По военно патриотическому воспитанию. Военно-патриотическое воспитание и основы подготовки к военной службе. Военное – патриотическое воспитание

23.09.2019

Система военно-патриотической работы представляет собой установленный или сложившийся порядок, содержание воспитательной деятельности на всех её уровнях, начиная с первичного коллектива, группы и заканчивая высшими органами управления.

Назначение системы состоит в обеспечении на практике комплексного учета всех факторов, влияющих на военно-патриотическое воспитание, в создании необходимых условий и механизмов, способствующих повышению эффективности в процессе выполнения им задач в интересах общества, государства, укрепления Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Основным институтом, обеспечивающим организацию всей системы данного направления воспитания, ее функционирование и контроль за его эффективностью и конечными результатами, является государство. Оно организует процесс воспитания подрастающего поколения на уровне дошкольного и, прежде всего, семейного воспитания, школы, при получении среднего и высшего профессионального образования, на уровне местных органов самоуправления, в министерствах, ведомствах и т.д. Военнопатриотическое воспитание молодежи - одно из направлений государственной молодежной политики России на этапе переходного периода и на долговременную перспективу. Система военно-патриотического воспитания включает:

1. Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях, в общеобразовательной и высшей школе, в других типах учебных заведений: а) формирование у учащихся общеобразовательной школы готовности к действиям в специфических и экстремальных условиях (в том числе к военной и другим видам государственной службы на занятиях по ОБЖ и физической культуре, на учебно-полевых сборах, в других формах в зависимости от местных условий и типа учебного заведения, не превышающего статус общеобразовательной средней школы, двусторонние тактические учения в виде военной игры, продолжительные походы и др.); б) деятельность военных кафедр в высших учебных заведениях по подготовке военных кадров младшего офицерского состава (по важнейшим дефицитным военным специальностям).

2. Массовую патриотическую и военно-патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными и общественными органами и организациями, органами местной власти и управления, органами и организациями Вооруженных Сил, военкоматами, организациями и объединениями воинов запаса, ветеранов, правоохранительными органами и организациями, соответствующими структурами других войск, воинских формирований и органов, некоторыми общественными движениями и организациями молодежи и др. (патриотические и военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно-технические и военноспортивные и другие клубы и объединения, специальные школы, курсы, различные кружки, спортивные секции; клубы, учебные пункты будущего воина, офицера; месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, военно-спортивные игры, походы и т.д.).

3. Деятельность средств массовой информации, творческих союзов, особенно работников культуры и искусства, соответствующих научных, молодежных ассоциаций, организаций, в той или иной мере направленную на рассмотрение, освещение и поиск решения проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. Организация и проведение военно-патриотической работы предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы. Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания военно-патриотического воспитания, включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера.

Они используются, главным образом, в условиях осуществляемого в системе учебно-воспитательных учреждений (всех основных уровней) процесса или в виде дополняющих его элементов (учебных занятий) по самым различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным, на специализированных факультетах, в кружках, на курсах, в секциях и др.; беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими; совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения и т.д. Вторая группа, обусловленная спецификой содержания военнопатриотического воспитания, менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью.

Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т.д., включают, в частности, ознакомление подростков и юношей с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (военно-технические кружки, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта и т.п.).

Наиболее перспективным в плане высокоэффективного выполнения задач военно-патриотического воспитания является применение комплексных комбинированных интегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании, образующих третью группу. К ней относятся такие формы, как оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, учебно-полевые сборы, патриотические клубы и объединения различной направленности, университеты будущего воина, офицера, школы юных моряков, летчиков, пограничников, десантников и некоторые другие. Осуществление патриотического воспитания предполагает использование системы средств, которая включает три основных компонента: материальнотехнический, образовательный и организационный.

К материально-техническим средствам относятся учебные аудитории, классы и кабинеты для занятий по начальному военному обучению, музеи, места сражений, памятники, захоронения, специализированные школы, патриотические и военно-патриотические клубы, техника, специальное оборудование, оружие, макеты, учебные поля, спортивные городки, тиры, тренажеры, а также соответствующие средства массовой информации, произведения литературы и искусства. Образовательные средства включают основные теоретические и научнопрактические рекомендации по организации и проведению военнопатриотического воспитания, по формированию взглядов, убеждений, потребностей и интересов, воспитанию любви к Родине, готовности к отстаиванию ее свободы и независимости, по выработке общественного мнения о проблеме обеспечения и укрепления стабильности и безопасности общества, о государственных и социальных институтах, участвующих в реализации функции защиты Отечества, о военной и альтернативной службе и др.

