Домашнее обучение: плюсы и минусы для ребенка и родителей

18.06.2019

Нередко перед родителями стоит дилемма, что лучше домашнее образование, частные уроки с репетиторами или образование в государственном учреждении?

Каждый родитель хочет, чтобы у его ребенка было все самое лучшее, обеспечить благоприятные условия для его гармоничного развития, не только интеллектуального, но и личностного. Как воспитывать ребенка, кому можно доверить развитие его способностей, формирование личностных качеств? Развивать способности ребенка самостоятельно, воспользоваться услугами няни и гувернанток или обратиться к помощи репетиторов. А может быть воспользоваться возможностями государственного или частного общественного образования?

Каждый их этих вариантов имеет свои преимущества и недостатки.

Для большинства родителей семейное воспитание является естественным, особенно это касается дошкольнят, ведь ребенок растет в привычных условиях, с соблюдением режима, без дополнительной перегрузки и лишнего стресса. Даже самый квалифицированный воспитатель не в состоянии обеспечить всем деткам «домашнее» воспитание.

Нередко родители пытаются оградить своего ребенка от общения с неблагоприятным окружением, причем это касается не только взрослых, но и деток. Вероятно у многих, кто прошел дошкольную систему образования, остались не очень приятные воспоминания.

В этом плане домашнее воспитание имеет больше преимуществ, ведь у родителей больше возможностей влиять на становление личности ребенка, прививать хорошие манеры. Если позволяют возможности, можно нанять няню или гувернантку.

Образование малыша начинается в семье. Родители являются первыми учителями для крохи. Их влияние сохраняется на длительное время, несмотря на тот факт, что чем старше возраст ребенка, тем важнее роль обучение вне семьи. Близкие родственники помогают расширить кругозор ребенку. Ведь именно родители, дедушки и бабушки с раннего возраста прививают малышу интерес к творчеству. От тех условий, которые родители создали для развития и обучения ребенка в семье, будет зависеть его стремление к учебе, желанию получать новые знания или ему будет достаточно того минимума, который гарантирует спокойное существование в школе.

Однако когда родители останавливаются лишь на семейном воспитании, со временем возникают определенные трудности.

Во-первых, появляется необходимость выбора образовательных программ, подбор репетиторов, «подтягивание» знаний, которые будут соответствовать требованиям школьной программы. Малыш, получающий домашнее воспитание, лишен самого ценного, что дает обучение в коллективе – умение концентрировать свое внимание на объяснении педагога и сравнивать свои достижения с успехами сверстников. Благодаря этому сравнению, ребенок осознает качество своих знаний.

Во-вторых, ребенок, не посещающий детские дошкольные учреждения, значительно ограничен в общении вне семьи.

Посещение детского сада, различных эстетических студий, групп раннего развития предлагает ребенку возможность обучения со сверстниками, самостоятельно строить свои отношения. С педагогами ребенок учиться основам дисциплины, учиться преодолевать робость, обращаться с вопросами.

Большинство родителей считают, что в детском коллективе малыш будет чувствовать себя неуверенно, некомфортно. Действительно вначале малыш испытывает дискомфорт, но со временем пребывание в детском коллективе имеет массу преимуществ.

Ребенок учиться общению с взрослыми и сверстниками, договариваться другими детьми, появляется конкуренция, устанавливать дружеские отношения.

Индивидуальное обучение

Индивидуальный подход к обучению и индивидуальное обучение – совершенно разные понятия. Первое предполагает «дозирование» обучение, «подтягивание» знаний в определенной области. Второе, означает, что ребенок получает индивидуальное образование.

Одним родителям важно развивать умственные способности ребенка. Другие предпочитают развивать творческие способности.

Желательно, чтобы родители иногда обращались к помощи квалифицированного, педагога, логопеда, психолога для определения слабых сторон развития ребенка, чтобы индивидуально развивать те или иные способности. Специалист может оценить задатки, заложенные природой, спрогнозировать его развитие на ближайшее время, порекомендовать насколько интенсивной должна быть развивающая программа.

