Преимущества и недостатки домашнего воспитания ребенка. Система форм и методов воспитания. Традиционные и нетрадиционные методы

04.05.2019

14. С истема форм и методов воспитания

Методы воспитания - это взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитуемого в процессе воспитания.

Методы подразделяются на приёмы. Методы воспитания тесно взаимосвязаны со средствами воспитания.

Классификация методов:

Традиционные:

1- я группа - меотды убеждения (беседа; школьная лекция; пример (как метод воспитания); диспут). Осн. Назначение - разъяснение норм общепринятых ценностей.

2- я группа - методы формирующие поведение (игра, как метод воспитания; соц соревнование; общественная деятельность; общественное поручение).

3- я группа. Методы поощерения и наказания. Их осн функция – стимулирование, поощерение.

Не традиционные (по Щукиной) :

1. группа. Методы формирования положительного опыта поведеня в деятельности (пед требование; общественное мнение; приучение; создание воспитательной ситуации).

2. Группа. Методы формирования сознания (разъяснение; пример; беседа; диспут).

3. Группа. Методы поощерения и наказания.

По Бабанскому

1. Методы формирования сознания личности (беседа; разъяснение; пример; диспут).

2. Методы организации деятельности и формирования опыта положительного поведения (педагогическое требование; общественное мнение; приучение; создание воспитывающей ситуации; уважение).

3. Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование; поощрение; наказание).

По Васильевой

1. Метод выдвижения воспит.целей, задач и путей их достижения. Данный м-д приучает шк-ов ставить цели и выбирать ценностные ориентации.

2. Информационно-просветительский м-д. Приучает учащихся к выработке умений проводить беседы.

3. Труд как метод восп-я (формирование осознанного отношения к труду у каждого шк-ка).

4. Общение как метод восп-я. Рассматривает общение как вид деят-ти. Оно способствует осознанию шк-ком норм общественного поведения. Главная функция м-да заключ в воспитании отношения ч-ка к чел-ку.

5. Методы оценки (отличаются разными формами проявления: педагогическая; самооценка; оценка коллектива) Нрав оценка предупреждает слепое подражание. Через оценку формир идеал, в оценочных суждениях проявл отношение шк-ов к изуч предметам, по оценке судят об успехах или не успехах, о качественной стороне его деят-ти

В любом виде деят-ти проявляется ценностные ориентации шк-ка.

Методы воспитания - это пути целенаправленного, систематического, специально организованного воздействия на личность воспитуемого при условии активности самой личности. М-ды воспитания - это управление развитием личности.

М-ды восп по Макаренко – это инструмент прикосновения к лич-ти шк-ка. Сухомлинский – прикоснов к сердцу ребенка.

М-ды восп – способы взаимод педагогов и уч-ов с пом ктр происходит становление лич-ти шк-ка. Все м-ды должны быть обращены и к уч-лю и к уч-ку.

Формы воспитательной работы - это варианты организации конкретного воспитательного процесса и композиционное построение воспитательного процесса.

Мероприятие - организованное действие коллектива направленное на достижение разных целей.

Каждая из форм воспитательной работы решает свои воспитательные задачи, использует при этом интересы потребности личности и на этой основе формируют те или иные качества личности школьника.

Формы воспитательной работы:

1. Уважение к личности воспитуемого.

2. Признание его индивидуальности.

3. Признание его прав и свобод.

4. Учитель всегда должен обязательно опираться на потенциал возможности личности.

Классная форма воспитательной работы:

1. как организованны учащиеся (массовые, индивидуальные, групповые);

2. на направления воспитательной работы

· познавательно-развивающая деятельность (викторины, аукционы, деловые игры, смотры знаний);

· осуществление задач нравственного воспитания и самовоспитания (круглый стол, пресс конференции, диспуты);

· деятельность, связанная с профориентацией;

3. при формировании эстетического воспитания (вечера поэзии, музыкальные вечера, утренники, экскурсии в музей, прогулки на природу, танцы)

4. при формировании физического воспитания (спартакиады, походы, эстафеты, встречи со спортсменами)

Структура воспитательного мероприятия:

1. В классе создается временная группа, которая разрабатывает план данного мероприятия.

2. Идет обсуждение данного мероприятия.

3. Инициативная группа готовит список средств для проведения мероприятия.

4. Распределяет каждому задание, поручение.

