Поисково познавательная деятельность в старшей группе. Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе

25.06.2019

Картотека

«Познавательно–исследовательская деятельность» (старшая группа)

«Летающие семена»

Цель : познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.

Ход: Дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему». Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например: фасоль и семена клена).

Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.

«Потребность растений в воде»

Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Ход: Из букета выбрать один цветок, нужно оставить его без воды. Через некоторое время сравнить цветок, оставшийся без воды, и цветы в вазе с водой: чем они отличаются? Почему это произошло?

Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.

«Как вода поступает к листьям»

Цель : на опыте показать, как вода двигается по растению.

Ход: Срезанную ромашку помещают в воду, подкрашенную чернилами или краской. Через несколько дней разрезают стебель и видят, что он окрасился. Расщепляют стебель вдоль и проверяют, на какую высоту поднялась подкрашенная вода за время эксперимента. Чем дольше простоит растение в красителе, тем выше окрашенная вода поднимется.

Вывод: вода поднимается вверх по растению.

«Солнце высушивает предметы»

Цель : наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы.

Ход: Повесить на солнечном участке выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как за время прогулки оно высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада на солнечной стороне и теневой стороне.

Вывод: солнце нагревает предметы.

«Передача солнечного зайчика»

Цель : показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Материал: зеркала.

Ход: В солнечный день дети рассматривают «солнечный зайчик». Как он получается? (Свет отражается от зеркала). Что произойдет, если в том месте на стене, куда попал «солнечный зайчик», поставить еще одно зеркало? (Он отразится еще раз)

«Радуга»

Цель : познакомить с радугой как природным явлением. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Материал: таз с водой, зеркало.

Ход: Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу прямо сейчас?

Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечные лучи и направляет их на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится радуга на стене. Вода выполняет роль призмы, разлагающей белый цвет на его составляющие. На, что похоже слово «радуга»? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.

«Воздух невидим»

Цель : познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха. Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Ход: воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющееся в помещении.

Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

«Движение воздуха»

Цель : показать, что можно почувствовать движение воздуха. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.

Ход: Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?

Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.

«Буря»

Цель : доказать, что ветер это движение воздуха. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый).

Ход: Дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкость с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру.

Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

«Рассматривание песка через лупу»

Цель : определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Материал: песок, черная бумага, лупа.

Ход: Из чего состоит песок?

Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.

«Песчаный конус»

Цель : познакомить со свойством песка – сыпучестью. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место.

Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

Вывод: песок – сыпучий материал.

«Свойства мокрого песка»

Цель : познакомить со свойствами песка. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Материал: песок, формочки.

Ход: Засыпать сухой песок в формочку и перевернуть, что получится? Просыпать песок струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции.

Вывод: мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются.

«Состояние почвы в зависимости от температуры»

Цель : выявить зависимость состояния почвы от погодных условий. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход: В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее руками: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), светло-коричневая. Воспитатель поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, стала мокрой, липкой, склеивается в комочки, от холодной воды почва стала холоднее)

Вывод: изменения погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

«Вода и снег»

Цель : закрепить знания о различных состояниях воды. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход: Внести в группу снег и лед – что быстрее растает?

В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лед.

Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним.

«Таяние снега»

Цель : познакомить детей со свойствами снега. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.

Ход: Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. Снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.

«Защитные свойства снега»

Цель : познакомить со свойствами снега. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Ход: Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег. Зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

Вывод: Чем глубже будет находиться баночка в снегу, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.

«Замерзание воды»

Цель : закреплять знания детей о свойствах воды. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Ход: Налить воду в ведерко и на поднос. Вынести на холод. Где вода быстрее замерзнет? Объяснить, почему вода на подносе замерзает быстрее.

«Прозрачность льда»

Цель : познакомить со свойствами льда. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Ход: В прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и поставить на холод. Рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.

Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен.

«Уличные тени»

Цель : показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод.

Ход: Рассматривание теней от разных предметов. Когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень? Почему она образуется? (это темное пятно, она образуется тогда, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее)

Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертание предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачней предмет, тем тень светлее.

«Измерение размеров изображения с помощью различных линз»

Цель : познакомить с оптическим прибором – линзой; сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Материал: лупы, очки, различные предметы: перышки, травинки, веточки.

