Суррогатное материнство: медицина, этика, право. Этические аспекты суррогатного материнства

05.07.2019

Тема вспомогательной репродукции так же стара, как и само человечество. Первые упоминания о бесплодии отсылают к Египту, Древнему Риму, Шумерской цивилизации. В то время, если женщина не могла родить ребенка, за нее это делала рабыня, которую чаще всего после определенного срока лишали жизни. Некоторые источники утверждают, что в Древнем Риме была практика сдавать женщин «в аренду» - для помощи семьям, которые не могли самостоятельно обзавестись детьми. Это было в интересах государства, а значит - и в интересах каждого гражданина.

Этические проблемы суррогатного материнства были заложены уже в раннем средневековье. То время – время смены господствующей религии на территории Европы. Именно тогда начали формироваться жесткие нормы морали, которые живы до сих пор.

Ряд конфессий отвергает современные вспомогательные репродуктивные методы, в том числе - суррогатное материнство, этика в данном случае не при чем. Возможность деторождения считается исключительно божьим дарованием. Если у супругов детей нет – значит, «так надо».

ЭКО, банки спермы, внутриматочная инсеминация, суррогатное материнство, этика - воспринимаются как нарушение воли высших сил. Важным религиозным аргументом является и духовное состояние будущего ребенка. Этические проблемы суррогатного материнства в глазах церкви связаны не только с осквернением божьего замысла, но и с необходимостью спасения души новорожденного и женщины, произведшей его на свет.

Впрочем, иудаизм одобряет достижения медицины, решающие вопросы бесплодия. В данном случае искусственное оплодотворение рассматривается как божье вознаграждение семье за веру и терпение.

Несмотря на протесты со стороны религиозных организаций, альтернативная репродукция продолжает существовать. В последней четверти 20-го века была разработана процедура экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) - когда генетический материал родителей соединяется in vitro, а эмбрион затем подсаживается в матку будущей мамы, или – суррогатной мамы (если генетическая мать не в состоянии выносить беременность). Следовательно, «суррогатные» дети не являются генетически родными выносившей их сурмаме.

Данная технология решила ряд вопросов, но появились новые. Возникли другие этические проблемы суррогатного материнства. Женщина представляется как живой «инкубатор», своеобразный механизм. Кто-то говорит о торговле детьми, как товаром, о спекуляции на чужих проблемах.

Кому же верить? Конечно, здравому смыслу! Этические проблемы суррогатного материнства в основном проистекают из человеческих страхов. Тесный контакт вынашиваемого малыша с «чужой» женщиной пугает многих обывателей. Но для биологических родителей это скорее стимул любить ребенка еще сильнее, чтобы «компенсировать» ему девять месяцев с «няней».

Ранее, когда не существовало метода ЭКО, биологическим родителем ребенка мог быть только отец. По это причине возникали и моральные проблемы суррогатного материнства. Есть примеры в истории, когда женщины замыкались в себе после появления в доме малыша. В современных условиях, при зачатии ребенка «в пробирке», он является биологически родным для мамы и папы.

Наша компания полагает, что этические проблемы суррогатного материнства являются уходящей в прошлое тенденцией. Мы верим в светлое будущее для наших детей!

Тем не менее, существует и иное мнение по поводу проблем суррогатного материнства. Некоторые «моралисты» считают, что этот метод, юридический порядок которого определён Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан РФ» не соблюдает принципов морали и этики и морали. Так, они говорят, что суррогатное материнство приводит к ряду этических проблем:

  • угрозе физическому и психическому здоровью суррогатной матери и ребёнка;
  • разрушению понятий, которые обозначают кровнородственные связи;
  • необходимости сохранения тайны происхождения ребёнка;
  • негативному влиянию на психику потенциальных родителей;
  • коммерциализации материнства;
  • купле-продаже детей.

Есть мнение, что риск такого осложнения беременности у суррогатной матери, как ранний токсикоз беременных, значительно выше, чем у женщин, которые беременны генетически родным ребёнком. Дело в том, что при обычной беременности половину генетической информации плод получает от своей матери, а плод, который вынашивает суррогатная мать, является ей генетически чужеродным. Не исключено, что реакция у суррогатной матери может быть гораздо сильнее выраженной, чем у женщины, которая вынашивает собственного ребёнка.

Второй проблемой суррогатного материнства считается моральное состояние женщины, которая выносила и родила ребёнка. Она впоследствии вынуждена отдать его генетическим родителям, что сопровождается в большинстве случаев психологической травмой.

Некоторые психологи утверждают, что в связи с манипуляцией природой происхождения ребёнка он получает генетическую информацию от одних людей, а живёт в утробе совершенно другого человека. Это может повлиять в будущем на его психологический статус.

Следующая проблема суррогатного материнства, которую озвучивают, является якобы существующее разрушение понятий, которое обозначает кровнородственные связи. Если малыша вынашивает родственница, то, как они считают, размываются понятия мать и бабушка, сын и внук.

Сохранение тайны происхождения ребёнка – это следующая якобы существующая проблема суррогатного материнства. Прежде всего, люди, причастные к процессу, не знают, как правильно поступить и не всегда могут принять решение, что предпочтительнее для ребёнка.

Одной из проблем суррогатного материнства, которая озвучивается его противниками, является якобы существующее негативное влияние ситуации на психику потенциальных родителей. Да, конечно, люди опасаются потенциальных рисков расторжения договора суррогатной матерью, её исчезновения или отказа отдать новорождённого генетическим родителям. Их тревожит, не навредит ли чем-нибудь суррогатная мать их малышу. Но для того чтобы избежать этих проблем суррогатного материнства, необходимо пользоваться услугами профессиональных психологов и юристов, учитывать особенности законодательства государства, гражданкой которого является суррогатная мать.

Одной из важных проблем суррогатного материнства считается коммерческая сторона вопроса и возможность торговли детьми, рождёнными суррогатной матерью. В том случае, когда суррогатной матерью является чужая женщина, это считается коммерческой услугой. Да, возможно это так и выглядит, но за оказанные услуги принято во всём цивилизованном мире вознаграждение. Да и компенсация здоровья и финансовых потерь суррогатной матери в связи с беременностью не должна вызывать вопросов.

