Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе детского сада. Поисково - исследовательская деятельность в детском саду. Старшая - подготовительная группа

28.07.2019

Для реализации задач по познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников рекомендуется пополнить развивающую предметно-пространственную среду следующими пособиями:
— макетами и модулями планет солнечной системы,
— коллекциями минералов, часов, календарей,
— дорожными, математическими знаками,
— географической картой мира для детей, картой местности, где живут дети, глобусами,
— микролабораториями,
— дидактическим материалом для моделирования по разделам: «Портрет Земли», «Дом», «Мой город», «Солнечная система», «Земной шар».

Задачи формирования познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы:
— систематизировать знания и естественно-научные представления об окружающем мире;
— формировать умение самостоятельно находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности;
— развивать самостоятельное мышление, доказательную речь.

Примерное тематическое планирование
познавательно-исследовательской работы
с детьми старшей группы

1. Наш участок.
Задачи и содержание: Закрепить знания детей об особенностях осеннего участка. Провести наблюдение за деревьями и кустарниками, растущими на участке. Рассмотреть листья деревьев: найти самый узорчатый, самый маленький. Выкладывание узоров на песке из осенних листочков.
2. Сюрпризы нашего участка. Кто спрятался под листочком.
Задачи и содержание: Рассмотреть дождевого червяка. Понаблюдать за передвижением дождевого червяка. Провести опыт: залить ход червяка в земле водой. Выяснить, почему он вылез из-под земли (нечем дышать).
3. Чудеса нашего участка. Наши гости — животные.
Задачи и содержание: Выяснить, есть ли органы обоняния у кошки или собаки. Предложить животным различное угощение. Какую пищу можно кушать, а какую — нет, — животное определит с помощью органов обоняния.
4. Наш участок. Деревья нашего участка.
Задачи и содержание: Закрепить название деревьев. Проверить, какие из них имеют плоды.
Исследование: проверить есть ли плоды у берёзы. Ветку берёзы принести в группу и провести наблюдение — как из почек появится лист.
5. Ягоды нашего леса.
Задачи и содержание: Выяснить совместно с детьми — есть ли у ягод цвет, вкус, форма. Закрепить название ягод. Предложить детям рассказать, какие ягоды растут в ближайших лесах. Провести обследование ягод на цвет, форму, вкус.
6. Гости нашего участка. Птицы.
Задачи и содержание: Познакомить с воробьем, голубем, вороной. Выяснить характерные особенности каждой птицы.
7. Воздух.
Задачи и содержание: Познакомить со свойствами воздуха. Провести беседу о том, что воздух везде вокруг нас, мы его не видим. При помощи воздуха мы дышим. Провести исследовательские действия: есть ли воздух в пластиковой бутылочке (сжать). А в коробочке из-под сока или молока (сжать их). Проверить, есть ли воздух в воздушном шарике (проколоть его). Что можно услышать при прокалывании?
8. Наша планета – Земля.
Задачи и содержание: Познакомить с глобусом, рассказать, что Земля вращается. Внести глобус. Провести игру «Путешествие по глобусу»: найти север, юг. Россию, Америку, Китай.
9. Наша планета – Земля. Горы.
Задачи и содержание: Продолжить знакомство с глобусом, показать, как на нём отмечены горы. Найти самые высокие горы, они находятся на юге, в далёкой стране Индии. Рассказать о природе страны, людях, животных. Опыт: сделать из песка горку. Обследовать песчинки с помощью лупы.
10. Лёд. Вода.
Задачи и содержание: Продолжать знакомить со свойствами льда. Провести опыты: положить лёд в горячую воду, в холодную воду. Что произойдёт, если его посыпать солью? Солёный лёд тает быстро. А если на лёд нажать пальцем? А если нажать ручкой от ложки?
11. Вода. Снег.
Задачи и содержание: Продолжать знакомить со свойством снега. Доказать детям, что снег – это вода. Провести беседу о том, как много на Земле воды: морей, рек, озёр, болот. На глобусе они голубого цвета. Без воды нет жизни, она нужна людям, животным, птицам. Опыт: таяние снега от пламени свечи.
12. Вода. Снег. Значение снежного покрова.
Задачи и содержание: Продолжить знакомство со свойствами снега: плотный, скрипит, рыхлый, липкий. Рассказать о роли снежного покрова для растений.
13. Обследование бумаги.
Задачи и содержание: Познакомить со свойствами бумаги: картон, калька, писчая. Обследование: гладим ладошкой, мнём, сгибаем, дуем на неё. Что произойдёт, если опустить бумагу в воду?
14. Обследование тканей.
