Социально нравственные. Основные задачи социально-нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения. методы формирования нрав

22.06.2019

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования (ССУЗ)

Челябинский педагогический колледж № 2

Социально-нравственное

воспитание дошкольников

В помощь студентам IV курса заочного отделения.

    Введение ………………………………………….……………………...……….3

2. Учебно-методические материалы для выполнения контрольной работы……………………………………………………………………….…....…..4

2.1. Программа «Социальное развитие» ………………………………...…...……4

2.2. Примерная тематика разделов по социальному развитию ……….....….……7

2.3. Примерная тематика занятий о родном городе и родном крае

(старший дошкольный возраст) …………………………..………..…..………8

    1. Примерная тематика занятий по культуре поведения ……...…….…..........8

    1. Контрольная работа по социально-нравственному воспитанию …..….......8

3. Понятийный аппарат и программно-методическое обеспечение ……......13-14

Введение

Государственный образовательный стандарт средних специальных образовательных учреждений нацеливает педагогическое образование на формирование у студентов фундаментальный теоретических знаний по учебным дисциплинам и практических умений их реализации в образовательном процессе ДОУ. Эффективность профессиональной подготовки будет определяться тем, насколько разнообразны будут формы и методы ее осуществления.

Учебным планом на IV курсе заочного отделения предусмотрена контрольная работа по педагогике.

В курсе изучения педагогики большое внимание уделяется социально-нравственному воспитанию дошкольников, как одной из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. Социализация личности происходит в тесном взаимодействии со взрослыми, а затем и сверстниками. Родители и педагоги помогают ребенку осваивать окружающее: формируют у него представление о себе, как представителя человеческого рода; о людях и их чувствах; поступках; правилах – что можно, а что нельзя, что поощряется окружающими, а что порицается.

Процесс формирования основ социального поведения требует от воспитателя тонкой наблюдательности, умение анализировать поведение ребенка, его отношения с другими детьми, разбираться в мотивах поступков, учитывая и особенности ребенка, и его жизненный опыт, сложившуюся ситуацию. Все это предъявляет особую требовательность к психологической подготовке воспитателя и умению находить нестандартный выход.

Задачи контрольной работы:

    формировать умение наблюдать, анализировать воспитательно-образовательную работу по социальному развитию дошкольников;

    анализировать программное и дидактическое обеспечение раздела «Социальное развитие в ДОУ»;

    применять полученные теоретические знания в практической деятельности;

    проектировать социальное развитие детей с учетом возраста, уровня подготовленности.

В работе определяется тема, указывается возрастная группа, составляется перспективный план, план-конспект занятия; в конце работы представляется список используемой литературы.

Выполненная и зачтенная контрольная работа преподавателем является допуском к сдаче зачета по педагогике.

2. Учебно-методические материалы для выполнения контрольной работы.

2.1. Программа «Социальное развитие дошкольника».

Формирование у ребенка понимания самого себя и окружающего мира, накопление им социальных знаний и опыта выполнения разных социальных ролей.

Люди живут вместе (человеческое поведение)

Люди создают законы и правила совместной жизни

(политические науки)

Люди живут на Земле (география)

Люди знают и уважают свое наследие (история)

Люди живут за счет своих ресурсов (экономика)

3-4 года

В чем-то я такой, как и другие, в то же время я особенный, не похожий на других. Такие же все люди вокруг меня. Я могу многое делать и решать многие задачи. Я учусь обслуживать себя и отвечать за свои поступки, поведение. Я переживаю разные чувства: положительные, отрицательные и это хорошо.

Для того, чтобы сохранить и защитить свободу и безопасность свою, а также других людей, я должен выполнять существующие правила. Когда я играю с другими, я иногда лидирую, а иногда и подчиняюсь. Когда люди умеют делиться друг с другом, сохраняют очередность, они успевают сделать значительно больше и получают взаимную выгоду.

Я знаю, как выглядит место, где я живу. Я могу рассказать про все интересное, то есть вокруг меня. В своем микрорайоне (городе, деревне) я могу гулять пешком и ездить на транспорте. Есть вещи, которые я могу делать потому, что я живу в Челябинске.

Я расту постепенно, и стечением времени изменяюсь. Моя внешность, характер, действия, поведение зависят от моих родителей, бабушек и дедушек. Это часть моего наследия.

Я забочусь о предметах, которыми пользуюсь. Я пользуюсь ими аккуратно, стараюсь не портить их. У меня есть своя личная работа – ходить в д/с.

4-5 лет

Члены семьи все работают. Разные члены моей семьи помогают мне по-разному. Семьи отличаются по величине, составу, который может изменяться. Во всем мире люди живут семьями по одним и тем же причинам. Каждая семья считает лучшим иметь свой дом, одежду, еду.

В принятии решений семьи участвуют все члены моей семьи. Каждый что-то знает и умеет сделать лучше других. Во всем мире разные семьи придерживаются своих правил. Выбор жилья, одежды, еды определяются семейными правилами. Моя семья придерживается своих правил, поэтому наша жизнь идет спокойно.