5. Включение в деятельность.

6. Проведение подготовленного мероприятия.

7. Итоговый этап, обсуждение результатов; как избежать допущенных ошибок.

И создать здоровую и доверительную атмосферу в семье, рассказала сайт успешная мама троих детей и по совместительству Миссис Украина Европа 2015 Марианна Межебовская.

Я считаю, что в семьях, где родители выбрали авторитарность, обстановка скорее напряженная. Ведь нужно контролировать, как себя так и ребенка, чаще всего, это утомляет обе стороны. Во-первых, есть свод правил и законов, которые должны неукоснительно соблюдаться, если они нарушаются даже в мелочах, наказание следует достаточно жесткое.

Требования родителей не подлежат обсуждению, мнение ребенка редко бывает принято к сведению, его интересы учитываются только через призму восприятия взрослых. Во-вторых, в таком формате общения всегда соблюдается большая дистанция между членами семьи. Мне кажется, из-за этого проблемы возникают у самих детей, а позже у взрослых, при коммуникациях с ними.

Суть подобного метода воспитания имеет в корне неправильное направление, это подавить волю ребенка, заставить его действовать даже вопреки его желаниям, что приводит, в большинстве случаев, к негативным последствиям.

Многие из них становятся явными, спустя какое-то время, что-то проявляется сразу, а что-то обнаруживается уже у взрослого человека. Вначале, ребенок, которого излишне контролируют, может сопротивляться, это будет выражаться в форме лжи, иногда жестокости и приступах гнева.

Когда ребенок перестает сопротивляться, он становится замкнутым и раздражительным, иногда плаксивым и часто инфантильным, что может продолжаться довольно долго. В итоге мы имеем неуверенность в себе, безответственность, низкую самооценку, ведь у него нет возможности самостоятельно принимать решения, а это накладывает отпечаток на его дальнейшую жизнь.

И, конечно, в такой семье между родителями и детьми не существует близких, доверительных отношений. Если ребенок не смирился со схемой постоянного контроля, конфликты будут возникать достаточно часто, и обостряться по мере взросления.

Для меня стиль воспитания возможен только авторитетный, разница между ним и авторитарным очевидна, необходимо поощрять любое проявление инициативы и самостоятельности в своих детях, в разумных пределах, это принесет больше пользы, чем вы думаете.

Важно быть открытым для того, чтобы обсуждать правила и требования к собственным детям, ведь мы, взрослые, тоже совершаем ошибки.

У ребенка всегда есть необходимость чувствовать эмоциональную поддержку, любовь и теплоту родителей, которые беспокоятся, как о духовном, так и физическом развитии своего чада.

Когда отношения в семье гармоничные, все вопросы решаются просто, потому что вся семья взаимодействует и сотрудничает, нет борьбы за доминирующее положение и власть. Такие отношения стабильные и близкие, родители на собственном примере стараются научить ребенка, который относится к ним с уважением и признает их авторитет.

Плюсов, на самом деле, много, ведь у каждого члена семьи есть личное пространство и время, а дети могут высказать свою точку зрения, или предложить свой вариант решения задачи. Чаще всего, у детей нестандартный подход, а также другой взгляд на этот мир.

Важно прислушиваться друг другу, благодаря этому достигается гармония и понимание. Минусов, при правильном подходе быть не должно, потому как любой вопрос можно решить, обсудив его всей семьей. Авторитетное воспитание, это не анархия, а сотрудничество, в котором обе стороны проявляют желание идти на компромисс.


Как, благодаря правильному общению с ребенком, найти правильное решение, даже в самой сложной ситуации

Примеров много, но приведу один, иллюстрирующий ярче всего, необходимость прислушиваться ко мнению своих детей. Когда моей старшей дочери было три года, мы не могли спокойно передвигаться в автомобиле. Её укачивало, вестибулярный аппарат был слабым, и я уже не знала что придумать.

Однажды она мне сказала: «Мама, я знаю, что есть такая школы, в которой готовят космонавтов, они ежедневно тренируют вестибулярный аппарат. Может запишем меня в такую?». Я задумалась, и нашла выход, мы каждый день ходили с ней в парк аттракционов, покупая билеты на все карусели.

К концу лета уже катались по двадцать кругов на каждой карусели, а когда возвращались в Киев, то восемь часов в дороге пролетели незаметно и без проблем. Сейчас дочери 16 лет и она понятия не имеет, что такое тошнота или недомогание в транспорте, не важно, что это: самолёт, поезд или машина.