Задачи и содержание: Познакомить со свойствами ткани: ситца, фланели, шерсти. Внести лупу и рассмотреть строение ткани из нитей. Обследование ткани и сравнение её с ватой: что быстрее впитает воду? Почему?
15. Обследование металлических и стеклянных предметов. Знакомство с магнитом.
Задачи и содержание: Познакомить с металлами: алюминием, свинцом, железом. Познакомить со свойствами стекла. Определить с детьми, какая посуда может разбиться? Можно ли её склеить? Внести магнит. Что может сделать магнит? Провести опыт с магнитом и металлическими предметами.
16. Такие разные камни.
Задачи и содержание: Познакомить детей с природными богатствами недр Земли. Знакомить со свойствами камня. Внести различные минералы: уголь, нефрит, мрамор, гранит. Рассказать детям, что это всё природные богатства гор. Опыт: Проверить камни на вес, найти самый тяжёлый. А можно ли разрезать камень? Показать шлифовальные камни, камни в ювелирном изделии.
17. Звёзды в небе.
Задачи и содержание: Продолжать знакомить детей с Полярной звездой и созвездием Большой и Малой медведиц. Провести наблюдение с детьми за звёздным небом. Найти самые яркие — Полярную звезду, созвездие Большой и Малой медведиц. Побеседовать о космосе, о далёких мирах.
18. Космос. Луна и Солнце.
Задачи и содержание: Познакомить с планетами Солнечной системы. Наблюдать за Луной, её видоизменением, сделать зарисовки. Чем отличается Луна от Солнца?
19. День тепла и света: Мамин день. Готовимся к празднику.
Задачи и содержание: Провести беседу об изменениях в природе с приходом весны. Отметить значение тепла в жизни людей. Предложить испечь в весенний праздник пирог. Обследование свойств теста: влажное, вязкое, хорошо приобретает нужную форму.
20. Весна. Ветер. Дождь.
Задачи и содержание: Рассказать детям о силе ветра. Научить определять его направление с помощью ленточек, флажка или по дереву (оно наклоняется в ту сторону, куда дует ветер). Исследование направления ветра при помощи пальца: намочить палец, поднять его вверх. Пальцу станет холодно с той стороны, откуда дует ветер.
21. Звук и воздух. Музыкальные бутылочки.
Задачи и содержание: Научить детей получать звук и слышать его. Подуть над горлышком пустой бутылки. Послушать звук, который получится (свист). Исследование: налить в каждую бутылочку разное количество воды, снова подуть над горлышком бутылки. Звук изменится: чем больше воды, тем выше звук.
22. Вода. Болото.
Задачи и содержание: Познакомить с правилами поведения на болоте. Выяснить, чем отличается озеро от лужи? Кто живет на болоте, что растет на нем? Каковы положительные и отрицательные стороны существования болот?
23. Вода. Воздух. Наш аквариум.
Задачи и содержание: Обратить внимание детей на пузырьки воздуха на водорослях, камнях, стенках аквариума. Для чего рыбкам нужен воздух? Провести наблюдение, как дышит рыбка. А что ещё дышит в аквариуме? (Водоросли).
24. Вода. Наш аквариум.
Задачи и содержание: Провести наблюдение за развитием лягушки. Объяснить детям, что головастик – маленькая лягушка. С помощью лупы рассмотреть внешний вид, отмечать как будет видоизменяться головастик со временем.
25. Наш огород. Свет и вода.
Задачи и содержание: Продолжать выяснять значение воды для роста растений. На ветке дерева рассмотреть почки. Поставить ветку в вазу с чистой водой и наблюдать, как распустятся листья. Опыт: Одну из веток поставить в сосуд без воды, в тёмное место. Провести наблюдение, что произойдёт с ней?
26. Наш огород. Вода. Свет. Проращивание луковиц.
Задачи и содержание: Продолжать выяснять значение света для жизни растений. Опыт: Поместить луковицы в стеклянный сосуд, налить в него воды. Вторую луковицу оставить в банке без воды и поставить в темноте. Пронаблюдать, когда появятся побеги. Сделать вывод о том, что в темноте побеги жёлтые, бледные. А на свету – ярко-зелёные. Отметить, что в банке с водой быстрее появятся корни, без света – корней нет.
27. Наш огород. Вода и свет.
Задачи и содержание: Продолжать выяснять значение света и воды для жизни растений. Опыт: Поместить верхушки свеклы и моркови в тарелку с водой. Свеклу расположить на свету, а морковь – в темное место. Провести наблюдение: побеги листьев у свеклы – большие, яркие. Объяснить, что за счёт света в них образуются питательные вещества, которые необходимы для роста. В темноте они не образуются, поэтому зелень моркови — очень бледная.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Любовь Евдокимова
Исследовательская деятельность в детском саду

Исследовательская деятельность в детском саду .

