Методическая разработка по развитию речи дошкольников. Методическая разработка по развитию речи через пальчиковый театр для детей раннего возраста

29.04.2019

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Адаптирована для детей раннего возраста

Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Важно начинать работу в данном направлении уже с младенческого возраста, в условиях ДОУ с раннего возраста. Для чего необходимо развивать мелкую моторику? Существует прямая и естественная связь между движениями рук и произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому развитие мелкой моторики кистей рук, пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и функционировании речевых зон головного мозга. Учеными на основе проведенных опытов была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с воспитателями, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу.

Поставила следующие цели и задачи.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста как традиционными так и нетрадиционными методами

Формировать навыки,:

Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

Развивать силу рук;

Развивать точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук;

Развивать навык хватания – учить детей захватывать предмет, действуя целенаправленно, учитывая форму и величину предмета;

Развивать соотносящие действия – учить детей совмещать два предмета или две части одного предмета;

Учить детей подражать движениям рук взрослого;

Обогащать пассивный и активный словарь ребенка;

Способствовать формированию представлений о сенсорных эталонах;

Развивать у детей навыки элементарной техники изобразительной деятельности, способствовать освоению способов работы с художественными материалами;

Способствовать освоению детьми формообразующих движений (прямые вертикальные линии, горизонтальные, наклонные, пересекающиеся, округлые, прямоугольные), приемов лепки (раскатывание, скатывание, сплющивание, вдавливание, соединение);

Развивать согласованные движения пальцев обеих рук при выполнении пальчиковых игр.

Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

произвольное внимание;

логическое мышление;

зрительное и слуховое восприятие;

память, речь детей;

умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Я использовала в своей работе весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечило возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность, речевую активность детей, зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения

Методика рассчитана на ранний возраст детей от 1.6 до 3.5 лет.

Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приемы обучения, занялась подбором материала, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр, постепенно формируя игротеку “Пальчиковый игротренинг”. В игротеку вошло:

Игры с пальчиками.

Пальчиковые игры с палочками

Пальчиковые игры с потешками.

Пальчиковые игры со стихами.

Физкультминутки, пальчиковая гимнастика,

Пальчиковый театр.

Театр теней.

II. Использование элементов ТРИЗ в развитии мелкой моторики.

Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щеткой и т.д.

Лепка с использованием природного материала: семян арбуза, камешков, ракушек и т.д. (под присмотром взрослого).

Аппликация

III. Ручной труд в развитии мелкой моторики.

Нанизывание бус из бумаги, колечек больших и маленьких и т.д.

1У. Артикуляционная гимнастика.

У. Развитию речевых центров коры головного мозга способствуют:

1. Упражнения самомассажа пальцев и кистей рук (поглаживание,

растирание, разминание, вибрация) – оказывают оздоровительное

воздействие на организм ребенка, улучшают функции

рецепторов проводящих путей.

2. Упражнения на сгибание – разгибание, разведение, вращение,

сжимание – разжимание пальцев и кистей, а также разнообразные

пальчиковые игры, сопровождающиеся чтением потешек, стихов,

пением песенок.

Также решению поставленных задач способствуют и разнообразные игры с мелкими предметами и игрушками, дидактическими пособиями и панно, направленные на активизацию и развитие речевых, познавательных и сенсорных способностей.

Эпизодическая деятельность не могла дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя разные формы работы:

специально организованного деятельность;

в совместной деятельности воспитателя с детьми;

в свободной самостоятельной деятельности самих детей.

В специально организованн ую деятельность , в форме занятия, включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей (сенсорных, развитию мелкой моторики, мыслительных).

В блок совместной деятельности воспитателя с детьми входят задачи по развитию бытовых, культурно-гигиенических навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры, лепка…) Работа с детьми исключает специально организованные деятельность. Создается микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Взрослый выступает в позиции партнера детей, участвующих в совместной деятельности, но партнера – инициатора. При этом не обязываю (или он не обязывает) детей к определенного рода активности, но предлагаю ее и приглашаю к ней своим примером и участием, демонстрируя образцы ее организации, в то же время, как партнер, поощряю, учитываю детскую инициативу в развертывании деятельности (в частности по развитию мелкой моторики). Обеспечиваю условия для деятельности с “открытым концом” так, чтобы дети при желании могли продолжать ее самостоятельно, пока не исчерпают свой интерес (начатую игру, конструирование, рисование, пальчиковые игры, пальчиковый театр, мозаика).

Блок свободной самостоятельной деятельности обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

Взрослый находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами, одновременно являясь потенциальным партнером, готовым подключиться к их активности при просьбах: о поддержке и помощи, в реализации их свободных замыслов, а также в конфликтных ситуациях, требующих вмешательства, или при необходимости, помогаю войти в группу сверстников тому или иному ребенку, обнаруживающему явное стремление к контактам, но не владеющему необходимыми способами поведения.

Как уже отмечала, что каждый из этих блоков необходим для развития детей, и какой бы ни была программа нельзя реализовать ее в рамках лишь одного из блоков. Конечно, в своей свободной деятельности, ребенок актуализирует способности и умения, складывающиеся и на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. В свою очередь, свободная активность ребенка создает необходимый базис для познавательной мотивации и организации его деятельности на занятиях. Но это вовсе не значит, что весь педагогический процесс должен быть пронизан единой темой или единым материалом.

При составлении плана работы необходимо иметь в виду связь указанных блоков с режимом дня. Однако связь не должна быть жесткой, хотя целесообразно посвящать занятиям утренние часы, когда работоспособность наиболее высока. Что касается двух последних блоков, то они охватывают все свободное от занятий время.

Организация педагогического процесса по трем блокам предполагает тесное сотрудничество, согласованные действия воспитателя и его помощника. Необходимо придерживаться ряда требований, без которых мы, не сможем обеспечить полноценное развитие и психологическое благополучие ребенка. Эти требования таковы.

