Плюсы и минусы быть единственным ребенком в семье. Нет партнера для игр. Семья с двумя детьми

19.05.2019

Задавая такой вопрос и делая акцент на слове «когда», вы очень часто ставите девушку в тупик. Почти наверняка вы не станете спрашивать человека, купившего дом два года назад, когда же он приобретет следующий. Ведь правда? К основным изменения в жизни приходится привыкать годами, а иногда людям достаточно всего одного дома… если вы понимаете к чему мы клоним.

Фраза №2: «Вы не становитесь моложе»

Мы все стареем с момента появления на свет и никому не нужно напоминать о том, что он становится старше. В средствах массовой информации достаточно сведений о молодёжи и постепенно мы все перестаём ею быть. В наши дни люди могут почувствовать радость материнства и отцовства в любом возрасте, благодаря многочисленным способам зачатия. Поэтому спасибо, но напоминайте об этом.

Фраза №3: «Ваш ребёнок, должно быть, очень избалован»

Почему? Потому что он не имеет братьев и сестёр? Хорошая мать всегда приложит сознательное усилие, чтобы её ребёнок не был испорченным.

Фраза №4: «Вы не можете иметь только одного ребёнка»

Да, можете! Человек сам принимает решения в вопросах строительства своей семьи, поэтому не стоит говорить женщине о том, что для неё лучше. Она и сама всё прекрасно знает.

Фраза №5: «Растить двух детей легче»

Вы никогда не знаете через что пришлось пройти матери одного ребёнка. Это могут быть послеродовая депрессия, проблемы в отношениях, слабое здоровье её собственных родителей.

Почему двое детей лучше, чем один

Рождение ребёнка, в конце концов, может быть самым трудным, что ей пришлось пережить в жизни и она чисто физически не может иметь двух детей.

Фраза №6: «Вы не беспокоитесь о том, что он (она) останется в полном одиночестве, когда вы умрете?»

Такой вопрос предполагает определенные обстоятельства, которые здравомыслящая мама постарается исключить. У ребёнка обязательно появятся близкие друзья, любимый человек и дети. Есть много способов, чтобы не остаться в этом мире одиноким.

Фраза №7: «Подумайте о том, что нужно вашему ребёнку. Он нуждается в брате или сестре»

В действительно ребёнку нужно, чтобы его родители были счастливы, ведь если счастливы родители - счастливы и дети.

Фраза №8: «Он (она) нуждается в приятеле»

Предполагается, что у ребёнка не будет друзей, он не будет ходить в школу и будет сидеть в одиночестве в своей комнате в течение всего дня. Если вы обращаетесь к адекватной маме с таким мнением, то получите серьёзный отпор, потому как мамы общаются со своими детьми, учат их хорошо относиться к людям и делают всё возможное, чтобы малыш не замыкался в себе. Кроме того, слово «должен» очень отталкивает родителей, т.к. никто не может говорить человеку то, что он должен сделать по отношению к своему ребёнку.

Фраза №9: «Если первый ребёнок вас разочарует, то есть надежда на второго»

Это реальная цитата отца троих детей повергает в ступор и шок, поскольку независимо от того, что за жизнь выберет ребёнок, мама будет любить его безоговорочно.

Фраза №10: «Ты всё никак не определишься с подходящим временем?»

Этот вопрос может быть сказан очень и очень невовремя. Примеров тому масса: день после увольнения, восстановление после выкидыша или серьёзные проблемы в отношениях с мужем. Вы не можете знать, что молодая мама, услышав эту фразу, переживает в своей душе.

Трудно найти человека, которого бы не интересовали вопросы брака, семейных отношений, полового просвещения, рождения и воспитания детей. Литература, кино, театр, пресса часто информируют об этих проблемах, ставят на обсуждение спорные вопросы, просвещают и воспитывают население. Такое повышенное внимание к проблемам народонаселения не случайно. Оно связано с недостаточно высоким уровнем рождаемости, который объясняется множеством причин социального, экономического, психологического и медицинского характера.

Как эта проблема будет решена в ближайшем будущем, во многом зависит от отношения к ней современной молодёжи, от тех, кому сейчас 18-25 лет, кому самое время не только вступать в брак, но и обзаводиться детьми. В интересах общества, государства и самой семьи иметь нескольких детей. Немного найдётся людей, которые вообще не хотели бы иметь детей.

Чем же плоха однодетная семья? Ведь, казалось бы, единственному ребёнку родители будут уделять больше внимания, у него будут лучше условия для всестороннего духовного и физического развития. В жизни же все оказывается гораздо сложнее. Единственный ребёнок чрезмерно опекается зачастую не только родителями, но и дедушками и бабушками. Он может вырасти эгоистом и неподготовленным к встрече с детским, а затем со школьным и трудовым коллективом. Ведь в коллективе его будут оценивать по реальным способностям и достоинствам. Вот тут-то и может наступить внутренний конфликт между завышенным представлением избалованного ребёнка о своих данных и его реальными возможностями, что чревато нервными срывами, разочарованиями, конфликтами.

В общественном плане однодетная семья ведёт к так называемой депопуляции, то есть к уменьшению численности последующих поколений. Даже два ребёнка в семье не обеспечивают для общества «заместителей» родителей. Ведь не все супруги имеют детей, а более 10% из них бесплодны, некоторые вообще остаются одинокими на всю жизнь. Демографы рассчитали, что для простого замещения родителей на 100 брачных пар должно приходиться в среднем 250 детей (как минимум 2-3 ребёнка на одну семью). Как же убедить в необходимости иметь не менее 2-3 детей современную молодёжь?

Демографы установили, что брак в последние годы значительно «помолодел». Специалисты в области социальной гигиены во многом связывают это явление с ускоренным физическим и половым развитием молодёжи, не всегда сопровождающимся социальной зрелостью и развитием молодого человека как личности и члена общества, сознающего свою ответственность перед ним. Этот процесс сопровождается ростом числа добрачных половых связей, скоропалительных, приводящих к быстрым разводам браков, случаев искусственного прерывания первой беременности.

Как молодёжь относится к проблемам рождаемости?

Плюсы и минусы быть единственным ребенком в семье

Мы попытались ответить на этот вопрос с помощью проведённого специального обследования. Оно показало, что среди опрошенных студентов второго и третьего курсов вообще не оказалось лиц, которые не хотели бы иметь детей, а 64% студентов считали возможным иметь детей до окончания института.

Как видно из данных таблицы, среднее идеальное число Детей во всех группах больше, чем среднее желаемое. Кроме того, среднее идеальное и желаемое число детей у студентов второго курса превышает аналогичные показатели у третьекурсников. Что касается различий по полу, то отмечается, как и в других обследованиях, некоторое превышение среднего желаемого числа детей у юношей. Чем же объяснить эти различия?

Психологическая обусловленность поведения супружеских пар >>>>

«Один? Он будет несчастным! Необходимо иметь братьев и сестер!» – даже если до сих пор вы были уверены, что ваш малыш будет единственным ребенком в семье, такие слова могут поставить ваши планы под сомнение. Вы начинаете задаваться вопросами, правильно ли на самом деле иметь только одного ребенка, как это отразиться на нем, причинит ли ребенку отсутствие братьев и сестер вред. На практике быть единственным ребенком в семье – значит не только мириться с минусами, но и иметь некоторые преимущества.

Какие минусы подстерегают ребенка, у которого нет братьев и сестер?

1. Нет партнера для игр.

2. Трудности в поддержании контактов со сверстниками.

Если родители не видят необходимости обучать ребенка общению, единственный ребенок может со временем почувствовать на своей шкуре трудности в отношениях с другими. Он не умеет уступать, подстраиваться под потребности других, что приводит к отвержению группой, и, конечно, к страданиям.

3. Высокие ожидания родителей.

Единственному ребенку приходится труднее, когда дело доходит до ожиданий мамы и папы. Даже если в раннем возрасте ожидания не высоки, позже ребенок с ними встретиться. Единственный ребенок – это «единственный шанс». Ребенок должен приносить лучшие оценки, быть самым уважаемым в классе. Однако родители легче примут недостатки ребенка, если он не единственный в семье. Не добьется один ребенок – есть надежда на второго.

4. Гиперопекающие родители.

