Экономическое образование младших школьников. Психолого-педагогические условия экономического воспитания младших школьников

19.04.2019

Возрастные и индивидуальные особенности учеников младшего школьного возраста. Основные цели, задачи и принципы экономического воспитания младших школьников - разработанной системы работы, направленной на формирование экономического сознания учащихся.

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Психолого-педагогические условия экономического воспитания младших школьников

КЕМЕРОВО

ВВЕДЕНИЕ

1.3 Роль семьи в экономическом воспитании младших школьников

ГЛАВА 2. ВВЕДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Основные цели, задачи и принципы экономического воспитания младших школьников

2.2 Психолого-педагогические условия экономического воспитания

младших школьников

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

3.1 Описание методики диагностирования сформированности экономических представлений у младших школьников

3.2 Экспериментальное исследование уровня сформированности экономических представлений у младших школьников

3.3 Интерпретация результатов исследования и оценка экономической воспитанности младших школьников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Мировой практикой хозяйственного и культурного развития давно и точно установлено, что среди всех возможных инвестиций самыми надежными являются инвестиции в человеческий капитал, от качества которого зависит будущее цивилизации, вступившей не только в новый век и новое тысячелетие, но и в новую эпоху глобализации и универсализации, стремительного перехода цивилизации к новой форме развития, когда количественный рост сменяется эрой качественного совершенствования человечества.

Происходящие сегодня преобразования в РФ, в том числе становление рыночных отношений, обусловили необходимость воспитания школьников с учетом рыночного опыта. Поэтому особенно актуальным становится экономическое воспитание.

Интерес школьников и их родителей к экономическому воспитанию вызвал необходимость введения в программы общеобразовательных школ учебных предметов, направленных на изучение основ экономики.

Во многих школах предмет «Экономика» включен в учебные планы. В настоящее время разработаны и широко применяются в школе курсы экономики следующих авторов: Л. Антоновой, И. Липсица, Б. Райзберга и др.

Проблемы экономического воспитания школьников рассмотрены в трудах следующих ученых: А. Ф. Аменд, Ю. К. Васильева, Б. З. Вульфова,

Е. Н. Землянской, М.Б. Рамазова, Н.С. Толстого, Л.П. Фридмана и др. Перечисленные авторы считают целесообразным начинать экономическое воспитание как можно раньше.

При строгом научном подходе, экономическое образование и экономическое воспитание следует рассматривать как две разные, хотя и органически переплетающиеся стороны единого процесса и явления - экономической подготовки. Экономическая подготовка - это процесс и результат усвоения учащихся экономическими знаниями, навыками и умениями.

Экономическое воспитание - это систематическое, целенаправленное, воздействие общества на человека в интересах формирования знаний, умений и навыков, потребностей и интересов и других социально-психологических качеств, а главное - образа мышления и деятельности, в выработке определенных черт экономически воспитанной личности, соответствующих природе рынка.

Особую актуальность вопросы экономической подготовки приобретают в настоящие время.

Реформа школы предполагает коренное улучшение трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников на содержания обучения с производительным трудом, дополнить всеобщее среднее образование молодежи всеобщим профессиональным образованием.

В тесной связи с трудовым обучением должно обеспечиваться и экономическое воспитание учащихся. Это значит, что учащиеся должны включаться в активную экономическую деятельность.

Несмотря на выше изложенные обстоятельства, определяющие актуальность выбранной темы дипломной работы, в начальной школе до сих пор продвижение экономических знаний идет крайне медленно.

Учитывая изложенное, и исходя из реальных требований жизни, и с учетом социально - экономических перспектив, необходимо осуществлять экономическое воспитание детей младшего школьного возраста.

Проблема исследования: каковы условия экономического воспитания младших школьников.

Объектом исследования в дипломной работе является психолого-педагогический процесс экономического воспитания младших школьников.

Предметом исследования являются психолого - педагогические условия экономического воспитания младших школьников.

Цель: изучить психолого-педагогические условия и приемы экономического воспитания младших школьников.

При написании дипломной работы поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы экономического воспитания младших школьников.

2. Изучить возрастные особенности экономического воспитания младших школьников.

3. Изучить психолого-педагогические условия экономического воспитания младших школьников.

4. Рассмотреть приемы экономического воспитания младших школьников.

5. Экспериментально исследовать уровень экономических представлений младших школьников.

6. Разработать задания, упражнения по формированию экономических представлений младших школьников.

Гипотеза: экономическое воспитание младших школьников будет успешнее, если соблюдаются следующие условия:

Учитываются возрастные и индивидуальные особенности учеников;

Используются задания, направленные на формирование экономических представлений младших школьников;

Используются психолого-педагогические приемы экономического воспитания.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент.

Базой для проведения эмпирического исследования являлась Средняя Общеобразовательная Школа № 65, г. Кемерово.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Теоретический обзор проблем экономического воспитания младших школьников

Экономическое воспитание - это организационная педагогическая деятельность, специально разработанная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся .

В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, о развитии производительных отношений, о действующем хозяйственном механизме.

Экономическое воспитание должно быть всеобщим, охватывать все категории и социальные группы населения, с акцентом на формирование у учащихся научного подхода к оценке социальных проблем, способности к самостоятельному, творческому мышлению, развитию экономического сознания, в соответствии с экономическими законами современной перестройки всей жизни общества .

Экономическое воспитание следует начинать еще в начальной школе, так как именно в младшем школьном возрасте закладывается основа будущего формирования личности. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания школьников, начиная с младших, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности к этому.

Основная цель экономического воспитания - раскрыть окружающий предметный мир материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.

В настоящее время значительно повысились требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того чтобы школьник научился разбираться в сложнейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении необходимо уже с младшего школьного возраста.

Проблема экономического воспитания в качестве одного из самостоятельных направлений стала разрабатываться в психолого-педагогической науке в 60-е годы ХХ столетия.

В 70 - 80 гг. прошлого столетия в педагогической литературе появилось множество исследований, посвящённых экономическому воспитанию школьников, в которых оно рассматривалось: 1 - как часть элемента трудового воспитания (Ю. К. Васильев, Н. П. Кулакова); 2 - как синтез трудового, нравственного, идейно-политического воспитания (В. К. Розов); как самостоятельное направление, составная часть системы воспитания (А. Ф. Аменд, И. А. Барило, З. А. Валиева, И. Б. Иткин, В. П. Кисилёв, Л. П. Кураков, Л. М. Нульман, О. В. Плахотник, Л. И. Пономарёв, И. Ф. Прокопенко, И. П. Рябинина, И. А. Сасова, Т. Е. Сергеева, В. А. Товстик и др.).

В указанных работах даются различные определения понятия «экономическое воспитание». В некоторых работах, под экономическим воспитанием понимается овладение учащимися экономическими знаниями, формирование умений и потребностей применять их на практике (А.Я. Автономов, А.Ф. Аменд, М.Л. Малышев, И.А. Сасова, Б.П. Шемякин и др.).

Ряд авторов в определении экономического воспитания отмечают, что его основой является формирование экономического мышления, сознания, поведения, качеств личности, которые необходимы ей в производственно-экономической деятельности и повседневной жизни (И.Б. Иткин, Е.Н. Кириллова, К.Я. Клепач, Н.П. Кулакова, Н.В. Михалкович, М.И. Михайлов, Л.П. Мельникова и др.). Другие считают, что экономическое воспитание выражается, прежде всего, в осмысленном, осознанном, ответственном отношении к труду (Б.П. Шемякин, В.К. Розов), к труду и окружающей среде (Н.В. Михалкович), к труду, его результатам, природной среде, ко времени (Е.Н. Кириллова, А.С. Прутченков, В.И. Ширинский и др.)

В настоящее время под экономическим воспитанием школьников, понимается организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование элементов экономического сознания посредством передачи основ экономических знаний, формирование экономических умений и навыков, связанных с экономически целесообразной деятельностью, формирование экономически значимых качеств личности, развитие экономического мышления на уровне доступному школьнику .

Экономическое воспитание, по мнению Семенихина В. А., имеет ярко выраженный прикладной характер и, поэтому, приемы и методы его осуществления необходимо выделить из общего арсенала педагогических приемов и методов .

Результаты экономического воспитания, согласно Ковалевой В. Е. будут проявляться в осознанном отношении детей к любому труду; в их поведении при решении вопросов эффективности расходования ресурсов: денежных, одежды и обуви, электроэнергии и воды, пищи и отходов, времени и здоровья .