Индивидуальное обучение полезно при дальнейшем развитии таланта, одаренности – музыка, живопись, спорт или танцы. В этом случае работа один на один с ребенком, сможет эффективнее развить его способности, в отличие от групп, где малыш будет отвлекаться на других детей, будет концентрироваться на обучении.

Еще одно преимущество индивидуального обучения – работа с детьми, которым необходим особый подход. Это дети с физическими и психологическими проблемами здоровья, значительно отстающие в развитии. С такими детьми лучше занимать индивидуально, а общение со сверстниками не на занятиях, а на детской площадке.

Очень часто индивидуальное обучение идеальный вариант для деток, которые опережают в развитии своих сверстников, не только по знаниям, но и по кругу интересов. Талантливому ребенку, несмотря на свои успехи, нуждается просто необходимо повышенное внимание родителей и педагогов, ведь он испытывает большие психические нагрузки, значительно больше, чем его сверстники. Опережение в умственном развитии не всегда тесно связано с опережением в личностном развитии. Поэтому таким деткам неинтересно общаться со сверстниками, а на фоне детей старшего возраста они выглядят инфантильно. В этой ситуации ребенку полезно индивидуальное обучение, но в сферах, в которых способности ребенка приближены к среднестатистическим, лучше дополнять занятиями в группах.

Но помимо преимуществ индивидуально обучение имеет ряд недостатков:

  • Ограничение общения со сверстниками. Ребенок неуверенно чувствует себя в социуме.
  • Отсутствие возможности сравнивать свои успехи с успехами сверстников. Это негативно влияет на формирование самооценки.

Поэтому без необходимости лучше не стремиться обучать ребенка индивидуально. Общение с педагогами, находясь под пристальным присмотром, ребенок намного лучше усваивает новый материал, но хуже развиваются навыки самообучения.

Индивидуальное или групповое обучение? Плюсы и минусы kacho wrote in March 16th, 2009

Reminder: .
А сегодня поговорим на тему частных уроков и групповых.

Индивидуальное изучение - это когда вы занимаетесь один на один с преподавателем.
Групповое - это когда вы занимаетесь в группе.
Первое - дороже, второе - дешевле. Что выбрать?
Обрисую свое видение ситуации как с позиции преподавателя, так и с позиции студента.

Групповое обучение, плюсы :
1. Communication
В группе много разного народа, с которым надо пытаться находить язык. Это полезно, поскольку в жизни еще не раз придется общаться с людьми, кстати, часто с людьми, у которых английский неродной. Умение правильно сформулировать свою мысль и понять мысль другого человека очень пригождается в жизни. По сути группа - это не только изучения языка, это обучение общению, ведению диалога, такту, терпению и вниманию к людям. С учетом того, что вся жизнь состоит из общения с людьми (бывает и так, что не совсем вам понятными и не очень приятными людьми), навык полезный.

2. Role games и другие групповые activities
- в группе есть возможность разыгрывать "ролевые игры".
Пример: 5 человек, мама, папа, сын, тесть и теща, сын хочет жениться, мама и тесть за, папа и теща против, обсуждаем. Такие ролевые игры обычно проходят довольно бурно - активизируется подзабытая лексика, практикуется новая, а в стремлении доказать свое собственное мнение невероятно развязывается язык!
- в группе есть возможность играть во что-нибудь типа "Find Who" - это когда ты передвигаешься по классу, опрашиваешь разных людей и сортируешь информацию, задавая вопросы. Соответственно, тебя тоже опрашивают. Это практика грамматики (например, have you ever been to...?) и лексики (go skiing, do yoga etc).
- в группе можно играть в разные survivors games (мы едем в пустыню на месяц, что нужно взять с собой?), в infomation gap games (у одних есть на карте банк, у других есть кинотеатр, надо поговорить), в story telling games (каждый говорит по одному предложению, чтобы продолжить какую-то историю) и многое, многое другое.