Организационные средства патриотического воспитания - это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности гражданина и патриота. Все три группы средств патриотического воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и только комплексное их использование в процессе взаимодействия субъекта и объекта этой деятельности способствует достижению ее главной цели. Важнейшим компонентом системы патриотического воспитания, условием ее эффективного функционирования являются субъекты этой деятельности. В настоящее время в патриотическом воспитании участвуют, с одной стороны, некоторые государственные органы, организации, ведомства, такие, как Госкомитеты РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму, Министерство обороны, Министерство общего и профессионального образования, МВД, ФПС и др. Эффективность их деятельности за последние годы значительно снизилась.

Кроме того, они по-прежнему решают весьма узкие, ограниченные задачи, которые сводятся к тому или иному сугубо ведомственному направлению, то есть по существу своему являются частными, обособленными, чрезмерно специфическими. С другой стороны, в военно-патриотическом воспитании участвуют различные объединения, союзы, ассоциации, которые в своей совокупности выполняют работу соответствующей направленности с отдельными категориями и группами молодежи.

Многие из этих организаций не имеют научно обоснованных, развернутых программ деятельности и ориентированы на выполнение весьма ограниченных, хотя нередко и привлекательных задач. Степень организованности субъектов этой группы, как правило, является невысокой, а эффективность функционирования зависит от самых различных факторов, среди которых особую роль играют местные условия, материальная база, финансовая поддержка со стороны спонсоров и т.д.

Подготовка молодёжи к военной службе: учебно-методическое пособие. /Р.А.Денисов,
С.В.Михайлова; АГПИ им. А.П. Гайдара. – Саров: СГТ, 2010

Геополитическое противостояние и накал международной обстановки просто обязывает со всей ответственностью относиться к защите своей Родины. Одним из способов защиты своей родной земли является военно-патриотическое воспитание молодежи в России. Цель воспитания – вырастить морально зрелых людей, верных своему воинскому и конституционному долгу.

Военно-патриотическое воспитание заключается в трех основных направлениях :

  • Приобщение к военным победам российского народа.
  • Организация военно-спортивных игр.
  • Взаимосвязь между воинскими и школьными коллективами.

Значительную роль в патриотическом воспитании играет школа, семья, а также специально организованные центры. Основные дал Президент России, Владимир Путин.

Жизнь поставила совершенно новые задачи, мы оказались в центре самой настоящей войны. Вот только она ведется не пушками и ракетами, а словом. Словом, можно ранить и вылечить, поэтому нужно растить таких молодых людей, которые будут готовы отличить правду от лжи и всегда оставаться верными своему Отечеству.

Государству нужно воспитать мужественных, здоровых и смелых людей, готовых учиться и работать на ее благо, а не смотреть в сторону эмиграции в призрачно лучший западный мир. Правильно воспитанная молодежь должна стать на защиту своей семьи, родного края и государства.

В свете подобных задач заметно возрастает роль правильного военно-патриотического воспитания молодежи. Именно это воспитание внесет вклад при подготовке сильных и умелых защитников России.

Три направления патриотического воспитания молодежи

  1. Приобщение к боевым традициям народа, почитание его побед.

Это направление включает следующие мероприятия:

  • Увековечивание погибших в борьбе за независимость России. Для этого организовывают не только разовые посещения памятников и братских могил в большие государственные праздники, но и учат брать шефство над братским захоронением. Поощряется участие в почетном карауле в рамках вахты памяти. Уход за памятниками становится не обязанностью, а делом чести.
  • Проводятся уроки Мужества, организовываются встречи с ветеранами войны. Важно правильно настроить молодежь, подготовить морально к подобным мероприятиям. Воспитанники участвуют в поздравлениях, сами придумывают программу, вкладывают душу.
  • Празднование памятных дат – к великим праздникам, связанными со славными победами в военной истории России, организовывается посещение музеев, проводятся выставки, конкурсы, викторины, просмотр тематических видеофильмов.

Самое главное – помнить, что военно-патриотическое воспитание является системным процессом. Его основы закладываются в детском саду и школе.

