеет делать?

II. Личностный: на нем у ребенка следует вызвать положительное эмоциональное отношение к теме занятия, нужно сделать так, чтобы ему захотелось применить к себе полученные знания.

Например, обсуждая тему “Товарищество”, после чтения рассказа Н. Калининой “Два товарища” можно задать вопрос: “А как ты миришься со своими друзьями”?

III. Уровень – осознание: на нем ребенок учиться осознавать, что с ним происходит, зачем и почему он поступает так или иначе, отчего появляются чувства, какие бывают мысли. На этом уровне развивается способность к саморегуляции, самопознанию, самопониманию и самоконтролю, а также понимание того, что делают, чувствуют и делают другие люди.

Все три уровня присутствуют сразу вместе и создают пространство возможностей, обогащенную, развивающую среду. Однако результативность для каждого из детей может быть разной и осуществиться в разные сроки.

Этапы формирования социальных качеств.

Всестороннее развитие и становление личности ребенка представляет собой длительный процесс накопления качественных изменений по различным параметрам. Я попыталась выделить этапы формирования социальных качеств младших школьников.

I этап “Я расту, я развиваюсь”. Ориентирован на работу с детьми от 6 до 8 лет (1-2 класс).

На данном этапе формируются первичные представления о социальных качествах, на основе имеющегося у ребенка опыта. Развивается личностное отношение ребенка к миру человеческих ценностей, развиваются социальные, “теплые” эмоции, обогащается опыт позитивного самоощущения. На этом этапе работы закладываются основы для развития самосознания и саморегуляции.

II этап “Я и другие, я и мир”. Направлен на работу с детьми от 8 до 10 лет (3-4 класс).

В нем акцент ставиться на духовно-нравственные аспекты развития, оказывается помощь ребенку в создании целостной картины мира, ощущение гармонии и психологического комфорта, создаются условия для осознания и разрешения личностных проблем и межличностных конфликтов.

Актуальность и важность вопросов, которые рассматриваются на всех этапах, имеют свою значимость в жизни человека, поскольку речь идет о том, как быть здоровым, счастливым, успешным, как правильно к себе относиться, как общаться и взаимодействовать с другими людьми, т.е. о социальной адаптации к жизни.

Стадии формирования социальных качеств проходят по циклу (см. рис.)

2)Понимание разумности и необходимости;

3) Применение;

4)Переживание;

5)Новый уровень.

Такое циклическое формирование социальных качеств проходит у человека в течение всей его жизни, расширяя и углубляя его знания. Немаловажную роль в нем играет самообучение.

Формы внеклассной работы по формированию социальных качеств.

Формы работы определяются этапами формирования социальных качеств (о них говорилось выше).

Через различные формы работы:

  1. Успешно осваивается содержание вопросов развития социальных качеств;
  2. Обеспечивается психологический и эмоциональный комфорт;
  3. Происходит творческое самовыражение;
  4. Различные формы работы помогают и активности школьника в среде сверстников.

В своей работе я использую:

Цели и задачи:

  1. Развитие эмоциональной сферы детей;
  2. Воспитание любознательности, устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности.

2) Спектакли.

Цели и задачи:

  1. Формирование творческого коллектива;
  2. Мобилизация внутренних сил, неосознанных возможностей,
  3. Развитие способности к творческой деятельности;
  4. Воспитание любви к прекрасному.

Цели и задачи:

  1. Помочь почувствовать и раскрыть свою собственную уникальность;
  2. Создать условия для психологического раскрепощения, создание ситуации успеха;
  3. Воспитание чувства товарищества, симпатий друг к другу.

Цели и задачи:

  1. Формирование навыков группового взаимодействия;
  2. Создание условий для накопления общественного и нравственного опыта;
  3. Выявление и развитие потенциальных творческих способностей.

5) Родительские собрания.

Цели и задачи:

  1. Вовлечь родителей в процесс формирования социальных качеств;
  2. Помочь родителям принимать ребенка таким, каков он есть.

Все формы работы позволяют решать задачи формирования социальных качеств:

  1. Помочь ребенку приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе.
  2. Научить чувствовать и понимать других людей.
  3. Приобщить ребенка к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, истине, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека.
  4. Утвердить ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.

Диагностика уровня социального развития.

