Кто сказал все мы родом из детства. Детство - восход судьбы в человеческой жизни. Соня Шаталова. Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц" Где-то там, за туманом облаков и несбыточных грез, обрывками разговоров и горечью потерь, осталось детство. Но оно

18.04.2019

Занда Наранова
Эссе «Все мы родом из детства»

"Все мы родом из детства "

А. Сент-Экзюпери

Каждый из нас, взрослых, был когда-то маленьким мальчиком-озорником или девочкой в коротком платьице, с красивыми ленточками в косичках. Незабываемое время.

Мое детство прошло в селе Джалыково, где солнце высоко поднималось над бескрайней степью, манящей запахом травы, где был простор для игры, посильного труда, общения со сверстниками. Я была старшей сестрой в своей семье, неизменным лидером и заводилой большой дружной ватаги мальчишек и девчонок нашей улицы. В играх я часто брала главную роль, представляла себя учителем, заставляя всех сидеть на скамейке "на уроке", решать задачи, отгадывать загадки, писать на листочках карандашом, сама писала мелом на доске забора, выводя красиво буквы. Одно из самых ярких воспоминаний, всплывающих из зыбкой детской памяти - наставления моей бабушки Минжир Санджиевны. Ее добрый, ласковый взгляд, певучая речь на красивом калмыцком языке, советы научили меня видеть, думать и чувствовать. Тому подтверждение - слова В. А. Сухомлинского : "Годы детства - это , прежде всего, воспитание сердца". Почему я начала свое сочинение с описания моего детства ? Да, потому, что во мне и сейчас живет ребенок.

Выбор "Кем быть?" - определился сам собой. Учеба в Калмыцком государственном университете на факультете "Калмыцкой филологии и культуры", практика в школе, первые дни общения с детьми навсегда останутся в моей памяти. В жизни все меняется, случаются счастливые моменты : рождение дочери, сыночка, с которым я впервые пришла в детский сад и осталась , чтобы вернуться в детство .

Я - воспитатель! Мне нравится общаться с дошкольниками, мне нравится возможность творческого подхода, а значит профессия воспитателя - это моя профессия! Я ростом чуть выше своих воспитанников, поэтому имею счастье общаться "глаза в глаза". И убеждена, что воспитатель должен быть для детей добрым проводником в мир взрослой жизни. Великий педагог Г. Песталоцци, практиковавший педагогику любви, сказал : "Если не любить, то не имеешь права воспитывать". Действительно, без любви не может быть воспитателя. Любовь воспитателя к детям - это любовь к каждому ребенку - покладистому и трудному, подвижному и медлительному, застенчивому и бойкому, капризному и спокойному. Кто я сегодня? Я - воспитатель, близкий друг, сказочник и фантазер, умеющий все и всегда! Особо осознаешь значимость профессии, когда видишь распахнутые глаза детей, жадно ловящие каждое мое слово, интонацию, мой взгляд и жест, глаза, готовые вместить в себя весь мир. Глядя в эти детские глаза , ждущие чуда, ты понимаешь, что нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаешь тепло своего сердца. Это ко многому обязывает. Дети учат меня быть терпеливой, сдержанной, всегда позитивной. В связи с этим, для меня первым условием в работе с детьми является улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность в проблемах маленького человека. Я хочу, чтобы каждому ребенку было комфортно и уютно со мной. Дети пробудили во мне и стремление к творчеству. Фантазировать и постоянно находиться в поиске новых современных форм и методов работы - этому я научилась благодаря моим дошколятам. На сегодняшний день удивить и заинтересовать детей очень сложно, отвлечь от компьютерных игр, приобщить к замечательной книге, организовать творческую игру с учетом реальных условий. Дети желают все самое актуальное и современное, быстро реагируют на смену видов деятельности. Поэтому общение с моими малышами - каждый раз своего рода экзамен. Маленькие мудрецы ежедневно проверяют тебя на прочность, и одновременно любят, а секрет их чистой любви очень прост : они открыты и простодушны, чутко реагируют на ложь и несправедливость. Все годы я не перестаю удивляться, насколько они все разные : непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым.

Начинается новый день! Я прихожу в детский сад , в свою уютную группу "Пчелки". Доброе утро! Я встречаю каждого малыша, протягиваю руки, восклицаю от радости и удивления, чтобы вовремя разогнать как тучи, детские переживания , или порадоваться вместе. С утра мир преображается для меня, он становится чище и светлее. Я тщательно подбираю "волшебные" предметы, которые необходимы для свершения чудесных сказочных превращений с моими любознайками и почемучками. Вместе мы совершим массу познавательных, увлекательных путешествий на "поезде" из стульчиков, на "ковре-самолете" по неизведанным местам, можем очутиться и в прошлом, и в будущем. Я слышу звонкий, веселый детский смех - это как награда за прожитый вместе день, за доброе и искреннее общение. Я позволяю детям наслаждаться радостью утра и верить. Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, он все делает с любовью, он в этом прав.

Воспитание в дошкольном детстве - это самый ответственный процесс в период становления личности. Пример окружающих оставляет неизгладимый след в памяти детей. Я, наблюдая за тем, как мои малыши играют, общаются, создавая картины из жизни взрослых, ежедневно убеждаюсь в этом и невольно возвращаюсь в свое детство , с благодарностью вспоминая всех тех, кто отдавал нам свое время, силы, здоровье. По моему мнению, детство не проходит . Оно живет в нас самих и всегда с нами, как подлинный и верный друг. Приходит к нам на помощь в минуты усталости и разочарования. В минуты, когда творческая мысль бьется над неразрешимой проблемой. Детство необходимо нам . Это не только воспоминания, это часть нашей взрослой, сегодняшней жизни. Я родом из детства !

Елена КОРНЕЕВА,
г. Елец

Урок внеклассного чтения по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в 8-м классе

Все мы родом из детства

Я не очень уверен, что жил после того, как прошло детство.
А. де Сент-Экзюпери

...Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит.
А. де Сент-Экзюпери

Словарь: философия, сказка, символ, конфликт (запись на доске).

Ход урока

I. Слово учителя.

Откуда мы родом? Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны… Так считал один из самых удивительных людей - мечтатель, лётчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, которого друзья попросту называли Сент-Экс.

Антуан Мари Роже де Сент-Экзюпери был третьим ребёнком в семье графа Жана де Сент-Экзюпери и Мари де Фонсколомб. Мать его была талантливой художницей, происходила она из старинной провансальской семьи. Род отца был ещё древнее, фамилию Сент-Экзюпери носил один из рыцарей святого Грааля. В 1900 году родился Антуан, в то время его отец служил страховым агентом в Лионе. Спустя четыре года он умер, а мать будущего писателя осталась без средств к существованию с пятью детьми на руках.

Детство Антуана было, несмотря на раннюю смерть отца, счастливейшей порой. Самой первой и сильной привязанностью в его жизни стала мать. Она глубоко затаила своё горе, детей окружила нежнейшей любовью. Антуан рос подвижным, предприимчивым ребёнком, часто нарушал запреты взрослых (например, разгуливал по крыше). Мать часто рассказывала детям сказки, окружала их атмосферой волшебства. Антуана в семье звали Король-Солнце из-за белокурых волос, а товарищи - Звездочёт и "Достань-ка луну" из-за вздёрнутого к небу носа.