3. Error correction
В группе всегда будут те, кто знает чуть больше вас и те, кто знает чуть меньше.
Соответственно, разговаривая с людьми, у вас будет возможность подмечать чужие ошибки и помогать людям исправить их (старое правило: "хочешь понять что-то, начни этому кого-нибудь учить" - пока объясняешь, сам всё поймешь), а кто-то будет помогать вам.

4. Элемент неожиданности
Это то, что делает уроки захватывающими. Даже проучившись с вашей группой несколько месяцев или год, все равно на уроках будут всякие сюрпризы.
Люди очень разные, жизненный опыт, привычки и приоритеты у всех разные, поэтому люди всегда будут вас удивлять своими высказываниями, идеями и реакциями.

Групповое обучение, минусы :
1. Из-за большого количества народу в группе может получиться так, что вы будете мало говорить, особенно если вы по жизни молчун или стесняетесь
2. Ошибки - это как вирус. Сказал один, через 5 минут ту же ошибку подхватила и повторила вся группа. Если преподаватель вовремя не заметит и не поправит (а преподаватель априори не может поправлять все ошибки студентов), ошибка может крепко осесть в голове. Это не самая серьезная проблема, потому что ошибки будут в любом случае, свои или чужие.
3. Гораздо более серьезная проблема - невозможность корректировать курс занятий конкретно под вас. Курс в группах общий, рассчитан на среднего студента. Если вы не догоняете или вам наоборот скучно, то все равно ориентироваться преподаватель будет на "среднюю температуру по больнице". Правда, это тоже можно поправить, если у преподавателя большой опыт работы в группах, он найдет, как вам помочь.

Индивидуальное обучение, плюсы :
1. Преподаватель знает ваши сильные и слабые стороны и составляет программу обучения лично под вас.
2. Материалы вы можете выбрать сами и имеете возможность всегда что-то в курсе поменять.
Преподаватель может чуть затормозить на инфинитиве и пройти прошедшее время чуть быстрее, если видит, что вам это нужно. Если идет совсем плохо, преподаватель может сменить материал и форму подачи.
3. Преподаватель должен знать язык настолько, чтобы не делать ошибок. Вы учитесь от него, и учитесь корректному, разнообразному и красивому языку.
4. Если преподаватель полностью "ваш", вы доверяете ему, а он вам, обсуждения могут получиться гораздо более глубокими и откровенными, чем в группе, поскольку вы уже "чувствуете друг друга". Объем используемой лексики и грамматики при этом будет гораздо более высоким, соответственно, уроки будут более продуктивными.
5. Если вам вдруг нужно срочно подготовиться к прохождению интервью или вдруг захотелось почитать и обсудить какую-то книгу, преподаватель всегда будет на вашей стороне и вы сможет внести это в вашу программу, и может быть, даже сфокусироваться на этом, если будет прогресс.

Индивидуальное обучение, минусы :
1. Через какое-то время вы заметите, что уже хорошо знаете манеру преподавателя, знаете, что он скажет и что спросит, начнете использовать его словечки и жесты, одним словом, привыкнете.
2. Уроки ведутся в режиме диалога, вопрос-ответ, вопрос-ответ + дискуссия, монолог. Кому как, но многим людям начинает не хватать разнообразия, особенно если преподаватель довольно однотипно подает информацию. Однако есть преподаватели, которые на каждом уроке жгут английским глаголом и скучно не бывает.

Мое мнение: обучение все-таки индивидуально. К сожалению, не все и не всегда можно изучать индивидуально, по разным причинам.
Но выбирать нужно то, что больше всего удовлетворяет вас по целям и затраченным усилиям.

