«День хороших манер и поступков». Занятие для детей старшего дошкольного возраста по реализации ОО «Социализация. Прививаем хорошие манеры, играя

21.04.2019

Сегодня в нашем МДОУ прошел день хороших манер. Утро этого дня, как и всегда, началось с вошедшим в привычку с первых дней посещения детского сада приветствием. В ходе проведения бесед на тему «Кто и зачем придумал правила поведения» дети расширили знания о правилах поведения, рассказывали друг другу о том, как они ведут себя дома, в гостях, в детском саду, в общественных местах, как и чем они радуют своих близких.



Чтобы малыш рос воспитанным, добрым и аккуратным, родителям следует уделить внимание следующим манерам.

1. Учим ребенка говорить «Пожалуйста»!

Обращайте внимание даже самого маленького малыша на то, что свою просьбу (например, «Дай мне игрушку») важно сопровождать словом «пожалуйста». Однако будьте внимательны! Это не сработает, если сами родители никогда не утруждают себя в вежливых фразах по отношению к ребенку! Поэтому если хотите от крохи услышать это волшебное слово, почаще обращайтесь к нему с просьбами: не «А ну-ка, принеси сюда свои носочки!», а «Принеси, пожалуйста, свои носочки!», не «Перестань шуметь сейчас же!», а «Перестань, пожалуйста, греметь игрушкой. Папа спит».

2. Учим ребенка говорить «Спасибо»

Очень хорошее слово, которое также не хотят использовать дети! Как им помочь освоить его? Во-первых, также активно им пользуясь в повседневной жизни - нет ничего важнее примера взрослых. Во-вторых, можно организовать специальную ситуацию, в которой малыш почувствует, как приятно, когда тебя благодарят.

Образовательная ситуация для ребенка 3 - 4 лет «Важное слово «спасибо»

Пусть малыш возьмет на себя роль повара и приготовит что-нибудь для своих любимых игрушек (например, Вы можете предложить ему сделать из пластилина ягодки и украсить ими тортик, вырезанный из картона). Допустим, у нас будет два героя - вежливая собачка и обезьянка-хулиганка. После того, как малыш угостит собачку, та должна сказать ему «спасибо», попрыгать от радости и поцеловать ребенка (дети очень отзывчивы на такую реакцию). А вот обезьянка после угощения не скажет ничего. А сразу побежит прыгать и резвиться. Проследите за реакцией ребенка. «Верните» обезьянку, объясните ей, что она забыла что-то сказать. Подскажите обезьянке, что именно нужно сказать. Закончите ситуацию песенкой на вольный мотив, но чтобы в ней звучало слово «спасибо».

3. Учим ребенка не прерывать взрослых во время разговора

Пока взрослые разговаривают, нельзя вмешиваться в разговор, дергая маму за одежду, выкрикивая свои просьбы. В подобной ситуации обнимите ребенка (может, ему просто хотелось добиться Вашего внимания) и мягко скажите ребенку: «Я тебя слышу, но не могу ответить, потому что разговариваю с … . Надо подождать пару минут».

4. Учим ребенка не высказываться о физической форме или состоянии окружающих

Помогите малышу понять, что обсуждать недостатки других невежливо - это может обидеть человека, расстроить его. Да и сам человек состоит не только из этого недостатка. Он еще и добрый и умный. Объясните малышу, что нельзя пристально разглядывать людей с физическими недостатками, поскольку взгляд может обидеть не меньше слов. Из всех этих правил есть одно исключение. Обсуждать внешность человека можно, если она кажется ребенку привлекательной и он хочет сделать комплимент - это всегда порадует другого человека!

5. Учим ребенка здороваться

Когда люди здороваются с ребенком, им следует отвечать. И со старшими нужно здороваться первыми. Объясните ребенку 5 лет, что означает слово «здравствуйте», какой смысл вкладывают в него люди при приветствии. Объясните, что слово «здрассьте» (якобы облегченная версия) звучит невежливо и пренебрежительно.