Во-первых , переориентация с формально-дисциплинарного отношения к детям на все формы общения, включая и отношение к ребенку, как к равному субъекту, а не только объекту педагогического воздействия.

Во-вторых , использование всех форм развития детей, включая обучение на занятиях, совместную деятельность взрослого с детьми, свободную деятельность самих детей, использование разных видов детской деятельности и обеспечение условий для их свободного выбора детьми.

В-третьих , сведение числа организованных занятий до разумного минимума, не подавляющего по времени остальные формы активности детей, замена фронтальных занятий подгрупповыми.

В-четвертых , учет индивидуальных особенностей детей при осуществлении бытовых и гигиенических процессов, недопустимость жесткой фронтальной их организации, насилия над ребенком в угоду формальным предписаниям.

Только учитывая все эти требования, возможна действительная гуманизация педагогического процесса в детском саду как основная линия обновления дошкольного образования.

Разные виды деятельности, используемые мною в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и развитию речи. Хочется сказать еще о том, что забота о здоровье ребенка, как воспитателем, так и родителями имеет огромное значение для правильного и своевременного развития движений рук.

Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещения, где ребенок проводит большую часть своего времени, соблюдение режима сна, бодрствования, занятия на прогулке способствует укреплению здоровья ребенка, является действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогает прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.

В группе по возможности созданы условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а так же закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

В игровой зоне дети действуют с игрушками, предметами, мозаикой, пирамидками и т.д. На стене кукла – девочка, которой можно заплести косички и завязать банты, петрушке, зайчику, мишке и матрешке застегнуть и расстегнуть пуговицы курточки, завязать и расшнуровать ботинки.

В театральной зоне: разные виды театра, в том числе пальчиковый, рисунки фигурок из пальцев.

Для развития и коррекции зрительно – пространственной ориентации имеются мелкие игрушки, пуговицы, камешки, ракушки, геометрические фигуры.

Определив основное направление в работе, постоянно ищу новые пути создания такой пространственно – предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев.

ИГРА «ГДЕ ЖЕ, ГДЕ ЖЕ НАШИ РУЧКИ?»Цель: учить детей подражать движениям взрослого. Материал: платки, коробки. Ход игры. Воспитатель предлагает детям повторить следующие движения: – Давайте спрячем наши ручки – вот так! (дети прячут руки за спину). – Где же, где же наши ручки? (воспитатель пытается заглянуть за спину детей, «ищет» ручки). – Вот, вот наши ручки! Вот наши ручки! (дети показывают руки). – Снова ручки спрятались… (дети снова прячут руки). – Где же, где же наши ручки? А вот они! (малыши показывают руки). Игра повторяется несколько раз. Таким же образом дети прячут руки под платок, в коробку, под стол. Главное, чтобы дети выполняли соответствующие действия по сигналу. ИГРА «СПРЯЧЬ В ЛАДОШКЕ». Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Материал: кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей). Ход игры. Воспитатель раздает детям небольшие кусочки поролона и предлагает спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Они волшебные, умеют прятаться и становиться незаметными. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел – зажмите покрепче в ладошке!» ИГРА «КОТЕНОК». Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук; учить подражать движениям взрослого. Материал: маленькие резиновые игрушки – пищалки: котята (по количеству детей). Ход игры. Воспитатель раздает детям игрушки и предлагает сжать их в кулачке. В это время читает двустишие: Ты, котенок, не пищи, Лучше маму поищи. После того, как все «котята пропищат» воспитатель показывает «маму – кошку» – большую игрушку. Игра повторяется несколько раз. ИГРА «ВЕТЕРОК». Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Материал: резиновые груши небольшого размера (по количеству детей). Ход игры. Воспитатель показывает детям резиновую грушу, показывает, как можно сжать ее в ладони, выпуская из отверстия воздух: «Вот так дует ветерок! Давайте сделаем ветер вместе!» Чтобы дети смогли лучше ощутить струю воздуха, воспитатель подносит грушу к рукам, щечкам малышей. Затем раздает детям резиновые груши и предлагает «сделать ветерок». Затем детям предлагается струей воздуха, выпускаемой грушей, сдуть ватку с ладошки, перышко, бумажный комочек. ИГРА С ПОСОБИЕМ «СУХОЙ БАССЕЙН». Цель: массаж рук, развитие мелкой моторики. Материал: емкость (таз, коробка, глубокая миска и др.) с фасолью (горохом, бобами, цветными крышками, шишками), на дне емкости «спрятаны» мелкие игрушки. Ход игры. Воспитатель говорит, что в «бассейне» спрятались игрушки, предлагает детям найти игрушки и назвать каждую, при этом произносит стихотворение: В горшок насыпали фасоль, И спрятали игрушки. Теперь мы ручкой достаем Забавненьких зверушек. ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК». (вариант названия: «Отгадай, что в мешочке»)Цель: развивать мелкую моторику, учить детей определять предмет на ощупь, развивать тактильные ощущения и исследовательские действия руки. Материал: тряпичный красивый мешочек, мелкие предметы (игрушки, геометрические фигурки, пуговицы и др.) Ход игры. В тряпичный мешочек складываются мелкие предметы, разные по форме и фактуре. Ребенку предлагается опустить руку в мешочек и на ощупь угадать как можно больше предметов. После каждой попытки взрослый достает из мешочка предмет, сверяет с тем, что сказал ребенок. Оля с куколкой играла, Отгадать ей предлагала: – Что в мешочке? Назови. И тогда себе бери. Аналогично проводится игра «Секретики» (мешочки с замочками), только в данном варианте, прежде чем опустить руку в мешочек, ребенку необходимо его расстегнуть, а после того, как игрушку достали, застегнуть мешочек. Более сложный вариант: игра «Найди игрушку» (разные виды застежек). В данной игре ребенку предлагается несколько предметов с разными типами застежек (кошелек, портмоне, сумочка, кармашек, мешочек и др.), каждую застежку ребенку необходимо расстегнуть, на ощупь определить, какой предмет – «секретик» спрятался в мешочке.

«ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК»

В мешочек собираются предметы различные по тактильным ощущениям: шероховатые, гладкие, рельефные с различной текстурой и другие. Например: грецкий орех, маленькая мягкая игрушка, гладкий камешек. Малышу предлагают вслепую засунуть ручку в мешок и попробовать определить какой это предмет, какова его текстура.

Упражнения на развитие мелкой моторики:

«покормить цыплят» – ребенок повторяет жест, подзывающий цыплят;

«посолить супчик» – вместе со взрослым кладут продукты в детскую кастрюльку, а затем малыша просят посолить суп;

«напоить птичку» – ребенку предлагают сделать ладошку лодочкой и напоить игрушечную или воображаемую (понарошечную) птичку.

Игрушки-шнуровки и наборы из крупных бусин, предназначенных для нанизывания на веревочку, прекрасно подходят для развития мелкой моторики детей от полутора до трех лет.

В магазинах часто можно увидеть наборы декоративных камней для украшения ванной комнаты. Эти камни, как нельзя лучше, подходят для различных творческих игр малышей двух – трех лет. Из них можно выкладывать различные орнаменты, раскладывать по цветам в различные стаканчики и придумывать свои оригинальные игры.

Лепка увлекательное занятие, и развивает массу способностей в ребенке. Но заниматься лепкой дети до трех лет должны исключительно под присмотром взрослого. И дело не в том, что пластилином может быть перепачкано все вокруг, но существует вероятность, что во время игры малыш может затолкать пластилиновый шарик в носовой проход или в ухо, что чревато плачевными последствиями.

Из пластилина и пластики можно делать очень красивые вещи, и это может сильно увлечь кроху.

Еще одно интересное занятие помогает развить мелкую моторику, это рисование пальчиковыми красками. Пальчиковые краски это прекрасная возможность для малыша, который еще не владеет навыком держать карандаш или ручку, выразить в себя в творчестве и, заодно, потренировать ловкость маленьких пальчиков.

Все занятия, которые провели с ребенком, обязательно возымеют результат чуть раньше или чуть позже. Развивая мелкую моторику маленьких исследователей жизни, родители делают серьезные вложения в его будущий интеллект.

Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.Развивать тактильную чувствительность рук детей.Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.Сформировать элементарные специфические графические навыки.Подготовить руку ребенка к письму.

Для решения задач использую следующие средства:

Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание)Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит – развивают речь. Игры (дидактические, театрализованные, “театр в руке”, сюжетно-ролевые) позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.Сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию, и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи.Чтение художественной литературы, потешек расширяет горизонты познания, стимулирует речевое и интеллектуальное развитие, расширяет словарный запас. Использование графических упражнений у чит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использую разнообразные приемы :

Пальчиковая гимнастика;Показ при помощи рук различных изображений (“очки”, ” стул”, “колокольчик”, “зайка” и.т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона)Сминание пальцами комочков из бумаги;Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)Выкладывание из крупы на фоновой бумаги различных изображений геометрических фигур, букв, цифр, узоров)Выполнение аппликаций из природного материала (семян, орех, яичной скорлупы и т.д)Создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей – ниткопись.

Шнуровка на различных предметах;Сматывание шерстяной пряжи в клубки;Завязывание и развязывание бантов, узлов;Застегивание пуговиц, молний, крючков;

Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;

Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;Плетение крючком косичек и выкладывание из них изображений по контуру.Нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом – “сухой бассейн”Игры с “осьминогом” (утяжеленный) мешочек с песком, обвязанный цветными нитями в виде осьминога, закрепляется на резинке с петлей, которая надевается на палец ребенка.Изготовление бус из разноцветных скрепок.

Игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами, выкладывание узоров из мелких камушков.)Графические упражнения – игры: ” Дорожка”, ” По точкам”, ” Узоры крестиком” и др.Физические упражнения, основанные на хватательных движенияхИгры, с конструкторами требующие закручивать шурупы, гайки.Лепка из соленого теста.Рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и тд.)Плетение из бумаги и тесьмы ковриков, полосок.Симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок.

Для эффективности коррекционной работы соблюдаю принципы: Принцип осознания совершаемых действий. Действия сопровождаю проговариванием этих действий. Например: “Какой пальчик сейчас работает?”, ” Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?” и т.д. Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена при разном количестве занятий. Поэтому отрабатываю навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме. Принцип обратной связи. По ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.В работе по развитию мелкой моторики придерживаюсь некоторых правил:

Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.Работу провожу регулярно, систематически.Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям. Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

Работу по развитию тонкой моторики провожу в системе коррекционных занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям. Овладение тонко координированными движениями рук осуществляется путем специальных упражнений и игр. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминанию серии двигательных актов, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления навыков письма.После диагностического обследования и составления плана коррекционной работы с данным ребенком по развитию мелкой моторики, приступаю к начальному этапу работы : учу детей свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук при помощи специфических упражнений. На простых, доступных для выполнения упражнениях дети учатся точно выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом слежу, чтобы упражнения выполнялись без лишнего напряжения. Показав упражнение два раза, предлагаю ребенку выполнить без показа, по команде. Это развивает его слуховое внимание. На этом же этаже использую игры с воображаемыми предметами.На следующем этапе обучаю детей приемам самомассажа рук . Он оказывает действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев.Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, мячик – ежик, прищепки, тренажер “Каштан”.После выполнения самомассажа приступаю к упражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений кинестического компонента двигательного акта и упражнений, способствующих развитию динамической координации движений пальцев рук .Провожу упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук, упражнения – игры на расслабление, упражнения на переключение позы, упражнение на ритмическую организацию движений, специальные упражнения с речевым сопровождением, игры – манипуляции, игры-потешки. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария, а их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.Далее провожу упражнения – игры с различными предметами (палочками, песком, крупой, бусинками, нитками, шнуровками, леской, проволокой и тд.). Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т.е. развивается ручная умелость.Особое внимание уделяю упражнениям, развивающим графические навыки (обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов, штриховка изображений в заданных направлениях, графические диктанты и т.д.)Выполняя графические упражнения, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку), развивают мыслительную деятельность, внимание, память.Упражнения, игры, различные задания на развитие графических навыков являются одним из направлений коррекционной работы. Они способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, помогают выработке нужных для письма качеств движений руки (ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляции размаха), развивают зрительное восприятие и внимание.Формированию навыков мелкой моторики способствуют проводимые занятия по лепке, конструированию, аппликации, ручному труду, рисованию. Очень нравится детям пластилинография, когда пластилин пальцами размазывается до контуров нанесенного заранее рисунка, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина другого цвета.На занятиях обязательно включаю физкультминутки как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности. Физкультминутки провожу в сочетании движений с речью детей. Текст составляю так, чтобы в одной физкультпаузе содержалось возможно большее количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетались бы с произносимыми стихами. Для детей с ОНР проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование физкультминуток с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей.

