Правильная последовательность смены ведущего вида деятельности. Понятие ведущей деятельности

25.06.2019

На этапе дошкольного детства развитие происходит в ситуации познания человеческих отношений под влиянием все более возрастающей потребности их имитировать. Поэтому ведущей для малышей 3-7 лет становится игровая деятельность. К концу возрастного периода она формирует очень важные новообразования в психике дошкольника:

· правильная речь;

· непроизвольная память;

· анализирующее восприятие;

· наглядно-образное мышление;

· творческое воображение;

· зачатки произвольной памяти;

· словесное мышление;

· эмоциональная регуляция поведения.

Все они имеют крайне важное значение для дальнейшего становления полноценной личности человека. Такое большое количество новообразований появляется в процессе последовательной смены видов игровой деятельности на протяжении 4 лет.

4. Особенности организации сюжетно – ролевой игры

Для старшего дошкольника наступает пора самого сложного вида ведущей деятельности в детстве – сюжетно-ролевой игры. Ее особенность и одновременно сложность: участниками становятся уже несколько детей. Они не только отображают взаимоотношения в сюжете игры, но и в реальности обучаются им. Бывает так, что из игры вырастает конфликт, поэтому ребятам приходится учиться распределять и сменять роли, помогать друг другу, делиться, доказывать свою правоту. На этом этапе ведущая деятельность в дошкольном возрасте формирует деловые качества человека, ведь надо суметь договориться с другими, уступить или настоять на своем.

Все ближе подходит пограничный возраст дошкольного детства, сюжетно-ролевая игра становится все более отвлеченной от окружающей обстановки: ребята, пользуясь воображением, отправляются в космос, спасают людей на необитаемом острове, тушат пожары и т.д. Им приходится устанавливать правила более жесткие, требующие детального и четкого исполнения.

Постоянно усложняющиеся виды игры требуют присутствия и внимания взрослых, которые должны будут руководить ею. Нет, менторские указания раздавать ни в коем случае не следует. Основная роль папы, мамы, воспитателя заключается в том, чтобы обеспечить пищей воображение детей. Необходимо ребят водить на экскурсии, побольше рассказывать, читать с ними и обсуждать все, что они узнали и пережили. На основе свежих впечатлений у дошколят рождаются новые сюжеты для игр. Задача взрослых – конкретизировать персонажей, уточнить их роли, включая реплики и особенности поведения. Старшим, не обращая внимания на свой возраст, следует подключаться к игре, делиться идеями, предлагать образцы поведения и реплик. Необходимо поддерживать инициативу детей, передавать им демонстрируемые роли. Лишь тогда игра, как и любой другой вид ведущей деятельности, будет полезна и сыграет свою важную роль в развитии ребенка, формируя необходимые новообразования в психике дошкольника, готовя его к следующему этапу жизни.

5. Особенности содержания в сюжетно – ролевой игры в аспекте нравственного развития личности

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. Ведущим видом деятельности дошкольника является сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе. В игре ребенок не обучается жить, а живёт своей истинной, самостоятельной жизнью. В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время. Игра в придуманной ситуации освобождает от ситуативной связи. В игре ребенок обучается действовать в ситуации, которая требует познания, а не только непосредственно переживается. Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением. Возникает новое качество отношения человека к миру: ребенок уже видит окружающую действительность, что не только имеет разнообразную окраску, многообразие форм, но и знание и смысл.

Содержание игр вводит ребенка в широкую сферу моральных отношений: заботы, взаимопомощи, ответственности и т. д. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные правила, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе. В силу этого сюжетно-ролевая игра выступает и как средство формирование культуры общения.

В игре происходит развитие важных особенностей мотивационной сферы личности ребенка: во-первых, формируется соподчинение мотивов - подчинение ситуативных мотивов более общим и высоким; во-вторых, формируются сами общественно-значимые мотивы (например, ребенок принимает на себя малоинтересную для него роль для того, чтобы игра состоялась, не распалась) ; в третьих, в игре возникает новая психологическая форма мотивов - обобщенных и в известной степени осознанных мотивов. Наличие в игре внутренних правил, которые ребенок выполняет добровольно, воспитывает умение сдерживать себя, формирует волевые черты характера.

