Театрально игровая деятельность в доу. Педагогический совет «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении. Театральная игра в детском саду. Развитие театрально - игровой деятельности в разных возрастных группах

24.09.2019

Елена Дурнова
Мастер-класс «Театрально-игровая деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс на тему «Театрально- игровая деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста »

Краткая аннотация.

Актуальность моего мастер -класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании . С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра .

Практическая значимость моего мастер -класса состоит в том, что я представлю аудитории не только воспитательные возможности использования , но и научу изготавливать куклы для театра из нетрадиционных материалов.

Инновационная направленность мастер -класса заключается в творческом подходе к театрализации . Я представлю вашему вниманию новые виды театров .

Цель мастер-класса : повышение компетентности педагогов в применении , развитие фантазии и творческих способностей.

Задачи : Познакомить воспитателей с разными видами театров .

Побудить к широкому использованию театральной деятельности в детском саду .

Научить воспитателей изготавливать некоторые виды театральных кукол .

Привлечь внимание воспитателей к театрализованной игре .

Участники : воспитатели

Результат : освоение слушателями приемов использования театрализованной деятельности в детском саду , формирование умения изготавливать куклы.

Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется играя, а в игре он познает мир!

С. И. Мерзлякова

способности : слышать, видеть , чувствовать, понимать, фантазировать и логично развивать свою мысль?

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности : слышать, видеть , чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Большое и разнообразное влияние на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем , что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том , что драматизация непосредственно связана с игрой (Л. С. Выготский Н. Я. Михайленко, поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют потешки, стихотворения, песенки и сказки.

Огромны воспитательные возможности театрализованной игры : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованных играх , дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру . Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку.

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр » , «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям»

Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности . Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах . В них, как и в настоящем театральном искусстве , с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы : режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе , магнитные доски : ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.

Настольный театр игрушек . Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок . Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последвательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг , журналов создаются самостоятельно.

Теневой театр . Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Л. В. Артемова также выделяет сколько видов игр-драматизаций дошкольников .

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки .

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Также к драматизации относятся игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.

Основные требования к организации театрализованных игр

Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры .

Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей .

Театрализованная игра универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми , в любых режимных моментах и на занятиях.

На своих занятиях я использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. В руках взрослых кукла – помощник в решении многих педагогических задач. С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей , давать от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать обиду или сопротивление.

Практическая часть

Уважаемая аудитория, вы прослушали теоретическую часть моего мастер-класса . А теперь мы преступим к практической.

В современном детском саду, как вы убедились, существую множество видов кукол для театрализованной деятельности . Нужно создавать и постоянно обновлять развивающую среду в театральных уголках детского сада. «Актёры» и «актрисы» в них должны быть яркими, легкими, доступными в управлении. Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определённые умения и навыки, стимулирующие детское творчество. Многие куклы просты в своем изготовлении.

Уважаемые коллеги! Я сейчас хочу, чтобы вы не надолго, хотя бы на несколько минут забыли все свои проблемы.

Предлагаю вам научиться создавать куклы-ложки. Театр ложек , являясь упрощённым вариантом представления с участием верховых кукол, помогает детям освоить приёмы кукловождения.

Изготовление ложечного театра

Итак, возьмем каждый по ложке, по лоскутку и тесемочки, пластилин. Оденем нашу ложку в одежду. Заворачиваем ложку в лоскуток. Также нам понадобится клей и маленькие детали. Нужно приклеить вырезанные из бумаги глазки, можно воспользоваться специальными бегающими глазками, купленными в магазине. Волосы – обрезки шерстяных ниток. Дополним образ – можно сделать определенную прическу, сделать ротик и носик. Кукла готова!

Игрушки - самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом.

Игрушка, сделанная руками, пусть даже с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности создателя. Самодельная игрушка очень дорога ребёнку, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок и небольших рассказов.