У меня и моей семьи есть родственники и друзья, которые живут в разных местах. У членов моей семьи есть разные возможности путешествовать по миру. Есть вещи, предметы, которые может делать моя семья, т.к. живет в Челябинске. Во всем мире люди живут семьями по одним и тем же причинам. Выбор дома, одежды, еды определяется географическими условиями жизни семьи и ее возможностями.

Семейные фотографии, документы, письма рассказывают мне про прошлое моей семьи. Наследие моей семьи состоит из опыта, привычек, традиций моих предков. У России есть своя история, наследие. Семьи всего мира знают и уважают свое наследие. Дом, одежда, еда семьи могут отличаться национальными и другими традициями.

Каждый член моей семьи занят своим делом и помогает поддерживать жизнь семьи. Каждая семья выбирает для себя какой-нибудь дом. Дома разных семей отличаются один от другого. Жизнь семьи поддерживается разными способами. Во всем мире семьи живут на свои доходы. Семья выбирает себе одежду, еду в зависимости от финансовых возможностей.

5-7 лет

Социальные организации, сфера услуг в нашем микрорайоне позволяют людям и встречаться, и взаимодействовать. В нашем районе есть д/сады и школы, потому что люди понимают важность воспитания и образования. Люди несут ответственность за благоустройство своего микрорайона, поддерживают его хорошем состоянии. Во всем мире люди стремятся жить вместе по одним и тем же причинам.

Законы и правила существуют для того, чтобы охранять людей и поддерживать порядок в обществе. Люди создают и совершенствуют законы и правила наказания тех, кто нарушает законы. Людям необходимо знать про жизнь своего микрорайона и участвовать в ней. Во всем мире сообщества людей имеют свои законы и правила. Во всем мире люди участвуют в жизни своего сообщества.

Карта – это своеобразная картина микрорайона (города, села). Каждый микрорайон уникален, потому что в нем есть свои отличительные особенности (парк, магазин, цирк, театр)… В нашем микрорайоне есть много вариантов и способов передвижения. Наш микрорайон похож на другие, но и отличается от других. Во всем мире сообщества людей используют природные условия и ресурсы для удовлетворения своих потребностей.

Наш микрорайон постоянно изменяется. Карты, фотоснимки могут рассказать мне прошлое района. Уклад жизни людей определенного микрорайоне определяют их привычки и традиции. Каждый житель вносит свой уникальный вклад в достижения общества людей, которые тут живут. Жители России знают и уважают свое наследие. Во всем мире место общественной жизни постоянно изменяется. Люди, которые живут в одном микрорайоне, знают и понимают важность своего наследия.

Каждая семья в нашем микрорайоне ощущает потребность в услугах других людей. Некоторые люди в нашем микрорайоне занимаются производством продуктов питания. Каждый человек за свою работу деньги. Это его доход. Люди используют свои доходы для приобретения необходимых ему вещей, предметов. Во всем мире люди работают, чтобы поддерживать жизнь общества. Во всем мире люди пользуются разными способами удовлетворения своих желаний и потребностей.

2.2. Примерная тематика разделов по социальному развитию.

Раздел I . Что я знаю о себе.

Цель раздела – формировать у ребенка представления о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе, умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным.

Темы:

    Мой организм

    Мои чувства

    Мои поступки

    Мои умения

    Моя семья, моя родословная

    Как мы живем в детском саду

Раздел II . Кто такие взрослые люди.

Цель раздела – поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведение и деятельность; познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей; воспитывать доброжелатьное отношение к людям.

Темы:

    Дети и взрослые

    Зачем и как работают взрослые люди

    Зачем и как люди отдыхают

Раздел III . Человек – творец.

Цель раздела – привлечь внимание ребенка к значимости творческого начала в личности человека; воспитывать у ребенка познавательные интересы и стремления к преобразующей деятельности.

Темы:

    Предметы рукотворного мира

    Материалы, созданные человеком

    Человек создает технику

    Живая, неживая природа и человек

    Человек – художник

Раздел IV . Земля – наш общий дом.

Цель раздела – воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту; формировать представление о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное к жителям Земли, своей страны.

Темы:

    Твоя страна, твой народ

    Что такое Земля

    Как люди живут на Земле

    Как люди заселили Землю

    Твоя страна, твой народ.

2.3. Примерная тематика занятий о родном городе и родном крае (старший дошкольный возраст).

    Страницы истории: основание Челябинской крепости.

    Семь районов города: или конкретно Ленинский район, Центральный район и т.д.)

    Памятники боевой славы в Челябинске

(памятник добровольцам-танкистам, памятник труженикам тыла завода им. Д.В. Колющенко – «Катюша», памятник героям тыла «Танк, Лесное кладбище – братское кладбище советских воинов), «Вечный зов».

    От дилижанса до метро (о развитии городского транспорта в Челябинске)

    Любимые места в любимом городе

    Знакомство с картой Челябинской области

    Заповедные места Южного Урала

    Уральские народные промыслы

    Уральские сказы Бажова П.П.

2.4. Примерная тематика занятий по культуре поведения.