Экономическое воспитание школьников органически связано с образованием, многие его задачи решаются в процессе обучения как важнейшего воспитательного процесса.

Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния человека и общества от качества труда. Они учатся распределять работы во времени, измерять время и осуществлять его затраты, организовывать рабочее место. Дети овладевают рациональными приемами, повышающими качество и производительность труда, основами экономической культуры.

Благодаря экономическому воспитанию, младшие школьники познают значение природных ресурсов для человека и проникаются бережным разумным отношением людей к природе. Получают элементарные представления о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества, учебников, расходов на ремонт здания школы, ее оборудования и т. п.

Учитывая выше изложенное, уже в начальных классах школы целесообразно начинать освоение основных экономических терминов, таких как: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др. При этом, важно акцентировать внимание на понятиях, которые связаны с собственностью, таких как «наше», «общее», «чужое».

Экономическое мышление - это отражение человеком закономерностей общественного производства в виде понятий, а точнее говоря, в их определенной системе, логической связи. Поэтому очевидно, что это требует постоянного повышения экономических знаний и навыков. Эффективность экономического воспитания повышается за счет педагогического руководства учителя, владеющего основами экономики и методикой экономического воспитания, методами диагностики сформированности экономических представлений, экономической воспитанности младших школьников .

Эффективность экономического воспитания младших школьников также зависит от его систематичности, экономической направленности содержания учебной и внеклассной работы, от потенциальных возможностей усвоения детьми элементарных экономических знаний и формирования экономических умений.

Экономика - это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться.

Младший школьник участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и тем самым получает первичный экономический опыт. Поэтому задача педагога заключается не только в том, чтобы дать школьнику какой-либо объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться.

Исходя из вышесказанного, предлагается включить в программу экономического воспитания младших школьников следующие темы:

1.Моя страна и моя семья

2.Доходы семьи

3.Расходы семьи

4.Текущий и перспективный семейный бюджет

5.Семейные сбережения и их использование

Младший школьник должен знать основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание на занятиях; уметь: соизмерять свои потребности и возможности; осознавать, что деньги «растут» если их хранить не в банке - копилке, а в Банке; почувствовать причастность своей семьи к развитию и укреплению государства и неразрывную между ними связь; усвоить, что зарплата - это оплата за количество и качество труда, а пенсии - компенсация за прошлый труд, пособия на детей - это аванс детям в расчете на их будущий труд; что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их сократить; что сбережения семьи - это денежные средства, которые могут сохраниться, если разумно расходовать свои доходы и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, дорогостоящих вещей; и т.п.

1.2 Особенности воспитания детей младшего школьного возраста

Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими .

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно - вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущими возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 80% .

Несмотря на вышесказанное, ни в коем случае нельзя забывать, что еще не прошло время бурного роста, когда дети тянутся вверх. Остается и дисгармония в физическом развитии, оно явно опережает нервно-психическое развитие ребенка. Это сказывается во временном ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях. Все это, усугубляет ситуацию для ребенка, истощает его силы, снижает возможность опоры на ранее приобретенные психические образования.

Из сказанного следует, что самые первые шаги ребенка в школе должны находится под пристальным вниманием родителей, педагогов и врачей.

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности.

Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Задача школы первой ступени - поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект обычно развивается так, как ни в какое другое время. Здесь особенно велика роль школы, учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания методов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста .

Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего - мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

В первом-втором классах уровень произвольного поведения все еще невысокий, дети еще весьма импульсивны и не сдержанны.

Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Сравним: из 15 предложений дошкольник запоминает 3-5, а младший школьник - 6-8 .

Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.

У учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но и одновременно свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «Р», но с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое .

Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер .

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения.

Память в этот период память имеет преимущественно наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. При этом ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации учебного труда.

Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.

В младшем школьном возрасте особую значимость и привлекательность приобретают для ребенка юность и взрослость. Именно эти возрасты кажутся детям наиболее счастливыми и желанными. Причем дети впервые начинают выделять для себя такой критерий, как социальный статус человека (его профессия, положение в обществе, семейный статус и пр.). Ребенок начинает думать о своем будущем и хочет занять определенное место в обществе (милиционера, начальника, ветеринара, мамы и пр.).

Представление о себе в новом социальном качестве выступает у младших школьников в виде освоения ролевого поведения как наиболее адекватной формы социальной активности. Именно в роли объективируется социальная по смыслу перспективная цель .

Школа привлекает многих детей, прежде всего, своими формальными аксессуарами. Такие дети ориентированы прежде всего на внешние атрибуты школьной жизни -- портфель, тетрадки, отметки, некоторые известные им правила поведения в школе. Желание учиться в школе для многих шестилеток не связано со стремлением к изменению дошкольного образа жизни. Напротив, школа для них - это своеобразная игра во взрослость. Такой школьник выделяет в первую очередь социальные, а не собственно учебные аспекты школьной действительности.

Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для экономического воспитания. Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производительный труд, значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем несравнимо.

Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двигательную активность - все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.