Предлагаю Вам побывать в роли детей и сделать героя популярного и любимого многими детьми мультфильма , а кого вы узнаете рассмотрев внимательно их изображения.

Вот мы всех зверят узнали,

Круглых, словно шарики,

И скажите нам в финале,

Их зовут. Смешарики!

А теперь давайте станем кукольными мастерами .

Итак, нам понадобятся :

Палочка от мороженого

Цветная самоклеющаяся бумага

Берём Диск и к диску на двусторонний скотч приклеиваем палочку от мороженого (это «держалка» , за которую крепится кукла);

Затем берем самоклеющеюся бумагу определенного цвета, вырезаем круг и приклеиваем к диску. Далее не обходимо вырезать глазки и ротик, нос.

Заключительная часть.

Рефлексия

А теперь скажите, в чём вы испытывали трудности при изготовлении данной куклы? Какие эмоции вы испытали? Какие способности развиваются у детей в процессе изготовления куклы?

Упражнение «Креативная Коробка»

Перед вами коробка, в которой лежать обычные предметы. Ваша задача – оживить эти предметы, придумать историю и обыграть.

«Сказки наизнанку» - кукольный или настольный театр по известной сказке . Предлагаю придумать вариант сказки, где характеристики героев изменены (Пример : колобок – злой, а лиса добрая) .

«Веселые стихи» - предлагаю рассказать стихотворение или отрывок из сказки от лица предложенного кукольного героя (Кот в сапогах, Корова, Крокодил Гена, Утёнок.)

Блиц игра «Кто быстрее назовёт) см книгу И. Агапова стр. 115

Развивайте речь, образное и логическое мышление, моторику ручек. Пополняйте словарный запас и пойте песни. Устраивайте настоящие постановки!

Спасибо, всем за участие!

Театральное искусство своим игровым началом постоянно влечет к себе ребенка. Оно с детства является для каждого ребенка не только самым привлекательным, но и немного таинственным, завораживающим. Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано в основном со спектаклями. Наиболее целесообразной формой работы в этом направлении считается театрализованная деятельность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

С умственным развитием тесно связано выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик В. М. Теплов (1896-1965),- создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя не его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М. Теплов.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Известный композитор Д. Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемы ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Театрализованную деятельность в дошкольном детстве называют театрально-игровой. Театрально-игровая деятельность - творческий, синтетический вид деятельности, направленный на воссоздание и освоение общественного опыта с помощью обыгрывания сюжета (литературного произведения или фантастических ситуаций, фрагментов детской жизни), требующий достижения цели, нахождения средств, согласования действий с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха, установления доброжелательных отношений.

Театрально-игровая деятельность как синтетический (обобщенный) вид деятельности объединяет деятельность художественно-речевую (сочинение текста, его передачу, отработку дикции и т.д.), изобразительную (оформление костюмов, декораций, кукол), музыкальную (исполнение песен, танцев, игра на музыкальных инструментах и т.д.) и игровую. Театрально-игровая деятельность будет игровой в той мере, в какой дети смогут свободно, самостоятельно, в собственной интерпретации передать взаимодействие и отношения героев даже в буквальном воспроизведении детьми сказки, стихотворения.

Театрально-игровая деятельность, воплощая в себе отношение к окружающему, социальной действительности, имеет свои мотивы. Потребность - главный мотивационный фактор. Деятельность детей мотивизирована личной заинтересованностью, коммуникативными потребностями и носит целенаправленный характер. Цели игровой деятельности детей могут касаться игровых действий, ролевых позиций, могут быть связаны с разыгрыванием сюжета, с процессом игровой задачи. Целью педагогов в театрально-игровой деятельности является развитие творческих и личностных качеств детей, их волевой, эмоциональной, когнитивной сферы, эстетического развития. После того как цель поставлена, анализируется ситуация, в которой предстоит действовать, и выбираются средства достижения цели, намечается последовательность будущих действий.

