Интегрированное занятие «Знакомство с праздником Масленица. Конспект фронтального занятия "широкая масленица"

15.07.2019

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Наша МасЛЕНИЦА»
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Наша Масленица»

Знакомство детей с историей и традициями русского народа.

Открытое воспитательное занятие « Наша Масленица »

Цель : дать детям представление о народном празднике – Масленица .

Задачи :

Дидактические :

Знакомить детей с историей, традициями, русского народа.

Знакомить с русским народным праздником Масленица , ее значением, символами, традициями.

Знакомить с русским народным фольклором, используя заклички, скороговорки, народные песни, пословицы, просилки, хороводы, детское народное творчество.

Коррекционно-развивающие :

Корригировать и развивать познавательную сферу детей.

Корригировать и развивать зрительное и слуховое восприятие.

Корригировать и развивать все виды памяти.

Корригировать и развивать образное мышление.

Корригировать и развивать ловкость, выносливость, выдержку, зрительное, слуховое внимание.

Продолжать обогащать и активизировать словарный запас.

Корригировать и развивать умение четко проговаривать пословицы, скороговорки, правильно их интонировать. Обращать внимание на правильное звукопроизношение.

Корригировать и развивать эмоционально-волевую сферу детей (выдержку, усидчивость, умение выражать свои чувства) .

Корригировать и развивать мелкую и общую моторику.

Воспитательные :

Воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю.

Воспитывать нравственные чувства через русское народное творчество.

Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия , используя русскую народную музыку, репродукции картин русских художников, иллюстративный, видео материалы, а также сюрпризные моменты.

Оборудование : ИКТ, презентация « Масленица » ;русская народная музыка и песни; репродукции картин русских художников; иллюстративный, фото, видео материалы; рисунки; логоритмическое упражнение «Дом и ворота» ; заклички; задания на развитие образного мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания; поделки.

Ход занятия

Хозяйка : Как хозяева наши постарались,

В доме к празднику все прибрались.

Все готовы? (Да) . Ну, тогда

Ворота отворяйте, да гостей привечайте!

Логоритмическое упражнение «Дом и ворота»

Дети : На поляне дом стоит, Пальцы обеих рук делают "крышу".

Ну, а к дому путь закрыт. Руки повернуты ладонями к груди,

средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота".

Мы ворота открываем , Ладони разворачиваются.

Всех вас в гости приглашаем. Кланяются гостям.

Дети садятся

Хозяйка : - Дети, какое, сейчас, время года (зима)

Какие вы знаете зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)

Какой народный праздник мы отмечаем в феврале? (Масленица )

Что это за праздник (Это время, когда зима встречается с весной.

Что является символом Масленицы (блин) .

Почему? Правильно, ребята! В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы . Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком.

Хозяйка : К нам масленица идет кривошейка ,

Встретим мы ее хорошенько.

Под клип вносят Масленицу , ставят посередине

Хозяйка : Мы сами ее смастерили, платье ей сшили. Давайте гостью встречать, красавицу величать.

1-й : Широкая Масленица – Сырная неделя !

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

2-й : Дорогая наша Масленица !

Дуня белая, Дуня румяная!

Коса длинная, трёхаршинная!

Лента алая, двуполтинная!

3-й :Платок беленький, новомодненький!

Лапти частые, головастые!

Ух, красавица!

4-й : Ой, Масленица , протянися!

Ты за дуб, за колоду зацепися!

Ой, сказали - нашей Масленице семь годков ,

А всего у Масленицы семь деньков .

Хозяйка : Ребята, а как называются семь деньков нашей Масленицы – семь дней недели ? Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье

Хозяйка : Первый день - Понедельник - день для встречи,

В гости все к друзьям идут, песни звонкие поют

Хозяйка2 : Песня – хоровод «Это Масленица » (садятся на места)

Хозяйка : Второй день - Вторник – все вокруг играют, Заигрышем называют

Вот и нам пришла пора поиграть, детвора!

1. Решила бабушка блины испечь

Поставила тесто, да затопила печь.

Два блина для внучки, два блина для деда, - для себя и два для соседа.

У ребят скорее спросим : сколько блинов получилось? (8)

2. Шесть веселых медвежат,

К нам на Масленку спешат .

Но один из них устал, и домой потелепал

Детки пусть ответ найдут : сколько мишек к нам придут?

3. Пять блинов лежало в миске.

Два блина взяла Лариска,

Еще один стащила киска.

А сколько же осталось в миске?

4. Я на Масленке бывала ,

Чего там только не видала!

В снег упал Серёжка,

А за ним Алешка.

А за ним Иринка,

А за ней Маринка.

А потом упал Игнат.

Сколько было всех ребят?

А вот и дети на санках катаются. Послушайте скороговорку :

Везет Сеня Саню с Соней на санках.

Санки скок, Сеню с ног, Саню в бок,

Соню в лоб, с санок все в сугроб. (Все повторяют)

Хозяйка : Тут среда подходит – Лакомкой зовётся.

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники – всё им удаётся.

Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

А вы, друзья, блинов хотите? Тогда внимательно смотрите?

Повар решил приготовить нам блины, какие предметы на картинке ему необходимы?

(презентация)

Как назвать эти предметы одним словом (посуда) .

Ребята, но наш повар такой рассеянный, забыл, какие продукты необходимы для приготовления блинов. Давайте ему подскажем.

Ребята, наш повар решил нас угостить одним вкусным напитком, а каким, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку :

Он горячий, ароматный и на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет и усталость прогоняет.

Силы новые даёт и друзей за стол зовёт.

С благодарностью весь мир славит чудо-эликсир!

Всем гостям ты наливай ароматный, вкусный …

Конечно, это чай. Но повар опять забыл, из чего готовится чай, давайте ему поможем, узнаем, какой продукт лишний.

Хозяйка : Ай-да, молодцы, помогли повару, надеемся, что блинчики и чаек буду очень вкусными. А следующий день – четверг.

В четверг – Разгуляй, хочешь, пой, хочешь, играй.

Ложки вот не забывай.

Хозяйка 2 : Ансамбль ложкарей

Хозяйка : В пятницу и субботу по гостям идти охота.

Вся родня собирается, блинами объедается, масленкой восхваляется .

Ой, ребята, а у нас неприятности. Посмотрите, дед Иван спит, и ухом не шевелит, давайте его разбудим. Прокричим ему закличку.

Дед Иван, скорей вставай

Масленицу ты встречай ,

Гостей, деда, поджидай!

Никак дед не просыпается. А давайте выполним физминутку, он услышит и проснется.

Хозяйка 2 : Физминутка «Скатерть-самобранка»

Спит дед, ничего не слышит. Ребята, посмотрите, где спит дед Иван. Правильно? А теперь все садитесь за столы. Перед вами конвертики. Откройте 1 конверт . Найдите правильную картинку и прочитайте пословицу.

Что неправильно изображено на картинке?

Прочитай пословицу

ДЕД В ПЕЧИ, ДРОВА НА ПЕЧИ ДЕД НА ПЕЧИ, ДРОВА В ПЕЧИ

Откройте 2 конверт . Посмотрите, дед Иван и угощение приготовил. А что он сделал неправильно? Найдите нужную картинку и прочитайте пословицу.

НА СТОЛЕ САПОЖКИ, НА СТОЛЕ ЛЕПЕШКИ,

ПОД СТОЛОМ ЛЕПЕШКИ ПОД СТОЛОМ САПОЖКИ

Садятся на стулья

Хозяйка : Молодцы, помогли деду Ивану навести в доме порядок. Ребята, А вы блины любите, а хотите отведать?

5-й : Мы блинов давно не ели,

Мы блиночков захотели.

6-й : Тин-танка, Подай блинка, оладышка-прибавышка,

Масляный кусок !

7-й :Подайте оладушка нам подмасленного ,

Да поджаренного!

8-й : Тетушка, не скупися,

Масляным кусочком поделися !

Хозяйка : С удовольствием вас угощу, но сначала вспомните, какие правила поведения надо соблюдать за столом? (ответы детей)

А сейчас я вам задам трудную задачу. Сейчас мы с вами еще раз повторим правила поведения, а в выделенном слове поставим правильную букву.

Вот уж гости собираются и хозяйкой восхищаются :

КАК ПРАВИЛЬНО?

Хозяйке гости говорят :

Очень ВОДНЫЙ ваш наряд!

КАК ПРАВИЛЬНО?

К столу мы гостя пригласили,

На СТОЛ его мы усадили.

КАК ПРАВИЛЬНО?

Жду угощения, тихо сижу,

НОЖКУ пока что на стол положу.

КАК ПРАВИЛЬНО?

Я, друзья, когда зеваю,

Рот МУКОЮ прикрываю.

КАК ПРАВИЛЬНО?

За угощение Хозяйке много теплых слов.

Вручили мы ей за всё БУФЕТ цветов

БАНОЧКИ папа привёз для Егорки :

На Масленке , сын, покатаешься с горки!

Хозяюшка : А седьмой день – Воскресенье,

Все друг у друга просят прощенья,

Ведь на Масленицу нужно ,

Укреплять любовью дружбу.

А вы, ребята, какие волшебные слова прощения знаете?

(извините, простите, пожалуйста, я виноват, я больше не буду)

Давайте и мы попросим, друг у друга прощения и обнимемся.

Молодцы. Ребята, а вы знаете, что в старину, люди пытались задобрить солнышко, чтобы оно было ярким и теплым, чтоб лето было зеленым и веселым, чтобы был хороший урожай. А как они это делали? Не знаете. А вот слушайте. Люди изготавливали из бумаги маленькие макеты солнца, закрепляли их на палочках и выносили на улицу. Размахивая солнышком над головой, люди пели песни, заклички. Солнышко, слыша их песни, становилось добрым и теплым.

А вы хотите теплое лето? Ну, тогда задобрим солнышко, сделаем свои поделки. Садитесь поудобнее за столы. Перед вами лежат уже готовые макеты, которые мы с вами сделали, только у Солнышка чего-то не хватает. Чего?

Правильно, ему не хватает глазок носика и ротика. И сейчас вам надо это все приклеить. Подготовьте все необходимое .

А теперь повторим технику безопасности при работе с клеем.

Приступаем к работе. А под музыку работа веселей.

Дети изготавливают поделку «Солнышко» , играет музыка

Все выполнили работу. Отставляем клей, вытираем руки, и выходим с солнышками поближе к Масленице .

Хозяйка 2 : (Дети становятся вокруг Масленки и поют песню «Здравствуй, милая весна» )

Хозяйка : Вот и праздник пора кончать, Масленицу сжигать .

А за то, что вы меня и гостей повеселили, угощу вас блинами.

А теперь, взрослые и детвора, всем на улицу пора!

На улице сжигают Масленицу и кричат :

Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Чтобы все метели разом улетели,

Чтобы птички пели, травы зеленели.

Угощайтесь, гости дорогие!

Вот блинчиков пара,

Ешьте - с пылу, с жару!

Все румяны да красивы!

А за праздник - Всем скажем…

ХОРОМ : Спасибо!

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: "МАСЛЕНИЦА" В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
 Цели и задачи:
1. Познакомить с праздником Масленицей.
2. Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.
3. Развивать слуховое внимание, логическое мышление.
4. Активизировать активный словарь.
5. Совершенствовать умение ориентироваться во времени.
6. Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм
речи, творческое воображение.
7. Приобщать детей к русской истории.
8. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Ребята! Отгадайте загадку!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают!
Холод, зиму провожают,
А весну с теплом встречают!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?
Воспитатель: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами
поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми
встречали этот праздник.
Воспитатель: Масленица – один из самых радостных и светлых праздников.
Масленица ­ это праздник издревле любимейший на Руси. Длится Масленица целую
неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают
солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили
языческого бога солнца Ярилу, и этот праздник знаменовал собой приход весны и
тепла.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом
празднике? Нет? Тогда отгадайте!
1

Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком!
Воспитатель: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!
Воспитатель: Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю
неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались
блинами. Самое главное ­ это блины! Блин ­ символ солнца. Такой же круглый и
горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на
расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают
задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных
балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица! Давайте и мы с вами
поиграем!
Подвижная игра: «Весна, весна красная»
Весна, весна красная водят хоровод
Приди весна с радостью
С радостью, с радостью,
С великой милостью!
Со льном высоким останавливаются, руки
поднимают вверх, встают на
носочки
С корнем глубоким приседают, руки опускают вниз
С хлебами обильными! Бегут по кругу, взявшись за руки
Воспитатель: Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте,
вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник) Поиграем в игру «Что за
чем, и перед чем? »
Игра: «Что за чем, и перед чем? »
Воспитатель: Какой день наступает после понедельника? (Вторник)
Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем
выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю. Он наступает после
2

вторника и перед четвергом? (среда). А какой день недели наступает перед
пятницей? (четверг) и т. д.
Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались каждый
день на масленичной неделе!
Понедельник - Встреча.
Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день
встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело - Масленицу,
наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми
были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Вторник - Заигрыш.
Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали
блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались
игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях., строили снеж­
ные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.
Среда - Лакомка.
Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с
бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми,
лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья ­ папы ­
приходят на блины к тещам ­ маминым мамам, нашим бабушкам. Логопед: Давайте
мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к
масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать!
Дети отгадывают загадки:
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (блины)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый (Хлеб)
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
3

Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объеденье! (Бублик)
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (Тесто)
Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато когда сыта,
От Федоры – теплота. (Печь)
"Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
4

Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом" (Колос)
Воспитатель: Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за
средой? (Четверг)
Четверг - широкий, Разгуляй­Четверток.
В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до
вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок
и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все
угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили
хороводы. В этот день начинали колядовать.
Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в снежки!
Подвижная игра «Снежок»
Раз, два, три, четыре, загибают пальчики
Мы с тобой снежок слепили лепят снежок
Круглый, крепкий, очень гладкий показывают руками круг,
сжимают руки, гладят ладошки
И совсем, совсем не сладкий! грозят указательным пальцем
Раз – подбросим, подбрасываем воображаемый
Снежок
Два – поймаем, «ловят» снежок
Три – уроним «роняют» снежок
И сломаем! топчут снежок ногами.
Пятница - Тещины вечерки.
На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабаушек)
блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке.
Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы
узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
5

Суббота - Золовкины посиделки.
В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их
угощением. Велись разговоры о житье­бытье, мирились, если до этого в ссоре
находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и
добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день
сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают
по полю, чтобы был хороший урожай. Логопед: Давайте немного поиграем, у нас
ведь Масленица!
Игра с мячом: «Назови ласково»
Воспитатель: Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин –
блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д)
Воскресенье - прощенный день или проводы.
Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры,
чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел раз­
брасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное
воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели
раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на
это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и
обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого
человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.
Воспитатель: Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось? Что нового
вы узнали?
6

Цель: приобщать детей к народному творчеству.

Задачи:

Развивающие: развивать познавательный интерес, двигательную активность, речь, мышление, внимание, память.

Обучающие: расширять знания и интерес детей к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны – побуждением природы через знакомство с обрядовым праздником Масленица».

Воспитательные: воспитывать уважение к народным традициям, родной культуре.

Оборудование: экран, монитор, презентация, 8 шт кегли, 2 метлы, 2 желтых шарика, 2 карандаша, 2 листа с нарисованным солнцем без лучей, 2 оранжевых фломастера.

Ведущая:

Прощай, Зима! Не злись.

Иди к себе домой.

Не осложняй нам жизнь

Морозом и пургой,

Немало погуляла

На нашей стороне.

Надёжно укрывала

Зверюшек в их норе.

Дети:

1. Широкая Масленица – Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

2. Как на масленой недели

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!

3. Масленица, угощай!

Всем блинчиков подавай.

С пылу, с жару – разбирайте!

Похвалить не забывайте.

Это Масленица идет, блин да мёд несет!

Масленица, это праздник, который отмечают на Руси с Древних времен. Давным-давно люди поняли, что силы природы играют большую роль в их жизни, но забавное-солнце дает свет и тепло, а значит, дает пищу и жизнь. Тогда солнце почитали выше всех сил. Блин своей формой и золотистым цветом напоминал предкам солнце, которое в конце зимы грело все сильнее и сильнее, и именно блин стал вкусным дополнением к празднику прощания с зимой. Каждый день масленицы имеет свое название.

Понедельник – встреча.

К этому дню достраивались горы, качели, те, кто побогаче, начинали печь блины.

А мы Масленицу дожидали! Сыром-маслом гору укладали!

Ой, ты, Масленица, растянися

Да за белую березу зацепися! А мы Масленицу дождали?

Вторник – заигрыши

С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых.

Едет масленица дорогая.

Наша гостьюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных,

Живет масленица семь деньков,

Оставайся семь годков.

Среда – лакомка.

В этот день зять приходил к теще на блины. Разговаривали, пели песни, загадывали загадки.

Ой ты Лакомка – Среда!

Масляна сковорода!

Как повелось со старины -

Едет к (тёще на блины)!

Четверг – широкий разгул

С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирам.

И с икрой, и со сметаной –

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны –

Наши солнышки-? (Блины.)

Пятница – тёщины вечерки

Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.

Масленица – объеденье!

Напечем блины с утра.

К ним – сметана и варенье,

И, конечно же? (Икра.)!

Суббота – золовкины посиделки

Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

А мы Масленицу провожали

Часто, важно по ней все вздыхали:

Ой, ты, Масленица, воротися!

Ты до красного лета протянися!

А мы Масленицу провожали!

Воскресенье – прощеное

Все просят друг у друга прощения, а чучело сжигали на костре, вместе с остатками блинов и разными не нужными вещами, чтобы ускорить наступление весны.

Масленка-масленка погулена масленка.

Блинами богатая, пивом тароватая.

По что села в сани не гулять с нами?

Гостья нагостилася с зимушкой простилася.

Воробьи чирикают они весну кликают.

С крыши капают капели, грачи прилетели.

Масленка-масленка погулна масленка!

Игры.

1. Воздушный шарик нужно удержать на карандаше, кто дольше.

2. Дорисовать солнцу лучики – 2 команды.

3. Обежать на метле кегли, кто быстрее – 2 команды.

Дети:

Пышные гулянья Ярмарка венчает

До свиданья, Масленица, приходи опять.

Через год Красавицу снова повстречаем

Снова будем праздновать, блинами угощать.

Мультфильм «Ишь, ты, Масленица!».

Итог: сладкий стол с блинами и баранками.

Конспект для ДОУ на тему «Масленица». Подготовительная к школе группа

Программное содержание:
Закрепить знания детей о Масленице.
Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.
Планируемые результаты: проявляет интерес к обрядовому празднику Масленица, уважение к традициям русского народа; имеет навыки заучивания закличек, стихов, поговорок.
Материал: презентация.

Ход занятия:

Этот праздник - объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И конечно же, икра!
Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?
(Ответы детей)
Какие праздники мы отмечаем зимой?
(ответы детей)
Бывает ещё один праздник, Масленица – проводы зимы.
С давних времен Масленица – самый веселый предвесенний праздник. Отмечают его, в конце зимы и празднуют целую неделю. Все веселятся, радуются, что прошла зима и наступает весна. Празднование совершалось строго по расписанному распорядку.
(запустить показ презентации)
Начинается Понедельник «встреча»
Девушки и парни делали соломенное чучело – Масленицу – и ходили с ним по деревне, распевая такую песню:
Едет масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,

Живет масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.
Второй день – вторник –«заигрыш»
В этот день начинали собираться для игр и потех: устраивали девичьи качели, поездки на лошадях, катания с ледяных гор, воздвигали снежные городки.
Игра: у Маланьи (Водящий стоит в центре).
Все поют песенку:
«У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей, семь сыновей,
Все без бровей (закрываем брови ладошками).

С такими глазами (здесь и далее Маланья смешно изображает глаза, огромные уши, длинный нос и т.д., а все игроки за ней повторяют эти движения),
С такими ушами, с такими носами,
С такими усами, с такой головой,
С такой бородой…
Ничего не ели, целый день сидели,
На нее (на него) глядели,
Делали вот так… (ведущий делает движение, а все повторяют)»
Третий день Масленицы – среда «лакомка»
В этот день лакомились блинами. Блин является символом Масленой недели. В народе много поговорок о блинах сложено:
- Блин не клин, брюха не расколет
- Блин не сноп – на вилы не наколешь
- Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны
- Блины и поцелуи счета не любят
- Боится Масленица горькой редьки да пареной репы
- Душа моя масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тело,
- И самый хладнокровный человек любит горячие блины
- Ищет где сорок лет масленица и по три года мелкие праздники
- Как на масляной неделе в потолок блины летели
- Масленица идет, блин да мед несет
- Масленица объедуха, деньгам приберуха
- Масленница семь дней гуляет
- Мы думали, масленица семь недель, а она только семь денечков
- На Масленой повеселись, да блинком угостись.
А на что он похож? (На солнце). Круглая форма и золотистый цвет блинов считался символом солнца. Его ждали после долгой зимы с нетерпением.
Четверг – слыл разгульными назывался «широкая Масленица»
В этот день гуляли, пели песни, плясали, водили хороводы.
Пятница и субботы – были гостевыми днями их посвящались хождению по родне. У родных тоже объедались блинами, пирогами и другими кушаньями.
Воскресенье – седьмой и последний день Масленицы – «проводы зимы»
Чучело сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали. Так вот прощались с Масленицей.
Подведение итогов: - Скажите, ребята, как вы поняли, что это за праздник Масленица?(Ответы детей)
Когда приходит Масленица? (Ответы детей)
Как люди празднуют его? (Ответы детей)
Поздравляю вас с Масленицей, расскажите всем, что на этой неделе проходит такой замечательный народный праздник.

Презентация на тему: Масленица