  1. Организация военно-спортивных игр.

Сложные и местами пафосные в сознании молодежи речи нужно подкреплять более интересными развлекательными мероприятиями. Среди них можно выделить военно-спортивные игры. Например, «Зарница» или «Орленок».

Также нужно организовать посещение юношами, особенно выпускных классов, воинских частей. Возможно, что кто-то найдет здесь свое призвание, профессию на всю жизнь. Общение с военными укрепляет дух патриотизма, который делает обычных людей Гражданами своего Отечества.

Создание кабинета ОБЖ

Внешкольное воспитание – это интересно и продуктивно, но основные скрепы по патриотическому воспитанию закладываются именно на уроках. Важным уроком в плане формирования гражданского сознания является ОБЖ.

В школах иногда легкомысленно относятся к этому предмету, считая его подобием вспомогательного факультатива. Специальный кабинет есть далеко не во всех образовательных учреждениях, поэтому дадим базовые советы по его созданию. Важно обустроить , здесь размещают материалы по воспитанию школьников на традициях предыдущих поколений. На стенах размещают символику России, можно указать информацию о соотечественниках-героях России.

Кабинет ОБЖ можно использовать не только для профильных занятий по предмету. На его базе проводят уроки Мужества, занятия по истории или литературе с патриотической составляющей, здесь организовываются встречи с военнослужащими и ветеранами. В специализированном кабинете ОБЖ удобно проводить просмотры патриотических видеофильмов и занятия военно-прикладных кружков.

Путин о патриотическом воспитании молодежи

Президент России призвал воспитывать молодежь еще патриотичнее, бороться с фальсификациями истории. По словам Владимира Путина, патриотическое воспитание просто обязано стать органичной частью общества. Об этом президент заявил в процессе 37-го заседания российского оргкомитета «Победа», которое проводилось в Большом Кремлевском дворце.

Владимир Путин четко обозначил задачи, которые стоят перед современным российским обществом в плане воспитания подрастающего поколения:

  1. Уважение к ветеранам.

Читайте еще: Актуальные вопросы патриотического воспитания

Центры патриотического воспитания

Главной целью деятельности центров патриотического воспитания является подготовка юношей к несению воинской службы. Также осуществляется поддержка ученических и студенческих инициатив, которые связаны с воспитанием чувства гражданственности. В центры приходят люди, искренне любящие свою школу, университет, родной край, страну в целом. Должно быть стойкое желание изменить общество, начав с себя.

Чем занимаются центры патриотического воспитания?

На центры возложены следующие обязанности:

  • Обучение основам несения воинской службы путем проведения военных сборов для учащихся старших классов.
  • Проводится повышение уровня физической подготовки юношей, чтобы она стала надлежащей для несения воинской службы.
  • Ориентация на успешную сдачу норм ГТО по физической подготовке.
  • Организация мероприятий по военно-патриотическому воспитанию и подготовке к военной службе.

От каждого из нас зависит правильное военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Не стоит бездействовать и возлагать всю ответственность за процесс на педагогов. Посильный вклад в развитие сознания молодежи может сделать каждый, начинать нужно со своей семьи и со своего близкого окружения.

Система военно-патриотического воспитания в Российской Федерации

Сущность, задачи и принципы военно-патриотического воспитания

Важнейшим источником жизнедеятельности государства, армии, личности, в том числе российского воина, является патриотизм. Трудно переоценить его роль в истории России, в утверждении национальной гордости и достоинства, защите Отечества, обеспечении национальной безопасности. Поэтому одно из центральных мест в системе воспитания воинов занимает государственно-патриотическое воспитание, суть которого заключается в формировании у личного состава армии и флота высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотизм являлся и является характерной чертой менталитета российского народа, духовной основой развития российской государственности.

Прошлое нашей Родины убедительно свидетельствует, что во все времена государственно-патриотическая идея была одним из основных факторов, обеспечивающих жизненность общества. Своими истоками патриотизм уходит в древность, в период борьбы с многочисленными иноземными захватчиками, когда формировались традиционные моральные ценности нашего народа.