В дошкольном образовании сегодня произошли и происходят большие перемены, основа которых заложена государством. Миссия дошкольного образования заключается в становлении и развитии личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости. В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется владение знаниями, умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т. е. владеть универсальными учебными действиями.

Как отмечал В. Сухомлинский прежде чем давать детям знания, надо научить их думать, воспринимать, наблюдать. В свою очередь наблюдательность, любознательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем мире являются важнейшими чертами детского поведения , так как ребёнок по своей природе исследователь . А - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения . Причём активность ребенка должна быть направлена на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Задача педагога – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» . Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит : «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай действовать, и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов , задаваемых взрослому (почему, зачем, как) . Когда ребенок слышит, видит и делает сам, у него полученные знания усваиваются крепко и надолго. Как отмечал Н. Н. Поддьяков, чем разнообразнее и интенсивнее поисковая познавательно- исследовательская деятельность , тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Вот на этом основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

И в моей педагогической деятельности организация методом экспериментирования занимает одно из важнейших мест. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том , что в процессе эксперимента :

– Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

– Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

– Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать ответ об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

А самое важное, что детское экспериментирование помогает формированию самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Одним из условий решения задач по экспериментированию в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает ребенка уже с первых минут его жизни и оказывает на него влияние. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности .

В нашей группе оборудован экологический уголок, где имеется мини-лаборатория. При оборудовании мини-лаборатории старались учитывать такие требования, как доступность расположения, безопасность для жизни и здоровья детей, достаточность и разнообразность материала. И она у нас постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством описаний проведенных детьми опытов.

В мини-лаборатории имеются такие необходимые оборудования для проведения опытов и исследовательской деятельности :

– приборы-помощники : увеличительные стекла-лупы, зеркала, весы, песочные часы, компас, магниты, фонарик, микроскоп, свечи, термометр, рулетка, линейки, мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки, пипетки, шприцы пластиковые (без игл, резиновые груши разного размера, пластиковые, резиновые трубочки, деревянные палочки, лопаточки, шпатели, пластиковые контейнеры, фартуки клеенчатые, щетки, совки, лопатки, грабли, лейки.

– разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) - прозрачные и непрозрачные емкости разного объема и формы, цветные прозрачные стеклышки;

– природный материал : камни, почва, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, каштаны, желуди, кора деревьев, веточки, спил и листья деревьев, разные крупы и бобовые растения, тополиный пух, мох, различные семена, скорлупки орехов, мел;

– бросовый материал : бумага разной фактуры и цвета, поролон, синтепон, кусочки различной ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина;

– муляжи овощей и фруктов, модели животных;

– пищевые материалы : сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь.

– растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни , пенка для ванн) .

– йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.

– схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности ;

–правила безопасности жизнедеятельности детей во время исследовательской деятельности (в символах) : работа под наблюдением взрослого, все вещества эксперимента брать только ложечкой, грязными руками не трогать глаза, не брать руки в рот.

Кроме этого занятия познавательного цикла мы выстраиваем так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность .

Для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования . Отправными моментами могут стать :

Реальные события, происходящие данный период : например, яркое природное явление - листопад и общественные события : например, предстоящий праздник, знаменательная дата, о котором все говорят и к которому готовятся.

События, специально «смоделированные» воспитателем : внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?» ). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.

Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» или путешествие «Чука и Гека» из одноименной повести А. Гайдара и т. п.).

События, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись коллекциями кукол, динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).

Таким образом, радует, что участие детей в познавательно-исследовательской способствует повышению их познавательной активности. Они задают больше вопросов, активно проявляют интерес к предметам окружающего мира, устанавливают связи между свойствами предметов и их использованием.

Главное, чему учатся дети - это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления.