Необходимо управлять формированием реальных отношений, организуя детей с учетом их интересов и возрастных возможностей. Так, ребенка, который играет индивидуально, можно постараться привлечь к совместной игре со взрослыми или сверстниками, предложив ему игровые ситуации, учитывающие гендерный подход к организации игрового взаимодействия детей. Например:

6. Особенности содержания в сюжетно – ролевой игры в аспекте трудового развития личности

Главнейшим является значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. Игра позволяет ребенку понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрыть ее общественный смысл. Если изначально ребенка привлекала внешняя атрибутика игры, то со временем мотивы смещаются на социальную пользу, приносимую той или иной профессией. К концу дошкольного возраста у ребенка возникают новые мотивы, которые приобретают конкретную форму желания поступить в школу и начать осуществлять серьезную общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность.

7. Особенности содержания в сюжетно – ролевой игры в аспекте эмоционально – волевого развития личности

В игре происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает сознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым.

Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Многие отечественные психологи задавались следующими вопросами: «Испытывает ли ребенок чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование морального облика ребенка?» А. Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, в самых ее истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по-правде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища.

Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский также отмечал, что, хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. «Катя - мама» - говорит крошечная девочка, и, примеряя на себя новую роль, погружается в воображаемый мир. И, независимо от того, куплена ли ее «дочка» в дорогом игрушечном магазине или сшита заботливой бабушкой из Катиных же старых колготок, маленькая мама не просто повторяет за старшими манипуляции, которые положено совершать над младенцами, а испытывает настоящее чувство материнской любви к своему «ребеночку».

С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. И фа и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Когда ребенок подражает космонавтам, он передаст свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. И. М. Сеченов дал физиологическое обоснование значения игры для формирования чувств, он доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что, сюжетно -ролевая игра - это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.

8. Методологические основы разработки сюжетно – ролевой игры

Необходимо определить задачи и продумать ход ролевой игры по определенному сюжету. Рассмотрим его на примере Игры «Магазин»

Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предметы по описанию, закреплять навыки общения в общественных местах.

· Учить детей открывать новые возможности игрового отражения мира через отношения: грузчик-продавец, продавец-покупатель.

· Закреплять знания основных геометрических фигур и цветов.

Побуждать детей разворачивать игру в определенном игровом уголке, дополнять игровую обстановку, передавать сюжет из нескольких игровых действий с участием взрослого.

· Продолжать знакомить детей с правилами поведения в общественных местах.

Включать детей в элементарное планирование игровых действий.

Развивать умение принимать игровую роль, участвовать в несложном игровом диалоге.

Воспитывать стремление к культуре общения со сверстниками любого пола.

Ход игры:

Ребята, мы с вами сегодня поиграем в сюжетно – ролевую игру «Магазин». Магазин у нас будет не простой, а волшебный. А, что мы будем в нём продавать, узнаем, если отгадаем очень интересные загадки. (загадки на тему игрушек)

А кто мне теперь скажет название нашего волшебного магазина? (Магазин игрушек)

Итак, дорогие ребята, мы выяснили, что сегодня идем в «магазин игрушек».

А умеете ли вы вести себя в магазине? (Дети рассказывают о правилах поведения в магазине и на улице):

Давайте представим, что магазин находится в нашем городе, а не в детском саду, далеко на другой улице.

Как можно добраться до магазина. На каком транспорте? (маршрутное такси, или любой другой транспорт).

Строим автобус и выбираем водителя. (строят автобус из стульев, выбирают водителя, садятся в автобус – «такси»). Приезжают в магазин, распределяют роли. Обыгрывают ситуацию покупки.

Все игрушки куплены, можно возвращаться. (садятся в такси).Мы побывали в «Магазине игрушек», понравилось вам наше занятие, что на занятии вам запомнилось, понравилось больше всего, где в жизни вы можете применить эти знания. Мне тоже очень понравилось с вами играть и я хочу вам сделать подарок (раскраски игрушек).


Похожая информация.


Дети, приходя в этот мир, начинают постепенно осваиваться в нем. Этот процесс происходит через знакомство с опытом, накопленным предыдущими поколениями. Развитие ребенка невозможно без его активного включения в различные виды деятельности. Малыши 1-3 лет снова и снова водят карандашами по бумаге, соединяют детали конструктора, пытаются донести кашу до рта. Именно действия с предметами считаются психологами ведущим видом деятельности в раннем возрасте.