    Уроки вежливости

    В мире вежливых слов

    Что такое этикет

    О гостевом этикете

    О столовом этикете

    Об элегантности и культуре одежды

    О соблюдении этикета в общественных местах

    Вежливый разговор по телефону

2.5. Примерный материал для контрольной работы по социально – нравственному воспитанию.

Тема: Дружба (старший дошкольный возраст).

Задачи:

    Воспитывать доброжелательность, умение ориентироваться на состояние сверстников, их интересы.

    Учить сочетать желание удовлетворять свои потребности, в игре, занятиях с интересами сверстников.

    Формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности, объединяя детей на основе общих интересов.

    Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща.

    Формировать такие качества как отзывчивость, сочувствие.

    Формировать у детей понятие “друг”, “дружба”, учит детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

Перспективный план мероприятий

Формы, методы и приемы обучения

Программные задачи

    Занятие «Дружные ребята»

    упражнение «Мое имя»

    игра «Давайте поздороваемся»

    упражнение «Опиши друга»

    Беседа «Что такое дружба»

    Нужно ли быть дружными?

    Что значить дружить?

    Игра-ситуация «Три подруги»

    Стихотворение «Давайте дружить» И. Модиной.

    Рисование на тему « Мой лучший друг».

    Стихотворение « Жить на свете очень туго».

    Рассказы детей о своих друзьях по готовым рисункам.

    Занятие «Кого можно назвать другом»

    выставка портретов друзей;

    песня « Мы дружные ребята»;

    игра «Назови соседа ласково»

    чтение рассказа В.Фоминой «Подруги»

    Игра-драматизация по рассказу

« Три товарища» Н.Осеевой.

    беседа;

    обыгрывание рассказа;

    рассказы детей о своих друзьях;

    песня «О дружбе»

В. Шаинского;

Музыкальная игра «Карусели».

    Подвижная игра «Не намочи ноги»

    Чтение рассказа Н.Зернова «Как Антон полюбил ходить в детский сад».

8. Дидактическая игра «Не забывай о товарищах».

9. Беседа «Зачем нужна дружба не только между людьми, но и людей со всем живым».

Воспитывать доброжелательность, развивать коммуникативные способности детей, развивать внимательность, умение описать внешность.

Формировать у детей понятие «дружба», учить детей оценивать поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

Развивать стремление детей выражать свое отношение к другу, желание выделить своего друга из всех, изобразить его и рассказать о

нем.

Закреплять положительные ассоциации с понятием « друг», « дружба».

Учить детей понимать хорошие и плохие поступки людей; составлять полный описательный рассказ; вызвать желание сделать приятное своему другу.

Учить детей проявлять друг к другу взаимопомощь, взаимовыручку.

Учит детей помогать друг другу в сложной ситуации, воспитывать желание заботиться о

других.

Формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам.

Показать детям взаимосвязь различных проявлений человеческих отношений: дружбы, доброты, благодарности, заботы.

Конспект занятия

Тема : «Учимся играть и работать дружно».

Цель: учить умению контролировать свое поведение; совершенствовать себя как личность через общение с людьми; сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы вдвоем.

Ход занятия

Воспитатель:

  • Ребята, вы любите играть?

  • А как вам больше нравиться играть: одному или с друзьями?

    Когда играют несколько детей, можно придумать долгую и интересную игру, распределить много ролей, развернуть сюжет. Вдвоем интереснее рисовать, бегать и пр. Ребята, а когда вы играете с друзьями, никогда не ссоритесь?

    А хотите научиться играть вдвоем?

    Вот мы сейчас и будем тренироваться играть дружно. Рассаживайтесь за столами по два человека.

/на каждом столе – рисунки, набор карандашей. На рисунке две варежки/.

    Каждый из вас раскрашивает одну варежку, но узоры на варежках должны быть одинаковыми.

/ Когда работа закончена, воспитатель опрашивает каждую пару/.

    Кто из вас придумал этот узор? С чем вы оба соглашались? О чем думали по-разному? Понравилось вам вместе рисовать? А теперь поменяемся парами.

    Надо выполнить вдвоем следующее задание. Внимательно рассмотрите два рисунка: они очень похожи, но все-таки чем- то отличаются. Найдите десять различий. Эти различия вам надо найти вместе.

    Ребята, как легче искать различия: по одному или по двое? Вы не ссорились? Молодцы, вы умеете играть и работать дружно. Но, к сожалению, это не всегда бывает. Послушайте, как играли Маша и Петя в рассказе «Лабиринт».

/Однажды Маша и Петя захотели поиграть в лабиринт. Взяли они машины, поставили их в гаражи… Поехали!

Вскоре встретились на узкой дорожке их машины. «А, ну-ка, дай я проеду!»- потребовал Петя. «Еще чего! Это ты уходи с дороги!»- ответила Маша. «Ах, так!»- разозлился Петя, схватил Машину машинку и сбросил ее с дороги. «Ну, и не буду играть с тобой»,- сказала Маша, надула губы, отвернулась, по щекам ее потекли слезы.

Так и не получилась у ребят игра «лабиринт»./

    Ребята, как вы думаете, почему у Маши и Пети не получилась игра?

    Ребята, а давайте из ваших советов мы составим правила, напишем их и прикрепим к доске.