Технология исследовательской деятельности в детском саду

Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

С. Гин

Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина и др.) показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Учебное исследование в детском саду рассмотрено в рамках программы «Одаренный ребенок в массовой школе» А.И. Савенковым. Автор определяет три уровня реализации «исследовательского обучения» в современной зарубежной педагогике:

  1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.
  2. Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).
  3. Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно. Мы считаем, что представленные уровни характеризуют последовательность этапов экспериментирования в аспекте повышения самостоятельности ребенка.

Термин «экспериментирование» понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, которыйпозволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей ит.д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Ценность реального эксперимента , в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающегомира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности. Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введенное Н.Н. Поддьяковым понятие «детское экспериментирование ». Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка.

П.В. Симонов и П.М. Ершов отмечают, что творческие личности - это люди, сохранившие в себе черты детства с его изумлением перед окружающим миром и свежестью взгляда, не отягощенного мыслительными стереотипами и готовыми решениями. Н.К. и Е.И. Рерих проповедуют творчество, радость, преодоление преград несовершенства, созидание, неприятие отрицания и гнева. Мы же сегодня сталкиваемся с тем, что ребенок уже в четыре года говорит: «Я не могу, не умею». Причем если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань от меня». Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы , поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя. Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурно-исторического процесса.

Разрабатывая содержание и технологии руководства экспериментальной деятельностью детей, мы ориентировались на принцип единства фило- и онтогенеза. Данный принцип предполагает, что ребенок в своем индивидуальном развитии повторяет культурно-исторический путь человечества. Исторически экспериментирование возникает в деятельности, когда субъект (человечество, ребенок) противопоставляет себя объекту (природе, предметам, физическим явлениям). С этого момента освоение действительности выступает как процесс постоянного совершенствования собственной деятельности и обогащения творческого опыта. Творчество в экспериментировании обусловливает создание новых реальностей и ценностей в процессе сознательного проявления способностей ребенка.

Особое внимание мы уделяем таким структурным элементам экспериментирования , как цель, идеал, предвидение способов его достижения, контроль процесса деятельности, включающим взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлений личности. Каждый из этих элементов является необходимым и целостным компонентом экспериментального процесса, постоянно проникающим в другие. В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальнуюактивность илюбознательность ребенка.

Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны воспитателя реализуется посредством использования им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др.). Каждое фундаментальное естественно-научное понятие, с которым мы предлагаем знакомить детей (температура, время, жидкость, газ, твердое тело, тяготение, движение, свет, звук и т.д.), экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специальноорганизуемыйпедагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Усвоение системы научных понятий, приобретение «квазиисследовательских», экспериментальных способов позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе. Однако знакомство дошкольников с физическими явлениями окружающего мира отличается по содержанию и методам от школьного обучения. В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов в формализованном виде. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т.п. Так эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка. Особое интеллектуально активное, эмоциональное отношение к окружающему, культивируемое педагогом, проявляется в стремлении индивидуально выразить в процессе эксперимента свое личное переживание и представление о предметах и явлениях мира. Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка , обеспечивающей его развитие, возможно при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Оценка педагогом найденных им способов должна включать анализ критериев - насколько пригоден найденный способ для достижения целей эксперимента: решения задачи или ситуации. Постановка цели и задач эксперимента, их совместное достижение, оценка найденного способа действия -таковы три составляющие личностно-развивающего обучения, исключающего следование строго определенным эталонам и образцам. Именно такое познание способствует обретению ребенком творчески парадоксального видения мира, творческого,созидательного отношения к нему. Разрешение проблемной ситуации возможно различными способами - позитивными, негативными, и в зависимости от выбора способа ее разрешения формируется общая негативная или позитивная картина мира в сознании ребенка, а следовательно, и стратегия его поведения во взаимоотношениях с людьми и объектами.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий. Результатом реализации программы «Детское экспериментирование» является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Целью данной программы является создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Предлагаемая программа позволяет решать следующие задачи :

  1. Формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества.
  2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:
  • знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.);
  • знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
  • развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.).
  • Формировать у детей элементарные географические представления.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  • В отличие от существующих работ по умственному развитию детей (И.С. Фрейдкин «Ознакомление с неживой природой», В.Н. Аванесова, Г.В. Урадовских «Ознакомление детей с некоторыми явлениями окружающей действительности» и др.), данная программа предполагает знакомство детей с физическими явлениями (свойства твердых тел, жидкостей и газов, электрические и магнитные явления, свойства света и звука и т.д.); со способами проведения эксперимента, раскрывающими скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира, с правилами техники безопасности.