Противники суррогатного материнства в качестве аргумента выставляют такую проблему, как купля-продажа детей. Они считают, что тот факт, что окончательный расчёт женщина получает после рождения ребёнка, является свидетельством того, что она произвела товар для продажи. Совершенно сомнительное утверждение – вознаграждение всегда выплачивается после оказанной услуги.

В демократическом обществе могут существовать альтернативные мнения на сей счёт. Каждый человек вправе выбирать, какую философию исповедовать. Главное то, что в результате такой процедуры, как суррогатное материнство, новый человек может увидеть свет, а его родители - стать счастливыми людьми.

Суррогатное материнство – это та из проблем, что относится к числу не столько медицинских, сколько этических и правовых. И мнений здесь может быть много, я изложу свое.
Известно – 47% пар бездетны, из них больше трети не могут иметь ребенка по причине бесплодия. В разных случаях решение проблемы может быть различным: если женщина не может забеременеть, но в состоянии выносить ребенка – то применяется ЭКО. Мужское бесплодие тоже лечится. Случаи, в которых единственным решением может стать суррогатное материнство – это те, в которых женщина лишена возможности выносить и родить ребенка (заболевания или отсутствие матки после ампутации, привычные выкидыши, не поддающиеся никаким видам лечения, тяжелые соматические заболевания сердца, почек, печени, при которых и беременеть, и рожать опасно для жизни мамы). Для таких пар остается выбор – усыновить совершенно чужого ребенка, с чужими генами или родить своего генетически с помощью суррогатной мамы.
Конечно, суррогатное материнство включает в себя как этические, так и юридические проблемы. Паре, решившейся на такой шаг, лучше участвовать в государственной программе, которые существуют так же, как и «банки» женщин, желающих стать суррогатной мамой. Однако большинство людей в целях дешевизны или сохранения тайны происхождения ребенка пользуются услугами случайных людей или непроверенных организаций, что нередко ставит их права на ребенка и многое другое под сомнение.
Говорить о том, морально ли суррогатное материнство на коммерческой основе, не будем – здесь каждый может привести и «за», и «против». В большинстве европейских государств коммерческое материнство запрещено, там женщине возмещают лишь непосредственные затраты, связанные с беременностью и родами. У нас, учитывая низкий уровень жизни многих, думаю, решение проблемы суррогатного материнства на платной основе правильно. Ментальность вряд ли позволит нам оказывать такую сложную «услугу» просто так, раз даже пересадка органов у многих вызывает вопросы. В Европе люди дают разрешение на пересадку органов своих родственников, да еще потом общаются с реципиентами, дружат с ними! К тому же, в отличие от большинства стран, у нас запрещено материнство бабушек, распространенное во всем мире – когда мать в возрасте 45-55 лет вынашивает ребенка бесплодной дочери. У нас же суррогатная мать не может быть старше 35 лет – согласитесь, бабушек такого возраста нет. Любой родившийся ребенок, каким бы путем он не появился на свет – благо для страны и счастье для семьи, и об этом надо думать, прежде чем осуждать женщину, решившую заработать деньги. Суррогатное материнство – не самый аморальный вид заработка, не бандитизм, не взятки и не рэкет! Чаще всего женщина с помощью такого дохода решает какую-то неотложную свою проблему – лечение близких, обретение, наконец, своего жилья и рождение собственного ребенка, на которого появились деньги.
Сразу надо сказать, что ГОСУДАРСТВЕННЫЕ программы исключают суррогатное материнство для тех, кто может выносить и родить ребенка сам по состоянию здоровья – это пресекает разговоры об олигархах, обзаводящихся потомством таким образом. Хотя в частном порядке все возможно, но и олигархам хочется, чтобы их детей вынашивали их же жены, а не чужие тети.
Есть пробелы и в законодательстве, делающие суррогатных матерей иногда мишенью шантажа и преступлений. По закону записать родителями ребенка его биологических родителей можно только с согласия суррогатной мамы, что дает лазейку для вымогательств с ее стороны, например, квартиры или сумм, превышающих оговоренные. Также необходим закон, ограждающий законных родителей от посягательств со стороны суррогатной мамы, когда она пытается насильно забрать ребенка, уже зарегистрированного, после получения гонорара, объясняя тем, что «передумала». В таком случае родители рискуют остаться без ребенка и без денег – суд вполне может оставить ребенка с родившей его женщиной. Возможна и обратная ситуация – ребенок родился с патологией и его не хотят забирать биологические родители, отказываясь и платить тоже, а мама рискует остаться с чужим больным ребенком и без денег. Так что, как видите, проблемы суррогатного материнства в нашей стране пока что далеки от разрешения. Здесь надо все разумно решать, не поддаваясь соблазну запретить и так избавиться от проблемы.
Мысли же о том, что ребенку может что-то передаться от суррогатной мамы – плохой характер, болезни, поскольку ее кровь течет в его сосудах – это с точки зрения физиологии полная ерунда, кровь матери нигде не соприкасается с кровью ребенка и его как внешние, так и физиологические данные определяются только генетически.

Не очень благозвучный термин "суррогатное материнство" означает методику переноса оплодотворенных яйцеклеток женщины, которая по тем или иным причинам не может выносить беременность, в организм другой женщины — суррогатной матери. Рожденный этой женщиной ребенок передается генетическим родителям на основе заключенной договоренности. По наблюдениям врачей, вероятность возникновения беременности в таком случае составляет 30% и более (по некоторым данным, до 70%). Данная процедура становится в России все популярнее; существуют даже базы данных суррогатных матерей, а пресса и церковь обсуждают морально-нравственные проблемы, связанные с этой медицинской технологией.

В настоящее время в связи с огромным количеством разнообразных причин как медицинского, так и социального характера, а также из-за неблагоприятных экологических факторов проблема бесплодия становится одной из самых актуальных. Пути ее решения становятся все многообразнее, позволяя паре иметь ребенка практически при любой патологии.