Как правильно мотивировать своих детей делать то, что вы считаете правильным

Сначала я стараюсь привить им любовь к какому-то делу, это гарантирует хороший результат и удовольствие от занятий. Мне очень хочется, чтобы каждый мой ребёнок, кроме школы и спорта, играл на каком-то музыкальном инструменте. Поэтому, я отдала сына на скрипку.

После месяца занятий, когда обсуждали успехи, он сказал: — «Мама, хочу учиться игре на саксофоне!»., когда я спросила: — «Почему?», — сын ответил: — «Представляешь, если однажды поиграю на саксофоне своей жене, она будет любить меня еще сильнее!». Конечно мы поменяли предмет, ведь он уже видит зачем ему это нужно, а значит есть цель и желание. Теперь он просто летит на уроки, это сказывается на его успеваемости и настроении в целом.

Если мы чаще будем прислушиваться к своим детям, разрешая им самостоятельно делать выбор, это позволит избежать многих ошибок, а также подчеркнет наш авторитет в отношениях с ними. Авторитетное воспитание, это желание прислушиваться к мнению своего ребенка. Давать ему возможность принимать решения и брать ответственность за свои поступки с детства.

Ираида Факиро
Поощрение и наказание дошкольников в процессе воспитания. Плюсы и минусы

Существуют различные методы воспитания : разъяснительные беседы, уговоры, ласка, приказ, поощрение , наказание , уступчивость, твердость. В разных ситуациях все эти методы могут быть уместны, но не стоит злоупотреблять ими.

Поощрения и наказания играют большую роль в процессе воспитания ребенка . На первый взгляд, все предельно ясно. И наказания , и поощрения призваны вырабатывать условный рефлекс : за неправильным поведением следует наказание , за правильным – поощрение .

При разговоре о наказаниях следует обратиться к этимологии этого слова. Оно является однокоренным со словами «наказ » , «указ» , т. е. урок. А там, где урок, то мы хотим чему-то научить ребенка.

Воздействовать на формирование характера, нормальных психологических качеств ребенка можно, разумеется, не только при помощи наказаний . Эффективность наказаний будет выше , если они применяются редко, неожиданно и на фоне поощрений .

Некоторые родители намеренно не замечают успехов и достоинств ребенка, боясь похвалой избаловать его. Но в процессе воспитания важно как наказание , так и поощрение , хотя взрослые часто не видят повода для похвалы ребенка. Если он хорошо себя ведет или научился чему-то новому, обычно это воспринимается как что-то естественное, не требующее поощрений . К тому же считается, что для похвалы родителям не требуется особых знаний и умений. Но это не всегда так.

Любое совершенное ребенком усилие, попытка достичь цели необходимо поощрять . Не важно, к каким результатам он пришел, главное – отметить старание, верный нравственный поступок, поскольку для некоторых детей достижение даже невысоких результатов требует приложение больших усилий. Оставить это без положительной оценки нельзя. Тот факт, что вы оценили, пусть небольшое, достижение ребенка, принесут ему ощущение успеха, радости, удовлетворение от проделанной работы, что уже будет являться наградой.

К сожалению, родители не всегда правильно используют поощрения , действуя по логике естественных последствий : убрал игрушки – вот тебе шоколадка и т. д. В результате ребенок привыкает выполнять какую-либо работу или стремиться к достижению цели только если за этим последует вознаграждение.

Ласка, поцелуи, поглаживания в разумных количествах (не заласкивание и захваливание без учета действительных достижений) допустимы в качестве поощрений и одобрений в любом возрасте с учетом индивидуальных взаимоотношений. Перехваленный ребенок будет стараться избегать решения сложных задач, стремиться получать похвалу какими-то иными путями, ему будет трудно приспосабливаться к жизни вне семьи.

Поощрять стоит только неординарные поступки, те, которые совершены ребенком самостоятельно, без обычных напоминаний со стороны взрослого. Действия, не доведенные до автоматизма, а совершенные впервые, несомненно заслуживают похвалы. Если же, совершив что-то значительное, ребенок не дождался похвалы, он в дальнейшем не будет видеть в этом целесообразности.