    При систематизации и подборе разделов программы использован принцип «от простого к сложному». При разработке методов обучения мы опирались на теоретические положения Ю.К. Бабанского, который указывал на необходимость соблюдения следующих связей, обусловливающих создание целостного образовательного процесса: «Связи педагогического процесса с более широкими общественными процессами и условиями. Связи внутри педагогического процесса; связи между процессами обучения, воспитания и развития; между процессами воспитания и самовоспитания; процессами педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых; между процессами воспитательных влияний всех субъектов воспитания. Связи между задачами, содержанием, методами, средствами и формами организации образовательного процесса». Эти теоретические положения позволили нам построить содержание программы «Детское экспериментирование» и развивающие технологии работы с детьми. Данная программа содержит разделы «Измерение», «Земля и ее место в Солнечной системе», «Вещество», «Движение», «Свет и цвет», «Звук и слух», «Магнетизм», «В мире электричества», «Человек и законы природы». Содержание представленной программы разработано в соответствии с требованиями стандарта в разделе «Развитие естественно-научных представлений» по таким критериям, как создание условий для развития у детей интереса к физическим явлениям и свойствам окружающего мира; знакомство с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др.; знакомство с основными видами и характеристиками движения, причинами и способами их изменения (скорость, направление, траектория и др.); знакомство с некоторыми физическими явлениями (магнитное и земное притяжение, электричество и др.); поощрение познавательной активности и самостоятельности детей (организация игр с водой, песком, глиной, снегом; экспериментирование с магнитом, лупой и пр.); организация наблюдений за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега; движение различных видов транспорта и т.п.); развитие любознательности и поддержка инициативы детей (организация проблемных ситуаций; совместное обсуждение возникающих вопросов, познавательные игры и др.); создание условий для развития у детей географических представлений в соответствии с их возрастными возможностями; рассказы о Земном шаре, атмосфере (знакомство с глобусом, картами, Северным и Южным полюсами, материками, океанами, морями и пр.); знакомство с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле (рассказы о тайге, тундре, пустыне и пр.; использование художественной литературы, картин, слайдов для ознакомления детей с условиями жизни на Крайнем Севере, в джунглях и т.д.); рассказы о природных богатствах недр Земли (добыче и использовании угля и нефти, драгоценных камней и металлов и пр.); создание условий для развития у детей представлений о Солнечной системе и различных космических явлениях (наблюдение за движением Солнца и Луны; рассказы о вращении планет вокруг Солнца; с помощью иллюстративного материала знакомство с созвездиями, кометами, метеоритами, солнечным и лунным затмением и пр.); создание условий для развития у детей естественно-научных представлений в различных видах деятельности, в том числе в играх, на прогулках и пр.

    Анализ образовательных программ позволил выявить тот факт, что в них недостаточно раскрыто содержание знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию согласно требованиям стандарта. В образовательных программах экспериментирование указывается только в программе «Детство», но сам процесс не раскрыт, отсутствует логика работы педагога для приобретения ребенком нового знания, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере, а с другой стороны - реализовывать стандарт.

    Согласитесь, каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе. Поэтому проектно-исследовательская деятельность в детском саду станет очень важной ступенькой при подготовке ребёнка к обучению в школе.

    Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

    1. Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

    Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

    деятельности:

    Эвристические беседы

    Постановка и решение вопросов проблемного характера

    Наблюдения

    Моделирование (создание моделей об изменениях в неживой

    Природе)

    Опыты

    Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,

    трудовой деятельности

    - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы

    Использование художественного слова

    Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

    ситуации

    Трудовые поручения, действия

    Создание условий для развития у детей естественнонаучных представлений в соответствии с их возрастными возможностями

    О физических свойствах окружающего мира

    Географических представлений

    Элементарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях

    Знакомят детей с различными свойствами веществ: мягкость, твёрдость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др.

    Знакомят с основными характеристиками движения: скорость, направление и др.

    Рассказывают о земном шаре и атмосфере.

    Знакомят с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на земле.

    Знакомят с разными видами ландшафта.

    Развивают представления о природных богатствах недр Земли.

    Показывают Солнечную систему, рассказывают и читают о затмениях Солнца и Луны и т. д.

    Развивают представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.