Так, процедура ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение) становится одним из хорошо зарекомендовавших себя способов решения проблемы. Суть ЭКО заключается в получении из яичников женщины зрелых яйцеклеток, оплодотворении их сперматозоидами мужа (или, по желанию обоих супругов, донора), выращивании получившихся эмбрионов в инкубаторе в течение 48-72 часов и переносе (подсадке) эмбрионов в матку пациентки. Но есть случаи, когда даже ЭКО либо нерезультативно, либо невозможно по медицинским показаниям, а усыновление по психологическим причинам не может быть осуществлено. Тогда на помощь приходит программа суррогатного материнства.

Разговор об этой процедуре стоит начать с перечисления показаний. Таковыми являются:

  • отсутствие матки (врожденное или приобретенное);
  • деформация полости или шейки матки при врожденных пороках развития или в результате заболеваний;
  • синехии ( внутри матки) полости матки, не поддающиеся лечению;
  • различные заболевания внутренних органов, при которых вынашивание беременности противопоказано;
  • неудачные повторные попытки ЭКО при неоднократном получении эмбрионов высокого качества, перенос которых не приводил к наступлению беременности.

Теперь посмотрим, как происходит сама процедура.

Подготовительный этап

Первоначально выбирается женщина, которая должна в итоге стать суррогатной матерью; ее участие в этой программе обязательно добровольное. Начальные требования к ней просты:

  • возраст от 20 до 35 лет;
  • наличие собственного здорового ребенка;
  • психическое здоровье;
  • отсутствие серьезных хронических заболеваний.

Чаще всего на роль суррогатной матери выбирается кто-то из обследованных родственниц или совершенно посторонний человек — этот выбор всегда индивидуален, в зависимости от пожеланий и предпочтений семьи.

Когда договоренность между предполагаемой суррогатной матерью и генетическими родителями достигнута, женщина, которая будет вынашивать ребенка, сдает анализы и проходит следующие обследования:

  • обследование на инфекции, передающиеся половым путем ( , генитальный герпес, уреаплазмоз, микоплазмоз, цитомегалию, краснуху и др.) — действительно 6 месяцев;
  • общий анализ мочи (действителен 1 месяц);
  • клинический анализ крови + свертываемость (действителен 1 месяц);
  • : АЛТ, ACT, билирубин, сахар, мочевина и др. (действителен 1 месяц);
  • флюорография (действительна 1 год);
  • мазки на флору из уретры и цервикального канала и степень чистоты влагалища (действительны 1 месяц);
  • цитологическое исследование мазков с шейки матки;
  • осмотр терапевта и заключение о состоянии здоровья и отсутствии противопоказаний к вынашиванию беременности (действителен 1 год);
  • осмотр и заключение психиатра (однократно).

В одном из индийских храмов есть фреска, иллюстрирующая легенду о зачатии Махавиры (599 г. до н. э.), основателя джайнизма. Это еще одни пример реализации идеи суррогатного материнства. Махавира случайно был зачат в чреве женщины низкого сословия. Царь богов Индра повелел перенести плод женщине, достойной родить Великого Героя. На фреске изображены две полулежащие женщины: одна из них — Девананда, жена священника, в чреве которой был зачат Махавира, другая — королева Тришала, которой он был пересажен. Перенос эмбриона был осуществлен божеством с оленьей головой, Харинегамешином. Как гласит легенда, плод был взят сквозь матку и пересажен в чрево другой женщины с величайшим искусством.

Если все обследования и анализы показали, что женщина, которая согласна выносить ребенка, здорова, начинается следующий этап — синхронизация менструальных циклов генетической и суррогатной матери.

Задачей этого этапа является достижение необходимой степени зрелости эндометрия (внутреннего слоя матки) суррогатной матери для имплантации (прикрепления) эмбриона к моменту получения и переноса эмбрионов. Для этого суррогатной матери по определенной схеме вводятся гормональные препараты, вызывающие созревание эндометрия, или же синхронизация осуществляется в натуральном цикле. Во время этой подготовки проводится контроль уровня гормонов в крови, УЗИ-мониторинг эндометрия и яичников. Естественно, что суррогатная мама в этот период может применять лишь барьерные методы контрацепции, а не гормональные контрацептивы.

Процедура ЭКО для всех перечисленных ее участников состоит из нескольких этапов.

  • Обследование генетических родителей . Оно проводится по следующим параметрам:

Для женщины:

  • общее и специальное гинекологическое обследование;
  • ультразвуковое исследование органов малого таза;
  • определение группы крови и резус-фактора;
  • клинический анализ крови, включая время свертываемости (действителен 1 месяц);
  • анализ крови на сифилис, ВИЧ, гепатиты В и С (действителен 3 месяца);
  • исследование на флору из уретры и цервикального канала и степень чистоты влагалища;
  • заключение терапевта о состоянии здоровья и возможности вынашивания беременности.

По показаниям генетической маме проводят следующие исследования:

  • исследование состояния матки и маточных труб (гистеросальпиногография или гистеросальпингоскопия и лапароскопия);
  • биопсия эндометрия;
  • бактериологическое исследование материала из уретры и цервикального канала;
  • цитологическое исследование мазков шейки матки;
  • анализы крови на гормоны;
  • обследование на наличие антиспермальных и антифосфолипидных антител (антител против сперматозоидов);
  • инфекционное обследование (хламидиоз, урео- и микоплазмоз, вирус простого герпеса, цитомегаловирус, и т.д.);
  • заключения других специалистов по показаниям.

Для мужчины:

  • анализ крови на сифилис, ВИЧ, гепатиты В и С (действителен 3 месяца);
  • определение группы крови и резус-фактора;
  • консультация андролога;
  • инфекционное обследование (хламидиоз, уро- и микоплазмоз, вирус простого герпеса, цитомегаловирус и т.д.).

Кроме того, для супружеской пары старше 35 лет необходимо медико-генетическое консультирование.