На патриотической основе произошло национально-государственное объединение Руси, что одновременно укрепило и саму патриотическую идею, прочно соединив ее с государственностью. Следует также подчеркнуть, что уже в начале XVII века «Устав ратных и пушечных дел» закрепил патриотизм как военно-профессиональное качество и норму поведения воинов. А в период реформаторских преобразований Петра I государственный патриотизм начал ставиться выше всех ценностей. Служба Отечеству, усердие в делах государственных были объявлены главной добродетелью и даже закреплены в «Табели о рангах» как непременное условие получения чинов, званий, наград. Это нравственное качество особенно ценилось среди российского офицерства. Патриотическая идея бескорыстного, самоотверженного служения Отечеству лежала в основе его нравственности и культуры. Офицерство по праву может быть названо в русской истории самым патриотичным слоем общества, а патриотизм - душой Русской армии.

Уже в XVIII веке в России начала складываться система патриотического воспитания, а в Русской армии - говоря современным языком, система военно-патриотического воспитания. Так, «Инструкция пехотного полка полковнику» предписывала командирам проводить работу по патриотическому воспитанию воинов посредством регулярного разъяснения и чтения уставов, артикулов, приказов, а также рассказов о славе и могуществе России. Как непреложное правило предполагалось, что каждый офицер будет ярким примером и носителем патриотизма. Все это, безусловно, нашло отражение в мужестве и героизме солдат, матросов, офицеров, генералов и адмиралов, проявленных ими в войнах, которые пришлось вести России. Военно-патриотическое воспитание являлось одним из факторов Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.), 65-летие которой наша страна будет отмечать в наступившем году.

Следует подчеркнуть, что кардинальные изменения в стране в 90-е годы прошлого столетия негативным образом отразились на духовно-нравственной атмосфере в обществе, в том числе на патриотическом воспитании.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» отмечается, что «Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране в последние годы решались в ходе реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», основной целью которой было создание системы патриотического воспитания.

В настоящее время такая система в своей основе сложилась».

Однако реализация текущей программы патриотического воспитания, рассчитанной до 2010 года, в стране и в Вооруженных Силах происходит на фоне общественно-государственных трудностей и противоречий. Вот лишь некоторые из них:

1. Под маской духовной свободы обществу навязываются западные ценности, эгоцентризм вместо коллективизма, культ насилия вместо товарищеских отношений, жажда наживы вместо труда в его цивилизованном и благородном смыслах.

2. Имеют место попытки некоторых писателей и публицистов доказать, что в России патриотизм вызывает цепную националистическую реакцию. А между тем патриотизм в его рациональном, теоретически обоснованном виде ничего общего с национализмом не имеет.

3. Существенное ухудшение у значительной части россиян материальных условий жизни, отчуждение их от культуры, власти, управления экономикой, колоссальное социальное расслоение общества негативно сказываются на авторитете государственной власти.

5. Отрицательное влияние на формирование патриотизма в условиях Вооруженных Сил оказывают ослабление боевой мощи армии, процессы ее значительного сокращения, снижение престижа воинской службы, недостаточно высокое материальное положение военнослужащих и другие негативные факторы.

Вместе с тем в последние годы были приняты определенные меры, которые позволили активизировать работу по патриотическому воспитанию в стране и армии, решить некоторые проблемы в ее организации.

«Составной частью патриотического воспитания, - отмечается в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, - является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов».

Патриотическое воспитание военнослужащих организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих. В последние годы оно строится на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, указов Президента РФ, Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2003 г.), государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (приказ министра обороны РФ № 70 от 11.03. 2004 г.), ведомственной программы Министерства обороны РФ по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» (приказ министра обороны РФ № 28 от 19.01.2006 г.) и других документов.

В них получила дальнейшее развитие система патриотического воспитания, элементами которой являются субъекты и объекты воспитания, задачи, принципы, содержание, направления, формы и методы воспитания.

Практика новейшей отечественной истории подтвердила, что система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде, она постоянно совершенствуется. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах Российского общества, а также новыми условиями современного мира.

В соответствии с государственной программой субъектами патриотического воспитания являются федеральные структуры различных уровней, научные и образовательные учреждения, общественные организации, средства массовой информации, творческие союзы и религиозные конфессии, семья. В Вооруженных Силах такие субъекты - это органы военного управления, командиры и начальники всех степеней, штабы и службы, органы воспитательной работы, воинские коллективы, военные учреждения культуры, СМИ, общественные организации в воинских частях.

Объектами воспитания являются проходящие военную службу офицеры, прапорщики, мичманы, сержанты (старшины), солдаты (матросы), курсанты, слушатели военно-учебных заведений и женщины-военнослужащие.