Поощрение – более действенный инструмент воздействия. Когда нас хвалят, мы испытываем невероятное удовольствие, которое хочется продлить, задержать, повторить. Поэтому ребенок, хотя бы раз почувствовавший удовольствие от поощрения , свяжет его с конкретным поступком, который ему предшествовал, и обязательно захочет повторить его.

Данный механизм не применим к наказаниям . Взрослые ошибаются, когда думают, что наказанный ребенок постарается не повторять свой проступок. Напротив, для него переживание унижения и стыда, сопутствующие наказанию , связывается с чувством обиды и негативного отношения к наказавшему его человеком .

Награда, одобрение и похвала возвышают ребенка и ориентируют его на хорошее поведение, дают ему осознание того, что делать людям приятное – значит и самому испытывать радость. Наказание же , особенно связанное с открытым актом насилия, несет в себе негативный эмоциональный заряд и обращается против наказывающего . Кроме того, ребенок будет постоянно бояться того, кто наказывает , стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания , станет в будущем более изобретательно и ловко скрывать свои проступки.

Пожалуй, нет на свете ни одного ребенка, которому нравились бы наказания , равно как и нет таких родителей, которым было бы приятно наказывать своих детей . Но исключить из процесса воспитания воздействие на ребенка путем различных его форм все-таки невозможно. Для того чтобы наказание не принесло ребенку вреда, а, наоборот, стало полезным и способствовало бы налаживанию контакта между детьми и родителями, необходимо, все продумав, проанализировав, выбрать правильную его форму с учетом индивидуальных особенностей ребенка, одним словом, подойти к этому вопросу творчески. Воспитание заключается в том , чтобы ребенок, осознавая и оценивая свои поступки, старался не повторять те из них, которые считаются плохими, и совершал хорошие. И указывать на то, что ребенок доставил кому-то неприятности или причинил боль, следует именно взрослым.

Суть наказания состоит в том , чтобы ребенок понял, что необходимо исправлять вред, хотя бы частично возмещать нанесенный ущерб. Самое главное значение наказания заключается в снятии вины, которую испытывает напроказивший ребенок. Напряжение, испытываемое им после совершения проступка, как правило, исчезает непосредственно после примирения с наказывающим . Важно, чтобы ребенок понял и принял свою вину, тогда и наказание покажется ему заслуженным.

Справедливым считается наказание , которое ребенок получает за нарушение правил, обсужденных и установленных родителями которые известны ребенку.

Прощение – это освобождение от обиды и гнева. С ним неразрывно связано наказание . Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Но прощать СВЕ и ВСЕГДА – значит потерять авторитет и возможность влиять на ребенка.

Одной из распространенных негативных форм наказания является физическое наказание , основанное на страхе перед болью. Значительная часть родителей традиционно считает, что физическое наказание – довольно эффективный способ воздействия на детей.

Ребенок становится покорным и послушным. Даже если ребенок понимал, что виноват, порка снимает чувство вины. Он как бы расплачивается за содеянное испытанием болью и страхом. Поэтому осознавать и переживать свой проступок, делать выводы уже не будет.

Если мы хотим чему-то научить ребенка, то не должно быть гнева. Физическое воздействие в лучшем случае тормозит развитие интеллекта ребенка, а в худшем – ведет к его регрессу, а значит, оно не будет помощником в деле воспитания .

Часто наказание , если оно неадекватно проступку, рождает ответную агрессию. Под неадекватным следует понимать такое наказание , которое по силе воздействия на личность ребенка превышает сам проступок.

Поощрение более действенное воспитательное средство , чем наказание . Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошее.

Средства массовой информации: телевидение, пресса, радио, интернет, - средства вторичной социализации, инструмент познания мира и самоутверждения в нем. Они дают знание о важном и одновременно выстреливают эмоцию. Это своего рода социальный капитал, который юное создание должно накапливать, чтобы соответствовать окружению: следует знать звезд, быть в курсе музыкальных и кино-новинок, разбираться в хитросплетениях человеческих отношений жанра реалити.

Нет молодежи вообще, есть субкультуры. И по-хорошему, надо хотя бы различать молодежь городскую и сельскую, ПТУшников и студентов. Как и во всем остальном обществе, социальное расслоение внутри молодежи связано и с информационным расслоением. Здесь привились особые привычки поиска, потребления и переработки информационного продукта от рекламы и фильма, до новостей и аналитического материала.

У телевидения самая мощная энергетика. Здесь любая передача способна воспитать те или иные качества. Вопрос - какие?. СМИ играют на чувстве неясности и беспокойства, внезапно и драматически создавая и актуализируя социальные проблемы. Именно СМИ являются основным источником информации о нормативных контурах общества. Страшно, когда зашкаливают рейтинги "Окон".

Средства массовой информации - это бизнес. Умный массовый молодежный проект не может пока быть выгоден экономически. И госрегулирование тут не поможет. Подросток стремится быть как взрослый, но не терпит нотаций. Ограничьте его и получите прямо противоположный результат. Человеку нужен собеседник, способный разговаривать на равных. И не надо ханжества: взрослых надо воспитывать ничуть не меньше молодежи.

Средства массовой информации остаются в наше время самым влиятельным воспитателем подрастающего поколения. По большей части, это касается телевидения, поскольку его смотрят все. Сам принцип построения информационных передач уже является некой социальной моделью, которая, так или иначе, укладывается в голове подростка. Ведь даже новости выпускают в эфир по степени важности событий. В первую очередь в эфир идет информация о наводнениях, пожарах, авариях. Ребенок смотрит сюжеты о чрезвычайных ситуациях и у него формируется мнение, что самое важное в этом мире - помочь людям в беде. Из сюжетов о политике становится понятно, что в стране существуют некие нормы и правила, согласно которых должен жить и развиваться человек. И то, что за свои действия приходится отвечать перед другими людьми. Экономический блок указывает на то, что все в стране должны трудиться и т.д.

Само собой, в этом деле не обходится без перебора. Некоторые телекомпании (в основном, местные, коммерческие) настолько увлечены погоней за острыми сюжетами, что пока не покажут пять-шесть трупов (или бомжей) крупным планом, новости не начнут. Тут необходимы некие тормоза. Поскольку у детей может сложиться ложное представление, что люмпены, бомжи, синеглазки и лихие ребята играют в этом мире великую роль.

Эталоном нормального, социально-ориентированного телевидения, имеющим право именоваться воспитательным, передачи канала "Культура" и информационные блоки канала "ОРТ".

Родителям следует внимательно относиться к тому, какие телевизионные программы смотрят их дети, в какие компьютерные игры играют, какие журналы читают. Однако, учитывая тот факт, что средства массовой информации окружают нас повсюду и не могут поддаваться жесткому контролю со стороны родителей, одним из методов фильтрации поступающей информации является развитие у детей способностей правильно ее анализировать и оценивать. Другими словами, дети должны обладать грамотностью общения с масс-медиа или получить образование масс-медиа.

Также как дети учатся относиться критически к доступной им печатной информации, также они должны поступать с тем, что видят и слышат. Вы можете научить вашего ребенка видеть явные и скрытые стороны информации, поступающей из масс-медиа. Как только ваш ребенок получит навыки грамотного общения с масс-медиа, он начнет задавать вопросы и думать над тем, что он смотрит, читает или слушает. И ему начнет это нравиться!

Основы грамотного общения с масс-медиа, которые должен знать ваш ребенок, следующие:

Все, что мы видим на экранах наших телевизоров, читаем на страницах прессы, слушаем по радио и т.д., создано руками обычных людей. Над созданием любого сообщения трудится определенная группа людей, которые решают, каким ему быть, что пускать в эфир, а что можно "вырезать". Любое сообщение преследует конкретную цель.

Любой вид средств массовой информации пользуется определенными правилами или говорит на конкретном языке. Например, для привлечения внимания читателей газеты, некоторые заголовки печатаются более крупным шрифтом; звуковые масс-медиа используют музыку для стимулирования определенных человеческих эмоций. Когда дети будут знать об этих нюансах, они начнут понимать, с какой целью делается то или иное сообщение, и не будут безропотно попадать под влияние.

Одно и то же сообщение будет восприниматься по-разному разными людьми. То, как человек воспринимает получаемую информацию, зависит от его личного жизненного опыта, возраста, моральных ценностей, воспоминаний и образования.

Каждое сообщение средств массовой информации несет свои ценности и точку зрения. Дети должны уметь сравнивать свои ценности с предлагаемыми. Важно, чтобы ребенок знал, что у него есть выбор, принимать или не принимать их.

Каждый родитель хочет дать своему ребенку лучшее, обеспечить самые благоприятные условия для его развития - как интеллектуального, так и личностного. Как организовать воспитание и обучение ребенка, кому доверить формирование его личности и развитие способностей? Заниматься самостоятельно, обратиться к помощи няни , сделать ставку на индивидуальное репетиторство профессионалов или воспользоваться возможностями частного или государственного общественного образования?

Семейное образование - что это?

Выбор в этой ситуации неоднозначен, так как каждый вариант имеет свои плюсы и минусы.

Для многих родителей семейное воспитание представляется более естественным, особенно для дошкольника - ребенок растет в привычных домашних условиях, с соблюдением физиологичного режима, без лишних стрессов и перегрузок. Ни один, даже самый замечательный воспитатель, не сможет обеспечить сразу всем ребятишкам "домашнее" качество ухода. Чем младше ребенок, тем важнее бытовые мелочи, которые его окружают - вовремя ли ему поменяли штанишки, помогли ли умыться и прочистить носик, дали ли достаточно времени, чтобы справиться с обедом, обратили ли внимание, что малыш устал и т.п. Нередко у родителей возникает и вполне обоснованное желание оградить ребенка от общения с не самым приятным окружением - как детей, так и взрослых в детском учреждении. Наверное, у многих, прошедшего дошкольную систему воспитания, есть свои негативные воспоминания о нем. И избавиться от таких впечатлений бывает не так то просто. В этом смысле длительное домашнее воспитание дает родителям больше возможностей прививать ребенку хорошие манеры и влиять на становление его личности. Если же есть желание и возможности родители могут заниматься с малышом самостоятельно или нанять или репетиторов, которые дополнят "образовательное" окружение ребенка.

Вообще, образование ребенка начинается в семье, семейное образование - основа познавательных способностей малыша. Первые учителя крохи - это его родители. И их влияние сохраняется очень долго, не смотря на то, что чем старше ребенок становится, тем большую роль начинает играть обучение вне семьи. Влияние близких взрослых выражается в расширении кругозора ребенка, в том, что именно родители, бабушки и дедушки прививают ему интерес к различным областям знания и творчества. Условия, созданные для развития малыша в семье определяют то, как он будет учиться, будет ли стремиться к получению новых знаний или ограничится тем минимумом, который гарантирует ему спокойное существование в школе.

Но, остановившись на варианте исключительно семейного воспитания, родители сталкивается с трудностями как технического, так и вполне содержательного характера. Во-первых, встает вопрос обеспечения познавательного развития ребенка - выбор образовательных программ, подбор домашних педагогов, "подтягивании" знаний и умений ребенка к требованиям типовой программы школьного обучения (исключительно семейное воспитание в нашей стране пока редкость, как правило, рано или поздно ребенок выходит в систему общественного школьного образования). Ребенок, воспитывающийся дома оказывается лишенным самого ценного, что дает детям обучение в группе - это умение концентрироваться на объяснении педагога и возможность сравнивать свои успехи с достижениями сверстников, именно это сравнение позволяет осознать качество своих знаний, без чего невозможно полноценное обучение.

Во-вторых, у ребенка, регулярно не посещающего детские образовательные учреждения, значительно ограничивается общение вне семьи. Он не получает богатого опыта общения и взаимодействия с детьми и взрослыми, доступного его сверстникам в детских садах, группах развития и детских клубах.

Посещение групп кратковременного пребывания, эстетических студий, детского сада, гимназии или школы, предлагает ребенку широкие возможности общения и обучения совместно с другими детьми. Ребенок учится самостоятельно строить отношения с разными людьми. Со взрослыми - воспитателями и педагогами, ребенок учится подчиняться общей дисциплине (что необходимо для адаптации к требованиям школы), учится преодолевать свою робость и сомнения, обращаться с вопросами и просить о помощи. Так же ребенок учится устанавливать отношения на "социальной дистанции" - благожелательные, но не близкие, учится защищать свое психологическое пространство, требовать уважения от окружающих, отстаивать свое мнение в социально приемлемых формах.