Ход: рассматривание лупы, наблюдение за изменениями размеров предметов и изображений через лупу.

Вывод: при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.

«Веселые кораблики» (плавучесть предметов)

Цель : учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Ход: Воспитатель вместе с детьми опускает в воду предметы, сделанные из разных материалов (деревянные брусочки, палочки, металлические пластины, бумажные кораблики). Понаблюдать, какие предметы тонут, а какие остаются на плаву.

Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.


Летающие семена»

Цель : познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.

Ход: Дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему». Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например: фасоль и семена клена).

Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.

«Потребность растений в воде»

Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Ход: Из букета выбрать один цветок, нужно оставить его без воды. Через некоторое время сравнить цветок, оставшийся без воды, и цветы в вазе с водой: чем они отличаются? Почему это произошло?

Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.

«Как вода поступает к листьям»

Цель : на опыте показать, как вода двигается по растению.

Ход: Срезанную ромашку помещают в воду, подкрашенную чернилами или краской. Через несколько дней разрезают стебель и видят, что он окрасился. Расщепляют стебель вдоль и проверяют, на какую высоту поднялась подкрашенная вода за время эксперимента. Чем дольше простоит растение в красителе, тем выше окрашенная вода поднимется.

Вывод: вода поднимается вверх по растению.

«Солнце высушивает предметы»

Цель : наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы.

Ход: Повесить на солнечном участке выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как за время прогулки оно высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада на солнечной стороне и теневой стороне.

Вывод: солнце нагревает предметы.

«Передача солнечного зайчика»

Цель : показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Материал: зеркала.

Ход: В солнечный день дети рассматривают «солнечный зайчик». Как он получается? (Свет отражается от зеркала). Что произойдет, если в том месте на стене, куда попал «солнечный зайчик», поставить еще одно зеркало? (Он отразится еще раз)

«Радуга»

Цель : познакомить с радугой как природным явлением. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Материал: таз с водой, зеркало.

Ход: Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу прямо сейчас?

Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечные лучи и направляет их на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится радуга на стене. Вода выполняет роль призмы, разлагающей белый цвет на его составляющие. На, что похоже слово «радуга»? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.

«Воздух невидим»

Цель : познакомить со свойствами воздуха - не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха. Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Ход: воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющееся в помещении.

Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

«Движение воздуха»

Цель : показать, что можно почувствовать движение воздуха. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.

Ход: Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?

Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.

«Буря»

Цель : доказать, что ветер это движение воздуха. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый).

Ход: Дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкость с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру.

Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?

Вывод: Ветер - это движение воздуха.

«Рассматривание песка через лупу»

Цель : определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Материал: песок, черная бумага, лупа.

Ход: Из чего состоит песок?

Из очень мелких зернышек - песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.

«Песчаный конус»

Цель : познакомить со свойством песка - сыпучестью. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место.

Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

Вывод: песок - сыпучий материал.

«Свойства мокрого песка»

Цель : познакомить со свойствами песка. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Материал: песок, формочки.

Ход: Засыпать сухой песок в формочку и перевернуть, что получится? Просыпать песок струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции.

Вывод: мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются.

«Состояние почвы в зависимости от температуры»

Цель : выявить зависимость состояния почвы от погодных условий. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход: В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее руками: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), светло-коричневая. Воспитатель поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, стала мокрой, липкой, склеивается в комочки, от холодной воды почва стала холоднее)

Вывод: изменения погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

«Вода и снег»

Цель : закрепить знания о различных состояниях воды. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход: Внести в группу снег и лед - что быстрее растает?

В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе - утрамбованный, в третье - лед.

Вывод: рыхлый снег растает первым, затем - утрамбованный, лед растает последним.

«Таяние снега»

Цель : познакомить детей со свойствами снега. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.

Ход: Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. Снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.

«Защитные свойства снега»

Цель : познакомить со свойствами снега. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Ход: Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег. Зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

Вывод: Чем глубже будет находиться баночка в снегу, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.

«Замерзание воды»

Цель : закреплять знания детей о свойствах воды. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Ход: Налить воду в ведерко и на поднос. Вынести на холод. Где вода быстрее замерзнет? Объяснить, почему вода на подносе замерзает быстрее.