Цель:

  • познакомить детей с водоемом и его обитателями: утками, рыбами, лягушками и водными насекомыми; показать, что на берегу и в воде живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды.
  • Формировать представление об осенних изменениях в живой и не живой природе.
  • Развивать доброе отношение ко всему живому, стремиться сохранить природу родного края.
  • Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осенней природы.
  • Учить отгадывать загадки, развивать мышление.
  • Знакомить детей с правилами поведения возле водоёма (нельзя шуметь, чтобы не спугнуть уточек, сорить, близко подходить к воде, не сорить) .

Оборудование: фотоаппарат, бинокль, мел.

Предварительная работа:

  • Просмотр презентации «Обитатели водоема» ;
  • беседа о правилах движения по улицам поселка;
  • чтение сказки «Лягушка-путешественница» .

Ход экскурсии.

Воспитатель. Загадаю я вам вот такую загадку

Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое,
Рама зелёная.
Молодые берёзки
Свои перед ним

Поправляют причёски.
И месяц, и звёзды -
В нём всё отражается...
Как это зеркало называется?

Дети. Пруд.

Какие молодцы вы у меня, а раз вы такие молодцы предлагаю вам сходить к пруду, для начала вспомним правила поведения около воды:

  • У воды не шуметь
  • Не брать в руки жуков, лягушек
  • Не рвать растения
  • У воды не толкаться
  • Не подходить близко к воде.

Пока идем по дороге каждый делиться своими воспоминаниями о походе на пруд с родителями.

Ясным утром на тихом пруде
Резво ласточки реют кругом,
Опускаются к самой воде,
Чуть касаются влаги крылом.

На лету они звонко поют,
А вокруг зеленеют луга,
И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега.

(Отправляемся на экскурсию. Рассматриваем с берега осенние изменения в природе.)

Картины далекого детства
Порой предо мною встают…
И вижу опять я знакомый,
Весь в белых кувшинчиках пруд.

Вокруг него темная чаща,
Где сотни звучат голосов;
И узкая вьется тропинка
К нему между цепких кустов…

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, кто живет в пруду? Я вам загадаю загадки, вы отгадаете их, и тогда мы вспомним, кто живет в пруду.

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль плывет,
За собою всех ведет.

Вёсел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Влево, вправо повернет
Всю ватагу поведет.

Дети. Утка с утятами.

Воспитатель. Молодцы! Следующая загадка:

В воде купался

Сухим остался.

Дети. Гусь.

Воспитатель. Молодцы!

Стоит над водой

Трясет бородой.

Дети. Камыш

Воспитатель.

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

Дети. Рыбка

Воспитатель.

Летом в пруду и в болоте

Вы её найдете.

Зеленая квакушка-

Это, конечно, …

Дети. Лягушка

Воспитатель. Возле пруда и в пруду живут животные, рыбы, насекомые, которые приспособились к такой жизни, что не могут жить без воды и друг без друга. Рыбы питаются червями, водорослями. Чайки, утки, гуси ловят рыб. Лягушки поедают комаров, слизней. Они также не могут находиться на прямых солнечных лучах, предпочитают тень от кустов и деревьев. В природе все взаимосвязано. Если погубить всех комаров, погибнут лягушки. Если вырубить все деревья и кусты - высохнет пруд. Поэтому нельзя убивать лягушек, вылавливать всю рыбу в пруду и отстреливать уток и гусей.

А какие растения растут в пруду и вокруг него?

Дети. Камыш, осока, на воде бывают летом кувшинки, ряска, водоросли.

Воспитатель. Сейчас осень. Какие изменения произошли по сравнению с летом на пруду. Растения засохли, ветер срывает последние листья с ветвей деревьев и с кустов. На воде появился тоненький ледок. Все засыпает до весны. В пруду осенью рыбки уходят вглубь в водоросли, лягушки давно не скачут, они то же спрятались в траве, под кустами. Гуси улетели в теплые страны

Лето прошло, но после отдыха людей возле пруда всюду валяются пластиковые бутылки, мусор, пакеты.

Дети, как вы думаете, хорошо ли будет на следующий год здесь отдыхать взрослым и детям, птицам, животным, рыбам в воде?

Как нужно себя вести на природе, когда вы отдыхаете? (Выслушиваю ответы детей) .

Правила поведения в природе.

  1. Нельзя шуметь, кричать находясь в природе.
  2. Разбрасывать мусор.
  3. Жечь костры.
  4. Ловить животных, птиц. Разорять гнезда.
  5. Близко подходить к воде.
  6. Рвать растения.

Воспитатель. А сейчас мы пойдем в детский сад. Посмотрите вокруг, подумайте, что вы нарисуете на память о нашей экскурсии. (Выслушиваю ответы детей) . Что вы сегодня узнали нового на экскурсии?