Рациональная организация по диагностике уровня социального развития школьника предполагает широкое использование разнообразных методов (наблюдение, беседа, анкетирование и т.д.). Однако основным методом является метод коллективной экспертной оценки в силу того, что социальные качества должны проявляться в социальном окружении и оцениваться теми людьми, среди которых ученик живет и учится.

Метод коллективной экспертной оценки как основной диагностический метод начинают применять с 3 класса.

В 1-2 классах применяют метод беседы об основных социальных качествах и признаках их проявления.

На начальном этапе я готовила специальную беседу о том качестве, которое являлось предметом диагностики.

  1. Значение данного качества для человека (школьника);
  2. Как оно проявляется;
  3. В чем выражается это применение;
  4. Как практически можно оценить это качество.

В конце каждой беседы учащиеся получают задание оценить это качество у своих товарищей по классу. Результаты отмечают в специально подготовленном заранее оценочном листе, записывая против фамилии каждого ученика своего класса условно принятые буквы: в, н, с (высокий, средний, низкий).

Среднее арифметическое значение подсчитывают, приравнивая каждый уровень к количественному выражению: В – 3 балла, С – 2 балла, Н – 1 балл.

Количественная отметка округляется до одной десятой и заносится в диагностическую карту.

Это первый этап диагностики развития социальных качеств на уровне компонентной диагностики.

Следующий этап – структурная диагностика, которая предполагает анализ полученной информации и оформление графиков и диаграмм. Данные заключения используются в процессе планирования воспитательной работы на следующий учебный год.

Результаты работы по формированию социальных качеств.

Постепенный и планомерный переход от одного этапа к другому предполагает формирование у детей социальных качеств. Такие дети способны успешно адаптироваться в динамичном, быстро меняющемся мире.

Хочется надеяться, что дети:

1)Будут способны принимать ответственность за свои поступки;

2) Сумеют выражать себя;

3) Научаться организовывать себя и других и принимать решения;

4) Смогут осуществлять саморегуляцию.

Литература:

1.Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком.// Педагогика.- 1996.- №5.- с.3-9

2.Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. – М. 2001.

3.Воронина Е.В. Система ценностей, определяющих воспитательный процесс в школе. // Классный руководитель. – 1997. - №3 – с.15.

4.Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе.–М., Академия, 2001.

5.Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика. – М., 1981.

6.Новое в воспитательной работе школы / сост. Н.Е. Щуркова, В.Н.Шнырева. – М., 1991.

7.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1999.

8.Сергеева В.П. Особенности развития и воспитания младших детей. – М., 1999.

9.Шнекендорф З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека. // Педагогика. – 1997. - №2.-с.43.

10.Щуркова Н.Е. Три принципа воспитания. – Смоленск, 1996.

11.Щуркова Н.Е., Рагозина Л.Д. Формирование жизненного опыта у учащихся. – М., 2002.

А. В результате социализации у личности формируется шкала ценностей.

Б. В процессе социализации индивид приспосабливается к социальной среде.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2. Какому обществу присущ классовый тип социальной стратификации?

А) античному

Б) современным развитым государствам

В) средневековым государствам Западной Европы

Г) индустриальному

3. Если, перемещаясь, человек не меняет социальный статус, то такое изменение можно назвать

А) горизонтальной мобильностью

Б) вертикальной мобильностью

В) восходящей социальной мобильностью

Г) нисходящей вынужденной социальной мобильностью

4. Неотъемлемой составляющей воспитания дворянских детей было усвоение ряда правил «как подобает вести себя в обществе», что является примером

А) соблюдения закона

Б) сохранения традиций

В) усвоения норм этикета

Г) соответствия имиджу

А) не зависит от антуража

Б) отражает степень признания окружающими личных и деловых качеств

В) оценка социальной позиции, занимаемой в обществе

Г) является особой силой подчинения одних людей другим

6. Важным фактором восходящей социальной мобильности русский социолог П.А. Сорокин считал

А) стаж работы

В) социальные связи

Г) получение образования

7. Подвергающийся агрессии со стороны родителей ребенок безропотно подчиняется им дома, а оказавшись на улице без присмотра, он совершает ряд необдуманных поступков, не принимая во внимание замечания старших. Этот случай можно рассматривать как пример

А) девиантного (отклоняющегося) поведения

Б) конформистского поведения

В) адаптивного поведения

Г) делинквентного поведения

8. Верны ли следующие суждения о социальных институтах?

А. Основными социальными институтами современного общества являются семья и школа.