    Как вы думаете, если вы вместе одновременно будете говорить, не слушая друг друга, можно о чем-то договорится? (нет)

    Вот так и в игре. Значит первое правило: «Говори по очереди, не перебивай друга.»

    Ребята, а вам нравится, когда в игре кто-то командует, не слушает мнения других детей? (нет)

    Значит второе правило: «Когда скажешь свое мнение, спроси остальных: «Вы согласны?» Считайся с мнением друзей».

Третье правило: «Делись игрушками, не жадничай».

Четвертое правило: «Надо уступать друг другу, не проявлять упрямство, гордость.»

    А теперь давайте попробуем работать вместе, используя наши правила.

Задание:

    Подумайте и нарисуйте, что на свете желтого цвета. Вы рисуете вдвоем на одном листе. Чтобы легче было выполнять задание, повернитесь друг к другу. Если ты знаешь ответ, шепни соседу. Когда вы согласны друг с другом, кивните головами. А если нет, то уточните мнение друг друга.

/После выполнения задания воспитатель беседует с детьми/

    Ребята, интересно было работать вместе? О каких правилах вы помнили, когда рисовали? Какие чувства у вас возникли? Какое правило оказалось самым трудным для вас? А теперь работа усложняется. В следующем задании на листе нарисована незаконченная линия. Обсудите вместе, в какую фигуру ее можно превратить. Это потребует предварительного обсуждения всех вариантов. Не забывать о правилах!

    Кто из вас придумал этот рисунок? С чем вы согласились? Мне понравилось наблюдать за вами, когда вы дружно работали вместе, не ссорились, старались понять друг друга. Так поступают настоящие друзья. А теперь поиграем в словесную игру «Закончи предложение».

Мой друг…

Мне нравится в моем друге…

Я желаю своему другу…

    Ребята, выполняя разные задания, каждый из вас чему-то научился. Подумайте, чему вы сегодня научились.

    А теперь, поблагодарите друг друга за работу вместе и постарайтесь помнить всегда наши правила, когда будете играть и работать вместе.

Литература:

    Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников.: Пособие для воспитателей ДОУ и родителей/ Под ред. Р.С.Буре, М.В.Воробьева, В.Н.Давидович-М.:Просвещение, 2004.

    Шипицина, Л.М. Азбука общения / Л.М. Шипицина.-М.: «Детство-Пресс», 2003.

    В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

    Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под. ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.

    Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ М.Д.Маханева. – М.: АРКТИ, 2005.

3. Понятийный аппарат

Нравственное воспитание – формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения.

Социальное развитие – совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в личностном развитии ребенка на основе накопления социальных знаний и опыта выполнения разных социальных ролей.

Социальная действительность – конкретные события, факты, взаимоотношения, которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого общества.

Социальная компетентность – информированность ребенка в вопросах социальной действительности.

Программно-методическое обеспечение

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью.- М.,2001.

2. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью.- М.: Изд. Центр «Академия», 1998.

3. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников.- М., 2001.

4 . Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М., 1986.

5 . Рылеева Е. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности « Открой себя»// Дошкольное воспитание.- 1998.-№ 2,4,6,7.

6 . Социальное развитие дошкольников / Программа формирования у ребенка понимания самого себя и окружающего мира, накопление им социальных знаний и опыта выполнения разных социальных ролей // 8 кн. В.П.Дубровина, Е.П.Милашеич. – Педагогическая практика в детском саду.- М.: Изд. Центр «Академия», 1998.

7. Список литературы в пособии С.А.Козловой (см.№ 2).

    Я – человек / Программа приобщения к социальному миру // Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью.- М.: Изд. Центр «Академия», 1998.

Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей.

Подготовила:

старший воспитатель

Лаврухина Е.К.

Вечность и актуальность проблем нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорны. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цели, задачи, содержание, методы нравственного воспитания. По-разному интерпретировался сам, термин «нравственное воспитание», иногда подменялся понятием «духовное воспитание», «моральное воспитание».

Мораль - общественное явление, включающее в себя нормы и правила, определяющие и ограничивающие поведение человека в конкретном обществе, в конкретной ситуации развития.

Нравственность, в отличие от морали, - это личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, вырабатываемые самостоятельно, определяющие направленность личности, духовный облик, образ жизни, поведение человека.

Значение понятия «социально-нравственное воспитание» значительно шире: социально все, что касается человека, живущего в обществе. Оно тесно связано с понятием «социализация», рассматриваемого как совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества (И. С. Кон).

Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто оно не бывает адекватным требованиям морали. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы, возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно-значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации: в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.

В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает, что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

Таким образом, развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для нравственного развития. Главное - создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию. Тогда сознание ребенка переходит с результата на процесс выполнения нормы, и он следует норме ради нее самой, потому что не может поступать иначе. А соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить: пойти на интересную прогулку или помочь взрослому; съесть конфету самому или отнести маме; поиграть с новой игрушкой или уступить ее младшему. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму.

Социально-нравственное воспитание дошкольников закладывает основы личности ребенка. Ведь именно в дошкольном возрасте малыш получает первый опыт общения, он учиться как правильно вести себя с близкими ему людьми и ровесниками, он усваивает традиции и культуру своего народа.