«Прозрачность льда»

Цель : познакомить со свойствами льда. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Ход: В прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и поставить на холод. Рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.

Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен.

«Уличные тени»

Цель : показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод.

Ход: Рассматривание теней от разных предметов. Когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень? Почему она образуется? (это темное пятно, она образуется тогда, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее)

Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертание предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачней предмет, тем тень светлее.

« Измерение размеров изображения с помощью различных линз»

Цель : познакомить с оптическим прибором - линзой; сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Материал: лупы, очки, различные предметы: перышки, травинки, веточки.

Ход: рассматривание лупы, наблюдение за изменениями размеров предметов и изображений через лупу.

Вывод: при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.

«Веселые кораблики» (плавучесть предметов)

Цель : учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Ход: Воспитатель вместе с детьми опускает в воду предметы, сделанные из разных материалов (деревянные брусочки, палочки, металлические пластины, бумажные кораблики). Понаблюдать, какие предметы тонут, а какие остаются на плаву.

Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.

Конструкт

проведения непосредственно образовательной деятельности

Хемеровой Анастасии Андреевны

Группа : старшая

Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование.

Тема: Очищение воды

Образовательная область: Познавательное развитие.

Форма организации: подгрупповая

Цель: : развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования

Планируемый результат:

    Дети проявляют интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к экспериментам проводимым с водой

    Дети проявляют бережное отношение к воде, посредством формирования осознанного отношения к окружающему миру, самостоятельность, аккуратность.

    Дети фиксируют этапы действий, умеют действовать в соответствии с алгоритмом.

    Точно и полно отвечают на поставленные вопросы;

    Дети выделяют проблему и предлагают возможные решения; действуют в соответствии с алгоритмом.

    Выдвигают гипотезы и строят предположения.

    Соблюдают правила безопасного поведения во время экспериментов.

    Дети делают выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщают их.

Задачи

Задачи с учётом особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

    Повышать интерес к совместной деятельности с взрослыми, сверстниками, к экспериментальной деятельности..

    Воспитывать бережное отношение к воде, посредством формирования осознанного отношения к окружающему миру, самостоятельность, аккуратность.

Развивающие:

    Развивать у детей умения фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.

    развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы;

    развивать умение слушать воспитателя и сверстников;

Образовательные:

    Учить детей выделять существующие признаки предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.

    Познакомить детей с разными способами очистки воды, совершать действия по преобразованию объекта - «загрязнённой воды».

    Закреплять правила безопасного поведения во время экспериментов.

    Учить детей фиксировать этапы эксперимента, делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их.

Егор- Совершенствовать знание правил безопасного поведения при проведении экспериментов.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

    построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

    содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

    поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

    формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

    возрастная адекватность дошкольного образования.

Принципы воспитания и обучения:

Принципы воспитания:

формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы бучения:

Принцип стимулирующий экспериментальную деятельность дошкольника; принцип свободы и самостоятельности; принцип активности, принцип последовательности.

Методы воспитания: беседа, поощрение.

Методы обучения: беседа, демонстрация, показ, экспериментирование, объяснение.

Средства воспитания и обучения:

мультимедийная презентация, коробка, воронки, стаканчики прозрачные, магниты, сачки, вата, бинт (ткань), бумага, кртинки «магнит, сачок, бамага, вата, бинт»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Т. И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. -352 с.

Последовательность деятельности

Методы

Педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивационно-целевой этап.

Задача:

Собрать внимание детей, смотивировать их на предстоящую деятельность

На экране рябь, нет сигнала. (СЛАЙД 1)

Воспитатель: Ребята, я хотела поговорить с вами о весенних цветах, но что-то пошло не так. Сейчас я попробую настроить компьютер.

Звучит музыка из м\ф «Фиксики», на экране появляется «Нолик» и «Мася» и электронное послание: «Дорогие ребята, наши друзья Миксики попросили помочь. Вся вода в их стране стала настолько грязная, что ею невозможно пользоваться, а тем более пить. Миксики отправили образец воды, но что с ней делать, мы не знаем. Папус и Мамус заняты, они только дали коробку и сказал, что она нам пригодится».

