Герои сказки коза дереза. Театрально-игровая деятельность по мотивам сказки "коза-дереза". Коза - черные глаза

04.03.2020

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Здоровье».

Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально -художественная, рассказывание, конструирование.

Программные задачи.

Образовательные: активизировать познавательную и речевую деятельность детей; формировать коммуникативные качества,способствовать овладению детьми в

конкретных речевых ситуациях нормами речи, учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, формировать умение взаимодействовать;

Развивающие: развивать конструкторские навыки; сообразительность, детское творчество в процессе совместной продуктивной деятельности, способствовать развитию мелкой моторики рук.

Воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчеству, воспитывать в детях нравственность(желание помочь, сопереживание чужому горю, не быть лентяем, обманщиком)

Словарная работа: лупить- бить, пасти- выводить на лужок травку кушать, избушка- деревянный домик. Отпиленные стволы деревьев называют- брёвнами.

Форма проведения (речевой работы): игровая деятельность- путешествие

Материалы и оборудование: атрибуты одежды для Козы- Дерезы, резиновые игрушки –герои сказки, серия сюжетных картинок по сказке, картинки деревянных домиков, таблица «Коза». Клей. кисточки, заготовки для избушки. Альбомные тонированные листы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБ ДОУ» Центр развития ребёнка д/с №21 « Радость».

Интегрированная деятельность в средней группе

на основе р.н.сказки «Коза-Дереза»

Подготовили и провели

Воспитатель I кв.кат

Магсумова Ч.И.

Воспитатель высш. кат

Гук. Л.Н.

Набережные Челны 2013

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Здоровье».

Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально -художественная, рассказывание, конструирование.

Программные задачи.

Образовательные: активизировать познавательную и речевую деятельность детей; формировать коммуникативные качества,способствовать овладению детьми в

конкретных речевых ситуациях нормами речи, учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, формировать умение взаимодействовать;

Развивающие: развивать конструкторские навыки; сообразительность, детское творчество в процессе совместной продуктивной деятельности, способствовать развитию мелкой моторики рук.

Воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчеству, воспитывать в детях нравственность(желание помочь, сопереживание чужому горю, не быть лентяем, обманщиком)

Словарная работа: лупить- бить, пасти- выводить на лужок травку кушать, избушка- деревянный домик. Отпиленные стволы деревьев называют- брёвнами.

Форма проведения (речевой работы): игровая деятельность- путешествие

Материалы и оборудование: атрибуты одежды для Козы- Дерезы, резиновые игрушки –герои сказки, серия сюжетных картинок по сказке, картинки деревянных домиков, таблица «Коза». Клей. кисточки, заготовки для избушки. Альбомные тонированные листы

Описание сценария ИОС.

1. Вводная часть

Воспитатель приглашает детей встать в круг

Солнце дети высоко

Все вдыхаем глубоко.

Руки вниз мы опускаем и тихонько выдыхаем

1-2 все вдыхаем, 3-4 выдыхаем.

Зная как вы любите сказки, предлагаю сегодня поехать в гости -в деревню « Сказкино».Садитесь на наш волшебный поезд(дети кладут руки на плечи друг- друга и громко говорят)

Вагончики-вагончики,

По рельсам тарахтят.

Везут в деревню « Сказкино»

Приехали Ой, как здесь красиво.

2. Основная часть

Входит коза и причитает

Ой. Я бедная коза. Никто меня не любит. Даже родной дед меня из дома выгнал.

А может ты нам расскажешь, что случилось, а мы с ребятами тебе поможем.

Я- Коза –Дереза. Жила я вместе дедом, бабкой и внучкой Машей…

Кажется, ребята я знаю эту сказку. Это русская народная сказка « Коза- Дереза».

(рассказываю сказку и показываю картинки)

Жили были дед да баба да внученька Маша. Не было у них ни коровки, ни свинки, никакой скотинки - одна коза. Коза, черные глаза, кривая нога, острые рога. Дед эту козу очень любил. Вот раз дед послал бабку козу пасти. Она пасла, пасла и домой погнала. А дед сел у ворот да и спрашивает:

Коза моя, коза, чёрные глаза, кривая нога, острые рога, что ты ела, что пила?