Средства - это все, с помощью чего осуществляется деятельность (слово, образ, орудие, приспособления и т.д.). Средствами театрально-игровой деятельности являются:

· пространство, в котором протекают все игровые действия;

· язык, который продиктован сюжетом (текст художественного произведения, сочинение текста, его передача, понятийность, речевой словарь);

· аксессуары, атрибуты, костюмы, игровые жесты, исполнение песен, пританцовывание, мимика и т.д.

Процессом в театрально-игровой деятельности являются игровые действия, побуждаемые мотивом деятельности и соотносимые с целью деятельности, т.е. сама театрализованная игра. Основными структурными компонентами театрализованной игры как процесса являются: сюжет, содержание, роли, воображаемая ситуация, правила, игровые действия.

В связи с тем что в театрализованных играх сюжет, содержание, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием произведения, ребенку необходимо понять ход событий, образы героев произведения, их поведение и представить персонажи со всеми их характерными особенностями, какими они даны в литературном произведении. Важным структурным компонентом игры является роль, которую выполняет ребенок. Роль может быть соотнесена с человеком и животным, явлением природы, их воображаемыми действиями, поступками, отношениями. Ребенок, входя в образ, становится тем, кому подражает, т.е. играет роль. Но дошкольник не просто разыгрывает роль, благодаря воображению он живет в образе и верит в его правдивость.

Театрализованная игра предполагает создание воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация в игре - это то, что создано воображением и фантазией ребенка. Она позволяет ребенку стать в новое положение, активизировать свои духовные силы. Для этого чтобы игра удалась, необходимо соблюдать правила, определяющие и регулирующие взаимоотношения играющих. Они придают игре организованность, устойчивость. В процессе игры включены различные игровые действия.

Процесс развертывания игрового действия в игре изначально содержит эмоциональный личностно-значимый компонент, проявляющийся в особом отношении ребенка к игровому образу. Если же таковой отсутствует, то ребенок просто не может войти в игровое состояние, и роль будет выполняться чисто механически, без переживания чувств героя. В конкретных действиях игры, связанных с выполнением роли по сценарию, ребенку приходится отражать разнообразные стороны жизни, которые он вне роли мог бы и не заметить. Принимая на себя ту или иную роль, ребенок действует так, как она того требует.

Несмотря на то, что игровые действия обусловлены содержанием произведения, в нем не дается конкретных рекомендаций, как эти действия выполнять. Ребенок подходит к выполнению задания творчески, т. е. Он не просто повторяет действие, а выбирает для себя наиболее удачный, по его мнению, вариант, внося в действие свои впечатления об окружающей действительности. Взаимосвязь образа, игрового действия и слова составляет стержень театрально-игровой деятельности.

Характерными особенностями театрально-игровой деятельности являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги с пальчиками на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки с куклами би-ба-бо .

Пальчиковый театр лучше использовать тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей благодаря пальчиковым атрибутам. Это могут быть сказки «Репка», «Гуси-лебеди» и др. Куклы би-ба-бо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Куклу надевают на пальцы руки, движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти рук. Импровизация -- разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. Дети сами разыгрывают темы с помощью мимики, интонации и других средств. Готовый сюжет ведет за собой игру.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д. Общим для них всех является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой «рубежный» вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчествам. Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности. Генезис становления последней раскрыт Н.А. Ветлугиной. С ее точки зрения, художественная деятельность состоит из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества.

Итак, система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

· художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

· освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

· самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.). Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах.

1. Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.

2. Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.

3. В-третьих, в оформлении спектакля - в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок. Из-за этих особенностей театрализованной деятельности по отношению к ней чаще используется термин «театрально-игровая деятельность». Театрально-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:

· как разновидность художественной деятельности;

· как творческая сюжетная игра(игра-драматизация), бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка.

Таковы исходные теоретические положения. Раскроем теперь специфику целей, задач и содержания работы воспитателя с детьми разных возрастных групп.