Многие родители опасаются, что в большом детском коллективе ребенок будет теряться, чувствовать себя некомфортно. По началу это действительно так, но со временем разнообразное детское окружение становится явным преимуществом. Ребенок получает возможность общаться, взаимодействовать, конкурировать, ссориться и договариваться с разными детьми - и с шумными, и с упрямыми, и с агрессивными, и с робкими. Появляется возможность выбирать себе друзей, устанавливать первые близкие отношения со сверстниками, ребенок начинать познавать кодекс равенства и товарищества. Интенсивное общение с детьми, без постоянного контроля и поддержки со стороны взрослых учит ребенка гибкости поведения, способности не действовать по первому побуждению, а оценивать ситуацию, учитывать мнение других ребят. Только в общении с равными, возможна децентрация - понимание того, что одну и ту же ситуацию можно видеть по-разному, что у других есть свои интересы, которые необходимо учитывать, чтобы продолжать общаться и играть вместе.

Выбор между исключительно семейным и общественным образованием не прост. Наверное, лучшим выходом из этой ситуации является индивидуальный подход к обучению ребенка, который приложим к обоим вариантам организации образовательной среды - и к семейному воспитанию, и к обучению в общественных учреждениях.

Индивидуальный подход к обучению

Индивидуальное обучение, репетиторство и психологическое сопровождение на то и индивидуальное, чтобы его использовать дозировано в разных ситуациях и для разных детей. И здесь стоит четко различать индивидуальный подход к обучению, который необходим при занятиях с любым ребенком вне зависимости от его личных особенностей, и собственно индивидуальное обучение, предполагающее, что ребенок занимается только один на один с педагогом.

Индивидуальный подход к обучению ребенка предполагает, что учитывается как своеобразие самого ребенка, так и воспитательные и образовательные цели его родителей.

Для одного родителя важнее умственное, познавательное развитие. Другой может в большей степени ориентироваться на развитие творческих способностей малыша. Третий видит цель образования в расширении возможностей ребенка самостоятельно искать решение проблемы, стремиться к достижению намеченных целей.

Родителям любого ребенка полезно время от времени обращаться к помощи компетентного педагога, психолога, логопеда для определения сильных и слабых сторон развития малыша, построения индивидуальной траектории его развития. Специалист поможет определить, каковы возможности ребенка на данный момент, оценить его задатки и интересы, и самое главное - построить прогноз его развития на ближайшее время, с подробными рекомендациями о том, как, в какой форме, насколько интенсивно необходимо вести развивающую работу.

Сроки обращения за консультациями в первую очередь зависят от потребностей ребенка и родителей, но также во многом привязаны и к требованиям системы образования. Сейчас можно говорить, что ребенка полезно показать специалистам по обучению и психическому развитию (психологу, логопеду, педагогу по раннего развития" class="wordlink" title="https://www.7ya.ru/pub/early">раннему развитию или дошкольному педагогу 1) в возрасте:
1 К этим специалистам можно обратиться в центрах, специализирующихся на раннем развитии, в психологических центрах или в медицинских учреждениях.

  • около двух лет , когда уже можно делать выводы о соответствии развития ребенка возрастной норме, выявить своеобразие речевого и познавательного развития малыша, спектр его навыков, умение общаться вне семейного окружения.
  • около трех лет , когда происходят глобальные изменения в личностном развитии ребенка, которые сильно влияют на его готовность учиться, усваивать новое, активно действовать или ждать первых шагов от взрослых. Кроме того, в этом возрасте многие дети начинают регулярно посещать дошкольные образовательные учреждения, что нередко становится для семьи стрессовой ситуацией, требующей грамотного психологического сопровождения.
  • около пяти лет , когда имеет смысл задуматься о подготовке к школьному обучению, посмотреть, какие стороны развития ребенка нуждаются в более внимательном отношении взрослых, чтобы не возникло сложностей накануне школы. Также этот возраст благоприятен для выявления частных способностей ребенка к различным областям творчества.
  • перед поступлением в школу - чтобы проверить, насколько ребенок готов к систематическому обучению, выявить стороны его развития, нуждающиеся в безотлагательной коррекции и способы нейтрализации источников возможных трудностей в школьном обучении. Большое внимание стоит уделить выбору вариантов школьного обучения с учетом способностей ребенка справляться с высокими нагрузками, индивидуального темпа интеллектуальной деятельности, особенностей развития внимания и т.п.