6. Учим ребенка стучаться перед тем, как открыть дверь

Это простое правило поможет и самим родителям в ряде ситуаций. А пример такого поведения кроха сможет увидеть на приеме у врача, в гостях.

7. Учим ребенка благородству

Объясните малышу 4 лет, что дразниться не следует. Это обижает других людей, и выставляет не в лучшем свете того, кто дразнится. Ведь дразнит всегда тот, кто слабее и злее.

8. Учим малыша извиняться

Если ребенок наступил кому-то на ногу, толкнул, нечаянно стукнул, то важно сразу же сказать «извини!»

9. Если кто-то работает, нужно спросить, не нужна ли помощь



СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

(6 голосов : 3.33 из 5 )

Хорошие манеры детям прививают с детства: сначала родители, потом воспитатели и учителя. А эффект – невелик. Почему?! Возможно, все дело в том, что правилам этикета обучают слишком скучно и назидательно?!

Неписанные правила

Нормы этикета, хоть они и описаны в разных источниках, являются «неписаными» – ведь они не закреплены ни одним законом. Это своеобразное соглашение между людьми вести себя определенным образом. Этикет определяет правила поведения людей в самых разных местах и при самых разных обстоятельствах:
при знакомстве
в момент приветствия и прощания
в общественных местах (транспорт, дорога, праздничные мероприятия, музей, кинотеатр, театр, цирк, поликлиника, библиотека, парикмахерская, ресторан и пр.)
в телефонном разговоре
как вести себя в гостях
как принимать гостей
как вести себя за столом
как правильно составлять письма, отвечать на письма
общение с незнакомыми людьми, друзьями, старшими людьми
употребление вежливых слов (просьба, благодарность, сочувствие)
выбор одежды и прически для разных мероприятий (dress code)
соблюдение личной гигиены и забота о здоровье
отношение к материальным ценностям
понятие о вкусе, красоте, моде, стиле

Одно только перечисление тем по правилам этикета выглядит впечатляюще. А ведь надо запомнить правила по каждой теме и, главное, выполнять их. Причем, всегда. Считается, что самый высокий уровень человеческой культуры в том, чтобы соблюдать правила этикета даже тогда, когда ты находишься один, и никто не может проследить, соблюдаешь ты этикет или нет. Возникает вопрос, как привить такую высокую культуру детям?

Нравоучения по этикету

Знакомство с этикетом начинается с самого раннего детства, осознанное – лет с 5-ти. Как это обычно происходит? В детсадах и школах проводятся специальные занятия – уроки по этике и эстетике. И пусть не обижаются на меня педагоги, но проводятся, как правило, скучно, назидательно, в совершенно однобокой форме заучивания правил. И какова же судьба всех подобных нравоучений? Получаем обратный эффект – выполнять правила не хочется.

Это что касается теоретической части по этикету. А как практически прививается этикет? Еще хуже. Я бы даже сказала, в нарушение всех правил этикета. Окриками, наказаниями, диктатом. «Не хлопай дверью!», «Вымой руки!», «Сядь прямо!», «Локти со стола убери!», «Не спеши, тщательно пережевывай пищу!», «Не разговаривай с набитым ртом!», «Не чавкай!», «Рот прикрывай, когда чихаешь!», «Уступи место бабушке!». А самое парадоксальное в этом ряду, вот это: «Что ты орешь, как ненормальный?!» (естественно, эту фразу возмущенные взрослые орут, как ненормальные). Все это было бы смешно, если бы не было так грустно.

Детям мало сказать: «Делай так, а не иначе». Хорошо бы объяснить, почему не иначе. А еще лучше было бы прививать правила этикета не напрямую, а косвенно, исподволь, чтобы ребенку самому хотелось их выполнять.