1. 3 Роль семьи в экономическом воспитании младших школьниковПо мнению Л. А. Голуб, взаимосвязь общего стиля воспитания и частных вопросов - это основа экономического воспитания ребенка в семье .Обладание «имуществом» развивает в людях чувство ответственности за него, и способствует развитию самостоятельности мышления. Поэтому родителям необходимо соблюдать гарантии неприкосновенности частной собственности. Тем, что принадлежит ребенку, может распоряжаться только он сам. Причем, это должно относиться к деньгам, игрушкам, книжкам и т.д. То есть, если оговорено, что данная вещь принадлежит ребенку - нельзя ругать его за то, что он вздумал ее подарить кому-то, или обменять, или просто испортил. Только осознание последствий своего поступка может в дальнейшем удержать ребенка от неверного шага.Иными словами, пусть лучше обнаружит, что зря подарил другу новенький игрушечный самосвал, чем лет через 20 - что опрометчиво расстался с автомобилем или квартирой. Естественно, при появлении той или иной вещи, надо попробовать найти ее «хозяина» и ненавязчиво объяснить ребенку, что он может с этой вещью делать, как распоряжаться ею и т.д. Можно вспомнить и свое детство, рассказать, как лично берегли (или не берегли) свои игрушки, и что из этого получилось. Иными словами, наметить перспективу «жизни» той или иной вещи. Тогда ребенок будет готов к тем неожиданностям, с которыми может столкнуться (потерялась, разбилась, порвалась - или: сохранилась так хорошо, что служила много лет, и была самой любимой).Принять все убытки заранее. Никакой опыт не бывает бесплатным. Задать себе вопрос: согласны ли «потерять» определенную сумму сейчас, когда многое поправимо, или столкнуться с необратимой ситуацией в дальнейшем.Младшему школьнику необходимо всегда объяснять, почему потратить деньги можно именно таким образом. В покупке важна не она сама, а обсуждение вокруг нее - возможные варианты, соотношение качества и стоимости, ее влияние на отношения с другими («Теперь ты сможешь пригласить своих друзей и послушать этот диск вместе с ними»). Это приучает ребенка выбирать, а значит, анализировать существующие альтернативы. Советоваться с ним и при совместных покупках. Польза двойная: можно будет увидеть, каков ход его мыслей, что для него является критерием успешности покупки («как у всех», «как ни у кого», «очень дешево», «выглядит дорого», «все ахнут» и т.д.) и получить иной взгляд со стороны .Необходимо также четко соблюдать договоренность: никаких «дополнительных» финансовых вливаний, если ребенок нерационально распорядился первичной суммой; всегда надо отдавать обещанное, в противном случае - не обещать невыполнимого. Самая распространенная ошибка родителей - это компенсация утерянного (неправильно потраченного) ребенком.Обязательно определить систему финансирования ребенка. Навык обращения с деньгами формируется при непосредственном действии и его многократном повторении.Система финансирования младшего школьника (карманные деньги). Главный тезис: карманные деньги - это те средства, распоряжаться которыми ребенок может по своему усмотрению, несмотря иногда и на советы взрослых.Карманные деньги - это не способ поощрения или наказания, а средство развития определенных навыков, своеобразный инструмент. Поэтому необходимо определить основные позиции: периодичность выдаваемых средств; размер (сумма); что входит в перечень затрат; штрафные санкции. Периодичность выдаваемых средств: оптимально - еженедельно.Размер естественно, чем младше ребенок, тем меньше сумма. Исходить надо из своих возможностей, но поинтересоваться у ребенка, какая сумма бы его устроила. Этим определяться его запросы. Если запросы слишком высоки (часто дети, кстати, не очень требовательны), вместе нужно откорректировать их, объяснив, что можно выделить только определенные средства.Что входит в перечень затрат (или: что ребенок может и что должен покупать на эти деньги). Надо напоминать ребенку почаще, что деньги - это средство для получения чего-то, а не цель сами по себе. (Многие дети мечтают стать богатыми. Лучше, если они будут мечтать иметь деньги, чтобы…построить корабль, открыть школу, путешествовать и т.д.) Обязательно надо интересоваться, куда потрачены деньги или оплачены ли необходимые расходы. При этом нельзя настаивать на полном отчете о личных тратах - надо уважать тайны ребенка, его возможные промахи .Система штрафов - это что-то вроде деловой игры, когда убытки хоть и не смертельные, но весьма неприятные. Такая игра может послужить неплохой диагностической процедурой для ребенка. Это покажет, насколько он готов к материальной ответственности за свои действия, насколько внимателен, самостоятелен и справедлив к потребностям других.Как считает Орлова И.Ю., дети знакомятся с понятием «штраф» в общественном транспорте, когда некоторые люди не платят за билет. Согласно материалам Золотаревой А.В. система самостоятельного распоряжения деньгами дает следующие преимущества:1. Умение считать (в прямом арифметическом смысле: складывать, умножать, делить и т.д.)2.Знание о соотношении стоимости вещей (услуг)3.Умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим и т.д.). Умение выбирать развивает мышление и способности анализировать.4.Умение отказываться (от менее нужного, от некачественного, от менее ценного - и соответственно определять приоритеты)5.Повышение самооценки, чувства собственного достоинства. Как любой навык (знание, умение) - новый опыт прибавляет уверенности («Я сам что-то решаю»). Мера психологической зрелости - это мера ответственности. Чтобы почувствовать себя взрослым, надо познать себя через действие, через проявление себя в тех или иных ситуациях. Механизм здесь таков: поступок - последствия - осознание - понимание - развитие - психологическая зрелость - новый, уже более зрелый поступок.6. Познание себя. Иногда дети с удивлением обнаруживают, что они не так добры, как о себе думали; не так беспомощны, как предполагали - все это ведет к рефлексии.7. Познание других. Чем раньше ребенок осознает, что денежные отношения иногда являются «лакмусовой бумажкой» и для дружбы, и для любви, тем меньше ошибок и провокаций совершит он в дальнейшем. Уважение интересов других - тоже важно. Осознав, как иногда трудно лишиться части своей собственности, не будет претендовать на собственность другого.8. Радость благотворительности, безвозмездной помощи другим. Это важно. Можно даже предложить ребенку пожертвовать часть его средств на добрые дела и посмотреть, как он к этому отнесется.9. Возможность проявить себя «на равных» в отношениях с родителями (заключение договоров, одалживание, возможность «скинуться» на общее дело и т.д.).10. Знакомство с основными финансовыми понятиями - «долговое обязательство», «кредит», «договор», «расписка» и т.д.11. Умение просчитывать свои действия, видеть последствия того или иного решения.Анализируя все вышеизложенное, можно сделать вывод о значительной роли семьи в процессе экономического воспитания детей младшего школьного возраста.Экономическое воспитание - это организационная педагогическая деятельность, специально разработанная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся.Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирование экономических и нравственных качеств, образующихся и необходимых в процессе экономической деятельности и ее успешного внедрения; общественной активности, предприимчивости; бережливого, честного отношения к общественному достоянию, обновлению технологических процессов и оборудования.ГЛАВА 2. ВВЕДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ2.1 Основные цели, задачи и принципы экономического воспитания младших школьниковОчевидно, что экономическое воспитание младших школьников помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире.Целью экономического воспитания как уже отмечалось выше, является приобретение элементарных навыков поведения в условиях рынка, создание понятийной основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах. Основными задачами являются:· в сфере обучения - освоение основ знаний о современной экономике, принципах и закономерностях ее функционирования, умений экономической деятельности;· в сфере самосознания - осмысление своего индивидуального потенциала, формирование осознанного гражданского экономического поведения;· в сфере мотивации - развитие интереса к проблемам экономики страны и семьи, постоянной потребности в новых знаниях, стремления к самовыражению и самореализации, что должно стать средством социальной защиты, адаптацией детей к будущей жизни в рыночных условиях.Реализация поставленных задач и цели может идти путем:1. Интеграции экономического воспитания с математикой или технологией, где экономические знания будут находить практический выход (математические расчеты, качества личности - трудолюбие, предприимчивость, экономность).2. В рамках отдельных курсов, для которых разработаны и рекомендованы Министерством образования УМК под редакцией Л.М.Клариной, Т.Смирновой, И.Стасовой или другие.Рассмотрим основные методы и приемы работы по формированию экономических знаний, умений.В рамках общего экономического образования в начальных классах акцент делается на элементарных понятиях, связанных с жизненным опытом детей. Содержательная часть курсов по экономике основывается на настоящих и будущих экономических и социальных ролях учащихся (я - личность и гражданин, я - собственник, я - участник финансового рынка, я - потребитель, я - производитель и др.). Для изложения теоретического материала используются следующие методы и приемы: элементы лекций, рассказ, диалоги, проблемные ситуации, видео сюжеты для размышления .В программе экономического курса предусмотрены практические работы: расчет бюджета своей семьи, составление меню для школьника и расчет его стоимости, изготовление сувениров из вторичного сырья, решение задач с экономической направленностью.Для активизации учащихся и поддержания интереса к изучаемому материалу применяются активные методы учения: деловые и ролевые игры («Мир профессий», «Праздничный стол», «Робинзон», «Путешествие на остров Бартер», «Строительство домов», «Безработные и предприниматели» и другие), компьютерные и настольные игры («Жизнь или кошелек», «Монополия», «Банкир»), дискуссии на проблемные экономические темы, уроки-конкурсы («Самая экономная хозяйка», «Конвейер», «Знаешь ли ты цены», «Аукцион знаний», уроки-презентации с использованием возможностей компьютерных технологий и др. Все это носит познавательный и праздничный характер. Положительная эмоциональная окраска усиливает мотивационный аспект.Активность экономического воспитания младшего школьника в процессе обучения тесно связана с его интересом к предмету. Только в этом случае он принимает активное участие в обсуждении поставленных учителем вопросов, внимателен к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке выводов и правил. Интерес как нельзя лучше помогает запоминанию и повышает работоспособность. Именно поэтому в создании учебников по экономике для младших школьников использована сказка. По ходу слушания сказки ребята обсуждают, дискутируют, запоминают экономические термины. Занимательные задания (ребусы, загадки, шарады, кроссворды, логические задачи) развивают память, мышление и закрепляют знания .Учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников, их наглядно образное мышление, в программу курса введены экскурсии на предприятия города, в банк, в страховую компанию, в музей. Для некоторых заданий необходимы творческие тетради-альбомы. Для запоминания и правильного написания, произношения экономических терминов можно вести «Словарик», который дети сами сделают на уроках технологии.Для эффективной работы по данному курсу важна тесная связь с родителями. Их необходимо посвящать в то, происходит на занятиях, вовлекать в учебный процесс, создавая условия для их непосредственного участия в расширении представлений детей о различных аспектах экономической жизни семьи, города, страны. Этому могут способствовать и специальные домашние задания, при выполнении которых детям предлагается обращаться за помощью к родителям: консультироваться, обсуждать возможные варианты решений и способы их доказательства. При работе с родителями предлагаются различные формы: устная или письменная информация о содержании курса, о результатах занятий, консультации, собрания, конференции, участие в конкурсах, дискуссионный клуб, обмен опытом между родителями.Рассмотрим основные приемы контроля усвоения знаний, умений и критерии экономической подготовки младших школьников.Для контроля знаний, осуществления дифференциации и индивидуализации обучения предусмотрены задания разной степени сложности с учетом интересов и возможностей учеников. В процессе проверки необходимо выяснить, как учащиеся умеют воспринимать и воспроизводить полученную экономическую информацию, конкретизировать свои ответы примерами из жизни. В ходе игровых действий проявляются экономические знания. В практической и трудовой деятельности, возможно, проверить знание сути экономических явлений.Через умения организовать и спланировать предстоящую работу, умения бережного и рационального использования материалов и времени, возможно, оценить сформированность таких качеств личности ученика как бережливость, целеустремленность, активность, предприимчивость.Проверка и оценка экономических знаний и умений может быть проведена в виде письменного или устного опроса, тестовых или контрольных работ или при практическом применении в заданиях игрового характера. Итоговая оценка выставляется в форме «зачет» - «незачет» или учитывается при выставлении оценки по предмету «Технология» .Вопрос об оценке знаний учащихся может быть решен и творчески. С первых же уроков вводится «экон» - денежная единица страны Экономики. Экон оценивает знания учащихся и их активную работу на занятиях вместо обычной пятибалльной системы.Полученные учащимися эконы являются прообразами заработной платы и чрезвычайно повышают активность учащихся. Система начисления эконов носит сквозной характер. На каждого ученика открывается лицевой счет, на который вносится сумма заработанных эконов .Начисление и снятие происходит по усмотрению учителя или при коллективном рассмотрении. Со счета может сниматься сумма на проведение игр. Сумма на счетах учеников изменяется от занятия к занятию и является своего рода итоговой оценкой успешности изучения курса.Изложенные идеи применимы в обучении детей в любой массовой школе в 3-4 классах по традиционной или развивающим программам.2.2 Психолого-педагогические условия экономического воспитания младших школьниковЭффективность экономического воспитания младших школьников обеспечивается рядом условий:- включением детей в различные виды деятельности, среди которых особое место занимает трудовая;- максимальным использованием учителями возможностей учебно-воспитательного процесса начальной школы;- выявлением изучаемых экономических понятий, формируемых экономических умений, опорных нравственно-экономических качеств личности младшего школьника;- определением содержания, форм и методов организации деятельности детей, имеющих экономическую направленность и соответствующих их возрасту;- опорой на личный опыт учащихся;- педагогическим руководством, обеспечивающим научную организацию детского труда.Результативность процесса экономического воспитания младших школьников выразится в уровне их экономической воспитанности, основой которой являются опорные нравственно-экономические качества личности.Потенциальные возможности учащихся младшего школьного возраста позволяют осуществлять их экономическое воспитание. При целенаправленном педагогическом руководстве этим процессом дети усваивают экономические понятия на разных уровнях: от представлений до осознания сущности этих понятий, приобретают экономические умения допрофессионалъного характера, у них формируются такие качества личности, как бережливость и организованность .Таким образом, экономическое воспитание в младшем школьном возрасте при условии эффективного педагогического руководства является фундаментом для осуществления экономического воспитания в последующие возрастные периоды.Приобретенные учащимися в начальной школе экономические знания и умения, позволяющие рационально решать познавательные и практические задачи, являются необходимой основой для дальнейшего развития экономического образования и воспитания детей на последующих ступенях обучения.Исходя из вышеизложенного, вся система экономического воспитания в школе должна развиваться по следующим основным направлениям:

· во-первых, необходимо развитие у школьников элементарных навыков экономического мышления, первоначально полученных ими в дошкольных учреждениях, семье;

· во-вторых, экономическое воспитание школьников предполагает, развитие у них элементов экономического мышления и сознания в процессе:

1) экономического образования учащихся - от усвоения простейших экономических понятий до овладения основами экономической теории при изучении предметов школьного цикла;

2) насыщения экономическим содержанием других дисциплин, обеспечения связи (по возможности) уроков математики природоведения, истории, чтения с экономическими явлениями, законами;

3) систематического информирования учащихся о хозяйственной жизни страны, республики, края, города, района.

· в-третьих, организация системы экономического воспитания учащихся предусматривает:

1) обеспечение на практике единства трудового и экономического воспитания, соединения обучения с производительным трудом;

2) обогащение трудового обучения, общественно полезной работы учащихся в летние каникулы экономическим содержанием

3) развитие внешкольной работы, включающей организацию популярных бесед о необходимости рачительного отношения к материальным ценностям школы, проведение «Уроков бережливости», конкурсов на лучшее сохранение школьных и личных книг, учебников.

· в-четвертых, развитие школьного самоуправления и распространение его на вопросы экономический жизни школы;

· в-пятых, соответствующая методическая подготовка учителей и родителей.

В процессе экономического воспитания школьников важно заложить основы экономического мышления. Но для этого необходимо включение детей в посильные виды трудовой и экономической деятельности.

Особенность формирования нового типа экономического мышления - отказ от устаревших, изживших себя стереотипов, творческое восприятие всего нового, перестройка мышления и психологии - это важная задача на современном этапе ускорения социально-экономического и духовного развития нашего общества.

Необходимо отметить, что формирование у школьников современного экономического мышления происходит в какой-то мере проще, чем у лиц старшего возраста, поскольку над ними меньше довлеет груз устаревших представлений, что не требует особой переориентации их взглядов .

Для осуществления этого надо отказаться от устаревших и выработать новые методы и формы экономического образования. Один из путей - проблемный характер обучения. Рассмотрим его преимущество. Если, например, при объяснительно-иллюстративном методе происходит, в основном, простое запоминание известных выводов и обобщений, излагаемых учителем, преподавателем, то при проблемном - активизируется самостоятельная мыслительная деятельность учащихся, то есть у них развивается познавательный интерес.

Раскрывая основное содержание излагаемого материала путем постановки конкретных вопросов, учителю удается, во-первых, сконцентрировать внимание учеников и дать им возможность мыслить последовательно, глубоко, и, во-вторых, подтолкнуть их к самостоятельным выводам и заключениям.

Следовательно, проблемное изложение делает усвояемый материал более доказательным и убедительным, развивает у учащихся различные качества ума, дает образец научного поиска, учит мыслить диалектически, повышает познавательные интересы.

Все это является предпосылкой формирования у детей нового экономического мышления и экономического сознания.

Проблемные формы обучения, в свою очередь, требуют от самого учителя глубоких научных знаний, педагогического мастерства; умения так организовать экономическое образование, чтобы ученики заодно с ним участвовали в разрешении любых вопросов. При этом учащиеся становятся как бы единомышленниками, соучастниками мыслительной деятельности учителя. В результате в процессе обучения формируется активная личность, умеющая отстаивать свои убеждения и обосновывать свои поступки.

В процессе экономического воспитания у школьников формируется экономическое мышление, а последнее способствует осмысливанию явлении экономической жизни, усвоению экономических понятий и теории в их логической взаимосвязи, разумному оперированию знаниями.

Экономическое мышление есть отражение человеком закономерностей общественного производства в виде понятий, а точнее говоря, в их определенной системе, логической связи .

В оценке экономической подготовленности младших школьников выделены три критерия:

1. Овладение комплексом экономических понятий, категорий, законов, доступных возрасту младшего школьника.

2. Степень овладения экономическими умениями, направленными на совершенствование производства и труда, на получение более высоких показателей в учебе (умение планировать работу, рационально использовать оборудование и материалы, использовать передовые приемы труда, анализировать ход и результаты работы), на активность при участии в ролевых и деловых играх, на правильность и обоснованность ответов в ходе тренингов и практикумов.

3. Уровень сформированности экономически значимых качеств личности (трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, деловитость, экономность, предприимчивость).

Подход к оцениванию носит строго индивидуальный характер, учитывает интерес и склонности ученика к экономическим знаниям, возрастные психофизиологические особенности. Младший школьный возраст - это первый этап овладения экономическими знаниями.

Экономические знания положительно влияют на учебно-воспитательный процесс. Появляется стойкая заинтересованность у учащихся в получении знаний, формировании умений по общеобразовательным дисциплинам, развивается речь, мышление, коммуникативные способности, ответственность за принятые решения. Ученики становятся более дисциплинированными, бережливыми к школьному имуществу, целеустремленными. ВВЕДЕНИЕ экономических знаний имеет образовательное, развивающее и воспитывающее значение.

2.3 Формы экономического воспитания младших школьников

Особого внимания заслуживает вопрос о формах экономического воспитания младших школьников. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, наиболее эффективными из них являются следующие:

Урок должен включать различные типы деятельности учащихся;

Предусматривается широкое использование художественного слова, деловых, ролевых, имитационных игр, изобразительной деятельности;

Используются тексты знакомых сказок, решаются задачи, в которых участвуют знакомые литературные герои;

Задаваемые вопросы ставятся с опорой на опыт детей;

Обсуждаются проблемы, ситуации и явления, с которыми дети уже встречались и т.п.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Киселева О.С., учитель начальных классов

В новых условиях социально-экономического развития России вопросы формирования экономической культуры подрастающего поколения становятся важной стратегической проблемой образовательной системы. В современных условиях непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с начальных классов.

Экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире. Целью экономического образования является приобретение элементарных навыков поведения в условиях рынка, создание понятийной основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах.

У ченик даже начальной школы должен знать, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; уметь делать осознанный выбор; представлять назначение денег; должен понимать, из чего складывается бюджет семьи и школы; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники.

Ученики 1-го и 2-го класса в основном имеют дело с экономикой семьи. Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашней утвари, личным вещам.

Школьники с первых шагов обучения должны осознать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом многих миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людям. Экономические сведения помогут ученикам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений, осознать значение различных профессий.

Одной из тем базовых экономических понятий начального курса экономики является « Труд, профессия». С 1-го класса школьники узнают о мире профессий, постепенно углубляя свои представления. В 1-м классе ребенку достаточно назвать профессии, изображенные на картинках, а во 2–3-м классах ему необходимо имитировать действия некоторых профессионалов, то к 4-му классу он уже способен исследовать мир профессий своего родного города (края). Знания о мире труда, разделении труда, экономике ближайшего окружения (школы, города, края) – важнейшая составляющая данных понятий.

При этом в процессе экономической подготовки школьников нужно не только увеличивать количество известных школьникам названий профессий, но и обеспечить более глубокое их изучение (содержание профессии, ее престижность, востребованность, условия труда и т.д.; классификация профессий по группам, основанная на развитии умений выделять общее и особенное в профессиях; определение профессионально важных качеств представителей известных профессий).

Основные формы работы:

    Мини-лекция (мини-рассказ) о содержании профессии.

Рассказ должен включать в себя такие моменты, как: история профессии (откуда произошло слово, как менялся облик профессии и т.д.); содержание труда; профессионально-важные качества; ограничения при работе по этой профессии; описание интересных историй и случаев из профессиональной жизни различных людей.

    Игры, связанные с профессией.

Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому основная форма обучения экономике в начальных классах - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры.

Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно “обучаются” экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения школьниками сложных экономических знаний.

    Беседа с приглашенными специалистами.

Важно помнить, что специалистов необходимо готовить и направлять их речь в русло понятное детям. Как правило, обращаются к родителям, которые могут прийти и рассказать о своей профессии. Многие родители стесняются выступать перед аудиторией и сами не смогут составить план выступления – с ними надо работать. Опыт работы показывает, что ученикам очень интересно бывать на рабочем месте своих родителей.

    Оформление уголка профессии в пространстве класса.

В этом уголке могут быть книги, фотоматериалы, связанные с профессией. Лучше для сменных стендов использовать материал, соответствующий профессиональному празднику. Практически у каждой профессии есть свой праздничный день – собственный профессиональный праздник.

    Организация экскурсий на предприятия и организации города, района.

О наблюдении за деятельностью специалиста на рабочем месте можно договориться с руководителем ближайшей от школы фирмы, офиса, магазина, фабрики. В проведении экскурсии главное – сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий, а не смотреть «вообще фабрику».

Экономическое образование учащихся 1–4-х классов организуют не только на уроках экономики, но и русского языка, математики, окружающего мира, трудового обучения, так как экономическая информация легко интегрируется с материалом основных учебных предметов начальной школы.

На уроках математики можно проводить короткие беседы о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей.

Уроки окружающего мира также вносят определенный вклад в решение задач экономического воспитания. При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда своей местности. Например, детям предлагается решить кроссворд, в котором по вертикали зашифровано слово, обозначающее профессию, а по горизонтали – предметы труда данного профессионала.

На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией. Например, при проведении словарной работы рекомендуем, помимо прочих, использовать следующие слова: директор, агроном, токарь, учитель, воспитатель, полицейский, водитель. Также на уроках русского языка учитель выдает детям карточки с различными названиями профессий, а учащиеся должны написать в своих тетрадях 5-7 предметов труда данного профессионала.

Рассмотренные формы экономической подготовки учащихся максимально доступны их возрасту, достаточно многообразны и основаны на деятельностном подходе, активном участии детей в процессе усвоения экономической информации.

Благодаря экономическому воспитанию, ребенку будет намного легче войти во взрослую жизнь. И школа, и семья должны воспитывать в ребенке экономическую культуру, только так он сможет понять экономику и ее особенности.

Экономическое воспитание – это педагогическая работа, которая направлена на формирование у учащихся экономического сознания.

Благодаря экономическому воспитанию школьники усваивают представления и понятия о самой экономике, о развитии экономических отношений, а также о действующем экономическом механизме.

Очень важно чтобы экономическое воспитание было всеобщим, чтобы оно охватывало все социальные группы и категории населения, при этом главный акцент необходимо делать на формировании у детей научного подхода к оцениванию социальных проблем, самостоятельного мышления, развития сознания с экономическим уклоном. Все это должно в первую очередь соответствовать с экономическими законами теперешней перестройки жизни общества.

Экономическое воспитание нужно начинать еще в раннем возрасте, так как личность человека начинает формироваться уже с 6-7 лет. Организованность, рачительность, бережливость и многие другие важные качества человека необходимо воспитывать с самого раннего возраста. Следовательно, экономическое воспитание младших школьников должно быть систематическим и целенаправленным, чтобы в дальнейшем они могли понимать важность данного обучения.

Главная цель экономического воспитания – раскрытие окружающего предметного мира материальных ценностей, и обучение соответствующей форме поведения, которая поможет сохранить или приобрести эти предметные ценности.

Сегодня во много раз повысились требования к экономической грамотности для всех возрастов, и всех слоев населения. Чтобы школьник в будущем смог разбираться в сложных понятиях экономики, нужно начинать работать в данном направлении как можно раньше.

Результат экономического воспитания будет проявляться в правильном отношении ребенка к труду; в его поведении при решении вопросов расходования каких-либо ресурсов: одежды, обуви, денег, воды, электроэнергии, пищи, времени, здоровья и пр.

Школьники благодаря правильному экономическому воспитанию осознают, что зависимость благосостояния человека напрямую зависит от качества труда. Кроме того, школьники учатся распределять работу по времени, правильно измерять время и тратить его, учатся организовывать рабочее место. Дети овладевают различными приемами, которые, в итоге, во много раз повышают качество труда. Основы экономики это часть культуры, без которой в современном мире будет очень тяжело. Так, каждый ребенок должен понимать и знать эти основы, иметь определенные навыки.

Экономическое воспитание помогает школьникам осознать значение для человека природных ресурсов, и проникнуться разумным бережным отношением ко всей природе. Они получают правильные представления о том, какая может быть собственность, о карманных деньгах и их рациональном расходовании, о доходах и расходах семьи, о стоимости имущества учебного заведения, книг, расходов на ремонт школы и оборудования и пр.

Школьник в любом случае является участником экономических процессов. Он ходит вместе с родителями по магазинам, иногда самостоятельно делает покупки, это и является первичным экономическим опытом. Здесь состоит задача не в объеме экономических знаний, которые даются ребенку. В первую очередь, необходимо научить его верно распоряжаться этими знаниями.

Очень важно чтобы в экономическом воспитании участвовала не только школа, но и родители.

Обладание каким-либо «имуществом» развивает в человеке чувство ответственности, и способствует самостоятельности мышления. Именно поэтому родителям нужно соблюдать гарантии неприкосновенности собственности ребенка. Ребенок должен являться собственником своих вещей, нужно давать ему возможность распоряжаться ими самостоятельно. Это должно относиться абсолютно ко всему: деньгам, книжкам, игрушкам и пр. То есть, если ранее было оговорено, что какая-либо вещь принадлежит именно ребенку – нельзя его ругать за то, что он решил эту вещь кому-то подарить, или обменять, или он ее просто-напросто испортил. Лишь осознание последствий своих поступков может в будущем удержать ребенка от неверных шагов.