  • Индукция суперовуляции . Этот этап начинается после обследования генетической матери. Суперовуляция — это созревание в одном яичнике сразу нескольких яйцеклеток (в норме в течение каждого менструального цикла в яичнике созревает только одна яйцеклетка). Стимуляция суперовуляции у женщины, желающей иметь ребенка, проводится с целью увеличить шанс наступления беременности. Для этого ей вводятся специальные гормональные препараты, вызывающие созревание сразу нескольких фолликулов (пузырьков, в которых растут яйцеклетки). Их развитие контролируется исследованием уровня гормонов в крови и ежедневным УЗ-исследованием с 4-5-го дня стимуляции до достижения фолликулами определенных размеров.

Методы контроля

Ультразвуковой мониторинг является основным методом контроля за процессом развития фолликулов и эндометрия во время индукции суперовуляции. В процессе ультразвукового мониторинга констатируется количество фолликулов, проводится измерение их среднего диаметра, определяется толщина эндометрия.

Гормональный мониторинг заключается в динамическом определении концентрации яичниковых гормонов в крови и дополняет данные ультразвукового исследования о зрелости фолликулов.

Показателями того, что индукция суперовуляции успешно завершена, являются диаметр фолликула — более 17 мм, а также толщина эндометрия — 8 мм и более. Для завершения созревания яйцеклеток внутримышечно вводится хорионический гонадотропин (ХГ) — гормон, который стимулирует выход яйцеклетки из яичника. Через 35-36 часов должна будет произойти овуляция — выход фолликулов из яичника.

Пункция

Далее следует пункция фолликулов яичников — получение яйцеклеток прокалыванием фолликулов специальной иглой, вводимой через влагалище в полость малого таза и яичник, и отсасыванием яйцеклеток. Это происходит через 32-40 часов после момента введения ХГ. Процедура выполняется под ультразвуковым контролем с помощью специальных пункционных игл. При невозможности выполнения пункции через влагалище яйцеклетки могут быть получены лапароскопическим путем, т.е. путем прокола передней брюшной стенки под контролем специальной камеры, вводимой в брюшную полость.

Генетической матери перед пункцией обычно рекомендуется прекращение приема пищи и питья по возможности за 8 часов до пункции и местная санация влагалища (введение во влагалище обеззараживающих свечей или растворов) за несколько дней до пункции с целью снижения риска проникновения инфекции во время пункции. После пункции на протяжении нескольких дней возможны незначительные болезненные ощущения в области малого таза, но в основном неприятных последствий не бывает.

Оплодотворение

Итак, яйцеклетки генетической матери извлечены и переданы эмбриологам. Что дальше? Дальше происходит самое важное — "инсеминация яйцеклеток и культивирование эмбрионов in vitro", т.е. оплодотворение полученных яйцеклеток спермой мужа (генетического отца) в пробирке.

Перед пункцией фолликулов генетической матери генетический отец сдает сперму. Перед сдачей спермы мужчине рекомендуется половое воздержание в течение 3-5 дней. Получение спермы осуществляется путем мастурбации.

Далее полученные от жены яйцеклетки оплодотворяются спермой мужа. Это происходит следующим образом: фолликулярную жидкость, полученную в результате пункции фолликулов, помещают в чашку Петри, при этом проводится оценка качества полученных яйцеклеток, после чего их переносят в специальный инкубатор вместе со спермой. Факт оплодотворения яйцеклеток можно оценить через 12-18 часов. Если все прошло успешно и оплодотворение состоялось, их помещают в специальную среду, где и происходит начальное развитие эмбрионов.

Повторная оценка оплодотворения проводится через 24-26 часов. Контроль оплодотворения яйцеклеток осуществляется при просмотре чашек с культивируемыми клетками под микроскопом. Однако их наличия еще недостаточно для решения вопроса о возможности переноса эмбрионов в полость матки суррогатной матери: сначала необходимо удостовериться в нормальном развитии эмбрионов. Об этом можно судить только исходя из количества и качества делящихся клеток эмбриона и не ранее чем через сутки после оплодотворения, когда появляются первые признаки дробления клеток.

Если оплодотворения не произошло, всю операцию повторяют заново в другом менструальном цикле.

Перенос эмбрионов

Если оплодотворение состоялось, наступает следующая стадия — перенос эмбрионов в полость матки суррогатной матери , которая подготовлена к этому предварительной гормональной терапией.

Процедура переноса проводится на гинекологическом кресле: врач аккуратно вводит специальный катетер в матку, эмбриолог приносит специальный шприц, наполненный жидкостью, в которой находятся эмбрионы, их плавно вводят с помощью катетера в полость матки через канал шейки матки. Это совершенно безболезненная процедура. В случае если это невозможно сделать по тем или иным причинам, перенос эмбрионов может быть выполнен через стенку матки (трансмиометрально). При этом игла может быть введена в полость малого таза через влагалище или переднюю брюшную стенку. Обычно переносится не более трех эмбрионов, хотя возможно и большее количество — при предполагаемой сниженной вероятности имплантации.

После переноса эмбрионов суррогатной матери оказывается так называемая гормональная поддержка прогестеронсодержащими препаратами — это улучшает состояние внутренней оболочки матки — эндометрия и повышает тем самым шансы на успешное прикрепление эмбрионов.

Суррогатной матери необходимо воздержаться от половых контактов на 2 недели после переноса эмбрионов, а также отказаться от напряженного физического труда и физической активности. Когда же будет известен результат?

Эмбрионы переносят на 17-й день менструального цикла (дни считают от первого дня менструации), диагностика беременности по содержанию бета-ХГ в крови или в моче осуществляется через 12-14 дней от момента переноса эмбрионов, а с 15-го дня назначают специальные гормональные препараты, и при положительном тесте на беременность это лечение продолжают до 12-14 недель беременности.

Ультразвуковое подтверждение факта беременности может проводиться начиная с 21 дня после переноса эмбрионов.

После того как беременность наступила, суррогатная мать находится под наблюдением врачей.