Я не ела, не пила, меня бабка не пасла. Как бежала через мосточек ухватила кленовый листочек, - вот и вся моя еда. Рассердился дед на бабку, раскричался и послал внучку козу пасти. Та пасла, пасла и домой пригнала. А дед у ворот сидит и спрашивает:

Коза моя, коза, чёрные глаза, кривая нога? острые рога, что ты ела, что пила? А коза в ответ:

Я не ела, я не пила, меня внучка не пасла, как бежала через мосточек, ухватила кленовый листочек, - вот и вся моя еда.

Рассердился дед на внучку, раскричался, пошёл сам козу пасти. Пас, пас, досыта накормил и домой погнал. А сам вперёд побежал, сел у ворот да спрашивает:

Коза моя, коза, чёрные глаза, кривая нога, острые рога, хорошо ли ела, хорошо ли пила?

А коза говорит:

Я не пила, я не ела, а как бежала через мосточек ухватила кленовый листочек,- вот и вся моя еда!

Рассердился тут дед на обманщицу, схватил ремень, давай её по бокам лупить. Еле-еле коза вырвалась и побежала в лес.

В лес прибежала да и забралась в зайкину избушку, двери заперла, на печку залезла. А зайка в огороде капусту ел. Пришёл зайка домой - дверь заперта. Постучал зайка да и говорит:

Кто мою избушку занимает, кто меня в дом не пускает?

А коза ему отвечает:

Я коза-дереза пол бока луплена, за три гроша куплена, я как топну - топну ногами, заколю тебя рогами, хвостом замету.

Испугался зайчик, бросился бежать. Спрятался под кустик и плачет, лапкой слёзы вытирает.

Идет мимо серый волк, зубами щёлк.

О чём ты заинька плачешь, о чём слёзы льёшь?

Как мне, заиньке, не плакать, как мне серому, не горевать: построил я себе избушку на лесной опушке, а забралась в неё коза-дереза, меня домой не пускает.

Не горюй, заинька, не горюй серенький, пойдём я её выгоню.

Подошёл серый волк к избушке да как закричит:

Ступай, коза, с печи, освобождай зайкину избушку!

А коза ему и отвечает:

Я коза-дереза, пол бока луплена, за три гроша куплена, как выпрыгну, как выскочу, забью ногами, заколю рогами - пойдут клочки по закоулочкам!

Испугался волк и убежал!

Сидит заинька под кустом, плачетИдёт медведь, толстая нога. Кругом деревья, кусты трещат.

О чём, заинька, плачешь, о чём слёзы льёшь?

Как мне, заиньке, не плакать, построил я избушку на лесной опушке, а забралась ко мне коза-дереза, меня домой не пускает.

Пошёл к избушке медведь да давай реветь:

Пошла, коза, с печи, освобождай зайкину избушку!

Как выскочу, да как выпрыгну, как забью ногами, заколю рогами, - пойдут клочки по закоулочкам!

Испугался медведь и убежал.

Сидит зайка под кустом, пуще прежнего плачет, слёзки лапкой утирает. Кто мне зайчику серенькому поможет? Как мне козу-дерезу выгнать?

Идёт петушёк, красный гребешёк, в красных сапогах, на ногах шпоры, на плече коса.

Что ты, заинька, так горько плачешь, что ты серенький, слёзы льёшь?

Как мне не плакать, как не горевать, построил я избушку, на лесной опушке, забралась туда коза-дереза меня домой не пускает.

Не горюй, заинька, я её выгоню.

Я гнал - не выгнал, волк гнал - не выгнал, медведь гнал - не выгнал, где тебе,

Петя, выгнать!

Пойдём посмотрим, может и выгонем!