Кому понравилась наша экскурсия – похлопайте в ладоши, кому не понравилась – потопайте ногами.

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе.

Цель: Развивать внимание, память, умение логически мыслить.

Задачи: 1. Упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа. 2. Активизировать использование в речи сложно - подчиненных предложений. 3. Учить выделять из предложений слова со звуками «ш» и «ж». 4. Четко произносить фразы (чисто- и скороговорки), насыщенные данными звуками. 5. Произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение Т. Волгиной «Где, чей дом». Воробей живет под крышей. В теплой норке - домик мыши. У лягушки дом в пруду Домик пеночки в саду. - Эй, цыпленок, где твой дом? - Он у мамы под крылом. Задает вопросы? «О чем говорится в этом стихотворении?». (О том, кто, где живет). - Про чьи дома рассказывается? (Воробья, мыши, лягушки, цыпленка). - Еще в стихотворении говорится о домике пеночки. Пеночка - птичка, она живет в саду. Вместе с большим воробьем живут под крышей малыши - воробьишки. (Если дети не могут ответить, воспитатель подсказывает начало слова.) - В пруду домик лягушки и … лягушат. (Хоровые и индивидуальные ответы). Домик цыпленка у мамы под крылом. У курицы много … цыплят. А у пеночки птенцы так же называются - пеночки. Один птенчик - пеночка, много птенцов - пеночки. - Названия еще каких птенцов одинаковы с названиями взрослых птиц? (Воспитатель может подсказать начало слов: «лас…точки, «си…нички»). Один птенчик - … ласточка, синичка; много птенчиков - … ласточки, синички. - Каких еще птиц и птенцов вы знаете?(Самостоятельные ответы детей). За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. При подведении итогов педагог называет ребенка, больше всех набравшего фишек). Подвижная игра: «Совушка» Из числа играющих выделяется «совушка». Её гнездо в стороне от площадки. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» - в гнезде. По сигналу ведущего: «День наступает, всё оживает!» - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жучков и т.д. По второму сигналу: «Ночь наступает, всё замирает - сова вылетает!» - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх игроков. Затем «совушка» опять возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке. После 2-3 выходов «совушки» на охоту её сменяют новые водящие из числа тех, которые ни разу ей не попались. Правила запрещают «совушке» подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному вырываться. Дети, отдохнув, возвращаются на свои места. Воспитатель загадывает загадки: Вот иголки и булавки Вылезают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят. (Ёжик) - Почему вы думаете, что это ёжик? - Какой знакомый звук есть в отгадке - «ж» или «ш»? (Вопрос задается после отгадывания детьми загадки). - Произнесите слово так, чтобы слышался звук «ж». (Ёжжжик). Маленькие ножки, Боится кошки, Живет в норке, Любит корки. (Мышка) - Почему выдумаете, что это мышка? - Какой знакомый звук в слове «мышка» - «ш» или «ж»? Произнесите его протяжно. (Мышшшка) - Сейчас я прочитаю стихотворение, в словах, которого очень часто встречается знакомый вас звук. Послушайте внимательно и скажите, какой это звук». Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише». - Придумайте рассказ про мышонка, который не спит. (Ответы 2-3 детей). - Послушайте еще одно стихотворение: Жук упал, и встать не может. Ждет он, кто ему поможет. - Придумайте рассказ про жука: что с ним случилось? Кто ему помог? (Ответы 2-3 детей). - Послушайте скороговорку: «Хорош пирожок, внутри творожок». - Повторите сначала медленно и громко, потом медленно и тихо. (Некоторым детям воспитатель предлагает повторить скороговорку шепотом быстро). Педагог берет в руки медведя и от его имени дает детям задание: - Отгадайте, что я больше всего люблю? (Мед, малину). - Послушайте, как я произнесу слово «ма - ли - на». Сколько в этом слове частей? (Три). - Давайте посчитаем вместе: маа - лии- наа. (При произнесении каждой части дети выкладывают перед собой счетную палочку). - Какая первая часть слова? (Ма.). Какая вторая? (Ли). Третья? (На). Всего три части». Аналогично разбираются слова «машина», «Наташа». Динамическая пауза «Правая - левая рука» Дети произносят слова, сопровождая их движениями: Это - правая рука, Это - левая рука. Справа - шумная дубрава, Слева - быстрая река… Обернулись мы и вот Стало всё наоборот: Слева - шумная дубрава, Справа - быстрая река… Неужели стала правой Моя левая рука? - Ребята, а теперь давайте вместе вырежем журавликов из бумаги. Показ воспитателя, как нужно вырезать журавликов (путем сложения бумаги вдвое, по намеченным линиям). Одного из них подарим Мишке». Итог занятия: 1. С какими звуками мы с вами познакомились? 2. Что вам запомнилось, что понравилось на занятии?

Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине.

Картина - один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства . ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям : формат (демонстрационные и раздаточные, тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства, содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные, характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение) и функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.

Общие требования к организации работы с картиной :

1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов : чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине .

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной .

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный . Результат этапа : рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника , построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Виды рассказывания по картине

1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных , их качеств, свойств, действий 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации , не выходящей за пределы содержания картины . 3. Рассказ картин : ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии , связывая их в один рассказ . 4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине : ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду . Ему требуется не только осмыслить содержание картины , передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта . Пример описания картины И . Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет : «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

Структура занятия :

1. Часть – вводная (1-5 минут) . Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.

2. Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы .

3. Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов , и даётся их оценка.

Методические приемы :

Вопросы (проблемные вопросы)

Образец педагога

Частичный образец педагога

Совместное рассказывание

План рассказа

Коллективное обсуждение плана будущего рассказа

Составление рассказа подгруппами

Составление рассказа подгруппами

Оценка детских монологов

Этапы . Младший возраст.