Младший ребенок всегда кажется родителям маленьким, независимо от возраста. Единственный ребенок всегда будет самый младший, так что придется смириться с родительской гиперопекой. В результате ребенка держат в клетке, из-за чего он очень страдает.

5. Забота о родителях в старости.

Об этом минусе быть единственным ребенком в семье мало кто думает. Эта тема будет актуальна только в поздней зрелости и будет касаться вопросов заботы о престарелых родителях. Никто не сможет разделить обязанности или хотя бы поддержать финансово такого ребенка. Единственный ребенок должен взять все на себя.

Быть одним ребенком в семье не так уж и плохо

Ознакомившись с перечнем минусов, вам может показаться, что быть единственным ребенком в семье значит быть несчастным. Это не так.

Второй ребенок — когда будет вовремя?

Отсутствие братьев и сестер – это также целый ряд преимуществ.

1. Быть в центре внимания родителей.

Отсутствие братьев и сестер означает, что не нужно бороться за внимание мамы и папы, все их внимание сосредоточено только на одном человеке. Мама всегда (или почти всегда) читает тебе сказки, потому что не кормит в этот момент младенца, папа закрывает глаза на мелкие проступки. Отпадает также сравнение с братом или сестрой.

2. Финансовые выгоды.

Это очевидно. У единственного ребенка есть все или почти все. Лучшая одежда, лучшие игрушки, больше интересных занятий и суперканикулы. Это, конечно, некоторое преувеличение, но несомненно, что единственный ребенок имеет больше.

3. Отсутствие конфликтов.

В конфликтах между детьми можно найти плюсы, но это не отменяет того факта, что они просто неприятны для обеих сторон. Единственный ребенок не ругается с братом или сестрой из-за поломанной игрушки, одежды и многого другого.

4. Не нужно присмотривать за другими.

Все реже и реже разница в возрасте между детьми составляет только год или два. Часто родители ждут несколько лет, чтобы родить второго. Это означает, что впоследствии уход за младшим частично ляжет на плечи старшего, а это усложняет жизнь, заставляет менять планы и приводит к конфликтам с родителями. Единственным детям все это не грозит.

Вывод

Можно, конечно, рассматривать вопросы наличия еще одного ребенка с точки зрения выгод для первого ребенка. Но это не должно быть наиболее важным критерием. В первую очередь мы должны подумать, хотим ли мы, родители, еще одного ребенка. Потому что все остальные, как показано выше, имеет свои плюсы и минусы.

Лучше одного ребенка могут быть только ДВА!

Главная>>Дети и семья>>Дошкольники>>Часть 2>>Один ребёнок в семье

Один ребёнок в семье

Воспитание единственного ребёнка в семье

В России 60% семей воспитывают единственного ребёнка в семье . В обществе распространено мнение, что один ребёнок в семье вырастает избалованным ребёнком. Это утверждение не всегда верное. Но, его развитие и жизнь, конечно же, проходят не так, как у других детей, у которых есть братья и сёстры.

Ещё сто лет назад один ребёнок в семье был редкостью И с того времени в нашем обществе закрепилось устойчивое мнение, что единственный ребёнок — эгоист, избалованный и не приспособленный к жизни.

Многие из этих утверждений подтвердил своими выводами австрийский психолог Альфред Адлер в 1920-ом году. Он утверждал, что единственным детям в семье присущи проблемы в общении. Кроме того, психическое развитие детей дошкольников, у которых нет ни братьев, ни сестёр, "затормаживается" на том моменте, чте все бегают вокруг них и весь мир вращается для них.

Через 30 лет, французский психоаналитик Франсуаза Долто сделала вывод, что единственный ребёнок в семье может быть успешным в получении образования, но, что касается общественной жизни, то к ней такие дети совершенно неприспособленны, т.к., в большинстве своём, они плохо контактируют с окружающими.

Всё-таки, это достаточно сложное испытание — быть единственным объектом любви своих родителей. Родители сосредотачивают все своё внимание и свою любовь к ребёнку на нём. Как сделать, чтобы особые привилегии единственного ребёнка не сослужили ему плохую службу в дальнейшей жизни? Это будет зависеть от поведения и отношения самих родителей.

В большинстве семей один ребёнок растёт с чувством сильной защищённости в кругу семьи. Он знает, что родители живут и любят только его. Что может быть прекраснее в детстве? Но, по мнению детского психоаналитика Анны Скавитиной, чувствуя себя всемогущими и непобедимыми в семье, за её пределами единственные дети чувствуют себя неуверенными и боятся, что у них ничего не получится, т.к. они не ощущают привычной поддержки родителей.

Если эти страхи и неуверенность сохранятся и во взрослом возрасте, то они могут сильно осложнить жизнь, став сильным препятствием и на психологическом и на социальном уровне.

Очень многие родители превращают свою гиперопеку в глобальный контроль. Они контролируют каждый шаг ребёнка, независимо от того, где он находится. Самим детям такое внимание неприятно и им неловко перед окружающими. Кроме того, такие дети, как правило, не любят командные виды спорта. Т.е. те виды, где требуется тесное взаимодействие с другими детьми.

У одного ребёнка в семье может возникнуть иллюзия равенства с родителями. Например, если ребёнок — девочка, то она одета как мама, походка тоже одинаковая с мамой и болтают они без умолку, как две лучшие подруги. Что интересно, зачастую сама мама в таком случае воспринимают ребёнка как равного, говоря: "Это моя младшая сестрёнка". А эта девочка говорит: "Моя самая лучшая подруга — это моя мама". Т.е. в таких семьях разделение на родителей и детей весьма и весьма условное.

Один, два, пять? Почему иметь много детей – хорошо

Но нужны ли и будут ли полезны такие отношения детям?

У каждого ребёнка должны быть друзья, с которыми можно общаться, играть, ходить в гости друг к другу. Если родители в семье исполняют роль друзей, то кто будет исполнять роль родителей? По мнению детского психолога Александра Венгера, ребёнку необходимо видеть в родителях примеры взрослого поведения и отношения к жизни.

Конечно, единственный ребёнок в семье раньше проходит путь психологического созревания, участвуя в делах взрослых. Но, с другой стороны, раннее психологическое взросление может стать чрезмерной нагрузкой для ребёнка. Если же ребёнок живёт в неполной семье (чаще всего с мамой), то положение становится ещё сложнее. По мнению психолога Галины Бурменской, женщина в семье сосредотачивает всё своё внимание на ребёнке и фактически отгораживает его от окружающего мира и прежде всего, от его сверстников.

Какие могут ожидать такого ребёнка проблемы в будущем? Если ребёнок — мальчик, то он будет держаться за маму даже во взрослом возрасте. Как говорит Анна Скавитина, в такой ситуации мальчик, фактически, женат на маме с рождения. Естественно, свою счастливую семью ему создать будет сложно. Ведь ни одна женщина не сможет сравниться с его мамой.

У девочек могут быть проблемы иного рода. Став похожей на маму, девочка становится, своего рода, зеркалом своей матери. По мнению Анны Скавитиной, в подростковом возрасте такие дочь и мать становятся настоящими соперницами. Чтобы обрести независимость и освободиться от опеки матери, девочка-подросток не может найти другого пути, кроме открытого конфликта в семье.

Очень часто родители стремятся отдать пораньше в школу своего единственного ребёнка, т.к. такие дети, как мы говорили ранее, психологически развиваются раньше и могут быть очень успешны в обучении. Но не стоит этого делать. Ведь, как мы отмечали ранее, эти дети тяжелее контактируют с окружающими. Школа — это новый уровень отношений и для единственного ребёнка это может стать сложным испытанием, тем более, что он будет самым младшим в классе.

Почему же многие пары предпочитают родить только одного ребёнка? Возможно, это связано со здоровьем женщины или мужчины в семье. А, возможно, кто-то, вступая в повторный брак и родив первого ребёнка в семье, не хотят больше детей, т.к. у них есть ещё дети от прошлых браков. Большинство родителей просто боятся рожать второго ребёнка, или им просто лень. Ведь нужно нести ответственность за него. И много времени уходит на уход ха ним и его воспитание.

Должны ли родители объяснять единственному ребёнку, почему они решили, что у него не будет братьев и сестёр? Да, обсудить с ними этот момент будет правильно. Особенно, если ребёнок сам спрашивает об этом. Такой разговор успокоит его и расставит всё по местам. Ведь часто такие дети хотят быть идеалом для своих мамы и папы.