Б. Социальный институт - это организованная система соподчинения с устойчивым комплексом норм, определяющих отношения между людьми.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. Понятие «личность» определяет человека как

А) существо биологическое

Б) создатель материальной культуры

В) индивид, который несет ответственность за свои поступки

Г) эмоционально-чувственная индивидуальность

10. Если социальный статус передается по наследству, наделяя его обладателя социальными привилегиями, то это статус

А) бюрократа

Б) журналиста

В) аристократа

Г) военнослужащего

11. К социальным потребностям человека относится потребность в

А) престижной работе

Б) общении

В) одежде

Г) жилище

12. Девиантным или отклоняющимся поведением называют

А) несоответствие поведения человека его социальному статусу

Б) любое социальное перемещение индивида в пределах своей группы

В) любое изменение в поведении человека как следствие перемен в его жизни

Г) несоблюдение принятых в обществе норм

13. Бывший владелец ресторана в северном городе приобретает отель на побережье. Это пример

А) процесса социализации

Б) процесса глобализации

В) социальной мобильности

Г) социальной поляризации

14. По какому признаку выделена такая крупная социальная группа, как нация?

А) религиозному

Б) социально-классовому

В) этническому

Г) территориальному

15. Основанная на кровном родстве группа людей, члены которой связаны общностью хозяйственной

Деятельности, финансами и интересами, называется

А) род

Б) семья

16. Какие социальные нормы иллюстрируют предписание: «Первокурсники должны пройти посвящение в студенты»?

А) нормы права

Б) устав института/университета/академии

В) правила этикета

Г) студенческой традиции

17. Верны ли суждения о семье?

А. Семья - социальный институт, влияющий на социализацию индивида.

Б. Семья не способна смягчить давление внешнего мира.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

18. Объектом социализации является

А) любая социальная группа

Б) группа подростков

В) человечество

Г) социологи

19. Сущность процесса социализации заключается в

А) передаче накопленного опыта одного поколения другому

Б) приобретении необходимых знаний, навыков и умений

В) формировании шкалы ценностей и личных приоритетов

Г) профессиональной ориентации

20. К каким группам общества можно отнести классы?

А) религиозным

Б) этническим

В) профессиональным

Г) политическим

ПОЖАЛУЙСТА РЕШИТЕ,ОЧЕНЬ СРОЧНО НАДО РЕШАЕТСЯ ОЦЕНКА ЗА ЧЕТВЕРТЬ И ЗА ГОД!УМОЛЯЮ РЕШИТЕ,ПОЖАЛУЙСТА ПРОШУ ВАС!)

Совесть - это:

способность делать выбор в пользу решения одобряемого моралью

Ценности и идеалы, усвоенные индивидом

Совокупность общечеловеческих ценностей

№2. “Золотое правило морали” провозглашает принцип:

Разумного эгоизма

Живи сам - давай жить другим

Поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы он поступал с тобой

Поступай по отношению к другому так, как он поступает с тобой

№ 3. Личность - это

Неповторимое сочетание психологических особенностей человека, наиболее значимых социальных качеств

Индивидуальные черты человека

Цвет нации

Набор способностей

№ 4. Ребенком в РФ считается человек в возрасте:

№ 5. Гражданин РФ обладает основными правами и свободами по достижению:

С рождения

№ 6. При совершении особо тяжких преступлений уголовная ответственность наступает в возрасте:

№ 7. Парламент в России называется:

Федеральное Собрание

Государственная Дума

Конституционный суд

№ 8. Основной закон государства - это:

Конституция,

Уголовный кодекс,

Семейный кодекс,

Конвенция о правах ребенка

№ 9. Старшеклассник совершил хулиганский поступок. Он является правонарушением. Найдите три признака, которые подтверждают данный вывод.

Это противоправное действие

Это виновное действие.

Это общественно опасное действие.

Это малозначительный проступок

№10. Презумпция невиновности означает, что

Вина обвиняемого (подсудимого) не доказана в судебном порядке;

Преступником не рождаются, а становятся;

Преступление совершено нечаянно;

Преступление совершено по небрежности.

№11. “Организатор, сообщник, пособник, исполнитель - это участники преступления”.

1) группового;

2) рецидивного;

3) случайного;

4) самостоятельного.

№12. Садизм - это:

Стремление к жестокости, наслаждение чужими страданиями;

Помощь бедным;

Стремление принести пользу окружающим;

Причинение боли самому себе.

№13. Вандализм - это:

Умение приспосабливаться;

Это моральное поведение;

Бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей;

Вид танца у древних племен вандалов.

№14. Выпишите явления, относящиеся к духовной сфере деятельности:

Монархия

Библиотека

Поликлиника

Часть 2 (В)

В 1. По действующим лицам определите название процесса:

Адвокат, прокурор, присяжные заседатели, секретарь, свидетели, зрители, охрана

В 2. В квартиру, где находились супруги и их сын, ворвались три бандита. Они требовали денег, угрожая зарезать женщину и ребенка. Муж схватил охотничье ружье и одним выстрелом убил одного бандита. Двое других убежали. Совершил ли муж преступление?

Нет - это не преступление;

Совершил, но в состоянии необходимой обороны;

Не совершил, так как это была необходимая оборона;

В 3. Расставьте в логичной последовательности название одного и того же человека, совершившего преступление.

Преступник;

Подследственный;

Обвиняемый;

Задержанный;

Подсудимый;

Подозреваемый.

В 4. Какие качества человека могут: 1-удержать его от употребления наркотиков 2 - какие приблизить:

А) малодушие,

Б) зависть,

В) мужество,

Г) любопытство,

Д) жизнерадостность,

Е) стыдливость,

Ж) трусость,

В 5. В Санкт-Петербурге было совершено одно из самых аморальных преступлений на Земле - был украден из музея блокадный кусочек хлеба. Возмущению ленинградцев не было предела. Какой вид преступления был совершен?

Вандализм;

Мошенничество.

В 6. Сопоставьте понятия и их словесную расшифровку:

Общество,

А) биологический вид

Индивид,

Б) отдельно взятый человек человек.

В) материальная часть мира, отделившаяся от природы, но тесно связанная с ней, включающая в себя формы объединения людей и способы их взаимодействия

  • От чего зависит положение человека в обществе?
  • Сколько у человека может быть социальных статусов?
  • Какой социальный статус главный?

Социальные роли человека существуют не сами по себе. Они соответствуют положению человека в обществе. Школьник выполняет роли ученика, сына или дочери, брата или сестры, внука, пассажира автобуса, покупателя в продовольственном магазине, участника ансамбля народного танца и т.д.

Но было бы странно, если бы пятиклассник, например, защищал дипломную работу или расплачивался в салоне, покупая дорогой автомобиль. Эти действия не будут соответствовать положению ученика в обществе, т. е. его социальному статусу.

Социальные «параметры личности»

Положение человека в обществе зависит от его прирождённых и приобретённых качеств. Прирождённые качества - рост, физическая сила, цвет глаз, размеры тела, полнота или худоба, темперамент, умственные способности, половозрастные различия и т.д. Если агрессивность - врождённая черта человека, то почти наверняка между людьми будут конфликты.

    Советуем запомнить!
    Темперамент - индивидуальные свойства человека, характеризующиеся прежде всего быстротой возникновения чувств и их силой. Темперамент проявляется также и в особенностях движений человека.

    Дополнительное чтение
    Наблюдая за людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы обращаем внимание на различия в их поведении. Одни - быстры и порывисты в движениях, другие - медлительны, спокойны, невозмутимы и т.д. Причина подобных различий кроется в темпераменте, присущем человеку от рождения. Существует четыре основных типа темперамента.
    Флегматик - неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным.
    Холерик - быстрый, порывистый, с резко меняющимся настроением, невыдержанный, конфликтный.
    Сангвиник - энергичный, жизнерадостный, общительный человек с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события. Он очень успешен в работе, когда ему интересно.
    Меланхолик - человек чувствительный и легкоранимый, он доброжелателен к людям и проявляет максимум сочувствия.

Понаблюдайте за собой и попробуйте определить тип своего темперамента. Возможно, вы найдёте у себя черты разных типов темперамента.

Приобретённые качества - самостоятельность, трудолюбие, ответственность, характер, сила воли, умение общаться с людьми, доводить начатое дело до конца и др.

    Дополнительное чтение
    В отличие от темперамента характер не является врождённым. Он в основном формируется по мере взросления человека, к врождённым чертам добавляются приобретённые, главным образом нравственные качества.
    О характере человека говорят в тех случаях, когда им проявляются положительные или отрицательные качества.
    Положительные качества: трудолюбие, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, общительность, чуткость, отзывчивость, чувство собственного достоинства, самокритичность, скромность, аккуратность, бережливость, щедрость и др.
    Отрицательные качества: лень, безответственность, пассивность, чёрствость, бездушие, грубость, презрение к людям, самомнение, заносчивость, обидчивость, эгоизм, безалаберность и др.