Роль родителей и воспитателей велика, именно они знакомят малыша с окружающим миром, учат быть самостоятельным. В детском саду ребенок впервые в жизни испытывает чувство дружбы, и учиться уважать старших. Мы, педагоги, стараемся советовать родителям – какую литературу почитать с ребенком дома, на какие качества и особенности его развития обратить внимание и т. д.

Основной задачей нравственного воспитания является развитие и воспитание у ребенка моральных чувств, позитивных навыков и привычек поведения.

Дошкольный возраст, как раз подходит для развития чувств. Положительное влияние на развитие чувств оказывает просмотр мультфильмов, чтение поучительных стихов, сказок и рассказов, где главная роль отводиться победе добра над злом. Под впечатлением от мультфильма или сказки малыш начинает анализировать поведение героев; так ребенок учиться разбираться и в своем поведении, он начинает размышлять над своими поступками.

Родители должны прививать малышу определенные навыки и привычки. Научите ребенка дисциплине, самостоятельности. Приучите к полезным навыкам, к примеру, вежливости, чистоте, аккуратности, послушанию. Социально-нравственным воспитанием ребенка займутся воспитатели, они научат малыша правильно излагать мысли, общаться с взрослыми, приучат, говорить правду, играть вместе со всеми детками, выработают привычку к труду и взаимопомощи.

Социально-нравственное воспитание детей должно проходить следующим образом:

Прочитайте ребятам сказку и постарайтесь добиться дискуссии; пусть дети подумают, кто прав и кто виноват в сложившийся ситуации;

Четко, кратко и ясно объясняйте правила поведения, аргументируя, почему себя нужно так вести;

Чаще играйте с ребятами в игры, которые учат сотрудничеству и взаимопомощи.

Помните, что социально-нравственное воспитание детей препятствует развитию вредных привычек.

Таким образом, особенностями нравственного развития детей в дошкольном возрасте являются:

У детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;

Возрастает действенность нравственных представлений;

Возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

Дошкольный возраст является чрезвычайно важным в нравственном становлении личности ребенка. Комплексное использование методов и средств нравственного воспитания поможет успешно решать задачи нравственного воспитания и развития каждого ребенка.

Социально-нравственное воспитание дошкольников

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» достаточно разнообразна по своим задачам и охватывает широкий спектр развития предполагаемых личностных качеств дошкольника.
В частности, одной из задач этого направления является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Таким образом, нравственное воспитание является частью социально-коммуникативного развития ребенка.
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Можно сказать, что социально-нравственное воспитание у малышей начинается с вопросов: «Что такое хорошо? Что такое плохо?» Задачи социально-нравственного воспитания дошкольников:
1. Формирование основ нравственных качеств личности ребенка, его начальных представлений и эмоций, поведенческих позиций.
2. Формирование бережного отношения к морально-этическим, общечеловеческим ценностям.
3. Развитие самоконтроля и самосознания ребенка с целью соответствия его поведения определенным правилам и стандартам, принятым в обществе. Отсюда следуют основные формы взаимодействия с детьми:
— знакомство с произведениями литературы, сюжеты которых отражают нравственные проблемы;
— нравственно-этические беседы;
— сочинение историй, сказок;
— игровое проектирование проблемных ситуаций. Возможности обучения значительно возрастут, если применять интегрированные занятия или использовать примеры из жизни самих ребят. Необходимо включать малышей в разнообразные виды деятельности, в которых они приобретают конкретный опыт моральных поступков и отношений. Основные формы взаимодействия с дошкольниками: Знакомство детей с произведениями литературы , сюжеты которых отражают нравственные проблемы. Основы нравственности можно преподнести через сюжет хорошо известной сказки или другого литературного произведения.
Например, после прочтения сказки «Три поросенка», можно обсудить ситуацию, в которую попали главные герои, и спросить: «Что плохого сделал волк? Почему нельзя так поступать?».
Прекрасной художественной базой для изучения и обсуждения нравственных понятий могут служить сказки «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Золушка», «Красная шапочка», «Золотой ключик», «Гадкий утенок» и многие другие. В дальнейшем дети сами смогут находить в литературных текстах примеры нарушений нравственных норм и ценностей. Нравственно-этические беседы. Беседы с детьми нужно строить так, чтобы нравственно-этическое представление приобрело для них яркое, живое содержание. Тогда и моральные чувства развиваются более интенсивно. Поэтому необходимы разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев литературных произведений или героев реальных ситуаций, о правомочности их поступков. Сочинение историй, сказок. Процесс обучения станет творческим как для педагога, так и для ребенка, если он будет организован как исследовательская, поисковая деятельность . Например, на основе сюжетов из сказок или собственных сочиненных историй педагог может предложить детям творчески преобразовать ход повествования, придумать различные концовки, ввести непредвиденные ситуации, соединить несколько сюжетов в один и так далее. Эти творческие задания сформируют у ребенка умение думать, рассуждать, подвигнут к самостоятельному поиску решений, к моделированию собственного поведения. Дошкольник сможет на конкретных примерах установить несоответствие нормам поведения и решить, как его исправить. Затем дети сами смогут придумывать небольшие рассказы, включая в них усвоенные знания. Игровое проектирование проблемных ситуаций. В этом случае желательно организовать практическую деятельность , включая игровые ситуации, ролевые игры, игры-драматизации на нравственные темы, так как моральная этика формируется в единстве слова и дела. Наличие нравственных элементов в игре позволит педагогу легче познакомить дошкольников с духовными ценностями окружающего их мира. Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, с их социальным опытом и возрастными особенностями. Осуществляя взаимодействие с детьми, необходимо придерживатьсяпринципов гуманистической педагогики , а именно:
— создавать атмосферу, благоприятствующую появлению новых идей, вселяющую уверенность в себе и желание высказываться;
— использовать ошибки детей для формирования нового, позитивного взгляда, а не для осуждения.