театральный игровой литература дошкольник

Театрализованная деятельность дошкольников.

Описание : данный материал, интересен и полезен для родителей, воспитателей, музыкальных руководителей детских садов, для педагогов дополнительного образования.
Цель: значение театра в жизни ребёнка, руководящая помощь взрослого.
Задачи:
1. Познакомить родителей, педагогов с театрализованной деятельностью и ее значением для развития ребенка.
2. Показать какое огромное влияние театрализованная деятельность оказывает на раскрытие творческого потенциала ребенка.
3. Научить ориентироваться в направлениях работы по театрализованной деятельности.

«Волшебный мир театра!» Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста.

Театр – это волшебный мир! Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей.
Б. М. Теплов

Театрализованная деятельность в детском саду

Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.
-Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
-Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Значение театрализованной деятельности

В детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять, всем видам детского театра, потому что они помогают:
- сформировать правильную модель поведения в современном мире;
- повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
- совершенствовать речь ребенка, активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй; улучшают диалогическая речь, ее грамматический строй;
-познакомить ребенка с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
- дает элементарные представления о видах театра;
- совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению;
- творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;
- развивает навыки публичного выступления и творческого содружества.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра
Театральная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.
Ритмопластика
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи: развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
Культура и техника речи
Данный раздел работы объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры
Этот раздел работы призван познакомить детей с элементарными понятиями и профессиональной терминологией театрального искусства, с его особенностями и видами театрального искусства; с основами актерского мастерства; с культурой зрителя.

Задачи: познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем - от этюдов к рождению спектакля.
Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).

Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах

Младшая группа

В возрасте 2 - 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей.

Средняя группа

Ребёнок постепенно переходит:
- от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;
- от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;
- от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);
- от создания в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.
Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются:
- многоперсонажные игры - драматизации по текстам двух – трёх - частных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»);
- игры - драматизации по рассказам на тему " Труд взрослых";
- постановка спектакля по произведению.
Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера («Угадай, что я делаю»).

Старшая группа

Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте …» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.

Подготовительная группа

Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры - беседы, викторины. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.
Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.
В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:
- нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры;
- знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;
- давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;
- проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

Формы организации театрализованной деятельности
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал.
-Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованна игра на праздниках и развлечениях.
-Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.
-Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач.

Формы работы
- Театральные игры
- Речевые игры
- Ритмопластика
- Инсценировка песен, попевок, хороводов
- Использование различных видов театра
- Драматизация сказок
- Посещение театров;
- Взаимодействие с родителями

Виды театра в детском саду
- бибабо
- настольный театр
- книжка-театр
- театр пяти пальцев
- театр масок
- театр ручных теней
- пальчиковый теневой театр
- театр «живых» теней
- магнитный театр
- марионеточный театр
- театр на фланелеграфе

Организация уголка театрализованной деятельности
В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным театром.
В уголке располагаются:
-различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др.;
-реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
-атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: Систематизировать знания педагогов по театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста и создание в ДОУ условий для их самореализации.

Форма проведения: деловая игра “ Театр и дети”.

Предварительная работа.

  • Проведение теоретического семинара по видам театральной деятельности;
  • Смотр-конкурс театральных уголков во всех возрастных группах;
  • Организация выставки “ Салон кукол”;
  • Проведение открытого просмотра занятия театрального кружка;
  • Организация выставки в методическом кабинете “ Готовимся к педсовету”;
  • Видеосъёмка фрагментов из опыта работы воспитателей разных возрастных групп “Театральный калейдоскоп”.
  • Тематическая проверка “Организация театрально – игровой деятельности с дошкольниками ”.

Повестка дня.

  1. Сообщение заведующего “ Театрально – игровая деятельность в ДОУ”.
  2. Подведение итогов тематической проверки “Организация театрально – игровой деятельности с дошкольниками ”.
  3. Подведение итогов смотра-конкурса театральных уголков. Награждение победителей.
  4. Деловая игра “ Театр и дети”.
  5. Разработка и принятие решения педагогического совета.
  6. Рефлексия.