Пришёл Петя к избушке да как закричит:

Иду, иду скоро, на ногах шпоры, несу острую косу, козе голову снесу! Ку-ка-ре-ку!

Испугалась коза да как хлопнется с печи! С печи на стол, со стола на пол, да в дверь, да в лес бегом! Только её и видели.

А заинька снова стал жить в своей избушке, на лесной опушке. Морковку жуёт, вам поклон шлёт.

Ну вот, Коза, и вся твоя история. Что же, ребята, Коза сделала неправильно и почему осталась совсем одна?

Она обманывала дедушку, выгнала зайку из избушки.

Я не обманывала – а фантазировала. И с зайцем не хотела ссорится просто мне домик его понравился.

Ребята, помогите Козе всё исправить.

Надо попросить прощения у дедушки и у зайки.

Ой, спасибо вам ребята, я больше не буду никого обижать.(коза уходит)

Говорят: Что наврешь, то и пожнёшь. Вот не врала бы коза –не приключилось бы с ней такого горя.(проговаривают пословицу)

Физ. Минутка

А.Барто «Козленок»:

У меня живет козленок, (показ рожек)

Я сама его пасу. (показ рукой на себя)

Я козленка в сад зеленый (показ деревьев, качающихся от ветра)

Рано утром отнесу.(колыбелька)

Он заблудится в саду (закрыть руками глаза)

Я в траве его найду.(раскрыть руки)

Кто сможет рассказать сказку по картинкам?

Посмотрите, кто это к нам на встречу пришел?

Герои сказки «Коза- Дереза»

1. Расставьте всех героев по порядку. Сколько их?

Сколько животных?

Сколько диких животных?

Сколько домашних?

Какой по счету дед?

Кто стоит между волком и петухом?

Где стоит коза?

Расскажите о козе по таблице.

Каких домашних животных вы можете назвать на букву « К»?(кошка, кролик. конь, корова).

(хороводная игра)

Далеко, далеко

На лугу пасутся ко…

Кони? Нет, не кони!

Далеко, далеко

На лугу пасутся ко…

Козы? Нет, не козы!

Далеко, далеко

На лугу пасутся ко…

Правильно, коровы!

Пейте, дети, молоко -

Будете здоровы!

3. Художественное творчество. Практическая часть

Сегодня мы построим много избушек. Никто не останется без домика.

Избушка- это деревянный домик. Отпиленные стволы деревьев называют брёвнами. Обычно такие дома строили в деревнях.(Показ картинок.)Дома строили так, чтобы они смотрели друг на друга. Так появлялась улица. У вас на столах лежат вот такие коричневые прямоугольники. Нужно аккуратно обрывать по линии её на тонкие брёвна- прямоугольнички.и выкладывать из них стены. потом нужно приклеить треугольную крышу и окно вот и готов домик.

(сам. работа) – звучит музыка

Выставка домиков

Коза выходит прощается с детьми и угощает молочным батончиком (Милкивей)

Ну, а нам ребята пора возвращаться.

Вагончики-вагончики,

По рельсам тарахтят.

Везут обратно в садик

Компанию ребят.Чух-чух-чух.Чух-чух-чух.


Разделы: Работа с дошкольниками

Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками

Игра и сказка – это неотъемлемая часть жизни ребёнка.

Сказки – это нечто большее, чем просто жанр устного народного творчества. Сказки входят в жизнь детей с того момента, когда они появляются на свет и сопровождают их на протяжении всего детства. Именно знакомство со сказкой помогает ребенку постигнуть окружающий их мир.

И игра для ребенка – это не просто забава, это вид деятельности, в процессе которой строится его личность. Когда дети играют в игру, в ней отражается окружающая жизнь. Таким образом, игра развивает творческое отношение ребенка к жизни, дает ему новые знания и опыт. В игре ребенок познает мир, дает выход своим эмоциям и энергии, открывает для себя что-то новое, учится общаться с другими людьми. А любая сказка представляет собой историю об отношениях людей, зверей, язык которой понятен малышу.