Социальное развитие -- это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям -- матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью гражданского воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» -- сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, -- все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.

Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю («малой» родине) и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.

Но без преувеличения можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период детского развития, который отличается особой восприимчивостью и впечатлительностью.

Взаимоотношения между людьми регулируются с помощью нравственных норм и правил, которые определяют социально одобряемые способы поведения личности в разнообразных ситуациях. Общественное мнение выражает отношение общества к соблюдению или нарушению норм. Нравственная зрелость личности предполагает, что человек сам контролирует свое поведение и самостоятельно строит его в соответствии с ней.

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Напомним, что в раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко взрослому как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного Морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.

Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать.

В дошкольном возрасте встречаются совершенно различные уровни такого понимания. Чем младше ребенок, тем чаще он объясняет необходимость выполнения нормы, ссылаясь на возможные последствия при ее соблюдении для себя или на требования взрослых, например: «Надо говорить правду, а то узнают и накажут», «Надо Делиться игрушками. А потом кто-нибудь тебе тоже даст». В 5-7 лет ребенок понимает общественный смысл нравственной нормы. осознает ее объективную необходимость для регуляции взаимоотношений между людьми.

Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. "Условие эффективности воспитания - самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности".

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. "Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека", с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Как указывал Л.С. Выготский, "учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником".

Такой подход к построению процесса воспитания - как активного целенаправленного формирования личности - согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его личности.

Достижения современной науки, в том числе труды отечественных философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер.

Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Показательно, что накопительница психологического опыта - литература устами виднейших своих представителей многократно провозглашала эту истину. Так, Л.Н. Толстой полагал, что признание права "другого" непросто на участие в "борьбе за существование", а на событие с самим собой и, более того, утверждение собственной жизнью бытия этого "другого" становится осуществлением разумения в межличностных отношениях и в итоге единственным критерием нравственного прогресса. "...Допустив только возможность замены стремления к своему благу стремлением к благу других существ, - писал он в трактате "О жизни", - человек не может не видеть и того, что это - то самое постепенное, большее и большее отречение его личности и перенесение цели деятельности из себя в другие существа и есть все движение вперед человечества".

По сути дела, весь пафос этой толстовской мысли сконцентрировался на борьбе писателя с биологизацией жизнедеятельности человека, с попыткой сведения сущностных сторон его бытия, среди которых одна из важнейших - это его нравственно-этическая сфера, исключительно к биологическому существованию. Задолго до появления различных разновидностей фрейдизма и современных социобиологических теорий Л.Н.Толстой с гениальной прозорливостью увидал всю опасность искажения общественной сущности человека.

На рубеже XX столетия великий русский писатель поставил перед всем человечеством чрезвычайно простой и одновременно архисложный вопрос: что же происходит с человеком в современном мире? Почему простые и ясные основы его жизни (труд, забота о ближнем, любовь к природе и бережное к ней отношение, сострадание к человеку и др.) вдруг начинают терять для него весь свой смысл и значение? Что же такое эта самая "цивилизованность" современного человека, если благодаря ей он утрачивает целостность нравственного сознания и начинает стремиться к самым варварским формам саморазрушения, зачастую сам не замечая этого? При этом писатель как предчувствовал, какие чудовищные формы примет в "массовом" сознании обывателя XX столетия эта "эмансипированная" стихия "животности".

Пытаясь разобраться во всем этом, Л.Н. Толстой вскрыл противоречия нравственного бытия человека современного общества, указав, что главная причина утраты им веры и осмысленности своего существования кроется в слепом эгоизме, извратившем духовноценностную природу познания.

Отвергая представление о существовании человека исключительно как биологического существа, всецело подчиненного диктату инстинктов, писатель полностью не отрицал власть "природы" над человеком, а также не возлагал все надежды по усовершенствованию человеческого бытия на деятельность его разума. Наоборот, писатель подчеркивал неоднократно, что чрезмерная рационализация бытия человека ни в коей мере не приблизит его к постижению смысла жизни. Только способность личности возвышаться над своим естеством и опираясь на него как на необходимое условие существования, утверждать разумные, истинно человеческие основания бытия, по убеждению Л.Н. Толстого, есть единственный критерий осмысленности ее жизни.