    Рассказывают детям о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей.

    Читают о видах поселения люд

    Оборудование для исследовательской деятельности

    1. Прозрачные и непрозрачные емкости.

    2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного

    размера, резиновые перчатки.

    3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).

    4. Резиновые груши разного размера.

    5. Пластиковые, резиновые трубочки.

    6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.

    7. Пластиковые контейнеры.

    8. Рулетка, линейка.

    9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи,

    термометр.

    10. Фартуки клеенчатые, щетки, совки.

    11. Цветные прозрачные стеклышки.

    12. Лупы, зеркала, магниты.

    13. Лопатки, грабли, лейки.

    14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для

    самостоятельной исследовательской деятельности.

    Материал, подлежащий исследованию

    1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный

    уголь.

    2. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские

    Шампуни, пенка для ванн).

    3. Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.

    4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки,

    мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки

    орехов.

    5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон,

    кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

    Правила безопасности жизнедеятельности детей

    1. Работа под наблюдением взрослого.

    2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.

    3. Грязными руками не трогать глаза.

    4. Не брать руки в рот.

    Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. 3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Исследовательская деятельность в детском саду

    “Расскажи – и я забуду,

    Покажи – и я запомню,

    дай попробовать – и я пойму”.

    Китайская пословица

    Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.

    Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

    Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.

    Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

    То есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

    Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?

    Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»

    Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.

    Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.

    3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность .

    Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;

    Это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

    Основой исследовательской деятельности являются:

    Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного

    прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его

    эффективности.

    Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.

    Исследовательская активность - естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.

    Развитие исследовательской деятельности в онтогенезе:

    Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, и вначале представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

    В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождает игру, продуктивную деятельность в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

    Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

    Значение исследовательской деятельности для детей:

    • Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
    • Развивается речь ребенка.
    • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.
    • Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.

    Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.

    В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать.

    Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

    Использование исследовательской деятельности особенно значимо при работе с детьми с задержкой психического развития, так как у них затруднена сенсорно - перцептивная деятельность. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий по сравнению с нормой уровень развития. Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке в их свойствах, не проявляют выраженной ориентировочной активности, не справляются с решением наглядно-практических задач. У них затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

    Николай Николаевич Подьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

    • Первый – когда активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем ставит цель, ищет пути и способы её достижения. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
    • Второй вид , когда ориентировочно-исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

    Модель исследовательских технологий

    совпадает с моделью научного исследования и включает в себя следующие этапы:

    • Проблемная ситуация
    • Проблема, ее формулирование (выявление непонятных явлений – постановка проблемы)
    • Выдвижение гипотез
    • Подбор материала для проверки гипотез
    • Проверка гипотез
    • Формулирование и оформление вывода

    Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить какие – то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

    Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методические приёмы:

    • Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;
    • Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
    • Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций.
    • Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам.
    • Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику.
    • Постановка проблемных задач (с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения).

    Из опыта работы:

    В своей группе «НЕПОСЕДЫ» мы устроили «Лабораторию мудрого Филина», которая помогает нам изучать мир, который нас окружает В нашей лаборатории есть различное интересное и необходимое оборудование и разнообразный материал для исследований.

    Дядюшка Филин рассказал нам о своей лаборатории, правилах поведения в ней и о мерах безопасности при работе с оборудованием. Вместе с мудрым Филином мы с ребятами путешествовали по миру (побывали в лесу, в саду и в огороде, на хлебном поле, в Африке и на севере), исследовали свойства воды, песка, воздуха, магнита, измеряли рост, вес, готовили фруктовый сок и овощной салат, пекли печенье и делали солёное тесто. Мы изучали время и узнавали предметы на ощупь, а овощи и фрукты на вкус. А также искали ответы на разные вопросы. Мы исследовали звуки, неживую природу, животных и птиц и даже свои имена .

    В апреле в нашей группе «Непоседы» был реализован исследовательский проект

    В рамках этого проекта мы:

    • рассматривали иллюстрации и видеоматериалы о шоколаде;
    • читали «Шоколадную сказку» и стихи о шоколаде;
    • собирали разрезные картинки, отгадывали загадки;
    • исследовали свойства шоколада с помощью опытов

    Цвет, вкус, запах, хрупкость, твёрдое и жидкое состояние шоколада;

    • свойства какао-порошка - цвет, запах, вкус, растворимость;
    • беседовали о пользе и вреде шоколада;
    • узнали о том, как и из чего делают шоколад и шоколадные конфеты;
    • создали свой памятник шоколаду;
    • сами готовили шоколадные конфеты «Сладкоежка» по алгоритму мудрого филина;
    • лепили различные конфеты из пластилина;
    • выбирали к ним фантики;
    • придумывали названия;
    • сделали коллаж о пользе и вреде шоколада.
    • Дети вместе с родителями делали различные поделки из фантиков и шоколада.
    • Была проведена викторина о шоколаде с участием детей и родителей.

    Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

    Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Подготовила учитель –дефектолог ГБДОУ детский сад № 34 Садикова Елена Алексеевна Санкт-Петербург 2013 год

    Оборудование для исследовательской деятельности 1. Различные емкости. 2. Мерные ложки, ситечки, воронки разного размера, перчатки. 3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл). 4. Резиновые груши разного размера. 5. Пластиковые, резиновые трубочки. 6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели. 7. Пластиковые контейнеры. 8. Рулетка, линейка. 9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, свечи, термометр. 11. Цветные прозрачные стеклышки. 12. Лупы, зеркала, магниты. 14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.

    Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, шоколад. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн). Материал, подлежащий исследованию Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

    Правила безопасности 1. Работа под наблюдением взрослого. 2. Сначала спроси – потом экспериментируй. 3. Все вещества эксперимента брать только ложечкой. 4. Грязными руками не трогать глаза. 5. Не брать ничего в рот.

    Свойства воды

    Свойства сухого и мокрого песка

    «Воздух - невидимка»

    «ИЗМЕРЯЛОЧКА» Измеряем вес, длину, рост, время

    «Удивительное рядом»


    Название:
    Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, родители

    Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду «Где можно найти свое отражение?»

    Образовательная область: Познавательное развитие

    Вид деятельности: Познавательно-исследовательская

    Программное содержание:

    Закрепить , умение поэтапно проводить сбор информации, применять изученные методы, фиксировать графически информацию, используя в работе дневники исследователей;

    Учить детей определять где можно найти отражение и устанавливать от чего оно зависит;

    Развивать кругозор, экспериментальные, логическое мышление , память, внимание;

    Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, аккуратность.

    Предварительная работа: изучение определений: отражение, искажение, серебро, ртуть, олово, фон, познакомить с историей возникновения этих понятий; чтение басни «Мартышка в зеркале…», «Королевство кривых зеркал»; игры малой подвижности «Найди свое отражение».

    Методические приемы: бесед а по вопросам, эксперимент, решение проблемных задач, работа с дневниками, работа в парах.

    Материал: карточки с символическим изображением «методы исследования»; на каждом столе: зеркала разной формы и размера, стекла, посуда с водой; ложки, вилки, ножи, пузырьки разной формы; головные уборы для « ученых — исследователей»; подготовленные дневники исследователей, фломастеры, карандаши,; стол для экспериментов, бейджики для каждого ребенка.

    Ход занятия.

    Сегодня мы снова будем работать на территории исследовательской станции. Уважаемые коллеги, прошу вас приготовиться к проведению исследования. Но для начала я хочу предложить надеть бейджики ученых-исследователей. Занять свои рабочие места, приготовить дневники.

    Начинаем исследование.

    — Мы уже с вами определили тему исследования. Назовите ее.

    — (Где можно найти свое отражение?)

    — Совершенно верно. Как ее обозначим в дневниках исследователей?

    — (Буквой «О»…)

    — Теперь необходимо вспомнить этапы исследования. Прошу пройти к исследовательскому экрану и показать этапы исследования ученого-исследователя Дмитрия.

    Что необходимо сделать на первом этапе исследования? Поднимите карточки…

    — (Подумать самостоятельно…)

    Подумаем, что такое отражение?

    — (То, что мы видим в зеркале…)

    Обозначим графически. Напишем цифру 1. Если смотримся мы, значит, в зеркале видим себя. Как мы можем обозначить эту мысль?

    — (Нарисуем фигуру человека…)

    — А как графически обозначить, что мы видим свое отражение?

    -(Рядом точно такую же фигуру, только в прямоугольнике, то есть в зеркале…)

    — Где еще можно увидеть свое отражение?

    — (В окне, стекле, воде…)

    Обозначим графически. Нарисуем окно, кран с водой.

    Следующим этапом нашего исследования станет наблюдение. Поднимите вверх карточку, обозначающую этот этап.