Воспитатель: Ребята, как выдумаете, почему к нам обратились Фиксики?

Дети: Мы можем им помочь.

Вступают в диалог с воспитателем, делятся впечатлениями, проявляют интерес к исследовательской деятельности.

Дети смотивированы, проявляют заинтересованность,

любознательность,

охотно общаются с воспитателем,

принимают внутреннюю позицию к предстоящей

деятельности.

2.Целеполагание.

Задача:

Учить детей выделять и ставить проблему, предлагать возможные решения

Объяснение

Демонстрация

Дети обнаруживают коробку, в ней образец «грязной» воды и инструментарий для экспериментирования.(магниты, воронки, сачки)

Воспитатель: Как мы можем помочь друзьям Фиксиков? Для чего нам столько разных предметов в коробку положил Папус?

Дети: мы можем помочь очистить воду.

Воспитатель: Ребята, а почему Миксики просят нас о помощи.что они делали не правильно, почему вода с их планеты стала не пригодна для использования?

Дети: Они засоряли водоемы, выбрасывали в них различный мусор.

А как вы думаете, могут ли живые существа прожить без воды? И что будет, если Миксики все так же будут засорять свои водоемы?

Дети: У них на планете совсем не останется воды. Все живые существа погибнут.

А как мы им поможем?

Дети: мы поможем им очистить воду и научим ее беречь

Дети слушают, участвуют в диалоге,

отвечают на вопросы воспитателя.

выделяют проблему и предлагают возможные решения.

3.Выдвижение гипотез.

Задача:

Учить детей выделять существующие признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что нам положили в коробку Мамус и Папус?

Дети: Магниты, сачки, воронки.

Давайте, с помощью этих предметов, попробуем очистить воду от загрязнений.

Воспитатель: Ребята, вспомним правила поведения при проведении опытов.

Дети проявляют заинтересованность, инициативность и любознательность;

4.Планирование деятельности по проверке гипотезы

(обсуждение алгоритма действий ).

Задача: Развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы;

Объяснение

Демонстрация

Используя те приспособления, которые для вас прислали Мамус и Папус, можем ли мы собрать мусор, который плавает на поверхности воды и лежит на дне.

Каким способом можно очистить воду от предметов, которые плавают на поверхности воды?

дети: вытащить палочкой с крючком, руками, собрать сачком) Какой способ на ваш взгляд наиболее удобный?

С помощью, каких приспособлений можно достать из воды предметы, которые лежат на дне?

Дети: с помощью магнита, собрать сачком (если затрудняются, обратить их внимание на предметы в коробке, присланные Папусом).

5.Осуществление эксперимента. Наблюдение за преобразованием объекта.

Задача:

Повышать интерес к к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к экспериментам проводимых с водой, Учить действовать в соответствии с алгоритмом. Познакомить с разными способами очистки воды. Воспитывать самостоятельность, аккуратность

Объяснение

Как вы думаете, сначала нужно доставать мусор со дна или убирать с поверхности? Почему?

Дети: Сначала убрать мусор с поверхности, чтобы он не мешал доставать мусор со дна.

Какой предмет из предложенных вы используете для очищения воды от мусора плавающего на поверхности?

Дети: Сачок.

Почему мусор плавает на поверхности?

Дети: Потому что, он легкий, это растения, деревянные предметы, щепки.

(Дети вылавливают сачком мусор плавающий на поверхности)

Какой мусор лежит на дне, почему?

Дети: Этот мусор тяжелый, это гвозди, камни.

Каким приспособлением вы воспользуетесь чтобы достать мусор, который на дне?

Дети: Магнитом.

(Дети опускают магнит в воду)

- Что вы видите на магнитах? Из чего сделаны эти предметы? Какой вывод можно сделать? (Магнит притягивает железные предметы)

Стала ли наша вода чистой, пригодной для использования? Можем ли мы Миксикам отдать такую воду?

Дети: Нет, вода грязная. Мы очистили ее только от крупного мусора.

Дети с интересом проводят опыты, действуют в соответствии с алгоритмом.