Татьяна Шевелева (Таганрог, Россия)

В последнее время стала четко прослеживаться тенденция иметь в семье одного ребенка. Этому способствуют различные обстоятельства. И далеко не во всех случаях главной причиной является трудное материальное положение или нерешенный жилищный вопрос. Многие родители считают, что одному ребенку в семье более комфортно в психологическом плане, поскольку у него отсутствует повод для ревности, ему не надо будет делиться любимой игрушкой, лакомством, вниманием с братом или сестрой. Однако наличие единственного ребенка в семье кроме демографических проблем влечет за собой комплекс социально-психологических проблем, связанных с его индивидуальным воспитанием в семье. Будучи окруженным избыточным вниманием домочадцев, единственный ребенок, как правило, растет эгоистичным и капризным, особенно в обеспеченных семьях.

По мнению Титаренко В.Я., проблема единственных детей в семье начинается задолго до их рождения и, как правило, связана с той социальной средой, в которой выросли их родители. Социологи отмечают, что чем выше культурный и интеллектуальный уровень родителей, тем меньше детей рождается в этих семьях. Рождение одного ребенка, является основой исчезновения нации, так как только при двух детях может сохраняться более или менее устойчивый характер национальной репродукции. Таким образом, в феномене единственного ребенка общество сталкивается с демографическим парадоксом: чем выше культурный уровень общества, тем быстрее оно стареет и наоборот.

О единственных детях можно услышать мнение, что они вырастают эгоистами и, в целом, отстают в социальном развитии от своих сверстников, растущих с братьями и сестрами. Однако эти выводы базируются на исследованиях начала двадцатого века. Современные же исследования показывают, что нет значимой разницы в уровне развития и личностных особенностях между единственными детьми в семье и их сверстниками.

По мнению Азарова Ю.П., проблема материального обеспечения в семье, как правило, усугубляется с рождением ребенка, требующего большего расхода, нежели при его отсутствии. Отсутствие необходимого количества денег часто меняет не только взаимоотношения супругов, но взаимоотношения детей и родителей. Далеко не всегда их отношения складываются столь безоблачно. Материальный недостаток, как правило, сопровождается снижением внимания к ребенку, в связи с занятостью родителей на работе и как следствие ребенок в таких семьях становится предоставленным саму себе и улице.

Ситуация воспитания в семьях с несколькими детьми и с одним ребенком серьезно различается. Родители единственного ребенка сталкиваются с особенными трудностями и связанными с ними рисками, которые нужно учитывать родителям в воспитании. Гиперопека, ограничение взаимодействия со сверстниками, завышенные ожидания, принятие слишком многих решений за ребенка и т.д. – все это типичные ошибки в воспитании единственного ребенка.

Единственный ребенок загодя оказывается в менее благоприятной ситуации с точки зрения социального развития. Ведь до поступления в детский сад, а то и в школу, он общается преимущественно со взрослыми. Даже словарный запас такого малыша насыщен «недетскими» словами и терминами, он часто не понимает детского юмора, дразнилок и т.п. Безусловно, такому ребенку бывает непросто адаптироваться в детском коллективе, часто в группе детей он предпочитает игры в одиночестве. Ребенок, не имеющий достаточного опыта общения со сверстниками, очень часто не умеет играть в ролевые игры. А ведь именно такая игра — основной инструмент социального и эмоционального развития в дошкольном возрасте. Играя с родителями, ребенок не получает необходимой отдачи, он быстро почувствует фальшь, ведь редко какой взрослый может так искренне отдаваться игре, как ребенок. Психолог Лепешова Е.М. характеризует такую ситуацию как «ребенок — маленький взрослый» .

Ребенок хорошо усваивает модель отношений, в которой один выше по иерархии (родитель), а другой ниже (ребенок). Так или иначе, один подчиняется другому. В детском же коллективе требуется выстраивать принципиально другие отношения — отношения равных, отношения сотрудничества. Зачастую от неумения выстраивать партнерские отношения ребенок «перепрыгивает» на другой, более простой вариант — отношения конкуренции с другими детьми.

Данная ситуация может привести к тому, что в детском коллективе ребенок станет либо «одиночкой» либо будет всячески противопоставлять себя коллективу, привлекать к себе персональное внимание взрослого (учитель, воспитатель). Самому ребенку в такой ситуации очень непросто. Эти трудности в отношениях могут сохраниться и во взрослом возрасте. В таких случаях психологи советую дать ребенку возможность больше общаться со сверстниками. Поступление в детский сад часто бывает серьезным стрессом для единственных детей, ведь он впервые оказывается в большой группе таких же малышей, без пристального обожающего внимания родителей. Однако именно детский сад позволяет ребенку компенсировать ту среду сверстников, которой ему не хватает дома.

Обычно дети в течение первого года полностью осваиваются в новых правилах. Детский сад становится для них первой настоящей школой жизни, где они учатся дружить, заботиться и помогать другим, спорить и мириться. Родителям очень важно обсуждать с сыном или дочкой ситуации, возникающие в детском саду, помогать находить верные решения в отношениях с другими детьми. Водить ребенка в детский сад не всегда есть возможность по разным причинам. В таком случае важно найти другие способы общения со сверстниками.

Другая ситуация складывается в случае когда семьи с единственным ребенком становятся, как обозначают психологи, «детоцентрированными». Это означает, что вся Вселенная семьи крутится вокруг одного центра — ребенка. Эта ситуация усугубляется в том случае если ребенок поздний и долгожданный.

Один ребенок — хорошо, а два — лучше?

Если детей в семье несколько, они, так или иначе, образуют свое сообщество, внимание родителей неизбежно разделяется между ними. Единственный же ребенок в семье, как минимум, постоянно на виду, зачастую за него больше беспокоятся, тревожатся. Пока двое братьев носятся по двору и набивают шишки, единственному сыну часто «подстилают соломку» и трясутся за каждое движение. Очевидна ситуация: ребенок — центр Вселенной.

Такая центрация на ребенке дает ему больше возможностей поскольку родителям легко обеспечить единственного ребенка, в том числе дать ему хорошее образование, больше времени на занятия и просто беседы с ребенком. В итоге, малыш чувствует себя в безопасности, окруженным заботой, вниманием. С другой стороны, если со взрослением ребенка, этот уровень заботы и опеки не снимается, происходит следующее. Ребенок, чувствующий себя в безопасности в семье, чувствует повышенную тревогу и страх и при выходе во «внешний мир».

Существует еще один возможный негативный фактор. Эту родительскую заботу и внимание ребенок естественным образом принимает как должное. При этом самому ему обычно не приходится заботиться о ком-то. В итоге у него просто нет такого опыта, а он, естественно, необходим, для выстраивания отношений с людьми, для построения своей семьи. К тому же, при этом в школе ребенку бывает сложно принять необходимость разделения внимания учителя с другими учениками. Он может капризничать, шалить и другими способами привлекать внимание. Не исключены и случаи психосоматических заболеваний — тошнота, боли в животе, головокружения — все это может стать поводом для привлечения столь привычной заботы и внимания. Поводом, конечно, неосознанным, просто реакция организма. Самолюбие таких детей становится болезненным: отсутствие пристального внимания взрослых означает для ребенка, что он плохой, что-то делает не так.

Единственные дети, избалованные родительским вниманием, часто воспринимают родителей, как свою собственность. Пока мама или папа занимается с ним, малыш может быть идеально покладистым, как только они разговаривают между собой либо занимаются своими делами, ребенок начинает капризничать, всевозможными способами привлекать к себе внимание, кричать. Таким образом он выказывает ревность. В итоге родители оказываются в затруднительной ситуации: они не могут заниматься своими делами, не могут спокойно поговорить по телефону в присутствии ребенка. В таких ситуациях психологи предлагают децентрировать семейные отношения.

Важно понимать, что единичными реакциями ситуацию не разрешить. Родители должны изначально строить отношения в семье таким образом, чтобы ребенок понимал, что родители — это отдельные люди, у которых есть свои важные дела и заботы, кроме ребенка. Ребенок должен понимать, что

между мамой и папой тоже есть отношения, а не только между каждым из них и ребенком.