Другими словами, пусть лучше поймет, что зря подарил своему другу новый игрушечный самосвал, чем через 20 лет – что опрометчиво расстался с квартирой или автомобилем. Конечно же, при появлении какой-нибудь новой вещи, нужно попробовать найти ее «настоящего хозяина» и объяснить ребенку, что он с этой вещью может делать, как ею распоряжаться и т. д. Также можно рассказать воспоминания из своего детства, как лично берегли свои игрушки и вещи, и что из этого вышло. То есть нужно наметить перспективу «дальнейшей жизни» вещи. Благодаря этому ребенок будет готов к различным неожиданностям, с которыми он столкнется в будущем, ведь вещь может потеряться, разбиться, порваться или наоборот, сохраниться на много лет.

Ребенку необходимо постоянно объяснять, почему деньги можно потратить именно таким образом. Очень важно обсуждение покупки. Здесь возможные варианты, обсуждение соотношения стоимости и качества приобретаемой вещи, ее влияние на связь с друзьями, к примеру, купив этот диск можно будет пригласить друзей и послушать его вместе с ними. Это приучает ребенка к возможности выбора, а значит, приучает его к существующей альтернативе. Нужно советоваться с ребенком и при совместных приобретениях, особенно если они делаются для него. Польза в данном случае двойная: можно увидеть, как мыслит ребенок, что для него значит успешная покупка («как ни у кого», «как у всех», «выглядит дорого», «очень дешево», «все будут завидовать» и пр.) и получить взгляд со стороны.

Также необходимо очень четко соблюдать договоренности: отсутствие финансовых вливаний (дополнительных) , если ребенок первичной суммой распорядился нерационально; всегда нужно отдавать обещанное, в другом случае – никогда не обещать то, что он выполнить невозможно. Самая распространенная, при этом и самая страшная ошибка родителей – компенсация неправильно потраченного или утерянного ребенком. В данном случае экономическое воспитание школьников не принесет никаких плодов, так как родители не дают осознать ребенку утрату.

Также нужно в обязательном порядке определить систему поступления средств ребенку. Навыки обращения с денежными средствами формируются при непосредственном действии и его неоднократном повторении.

Система финансирования - это карманные деньги. Карманными деньгами ребенок может распоряжаться по своему усмотрению, даже, несмотря на советы и рекомендации взрослых.

Карманные деньги не должны быть способом наказания или поощрения. Это в первую очередь средство развития определенных экономических навыков, своеобразный инструмент для развития экономической культуры ребенка. Поэтому очень важно определить главные позиции системы финансирования: размер (сумма) выдаваемых средств; периодичность выдаваемых средств; что будет входить в перечень затрат; штрафы.

Лучше всего выдавать средства ребенку раз в неделю. Сумма средств должна соответствовать возрасту ребенка, то есть чем ребенок младше, тем сумма будет меньше. Исходить нужно, конечно же, из своих возможностей, но необходимо поинтересоваться у самого ребенка, какая бы его сумма устроила. Этим будут определены его запросы. Если запросы будут слишком высоки, нужно их вместе откорректировать, при этом пояснив, что выделена может быть лишь определенная сумма средств.

Перечень затрат - это то, что ребенок должен или может покупать на карманные деньги. Ребенку надо чаще напоминать, что деньги – это средство, благодаря которому можно что-то получить. (Многие дети хотят стать богатыми, это является из мечтой. Лучше, если они будут хотеть иметь деньги, чтобы… открыть школу, построить корабль, путешествовать по миру и т. д.) Нужно обязательно интересоваться, куда были потрачены карманные деньги. Однако, не стоит настаивать на полном отчете о тратах – нужно уважать тайны ребенка.

Что же касается штрафов, то данная система должна быть построена в виде деловой игры: убытки не приносят больших потерь, но все же являются неприятными. Такая игра для ребенка может послужить хорошей диагностической процедурой. Благодаря игре можно будет посмотреть, насколько ребенок готов к ответственности, насколько он самостоятелен, внимателен и справедлив к различным потребностям окружающих. Ребенок должен научиться понимать ценность денежных средств, так как в будущем все это ему очень пригодиться.

Экономическое воспитание ребенка обеспечивает правильное развитие его мышления, у ребенка формируются экономические и нравственные качества, которые необходимы для экономической деятельности ребенка. Кроме того, экономическое воспитание учит ребенка предприимчивости, бережному отношению к собственности и общественному достоянию. Благодаря участию родителей в этом направлении воспитания, ребенок с ранних лет начинает понимать суть экономической культуры, что дает ему возможность не делать «больших» ошибок.

Анализируя все написанное выше, можно сделать вывод о ролях, которые выполняет школа и семья в экономическом воспитании детей. Благодаря такому воспитанию можно вырастить здравомыслящее общество.

Книга: Активизация обучения в экономическом образовании / Ковальчук Г.А.

1.2.6. Обучения экономике младших школьников

Экономическое образование и воспитание направлены прежде всего на развитие у каждого ребенка бережного отношения к собственности, выработка умения рационально использовать имеющиеся ресурсы для удовлетворения разнообразных потребностей. Экономическое воспитание призвано сыграть важную роль в формировании у учащихся таких качеств, которые бы отвечали общественным интересам и способствовали всестороннему развитию личности. Своего времени А. С. Макаренко указывал на то, что каждый человек является участником общественного производства, и чем лучше она подготовлена для этого, тем больше пользы принесет государству и себе. Хозяйственное воспитание наших детей должно заключаться в подготовке не только полноправного члена семьи, но и хозяина-гражданина. Предмет «Основы экономики» занимает важное место в школьном образовании, ведь это одна из тех дисциплин, которые влияют на формирование мировоззрения и экономического мышления ребенка.

В экономическом образовании и воспитании учащихся принимают участие различные социальные звена: школа, семья, внешкольные образовательно-воспитательные учреждения, общественные организации, трудовые коллективы, средства массовой информации. Главную роль в осуществлении экономической подготовки подрастающего поколения играет школа, а в экономическом и общем воспитании - семья. Поэтому чрезвычайно важным является гармоничное взаимодействие этих звеньев экономического образования, особенно в начальных и средних классах.

Семья - социальный организм, который имеет свои органы управления и координации. Именно здесь маленький человек достигает понимания нормативных требований, приобретает опыт выполнения распоряжений, переживает порицание, радость одобрение, опыт ответственности и согласованности. Благодаря принятым в семье нормативно-практическим установкам у детей со временем вырабатываются понятия о цели, средства, ожидаемые результаты деятельности, взаимные права и обязанности, о мерах, которые применяются за отклонений от принятых в семье норм. Семья - первый коллектив, с которым сталкивается ребенок. Именно в кругу близких ему взрослых она овладевает опытом совместных целей и труда, деятельного сочувствия, общности интересов, сплоченности, осознанной дисциплины и организованности. Поэтому изучение основ экономики на примере семейного хозяйства (по программе «Экономика семьи») дает возможность органично сочетать содержание учебного предмета с повседневной жизнью ребенка, основываясь на особенностях психического развития младших подростков, и, в свою очередь, способствовать этому процессу.

Младший школьный возраст - период интенсивного формирования человеческой личности. Развивается способность к подражанию, благодаря чему дети овладевают понятиями о назначении предметов, способами их практического использования, усваивают поведение старших. Формирование подрастающей личности - это косвенный результат внешних воздействий на нее. Происходит оно путем отбора и переработки всего, что возникает на жизненном пути школьника, с постоянной помощью и под руководством взрослых, которые учат и воспитывают. Природа и потребности индивида сказываются на его отношении к окружающей среде, на том, какие из внешних воздействий являются для него важными. Поэтому дети имеют разные стимулы к активности, разные интересы, наклонности, вкусы. Именно в младшем школьном возрасте происходит активное формирование способностей к познавательной деятельности. В этот период интенсивно развиваются такие познавательные процессы, как восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание.

Внимание младшего школьника возникает благодаря образном, наглядном, ярком учебном материала и его эмоциональности изложения. Произвольное внимание в младшем школьном возрасте развивается вместе с развитием ответственности в отношении к учебе и с формированием положительных мотивов обучения. Возможности волевой регуляции внимания в этом возрасте ограничены. Ребенок не может волевым усилием заставить себя учиться, а способен сосредоточенно работать лишь под влиянием близкой мотивации (получить отличную оценку, чтобы заслужить благодарность или похвалу учителя или родителей). В этот период формируется и закрепляется мотив достижения успехов. Дети безгранично доверяют взрослым, особенно учителям, и часто самооценка ребенка зависит от характера оценок, которые дают старшие. В процессе специально организованных видов детской деятельности и занятий, отличающихся между собой интенсивностью и новизной, у детей развивается опыт организации внимания, которая подчиняется определенному заданию, приобретает черты произвольности и уже характеризуется определенным напряжением, концентрованістю и устойчивостью. Произвольное внимание активизируется, если искусственно сделать привлекательным то, что само по себе неинтересно, создать эмоциональную насыщенность и заинтересовать.