Составьте перечень своих положительных и отрицательных черт характера. Объясните свой выбор. Что в своём характере вы бы хотели изменить?

Приобретённые качества ещё называют социальные «параметры личности». Они приобретаются в обществе, в отношениях с другими людьми и влияют на социальный статус человека.

Какие врождённые и приобретённые качества важны для спасателя, предпринимателя, балерины? Своё мнение обоснуйте.

    Советуем запомнить!
    Социальный статус - социальное положение человека в обществе.
    Социальное положение - характеристика человека по следующим позициям: пол, возраст, образование, профессия, экономическое (материальное) положение, политические возможности.

Человек занимает определённое социальное положение в обществе в зависимости от образования, профессии, материального положения, пола и возраста, возможности участвовать в управлении государством.

Социальное положение школьника

Давайте попробуем описать с разных сторон социальное положение школьника.

В чём особенности социального положения школьника в сравнении со взрослыми? Свой ответ обоснуйте.

Вы ещё только получаете образование, у вас нет профессии, вы зависите материально от родителей. Как ребёнок вы окружены заботой и вниманием старших. Значит, ваше положение - положение человека опекаемого. И в этом качестве вас наделили множеством прав, которые защищает государство через свою судебную систему. Каждый ребёнок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства.

Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Учитывать мнение ребёнка, достигшего возраста 10 лет, обязательно, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Школьник имеет право выбирать учебное заведение, кружки и секции по своему усмотрению.

    Дополнительное чтение
    Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) - международная организация, помогающая детям в более чем 150 странах мира. В России ЮНИСЕФ работает с 1997 года. Основная цель работы фонда в нашей стране - защита прав ребёнка, поддержка прав детей на безопасное и здоровое детство, содействие развитию молодёжи и её активному участию в общественной жизни, содействие формированию общества, в котором каждый ребёнок имеет право на развитие и участие в процессе принятия решений, непосредственно влияющих на его жизнь.

Расскажите о деятельности Детского фонда ООН, используя текст учебника и материалы сайта unicef.ru. Почему дети нуждаются в особой защите? Как это связано с вашим социальным положением?

Права, обязанности и ответственность

Социальное положение человека закреплено не только его правами, но и обязанностями (необходимостью выполнять что-либо).

У родителей есть обязанность воспитывать своих детей, защищать их интересы и права, заботиться о здоровье. Учителя передают вам новые знания и занимаются вашим воспитанием, администрация школы организует весь процесс обучения, а вы обязаны хорошо учиться.

После наступления совершеннолетия (18 лет) вы получаете право голосовать на выборах, превращаетесь в полноправных и политически активных граждан. С этого момента вы перестаёте быть детьми и переходите в категорию взрослых.

Таким образом, каждый статус характеризуется определёнными правами и обязанностями.

Выполняя те или иные обязанности, человек несёт перед другими определённую ответственность. Сапожник обязан в срок и с высоким качеством доставить свою продукцию заказчику. Если этого нет, он должен быть как-то наказан, может пострадать его репутация либо его могут привлечь к суду.

    Интересные факты
    В Древнем Египте было так: если архитектор построил плохое здание, оно рухнуло и насмерть придавило хозяина, то архитектора лишали жизни. Такова одна из форм проявления ответственности.
    В Древнем Риме, если пациент умирал во время операции, врачу отрезали руки.
    В Российской империи инженер, руководивший строительством железнодорожного моста через реку, стоял под ним в лодке, когда по мосту проходил первый поезд.

Права человека неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Так, статус наследника царского престола или известного телеведущего обязывает вести образ жизни, отвечающий представлениям общества о должном поведении этих людей.

Многообразие социальных статусов

У одного человека много социальных статусов - он, к примеру, русский (национальный статус), россиянин (статус гражданина), мужчина (пол), средних лет (возраст), православный (религиозный статус), программист (профессиональный), москвич (территориальный), женатый (брачный статус), отец (семейный), болельщик «Спартака» (досуговый), охотник (досуговый), штангист (спортивный), лидер (групповой статус) и т.д.

За каждым статусом скрыта одна или несколько социальных ролей. Так, отец выступает по отношению к своим детям в роли кормильца, воспитателя, товарища по играм.