Имеет смысл контролировать уровень заботы и опеки. Иногда лучше дать ребенку самому набить шишку, падая с горки, а не ходить за ним по пятам, предостерегая от опасности. Не нужно держать ребенка в «тепличных условиях», он должен осознавать разнообразие и сложность мира, чтобы не ощущать его центрированным на себе. Ну и рекомендация организовать общение ребенка в детском коллективе тоже остается актуальной.

Существует еще один риск наиболее типичных ошибок для неполных семей с единственным ребенком, хотя встречается и в полных. Довольно распространена ситуация, когда ребенок и родитель (чаще мама) становятся лучшими друзьями. Можно услышать, как девочка говорит, что они с мамой «лучшие подружки», можно увидеть и мальчиков, очень привязанных к матерям. Взрослые за счет такой дружбы зачастую решают собственные личные проблемы, ребенок же готов принимать любую модель отношений, подаваемую родителем. Конечно, это не худшая модель детско — родительских отношений, но все же далеко не самая оптимальная. Во — первых, при такой ситуации, у ребенка пропадает необходимость поиска друзей среди сверстников, ребенок замыкается в родительской семье. Ясно, что во взрослом возрасте это вызовет большие трудности, когда придет время отделения от родителей и создания своей семьи.

Во-вторых, такая ситуация ведет к тому, что ребенок теряет авторитет родителя, в котором он, на самом деле, остро нуждается. Он не получает и образца «взрослого поведения».

Все описанное не означает, что нельзя дружить с собственным ребенком, можно и даже нужно. Однако важно соблюдать грань, важно оставаться для ребенка (пока он еще ребенок) все же родителем. У взрослого должны оставаться свои взрослые вопросы, которые он решает без участия ребенка. Взрослый должен диктовать определенные нормы и правила, транслировать моральные нормы, семейные традиции и т.д. Что касается рычагов влияния на ребенка, то в большой семье обычно братья и сестры учат чему-то друг друга. Влияние братьев и сестер, практически сверстников, оказывается гораздо более существенным в подростковом возрасте, чем влияние родителей. Семья с единственным ребенком такой возможности уже лишена. Хорошо бы, чтобы ребенок дружил со старшими двоюродными братьями или сестрами, другими родственниками. Ведь родственная дружба — это дружба особая.

Таким образом, воспитание единственного ребенка в семье гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Проблема семьи с одним ребенком, как правило, заключается в социальной среде, в которой он развивается и от уровня его воспитания. Не существует готовых рецептов и моделей воспитания, которые можно взять, не изменяя, и применять к своему ребенку. Однако нужно отметить, что главными основания, которых необходимо придерживаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни это чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя, признание личности ребенка. Тайна семейного воспитания заключается в том, чтобы дать возможность ребенку самостоятельно реализовать себя, относиться к нему с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Литература

    Азаров Ю.П. Семейная педагогика. СПб.: Изд-во «Питер», 2001. – 400 с.

    Лепешова Е.М. Как избежать родительских ошибок. СПБ.: Изд-во «Речь». – 2010. -156 с.

    Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Изд-во Мысль – 1987. -356 с.

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, Пуйлова Марина Алексеевна,

В последние годы семьи нередко решают ограничиться одним ребенком. И не только по экономическим соображениям. Порой можно услышать, что единственному ребенку психологически более комфортно: дескать, у него нет повода для ревности, ему не приходится делиться с братом или сестрой игрушками, да и в плане образования он получит больше, поскольку матери не надо разрываться между ним и другими детьми, и она сможет бросить все силы на обучение своего единственного чада...

Но так ли уж бесспорны эти выгоды? Давайте рассмотрим ситуацию с разных сторон.

МОЙ СЫН РЕВНУЕТ МЕНЯ К ТЕЛЕФОНУ

У единственного ребенка в семье гораздо больше шансов вырасти эгоистом, а такие люди повышенно ревнивы. Им хочется, чтобы весь мир вращался только вокруг них, и хотя объективно повода для ревности у них нет, единственные дети все равно его находят.

Вот типичный пример. Днем шестилетний Игорек вел себя прекрасно, но когда с работы приходил папа, мальчик резко менялся. Нет, не то чтобы он проявлял недовольство... Наобоот, Игорь вроде бы радовался отцу, но эта радость выражалась как-то чересчур бурно, и всплеск положительных эмоций быстро переходил в отрицательные. Игорь становился обидчивым, раздражительным, не давал родителям спокойно поговорить, требовал, чтобы с ним поиграли, и совершенно не желал понимать, что папа устал и ему хочется отдохнуть. Когда же наступало время сна, ревность появлялась еще более откровенно: мальчик наотрез отказывался засыпать в своей кровати и с детской непосредственностью пытался спровадить туда отца.

Ты ложись в мою кроватку, я тебе уже постелил, - умильно уговаривал он папашу, который, как вы понимаете, был отнюдь не в восторге от подобной "ссылки".

Другие "единоличники" ревнуют мать к работе или к подругам. А некоторые женщины жалуются, что они даже по телефону спокойно поговорить не могут: сын или дочь тут же начинают плохо себя вести, выкрутасничают, требуют, чтобы мать положила трубку. Так что положение "единственного и неповторимого" вовсе не является охранной грамотой против детской ревности.

У СЕМИ НЯНЕК ДИТЯ СО СТРАХАМИ

Единственный ребенок обычно бывает окружен усиленным вниманием взрослых. Особенно трепетно - в силу возраста - относится к малышам старшее поколение. Многие бабушки и дедушки души не чают в единственном внуке. Но гиперопека, как известно, порождает детские страхи. Детям передается тревожность взрослых. Они могут вырасти несамостоятельными, зависимыми, часто и во взрослом возрасте бывают неспособны на смелые, решительные поступки. Недовольство собой вызывает депрессии, а отсюда уже полшага до зависимости от алкоголя или наркотиков. А то и до самоубийства!

ТРАГЕДИЯ МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА

Ребенку вообще вредно чувствовать себя пупом Земли - центром, вокруг которого вращается минивселенная его семьи. А в однодетных семьях это, увы, почти неизбежно. Такой "детоцентризм" приводит к формированию потребительской психологии: дети начинают считать родных своим придатком, существующим лишь для того, чтобы удовлетворять их потребности и прихоти.

Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, и родителям, которым, конечно, хочется какой-то отдачи, бывает очень обидно.

Они задаются горьким вопросом: "Откуда у моего сына (или дочки) такая непробиваемая черствость? Ведь ни о ком, кажется, так не заботились, как о нем, все для него делали, а он так себя ведет..."

Хотя, если разобраться, "единственный и неповторимый" ведет себя вполне логично. Именно так, как и должно быть в подобной ситуации. Взрослые воспитывали маленького принца - и вот принц вырос. С какой стати он должен служить кому-то?

Многие подростки прямо так и говорят родным:

Я вам не слуга.

И при этом постоянно предъявляют претензии, требуя от родителей дорогих модных вещей, денег на развлечения и т.п.

В многодетной семье такое тоже теоретически может случиться, но вероятность подобного развития событий гораздо ниже. Там сама жизнь не дает матери возможности сильно избаловать детей: старшие вынуждены опекать младших, приходится как-то распределять домашние обязанности - иначе просто не справиться с хозяйством.

Конечно, есть опасность чрезмерно перегрузить детей взрослыми обязанностями, но при разумном распределении нагрузки работа по дому очень даже полезна. У детей постепенно вырабатывается чувство ответственности, без которого ни один человек не может добиться успеха. Они привыкают к труду и вырастают гораздо более подготовленными к взрослой жизни.

А это во многом залог успешности их будущего брака. Сколько семей распадается из-за того, что девушка, привыкшая к роли обожаемой дочки, не в состоянии войти в роль заботливой жены и самоотверженной матери! А "маменькин сынок" остается таковым до седых волос. Наплодив детей от разных женщин, он не то, что не помогает их вырастить, но даже не интересуется своими отпрысками!

Психологи и педагоги всего мира озабочены инфантильностью современных подростков и молодежи. Это, конечно, отдельная и очень обширная тема разговора. Скажу только, что далеко не последняя причина подростковой инфантильности - воспитание детей в одно-двудетных семьях, когда гиперопека взрослых не дает нормально повзрослеть "пупу семьи". А он, будучи эгоистом, уверен, что быть взрослым значит иметь массу прав и почти никаких обязанностей.

ДЕТИ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ РАЗВИВАЮТСЯ БЫСТРЕЕ

Считается, что у единственного ребенка больше возможностей для интеллектуального развития, но это еще одно распространенное заблуждение. Дети, в основном, учатся, подражая старшим.

Причем замечено, что им гораздо легче подражать не родителям, а ребятам постарше, поскольку до ребят легче дотянуться, легче их с собой сопоставить. Поэтому подражая старшим братьям и сестрам, малыши быстрее обучаются и развиваются. Сколько сил обычно приходится тратить на обучение ребенка чтению и письму! А в многодетной семье функцию учителей успешно выполняют дети постарше, освобождая маму от этой нелегкой повинности.

Многодетные матери часто рассказывают, что они усиленно занимались только с первенцами. Дальше же дети учились по эстафете - от больших к маленьким. Так было и в моей семье: старший сын играл со средней дочкой в школу, а она, когда подросла, с удовольствием обучала в игре нашего младшего.

Порой можно услышать, что природа более щедро одаряет именно первенцев, а дальше происходит постепенное вырождение. Но история человечества свидетельствует об обратном.

Среди великих людей гораздо больше было как раз не первенцев. Великий русский ученый Дмитрий Менделеев был четырнадцатым ребенком в семье. Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен - седьмым. Испанский классик Сервантес - четвертым, Чехов - третьим. Князь Даниил Московский, которому Москва обязана своим возвышением, был, как явствует из летописи, четвертым из сыновей (значит, в семье имелись еще и дочери). Выдающаяся женщина екатерининской эпохи княгиня Дашкова родилась четвертой, знаменитый итальянский художник

Модильяни - тоже. Наполеон был вторым сыном, Чарли Чаплин - вторым. Список можно продолжить, но думаю, и сказанного достаточно.

Кроме того, многие единственные дети мало играют или совсем не играют в ролевые игры. Им не у кого научиться, не с кем играть. А пробел в ролевых играх пагубно отражается на всем развитии ребенка, в том числе интеллектуальном. Ведь именно такая игра дает маленькому человечку объемное представление о мире. Недаром у детей с серьезными психическими отклонениями (например, при аутизме) нормальной ролевой игры вообще нет.

Гораздо быстрее приобретаются в многодетной семье и навыки общения. Причем общение в разновозрастном коллективе дает дополнительные преимущества: опекая младших, дети учатся самостоятельности, получают уверенность в своих силах. А имея рядом старшую сестру или брата, малыш чувствует себя более защищенным.

У единственных детей совсем другой социальный опыт. При столкновении с жизнью за пределами дома единственный ребенок часто получает психологическую травму. Попав в детский сад или придя в первый класс, он по привычке ждет, что его будут выделять из окружающих. И когда этого не происходит, невротизируется. У него может пропасть интерес к учебе, возникает страх неуспешности, а это опять-таки не способствует интеллектуальному развитию.

В МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕ ТРУДНЕЕ СТАТЬ ТРУДНЫМ РЕБЕНКОМ

Если разобраться, в этом тоже нет ничего странного. В подростковом возрасте - а именно он и является самым трудным - мнение других ребят зачастую становится для ребенка гораздо важнее мнения родителей. Родители начинают казаться отставшими от жизни, несовременными, не понимающими молодежь. И даже когда они говорят совершенно правильные вещи, подростки (особенно эгоистичные, не привыкшие ограничивать свои потребности и желания) отмахиваются от "предков", как от назойливых мух. Возникает серьезная опасность выхода ребенка из-под влияния семьи. Чем это чревато, думаю, объяснять излишне.

Когда консультируешь родителей таких "отвязанных" подростков, они почти всегда задают один и тот же вопрос: "Скажите, КАК НАМ НА НЕГО ПОВЛИЯТЬ?"

И ответить бывает порой очень сложно, ведь у малодетной семьи и рычагов влияния мало. Родители подросшего ребенка, как правило, много работают и воспитывают свое чадо урывками, "в свободное от работы время". Школа вообще устранилась от воспитательных проблем; в кружках и секциях, руководители которых могли бы стать авторитетом, трудные подростки долго не задерживаются. Дедушки, бабушки и прочие родственники тоже, скорее всего, не помогут, ведь они будут казаться подростку еще более "замшелыми и дремучими", чем родители.

В многодетной же семье ситуация принципиально иная. (Разумеется, речь идет не о семьях хронических алкоголиков, где голодные и оборванные ребятишки растут, как сорная трава. Впрочем, даже там старшие дети нередко проявляют удивительную - ведь их никто этому не учил - заботу о младших.)

Во-первых, мать многодетного семейства обычно не работает или старается брать работу на дом, так что дети меньше выпадают из ее поля зрения. Но главное даже не это. Главное, что старшие братья и сестры - это как раз и есть те "рычаги влияния", которых катастрофически недостает малодетным семьям. По возрасту старшие дети вполне сопоставимы с трудным подростком. Значит, им уже не бросишь упрек в "непонимании молодежи". Ребенок с детства привык тянуться за ними, подражать им. Они гораздо лучше знают ситуацию во дворе или в школе, им проще проникнуть в замкнутый мирок подростков, проще развенчать его новых кумиров. А если понадобится, и разобраться с ними по-свойски, как не могут разобраться родители (особенно не очень молодые и интеллигентные).

Ну и, конечно, когда в семье несколько детей с небольшой разницей в возрасте, им вполне хватает общения между собой. Поэтому дети будут меньше подвержены отрицательному влиянию сверстников. Ведь они часто перенимают дурное не потому, что оно им безумно нравится, а чтобы вписаться в коллектив. А в многодетной семье свой детский коллектив, и уже он может задавать тон во дворе или на даче.

Мне очень понравился рассказ одного калужского священника, отца шестерых детей. "Мои ребята не сквернословят потому, что это грех, - сказал он. - А окрестным ребятишкам никто этого никогда не говорил. У них в семьях мат - нормальный язык, все так выражаются. И когда мы обосновались в Калуге, местная детвора попыталась задавать свои правила и в общении с моими детьми. Но мои твердо заявили: "Если хотите дружить, то не ругайтесь матом. А если будете ругаться, мы вполне обойдемся без вас." И переломили ситуацию, поскольку вели себя независимо."

Так что при правильном воспитании многодетность – это наилучшая профилактика асоциального поведения, наркомании и т.п.

"НЕ ИМЕЙ СТО РУБЛЕЙ, А ИМЕЙ СТО РОДСТВЕННИКОВ"

Современным людям, воспитывающим одного ребенка, трудно даже представить себе ощущения человека, чувствующего себя членом обширного семейного клана. Сейчас все больше подростков жалуется на одиночество. В многодетной семье, члены которой ориентированы на поддержку друг друга, такое, как правило, невозможно. Там дети чувствуют себя в большей эмоциональной безопасности, им легче найти утешение и помощь в семье, а не на стороне. С годами потребность в помощи близких нисколько не уменьшается. Поступление в институт, устройство на работу, решение разных бытовых проблем типа ремонта квартиры или постройки дачи - все это в наших российских условиях требует помощи близких. И чем больше их у нас, тем комфортней в конечном итоге наша жизнь. Если за любую услугу расплачиваться "живыми" деньгами, никаких денег не хватит. К счастью или нет, не знаю, но в нашем обществе по-прежнему актуальна пословица "Не имей сто рублей, а имей сто друзей".

"А еще лучше - родных", добавлю я от себя.

А представьте, каково придется взрослому "маленькому принцу", когда его родители состарятся! Ведь на единственных детей падает огромная нагрузка по опеке пожилых членов семьи. Часто бывает, что у тридцатилетнего мужчины еще живы престарелые бабушка с дедом, которым нужно то кран на кухне починить, то огород на дачном участке вскопать. А тут еще и мать, живущая отдельно, в больницу попадает, ее тоже навещать приходится. Да и своя семья заботы требует. А если еще и у жены нет братьев и сестер, то нагрузка на "принца" удваивается.

Конечно, воспитанный эгоистом, такой сын может сказать родным:

Это ваши проблемы. Устраивайтесь, как можете.

Но вряд ли вы захотите такого утешения в старости. Да и человеку, который так говорит, придется несладко. Сколько бы он себя ни уверял в своей правоте, ему не заглушить до конца голос совести. А это порождает внутренние конфликты, ведет к душевному надлому.