С точностью до наоборот

Весьма нетрадиционный способ прививать хорошие манеры предложил в свое время Григорий Остер, сочинив «Вредные советы». Идея придумать вместо полезных советов вредные, пришла ему в голову по вполне понятной причине. Чаще всего дети протестуют против всего, что им советуют и делают все наоборот. И если таким детям дать вредные советы, то, сделав наоборот, они как раз и будут поступать правильно. Ну, например,

Нет приятнее занятья,
Чем в носу поковырять.
Всем ужасно интересно,
Что там спрятано внутри.
А кому смотреть противно,
Тот пускай и не глядит.
Мы же в нос к нему не лезем,
Пусть и он не пристает.

Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.

Если руки за обедом
Вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно
Их под стол и там спокойно
Вытирайте ваши руки
Об соседские штаны.

На обложке этого сборника стихотворений честно написано «Книга для непослушных детей», а ниже приписка – «Послушным детям читать запрещается». Потрясающая приманка, согласитесь? Конечно, есть и еще одна маленькая хитрость в том, что все стихотворения написаны с необыкновенным, тонким чувством юмора. Соединения метода от противного и чувства юмора – хороший ход для того, чтобы, на самом деле, научить этикету и высмеять невежество, таким способом наглядно продемонстрировав, как должен вести себя по-настоящему вежливый и культурный человек и почему плохо поступать иначе.

Этикет для плюшевого мишки

Однажды я наблюдала в детской такую сцену. Моя 5-тилетняя дочь играла со своим любимым плюшевым мишкой. Она кормила его с ложечки и говорила ему: «Не чавкай, пожалуйста. Это неприлично!» Понятно, что игрушечный мишка не мог чавкать, просто дочке хотелось поучить его хорошим манерам. И, сама того не подозревая, она подсказала мне еще одну идею, как можно учить детей этикету. В игре. С куклами и плюшевыми игрушками.

Детям не нравится заучивать правила на уроках, они не любят, когда их одергивают и исправляют их поведение (да еще, если это происходит в резкой форме). Но дети не против соблюдения правил этикета. И они понимают, что по правилам жить удобнее для всех. Детям надоедает одна и та же однообразная роль ученика, сидящего за партой. И так хочется почувствовать себя в роли учителя.

Играя с куклами и плюшевыми игрушками, дети учат этикет очень охотно. Взрослым можно только подбрасывать все новые и новые ситуации, которые будут разыграны, чтобы охватить все случаи из жизни, где нужно знать правила этикета.

Играя по правилам этикета

Игра – это лучший способ обучения для детей. И, конечно, не только играя в куклы можно научить детей этикету. Прививать детям хорошие манеры можно с помощью множества разных игр, где (что уникально!) правила этикета станут правилами игры!

СИТУАЦИЯ. Для игры выбираются обычные бытовые ситуации: «Приветствие и знакомство», «Телефонный разговор», «Как дарить подарки», «Как вести себя в общественном транспорте», «Как вести себя в зрительном зале». Предложите детям придумать историю по правилам и против них. Можно предложить проиллюстрировать придуманные истории сценками. Не забывайте о чувстве юмора.

РАЗОРВАННЫЕ ЗАПИСКИ. На записках пишутся правила этикета так, чтобы они были сформулированы из двух частей: условие и правильное поведение. Потом все записки разрываются на 2 части, и перемешиваются. Детям необходимо восстановить разорванные записки, правильно подобрав соответствующие друг другу части.

ПИСЬМА ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ВЕЖЛИВОСТИ. Дети пишут друг другу (а может, даже и взрослым) письма, в которых рассказывают, о чем им захочется. Главное – излагая содержание, не нарушить этикет. Письма рассылаются электронной почтой. И второй этап – получивший письмо должен оценить его с точки зрения соблюдения правил этикета. Причем, можно проверить две вещи в соблюдении правил этикета: по составлению письма и по поведению в описанных в письме ситуациях.

ДОРИФМУЙ. Не сложная игра. Подойдет для малышей. Взрослые читают стихотворение, не оканчивая фразу, а дети добавляют нужные слова в конце строки.
Например,
В обмене добрых слов участвуйте
И говорите чаще… (здравствуйте)

Нужно знать, как дважды два
Все… (волшебные слова)

В день не бойся раз до ста
Говорить… (пожалуйста).