Субъекты патриотического воспитания специфическими возможностями и средствами решают задачи патриотического воспитания определенных групп населения и граждан страны в целом.

Основными задачами военно-патриотического воспитания являются:

Формирование у граждан РФ патриотических ценностей, патриотического самосознания;

Воспитание верности боевым и героическим традициям Российской армии;

Утверждение в обществе сознательного отношения к выполнению конституционного долга по защите свободы и независимости России, обеспечению ее безопасности и суверенитета;

Активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

Формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами;

Привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества.

Военно-патриотическое воспитание проводится с учетом следующих основных принципов:

Единство национальных и интернациональных интересов народов России, что предполагает любовь россиян к своему многонациональному государству с уважительным отношением ко всем народам мира;

Комплексный подход, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур, с использованием различных форм и методов по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

Активность и наступательность, предусматривающие настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

Дифференцированный подход, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения, различных категорий военнослужащих;

Органическое единство военно-патриотического воспитания с практической военной подготовкой, означающее неразрывность слова и дела, конкретной работы по обучению граждан военному делу, формированию у них военно-профессиональных качеств;

Всесторонний учет изменений и тенденций в развитии военного дела, международной военно-политической обстановки, предусматривающий осуществление военной подготовки на уровне современных требований и различных военных специальностей, с учетом конкретных военных угроз и опасностей для национальных интересов России.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Основные направления, формы и методы работы офицеров по патриотическому воспитанию личного состава

В патриотическом воспитании военнослужащих существует ряд направлений по его организации и осуществлению, главными из которых являются следующие.

1. Формирование военно-профессиональных качеств, необходимых для военной защиты Отечества в ходе повседневного обучения, боевой подготовки. Эта сторона патриотического воспитания занимает важное место в повседневной деятельности командиров и офицеров-воспитателей. На занятиях по боевой и общественно-государственной подготовке, в процессе воинской службы они стремятся поддерживать патриотические начинания воинов, популяризируют примеры образцового выполнения солдатами и матросами своего воинского долга.

Воспитание на положительном примере, самоотверженном поступке является особенно сильным и действенным средством. И в этом отношении накоплен богатый опыт. Поощрение по службе, занесение в Книгу почета, пропаганда отличившихся на собрании, в стенной печати, фото- и радиогазете, в боевом листке и военной печати, издание листовок, специально посвященных передовым воинам, направление благодарственных писем родителям, на предприятия и в организации по месту прошлой работы и учебы солдат и матросов, вечера чествования отличников учебы, мастеров военного дела - все это создает позитивное общественное мнение, побуждает личный состав равняться на передовых, наиболее сознательных и активных защитников Родины.

Одновременно с воспитанием на положительном примере организуется кропотливая работа по исправлению отрицательных черт в поведении отдельных воинов. Командиры и начальники указывают таким воинам на их неправильные поступки, разъясняют, что патриотический долг требует не словесных заверений в любви к Отечеству, а конкретных патриотических дел. Они применяют разнообразные методы в интересах преодоления недостатков, активно используют в этих целях силы армейской и флотской общественности.
2. Важным направлением военно-патриотического воспитания является героико-патриотическое воспитание на основе изучения военной истории. Воспитывать историей - значит пропагандировать, сохранять и приумножать героическое прошлое и настоящее нашего народа и его Вооруженных Сил. Многовековой опыт свидетельствует, что чем глубже будешь знать историю своего Отечества с ее героическим прошлым, тем сильнее будет к нему чувство любви, тем точнее осмыслишь его настоящее и будущее.

Пропаганда героических подвигов соотечественников в процессе воинской службы проводится как в ходе боевой учебы, так и в часы культурно-массовой работы. Особенно сильное влияние на воинов оказывают встречи с героями, чьи рассказы о мужестве и самоотверженности глубоко западают в души молодежи.

Во многих Домах офицеров и клубах частей организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.), ветеранами-«афганцами», участниками боевых действий на Северном Кавказе, а также участниками локальных войн. Там же организуется просмотр художественных и документальных фильмов на героико-патриотическую тему.
Важную роль в решении этой задачи играют музей и комнаты боевой славы, в которых воины знакомятся с героями и боевой историей, боевыми реликвиями и документами военных лет. Этим же целям служат книги истории частей (соединений), исторические формуляры, Книги почета.