Я уж не говорю о том, что в условиях постарения населения и низкой рождаемости в самое ближайшее время встанет -да собственно, уже встал! - вопрос об увеличении возраста выхода на пенсию. Сперва до 65-70 лет, а потом и до 75. (Я не преувеличиваю, именно такая цифра названа в качестве оптимальной Комиссией по народонаселению ООН, производившей расчеты для европейский стран, в том числе и нашей. А эти рекомендации, как показывает опыт, затем претворяются в жизнь.)

То есть, люди фактически лишатся пенсии, ведь до семидесяти пяти лет еще надо дожить. Но в данном случае, если говорить о единственном ребенке, не это главное. Главное, что далеко не все постаревшие родители окажутся в состоянии работать. Со здоровьем у нас в стране все хуже и хуже, а тут еще и возраст не будет способствовать его укреплению. Пенсии же человек себе заработать еще не успеет. Вот и получится, что единственному ребенку придется полностью содержать всю пожилую родню.

Вы скажете:

А раньше как люди обходились? Ведь сто, двести лет назад пенсий тоже не выплачивали.

Верно, не выплачивали. Но в семьях рождалось по многу детей, и сообща прокормить стариков было все-таки легче.

Так что, наверное, стоит подумать не только о ближайшей перспективе, но и об отдаленных последствиях воспитания единственного ребенка. Стремясь облегчить ему (и себе) жизнь в детстве, вы существенно усложните ее в более взрослом возрасте.

РИСК ПОТЕРЯТЬ ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА НЕВЕРОЯТНО ВЕЛИК

Родители, предпочитающие ограничиться одним ребенком, не задумываются и о других, мягко говоря, немаловажных последствиях своего решения. Рост преступности, наркомании, алкоголизма, травматизма из-за несчастных случаев (в том числе - из-за автомобильных аварий, из-за которых у нас погибает людей раз в 8-10 больше, чем в Европе) и множество других факторов привели в последние годы к резкому росту смертности. Вот что пишет по этому поводу крупный российский демограф проф. А. Синельников: "Родителям единственного ребенка, конечно, жить легче, но они не знают, как много у них шансов стать бездетными в старости. По нашим расчетам, основанным на данных Госкомстата за 1995 год <а с тех пор страшная статистика лишь выросла! - авт.>, вероятность того, что мать переживет сына, равна 32 процентам! И у матери двух сыновей риск потерять обоих не так уж мал - 10 процентов.

Только родители троих и более детей имеют достаточно надежную гарантию от потери их всех."

Причем теряют ребенка сейчас, как правило, не в младенческом возрасте - младенческая смертность за последнее время выросла незначительно - а в подростково-молодежном, когда родителям уже поздно думать еще об одном малыше. Проф. Синельников говорит, что если бы, рассказывая о разных катастрофах, авариях и проч., журналисты всякий раз уточняли, есть ли у погибших братья и сестры, или это единственные дети, многие люди пересмотрели бы свое отношение к малодетности. Но поскольку такие вопросы не обсуждаются, то люди живут в мире иллюзий, и им кажется, что "лишние", "сверхнормативные" дети - это угроза их благосостоянию.

Так что лучше рожайте, пока можете. Поверьте, даже трое детей на самом деле очень мало! Я это знаю не понаслышке.

Правда, понимаешь такие вещи чуть позже, когда дети подрастают, но время летит очень быстро. Гораздо быстрее, чем нам хотелось бы.

Если же по каким-то причинам - мало ли что на свете бывает? - ребенок так и останется у вас единственным, постарайтесь хотя бы смягчить негативные последствия. Всячески развивайте и поощряйте альтруизм. Пусть ребенок сызмальства приучается помогать окружающим, делать что-то для других.

А то единственные дети как правило, почти все делают для себя, любимых: в кружках занимаются для себя, учатся для себя (хотя нередко считают, что учеба нужна не им, а родителям!), игрушки убирают (если убирают!) за собой, тетрадки в портфель складывают тоже для себя...

Хорошая палочка-выручалочка в данном случае - это дачный участок. Работы в саду и огороде обычно хоть отбавляй, и эта деятельность как раз направлена на благо всей семьи.

Важно и поддерживать связи с родственниками, чтобы как можно большее число людей было включено у единственного ребенка в понятие "родня". Тогда он будет меньше страдать от одиночества. Конечно, можно пытаться восполнить нехватку братьев или сестер друзьями, но родственными связи – это что-то особенное, гораздо более глубокое, чем общность вкусов и интересов. Пусть у ребенка нет родных братьев или сестер, но будут двоюродные, троюродные, четвероюродные... да хотя бы седьмая вода на киселе, кто в этом будет разбираться? Тут особенно значима вторая часть слова - "родные".

Есть и еще одна возможность "подарить" ребенку брата с сестричкой: станьте для кого-нибудь крестной матерью. Я знаю достаточно много случаев, когда крестный брат или сестра воспринимаются ребенком как близкие родственники. Но для этого, конечно, нужно, чтобы и вы считали крестника членом своей семьи.

Шишова Т. Л.

© Все права защищены portal-slovo.ru

В последние годы семьи нередко решают ог­раничиться одним ребенком. И не только по экономическим соображениям. Порой можно услышать, что единственному ребенку психо­логически более комфортно: дескать, у него нет повода для ревности, ему не приходится делиться с братом или сестрой игрушками, да и в плане образования он получит больше, поскольку матери не надо разрываться между ним и другими детьми, и она сможет бросить все силы на обучение своего единственного чада...

Но так ли уж бесспорны эти выгоды? Да­вайте рассмотрим ситуацию с разных сторон.

Мой сын ревнует меня к телефону

У единственного ребенка в семье гораздо боль­ше шансов вырасти эгоистом, а такие люди повышенно ревнивы. Им хочется, чтобы весь мир вращался только вокруг них, и хотя объективно повода для ревности у них нет, единственные дети все равно его находят.

Вот типичный пример. Днем шестилетний Игорек вел себя прекрасно, но, когда с рабо­ты приходил папа, мальчик резко менялся.

Нет, не то чтобы он проявлял недовольство... Наоборот, Игорь вроде бы радовался отцу, но эта радость выражалась как-то чересчур бур­но, и всплеск положительных эмоций быстро переходил в отрицательные. Игорь становился обидчивым, раздражительным, не давал роди­телям спокойно поговорить, требовал, чтобы с ним поиграли, и совершенно не желал пони­мать, что папа устал и ему хочется отдохнуть. Когда же наступало время сна, ревность про­являлась еще более откровенно: мальчик наот­рез отказывался засыпать в своей кровати и с детской непосредственностью пытался спрова­дить туда отца.

Ты ложись в мою кроватку, я тебе уже постелил, - умильно уговаривал он папашу, который, как вы понимаете, был отнюдь не в восторге от подобной «ссылки».

Другие «единоличники» ревнуют мать к работе или к подругам. А некоторые женщи­ны жалуются, что они даже по телефону спо­койно поговорить не могут: сын или дочь тут же начинают плохо себя вести, выкрутасничают, требуют, чтобы мать положила трубку. Так что положение «единственного и неповто­римого» вовсе не является охранной грамотой против детской ревности.

У семи нянек дитя со страхами

Единственный ребенок обычно бывает окру­жен усиленным вниманием взрослых. Особен­но трепетно - в силу возраста - относится к малышам старшее поколение. Многие бабушки и дедушки души не чают в единствен­ном внуке. Но гиперопека, как известно, по­рождает детские страхи. Детям передается тревожность взрослых. Они могут вырасти несамостоятельными, зависимыми, часто и во взрослом возрасте бывают неспособны на сме­лые, решительные поступки. Недовольство со­бой вызывает депрессии, а отсюда уже полша­га до зависимости от алкоголя или наркоти­ков. А то и до самоубийства!



Трагедия маленького принца

Ребенку вообще вредно чувствовать себя пупом Земли, центром, вокруг которого вращается мини-вселенная его семьи. А в однодетных семьях это, увы, почти неизбежно. Такой «детоцентризм» приводит к формированию потре­бительской психологии: дети начинают счи­тать родных своим придатком, существующим лишь для того, чтобы удовлетворять их по­требности и прихоти.

Особенно ярко это проявляется в подростко­вом возрасте, и родителям, которым, конечно, хочется какой-то отдачи, бывает очень обидно.