А если игра и сказка перемешиваются, то тогда играя в сказку ребёнок стирает границы между фантазией и действительностью. В таком волшебном мире игры можно легко превратиться в бесстрашных любимых героев, или вдруг оказаться например козлёночком или волком. Еще интереснее испытать себя в роли матери или отца, бабушки или дедушки. Игра позволяет ребёнку лучше понять себя, так как ломает условности и позволяет проверить себя в разных ролях – “сильный-слабый”, “красивый-гадкий”, “храбрый–трусливый”.

Игра стимулирует воображение и творчество, совершенствует движения

Другими словами, игра для малышей – очень ценная работа, приносящая удовлетворение, дающая энергию.

Так пусть же они играют в сказку.

Предлагаю вашему вниманию одну игру из цикла “Подвижно-познавательных игр по сюжетам старых сказок” для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

“Коза-дереза”

Цель: учить передавать эмоциональное и физическое состояние игровых образов; обогащать игровой опыт детей; способствовать раскрепощению фантазии.

Совершенствовать умение выразительно передавать игровые образы, имитировать характерные движения;

  • Закреплять умение воспроизводить по памяти ранее полученную информацию;
  • Развивать речь, внимание, мышление, память.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.
  • Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки “Коза – дереза”; беседы о лесе и его жителях.

Игровой реквизит:

  1. Иллюстрации по количеству героев сказки – 8шт.
  2. Юбки, платки, блузки, фартуки – по 4шт.
  3. Корзинки с “мусором” – 5шт.
  4. Скамейка
  5. Кубы, мешочек с конфетами, платки – 5шт.

– Двери открываются – сказка начинается. Нас сегодня вновь приглашает в гости сказка. И называется она “Коза-дереза”. А кто из вас помнит, какие герои есть в этой сказке? (ответы детей). Я очень рада, что вы вспомнили всех героев. Думаю, что у нас с вами трудностей не будет, ведь вы мне как всегда поможете. Дело в том, что все иллюстрации героев сказки оказались разрезанными необходимо их собрать. И первыми мне помогут самые маленькие наши участники. А кто конкретно, сейчас выясним.

Вам необходимо продолжить предложение из сказки . Приготовились …

– Жили-были… (дед и баба)
Самым первым оказался …, молодец!

Ребята, иллюстрацию какого героя он будет собирать? Ну конечно Деда.

Подойди к столу и приступай к работе, если хочешь, можешь взять себе помощника.

Ну, сейчас нам необходимо определить, кто же будет собирать картинку Бабушки. Этот конкурс только для девочек. А мальчики выступят в роли судей и выберут самую лучшую Бабушку.

Девочкам необходимо разделиться на четыре группы по три человека. В каждая тройка выберет, кого будет наряжать. (На стульчиках разложены вещи – юбки, фартуки, платки…) На то чтобы одеть свою Бабушку вам дана дна минута.

Конкурс “Чья Бабушка красивей?”

С помощью мальчиков подводятся итоги. Победительница складывает свою картинку.

А вы помните, что в сказке у Деда была дочка и у Бабы была дочка? Но ведь у нас не только девочки, но и мальчики, поэтому будут и дочки и сыночки. А что в сказке делали дочки? … Конечно, они помогали. Вот и нам с вами нужно выбрать самых лучших помощников. Распределитесь по парам – мальчик с девочкой. Каждая пара возьмёт по корзинке и встанет туда, где больше нравится. Сейчас я рассыплю весь мусор из ваших корзинок, а вы после сигнала должны быстро и чисто всё собрать. Чья пара окажется самой быстрой, тому и достанется собирать следующую картинку.

Игровое задание “Помощники”

Картинки с людьми мы с вами собрали. Пора и за зверюшек браться. И кто же у нас будет первым? Кого Коза обидела больше всех? … Ну конечно Зайку. А что Зайка делает лучше всего? …(прыгает) Я знаю, что вы все замечательно прыгаете. Но в этот конкурс пригласим детей помладше, а старшие – судьи.

“Зайцы” слушайте задание, пока звучит музыка – вы прыгаете, а как только замолкает – вы должны забраться на скамейку и замереть, превратиться в “столбик”. Судьи выбирают двух самых лучших Зайцев, которые и соберут картинку.

Игровое упражнение “Замри”

Следующий герой сказки спрятался в загадке, отгадайте.

Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.

Молодцы! Конечно же это волк. А где живёт волк?.. (В лесу.) Так как волк живёт в лесу, он всё знает о лесе, а вы? Сейчас мы проверим. Кто даст больше всех правильных ответов, тот и будет собирать картинку с Волком.

Конкурс загадок

1. Весной зеленит
Летом холодит
Осенью питает
Зимой согревает

2. Весной цвету
Летом плод приношу
Осенью не увядаю
Зимой не умираю.

3. Стоят столбы белы
На них шапки зелены.

4. Ни кто не пугает,
А вся дрожит.

5. Платье потерялось
Пуговки остались.

Следующий герой нашей сказки тоже лесной житель – это медведь. Что вы знаете о медведях?.. Что медведи любят кушать?.. Да, мишки очень большие сластёны. Но нашим Мишкам будет трудно найти сладости.

Посмотрите, на нашей “полянке” стоят “пеньки”. Участникам игры завяжем глаза, и я положу на один из пеньков мешочек со сладостями. Необходимо, передвигаясь на четвереньках, обследовать “пеньки” руками. Кто найдёт мешочек должен крикнуть – “нашёл”. Победитель будет выкладывать картинку с медведем.

Игра “Слепые медведи”

Самым большим героем в сказке был медведь, а кто помнит самого маленького и самого смелого?.. Правильно, пчела. В любую щелочку пролезет и никого не испугается. А что вы знаете о пчелах? Кто больше всех нам расскажет, то и соберёт картинку с пчелкой.

“Пчеловоды”

Итак, картинку, с каким героем осталось нам собрать? Конечно же картинку козы. А чтобы определить, кто же будет её собирать, мы все вместе поиграем в игру. А определит победителя пчелка. Ведь она была в сказке самой смелой. Победит тот кто сумеет увернуться от “жала” пчелы.

Игра “Будь ловким”

Вот и все картинки с героями собраны. И наша игра подошла к концу. Но впереди нас ждут новые сказки и их герои. Всякой сказке бывает конец, а кто участвовал в ней – молодец!

Тема. Знакомство со сказкой «Коза-дереза». Чтение и обсуждение сказки.

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить понимать образное содержание сказки, передавать структуру сказки, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; р азвивать умственную активность, творческое воображение, сообразительность, наблюдательность, фантазию, умение сравнивать; воспитывать сочувствие к сказочным персонажам, попавшим в беду; учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её, учить наблюдать за развитием сюжета, отвечать на вопросы по тексту, передавать своё отношение к поступкам героев сказки, расширять читательский кругозор; воспитывать доброе отношение к животным,
любовь и интерес к русским народным сказкам.

Тип: изучение нового материала.

Оборудование : выставка детских книг и рисунков, иллюстрации книги, игрушки, маски зверей, музыкальное сопровождение.

Ход урока

I. Организация класса.

Здесь затеи и загадки,

Игры, сказки, все для вас!

Пожелаю вам удачи,

За работу, в добрый час!

II. Актуализация опорных знаний учащихся. Сообщение темы урока.

1.Приветствие учителя.

Мне очень хочется пожелать доброго утра всем – всем – всем, каждому из вас. Доброе утро, ребята, гости! И давайте поиграем с вами в игру “Доброе утро”.

2. Игра “Доброе утро”.

Я скажу слова: “Доброе утро…” и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашет мне рукой,– значит, вы услышали и отвечайте на приветствие. Попробуем?

Доброе утро всем девочкам!....

Доброе утро всем мальчикам!...

Доброе утро всем, кто любит конфеты!