Дети знают различные способы очистки воды от загрязнений

6. Физкультминутка

Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Упражнение, показ

Физминутка: «Юные пловцы»

К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе) .

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились (встряхиваем руками) .

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед) .

Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно) .

Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте) .

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.

Повторяют за воспитателем

Дети расслаблены, отдохнули

Готовы к дальнейшей деятельности

7.Выдвижение гипотез.

Задача: Учить детей выделять существующие признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.

Объяснение

Демонстрация

Обрати внимание, мы с вами использовали только 2 предмета присланные Папусом и Мамусом. Что мы не использовали?

Дети: Воронку.

Может ли нам пригодится воронка в очищении воды?

Если дети затрудняются напомнить им о прошлых экспериментах по фильтрованию воды.

Дети высказывают свои предположения.

Дети проявляют заинтересованность, инициативность и любознательность;

выделяют существенные признаки и связи предметов и явлений; выдвигают гипотезы и строят предположения.

8.Планирование деятельности: Развивать у детей умения фиксировать этапы действий. развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы

Объяснение

С помощью чего можно фильтровать воду, очистить ее?

Дети: с помощью разных материалов: вата, ткань (слои бинта), бумага.

Дети участвуют в планировании деятельности

Дети умеют фиксировать этапы предстоящих действий, точно и полно отвечать на поставленные вопросы;

9.Осуществление эксперимента. Наблюдение за преобразованием объекта.

Повышать интерес к экспериментальной деятельности. Учить действовать в соответствии с алгоритмом. Познакомить с разными способами очистки воды. Воспитывать самостоятельность, аккуратность

Сначала мы воду будем фильтровать через ткань (слои бинта). Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а воронку фильтр – слой бинта. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливаем не полный.

Ребята, что у вас получилось?

Дети: фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи.

А вода стала чистой? (ответы детей: нет). Значить слой бинта пропускает мелкий мусор и грязь.

А теперь профильтруем воду через вату. Также в воронку вставим вату, аккуратно не продавливаем. И фильтруем (и здесь на фильтре остались соринки).

Посмотрите, вода стала чище?

Конечно, этот ватный фильтр из несколько слоёв, и не пропускает самые мелкие соринки.

А теперь уберите использованные фильтры на тарелки. Попробуем профильтровать воду вторым способом. Возьмите воронку вставьте во второй пустой стакан, а фильтром будет у нас писчая бумага. Сомните ее в комок, положите в воронку. Профильтруем воду через бумагу. Все ребята профильтровали?

Посмотрите на фильтры. Они стали грязными?

Дети:да. здесь и песчинки, и соринки, но вода очень мутная.

Посмотрите, стала ли вода чистой в 1 стакане, во 2, в 3?

В каком стакане самая чистая вода? Какой фильтр вы использовали для получения самой чистой воды?

Дети: Самая чистая вода во 2 стакане. Использовали фильтр из ваты. Он лучше всего очистил воду. Фильтр из ваты не пропустил мелкий мусор

Дети проводят совместно с воспитателем опыты в соответствии с алгоритмом, соблюдая правила безопасности

Дети с интересом проводят опыты, действуют в соответствии с алгоритмом. Дети знают различные способы очистки воды от загрязнений.

Проявляют самостоятельность, аккуратность

10.Фиксация преобразований объекта.

Задача:

Сравнить полученные результаты.

Развивать у детей проговаривать этапы действий, используя сложные предложения

Сравнение

А теперь давайте вспомним, как мы получили чистую воду. Запишем это с помощью картинок и потом отправим Миксикам, чтоб они очистили свою воду по нашему плану.

Как очищали воду на первом этапе? С помощь

ю чего? Выбирайте картинку.

На 2 этапе?

С помощью чего затем фильтровали воду?

Детей умеют проговаривать этапы действий, используя сложные предложения.

11.Выводы.

Задача: Учить детей делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их.

А теперь давайте отметим тот фильтр, с помощью которого вода получилась самая чистая.

Дети: Лучше всего воду очистил фильтр из ваты, тк. Вата задерживает даже самый мелкий мусор.

Миксикам мы отправим наш план по очистке воды. Что бы вы еще хотели сказать, пожелать им?

Самое главное, Миксикам нужно не загрязнять воду. Ведь гораздо лучше ее сберечь, чем потом очищать.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, высказывают своё мнение.

Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы; делают вывод в соответствии с результатом эксперемента;оценивают результат своей деятельности.

12. Рефлексия

Задача: Учить детей делать выводы в соответствии с результатом занятия, обобщать их. Развивать умение слушать воспитателя и сверстников. Проявлять бережное отношение к воде

Дети вступают в общение.

Дети делают выводы в соответствии с результатом занятия, обобщают их. Внимательно слушают воспитателя и сверстников. Проявляют бережное отношение к воде

13.Открытость, ориентация на дальнейшее исследование.

Задача: Смотивировать детей на дальнейшие исследования.

Ребята, на следующих опытах мы попробуем в воронку положить сразу 3 фильтра, которые мы использовали: и бумагу, и вату, и бинт

И посмотрим, что станет с грязной водой.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, высказывают своё мнение.

Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы.

Учебно-методический комплект:

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

    Программа «Детство»: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И.

Герцена, 2014. – 321 с.

    Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. - № 1.

    Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ “Сфера”, 2005.

Подразумевает творческую активность ребенка, которая направлена на изучение определенных явлений, установление взаимосвязи отдельных предметов в окружающем мире, систематизацию и упорядочение полученных знаний.

Особенности проведения исследований у дошкольников

У дошкольников элементы познавательной деятельности включены в ролевые игры. Многие психологи и педагоги в своих работах указывали важность их разнообразных видов. Именно игры помогают малышу понять связь отдельных деталей, действий, создать четкое представление об определенном объекте.

Важность исследований для дошкольников

По мере взросления ребенка происходит развитие познавательно-исследовательской деятельности, в нее включаются более сложные элементы. Благодаря данным процессам, дошкольник удовлетворяет свою любознательность, расширяет запас знаний, меняет собственные представления об окружающем его мире.

Подобная деятельность помогает будущему первокласснику устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться в пространстве и времени, соединять разрозненные факты в единую картину.

Функции познавательно-исследовательской деятельности в ДДУ

Психологи выделяют несколько основных функций подобной работы, которые важны для ребенка.

  1. Развитие любознательности у дошкольников (познавательной инициативы).
  2. Усвоение дошкольником пространственных, классификационных, временных отношений.
  3. Переход от систематизации полученной информации на уровень практической деятельности.
  4. Формирование словесного запаса, мышления, внимания, навыков анализа, ведения беседы.

Детей способствует расширению кругозора, освоению представлений о социальном и природном сообществе, формированию простейших исторических и географических знаний.

Способы активизации познавательной деятельности дошкольников

Современные Федеральные требования к воспитательным, образовательным, развивающим задачам в дошкольном образовании предполагают особое внимание к формированию у малышей инициативности, самостоятельности, познавательной активности.

Именно стремление к самостоятельному развитию считается основной характеристикой развития дошкольника. Малыш должен получать важную информацию об окружающем мире, людях, законах общественной жизни, объектах природы, естественным путем. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе выражается в целенаправленности мыслей и действий, сосредоточенности, стремлении высказывать свое мнение, проводить сравнение полученной информации.

Как выражается активность дошкольников

Активность выражается в способности самостоятельного выбора ребенком определенных видов деятельности. Воспитатель или психолог наблюдает за поведением малыша во время ролевой игры, анализирует желание к общению с другими ребятами, лидерские качества. Затем проводится анализ полученной информации по специальным методикам и технологическим картам, и делается заключение о готовности ребенка к обучению в школе.

Разновидности познавательной активности дошкольников

В современной педагогике выделяют несколько вариантов подобной деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников может проявляться в действиях по предложенному воспитателем образцу. Для подобного варианта наставник предлагаем малышам схемы, алгоритмы действий. Исполнительная активность состоит из принятия малышом определенной задачи, выбора варианта своих действий на основе предложенных образцов, получения личного результата.