Они задаются горьким вопросом: «Откуда у моего сына (или дочки) такая непробиваемая черствость? Ведь ни о ком, кажется, так не заботились, как о нем, все для него делали, а он так себя ведет...»

Хотя, если разобраться, «единственный и неповторимый» ведет себя вполне логично. Именно так, как и должно быть в подобной ситуации. Взрослые воспитывали маленького принца - и вот принц вырос. С какой стати он должен служить кому-то?

Многие подростки прямо так и говорят род­ным: «Я вам не слуга». И при этом постоян­но предъявляют претензии, требуя от родите­лей дорогих модных вещей, денег на развле­чения и т. п.

В многодетной семье такое тоже теоретичес­ки может случиться, но вероятность подобно­го развития событий гораздо ниже. Там сама жизнь не дает матери возможности сильно избаловать детей: старшие вынуждены опе­кать младших, приходится как-то распреде­лять домашние обязанности - иначе просто не справиться с хозяйством.

Конечно, есть опасность чрезмерно перегру­зить детей взрослыми обязанностями, но при разумном распределении нагрузки работа по дому очень даже полезна. У детей постепен­но вырабатывается чувство ответственности, без которого ни один человек не может до­биться успеха. Они привыкают к труду и вырастают гораздо более подготовленными к взрослой жизни.



А это во многом залог успешности их бу­дущего брака. Сколько семей распадается из-за того, что девушка, привыкшая к роли обо­жаемой дочки, не в состоянии войти в роль заботливой жены и самоотверженной матери! А «маменькин сынок» остается таковым до седых волос. Наплодив детей от разных жен­щин, он не то, что не помогает их вырас­тить, но даже не интересуется своими от­прысками!

Психологи и педагоги всего мира озабочены инфантильностью современных подростков и молодежи. Это, конечно, отдельная и очень обширная тема разговора. Скажу только, что далеко не последняя причина подростковой инфантильности - воспитание детей в одно-двухдетных семьях.

Единственные дети с самого рождения развиваются в особенной, любящей атмосфере. Окруженные долгое время лишь взрослыми, они получают более ограниченный личностный опыт по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. Развиваясь в атмосфере чрезмерной опеки,любви, единственные дети не только теряют уверенность, но и привыкают воспринимать служение, помощь родителей как само собой разумеющееся, требуют ее, когда нужно и ненужно. Единственные дети склонны считать себя уникальными, ценными, ставить себя выше других; они попадают в ситуацию сравнения с другими, которая часто раскрывает их завышенное самомнение, они изо всех сил борются за то, чтобы поддержать фиктивный образ "Себя", чтобы достичь этого они часто шалят и проказничают.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Семья начинается с детей»

А. И. Герцен

Единственный ребенок - плохо или хорошо?

Мы держать его будем за руки...

Мы держать его будем за руки,

Мы любовь отдадим ему вечную
И счастье подарим беспечное.
Мы трое – семья очень дружная,
Друг для друга мы люди нужные.
Он улыбнётся нам – родителям,
И мы в ответ ему упоительно.
Мы будем идти держась за руки.
Ты – папа, Я – мама, Он – маленький.
(Т. Снежина)

Особенности воспитания в семье единственного ребенка

Единственные дети с самого рождения развиваются в особенной, любящей атмосфере. Окруженные долгое время лишь взрослыми, они получают более ограниченный личностный опыт по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. Психологи начала нашего века очень скептически относились к такой семейной структуре. Слова американского психолога С. Холла о том, что быть единственным ребенком - это уже иметь болезнь в себе, постоянно цитировались в специальной и популярной литературе. Однако такая однозначная оценка недостаточно обоснованна и в последнее время встречает все больше возражений. Главное в развитии единственного ребенка заключается в том, что он длительное время близко общается лишь со взрослыми. Быть одному, маленькому в стране великанов не так легко и просто,не имея возможности сравнивать себя в семейной обстановке с братьями и сестрами подобного возраста, а видя перед собой лишь недосягаемых, все умеющих и могущих взрослых, ребенок остро ощущает свою слабость, несовершенство. Так, опосредованно, самой ситуацией развития ребенок обескураживается и в итоге может потерять веру в свои силы.

Единственный ребенок всегда на глазах у родителей. Они бдительны, замечают, когда ему не удается, когда ему трудно, и спешат скорей помочь. Если в большой семье малыш никак не может застегнуть пуговицу,натянуть колготки и др. и только после десятой неудачной попытки, разразившись плачем, получает помощь, то единственный ребенок часто делает лишь первую попытку, и то вполсилы. Единственным детям, как правило, слишком много помогают, и со временем малыш начинает осмыслять себя постоянно нуждающимся в помощи.

Развиваясь в атмосфере чрезмерной опеки, единственные дети не только теряют уверенность, но и привыкают воспринимать служение, помощь родителей как само собой разумеющееся, требуют ее, когда нужно и ненужно. Ребенок начинает чувствовать силу в своей слабости, злоупотребляет вниманием и заботой окружающих. Так родители зачастую просто попадают в сети маленького деспота: ему во всем необходима помощь, ему ни в чем нельзя отказать. Иначе - истерика, слезы, злоба или очередная демонстрация слабости. Ребенок иногда использует и менее привычные способы манипулирования поведением родителей. Например, демонстрирует ночные страхи, соматические расстройства (головные боли, боли в животе и т. п.) для того, чтобы удерживать родителей в постоянной заботе о нем, чтобы настоять на том, чтобы было так, как она - он) хочет. Дети становятся маленькими тиранами, причем родители, хотя и чувствуют себя из-за этого изможденными, не понимают, что творится: думают, что ребенок просто чрезмерно чуток или заболел.

Другая характерная особенность развития единственных детей - они не имеют возможности близко общаться с другими детьми своего возраста (братьями, сестрами) что чаще всего приводит к неверной самооценке. Единственные дети склонны считать себя уникальными, ценными, ставить себя выше других; они попадают в ситуацию сравнения с другими, которая часто раскрывает их завышенное самомнение, они изо всех сил борются за то, чтобы поддержать фиктивный образ себя. Чтобы достичь этого они часто шалят и проказничают.

Отсутствие возможности близко общаться с братьями и сестрами приводит и к тому, что единственным детям труднее общаться со сверстниками. Они не имеют опыта, как приспосабливаться к нуждам других детей, не учитывают их интересов. Единственный ребенок от остальных часто отличается и лексиконом. В его речи много терминов, не понятных ему самому и окружающим детям, взрослых выражений, ему нелегко понимать детские шутки.

Все это приводит к тому, что единственные дети менее популярны в среде сверстников, что, в свою очередь, влияет на развитие личности ребенка. Испытывая недостаток близкого общения с другими детьми, единственные дети уже в дошкольном возрасте начинают активно искать такие контакты. Они просят родителей, чтобы им купили братика или сестричку, в других случаях страстно хотят иметь собаку или кошку.

Однако в ситуации развития единственных детей есть свои положительные стороны. Особенности воспитания единственного ребенка приводят к тому, что, во-первых, он получает больше внимания и любви родителей. Только в тех случаях, когда родители перегибают, не оставляют места для инициативы ребенка, не дают возможности ему самому испробовать свои силы, преодолевать препятствия, вреда бывает больше, чем пользы. К сожалению, тенденция именно такова: ведь у родителей он единственный. Однако есть родители, которые пересиливают эту свою слабинку и создают ребенку нормальную обстановку развития.

Во-вторых, родители единственного ребенка имеют больше возможностей развить его способности, быть внимательными к его внутреннему миру, его переживаниям. Будучи ближе к ребенку, родители больше влияют на развитие его личности, чем в других семьях. Таким образом, можно заключить, что как плохие, так и хорошие аспекты родительского отношения в семьях с одним ребенком оставляют более яркий след в его личности. В социальном плане единственные дети также имеют определенные преимущества над другими. На их обучение тратится больше времени, привлекаются различные репетиторы, дети устраиваются в разнообразные кружки и т. п. Позже, в юности, единственные дети лучше обеспечиваются материально, что важно для начала самостоятельной жизни.

Возможные риски при воспитании единственного ребенка

Если несколько лет назад единственный ребенок в семье был редкостью, то сейчас - это норма жизни. О единственных детях можно услышать расхожее мнение, что они вырастают эгоистами. Однако эти выводы базируются на исследованиях начала двадцатого века. Современные же исследования показывают, что нет значимой разницы в уровне развития и личностных особенностях между единственными детьми в семье и их сверстниками.

