Театрализованная деятельность в доу виды театров. Передовой педагогический опыт в детском саду. Малыши и театр

24.04.2019

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Театрализованная форма деятельности является универсальным средством гармоничного развития ребенка и эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого. Театрализованное представление дает детям яркие художественные впечатления, учит внимательно следить за развертывающимся сюжетом, побуждает детей принять активное участие в действии. Также такой вид деятельности решает и познавательные задачи: закрепляет знания о сезонных изменениях в природе, знакомят с повадками диких животных и т.д.

Театрализованная деятельность способствует речевому развитию ребенка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширению зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми). Игровая театрализованная деятельность помогает детям освоить элементарные этические понятия, воспитывает культуру общения и эмоциональную отзывчивость, развивают эстетический вкус.

Театрализованная деятельность активизирует мышление ребенка, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал так: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя как вербальные (интонация, лексика и синтаксис), так и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную роль в этом играет театрализованная деятельность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Театрализованная деятельность помогает решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д.

Занятия с включением театрализованной деятельности являются одной из форм работы с детьми, уже начиная с первой младшей группы. Целью их является обогащение детей радостными впечатлениями. В первой младшей группе лучше начинать знакомство с театральной куклой – би-би-бо, и театрализованными играми. Начиная со второй младшей группы детей последовательно необходимо знакомить с видами театра, основами актерского мастерства. В средней группе кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой. Неуверенные в себе ребята чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость и стеснение, обычно участвуют в инсценировке как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт. В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами.

Театрализованная деятельность в ДОУ

Цели:
развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус
в передаче образа; отчетливость произношения;
закреплять умения использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонации, движения);
воспитывать любовь к театру;
развивать самостоятельность дошкольников в организации
театрализованной деятельности;
духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, формирование у них культурных ценностей, развитие интеллектуальных и личностных качеств.

Задачи:
развивать воображение, артистизм, смелость при выступлении перед зрителями; формировать творческое начало личности ребенка;
создание творческой атмосферы, обстановки доброжелательности,
поддержка воспитательных систем, создающих условия для участия детей в творческой целенаправленной совместной деятельности, их нравственного и эстетического воспитания, развития эмоциональной сферы, формирования уверенности в своих силах;
укрепление культурных связей между педагогами и семьями воспитанников, поддержка организации содержательного досуга в семье, интереса к театру и театрализованной деятельности, событиям культурной жизни города;
организация условий для театрализованных игр, развития у детей интереса к посещению профессиональных театров.

понедельник

«Волшебный мир театра»

25.03.2013

Утро:
Беседа «История театра» (видео презентация)
Цель: рассказать детям о возникновении театра, истории его развития.

Утренняя гимнастика с элементами психогимнастики.
Цель: повысить психофизическую активность, настроение.
(дети изображают животных из сказок, педагог обращает внимание на мимику, пантомимику, напряжение и расслабление мышц тела).

Вечер:
Кукольный театр «Теремок».
Цель: развивать вербальную и пантомимическую выразительность; активизировать речь, развивать речевую выразительность; закреплять навыки манипуляции куклами би-ба-бо.
Ход инсценировки:
Детям предлагается выбрать героя сказки, которого они хотят озвучивать; вспомнить последовательность действий. Воспитатель обращает внимание ребенка на особенности выбранного персонажа.
Устанавливается ширма. Зрители занимают места. Воспитатель предлагает превратиться в сказочных зверей и начать сказку.
Воспитатель ведет основную линию сюжета, дети озвучивают персонажей.
По завершении представления педагог благодарит детей за интересную инсценировку; у зрителей интересуется, кто из персонажей им больше понравился, почему.
Инсценировку можно повторить с другими детьми.

вторник

«Такой разный театр»

26.03.2013

Утро:
Беседы юных театралов о видах театров.
Цель: дать представление о различных видах театров, их цели и назначении.

День:
Сюжетно – ролевая игра «Мы пришли в театр».
Цель: в игровой обстановке дать детям представление о театре, правилах поведения во время представления, а антракте.
Ход игры:
Воспитатель собирает детей и сообщает им, что сегодня они пойдут в импровизированный театр. А знают ли дети, как вести себя в театре? Что происходит в зале, за кулисами? И т.п. Педагог предлагает распределить роли между участниками игры. Игра проходит при непосредственном участии воспитателя, направляющего игровую деятельность.
По завершении подводятся итоги.