А каков мой выбор?
Мой выбор такой: когда я учу язык, я предпочитаю заниматься в мини-группах, где 2-3 человека вместе со мной.
Но с таким преподавателем, который умеет тратить достаточно времени на меня и корректировать программу под меня, если мне как студенту это требуется.

Средства массовой информации: телевидение, пресса, радио, интернет, - средства вторичной социализации, инструмент познания мира и самоутверждения в нем. Они дают знание о важном и одновременно выстреливают эмоцию. Это своего рода социальный капитал, который юное создание должно накапливать, чтобы соответствовать окружению: следует знать звезд, быть в курсе музыкальных и кино-новинок, разбираться в хитросплетениях человеческих отношений жанра реалити.

Нет молодежи вообще, есть субкультуры. И по-хорошему, надо хотя бы различать молодежь городскую и сельскую, ПТУшников и студентов. Как и во всем остальном обществе, социальное расслоение внутри молодежи связано и с информационным расслоением. Здесь привились особые привычки поиска, потребления и переработки информационного продукта от рекламы и фильма, до новостей и аналитического материала.

У телевидения самая мощная энергетика. Здесь любая передача способна воспитать те или иные качества. Вопрос - какие?. СМИ играют на чувстве неясности и беспокойства, внезапно и драматически создавая и актуализируя социальные проблемы. Именно СМИ являются основным источником информации о нормативных контурах общества. Страшно, когда зашкаливают рейтинги "Окон".

Средства массовой информации - это бизнес. Умный массовый молодежный проект не может пока быть выгоден экономически. И госрегулирование тут не поможет. Подросток стремится быть как взрослый, но не терпит нотаций. Ограничьте его и получите прямо противоположный результат. Человеку нужен собеседник, способный разговаривать на равных. И не надо ханжества: взрослых надо воспитывать ничуть не меньше молодежи.

Средства массовой информации остаются в наше время самым влиятельным воспитателем подрастающего поколения. По большей части, это касается телевидения, поскольку его смотрят все. Сам принцип построения информационных передач уже является некой социальной моделью, которая, так или иначе, укладывается в голове подростка. Ведь даже новости выпускают в эфир по степени важности событий. В первую очередь в эфир идет информация о наводнениях, пожарах, авариях. Ребенок смотрит сюжеты о чрезвычайных ситуациях и у него формируется мнение, что самое важное в этом мире - помочь людям в беде. Из сюжетов о политике становится понятно, что в стране существуют некие нормы и правила, согласно которых должен жить и развиваться человек. И то, что за свои действия приходится отвечать перед другими людьми. Экономический блок указывает на то, что все в стране должны трудиться и т.д.

Само собой, в этом деле не обходится без перебора. Некоторые телекомпании (в основном, местные, коммерческие) настолько увлечены погоней за острыми сюжетами, что пока не покажут пять-шесть трупов (или бомжей) крупным планом, новости не начнут. Тут необходимы некие тормоза. Поскольку у детей может сложиться ложное представление, что люмпены, бомжи, синеглазки и лихие ребята играют в этом мире великую роль.

Эталоном нормального, социально-ориентированного телевидения, имеющим право именоваться воспитательным, передачи канала "Культура" и информационные блоки канала "ОРТ".

Родителям следует внимательно относиться к тому, какие телевизионные программы смотрят их дети, в какие компьютерные игры играют, какие журналы читают. Однако, учитывая тот факт, что средства массовой информации окружают нас повсюду и не могут поддаваться жесткому контролю со стороны родителей, одним из методов фильтрации поступающей информации является развитие у детей способностей правильно ее анализировать и оценивать. Другими словами, дети должны обладать грамотностью общения с масс-медиа или получить образование масс-медиа.

Также как дети учатся относиться критически к доступной им печатной информации, также они должны поступать с тем, что видят и слышат. Вы можете научить вашего ребенка видеть явные и скрытые стороны информации, поступающей из масс-медиа. Как только ваш ребенок получит навыки грамотного общения с масс-медиа, он начнет задавать вопросы и думать над тем, что он смотрит, читает или слушает. И ему начнет это нравиться!