Если статус - положение в обществе, то роль - модель поведения, соответствующая данному статусу. Статус короля предписывает ему вести совсем иной образ жизни, нежели ведут обычные граждане. Ролевая модель, соответствующая данному статусу, должна оправдать надежды и ожидания его подданных. В свою очередь и подданные, как им велят их статус и ранг, должны действовать в чётком соответствии с набором норм и требований.

Но у любого человека есть один главный статус. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.п. В современном обществе это, как правило, профессия - занятие, за которое человеку платят деньги.

Для некоторых людей главным статусом выступает инвалидность. Она определяется состоянием здоровья и соответствующими правами, которыми инвалида наделяет государство.

    Подведём итоги
    Положение человека в обществе - социальный статус - определяется его приобретёнными и прирождёнными качествами; зависит от образования, профессии, материального положения, пола и возраста, возможности участвовать в управлении государством. У каждого человека много социальных статусов и социальных ролей. Статусы и роли человека меняются от возраста к возрасту.

    Основные термины и понятия
    Социальный статус, социальное положение, ответственность, темперамент, характер.

Проверьте свои знания


Практикум

  1. Выберите одного из ваших любимых литературных или киногероев и опишите его социальное положение.
  2. Опишите своё социальное положение с разных позиций: пол, возраст, образование и т.д.
  3. Какой социальный статус для вас является главным? Почему?
  4. Как вы понимаете, что такое социальные «параметры личности»? Свой ответ обоснуйте.
  5. Объясните значение следующих понятий: «социальный статус», «социальное положение», «ответственность».
  6. Каким образом права подростка раскрывают его социальное положение?

Социум играет огромнейшую роль в развитии личности каждого человека, поскольку именно живя среди общества, мы тоже становимся людьми, принимаем или отвергаем нормы, правила, соглашаемся с чужим мнением или навязываем свое. Человек без социума вырастает подобием животного, и науке не раз доводилось видеть подтверждения этого факта: дети, воспитанные стаей обезьян, волков или собак были скорее животным, чем людьми - они были абсолютно не приспособлены для жизни среди нас. Именно социум делает из человека личность, способную жить с себеподобными и уживаться в этом мире среди людей.

Что такое социализация?

Человек по своей природе нуждается в признании, одобрении со стороны окружающих его людей, будь то родители или друзья. Когда малыш ещё только начал знакомиться с этим миром, помимо его физических потребностей, ему чрезвычайно важна похвала родных и близких, высокая оценка своих достоинств. По мере того, как ребенок взрослеет, подобная оценка обеспечивает ему уверенность в себе, в свои силы и в свою уникальность. Расширяя границы своего познания в социуме, ребенка «обтесывает» дальнейшее окружение - друзья не так сильно восхищаются его талантами, как родители, воспитатели и учителя и вовсе разрываются между 20–30 детьми, не уделяя каждому ребенку более 10 минут. Вот она - социализация, адаптация ребенка к окружающему его обществу.

Социум - это общность культур, условий жизнедеятельности, традиций, правил и норм жизни, важно не только то, как ребёнок поймет социум, но и насколько положительно общество примет малыша. Нередки случаи, когда абсолютно нормальный ребенок без каких-либо умственных отклонений, просто со своим собственным художественным или мечтательных взглядом на этот мир, попадая в социум, не чувствовал себя там комфортно. Люди не любят сильно отличающихся индивидов, особенно если их невозможно сломать и навязать свою точку зрения. Однако ребёнок должен научиться жить в социуме, сосуществовать с другими мнениями, чужими поступками, потому что каждый из нас зависит от другого, и, отвергнув нормы и правила социума, человек почувствует себя невостребованным и ненужным, а это негативно скажется на его психоэмоциональном состоянии.

Ребёнок уже рождается с определенным статусом в социуме, например, по тому, в какой стране и семье родился ребенка, можно смело говорить, что он сын, немец, аристократ - это прирожденный статус, который маленький человечек не изменит. Но по мере взросления он может приобрести еще и другие статусы с помощью тех или иных социальных групп, например, школьник, студент, супруг, депутат, офицер и пр. В зависимости от статуса родителей, ребенок будет стремиться к получению того или иного положения, добиваться определенных целей - и это одна из заслуг социума, потому что стремление получить определенный статус напрямую зависит от положения и одобрения в обществе.