Определение и возрастная периодизация

Термин "ведущая деятельность" был введен в психологию Выготским. Под этим понятием стали понимать такую деятельность, развитие которой приводит к формированию главных психологических новообразований на данной стадии развития личности. Например, для дошкольника наиболее важной оказывается сюжетно-ролевая игра. С переходом на следующую ступень психологического развития ведущая деятельность меняется, так как у ребенка появляются новые потребности.

На этой основе была составлена возрастная периодизация. В ней выделены следующие этапы:

  1. Младенчество. До года груднички нуждаются в эмоциональном общении со взрослыми.
  2. Малыши 1-3 лет. Ведущим видом деятельности в раннем возрасте являются действия с предметами.
  3. Дошкольное детство. Сюжетно-ролевая игра выходит на первый план для ребятишек 3-7 лет.
  4. Младшие школьники (с 7 до 11 лет) оказываются вовлечены в учебную деятельность.
  5. Для подростков с 11 до 15 лет крайне важным становится личностное общение с друзьями.
  6. Юноши и девушки 15-18 лет заняты профессиональным самоопределением.

Характеристика ведущей деятельности

Глубоким изучением возрастной психологии занимались Леонтьев, Эльконин. Они подчеркивают, что на всех этапах развития ребенок оказывается задействован в различных видах деятельности (общение, труд, учеба и т. д.). Личные предпочтения, безусловно, тоже играют свою роль. Однако самый значительный развивающий эффект на детей оказывает именно ведущая для данного возраста деятельность. В процессе занятия ею у ребенка:

  • перестраиваются психические процессы;
  • развиваются новые психологические особенности;
  • формируются другие виды деятельности.

Рассмотрим перечисленные характеристики подробнее. Так, ведущим видом деятельности в раннем возрасте (1-3 года) является предметная деятельность. Малыши учатся манипулировать игрушками и реальными вещами, окружающими их. В результате этого формируются сенсорные эталоны, интеллект в виде наглядно-действенного мышления. Малыш учится ставить маленький кубик на большой, вкладывать призму в соответствующее отверстие сортера.

Изучая назначение предметов, ребенок вступает во взаимодействие со взрослым. Жестов и эмоциональных восклицаний становится недостаточно для передачи информации. Это приводит к появлению важного новообразования - активной речи.

Ведущий вид деятельности в раннем возрасте является основой для зарождения самосознания. Ребенок начинает отделять результат своих действий с предметами от результата действия других членов семьи. Так формируется представление о себе как об отдельной личности. Все это приводит к кризису 3-х лет.

В ходе манипуляций с игрушками и предметами постепенно формируется игровая и продуктивная (рисование, конструирование, лепка) виды деятельности. Создаются предпосылки для перехода на следующий возрастной этап.

Потребности малыша 1-3 лет

Целиком зависит от взрослого. Он не может самостоятельно удовлетворить свои потребности. К тому же крохе необходимы любовь и внимание родителей, общение с ними. Но в то же самое время малыш многое умеет делать сам. Он уверенно ходит, способен брать вещи, до которых раньше не мог дотянуться. У него появляется стремление к самостоятельности.

Разрешается возникшее противоречие через ведущий вид деятельности в раннем возрасте. Кратко его можно описать как практическое совместное взаимодействие малыша и взрослого человека с предметами.

Исследовать игрушки и вещи младенцы начинают примерно в 6 месяцев. Они трясут погремушку, стучат ею, нажимают на кнопки, щупают руками и облизывают. Эти действия направлены на изучение физических свойств предмета. В раннем же возрасте ребенка больше интересует его назначение. Однако малыш не может научиться правильным действиям с предметами без помощи взрослого. У него не хватает опыта, чтобы самостоятельно понять предназначение карандаша, ложки или расчески. Ведущий вид деятельности в раннем возрасте - это возможность стать партнером мамы или папы.

Взрослый выступает в роли наставника, который показывает общественно-выработанные способы действий, но не выполняет их за кроху. Создается ситуация делового общения. Малыш, с одной стороны, получает необходимое внимание, а с другой, учится действовать самостоятельно.

Развитие предметной деятельности

Маленький ребенок не сразу постигает назначение игрушек и вещей вокруг себя. Все начинается с первой фазы развития ведущего типа деятельности. В раннем возрасте это любые действия с предметами, вытекающие из их свойств. Карандаши можно катать, кидать, облизывать, стучать ими, как барабанными палочками. Дети выступают в роли экспериментаторов.