Обессмысливание представления о жизни, происходящее в результате полного порабощения человека "плотью", служит, по Л.Н.Толстому, самым главным препятствием на пути постижения им смысла своей жизни, в то время как освобождение из-под ее власти вновь возвращает его к самому себе как духовному и нравственному, человеческому существу-Homo moralis. Это открытие человека в себе бесконечности своей сущности, которая и становится единственным реальным основанием бесконечности своей существования, и есть, как утверждал писатель, тот высший смысл жизни, который может стать доступен каждому человеку.

Солидаризируясь с великим писателем в понимании целей воспитания, среди которых главной он считал формирование потребности принести благо другому, однако, можно не согласиться с ним в суждении о возможных путях достижения этой цели. Л.Н. Толстой, как известно, отводил основную роль нравственному просвещению, разделяя в этом взгляды просветителей XVIII века. Данное положение позднее подверглось критическому переосмыслению, когда разрыв между реальным поведением индивида и обнаруживаемым им знанием нравственных норм и императивов действия стал очевидным для философов и педагогов фактом.

Просветительская ориентация в педагогике уступила место более реалистичной, хотя никто не отрицал важность нравственного просвещения и знания как такового в процессе духовного развития личности.

Однако нравственное формирование личности не равно нравственному просвещению. Установлено, что ценностно ориентированная внутренняя позиция ребенка возникает не как итог некоторых "педагогических воздействий" или даже их системы, а в результате организации общественной практики, в которую он включен. Однако организация общественной практики воспитания личности ребенка может быть ориентирована двояко. Один тип направлен на воспроизведение уже сложившегося социального характера. Такому типу организации соответствует приспособление педагогического процесса под уже достигнутый уровень психического развития ребенка. Подобная организация воспитания ни в коей мере не соответствует целям построения гуманного общества, поскольку здесь требуется решение задачи преобразования сознания человека.

В связи с этим, отечественные ученые и педагоги-практики исходят из того, что воспитание (в том числе и обучение) не может плестись "в хвосте детского развития", ориентируясь на его вчерашний день, а должно соответствовать "завтрашнему дню детского развития". В этом тезисе четко отражается принцип подхода к психическому развитию личности как к управляемому процессу, который способен создавать новые структуры личностных ценностей растущих людей.

Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в "зону ближайшего развития". Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, но под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными "сотоварищами", а уж затем и вполне самостоятельно.

Зейнаб Махмудова
Социально-нравственное воспитание дошкольников

Введение.

«Наши дети- это наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной»

А. С. Макаренко

«Ребёнок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»

В. А. Сухомлинский

Это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду , когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.

Нравственность любого ребёнка начинается в семье. Воспитание доброты , честности, справедливости, правдивости может быть в семье, где царит здоровая нравственная атмосфера, в которой не допускается лицемерие, ложь, нечестность и фальшь в отношениях. Нравственность ребёнка возможна там, где нет лжи, где существует вера друг в друга, тепло и добро дома, где в случившимся с тобой несчастье тебя не обвиняют, а поддерживают. Но поддержка должна быть правдивая, честная, справедливая. Основа нравственного воспитания – правдивость и объективность семьи, отсутствие у ребёнка боязни за то, что он сделал что-то не так. Ребёнок должен не бояться, а стыдиться за свой плохой поступок, переживать из-за него, мучиться и страдать, чтобы подобное никогда не произошло с ним.

Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы (по С. А. Козловой) :

Предварительного,

Базового,

Художественно-ознакомительного,

Эмоционально-действенного.

За период дошкольного детства у детей формируются :

а) представления о социальном окружении , об общественных событиях, доступных их пониманию (о родном доме, родном крае, неповторимости его природы и красоты, о народном эпосе, сказаниях, о подвигах, мужестве и смелости героев, их славных делах, рождающие чувство гордости, начала патриотизма;

б) знания о труде людей; о том, что все окружающее – результат труда многих поколений, создавших материальные и духовные ценности общества : дом, в котором живет ребенок; школа, в которой он будет учиться; лес, парк, речка, сад, которые сохраняются благодаря труду людей;

в) знания о природе, растительном и животном мире, которые становятся основой для воспитания любви к Родине , побуждают к заботе о животных и растениях родного края, вызывают чувство восхищения, поддерживают эмоционально положительное состояние;

г) знания о себе как субъекте деятельности, отношений, интересов. Осознание своего «Я» , адекватная самооценка своих знаний, возможностей, достижений, отношения к людям вызывают стремление стать лучше, доброжелательнее, активнее в проявлении моральных качеств;

д) знания о моральных нормах общества, сохраняющихся в народных традициях, обычаях, а также в правилах, регулирующих отношения между людьми на основе справедливости и гуманизма. Наполненные чувствами, эти знания становятся мотивами поведения детей, побуждают к нравственно ценным поступкам, к сопротивлению негативным действиям и отрицательному отношению к ним.

Таким образом, развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для нравственного развития. Главное - создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию. Тогда сознание ребенка переходит с результата на процесс выполнения нормы, и он следует норме ради нее самой, потому что не может поступать иначе. А соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника . Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить : пойти на интересную прогулку или помочь взрослому; съесть конфету самому или отнести маме; поиграть с новой игрушкой или уступить ее младшему. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму.