    — Пройдите по группе и найдите предметы, в которых вы можете найти свое отражение?

    — (В телевизоре, на столе…)

    Зафиксируем наши наблюдения. Цифра 2. Телевизор, стол – графически.

    На каких поверхностях вы видели свое отражение?

    — (Ровных, гладких….)

    — Как обозначим?

    -(Нарисуем ровную линию, гладкую…)

    — А теперь пройдите к столу в лаборатории. На столе находятся предметы, посмотритесь в них. Какое отражение вы в них видите?

    — (Не ровное, кривое, смешное….)

    — Как вы думаете, почему такое отражение?

    — (Так как предметы гладкие, но не ровные…)

    — Да, все эти предметы отражают изображение, но искажая его, делая не ровным, смешным. Как этот этап обозначим в дневниках исследователей?

    — (Обозначаем этап цифрой 3, рисуем предметы, в которых вы видели искаженное изображение: вилка, пузырек, а на них линию, но не ровную…)

    Физминутка (дети расходятся по группе в поисках предметов, которое искажает отражение.)

    Вам необходимо найти в группе предметы, которые могут отражать, но искажать отражение.

    А теперь проведем Эксперимент. Прошу вас поднять карточки, которые обозначают данный этап. Выясним, как же зеркала отражают предметы.

    На ваших столах лежат листы. Напишите на них красиво, ровно печатными буквами слово НОС.

    — Положите зеркала на стол и положите листы, на которых написано слово перпендикулярно, прочитайте слово. Что получается?

    — (Слово СОН)

    Зеркало меняет последовательность букв на обратную, поэтому в зеркале следует читать не слева на право, а наоборот.

    — Зафиксируем результаты эксперимент. Напишем большую букву Э (цифра 4). Запишем слово НОС поставим стрелочку и запишем слово СОН.

    — Где еще вы встречались с таким отражением? Отражением наоборот?

    — Еще один этап исследования поможет нам узнать что-то новое – это поиск в ИНТЕРНЕТЕ, но мы не имеем возможности им воспользоваться, а вот Марина И. вместе с папой и мамой поискала информацию и подготовила познавательное сообщение о предмете, в котором вы можете увидеть свое отражение.

    Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду «Где можно найти свое отражение?»

    Познавательное сообщение.

    Что такое зеркало? Это гладкая поверхность, которая отражает свет и другие предметы.

    Возможно, древним людям зеркалом служила вода (в луже, в реке, озере), но мы, наверное, не узнаем, когда человек придумал зеркало. Но точно известно, что сначала зеркала делали из металлов, а отражение в таком зеркале было не точным, мутным.

    Позже зеркала стали делать из гладкого стекла со слоем металла сзади. Но само стекло – это еще не зеркало. Отражение дает узкий слой серебра, а стекло только предохраняет его от царапин и повреждения.

    Первые стеклянные зеркала из олова и ртути стали делать в Венеции. Мы используем их и по сей день.

    Что полезного об отражении вы узнали из сообщения?

    — (Что сначала зеркала делали из металлов…)

    — Обозначим информацию из интернета буквой «И». Как мы ее зафиксируем?

    — (Можно нарисовать прямоугольник и закрасить его…)

    — Где начали изготавливать первое стеклянные зеркала из олова и ртути?

    — (В Венеции)

    — Поставим букву «В» — Венеция.

    — Уважаемые сотрудники, скажите, нужна ли нам дополнительные этапы исследования?

    — (Нет, мы все выяснили…)

    — Для данного исследования достаточно информации. Поэтому теперь приступим к презентации нашего исследования. (дети выступают по желанию, остальные задают вопросы выступающим).

    — Есть вопросы у сотрудников исследовательской станции?

    — Наша исследовательская станция на сегодня завершает свою работу. Хочу поблагодарить за помощь сотрудников и вручить им благодарственные письма за проделанную работу. Вы настоящие умелые научные сотрудники. Раздать благодарности).

    Рефлексия.

    Подойдите к столу и выберите себе смайлик с настроением, которое было у вас на протяжении всего исследования. Прикрепите его к своим благодарностям! Спасибо за работу.

    Название: Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду «Где можно найти свое отражение?»
    Номинация: Исследовательская деятельность в доу конспекты занятий по фгос, Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, родители

    Должность: старший воспитатель высшей квалификационной категории
    Место работы: МБДОУ д/с №82 г. Белгорода
    Месторасположение: г. Белгород