И если ребёнок в социумепостепенно вырастает человеком, то его уникальность в большинстве случаев будет потеряна. Малыши, не знающие ещё о социальных нормах и правилах, всегда говорят правду, не лицемерят, рассказывают о каждом своем чувстве и ощущении - они свободны в своей «исповеди», и от того такие счастливые. Как дома, так и вне его, ребенка начинают заковывать в рамки - «так нельзя», «это неправильно», «это некультурно», «ты поступаешь плохо», «так не делают» и всё в таком же духе. В итоге вольная птичка, которая ещё недавно порхала в душе ребенка, постепенно понимает - для того, чтобы жить в социуме, нужно подчиняться правилам, нужно пересиливать себя, в большинстве случаев принимать чужое мнение, даже если ты думаешь совсем по-другому. А если кто-то покажет всем слишком яркое свое «Я», его могут не понять, поэтому многие детишки, отличающиеся своей индивидуальностью и непокорным мнением, зачастую бывают изгоями среди сверстников иобщества в целом.

Факторы, влияющие на социализацию

На социализацию ребенка влияют множество факторов, и прежде всего они зависят от среды, окружающей малыша.

  • Микрофакторы

С самого рождения ребенок находится в микросоциуме, и именно он максимально влияет на его развитие. Микрофакторы, влияющие на социализацию маленького человека - это семья, садик, школа, сверстники, друзья и одноклассники, то есть те группы, которые находятся в неоспоримой близости к ребенку, с которыми он сталкивается каждый день.

По мере того, как растет ребенок, в его жизнь входит всё больше людей. Изначально это родные - мама, папа, бабушки, дедушки, дяди, тети, сестры и братья. Затем круг общения дополняется воспитателями, сверстниками, учителями, одноклассниками, друзьями. Чем старше малыш, тем больше микрофакторов на него влияют.

  • Мезофакторы

Это уже более обобщенное влияние на ребенка, которое формирует его обширный кругозор и понимание происходящего. К мезофакторам относятся региональные условия проживания, тип поселения (мегаполис, небольшой город, поселок, село), этнические установки, которые в одной и той же стране, но в разных её частях могут быть абсолютно противоположными, а также средства массовой коммуникации (телевизор, интернет, газеты, новости).

  • Макрофакторы

Если рассматривать страну, как один из факторов влияния на ребёнка, то это будет макрофактор, поскольку он более глобален. Планетарные, мировые, экономические, экологические, демографические процессы - вот те значительные и неоспоримо важные макрофакторы, влияющие на социализацию человека. Люди севера сильно отличаются от южан, так же как и люди на востоке имеют абсолютно другие устои, нежели продвинутый запад. Поэтому, в каждой стране, сословии, климатическом поясе социализация происходит по-разному. И во многом это зависит от культуры, в которой растет ребенок, поскольку именно она определяет социальные нормы и ценности для данного сословия. Ребенок должен понимать, что есть люди с другой культурой, с другими жизненными ценностями, с другим мышлением - и это отличие нужно принимать, не осуждать и не бороться с ним, а просто узнавать другие народы и познавать мир.

Влияние социума в разные возрастные периоды

По мере того, как ребёнок взрослеет, количество социальных институтов, влияющих на развитие его личности, значительно увеличивается, одни отходят на второй план, другие завоевывают первенство. Но у каждого института есть свое воспитательное значение, поэтому игнорирование хотя бы одного из них приведет к недопустимому упущению в развитии личности ребенка.

  • Влияние социума на ребенка до 3-х лет

Пока малыш ещё совсем мал, на него влияют исключительномикрофакторы, то есть семья и ближайшее окружение. Семья - это самый положительный и любящий социальный институт, взращивающий ребёнка в «тепличных» условиях. Это те золотые годы, когда родные и близкие люди имеют неоспоримое влияние на развитие личности ребенка, и родителям нужно постараться заложить в свое чадо все самые лучшие качества, которые в будущем помогут ему занять достойную ячейку в обществе. Главной задачей родителей является формирование положительной эмоциональной сферы маленького человечка и влияние на его внешнее поведение, то есть малыш с первых лет жизни должен знать и подчиняться элементарным правилам дисциплины и гигиены.