Морально-этические аспекты вспомогательных репродуктивных технологий

Как уже было сказано, в связи с суррогатным материнством возникает целый ряд морально-этических проблем, которые пока не имеют однозначного решения. Наиболее активно обсуждаются в СМИ, в обществе и в церкви следующие.

Противники суррогатного материнства считают, что оно превращает детей в подобие товара, создавая ситуацию, в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих детей. Они утверждают также, что материнство становится при этом договорной работой, поэтому стремление к выгоде может возобладать здесь над соображениями пользы для договаривающихся сторон.

Отсюда связанная с этим и активно обсуждаемая в рамках церкви проблема усиления в обществе дегуманизации и безнравственности, подрывающих многие моральные устои, в том числе святость брака и семьи.

Существуют опасения, что некоторых суррогатных матерей может психологически травмировать необходимость отдать выношенного ею на протяжении 9 месяцев и рожденного "своего" ребенка, даже если поначалу ей казалось, что она сможет расстаться с таким ребенком без особых переживаний. И такие случаи не редкость.

Также важны вопросы психологической адаптации ребенка в этой ситуации: следует ли информировать ребенка о способе его появления на свет, возможны или невозможные его отношения с суррогатной матерью.

Что можно сказать по этому поводу? Да, серьезные проблемы — как медицинские, так и морально-психологические — существуют. Но их постепенное решение и преодоление — это естественный путь вхождения в нашу повседневную жизнь тех новых технологий, которые — на глобальном уровне — помогают человечеству существовать, а на частном — быть родителями, имеющими счастье держать на руках своего долгожданного и любимого ребенка.

Владимир Кулаков
главный акушер-гинеколог Минздрава РФ,
президент Российской ассоциации акушеров-гинекологов, вице-президент РАМН, академик
Статья из мартовского номера журнала

Обсуждение

http://babymama.com.ua/publ/4-1-0-515

24.12.2008 23:40:33, Lena

Я была сурмамой в прошлом году.У генетических родителей родился превосходный ребенок!К этому ребенку я относилась так,как хорошая няня относилась бы к ребенку,которого она воспитывает. И никак не более того.

В России где за чертой бедности людей ооооооооооочень много, надо полагать уже Мировой лидер по программам Сурматеринства и экспорту Сурмам. В стране где в роддомах отказываются от собственных детей не имея средств,
Сурматеринство (в рамках закона) не плохой бизнес.Как любой серьёзный бизнес он опасен и хлопотен.

03.07.2005 14:46:47, Alex

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ. тРУДНО НАВЕРНОЕ ВЫНОСИТЬ И ОТДАТЬ РЕБЕНКА

Комментировать статью "Суррогатное материнство: медицина, этика, право"

Один из самых простых способов решения проблемы материнства - возложить заботы о Материнство - "недуг", не поддающийся исцелению, но Проблемы, связанные со здоровьем детей. Это значит, что инстинкт материнства у них или утрачен из-за приоритетности других...

Обсуждение

Тема очень близка. Мое мнение
1. Да, очень трудно, а главное, ребенок - тот фарш, который на 100% невозможно провернуть назад. ребенок может оказаться разный, обстоятельства (деньги, здоровье, семейный статус) могут меняться не в лучшую сторону, а ребенок никуда не денется.

2. Рассказы про "легко" и "можно совмещать", а также о "счастье материнства" - в топку!
Полезно понимать, что да, для многих женщин, дети - это единственное осмысленное дело в жизни. И это нормально - не у всех работа осмысленная. Если для тебя это не так, их мнение для тебя просто иррелевантно. Также как мнения "хоть какой, но муж". Просто принцип "лучше одной, чем с кем попало" уже воспринимается нормально. А дети по-прежнему считаются необходимой частью самореализации. Это тоже изменится, но пока не.

3. Чайлдфри - см. п.2. Тоже считаю нормой. тут еще тонкий момент, что сейчас ИМХО, надо стремиться к уменьшению народонаселения. Просто общественные традиции отстают.

4. Лучший принцип жизни "не верь, не бойся, не проси". Советчиков это тоже касается.

5. Жизнь несправедлива. Как я говорю, одной своей юной подруге на ее "это ужас" - "ужас, это когда тебе наркотики подкинули. А это еще не ужас".

6. Другое дело, что депрессия страшна сама по себе, а со стороны кажется как "с жиру бесится". Тут тоже ничего не сделаешь, Т.к. жизнь несправедлива, см. п.5.

Идеально было бы не поддаваться соблазну с кого-то что-то стребовать. А растить ребенка с привлечением посторонней помощи, как это обычно и бывает. Детский сад, школа, другие родственники, няня. Поубавив на время карьерные амбиции и требования к быту. Не так уж долго ребенок требует много внимания именно от матери.

Лютое вранье может быть не ложью, а ошибкой, когда советчик не учитывает различия в мировоззрении, темпераменте и состоянии здоровья между собой и тем, кому он советует. Если кому-то было легко и просто, то не факт, что так же будет и у другого. Обычно молодые люди уже это понимают, потому что сепарация от родителей происходит в подростковом возрасте.

13.12.2018 13:56:16, читаю иногда с осени 2012

Суррогатное материнство. А что вы думаете о нравственной стороне этого вопроса? и уместно ли вообще рассуждать о нравственности в этом вопросе? Не знаю, могут ли об этом рассуждать женщины, для которых эта тема не актуальна... но если меня спросят...

Этическая проблема. Плюс для "ИИ со спермой донора " выбираются очень качественные спермотозоиды, у мужчин тоже Мальчик или девочка? Врачи использовали ее в программе суррогатного материнства с донорской яйцеклеткой. Банки есть почти во всех клиниках...