Ход педсовета

Вступительное слово заведующего ДОУ (примерные тезисы).

Театрально-игровая деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми. Кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств: это и художественное слово, и наглядный образ, и живописное декоративное оформление и музыка. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми. Дети очень любят смотреть спектакли.

В условиях детского сада нельзя поставить большой сложный спектакль своими силами – собственно это и ненужно. Пусть это будет короткая сказка на фланелеграфе, небольшая сценка или короткий спектакль, театр картинок. Важно, чтобы такие показы проводились систематически и при этом использовались все виды театра.

Однако в последнее время педагоги и психологи отмечают снижение уровня игр, в том числе и театрализованных. Игры “уходят” из детского сада, дети практически не играют. Причин тому несколько. Дошкольники много времени проводят у экрана телевизора. Причины следует искать и в особенности семейного досуга. Другая важная проблема – необходимо восстановить у педагогов умение играть вместе с детьми и грамотно руководить детскими играми.

Выступление заместителя заведующего по УВР.

Итоги тематической проверки “ Взгляд через розовые и тёмные очки”. Используются две театральные маски – розовая и чёрная. Взгляд через розовые очки – достижения педагогов в данном направлении, взгляд через тёмные очки – недостатки. Подведение итогов смотра – конкурса театральных уголков.Награждение победителей.

Деловая игра “ Театр и дети”

Педагоги заранее разделены на творческие группы “ актёры”, “ работники театра”, “ зрители”, “ критики”, “режиссер и помощник режиссера”.

Режиссер (заведующий)представляет участников.

Театральная разминка.

Режиссер называет слова (суфлёр, партер, мимика, бенефис, галёрка), а педагоги называют их значение. Желающий дать ответ поднимает театральную маску.

Помощник режиссера объявляет первое действие:

“Руководство театрализованными играми и различные виды театра”

Выступает творческая группа педагогов “ актёры”.

Сообщение воспитателя первой младшей группы

“Театральные ступеньки”

Занимаясь с детьми театром, мы стремимся сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями. Основная наша задача в работе с детьми раннего возраста состоит в том, чтобы создать в группе обстановку уюта и эмоционального благополучия, объединить детей общими переживаниями. Мы проводим различные театрализованные представления: театр игрушек, театр картинок и пальчиковый театр. Например, с помощью пальчикового театра можно исполнять попевки, пестушки, рассказывать сказки, читать стихи и просто играть пальчиками ребёнка. Малыши очень любят выполнять ритмичные движения пальцами, при этом у них развивается речь, чувство ритма и воображение.

Вопрос от критиков: Уважаемые коллеги, а если у ребёнка плохое настроение и он не хочет играть?

Ответ: ребёнка нельзя принуждать к игре, когда у него нет желания. Лучше если взрослый начнёт игру, а ребёнок через некоторое время, если захочет, примет в ней участие.

Инсценировка стихотворения (привитие детям культурно-гигиенических навыков).

Мышка плохо лапки мыла:
Лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась-
И на лапках грязь осталась

Полотенце в чёрных пятнах!
Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот-
Может заболеть живот.

Так что дети, постарайтесь,
Чаще с мылом умывайтесь!
Надо тёплою водой
руки мыть перед едой.

Сообщение воспитателя второй младшей группы “Малыши и театр”

Дети постепенно овладевают и ролевыми умениями, у них развивается интерес к играм – драматизациям. Начинаем учить изображать образ героя литературного произведения в несложных действиях и коротких диалогах.

Вначале к каждой сказке-игре читаем, рассказываем, показываем иллюстрации, настольный театр, показывая действия героев.

Фрагмент из сказки “ Репка”.

Дед: Очень хочется мне репки, Да, видать, корнями крепко репка в землю уцепилась. Бабка, подсоби мне, сделай милость!