Вечер:

Развлечение игра- драматизация «Рукавичка» («Зимовье»).
Цель: развивать выразительность речи и пантомимики детей; закреплять знания содержания сказки, умение пользоваться атрибутами театра.
Ход игры- драматизации:
Воспитатель предлагает назвать волшебные предметы, с помощью которых можно попасть в сказку. Дети называют.
Затем воспитатель достает маски и предлагает детям превратиться в зверей из сказки «Руковичка». В процессе игры-драматизации помогает детям. В конце благодарит всех за интересную инсценировку.

среда

«Мы – артисты, мы – зрители!»

27.03.2013

Утро:
Сюрпризный момент: знакомство детей с куклой «живой рукой».
Цель: рассказать о многообразии кукол в театре, дать представление как манипулировать с данной куклой.

Психогимнастика «Кот Леопольд и мышы».
Цель: развивать пантомимическую выразительность, эмоциональную, коммуникативную сферу детей, научить регулировать мышечное напряжение и расслабление; определять характер движений в соответствии с заданным образом; развивать воображение.

День:
Конкурс рисунков «Волшебный мир театра».
Цель : дать возможность детям передать в рисунке свое видение театра, сцены, героев спектаклей; развитие творческих и графических способностей.

Вечер:
Игры-драматизации, режиссерские игры с использованием куклы «с живой рукой».
Цель: развивать воображение, пантомимическую выразительность.
Ход игры-драматизации:
Воспитатель предлагает вспомнить, что дети узнали о кукле «с живой рукой». Приглашаются желающие для игры, ставится ширма. Детям предлагается придумать и обыграть сюжет.
Далее игра может выйти за пределы «театра», т.е. дети могут использовать куклу «с живой рукой» для своих игр.

четверг

« Кукольных дел мастера»

28.03.2013

Утро: Психогимнастика «Спасаем доброту».
Цель: различатьи називать эмоции удовольствия, удивления, восхищения и радости, адекватно реагировать на них; развивать внимание, учится расслабляться.

Изготовление фигурок для театра на фланелеграфе.
Цель: прививать любовь к ручному труду, вызвать интерес к творческой деятельности; учить выделять особенности персонажа при изготовлении фигурок.

Вечер:
Театр на фланелеграфе по потешкам и стихам.
Цель: закрепить знание потешек и стихов; развивать речь детей, выразительность, артистизм, развивать воображение.
Ход игры:
Воспитатель обращает внимание детей на домик и куклу на фланелеграфе. Рассказывает о ней. Загадывает детям загадки. Отгадки помещает на фланелеграф. Затем воспитатель предлагает детям исполнить потешку про выбранного героя. По окончании кукла предлагает всем попить чаю. Театр плавно переходит в игру.

пятница «Театр, театр!»
29.03.2013

Утро:
Выставка - презентация в группе разных видов театра «Поиграйте с нами!»
Цель: показать многообразие театров в группе.

Фотоколлаж «Подарите нам аплодисменты!»
Цель: показать работу воспитателей и детей в театрализованоой деятельности, организованной в группе.

Психогимнастика. Этюды: «Цветок», «Кошечка проснулась» и др.
Цель: развивать воображение, умение адекватно выражать эмоции удовольствия радости; уметь пластически передавать перевоплощения.

Вечер:
Театрализованные игры с использованием кукол- людей
Цель: дать представление о новом виде кукол: «куклы- люди»; развивать воображение, пантомимическую выразительность; уметь организовать свою театрализованную деятельность с учетом выбранного персонажа.
Ход игры:
Показать детям костюмы для кукол – людей; рассказать об их применении и назначении. Рассказать, как можно использовать в театрализованных играх; где можно встретить подобных кукол. Предложить организовать игру с использованием предложенных костюмов.
Если дети затрудняются, предложить инсценировать, разыграть фрагмент из мультфильма с аналогичным персонажем.
В завершении провести сравнение между различными видами театра; разными куклами: какая больше нравится, с какой интересней играть; какую из Куком можно использовать в повседневной игровой деятельности.
* * * * *
Разработка стендовой информации для родителей по вопросам поддержки организации содержательного досуга в семье, интереса к театру и театрализованной деятельности.

Муниципальное образовательное учреждение «Социокультурный центр» с. Лопхари

Театрализованная деятельность в ДОУ

Подготовила воспитатель

Тоярова В.М.