Обсуждение

я конечно не показатель, но 2 ЭКО результатов не дало, зато после сама забеременила. У вас возраст, поэтому 2 ЭКО вообще не показатель. Вы морозили эмбрионы, при таком количестве ЯК - сколько оплодотворяется? Говорят, что если 2 ЭКО не удачны в одной клинике, то надо переводиться в другую и искать другого врача.
Вы пробовали какие-нибудь цитамины, чтоб улучшить ЯК? пробовали иглотерапию и т.д. К ЭКО тоже нужно готовиться и вам и мужу в том числе, даже если у него хорошие показатели.
я бы пробовала сама, у нас в Канаде многие рожают за 40 с помощью ЭКО.
И на последок, советую вам зайти на форум пробирка.ру - там очень много информации, в том числе есть тема тому, кому за 40.

В каких клиниках в СПб делали, если не секрет? Спермограмма у мужа хорошая? Какой у вас АМГ? Подсадку делали на 3-й день? Вопросы не праздные.

Про суррогатных матерей. Серьезный вопрос. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе Про суррогатных матерей. Девушки, здравствуйте! Давно я не была тут, зашла почитать, а тут такие темы интересные в свете последних событий в...

Обсуждение

Мне кажется, рожать можно, пока оно рожается,:) особенно если дети уже есть. Другое дело, когда их нет, лет уже немало, а хочется именно своего, не усыновленного. Ну, тут можно и эко.
Но сурмама...тут психологических моментов много. Она ж носит чужого ребенка, как своего. У нее выделяются гормоны материнства. Она чувствует,как он у нее в животе шевелится. Она рожает, испытывает на себе весь этот процесс, в то время как "родная" мама в это время спокойно может заниматься чем угодно. У сурмамы потом приходит молоко. Она ж живой человек, не робот! И может просто элементарно не захотеть этого ребенка отдать. Поэтому на сурмаму я бы никогда не согласилась, ну, по мне проще взять готового из детдома - его тоже уже какая-та женщина родила, при этом она от него уже отказалась, так что чего уж там. Это лучше, чем включать какую-то постороннюю тетку в процесс, в котором по логике, должны участвовать всего двое, ну и врачи иногда (если эко).

Суррогатное материнство - тема сложная и неоднозначная. Несмотря на то что в России оно не запрещено, об этом говорить как-то стесняются, поскольку вопросов эта репродуктивная технология вызывает больше, чем дает ответов. О плюсах и минусах суррогатного материнства мы расскажем в этом материале.


Что это такое?

Суррогатное материнство - официально признанная вспомогательная репродуктивная технология, которая позволяет парам с тотальным женским бесплодием или полной невозможностью выносить чадо иметь родного генетически «своего» ребенка. Раньше пары, в которых женщина не могла стать мамой по медицинским показаниям или ввиду врожденных или приобретенных аномалий развития органов репродуктивной системы (матки, влагалища, яичников), имели только два выхода - взять ребенка из детского дома или прожить жизнь без детей вообще.

Суррогатное материнство, которое по сути известно со времен Плутарха, но получившее «второе дыхание» только в 1980 году, дает шанс бесплодной паре иметь ребенка, родного по крови и генам. Помимо семейных пар, «заказчиками» суррогатных мам становятся одинокие женщины с грубыми патологиями матки или другими диагнозами, которые с беременностью и родами абсолютно несовместимы, а также одиноким мужчинам, которые «дозрели» до осознанного отцовства.

Оплодотворение происходит методом ЭКО. Врачи получают яйцеклетку женщины, сперматозоиды мужчины. Проводится оплодотворение в лаборатории, после нескольких суток культивирования зародыши переносятся в полость матки суррогатной мамы - здоровой, прошедшей необходимые обследования женщины репродуктивного возраста.

Именно она вынашивает и производит на свет малыша (или малышей), но они не являются ей родными. После родов женщина обязуется отдать рожденного младенца его биологическим родителям.



Для ЭКО в рамках программы суррогатного материнства могут быть использованы и донорские половые клетки - одинокий мужчина может воспользоваться ооцитами из криобанка, а одинокая женщина - донорской спермой. Однако сама суррогатная мать не имеет ни законодательного, ни морального права давать собственные яйцеклетки для оплодотворения, ведь в этом случае ребенок будет для нее биологически родным, а это может осложнить исход - сурмама откажется отдать кроху, привяжется к нему.

По рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, термин «суррогатная мать» заменен на «гестационный курьер». Это более логично и правильно, поскольку мать у новорожденного может быть только одна - его биологическая мама, которая будет его растить и воспитывать.


Стать гестационным курьером очень непросто - требования к здоровью женщины предъявляются очень высокие. Помимо того, что она должны быть здоровой, у нее должны быть собственные дети. Найти такую женщину для вынашивания ребенка бесплодным парам и одиноким россиянам и россиянкам бывает также непросто: несмотря на обилие репродуктивных агентств, клиник, имеющих собственные базы данных сурмам, специальных форумов и сообществ в интернете, хороший, ответственный и порядочный гестационный курьер сегодня - настоящая находка.

Гестационный курьер «работает» на платной основе. Размер гонорара никем и никак не регламентируется и зависит от договоренности кандидатки с биологическими родителями.

И тем, кто хочет воспользоваться услугами гестационного курьера, и тем, кто задумывается о «карьере» сурмамы, следует тщательно взвесить все «за» и «против», плюсы и минусы, поскольку это решение может иметь серьезные последствия.



Преимущества

Бесспорно, гестационные курьеры нужны и полезны: множество пар и одиноких мужчин и женщин получают долгожданный и выстраданный шанс стать родителями. Потребность иметь и растить собственных детей заложена в каждого из нас на генетическом уровне, это нормальное требование цивилизационного процесса. И порой сурмама - действительно единственный выход из ситуации.

Минздрав России четко указывает показания к такой вспомогательной репродуктивной технологии: это отсутствие матки, пороки ее развития, посттравматические изменения, а также большой перечень заболеваний и состояний, при которых женщина не может вынашивать самостоятельно из-за большого риска собственной гибели. Одиноким мужчинам показания не требуются.

Сегодня около 17-20% семей в России страдают бесплодием. Из них примерно половине требуется репродуктивная помощь. Без гестационного курьера, по статистике, не справиться примерно 5-7% таких семей.