Затем наступает вторая фаза, когда ребенок узнает истинное назначение предмета и использует его общепринятым образом. Малыш берет карандаш, когда хочет порисовать. И, наконец, приходит черед третьей фазы. Ребенок осваивает свободное употребление предмета, при этом постоянно помня об его основной функции. Так, играя в доктора, кроха может использовать карандаш вместо градусника.

с предметами

Ведущий вид деятельности в раннем детстве является основой для интеллектуального, речевого и психологического развития малыша. Самое большое значение имеют два вида действий с предметами: соотносящие и орудийные.

Цель первых - привести предметы или их части в заранее определенные пространственные взаимоотношения. Ребенок собирает матрешку, подбирает крышки для баночек, вкладывает детали в отверстия. При этом он должен учитывать размеры, формы или цвета предметов. Освоить соотносящие действия нельзя без контакта со взрослым. Самостоятельно малыш нанизывает колечки пирамидки в произвольном порядке, у него не сформирован эталонный образец и потребность ему следовать. В совместной игре с мамой появляется желание собрать игрушку правильно.

Орудийные действия предполагают, что малыш учится обращаться с предметом так, как это принято в обществе. Он должен приспособить свои движения под характерные особенности вещи (копать лопаткой, рисовать кисточкой, вытираться полотенцем). Таким образом, ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста приводит к формированию элементарной логики. Изначально малыш несет ложку ко рту по кратчайшему пути, как печенье или сухарик. Но со временем он осознает, что так суп проливается. Ложку нужно все время держать горизонтально. Сначала ее поднимают вверх над тарелкой, а потом подносят к губам.

Взрослый как образец

Предметную деятельность малышей подробно изучал Эльконин. Особое внимание он уделял орудийным действиям, так как через их освоение происходит В развитии ведущего вида деятельности в раннем возрасте, по Эльконину, можно выделить два направления.

Первое - это постепенное овладение тем или иным действием с помощью взрослого. Сначала мама берет руки малыша и помогает ему совершить требуемые движения. Затем ему дают сделать часть действий самостоятельно. Впоследствии малышу вполне достаточно показа или словесных указаний родителей.

Без образца действия, продемонстрированного взрослым, обучение невозможно. Эльконин отметил следующие закономерности:

  • Ребенок учится манипулировать с предметами тогда, когда взрослый побуждает его к этому, воздействуя на эмоции. Главное для крохи - делать что-то вместе с мамой или папой, подражать им. Когда взрослый выходит из игры, она может еще долго продолжаться.
  • Малыш первоначально улавливает общий смысл действия, а затем совершенствуются его техническая сторона. Так, годовалый ребенок проводит расческой над волосами, даже не касаясь их.
  • Для малыша важен не конечный результат, а правильное воспроизведение показанных взрослым действий. Образец удается повторить после многочисленных попыток.
  • Совершая действия, малыш мысленно отождествляет себя со взрослым человеком.
  • Родители играют сразу несколько ролей. Они одновременно образцы для подражания, наставники, контролеры и источник моральной поддержки.

Второе направление по Эльконину

Другое направление в исследованиях ученого - изучение особенностей ориентации малышей в области осваиваемого действия. Эльконин подробно рассмотрел три этапа формирования ведущего вида деятельности в раннем возрасте. Психология ребенка хорошо просматривается на каждой ступени, изучаются происходящие с ней изменения.

Так, в начале первого этапа ребенок манипулирует предметом, не подозревая о его назначении. Постепенно он учится производить с ним правильные действия, но практические навыки еще не достаточно сформированы. Малыш понимает, что ложку надо поднести ко рту, но не может удержать ее горизонтально. В конце этого этапа ребенок овладевает специфическим способом действия с предметами. В его голове устанавливается жесткая связь. Дети не могут использовать изученный предмет для других операций (пить из кубика, вытирать стол носовым платком).

На втором этапе развития ребенок начинает воспроизводить освоенные действия в нестандартных ситуациях. Перенос может осуществляться на другие предметы (пить можно не только из чашки, но и из стакана) и ситуации (попытки одеть кота).

Третий этап знаменуется появлением игрового действия. Ребенок самостоятельно решает, какие операции подходят для предметов. Он осваивает замещение. Теперь кубик может быть утюгом, кусочком хлеба, мылом. Конфету заменит шарик из пластилина или камушек. По сути, малыши знакомятся с первыми элементарными символами. Это создает предпосылки для развития воображения.

Возникновение других видов деятельности

Через манипуляции с предметами малыш включается в новые для себя отношения. Ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста создает предпосылки для возникновения:

  • Трудовой деятельности. Малышу интересно орудовать веником, вытирать пыль тряпкой, поливать цветы из лейки, лепить печенья из теста. Не все родители готовы терпеливо обучать кроху этим умениям. Если ребенка отстраняют от домашних дел, у него снижается самооценка и исчезает мотивация к труду.
  • Игровой деятельности. Сначала ребенок манипулирует с игрушками, повторяя движения за мамой: кормит мишку, качает куклу. Он еще ничего не изображает, а просто копирует. Постепенно воображение развивается. К 3 годам малыши способны воспроизводить с помощью игрушек и предметов-заместителей реальные действия взрослых. При этом в процессе игры ребенок приходит к осознанию исполняемой роли (повар, мама, парикмахер, водитель).
  • Продуктивной деятельности (рисование, лепка). Первоначально кроха просто исследует материал, учится чертить каракули карандашом, не пытаясь изобразить что-то осмысленное. Перелом наступает, когда за случайными формами и линиями он начинает угадывать реальные предметы. Малыш сначала наносит штрихи, а потом радостно ищет, что же получилось. При участии взрослого у него формируется желание намеренно изобразить какие-то легкие образы.

Все ли так однозначно?

Большинство психологов и педагогов признают наличие единого ведущего вида деятельности в раннем возрасте. Однако есть и противники этой теории. Они протестуют против обобщения на любых возрастных этапах. Лейтес указал на то, что в концепции не учитывается личность конкретного ребенка, его индивидуальные особенности. Рубинштейн, не отрицая важность игр, называл другую важнейшую деятельность, определяющую развитие любого дошкольника: бытовую. Незаметно, через повседневные дела, малыш усваивает правила поведения, учится общаться со сверстниками.

Петровский сомневался, что возможно определить ведущий вид деятельности детей. В раннем возрасте они особенно сильно подвержены влиянию окружения. Поэтому у разных малышей ведущим могут быть разные виды деятельности в зависимости от уровня развития, социальной ситуации.

Воспитание гармоничной личности

Петровский настаивал на том, что всестороннее развитие ребенка не может осуществляться через один ведущий вид деятельности. В раннем возрасте важно познакомить малыша с различными сферами жизнедеятельности человека. Вот их перечень:

  • Предметная деятельность с игрушками. Они могут быть составными (конструктор, матрешка, пазл) или подвижными (юла, неваляшка, машинка).
  • Экспериментирование с песком, тестом, водой и другими веществами.
  • Общение со взрослыми людьми.
  • Игры в группе сверстников под наблюдением и руководством взрослых.
  • Самообслуживание, формирование орудийных действий (есть ложкой, подметать веником, копать совком).
  • Изобразительная деятельность (аппликации, простые поделки, лепка, рисование).
  • Знакомство с музыкой через ее прослушивание, пение, танцы. Малыши очень любят музыкальные игрушки, многим нравятся классические произведения.
  • Восприятие стихов, сказок, рассматривание иллюстраций в книжках.
  • Двигательная активность (гимнастика, подвижные игры, катание на велосипеде, беговеле и т. д.)

Ведущий вид деятельности в раннем возрасте - понятие спорное. Однако невозможно отрицать того факта, что внимание малышей направлено на предметы. Неслучайно любимыми игрушками становятся кастрюли, веники, папины инструменты. Задача родителей - поощрять самостоятельность малышей и терпеливо обучать их правильным действиям с предметами. От этого зависит интеллектуальное и психологическое развитие любимого чада.

Ведущая деятельность – это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Под ведущей деятельностью понимается та деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии. Признаки ведущей деятельности : 1) Это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности (обучение возникает в игре). 2) Это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре – активное воображение; в учении – мышление). 3) Это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависит наблюдаемые в данный период развития и основные психологические изменения личности ребенка. Контуры ведущих типов деятельности и психологические новообразования . 1) младенчество (от рождения до одного года) – эмоциональное общение – ведущая деятельность ребенка; не только контакт (кормление, уход), но и общение (речь);

2) раннее детство (с года до трех лет) – ведущая деятельность предметно-манипулятивная: потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать;

3) дошкольный возраст (с трех до шести лет) – ведущая деятельность – игровая. Игра: 1)ориентация ребенка в функциях и социальных отношениях людей; 2)на основе игры возникновение и развитие воображения и символической функции;