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине . Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.

Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему : 1) обучение детей рассматриванию картины , формирование умения замечать в ней самое главное;2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов ) .

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи.

Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом ) .

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине . Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных) . Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном (например : «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» - после картины «Кошка с котятами» ).

В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.

Средний дошкольный возраст .

Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам , заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.

Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение» .

Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину .

Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …

В средней группе образец дается для копирования. « Расскажите , как я» , «Молодец, запомнил, как я рассказывала » ,- говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца.

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов , можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин . С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии .

Старший дошкольный возраст .

В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам .

Содержание, тематика картин , использующих в старшем дошкольном возрасте , требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника - автора картины , ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины . Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников , побуждают их к инициативности.

В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия : « Картина называется «Зимние забавы» . Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава» ?»- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения . - «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом , чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению .

На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины . На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа . В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине : описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам , повествовательный рассказ , описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту .

В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов . Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках : «Вот так покатался!» , «Где пропадали?» , «Подарки маме к 8 Марта» , «Шар улетел» , «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине , но и вообразить предыдущие и последующие события.

В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине .

Оценка рассказов .

Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей .

В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.

В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей , подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа . К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание : «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему».

Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей . Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

Методика обучения рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью детей.

Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированая методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств, разработанная русским ученым И. М. Мурашковской.

Современная методика применения серий сюжетных картин для развития связности речи старших дошкольников разработана русским методистом А . А. Смирновой, которая не только разработала серии картин , но и предложила эффективную методику стимулирования связной речи детей.

Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина - это лишь эффективное средство, а главное на занятии - ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск

«Центр развития ребенка – детский сад №73»

Методические разработки

по речевому развитию

Подготовила: воспитатель группы

компенсирующей

Направленности с ТНР

Н.И.Якушкина

Саранск

2016

«В связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей.

Ребенок учиться мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить»

Ф.А.Сохин.

Введение

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии, педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психологического развития - мышления, воображения, памяти, эмоции. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст - период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон развития речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей.

Основные задачи развития речи решаются на протяжении всего дошкольного детства, и на каждом этапе идёт постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.

В дошкольном возрасте ребёнок овладевает диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделённых по функционально - смысловому типу описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В тоже время речь детей должна быть живой, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в четкой, логичной речи. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об его речевом развитии.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениям и описаниями речь у детей дошкольного возраста явление очень редкое. В речи детей существует много проблем:

  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
  • неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
  • бедность речи, не достаточный словарный запас;
  • бедная диалогическая речь, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
  • неспособность построить монолог - сюжет или описательный рассказ на предложенную тему;
  • употребление нелитературных слов и выражений;
  • отсутствие логического обоснования своих утверждений;
  • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса, темп речи и т. п.;
  • плохая дикция.

Поэтому необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывая о различных событиях из окружающей жизни.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на занятиях.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, я использую следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, использование моделирования при составлении рассказов, технология ТРИЗ, ИКТ.

С этой целью я в течение многих лет работаю над темой «Современные педагогические технологии на занятиях по речевому развитию». Изучив ряд программ по речевому развитию, и используя методическую литературу, я разработала разнообразный игровой, практический материал для работы по данной теме.

Данные методические разработки могут быть использованы в дошкольных образовательных организациях как в группах общеразвивающей так и в группах компенсирующей направленностей.

Педагогический проект

по речевому развитию

«РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ»

Цель

Составление описательных рассказов о животных с использованием мнемотаблицы.

Задачи

  • Учить детей составлять небольшой рассказ о животных с опорой на мнемотаблицы, используя свои знания.
  • Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ.
  • Учить точно, лаконично, образно описывать животных.
  • Учить составлять рассказ о животных, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты.
  • Учить подбирать к предмету слова - эпитеты, характеризующие предмет
  • Учить придумывать рассказ по предложенной схеме, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.

Этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный

Исходя из интересов детей, проводится анкетирование родителей, создание условий, необходимых для реализации проекта.

2 этап - основной

3 этап – итоговый

Сбор и обработка практических, методических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными.

Результаты

При условии реализации данного проекта можно предположить следующий результат:

1. Создание в группе необходимых условий для помощи детям:

создание Уголка книги;

подборка книг о животных;

изготовление атрибутов для театрализации сказок о животных;

оформление выставок рисунков детей к рассказам и сказкам о животных.

2. Проведение промежуточной диагностики, улучшение показателя диагностики в развитии связной речи.

Оценка

заинтересованности детей , их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми;

заинтересованности и участии родителей происходит через их участие в проведении совместных мероприятий, участие в конкурсах;

Оборудование и материалы

Мнемотаблицы;

Книги;

Картины и иллюстрации к произведениям;

Картотека стихов, загадок, пословиц;

Настольно - печатные игры;

Атрибуты для театрализации сказок о животных.

№ п/п

Мероприятие

Цели

Ответственные

1 этап - подготовительный

Анкетирование родителей

Выявить читают ли родители книги о животных.

Воспитатели

Составление картотек загадок,

поговорок

Формировать поисковую деятельность при работе с литературой.

Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса.

Воспитатели

Подбор народных пословиц.

Обогащать и усовершенствовать речь ребёнка.

Воспитатели

Подбор стихов

Стимулировать речевое развитие ребёнка. Обогащение словарного запаса и развитие грамматического строя речи.

Воспитатели

Подбор рассказов, сказок о животных.

Развивать интерес у детей к миру животных.

Воспитатели

Акция «Подари книгу детскому саду»

Пополнить библиотеку группы книгами о животных. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе.

Родители,

воспитатели

Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала

Создать условия по реализации проекта.

Воспитатели

Изготовление атрибутов для театрализации сказок о животных

Придумывание атрибутов к сказкам. Развивать творческую активность детей.