Раньше с диагнозом «беспллодие» и синей печатью поперек справки женщину просто отправили бы домой. Сегодня у нее есть шанс. Если она примет решение, что суррогатное материнство для нее вполне приемлемо, она сможет иметь здорового, крепкого собственного ребенка.


Для самих суррогатных матерей договор об оказании услуг бесплодной паре - способ поправить собственное тяжелое материальное положение. Услуги в среднем по России стоят от 1 до 3 миллионов рублей, а это может быть новая квартира, если женщине с ребенком негде жить, или нужно срочно решить вопрос с дорогостоящим лечением кого-то из родственников. Ситуации бывают разные. Замужние женщины с согласия супруга тоже становятся сурмами, и, поверьте, у каждой из них есть очень веские причины для принятия такого решения.

У вас может возникнуть вопрос, почему же в обществе сложилось преимущественно негативное мнение о суррогатном материнстве, ведь всем сторонам от него только польза. Наверное, спор сторонников и противников этой вспомогательной репродуктивной технологии не закончится никогда, ведь и те, и другие приводят очень веские доводы в пользу своего мнения. Если бы была возможность положить их на чаши весов, с огромной долей вероятности весы остались бы в равновесии. Поэтому решение о вступлении в программу сурматеринства одинаково сложное и для гестационных курьеров, и для их «заказчиков».


Недостатки

И сурмамы, и будущие биологические родители еще на стадии принятия решения сталкиваются с этическими проблемами. Чаще всего признаться родственникам и друзьям о том, что паре необходима помощь чужой и посторонней женщины, им стыдно. Многие биологические матери симулируют беременность, носят специальные накладки на живот, чтобы все окружающие, даже родные люди, и подумать не могли, какой ценой досталось это счастье - быть мамой.

Биоэтика не разрешает лечащему врачу разглашать эту тайну когда-либо и кому-либо . О большом секрете знают только трое - муж, жена и женщина-гестационный курьер. Однако человеческий фактор нельзя не учитывать, утечки информации все-таки следует опасаться.

Тем, кто хочет стать родителями, нужно держать ухо востро - в Интернете есть немало мошенниц, которые берут предоплату и исчезают. Также нередко биологические родители могут столкнуться с фактами манипуляции: женщина, забеременев, начинает шантажировать своих «заказчиков» тем, что сделает аборт или начнет курить и пить алкоголь, если ей не увеличат гонорар или не выполнят каких-то иных условий. Иногда может получиться так, что женщина откажется отдавать ребенка после родов, поскольку привыкнет к нему за долгие девять месяцев.



Биородителям может попасться женщина, имеющая проблемы со здоровьем и предоставившая поддельные медицинские справки, в этом случае здоровье малыша также окажется под угрозой. Безответственная сурмама может отказаться или забыть вовремя принимать медикаменты, назначенные врачом, будет пропускать визиты в консультацию, не станет придерживаться диеты и правильного питания во время беременности. В общем, перечень возможных проблем очень большой.

Сама женщина-гестационный курьер также может стать жертвой недобропорядочных «заказчиков». Ей могут не заплатить после родов, отказаться оплачивать какие-либо непредвиденные расходы, связанные с беременностью, если они не оговорены условиями контракта. Супруги, являющиеся биологическими родителями, могут развестись в тот момент, когда для них вынашивают кроху, и тогда ребенок станет жертвой семейных разборок или от него вообще откажутся. Перед суррогатной мамой встанет вопрос, что же делать с крохой и кто ей теперь заплатит.

Отношение «заказчиков» к «исполнительнице» не всегда бывает корректным и адекватным. Не так уж редко встречаются биородители, которые хотят контролировать каждый шаг гестационного курьера, устанавливают камеры видеонаблюдения везде, включая ванну и туалет, не разрешают свободно покидать дом, чтобы сходить куда-то по своим личным делам. Эти действия, естественно, оправданы страхами, что сурмама нарушит условия контракта и навредит малышу. Не каждая пара в этой ситуации может вовремя остановиться и понять, где проходит граница разумного, где заканчиваются их права и начинается свобода другого человека.



Отношения гестационного курьера и биородителей должны регулироваться договором, в котором следует оговорить все до мелочей, предусмотреть все ситуации, чтобы интересы двух сторон были максимально учтены и устраивали всех. Такую работу лучше поручить специалистам - юристам агентств, которые оказывают посредничество между сурмамами и «заказчиками», или юристам клиник, в которых наблюдаются пары. Но даже очень точный и грамотный договор не гарантирует, что все пройдет гладко и ни на одном из этапов не возникнет каких-либо сложностей и недопонимания.

Еще один неоднозначный момент - рассказывать ли ребенку, когда он подрастет, как он появился на свет. Биоэтика запрещает это и врачам, и гестационному курьеру. Но утечка информации может быть, к тому же некоторые родители считают своим моральным долгом рассказать выросшему чаду эту семейную тайну.

Психологи считают, что такая правда может вызвать проблемы с самоидентификацией у человека, особенно если этот человек еще не достиг совершеннолетия или только едва переступил этот возрастной рубеж.


Моральные вопросы

Добиться благословения или одобрения священнослужителей почти всех религий на суррогатное материнство, скорее всего, не получится. В большинстве верований эта репродуктивная технология жестко порицается и отвергается как аморальная. Супруги, которые хотят иметь ребенка любой ценой, нарушают основное правило любой веры - с терпением и смирением принимать данное Всевышним.

Православие считает, что супруги, которые отказываются принять свое бесплодие как данность, уже нарушают Закон Божий. Однако отношение Церкви к ЭКО в целом более лояльное, но только при условии, что для получения зародышей врачи будут использовать половые клетки жены и мужа. Донорский материал, сурматеринство - методы, которые, по мнению православных священников, нарушают великое таинство христианского брака, а также полностью обесценивают материнство, превращая его в коммерческую сделку. Ребенок в этом случае становится предметом купли-продажи, а человеческая жизнь - бесценная, именно так гласит главный фундаментальный принцип РПЦ.