Социально-нравственное воспитание дошкольников закладывает основы личности ребенка. Ведь именно в дошкольном возрасте малыш получает первый опыт общения, он учиться как правильно вести себя с близкими ему людьми и ровесниками, он усваивает традиции и культуру своего народа.

Роль родителей и воспитателей великая , именно они знакомят малыша с окружающим миром, учат быть самостоятельным. В детском саду ребенок впервые в жизни испытывает чувство дружбы, и учиться уважать старших. Мы, педагоги, стараемся советовать родителям – какую литературу почитать с ребенком дома, на какие качества и особенности его развития обратить внимание и т. д.

Задачи :

Формирование нравственного сознания;

Формирование социальных эмоций , нравственных чувств к разным сторонам социального окружения ;

Формирование нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках;

- воспитание полезных навыков и привычек поведения;

Формирование доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистической направленности личности дошкольника .

Для решения задач нравственного воспитания необходимо организовывать деятельность таким образом, чтобы создать максимум условий, способствующих реализации заключенных в ней возможностей. Только в соответствующих условиях в процессе самостоятельной разнообразной деятельности ребенок учится использовать известные ему правила в качестве средств регуляции отношений со сверстниками.

Методы и приемы.

Существует несколько классификаций методов социально-нравственного воспитания .

Например, классификация В. И. Логиновой, основанная на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания :

Методы стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование) .

Формирование нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью) .

Формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы) .

Классификация Б. Т Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает :

Методы доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций).

Воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воли, поступку).

Организацию и самоорганизацию воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования) .

В качестве методов, направленных на осознание ребенком смысла и справедливости моральных правил, исследователи предлагают : чтение литературы, в которой значение правил раскрывается путем воздействия на сознание и чувства дошкольника (Е. Ю. Демурова, Л. П. Стрелкова, А. М. Виноградова) ; беседы с использованием сравнения положительных и отрицательных образов персонажей (Л. П. Князева) ; решение проблемных ситуаций (Р. С. Буре) ; обсуждение с детьми приемлемых и неприемлемых способов поведения по отношению к окружающим; рассматривание сюжетных картинок (А. Д. Кошелева) ; организацию игр-упражнений (С. А. Улитко, игр-драматизаций.

В качестве средств социально-нравственного воспитания выступают :

Ознакомление детей с разными сторонами социального окружения , общение с детьми и взрослыми;

Организация деятельности детей - игры, труд и др. ,

Включение детей в предметно-практическую деятельность, организация коллективных творческих дел;

Общение с природой;

- художественные средства : народный фольклор, музыка, кино и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др.

Формы, виды.

Формы организации социально-нравственного воспитания могут быть представлены в следующих видах :

– организации совместной деятельности взрослых и детей, под которой можно понимать деятельность двух и более участников процесса социально-нравственного воспитания по решению задач социального и нравственного воспитания на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности, предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками ;

– организации самостоятельной деятельности детей, под которой понимается общение и свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально, а также менять способ организации своей активности : с совместно-раздельного и совместно-последовательного до совместно-распределенного, связанного с практикой коллективных творческих дел.

Этапы социально-нравственного воспитания .

Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р . С. Буре, Е. Ю. Демурова, А. В. Запорожец и др. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания :

1 этап – формирование социальных эмоций и нравственных чувств;

2 этап – накопление знаний и формирование нравственных представлений;

3 этап – переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;

4 этап – претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.

Особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте :

У детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;

Возрастает действенность нравственных представлений;

Возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

Дошкольный возраст является чрезвычайно важным в нравственном становлении личности ребенка. Комплексное использование методов и средств нравственного воспитания поможет успешно решать задачи нравственного воспитания и развития каждого ребенка.

В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает , что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.

Социально-нравственное воспитание детей должно проходить следующим образом :

Прочитайте ребятам сказку и постарайтесь добиться дискуссии; пусть дети подумают, кто прав и, кто виноват в сложившийся ситуации;

Четко, кратко и ясно объясняйте правила поведения, аргументируя, почему себя нужно так вести;

Чаще играйте с ребятами в игры, которые учат сотрудничеству и взаимопомощи.

Социально-нравственное воспитание детей препятствует развитию вредных привычек.

Условия социально-нравственного воспитания в детском саду .

Условия социально - нравственного воспитания в детском саду , должны соотносится с условиями реализации других направлений развития детей, так как оно является стержневым для организации всего образовательного процесса : например, интеграция линий социально-нравственного и социально-экологического воспитания дошкольников .

Основные способы социально-нравственного воспитания детей :

Приучение

Упражнение

Воспитывающие ситуации

Поощрение

Пример для подражания

Разнообразие словесных методов

Разъяснение

Воспитание социально -нравственных навыков и привычек – важнейшее звено формирования нравственного поведения и становления личности. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.

Только объединив усилия, мы сможем возродить утраченные социально - нравственные ценности, что позволит решить социально -экономические проблемы развития страны, подготовить детей к будущему.