  • Влияние социума на ребенка в дошкольном возрасте

В этот период жизни влияние социума на развитие ребенка приобретает более разносторонний характер, поскольку малыш знакомится с правилами и установками общества. Общение ребенка со сверстниками в детском саду имеет колоссальное значение в дальнейшем формировании личности ребёнка, потому что именно среди них ребенок учится добиваться своей цели, понимает, как и чем можно получить похвалу не только от мамы и папы, но и от других взрослых, то есть воспитателей. В игровой форме ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, у него устанавливаются некие моральные нормы. Те, кто вместо детского садика до школы просидел все 6 лет дома, не имеют такого богатого опыта общения в социуме, что не может положительно влиять на характер и личность ребенка.

Неоспоримый вклад в социализацию ребенка вносят сюжетно-ролевые игры, которые преобладают в группах в детском саду. Видя стиль поведения в своей семье, ребёнок старается навязать его в игре другим, но сталкивается с тем, что у сверстников может быть свое мнение и свои правила. Так ребёнок узнает, что не у всех семьи и правила общения одинаковые, и в старшем дошкольном возрасте дети учатся сотрудничеству на элементарном уровне.

Другой вопрос - в какой садик стоит отдавать ребенка? Сегодня мы все больше слышимо таком понятии, как детский сад «на дому», где детишек в группе всего 5–10, а не 20, как в обычном дошкольном учреждении. Чем меньше детей в группе, тем больше внимания воспитатель может уделить каждому из них, а это чрезвычайно важно в развитии мышления, становлении доброты и отзывчивости в сердце ребенка.

  • Влияние социума в младшем школьном возрасте

Воспитание и влияние семьи в момент, когда ребенок идет в школу, ослабевает как минимум вполовину, поскольку теперь для ребенка школа - главный институт воспитания. Уж здесь-то ребенок в реальном времени получает первое представление о настоящем обществе, о дисциплине, порядке, уважении к чужому мнению, об учебе в целом, о нормах и правилах общениях, о различии между общением со сверстниками и с более старшими людьми по статусу, то есть с учителями.

В этом возрасте авторитетом для детей, несомненно, являются взрослые - родители и учителя, и это, наверное, последняя ступенька, когда взрослые люди ещё могут привить ребенку правильные мысли и поступки. Школа должна быть главным воспитателем личности ребенка, даже, несмотря на то, что она направлена на обучение, а не на воспитание.

  • Влияние социума на ребенка в подростковом возрасте

Вспомните себя в подростковом возрасте - влияние семьи ничтожно мало, мы абсолютно не слушаем родителей, зато теперь социализация вне дома становится для нас главной задачей. Авторитет среди сверстников, зачатки любовных отношений, перелом от зависимого ребенка к самостоятельности - это один из самых важных и трудных периодов в жизни человека. Среди своих сверстников ребенок проводит большую часть времени, и после школы он идет не домой, а гулять на улицу, и так каждый день. Теперь влияние общества на развитие ребенка огромно - его компания, окружающие люди, которых он выбрал в друзья, их отношение к нему, авторитетность или же загнанность. Человек становится самостоятельным, он самосовершенствуется ради того, чтобы к его точке зрения прислушивались, чтобы он был частью общества, чтобы его не изгнали из социума, потому что теперь вся жизнь - это сплошное общение, и без норм, правил выжить среди себеподобных практически невозможно.

Однако не все дети в подростковом возрасте, как птенцы, вылетают из своего гнезда. Некоторые все так же находятся под воспитанием семьи, но это возможно лишь в том случае, если между родителями и ребенком установились исключительно доверительные отношения.

  • Влияние социума на ребенка в юношеском возрасте

Когда подросток переходитв период юности, семья для абсолютного большинства людей уже не является институтом воспитания. Теперь на формирование личности оказывает влияние то окружение, в котором он находится - компания и друзья. Те личностные черты, которые развились в ребенке до этого момента, претерпевают некоторые изменение или еще больше укрепляются в зависимости от круга общения, в которое попал ребенок, в зависимости от ситуаций, от умения с ними справляться, в зависимости от характера и типа темперамента юного человека.

И если раньше ребенок жил в социуме, опираясь на родителей, зная, что они всегда помогут, подскажут, придут на помощь, то в возрасте 16–17 лет люди сами решают свои проблемы по мере возможности, не вовлекая в это взрослых. Однако развитие личности в юношеском возрасте зависит не столько от влияния социума, сколько от активности и желания ребенка жить в нем. Человек сам принимает решение - подчиниться определенным нормам и правилам, либо протестовать против них.


Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)