В двенадцать лет ему довелось полетать на самолёте, однако "воздушное крещение" не произвело впечатления. В юности его влекла архитектура, но в 1921 году, призванный в армию, он окончательно выбрал свою дорогу - небо. Экзюпери был пилотом, начальником французского аэродрома в испанском Марокко, потом - в Южной Америке. В 20–30-е годы он на ещё несовершенных машинах овладевал техникой ночного полёта, учился водить гидросамолет, прокладывать новые трассы. Экзюпери летал над Кордильерами, над Сахарой; бывало, разбивался со своей машиной, часто, рискуя жизнью, летел спасать товарища. Он чувствовал себя в ответе за людей и за свою землю.

Первые его произведения - повести «Южный почтовый» и «Ночной полёт» - о жизни и труде лётчиков. Любовью к людям наполнена его лучшая повесть - «Планета людей» (1939). Когда началась Вторая мировая война, он был признан негодным для службы в авиации, но всё равно продолжал воевать. После того как Францию захватили гитлеровские войска, Экзюпери оказался в эмиграции в Америке. Пилот опять добивается права сражаться за мир на Земле. Уже немолодой, израненный (Экзюпери не мог сам натянуть комбинезон и забраться в кабину), он ещё мог летать и вести разведку. 31 июля 1944 года он поднялся в воздух, но на базу его самолёт не вернулся… Он жил недолго и написал не очень много, но Экзюпери успел сказать людям самое главное…

Учитель читает стихотворение Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…».

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой всё особое, своё,
и нет планет, похожих на неё.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самою незаметностью своей.

У каждого - свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый дивный миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это всё неведомо для нас.

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой…
Всё это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит всё равно!

Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная всё, не знаем ничего.

Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать…

II. Беседа с учащимися.

1. Подумайте, какая связь между сказкой А. де Сент-Экзюпери и этим стихотворением современного поэта Евгения Евтушенко.

В стихотворении говорится о том, что каждый человек подобен планете, у него есть свой мир. Уход любого человека - это всегда боль и печаль, даже если это был обычный, ничем не примечательный человек. Главный герой сказки Экзюпери - ребёнок, который познаёт мир, ему всё интересно, и он не остаётся равнодушным ни к одному новому факту, он стремится узнать как можно больше о мире, людях, жизни, природе.

2. Что показалось вам необычным в этой книге?

3. Вспомните, что такое сказка? Почему автор обратился к этому жанру?

Сказка даёт возможность сделать обобщение, поучение, а ещё она связана с миром детства, который так ценил Антуан де Сент-Экзюпери.

4. Прочитайте посвящение. Какова его роль?

В посвящении другу Леону Верту, когда он был маленьким, звучит мысль о разнице между взрослыми и детьми. (Леон Верт - художник, критик, журналист и писатель.)

5. Дайте характеристику рассказчику. Отчего он испытывает неудовольствие?

Это человек, который сохранил в себе чистую душу ребёнка, он не утратил детской непосредственности, среди взрослых он скучает: "Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше".

6. Найдите завязку.

"Так я жил в одиночестве, и не с кем мне было поговорить по душам", - делится с нами рассказчик, а потом происходит его встреча с Маленьким принцем в пустыне, где лётчик потерпел аварию. Рассказчик, как и сам автор, тоже лётчик, вероятно, что Экзюпери наделил его своими собственными взглядами.

7. Почему смогли подружиться лётчик и Маленький принц?

Они видят мир одинаково, по-детски: для них важно, какой голос у друга, любит ли он ловить бабочек, и их совершенно не интересует, сколько ему лет, сколько зарабатывает его отец.

8. Дайте характеристику Маленькому принцу. Каково его основное правило?

Маленький принц - это ребёнок, который всё видит не так, как взрослые: он очень любознательный, общительный, вежливый, ответственный, он способен посочувствовать, но ему становится скучно с людьми серыми, занятыми рутиной, как, например, деловой человек. У него есть правило: "Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету".

Показателен диалог Маленького принца и пилота:

"- Ты говоришь, как взрослые! - сказал он.

Мне стало совестно. А он беспощадно прибавил:

Всё ты путаешь… ничего не понимаешь!"

9. Какой человек возмущает Маленького принца, и он называет его грибом?

Один человек вызывает возмущение героя: "Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал".

10. В своей сказке писатель ставит важную проблему ценностей. Что ценно для Маленького принца? Для обитателей астероидов? Для рассказчика?

Для Маленького принца ценностью является его планета, его роза, восход солнца, дружба. Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, работу и так далее. Рассказчик, пообщавшись с Маленьким принцем, начинает по-особому смотреть на мир: "Мне смешны были злополучные болт и молоток, жажда и смерть. На звезде, на планете - на моей планете по имени Земля - плакал Маленький принц, и надо было его утешить".

11. Чему учит история отношений Маленького принца и розы?

Эта история учит внимательному отношению к тем, кто находится рядом, она учит заботе, пониманию. "Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь", - говорит герой.

12. Кого встречает во время своего путешествия герой? Для чего нужны обитатели астероидов?

Путешествуя и перелетая с астероида на астероид, мальчик встречает разных людей, занятых одним делом: короля, честолюбца, пьяницу, делового человека, фонарщика, географа. Это взрослые, многие из них совсем забыли об истинных ценностях, они не могут восторгаться красотой (пьяница, деловой человек, честолюбец). Каждый из них является носителем какой-то одной идеи: король - идеи власти; фонарщик - идеи верности данному слову; географ - идеи накопления знаний и так далее. Но все они очень ограничены, так как живут лишь одной идеей, не замечая прелести мира.

13. Как оценивает их Маленький принц?

"Взрослые очень, очень странный народ… взрослые… поразительный народ". Многие из встреченных людей не вызывают у героя симпатии.

Слово учителя. В письме к матери Экзюпери писал: "Мир воспоминаний, детства, нашего языка и наших игр… всегда будет мне казаться безнадёжно более истинным, чем любой другой". «Маленький принц» - сказка символическая: юный герой - это сам Антуан де Сент-Экзюпери. Во время аварии самолёта в пустыне пилот встретился с самим собой, со своим детством. Писатель был убеждён, что дети мудры: основной урок жизни заключается в простых словах, вложенных в уста Маленького принца:

"- Люди у тебя на Земле, - сказал Маленький принц, - выращивают пять тысяч роз в одном саду... и не находят того, чего ищут...

Да, не находят... - подтвердил я.

А между тем то, чего они ищут, можно бы найти в одной-единственной розе или в глотке... Но глаза слепы. Надо искать сердцем".

Сказка «Маленький принц» - это своего рода завещание идеалов, кодекс чистой морали. Современник писателя Пьер Декс так высказался о ней: "Нужно суметь прочесть в простых словах этой сказки много настоящей боли, самую душераздирающую драму, когда-либо выпавшую на долю человека. Требования, предъявляемые Сент-Экзюпери к людям, слишком велики, чересчур возвышенны для общества, в котором он жил". И это так. Экзюпери оставался в душе ребёнком, остро ощущающим разлад среди людей.