С православными священниками полностью согласны и почитатели ислама. Ни один мулла не даст своего благословения супругам, которые сообщат о своем желании нанять сурмать для рождения потомства. Мусульманки, которые сами хотят стать гестационными курьерами - большая редкость, поскольку наказание за такой грех в исламе существенное - от женщины может отвернуться вся семья, друзья и родственники.

Католичество полностью запрещает все репродуктивные вспомогательные технологии, будь то ЭКО, ИКСИ, внутриматочная инсеминация или суррогатное материнство.

Иудаизм более терпим к гестационным курьерам, правда, в Израиле никогда не проведут протокол ЭКО, если сурмама относится к числу родственниц (что в России вовсе не запрещено). Страна, в которой ЭКО полностью оплачивается государством, где поддерживаются любые репродуктивные методики, жестко ограничивает родственные «услуги», ведь раввины считают это кровосмешением, что является тяжелым проступком.

Самое терпимое отношение к гестационным курьерам демонстрирует только буддизм, поскольку его почитатели считают, что самое главное – чтобы все были счастливы, и если сурраготное материнство - единственный способ достичь этого счастья, то почему бы и нет.


Душевный кризис могут переживать и биологические родители младенца, поскольку женщин в таких парах мучает чувство вины за то, что родила кроху не она, а другая, мужья же в этой ситуации чувствуют себя несколько неловко.


Противники сурматеринства выдвигают следующие аргументы: сама программа противоречит законам природы, она насилует души всех участников, и последствия могут быть самыми неожиданными. К сожалению, нередко случаются разводы. После успешного окончания лечебного курса, выписки с шарами и цветами из родильного дома биологические родители через некоторое время расстаются, поскольку тайна, которую они носят, оказывается слишком тяжелой, а душевный груз - слишком неподъемным.

Семьи гестационных курьеров, если у женщины есть муж, получив необходимую сумму денег за рождение крохи, тоже в большинстве случаев распадаются. Большинство мужчин, даже если участие супруги в программе было подтверждено их согласием, так и не могут принять в глубине души тот факт, что жена вообще согласилась на это. Начинаются конфликты, все чаще следуют упреки, в результате - развод.


Выводы

Если вы стоите перед непростым выбором - согласиться ли на участие в программе, хорошо подумайте, готовы ли вы к возможным рискам, а также изменениям, которые необязательно будут иметь счастливый финал. Во многом, наверное, правы священнослужители, которые указывают на такие важные аспекты человеческой жизни, как голос совести. Держать ответ каждому из участников программы суррогатного материнства предстоит в первую очередь перед самим собой.

Недопустимость нарушения таинства и интимности союза двоих сложно оспаривать. Те, кто яростно пытались это делать, очень скоро понимают, как они заблуждались. С этой точки зрения, паре проще, как им советуют в большинстве случаев, взять ребенка из детского дома, малыша, оставшегося без родителей или кроху-отказника. Совесть будет легкой и спокойной. Но и желание иметь родных детей также оспорить невозможно.

Принимая решение, которое однозначно изменит вашу жизнь, не торопитесь, подумайте, разложите все «по полочкам». А решив, действуйте без сомнений. Любое решение - только ваше.


С проблемами невозможности иметь детей и продолжать свой род – проблемой бесплодия - люди сталкивались с древних времен. Уже тогда появилась идея преодолевать бесплодие с использованием суррогатного материнства. Суррогатное материнство впервые описали в Ветхом Завете. Служанку Агари пригласили быть суррогатной матерью для ребенка Авраама, у которого не могла забеременеть жена. История повествует о многих других подобных случаях разрешения проблем бесплодия – наложниц и рабынь часто использовали во многих странах мира в качестве суррогатных матерей. В то время по понятным причинам использовали только традиционное суррогатное материнство, оплодотворение проводили естественным путем.

Кто из известных людей использовал суррогатное материнство

К суррогатному материнству прибегали такие знаменитости как:

  • Николь Кидман;
  • Сара Джессика Паркер;
  • Элтон Джон;
  • Криштиану Роналду;
  • Майкл Джексон;
  • Рики Мартин;
  • Алена Апина;
  • Анни Лейбовиц.

Причиной и побудительной силой для такого вида продолжения рода было не только бесплодие, но и гомосексуальность.

Позиция противников суррогатного материнства

Антагонисты суррогатного материнства выступают против порочной практики превращения детей в аналог товара. Они опасаются, что будет создана ситуация, при которой у богатых людей появится возможность нанимать женщин для того, чтоб вынашивать потомков. Феминистки полагают, что подобная практика может означать вариант эксплуатации женщин. По мнению религиозных деятелей, ширится безнравственная тенденция, которая подрывает святость брака и семьи.

Психологическая травма

Нельзя сбрасывать со счетов вполне обоснованное опасение насчет того, что некоторые суррогатные матери могут испытать довольно сильную психологическую травму, поскольку должны отдать своего малыша чужим людям. Это – довольно частое явление, хотя вначале суррогатной матери может казаться, что она без особых переживаний сможет расстаться с таким ребенком.

Православная Церковь без обиняков заявляет: суррогатное материнство травмирует женщину, вынашивающую дитя. Ее материнские чувства попираются. Ребенок впоследствии может страдать от кризиса самосознания.


В ответ на это звучат контраргументы: для семьи, которая является бездетной ввиду неспособности жены зачать и выносить плод, это бывает единственным способом получить ребенка, генетически родного для обоих супругов или только для мужа. Первый вариант возможен в случае экстракорпорального оплодотворения и пересадки суррогатной матери полученного эмбриона. Второй – в случае искусственного оплодотворения суррогатной матери спермой мужа. По мнению сторонников суррогатного материнства процедуру можно сравнить с усыновлением. Происходит не коммерциализация деторождения, а глубоко человечный акт сотрудничества и любви. Суррогатное материнств – отнюдь не форма эксплуатации женщин, поскольку речь всегда идет о достаточной материальной компенсации, а также о моральном удовлетворении от пользы, приносимой другим людям.