Основные приемы обеспечения устойчивой длительной концентрации внимания:

стремиться к устойчивому преодоления отвлекающих моментов;

сформировать у ребенка соответствующий интерес;

не допускать однообразия в работе детей (в течение занятия выполнять действия, операции 3-4-х видов);

не чрезмерно детализировать задачи (ребенок может не понять, что от нее требуется);

подобрать оптимально сложные задачи;

пользоваться в процессе объяснения и выполнения работы наглядностью: образец стимулирует желание сделать что-то лучше;

использовать рисунки, макеты, которые можно изготовить вместе с детьми;

применять различные способы и приемы работы для выполнения задач;

предлагать детям вслух повторить суть задания, инструкцию для их лучшего понимания и осознания.

Процессы мышления младших школьников тесно связаны с действиями. Значительную роль также играют непосредственные представления, развивается понимание причин явлений, которые происходят с окружением. Дети овладевают довольно большим количеством понятий, природа которых чаще жизненная, а не научная. В процессе обучения у младших школьников развивается воображение - ученики успешно могут представить и отразить различные промежуточные состояния объекта. Учитывая это, детям можно предложить решение задачи, условия которой представлены в виде абстрактной схемы. Репродуктивная воображение развивается через формирование у школьников умения определять и объяснять определенное состояние объекта, если в описании это прямо не указано, но вытекает из него закономерно, а также понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний. Учителем это может быть использовано во время проведения с детьми обучающих игр «Представьте себе». Дети понимают, что эта ситуация не состоялась; они считают ее условным и могут предсказать ее последствия. Стремление младших школьников выявлять условия возникновения и построение каких-либо предметов является одним из важнейших психологических факторов развития творческого воображения. Этому способствует также организация учителем работы малых групп.

Развитие понятийного мышления у детей начальной школы прочно связан с предметами и явлениями, при этом преобладает направленность на решение конкретных задач, связанных с активной деятельностью (игрой, рисованием, элементарными трудовыми процессами). Постепенно у младших школьников формируется умение абстрагироваться, делать обобщения и выводы. Усваиваются новые понятия, формируется система представлений, используются умозаключения, в частности гипотетические. Обобщения у детей этого возраста чаще охватывают внешние признаки, связанные с практическим применением предметов. Младшему школьнику доступно понимание многих причинных связей между явлениями, однако оно почти не выходит за пределы его небольшого собственного опыта.

В процессе восприятия ребенок накапливает знания о предметах и явления не как сумму определенных ощущений, а усваивает взаимосвязи между предметами и их свойствами. Дополнения имеющихся сведений из прошлого опыта ускоряет процесс распознавания и способствует успешной адаптации к среде. Известно, что ребенок «мыслит руками» - голова учит руки, а руки - голову. Основной способ решения разнообразных задач - практическое действие. Образ объекта восприятия возникает, когда ребенок так или иначе является активной в отношении него, то есть если она активно занимается предметной деятельностью. Система, с помощью которой создавался образ, сворачивается, и каждый раз, когда ученик обращается к этому образу, он воспроизводит соответствующую, хотя и преобразованная, систему действий. Развитие мышления проявляется также в стремлении узнать неизвестное, понять, осмыслить то, чего в предмете не дано. Чтобы научить мыслить, нужно ставить такие задачи, при выполнении которых дети могли бы использовать полученные ранее знания в новых условиях.

В процессе обучения младших школьников формируется особый вид восприятия - наблюдения. Поэтому на уроке нужно побуждать учащихся к расширенному формулировки задач, научить должным образом воспринимать те или иные явления и действия. Для этого целесообразно постоянно демонстрировать соответствующие примеры, объяснять приемы осмотра, созерцание вещей, предметов, явлений.

В младшем школьном возрасте происходит качественное психологическое преобразование памяти, процессов сохранения и воспроизведения информации. При этом прямая задача - запомнить - отходит на второй план, но результаты непроизвольного запоминания остаются достаточно высокими. Ошибочно считать, что лишь произвольное запоминание приводит к полному усвоению учебного материала. Оно происходит и с помощью непроизвольной памяти, которая опирается на способы логического осмысления. Процесс усвоения информации состоит из многих действий, особых навыков, которые организуют память школьника.

Учитель должен объяснить ученикам, как надо запоминать. А для этого нужно анализировать учебный материал, группировать, сопоставлять его составные части: запоминание в таком случае происходит механически или логически - путем установления существенных связей между элементами. Этот процесс самопроизвольно улучшается, если объект включен в активную самостоятельную деятельность, ведь развитие произвольной памяти наиболее эффективно происходит в осмысленной деятельности. Дети запоминают прежде всего движения, действия, образы вещей, пережитые чувства и состояния, слова близких людей.

В ходе организации обучения младших школьников на основе активизации познавательной деятельности выявлена их способность к усвоению научных понятий, рассуждения, обобщения, осознания разнообразных внешних и внутренних связей как между отдельными качествами предметов, так и между самими предметами. Основным критерием полноценного обобщения знаний является умение ребенка привести и объяснить конкретный пример или рисунок. Эта особенность предопределяет широкое использование наглядности в обучении детей 9-11 лет. Наглядные изображения и описания преимущественно лежат в основе суждений школьников о признаках и свойствах предметов и явлений. Однако не следует все изучение базировать на рисунках - они должны быть своеобразным «толчком». Развернутых объяснений учителя и материала учебных пособий в основном достаточно для овладения понятиями без непосредственного оперирования предметами. Со временем нужно постепенно увеличивать количество суждений, которые формируются у детей без использования наглядности. Постепенно младшие школьники приобретают умения выделять логические связи между отдельными блоками усвоенных знаний, овладевают приемами классификации, анализа, сопоставления, выделение главных моментов и объединение их в целостную картину. Следствием этого является абстрактное суждения и обобщения знаний. Однако нельзя научить работать только через наблюдение и обсуждения. Настоящие представления и переживания, связанные с трудом, формируются только при активной деятельности самого ребенка, а знания о работе других людей найдут применение в его практической деятельности.

В процессе обучения нужно учитывать, что в этот период совершенствуются такие качества ребенка, как трудолюбие и самостоятельность. В их становлении очень важную роль играет разумная, продуманная система поощрений ребенка к успехам. Особое значение для развития младших школьников имеет мотивация достижения успехов - оценка взрослого окрыляет, раскрывает то лучшее, что есть в маленького труженика. Необходимо поощрять стремление ребенка к самостоятельности, поручать выполнение большего количества дел без посторонней помощи и больше ей доверять. Самостоятельность - необходимое условие развития умственных способностей, любознательности и догадливости. Она активизирует всю познавательную деятельность личности, раскрывает пространство мысли, толкает к поиску. В основе этого качества - творческое мышление, что отходит от шаблонов и проявляется в том, какими способами решаются мыслительные задачи. Для развития творчества совсем не обязательно придумывать что-то невероятное. Годятся задания типа «лабиринта» или «головоломок», созданные совместными усилиями детей и взрослых, разнообразные конструктивные задачи. Главное - направить детей на то, чтобы они стремились воспользоваться уже известной им информацией, искали разные способы решения, прибегали к многих попыток, не стеснялись задавать вопросы, искали различные комбинации.

Работоспособный школьник активен, ориентирован на близкого взрослого как на авторитет и образец для подражания, он стремится к новизне и способен обучаться по трудовой программе родителей, которая становится его собственной. Тема труда взрослых органически связывается с явлениями окружающей социальной жизни ребенка. В связи с этим одним из важных требований является организация последовательного наблюдения за тем или иным видом труда взрослых, особенностями профессиональной деятельности, которые школьнику важно увидеть и понять. В этот период формируется система качеств, характеризующих психологическую готовность к учебной труда: умение слушать инструкцию взрослого, воспринимать задачи, быть внимательным к процессу и результату своей работы, отражать в игре трудовую и профессиональную тематику; способность самостоятельно решать несложные умственные и практические задачи; чувство ответственности.