14. В чём заключается конфликт в сказке?

Экзюпери изображает столкновение двух миров: мира взрослых и мира детства; между ними нет взаимопонимания, взрослые забыли вечные истины, они слишком увлечены подсчётами, заражены честолюбием, они иные. "Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут… Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую..." - говорит малыш лётчику. А в разговоре со стрелочником звучит мысль о разнице мировосприятия детей и взрослых.

"- Ничего они не хотят, - сказал стрелочник. - Они спят в вагонах или просто сидят и зевают. Одни только дети прижимаются носами к окнам.

Одни только дети знают, чего ищут, - промолвил Маленький принц. - Они отдают все свои дни тряпочной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и если её у них отнимут, дети плачут…" (гл. XXII).

Лис тоже говорит о взрослых: "У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазине. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и поэтому люди больше не имеют друзей".

15. Тема ответственности в сказке. За что должен быть в ответе человек?

Каждый должен отвечать за свою планету - вспомним правило Маленького принца: он считал необходимым выпалывать каждый день баобабы: "Непременно надо каждый день выпалывать баобабы..." Лётчик говорит: "А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься".

Учитель. Экзюпери создавал свою сказку в то время, когда его родная Франция была оккупирована фашистами. Существует мнение, что баобабы - это символ фашистской угрозы, которая не была уничтожена в зародыше, как вредное сорное растение, и привела к гибели многих людей. Писатель с помощью символического образа призывал всех людей планеты к ответственности за всё происходящее на Земле.

16. Для чего нужен Лис?

Он говорит мудрые слова, заставляет и героя, и нас задуматься над проблемой дружбы и ответственности. (Зачитать в классе отрывок - разговор с Лисом, гл. XXI.)

17. Какие мудрые выражения есть в сказке? (Дети получили предварительное домашнее задание: выписать их в тетрадь.)

Себя судить куда труднее, чем других.
Одни только дети знают, что ищут.
Там хорошо, где нас нет.
Зорко одно лишь сердце.
Самое главное - то, чего не увидишь глазами…
Вода бывает нужна и сердцу…
У каждого человека свои звёзды.
Единственная настоящая роскошь на Земле - роскошь человеческого общения.
Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.
Власть прежде всего должна быть разумной.

III. Подведение итогов.

Слово учителя. Произведение Экзюпери называют философской сказкой. Философия - это наука об общих законах развития человека и мира, часто слово "философия" используют как синоним к слову "мудрость". В сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и её ценностях, об отношениях людей. Особенностью философских произведений является то, что каждый образ, кроме прямого значения, имеет и символическое: Маленький принц - это не только образ конкретного героя, но и символ ребёнка вообще; роза - это не просто цветок, это символ любимого, но капризного существа; Лис - это символ природы, друга; астероид малыша - это символ планеты, а ещё - это далёкий для многих взрослых мир детства...

18. Попробуйте сформулировать идею сказки.

Мир детства хрупок и чист, дети - это непосредственные существа, которые живут, полагаясь на свои чувства, прислушиваясь к голосу сердца. Взрослые часто утрачивают способность воображения, перестают обращать внимание на красоту мира и тем самым ограничивают себя. Поэтому взрослые и дети - это два мира, две разные планеты, и лишь немногие способны вернуться в страну детства...

Сказку Экзюпери можно понимать буквально: это было фантастическое приключение лётчика в пустыне - встреча с обитателем далёкой планеты Маленьким принцем. А можно воспринимать эту историю как встречу пилота с самим собой, с собственным детством. И если вы сохраните в своей душе детскую непосредственность и чистоту, кто знает, быть может, и вы когда-нибудь встретите Маленького принца...

Фонограмма песни М.Таривердиева и Н.Добронравова «Маленький принц».

Домашнее задание. Напишите письмо Маленькому принцу.

Случай давний-предавний, но почему-то он все еще тревожит меня – что-то в нем, по всей видимости, до сих пор остается для меня неясным. И мне отчего-то важно и интересно, каким увидят его нынешние читатели.

Школа, в которой я училась, была вызывающе дворовой. В том числе и по уровню образования, как я теперь понимаю, – надо бы хуже, да некуда. Но мне в ней было вполне комфортно и все нравилось. К десятому классу я оказалась практически недосягаема для критики учителей, так как очень хорошо училась (в нашей школе это было нетрудно) и активно занималась «общественной работой». Что они могли мне предъявить? Фактически ничего. Однажды классная руководительница сказала мне, что мои длинные и действительно отвратительные ногти, накрашенные бесцветным лаком за 17 копеек, в котором была растворена красная паста из шариковой ручки (другого лака в то время купить было нельзя), не сочетаются с образом комсомолки, чей портрет висит на школьной доске почета под заголовком «На них мы равняемся». Я кротко согласилась, встала на скамейку, вытащила свою фотографию (она мне все равно не нравилась) из специального кармашка и со словами: «Пусть не равняются, не очень-то и хотелось» – порвала ее на мелкие клочки.

Но наша учительница литературы была, можно сказать, передовой по тем, «застойным» временам. Она не любила Маяковского и частенько упоминала на уроках не включенные в программу литературные произведения.

На том уроке мы проходили «Алые паруса» А. Грина. Никаких дискуссий сквозная тема повести не вызывала. Мои одноклассники и особенно одноклассницы охотно и согласно говорили о романтической Ассоль, душевно и телесно не подвластной окружающей ее скучной и некрасивой атмосфере рыбачьего поселка. А рыбачки, мерзкие и тусклоглазые, еще и смеются над ней… Разумеется, прекрасная девушка заслужила ожидавшую ее награду – алые паруса приплывут к тем, кто ждет и верит!

Я долго сидела, задумавшись, потом подняла руку.

– Ее отец делает и продает игрушки, – сказала я. – Они живут вдвоем, и ей, по сути, не нужно вести хозяйство, как приходится остальным. К ее порогу не привозят дурно пахнущие рыбачьи сети, которые каждый день по несколько часов нужно разбирать руками. А ведь тем, другим женщинам эту рыбу потом нужно продать, или засолить, или высушить. И всё в их доме, и их платья, волосы, руки – всё пахнет гниющими водорослями и рыбьими внутренностями. А еще нужно носить воду, стирать вонючую одежду мужчин-рыбаков, мыть полы, чистить, потрошить и жарить ту же самую рыбу на обед, завтрак и ужин… Ах, Марья Петровна, вы призываете нас презирать гриновских «толстоногих рыбачек» за их некрасивость и неромантичность? А кто же мы сами? Кто вы? Ребята, да взгляните же получше! Вы просто слепы, вас водят на веревочке, вы повторяете раз за разом то, чего от вас ждут… Но зачем нам презирать самих себя?!

Учительница молчала. Класс тоже сначала замер, не очень-то понимая, с чего я, собственно, завелась. Мне Ассоль не нравится? Нравятся «толстоногие рыбачки»? С чего бы это?

Но довольно скоро одноклассники почуяли отчетливый дымок оппозиции, «подросткового бунта».

«Да какая разница, кто там с чем не согласен! Всё не так, как нам, молодым павианам, говорят старшие, – вот в чем дело!»

– Да, Мурашова права! – встал мой одноклассник, чемпион района по самбо. – У них жизнь по-настоящему тяжелая, а ей вольно́ же придуриваться…

– Действительно! – сказала с первой парты тщедушная, невзрачная троечница. – Почему всегда всё только красивым? Это нечестно!

– И Грей эти деньги вообще не заработал!

– А она сама-то хоть раз в жизни кому-нибудь по-настоящему помогла?

Мы жили и росли в пролетарском районе – Конный рынок, коммуналки, проходные дворы-колодцы, путаница Советских (бывших Рождественских) улиц… Классовая солидарность полезла изо всех щелей. Всем было жалко толстоногих рыбачек и их тяжело работающих рыбаков. В классе уже как будто витал рыбный запах. Все кричали разом. Меня почти видели на броневике…

– Замолчите все! – громко сказала учительница и встала из-за стола.

Все замолчали. Не потому что испугались – всем было просто интересно, что она теперь скажет. Одна – против стада молодых павианчиков, уверенных в своей правоте.

– Что ж вам сказать, дорогие мои… Вот она, – учительница указала на меня рукой, – очень ловко развела вас всех. Мы говорили о чудесной повести, и вы почти видели алые паруса, они почти вошли в вашу жизнь. Но она вернула вас в вонючий поселок, заставила вас жалеть… кого? Выдуманных писателем Грином людей? Да конечно же нет – себя! Таких, какие вы есть и какими, скорее всего, станете. Вот вы тут орете, возмущаетесь, практически сорвали мне урок… а ради чего? Ради ее обмана?

– В чем же обман? – мрачно насупившись, спросил самбист.

– Да в том, дорогие мои, что она как раз и есть та самая Ассоль. Она-то, хитрая лиса, которая сейчас вас на весь этот крик подняла, теперь, заметьте, уже давно молчит… А пройдет еще совсем немного времени, и она уйдет куда-нибудь совсем далеко отсюда, от вас, от этой школы – в свою биологию, литературу, науку, экспедиции, к своим алым парусам, а вы… на такие дешевые вещи ведетесь… Эх, вы…

Самбист молчал, сжимая огромные кулаки и пытаясь осознать сказанное. Тяжело молчали и все остальные.

Я, вскочив с места, сверлила глазами учительницу, но не знала, что ответить. В общей тишине, громко хлопнув крышкой парты, выбежала из класса. Почти сразу мне вслед прозвенел звонок.

Мои одноклассники тут же вытряхнули из памяти этот случай, как собаки, вышедшие из реки, стряхивают воду из шерсти. Я осталась с ощущением оглушительного поражения – помню его до сих пор – и так и не поняла до конца: были ли там, тогда, правые и виноватые? И что это вообще было?

Время без десяти пять. Предыдущая семья, оформлявшая ребенка в садик, получила у меня свою справку и, выяснив заодно, как подготовить малыша к тому, что через полгода у него родится братик или сестричка, благополучно отбыла. Высовываюсь в коридор:

– Товарищи, есть кто ко мне?

Как всегда, симпатизирующие улыбки наличных бабушек (от моего обращения им вспомнилась молодость, которая всегда хороша). Невысокая женщина с сероватым лицом, вытянувшись, стоит у стены.

– Да, мы. Дочка сейчас придет, она услышала, она в холле, там у вас много цветов, она их исследует. – И сразу же, как будто в ответ на мое непрозвучавшее обвинение: – Она большая, ей четырнадцать. – И почти умоляюще: – Вы только ничему не удивляйтесь!

Я кивнула, подумав при этом: «Интересно, остались ли еще на свете какие-нибудь подростковые выкрутасы, которые могли бы меня удивить?»

За углом послышался ритмичный стук, и вот уже к моему кабинету вдоль стены бодро, высоко подняв треугольное личико, двинулась худенькая голенастая девочка с белой тростью.

«Притворяется, – со смятенной надеждой подумала я. – Это и есть то, о чем мать предупреждала. Но откуда тогда белая трость?»

Увы, Арина действительно оказалась слепой. Родилась с какими-то остатками зрения. Окончательно ослепла почти в два года.

– Ты помнишь, как видела? – спрашиваю я, мысленно составляя обширный реестр проблем, которые могут в нашем мире возникнуть у слепой четырнадцатилетней девочки-подростка и ее семьи.

– Да, конечно! – радостно говорит Арина. – Помню! Птица с разноцветным хвостом. Радуга! Жар-птица! – И тут же спрашивает сама: – А вот вы что подумали, как только меня увидели?

«Хороший психологический ход, – отмечаю я. – Сразу занимает доминирующую позицию в разговоре».

– Это правда, – кивает мать. – Птица над ее кроваткой висела. Типа гобелена… Не обращайте внимания – она у всех так спрашивает, специально, чтобы смутить.

28.04.2010

Екатерина Панкратова

В каждом взрослом человеке, сколько бы лет ему не было 30, 40, 70 или 100, живет маленький ребенок. Он может прятаться очень глубоко, там, где и искать-то никто не догадается, но время от времени он обязательно выходит наружу - посмотреть как тут без него жизнь проходит. И тогда в Ваших глазах появляются озорные огоньки и движения становятся стремительными, полными радости и энергии. Или, возможно, Вы обиженно надуваете губки, сжимаясь всем телом, как бы пытаясь спрятаться от несправедливости этого мира, ищите поддержки, защиты, ласки…

Конечно, можно не осознавать его присутствия, но ребенок, которым Вы когда-то были навсегда остается частью Вас и все свои детские обиды, тревоги, страхи и разочарования приносит с собой в Вашу взрослую жизнь. Иными словами — все наши основные модели поведения, реакции на те или иные ситуации, формируются в детстве, когда мы как губка впитываем в себя происходящее, и, многократно повторяясь, они становятся неотъемлемой частью нашей личности - чертами характера. А характер, как известно, формирует судьбу. Вы никогда не задумывались, почему с Вами происходит то, что происходит?

А помните ли Вы свое детство, свои первые шаги в этом мире?

Это сейчас мы можем выбирать что для нас истинно, а что ложно, а тогда…

Наши родители - это те люди, которые окунули нас в этот мир, заложили в нас базу, основу для понимания всего многообразия его форм и проявлений, они дали нам то душевное и физическое тепло, которое нужно уметь сохранить и приумножить. Давно замечено, что человек, получивший в детстве достаточное количество любви, внимания и ласки, во взрослой жизни более устойчив к стрессовым ситуациям, более спокоен и счастлив, имеет сильный иммунитет и всегда с достоинством может выйти из любой сложной жизненной ситуации. Если же Вашим родителям было не до Вас, если они не могли или не хотели, или не знали как дать своему ребенку то, в чем он нуждается больше всего на свете, то именно поэтому Вы сейчас можете чувствовать свою никчемность, обделенность, никомуненужность. Но не стоит винить в этом родителей, вряд ли у них у самих было детство, о котором можно только мечтать…

ТЕПЕРЬ ЭТО МОЁ ДЕТСТВО!

Да, все мы родом из детства, а от нашего детства, вернее от его «качества» зависит и вся наша дальнейшая жизнь, т. е. наша самореализация. Да, человек сам формирует себя, сам выбирает свои приоритеты. Что-то принимает, что-то отвергает и как раз потому что его дорога начинается с тех самых первых шагов с ладошкой в маминой руке… Этот «вкус» понимания жизни прививается вам уже там, в мамином «Домике». Ее мысли, чаяния и желания передаются нам с кровью и плотью. Вот с этой «матрицей» мы и входим во взрослый мир. И мы можем ставить любые цели и задачи для реализации наших планов, мы вправе принимать самые невероятные решения, но все это только внешне, ибо все наши действия уже давно расписаны, намечены, просчитаны и сформированы. Это наша основа, база. До 6 лет мы впитывали… А если хорошенько все вспомнить… И я это сделала - все хорошенько вспомнила и пришла к поразительному открытию!

— Вот откуда истоки моего сегодняшнего Успеха!!!

— Вот откуда я - ТАКАЯ!!!

— Вот почему я - ЗВЕЗДА!!!

Мне всё по плечу! Я все могу! Я верю в себя!

И сегодня, как оказалось, у меня есть единственная трудность - найти те слова огромной благодарности своим любимым родителям, а особенно моей дорогой мамочке, за нежную любовь ко мне, за то, что сами того не осознавая, дарили мне - себя…

Да, я вспоминаю свое детство с легким трепетом маленькой девочки, покинувшей ту сказку, где была волшебницей, и меня поддерживали в любом моем желании утвердиться. Уже тогда я знала, что у меня все получится, ведь в это верили мои мама и папа! Единственное, что мне было неведомо - это слово «нельзя». Я была уверена, что достаточно моего желания, и все будет так, как я хочу. И за мое такое сказочное детство сегодня меня переполняют чувства большой благодарности, любви и даже немного вины… Ведь все это счастье досталось мне одной! Я всего лишь подставляла ладошки - сначала маленькие, розовые, пухленькие - и всегда знала, что они будут полными-полными. Через край! А я буду самая-самая. Это рождало во мне исключительную уверенность, раскрепощенность, чувство собственного достоинства…

Но детство прошло, а я и сегодня протягиваю маме свою ладонь - крепкую и уверенную, на которой лежит огромная ответственность и за свою судьбу, и за судьбу своих детей, и, наконец, за свою миссию на этой Земле… А еще мне открылось, что это сам Всевышний оберегал меня для этого. Да, я опять беру мамину руку, ведь только она может дать мне самый добрый и мудрый совет, иногда до смешного простой или даже порой непонятный: «Поступай, как подсказывает твое сердце». И от этого вновь рождается уверенность в поступках, действиях, в жизни.

А еще меня называли коротким именем - «Светлячок»! И это было очень важно, и от этого имени я вся начинала светиться.

Чем я заслужила такое детство? Уже тогда я знала, что миллионы несчастных детей живут на нашей планете недоедая, недосыпая, недополучая любви. А я, купаясь в теплых золотых лучах маминой и папиной любви, защищенная от всех невзгод нашей нелегкой жизни, смогла уберечь и сохранить ту чистую и светлую душу ребенка, пришедшего в Мир для исполнения своей очень нелегкой, но очень ответственной Миссии. Именно то бесконечное количество доброты и любви от моих родителей переплавилось, согласно закону, в мое качество! Да! В мое качество!

Вот так мне посчастливилось «выбрать» себе родителей, а уж они постарались сделать из моего детства золотой эталон. Не могу дальше писать, ибо слезы застилают глаза. Это слезы моей Величайшей и бесконечной благодарности за мое детство.

Дорогие мои, я очень вас люблю…

Если кто-то до Вас уже сумел это сделать, то значит и у Вас всё получиться, получиться стать лучше и увереннее в себе, просто изменив картину своего детства, добавив в нее то, чего Вам очень-очень не хватало тогда, а значит не хватает и сейчас.

Екатерина Панкратова

В каждом взрослом человеке, сколько бы лет ему не было 30, 40, 70 или 100, живет маленький ребенок. Он может прятаться очень глубоко, там, где и искать-то никто не догадается, но время от времени он обязательно выходит наружу - посмотреть как тут без него жизнь проходит. И тогда в Ваших глазах появляются озорные огоньки и движения становятся стремительными, полными радости и энергии. Или, возможно, Вы обиженно надуваете губки, сжимаясь всем телом, как бы пытаясь спрятаться от несправедливости этого мира, ищите поддержки, защиты, ласки…

Конечно, можно не осознавать его присутствия, но ребенок, которым Вы когда-то были навсегда остается частью Вас и все свои детские обиды, тревоги, страхи и разочарования приносит с собой в Вашу взрослую жизнь. Иными словами — все наши основные модели поведения, реакции на те или иные ситуации, формируются в детстве, когда мы как губка впитываем в себя происходящее, и, многократно повторяясь, они становятся неотъемлемой частью нашей личности - чертам характера. А характер, как известно, формирует судьбу. Вы никогда не задумывались, почему с Вами происходит то, что происходит?

А помните ли Вы свое детство, свои первые шаги в этом мире?

Это сейчас мы можем выбирать что для нас истинно, а что ложно, а тогда…

Наши родители - это те люди, которые окунули нас в этот мир, заложили в нас базу, основу для понимания всего многообразия его форм и проявлений, они дали нам то душевное и физическое тепло, которое нужно уметь сохранить и приумножить. Давно замечено, что человек, получивший в детстве достаточное количество любви, внимания и ласки, во взрослой жизни более устойчив к стрессовым ситуациям, более спокоен и счастлив, имеет сильный иммунитет и всегда с достоинством может выйти из любой сложной жизненной ситуации. Если же Вашим родителям было не до Вас, если они не могли или не хотели, или не знали как дать своему ребенку то, в чем он нуждается больше всего на свете, то именно поэтому Вы сейчас можете чувствовать свою никчемность, обделенность, никомуненужность. Но не стоит винить в этом родителей, вряд ли у них у самих было детство, о котором можно только мечтать…

Мы все родом из детства, вся разница только в том - из какого? Давайте вместе с Вами постараемся это вспомнить, а если нам что-то не понравиться, то перепишем его с чистого листа - создадим новую яркую картину своего детства, ведь вместе с ним изменится наше настоящее, а следом за ним и будущее! Да, да, не удивляйтесь, и детство можно сделать другим, нужно только этого очень захотеть!

ТЕПЕРЬ ЭТО МОЁ ДЕТСТВО!

Да, все мы родом из детства, а от нашего детства, вернее от его «качества » зависит и вся наша дальнейшая жизнь, т. е. наша самореализация. Да, человек сам формирует себя, сам выбирает свои приоритеты. Что-то принимает, что-то отвергает и как раз потому что его дорога начинается с тех самых первых шагов с ладошкой в маминой руке… Этот «вкус » понимания жизни прививается вам уже там, в мамином «Домике ». Ее мысли, чаяния и желания передаются нам с кровью и плотью. Вот с этой «матрицей » мы и входим во взрослый мир. И мы можем ставить любые цели и задачи для реализации наших планов, мы вправе принимать самые невероятные решения, но все это только внешне, ибо все наши действия уже давно расписаны, намечены, просчитаны и сформированы. Это наша основа, база. До 6 лет мы впитывали… А если хорошенько все вспомнить… И я это сделала - все хорошенько вспомнила и пришла к поразительному открытию!

— Вот откуда истоки моего сегодняшнего Успеха!!!

— Вот откуда я - ТАКАЯ!!!

— Вот почему я - ЗВЕЗДА!!!

Мне всё по плечу! Я все могу! Я верю в себя!

И сегодня, как оказалось, у меня есть единственная трудность - найти те слова огромной благодарности своим любимым родителям, а особенно моей дорогой мамочке, за нежную любовь ко мне, за то, что сами того не осознавая, дарили мне - себя…

Да, я вспоминаю свое детство с легким трепетом маленькой девочки, покинувшей ту сказку, где была волшебницей, и меня поддерживали в любом моем желании утвердиться. Уже тогда я знала, что у меня все получится, ведь в это верили мои мама и папа! Единственное, что мне было неведомо - это слово «нельзя ». Я была уверена, что достаточно моего желания, и все будет так, как я хочу. И за мое такое сказочное детство сегодня меня переполняют чувства большой благодарности, любви и даже немного вины… Ведь все это счастье досталось мне одной! Я всего лишь подставляла ладошки - сначала маленькие, розовые, пухленькие - и всегда знала, что они будут полными-полными. Через край! А я буду самая-самая. Это рождало во мне исключительную уверенность, раскрепощенность, чувство собственного достоинства…

Но детство прошло, а я и сегодня протягиваю маме свою ладонь - крепкую и уверенную, на которой лежит огромная ответственность и за свою судьбу, и за судьбу своих детей, и, наконец, за свою миссию на этой Земле… А еще мне открылось, что это сам Всевышний оберегал меня для этого. Да, я опять беру мамину руку, ведь только она может дать мне самый добрый и мудрый совет, иногда до смешного простой или даже порой непонятный: «Поступай , как подсказывает твое сердце». И от этого вновь рождается уверенность в поступках, действиях, в жизни.

А еще меня называли коротким именем - «Светлячок »! И это было очень важно, и от этого имени я вся начинала светиться.

Чем я заслужила такое детство? Уже тогда я знала, что миллионы несчастных детей живут на нашей планете недоедая, недосыпая, недополучая любви. А я, купаясь в теплых золотых лучах маминой и папиной любви, защищенная от всех невзгод нашей нелегкой жизни, смогла уберечь и сохранить ту чистую и светлую душу ребенка, пришедшего в Мир для исполнения своей очень нелегкой, но очень ответственной Миссии. Именно то бесконечное количество доброты и любви от моих родителей переплавилось, согласно закону, в мое качество! Да! В мое качество!

Вот так мне посчастливилось «выбрать » себе родителей, а уж они постарались сделать из моего детства золотой эталон. Не могу дальше писать, ибо слезы застилают глаза. Это слезы моей Величайшей и бесконечной благодарности за мое детство.

Дорогие мои, я очень вас люблю…

Если кто-то до Вас уже сумел это сделать, то значит и у Вас всё получиться, получиться стать лучше и увереннее в себе, просто изменив картину своего детства, добавив в нее то, чего Вам очень-очень не хватало тогда, а значит не хватает и сейчас.

Возьмите чистый лист бумаги и ручку и принимайтесь за дело!


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на

«Все мы родом из детства»

Вступительное слово: Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые коллеги, гости нашего мероприятия. Сегодня мы собрались здесь, чтобы еще раз вернуться в самую удивительную, неповторимую пору своей жизни – в детство. Все мы разные: и по характеру, и по возрасту, и по образу жизни, но всех нас объединяет одно – «Все мы родом из детства».

Мне бы очень хотелось, чтобы сегодня каждый, хоть на одно мгновение, но вновь почувствовал себя ребенком. Вспомнил, как прекрасно бежать босиком по лужам, радоваться лучам солнца, играть и не о чем не думать – беззаботная пора детство, она уходит неслышно, уже другие дети играют в твоем дворе, а ты, словно зритель, лицезреешь чужое счастье, ведь обратного билета в свое детство не купить…

Звучит песня «Куда уходит детство».

Перелистайте известные страницы многих русских книг, и вы убедитесь, что многие из них о самой удивительной и прекрасной поре жизни – детстве.

Русские писатели, склонные к постижению человеческого бытия, чутко уловили, что русский человек в глубине души до конца своих дней остаётся ребёнком, простодушно и безоглядно любящим, безрассудно грешащим и искренне раскаивающимся. И потому детские воспоминания, казалось бы, сгладившиеся, затерявшиеся где-то в потёмках памяти, в одно мгновение способны изменить и его душу, и его жизнь.

Там, в детстве было что-то приятное, с чем можно было бы жить, если бы оно вернулось. Как мы томимся, став взрослыми, по ясности и чистоте первых лет нашего бытия. Безгрешная детская душа вся как бы растворена в огромном мире, и верует она легко и радостно, не смущаемая никакими помыслами и сомнениями. Она доверчива и открыта всему.

Чистая, хорошая, по особому духовитая пора раннего детства, когда у ребёнка ещё нет представлений о времени и пространстве, а есть лишь их глубинное внутреннее постижение. Для него нет ещё сегодня, завтра, сейчас, а есть лишь ощущение мгновений, мимолётных и одновременно вечных.

«Детство»

Огромные глаза, как у нарядной куклы,
Раскрыты широко. Под стрелами ресниц,
Доверчиво-ясны и правильно округлы,
Мерцают ободки младенческих зениц.
На что она глядит? И чем необычаен
И сельский этот дом, и сад, и огород,
Где, наклонясь к кустам, хлопочет их хозяин,
И что-то, вяжет там, и режет, и поет?
Два тощих петуха дерутся на заборе,
Шершавый хмель ползет по столбику крыльца.
А девочка глядит. И в этом чистом взоре
Отображен весь мир до самого конца.
Он, этот дивный мир, поистине впервые
Очаровал ее, как чудо из чудес,
И в глубь души ее, как спутники живые,
Вошли и этот дом, и этот сад, и лес.
И много минет дней. И боль сердечной смуты
И счастье к ней придет. Но и жена, и мать,
Она блаженный смысл короткой той минут
Вплоть до седых волос всё будет вспоминать.

Николай Заболоцкий

Чтец 1.

Для детского сердца нет богатых и бедных, нет знатных и незнатных, а есть лишь любящие и равнодушные, добрые и злые. Оно безошибочно угадывает в любом человеке его душу и тянется к той, в которой ещё не угас святой огонёк, видимый лишь чуткому внутреннему оку.