с.Лопхари, 2015г.


“ Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…” (Б. М. Теплов)



Основные задачи

Поэтапное

освоение

различных

творчества

по возрастным

Совершенствование

артистических

плане переживания

и воплощения образа.

Моделирование

социального

поведения

в заданных условиях.

Последовательно

знакомить

детей всех

возрастных

групп с различными

видами театра

(кукольный,

драматический,

музыкальные



Виды театра в детском саду

Настольный театр

Книжка-театр

Театр пяти пальцев

Театр масок

Театр ручных теней

Пальчиковый теневой театр

Театр «живых» теней

  • магнитный театр
  • магнитный театр
  • магнитный театр

Формы организации

театрализованной деятельности

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.

3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных


Организация уголка театрализованной деятельности

В группах детского сада организовать уголки для театрализованных представлений, спектаклей,чтобы в них отводилось место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным театром.

В уголке расположить:

Различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др.;

Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

Атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Основные направления

работы с детьми

Театральная игра

Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

Ритмопластика

Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

Культура и техника речи

Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры

Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).





Глазки на ложке можно нарисовать, наклеить готовые бегающие глазки или сделать аппликацией.


По способу управления –

куклы делятся на два вида:

напольные

верховые

куклы, которыми управляют из-за ширмы

Перчаточные и тростевые

Напольные – работают

на полу – на глазах у детей


Начинать знакомить детей

можно с 1 мл. группы

Пальчиковые игры представляют замечательную возможность поиграть вместе с ребенком.

Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениям и собственных пальцев.

Играя вместе со взрослыми, ребенок овладевает ценными навыками общения, разыгрывает различные ситуации с куклами которые ведут себя как люди,

развивая воображение ребенка


Основные задачи организации театральной деятельности

в 1 младшей группе

  • Побуждать интерес к театрально-

игровой деятельности, поощрять

участие детей в этом виде

деятельности

  • Обучать ориентироваться в
  • Обучать ориентироваться в

групповой комнате и в зале.

  • Формировать умение и передавать

мимикой, жестом, движения,

основные эмоции


Воспитатель и старшие дошкольники- показывают малышам небольшие спектакли, используя для этой цели – различные виды театра: театр картинок

(фланелеграф)


Для детей 2 мл. группы самый простой и доступный театр - это театр кукол на столе

Игрушки для него можно сшить из кусочков:

ткани,

меха,

кожи,

поролона-

они не должны быть большими.

При изготовлении необходимо учитывать соотношение игрушек по размеру (кошка должна быть выше мышки) и фактура (всех кукол для одного спектакля шьют из одного материала.


В средней группе – переходим- к

более сложному театру

Знакомим детей с театральной ширмой

и с верховыми куклами.

Но прежде, чем дети начнут работать за ширмой надо дать поиграть с игрушкой

Помочь, детям освоить приемы кукловождения


В старшей группе следует знакомить детей с марионетками

Марионетками называют кукол, которыми управляют чаще всего с помощью нитей

Такие куклы приводятся в движении с помощью ваги

(т.е деревянной крестовиной)

Воспитывать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности

Подводить детей к созданию выразительного игрового

образа в этюдах


  • Расширять представление детей об окружающем мире
  • Пополнять и активизировать словарь
  • Поддерживать инициативу в импровизации
  • Закреплять представления детей о различных видах театров, уметь различать их и называть
  • Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать

  • Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

Ой, вы гости-господа,

Вы откуда и куда?


Деда репку посадил,

Всех на помощь пригласил.


Пальцев дружный хоровод

Погляди честной народ,

Куклы-варежки, игрушки

Для ребят они подружки.


Всех научат без труда,

Будет слаженной игра.

Если вы хотите сказки?

Здесь помогут только маски.

Ничего не утаим,

Всех детей мы нарядим.


Сказку славную расскажут,

Как дружить нам всем покажут.

Наш театр приглашает

Всех знакомых и друзей!

Приходите на спектакли,

Вместе будет веселей!


Ребятишкам очень нравится? Ведь они большую часть времени любят играть. Каждый малыш всегда желает выполнить свою миссию. А как обучить его выполнять свою роль и действовать? Кто поможет ему приобрести жизненный опыт? Конечно же, театр и артисты!

Ведь чем является театрализованная деятельность в детском саду? Это великолепный способ эстетическо-эмоционального воспитания малышей, который позволяет создавать опыт социального навыка поведения с помощью сказок и литературных произведений для дошкольного возраста. Такая литература всегда отличается нравственной направленностью (добротой, смелостью, дружбой и так далее).