Значит ли это, что родителям единственного чада беспокоиться не о чем? Это не совсем так. Ситуация развития в семье с несколькими детьми и с одним ребенком действительно серьезно различается. Есть определенные особенности и риски, которые нужно учитывать родителям в воспитании.

Риск первый: ребенок - маленький взрослый

Единственный ребенок загодя оказывается в менее благоприятной ситуации с точки зрения социального развития. Ведь до поступления в детский сад, а то и в школу он общается преимущественно со взрослыми. Даже лексикон такого малыша бывает «недетским», он часто не понимает

Детского юмора, дразнилок и т.п. Безусловно, ему бывает непросто адаптироваться в детском коллективе, часто в группе детей он предпочитает игры в одиночестве.

Ребенок, не имеющий достаточного опыта общения со сверстниками, очень часто не умеет играть в ролевые игры. А ведь именно такая игра - основной инструмент социального и эмоционального развития в дошкольном возрасте. Конечно, родители могут сами попытаться играть с ребенком, но он быстро почувствует фальшь, ведь редко какой взрослый может так искренне отдаваться игре, как ребенок.

Это связано еще и с тем, что ребенок хорошо усваивает модель отношений, в которой один выше по иерархии (родитель), а другой ниже (ребенок). Так или иначе, один подчиняется другому. В детском же коллективе требуется выстраивать принципиально другие отношения - отношения равных, отношения сотрудничества. Зачастую от неумения выстраивать партнерские отношения ребенок «перепрыгивает» на другой, более простой вариант - отношения конкуренции с другими детьми.

Такое развитие событий может привести к тому, что в детском коллективе ребенок станет либо «одиночкой», либо будет всячески противопоставлять себя коллективу, привлекать к себе персональное внимание взрослого (учитель, воспитатель). Ну и ясно, что самому ребенку в такой ситуации будет непросто. Эти трудности в отношениях могут сохраниться и во взрослом возрасте.

Решение: дать ребенку возможность больше общаться со сверстниками.

Поступление в детский сад часто бывает серьезным стрессом для единственных детей, ведь он впервые оказывается в большой группе таких же малышей, без пристального обожающего внимания родителей. Однако именно детский сад позволяет ребенку компенсировать ту среду сверстников, которой ему не хватает дома.

Обычно дети в течение первого года полностью осваиваются в новых правилах. Детский сад становится для них первой настоящей школой жизни, где они учатся дружить, заботиться и помогать другим, спорить и мириться. Родителям очень важно обсуждать с сыном или дочкой ситуации, возникающие в детском саду, помогать находить верные решения в отношениях с другими детьми.

Водить ребенка в детский сад не всегда есть возможность по разным причинам. В таком случае важно найти другие способы общения со сверстниками. Приглашайте в гости двоюродных братьев и сестер, друзей с детьми, посещайте спортивные и другие секции, группы кратковременного пребывания.

Очень важно при этом, чтобы ребенок общался с другими детьми не под постоянным надзором родителей, важно давать ему возможность самому разрешать сложные ситуации, выстраивать отношения.

Риск второй: ребенок - центр вселенной

Очень часто семьи с единственным ребенком становятся, как обозначают психологи, «детоцентрированными». Это означает, что вся вселенная семьи крутится вокруг одного центра - ребенка. Особенно этому способствует, если ребенок поздний и долгожданный.

Если детей в семье несколько, они так или иначе образуют свое сообщество, внимание родителей неизбежно разделяется между ними. Единственный же ребенок в семье как минимум постоянно на виду, зачастую за него больше беспокоятся, тревожатся. Пока двое братьев носятся по двору и набивают шишки, единственному сыну часто «подстилают соломку» и трясутся за каждое движение...

С одной стороны, такая центрация на ребенке дает ему больше возможностей: родителям легко обеспечить единственного ребенка, в том числе дать ему хорошее образование, больше времени на занятия и просто беседы с ребенком. В итоге малыш чувствует себя в безопасности, окруженным заботой, вниманием. И это, конечно же, важно.

С другой стороны, если с взрослением ребенка этот уровень заботы и опеки не снимается, происходит следующее. Ребенок, чувствующий себя в безопасности в семье, чувствует повышенную тревогу и страх при выходе во «внешний мир».

Еще один возможный негативный фактор. Эту родительскую заботу и внимание ребенок естественным образом принимает как должное. При этом самому ему обычно не приходится заботиться о ком-то. В итоге у него просто нет такого опыта, а он, естественно, необходим для выстраивания отношений с людьми, для построения своей семьи.

К тому же при таком раскладе в школе ребенку бывает сложно принять необходимость разделения внимания учителя с другими учениками. Он может капризничать, шалить и другими способами привлекать внимание.

Самолюбие таких детей становится болезненным: отсутствие пристального внимания взрослых означает для ребенка, что он плохой, что-то делает не так.

Ну и, наконец, ревность. Единственные дети, избалованные родительским вниманием, часто воспринимают родителей как свою собственность. Пока мама или папа занимается с ним, малыш может быть идеально покладистым, как только они разговаривают между собой либо занимаются своими делами, ребенка как подменяют. Он начинает закатывать истерики, бросаться предметами, кричать. В итоге можно увидеть картину абсолютно измотанных родителей, которые даже не могут спокойно поговорить по телефону в присутствии ребенка.

Решение: децентрировать семейные отношения.

Важно понимать, что единичными реакциями ситуацию не разрешить. Родители должны изначально строить отношения в семье таким образом, чтобы ребенок понимал, что родители - это отдельные люди, у которых есть свои важные дела и заботы, кроме ребенка. Ребенок должен понимать, что между мамой и папой тоже есть отношения, а не только между каждым из них и ребенком.

Имеет смысл и контролировать уровень заботы и опеки. Иногда лучше дать ребенку самому набить шишку, падая с горки, а не ходить за ним по пятам, предостерегая от опасности. Нельзя держать ребенка в «тепличных условиях», он должен осознавать разнообразие и сложность мира, чтобы не ощущать его центрированным на себе.

Нужно учить ребенка быть самостоятельным, мало того - заботиться о других. Даже если вам совсем не сложно убрать за ребенком игрушки или налить себе воды, попросите об этом малыша.

Риск третий: ребенок - лучший друг мамы (папы)

Этот риск наиболее типичен для неполных семей с единственным ребенком, хотя встречается и в полных. Довольно распространена ситуация, когда ребенок и родитель (чаще мама) становятся лучшими друзьями. Можно услышать, как девочка говорит, что они с мамой «лучшие подружки», можно увидеть и мальчиков, очень привязанных к матерям.

Взрослые за счет такой дружбы зачастую решают собственные личные проблемы, ребенок же готов принимать любую модель отношений, подаваемую родителем.

Конечно, это не худшая модель детско-родительских отношений, но все же далеко не самая оптимальная. Во-первых, при такой ситуации у ребенка пропадает необходимость поиска друзей среди сверстников, ребенок замыкается в родительской семье.

Ясно, что во взрослом возрасте это вызовет большие трудности, когда придет время отделения от родителей и создания своей семьи.

Во-вторых, такая ситуация ведет к тому, что ребенок теряет авторитет родителя, в котором он, на самом деле, остро нуждается. Он не получает и образца «взрослого поведения».

Решение: оставаться для ребенка родителем.

Все описанное не означает, что нельзя дружить с собственным ребенком, можно и даже нужно. Однако важно соблюдать грань, важно оставаться для ребенка (пока он еще ребенок) все же родителем. У взрослого должны оставаться свои взрослые вопросы, которые он решает без участия ребенка. Взрослый должен диктовать определенные нормы и правила, транслировать моральные нормы, семейные традиции и т.д.

Что касается рычагов влияния на ребенка, то в большой семье обычно братья и сестры учат чему-то друг друга. Влияние братьев и сестер, практически сверстников, оказывается гораздо более существенным в подростковом возрасте, чем влияние родителей. Семья с единственным ребенком такой возможности уже лишена. Хорошо бы, чтобы ребенок дружил со старшими двоюродными братьями или сестрами, другими родственниками. Ведь родственная дружба - это дружба особая .