Бабка:

Прожила я лет немало, но такого не видала....
Правда, чудо-чудо из чудес, репка чуть не до небес!
Ухвачусь - ка я за дедку, вместе дружно тянем репку...

Затем предлагаем повторить диалог, работаем над образом персонажей. После неоднократного обыгрывания предлагаем поиграть в театр – сначала при участии взрослого, а потом самостоятельно. Мы следим за игрой детей, помогаем им организоваться, предоставляем место для развёртывания творческой игры.

Сообщение воспитателя средней группы.

В средней группе мы продолжаем объединять кукольный спектакль с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребёнок стремиться спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке как актёры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.

Мы воспитываем у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, закрепляем знания о правилах манипуляции куклами бибабо, используя творческие упражнения на развитие мелкой моторики.

Пример: Демонстрация пальчиковой гимнастики.

В результате наши куклы оживают.

Сообщение воспитателя старшей группы

Дети старшего дошкольного возраста уже активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях, которые отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами. У детей развиваем творческую самостоятельность в передаче образа.

Старшие дошкольники могут дать характеристику театральным профессиям. Знают правила поведения в театре. Также знакомим детей с куклами марионетками, живая рука, тростевые куклы. И обучаем технике работы с ними. В часы досуга детям очень нравится организовывать весёлые концерты.

Демонстрация куклы – марионетки (под детскую песенку)

Помощник режиссера: антракт. Буфет мы вам не предлагаем, а немного поиграем в необычном оркестре. Педагоги импровизируют на музыкальных инструментах, изготовленных по принципу К. Орфа.

Действие второе “ Знакомство с основами драматургии и актёрского мастерства”.

Выступает творческая группа “ Работники театра”.

Сообщение музыкального руководителя о роли музыкального оформления в играх- инсценировках и работе театрального кружка. Просмотр видеофильма “Театральный калейдоскоп”.

Вопрос от критиков: важно с раннего детства приобщать малышей к театру, но учитывая его индивидуальные особенности и возможности. Не всякую роль ребёнок может выполнять. Какими качествами обладает ребёнок – актёр, ребёнок – режиссер, ребёнок – зритель, ребёнок – декоратор?

Ответ: дискуссия педагогов.

Сообщение логопеда “Развитие выразительной речи через театрализованную деятельность дошкольников”.

В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал “ Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам”. Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития выразительной речи огромную помощь оказывают занятия артикуляционной гимнастикой.

Например, покусайте кончик языка – “так мама шинкует капусту”, язык- тоненькая иголочка “ ставим укольчики” поочерёдно в каждую щёку и др.

В развитии дикции помогут скороговорки (педагоги называют знакомые скороговорки).

А в развитии интонационной выразительности речи помогут такие упражнения как воспроизведение слов, фраз, отрывков литературных произведений, используя различные эмоциональные состояния.

Задание: Произнесите фразу “Молодец” (тихо, громко, таинственно, возмущённо, радостно).

Вопрос от режиссера. На какие два вида делятся театрализованные игры?

Ответ: Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские.

В режиссерской игре “ артистами” являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность, как сценарист и режиссёр, управляет артистами. Озвучивая героев и комментируя сюжет, он использует средства вербальной выразительности. Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду.

В играх-драматизациях ребёнок, исполняя роль в качестве артиста, самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры – имитации образы животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Игра “Инсценированная сказка”.

“Актёры”, “зрители”, “работники театра”, выбирают сказку по своему усмотрению и изображают её с помощью пантомимы. Кто готов поднимают маску и показывают сказку. Остальные участники игры – пробуют отгадать её название.

Действие третье – заключительное “Театрально – игровая деятельность в семье”.