Основы грамотного общения с масс-медиа, которые должен знать ваш ребенок, следующие:

Все, что мы видим на экранах наших телевизоров, читаем на страницах прессы, слушаем по радио и т.д., создано руками обычных людей. Над созданием любого сообщения трудится определенная группа людей, которые решают, каким ему быть, что пускать в эфир, а что можно "вырезать". Любое сообщение преследует конкретную цель.

Любой вид средств массовой информации пользуется определенными правилами или говорит на конкретном языке. Например, для привлечения внимания читателей газеты, некоторые заголовки печатаются более крупным шрифтом; звуковые масс-медиа используют музыку для стимулирования определенных человеческих эмоций. Когда дети будут знать об этих нюансах, они начнут понимать, с какой целью делается то или иное сообщение, и не будут безропотно попадать под влияние.

Одно и то же сообщение будет восприниматься по-разному разными людьми. То, как человек воспринимает получаемую информацию, зависит от его личного жизненного опыта, возраста, моральных ценностей, воспоминаний и образования.

Каждое сообщение средств массовой информации несет свои ценности и точку зрения. Дети должны уметь сравнивать свои ценности с предлагаемыми. Важно, чтобы ребенок знал, что у него есть выбор, принимать или не принимать их.

Обучение в домашних стенах является наиболее древней формой получения знаний, которая зародилась задолго до появления первых общеобразовательных школ. На протяжении многих столетий домашнее обучение было единственным способом получить знания. Доступно это было лишь обеспеченным, зажиточным семьям, способным оплатить услуги частного преподавателя или родителям, имеющим свободное время и соответствующие знания и навыки для обучения дитя на дому.

История и стереотипы

В эпоху СССР школьное обучение на дому было возможно только для деток с ограниченными физическими возможностями. К детям, которые не могли свободно передвигаться или страдали какими-либо психологическими заболеваниями, на дом ежедневно приходили школьные учителя и давали индивидуальные уроки.

Остальные же школьники для получения среднего образования на общих основаниях ходили в школу. Но начиная с 1992 года учиться не выходя из дома совершенно официально имеет право каждый желающий школьник.

И если раньше домашнее обучение (или как еще его называют, хоум-скулинг) было мерой вынужденной, то сейчас образование в домашних стенах стало модной тенденцией - все чаще родители выбирают именно этот способ получения образования для своих детей.

Причины, по которым родители переводят своих отпрысков на домашнее образование, разнообразны:

  • нежелание доверить воспитание чада чужим людям;
  • ограждение малыша от физического и морального давления в школе;
  • желание дать сыну или дочери знания самостоятельно, так, как считают нужным сами;
  • недовольство качеством и уровнем школьного воспитания и образования.

Разберемся, какие виды, плюсы и минусы имеет домашнее обучение.

Какие формы хоум-скулинга бывают?

Существует несколько разновидностей обучения в домашних стенах:

  • Надомное обучение. Ежедневно к ребенку на дом приходят школьные учителя и в индивидуальном порядке читают предметы. Такая форма образования возможна при наличии медицинских рекомендаций;
  • Экстернат. Ученик изучает дисциплины в удобном для него темпе и режиме с помощью родителей или же самостоятельно, после чего сдает экзамены в школе. Можно, к примеру, пройти 2 года программы за один;
  • Нон-скулинг. Родители при этом не вмешиваются в процесс обучения, а лишь по его просьбе помогают в тех или иных вопросах, ребенок самостоятельно получает знания по выбранному им самим особому стилю.

При любой форме хоум-скулинга ученик обязан дважды в год прибывать в школу и сдавать экзамены - только в этом случае он сможет получить аттестат о законченном среднем образовании.

Прежде чем решиться перевести свое драгоценное чадо на домашнее обучение, родителям необходимо тщательно взвесить все аргументы за и против и решить, действительно ли эта модель образования пойдет сыну или дочери на пользу.

