Как мы относимся к собственной внешности? Исследование GfK. Отношение к внешности

27.06.2019

Как известно, самооценка ребенка формируется на основе мнения его родителей. О том, какой он - сообразительный или тугодум, красивый или умный, чистоплюй или неряха, - в первую очередь узнает, исходя из оценок мамы или папы.

Восприятие своих талантов, умений и внешности закладывается с детства в семье. Я росла, подкрепляясь лестными оценками мамы. Поэтому, годам к 8-9, когда начала хоть немного соображать, уже знала: я старательная, серьезная не по годам девочка с белокурыми кудрями, изумительными голубыми глазами и гуманитарным складом ума.

А еще мне внушали, что я, не как все: мама прикладывала для этого все силы - сама шила, вязала для меня платья и костюмы. Приговаривала: «Такого ни у кого не будет!» И я привыкла считать себя особенной. Ну, по крайней мере, всегда старалась выглядеть иначе, чем все, кто одевался на барахолке, потому что необычность стала частью моей идентичности.

В детстве я носила связанные и сшитые мамой кофты и платья

С этим прекрасным чувством собственной уникальности я вошла в подростковый возраст. И незамедлительно столкнулась с тем, что на самовосприятие влияют еще всевозможные стандарты красоты. Тогда, в начале 2000-х глянцевые журналы и телевидение транслировали определенный стереотип, под который я никак не попадала. На фоне зажаренных на солнце до состояния кур-гриль поп-звезд моя бледная кожа выглядела жалкой и слегка синюшной.

Помню, вплоть лет до 20 старалась выжать из короткого сибирского лета максимум: загорала до ожогов, целенаправленно не пользовалась солнцезащитными средствами. Потом фанатично обдирала отслаивающуюся кожу и вздыхала от безысходности: желанный золотистый оттенок так и не появлялся. Солярий не помогал, делал еще хуже.

Немного спасал ситуацию автозагар: позволял чувствовать себя хоть немного более «нормальной». Но сейчас, разглядывая свои фотографии 13-летней давности, не могу сдержать смеха: оттуда на меня смотрит девушка, у которой сквозь неряшливые желтые пятна на лице проступает самодовольное выражение королевы красоты.

В начале 2000-х стать красивой было просто: нужно было добавить немного автозагара

И все-таки мнение близких людей сильно помогает игнорировать общепринятые каноны красоты. Мой тогдашний муж всеми способами давал мне понять, что у меня красивой формы ногти и я не нуждаюсь в наращивании 5-сантиметровых акриловых типсов. Что моя бледная кожа выглядит аристократично и, главное, нежна на ощупь. Что я красива в том виде, как меня создала природа.

А когда у нас появилась возможность путешествовать по миру, я поняла: оказавшись в другой культуре, можно и вовсе кардинально изменить представление о своей внешности.

Например, в Таиланде можно почувствовать себя топ-моделью: вполне среднестатистические российские 172 см роста возвышали меня над полутораметровыми тайцами, привлекая внимание. Опять же фарфоровая кожа, которую приходилось укрывать от палящего солнца и туниками с длинными рукавами, вызывала ажиотаж: жительницы острова Ко Чанг сбегались посмотреть на это диво, некоторые даже фотографировали.

Только в 2012 году до меня дошло, что бледная кожа - это тоже красиво

В Европе - области победившего равноправия - я, как и любая русская, всегда выглядела более выигрышно на фоне «бодипозитивных» итальянок, немок и француженок. Еще бы: я тогда занималась плаванием, регулярно бегала и «питалась правильно». У меня была отличная форма и полное отсутствие целлюлита. Все потому, что в России требования к внешнему виду со временем стали еще более жесткими: пара лишних кило, и вот ты уже ленивая жируха, достойная позора. К слову, несмотря на все усилия, мне всегда было сложно чувствовать себя красивой и желанной, живя в Москве.

Если ты носишь джинсы, кроссовки, (хоть сколь угодно креативные) - для мужчин ты невидимка. А для женщин - особь, презревшая свою женскую суть, замуровавшая ее в нормкор. И значит - асексуальное недоразумение, а не женщина.

Какое-то время я страдала от того, что общество навязывает стандарты, которым, хочешь не хочешь, а надо соответствовать. А потом прочитала у психолога , нашего постоянного автора, такую мысль: «Никакого «давящего общества» не существует. Существуют наши сложные отношения с внутренними и внешними фигурами, которым мы присвоили слишком много власти, чье мнение по каким-то причинам ставим выше собственного. И пытаемся ему соответствовать. Хотя намного правильнее будет ориентироваться на свой внутренний жизненный кодекс».

Носите одежду, в которой вы чувствуете себя уверенно. Исследования доказали, что одежда, которую мы носим, влияет на нашу самооценку. Например, костюм супергероя усиливает уверенность в себе и помогает почувствовать себя сильнее, а одежда белого цвета помогает людям быстрее принимать решения. Есть данные, что женщины лучше выполняют тест по математике, когда они одеты в свитер, чем когда они одеты в купальник.

Носите одежду, которая подчеркивает достоинства вашей фигуры. Подберите одежду, в которой вам нравится свое отражение в зеркале. Одежда должна подходить к вашему типу фигуры, кроме того, большое значение имеют аксессуары, подчеркивающие ваши достоинства. Нет какого-то одного совершенного типа фигуры, но есть одежда, которая хорошо или плохо смотрится на фигуре определенного типа. Одежда, которая правильно подобрана по фигуре, обычно прекрасно смотрится на человеке.

  • Носите одежду подходящего размера или подгоняйте ее в ателье согласно особенностям фигуры. Если вы будете носить одежду, которая соответствует вашему нынешнему росту и весу, то будете более уверенной в отношении своего внешнего вида, даже если этот размер и не совпадает с идеальными параметрами, которые вы хотели бы иметь.

    • Специально заказывайте одежду тех размеров, которые подходят вам. Например, если вы высокий, худощавый мужчина, вам стоит заказывать в онлайн-магазинах одежду из специальной линии для высоких. Не стоит идти по пути наименьшего сопротивления и покупать в обычном магазине слишком широкую, мешковатую одежду, только потому, что она подходит вам по длине.
    • Подгоняйте одежду в ателье по длине и ширине, чтобы она была вам по фигуре. Хорошие швеи также знают маленькие фокусы, например, могут заложить вытачки (застрачиваемые складки, которые подчеркивают особенности фигуры) на одежде, чтобы показать ваши достоинства в выгодном свете.
  • Найдите правильную губную помаду. Правильно наносить помаду означает больше, чем просто подобрать правильный цвет. Это также подразумевает, что вы ухаживаете за губами: делаете пилинг (например, смесью соли и миндального масла) и наносите питательный бальзам дважды в неделю. Что касается непосредственно помады, визажисты рекомендуют следующее:

    • Старайтесь не использовать помаду со сверкающими частицами, она выглядит дешево.
    • Выбирайте яркие цвета, основываясь на естественном цвете ваших губ (например, для светлой кожи губ подойдет помада вишневого тона, для натурального - клюквенного, а для темной кожи - бургунди).
    • Выбирайте помаду телесного цвета, исходя из тона вашей кожи (выбирайте помаду, которая немного ярче или темнее, чем естественный цвет вашей кожи).
    • Старайтесь избегать оттенков, в основе которых лежит синий или черный цвет. С такой помадой вы будете выглядеть старше, серьезнее и даже вызывать у людей страх (синеватые губы часто ассоциируются у людей с вампирами).
    • Вам не обязательно наносить карандаш для губ, но если вы делаете это, подбирайте карандаш под цвет ваших губ, а не под цвет помады.
    • Аккуратно нанесите помаду, а затем слегка растушуйте границы, чтобы помада смотрелась естественнее.
    • Начинайте наносить помаду от центра губ, а потом распределите пигмент по направлению к уголкам рта. Будьте аккуратны и постарайтесь не наносить помаду непосредственно на уголки.
    • Нанесите помаду насыщенного цвета на нижнюю губу, затем плотно прижмите губы друг к другу. В этом случае помада ляжет менее толстым слоем.
    • Нанесите помаду в один слой, затем промокните бумажной салфеткой и нанесите повторно. Так помада будет держаться дольше.
  • Наносите макияж сообразно форме своего лица. Хотя не каждый человек пользуется декоративной косметикой, если вы наносите макияж, то можете улучшить отношение к своей внешности. Для этого нужно научиться правильно накладывать макияж, чтобы это повысило вашу уверенность в себе. Как и в случае с одеждой, вы должны в первую очередь определить, какой макияж вам подходит (подходит к вашей форме лица) и привлечь внимание к тем чертам, которые вы ходите подчеркнуть. Чтобы определить свой тип лица, соберите волосы сзади и посмотрите в зеркало на линию роста волос и подбородок:

    • Лицо в форме сердца (широкий лоб и узкий подбородок). В этом случае важно отвлечь внимание от острого подбородка и выраженных скул, нанеся на все лицо выравнивающий тон и цветового акцента на губах.
    • Круглое лицо (лоб и нижняя часть лица одинаковой ширины). В этом случае необходимо визуально создать рельеф, нанеся соответствующий макияж на щеки и глаза (например, наложив смоки-айз тени).
    • Квадратное лицо (прямоугольная нижняя челюсть и широкий лоб). В этом случае нужно использовать приглушенные цвета тона, лица, а также в макияже глаз и губ, чтобы смягчить резкие черты лица.
    • Овальное лицо (лоб и нижняя часть лица одинаковой ширины, лицо удлиненное). В этом случае румяна надо наносить в виде горизонтальных линий, а также выделить макияжем губы и глаза, чтобы визуально уменьшить длину лица.
  • Сделайте хорошую прическу. Красивая прическа, сделанная в хорошем салоне красоты или у высококвалифицированного парикмахера, поможет вам чувствовать себя более уверенно в отношении своей внешности и поможет выглядеть стильной и современной. Как и в случае с макияжем, главный секрет хорошей прически - она должна соответствовать вашему типу лица:

    • Если у вас лицо в форме сердечка, возможно, вам подойдет стрижка с челкой и боковыми прядями длиной до подбородка. Такая прическа визуально сделает лицо более круглым.
    • Обладательницам круглого лица стоит подумать о симметричной или слегка ассиметричной прическе с прядями, обрамляющими лицо. Это поможет визуально сделать лицо не таким круглым и создать иллюзию рельефности.
    • Лицо лучше обрамлять градуированными прядями, это позволит акцентировать внимание на скулах.
    • Если у вас лицо овальной формы, то вам подойдет большинство причесок, поскольку большинство специальных стрижек для других форм лица направлены как раз на то, чтобы сделать лицо визуально приближенным к овальной форме.
  • Уход за своей внешностью очень важен. Если ваш внешний вид показывает, что вам небезразлично, как вы выглядите, и вы ухаживаете за собой, это усиливает вашу уверенность в собственном внешнем виде. Для создания такого эффекта достаточно следовать нескольким несложным правилам:

    • Позаботьтесь, чтобы ногти выглядели аккуратными и ухоженными (этот совет одинаково актуален как для мужчин, так и для женщин). Следите, чтобы основания ногтей были чистыми.
    • Чистите зубы несколько раз в день, особенно после еды, которая может способствовать разрушению зубов.
    • Всегда держите под рукой влажные или очищающие салфетки, с помощью которых вы сможете удалить макияж, солнцезащитное средство, пот, или просто освежиться после нескольких часов напряженной работы. Постарайтесь каждые 2-3 дня проводить очищающие процедуры для лица, чтобы поддерживать кожу в чистоте.
    • Наносите антивозрастное увлажняющее средство, солнцезащитное средство и консилер (чтобы выровнять тон лица).
    • Наносите макияж вручную (а не кистью), тогда вы сможете лучше понять, как много (в буквальном смысле) декоративной косметики вы наносите на лицо. Это поможет выглядеть более естественно.
    • Чтобы быстро сделать маникюр, используйте накладные ноги. Это вполне приемлемо даже для тех, кто родом из 80-х.
    • Регулярно пользуйтесь дезодорантом или антиперсперантом.
    • Применяйте натуральные масла (например, кокосовое и миндальное масло или масло авокадо) для поддержания здорового состояния кожи и волос.
  • Что подросток видит в зеркале?

    Одна из основных проблем, волнующих подростков, – это оценка своего внешнего вида: лица, фигуры, физических данных. Многие из них словно постоянно задают себе вопрос: «Насколько я соответствую представлениям о красоте, принятым в моей среде и в современном мире?». От степени удовлетворенности подростков (особенно девушек) своей внешностью зависят и многие другие качества личности – жизнерадостность, открытость, общительность. Подростки, негативно оценивающие свою внешность, более склонны к депрессии и тревоге. Можно ли помочь юношам и девушкам справиться с подобными переживаниями и обрести уверенность в себе?

    Родители и учителя подростков знают: это возраст, полный противоречий и болезненных переживаний. Отношение к своему внешнему облику – одна из проблем, особенно волнующих подростков обоего пола.
    Подросток не только сам слишком придирчиво оценивает собственную внешность, но и крайне чувствителен к ее оценке другими людьми. Сравнивая себя со сверстниками, он формирует представление о себе самом, создает образ своего «психологического Я» и «телесного Я», то есть «физического».
    Для подростка внешность – не просто отражение в зеркале. Это уверенность и общительность, это пропуск в любую компанию и статус в коллективе сверстников. Отношение к своей внешности может составлять основу самооценки в целом.

    Самооценка складывается из знаний о себе и отношения к себе. Знания о себе человек приобретает через общение с другими людьми в семье и в социуме. Но эти знания не остаются нейтральными: со временем они окрашиваются различными эмоциями – как отрицательными, так и положительными. И эти эмоции могут быть сильными и напряженными.
    «Когда я была маленькой – лет до десяти, то была уверена, что я очень хорошенькая. Так говорили взрослые, которые меня окружали. Особенно их умилял мой маленький носик. Они говорили, что это очень красиво. Помню, как я радовалась, когда слышала эти слова. Но потом все изменилось. Я росла, и черты моего лица менялись. И те же взрослые с сожалением стали говорить: надо же, а ведь был такой хорошенький носик, как не повезло – теперь на всем лице только нос и виден. Они мне очень сочувствовали.
    Я часами сидела перед зеркалом и пыталась как-нибудь его втянуть, чтобы он выглядел меньше, но ничего не получалось. Мне казалось, что с таким носом нельзя выходить на улицу – все будут его разглядывать и смеяться. Осенью, зимой и весной я носила шарфы и заматывала ими пол-лица, чтобы закрыть огромный нос. Только тогда я чувствовала себя спокойно. А всем говорила, что у меня хроническая ангина (не знаю, бывает ли такая). Сейчас, когда я выросла, я вижу, что нос у меня самый обычный и не стоило так переживать. Но иногда я по привычке втягиваю его абсолютно автоматически».

    У девушек самооценка в большей степени зависит от оценки привлекательности своего лица и тела, у юношей – от оценки эффективности тела, то есть от спортивных умений.
    «Уроки физкультуры были для меня настоящим мучением. За одну четверть, к ужасу мамы, я «потерял» три или четыре физкультурные формы. Это на какое-то время избавляло меня от насмешек одноклассников. Двойка казалась ерундой по сравнению с тем, чего мне удавалось таким образом избежать. Не только на уроке, но и в раздевалке после урока (и особенно – в раздевалке) я становился объектом не только двусмысленных шуток, но и откровенного унижения. Как же я ненавидел себя и своих одноклассников за то, что не умею подтягиваться! Конечно, я потом всему научился. Но мог научиться гораздо раньше, если бы не этот липкий страх каждый раз и ощущение множества насмешливых глаз, которые на тебя смотрят и ожидают твоей неудачи. Даже теперь в сложные моменты я иногда теряю уверенность и напоминаю себе того беспомощного толстого подростка на турнике».
    П сихологи уже давно обнаружили взаимосвязь между самооценкой своей внешности у подростков и другими важными личностными особенностями.

    Психологи считают, что есть два основных мифа, определяющих эгоцентричное поведение подростков и их сосредоточенность на оценке собственной внешности.
    Первый – миф о собственной исключительности. Этот миф заставляет подростка верить в уникальность и неповторимость своих переживаний, своего опыта. Обратной стороной уникальности всегда является чувство одиночества: «Меня никто не понимает», «Никто не может любить так, как я», «Никто не может страдать так, как я», «Ни у кого нет таких проблем, как у меня».
    Понимание универсальности человеческих переживаний (при безусловной уникальности каждой отдельной личности) болезненно и спасительно одновременно: ведь если кто-то переживал что-то подобное – значит, он может понять тебя и разделить твою боль, он может помочь.
    Второй миф – это миф о воображаемой аудитории.
    «Сегодня на уроке психолог говорила нам о нас самих – о подростках. Много всего. Например, рассказала про «воображаемую аудиторию». Будто подросткам кажется, что они в жизни – как на сцене: все на них смотрят и все их оценивают.
    Я сейчас немного растеряна. Получается, что я просто приписываю другим людям намерение меня рассмотреть и оценить. А на самом деле другие люди думают не обо мне, а о себе. И даже если делают какие-то замечания про внешность, то не для того, чтобы обидеть, а потому, что за свою внешность волнуются и поэтому у других недостатки высматривают. Но я все-таки думаю, что мои недостатки очень людям в глаза бросаются».
    Именно чрезмерная озабоченность собой приводит подростков к тому, что им кажется, будто и других в такой же степени волнует их внешность или поведение.

    Подростковый возраст – это еще и время экспериментов с собственной внешностью. Что скрывается за многократно перекрашенными волосами, немыслимыми прическами, пирсингом, оригинальной одеждой и ярким макияжем? Только ли испорченность подростков и их стремление во что бы то ни стало выделиться из толпы или подчеркнуть свою принадлежность к определенной группе?
    Психологический смысл экспериментов с собственной внешностью – в поиске собственного образа; через изменения внешности подросток ищет и раскрывает свою идентичность (свое Я). Внешний вид подростка (да и взрослого человека тоже) – это своеобразное послание миру о том, кем он хочет быть. Но у взрослого человека образ себя, как правило, уже сложившийся, а у подростка – только формирующийся. Поэтому взрослым, вводя правила, касающиеся одежды и причесок, следует помнить, что всегда остается риск их нарушения теми подростками, которые активно ищут свой образ или используют свою внешность именно как орудие протеста против правил, установленных взрослыми. (И дело здесь тогда уже не во внешности, а в способе взаимодействия взрослых и подростков и их умении обсуждать проблемы и договариваться.)
    «Даже когда ввели школьную форму, мы все равно старались внести в этот скучный костюм хоть капельку индивидуальности: укоротить юбку, подшить кружева, надеть под пиджак что-то яркое. И мы все равно красились, даже когда директор запретила косметику. Я красилась потому, что без карандаша у меня совсем невыразительные глаза и я начинала себя ужасно чувствовать на уроке. А с подведенными глазами я была уверена в себе и даже отвечала гораздо лучше».
    «Когда я сталкивался с правилами, мне ужасно хотелось сделать все наоборот. Учителя боялись, что я плохо влияю на других ребят. Я был единственный в классе, кто носил длинные волосы. А потом я их покрасил в два цвета – черный и белый. И все думали, что я просто издеваюсь над учителями. Ну, отчасти мне хотелось их немного позлить. И был только один учитель, которому я мог рассказать, что черное и белое – это внутри меня. Это как ангелы и черти, как добро и зло, а тебя тянет в обе стороны сразу. Когда ты не можешь понять, какой ты на самом деле – примерный сын своих родителей или уличный хулиган? Лучший спортсмен школы или прогульщик? Хам или тихоня? И непонятно было, как в себе это примирить, как прекратить эту внутреннюю борьбу. Потом я успокоился и покрасил волосы обратно».

    Отечественный психолог А.А. Леонтьев описал эксперимент, в котором проявился так называемый «эффект ореола». В ходе эксперимента педагогам предлагалось оценить личные дела учеников. Перед ними ставилась задача определить на основании личных дел учащихся уровень развития их интеллекта, отношение родителей к школе, планы учащихся на дальнейшее продолжение образования и отношение к нему сверстников. При этом всем участникам эксперимента давалось одно и то же личное дело, но к нему прикладывались разные фотографии с заведомо приятными и заведомо неприятными лицами оцениваемых школьников. Выяснилось, что привлекательным детям учителя приписывали более высокий интеллект, намерение продолжить образование, родителей, больше занимающихся их воспитанием, и более высокий статус среди сверстников.

    К сожалению, негативная оценка своей внешности у подростков может быть спровоцирована неосторожными замечаниями окружающих. Не застрахованы от субъективности и учителя.
    Как правило, со временем подростки перерастают эксперименты над собственной внешностью; недовольство собой тоже остается в прошлом.
    Однако иногда случается так, что критическое отношение к своей внешности приобретает болезненный характер. Для таких состояний итальянским психиатром и психологом Э.Морзелли был предложен термин дисморфофобия.

    Основные симптомы дисморфофобии, свидетельствующие о болезненном характере страхов:

      симптом зеркала – постоянное, навязчивое разглядывание себя в зеркале с целью убедиться в наличии или отсутствии «дефекта» и попытаться найти положение и поворот лица, скрывающие недостаток;

      симптом фотографии – избегание или категорический отказ от фотографирования, уничтожение своих фотографий с целью сокрытия дефекта.

    При дисморфофобиях могут возникать и другие поведенческие признаки: например, попытки скрыть реальный или мнимый дефект с помощью чрезмерного количества косметики или с помощью одежды, ощущение неловкости в обществе, навязчивый поиск информации о способах устранения недостатка и т.д. Чаще всего недовольство вызывают состояние кожи, рост, вес, черты лица и формы тела.
    Опасность заключается в том, что «незначительное» расстройство, которое «только лишь» отравляет жизнь, может перерасти в серьезное заболевание, при котором идея физического недостатка превращается в самый настоящий бред. В таких случаях представление больного о себе абсолютно не соответствует действительности и не поддается разубеждению. К сожалению, случаются даже попытки самоубийств на фоне сильных депрессивных переживаний. Поэтому очень важно вовремя заметить опасность и обратиться за профессиональной психиатрической помощью. Своевременно начатое лечение обычно приводит к хорошим результатам.
    Серьезные психические расстройства, связанные с недовольством собственной внешностью, встречаются все-таки реже «обычных» подростковых переживаний.
    Как помочь недовольным собой подросткам?
    Подростку с низкой самооценкой полезна помощь психолога: есть много способов, помогающих изменить отношение к себе и начать уважать и любить себя.

    «Я психологу честно про свои проблемы рассказала – что я себе не нравлюсь, что я толстая, уродливая, что даже жить не хочется. Она мне несколько заданий дала – что-то вроде тестов, но только надо было не на вопросы отвечать, а рисовать, а потом уже она мне объяснять стала.
    Получается, что моя проблема – в низкой самооценке. То есть, как я поняла, это не я плохая, а я плохо к себе отношусь, особенно к внешности.
    Она объяснила, что это только в детстве самооценка от родителей зависит, пока ребеночек маленький. А потом он уже сам себе хозяином становится и самооценку можно исправить. Есть даже специальные упражнения для этого. Вот, например, наше первое упражнение.
    Надо сделать таблицу, в левой части написать негативные утверждения о себе (те, которые из-за низкой самооценки). А потом труднее – в правой части надо напротив каждого негативного утверждения написать прямо противоположное, хорошее. Например, слева написано «я толстая» – значит, справа пишем «у меня хорошая фигура». Слева написано «я некрасивая» – справа пишем «у меня вполне приятная внешность». Ну и так далее. Потом левый список можно выкинуть, а правую колонку читаем себе два раза в день…
    Конечно, от этих упражнений моя кожа лучше не стала и фигура, в общем, такая же. И они (кожа и фигура) мне не очень нравятся. Странно, но сейчас я могу об этом спокойно думать и писать. Таблетки «похудательные» я решила не пить. В спортзал тоже не пойду. Интересно, как я могла забыть, но я ведь всегда хотела танцевать! Так что с завтрашнего дня я иду на танцы. Еще прочитала на сайте, что для фигуры хорошо плавание. Надо взять абонемент в бассейн! Буду себя любить и меняться потихоньку».

    Из дневника восьмиклассницы*

    Х орошо, когда рядом оказывается тактичный, понимающий взрослый, который поможет подростку разобраться в себе и в причине своих переживаний, снизить их напряженность и подсказать выход. Для подростка очень важна позитивная оценка его внешнего вида: ему нужно чаще говорить о достоинствах его внешности, о том, что он красивый (милый, привлекательный, симпатичный, обаятельный).
    Теплое и принимающее отношение взрослых поможет даже не очень привлекательному ребенку вырасти счастливым.

    Статья подготовлена при поддержке информационного портала «Babyblog».Если вы ищете советы по уходу за ребенком или хотите сшить своему чаду интересный костюм, то лучшим решением окажется информационный портал «Babyblog». На сайте, расположенном по адресу «www.Babyblog.Ru», вы сможете найти советы как сшить , а также другую интересующую вас информацию. Информационный портал «Babyblog» постоянно пополняется интересными статьями, насыщенными фактами и полезными советами.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    Заключение

    Введение

    Актуальность темы, посвященной проблемам отношения к своей внешности женщин, обусловлена тем, что многие женщины имеют глубокие переживания, связанные со внешностью и ее неизбежной трансформацией в зрелом возрасте. Эти переживания и комплексы сказываются на работоспособности, отношениях в семье и коллективе, самооценке. Многие женщины прибегают к помощи современной косметологии и видят в косметологии панацею, однако чаще недовольства своей внешностью коренятся именно в психике, т.е. носят субъективный характер.

    Проблема исследования обусловлена тем, что при обращении к врачу-косметологу чаще всего и врач и пациент игнорируют психологические и душевные составляющие коррекции внешности. Между тем изменения во внешности, вызванные вмешательством медиков и косметологов, неизбежно могут таить в себе новые опасности для психической гармонии, в особенности для женщины среднего возраста, когда нагрузка на психику самая большая.

    Негативное отношение к своей внешности у женщин среднего возраста часто вызвано субъективными факторами, а радикальные изменения внешности методами косметологии без психодиагностики и психокоррекции не исправляют самоотношение к своей внешности, а, напротив, часто приносят негативные последствия. В целом разработка гипотезы в практической части дипломной работы проводится в рамках определения связи между такими факторами, как личностная самооценка, самооценка своей внешности, эмоциональность, тревожность и тип личности.

    Внешний облик выступает как конструируемая интерпретационная версия идентичности субъекта. Результаты культурно-исторического анализа свидетельствуют о том, что создание внешнего облика женщины (таких его элементов, как прическа, одежда, украшения) является приоритетным направлением в истории культуры. Тендерные различия, образ гендерной идентичности конструируются, прежде всего, посредством прически. Об этом свидетельствуют не только культурологические, но и социально-психологические работы.

    Внешний облик как социально-психологический феномен формируется, изменяется, функционирует в культурно-психологическом пространстве общения в связи с социальным познанием, в контексте которого одно из важнейших мест занимают процессы интерпретации. В большинстве исследований феномен интерпретации рассматривается не только как "ключевой момент" социального познания, но и как механизм конструирования социальной реальности, задающий ее множественность и вариабельность.

    По отношению к внешнему облику интерпретация выступает механизмом конструирования образа партнера. Поэтому, подход к анализу внешнего облика, предполагаюший "абсолютную объективность" и жесткую детерминированность внешнего облика особенностями личности субъекта, утрачивает смысл. Преодоление ограничений в изучении интерпретации внешнего облика, возникших в результате сложившихся традиций, становится возможным в теории и методологии социального конструктивизма. Именно в рамках данного подхода перед социальной психологией ставится вопрос о том, какие категории в первую очередь детерминируют интерпретацию внешнего облика.

    Цель настоящего исследования заключается в изучении отношения к своему внешнему облику как к фактору возрастной динамики «Я-концепции» женщин.

    1. «Я-концепция» как отношение к своему внешнему облику

    самовосприятие мезоморфный возрастной телосложение

    Быть обаятельным - это своего рода мужество, ибо требуется непрерывная работа над самим собой. Для этого необходимы знания и умения по имиджированию - самопрезентации. Самопрезентация составляет суть имиджирования.

    В самопрезентации недостаточно опираться на собственные дарования и знания. Необходима специальная подготовка, и, прежде всего умение ориентироваться в основных составляющих этого процесса.

    «Я-концепция» - первый этап работы в технологии личного обаяния, этап познания и принятия себя, формирования собственного самонастроя на позитивное отношение к миру и к себе: познать себя, принять, полюбить и научиться помогать себе. «Образ собственного Я - ключ к пониманию вашей личности и поведению», - утверждал М. Мольц. В работе над имиджем клиента реализуются такие функции имиджа, как личностно возвышающая и психотерапевтическая .

    Становление личности происходит в процессе социализации. Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это процесс становления личности. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей.

    Велико значение взаимодействия развивающейся личности с другими людьми. Самосознание и ценностная ориентация личности зеркально отражают реакции на неё окружающих людей. Подобно тому, как мы видим в зеркале свои лицо, фигуру, одежду (и они представляют для нас интерес, потому что принадлежат нам), так и в своем воображении мы пытаемся представить, как в мыслях других людей отражаются наша внешность, манеры, цели, поступки, характер, друзья... - и это определенным образом действует на нас. Так в процессе социализации у человека формируется его «Я-концепция».

    Р. Бернс дает следующее определение: «Я-концепция» - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с его отношением к себе или к отдельным своим качествам, это называют самооценкой» .

    Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».

    Работая с имиджем индивида по «Я-концепции», необходимо хорошо разобраться в теоретических аспектах этого феномена. Из чего состоит «Я-концепция»? Что происходит с личностью при работе над своей «Я-концепцией»? Как настроиться на достижение успеха? Что даёт индивиду положительная «Я-концепция»?

    Как указывают многие авторы, положительная «Я-концепция» определяется тремя факторами: твёрдой убеждённостью в том, что вы импонируете другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости.

    Описательную составляющую «Я-концепции» часто называют образом Я, или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой, или принятием себя. «Я-концепцию», в сущности, определяет индивид: что он о себе думает, как смотрит на своё деятельное начало и возможности развития в будущем.

    Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать «Я-концепцию» как совокупность установок, направленных на самого себя. Установка включает три главных элемента:

    1. Убеждение индивида: оно может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).

    2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).

    3. Соответствующая реакция, которая может выражаться в поступках (поведенческая составляющая) .

    Применительно к «Я-концепции» эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом:

    1. Образ Я - представление индивида о самом себе.

    2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

    3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой .

    Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут стать его тело, имидж, манеры, способности, социальные отношения и множество других личностных проявлений. Сосредоточимся на трёх основных составляющих «Я-концепции».

    Представления индивида о самом себе кажутся ему значимыми независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, истинны или ложны. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.

    Если перед нами стоит задача описать какого-то индивида, мы будем использовать прилагательные: «надёжный», «общительный», «сильный», «совестливый» и т.д. Всё это - абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщённого образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой - избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним относят любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, например, описание его имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом: одни представляются индивиду более значимыми, другие - менее. Причём значимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания - способ охарактеризовать неповторимость каждой личности посредством сочетания её отдельных черт.

    Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Не вызовут разногласий лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью. В основном же в попытках охарактеризовать себя присутствует сильный личностный оценочный момент. Иными словами, «Я-концепция» - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, для разных людей могут иметь различное значение, обусловленное общей структурой их «Я-концепции». Скажем, достижение сорокалетнего возраста одни считают порой расцвета, а другие - началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Всё это можно объяснить бытующими стереотипами в социуме. Например, чрезмерная полнота повсеместно считается нежелательной, и люди, кажущиеся себе слишком толстыми (хотя они вовсе не являются таковыми в глазах других), нередко приходят к ощущению своей неполноценности, ибо человеку свойственно переносить внешнюю дефектность на личность в целом. Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, социально неадекватен (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. Так, социальное окружение существенно осложняет развитие позитивной «Я-концепции». Даже эмоционально нейтральные характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку .

    Таким образом, самооценка не постоянна, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источник оценочных представлений индивида о себе - его социокультурное окружение. Например, слова «скучный», «толстый», «ленивый» содержат изначально негативную оценку, в то время как «умный», «смелый», «надёжный» - позитивную. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности .

    Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Это нашло своё отражение в методике «Я-концепция». Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д. .

    Всякая установка - это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определённым объектом. Особенность «Я-концепции» как комплекса установок в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, очень сильны и устойчивы. Не придавать значения отношению к тебе другого человека достаточно просто: для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идёт об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Человек, уставший от повседневных дел, может взять отпуск, сменить работу, уехать в другой город или каким-то иным способом изменить ситуацию. Но может ли он убежать от самого себя?

    Во все времена в разных культурах возникали различные представления об идеальных размерах и пропорциях человеческого тела, предпочтение, как правило, отдавалось крупным мужчинам и относительно небольшим женщинам. Положительная оценка своего внешнего облика в сознании человека, а также в суждениях окружающих может существенно повлиять на позитивность его «Я-концепции», отрицательная же оценка влечёт за собой существенное снижение общей самооценки.

    Установлено, что степень удовлетворённости различными характеристиками своего тела значимо коррелирует с общей самооценкой. «Тощий», «толстяк», «очкарик», «не такой высокий, как его брат», «нет таких вьющихся, великолепных волос, как у сестры» - подобные суждения, по мере того как они включаются в образ Я, могут отрицательно влиять на общую самооценку. Рост человека, его вес, телосложение, состояние здоровья, зрение, цвет лица и т.д. способны стать ведущими составляющими его отношения к себе, главными факторами, определяющими чувство собственной ценности, адекватности и приемлемости своей личности. Тело - зримая и ощутимая часть нашего Я .

    В литературе по самовосприятию можно встретить два термина: схема тела и образ тела. Схема тела, определяющая его границы и расположение отдельных частей, возникает под действием сенсорных импульсов и удерживается в коре головного мозга. В отличие от этого образ тела содержит в первую очередь оценку своего физического Я.

    Сложное соединение психологических факторов, влияющих на структуру образа тела, можно представить следующим образом:

    1. Реальное субъективное восприятие тела с точки зрения функциональной способности в целом.

    2. Интериоризированные психологические факторы, возникающие в связи с эмоциональными переживаниями индивида различных жизненных ситуаций.

    3. Социальные факторы: реакции окружающих на индивида и его интерпретация этих реакций .

    4. Идеальный образ тела, суммирующий отношение индивида к своему телу, который возникает в результате конкретных наблюдений, сравнений и отождествлений с телесными качествами других людей.

    Любые изменения, связанные с телом и внешностью человека, могут вносить существенные коррективы в его представления о себе в результате действия того или иного из этих факторов.

    2. Исследование самооценки женщин к своему внешнему облику

    Женщина выглядит на тот возраст, на который она себя ощущает. Так, что можно быть шикарной и в двадцать, и в тридцать, и в сорок, и в семьдесят.

    Так почему же тогда так часто женщин, переступивших порог среднего возраста, охватывает страх, что пока они растили детей, помогали мужу делать карьеру, заботились о домашнем уюте, они, быть может, упустили так много возможностей?! И именно сейчас, когда дети выросли, а дом обустроен, так хочется наверстать упущенное время. И именно сейчас есть острая необходимость ощутить себя на 10 лет моложе, добиться новых целей, пожить в свое удовольствие. Но нет уже прежней уверенности в своих силах, да и зеркало беспощадно к нам, и никогда не скроет ни паутинки морщинок вокруг глаз, ни складочки на лбу, ни потерявшую упругость кожи .

    А ведь для того, чтобы быть привлекательной в глазах мужчин, вовсе необязательно иметь правильные черты, гладкую кожу, огромные голубые глаза, светлые волосы и пухлые губы. Как показали недавние исследования, проведенные в Англии, 68% среднестатистических мужчин предпочитают подружке-модели милую и обаятельную женщину с обычной внешностью.

    Возможно, в своем внутреннем мире человек еще может разобраться, иногда - не без помощи психолога. Что же касается внешнего облика, то... Последние исследования психологов, посвященные проблеме восприятия человеком самого себя, свидетельствуют: наши представления о собственной внешности не совпадают с тем, какова она на самом деле.

    В жизни современной женщины зеркало - предмет первой необходимости, будь то огромное трюмо в полный рост, специальное увеличивающее отражение косметическое зеркальце или сложная система зеркал, позволяющая во всех подробностях рассмотреть такие труднодоступные участки тела, как спина, затылок, задняя поверхность бедер. Статистика утверждает, что девочки от шести до десяти лет ежедневно проводят перед зеркалом семь минут. С десятилетнего возраста интерес маленькой женщины к своей внешности возрастает. Следующие пять лет она сидит перед зеркалом 16 минут в день. С 15 до 20 лет время, проводимое перед зеркалом, увеличивается еще на четыре минуты. С 20 до 25 женщина тратит на зеркало 22 минуты. Это любование собой достигает максимума - 28 минут в день - в возрасте от 25 до 30 лет. В следующие пять лет зеркалу уделяется 24 минуты. 35-40-летняя дама посвящает своему отражению еще меньше времени: только 18 минут. Женщина после 45-ти смотрится в зеркало 12 минут в день, 50-60-летняя - семь минут, 60-70-летняя шесть .

    За всю свою жизнь женщина тратит на рассматривание себя 349575 минут, что равняется 5826 часам, или 242 дням. Самое интересное, что, поправляя перед зеркалом прическу или подкрашивая губы, женщина любуется не собой, а своим зеркальным двойником, который существенно отличается от оригинала. Наше тело несимметрично, лицо - тоже. Правая и левая половинки отличаются друг от друга. Вот почему, привыкнув к своему зеркальному изображению, мы иногда не узнаем себя на фотографии или видеопленке. Последняя, кстати, еще меньше рассчитана на то, чтобы с ее помощью познавать свою внешность, потому что непрофессиональный оператор и неправильно подобранная одежда прибавляют объекту познания как минимум 7-8 килограммов.

    Если смонтировать портреты человека только из правых и только из левых половинок, то получатся два разных лица. "Правое" сохраняет физиогномику лица, но при этом выглядит старше, а "левое" кажется более молодым, но теряет индивидуальность. Каждому, наверное, знакомо чувство изумления и протеста, когда он случайно замечает свое отражение в витрине магазина или в тонированном окне автомобиля. Как правило, увиденное сильно отличается от привычного представления о собственной внешности, как о более значительной и интересной. Ведь, заглядывая в зеркало, мы невольно принимаем определенную позу, как бы готовимся увидеть себя. В результате меняется выражение лица, исчезает непосредственность и непринужденность.

    С возрастом у человека формируется идеальный образ своего лица, поэтому расхождения между истинным и воспринимаемым образом собственного "я" увеличиваются. Немецкий ученый Готтшальдт проводил такие опыты: испытуемый садился перед экраном, на который проецировалась его фотография. Он мог перемещать с места на место части тела, сужать или расширять изображение, подгоняя его под свое отражение в зеркале. Результаты оказались поразительными: участник эксперимента был уверен, что продукт его "творчества" идентичен с его зеркальным отражением, в то время как объективно это были два разных портрета.

    Как утверждают психологи, большинство представительниц прекрасного пола завышают оценку собственной внешности. Женщина любуется своими красивыми глазами, а "неудачный" нос не замечает или привыкает к нему настолько, что он начинает ей даже нравиться. Но, к сожалению, количество женщин, стремящихся переделать себя без веских на то причин, тоже велико. Неэстетичная родинка, полноватая нижняя губа или не слишком густые ресницы могут даже вызвать стресс (особенно в юном возрасте), а в особо тяжелых случаях развивается дисморфобия - болезненное неприятие собственного тела или какой-нибудь его части .

    Психологи считают, что завышенная самооценка, если только она не ведет к самодовольству и заносчивости, всегда лучше, чем заниженная. И вообще, на свете очень мало женщин, которые могли бы беспристрастно оценить свою внешность. Объективности мешает одна очень простая вещь - любовь к самой себе. Несмотря на изъяны, мешающие претендовать на звание "королевы красоты", несмотря на то, что она с радостью прибавила бы себе синевы в глаза или изменила форму ушей, факт остается фактом: женщина себя любит. И это прекрасно, потому что на любви к себе зиждется любовь и ко всему остальному: к мужчине, детям, звездному небу и первому весеннему грому.

    Результаты исследования физической привлекательности, которая тесно связана с состоянием психического здоровья индивида, свидетельствуют физическая привлекательность для женщин, более значима, чем для мужчин. В социальном плане привлекательная женщина может рассчитывать на больший выигрыш от производимого ею впечатления, чем привлекательный мужчина.

    Исследования говорят также о том, что стереотипу мужественности соответствует мезоморфный тип, а стереотипу женственности - эктоморфный.

    Мезоморфный тип телосложения считается идеальным типом мужской фигуры и ассоциируется с культурным эталоном.

    Эктоморфный тип женской фигуры соответствует идеальному образу женского тела. Это объясняется стереотипным представлением, согласно которому стройность - признак внешней привлекательности женщины. По аналогии легко прийти к заключению, что сексуально-ролевые черты женственности ассоциируются именно с идеальным образом женского тела.

    Из сказанного, однако, не следует, что тип телосложения индивида обязательно влияет на формирование его положительной «Я-концепции» и что люди реагируют друг на друга в соответствии с устойчивыми стереотипами.

    После десятилетий борьбы за то, чтобы женщин ценили скорее за ум, чем за красоту, сегодня женщины полагают, что знаменитости, многие из которых улучшили свою внешность искусственно, и отретушированные образы в СМИ мешают счастью простых женщин, а не повышают их шансы на успех .

    Лучшая инвестиция, которую может сделать женщина, это выйти замуж за состоятельного мужчину и вообще отказаться от карьеры. Мужчин-лидеров не тянет к женщинам-лидерам, потому что они не любят конкуренции. Им нужна жена-трофей. Не требуется больших познаний, чтобы понять, что хорошая внешность для женщины важнее, чем для мужчины. Это вообще не должно играть такой роли, однако это так.

    Если ты хорошо выглядишь, то, считай, полпути по карьерной лестнице ты уже сделала. Но изменился ли на самом деле мир? Генриху VIII прислали отретушированный портрет Анны Клевской, его четвертой жены, но когда он увидел ее в реальности, она оказалась совсем не той, кого он хотел увидеть». Брак продлился 6 месяцев, но Анна пережила Генриха на 10 лет.

    По данным опроса, 7 из 10 женщин уверены, что недостатки их фигуры помешали им вести такую жизнь, какую им хотелось бы вести. Если бы у них было более красивое тело, то около половины (46%) изменили бы карьеру, а 12% сменили бы партнера. Женщины также боятся выглядеть старыми. 58% завидуют женщинам своего возраста, которые выглядят моложе, завидуют своим хорошо выглядящим подругам (42%) и всем молодым женщинам в целом (36%) .

    Женщины постоянно сталкиваются с новостями о совершенствовании тела и искусственной внешности звезд и видят, что хорошо выглядящие женщины, по-видимому, добиваются большего, чем просто умные дамы.

    Более привлекательные люди преуспевают во всех аспектах жизни, но это верно и в отношении мужчин, и в отношении женщин. Женщины, однако, чаще, чем мужчины, считают себя непривлекательными, когда обладают средней внешностью. Роль СМИ в этом процессе фундаментальна, потому что они отбирают только самых привлекательных моделей и актрис. Однако имеются четкие признаки того, что и мужчины находятся под давлением требований выглядеть более привлекательно .

    Женщин, хотя бы в чем-то недовольных своей внешностью - большинство, причем подавляющее большинство. В основе недовольства женщины собственной внешностью лежат далеко не только субъективные представления о мнимых «дефектах». Очень часто - это недоброжелательные оценки окружающих, а наша самооценка способна буквально рассыпаться лишь от одного замечания по поводу нашей внешности, или от мимолетного ироничного взгляда.

    Вымышленные или преувеличенные с помощью окружающих недостатки способны заслонить даже самые явные наши достоинства. А подобные фокусы нашей психики обходятся нам крайне дорого: потерей самоуважения, хроническим недовольством собой, завистью к другим - это лишь малая часть того, что способно отравить жизнь любой женщине. Психологи утверждают, что когда наше отношение к собственной внешности перестает зависеть от собственных оценок и реальных природных данных, можно говорить о возникновении комплекса внешности.

    Комплекс этот способен преследовать нас всю жизнь, но существуют две «критические точки», два возрастных периода, когда негативная самооценка внешности особенно ярко выражена и особенно сильно зависит от оценок окружающих. Первая «кризисная точка» приходится на период 15-18 лет, то есть фактически совпадает с подростковым периодом.

    Второй «критический» возраст для самооценки внешности приходится на пятый десяток. Количество негативных эмоций по поводу невыигрышной внешности с возрастом только прибавляется. Отчасти это происходит потому, что с годами появляется дополнительный источник недовольства - сравнение себя с более молодыми. Еще одна характерная черта - в этом возрасте через стремление изменить, улучшить свою внешность, зачастую проявляется потребность разрешить более глубокие психологические проблемы: долгое время продолжающаяся зависимость от другого человека, хроническая неудовлетворенность образом жизни, достигнутыми результатами, положением в семье и т.д. .

    Кстати, подобное «вымещение» внутренних психологических проблем, пусть даже не таких глобальных на отношении к собственной внешности, характерно для женщины любого возраста. Наверняка, все замечали, что если чем-то огорчены, то к зеркалу лучше не подходить: сразу становятся заметными все морщинки, фигура выглядит отвратительно, а волосы - ну никак не хотят укладываться! Получается, что внешность оказывается в качестве «козла отпущения» за то, что у нас плохое настроение. Поэтому советуем обратить внимание на то, когда и в каких ситуациях вы начинаете раздражаться на «дефекты» внешности. Может, что-то иное тому виной.

    Тело, каким бы оно ни было, по праву является неотъемлемой частью нашей личности. Причем частью, активно влияющий на наш характер. Интересно, что такой тесный симбиоз физического и внутреннего «Я» в большей степени характерен именно для женщин. Мы делаем вывод о том, счастливы ли мы, удачливы ли, насколько можем реализоваться и чего-то ждать от жизни, исходя в очень большой степени из нашей оценки собственной внешности. У мужчин с этим дела обстоят несколько иначе, их самооценка не столь зависима от внешних данных. Некрасивых женщин в природе просто не существует. И психологи, работающие с женскими проблемами, считают, что дифференциация на «красивых» и «некрасивых» в корне неверна. Вместо этого они предлагают иную шкалу женской привлекательности: «женщины оптимистичные» и «женщины пессимистичные».

    Чтобы лучше понять разницу, давайте рассмотрим два этих женских типа подробнее. «Пессимистичные женщины» никогда не замечают достоинств своей внешности, фокус их самовосприятия направлен только на недостатки. Как следствие, они всегда недовольны собой, сетуя на свои реальные и мнимые дефекты, они способны говорить только о том, что им в себе не нравится и как они от этого страдают. Страдания эти, как вы понимаете, вовсе не всегда бывают пассивными, чаще - активными. Но, пытаясь скорректировать свою внешность, «пессимистичные женщины» требуют от себя точного соответствия «идеалу», достичь которого они, естественно, не в состоянии .

    А теперь давайте разберемся с «идеалом», к которому «надо стремиться».

    Каждая эпоха выдвигает свой идеал женской красоты, с определенными пропорциями фигуры и чертами лица. Как вы думаете, сколько реальных женщин могут соответствовать этому идеалу? Правильно. Единицы! А как же быть всем остальным? Выбор небогат: можно, разумно ориентируясь на «эталон», создавать свой собственный имидж, с учетом своих природных данных. А можно, вопреки тому, чем наградила нас природа, любыми силами стремиться соответствовать моде.

    В последние годы эталоном женской красоты считается женская фигура, по своим параметрам приближающаяся к подростковой. Нам внушили, что красивыми считаются вовсе не округлые женские формы, а некий почти бесполый образ, только намек на дальнейшее превращение девочки в женщину. Но если вы уже оформившаяся, зрелая женщина, то вряд ли реально «подогнать» себя под подростковый идеал. Попытка эта изначально обречена на провал. И провал этот влечет за собой еще большее недовольство собой, перерастающее в хроническое. Несколько лет такого перманентного состояния разочарования в себе и безнадежности - и депрессия по поводу собственной внешности вам обеспечена.

    Единственный на все века идеал женской привлекательности - женская индивидуальность! Каждая женщина уникальна и неповторима и преимущества ее не в следовании «эталону красоты», который, как мы видим, капризен и изменчив, а в ее особой, личной привлекательности. Иное дело, умеем ли мы принимать нашу индивидуальность, гордиться ею.

    Но вернемся к «пессимистичной женщине».

    Окружающие очень часто считают ее непривлекательной: потухший взгляд, неуверенная походка, ссутулившиеся плечи.

    Она буквально кричит всем своим внешним видом: «Я некрасивая». А окружающие охотно считывают эти сигналы и верят им. Ведь вы наверняка знаете, что 80% информации о незнакомом человеке мы получаем от его невербальных сигналов (выражение лица, поза, голос, манера двигаться и пр.)

    Так что, воистину, нет некрасивых женщин, есть те, кто считает себя таковыми!

    И еще одна характерная черта «пессимистичных женщин».

    Они свято верят в то, что, добившись «идеальной» внешности, они разом станут счастливыми: и характер стане мягче, и поведение более уверенным, и радость к жизни появится, и с друзьями буду встречаться чаще, вечерами перестанут сидеть дома, отношения с мужчинами будут складываться совсем не так, как раньше, и одеваться будут моднее, и с карьерой все пойдет гораздо быстрее. Увы, ничего этого не будет. А в том, что есть сейчас, виновата вовсе не внешность, а ваше к ней отношение.

    Говоря языком психологии - внутренняя проблема выносится вовне и, таким образом, конечно, не решается.

    Совсем иначе обстоят дела с внешностью у «женщины оптимистичной». Вы думаете, их спасает иллюзия по поводу собственной неземной красоты? Ничего подобного!

    Они реально оценивают и выигрышные черты своей внешности и те, что оставляют желать лучшего. Тут все дело в акцентах.

    А акцент «оптимистичная женщина» делает на своих достоинствах. Она умеет подчеркнуть те особенности своей внешности, которые действительно являются выигрышными.

    Они не сетуют на то, что некрасивы, они сами создают свою привлекательность.

    И окружающие действительно считают их обаятельными и привлекательными.

    Здесь мы имеем четкую зависимость: чем позитивней самовосприятие внешности, тем устойчивей самооценка, чем устойчивей самооценка, тем меньше мы зависим от мнения окружающих, а чем меньше мы зависим от мнения окружающих, тем более уверенными в себе мы выглядим, а чем увереннее в себе мы выглядим, тем более привлекательными являемся в глазах окружающих. Вот такая простая логика.

    Заключение

    Итак, положительная «Я-концепция» определяется тремя факторами: твёрдой убеждённостью в том, что вы импонируете другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости. Во все времена в разных культурах возникали различные представления об идеальных размерах и пропорциях человеческого тела, предпочтение, как правило, отдавалось крупным мужчинам и относительно небольшим женщинам. Положительная оценка своего внешнего облика в сознании человека, а также в суждениях окружающих может существенно повлиять на позитивность его «Я-концепции», отрицательная же оценка влечёт за собой существенное снижение общей самооценки.

    Из всего того, что люди думают сами о себе, как они себя оценивают,
    ничто не играет такой большой роли, как оценка собственной внешности. То, как мы оцениваем свою внешность, зависит от нашей уверенности в себе. На оценке собственной внешности может сказаться искаженное представление о себе, а это в свою очередь влияет на то, какими мы себя видим.
    Девочки и женщины в целом менее удовлетворены своей внешностью, особенно в оценке своего веса, чем мальчики и мужчины. Даже тонюсенькие девочки находили в своей фигуре то, что казалось им слишком большим - бедра в особенности. В целом женщины считают себя более полными в сравнении с тем, как их оценивают другие. Более того, представления женщин о том, какие фигуры больше нравятся мужчинам, обычно неверны; мужчины предпочитают не столь тонких женщин.

    Формирование негативного представления о своей внешности уходит корнями в детство. Наше общество слишком много внимания уделяет физическому облику. Везде, где бы ни вращались девочки и женщины, на них обрушиваются идеалы красоты - от телевидения и журналов до победительниц конкурсов на титул "Мисс".

    Список использованной литературы

    1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический проект, 2015. - 704с. ISBN: 5-8291-0350-8

    2. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М.: МПСИ, 2014. - 268с.

    3. Калашникова Л. Формирование имиджа. // Вопросы психологии. - 2014. №10. - С.25-29.

    4. Кондратенко Л.В. Забота об имидже. // Библиотека. - 2013. - №8. - С.36-38.

    5. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Пер с англ. - СПб.: Питер, 2014. - 940с. ISBN 5-94723-187-8, 0-13-033441-3

    6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. М. Сфера, 2015. - 348с. ISBN: 5-89144-162-4

    7. Магун С.В. О взаимосвязях между значимостью различных потребностей личности и их удовлетворенностью // Вопросы психологии. - 2015. - № 6. - С.86-93.

    8. Минюрова С.А., Кустова О.Л. Формирование образа женщины в различных социальных группах. // Вопросы психологии. - 2015. - №1. - С.95-97.

    9. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития.
    М.: Академия, 2013. - 428с. ISBN: 978-5-7695-4136-0

    10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогика, 2014. - 442с. ISBN 5-93134-086-6

    11. Паркер М. Семь возрастов женщины. Возрастные особенности физиологии и психологии женщины. / Пер. с англ. - М.: Эксмо, 2015. - 528с. ISBN: 5-04-002486-Х

    12. Петрова О.О. Возрастная психология. Ростов н./Д.: Феникс, 2014. - 224с. ISBN: 5-222-05224-9

    13. Психология развития человека. / Под ред. Б.С. Волкова, Н.В. Волковой. М.: Академический проект, 2014. - 460с. ISBN: 5-8291-0395-8

    14. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2015. 460с. ISBN 5-7567-0154-0

    15. Сорокоумова Е. Возрастная психология. СПб.: Питер, 2014. - 208с. ISBN: 5-469-00943-2

    16. Фоули Д., Нечас Э. Энциклопедия женского здоровья. / Пер с англ. - М.: Крон-Пресс, 2015. - 228с.

    17. Холлис Д. Перевал в середине пути: кризис среднего возраста. / Пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2013. - 140с. ISBN 978-5-89353-182-4

    18. Хухлаева О.В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость. М.: Академия, 2015. - 208с. ISBN: 5-7695-2635-1

    19. Хэлл К.С., Линдсей Г. Теория личности. / Пер с англ. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2014. - 592с.

    20. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2015. - 168с.

    Размещено на Allbest.ur

    Подобные документы

      Исследование самооценки женщин на разных этапах с помощью психологических тестов. Возрастная динамика Я-концепции: адаптация подростков к изменению своей внешности и психосоциальное развитие в ранней взрослости. Значение и структура Я-концепции по Бернсу.

      дипломная работа , добавлен 19.07.2011

      Многоуровневая организация личности. Проблема развития рефлексии - одна из ключевых в психологии. Общая характеристика самооценки индивида. Психологические особенности, влияющие на достижение человеком успеха. Анализ самооценки конфликтующих индивидов.

      курсовая работа , добавлен 22.10.2012

      Сущность самооценки, влияющие на нее факторы. Особенности "Я-концепции" и индивидуальной свободы женщины. Понятие семьи и брака, их роль в реализации женских потребностей. Анализ взаимосвязи между оценкой собственной личности и семейным статусом женщины.

      курсовая работа , добавлен 16.04.2013

      Развитие взглядов на природу самооценки в истории психологии и различные подходы к понимаю самооценки. Социальные и педагогические аспекты ответственности. Социальные представления о предназначении мужчин и женщин в обществе и гендерные стереотипы.

      курсовая работа , добавлен 27.02.2015

      Определение понятия "психосоматика", "самооценка". Качественная характеристика особенностей самооценки у больных раком молочной железы и её влияние на отношение к болезни. Рекомендации для психологов, врачей и родственников онкологических больных.

      дипломная работа , добавлен 02.07.2015

      Различия общения, самооценки и ценностных ориентаций лиц ранней взрослости состоящих в браке и не состоящих в нем. Различия активности психической деятельности: самоутверждение и самовыражение у мужчин, установление эмоциональных контактов у женщин.

      курсовая работа , добавлен 12.01.2015

      Менструирующая женщина в древнем обществе. Психология женского генитального кровотечения, анализ пубертата и менструальных обрядов индейцев Mohave. Отношение некоторых религий к менструации. Причины зависти женщин к мужчинам, связанные с наличием фаллоса.

      курсовая работа , добавлен 04.03.2015

      Образ успешной женщины в современном социуме. Отличительные характеристики успешных и неуспешных женщин. Влияние гендерной социализации на формирование жизненных стратегий женщин современного Казахстана. Коррекционная программа по повышению самооценки.

      дипломная работа , добавлен 25.05.2015

      Особенности развития женской карьеры в России, специфика трудоустройства женщин на российском рынке. Социально-психологический анализ причин профессионального выбора женщин. Личностные качества женщин, выбравших профессиональную деятельность в МВД.

      реферат , добавлен 14.04.2010

      Самооценка как психологический феномен, история развития представлений об оценке себя человеком. Место самооценки в структуре самосознания, ее функции, виды и параметры. Понятие и причины тревожности. Исследование самооценки и личностной тревожности.

    Что подросток видит в зеркале?

    Одна из основных проблем, волнующих подростков, – это оценка своего внешнего вида: лица, фигуры, физических данных. Многие из них словно постоянно задают себе вопрос: «Насколько я соответствую представлениям о красоте, принятым в моей среде и в современном мире?». От степени удовлетворенности подростков (особенно девушек) своей внешностью зависят и многие другие качества личности – жизнерадостность, открытость, общительность. Подростки, негативно оценивающие свою внешность, более склонны к депрессии и тревоге. Можно ли помочь юношам и девушкам справиться с подобными переживаниями и обрести уверенность в себе?

    Родители и учителя подростков знают: это возраст, полный противоречий и болезненных переживаний. Отношение к своему внешнему облику – одна из проблем, особенно волнующих подростков обоего пола.
    Подросток не только сам слишком придирчиво оценивает собственную внешность, но и крайне чувствителен к ее оценке другими людьми. Сравнивая себя со сверстниками, он формирует представление о себе самом, создает образ своего «психологического Я» и «телесного Я», то есть «физического».
    Для подростка внешность – не просто отражение в зеркале. Это уверенность и общительность, это пропуск в любую компанию и статус в коллективе сверстников. Отношение к своей внешности может составлять основу самооценки в целом.

    Самооценка складывается из знаний о себе и отношения к себе. Знания о себе человек приобретает через общение с другими людьми в семье и в социуме. Но эти знания не остаются нейтральными: со временем они окрашиваются различными эмоциями – как отрицательными, так и положительными. И эти эмоции могут быть сильными и напряженными.
    «Когда я была маленькой – лет до десяти, то была уверена, что я очень хорошенькая. Так говорили взрослые, которые меня окружали. Особенно их умилял мой маленький носик. Они говорили, что это очень красиво. Помню, как я радовалась, когда слышала эти слова. Но потом все изменилось. Я росла, и черты моего лица менялись. И те же взрослые с сожалением стали говорить: надо же, а ведь был такой хорошенький носик, как не повезло – теперь на всем лице только нос и виден. Они мне очень сочувствовали.
    Я часами сидела перед зеркалом и пыталась как-нибудь его втянуть, чтобы он выглядел меньше, но ничего не получалось. Мне казалось, что с таким носом нельзя выходить на улицу – все будут его разглядывать и смеяться. Осенью, зимой и весной я носила шарфы и заматывала ими пол-лица, чтобы закрыть огромный нос. Только тогда я чувствовала себя спокойно. А всем говорила, что у меня хроническая ангина (не знаю, бывает ли такая). Сейчас, когда я выросла, я вижу, что нос у меня самый обычный и не стоило так переживать. Но иногда я по привычке втягиваю его абсолютно автоматически».

    У девушек самооценка в большей степени зависит от оценки привлекательности своего лица и тела, у юношей – от оценки эффективности тела, то есть от спортивных умений.
    «Уроки физкультуры были для меня настоящим мучением. За одну четверть, к ужасу мамы, я «потерял» три или четыре физкультурные формы. Это на какое-то время избавляло меня от насмешек одноклассников. Двойка казалась ерундой по сравнению с тем, чего мне удавалось таким образом избежать. Не только на уроке, но и в раздевалке после урока (и особенно – в раздевалке) я становился объектом не только двусмысленных шуток, но и откровенного унижения. Как же я ненавидел себя и своих одноклассников за то, что не умею подтягиваться! Конечно, я потом всему научился. Но мог научиться гораздо раньше, если бы не этот липкий страх каждый раз и ощущение множества насмешливых глаз, которые на тебя смотрят и ожидают твоей неудачи. Даже теперь в сложные моменты я иногда теряю уверенность и напоминаю себе того беспомощного толстого подростка на турнике».
    П сихологи уже давно обнаружили взаимосвязь между самооценкой своей внешности у подростков и другими важными личностными особенностями.