Всем известно, что благодаря театру малыш познаёт окружающий мир и сердцем, и умом. Таким образом он пытается выразить своё собственное отношение к злу и добру.

Вообще театрализованная деятельность в детском саду помогает детишкам преодолевать застенчивость, робость и неуверенность в себе. Театр учит маленьких артистов видеть прекрасное в людях и в жизни, пробуждает в них желание нести в мир доброе и благовидное. Как правило, театр всесторонне развивает детей.

Какова же цель театрализованной деятельности в детском саду? Воспитатели стремятся реализовывать поставленные задачи через все типы детской инициативы, направленные на формирование в малышах творческого начала и личностных качеств.

Работа по театрализованной деятельности в детском саду преследует выполнение следующих миссий:

  • Создание специальной среды, в которой может развиваться творческая активность подрастающего поколения в театрализованной деятельности. Воспитатели поощряют исполнительское творчество, развивают умение непринуждённо и свободно держаться на выступлениях, побуждают к импровизации средствами мимики, выразительными движениями, интонацией и так далее.
  • Приобщение малышей к театральной культуре. Преподаватели знакомят их с театральными жанрами, устройством театра, с различными типами кукольных постановок.
  • Обеспечение условий для взаимосвязи театрализованной с иными видами активности в едином преподавательском процессе. Данная задача выполняется с помощью музыкальных занятий, физкультурного досуга, экскурсий и так далее.
  • Создание условий для того, чтобы ребятишки и взрослые вместе могли изучать театральные уроки. Этот пункт выполняется с помощью постановки совместных спектаклей, в которых участвуют малыши, родители, сотрудники. Кроме того, преподаватели организовывают представления, на которых перед младшими группами выступают старшие.
  • Воспитатели желают, чтобы каждый дошкольник мог реализовать себя. Для этого они создают благоприятный микроклимат в группе. Здесь личность маленького человека уважают.

Театр в детском саду

Что называют творческой деятельностью и развитием творческого таланта? Это составная деталь духовных и социально-экономических направлений нынешнего общественного устройства.

Вообще слово «творчество» в народе означает разыскивать, показывать нечто такое, чего не было в прошлом опыте, общественном и индивидуальном. Творческая деятельность обычно рождает нечто небывалое. Это независимое искусство по созданию новых продуктов, которые несут в себе отражение личностного «я».

Известно, что творчество - это не только созидание в духовной и материальной культуре. Это некий процесс человеческой модернизации, прежде всего в сфере духовной.

Сегодня детское творчество является весьма актуальной проблемой детской психологии и дошкольной педагогики. Её исследовали Н. А. Ветлупина, А. Н.Леонтьев, А. И. Волков, Л. С. Выготский, Б. М. Теплов и многие другие.

Необходимо отметить, что театрализованная деятельность в детском саду считается самым распространённым видом творчества для малышей. Она близка и понятна ребятишкам, занимает большую часть их природы, стихийно отображается в них, так как имеет связь с игрой. Любое впечатление от окружающей жизни, каждую выдумку детишкам хочется перевоплотить в действия и живые образы. Они играют какие угодно роли, входя в образ, подражая тому, что их заинтересовало или что видели. Ведь они получают от этого колоссальное эмоциональное наслаждение.

Занятия

Примечательно, что занятия театральной практикой помогают развивать способности и интересы малышей. Вообще они положительно влияют на общее развитие, проявляют любознательность, помогают усваивать свежую информацию и способы действия, активируют стремление к познанию нового, развивают ассоциативное мышление.

А театрализованная деятельность в младшей группе детского сада помогает малышам стать настойчивее и целеустремлённее, проявить общий интеллект и эмоции на репетициях. Кроме того, театральные занятия требуют от детишек систематичности в работе, трудолюбия, решительности, что великолепно формирует волевые линии характера.

У ребятишек развивается смекалка, умение комбинирования образов, интуиция и изобретательность, способность импровизации. Театр и частые выступления перед зрителями на сцене реализуют творческие силы и духовные потребности малышей, раскрепощают и повышают самооценку.

На занятиях ребёнок постоянно чередует функции исполнителя и зрителя. Это помогает ему демонстрировать перед товарищами свою позицию, умения, фантазию и знания.

Упражнения

А вы знаете, что упражнения на развитие речи, голоса и дыхания модернизируют речевой аппарат малыша. Если он выполняет игровое задание в образе животного либо сказочного персонажа, он сможет лучше владеть своим телом, изучит пластику движений. Необходимо отметить, что спектакли и театральные игры дают возможность детям погрузиться в мир фантазии, учат оценивать и замечать свои и чужие промахи. И они это делают с большим интересом и лёгкостью.

Ребятишки раскрепощаются и становятся более общительными. Теперь они чётко формулируют собственные мысли и повествуют их публично, тоньше ощущают и познают мироздание.

Как правило, занятия театральной практикой должны малышам предоставить шанс не только познавать и изучать окружающее пространство через исследование сказок, но и жить в соответствии с ним, получать наслаждение от каждого успешно выполненного урока, от занятий, многообразия деятельности.

Базовые направления работы с малышами

Известно, что театральной игрой называют исторически установившееся общественное явление, независимый вид деятельности, присущий человеку.

А что же такое ритмопластика? Она состоит из комплексных музыкальных, ритмических, пластических игр и упражнений, необходимых для обеспечения развития врождённых психомоторных дарований ребят, выразительности и свободы телодвижений, открытия ощущения согласия своего тела с окружающей средой.

А вот техника речи и культура являются особым разделом, который соединяет упражнения и игры, развивающие дыхание и свободу речевого механизма.

Что такое базовая театральная культура? Это раздел, который знакомит малышей с простыми понятиями, квалификационной терминологией артистов (характерные черты и типы театрального искусства, культура зрителя, основы актёрской профессии).

Программные задачи

Программа по театрализованной деятельности в детском саду включает в себя создание спектаклей. Работа над произведениями базируется на авторских пьесах, которые знакомят ребятишек со сказкой.

Программа выполняет такие задачи:

  • Активизирует познавательный интерес малышей.
  • Развивает зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, память, находчивость, воображение, фантазию, образное мышление.
  • Ликвидирует скованность и зажатость.
  • Формирует умение беспрепятственно реагировать на команду либо музыкальный сигнал.
  • Учит координировать свои поступки с другими малышами.
  • Воспитывает контактность и дружелюбие в отношениях с ровесниками.
  • Учит импровизировать на темы знакомых сказок драматизаций-игр.
  • Совершенствует координацию движений и чувство ритма.
  • Развивает музыкальность и пластику.
  • Развивает умение равномерно размещаться на сценической площадке и двигаться по ней, не толкая друг друга.
  • Развивает речевое дыхание и верную артикуляцию.
  • Развивает дикцию на материале стихов и скороговорок.
  • Обязывает чётко произносить согласные в конце слова.
  • Пополняет словарный запас.
  • Учит находить слова, которые соответствуют заданным признакам.
  • Учит владеть интонациями, отображающими важнейшие чувства.
  • Знакомит с создателями спектакля.
  • Знакомит с театральной терминологией.
  • Знакомит с устройством сцены и зрительного зала.
  • Воспитывает культуру поведения в театре.

В результате такого обучения дети приобретают следующие навыки и умения:

  • Малыши учатся действовать согласованно.
  • Умеют с некоторых групп мышц напряжение снимать.
  • Запоминают необходимые позы.
  • Описывают и запоминают внешний вид любого малыша.
  • Знают около восьми артикуляционных уроков.
  • Умеют выполнять длинный вдох одновременно с незаметным коротким вздохом.
  • Рассказывают в разных темпах скороговорки.
  • Умеют произносить скороговорку с различными интонациями.
  • Способны строить простейший диалог.
  • Умеют с заданными словами составлять предложения.

Малыши и театр

Театрализованная деятельность в младшей группе детского сада вводит ребёнка в мир театра, и он распознаёт что такое сказочное волшебство. Речь является основой психического воспитания малышей, поэтому важнейшей задачей процесса образования называют развитие речи. Как правило, для развития речи используют театральные представления.

Вообще возможности театральной деятельности бесконечны. Принимая в ней участие, малыши изучают окружающий мир через краски, образы, звуки, а умело заданные вопросы вынуждают их анализировать, думать, делать обобщения и выводы.

С формированием ума совершенствование речи весьма тесно связано. В процессе работы над собственными высказываниями выразительностью реплик героев постепенно активизируется словарь малыша, модернизируется интонационный строй речи, её звуковая культура.

Чем же так интересна театрализованная деятельность в детском саду? Сценарии сказок ставят детей перед необходимостью понятно, ясно и чётко излагать свои мысли. Исполняемая роль, как правило, и вступление с иным персонажем в диалог улучшают грамматический строй диалогической речи. В этом случае воспитательные возможности колоссальны: малыши учатся сопереживать с героями постановок и одновременно начинают чувствовать настроение зрителей. В них просыпаются гуманные чувства - умение проявлять доброту, протест против кривды, участие.

Развитие в детском саду

Безусловно, в театральной деятельности огромнейшую роль играет воспитатель. Необходимо отметить, что театрализованные занятия должны одновременно выполнять развивающую, воспитательную и познавательную миссии. Они не должны сводиться лишь к подготовке выступлений.

Вообще театральные занятия состоят из:

  • Просмотра кукольных спектаклей и их обсуждения.
  • Разыгрывания различных сказок и инсценировок.
  • Упражнений по формированию выразительности исполнения (невербальной и вербальной).
  • Упражнений по социально-эмоциональному развитию малышей.

Именно поэтому содержание таких занятий не только знакомит с текстом сказки и какого-либо литературного творения, но и с жестами, движением, мимикой, костюмами.

Интересно, что развитие театральной деятельности в детских садах и накопление чувственно-эмоционального опыта у ребятишек является длительной работой, в которой должны принимать участие родители. Как правило, в тематических вечерах родители и дети участвуют на равных правах.

Важно, чтобы родители выполняли исполнительную роль, являлись авторами текста, изготавливали декорации, костюмы и так далее. В любом случае коллективная работа педагогов, мам и пап способствует эмоциональному, интеллектуальному и эстетическому развитию малышей.

Родители обязательно должны участвовать в театральной деятельности. Это вызывает у малышей колоссальное количество эмоций, у них обостряется чувство гордости за папу и маму, выступающих вместе с ними на подмостках театра.

Коммуникативные умения

Вы когда-нибудь изучали отчёт по театрализованной деятельности в детском саду? Нет? Он содержит много полезной информации. К примеру, из таких документов можно узнать, что сегодня наиболее актуально формирование коммуникативного престижа, который является главным показателем развития личностных качеств малыша.

Вообще коммуникативный престиж состоит из комплекса умений, которые определяют желание дошкольника контактировать с людьми. Сюда также входит умение создавать диалог, способность общаться для планирования совместной активности, умение контактировать с помощью невербальных средств (жестов, мимики), проявление доброжелательности к партнёрам.

На данный момент очень остро стоит вопрос развития коммуникативных умений у малышей. Ведь от лёгкости общения малыша с людьми зависит скорость его развития, отношение к людям, его самоощущения.

Самообразование по театрализованной деятельности в детском саду предусматривает развитие у малышей коммуникативных умений. Для достижения такой цели нужно создавать среду, в которой каждый ребёнок смог бы передавать свои эмоции, желания, чувства и взгляды, причем как публично, так и в простом разговоре. Здесь малыши не должны стесняться слушателей.

Колоссальную помощь в этом оказывает театр, который объединяет детишек общей идеей, переживаниями. Происходит сплочение ребятишек на базе интересных действий, позволяющих каждому участнику проявлять свою активность, творчество и индивидуальность.

В процессе театральной деятельности и подготовки к ней малыши начинают сотрудничать между собой, стремиться к общению со сверстниками, развивают коммуникативные умения.

Сказкотерапия

Чем же ещё интересна театрализованная деятельность в детском саду? Сценарии сказок отличаются здесь неким волшебством и неординарностью. Вообще сказкотерапию называют одним из способов, формирующих творческие способности. Она славится многовековой историей, но такое наименование ей присвоили совсем недавно.

Сказкотерапия использует сказочные параметры для развития творческих способностей, интеграции личности, модернизации взаимоотношений с окружающим миром, расширения сознания.

С помощью этого метода развивают творческую инициативу, преодолевают детские страхи, снижают тревожность и агрессивность, накапливают положительный опыт общения в коллективе однолеток.

Актуальность применения сказкотерапии заключается в том, что сказки являются естественной составляющей повседневной жизни малышей.

Задачи сказкотерапии

Если заглянуть в отчёт по театрализованной деятельности в детском саду, можно прочесть там много интересных вещей. К примеру, задачи сказкотерапии:

  1. Развивают речь малышей с помощью: рассказывания сказок от третьего лица, их пересказывания, группового повествования легенд, повествования их по кругу, постановки сказок с помощью кукол, анализа сказок, сочинения сказок.
  2. Выявляют и поддерживают творческие способности.
  3. Снижают уровень тревожности и агрессивности.
  4. Развивают умение осиливать страхи и препятствия.
  5. Формируют навыки плодотворного выражения эмоций.

Театрализованная деятельность детей в детском саду начинается с волшебной физкультминутки. Далее следует волшебная каша на завтрак. Воспитатели с малышами стремятся весь день провести в добром сказочном климате.

На занятия к детишкам приходят различные герои сказок, которые повествуют им занимательные истории о нашей планете, играют с ними, читают сказки и учат доброте.

Слушая сказку, малыш изучает философский смысл, модели поведения и стили взаимоотношений. Причём, все процессы осмысливания протекают на символическо-бессознательном уровне.

Малыш учится рассказывать, творчески мыслить, пересказывать, а далее совершает внушительный прыжок в развитии, который будет влиять на формирование личности.

Виды сказок

Известно, что в сказкотерапии применяются следующие виды сказок:

  1. Художественная либо народная сказка. Данный вид оказывает нравственно-духовное воспитание, взращивает чувства долга, взаимопомощи, сопереживания, сочувствия и так далее. Например, в сказке «Репка» ярко отражена поддержка и помощь среди людей, без которых одному человеку достигнуть высокой цели невозможно.
  2. Развивающая и обучающая сказка расширяет знания малыша о нашей планете, принципах поведения в разных жизненных ситуациях. В основном это сказки, в которых цифры и буквы одушевлены.
  3. Диагностические повествования помогают определять характер малыша, выявляют его отношение к миру. К примеру, если девочке нравятся сказки, где главным героем выступает трусливый зайка, то можно подумать, что она весьма спокойная, застенчивая и, возможно, пугливая.
  4. Психологические легенды учат малыша бороться со своими страхами и неудачами. Вместе с героем он обретает уверенность в своих силах.
  5. Медитативные сказки создают атмосферу позитива, комфорта, спокойствия, расслабления, возбуждения и снятия напряжения. У этой категории сказок отсутствуют злые герои, конфликтные ситуации и вечная борьба со злом.

Организация детской сказкотерапии

Организация театрализованной деятельности в детском саду включает в себя неимоверное количество пунктов. Сперва малышей знакомят со сказкой, вместе с ними рассматривают картинки. В процессе чтения анализируют поступки героев вместе с ребятишками. Нельзя допускать чтобы анализ поведения персонажей выглядел как поучения и требования. Педагог должен увлечь малышей, чтобы говорили они, а он лишь контролировал ход их мыслей.

Существует такая известная писательница Антипина. Театрализованная деятельность в детском саду - её любимая тема. Она написала книгу, раскрывающую множество вопросов в этой области. Фактически, это методическое пособие, предназначенное для педагогов образовательных дошкольных учреждений. Оно содержит игры и упражнения, развивающие пластику и мимику, элементы логоритмики и артикуляционной гимнастики. В книге также представлены разработки игр, сказок и праздников.

Чему ещё учит малышей театрализованная деятельность в детском саду? Кружковая работа в этой сфере очень сложная, но интересная. Преподаватели следят за тем, чтобы содержание сказок было понятно малышам, чтобы оно соответствовало их возрасту. Они инсценируют вместе с детьми то, что прочитали, делают оценку, с помощью интонации выражают своё мнение.

Необходимо отметить, что сказкотерапию именуют прекрасным увлекательным путём, который помогает решать нашим ребятишкам возрастные проблемы.

Работа по театрализованной деятельности в детском саду предусматривает наблюдение за малышами в процессе игры, на прогулках, на занятиях, в свободной деятельности. Педагоги замечают, что там, где необходима мобилизация внимания и памяти на бессознательном уровне, дети раскрепощаются, с лёгкостью перевоплощаются в близких по духу и любимых героев сказок, с удовольствием фантазируют, живо и образно выражают свои мысли. Перевоплощаясь, малыши с лёгкостью решают сказочные вопросы, проявляя частное творчество.

Предметная среда

Что ещё может преподнести малышам театрализованная деятельность в детском саду? Сценарии с волшебными приключениями, театральные уголки, настольные театры и заколдованные замки - этот набор атрибутов знаком педагогам издавна. Они нужны для создания развивающей предметной среды.