Плюсы домашнего образования


  • Более эффективное освоение программы. Педагог или родитель в ходе обучения понимают, в чем ребенок «плавает », а какой материал усвоил безупречно. В результате ученик отличается более высокой успеваемостью и качеством знаний;
  • Индивидуальная программа также позволяет экономить драгоценное время, в результате его становится больше для посещения музеев, театров, выставок и т. д. Десятилетнюю программу вполне можно освоить за более короткие сроки;
  • Возможность изучать предметы, не читающиеся в школе, но необходимые, по мнению родителей - например, редкие или древние языки, архитектуру, искусство;
  • Возможность организовать индивидуальный график в соответствии с биологическими часами ученика, что позволяет избежать излишних нагрузок, в результате чего такие дети реже болеют;
  • Отсутствие конфликтов с учителями, сверстниками, старшими товарищами по школе (это, как известно, негативно отображается на психике детей);
  • Пребывающий на домашнем обучении ребенок лишен дурного влияния сверстников в нежелательных компаниях;
  • Развитие индивидуального образа мышления, без чужих стереотипных влияний, отсутствие свойственного многим коллективам «стадного инстинкта »;
  • Воспитание происходит в привычных для семьи традициях, что особенно важно, если она принадлежит к какой-либо религиозной общине или этническому меньшинству;
  • Исключается постороннее влияние на религиозные взгляды и убеждения, а также их критика и высмеивание;
  • Более тесный контакт с родителями, близкие доверительные отношения с ними.

Минусы хоум-скулинга


  • Дефицит общения со сверстниками. Многие могут возразить: но ведь малыш не удален из социума полностью, не сидит в четырех стенах, а общается с друзьями, соседями, ходит в магазины, посещает спортивные секции, другие общественные места. Это действительно так, но в таких ситуациях он выбирает для общения только приятных и симпатичных ему людей, не получая драгоценного опыта решения конфликтных ситуаций (которые, само собой, неизбежны во взрослой жизни);
  • Постоянный контроль родителей и гиперопека могут привести к инфантильности и эгоизму;
  • Родитель, который контролирует сына или дочь, должен быть очень организованным и твердым человеком, ведь он несет ответственность за его обучение, воспитание и развитие. Не каждый взрослый способен грамотно, профессионально и эффективно организовать обучение детей вне школы;
  • К сожалению, родители не всегда могут профессионально обучить, ответить на все вопросы сына или дочери. Это возможно только в том случае, если взрослый обладает блестящими знаниями школьной программы (а это, согласитесь, явление редкое), широким кругозором и потрясающей эрудицией;
  • То, что могут дать ребенку 12-15 школьных учителей, не в состоянии дать один родитель, какими бы знаниями, мудростью и опытом он ни обладал;
  • Ребенок понимает, что он «не такой, как все », в результате чего в глубине души ощущает себя белой вороной;
  • Отсутствие опыта общения со сверстниками и учителями отражается на коммуникации во взрослой жизни. В собственной семье он привыкает к повышенному вниманию, любви, ощущает себя нужным, важным и незаменимым человеком, а попав в высшее учебное заведение, на работу или в армию, сталкивается в суровой реальностью, в которой он совершенно безразличен окружающим;
  • Дороговизна. Методические пособия, учебники, оплата услуг частных преподавателей (а они, скорее всего, понадобятся) обойдутся родителям недешево;
  • Невозможность учиться на ошибках других людей. Находясь по 5-6 часов в школе, в коллективе, ученик наблюдает за другими детьми, анализирует их поведение, делит поступки на «белое и черное », учится распознавать ложь, неискренность, лицемерие. Взрослые, выступающие против хоум-скулинга, утверждают, что на «пальцах » объяснить это дома невозможно.

Переводить ли сына или дочь на домашнее образование, конечно же, решать только родителям. Можно, к примеру, организовать «домашнюю школу » не во время учебного года, а в последний месяц летних каникул и оценить собственные силы и понаблюдать за реакцией чада.

Многие родители задумываются: как же воспитывать своего ребёнка? Что разрешать, а что запрещать? Как и чему учить? За что наказывать? Ответов на эти вопросы много, и они все разные, но есть основные методики, которые могут пригодиться родителям.

Основанная задача воспитания - это формирование у ребёнка правильных взглядов и убеждений, которые помогут ему стать гармоничной личностью, развитой и способной счастливо жить в обществе. Главную роль в воспитании детей играют родители, именно они должны выработать для себя подход к ребёнку и решить, как именно и чему его учить.
Существует множество уже разработанных и опробованных методик обучения и воспитания детей. У всех методик есть плюсы и минусы, есть свои нюансы и тонкости.
Макаренко
«Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно», - это одна из самых известных цитат советского писателя и педагога Антона Семёновича Макаренко. Он придерживался принципа семейственности и социального общения в вопросах воспитания ребёнка, отмечая, что один человек, какими бы качествами он ни обладал, не может воспитать ребёнка.
По теории Макаренко, воспитывает ребёнка всё - обстоятельства, вещи, действия, поступки людей, даже незнакомых. То есть воспитание - это та среда, в которой растёт ребёнок. В трудах советского педагога говорится о принципах взаимного уважения как в семье, так и в других коллективах, о роли игры в жизни ребёнка, а также о том, что труд должен быть одним из самых основных элементов воспитания.
Критики и сторонники исключительно словесного и книжного воспитания назвали принцип приучения детей к труду «мозольной педагогикой».
Макаренко выступал за полную демократизацию воспитания и обучения и за создание нормального психологического климата в детской среде. Принцип детского управления Макаренко воплощал в жизнь, на собраниях его воспитанники могли свободно обсуждать и принимать решения по всем вопросам своей жизни, при этом голоса воспитанника и педагога были равны.
В этом суть идеи не только советской коллективизации, но и полной ответственности за свои решения и поступки, связанные не только с организацией своей жизни, но и с судьбой других людей. Кроме этого, Макаренко настаивал на дружеском общении детей и воспитателей.
Комментарий психолога

Анна Хныкина, руководитель психологического центра «СоДействие»:
– Времена возникновения этой системы - это Россия, двадцатые годы XX века. В это время была актуальна задача воспитания и борьба с беспризорниками.
Идея о том, что человека воспитывает среда (ещё пока не общество) взята из существовавшего и бывшего уже тогда модным психоанализа. Основное новшество именно Макаренко - трудотерапия, создававшаяся для детей-травматиков, умеющих выживать в трудных условиях самостоятельно, подчас - любой ценой.
Сильные стороны этой системы в том, что на фоне общей катастрофы она помогает выжить и собраться с духом: «Окружающая нас разруха - это не рухнувший мир, а возрождение». Эта система подходит для экстремального состояния общества, и в своё время она была очень актуальной и успешной.
Слабые стороны в том, что не учитывается наличие желаний у ребёнка, или они не признаются «хорошими», существуя отдельно от коллектива, ведь всё должно быть согласовано. Мы вместе делаем общее дело, поэтому всё надо согласовывать, и желательно хотеть того, чего и все. Похоже на армейский лозунг: не можешь - научим, не хочешь - заставим. Самостоятельного выбора не предполагается, что губительно сказывается на развитии личности, её творческой части.
«Воспитание красотой»
Василий Александрович Сухомлинский - советский педагог-новатор. Он построил свою педагогическую систему на принципах гуманизма. Все процессы воспитания, обучения, творчества, развития должны быть ориентированы именно на ребёнка, а само обучение должно быть в радость. Большая роль отводилась формированию мировоззрения ребёнка, слову учителя, художественному стилю изложения и «воспитанию красотой».
В одной из своих самых известных книг - «100 советов учителю» - Сухомлинский писал о том, что ребёнку должно хотеться учиться без насилия и принуждения.