И в эту благословенную пору, когда ещё ничем не замутилась божественная ясность души, когда она чувствует сокровенное и ищет его, когда вера чиста и искренна, она нуждается в духовном покровительстве и наставничестве. И как же хорошо, если ребёнок находит такого наставника среди самых близких, самых дорогих для него людей – матери и отца.

Первое слово, которое произносит малыш, – мама. Она помогает ребёнку увидеть красоту природы, она вкладывает в его уста родной язык, вобравший богатство мысли и разума народа, она приобщает его к человечеству. По отношению к матери определяют, каков человек. Люди не уважают того, кто обидел мать, забыл о ней. А материнство на Руси всегда было синонимом святости.

Чтец 2.

По ночам звучит надрывный кашель,

Старенькая женщина слегла.

Много лет она в квартире нашей

Одиноко в комнате жила.

Письма были, только очень редко.

И тогда, не замечая нас,

Все ходила и шептала: "Детки!

Вам ко мне собраться бы хоть раз!

Ваша мать согнулась, постарела.

Что же делать, старость подошла.

Как бы хорошо мы посидели

Рядышком у нашего стола.

Вы под этот стол пешком ходили,

В праздник пели песни до зари,

А потом разъехались, уплыли,

Улетели - вот теперь попробуй собери!"

Заболела мать, и той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

«Дети, срочно, только очень срочно

Приезжайте. Заболела мать».

Из Одессы, Таллина, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да только жалко –

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Гладкую серебряную прядь.

Как же дали вы такой разлуке

Так надолго между вами встать?

Мать ждала вас в дождь и в непогоду,

В тягостной бессонице ночей.

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте, пока у вас есть мамы,

Приезжайте к ним без телеграмм.

«Нет драгоценнее воспоминаний у человека, как от первого детства его в доме родительском». Как не согласиться со словами великого психолога, знатока детских душ, сердец, Ф.М.Достоевским.

Родительский дом, отчий дом – эти понятия дали названия многим песням. Каждый из нас произносит эти слова с трепетом в душе, с огромной любовью. Ведь проходит время, меняются даты, события, люди, но память вновь возвращает нас в мир детства, в дом, который является настоящим гнездом, бережно охраняющим от всяких бед и невзгод. Сюда хочется вернуться вновь и вновь, ведь тебя здесь ждут всегда: каких бы высот ты не добился, или каких бы жестоких ударов судьбы ты не испытал.

Песня «Домик окнами в сад».

Чтец 3.

Идут года неспешно, чередою.

Сменяются картины за окном.

Но каждый раз цветущею весною

Мне хочется вернуться в отчий дом.

Туда, где проводила в детстве лето,

Где каждый уголочек был знаком,

была любовью, нежностью согрета,

И где меня поили молоком.

Крылечко покосилось, дверь закрыта,

Поленницы рядами во дворе,

А у забора старое корыто

грустит о той счастливейшей поре...

Кровать в террасе пологом прикрыта,

В сенях - сундук, коса под потолком,

На керосинке варится варенье,

И кот свернулся у двери клубком.

Откроешь дверь - огромная светлица.

А в центре - стол, широкая скамья.

В углу - с горящею лампадою божница,

Большое зеркало - в нем отражаюсь я.

Но там я - босоногая девчонка,

Сижу с бабулями за праздничным столом.

Все чинно - чай из самовара

С поколотым щипцами сахарком.

Цветы в огромных кадках, пахнет медом,

И с пылу, с жару русские блины.

А на кровати белые подзоры,

Расшитые узорами видны.

Присяду на скамью, глаза закрою,

Спиною прислонюсь к стене,

И в детство окунусь я с головою,

Пусть ненадолго, пусть в прекрасном сне.

Хоть родилась совсем в другом я месте.

Забвенью счастье предавать я не хочу.

И каждый раз цветущею весною

Я мысленно в свой отчий дом лечу.

«Знаете, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее. И полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание из родительского дома. Нам часто говорят про воспитание наше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь. Может быть, именно это воспоминание от великого зла удержит». (Ф.М.Достоевский)

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! – говорил Л.Н.Толстой. – Как не любить. Не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат источником лучших наслаждений».

Но воспоминания о детстве не всегда радостные, счастливые. Порой они связаны с бомбёжками, с потерей близких и родных людей, потому что в истории нашего народа была война. В этом году вся страна отмечала юбилейную дату -70- летие Победы.

Дети и война – нет более ужасного сближения вещей на свете. Казалось бы, что эти слова не могут, не должны стоять рядом. Однако целое поколение мы называем детьми войны. У этого поколения военное лихолетье пыталось отобрать детство, вырвать из рук книги, тетрадки, учебники. На его долю выпали тяготы, испытания, невзгоды.

Стихотворение Анатолия Брагина «Отца забрали на войну»

Чтец 4.

Отца забрали на войну.

Мальчишка – шпингалет,

но враз прибавила ему

война так много лет.

«Так что же, мать?

Так, значит, мать?

Я в доме голова?

Ты начинай белье стирать,

А я колоть дрова!

Ты говоришь:

Дровец чуток

Осталось.

Так и быть,

Продай слона,

Продай свисток!

Без них ведь можно жить!

Продай матроску, говорю!

Теперь не до тряпья,

Ты только, мама,

Не горюй!

Не брошу я тебя!»

Дети во время войны работали на оборонных заводах наравне со взрослыми, выстаивая за станками по 12-14 часов, поддерживая свои силы скудным пайком. Многие не дотягивались до станка, подставляли к нему ящики. Дети были лишены самых простых радостей.

Чтец 5.

Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла -

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать мальчишки Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года,

Когда занимался над Камой холодный рассвет,

Собрал самых лучших рабочих директор завода,

А было рабочим всего по четырнадцать лет.

В усталые лица глядело суровое время,

Но каждый в себе довоенное детство нашёл,

Как только рабочую премию - банку варенья -

Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.

И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшим,

Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,

Повеяло чем-то давно позабытым, домашним,

Как будто бы не было больше на свете войны.

Ах, банка варенья, простое и верное средство

Напомнить о том, что, как жизнь у людей ни горька,

Но будут ещё у мальчишек и солнце, и детство,

И синее небо, и запах простого цветка!

В.Радкевич

Дети гибли в оккупированных фашистами городах. Легенды ходят о мужественных защитниках Ленинграда. Находясь в блокадном кольце, в голоде и холоде, жители умирали, но не сдавались. О страшной трагедии тех дней рассказывают странички из дневника 11-летней школьницы Тани Савичевой.

Но война обладает странным свойством – не только отнимать, ранить и убивать. Война заставляет крепче любить.

Чтец 6.

Баллада о черством куске

По безлюдным проспектам оглушительно-звонко

Громыхала на дьявольской смеси трехтонка.

Леденистый брезент прикрывал ее кузов -

Драгоценные тонны замечательных грузов.

Молчаливый водитель, примерзший к баранке,

Вез на фронт концентраты, хлеба вез он буханки,

Вез он сало и масло, вез консервы и водку,

И махорку он вез, проклиная погодку.

Рядом с ним лейтенант прятал нос в рукавицу

Был он худ, был похож на голодную птицу.

И казалось ему, что водителя нету,

Что забрел грузовик на другую планету.