ДИАЛОГ С ПОДТЕКСТОМ. Эта игра обычно проходить очень весело. В ее основе стихотворение Вадима Левина «Мистер Сноу».
– Мистер Сноу! Мистер Сноу!
Вы придете в гости снова?
– Через час. Даю вам слово.
– Вот спасибо, мистер Сноу…
Это стихотворение универсально в том смысле, что одним и тем же текстом может выразить совершенно разный подтекст, включая и прямо противоположные: восторг, радость, сдержанность, безразличие, разочарование, огорчение, испуг, ужас. Каждый ребенок исполняет это стихотворение, другие угадывают подтекст и обсуждают, в какой мере каждое прочтение было тактичным по отношению к мистеру Сноу.

Вежливый-медвежливый

Учат этикету и произведения искусства. Одни напрямую, другие в более завуалированной форме. Дети читают, увлекаются сюжетом, сопереживают персонажам, а между строк знакомятся с правилами поведения. Есть много прекрасный творений, которые могли бы войти в книгу по этикету. Вот лишь самые популярные:
1. «Очень вежливый индюк» (Б. Заходер)
2. «Урок вежливости»: Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести…(С. Маршак)
3. «Мойдодыр», «Федорино горе» (К.Чуковский)
4. «Сказка о потерянном времени» (Е.Шварц)
5. «Маленький принц» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Театр хороших манер

Очень полезно ставить с детьми спектакли по литературным произведениям. Этикет и театр – неразделимы. Во-первых, все произведения, так или иначе, учат этикету в самом широком смысле, а именно правилам общения людей – добру, справедливости, тактичности, сочувствию, дружбе. Во-вторых, исторический фон любой пьесы отражает особенности этикета своего времени. В-третьих, играя роль, ребенок проживает по правилам этикета, если роль положительная, и против правил, если роль отрицательная. Опыт такого проживания даст ребенку возможность самому все почувствовать. Не понять, не узнать, не заучить, а ПОЧУВСТВОВАТЬ. И это наилучшим образом приучит ребенка следовать правилам этикета.

Ради чего, собственно?

Всякая теория без практики мертва. Если ваш ребенок мало общается, ведет замкнутый образ жизни, если вы не посещаете с ним театры, музеи, кафе, не любите ходить в гости или принимать гостей, то ситуации, в которых ребенку понадобится применить правила этикета, будут весьма ограничены, сведены до минимума. Естественно, то, что не требует применения, будет разумно считаться вашим ребенком не нужным.

Задача родителей состоит, прежде всего, в том, чтобы социализировать жизнь ребенка самым оптимальным образом. Это будет и развивать его культурно, и сделает жизненно необходимым понятие «этикет». Дети будут наблюдать за поведением других людей в разных обстоятельствах, видеть, что значимо для других, и начнут смотреть на себя со стороны. Они будут учиться уже не самим правилам, а способам взаимодействия с другими людьми по этим правилам.

И главное! Родители, соблюдайте правила этикета сами. Обязательно. Даже самые нескучные игры не приучат детей к хорошим манерам, если перед глазами у них не будет достойного примера для подражания в вашем лице. Чтобы ваш малыш вырос настоящим джентльменом или леди, будьте сами джентльменом или леди.

Пр.сод: познакомить детей с историей этикета; формировать навыки использования в речи вежливых слов; учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих; учить формировать свое мнение; развивать память, внимание, мышление, общение; воспитывать у детей навыки вежливости.

Словарная работа: этикет. Здравствуйте! Добрый день! Рыцарь, сударыня, господин, государь и т.д.

Предварительная работа: чтение книги « Уроки кота Этикета», чтение книги « Уроки для маленьких леди и джельтменов», беседы по речевому этикету, рассматривание иллюстраций « История костюма»

Материалы: мини-музей: шляпа мушкетера, веер, подсвечник со свечами, шпага, перчатки, кружевные платочки, иллюстрации История костюма», куклы Барби, персонажи кукольного театра, конверт с кружочками, волшебная палочка.