4) младший школьный возраст (от шести до десяти лет) – ведущей становится учебная деятельность: 1)умениями учиться и способностью оперировать теоретическими понятиями; 2)отражение деятельности теоретически; 3)возникает произвольность психических процессов (внутренний план действий и рефлексия на собственные действия);

5) подростковый возраст (от десяти до шестнадцати лет) – новая система отношений: общение со сверстниками и со взрослыми в школе; разнообразные виды деятельности: учебно-образовательный труд; общественная работа; культурно-массовая; физкультурно-спортивная и т.д.; Игра продолжает занимать важное место, но уже привлекает не сам процесс игры, а борьба за первенство (поднять престиж в глазах других). Усложняется учебная деятельность: увеличение объема; множество учителей; новые формы обучения;

Смысл учебной деятельности для подростков: в самообразовании, самосовершенствовании. Учебная работа сама по себе не может удовлетворить потребности подростков. Но поскольку именно учебная деятельность занимает в жизни подростков основное место, необходимо постоянно подчеркивать социальную ценность содержания и смысла учебной деятельности.

Ведущей деятельностью является деятельность, имеющая социально признаваемый характер: регуляция самостоятельности; построение новых отношений с взрослыми;

6) старший школьный возраст. Ведущий вид деятельности – учебная деятельность, активно сочетание с разнообразным трудом, что имеет большее значение для выбора: элементы исследования; определенная направленность (поиск места в жизни);

Основное психологическое новообразование данного возраста – умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализаций.

В этой общей картине развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности и особенности:

1. названные типы деятельности находятся в генетически преемственной связи, и их формирование может происходить только в определенном порядке (учебную деятельность нельзя формировать до игровой деятельности).

2. психическое развитие ребенка следует понимать как единый процесс. Единство этого процесса психического развития растущего человека обеспечивается закономерной сменой ведущих типов деятельности, их преемственностью при переходе от одних возрастных периодов к другим. При этом все типы ведущей деятельности делятся на две группы:

1 группа – те, в которых дети усваивают по преимуществу задачи, мотивы и нормы отношений между людьми; развивается потребностно-мотивационная сфера;

2 группа – типы деятельности по усвоению общественно выработанных способов действий с объектами материальной и духовной культуры; развиваются познавательные способности;

Выделение главной, ведущей деятельности, имеющей определяющее значение для каждого возрастного периода, не исключает значения и роли всех других видов многоплановой деятельности ребенка.

Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности: 1 . Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.2 . Предметно - манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3 лет).3 . Игровая деятельность или сюжетно - ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста(от 3 до 6 лет). 4 . Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет. 5 . Общение подростков в возрасте от 10-11 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т. д.).

Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффекты в виде новых психических структур, качеств и свойств.

Возрастная периодизация по Эльконину.

Д.Б. Эльконин отмечает, что ребенок не пассивно приспосабливается к окружающему его миру человечес­ких предметов, а активно «присваивает себе все достижения чело­вечества, овладевает ими». Конкретными же носителями всего того, чем должен овладеть ребенок в жизни, являются «воспитывающие и обучающие его взрослые». Деятельность ребенка по отношению к предметной действительности всегда опосредована отношениями ре­бенка и взрослых. Так в психологию вошла категория «деятельность».

Эффективность образования, а следовательно, и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития и не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития, насколько взрослые в работе с детьми разного возраста акцентируют внимание на формировании у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются.

Эти типы деятельностей сменяют друг друга.

Рассмотрим периодизацию психического развития Д.Б. Эльконина.

В таблице представлены три эпохи: раннее детство, детство. Каждая эпоха состоит из двух периодов, в основе которых лежит тот или иной тип ведущей деятельности. Эти периоды закономерно связаны между собой и взаимно подготавливают друг друга. Сначала – это эмоциональное общение с взрослыми, потом предметная деятельность, наконец, сюжетно-ролевая игра. Каждый новый вид деятельности зарождается внутри предыдущего в виде отдельных действий.