Что собой представляют театральные уголки? Здесь подбирают весьма многоликий материал по театральной тематике. Некоторые предметы преподаватели создают своими руками, некоторые приобретают, а некоторые детскому саду дарят родители.

Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду также влияет на развитие малышей. Музыка всегда сопровождает спектакли, в которых ребятишки с помощью масок драматизируют и инсценируют русские народные сказки «Репка», «Колобок» и другие. Представления создаются с помощью настольного, варежкового и кукольного театра. Дети всегда с огромным удовольствием, эмоционально репетируют свои роли.

Малыши в играх используют пальчиковый, плоскостной и магнитный театр, инсценируя сказки, совершенствуя диалогическую речь, развивая умение внимательно наблюдать за процессом. У подрастающего поколения развивается воображение и творческое мышление.

В детских садах есть волшебные замки, где живут добрые герои и ковры-самолёты, на которых педагоги вместе с воспитанниками путешествуют по сказкам. Необходимо отметить, что малышам очень нравится фантазировать и сочинять сюжеты сказочных игр.

Надеемся, данная статья поможет вам понять, что театр является обязательной составляющей воспитания подрастающего поколения.

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Районное управление образования ГО Богданович

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 18» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

художественно-эстетического развития воспитанников

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ.

«МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ДЕТСКОМ САДУ».

Составитель: Долгая М.В.

Воспитатель

г. Богданович, 2013 г.

Театр поучает так,

как этого не сделать толстой книге.

Вольтер

Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии че­рез образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Театральная деятельность позволяет уберечь ребенка от эстетической глухоты.

позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она также является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношениями моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.

Основными методами являются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Методические приемы:

      1. Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.

        Анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.

        Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.

        Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.

        Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события.

        Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).

        Проигрывание отрывки из сказок, передающие различные черты характера героев сказки.

        Проигрывание этюдов (сценки из жизни), передающие черты характера различных знакомых людей.

        Проигрывание этюдов с неопределенным концом (« Как бы ты поступил в этой ситуации?»)

        Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.).

Занятия по театрализованной деятельности в детском саду

По мнению М.Н. Маханевой («Театрализованные занятия в детском саду») целесообразно остановить внимание на содержании занятий по театрализованной деятельности в детском саду. Они могут включать в себя:

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Игры- драматизации;

Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Упражнения по формированию выразительности исполнения;

Отдельные упражнения по этике;

Упражнения в целях социально- эмоционального развития детей.

Методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях строится поэтапно:

1) на первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки;

2) на втором этапе одному ребенку предлагается читать за всех персонажей сказки;

3) на третьем этапе дети выполняют ряд творческих заданий(выразить радость, страх и т.п.);

4) на четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т.п.

Классификация театрализованных игр

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизации являются:

    игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

    ролевые диалоги на основе текста;

    инсценировки произведений;

    постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

    игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:

настольный, плоскостной и объемный,

кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток).

Задачи театрализованной деятельности в детском саду:

    Воспитывать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности;

    Расширять представление детей об окружающей действительности, уточнять представление детей о предметах и явлениях, окружающих их;

    Развивать диалогическую речь в процессе театральной игровой деятельности;

    Учить использовать разные формы взаимодействия между детьми в театрализованной игре;

    Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

    Расширять элементарные математические, экологические, нравственные представления посредством театральной деятельности;

    Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов, придумывать новые сказки;

    Развивать представление о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя;

    Воспитывать инициативы и фантазию в изготовлении кукол для собственных спектаклей.

    Специальные театральные этюды и упражнения;

    Игры на превращения;

    Игры на действие с воображаемыми предметами или на память физических действий;

    Ритмопластика;

    Игры на развитие двигательных способностей;

    Ритмический этюд;

    Музыкально-пластические импровизации;

    Жесты;

    Артикуляционная гимнастика;

- зарядка для губ,

Зарядка для шеи,

Зарядка для языка.

    Упражнения на дыхание;

    Сочини сказку;

    Придумай диалог;

    Расскажи сказку от имени героя или от своего имени;

    Скороговорки.

Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое интерактивное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это позволяет преодолеть робость, связанную с трудными общениями, неуверенностью в себе.

Список использованной литературы.

    Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991. -127 с.

    Макаренко Л. К проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству // Дошкольное воспитание. – 1994. - №4. – С.32-33.

    Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.