Ход:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в музей «хороших манер». Я расскажу вам об истории этикета, познакомлю вас с хорошими манерами прекрасных принцесс и храбрых принцев.
Дети проходят к мини-музею, рассматривают предметы.
Воспитатель:Как только люди стали жить вместе, появилась потребность в правилах мирного сосуществования В средние века рыцарь, входя в дом, поднимал забрало; мушкетер снимал свою шляпу, показывая тем самым, что пришел с мирными намерениями. И сейчас наши мальчики, мужчины входя в помещение, обязательно снимают головной убор. По правилам старинного этикета спускаясь по лестнице, мужчина всегда должен идти впереди. Как вы думаете, почему?
В далеком прошлом у принцесс, придворных дам были длинные платья со шлейфом. Чтобы не наступить на этот шлейф и не опрокинуть на него свечу, кавалер спускался по лестнице впереди своей спутницы, освещая ей дорогу.
В средние века рыцарь для защиты от нападения носил шпагу. Чтобы не задеть шпагой спутницу, он шел слева от нее, готовый в любой момент выхватить оружие. Поэтому наши мальчики, мужчины всегда идут слева от своих спутниц. А еще прекрасные дамы пользовались веерами и красивыми кружевными платочками. Они умели вести беседу и обращались к друг другу, и к своим кавалерам: «Милостивый государь», «Ваще величество», «Сударыня, госпожа» и т.д. а какие были у них наряды и прически. Прекрасная дама никогда не приходила на бал неопрятно одетая, неумытая и непричесанная. Давайте пройдем в зрительный зал и посмотрим отрывок из фильма « 3 орешка для Золушки)
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель (после просмотра): Мы посетили музей и посмотрели отрывок из фильма. Я думаю, что вам было интересно. А теперь, ребята, помогите мне закончить предложение:
- Настоящий рыцарь – это….(храбрый, вежливый, помощник, защитник…)
- Прекрасная дама- это … (красиво причесанная, опрятная, знает вежливые слова …)
Молодцы, вы отлично справились с заданием. Я предлагаю нашим мальчикам, как настоящим кавалерам проводить девочек на свои места.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, в основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы люди чувствовали себя хорошо вместе. Этикет – не что иное, как умение держать себя в обществе так, чтобы заслужить одобрение и никакими из своих действий не оскорбить, кого бы то ни было.
Посмотрите, что произошло на улице нашего города.
КукольныЙ театр «Петушок и птичка»
Воспитатель: Жила-была девочка. У нее было много друзей. Но больше всех она дружила с петушком и птичкой. Вот как-то раз вышла девочка во двор и видит: что-то произошло. Петушок и птичка не играют, как обычно, а сидят сердитые, надутые.
Девочка: Что случилось? Отчего, вы такие сердитые? Конечно, поссорились! Надо помириться!
Птичка: Я с этим петушком мириться не буду! Он невежливый. Я сказала ему «здравствуй», а он не ответил!
Петушок: А зачем опять говорить, я тебя только вчера видел.
Птичка: Но я же сегодня сказала «здравствуй!»
Петушок: Ну и что! У меня еще вчерашнее не кончилось!
Воспитатель (прерывает показ сценки): Ребята, а что означает слово «здравствуй!»?
Ответы детей: Слово «здравствуй» - слово приветствия
- нужно радоваться встрече с человеком
- нужно улыбаться, когда здороваешься
Воспитатель: Все верно, ребята. Но я предлагаю посмотреть дальше
Продолжение сценки.
Девочка: Да ты что, петушок, ты хочешь, чтобы птичка заболела?
Петушок: Почему? Я не хочу, чтобы она болела.
Девочка: А что, ты для нее «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» - это значит будь здоров, не болей
Петушок: А ты тоже не очень вежлива.
Птичка: Это ты невежлив. Почему ты зовешь меня птицей?
Девочка: А как ты зовешь петушка?
Птичка: Никак. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
Девочка: Значит, вы оба хороши. Надо друг друга уважать.
Петушок: Прости меня, птичка! Я буду всегда здороваться.
Птичка: И ты прости меня, петушок. Я буду всегда вежливой.
Птичка неожиданно роняет конверт с заданиями и улетает.
Воспитатель: Вот так хорошо закончилась эта история. Но что это? Какой красивый конверт! Откуда он взялся?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что же там внутри. Ребята, птичка приготовила вам задание.
(раздает атрибуты для игры: флажки (кружочки)
Игра “Хорошо – плохо”
Детям предлагается оценить поступки своих друзей с двух позиций: хорошо это или плохо?
Если поступок хороший, то дети поднимают красный флажок; если плохой, то синий флажок
Примерный перечень детских поступков для игры:

Плохие

Хорошие

чесаться, ковырять в зубах, плевать, причесывать волосы, чистить ногти на людях

Здороваться при встрече, используя слова приветствия

жевать с открытым ртом, чавкать или причмокивать губами;

За столом сидеть ровно, правильно пользоваться столовыми приборами

садиться за стол неумытым, непричесанным, неаккуратно одетым;

Следить за своим внешним видом

вести себя шумно и вызывающе в общественных местах;

Уступать место пожилым людям в общественном транспорте

говорить слишком громко, непрерывно болтать

Уметь слушать других людей, не прерывать собеседника.

Игровое упражнение “Ласковое слово”
-Ребята, а вы умеете быть добрыми, вежливыми и внимательными?
Я вас приглашаю сесть в большой круг, и подарить другу “ласковое слово”.
“Волшебную палочку” в руки возьму, и ласковое слово другу подарю.
(Дети, сидя в кругу, передают друг другу “волшебную палочку”, говоря при этом добрые, ласковые слова).
-Очень приятно слышать в свой адрес ласковые слова. И настроение становится замечательным и солнечным! Сегодня мы с вами говорили о вежливости, о вежливых словах. Но быть вежливыми, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Запомните это на всю жизнь.

Тема: «Первые шаги в мир хороших манер»

Вид: практико-ориентированный, среднесрочный.

Особенности: для детей 4-5 лет.

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности детей.

Задачи:

1. формировать навыки этического поведения;

2. развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам;

3. закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;

4. воспитывать уважение к окружающим людям.

2. Ожидаемый результат: овладение детьми среднего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.

Пути реализации проекта:

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Составление перспективного плана проектной деятельности.

3. Создание атмосферы общей культуры и красоты в группе.

4. Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды (оборудование центра этикета в группе (сервировка стола в игровой зоне); фотоматериалы, дидактические игры; настольная кукла- фея Вежливости; подборка художественной литературы; сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; конспекты занятий).

5. Работа с родителями (консультации для родителей; подготовка пособий и совместная работа родителей с детьми).

Этапы овладения детьми правилами этикета:

1. Знакомство с правилами этикета, закрепление и расширение имеющихся знаний (беседы, тематические занятия, чтение художественной литературы).

2. Закрепление знаний через совместную деятельность в уголке этикета (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, тематические занятия, досуги и развлечения, обыгрывание ситуаций, игры-драматизации)

3. Самостоятельное выполнение правил этикета в соответствии с конкретной ситуацией.

тема: «Мои друзья»

Знакомство с феей Вежливости; приглашение Добрых Волшебников.

Беседа «Чтобы у тебя было много друзей».

Работа с родителями: Папка для родителей «Советы родителям».

методы и приемы:

1.Чтение художественной литературы:

- «Мойдодыр» К. Чуковский

- «Федорино горе».

2. Дидактическая игра:

- «Как правильно себя вести»,

3. Разбор проблемных ситуаций.

4. Рассматривание иллюстраций:

- «Здоровый малыш»

- «О правилах этикета».

5. Конкурсы: «Сервировка стола» (между дежурными), «Накроем стол к празднику», «Культура поведения за столом»

6. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гостях».

7. Занятие «Поможем Федоре Егоровне».

тема: «Этикет общения и культура речи»

Беседа «Разговор по телефону»

Беседа «Вежливый собеседник» и «Вежливый слушатель».

Работа с родителями: Консультация «Учим ребенка общаться».

Совместная деятельность родителей и детей - сочинение сказки «Добрый поступок»

Методы и приемы:

- «Телефон» К. Чуковский.

Чтение стих-ий.

2. Дидактические игры:

- «Кто знает больше вежливых слов»,

- «Телефонный разговор».

3. Загадки о вежливости

4. Разбор ситуаций по картинкам

5. Разыгрывание ситуаций

6. Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин», «Салон красоты», Семья»

тема: «Культура поведения в общественных местах»

Беседа «Правила поведения в общественном транспорте».

Работа с родителями: "Правила этикета в театре и концертном зале."

Методы и приемы:

1 .Чтение художественной литературы:

- «Торопыжка»

- «Родные сказки» Т. А. Шорыгина.

Чтение стих-ий.

2. Дидактические игры:

- «Отгадай загадки и нарисуй отгадки»,

3. Разбор ситуаций.

4. Обыгрывание ситуаций.

5. Рассматривание дорожных знаков.

6. Сюжетно-ролевая игра:

- «Магазин».

тема: «Играем в гости и приглашаем гостей»

Беседа «Принимаем гостей».

Занятие «Что такое этикет».

Работа с родителями: консультации: «Вежливый хозяин»; «Формирование культуры трапезы»;

Совместная работа родителей и детей «Подарок другу»;

Составление альбомов «Семейные традиции», «Как мы отмечаем праздники дома»;

Методы и приемы:

1. Чтение художественной литературы:

- «День рождения вредного кота» перевод А. Кочарова;

- «Умнее всех» Д. Мамин-Сибиряк.

Чтение стих-ия «В гости».

2. Ситуации: «Что делать в гостях, если….», «Гости у тебя дома»

3. Рассматривание иллюстраций - «Любить прекрасное»

4. Изготовление подарка «Сюрприз для мамы»

5. Дидактические игры: «Гости», «Правильно или нет» (ситуации по картинкам), «Чтобы гости не скучали», «Вежливый кролик»

6. Сюжетно-ролевая игра: «Чаепитие».

Конспект занятия для детей средней группы «Первые шаги в мир хороших манер».

Цель: о богащение и расширение знаний детей о правилах поведения, об этикете в детском саду.

Задачи:

  • познакомить с понятием «этикет»;
  • учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях;
  • совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;
  • упражнять в использовании вежливых слов;
  • воспитывать культуру общения и культуру поведения в детском саду;
  • формировать навыки культурного, этически грамотного поведения;
  • развивать мыслительную деятельность у детей.

Предварительная работа: заучивание стихотворений об этикете, вежливых словах

Материал:

  • туалетные принадлежности: мыло, зубная щетка, расческа, полотенце; зеркало; заколка для волос;
  • круги красного и зеленого цвета по количеству детей;
  • ромашка с правилами поведения в различных местах;
  • «волшебная палочка».

Ход занятия:

Воспитатель:

Солнышко ясное встало
«Доброе утро!» - сказало
«Доброе утро» - не зря говорят
«Доброе утро» велит быть добрей,
Честней и упорней и веселей
Придумано мудро «Доброе утро».

Воспитатель: первые слова, которыми мы начинаем день – это «Доброе утро». А что мы говорим этими словами? Дети отвечают по очереди: желаем здоровья, веселья, счастья, хорошего настроения, хотим, чтобы весь день был радостным, светлым, добрым.

Ребёнок.

Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку.

Здравствуйте, -

Улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

Воспитатель: Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.

ПРИВЕТСТВИЕ - это одно из самых важных правил этикета. А что такое «этикет»?

Это правила такие,
Надо знать их с малых лет!

Что сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести,
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути

Если вежливыми стать
И воспитанными быть,
То всегда и всюду будут,
Уважать вас и любить!

Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что правил этикета очень много. Некоторые из них собраны в один цветок. Посмотрите внимательно и скажите, где необходимо соблюдать правила поведения, (но хочу вам напомнить, что нельзя перебивать друг друга и говорить надо по одному).(Цветок-ромашка, дети называют: в детском саду, в театре, на улице, в транспорте, в гостях, в больнице.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Но сегодня мы остановимся на этикете в детском саду.

(вносится кукла – «неряха»)

Воспитатель: Что ты кричишь, бежишь. Расскажи, что с тобой случилось?

Кукла: я проспала.

Воспитатель : а почему ты так неопрятно и некрасиво одета?

Кукла: я торопилась и думала, что и так сойдет.

Воспитатель : Дети. Посмотрите, как некрасив человек, когда он грязный и неаккуратно одет. В таком виде можно приходить в детский сад? Надо исправлять положение.
Дети, поможем кукле?

Дети : Да.

(Для этого по очереди, подходите к кукле и помогите ей привести себя в порядок)

Воспитатель: Давайте покажем нашим гостям и девочке, как мы встречаем новый день.

Физкультурная минутка:

Рано утром мы проснулись,

Потереть глаза кулачками

Сладко, сладко потянулись!

Потянуться вверх

Чтобы сон ушел - зевнули

Зевают

Разбудил нас бег на месте,

«бегут»

В ванну побежали вместе

«рисуют» прямоугольник в воздухе

Умывались и плескались,

Имитируют движения умывания

Зубы вычистить старались,

«чистят» зубы

Причесались аккуратно,

«причесываются»

Приоделись все опрятно.

Проводят руками по телу-«одеваются»

Не хотим мы больше спать

Грозят пальчиком

Будем весело играть!!!

Хлопают в ладоши.

А как, вы, думаете, все ли из Вас правильно и красиво себя вели? Я хочу сказать, что мы с Вами будем еще многому учиться и работать, чтобы о всех вас сказали: «Это воспитанные и вежливые

дети".

Кукла уходит.

Воспитатель: Она забыла сказать «спасибо». Благодарность - чувство признательности кому-нибудь за оказанное внимание и добро. К сожалению, мы часто забываем говорить волшебные слова, а они так необходимы. Я вас приглашаю сесть в большой круг, мы подарим друг другу «ласковое слово» .

"Волшебную палочку” в руки возьму, и ласковое слово другу скажу. Дети в кругу,передают друг другу «волшебную палочку» , говоря при этом добрые, ласковые слова.

Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам поиграть. Я буду называть поступки, а вы, молча на своих местах, будете поднимать красный или зеленый кружок. Если поступок хороший поднимаете зеленый кружок, а если плохой –красный.

1. Забирать игрушки у друзей.

2. Помогать взрослым.

3. Кричи, громко разговаривай.

4. Не ссорься с друзьями, старайтесь играть дружно.

5. Здороваться при встрече.

6. Садиться за стол грязным, неумытым.

7. Следить за своим внешним видом

Воспитатель : Но быть воспитанными, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. А еще это соблюдение важных правил. О некоторых очень важных правилах ребята хотят прочитать стихотворения.

1 ребёнок:

В садик не бери конфетки,
Ведь другим обидно деткам.
Маму провожай спокойно
И веди себя достойно.
Воспитательницу слушай,
Без приказа спи и кушай.

2 ребёнок:

Одевайся побыстрей,
Не задерживай детей.
Игрушку ты не отнимай,
Возьми другую, поиграй.
С незнакомым не ходи,
Воспитателя зови.
Маму радостно встречай,
По подружкам не скучай

Самоанализ: Ребята, о чем мы с вами сегодня разговаривали?

Дети: О правилах поведения, об этикете.

Воспитатель: Правильно.

А как, вы, думаете, все ли из Вас правильно и красиво себя вели? Я хочу сказать, что мы с Вами будем еще многому учиться и работать, чтобы обо всех вас сказали: «Это воспитанные и вежливые дети".