Такие консультации помогут родителям и педагогам, работающим с ребенком, адаптировать программу обучения к потребностям самого ребенка, составить индивидуальный план его развития, который может быть реализован и в рамках общественного группового образования. В большинстве случаев достаточно расставить некоторые акценты, выделить стороны развития ребенка, нуждающиеся в особом внимании (дополнительных занятиях по типовой или альтернативной программе, репетиторстве или специальной коррекции с участием специалистов: дефектологов, медиков или психологов). При этом все преимущества общественного образования дополняются заботой о развитии конкретного ребенка без нивелирования его личного своеобразия.

Собственно индивидуальное по форме обучение очень полезно в тех сферах, где можно говорить о развитии особых способностей ребенка, одаренности - в музыке, живописи, танцах, спорте и т.п. Работая с таким ребенком один на один, педагог сможет дать ему гораздо больше, чем в группе, а ребенок, не отвлекаясь на других детей, лучше сосредотачивается на том, чему его обучают.

Другая сфера приложения индивидуального обучения - работа с так называемыми "сложными", "особыми" детьми. Если у ребенка есть серьезные проблемы со здоровьем, явное отставание от сверстников или поведенческие проблемы, конечно, лучше заниматься с педагогами индивидуально, а со сверстниками общаться не на занятиях, а во дворе, на детской площадке, в группе общения или детском клубе.

Кстати, нередко индивидуальное обучение становится единственно возможным не только для детей с отставанием в развитии, но и для тех, кто значительно опережает сверстников по своим знаниям, умениям, кругу интересов, темпам работоспособности. Одаренный ребенок, несмотря на все свои высокие достижения, нуждается в повышенном внимании родителей и педагогов, так как его психика испытывает большие нагрузки, чем у "среднестатистических" детей того же возраста. Опережение в интеллектуальном развитии часто не сопровождается опережением в развитии личностном. Поэтому, рано начав заниматься в дошкольной гимназии или школе, перескакивая через класс, ребенок может оказаться в непростой ситуации. Из общения с детьми своего возраста он выпадает, но не может войти в компанию своих старших по возрасту однокашников, на их фоне выглядит инфантильным. В этом случае полезно обучать ребенка индивидуально, дополняя обучение занятиями с детьми одного возраста в тех сферах, где способности ребенка приближаются к среднестатистическим.

Но вместе с тем исключительно индивидуальное обучение имеет и ряд негативных последствий для развития ребенка. Во-первых, общение только с гувернером или репетитором ограничивает возможности общения ребенка со сверстниками, что не самым лучшим образом сказывается на его умении взаимодействовать с окружающими, способности уверенно чувствовать себя в социуме. Во-вторых, при обучении в группе у ребенка всегда есть возможность сравнить свои достижения с успехами сверстников, что положительным образом влияет на формирование самооценки ребенка, способность критично относиться к своим успехам и приложенным усилиям. Поэтому не нужно стремиться без необходимости к индивидуальному обучению. Общаясь с учителем лично, будучи под постоянным присмотром и в центре внимания, ребенок быстрее усваивает программный материал, но хуже овладевает навыками самообучения. А для успеха во взрослой жизни нужны не столько знания, сколько способность самостоятельно их добывать.

Всему свое время

домашнее обучение. -- посиделки. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы Насколько сложно было заключить договор со школой? Каково отношение учителей к ребенку? Как организуете дома образовательный...

Обсуждение

Мой ребёнок на семейном обучении. Со школами мы не связываемся; это другая форма, по сравнению с домашним обучением. Есть ещё третья форма, экстернат. Ну, и всевозможные гибриды. Плюсы, в первую очередь - в гибкости. Делаешь что ребёнку нужно, как ему нужно, когда ему нужно. Соответственно, эффективность учения до небес, интерес высокий несложно поддерживать, нету "дурацких" проблем вроде длинных неинтересных и ненужных заданий, неудачно попавшихся учителей, неподходящего уровня классов или ненравящихся учебников. Не нравится учебник - пересмотрели десять других и подобрали, какой надо. Минус в том, что это требует менеджерского подхода к жизни. Если родители хотят более "конвейерного" подхода (скажите, что мне делать "от и до", я сделаю и свободен) - это не для них. То есть люди, которые не любят устраивать нечто, придумывать, искать способы, организовывать свою жизнь - им будет с таким тяжеловато.

Конференция "Школьное и дополнительное образование детей" "Школьное и дополнительное образование детей". Как организуете дома образовательный процесс? Ваши личные впечатления об такого способа обучения, плюсы, минусы?