Вне деятельности нет познания. В любых видах она является основным условием развития ребенка. В деятельности ученик и формируется, и проявляет свою личность, свои интересы, вкусы, способности и наклонности, умения и навыки, черты характера: волю, настойчивость, целеустремленность, опрятность и т.д. Младший школьник стремится к активности, к действенного состояния, хочет влиять на свое окружение, сделать его для себя близким и понятным. Ребенку легче быть деятельным, энергичным, создавать и преобразовывать, чем пассивно созерцать. Следовательно, задача взрослых - превратить естественную активность ребенка в целенаправленную разумную деятельность.

Еще одно важное требование к организации деятельности младших школьников - добиваться, чтобы они достигали поставленной цели, не бросали дело на полпути. Часто дети, приступая к выполнению какого-то задания, сначала проявляют большую активность, действуют энергично и решительно, а потом интерес ослабевает, со временем исчезает совсем, и дело, за которое так старательно взялись, остается незавершенной - не хватило настойчивости. Конечно, надо иметь в виду неустойчивость интересов младших школьников (они могут бросить, не закончив одно занятие и перейти к другому, которое в эту минуту их больше привлекает), их легкую эмоциональную возбудимость, неспособность к длительному сосредоточению внимания на чем-то одном и другие психические свойства. Однако следует также помнить, что настойчивость не только проявляется, но и формируется именно в умении достигать цели, доводить начатое дело до конца.

Важно также развивать умение работать для общей пользы, организовывать свою работу, оптимально распределять время, создавать условия для выполнения работы, отвечать за качество своего труда, действовать быстро и экономно, планировать свои действия, находить применение своим способностям, стремиться улучшить собственные достижения, работать в рабочих группах, использовать необходимые пособия и рекомендации. Целесообразно использовать различные задачи - новые и достаточно сложные, простые и знакомые. Первые способствуют развитию гибкости ума, сообразительности, смелости решений. А возвращение к несложной, знакомой работы позволяет закрепить важные умения и навыки, стимулировать критический подход к привычным результатам, создает возможности для творчества (замысел можно дополнить новыми деталями, видоизменить, усложнить). С развитием познавательной деятельности возникают такие чувства, как удивление сомнения, уверенность, удовлетворение и радость от сделанного дела. Чтобы работа не стала повинностью, важно не отрывать ее от интересов, потребностей, эмоциональных переживаний ребенка. Этому способствуют беседы о том, что делают родители, какова общественная польза от их труда, разговоры о выпуске продукции, количество, качество, производительность труда, расход материалов на изготовление продукции. Полезно наводить детям факты и цифры, поскольку это дисциплинирует, убеждает, стимулирует размышления. Часто целесообразно обучать детей в игровой форме, увлекая их делом.

Конечно, дети не научатся работать, только играя. Труд и игра - два разных вида деятельности. Первый предполагает наличие в задании определенной сложности, обязательность достижения конечной цели. В игре не привлекательный конечный продукт (часто его здесь и нет), а сам процесс. Поэтому детям важно подтверждать понимание того, что труд - преимущественно серьезное занятие, естественное и необходимое условие жизнедеятельности, а не только развлечение, радость и восторг.

1. Активизация обучения в экономическом образовании / Ковальчук Г.А.
2. РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОЧНАЯ КОНЪЮНКТУРА В ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В УКРАИНЕ
3. 1.1. Основные направления оптимизации учебного процесса в экономическом образовании
4. 1.1.1. Требования к специалисту и развитие человеческих ресурсов в современных условиях рынка труда
5. 1.1.2. Формирование профессиональных умений будущих специалистов: обучение через действие
6. 1.1.3. Уровне компетентности будущих специалистов и моделирование уровней усвоения знаний учебного предмета
7. 1.1.4. Технология обучения в модели профессиональной подготовки будущих специалистов
8. 1.2. Факторы активизации обучения в экономическом образовании
9. 1.2.1. Особенности взаимодействия как фактор активизации обучения
10. 1.2.2. Организация содержания обучения
11. 1.2.3. Совершенствование организационных форм обучения
12. 1.2.4. Факторы активизации дидактических процессов
13. 1.2.5. Особенности обучения взрослых в экономическом образовании
14. 1.2.6. Обучения экономике младших школьников
15.

13.06.2012

Ох уж этот рынок, победивший Советы! Ох уж это экономическое воспитание: «В семье хомяка трое хомяков. У них есть один рубль. Составь финансовый план на неделю, если:…» и дальше следует перечисление стоимости тех или иных продуктов.

Как экономически воспитать младшего школьника и что мы подразумеваем под экономическим воспитанием младших школьников в отрыве от школы, для домашнего, так сказать, пользования?

Для того, что бы понимать, что подразумевается под «экономическим воспитанием» немного истории. Как ни странно, само понятие ввел на нашей территории еще Ленин, сформулировав задачи экономического воспитания. Бережливость, хозяйское отношение к делу, рациональное использование всех ресурсов, неуклонное улучшение планового руководства, повышение организованности, деловитости, сознательной дисциплины, всемерное развитие инициативы масс являются источником ускорения социалистического и коммунистического строительства. Э. в. направлено на решение общих задач воспитания и выступает как связующее звено между идейно-политическим, трудовым, нравственным и другими направлениями системы воспитания. Таким образом, для СССР, актуальным было такое понятие экономического воспитания- систематическое, целенаправленное воздействие с целью формирования у членов общества знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам социалистического хозяйствования, коммунистической морали. Э. в. предполагает становление каждого труженика как хозяина-коллективиста, который последовательно руководствуется в своей жизни общественными интересами, экономической политикой КПСС и Советского государства.

Многое ли изменилось? Фактически ушла только терминология, суть осталась та же, да и определения схожи. Как была экономика главенствующим понятием, так и осталась. Без экономики невозможны современные, ад и любые исторические, взаимодействия между людьми. И до тех пор, пока нам и нашим детям будет казаться, что экономические закономерности это некая мистика, эта мистика и будет управлять нашей жизнью, а не мы. Родительская задача - показать ребенку что такое экономические взаимодействия, для чего, грубо говоря, нужны деньги, что такое богатство и откуда оно берется и действительно ли оно – необходимая и неотъемлемая часть счастливой взрослой жизни.

Экономическое воспитание младших школьников в школе, то есть прицельное педагогическое воспитание, выглядит примерно следующим образом:

Подготовительный – 1 классы:
I. Деньги в семье: доходы и расходы
1. Деньги: что это такое?
2. Деньги в твоей семье.
3. Что сколько стоит?
4-5. Доходы и расходы семьи.
6-7. Мы идем в магазин

2 класс
II. Богатство и люди.
1-2. Что такое богатство?
3-4. Богатство и культура.
5-6. Как люди относятся к богатству?
7. Если б ты стал богатым?
8-9. Встреча с успешными людьми.

3 класс
III. Школьная экономика.
1-2. Экономика школьной библиотеки.
3-4. Школьная столовая: доходы и расходы.
5-6. Экономика школьной мастерской.
7-8. Учебно-опытный участок.
9-10. Стоимость коммунальных услуг.
11-12. Главный экономист школы.
13-14. Наш вклад в школьную экономику.

Как видите, довольно размыто и, главное, знания подаются в отрыве от личности ребенка, в отрыве от семьи. Допустим, ваша семья является строгими поклонниками аскетичного образа жизни и это ваш взрослый логический и эмоциональный выбор. Ребенок растет в соответствующей среде. И если вы, как родитель, хотите обеспечить ему соответствующее вашей семье духовно-нравственное воспитание, то вы должны говорить с ребенком о вопросах аскетизма и деньги, а равно с этим и экономика, предстанут в совершенно ином свете.

Расписанная на 4 года программа школьного экономического обучения младших школьников может быть освоена ребенком в течение недели, еще в первом классе и уже от вас, родителей, зависит, будет ли ребенок и дальше познавать этот мир с интересом и станет ли он образованным, в том числе, экономически, или будет иметь представления об экономике на уровне «нашего вклада в экономику библиотеки школы».

Как сформировать и научить? Только разговорами, объяснениями и играми. Ну и, конечно же, собственным пониманием минимальных азов экономической теории. Начните, как говорится, с себя и не игнорируйте желания ребенка учиться и познавать мир.


Александра Постышева

01.06.2012 Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Казалось бы – такое простое, интуитивно ясное понятие: духовно-нравственное воспитание. Однако у каждого, кто задумается над этим, возникнет закономерный вопрос: всё же, что именно такое, это духовно-нравственное воспитание младших школьников. Это о чём? О православии?