Выступает творческая группа педагогов “зрители”

Сообщение воспитателя “Домашний театр”

В ребёнке изначально заложено стремление к игре, к творчеству: подаренные игрушки они часто разбирают и мастерят своё, вкладывая в это дело свою фантазию. А родители ругают: игрушку сломал... Спеть песенку, прочесть стихи, нарядиться во всё мамино и выступить перед домашними, чтобы смеялись и хлопали, какое это счастье. С куклой в руках или в маскарадном костюме дети смелее читают стихи, поют, танцуют. И это не баловство, это – начало “Домашнего театра”. Надо помочь этот театр организовать, это будет не просто забава, а интересное полезное дело. Лучше всего создать домашний кукольный Театр во главе с куклой - петрушкой. Петрушку можно смастерить самим, с нею легко играть, к тому же развиваются фантазия, чувство юмора. Декорации можно склеить из цветной бумаги и разрисовать фломастерами. А для самых разных детских праздников пригодиться руководство по изготовлению карнавальных костюмов. Впрочем, такие костюмы хороши для любительского театра. И самое главное: весь этот “театральный реквизит” уместится в обычном чемодане, который для детей станет “волшебным сундучком”.

Вопрос от критиков: ваши трудности в работе по данной проблеме?

Результаты работы:

  • для вас;
  • для детей;
  • для родителей.

Подведение итогов. Принятие проекта решения педсовета.

Рефлексия. Оценка своего участия в педсовете.

  • Этот педсовет принёс пользу;
  • Получили удовлетворение от такого рода деятельности;
  • Почувствовали свой реальный вклад в общее дело;
  • Педсовет помог задуматься над поставленными вопросами;
  • Сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, соотнести её с деятельностью коллег.

Используемая литература.

1. Волобуева Л.М. работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.,2005

2. Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. Р-н-Д, 2007

3. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. С-П, 2009

Театрально-игровая деятельность в детском саду – это одна из любимых занятий наших воспитанников. А нравится детишкам она потому, что в основе его лежит игра. Она занимательна, развивает интеллект, речь, ум, дает возможность детям показать свои эмоции и настроение. Театрализованные игры являются разновидностью творческих игр, в которых формируется художественный вкус детей.

В группе мы ведем кружок «Без – нәни артистлар» - «Мы – маленькие артисты». Кружок ведется по четвергам, в вечернее время, во время режимного момента. Когда уже нет занятий, платных кружков, мы окунаемся в свой театральный мир. Вовлекая деток в театрализацию, мы прежде всего добиваемся развития их коммуникативных качеств, формирования положительных взаимоотношений в процессе совместной деятельности детей.

В группе мы оборудовали театральный уголок. Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в театральном уголке мы разместили разные виды кукольного театра – пальчиковый, конусный, би-ба-бо, а так же маски и куклы. В уголке ряжения висят костюмы, которые нам подарили, сшили родители. У нас есть театральный домик – «Әкияттә кунакта” –“В гостях у сказки”. Дети очень любят играть в этом домике, рассказывают и показывают сказки друг-другу, группе. В первый же день, когда появился этот домик в группе, наш Эмир собрал всех и рассказал сказку “Колобок”. Сохранился видео, хочу вам показать отрывок. (отрывок из видео)

Так как мы подготовительная группа, не только играем, но знакомим детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитываем культуру поведения. В работе над спектаклем учим сочинять этюды по сказкам; развиваем навыки действий с воображаемыми предметами, умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т. д.)

Подводя итог, хочется сказать о важном значении театральной деятельности, которая помогает сформировать общую культуру ребёнка, приобщить его к духовным ценностям, знакомить детей с литературой, правилами этикета, развить игровое поведение, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развивать навыки публичного выступления и творческого содружества. Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театрализованных игр и постановок приносит свои плоды: у ребят активизируется и обогащается словарь, они стали свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём. Наши дети с удовольствием сыграли спектакль «Доктор Айболит на новый лад» в садике и воспитателям района, участвовали в республиканском конкурсе со спектаклем «Муха-цокотуха» - «Чебен-чебенчек», показали себя настоящими артистами.

Мы надеемся, что наши дети и в школе будут такими же активными, творческими личностями.