Воспитатели, родители, дети

2 этап – основной

Рассматривание иллюстраций, книг

Развивать интерес к животным.

Воспитатели

Чтение сказок, рассказов о животных

Пробуждать и поддерживать интерес книгам о животных, к художественному слову.

Воспитатели

Драматизация сказок

Воспитывать выразительность речи, обыгрывать несложный сюжет из знакомой сказки.

Воспитатели

Рисование героев из сказок, рассказов

Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к героям сказок.

Воспитатели

Пальчиковые игры

Увеличение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости, массаж «активных точек» на пальцах и ладонях.

Воспитатели

Беседы по содержанию сказки или рассказа

Воспитывать умение отбирать в рассказе или сказке интересные факты и события, подбирая наиболее точные описания животных.

Воспитатели

Составление описательных рассказов, с опорой на мнемотаблицу

Учить детей составлять небольшой описательный рассказ, используя мнемотаблицу.

Воспитатели

3 этап - заключительный

Диагностика детей

Выявить компетенции детей (знания и умения) детей.

Воспитатели

Педагогический проект

по познавательному развитию

«ВРЕМЕНА ГОДА»

Цель

1.Формирование познавательного интереса у детей к окружающему миру.

2.Воспитание любви к родной природе.

Задачи

  • познакомить детей с сезонными изменениями природы, с цветовой гаммой, присущей тому или иному времени года;
  • воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;
  • формировать связную речь;
  • обогатить словарный запас и развивать грамматический строй речи;
  • научить детей отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные способы и средства изображения;
  • воспитывать эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

Исходя из интересов детей, проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта, создание условий необходимых для реализации проекта.

2 этап – основной

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3 этап – итоговый

Сбор и обработка методических, практических материалов, соотнесение составленных и прогнозируемых результатов с полученными.

Результаты

  • Тематические выставки детских работ: «Осень золотая», «Волшебница – зима», «Весна – Красна», «Ах! Лето».
  • Презентация выставки детских рисунков «Шедевры живописи глазами детей».

Оценка

эффективности по итогам работы проводится по трём направлениям: дети, родители, педагоги;

заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдения и анализ детской деятельности, занятий, бесед.

заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через их участие в проведении совместных мероприятий.

активизация деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.

Оборудование и материалы

Книги

Картины и иллюстрации по теме «Времена года»

Настольно – печатные игры

Видео – и аудиозаписи

Фотоаппарат

Материалы для продуктивной изобразительной деятельности

Компьютер

Планирование и организация деятельности

п/п

Мероприятие

Цели

Ответственные

1 этап - подготовительный

Анкетирование родителей

Выявить, читают ли родители книги о природе. Что предпочитают слушать дети.

Воспитатели

Составление картотек загадок, стихов по лексическим темам «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»

Обогащать и усовершенствовать речь детей.

Воспитатели

Подбор библиотеки

Развивать интерес к книгам о природе.

Родители, воспитатели

Оформление Уголка «Времена года. Животные наших лесов»

Формировать у детей познавательный интерес. Развиваем словарь детей по лексическим темам.

Воспитатели

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, иллюстраций к произведениям для занятий

Создать условия для образного восприятия произведений художественной литературы.

Воспитатели, родители

2 этап – основной

Беседа о времени года

Учить детей самостоятельно находить характерные признаки времени года; уточнить представлении детей об изменениях, происходящих в жизни растений, животных, птиц.

Воспитатели

Рассматривание иллюстраций художников И. Шишкина, И.Левитана, И.Грабаря, К. Юона, К.Коровина

Развивать эстетическое восприятие детей, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусств. Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту природы.

Воспитатели

Экскурсия по улицам города, в сквер

Научить детей видеть красоту и мощь природы в разное время года. Побуждать в детях способность наслаждаться изяществом и многообразием форм, красок, Звуков окружающей их природы.

Воспитатели

Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет, пословиц. Заучивание стихов о времени года.

Развивать связную речь, память; продолжать учить детей понимать смысл пословиц, поговорок.

Воспитатели

Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Сложи картинки»

Формировать у детей смекалку, сообразительность. Закрепить основные приметы времен года.

Воспитатели

Составление описательных рассказов

Учить детей составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицы.

Воспитатели

Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Учить детей передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, с опорой на схему.

Воспитатели

Посещение выставки в картинной галерее города Саранска

Познакомить детей с картинами местных художников. Воспитывать любовь к природе родного края.

Воспитатели

Занятия по художественному творчеству

Закрепить знания детей о жанре изобразительного искусства – пейзаже. Развивать творчество, воображение, чувство композиции.

Воспитатели

Проведение музыкальных развлечений

Закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе. Создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый. Формировать эстетический вкус у детей, приобщать их к миру прекрасного.

Воспитатели, музыкальный руководитель

3этап-заключительный

Презентация выставки детских рисунков «Шедевры живописи глазами детей»

Воспитатели

Анализ результативности

Воспитатели

Конспект НОД

по речевому развитию

Тема: «Осень»

Образовательная область : коммуникативное развитие.

Тема: «Осень»

Цель:

Развивать связную речь детей.

Задачи:

Образовательные:

1.Обобщить и систематизировать знание детей об осени.

2.Активизировать словарь детей по данной теме.

3.Уметь подбирать определения к существительным и согласовывать их в роде и числе; слова – действия.

4.Упражнять в составлении описательных рассказов по картинно - графическому плану.

Коррекционно - развивающие:

1.Развивать связную речь, общие речевые навыки, речевой слух, память, внимание, мышление, общую моторику.

Воспитательные.

1.Воспитываить интерес к живой и неживой природе.

1. Словесные (беседа, вопросы, д /и «Что мы делали на огороде?»).

2. Наглядные (демонстрация картинно-графического плана, рассматривание картинок).

3. Практические (д /и «Собери картинку»).

Используемые формы организации речевой деятельности детей: групповая, индивидуальная.