Для пропаганды славных страниц многовековой истории народов России во многих частях и на кораблях проводятся лекции, доклады и беседы о знаменательных датах и днях воинской славы: Ледовом побоище, сражении на Куликовом поле, битвах под Полтавой и Бородино, обороне Севастополя, важнейших сражениях в годы Великой Отечественной войны и других.

3. Одним из направлений патриотического воспитания военнослужащих является воспитание на воинских традициях Российской армии. Воинские традиции являются частью национально-государственных традиций. Под ними понимаются устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы общественных отношений в армии и на флоте в виде порядка, правил и норм поведения военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной службы и воинского быта. В основе их лежат такие воинские добродетели, как преданность Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, самоотверженность и взаимовыручка. Армия жива и крепнет, пока существуют в ее рядах носители этих понятий.

По сферам воинской деятельности различают: а) боевые традиции, отражающие опыт славных боевых побед; б) традиции процесса обучения и воспитания; в) традиции воинского быта Вооруженных Сил Российской Федерации.

Важное место в системе воинских традиций Российской армии занимают боевые традиции как элементы боевого наследия, сохраняющие свою актуальность для боевой подготовки войск и обеспечения победы в бою.

К основным боевым традициям Российских Вооруженных Сил относятся следующие: мужество и массовый героизм; верность военной Присяге, Боевому знамени и Андреевскому флагу; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; взаимная выручка и боевое братство; уважение командира и защита его в бою; презрение к предателям, предпочтение достойной смерти пленению; воинская доблесть; отдание воинских почестей погибшим в бою; забота о сохранении жизней подчиненных в бою и другие. Воин, поддерживающий эти традиции, готовый следовать им, не может не быть патриотом своей страны, ее верным и преданным сыном.

4. Наряду с воинскими традициями важную роль в формировании личности воина-патриота играют воинские ритуалы, под которыми понимаются исторически сложившиеся формы поведения военнослужащих в ходе обрядов, торжественных и траурных церемоний, совершаемых в повседневной жизни войск, во время праздничных торжеств, важных актов военной службы и других случая.

Воинские ритуалы воплощают в себе благородные идеалы и высокие цели служения российского воина своему Отечеству. Они охватывают три основные сферы воинских отношений - сферу боевой деятельности (принятие военной Присяги, вручение боевых знамен и государственных наград, торжественное чествование героев, захоронение с отданием почестей и др.), сферу учебно-боевой деятельности (заступление на боевое дежурство, строевые смотры, общие батальонные и полковые поверки, развод и смена караулов и др.), сферу повседневной деятельности (торжественные собрания и митинги, посвященные государственным праздникам, важным событиям в жизни страны, воинской части (корабля) и др.). Воинские ритуалы способствуют формированию у военнослужащих высоких моральных и боевых качеств, вызывают у них нравственный подъем, чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, к своей части.

5. Важным направлением патриотического воспитания военнослужащих является разъяснение смысла и содержания национально-государственной символики Российской Федерации - герба, флага и гимна, а также государственных праздников. В этих целях используют такие формы работы, как тематические вечера, викторины, конкурсы, кинолектории, лекции, беседы, встречи с известными людьми и другие.

6. К числу важнейших направлений патриотического воспитания относится также воспитание на основе традиционных российских духовных ценностях, на морали и нравственности. Наш исторический опыт свидетельствует, что патриотическое единение людей основывается на принадлежности единому национально-духовному укладу с его моральными и нравственными ценностями, важнейшими из которых являются беззаветное служение своему народу, верность Военной Присяге, воинская доблесть, войсковое товарищество, честь, благородство, гуманизм и другие.

Русская армия всегда была одной из армий мира, которой были присущи благородные дела и устремления, а офицерский состав являл собой образцы высочайшей культуры. В мире всегда ценили российского солдата за проявление величайшей человечности, строжайшей дисциплины, лояльного отношения к мирному населению.

Воспитанная на ценностях высокой морали и нравственности, Российская армия нередко приходила на помощь другим народам в избавлении их от чужеземного ига, в восстановлении экономики и культуры, в выполнении миротворческой миссии. Убедительным подтверждением тому являются боевые действия Вооруженных Сил России в Южной Осетии и Абхазии по принуждению Грузии к миру, где российские воины убедительно доказали свою верность гражданскому и воинскому долгу, преданность своему Отечеству, проявив при этом мужество, стойкость и героизм.

При решении задач по патриотическому воспитанию военнослужащих используются и такие направления, как: постоянное взаимодействие воинских частей с государственными и местными органами власти, общественными организациями и военно-патриотическими объединениями; участие военнослужащих в поисковой работе в рамках Всероссийской Вахты памяти; проведение занятий по военному делу с допризывной и призывной молодежью и другие.

В практике военно-патриотического воспитания используются различные формы работы. К уже названным формам можно отнести: вечера боевой славы, уроки мужества, торжества с вносом боевых знамен, собрания, митинги, шествия, мероприятия с участием воинов-интернационалистов, патриотических клубов, уход за памятниками и мемориальными кладбищами, возложение в памятные дни к ним цветов, обсуждение военно-патриотических фильмов, проведение читательских конференций и другие.

Среди методов военно-патриотического воспитания наиболее популярными являются следующие методы: убеждения, примера, опоры на жизненный опыт воспитываемых, индивидуального подхода, сочетания интеллектуального и эмоционального воздействия.

Таким образом, в последние годы система военно-патриотического воспитания получила дальнейшее развитие. Она имеет четко определенные задачи, направления, формы и методы воспитания, которые позволяют успешно и эффективно формировать у военнослужащих качества, необходимые защитнику нашего Отечества.

Во вступительном слове следует подчеркнуть, что патриотическое воспитание военнослужащих является важнейшей составной частью всей воспитательной работы с личным составом, роль и значение которого в условиях кризисных явлений в стране и создания нового облика Вооруженных Сил РФ существенно возрастает.

При изучении первого вопроса необходимо раскрыть основные элементы системы военно-патриотического воспитания, обратив при этом особое внимание на его сущность и задачи.

В ходе рассмотрения второго вопроса целесообразно раскрыть основные направления, формы и методы работы офицерского состава по патриотическому воспитанию воинов, а также проанализировать состояние этой работы в части.

В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы.

1. Воспитание патриотизма: сущность, содержание, рекомендации. Учебное пособие. - М., 1998.

2. Воспитание патриотизма. Метод, пособ. Выпуск второй. М., 2003.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы». - М., 2005.

4. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Приказ министра обороны РФ № 70 от 11. 03. 2004.

5. Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях Российской армии: Учебное пособие / Под ред. С. Л. Рыкова - М.: ВУ, 1997.

кандидат исторических наук, доцент,Виктор Стрельников

Родина. Это слово имеет огромный смысл и каждый из нас вкладывает что-то свое, заветное в это незыблемое понятие. На протяжении веков люди защищали свою Отчизну, приумножали ее богатства и гордились славными подвигами своих предков. Для того чтобы наши дети любили свою страну и могли ее защитить, существует военно-патриотическое воспитание, которое поможет сегодняшним подросткам понять, и как она дорога каждому из нас. Одной из составляющих этого направления является формирование и развитие патриотизма, без которого не может состояться

Военно-патриотическое воспитание состоит из нескольких компонентов:

  • Знания о доблестном прошлом своего народа, о его военных подвигах в деле защиты от захватчиков.
  • Военно-патриотические спортивные игры.
  • Тесная взаимосвязь между молодежными организациями (в школах, колледжах, ВУЗах, рабочих коллективах) с воинскими подразделениями.

Безусловно, берет свое начало из семьи. В тех семьях, где свято чтут традиции своих предков, где на почетном месте висит портрет деда-ветерана, где каждый год 9 мая дети вместе с родителями возлагают цветы к могилам павших воинов, уже вырабатывается чувство патриотизма.

В школе следует начинать с первого класса. Можно разучивать с детьми песни, которые посвящены данной тематике и доступны для их возраста. Также рекомендуется рассказывать о прошедшей ВОВ, посещать с учащимися воинские мемориалы. Дети с детства должны знать о героическом прошлом своего народа. Если классный руководитель начнет вместе с детьми навещать участников ВОВ, войны в Афганистане или других войн, приносить им продукты или оказывать помощь по дому, то это выработает у детей отношение уважения не только к людям, которые проливали свою кровь, но и к нашему Отечеству.

Военно-патриотическое воспитание в школе может дать существенные результаты, если дети-подростки будут играть в военно-спортивные игры, например, «Орленок» или «Зарницу». Во время такой подготовки подростки смогут не только физически развиваться, но и укреплять свой боевой дух и силу воли. Эти игры вырабатывают чувство коллективизма, что совсем неплохо для нашего времени. Выносливость, трудолюбие, умение ориентироваться и находить выход, иногда самый неординарный - это далеко не все, чему смогут обучиться школьники во время таких игр.

Военно-патриотическое воспитание молодежи должно стать приоритетной задачей любого коллектива, занимающегося обучением и воспитанием детей, будущих воинов и защитников своей страны. Если углубиться в историю, то еще древние спартанцы с большим усердием подходили к воспитанию своей молодежи. Прошло много столетий, но и сегодня военно-патриотическое воспитание должно занимать не меньше, а гораздо больше времени, чем это было 30 или 40 лет назад. Организовывайте совместно с детьми встречи с ветеранами, водите их на мемориалы воинской славы, приглашайте на беседу с ними наших современников-военнослужащих, которые могут рассказать ребятам о службе в Вооруженных силах, о настоящей мужской дружбе и беззаветной любви к своему Отечеству. Если в нашей стране военно-патриотическому воспитанию не будет уделяться должного внимания, мы не сможем вырастить настоящих мужчин, способных постоять за свою семью и Родину с оружием в руках.

Для того чтобы не потерять надежду на детей, необходимо военно-патриотическое воспитание молодежи, и, может быть, тогда у нас будет меньше брошенных детей, обманутых стариков, опустившихся бомжей и циничных, разнузданных подростков, сметающих все живое на своем пути.

Сегодня во многих школах практикуется военно-патриотическое воспитание учащихся. Любому государству необходимы физически здоровые, сильные, смелые, мужественные, дисциплинированные и инициативные граждане, которые в случае необходимости встанут на его защиту, даже не задумываясь. Важнейшим элементом воспитания молодежи должно быть формирование патриотических чувств, ведь без этого невозможно гармоничное и полноценное развитие личности.

Именно поэтому военно-патриотическому воспитанию школьников важно уделять особое внимание. В ходе мероприятий, посвященных формированию у младшего поколения чувств, ребята знакомятся с такими понятиями, как гуманизм, нравственность и чувство собственного достоинства. Кроме того, школьники изучают государственный строй своей Родины, структуру правительственных учреждений и аналогичные темы.

В данной статье мы расскажем вам, что именно представляет собой сегодня военно-патриотическое воспитание детей в школе, и в чем заключается его смысл.

Военно-патриотическое воспитание молодежи сегодня

Военно-патриотическое воспитание школьников в большинстве случаев представляет собой следующие мероприятия:

  1. Возложение цветов к братским могилам, посещение различных музеев и экскурсий, встречи с ветеранами, а также проведение различных мероприятий, связанных с празднованием Дня Победы, например, конкурсов военно-патриотической песни.
  2. Военно-спортивные коллективные игры.
  3. Знакомство учеников с основами допризывной подготовки, различными подразделениями вооруженных сил, особенностями службы в каждом из них и тому подобное. Об этом школьники узнают на уроках ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности или ОВС – основы воинской службы.

Главная цель военно-патриотического воспитания молодежи, безусловно, заключается в формировании патриотизма и чувства и преданности своей Родине. Между тем, нельзя недооценивать и такие функции указанных мероприятий, как подготовка мальчиков к будущей службе в армии, а также повышение выносливости и уровня физической подготовки у девушек и юношей. Также военно-патриотическое воспитание заставляет детей гордиться своей страной и соотечественниками и уважать историю своего государства. Наконец, подобные мероприятия способствуют формированию у молодых членов общества активной гражданской позиции и умения отвечать за свои слова и нести ответственность за свои поступки.


Статьи по теме

Весенние заклинательные песенки традиционно исполнялись для того, чтобы пробудить землю и ускорить наступление тепла. Они представляют собой обрядовые песни, имеющие характер заклинания. Далее расскажем, когда поют весенние заклички и какую роль они играют в жизни современной детворы.

Любящие мамы с удовольствием рассказывают или читают своим детям сказочные истории, так как это позволяет развивать фантазию ребят, учит их добру, честности, взаимопомощи. В этой статье приведем небольшой список повествований, которые нельзя оставить без внимания.