Приёмы стимулирования саморазвития дошкольников

Познавательно-исследовательская стимулируется разнообразными педагогическими приемами. В первую очередь воспитатель старается путем образности, мотивации, эмоциональности обеспечить у своих воспитанников интерес к поставленной перед ними задаче. Мудрый наставник делает вид, что сам не знает ответа на данный вопрос, и только малыш сможет помочь ему в этом, так и начинается совместная познавательно-исследовательская деятельность. по ФГОС также предполагает разнообразные виды проектов и исследований, проводимых под непосредственным руководством воспитателя. Постепенно педагог уходит «на второй план», предоставляя детям возможность самостоятельного получения результатов эксперимента, опыта. Для стимулирования дошкольников по мере работы воспитатель задает им вопросы: «Как ты думаешь, чем закончится твой эксперимент?», «Что нового ты узнал на данном этапе работы?».

Постепенно воспитатель становится тьютором, он уточняет алгоритм действий ребенка, помогает ему делать схемы, чертежи. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе подразумевает применение приемов творческого воображения. Ребенок учится представлять результат своей работы. Например, если перед дошкольником поставлена задача - вырастить кристаллы поваренной соли, он должен представить, как они будут выглядеть. После того как опыт будет успешно завершен, ребенок сравнивает свое первоначальное представление с реальной картинкой, делает выводы о сходстве, различии образов.

Тот опыт, который позволила накопить малышу познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе, станет его личным результатом, он сможет использовать его при обучении в школе.

Пример исследований о хлебе в ДОУ

Приведем пример планирования подобной работы в детском саду. Познавательно-исследовательская деятельность должна быть четко продумана, распределена по месяцам. Например, в старшей группе можно предложить ребятам тему, связанную с хлебом. Назвать такое исследование можно по-разному: «Откуда пришёл хлеб?», «Что такое белое золото?», «Почему батон покрывается плесенью?».

В зависимости от поставленных вопросов и формируется план исследований.

В сентябре начинается познавательно-исследовательская деятельность. Старшая группа занимается поиском информации о составе хлеба. Воспитатель ставит перед ними задачу установить те компоненты, которые нужны для выпекания вкусных булочек и батонов. Итогом данного этапа будет перечень ингредиентов, без которых невозможно испечь хлеб.

В октябре малыши отправляются вместе со своим наставником на экскурсию на хлебокомбинат. Они должны познакомиться визуально с технологией изготовления булок и хлеба, подтвердить ту информацию, которую собрали в сентябре о компонентах хлеба.

В ноябре дети получают домашнее задание. Они вместе с родителями должны попробовать себя в роли настоящих пекарей, освоить основные этапы создания вкусного белого хлеба.

В декабре завершается познавательно-исследовательская деятельность. Подготовительная группа приглашается на дегустацию тех вкусных пирогов и плюшек, которые вместе с мамами и папами сделали будущие первоклассники.

Изучение времен года

Интересным вариантом для исследовательской деятельности в детском саду можно считать изучение времен года. Основная цель, которую ставит при этом воспитатель - закрепить и углубить те знания, которыми уже владеют ребята. Проводить подобное исследование можно по группам. Малыши получают свои собственные задания, специальную карту наблюдений и журналы для оформления полученных результатов. Например, нужно будет понаблюдать неделю за тем, как ярко светит солнце, как часто идут дожди осенью, и зарисовать полученные результаты в журнал. Втора группа будет заниматься температурным режимом, привлекая себе на помощь родителей. Третьей части предстоит выяснить, насколько сильными за это время были ветра. После того как ребята завершат свои наблюдения, составляется полная картина. Итогом такого индивидуально-коллективного проекта будет полная характеристика погодных условий в определенный сезон. Для развития творческого воображения малышей воспитатель дает им дополнительное задание - придумать подходящую одежду для этого времени года, выполненную из нетрадиционных материалов. Лучшие работы можно «внедрить в реальность», сделав на совместном празднике родителей и детей настоящий модный показ.

Анализ продуктов питания

Еще одним направлением для познавательной деятельности дошкольников может стать исследование продуктов питания. Это актуально, ведь по новым стандартам особое внимание уделяется формированию у будущих школьников навыков здорового питания, привитию им интереса к здоровому образу жизни. Для начала вместе с воспитателем ребята анализируют состав разных продуктов питания, узнают о том, какие важные химические вещества, микроэлементы, витамины, обязательно должны присутствовать в дневном рационе каждого человека. Для повышения мотивации начинающих исследователей воспитатель проводит ролевые игры. Дети становятся поварами, кондитерами, докторами, чтобы понять, насколько важно правильно и своевременно питаться. Исследование можно проводить не только в детском саду, но и за его пределами. Во время прогулок малыши предлагают своему воспитателю активные игры, вместе придумают шуточные задания для спортивных соревнований. Итогом работы могут стать спортивные старты, где будут представлены смешанные команды детей и их родителей. А в завершение праздника можно организовать «здоровый стол», на котором будут присутствовать только полезные продукты.