    Психологи считают, что есть два основных мифа, определяющих эгоцентричное поведение подростков и их сосредоточенность на оценке собственной внешности.
    Первый – миф о собственной исключительности. Этот миф заставляет подростка верить в уникальность и неповторимость своих переживаний, своего опыта. Обратной стороной уникальности всегда является чувство одиночества: «Меня никто не понимает», «Никто не может любить так, как я», «Никто не может страдать так, как я», «Ни у кого нет таких проблем, как у меня».
    Понимание универсальности человеческих переживаний (при безусловной уникальности каждой отдельной личности) болезненно и спасительно одновременно: ведь если кто-то переживал что-то подобное – значит, он может понять тебя и разделить твою боль, он может помочь.
    Второй миф – это миф о воображаемой аудитории.
    «Сегодня на уроке психолог говорила нам о нас самих – о подростках. Много всего. Например, рассказала про «воображаемую аудиторию». Будто подросткам кажется, что они в жизни – как на сцене: все на них смотрят и все их оценивают.
    Я сейчас немного растеряна. Получается, что я просто приписываю другим людям намерение меня рассмотреть и оценить. А на самом деле другие люди думают не обо мне, а о себе. И даже если делают какие-то замечания про внешность, то не для того, чтобы обидеть, а потому, что за свою внешность волнуются и поэтому у других недостатки высматривают. Но я все-таки думаю, что мои недостатки очень людям в глаза бросаются».
    Именно чрезмерная озабоченность собой приводит подростков к тому, что им кажется, будто и других в такой же степени волнует их внешность или поведение.

    Подростковый возраст – это еще и время экспериментов с собственной внешностью. Что скрывается за многократно перекрашенными волосами, немыслимыми прическами, пирсингом, оригинальной одеждой и ярким макияжем? Только ли испорченность подростков и их стремление во что бы то ни стало выделиться из толпы или подчеркнуть свою принадлежность к определенной группе?
    Психологический смысл экспериментов с собственной внешностью – в поиске собственного образа; через изменения внешности подросток ищет и раскрывает свою идентичность (свое Я). Внешний вид подростка (да и взрослого человека тоже) – это своеобразное послание миру о том, кем он хочет быть. Но у взрослого человека образ себя, как правило, уже сложившийся, а у подростка – только формирующийся. Поэтому взрослым, вводя правила, касающиеся одежды и причесок, следует помнить, что всегда остается риск их нарушения теми подростками, которые активно ищут свой образ или используют свою внешность именно как орудие протеста против правил, установленных взрослыми. (И дело здесь тогда уже не во внешности, а в способе взаимодействия взрослых и подростков и их умении обсуждать проблемы и договариваться.)
    «Даже когда ввели школьную форму, мы все равно старались внести в этот скучный костюм хоть капельку индивидуальности: укоротить юбку, подшить кружева, надеть под пиджак что-то яркое. И мы все равно красились, даже когда директор запретила косметику. Я красилась потому, что без карандаша у меня совсем невыразительные глаза и я начинала себя ужасно чувствовать на уроке. А с подведенными глазами я была уверена в себе и даже отвечала гораздо лучше».
    «Когда я сталкивался с правилами, мне ужасно хотелось сделать все наоборот. Учителя боялись, что я плохо влияю на других ребят. Я был единственный в классе, кто носил длинные волосы. А потом я их покрасил в два цвета – черный и белый. И все думали, что я просто издеваюсь над учителями. Ну, отчасти мне хотелось их немного позлить. И был только один учитель, которому я мог рассказать, что черное и белое – это внутри меня. Это как ангелы и черти, как добро и зло, а тебя тянет в обе стороны сразу. Когда ты не можешь понять, какой ты на самом деле – примерный сын своих родителей или уличный хулиган? Лучший спортсмен школы или прогульщик? Хам или тихоня? И непонятно было, как в себе это примирить, как прекратить эту внутреннюю борьбу. Потом я успокоился и покрасил волосы обратно».

    Отечественный психолог А.А. Леонтьев описал эксперимент, в котором проявился так называемый «эффект ореола». В ходе эксперимента педагогам предлагалось оценить личные дела учеников. Перед ними ставилась задача определить на основании личных дел учащихся уровень развития их интеллекта, отношение родителей к школе, планы учащихся на дальнейшее продолжение образования и отношение к нему сверстников. При этом всем участникам эксперимента давалось одно и то же личное дело, но к нему прикладывались разные фотографии с заведомо приятными и заведомо неприятными лицами оцениваемых школьников. Выяснилось, что привлекательным детям учителя приписывали более высокий интеллект, намерение продолжить образование, родителей, больше занимающихся их воспитанием, и более высокий статус среди сверстников.

    К сожалению, негативная оценка своей внешности у подростков может быть спровоцирована неосторожными замечаниями окружающих. Не застрахованы от субъективности и учителя.
    Как правило, со временем подростки перерастают эксперименты над собственной внешностью; недовольство собой тоже остается в прошлом.
    Однако иногда случается так, что критическое отношение к своей внешности приобретает болезненный характер. Для таких состояний итальянским психиатром и психологом Э.Морзелли был предложен термин дисморфофобия.

    Основные симптомы дисморфофобии, свидетельствующие о болезненном характере страхов:

      симптом зеркала – постоянное, навязчивое разглядывание себя в зеркале с целью убедиться в наличии или отсутствии «дефекта» и попытаться найти положение и поворот лица, скрывающие недостаток;

      симптом фотографии – избегание или категорический отказ от фотографирования, уничтожение своих фотографий с целью сокрытия дефекта.

    При дисморфофобиях могут возникать и другие поведенческие признаки: например, попытки скрыть реальный или мнимый дефект с помощью чрезмерного количества косметики или с помощью одежды, ощущение неловкости в обществе, навязчивый поиск информации о способах устранения недостатка и т.д. Чаще всего недовольство вызывают состояние кожи, рост, вес, черты лица и формы тела.
    Опасность заключается в том, что «незначительное» расстройство, которое «только лишь» отравляет жизнь, может перерасти в серьезное заболевание, при котором идея физического недостатка превращается в самый настоящий бред. В таких случаях представление больного о себе абсолютно не соответствует действительности и не поддается разубеждению. К сожалению, случаются даже попытки самоубийств на фоне сильных депрессивных переживаний. Поэтому очень важно вовремя заметить опасность и обратиться за профессиональной психиатрической помощью. Своевременно начатое лечение обычно приводит к хорошим результатам.
    Серьезные психические расстройства, связанные с недовольством собственной внешностью, встречаются все-таки реже «обычных» подростковых переживаний.
    Как помочь недовольным собой подросткам?
    Подростку с низкой самооценкой полезна помощь психолога: есть много способов, помогающих изменить отношение к себе и начать уважать и любить себя.

    «Я психологу честно про свои проблемы рассказала – что я себе не нравлюсь, что я толстая, уродливая, что даже жить не хочется. Она мне несколько заданий дала – что-то вроде тестов, но только надо было не на вопросы отвечать, а рисовать, а потом уже она мне объяснять стала.
    Получается, что моя проблема – в низкой самооценке. То есть, как я поняла, это не я плохая, а я плохо к себе отношусь, особенно к внешности.
    Она объяснила, что это только в детстве самооценка от родителей зависит, пока ребеночек маленький. А потом он уже сам себе хозяином становится и самооценку можно исправить. Есть даже специальные упражнения для этого. Вот, например, наше первое упражнение.
    Надо сделать таблицу, в левой части написать негативные утверждения о себе (те, которые из-за низкой самооценки). А потом труднее – в правой части надо напротив каждого негативного утверждения написать прямо противоположное, хорошее. Например, слева написано «я толстая» – значит, справа пишем «у меня хорошая фигура». Слева написано «я некрасивая» – справа пишем «у меня вполне приятная внешность». Ну и так далее. Потом левый список можно выкинуть, а правую колонку читаем себе два раза в день…
    Конечно, от этих упражнений моя кожа лучше не стала и фигура, в общем, такая же. И они (кожа и фигура) мне не очень нравятся. Странно, но сейчас я могу об этом спокойно думать и писать. Таблетки «похудательные» я решила не пить. В спортзал тоже не пойду. Интересно, как я могла забыть, но я ведь всегда хотела танцевать! Так что с завтрашнего дня я иду на танцы. Еще прочитала на сайте, что для фигуры хорошо плавание. Надо взять абонемент в бассейн! Буду себя любить и меняться потихоньку».

    Из дневника восьмиклассницы*

    Х орошо, когда рядом оказывается тактичный, понимающий взрослый, который поможет подростку разобраться в себе и в причине своих переживаний, снизить их напряженность и подсказать выход. Для подростка очень важна позитивная оценка его внешнего вида: ему нужно чаще говорить о достоинствах его внешности, о том, что он красивый (милый, привлекательный, симпатичный, обаятельный).
    Теплое и принимающее отношение взрослых поможет даже не очень привлекательному ребенку вырасти счастливым.

    Статья подготовлена при поддержке информационного портала «Babyblog».Если вы ищете советы по уходу за ребенком или хотите сшить своему чаду интересный костюм, то лучшим решением окажется информационный портал «Babyblog». На сайте, расположенном по адресу «www.Babyblog.Ru», вы сможете найти советы как сшить , а также другую интересующую вас информацию. Информационный портал «Babyblog» постоянно пополняется интересными статьями, насыщенными фактами и полезными советами.