Вдруг навстречу лучам - синим, трепетным фарам -

Дом из мрака шагнул, покорежен пожаром.

А сквозь эти лучи снег летел, как сквозь сито,

Стоп! - сказал лейтенант. - Погодите, водитель.

Я,- сказал лейтенант,- здешний все-таки житель. -

И шофер осадил перед домом машину,

И пронзительный ветер ворвался в кабину.

И взбежал лейтенант по знакомым ступеням.

И вошел... И сынишка прижался к коленям

Воробьиные ребрышки... Бледные губки...

Старичок семилетний в потрепанной шубке.

Как живешь, мальчуган? Отвечай без обмана!.. -

И достал лейтенант свой паек из кармана.

Хлеба черствый кусок дал он сыну: - Пожуй-ка, -

И шагнул он туда, где дымила буржуйка.

Там, поверх одеяла - распухшие руки.

Там жену он увидел после долгой разлуки.

Там, боясь разрыдаться, взял за бедные плечи

И в глаза заглянул, что мерцали, как свечи.

Но не знал лейтенант семилетнего сына:

Был мальчишка в отца - настоящий мужчина!

И когда замигал догоревший огарок,

Маме в руку вложил он отцовский подарок

А когда лейтенант вновь садился в трехтонку

Приезжай! - закричал ему мальчик вдогонку

И опять сквозь лучи снег летел, как сквозь сито,

Снег летел, как мука, - плавно, медленно, сыто...

Грузовик отмахал уже многие версты.

Освещали ракеты неба черного купол.

Тот же самый кусок - ненадкушенный, черствый -

Лейтенант в том же самом кармане нащупал.

Потому что жена не могла быть иною

И кусок этот снова ему подложила.

Потому, что была настоящей женою,

Потому, что ждала, потому, что любила.

Владимир Лифшиц

Какая бы пора не была за окном: гремят ли пушки, разрываются ли снаряды, либо же просто мирно светит солнце – люди всегда любили и будут любить своих детей. В них родители видят смысл своей жизни, подчиняют всю свою жизнь им, они жертвуют во имя этой святой, неугасимой любви.

«Родить детей и иметь их – самое главное и серьёзное дело в мире. Было и не переставало быть. Так говорил великий классик – Л.Н.Толстой. И любить их, добавлял он в другом месте. Ведь если уже перестанем детей любить, то кого же после того мы сможем полюбить и что станется с нами самими».

Чтец 7.

Двадцатый век, сороковые. Подставив раненую грудь,

Непокоренная Россия фашисту заступает путь.

И, утеряв рассудок здравый, конец предчувствует палач,

А под пятой его кровавой – расстрелы, пытки, детский плач.

На трупах трупы, в небо глядя. И вдруг у ямы на краю –

«Не убивайте меня, дядя, а я Вам песенку спою!»

И вот дрожа и заикаясь, у груды неостывших тел,

Ребенок над сестрой и мамой зверью про зайчика запел.

Восьмидесятые. Народы страну прославили трудом,

Но все полнее с каждым годом недетским горем детский дом.

За что мальцу в четыре года дают за совесть, не за страх

Беду великого народа нести на тоненьких плечах?

Проснувшись, плачет он ночами, и – рвется пониманья нить!-

«Не отдавайте меня маме, мне страшно, мама будет бить!»

Очнитесь, люди, плачут дети! Скажи, великий мой народ,

За тех сирот – война в ответе, а кто за нынешних сирот?

Владимир Лебедев

Ответ на этот вопрос может быть разным: иногда виновата судьба: погибли родители, нет близких родственников – и вот ребенок сирота; а иногда причина этому безответственность, бездушие, отсутствие материнского начала и правильной модели построения семьи перед глазами. Сегодняшние родители – это вчерашние сироты, дети из неблагополучных и неполных семей. Материнство стало ранним: мамами становятся подростки, еще не успевшие понять и осознать, что ребенок – это целый мир, который требует внимания и постоянного участия в жизни того, кому ты дал жизнь. Их место в жизни порой не определено, так как они не имеют образования, работы, достатка, а следствием является агрессия, направленная, порою, против своего ребенка. В этих семьях детство – это не счастливая пора, а страх, боязнь самого близкого человека, психологические травмы и, как следствие, зачастую, неустроенная жизнь. Вот одна из причин сиротства нынешних дней. И как бы это не хотелось умолчать, не говорить об этом, но статистика ужасающая.

Эта тема затронута неслучайно, ведь рядом с нами находятся те, кто уже испытал счастье материнства – это юные мамы. Вы можете увидеть их в наших коридорах с детьми на руках, и как важно, чтобы их дети вступили в юность с чистой и ясной душой, верующей и любящей, и чтобы память сердца не омрачалась тягостными воспоминаниями и хранила те, которые благодатно отзовутся на всей их последующей судьбе.

Чтец 8.

Берегите своих детей,

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез,

Даже если они провинились,

Ничего нет дороже слез,

Что с ресничек родных скатились.

Если валит усталость с ног

Совладать с нею нету мочи,

Ну а к Вам подойдет сынок

Или руки протянет дочка.

Обнимите покрепче их,

Детской ласкою дорожите

Это счастье? короткий миг,

Быть счастливыми поспешите.

Ведь растают как снег весной,

Промелькнут дни златые эти

И покинут очаг родной

Повзрослевшие Ваши дети.

Перелистывая альбом

С фотографиями детства,

С грустью вспомните о былом

О тех днях, когда были вместе.

Как же будете Вы хотеть

В это время опять вернуться

Чтоб им маленьким песню спеть,

Щечки нежной губами коснуться.

И пока в доме детский смех,

От игрушек некуда деться,

Вы на свете счастливей всех,

Берегите ж, пожалуйста, детство!

Преподаватели – это не только учителя, но это тоже вчерашние дети. Судьба каждого из нас уже сложилась, все мы чего-то достигли, но фундамент этого был заложен в детстве, детстве, наполненном любовью и заботой, бесконечным вниманием и участием и, конечно же, родительским теплом. Счастливые мгновения той драгоценной поры запечатлела не только наша память, но и пожелтевший с годами снимок.

Песня, видеофильм.

Мне хочется снова дрожаний качели,

В той липовой роще, в деревне родной,

Где утром фиалки во мгле голубели,

Где мысли робели так странно весной.

Мне хочется снова быть кротким и нежным,

Быть снова ребенком, хотя бы в другом,

Но только б упиться бездонным, безбрежным,

В раю белоснежном, в раю голубом.

И, если любил я безумные ласки,

Я к ним остываю, совсем навсегда,

Мне нравится вечер, и детские глазки,

И тихие сказки, и снова звезда.

К.Бальмонт

Заключительное слово: наше мероприятие подходит к своему концу, и я надеюсь, что каждому из нас хоть на одно мгновение, но удалось вернуться в детство и понять, что оно может быть разным, овеянным любовью и заботой и наполненным страхом и криками о помощи, но детство – это та пора, которую вернуть нельзя. И я желаю, чтобы ваше детство, детство ваших детей и внуков было наполнено только радостью, заливистым смехом и любовью…