Заключение

Познавательная деятельность должна начинаться со средней группы детского дошкольного учреждения. При четком планировании подобной работы можно будет рассчитывать на развитие у детей самостоятельности.

  • Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.
  • Познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой.
  • Развивать обследовательские действия, внимание, память, мышление.
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
  • Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.

    Оборудование.

    Прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов.

    Бумага: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая; санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, копировальная. Предметы, изготовленные из бумаги. Карандаши.

    Предварительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги.

    Литература: Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2003.

    Ход занятия

    Дети выходят в раздевалку. В это время помощник воспитателя и дежурные готовят рабочие места к занятию.

    В. Показывает детям кораблик, сделанный из бумаги, читает отрывок из стихотворения Владимира Юркова “Бумажный кораблик”.

    Кораблик непрочный, кораблик бумажный
    В потоке весеннем несётся отважно
    К неведомым странам, в чужие места.
    Кораблик бумажный с названьем – “Мечта”.

    В. Ребята, предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны?

    Тогда смелее в путь.

    Дети заходят в группу, садятся за столы. (На столах у них лежат образцы бумаги разных видов).

    В. В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.

    В. Вся бумага одинаковая?

    Дети. Нет.

    В. Чем отличаются листочки? (Ответы детей)

    В. Поиграем в игру “Нади такой же листочек, как я”. Сейчас, тот, кого я порошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пака все листочки бумаги не кончаться.

    (Детям предлагается для игры бумага разных видов. Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная, альбомная).

    Ребенок: У меня в руках кусочек газеты. (Все дети находят газетную бумагу). И т.д.

    В. Как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? (Ответы детей).

    В. Из чего делают бумагу? (Ответы детей).

    В. В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (Показ иллюстрации).

    В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.

    Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. (Показ иллюстраций). На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. (Показ картинки). Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (Показ картинки).

    А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. (Показ картинки).

    Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь. (Показ картинки). Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (Показ картинки).

    Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

    В. Какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома?

    Дети перечисляют бумажные предметы.

    В. Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

    Дети: Нет, не может.

    В. Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).

    Физкультминутка.

    В. Поиграем в игру: “Бывает, не бывает”.

    Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).

    В. Читает загадку Станислава Костенко и демонстрирует детям предметы, сделанные из бумаги по тексту.

    Она бывает документом,
    Плакатом, фантиком, конвертом,
    Письмом, обоями, листовкой,
    Альбомом, книгой, упаковкой,
    Салфеткой, веером, талоном,
    Неувядаемым пионом.
    Она бывает и деньгами.
    А что? Догадывайтесь сами!

    Дети: Бумага.

    В: Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут, выпускают нешелестящую, непромокаемую бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.

    В. Какие свойства бумаги вы знаете?

    Дети. Бумага рвется, режется, мнется, намокает, горит.

    В. Нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?

    Дети. Бумага скрутилась.

    В. Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.

    В: У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу)

    В. Вы встречался с ней раньше?

    В. Как вы думаете, для чего она нужна?

    В. Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.

    В. Обследуем копировальную бумагу.

    В. Какие стороны у бумаги?

    Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги “жирная”, с краской, а другая “матовая”.

    В: Я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги.

    Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?

    Дети: Два.

    В. Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).

    Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему замыслу. Рассматривают работу.

    В. Сколько рисунков у вас получилось?

    В. Как вам удалось это сделать?

    В. Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу?

    Дети отвечают.

    В. Ваши версии мы проверим на следующем занятии.

    В. Нам нужно собираться в обратный путь. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране?

    В. Наш кораблик “Мечта” отправляется в обратный путь. (Дети выходят в раздевалку).

    В. Мы с вами снова очутились в детском саду. Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем.