5 месяцев для малыша — это тот возраст, когда уже прочно сформировались некоторые навыки и происходит дальнейшее усовершенствование новых. Ребенок активно играет, эмоционально реагирует на людей и предметы и проявляет свой характер. К этому времени он уже не хочет долго лежать на одном месте и в одной позе. Малыш интересуется окружающим миром, сам легко переворачивается со спины на животик и обратно и понемногу пытается сидеть. Происходит дальнейшее развитие речевых навыков. Ребенок произносит звуки и слоги, смеется и даже хохочет, пытается лепетать.
Ребенок в возрасте пяти месяцев весит приблизительно в два раза больше, чем при рождении. Его вес может составлять в среднем от 6,5 до 7,5 килограммов (±1 кг), а рост – от 63 до 65 сантиметров (± 3 см). За пятый месяц ребенок поправляется еще примерно на 700 граммов и вырастает на 2 сантиметра. У него пропадает большая часть безусловных рефлексов. А изменения в физическом развитии становятся заметны день ото дня.
Родителям необходимо обратиться за консультацией к участковому педиатру, если один из навыков к концу пятого месяца у ребенка не проявляется.
Большое внимание нужно уделить ежедневной гимнастике и массажу. Именно они укрепляют мышцы спины, что очень необходимо на данном этапе. Чтобы ребенок научился самостоятельно сидеть, у него должен быть крепкий позвоночник.
Различные упражнения способствуют развитию опорно — двигательного аппарата. Выполняя эти упражнения, можно одновременно развивать у малыша чувство ритма. Для этого нужно сопровождать движения считалочкой и выполнять их под ритмичную музыку. Каждое занятие должно длиться не меньше двадцати минут.
Все новое вызывает у ребенка неподдельный интерес, но и знакомые стишки и потешки он воспринимает радостно и весело. Детки закрывают глазки и прячутся за своими ладошками, играя в «ку-ку». Они весело хохочут, когда загибают им пальчики, рассказывая «Сороку – ворону». Они уверенно хлопают в ладоши, показывая «Ладушки». Но больше всего малыши любят, когда с ними разговаривают, поют им песенки, читают стишки и показывают картинки. Им интересно все, что связано со звуками:
Распорядок дня ребенка остается таким же, как и в предыдущем месяце. У каждого малыша уже сформировался свой определенный режим. Большинство деток уже не путают день и ночь. Ночной сон стабилизировался и стал более продолжительным. Малыш может проснуться всего лишь один раз за всю ночь. Во сколько ребенок ложится спать и когда просыпается утром, зависит от особенностей его организма и развития. Одни детки просыпаются рано утором, а другие любят поспать подольше.
Но помните, что только педиатр поможет разобраться в истинных причинах такого поведения малыша и даст рекомендации по выбору прикорма.
Что умеет ребенок в 5 месяцев ?Вашему ребенку 5 месяц. Именно сейчас вы можете впервые услышать от любимого чада что-то, похожее на самое главное слово: «Ма-ма». Конечно, пока младенец говорит его случайно, осваивая новый вид речи – лепетную. А звукосочетания «ма», «ба», «па», «да» - самые простые. Поэтому ребенок будет радовать вас и себя, растягивая и распевая их целыми днями.
Младенец весь настроен на общение с взрослыми. Лучшей игрой для него становится та, где есть диалогическая речь. Недаром масса потешек состоит из вопросов и ответов! Если у малыша активно развивается речевой аппарат, ответы он вскоре сможет повторять за вами. Хотя пока это лишь попытка копирования, а не полноценная речь.
Незнакомцы теперь вызывают настороженную реакцию. Это нормально и даже замечательно. Объясняйте малышу, кто пришел к вам в гости. А гостям не следует брать кроху на руки до того, как он с ними не «познакомился»: осмотрел, потрогал, убедился в «безопасности» чужого человека, сидя у мамы на руках.
Когда мама рядом, младенец не боится посторонних. А вот появление чужого человека в тот момент, когда мамы нет, может вызвать настоящую истерику. Такая реакция на незнакомцев – очень важный этап в развитии психики ребенка. Он учится делить мир на «своих» и «чужих», выделять отдельного человека из общего фона. Поддерживайте малыша, разъясняйте ему все происходящее. Кстати, «знакомым» для ребенка является тот, кто играет и занимается с ним практически каждый день.
Малыш сам стремится вызвать взрослых на контакт. Для этого он зачастую имитирует действия, которые хотел бы получить от близкого человека: тянет ручки, улыбается. Может начать гулить и ворковать, когда делать явно не хочется, улыбаться, когда не до улыбки. Таким образом, младенец «провоцирует» взрослых на нужную ему реакцию. А не получив ее, начинает горько и обиженно плакать.
На 5 месяце у младенцев совершенствуется навык зрительного управления движениями рук. В этом возрасте движения «глаз-рука» практически всегда скоординированы, и ребенок легко достает нужную игрушку, предварительно посмотрев в ее направлении.
Малыш становится более самостоятельным. Теперь он может забавлять себя интересными игрушками или предметами минут десять, не отрываясь. Причем обычно сам выбирает предмет, который его интересует в данный момент. Это еще один важный шаг в развитии – формирование умения выбирать и концентрировать внимание. Кроме того, это необходимо для развития способности к обучению.
Малыш также держит в памяти не только лица, но и прически, цвет и фасон вашей постоянной одежды (например, домашнего платья, в котором видит вас каждый день). Поэтому на новую прическу или непривычный наряд следует незамедлительная реакция: младенец настораживается и долго осматривает, ощупывает, прислушивается к маме, переодевшейся, например, в вечерний наряд и сделавшей укладку или покрасившей волосы.
Хватание – целенаправленное действие младенца, одно из самых важных и жизненно необходимых для манипулирования с предметами. Оно составляет основу активно-познавательного действия. К концу 5 месяца ребенок может схватить, притянуть к себе, удерживать, толкать, качать, вертеть, опускать интересующие его предметы.
Первым делом он должен все пощупать, попробовать на вкус, ощупать снова. Его уже интересуют такие характеристики, как температура, особенности поверхности. Используйте это и удовлетворяйте интерес в играх. Например, дайте крохе подержать и пощупать холодную и горячую бутылочку, кусочек льда. Позвольте ему погрузить пальчики в теплую кашу или кисель. Ничего, что до знакомства с взрослой едой еще далеко, пока это лишь средство познания окружающего мира.
Ребенок учится сознательно разжимать ручку, выпуская из пальчиков предмет, который удерживал. Поэтому не ругайте ребенка за то, что он «выбрасывает» из кроватки игрушки. Наоборот, пусть тренируется! К тому же это первый опыт активного взаимодействия с взрослым: кроха бросает, а мама приносит. Если вы устали, просто переключите внимание сына или дочки на другую игру.
В 5 месяцев ребенок прекрасно поднимает плечи, руки, ноги. Если дать ему пальцы, за которые он может схватиться, он подтянется на руках и сядет. Но сидеть по-настоящему еще не в состоянии. И сажать специально – в подушки – кроху не стоит. Это может привести к искривлению позвоночника и проблемам в развитии малого таза. А вот подтягиваться малыш может столько, сколько хочет. Повесьте над его кроваткой маленькие кольца – хватаясь за них, он будет тренировать руки и мышцы спины.
Если вы заметили, что ребенок подтягивается на одной руке больше, чем на другой, обязательно сделайте массаж «слабой» стороны, чтобы мышцы развивались равномерно. Мышцы спины у крохи уже развиты настолько, что, лежа на животе, он может делать «самолетик» - поднимает голову, руки, ноги и машет ими. Не удивляйтесь, если лежа на спине, ребенок вполне осознанно отправит в рот пальцы ног или пятку.
На 5 месяце ребенок активно знакомится со своим телом. Многие мамочки тревожатся, когда видят, что ребенок ощупывает свои половые органы. На самом деле такие действия вполне естественны. Беспокойство должна вызывать лишь ситуация, если кроха постоянно фиксируется на этом занятии. Подобное поведение говорит о том, что малыш испытывает постоянный телесный дискомфорт (например, вы редко меняете ему подгузники или неправильно пользуетесь ими или детской косметикой, из-за чего возникло раздражение в области гениталий).
Также это делают дети, которым катастрофически не хватает ласки и тактильных контактов с взрослыми. Если вы заметили, что ребенок тянет ручки к половым органом, спокойно расскажите, что «там» находится (так же, как вы объясняли, где нос, рот, глазки), и направьте ручку в дальнейшую «экскурсию» по телу.
Наказания, шлепки по рукам, наоборот, фиксируют внимание малыша на «запретной» зоне, и именно такая реакция взрослых может привести в дальнейшем к онанизму или отклонениям в сексуальном развитии. А пока никакой сексуальной подоплеки в общении младенца со своим телом нет и быть не может. Просто ему интересно и приятно.
В этом возрасте очень важно проследить за тем, чтобы врожденный физиологический гипертонус постепенно проходил. Только тогда малыш сможет ловко управлять руками, ногами, всем телом, научиться ползать , сидеть, вставать. В этом вам помогут игры на расслабление и чувство ритма.
«Каравай»Игра в «ку-ку» не только забавляет малыша, но и очень важна для развития мозга. Играть в нее можно по-разному: закрывая глаза руками; прикладывая к лицу полотенце, пеленку, одеяльце и выглядывая из-за них; прячась за дверью или шкафом, а потом выглядывая оттуда; закрывая малышу глазки его же руками, а потом убирая руки; пряча игрушку под покрывало. А потом стягивая его; нарисовав фломастером на большом пальце руки подобие лица и пряча его в кулак.
Ребёнок в пять месяцев уже многого достиг. Он учится управлять своим телом, осваивает новые умения, с каждым днём запоминает всё больше информации. Задача взрослых - помочь малышу в его стремлении. Но наравне с физическим развитием очень важна и эмоциональная сторона. Что должен уметь кроха? Что делать родителям, чтобы развивать карапуза в правильном темпе?
В 1-ый год жизни развитие малыша происходит очень стремительно: новорождённый не может даже удерживать голову, а в двенадцать месяцев ребёнок уже умеет ходить самостоятельно.
В 5 месяцев педиатрами установлены следующие росто-весовые нормы:
В этом возрасте у малышей могут начать проявляться симптомы прорезывания зубов, и кроха станет более капризным, будет тянуть в рот руки или игрушки. Родители обычно замечают набухшие десна и увеличенное слюноотделение, что является вариантом нормы. Педиатры предупреждают, что некоторые дети более чувствительны к прорезыванию зубов, у них поднимается температура, начинаются проблемы с пищеварением, появляется диарея. В этом случае обязательна консультация врача, который осмотрит ребёнка и даст рекомендации, как облегчить это состояние.
Дети растут быстро, и в пять месяцев ребёнок уже умеет:
Врачи предупреждают, если ребёнок к пяти месяцам ещё не переворачивается, это не повод для паники. Вполне возможно, что в ближайшие несколько дней или недель он освоит данное умение. Если этого не произошло, рекомендуется обратиться за консультацией к педиатру и неврологу.
Около 20% детей к пяти месяцам могут сидеть, но с опорой на спину.
Доктор Комаровский объясняет, что природой предусмотрены определённые этапы развития, во время которых позвоночник постепенно укрепляется и подготавливается к самой сильной нагрузке - вертикальному хождению. Поэтому в идеале ребёнок сначала должен научиться становится на четвереньки, потом ползать, далее сидеть, затем стоять и только после этого ходить. Некоторые дети минуют этап ползания, и это также считается нормой. Даже если малыш на пятом месяце жизни старается освоить новый навык, это вполне нормально. Значит, мышцы организма укрепились, и кроха уже готов дальше учиться управлять своим телом.
Врачи и детские психологи настаивают, что с рождения ребёнка нужно приучать к режиму дня. Родители устанавливают время сна, активного времяпровождения, прогулок и развивающих игр. График полезен не только для взрослых, которые могут распланировать своё время, но и для малыша. Ведь так ему будет легче адаптироваться в саду и школе, где все занятия и отдых проходят по расписанию.
Пятимесячный малыш тратит на отдых много времени, ведь его мозг с каждым днём воспринимает огромное количество информации, а организму нужно пополнить запасы энергии. На сон у ребёнка этого возраста уходит 15 часов в сутки: 10 ночью и 5 днём.
Дневной отдых делится на три периода: утренний, послеобеденный и вечерний. Педиатры рекомендуют хотя бы один сон проводить на улице, ведь свежий воздух очень полезен для здоровья крохи. Гулять с ребёнком нужно как минимум два часа в сутки, а в хорошую погоду это время можно увеличить.
Дети развиваются не только физически, но и психологически. Конечно, каждый ребёнок индивидуален, но в большинстве случаев, малыш в возрасте пяти месяцев:
Врачи обращают внимание, что дети пяти месяцев уже многое осознают и понимают. Но если родители заметили, что в этом возрасте ребёнок не реагирует на их голос, не проявляет никаких эмоций или интереса к чему-либо, это повод обратиться к неврологу. Возможно, это симптомы поражения нервной системы, поэтому своевременное определение диагноза и начало лечения - самое важное для крохи.
Уход за крохой включает в себя ряд мероприятий, выполнение которых обеспечит его своевременное физическое и эмоциональное развитие.
Для ребёнка огромное значение имеют водные процедуры. Утром проводят интимную гигиену и лёгкий душ, а вот перед ночным сном педиатры рекомендуют прохладную ванну. В воду можно добавлять отвары целебных трав (череды, ромашки), особенно если у малыша есть аллергические реакции на коже. На дно нужно постелить специальный коврик, чтобы карапуз не скользил, а крохе предложить игрушки для купания ярких цветов. Он будет хватать их руками, а родители объяснять, какого они цвета и формы. Рекомендованное время купания составляет не менее получаса, оптимально - сорок минут.
После водных процедур врачи рекомендуют проводить гимнастику или делать ребёнку массаж. Гимнастика занимает меньше времени и направлена на то, чтобы взбодрить младенца после ночного сна, поэтому выполняется утром. А массаж расслабляет мышцы, успокаивает кроху, некоторые дети даже засыпают во время процедуры. Его оптимально делать после вечернего купания.
Следует помнить, что гимнастику и массаж нельзя проводить сразу после кормления младенца. Необходимо подождать минимум 40 минут и только после этого приступать к физическим упражнениям.
В этом возрасте малыш съедает в сутки приблизительно один литр грудного молока или адаптированной смеси. Ребёнок ест пять раз в день, а ночью может просыпаться два-три раза для кормления.
Некоторые дети вообще не просыпаются ночью. Многие родители считают, что это ненормально и является поводом для беспокойства. Врачи, доктор Комаровский в частности, объясняют, что спокойный сон без пробуждений - это вариантом нормы, если малыш развивается по графику, у него отличное настроение и хороший аппетит днём.
Если малыш набирает меньше положенного, а дефицит массы тела угрожает отставанием физического и психологического развития, то врач может рекомендовать ввести прикорм. Какие продукты начинать давать первыми определяет педиатр.
Часто старшее поколение буквально заставляет молодых мам давать крохе сок, яблоко или другие продукты в этом возрасте. Всемирная организация здравоохранения объясняет, что малышу, который хорошо набирает вес и гармонично развивается, достаточно материнского молока или детской смеси. Лишь в некоторых случаях, когда у ребёнка определили дефицит массы тела, педиатр может настаивать на введении прикорма.
Не следует забывать о ежемесячном посещении поликлиники. Доктор осматривает младенца, определяет прибавку веса и роста, расспрашивает родителей о новых навыках и умениях крохи. На основании полученных данных специалист устанавливает темпы развития малыша, определяет, не отстаёт ли он по некоторым критериям.
Некоторые родители думают, что частые визиты к доктору не обоснованы. Это не так. Многие проблемы можно выявить на ранней стадии и вовремя начать лечение. Если педиатр увидит какие-либо изменения, он может направить малыша на осмотр к узким специалистам: неврологу, ортопеду, назначить массаж.
Именно к пяти месяцам у детей должен пройти врождённый гипертонус мышц. Если этого не произошло, доктор назначит соответствующее лечение, а также лечебную гимнастику и курсы массажа. Поэтому родителям не стоит забывать ежемесячно показывать своего кроху доктору.
Врачи настаивают, что ребёнку нужно помогать укреплять мышцы, но не пытаться посадить его или поставить у опоры. Эти действия малыш должен быть готов сделать самостоятельно. Для физического развития рекомендованы:
Большую роль играет мотивация. Если на некотором расстоянии от крохи разместить яркую игрушку, то малыш потянется и схватит её руками, быстрее научится переворачиваться, становиться на четвереньки, а со временем захочет поползти.
Помимо физической активности, нужно заниматься и умственным развитием. Некоторые родители думают, что развивающие занятия ещё рано начинать с 5-месячным малышом. Но это не так. Существует множество авторских методик, которые разработаны для детей с рождения, и можно выбрать любую из них.
В пять месяцев малыш научился акцентировать внимание на предметах: его привлекают яркие, новые игрушки. Именно на этом основываются все занятия, которые рекомендуются для детей этого возраста.
Детки растут очень быстро. Вроде бы совсем недавно новорожденный появился на свет, а уже узнает родителей, радостно улыбается им, ловко переворачивается и начинает играть в игрушки. Развитие ребенка в 5 месяцев наполнено радостными моментами и неожиданностями.
Рост и вес малыша в 5 месяцев изменились так, что заметно невооруженным глазом. Грудничок за 5 месяцев вырастает примерно на 15 см и становится вдвое тяжелее. Согласно статистике, в среднем, мальчики в 5 месяцев весят 7,3 кг, девочки – 6,65 кг. Отклонения в 6–7% являются нормой.
Младенец легко поворачивается на бок и может ухватить пальчиками игрушки. В общем, физиологическое развитие ребенка этого возраста характеризуется следующими показателями:
лежа на животе, дитя крепко упирается ручками в поверхность.
Развитие ребенка в 5,5 месяцев дополняется попытками сесть. Специалисты постоянно разрабатывают игры, которые позволяют улучшить физическую активность ребенка, и стимулируют развитие его мыслительных способностей, зрения и координации. Наиболее простая игра – предложить крошке выбрать предмет. Малыша переворачивают на живот и рядом ставят 2-3 яркие игрушки. Карапуз сначала потянется за приглянувшимся объектом, а потом постарается до него доползти.
В это время у грудного ребенка обнаруживаются неизвестные ему доселе эмоции. Он легко пугается, задерживает взгляд на предметах, пытается различать звуки. Малыш в 5 месяцев уже наделен такими способностями:
Конкретные нормы развития ребенка в 5,5 месяцев не существуют. В это время малыши уже пытаются вызвать внимание родителей. Их зрительное восприятие очень развито. Например, запомнив маму с одной прической, малютка будет настороженно рассматривать новую стрижку или необычную одежду.
Кроха в 5,5 месяцев умеет зрительно управлять движением рук. То есть ребенок сперва смотрит на игрушку, а потом тянется к ней. Причем именно к той, которая его интересует. Это является еще одним важнейшим шагом в развитии, связанным с формированием умения выбирать и фиксировать внимание.
Очень часто родителей интересует в общем, что может делать ребенок в пять месяцев, и правильно ли идет развитие конкретно их чада. Четких норм здесь нет. Каждый малыш неповторим и осваивает навыки и умения в своём темпе. Что умеют сейчас непоседы, более спокойные детки освоят чуть позже.
Задумываясь как развивать младенца в 5 месяцев, стоит обратить внимание на следующие игры:
1.«Узнай меня» . Главная задача – определить может ли пятимесячный малыш отличить знакомого ему человека. Для этого, маме или папе нужно подойти к кроватке и улыбнуться малютке. Карапуз должен улыбнуться в ответ. Затем родитель отворачивается и надевает маску или обматывает лицо шарфом. Верная реакция – кроха не узнает человека в новом облике.
2.«Хватай и тяни» .Цель занятия – познакомить малыша с простыми звуками. Показывая игрушку или изображение котенка на картинке, мама говорит: «Мяу-мяу», на самолет – «Уууууу» и т.д. Ребенок с энтузиазмом слушает новые звуки и разглядывает новые объекты.
3.«Хватай и тяни» . Когда дитя хватает маму за палец, нужно вскрикнуть «Ай!», а если малыш схватил предмет, следует слегка потянуть его, но потом отдать.
4.«А ну-ка, поймай!» .Можно кидать ребенку мягкий мячик или игрушку-пищалку. Если кроха любит бросать вещи на пол, стоит поднимать их вместе с ним. Малютке интересно делать что-то «как взрослый», и попутно развиваются моторика и координация.
5.Кубики . Мягкие и яркие – они идеально подходят для того, чтобы их кидать или пытаться до них дотянуться.
6.Подушки различных форм . Потребуются поролоновые подушечки цилиндрической, треугольной, круглой форм. Они должны быть мягкими и броскими – с контрастным изображением или в полоску. Младенца можно положить животиком подушку, покатать вправо-влево, посадить верхом.
На пятом месяце младенцы, родившиеся раньше 38 недель, почти догоняют сверстников в показателях роста и веса. Каких-либо серьезных отклонений в их развитии и поведении также не наблюдается. Поэтому решая, чем заниматься с такими детками, можно вполне практиковать вышеописанные игры.
Когда родители задумываются как бы ускорить развитие ребенка, они сталкивается с обилием рекомендаций и предостережений. Одни советуют не торопить процесс, а другие настаивают на постоянных активных занятиях с малюткой, чтобы предотвратить отставание в развитии.
Небезызвестный доктор Комаровский рекомендует не зацикливаться на этом. Великолепно, если мамочка делает крохе легкие поглаживания, играет с ним. Но все это только до тех пор, пока приносит им обоим удовольствие. Если малыш не в настроении - не нужно настаивать на занятиях или массаже, стоит отложить их на более подходящее время.
С момента рождения крохи прошло уже 5 месяцев. К этому времени малыш научился дарить улыбку своим близким. Режим дня остается прежним, а вот развивающие занятия немного усложняются. У крохи формируются предпосылки к ползанию и начинают прорезываться первые зубки.
Развитие ребенка в 5 месяцев продолжается, и беспокойных мамочек интересуют вопросы физиологии, психологии, питания, ухода и досуга любимого малыша.
Продолжительность бодрствования увеличивается до 1,5 - 2 часов.
Некоторые малыши начинают переходить на трехразовый сон, который длится 1,5 – 2 часа.
На протяжении всего дня малыш нуждается в приеме пищи 6 раз с интервалом в 3,5 часа.
К пяти месяцам увеличивается мышечная масса малыша. Педиатр должен регулярно осматривать ребенка, и тщательно следить за его развитием и антропометрическими показателями. Чаще всего, за основу берется таблица, разработанная Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ).
При рассмотрении показателей измерения роста и веса необходимо выбрать отправную точку. Учитывая, что в первые дни после своего появления на свет новорожденный немного теряет в весе, за основу возьмем показатели, которые зафиксированы в день выписки из роддома.
Таблица: нормы роста и веса ребенка в 5 месяцев, разработанные ВОЗ
Таблица ВОЗ приводит среднестатистические показатели, по которым мама может провести сравнительный анализ веса своего ребенка.
Все дети индивидуальны. При рождении они наследуют генетику своих родителей. Если в семье родители худощавые или полные, то и дети будут, соответственно, худенькими или полненькими.
На вес и развитие малышей влияет еще и их гендерная принадлежность. Мальчики всегда крупнее девочек. Но по своей двигательной активности девочки превосходят мальчиков: девочки более подвижны.
У девочек быстрее начинают прорезываться зубки, и этот процесс проходит в более легкой форме, чем у мальчиков.
Двигательная активность |
|
Зрительное восприятие |
|
Слуховое восприятие |
|
Понимание и развитие речи (гуление) |
|
Познавательное развитие ребенка в 5 месяцев продолжает знакомиться и познавать окружающие его предметы |
|
Эмоционально-социальное развитие ребенка в 5 месяцев |
|
Психологические изменения |
|
Правильное и всестороннее развитие ребенка происходит только на фоне его положительного эмоционального состояния.
Для проведения занятий в режиме дня малыша отводится специальное время: после кормления, в период бодрствования: с 10.00-10.30 и с 13.30-14.00, их продолжительность не должна превышать 5-7 минут.
Занятия проводятся только на фоне благоприятного эмоционального состояния ребенка. Если он испытывает недомогание или капризничает, то лучше отложить всё до более благоприятного периода.
Великий педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В головном мозге у человека центры, отвечающие за движение пальцев рук и речь, расположены довольно близко. Развитие моторики рук активизирует в коре головного мозга соседние зоны, отвечающие за речь и мышление.
Как развивать у 5-месячного малыша координацию и моторику рук? Для этого существуют специальные упражнения.
Учитывая, что малыш умеет продолжительное время лежать на животе, опираясь на ладошки, можно смастерить специальное пособие. Сшить небольшую плоскую подушечку размером 20 на 40 см и толщиной не более 1,5см и дополнительный набор чехлов из разных по цветовой гамме и структуре тканей (байка, атлас, клеенка). С обратной, «нейтральной», стороны чехла пришиваем разнообразные плоские пуговицы: овальные, круглые, квадратные, большие и маленькие. Лежа на животе и опираясь на ладони, руки малыша будут находиться на поверхности подушечки. Взяв руку за запястье, взрослый проводит ладонью по поверхности изготовленной подушечки, позволяя малышу ощупывать ее.
Подобное упражнение используется для развития исследовательских навыков и тактильных ощущений рук.
Мария, мама 5-месячного Ильи: «Сшила для своего сынишки подушечку с набором разных чехлов, пришила с обратной стороны пуговицы. Лежа на животе, он с удовольствием ее обследует. Илье нравится разноцветное поле с пуговицами. Он с удовольствием хлопает ладошкой по подушке и пытается пальчиками захватить их. Когда переворачиваю подушечку на обратную сторону, то сынишка подолгу смотрит на нее и водит ладошками по поверхности, словно пытается нащупать исчезнувшие пуговицы!»
Для подготовки ребенка к ползанию и развития этого навыка необходимо положить малыша на живот и чуть поодаль от него расположить яркую игрушку или любой другой предмет, вызывающий у него интерес. Любые попытки малыша приблизиться к игрушке, необходимо подбадривать и поощрять.
Для формирования первичных навыков ходьбы взрослому необходимо взять малыша подмышки, поставить ножками на твердую поверхность и в таком положении удерживать какое-то время. Малыш будет сгибать, и опускать свои ножки. При движении вперед получится своеобразная имитация ходьбы. Если положить под ноги специальный массажный коврик, малыш получит общеукрепляющий массаж стоп.
При помощи развивающих игр малыш познает окружающий мир, учится распознавать предметы и устанавливать между ними взаимосвязь.
Для этого понадобится: мобиль и подвесная игрушка на пружине или резинке.
Используя классический мобиль, можно научить малыша выполнять два взаимосвязанные действия, которые приводят к определенному результату. Взрослый крутит и потряхивает игрушкой, побуждая малыша дотянуться до нее. Схватив, ребенок потянет ее к себе, но если отпустит, она вернется в исходное положение. И малыш потянется снова.
Можно предложить малышу потянуть за колечко, подвешенное за веревочку. Таким образом, колокольчик, прикрепленный к мобилю, начнет издавать звук. Так малыш осуществит простое действие, имеющее результат.
Взрослый должен учить малыша брать погремушку из своих рук и из любого положения тела, на протяжении 1-2 минут удерживать ее в руке. Ориентируя малыша на яркую игрушку, лежащую сбоку, нужно провоцировать его переворачиваться с живота на спину и наоборот.
Такие игры позволяют малышу развивать зрительное и слуховое восприятие, а также координацию рук. На вопрос: «Где неваляшка?» , - малыш поворачивает голову и пытается до нее дотянуться. На первых порах можно к неваляшке привязать веревочку с кольцом. Так, дергая за кольцо, он приведет игрушку в движение.
Существует множество потешек, песенок, игр и игрушек, способных развлечь и позабавить малыша. Например, потешки «Ладушки, ладушки», «Сорока-Белобока» заставляют ребенка прислушаться к речи взрослого и следить за его действиями. Взрослый, держа кроху на руках, имитирует движения (хлопает в ладоши, водит пальчиком по ладошке и загибает один пальчик за другим).
-Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
- Что на закуску?
- Кислую капустку!
Попили, поели,
Шу-у-у! Полетели!
На головку сели,
Ладушки запели.
Разнообразные игры и игрушки способствуют познавательному, сенсорному развитию малыша, развивают координацию и движение рук, учат его видеть прекрасное в этом мире.
Каждый день для малыша наполнен разными открытиями, событиями и достижениями. Без любви и заботы близких людей невозможно полноценное развитие маленького крохи. Несмотря на цикличность периодов в режиме дня ребенка: сон, кормление, бодрствование, – его досуг должен быть разнообразным и интересным.
Одежда ребенка должна соответствовать погодным условиям. Переохлаждение и чрезмерные укутывания одинаково вредны для здоровья.
Прогулки оказывают положительное влияние на физическое развитие малыша. Они должны быть ежедневными, особенно в теплое время года. Не рекомендуется гулять с крохой при температуре ниже -10 С.
Для прогулок лучше выбирать местность, удаленную от автомобильных дорог. Для этой цели подойдут разнообразные парки.
Гуляя с малышом, нужно постоянно с ним разговаривать. Покажите ему листочки или веточки на деревьях, скамеечки, на которых отдыхают прохожие, кошечек и собачек, прогуливающих по травке.
В процессе прогулок ребенок познает окружающий мир, расширяется его кругозор.
Малыш постоянно нуждается во внимании взрослого человека. Но бывают моменты, когда маме нужно заняться домашними делами, а кроха все время сидит на руках и не дает возможности что-либо сделать. Для того, чтобы найти выход в данной ситуации без капризов и слез, необходимо приучать ребенка к самостоятельным играм.
Любое новое и интересное занятие способно отвлечь малыша и переключить его внимание на другую деятельность.
Заинтересовать кроху могут любые яркие и пока еще незнакомые игрушки. Исследуя и производя различные манипуляции с ними, он может некоторое время побыть один.
Если мама занята на кухне, то ребенок обрадуется кухонным инструментам, которые ему дадут на растерзание. Например, деревянную ложку и кастрюлю, по которой можно стучать. Шума много, но руки мамы свободны!
Правильное и сбалансированное питание имеет большое значение для нормального роста и развития маленьких детей. Малыши до 5 месяцев на протяжении всего дня нуждаются в приеме пищи 6 раз (через каждые 3,5 часа).
Маленькие дети от 5 – 6 месяцев переходят на 5-разовое питание с интервалом между кормлениями в 4 часа.
При недостатке материнского молока или его отсутствии детей переводят на полноценное смешанное или искусственное вскармливание.
При любом виде вскармливания детям даются фруктовые, ягодные и овощные соки.
Основной пищей для 5-месячного ребенка пока еще остается материнское молоко.
В этом возрасте у малыша все еще сохраняется сосательный рефлекс. Он помогает малышу не только насытиться, но и успокоиться.
При недостатке материнского молока врач-педиатр назначает специальные адаптированные детские смеси. Ребенка докармливают из специальной бутылочки сразу же после кормления грудью.
Все смеси изготавливаются на молочно-консервных комбинатах. Для того, чтобы состав смеси приблизить к материнскому молоку, белок коровьего молока подвергают специальной обработке, повышая его усвояемость и перевариваемость.
Кисломолочные смеси готовятся на основе адаптированной молочной основы с применением кисломолочных бактерий.
Перевод ребенка на искусственное вскармливание требует пристального внимания. Особенно это относится к детям, перевод которых происходит внезапно. В первые 2 – 3 дня малышу дают небольшой объем пищи (приблизительно 2/3 от суточной возрастной нормы), дополняя недостающее количество чаем. Если ребенок хорошо переносит назначенную смесь, то в течение 3 – 4 дней, ее количество доводится до суточной нормы.
При недостаточном весе в 5 месяцев ребенок получает первый прикорм.
Хорошо подойдет овощное пюре. Они насыщают детский организм необходимыми витаминами и минеральными веществами. Ослабленным детям пюре из овощей рекомендуется вводить на 2 недели раньше.
Для приготовления первого овощного пюре можно использовать кабачки (цукини), брокколи, картофель, тыкву. Из-за высокого содержания крахмала и фосфора доля картофеля ограничивается ½ объема блюда.
В качестве второго прикорма малышу дается 8 – 10 %-ная каша, которая готовится на коровьем молоке 3,2% жирности.
Для лучшего усвоения каш разнообразные крупы перемалывают в муку. Возможен и другой вариант: уже готовые каши измельчают блендером.
С 5 месяцев в положении полусидя на руках у взрослого, нужно приучать ребенка есть с ложечки.
Малыши постоянно нуждаются в тщательном уходе. Постельные принадлежности и одежда малыша должны быть чистыми и проглаженными. Нельзя допускать длительное пребывание малыша в мокрой одежде. Чрезмерная влага негативным образом сказывается на нежной коже малыша: на ней появляются опрелости и раздражения.
Если малыша приучили к опрятности, следили за чистотой его кожи, то в этот период он может отрицательно реагировать на мокрое белье, грязное лицо, проявляя при этом беспокойство.
Елена, мама 5-месячной Алины: «У моей Алины на попе появляется раздражение от памперсов. Стараюсь пользоваться ими в редких случаях. Мокрые пеленки и ползунки меняю постоянно. В последнее время стала замечать, что дочь сама извещает меня о необходимости смены белья».
Подводя итог вышесказанному, в краткой таблице развития, изложим все достижения 5-месячного малыша:
Критерии |
Достижения |
---|---|
Вес, рост |
По сравнению с предыдущим месяцем малыш прибавил в весе 700г и подрос на 2 см. |
Что должен уметь ребенок в 5 месяцев |
|
Питание |
|
Уход и гигиена |
Начинает беспокойно реагировать на испачканное и мокрое белье |