Важную роль в процессе обучения и воспитания отводилась личности учителя и его умению построить совместную работу с обоими родителями.
Комментарий психолога
Анна Хныкина:
– Эта система возникла в до и послевоенные годы XX века. Актуальная задача воспитания - научить любить Личность. Причём не свою, не просто ближнего, а Взрослого. Актуален подход «Наша учительница - самая лучшая!». Фактически - подготовка к «культу личности» во взрослой жизни.
Сильные стороны - формирование любви к прекрасному, эстетическое воспитание, развитие творческого в человеке, учёт индивидуальных возможностей и способностей.
Слабые стороны в том, что это педагогика соблазна - личность учителя переоценена, учитель преподносится как «идеал значимого взрослого», работает под «эту музыку» с родителями, помогая им быть более правильно подходящими для своих детей - что может быть надуманнее? Но дети восторженны, все счастливы, вырастает зависимая и часто когнитивно запущенная личность.
Вальдорфское образование
Эта форма обучения и воспитания имеет множество тонкостей и нюансов, а также она часто критикуется из-за того, что основана на работах Рудольфа Штайнера, многие высказывания которого носили оккультный характер.
Принцип «вальдорфско-штайнеровской педагогики» основывается на отрицании массовой специализации в школьном возрасте и принципе «неопережения» развития ребёнка. В таких школах отсутствуют оценки, а преподавание ведётся преимущественно без учебников.
Педагогика должна быть подчинена исключительно потребностям развития ребёнка и базируется не только на развитии интеллектуальных способностей, но и на эмоциональном взрослении.
Данная система обучения избегает любой нагрузки на память и на мышление до 7 лет. Позже учебный материал преподаётся эпохами согласно возрасту ребенка, например, в 6 классе, когда у детей формируется представление о государственности, проходят историю Римской империи, а в 7 классе, в период начала полового созревания, проходят Средневековье - из-за его выраженной мужественности и женственности.
Комментарий психолога
Анна Хныкина:
– Времена возникновения: 20–30 годы XX века, Германия. Актуальные задачи времени - остро нужно было что-то новое для воспитания нового поколения в фашисткой Германии, свободных и сильных людей со своим мнением.
Сильные стороны в воспитании духовности, формировании сплочённости в коллективе, семейственности, жизни без «гаджетов», творческом, упорядоченном когнитивном и эмоциональном развитии в гармонии.
Слабые стороны в том, что обычно эта форма образования дорога в финансовом отношении. Кроме этого, вся семья вовлечена в активный процесс обучения своего ребёнка, в то время как большинство современных психологических направлений развития всё-таки склонны считать школу некой зоной развития ребёнка как раз вне семьи, где он пробует свою самостоятельность и ответственность «на зубок» сам.
Ну и к минусам я бы отнесла основной посыл этих заведений, который звучит с неким перегибом: «Наша школа - самая лучшая!».
Система Монтессори
СправкаМария Монтессори - итальянский врач, педагог, учёный, философ, гуманистка, католичка. Была признала одним из педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.Первая «школа Монтессори» была открыта Марией Монтессори 6 января 1907 года в Риме. Школа была ориентирована на детей-олигофренов, но позже принципы Монтессори оправдали себя в применении для обычных детей.
Главный постулат этой системы в убеждении, что каждый ребёнок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Задача воспитателя - помочь ребёнку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие.

Группы детей в таких школах объединяют по принципу семьи, где дети от 3-х до 12-ти лет занимаются вместе, при этом нет классно-урочной системы, а вместо школьных парт используются лёгкие переносные столики со стульчиками и коврики для занятий на полу.
Педагогика основывается на равноправных отношениях между взрослыми и детьми, а также на постулате: «Свободная работа ребёнка в специально подготовленной среде».