Доброе утро всем, кто приехал в школу на автобусе!

Доброе утро всем, кто пришёл в школу пешком!

Доброе утро всем, кто любит свою школу!

Доброе утро всем, кто любит сказки!

3.Сказка, сказка это чудо!

В чудеса играть мы будем,
Будем вместе мы читать,

Чудесами управлять!

4.Отгадывание загадок.

Маленький, беленький, все полюшко прокружил,
По дорожке прыг-прыг! По снежочку тык-тык! (Заяц)

Ходит барин по двору, придирается ко всему,
Двойная бородка, на бок колпачок! (Петух)

С бородкой, а не старик, с рогами, а не бык,
Доят, а не корова, лыко дерет, а лаптей не плетет! (Коза)

А как вы думаете, в какой сказке живут эти герои? Молодцы, ребята, правильно отгадали! В сказке - "Коза-дереза!"

А кто же главный герой это сказки?

Физкультминутка «Коза - Дереза ».
Я Коза – Дереза,

Коза - черные глаза
Острые рога, кривая нога.
Глазками - хлоп-хлоп!

Ножками - топ-топ!
Забодаю, забодаю, забодаю!!!

III. Работа над материалом урока.

1.Слушание сказки "Коза-дереза".

2.Обсуждение сказки.

Как называется сказка?

Кто герои сказки? (Петух, зайчик, коза, дочка, старуха, старик.)

О чем говорится в сказке? (О том, как коза обманывала всех.)

Почему старик выгнал дочку и старуху?

Как старик узнал, что коза его обманывала?

Как старик решил наказать козу?

Кого выгнала коза-дереза из своей избушки?

Кто помогал зайчику прогнать козу-дерезу и получилось ли у него?
- Кто ещё поспешил на помощь зайчику?

А кто помог зайчику?

Как петух испугал козу? (Иду, иду скоро, на ногах шпоры, несу острую косу, козе голову снесу! Ку-ка-ре-ку!)

3. «Чему учит сказка?» (Ответы детей)

Физкультминутка.

1) Стоит в лесу домик - теремок, (пальцы раздвинуть в стороны)
На двери висит замок, (пальцы переплетены в замок)
Открывает его волк: (движения сомкнутыми кистями влево, вправо)
Дерг - дерг, дерг - дерг. (движения сомкнутыми кистями)
Пришел Петя-петушок (пальцы подняты вверх, изображая гребешок)
И ключом открыл замок (пальцы размыкаются и соединяются, изображая крышу)

3. Русская народная игра "Ходил дед на базар".

Ходил дед на базар, купил дед косу.
- На что тебе коса?
- Мураву-траву косить!
- На что траву косить?
- Добра коня выкормить!
- На что коня выкормить?
- Дубовый лес возить!
- На что дубовый лес возить?
- Мосты мостить!
- На что мосты мостить?
- В гости к козоньке ходить!

Продавец: Кому козу? Продаю козу!...Недорого отдам!...

Дед: Почем, хозяюшка, козу продаешь?

Продавец: За три гроша отдам!

Дед: А хороша ли коза?

Продавец: Ах хороша! Да как хороша!

Дед: Ну бери три гроша давай козу! (ведет козу)

Продавец: Слава тебе господи! Продала козу!

4. Инсценирование отрывка сказки (по выбору детей).

IV . Итог урока. Рефлексия.

Любая сказка как венцом всегда кончается концом. По обычаю сказочному мы можем закончить сказку какими словами?

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Какой урок даёт нам сказка "Коза-дереза"?

Что вам особенно понравилось в сказке?

А ещё какие сказочные концовки вы знаете?
- Я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!
- Вот тебе и сказка, а мне бубликов связка!
- Тут и сказки конец, а кто слушал молодец!
- Жил-был царь-овес, он все сказки унес!

Всякой сказке бывает конец, а кто участвовал в ней – молодец.
- И стали они жить поживать и добра наживать!

Вот мы и распрощались по-сказочному!

Марина Сушкова
«Разыгрывание и пересказ сказки «Коза-Дереза» с помощью «заместителей»

«Разыгрывание и пересказ сказки «Коза – Дереза »

с помощью «заместителей »

Задачи :

1. Развитие умения подбирать «заместителя » по заданному признаку (размеру и цвету геометрических фигур) ;

2. Построение двигательной модели по ходу изложения;

3. Закрепление содержания отдельных эпизодов сказки с помощью «заместителей » ;

4. Развивать мышление, творческое воображение, связную речь детей. Расширять словарный запас;

5. Нравственные задачи : умение слушать воспитателя и советы товарищей, не перебивать , отвечать полным ответом, правильно сидеть за столами, уметь

оценивать сказочные поступки героев .

Материал : Текст сказки «Коза - Дереза » . У каждого ребенка кружки разной величины и цветов : белый, серый, коричневый, красный, черный, полоски : зеленая, синяя, треугольник - зеленый, квадрат - синий.

Ход занятия:

Эмоциональный настрой детей на занятие.

Звучит музыка

Воспитатель. - Ребята, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу.

Теперь улыбнитесь мне, а я вам.

Какое у вас настроение?

(Хорошее, доброе, улыбчивое, веселое бодрое.)

Вот с этим добрым настроением мы и начнем наше занятие.

Сегодня мы поговорим о сказках .

Я знаю, вы их очень любите.

Расскажите, за что вы любите русские народные сказки ?

сказках живут животные , умеющие разговаривать, в них происходят чудеса и волшебство, в сказках всегда добро побеждает зло, они учат нас быть добрыми)

Как вы думаете, что произойдет, если исчезнут сказки ?

(Нам будет скучно и не интересно без сказок , исчезнет добро, чудеса и волшебство)

Правильно, вместе со сказками исчезнет из нашей жизни доброта, чудеса и волшебство. Чтобы этого не произошло, и сказки всегда оставались с нами, нужно просто любить и уметь интересно рассказывать их .

Признаюсь, дети, я тоже люблю сказки .

Сегодня мы побываем в гостях у нашей старой знакомой Козы-Дерезы.

Она главная героиня, какой сказки ?

(Русской народной сказки «Коза – Дереза » )

Но в этой сказке есть и другие персонажи, назовите их?

(Дед, бабка, зайка, медведь, петушок)

Молодцы! Правильно назвали.

Герои сказки прийти сами не смогли, но они прислали своих «заместителей » .

У каждого персонажа есть «заместитель » в виде геометрической фигуры.

Ваша задача подобрать «заместители » нашим героям.

Даю вам подсказку : у героев животных «заместители » - круги, у деда с бабой - прямоугольные полоски, у кустика - треугольник, у домика - квадрат.

Давайте вспомним, какой была по характеру Коза - Дереза в сказке ?

(Хитрая, злая, обманщица)

Опишите внешний вид козы.

(Коза большая , шерсть у нее белая, глаза черные, рога острые, нога кривая)

Какой круг похож на козу?

(Белый)

Какого цвета ты взял круг? Кого он обозначает?

Что сделала коза с зайцем ?

(Выгнала зайку из хатки)

Зайка в хатке, какой?

(Серенький, пушистый, с длинными ушами, еще он слабый, но хороший)

Какой круг похож на него?

(Серый)

Какие звери помогали выгнать козу из зайкиной хатки?

(Зайцу помогали медведь и петух )

Какой кружок похож на медведя?

(Коричневый)

А почему коричневый?

(Медведь большой, косолапый, а шерсть у него коричневая)

А какой петушок в сказке ?

(На голове у него красный гребешок, на ногах шпоры, на плече острая коса)

Какой круг похож на петушка?

(Красный)

Почему именно красный круг?

Теперь поговорим о деде и бабке. Какой дед в сказке ? Какая полоска похожа

А бабка? Какая полоска похожа на нее?

Что будет означать зеленый треугольник в сказке ?

(Кустик)

А синий квадрат?

(Зайкина хатка)

Ребята предлагаю вам произнести волшебные слова : «Крибли- крабли-бомс!» и превратить геометрические фигуры в героев сказки , (под музыку дети произносят волшебные слова)

Вот и собрались все герои нашей сказки у вас на тарелочках .

Я слышу их разговоры, но не все слова понимаю.

Коза деду говорит : «. а как бежала через гребельку, проглатила воды капельку» . Что такое гребелька? (узкая дощечка) .

И еще, что значит «лупить» (бить) .

Объясните мне, пожалуйста, что коза из хатки кричала : «Как выскачу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» (Во все стороны) .

Как понять «хлопнулась» (упала) .

Теперь я знаю, вы сможете понять, о чем говорят сказочные персонажи .

Слышу, что они предлагают нам поиграть.

Но перед  ; этим давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Домик Теремок» .

Стоит в лесу домик - теремок, (пальцы раздвинуть в стороны)

На двери висит замок, (пальцы переплетены в замок )

Открывает его волк :

влево, вправо)

Дерг - дерг, дерг - дерг. (движения сомкнутыми кистями)

Пришел Петя-петушок (пальцы подняты вверх,

изображая гребешок)

И ключом открыл замок (пальцы размыкаются и

соединяются, изображая крышу)

Теперь слушаем правила игры : я рассказываю вам сказку , а вы вслед за

мной разыгрываете сюжет сказки с помощью «заместителей » героев сказки .

«Жили-были дед и баба. И была у них коза

(Идет обыгрывание содержания сказки с помощью «заместителей » )

Мне понравилось, как вы разыграли сказку .

Теперь давайте отдохнем и поиграем с нашей Козой - Дерезой.

Физкультминутка «Коза - Дереза » .

Я Коза - Дереза

Коза - черные глаза

Острые рога,

Кривая нога.

Глазками - хлоп-хлоп,

Ножками - топ-топ.

Забодаю, забодаю, забодаю!

Вы так здорово играли в сказку , что мне тоже захотелось в нее поиграть с помощью этих фигурок . Я выберу те эпизоды, которые мне больше всего понравились в сказке , а вы мне помогите . Я буду играть, а вы рассказывать содержание .

Будьте внимательны!

(я играю, а дети рассказывают содержание )

Молодцы, порадовали вы меня! Вы хорошо пересказали эпизоды сказки . Поэтому приглашаю вас на лесную полянку.

На полянке стоят 4 домика. В них живут звери из нашей сказки .

Кто живет в белом домике? (Козочки)

Кто в сером? (Зайчики)

Кто в коричневом? (Медведи)

Кто в красном? (Петушки)

У меня на подносе кружки, они означают тех животных, которые живут в этих домиках.

Прежде, чем выбрать кружок подумай, какой сказочный герой тебе понравился больше всего, и посмотри, где находится его домик.

Выбирайте. У тебя кружок, какого цвета? Кто это?

Теперь вы превратились в коз, зайчиков, медведей и петушков.

И мы с вами поиграем. (Под музыку дети находят домики сказочных героев ) .

Молодцы! Никто из зверюшек, не ошибся.

Обратите внимание, у нас в каждом домике живут несколько зайчиков, коз, медведей и петушков. Все мы не только соседи, но и хорошие, добрые друзья.

Вот и подошло к концу наше занятие.

Молодцы, вы хорошо поработали, вы сумели найти для каждого героя сказки своего «заместителя » , и с помощью «заместителей » передать содержание сказки , взаимоотношения сказочных героев . Вы хорошо справились с поставленной задачей, меня это радует, и я думаю, вы справитесь с новой задачей : как записать сказку без слов ? (Ее можно записать «заместителей » ).

Тогда предлагаю устроить вечерние посиделки, на которых с помощью своих записей вы попробуйте рассказать любимую сказку вашей семьи .

Надеюсь, ваши мама и папа помогут вам .