Использование камешков марблс в работе логопеда. Мастер-класс для педагогов «Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи Применение камешков марблс в работе логопеда

20.07.2020

Вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование стеклянных камушков «Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций.

Вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

В ходе упражнений предусмотрено, с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой – приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в разных видах деятельности.

М.М. Кольцова пришла к заключению, что "морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук". Она особо подчеркивает, что влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным речевым развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М.М.Кольцовой, "мощным средством повышения работоспособности головного мозга".

Логопедические дети имеют ряд особенностей (нарушение звукопроизношения, трудности в различении акустико- и артикуляторно сходных звуков, недоразвитие лексико-грамматического строя речи) встречается неполноценность динамического праксиса, слухо- и оптико-моторной координации, что препятствует автоматизации графомоторного навыка. Наряду с этим отмечаются дефицит зрительной и слуховой памяти; недостаточный уровень процессов внимания, нарушение формирования самоконтроля и произвольной регуляции поведения. И это далеко неполный перечень возможных расстройств.

Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки. Красота камушков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.

Далее предложенные задания предназначены для детей от 3-х лет и до 7-8 летнего возраста, а также для детей с отклонениями в развитии (ДЦП, ЗПР, ОНР, ФФНР - это те диагнозы, с которыми бала апробация). Для детей имеющих нарушения в опорно-двигательной сфере предлагается оснастить пособие дополнительной устойчивостью, т. е. на обратную сторону стеклянного камушка приклеить липучку игольчатой стороной вниз и организовать шершавую поверхность для работы с ними (ковролин, драп и т.д.). Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре.

В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется педагогом.

Цели использования данного пособия:
1. Формировать правильный захват шарика кистью руки;

2. Развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук;
3. Развивать в ориентировку на плоскости;
4. Работать над дифференциацией цветов;

5. Упражнять в счете;
6. Обогащать словарный запас;
7.Развивать фразовую речь;
8. Развивать внимание, память и мышление;
9. профилактика дисграфии;
10. Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.

Перечень игр с Марблс и их описание:

1. Использование камушков Марблс при изучении лексических тем.

«Собери по образцу». Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.

Упражнение "Помоги"

Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов.

2. Выложи по контуру.

Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.

«Продолжи». Продолжить узор или ряд.

3. Звуко-буквенный анализ слов.

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Фишки-камушки выкладывать под буквами.

РАК

1 . С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще слова можно придумать с этим звуком?

2. На каком месте находится звук (:) (в начале, середине, конце?)

3. Сколько в слове гласных, сколько согласных?

«Волшебный мешочек».

1 вариант. Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).

2 вариант. Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камушек - зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. жёлтый камушек - жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

"Гусеничка-модница"

Взрослый называет ряд слов, а ребёнок определяет первый (последний) звук в каждом слове и последовательно выкладывает соответствующий камушек (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).

4. Составление предложений.

Цель: Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций.

1. Составление предложений с предлогами.

2. Составление предложения с заданным словом.

5. Развитие пространственных представлений

1. Помоги бабочке долететь до цветка.

2. Помоги двум друзьям встретиться.

3. Поможем Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камушков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д. Цель: Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Задание: Педагог дает устные задания типа: Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом. Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.

«Разноцветные дорожки» Следуя, по дорожке описывай свой путь. Например: «Я иду по зеленой дорожке, которая идет вверх, направо, вверх налево, вверх, направо, вверх». Я иду по красной дорожке. Дорожка идет налево, вверх, налево, вниз, налево, вверх, направо, вверх. Я иду по желтой дорожке. Желтая дорожка идет: вверх, налево, вверх, направо, вниз, направо, вверх, направо.

Последнюю дорожку выложи камушками синего цвета, опиши ее маршрут, используя слова направо, налево, вверх, вниз.

«Лабиринты». Цель: Развитие пространственных отношений

6. Развитие тактильных ощущений.

Упражнение «Найдем предмет» или «Угадай-ка».

Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков «Марблс» (Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.) Оборудование: емкость глубокая, камушки «Марблс», игрушки из киндер-сюрпризов. Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.

«Золушка».

А). Разбери по цвету.

В общей емкости большого объема находятся цветные камешки одной формы, но разных цветов, необходимо разобрать в меньшие емкости камешки по цветам.

Б). Разбери по форме.

Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – овальные, круглые.

В). Разбери по размеру.

Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.

7. Работа по коррекции дисграфии.

Игра «Зеркало». Детям рассказывается история о буквах - модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения. Игра «Техники». Восстанавливаем сломанные слоги (АП, КИ, УХ). Игра «Разгляди буквы».

7. Знакомство с буквой .

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук. Оборудование: камушки «Марблс», карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы.

8.Развитие внимания, памяти и мышления.

«Крестики – нолики»

Как обычные крестики - нолики, только фигурами одного размера, но разного цвета; разного размера; разной формы.

9. Развитие счета.

"Весёлый счёт"

Выложить столько камешков на столе, сколько:

У человека носов?

Сколько пальцев на одной руке? на двух?

Сколько ушей у собаки?

Сколько глаз у кошки?

Сколько крыльев у птицы?

Сколько ножек у стола? и т. д.

10. Положительный эмоциональный настрой.

Самостоятельные игры. Дети придумывают сюжет сами.

Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камушков пробуждают в ребенке чувство прекрасного.

Надеюсь, что такое доступное и привлекательное пособие, как камушки Марблс, поможет разнообразить логопедические занятия и повысить интерес к коррекционной деятельности.


Виолетта Никулина
Использование камешков Марблс в работе логопеда

Использование камешков Марблс в работе логопеда .

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский

Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основные из них – это : создание среды содержательно – насыщенной, вариативной, доступной; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.

Я представляю материал, отвечающий всем требованиям ФГОС, который можно использовать в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста – это камешки Марблс .

Камешки Марблс - это потомки глиняных камешков , которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Марблс - в переводе означает «мраморный» . Камешки Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков.

В наше время камешки Марблс изготавливаются из стекла и служат декоративными украшениями. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь.

Главная цель использования камешков «Марблс » на логопедических занятиях - это развитие мелкой моторики рук в сочетании с речевыми задачами.

Задачи :

коррекционно-образовательные :

Формирование правильного захвата шарика кистью руки.

Обогащение и актуализация словаря, упражнение в употреблении предлогов , наречий, прилагательных, глаголов.

Профилактика дисграфии.

Закрепление знаний цветов.

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Формирование звукового – буквенного анализа и синтеза.

Формирование слогового анализа и синтеза .

коррекционно-развивающие :

Развитие грамматического строя речи.

Развитие сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.

Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.

Развитие ориентировки на плоскости листа.

Развитие глазомера, тактильных ощущений, эстетического восприятия.

Развитие фантазии ребенка.

коррекционно-воспитательные :

Воспитание коммуникативных навыков.

Я хотела бы Вас познакомить с играми с использованием камешков Марблс .

1. Развитие тактильной чувствительности.

Игра «Сухой бассейн»

Вариант 1. У ребенка глубокая чаша, наполненная шариками марблс , среди которых -мелкая игрушка. Логопед предлагает ребенку найти игрушку и на ощупь угадать ее.

Вариант 2. У ребенка глубокая чаша наполненная крупой, в которой находится шарики марблс . Логопед предлагает ребенку найти и на ощупь описать их.

Игра «Золушка»

Логопед предлагает ребёнку разобрать камешки :

Вариант 1. Разбери по цвету.

Вариант 2. Разбери по форме.

Вариант 3. Разбери по размеру.

2. Развитие пространственных представлений.

Игра «Вверх-вниз, вправо-влево» .

Логопед предлагает эталон разложенных камешков на плоскости , ребенку необходимо повторить рисунок и назвать где и какой камешек находится .

Логопед предлагает ребёнку на слух распределить камешки на листе бумаги . Например : положите красный камешек в центр листа . Синий - в левый верхний угол, желтый - в правый верхний угол, зеленый - в правый нижний; белый- в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию или через устный контроль.

3. Работа по коррекции дисграфии.

Игра «Зеркало» .

Детям рассказывается история о буквах - модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

Игра «Знакомство с буквой» .

Логопед предлагает выложить буквы по контурам, по образцам, или самостоятельно.

Игра «Строители» .

В этой игре ребёнку необходимо восстановить сломанные буквы, слоги.

4. Обогащение словарного запаса.

Игра «Выложи по контуру»

Можно использовать камешки Марблс при изучении лексических тем, геометрических фигур и т. д.

Логопед предлагает ребёнку :

Выложить камешки по контуру картинки .

Заполнить картинку камешками .

5. Развитие грамматического строя речи.

Игра «Назови ласково» (можно использовать эту игру и на автоматизацию звуков)

Логопед предлагает ребёнку помочь девочке Рае добраться до домика, построив дорожку из камешков , называя при этом слова ласково.

Например : ребёнок называет рак – рачок и кладёт на картинку камешек .

Игра «Волшебный мешочек»

В этой игре ребёнку нужно достать камешек любого цвета из мешочка и соотнести цвет с предметом, изображённым на картинке, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак :

Например :

Зелёный камешек - зелёный огурец , лук, крокодил и т. д.

Жёлтый камешек - жёлтая репка , жёлтое солнце, и т. д.

Игра «Жадина»

Логопед рассказывает историю про ёжика «Жадину» , он про все предметы говорит : Мой/моя/моё/мои. Дети называют картинку, используя правильное местоимение, потом кладут камешек в клеточку . Игра продолжается до тех пор, пока не закроются клеточки камешками .

Например : моя груша, моё ведро и т. д.

6. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Игра «Мягкий или твердый?»

В этой игре детям нужно проговорить слоги/слова за логопедом и поселить камешки определённого цвета в нужный домик (Синие камешки в домик с синей крышей, зелёные камешки в домик с зелёной крышей).

Игра «Услышь звук»

Логопед просит ребёнка назвать картинку и определить позицию заданного звука в слове с помощью схемы и камешка .

Например : в слове шапка-звук ш слышим в начале слова, поэтому кладём камешек в первую клеточку .

Игра «Звуковой мешочек»

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).

7. Развитие звуко-буквенного анализа слов.

Дети с помощью камешков выполняют звуковой или звуко – буквенный анализ слов. А затем логопед задаёт вопросы :

С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный?

Какие еще слова можно придумать с этим звуком?

На каком мест находится звук (в начале, середине, конце?

Сколько в слове гласных, сколько согласных?

8. Развитие слогового анализа и синтеза слов.

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков . А затем сравнивает слова : где камешков больше ? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?

9. Развитие связной речи.

Игра «Составь предложение» .

Логопед предлагает составить предложение с заданным словом или по картине и с помощью камешков показать это на схеме. После этого просит ребёнка сосчитать сколько слов в предложении.

10. Автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах.

Игра «Помоги бабочке долететь до цветка»

Логопед просит ребёнка помочь бабочке долететь до цветка. Для этого нужно правильно назвать картинки и выложить камешки по дорожке .

Игра «Помоги двум друзьям встретиться» .

Эта игра направлена на дифференциацию звуков. Логопед даёт такое задание : например : Ира любит слова в которых есть звук Р, а Володя в которых есть звук Л. Проговори слоги/слова за мной, выкладывая камешки Ире , или Володе и помоги друзьям встретиться. (можно с картинками)

Лабиринты на автоматизацию и дифференциацию звуков

Ребёнок передвигает камешки по картинкам , чётко проговаривая слова

Передвигаем камешек по картинкам , четко проговаривая слова.

Данные игры способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на подгрупповых , индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей.

Использование камешков Марблс

в работе с детьми

дошкольного возраста

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна в быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств в практике дошкольной работы с детьми.

Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием камешков Марблс и декоративных камешков.

Камешки Марблс и декоративные камешки – это яркий, разнообразный по форме, цвету, фактуре материал, отвечающий потребностям детей в эстетическом познании мира, способствующий психоэмоциональному благополучию.

В процессе целенаправленных занятий с данным материалом развиваются все виды ощущений, совершенствуется чувственное познание мира, повышается мотивация, осознанность, интерес, формируется стремление к самостоятельности.

Работа с камешками создает условия для совершенствования моторных способностей, движений рук, мелкой моторики пальцев, зрительно-моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, .

В результате использования данного материала через игры на нахождение объектов на ощупь и вербализацию представлений формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувственность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения.


В связи с большим разнообразием цветовой гаммы, формы и величины камешков также создаются предпосылки для мотивированной деятельности, эмоционального и эстетического восприятия воспитания детей.

Сенсорное развитие.

    Упражнение "Знакомство"

Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.

Оборудование: емкость с камушками "Марблс".

Задание: педагог обращает внимание на камушки и предлагает по перебирать камушки руками.

Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с текстурой - стеклянные, гладкие; качеством - хрупкое, прозрачное; цветом - красный, синий, зеленый,..

Затем дается время для самостоятельного манипулирования.

    Упражнение "Найдем предмет" или "Угадай-ка"

Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков "Марблс" (Например: небольшой , киндер-игрушки и т. д.)

Оборудование: емкость глубокая, камушки "Марблс", игрушки из киндер-сюрпризов.

Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.

    Упражнение "Змейка"

Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки "Марблс". Для детей с низкой моторной ловкость: специально заготовленные камушки на липучке.

Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.

Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).

    Упражнение "Помоги"

Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки "Марблс", карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).

Задание: Педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.

Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет - зеленый и отбирают, и складывают в свои баночки только зеленые камушки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.

Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.

    Упражнение "Выложи по заданию"

Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Оборудование: карточки с заданиями.

Задание: Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок.

Усложнение:

Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

Примечание: для детей с низкой моторной ловкостью применяется шершавая поверхность для выкладывания и специально заготовленные камушки с липучкой на одной стороне.

    Упражнение "Графический диктант"

Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: плоскость (лист бумаги, шершавая поверхность) разлинованная на квадраты (3*3; 4*4), камушки "Марблс".

Задание: Педагог дает устные задания типа:

Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.

Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.

Овладение звуковым анализом

Воспитание слуховой звуков речи путем различения на слух сходных по артикуляторно-акустическим признакам звуков.

Развитие тического восприятия путем выделения на слух места звука в слове, определения, с какого звука начинается слово (гласного или согласного)

Развитие звукового анализа и синтеза путем умения делить слова на звуки.

Знакомство с буквой.

    "Знакомство с буквой"

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки "Марблс", карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы (с липучками)

Задание: Педагог уточняет название букв и закрепляет ее образ путем наложения камушков на ее контур.

Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс интересным. С ее помощью поддерживается стойкий интерес к познанию.

    «Сортировка камешков по форме, цвету и величине»

    «Сделай рисунок по образцу»

    «Дорисуй предмет»

    «Укрась полянку»

    «Нарисуй любимую игрушку»

    «Составь узор»

    «Выложи букву»

    Игра «Найди предмет». Найди игрушку правой, а затем левой рукой. Поиск игрушек усложняется с закрытыми глазами.

    «Оживи фигуры»

    «Мы творим чудеса»

    Использование камешков марблс для сенсорных коробок.

Сенсорная коробка с камешками марблс – является хорошим релаксатором, настраивает на интересную и увлекательную игру.

Говорим и отдыхаем,

Камешки перебираем,

Разные - разные:

Голубые, красные,

Желтые, зеленые,

Легкие, тяжелые.

Раз, два, три, четыре, пять,

И цвета запоминать.

Громко четко говорим,

Говорим и не спешим,

камешки в руках сжимаем,

до пяти с тобой считаем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторяй за мной опять.


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАМЕШКОВ «МАРБЛС» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП Слайд 1

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В.А.Сухомлинский

Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основные из них – это: создание среды содержательно – насыщенной, вариативной, доступной; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить содержание учебно-воспитательного материала, с тем, чтобы он отвечал современным требованиям, отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.

Я представляю материал, о практической ценности которого еще малоизвестно в педагогическом сообществе, но который, при правильном и вдумчивом к нему подходе, отвечает всем требованиям ФГОС, и может быть успешно использован в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ – это камешки марблс.

Столкнувшись на просторах интернета с этим необычайно привлекательным материалом, почему-то невольно вспомнила картинку из детства, когда закапывала в песке разноцветные камешки-секретики, охраняла их, и потом, осторожно откапывая, показывала только близким людям…. Слайд 2

Я сразу прониклась симпатией к этому материалу и желанием сотворить что- то свое, для того, чтобы затем применить в работе с детьми, имеющими нарушение речевого развития.

В процессе более глубокого изучения, выяснила, что исследование происхождения камешков марблс началось недавно. Лишь в течение нескольких прошедших лет появились первые серьезные монографии в этом направлении. Сейчас известно, что предшественники камешков марблс - шарики из обточенного камня и обожженной глины, были найдены при раскопках древних цивилизаций в Африке, Европе, Северной и Центральной Америке. Слайд 3

Многие взрослые люди, наверное, помнят одну из своих детских игр с разноцветными камешками, когда надо было выбить из обозначенного круга как можно больше камешков противника. Можно предположить, что история этой игры начинается еще с пещерных времен, когда естественными играми мальчиков были те, которые позволяли им тренировать руку и глазомер, готовясь в будущем занять место среди охотников племени. Позже игра превратилась в забаву, и в средние века приобрела необычайную популярность.

Тогда были изобретены водяные машины для обточки и шлифовки мрамора и других поделочных камней. Мраморные, или как их тогда называли, алебастровые шарики были импортированы в Америку, где они получили английское название марблс, что означает мраморные.

Сейчас стеклянные шарики марблс изготавливаются на фабриках, из силикатного песка, который расплавляется в печи при очень высокой температуре, потом в горячее стекло добавляются красящие вещества – кобальт, селений и т. д., придающие шарикам необыкновенные оттенки и разводы. Горячее стекло режут на кусочки, и придают ему ровную гладкую форму шарика с помощью специальных механизмов.

О красоте и изысканности камешков марблс могут многое сказать их названия, например, «Замёрзшая Радуга», «Звёздная Пыль», «Галактика», «Янтарный Кристалл», «Чёрная Пантера», «Синяя Полночь Опал», «Капля Воды Бриллиант», «Морская Волна Кристалл». Слайд 4

Изготовляются и коллекционные марблс, напоминающие древние камеи, или представляющие собой крошечные фигурки, впаянные в стекло, как ископаемые насекомые в капельке янтаря. Слайд 5

На Западе увлечение марблс носит характер мании, да так и называется – мания марблс. Существуют клубы коллекционеров марблс, оформителей, работающих с марблс, игроков. Проводятся ежегодные мировые чемпионаты по марблс в Англии. Слайд 6

Марблс - изысканный оформительский материал. Его красота и разнообразие вдохновляют на создание дизайнерских шедевров не только художников-оформителей, но и любителей, людей, которые обладают фантазией и стремятся украсить свой быт и досуг. Шариками марблс украшают вазы с цветами, оформляют рамки для фотографий, выкладывают на дно аквариумов вместо речных камней. Слайд 7

На мой взгляд, камешки марблс являются настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Кроме того, что они приятны на ощупь и позволяют ребенку получить тактильно удовольствие, этот материал универсален в работе с детьми разной возрастной категории, создает максимум возможностей для проявления творчества не только со стороны ребенка, но и со стороны взрослого.

Итак, какие задачи можно решить, используя камешки марблс в работе с детьми, имеющими нарушения речи. Слайд 8

  • Развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка
  • Упражнять в ориентировке на плоскости листа
  • Упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными
  • Обогащать словарный запас, упражнять в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов
  • Развивать связную, фразовую речь, эмоциональную лексику
  • Упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ буквы
  • Проводить профилактику дисграфии, работу по автоматизации поставленных звуков
  • Развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие
  • Развивать образное мышление, зрительное внимание, память
  • Развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца

Красота камушков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Существуют игры, придуманные специально для марблс, например, такая древняя игра, дошедшая до нас, как «Калах».

Игра «Калах» это одна из вариаций игры «Манкала», её история по самым строгим предположениям насчитывает пять тысяч лет, а многие учёные дают ей и все семь. Кто первым додумался набрать камешков и насыпать их в лунки, история умалчивает, но произошло это в колыбели цивилизации, на востоке Африки.

Выбитые в камнях ряды лунок найдены в древнем городе Алеппо в Сирии, в храмах Мемфиса, Фив и Луксора в Египте и вдоль караванных путей в южной Африке, в пустыне Калахари.

По сей день эстетическая привлекательность Марблс удерживает интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.

Я предлагаю использовать камешки марблс для организации следующих игр:

  • «Собери по образцу». Цель: Закрепление знаний по изучаемой лексической теме и их классификация. Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку. Разновидности: Дается готовый схематичный рисунок для наложения камешков, или просто картинка предмета для украшения её камешками. Слайд 9
  • «Найди свой цвет» Цель: Закрепление названия цветов, упражнение в согласовании прилагательных с существительными. Слайд 10
  • «Продолжи цепочку» Цель: Развитие логики, закрепление цвета и упражнение в согласовании существительных с прилагательными. Слайд 10
  • «Составь геометрическую фигуру» Цель: Закрепление названий геометрических тел. Слайд 11
  • «Смотри и говори» Цель: автоматизация поставленного звука. Картинки, подобранные на определенный звук с чистоговоркой или стихотворением. Слайд 11
  • «Выложи по контуру». Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация. Слайд 12
  • «Заполни изображение» Произвольное выкладывание по готовой картинке. Цель: Закрепление изучаемой темы и работа над словарем, также задание для творчества. Слайд 12
  • Звуко-буквенный анализ слов. Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза. Фишки-камушки выкладывать под буквами или в пустые клеточки - звуков. Красный – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный. Слайд 13
  • «Гусеница - модница» (как вариант). Взрослый называет ряд слов, а ребёнок определяет первый (последний) звук в каждом слове и последовательно выкладывает соответствующий камушек.
  • «Кривое Зеркало». Цель: Работа по коррекции дисграфии. Детям рассказывается история о буквах - модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения. Слайд 14
  • «Знакомство с буквой». Цель: закрепление образа буквы. Дети выкладывают из камешков буквы. Слайд 14
  • «Волшебный мешочек» (как вариант).

1 вариант. Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).

2 вариант . Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камушек - зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. жёлтый камушек - жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

  • «Найди место камешку» Цель: развитие пространственного восприятия. Педагог дает устные задания типа: Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом. Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок. Слайд 15
  • Собери фигуру по инструкции Цель: развитие пространственного восприятия. От точки 2 клеточки вправо и т.д. Слайд 15
  • «Помоги двум друзьям найти свои домики» Цель: развитие пространственного восприятия. По инструкции выложи дорожки (2 клеточки вправо, одна влево….) Слайд 16
  • «Лабиринт сказок». Цель: развитие связной речи. У игры съемный верх, поэтому имеется множество вариантов сказок. Пройди лабиринт и расскажи сказку. Также лабиринт предметов на заданный звук, развитие фонематического слуха и закрепление звука находящегося в автоматизации. Слайд 17
  • «Крестики - нолики». Цель: развитие внимания, мышления и речи. Слайд 17
  • «Собери эмоцию». Цель: развитие эмоциональной лексики. Слайд 18
  • «Звуковые дорожки» Цель: автоматизация поставленного звука. Слайд 18
  • «Сладкая колбаска». «Великолепный торт». Цель: развитие эстетического восприятия; согласование числительных с существительным, обогащение словаря. Оказывает успокаивающий эффект на гиперактивных детей. Работа с другим материалом, пластичным песком. Слайд 19
  • «Веселый пейзаж». Цель: развитие эстетического восприятия; согласование числительных с существительным, обогащение словаря. Оказывает эффект релаксации. Работа с другим материалом, пластичным песком. Слайд 20
  • «Сад камней». «Цветущая полянка» Цель: развитие эстетического восприятия; обогащение словаря, работа над грамматическими категориями. Эффект релаксации. Работа с другим материалом, цветным песком. Слайд 21
  • «На море». «Пейзаж морское дно» (можно использовать с водой). Цель: развития эстетического восприятия, творчества, обогащение словаря, работа над грамматическими категориями. Эффект релаксации . Слайд 22
  • «Сухой бассейн». «Найди и определи что это». Цель: развитие тактильных ощущений. Составление описательных рассказов об игрушке. Слайд 23
  • «Секретик». Цель: развитие мелкой моторики, работа над предлогами. Эта деятельность расслабляет и успокаивает детей. Слайд 24
  • «Золушка». Цель: Закреплять название цветов. Согласование числительных с существительными. Варианты. Разбери по цвету. Разбери по форме. Разбери по размеру.
  • Басня Кукушка и Петух. Цель: Научить пересказывать, рассуждать. Работа над текстом. Составление картин по образцу и пересказ. Слайд 25
  • Сказка Коза Егоза. Цель: Научить пересказу. Работать над выразительностью речи. Работа над текстом. Составление картин по образцу и пересказ. Слайд 26
  • Создание объемных коллективных работ по инструкции и на свободную тему. Цель: Работа над пространственной ориентацией, развитие глазомера. Творческое и эстетическое развитие. Слайд 27,28.

Используя данный материал в логопедической работе с детьми на протяжении 2 лет, я получила следующие результаты: из 25 выпускников в 2015-2016 году количество детей, выпущенных в школу с чистой речью составило 13 человек (52%), со значительными улучшениями в речи – 12 детей (48%.). С высоким уровнем подготовки к школе выпущено 19 человек (76%,), со средним – 6 (24%). Эти дети имеют благоприятный прогноз обучаемости, они успешны в общении со сверстниками и взрослыми, имеют хороший запас знаний и умений. У всех детей в конце года была выявлена положительная динамика развития психических процессов. У многих детей повысился общий уровень познавательного развития. Слайд 29,30.

Наталья Федорова

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Применение камушков «Марблс » - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета, формы и различные задания с ними.

Воспитанники средней группы «Ласточка» тоже познакомились с этими чудесными камешками, которые действительно притягивают не только маленьких деток, но и взрослых.

Применение камушков «Марблс » многогранно : развитие тактильных ощущений; развитие мелкой моторики и координации рук. А так же закрепление навыков звукового анализа. Дети с удовольствием поиграли с камушками : и потрогали, и попробовали выкладывать рисунки.

При использовании шариков «Марблс » у детей обогащается речь, развивается внимание и мышление, и творческое воображение. Дети становятся более уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями. Данные игры способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на под групповых, индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей.


Публикации по теме:

Применение камушков «Марблс» - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Марблс - в переводе означает «мраморный».

"Посмотри, какой малыш – Круглый гладенький голыш! На щеках румянец, На макушке глянец, Подпоясан пояском, На меня глядит глазком! Ну а.

Использование нетрадиционных приемов в работе логопеда с детьми с ВЗ Применение камушков это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный.

Камни Марблс - инновационный прием в коррекционной работе педагога - психолога Новые ФГОС предъявляют особые новые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основные из них – это: создание содержательно.

С ребенком надо делать все через игру… Д. Б. Эльконин Цель: организация коррекционной работы по развитию речи посредством камешков Марблс.

Мастер-класс для родителей «Камешки Марблс - разноцветное счастье детей» «Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Мастер-класс для воспитателей. Игры с использованием шариков марблс и декоративных камешков с детьми 3–7 лет Мастер-класс для воспитателей Тема: «Игры с использованием шариков марблс и декоративных камешков с детьми 3-7 лет Подготовила: учитель-логопед.