Парциальные программы и технологии Социально-коммуникативное развитие направлено на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности - Документ. Фгос до социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение но

20.06.2020

План работы по усвоению детьми старшего дошкольного возраста моральных норм и ценностей, формированию взаимоотношений (на один год)

Коковина Оксана Васильевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей», город Каменск-Уральский.
Описание материала. Предлагаю вашему вниманию план работы по усвоению детьми старшего дошкольного возраста моральных норм и ценностей, формированию взаимоотношений (на один год). Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы, так как позволит упорядочить работу в одном из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников.

Воспитание дружеских взаимоотношений, положительных привычек, отзывчивости, правдивости, формирование культуры поведения – одни из центральных тем педагогических рассуждений. Как выстроить работу по усвоению детьми моральных норм и ценностей? Каким образом сформировать адекватные взаимоотношения в группе дошкольников? Какие средства и методы окажутся эффективными в процессе приобщения детей к пониманию сложных терминов морали и нравственности? Суммируя опыт педагогов, ставящих перед собой подобные вопросы, мы разработали план педагогической деятельности по усвоению детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) моральных норм и ценностей, формированию взаимоотношений.
Данный план построен на трёх «китах» морали: формирование этических представлений, развитие положительных моральных качеств, формирование положительного самопринятия и культуры поведения (в том числе как основы формирования взаимоотношений в группе). Именно в такой последовательности расположен плановый материал в каждой неделе месяца. Реализация плана предполагает фронтальную работу в группе три раза в неделю при использовании традиционных средств и методов: словесных, наглядных и практических.

Цель педагогической работы – создать благоприятный психоэмоциональный климат в группе при формировании в сознании детей положительных установок на ту или иную ситуацию межличностных отношений и позитивное развитие этих отношений.
Задачи педагогической работы:
сформировать у детей представления о социально значимых чувствах и формах их проявления (этические представления);
заложить основы развития положительных моральных качеств детей;
создать условия для формирования положительного самопринятия, а также культуры поведения в кругу друзей и обществе.

Сентябрь - 1 неделя
1. Слушание детской песни «Что такое доброта?» и организация танцевальной активности.
Цель – акцентировать внимание детей на слове «доброта», помочь им осознать его значение.
2. Чтение стихотворения Н. Кузнецовой «Мы поссорились с подружкой»
Цель – развивать дружелюбное отношение к окружающим.
3. Беседа на тему «Будь всегда вежлив!»
Цель – напомнить детям формы вежливого общения.
Сентябрь - 2 неделя
1. Чтение стихов А. Барто из цикла «Вовка – добрая душа»
Цель – способствовать формированию представлений о доброте как положительном качестве человека.
2. Хороводная игра «Шёл король по лесу»
Цель – способствовать сближению детей, учить ребят согласовывать движения друг с другом и ритмом текста.
3. Обыгрывание и обсуждение ситуации «Ты пришёл утром в детский сад»
Цель – познакомить детей с разными формами приветствия.
Сентябрь - 3 неделя
1. Развлечение «Праздник вежливости и доброты»
Цель – закрепить знание детей о значении слов «добро», «доброта», «вежливость»; создать условия для воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.
2. Беседа на тему «Как надо играть с товарищами?»
Цель – развивать умение детей вместе играть, делиться игрушками.
3. Игра «Назови меня ласково»
Цель – познакомить детей с разными «ласковыми» формами имён, формировать положительное отношение друг к другу.
Сентябрь - 4 неделя
1. Итоговая беседа на тему «Что такое доброта?»
Цель - способствовать формированию представления о доброте как положительном качестве человека.
2. Чтение сказки Г. Циферова «Когда не хватает игрушек»
Цель – закреплять навыки дружелюбного отношения друг к другу.
3. Чтение стихотворения С. Михалкова «Ежели вы вежливы…»
Цель – способствовать формированию представлений о вежливости как показателе воспитанности человека.

Октябрь - 1 неделя
1. Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель – учить детей анализировать поступки детей, давать им моральную оценку.
2. Беседа на тему «Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе?»
Цель – формировать в детях понимание реальности отдачи как добрых чувств, так и злых.
3. Упражнение «Разные формы приветствия и прощания»
Цель – напомнить детям формы словесного выражения вежливости при встрече и прощании.
Октябрь - 2 неделя
1. Беседа на тему «Что значит быть отзывчивым? Как относиться к просьбам чужих людей?»
Цель – познакомить детей с понятием «отзывчивость», формировать привычку отзываться на просьбы родных людей, друзей.
2. Подвижная игра «Пузырь»
Цель – развивать умение детей взаимодействовать друг с другом, доверять друг другу.
3. Дидактические игры в рамках темы «Моё имя»
Цель – помочь детям понять ценность и значимость каждого имени.
Октябрь - 3 неделя
1. Чтение сказки Г. Цыферова «Петушок и солнышко»
Цель – формировать представление детей о различии между добрыми и нехорошими поступками.
2. Дидактическая игра «Как поступить?»
Цель – учить детей подбирать правильный вариант оказания помощи нуждающемуся человеку.
3. Беседа на тему «Как вести себя в детском саду, чтобы всем было приятно и хорошо?»
Цель – закрепить навыки поведения в разных помещениях детского сада и в разные режимные моменты.
Октябрь - 4 неделя
1. Беседа на тему «Обещал – значит, выполни!»
Цель – формировать в детях понимание необходимости выполнять свои обещания.
2. Игра «Разрезанная открытка»
Цель – учить детей, произвольно выбрав часть разрезанной открытки, найти участников своей «команды», помочь затрудняющимся детям найти «команду».
3. Дидактическая игра «Никогда не унывай!»
Цель – научить детей по выражению лица определять настроение человека, формировать умение выражать сочувствие тому, кто в нём нуждается, а также улучшать настроение.

Ноябрь - 1 неделя
1. Беседа о сочувствии. Чтение сказки Г. Цыферова «Мишкина труба»
Цель – рассказать детям о сочувствии, о том, что каждый человек нуждается в понимании.
2. Обсуждение и обыгрывание сюжета р.н. сказки «Кот, петух и лиса».
Цель – на примере литературного произведения закрепить представления детей о сочувствии и понимании.
3. Обыгрывание и обсуждение ситуации «Как можно выразить сочувствие?»
Цель – формировать в детях чувства отзывчивости, умение выражать сочувствие к нуждам другого человека.
Ноябрь - 2 неделя
1. Чтение рассказа А. Митт «Шар в окошке»
Цель – формировать в детях представление о заботливом, чутком отношении к окружающим.
2. Игры со словом «пожалуйста».
Цель – помочь детям понять ценность вежливого общения с окружающими, развивать умение правильно употреблять «вежливые» слова.
3. Беседа на тему «Как и за что мы благодарим окружающих?»
Цель – закреплять словесные формы выражения благодарности.
Ноябрь - 3 неделя
1. Игра-драматизация сюжета сказки В. Сутеева «Под грибом»
Цель – на примере литературного произведения раскрыть понятие «дружба».
2. Рисование весёлых открыток
Цель – развивать умение детей делать приятный сюрприз «неизвестному другому».
3. Хороводная игра «Кто у нас хороший?»
Цель – вызвать положительные эмоции, радость от совместной игры, позитивное отношение друг к другу и к самому себе.
Ноябрь - 4 неделя
1. Развлечение на тему «Вместе весело шагать»
Цель – продолжать формировать правильное понимание понятия «дружба»
2. Беседа на тему «Как мы заботимся о своих близких?»
Цель – продолжать формировать чувства заботы и любви к близким людям.
3. Чтение рассказа В. Осеевой «Навестила»
Цель – показать детям разницу между полезным и бесполезным делом помощи.

Декабрь - 1 неделя
1. Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»
Цель – продолжать формировать правильное понимание дружбы и её ценности.
2. Беседа на тему «Как познакомиться и начать дружить?»
Цель – развивать умение детей налаживать контакты между собой с помощью речи.
3. Хороводная игра «Ты мой друг и я твой друг»
Цель – развивать у детей положительное принятие друг друга.
Декабрь - 2 неделя
1. Беседа на тему «Кто мой друг и кто мой враг?»
Цель – расширить представления детей о дружбе и вражде, конструктивных способах разрешения конфликтов.
2. Игровое упражнение «Прости меня»
Цель – учить детей видеть ситуации, требующие примирения соперников, и формировать умение детей правильно просить прощение.
3. Подвижная игра «Осьминог»
Цель – учить детей группироваться и создавать из своей группы единую фигуру.
Декабрь - 3 неделя
1. Чтение сказки Г. Цыферова «Кто кого добрее?»
Цель – помочь детям понять смысл доброты, её проявления в отношении других людей.
2. Дидактическая игра «Как можно поступить?»
Цель – развивать умение детей видеть решение разных проблемных ситуаций.
3. Рисование автопортретов «Я радуюсь» и «Я злюсь»
Цель – показать отличительные признаки доброты и злобы в человеке.
Декабрь - 4 неделя
1. Чтение пословиц и поговорок о заботе и помощи ближнему.
Цель – формировать правильное представление о взаимопомощи и заботе.
2. Чтение рассказа В. Осеевой «Сыновья»
Цель – формировать чувства заботы к близким людям, стремление помогать им, радовать, а не огорчать.
3. Игровые упражнения на воспитание культуры речевого общения.
Цель – закреплять знание словесных форм выражения просьбы и благодарности.

Январь - 1 неделя
1. Чтение и обсуждение сюжета английской сказки «Три поросёнка»
Цель – раскрыть смысл понятий «взаимопомощь», «поддержка».
2. Игра «Дедушка водяной»
Цель – учить детей узнавать друг друга на ощупь.
3. Игра «Поздоровайся со мной»
Цель – развивать умение детей пользоваться разными невербальными формами приветствия.
Январь - 2 неделя
1. Драматизация сюжета английской сказки «Три поросёнка»
Цель – продолжать формировать представления детей о дружбе и взаимопомощи.
2. Подвижная игра «Чай-чай, выручай!»
Цель – учить детей видеть «нуждающегося» в помощи игрока и оказывать ему помощь.
3. Игра с мячом «Наши имена»
Цель – учить детей употреблять разные положительные формы имён.
Январь - 3 неделя
1. Слушание детской песни В. Шаинского «Если с другом вышел в путь…»
Цель – показать значимость дружбы для человека, ценность друзей.
2. Чтение рассказа В. Осеевой «Просто старушка»
Цель – продолжать формировать в детях чувства заботы об окружающих и желания помочь им.
3. Игра «Придумай приветствие друга» (в парах)
Цель – помочь детям, разбившись по парам, придумать способы приветствия своего друга, расширить представления детей о том, кто может быть другом.
Январь - 4 неделя
1. Чтение произведения В. Катаева «Цветик – семицветик»
Цель – продолжать раскрывать смысл понятий «забота», «сочувствие», «поддержка».
2. Беседа на тему «Как мы можем позаботиться об окружающих людях?»
Цель – показать детям значение способности человека позаботиться о других, иногда чужих людях.
3. Решение проблемных ситуаций
Цель – помочь детям понять, каким образом они могут оказать помощь окружающим людям в реальной жизни (например, уступить место в транспорте)

Февраль - 1 неделя
1. Просмотр мультфильма «Какой чудесный день»
Цель – формировать представление о скромности как положительной черте характера.
2. Весёлая викторина на тему «Скромность и хвастовство»
Цель – воспитывать чувства скромности, учить детей проявлять заботу об окружающих.
3. Беседа на тему «Как вести себя в магазине»
Цель – закреплять навыки поведения в общественных местах.
Февраль - 2 неделя
1. Чтение р.н. сказки «Заяц – хваста»
Цель – продолжать формировать представление детей о скромности как положительной черте человеческого характера.
2. Чтение стихотворения С. Михалкова «Одна рифма»
Цель – продолжать развивать представления детей о правилах поведения в общественных местах.
3. Игра «Похвалим друг друга»
Цель – помочь детям найти что-то хорошее и привлекательное в другом ребёнке.
Февраль - 3 неделя
1. Беседа на тему «Терпение и труд всё перетрут»
Цель – раскрыть понятие «трудолюбие», помочь детям понять ценность труда для жизни человека.
2. Чтение сказки В. Одоевского «Мороз Иванович»
Цель – формировать представления о том, как можно трудом помочь другому человеку.
3. Развлечение на тему «Без труда не вытащить и рыбку из пруда»
Цель – закрепить представления детей о труде, воспитывать уважение к труду людей разных профессий.
Февраль - 4 неделя
1. Беседа на тему «Когда и в чём нужна смелость»
Цель – объяснить понятие «смелость», учить различать лихачество и смелость.
2. Чтение рассказа Л. Толстого «Котёнок»
Цель – развивать представления детей о смелости, правильном её применении.
3. Упражнение «Тревожные звонки – 01, 02, 03»
Цель – научить детей правильно говорить с диспетчерами в случае опасности.

Март - 1 неделя
1. Чтение рассказа М. Пляцковского «Счастливый день»
Цель – продолжать воспитывать в детях чувства уважения к маме и благодарность за её заботу.
2. Беседа на тему «Как я могу помочь маме?»
Цель – развивать представления детей об их возможной помощи в семейном быту.
3. Игра «Комплименты»
Цель – упражнять детей в произнесении комплиментов друг другу.
Март - 2 неделя
1. Беседа на тему «Мамин день»
Цель – формировать представления детей о том, почему люди всей Земли отмечают праздник
«8 марта», рассказать об уважении к маме.
2. Чтение стихотворения С. Погореловского «Попробуй волшебником стать»
Цель – развивать представление детей об уважении к родителям, матери.
3. Упражнение «Поздравим нашу маму»
Цель – упражнять детей в произнесении поздравлений и пожеланий в честь праздника «8 марта».
Март - 3 неделя
1. Беседа на тему «Грубость и драка»
Цель – дать детям представление о том, что драка и грубость – неприемлемые формы решения конфликтов.
2. Подвижная игра «Скажи! Сделай!»
Цель – показать детям разницу между словом и делом (угрозой и дракой).
3. Упражнение «Поможем Драчуну решить проблему словом»
Цель – научить детей разрешать конфликтные ситуации с помощью слов.
Март - 4 неделя
1. Чтение рассказа В. Железникова «Рыцарь»
Цель – формировать представления детей о мужественности, о том, что неотъемлемой её частью является защите слабых.
2. Оформление «Копилки добрых дел»
Цель – способствовать развитию у детей желания делать добро, помогать друг другу, близким людям.
3. Изготовление орденов «За благородный поступок»
Цель – развивать представления детей о мужественности, развивать желания детей совершать благородные поступки.

Апрель - 1 неделя
1. Рисование на тему «Мой друг»
Цель – научить детей отражать в рисунке положительные черты друзей; подчеркнуть, что умение дружить – важное качество человека.
2. Чтение сказки Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»
Цель – помочь детям понять, что «отношение рождает отношение», чтобы приобрести друзей, нужно самому хотеть дружить.
3. Беседа на тему «Весело и смешно – есть ли разница?»
Цель – рассказать о том, что не всякая шутка может стать причиной радости и веселья всех её участников, иногда шутки несут огорчение.
Апрель - 2 неделя
1. Беседа на тему «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»
Цель – объяснить детям смысл понятий «честность» и «ложь».
2. Игровое упражнение «Так бывает или нет?»
Цель – научить детей различать правду и ложь.
3. Чтение рассказа Л. Толстого «Косточка»
Цель – раскрыть понятие «ложь», показать, что ложь не красит, а стыдит человека.
Апрель - 3 неделя
1. Чтение рассказа Н. Носова «Леденец»
Цель – продолжать формировать представление детей о лжи как неприемлемом поступке воспитанного человека.
2. Беседа с детьми об обманах в их жизни
Цель – помочь ребятам вспомнить чувства, которые они испытывали, когда обманывали сами или воспринимали чью-то ложь.
3. Чтение рассказа Л. Толстого «Лгун»
Цель – показать, что ложь способна привести не только к потере доверия, но даже к большой трагедии.
Апрель - 4 неделя
1. Чтение рассказа В. Осеевой «Что легче?»
Цель – продолжать формировать представление детей о том, что честность ценнее лжи, хоть и придерживаться её намного сложнее.
2. Чтение китайской сказки «Каждый своё получил»
Цель – раскрыть понятие «хитрость», на примере художественного произведения показать его взаимосвязь с понятиями «ложь», «зависть», «жадность».
3. Беседа на тему «Ошибка и ложь – в чём разница?»
Цель – показать детям разницу в преднамеренности и непреднамеренности поступка или отношения.

Май - 1 неделя
1. Беседа на тему «Что такое жадность?»
Цель – на примере литературных произведений объяснить детям смысл понятия «жадность».
2. Чтение венгерской сказки «Два жадных медвежонка»
Цель – показать последствия жадности и неумения договариваться между собой.
3. Чтение и обыгрывание сюжета рассказа В. Осеевой «Сторож»
Цель – способствовать формированию правильной позиции каждого ребёнка в коллективе сверстников.
Май - 2 неделя
1. Организация сюжетно-ролевой игры «Гости»
Цель – в игровой форме показать примерные «сценарии» приёма гостей и пребывания в гостях, помочь детям сделать выводы относительно правильного поведения в отношении гостей.
2. Чтение сказки А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» (глава 2. «В которой Винни-Пух пошёл в гости, а попал в безвыходное положение»)
Цель – познакомить с правилами поведения в гостях.
3. Беседа на тему «Если к вам пришли гости…»
Цель – формировать положительное отношение к людям, познакомить с правилами поведения при приёме гостей.
Май - 3 неделя
1. Беседа на тему «Кто это – вор?»
Цель – помочь детям понять, кого можно назвать «вором», формировать понимание того, что воровство – это нехорошее качество человеческого поведения.
2. Чтение сказки О. Емельяновой «Мишуткин мячик»
Цель – на примере художественного произведения помочь детям осознать ущербность воровства как для «пострадавшего», так и для «вора».
3. Просмотр мультфильма «Лунтик и его друзья»
(сезон 4, серия № 215 «Чужие вещи»)
Цель – формировать правильную позицию детей в отношении чужих вещей.
Май - 4 неделя
1. Беседа на тему «Обида и обиженные»
Цель – помочь детям понять, что такое обида и каким образом можно причинить её другому человеку.
2. Чтение стихотворения К. Льдова «Кто кого обидел?»
Цель – показать, что обида не всегда осознаётся человеком, поэтому нужно быть осторожными в общении и действии.
3. Просмотр мультфильма «Лунтик и его друзья» (сезон 7, серия № 112)
Цель – поговорить о правилах прощения и просьбы о прощении; отметить, что извинившийся ребёнок не должен повторять своей ошибки.

Июнь - 1 неделя
1. Рассматривание растений на участке
Цель – обратить внимание детей на деревья, кусты, цветы и травяной покров на участке; формировать чувства бережного отношения к природе.
2. Беседа на тему «Живые ли растения?»
Цель – подвести к пониманию того, что растения – это часть живой природы, способной погибнуть от вмешательства человека.
3. Игровая ситуация «Подарок для куклы»
Цель – помочь детям понять, что букет цветов, сорванных с клумбы и лишённых жизни, не может быть истинным подарком.
Июнь - 2 неделя
1. Наблюдение за насекомыми
Цель – обратить внимание детей на то, что трава и почва заселены живыми существами – насекомыми, которые приносят природе и человеку пользу.
2. Чтение стихотворения Е. Серовой «Добрый великан»
Цель – формировать бережное отношение к природе, живым существам.
3. Беседа на тему «Правильное поведение на природе»
Цель – рассказать о том, как можно отдохнуть на природе, не причиняя вред ни себе, ни окружающему миру.
Июнь - 3 неделя
1. Викторина на тему «Мой четвероногий друг»
Цель – расширить представление детей о жизни животных, о том, как они могут стать друзьями человека.
2. Чтение стихотворения Б. Заходера «Песня бездомных собак»
Цель – рассказать детям о том, что человек обязан заботится о тех животных, которых взял на своё попечение.
3. Беседа на тему «Правила поведения при встрече с бездомными животными»
Цель – рассказать о том, что бездомные, брошенные животные могут быть озлоблены на человека, поэтому «общаться» с ними можно только в присутствии взрослых.
Июнь - 4 неделя
1. Экскурсия на тему «Красота неживой природы»
Цель – помочь детям понять, почему природа названа «неживой»; развести понятия «неживая» и «ненужная».
2. Рассматривание картин разных художников, изображающих предметы неживой природы
Цель – учить детей замечать красоту природы, формировать бережное отношение к ней.
3. Беседа на тему «Красная книга природы»
Цель – рассказать о том, что не только природа должна служить человеку, но и человек призван сохранить и, по возможности, обогатить природу.

Июль - 1 неделя
1. Дидактическая игра «Настроение»
Цель – познакомить детей с проявлениями разных эмоций, научить их различать основные эмоции по выражению лица человека.
2. Чтение стихов Э. Мошковской «Обида» и З. Александровой «Плохая девочка»
Цель – показать, как наше настроение может повлиять на окружающих, «ни в чём не повинных» людей и животных.
3. Упражнение «Хозяин эмоций»
Цель – помочь детям понять, каким образом мы можем владеть своими эмоциями, научить детей элементарным приёмам сдерживания негативных эмоций.
Июль - 2 неделя
1. Рассказ воспитателя на тему «Как получилась радуга и как она заулыбалась»
Цель – рассказать детям о том, как образуется радуга: в результате дружбы хмурой тучки и всегда ясного солнышка.
2. Разучивание песни «Если друг к тебе пришёл, не делай так…»
Цель – продолжать формировать в сознании детей понимание, что они могут контролировать свои эмоции.
3. Чтение сказки А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» (глава 4 «В которой Иа-Иа теряет свой хвост, а Пух находит его»)
Цель – показать детям способы «преобразования» настроения другого человека; формировать в детях понимание собственной ответственности за характер отношений с другим человеком.
Июль - 3 неделя
1. Развлечение на тему «Наш великий Русский Язык и Ругаслово»
Цель – помочь детям понять, что в нашем языке есть не только нужные, важные, красивые, смелые, точные слова, но и слова, совсем ненужные и даже слова-«драчуны».
2. Беседа на тему «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь»
Цель – формировать в детях ответственное отношение к собственным словам, направленным на другого человека.
3. Чтение сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (глава 4 «Как Незнайка сочинял стихи»)
Цель – показать ребятам, каким образом слова могут причинить боль, раздражение другим людям, разрушать дружбу.
Июль - 4 неделя
1. Беседа на тему «Как словом можно ранить человека?»
Цель – развивать осознанное отношение к словам в процессе построения дружественных отношений между детьми.
2. Коллективная аппликация «Дерево добрых слов»
Цель – помочь детям освоить словарь «добрых» слов (слов похвалы, утешения и поддержки, слов дружбы).
3. Чтение стихотворения М. Поздеевой «Стихи о добрых словах»
Цель – продолжать формировать в сознании детей понимание важности и нужности добрых слов в общении людей.

Август - 1 неделя
1. Игра - фантазирование «Что будет, если…»
Цель – показать детям, что исход событий во многом зависит от их истоков, на которые мы можем повлиять.
2. Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель – научить детей находить и сопоставлять иллюстрации определённых действий людей и их последствий.
3. Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель – помочь детям научиться определять качество поступков, оценивать их с точки зрения влияния на других людей.
Август - 2 неделя
1. Беседа на тему «Друг – это…»
Цель – помочь детям сформулировать качества характера человека, способного дружить.
2. Чтение рассказа М. Пляцковского «Урок дружбы»
Цель – помочь детям понять свою роль в поддержании дружбы с другим ребёнком, объяснить, почему друзья должны уметь прощать друг друга.
3. Речевая игра «Добрые волшебники»
Цель – упражнять детей в подборе и употреблении «добрых» и «вежливых» слов.
Август - 3 неделя
1. Рассказ воспитателя «Кто же придумал правила поведения?..»
Цель – помочь детям понять, что правила поведения придумали сами люди для того, чтобы им было приятно жить.
2. Создание «Свода правил группы для укрепления дружбы»
Цель – побудить детей к осознанию важности каждого ребёнка группы, необходимости учитывать интересы всех детей; учить ребят договариваться между собой.
3. Чтение стихов А. Усачёва из книги «Азбука хорошего поведения» (на выбор воспитателя)
Цель – продолжать работу по формированию культуры поведения детей в разных ситуациях.
Август - 4 неделя
1. Развлечение «В стране хороших манер»
Цель – показать значимость хороших манер, «вежливых» и «добрых» слов в жизни человека, формировать понимание, что воспитанность – это хорошее качество человека.
2. Дидактическая игра «Противоположности»
Цель – упражнять детей в подборе слов (всех частей речи) и выражений-антонимов.
3. Чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» (глава «Встреча Буратино с Мальвиной, Артемоном и Пьеро)
Цель – продолжать формировать понимание детьми, что воспитанность – это положительное качество человека.

Грибовская А.А.. Дошкольникам о народном искусстве. Учебно- наглядное пособие для детей дошкольного возраста. М. Просвещение, 2001г.

Копцева Т.А. «Природа и художник». - М.: Сфера, 2001.

Курочкина Н.А. «Знакомим с натюрмортом; Детям о книжной графике; Знакомство с пейзажной живописью. Знакомство с портретной живописью. Знакомим со сказочно-былинной живописью. Знакомим с жанровой живописью.»– СПб.: Детство-Пресс, 2003.

Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: Карапуз-дидактика, 2007.

Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (средняя, старшая группы)». – М.: Владос, 2001.

Агапова И., Давыдова М. «Аппликация». М. «Лада», 2009

Григорьева Г.Г.» Изобразительная деятельность дошкольников». – М.: Академия, 1997

Григорьева Г.Г. «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности». М.: Просвещение, 1995.

Грибовская А.А. «Коллективное творчество дошкольников». М., 2005 г

Доронова Т.Н. «Дошкольникам об искусстве». – М., 2002.

Доронова Т.Н. «Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности». – СПб, 2002.

Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 1 и 2 части». М., 2007

Давыдова Г.Н. «Пластилинография». М., 2007.

Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». СПб. «Детство-пресс» 2002 г.

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)». – М.: Карапуз-Дидактика, 2006.

Квач Н.В. «Развитие образного мышлении и графических навыков у детей 5-7 лет». М., «Владос», 2001 г.

Курочкина Н.А. «Дети и пейзажная живопись. Времена года». СПб., 2003.

Кожохина С.К. «Путешествие в мир искусства». ТЦ «Сфера», М., 2002 г.

Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет». М., «Аркти», 2001.

Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке». М. «Просвещение», 1985 г.

Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии». – М.: Карапуз-Дидактика, 2007.

Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду: 4-7 лет». – М.: Карапуз-Дидактика, 2006.

Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду». Ярославль, 2000.

Петрова И.М. «Объёмная аппликация». СПб, 2001.

Петрова И.М. «Аппликация для дошкольников». СПб, 2001

Соломенникова О.А. «Радость творчества». М., 2001г

Чумичёва Р.М. «Дошкольникам о живописи». М. «Просвещение», 1992 г.

Яковлева Т.Н. «Пластилиновая живопись». М., 2010г

Курочкина Н.А. «Знакомим с натюрмортом; Детям о книжной графике; Знакомство с пейзажной живописью. Знакомство с портретной живописью. Знакомим со сказочно-былинной живописью. Знакомим с жанровой живописью.» СПб.: Детство-Пресс, 2003.

И.Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки». С-Пб «Композитор», 1999г

А.И.Буренина «Ритмическая мозайка». ЛОИРО, 1999г

Т.Сауко, А.И. Буренина «Топ-хлоп, малыши» ЛОИРО, 2001г

Т. Тютюнникова «Элементарное музицирование с дошкольниками»

Н.А. Ветлугина «Музыкальные занятия в детском саду» М. «Просвещение» 1984г

Н.А.Метлов «Музыка детям» М.»Просвещение» 1985г

С.И. Бекина и др «Музыка и движение» М, «Просвещение» 1984г

Журналы «Колокольчик», «Музыкальная палитра», «Дошкольное воспитание», «Музыкальный руководитель»

С.И. Мерзлякова «Фольклор-музыка-театр» «Владос» 1999г

Т. Орлова «Календарно – обрядовые семейно – бытовые праздники»

Е.П.Раевская «Музыкально –двигательные упражнения в детском саду» М, «Просвещение»1991г

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Города Ростова – на – Дону «Детский сад №235»

Шевцова Кристина Сергеевна

Проектирование

Социальной ситуации, направленной на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе

Г Ростов-на-Дону 2018 г

Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Педагоги и родители как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, успешным. Кроме того, построение и формирование высших форм психической деятельности совершается именно в процессе социализации.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, социализация является ключевым понятием образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и определяется, как процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Понятие «социализация» рассматривается в тесной взаимосвязи с понятием «коммуникация» - процесс обмена информацией между субъектами.

Цель: усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе, через игровые и проблемные ситуации.

Задачи:

    Создание условий для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

    Развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

    Формирование способности становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

    Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

    Формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками

Ожидаемый результат:

Дошкольник овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Дошкольник обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

Дошкольник обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Дошкольник достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

У дошкольника развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

Дошкольник способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

Младший дошкольник остро нуждается в эмоциональном контакте с взрослым, в познавательном общении с ним; во внимании взрослого к своим вопросам и максимально полных ответах на них. Кроме того, на данном возрастном этапе ребенку необходимо общение со сверстниками в совместной деятельности. Наряду с этим, ребенок 3-5 лет способен взаимодействовать в сообществе сверстников, созданном на основе общей деятельности (игры, коллективной работы). Саму деятельность ребенок тоже способен выбирать, в соответствии со своими предпочтениями – ведь теперь у него начали складываться интересы, ценностные ориентации. Кроме того, он начинает осознавать собственное «Я».

К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируется потребность в устойчивых дружеских взаимоотношениях со сверстниками; в сопереживании, взаимопонимании, эмоциональной близости с ними; в уважении и сопереживании со стороны взрослых. Он способен общаться, ориентируясь на взаимосвязи в социальном мире; иметь устойчивые дружеские объединения для игры и реализации других общих интересов; проявлять на высоком уровне коммуникативные умения и более гибко их использовать; осознать свое социальное «Я».

Поскольку речь идет о таком сложном процессе как социально-коммуникативное развитие, отметим, что осуществляется этот процесс во взаимодействии: взрослого с ребенком, ребенка со сверстником. Причем, как уже отмечалось выше, взаимодействие это может быть как стихийным, так и специально организованным.

Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах.

Повседневная жизнь дошкольника насыщена различными видами детской деятельности.

Режим дня, как способ рациональной организации жизнедеятельности детей, дает педагогу уникальную возможность выстраивать общение с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей между собой в ходе различных видов деятельности.

Сам по себе режим дня оказывает социализирующее влияние на дошкольника: он учится подчиняться общим правилам, переходить от одного вида деятельности к другому, выполнять просьбы и поручения воспитателя. Кроме того, существуют формы, методы и приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников. Приведем несколько примеров:

1) ритуалы и традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая это, иногда просто повторяя ритуал изо дня в день, пока дети не усвоят его.

Примеры:

Символика группы: это могут быть эмблема, гимн, флаг, отличающие ее от других групп детского сада;

Правила группы;

Утро радостных встреч, когда в группе принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;

- «минутка шалости» и «минутка тишины».

Читательский день – один день в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу, все вместе ее читают и обсуждают;

День любимой игрушки – один день в неделю, когда разрешается приносить любимую игрушку из дома;

2) условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому:

Воспитатель звонит (или поручает дежурному) в звонок, когда начинаются занятия;

Воспитатель или дежурный стучат в бубен, когда пора идти на утреннюю зарядку

Фраза воспитателя, сообщающая детям о том, что начинается интересная игра, например, «Я ребят своих зову в интересную игру» и т.д.

3) социальные дистанции:

Повязка у дежурного по столовой, по занятиям;

Руль (любая другая игрушка) тому, кто ведет строй на физкультуру, на прогулку;

Флажок у того, кто замыкает строй.

Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности.

Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена различными видами деятельности, одно из основных мест среди которых, безусловно, занимает игра. В каждом из видов игр (сюжетно-ролевая, строительная, театральная, дидактическая, подвижная, музыкальная, игра-забава), ребенок учится.

Когда дошкольник овладевает игрой на уровне самостоятельности, игра превращается из предмета познания в самодеятельность ребенка – творческую форму выражения его индивидуальности.

1. Сюжетно-ролевая игра – одна из важнейших форм социализации дошкольника, поэтому от умелого руководства педагога зависит эффективность работы в данном направлении.

Важно соблюдать ряд требований, способствующих эффективному руководству игрой:

Игру нужно организовывать так, чтобы в каждом ее виде предчувствовался будущий урок – нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям (цель ставит воспитатель перед собой, но не перед детьми);

Необходимо содействовать накоплению у дошкольников представлений об образцах для подражания (герои, люди разных профессий, спортсмены, артисты и т.д.);

Необходимо продумывать средства игры (роль, атрибуты, игровое пространство) – только в этом случае игра станет средством социализации, а не простой забавой;

Игра – «лаборатория познания» педагогом своих воспитанников;

Организация детской игры должна быть направлена на то, чтобы каждый ребенок приходил к ее результату – оценке и самооценке созданного образа.

2. Коммуникативные игры – игры, в ходе которых для выполнения игрового действия необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. Таких игр достаточно много, это игры различной степени подвижности, к ним можно отнести некоторые хороводные игры, много среди них словесных и ролевых игр (примеры – в приложении 1).

3. Игры с правилами – здесь дошкольник не только получает удовольствие от процесса игры, но и обязан соблюдать правила, заданные взрослым, обговоренные со сверстниками или предусмотренные самой игрой. Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится эмоционально приемлемо оценивать результат игры, принимать успех и неудачу. В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления.

Социально-коммуникативное развитие в организованной образовательной деятельности.

1. Организованная образовательная деятельность (занятие) – форма, предусматривающая общение взрослого с детьми, детей между собой. В ходе занятий происходит образовательное взаимодействие, при котором его участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют ее, учатся применять полученные знания на практике.

2. Опытно-экспериментальные методы (технология ТРИЗ, метод проектов) – такие методы позволяют ребенку включиться в определенную систему получения знаний, и ведут к появлению новых типов отношений между ребенком и социальным окружением.

Деятельность в ходе реализации проекта направлена на результат, получаемый при решении значимой для ребенка проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться этого результата, воспитателю необходимо научить детей ставить цель, самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь организовать деятельность для получения результата. Обязательным условием является презентация проекта, где ребенок рассказывает: что изучали, где находили информацию, что и как сделано, какой получили результат.

Взаимодействие участников образовательного процесса в ходе реализации того или иного проекта – уникальная возможность для совместной познавательной деятельности. Педагог и дети, увлеченные познавательной и опытно-экспериментальной деятельности, тесно общаются друг с другом, вместе ищут способы решения поставленных задач, находят ответы на вопросы, вместе переживают радости и неудачи.

3. Коллективная деятельность сама по себе решает задачи, обеспечивающие успешную социализацию, формирование коммуникативных навыков, ведь дети учатся выполнять деятельность, направленную на достижение общей цели, договариваются между собой и распределяют обязанности; учатся помогать сверстнику в случае необходимости, проводить анализ результатов совместной деятельности.

4. Индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком направлено, прежде всего, на закрепление того или иного материала, работу с отстающими или часто болеющими детьми, в ходе чего осуществляется непосредственное общение, развитие коммуникативно-речевых навыков.

Приложение 1. Коммуникативные игры

Игра «Передай телеграмму» Чётное количество детей образуют круг. Двое игроков, стоящих друг против друга в середине полукруга, – «передатчик» и «приёмник». Начинает игру «передатчик»: пожимая одновременно левую руку ребёнку, стоящему от него справа, и правую руку ребёнку, стоящему слева, отправляет сообщение «приёмнику». Получив сообщение, «приёмник» говорит: «Телеграмму получил». Выигрывает та часть круга, которая сделает это быстрее.

Игра-упражнение «Наблюдательность» Водящий (определяется по считалке) выходит за дверь. Дети решают, о каком ребёнке они будут задавать вопросы (не более пяти). Если водящий угадывает, о ком идёт речь, то этот ребёнок становится водящим, если нет – считалкой выбирается новый.

Игра «Кто за кем?» Дети выстраиваются в колонну. Водящий запоминает, кто за кем стоит. Затем отворачивается и называет порядок построения. Усложнение игры: предложить детям перестроиться, а водящего попросить восстановить старый строй.

Игра «Просьба» Дети (в парах) просят друг у друга какой-нибудь предмет, используя вежливые слова, обращаясь к партнёру по имени, говоря ему комплименты и др. Выигрывает тот, кто наберёт больше предметов.

Игра «Такси» Дети (по двое) становятся внутри большого обруча и с противоположных сторон держат его в опущенных руках. Один ребёнок – водитель такси – стоит впереди, второй – пассажир – сзади. По сигналу они начинают ходить или бегать по дорожке в одном направлении, стараясь не задевать другие «машины». Через некоторое время водитель и пассажир меняются ролями. Затем воспитатель усложняет задание: дети двигаются в разных направлениях, делают остановки (место обозначено флажком), на остановках пассажиры меняются: один выходит из такси, другой заходит.

Игра-упражнение «Ласковое имя» Дети сидят в кругу, воспитатель предлагает им сказать, как их называют ласково дома. Затем воспитатель предлагает детям бросать друг другу мяч, называя сверстников «ласковыми» именами.

Упражнение «Давайте поздороваемся» Сначала дети называют разные словесные способы приветствия. Затем воспитатель предлагает поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, придумать собственный необычный способ приветствия.

Игра-упражнение «Ёлочка» Дети образуют круг. Один ребёнок (по желанию) с шишкой в руках становится в центр круга – это «ёлочка».

Инструкция ведущего. «Представьте себе, что скоро Новый год и нужно украсить ёлочку. Жаль, что у нас нет настоящих стеклянных шаров, мишуры, но мы можем повесить на ёлку волшебные игрушки, внутри которых спрятано что-то хорошее: крепкая дружба, весёлый смех, смелость, честность, ласковая улыбка. Пусть каждый из вас придумает такую игрушку, повесит её на ёлку и расскажет о ней всем детям».

Ведущий показывает, как нужно вешать игрушку: обязательно прикасаться к «иголкам» – телу ребёнка. Игра заканчивается хороводом вокруг ёлки.

Если ребёнок не может придумать игрушку, ведущий помогает. Желательно, чтобы в роли ёлочки побывал каждый ребёнок (при повторении игры в другие дни).

Упражнение-конкурс «Давайте хвалиться!» Дети сидят в кругу. Инструкция ведущего. «Сегодня у нас необычный конкурс – вы будете хвалиться соседом справа. Выиграет тот, кто сделает это лучше. Посмотрите внимательно на своего соседа. Подумайте, какой он, что умеет делать, что у него хорошо получается, например; Лена – очень умная, хорошо читает стихи, быстро бегает, весёлая».

После того как все дети похвалят своего соседа, определяют победителя. Можно обсудить, кому больше понравилось хвалить, а кому – слушать, что про него рассказывают.

Игра «Кактусы растут в пустыне…» Дети берутся за руки, ходят по кругу и говорят: «Кактусы растут в пустыне, кактусы растут в пустыне…» В центре круга стоит ведущий, периодически поворачиваясь в разные стороны. Неожиданно кто-нибудь из играющих выпрыгивает из круга и кричит: «Ой!» Он должен сделать это так, чтобы ведущий в этот момент его не видел, а соседние с ним игроки сразу сцепили руки.

Если ведущий заметит, что кто-то собирается выпрыгнуть, он дотрагивается до его плеча и спрашивает: «Что с тобой?» Играющий придумывает любой ответ, связанный с кактусом (например: «Я съела кактус, а он горький» или «Я наступил на кактус»), и остаётся в общем круге. Игра продолжается (главное условие – ответы детей не должны повторятся).

Игра «Медвежата на прогулке» Инструкция ведущего. «Вы все – маленькие медвежата, гуляете по лугу и собираете сладкую землянику. Один из вас – самый старший. Его задача – следить за остальными и быстро проверить, все ли медвежата на месте, то есть дотронуться до плеча каждого игрока».

Звучит весёлая музыка, дети ходят по комнате и изображают медвежат – переваливаются, делают вид, будто собирают ягоды. Когда музыка останавливается, ведущий объявляет, кто будет старшим медвежонком, и просит проверить, все ли на месте. После того как выяснится, что никто не потерялся, игра возобновляется. Через несколько минут ведущий назначает другого ребёнка старшим медвежонком. Игра продолжается до тех пор до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.

Тот, кто выполнит задание быстрее всех, объявляется самым лучшим старшим медвежонком. В конце игры ведущий объясняет, почему победитель смог выполнить задание лучше, чем остальные: он действовал спокойно и организованно.

Игра «Далеко-далеко, в густом лесу…» Инструкция. На вопрос ведущего «Далеко-далеко, в густом лесу… кто?» должен ответить только один игрок, например «лисята». Несколько ответов, произнесённых одновременно, ведущий не принимает и повторяет фразу ещё раз. Дети должны сами, без участия взрослого, договориться, кто будет отвечать. Когда получен единственный ответ, ведущий продолжает фразу: «Далеко-далеко, в густом лесу лисята… что делают?» Ответы принимаются по тем же правилам.

Если фраза станет достаточно длинной, можно начать игру сначала, но обязательно со слов «Далеко-далеко, в густом лесу…».

Игра «Кораблекрушение» Ведущий объявляет: «Мы плыли на большом корабле, и он сел на мель. Потом поднялся сильный ветер, корабль снялся с мели, но сломался. Шлюпок достаточно, а вот рация испортилась. Что делать?» Дети обсуждают создавшуюся ситуацию и рассматривают все возможные выходы из неё (обязательное условие – их должно быть несколько). Обсуждаются все варианты. Ведущему нельзя допустить раскола среди играющих (если дети разделятся на две группы и у каждой своё решение). Итогом обсуждения должен быть один выход из ситуации, естественно, благоприятный.

Игра «Пожарная команда» По считалке выбирается ведущий. Остальные игроки – пожарная команда. Ведущий отправляет их на задание – тушить пожар. Игроки должны бегать, суетиться и совершать какие-то беспорядочные действия. Задача ведущего –заставить их действовать организованно и выполнять его указания.

По окончании игры все пожарные по пятибалльной шкале оценивают поведение ведущего. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из игроков не окажется на месте ведущего и не получит оценку «пожарных». Побеждает тот, кто наберёт больше баллов.

Игра «Фотограф» Выбирается ведущий – фотограф. Он должен сделать интересные фотографии игроков (по своему усмотрению). Кто-то может стать полицейским, кто-то актрисой, кто-то фокусником. Каждому персонажу фотограф предлагает принять соответствующую позу, при этом он должен действовать быстро и чётко. Игроки оценивают работу фотографа по пятибалльной шкале. Игра продолжается до тех пор, пока все ребята не побывают в этой роли. По количеству баллов выбирается лучший фотограф.

Игра-упражнение «По главной улице с оркестром» Для игры понадобится аудиозапись задорной и весёлой музыки. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие движения выполняет дирижер. Затем все встают в круг и начинают дирижировать воображаемым оркестром. При этом должны участвовать все части тела: руки, ноги, плечи и др.

Игра «Садовник» Каждый ребёнок выбирает себе название цветка. Ведущий начинает игру: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» – и называет один из цветков, выбранных детьми, например «кроме розы». «Роза» немедленно должна откликнуться: «Ой!» Ведущий или кто-то из игроков спрашивает: «Что с тобой?» «Роза» отвечает: «Влюблена». Тот же игрок или ведущий спрашивает: «В кого?» «Роза» отвечает, например: «В фиалку». Немедленно должна отозваться «Фиалка»: «Ой!» И т. д. Если цветок, который назвали, не откликнулся или сам «влюбился» в цветок, которого здесь нет, то он выбывает из игры. Игра начинается сначала.

Игра «Нос, рот» Дети сидят полукругом. Ведущий произносит: «Нос, нос, нос, нос…», при этом указательным пальцем дотрагивается до своего носа. Дети повторяют его действия. Ведущий вводит новое слово: «Нос, нос, рот…», но при этом прикасается не ко рту, а к другой части головы, например ко лбу или уху. Задача детей – дотронуться до той же части головы, что и ведущий, а не до той, которую он назвал. Тот, кто ошибётся больше трёх раз, выбывает из игры.

Игра «Продуктовая база» Ведущий – «директор продуктовой базы», один игрок – «директор магазина», остальные – «продавцы». К «директору продуктовой базы» приходит «продавец» и спрашивает, какие продукты есть в наличии. «Директор базы» называет ему определенный список, например: шоколад молочный, колбаса вареная, печенье песочное, масло подсолнечное, картофель свежий (у каждого ребенка будет свой список). «Продавец» должен всё запомнить и передать «директору магазина». Затем «директор магазина» вызывает другого «продавца» и называет продукты, которые надо приобрести на базе. Игра продолжатся до тех пор, пока все дети не побывают в роли «директора магазина» или «продавца». За каждый верно названный продукт игроки получают по одному баллу. Побеждает тот, кто наберёт больше баллов.

Приложение 2. Планирование работы по социально-коммуникативному развитию дошкольника

Задачи

Образовательное взаимодействие

педагога с детьми

Организация предметно-развивающей среды

Взаимодействие с семьей воспитанника

В режимных моментах

Индивидуальное и подгрупповое

Фронтальное (занятия, труд)

Усвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

Утренний прием: утро радостных встреч (традиционное общепринятое приветствие)

Сюжетно-ролевые игры

Коммуникативные игры

Мультимедиа-презентация «Уроки этикета»

Просмотр мультфильмов: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Ох и Ах» и другие

Проект «Символика группы»

Беседы, словесные игры на закрепление понятий

Чтение художественной литературы

Речевые занятия

Этические беседы

Фабульный сюжет

Продуктивная деятельность

Работа с дидактической игрушкой

Схемы «Одевайся по порядку», «Каждой вещи свое место», «Порядок сервировки стола»

Беседы

Консультация «Моральные и нравственные ценности – дошкольнику»

Буклет «10 заповедей для родителей»

Итоговое событие

Литературный вечер «Что такое хорошо и что такое плохо с участием родителей

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками

Индивидуальная работа во время утреннего приема.

Социальные знаки (повязка дежурного, руль или флажок у стоящего впереди ребенка).

Игры на прогулке (младшие дошкольники – под руководством педагога, старшие –

самостоятельно)

Коммуникативные игры

Сюжетно-ролевые игры

Беседы педагога с детьми, детей между собой под руководством педагога

Игры в парах и подгруппах

Словесные игры

День любимой игрушки

Инсценировки и театрализованные игры

Проект «Правила нашей группы» (педагог с детьми придумывает и оформляет общепринятые правила для детей и взрослых).

Этические беседы

Речевые занятия

Фабульные сюжеты

Коллективный труд, коллективная продуктивная деятельность

Подбор иллюстраций, детских книг

Схема «Ежели вы вежливы»

Правила группы

Дидактическая игрушка (кукла, мишка и т.п.)

Беседы

Папка-передвижка «Ежели Вы вежливы»

Индивидуальные консультации психолога

Буклеты «Капризный ребенок», «Воспитываем примером»

Итоговое событие

Совместный детско-родительский досуг «Культура поведения в семье и обществе»

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

Утренний прием: личный пример, напоминание, объяснение

Условные сигналы (звонок к занятию, приглашение к игре в определенной форме и т.п.)

Культурно-гигиенические процедуры (напоминание, показ)

Сюжетно-ролевые и коммуникативные игры

Просмотр видеороликов, подготовленных родителями: «Я проснулся», «Я обедаю», «Я помогаю маме» и другие.

Выставка «Тема детства в русской живописи»

Чтение художественной литературы

Упражнения на саморегуляцию

Самоанализ выполненной на занятии или в процессе труда деятельности, оценка процесса и результата (младшие дошкольники – под руководством педагога, старшие – самостоятельно)

Подбор иллюстраций

Схемы для самоанализа

Деловая игра «Конфликт: плюсы, минусы, стили поведения»

Фото-конкурс «В мире детских эмоций»

Конкурс видеороликов «Я сам»

Итоговое событие

Детско-родительская интерактивная игра «А ну-ка, девочки, а ну-ка, мальчики!»

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости

сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Работа с дидактической игрушкой (этические беседы, разыгрывание ситуаций, индивидуально и в парах)

Коммуникативные игры

Сюжетно-ролевые игры

Мультимедиа-презентация «Что я чувствую» с последующей беседой

Выставка в мини-музее «Эмоции человека в живописи»

Беседа, словесные игры на закрепление понятий

Чтение художественной литературы

Обыгрывание ситуаций

Читательский день «Моя любимая книга»

Словесная игра «Продолжи предложение»

Беседы по картинам выставки «Эмоции человека в живописи»

Занятия по развитию речи, формированию коммуникативных навыков, обогащению активного словаря

Этические беседы

Фабульный сюжет

Подбор иллюстраций, детских книг о дружбе, взаимоотношениях детей

Мультимедиа-презентации, видеоролики, мультфильмы

Консультация «Развиваем эмоциональную отзывчивость в семье»

Конкурс творческих работ «Мой друг и я»

Итоговое событие

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в детском саду

Беседы во время утреннего приема, на прогулке о семье, детском саде, родной стране, мире, планете

Сюжетно-ролевые игры

Мультимедиа-презентации: Моя семья, Моя группа, Наш детский сад

Обыгрывание ситуаций

Словесные игры

Игры в парах и подгруппах

Создание плаката «Наша группа» (продуктивная подгрупповая деятельность)

Этические беседы

Беседы о семье

Продуктивная деятельность «Моя семья»

Подбор иллюстраций, детских книг о семье

Атрибутика для сюжетно-ролевых игр

Мультимедиа-презентации, видеоролики, мультфильмы

Семейный проект «Генеалогическое дерево семьи»

Фото-конкурс «Как две капли»

Итоговое событие

Итоговый совместный праздник «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Дежурство

Самообслуживание (одевание, раздевание, умывание в определенной последовательности)

Хозяйственно-бытовой труд

Труд в природе

Сюжетно-ролевые игры

Выставка в мини-музее «Труд человека в живописи»

Мультимедиа-презентации: «Профессии в мире искусств»

«Сельскохозяйственные профессии», «О тех, кто нас учит», «Рабочие профессии»

Мультфильмы «Кем быть», «Молочный Нептун», «Калейдоскоп профессий» и другие.

Беседы

Трудовые поручения

Проект «Какие бывают профессии»

Акция «Вторая жизнь старых вещей»

Дидактические игры, лото «Кому что нужно для работы», «Что лишнее»

Чтение художественной литературы

Беседы о профессиях

Продуктивные виды деятельности

Коллективный, ручной труд

Экскурсии на кухню, прачечную и т.д.

Подбор иллюстраций, детских книг о профессиях

Атрибутика для сюжетно-ролевых игр

Мультимедиа-презентации, видеоролики, мультфильмы

Семейный проект «Мамы и папы разные нужны, папы и мамы разные важны»

Семейная акция «Посадим вместе фруктовый сад»

Итоговое событие

Детско-родительский праздник «Ярмарка эмоций» (совместно с психологом)

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Оздоровительные мероприятия

Беседы во время утреннего приема, на прогулке об основах безопасного поведения

Мультимедиа-презентации «Приключения Маши и Вити» (4 блока)

Просмотр мультфильмов:

1) о правилах дорожного движения: Торопышка, Две стороны дороги в школу, Изучаем дорожные знаки с паровозиком Шоном и другие;

2) о безопасном поведении: Правила поведения при пожаре; Правила безопасного поведения в городе; Правила поведения на природе и другие.

3) о правах детей.

Проект «Неделя дорожной азбуки»»

Проект «Такое непростое простое яичко»

Беседы

Разыгрывание ситуаций

Театрализованные игры, игры-драматизации, кукольный театр «Би-ба-бо»

Проект «Неделя правовых знаниц»

Серия занятий познавательно-речевых занятий: «Бережем свое здоровье», «Безопасный отдых на природе», «Безопасность на дорогах», «Семейное благополучие», «Первая помощь».

Беседы о безопасности в природе, дома, в общественных местах

Пример: беседы по книге «Рассказы Феи Осторожность для больших и маленьких»

Г.Трафимовой

Подбор иллюстраций, детских книг о безопасном поведении, о правах ребенка

Мультимедиа-презентации, видеоролики, мультфильмы

Стенд «Воспитываем маленького пешехода»

Буклет «Дородная азбука – дошкольнику»

Семейная викторина «Знатоки дорожного движения»

Конкурс творческих работ «Права ребенка в картинках

Совместные детско-родительские оздоровительные мероприятия

Итоговое событие

Тематический досуг «Путешествие в Светофорию»

Список литературы

    Арушанова А.Г. и другие. Истоки диалога. – М., 2003.

    Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. – М., 1983.

    Дурова Н.В. Очень важный разговор: беседы –занятия с детьми об этике поведения. – М., 2002.

    Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М., 2008.

    Играют взрослые и дети. Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений. – М., 2006.

    Качанова И.А., Лялина Л.А. Традиционные игры в детском саду. – М., 2011.

    Козлова С.А. Социальное развитие дошкольника: советы родителям. – М., 2004.

    Курочкина И.Н. Как научить детей поступать нравственно. – М., 2001.

    Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М., 1991.

    Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М., 2012.

    Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать: коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. = М., 2003.

    Шорыгина Т.А. Основы безопасности для детей 5-8 лет. – М., 2007.

    Шорыгина Т.А. Трудовые сказки. – М., 2014 г.

    Якобсон С.Г. Моральное воспитание в детском саду. – М., 2003.

Степень включения человека в организацию, успешность или неуспешность процесса его адаптации к организационному окружению во многом зависят от того, насколько человек усвоил и принял нормы и ценности организации. Входя в организацию, человек сталкивается со многими нормами и ценностями, узнает о них от коллег, из проспектов и учебных материалов, от лиц, не являющихся членами организации. Человек может принять все нормы и ценности организации, может принять часть из них, может не принять их совсем. Каждый из данных случаев имеет свои отличительные последствия для включения человека в организацию, может быть по-разному оценен самим человеком, организационным окружением и организацией. Для того чтобы дать общую характеристику и оценку того, как восприятие норм и ценностей влияет на включение человека в организацию, важно не только знать, насколько полно он усвоил и принял нормы и ценности организации, но и то, какие нормы и ценности были приняты человеком, а какие отторгнуты.

Все нормы и ценности организации с точки зрения ее миссии, целей и организационной культуры могут быть разделены на две группы; безусловно необходимые для принятия всеми членами организации и принятые, но небезусловно необходимые нормы и ценности. В зависимости от того, какие нормы и ценности приняты новым членом организации, может быть выделено четыре типа адаптации:

  • отрицание (не принимаются никакие нормы и ценности);
  • конформизм (принимаются все нормы и ценности);
  • мимикрия (основные нормы и ценности не приняты, но соблюдаются необязательные нормы и ценности, маскирующие неприятие основных норм и ценностей);
  • адаптивный индивидуализм (обязательные нормы и ценности приняты, необязательные принимаются частично либо же не принимаются полностью).

Очевидно, что первый и третий типы восприятия человеком норм и ценностей организации делают невозможной его адаптацию к организационному окружению, приводят к его конфликту с организацией и разрыву связей. Второй и четвертый типы позволяют человеку адаптироваться и включиться в организацию, хотя они и приводят к существенно различным результатам включения.

Нельзя сказать, что какой-то из этих двух типов лучше, так как оценка принципиально зависит от того, в какую организацию входит человек. В бюрократических организациях, в организациях, в которых доминирует стандартизированная деятельность, где не требуется изобретательности, самостоятельности и оригинальности поведения, организацией может быть лучше и быстрее принят человек, воспринимающий все ее нормы и принципы. В предпринимательских и творческих организациях, где индивидуальность поведения может давать свои положительные результаты, адаптивный индивидуализм в большинстве случаев может рассматриваться как лучший путь восприятия человеком системы норм и ценностей организации.

Мониторинговые показатели

Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрос­лых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; стремится выполнять нормы и правила, относит содержащиеся в них требования к себе, четко формулирует нормы и правила, испытывает чувство вины и стыда при нарушении норм и пра­вил, понимает важность нравственного поведения, осознает последствия нарушения/соблюдения норм и правил и в соответствии с этим организует свое поведение.

Поведение определяется пра­вилами повседневной жизнедеятельности, действиями в привычных ситуациях; моральные нор­мы формулирует достаточно обобщенно, но может их нарушать в реальной ситуации, однако по­зитивно реагирует на замечания взрослого, старается исправиться, испытывает дискомфорт при нарушении норм и правил, хотя не может четко определить свое состояние и его подлинные причины; последствия нарушения норм и правил осознает и объясняет, ссылаясь на имеющийся опыт и соответствующую оценку взрослым поведения.

Поведение зависит не столько от норм и правил, сколько от непосредственных желаний; нормы и правила обобщенно не назы­вает и развернуто не объясняет, дифференцируя только как «хорошо», «плохо»; нормы и правила выполняются достаточно успешно при их совпадении с желаниями и потребностями ребенка, в иных случаях требуется в их выполнении помощь взрослого; при нарушении норм и правил не испытывает выраженного дискомфорта; понимает те последствия нарушения норм и правил, которые имеют отношение к его собственным интересам.

Моральные нормы и правила не являются действенными регуляторами поведения; действует спонтанно, ситуативно может вы­полнять некоторые простые нормы и правила, но в этом случае они продиктованы текущей ситу­ацией; нормы и правила поведения четко не осознает, не испытывает дискомфорта при их нару­шении.


Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Высокий. Внеситуатив­но-личностная форма общения со взрослыми: проявляет как ведущую потребность в понимании, ищет компромиссы со взрослым, усваивает знания прямым путем, интересуется проблемами социального характера и обсуждает их (например, ведет разговоры на личные темы), задает со­ответствующие вопросы; выполняет правила, задаваемые взрослым в общении, использует в об­щении развернутую речь. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками: проявляет потребность в сотрудничестве с другими детьми, умение договариваться, ставить и достигать общие цели, понимает и учитывает интересы и особенности других детей, использует разверну­тую речь.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Внеситуативно-познаватель­ная форма общения со взрослыми: проявляет как ведущую потребность в познании посредством общения, взрослого рассматривает как эрудита, источник знаний о предметах и явлениях физи­ческого мира, задает вопросы о мире природы, использует в общении развернутую речь, пытает­ся объективировать свой опыт, который значит больше, чем мнение взрослого. Ситуативно-деловая форма общения со сверстниками: проявляет потребность в общих действиях, сильные конкурентные мотивы, сверстник интересен как участник игр и как средство самоутверждения, использует ситуативную (краткую, свернутую с обилием междометий и обрывков фраз, слов) речь.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Ситуативно-деловая форма общения со взрослыми: проявляет как ведущую потребность в сотрудничестве со взрослым, пре­тендует на самостоятельное выполнение предметных действий, настаивает на своем варианте поведения, использует ситуативную речь с обилием междометий, обрывков предложений, наря­ду с речевыми средствами обильно использует предметные средства: жесты, позы, действия. Эмоционально-практическая форма общения со сверстниками: проявляет потребность в эмоцио­нальных контактах со сверстником, характерна подражательность, конфликты происходят, в ос­новном, из-за игрушек, действия подражательны, общение проявляется как веселая беготня, кри­ки, прыжки и т. п.

Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Ситуативно-личностная фор­ма общения со взрослыми: проявляется как ведущая потребность в доброжелательном внимании, непосредственно-эмоционален, в том числе в тактильных контактах; использует как ведущие экспрессивно-мимические средства: улыбку, взгляд, прикосновения и пр. Потребности в обще­нии со сверстниками явно не проявляет, сверстника рассматривает не как субъекта, а как пред­мет, не адресует ему личностные действия, воздействует с помощью предметных действий.

3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий.

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Ставит цели самостоятельно, инициативен в разных видах деятельности; цели разнообразны, связаны не только с утилитарны­ми, но и общественными нуждами; сам ставит и принимает от взрослого цели достаточно отда­ленные; развернуто отражает цели в речи; им подчиняется успешно, длительно согласует с це­лью свою активность; развернуто планирует этапы и условия ее достижения; создает условия, необходимые для успешного достижения цели; проявляет элементы прогнозирования.

Планирует разные виды умственной дельности, например, наблюдения для получения ин­формации, самостоятельно получает информацию из наблюдений, рассказов и пр., развернуто отражает в речи впечатления, выводы; самостоятельно действует в повседневной жизни, в раз­личных видах детской деятельности, уверен, четко соблюдает необходимую последовательность действий.


Волевое усилие проявляет часто, длительно противостоит отвлечениям, даже при выполне­нии не слишком интересной деятельности; цель деятельности удерживает без помощи взрослого и в его отсутствие, преодолевает трудности и помехи, не отказываясь от первоначальной цели, понимает и объясняет необходимость волевого усилия (трудиться, стараться, работать, сосредо­тачиваться и пр.) для получения качественного результата. Соподчинение мотивов возникает ча­сто; протекает осознанно, отношение к борьбе мотивов рассудительное; завершается соподчине­нием мотивов, принимается осознанное решение: борьба мотивов чаще завершается в пользу общественного мотива, находит компромиссы, позволяющие удовлетворить интересы разных сторон; в процессе деятельности установившееся соподчинение мотивов сохраняется; роль взрос­лого необходима в особо трудных случаях, когда значимость разных мотивов примерно одинако­ва. Обращается за помощью в ситуациях реальных затруднений, привлекает взрослого для со­действия в решении проблем после попыток их решить самостоятельно, не пытается переложить на взрослого усилия по решению проблемы.

Точно следует образцу, обследует его перед началом деятельности, задает взрослому уточ­няющие вопросы; результат соответствует образцу; ориентируется на способ действия в соответ­ствии с требованиями взрослого («как надо делать»), учитывает его и ему следует, при необхо­димости задает уточняющие вопросы. Самоконтроль проявляет повсеместно как в практической, так и умственной деятельности; независимо от участия взрослого в деятельности понимает и развернуто объясняет необходимость самоконтроля, делая акцент на качестве действий и их ре­зультата, использует разнообразные приемы самоконтроля в зависимости от задач или содержа­ния, условий деятельности; преобладает самоконтроль каждой отдельной операции, есть элемен­ты, предвосхищающие самоконтроль (с элементами прогнозирования); учитывает прошлый опыт; замечает и устраняет ошибки, корректирует при необходимости деятельность.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Самостоятельно, последова­тельно действует в повседневной жизни и привычной обстановке; в ситуации постановки новой задачи или в том случае, когда процесс достижения результата недостаточно ясен и неочевиден, уровень самостоятельности снижается.

Цели ставит в ситуациях, обычно привлекательных и связанных с предметно-практическими действиями; кратко и свернуто отражает цели в речи; цели касаются, в основном, интересов самого ребенка, но выходят за пределы его непосредственных нужд; цели связаны с близкой перспективой; планирует основные этапы достижения цели в обобщенном виде; понимает необ­ходимость ряда стандартных условий для достижения цели; создает некоторые стандартные условия для достижения цели, нуждаясь в руководстве взрослого. Волевое усилие проявляет достаточно часто, может противостоять отвлечениям в интересной, увлекательной деятельности, способен к волевому усилию в присутствии взрослого, в ситуации трудностей и помех ищет «обходные пути», необходимость волевых усилий понимает, но затрудняется четко объяснить. Соподчинение мотивов возникает достаточно часто, но общественные мотивы не всегда побеж­дают личные; борьба мотивов протекает как процесс метаний, поиска более подходящего для се­бя решения, завершается соподчинением мотивов, но остаются сомнения в правильности приня­того решения; роль взрослого в ситуации борьбы мотивов «помогающая»: на этапе выполнения задачи взрослый вынужден усиливать действие общественных мотивов, то есть дополнительно мотивировать ребенка, обращаясь к сказочным образам, моральным нормам, чувству привязанно­сти, личному опыту и пр. Обращается за помощью в ситуации реальных затруднений, но устра­няется от решения проблемы, адресуя эту задачу взрослому.

Старается следовать образцу, но этап обследования образца выражен недостаточно; резуль­тат по основным показателям соответствует образцу, старается следовать образцу, но не всегда успешно; задает вопросы по поводу конкретной ситуации выполнения задания, передавая ини­циативу взрослому. Самоконтроль проявляет в привлекательных видах деятельности, как прави­ло, предметно-практических ситуациях, при напоминании взрослого понимает и объясняет, ссылаясь на требования взрослых или пример других людей; использует несколько недостаточно

продуктивных приемов самоконтроля как универсальные для любых ситуаций; осуществляет пооперационный самоконтроль, но предвосхищающий не проявляется, замечает и пытается устранить ошибки (что не всегда удается), опирается на прошлый опыт, но не все условия может проанализировать; не всегда корректирует свою деятельность.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Систематически самостоятель­ность не проявляет; действуя сам, может нарушать требуемую последовательность действий; при самостоятельном выполнении качество результата деятельности снижается. Сам ставит цели, сугубо утилитарные, чаще цели определяются взрослым или ситуацией, в которую включен ре­бенок; цели связаны с ближайшей перспективой; нуждается в помощи взрослого на этапе плани­рования, называет условия, но не всегда важные для достижения цели, условия создает вместе со взрослым, цели называет при вспомогательных вопросах. Волевое усилие проявляет иногда, оно кратковременно; легко отвлекается, цель в ситуации трудностей и помех удерживает с по­мощью взрослого, через некоторое время меняет цель на более привлекательную; необходимость волевого усилия четко не понимает. Соподчинение мотивов возникает редко; борьба мотивов протекает бурно, с аффективными реакциями; завершается соподчинением личных мотивов об­щественным с помощью взрослого, роль которого в данном процессе «определяющая», решения в пользу личного или общественного мотива зависят от ситуации, соподчинение мотивов нару­шается ребенком в процессе выполнения деятельности: он начинает действовать под влиянием общественных мотивов. Обращается за помощью в тех ситуациях, когда сам не может решить проблему. К образцу обращается редко, не обследует его, результат соответствует образцу толь­ко в общих деталях, ориентируется лишь на общий способ активности (что надо делать). Само­контроль систематически не проявляет, осуществляет его, как правило, только в присутствии взрослого или при его участии в деятельности; в целом понимает необходимость самоконтроля, но не объясняет, использует приемы самоконтроля редко, приемы малоэффективны или неэф­фективны, преобладает самоконтроль по результату с элементами пооперационного само­контроля, собственный опыт учитывает редко, не корректирует деятельность.

Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Несамостоятелен, зависим от взрослого, требование взрослого действовать самостоятельно может вызвать скрытый или открытый протест, негативные переживания. Цели отражают непосредственные спонтанные побуждения ребенка; цели связаны с ситуацией, в которую он включен, диктуются обстановкой, условиями деятельности; затрудняется в вербализации своих целей или целей, поставленных взрослым даже при помощи взрослого, не может инициировать содержание деятельности, пла­нировать достижение цели и организовывать условия деятельности без помощи взрослого не может. Волевое усилие, как правило, не проявляет; не может удерживать цель деятельности, меняет цель сразу на псевдоигровую, если задание требует волевого усилия; взрослый может по­влиять на поддержание волевого усилия лишь кратковременно, не понимает сущность волевого усилия («зачем стараться?»).

Борьба мотивов не проявляется, соподчинение мотивов не возникает или возникает случайно, ребенок решает проблему сразу в пользу более привлекательного мотива, личные и обществен­ные мотивы в ситуации, когда взрослый требует отдать приоритет общественным мотивам, при­ходят в открытый конфликт; личные мотивы доминируют. Не привлекает взрослого к содей­ствию, может настаивать на самостоятельности даже в ситуации непродуктивной деятельности, отказывается от сотрудничества со взрослым.

К образцу не обращается, результат образцу фактически не соответствует; действует безот­носительно указаниям взрослого на способ действия. Самоконтроль самостоятельно не проявляет; если самоконтроль и наблюдается, то только по готовому результату, не учитывает опыт и не кор­ректирует деятельность в присутствии взрослого или участие его в деятельности ребенка суще­ственно не влияет на проявления самоконтроля; не понимает необходимость самоконтроля или считает ненужным; не использует приемы самоконтроля.