Ведущие типы деятельности в возрастные периоды
Введение 3
1 Понятие ведущей деятельности 4
2 Ведущие типы деятельности в возрастные периоды детства 7
3 Роль игры в психическом развитии ребенка, как ведущего типа деятельности дошкольного возраста 12
Заключение 15
Литература 16
Введение
Детство - важный период психического развития, когда закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных про-цессов и видов деятельности. Дети активно изучают окружающий его мир, подражая взрослым. При аномальном развитии формируются пассивность, вялость, подавленность, отсутствие признаков поло-ролевого поведения. По-этому так велика доля ответственности взрослых, находящихся рядом с ре-бенком в этот период, и так необходим учет возрастных особенностей ребен-ка, в том числе и ведущего типа деятельности.
Актуальность проблемы, рассматриваемой в нашей работе, очевидна, так как многие родители и педагоги в своей работе с детьми стремятся пере-вести ребенка с игровой деятельности, как ведущей для данного возраста, к учебной, что негативно сказывается как психическом так и физическом са-мочувствии детей. Необходимо подвергнуть анализу понятие ведущего типа деятельности, показать его значение для развития ребенка, а именно для до-школьника - игровой деятельности.
Тема настоящего исследования: «Ведущие виды деятельности».
Целью исследования - изучить проблему ведущих видов деятельности.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть содержание понятия ведущей деятельности.
2. Рассмотреть ведущие виды деятельности в разные возрастные пе-риоды развития.
3. Проанализировать роль игры в психическом развитии ребенка, как ведущего типа деятельности дошкольного возраста.
Метод исследования - теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме ведущих видов деятельности.
1 Понятие ведущей деятельности
Основным условием психического развития ребенка является его соб-ственная активная деятельность. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что специфиче-ский процесс усвоения или присвоения ребенком достижений предшествую-щих поколений людей, который является главным процессом, характери-зующим психическое развитие ребенка, осуществляется в деятельности ре-бенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человечества . Именно в активной мо-тивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его личности. Это формирование происходит, прежде всего, под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей.
Ведущая деятельность - это та деятельность ребенка в рамках социаль-ной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития деятельность, в форме которой возникают и внутри кото-рой дифференцируются другие новые виды деятельности. В ведущей дея-тельности формируются и перестраиваются психические процессы (напри-мер, в игре - воображение, в учении - логическое мышление). Таким обра-зом, ведущая деятельность - та, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах на данной стадии развития.
Тип ведущей деятельности лежит в основе периодизации возрастного развития, разработанной А.Н. Леонтьевым: младенчество соотносится с не-посредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого; раннее дет-ство - с предметной деятельностью; дошкольное детство - с игрой; школь-ный возраст - с учением; подростковый возраст - с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками; юношеский - с учебно-профессиональной деятельностью. По мнению А.Н. Леонтьева, именно в процессе ведущей деятельности ребенка возникают новые отношения с соци-альной средой, новый тип знаний и способы их получения, что изменяет по-знавательную сферу и психологическую структуру личности. Каждая веду-щая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возраста психологических новообразований, а переход от одной ведущей деятельности к другой знаменует собой смену возрастного периода. Призна-ком перехода от одной возрастной стадии к другой является изменение типа ведущей деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности. Но при этом предыдущая деятельность не исчезает, а лишь утрачивает опреде-ляющую роль в развитии.
Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социаль-ная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изме-нение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует оп-ределенный этан развития, выступает значимым критерием его диагностики. Ведущая деятельность не появляется сразу, а проходит свое развитие в рам-ках той или иной социальной ситуации. Появление в каждом периоде разви-тия новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии, и прежде всего появление новых психических образований.
В настоящее время выделяют следующие виды ведущей деятельности:
1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до 1 года.
2. Предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3 лет).
3. Игровая деятельность - у детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет).
4. Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет.
5. Общение подростков в возрасте от 10-11 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т.д.).
Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффекты в виде но-вых психических структур, качеств и свойств. В рамках ведущей деятельно-сти происходит развитие всех психических функций ребенка, что, в конеч-ном счете, приводит к их качественным изменениям. Растущие психические возможности ребенка естественным образом являются источником противо-речий в системе взаимоотношений ребенка с взрослыми. Эти противоречия находят свое выражение в несоответствии новых психологических возмож-ностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. Именно в этот момент наступает так называемый кризис развития.