Оборудование и материалы:

Картинки–символы по теме «Времена года», «Овощи»; предметные картинки по теме «Овощи»; набор разрезных картинок по темам «Фрукты», «Овощи».

Предварительная работа:

1.Рассматривание: иллюстраций с изображением времени года « Осень».

2.Беседы по теме « Осень».

3. Чтение стихов: И.Бунин «Листопад», К.Бальмонт «Осень», А.Плещеев «Осень», «Скучная картина», А.Пушкин «Осень», Е.Трутнева «Осень»,; рассказов про осень.

Дети стоят в кругу на коврике.

Воспитатель читает стихотворение

Листья с деревьев в лесу осыпаются,

Дождик уныло по крышам стучит,

Светлое небо с землею прощается,

Хмурая осень в окошко глядит.

(Вопросы к детям)

Воспитатель: Ребята, о каком времени года это стихотворение? (Ответы детей).

  • Назовите осенние месяцы. (Ответы детей).
  • Ребята, а осень в сентябре какая? (Ответы детей).
  • А в октябре? (Ответы детей).
  • Как мы называем осень в ноябре? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы! Садитесь. (Дети садятся за столы).

Воспитатель: Ребята, вы, наверное, догадались, что мы с вами будем говорить об осени. Чтобы вам легче было вспомнить признаки осени, я приготовила картинки - символы. Посмотрите на них.

(Воспитатель вывешивает схему « Времена года»)

(Вопросы к детям)

Воспитатель: Что вы можете сказать о продолжительности дня? (Ответы детей).

  • Что вы можете сказать про солнце осенью? (Ответы детей).
  • А какое небо осенью? (Ответы детей).
  • А какие изменения происходят на земле? (Ответы детей).
  • Что происходит осенью с деревьями? (Ответы детей).
  • А листья что делают? (Ответы детей).
  • Как называется явление, когда с деревьев опадают листья? (Ответы детей).
  • Что делают животные? (Ответы детей).
  • Что делают осенью птицы? (Ответы детей).
  • Как называют этих птиц? (Ответы детей).
  • Осенью люди, какую одежду носят? (Ответы детей).
  • А в какие игры можно играть осенью? (Ответы детей).
  • Ребята, люди, что делают осенью? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами пойдем в огород и соберем урожай.

Ф/м «Огород»

Мы картошку накопали.

С грядки огурцы сорвали,

Выдернули морковку,

Срезали капусту ловко.

И в корзине от земли

Вам в подарок принесли .

Воспитатель: Вот какой урожай собрали. Молодцы!

Хорошо мы потрудились. На свои места возвратились.

(Дети садятся)

А сейчас у нас игра.

Д/и« Что мы делали на огороде?»

Воспитатель: картошка – копаем

  • помидор – срываем
  • огурцы – срываем
  • морковь – выдергиваем
  • капуста – срезаем
  • лук – выдергиваем
  • баклажан - срываем

Воспитатель: Ребята, я тоже собрала хороший урожай. Но на моей грядке выросли загадки. И я хочу, чтобы вы их разгадали. А поможет нам в этом моя схема.

(Воспитатель вывешивает схему « Овощи»)

Воспитатель вызывает детей, и они описывают овощи.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.

Ребята, а у нас снова игра, которая называется «Собери картинку» и посмотрим, что у вас получится.

(Дети собирают разрезные картинки)

Воспитатель: Какие у вас разные картинки получились. А теперь составьте полное предложение, чтобы все поняли, какие картинки у вас получились.

(Дети составляют предложения по картинкам, которые собрали.)

Молодцы!

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю вспомнить стихотворение А. Плещеева «Осень». Кто начнет ?

(Дети читают стихотворение по желанию).

Воспитатель: Ребята, о какой осени автор рассказывает в этом стихотворении?

(Ответы детей).

Воспитатель: А за окном тоже осень. Но жаль, осень уже уходит. Вот так мы её проводили, вспомнив о ней, все, что знали.

На этом наше занятие подошло к концу.

(Дети выходят на ковер).

Конспект НОД

по познавательному развитию

в группе компенсирующей направленности с ТНР

Тема: «Путешествие по морским глубинам»

Образовательная область : познавательное развитие.

Тема: «Путешествие по морским глубинам»

Цель:

Развивать представление детей об обитателях подводного мира.

Задачи:

Образовательные:

1.Закрепить и уточнить знания детей о растительном и животном мире рек, морей, океанов, используя метод наглядного моделирования и ТРИЗ.

2.Способствовать усвоению системы экологических знаний и овладению новыми нормами и правилами поведения в окружающей природной среде.

3.Активизировать словарь детей.

4.Учить подбирать определения к существительным и согласовывать их в роде и числе.

Развивающие:

1.Развивать способность через музыку, через рисунки выражать свои чувства.

2.Развивать мышление, логику, внимание, творческое воображение.

Воспитательные.

1.Воспитывать нравственные чувства, выражающие в сопереживании природе, потребность детей в общении с живой природой, желание сохранить ее красоту.

2.Повышать интерес к познанию.

Методы и приемы педагогической деятельности:

1.Словесные (беседа, вопросы, д/и «Хорошо-плохо», «Кто, где живет»).

2.Наглядные (демонстрация поведения дельфина, рассматривание знаков).

3.Практические (путешествие по карте-путеводителю, рисование изображений морских животных ладошкой).

Используемые формы организации познавательной деятельности детей : групповая, индивидуальная.

Оборудование и материалы:

глобус; модели – круги синего и голубого цветов; модели обитателей морей и океана; д/и «Напоминающие знаки»; 2 фигурки дельфина (грустного и веселого); карта-путеводитель; сундучок с рисунками морских животных; тарелочки с гуашью разного цвета; набор влажных салфеток; кисточки; трафареты морских животных; запись с музыкой.

Предварительная работа:

1.Рассматривание: глобуса, иллюстраций с изображением морских животных.