В нормальных случаях смена ведущего типа деятельности ребенка и его переход от одной стадии развития к другой отвечает возникающей внут-ренней необходимости и совершается в связи с тем, что ребенок ставится воспитанием перед новыми задачами, соответствующими его изменившимся возможностям и его новому сознанию. Переход к новой ведущей деятельно-сти заключается в том, что реально действующими становятся в случае сме-ны ведущей деятельности те «понимаемые мотивы», которые находятся не в сфере отношений, в какие уже фактически включен ребенок, а в сфере отно-шений, характеризующих место, какое ребенок сможет занять лишь на сле-дующей, более высокой стадии развития. Поэтому эти переходы подготавли-ваются длительно, ибо нужно, чтобы сознанию ребенка открылась с доста-точной полнотой сфера этих новых для него отношений. Смена одного рода ведущей деятельности другой приводит к глубоким качественным изменени-ям детского сознания. В этих переходах обнаруживается внутренняя логика развития, так как психофизиологические предпосылки перехода к новому виду деятельности подготавливаются на предшествующем возрастном этапе.
Ведущая деятельность не является единственной для той или иной сту-пени развития и лишь составляет доминирующее ядро целой системы актив-ностей, от которого зависят формирование и особенности протекания по-следних в данном возрасте. Ведущая деятельность не возникает сразу в раз-витой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит в процессе обучения и воспитания. Возникновение в каждом пе-риоде психического развития новой ведущей деятельности не означает ис-чезновения той, которая была ведущей на предшествующем этапе.
2 Ведущие типы деятельности в возрастные периоды детства
Комплекс оживления - это новообразование, знаменующее собой ко-нец новорожденности и начало новой стадии развития - младенчества. Появ-ление комплекса оживления - это психологический критерий конца кризиса новорожденности. Физиологический критерий конца новорожденности - по-явление зрительного и слухового сосредоточения, возможность формирова-ния условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.
Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к воз-никновению нового типа деятельности - непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Специфическая особенность этого типа деятель-ности - в том, что предмет этой деятельности - другой человек. Но если предмет деятельности - другой человек, то эта деятельность - и есть обще-ние. «Важно не то, что делают люди друг с другом, а то, что предметом дея-тельности становится другой человек» . Общение этого типа в мла-денческом возрасте очень ярко выражено. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого. Общение в этот пе-риод должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит призна-ком физического и психического здоровья.
Дефицит общения в этот период сказывается отрицательно и наклады-вает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.
В раннем возрасте социальная ситуация совместной деятельности ре-бенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общест-венно выработанных способов действия с предметами. Прежде всего, она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления. Общение в этом возрасте становится формой ор-ганизации предметной деятельности. Оно перестает быть деятельностью в собственном смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на об-щественный предмет. Общение выступает здесь как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными спосо-бами употребления предметов. Несмотря на то, что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым. Общение, связанное пред-метными действиями, не может быть только эмоциональным. Оно должно стать опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность.
В предметной деятельности происходит развитие восприятия. Развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки предмета, на свойства, которые ориентируют предметные действия. Проис-ходит выделение пространственных отношений между предметами, что так-же важно для осуществления предметных действий. Л.С. Выготский говорил о раннем возрасте как о возрасте интенсивного развития восприятия. Под влиянием восприятия происходит развитие других психических процессов. Память, например, в этом возрасте носит непроизвольный характер. Хотя в этот период появляется воспоминание, и более того - латентный период вос-поминания увеличивается, но ребенок не сам вспоминает, а «ему вспомина-ется». Память еще не действует как отдельный процесс.
По словам Л.С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью воспри-ятия» . Это относится и к развитию мышления. Можно с уверенно-стью сказать, что когда ребенок рождается, у него еще нет мышления. Когда мышление начинает формироваться, то оно формируется не как дискурсив-ное или аутистическое, а как наглядно-действенное. Ребенок практически манипулирует с вещами и схватывает связи между ними. Говоря образно, это мышление, которое можно видеть глазами. П.Я. Гальперин подчеркивает, что предметы выступают для ребенка не как естественные объекты природы . Ребенок овладевает орудиями, которые имеют свою собственную ло-гику и соответствующее назначение в обществе. Ребенок постепенно овладе-вает значениями предметов.
Итак, что же главное в развитии ребенка раннего возраста? Все основ-ные новообразования связаны с развитием основного типа деятельности: раз-витие восприятия, интеллекта, речи. В чем заключается основное новообра-зование, которое возникает в конце раннего детства? Благодаря отделению действия от предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого (ребенок называет себя другими именами). Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен «Я сам». Л.С. Выготский назвал это новообразование «внешнее Я сам» . Его возникновение приводит к полному распаду прежней социальной ситуации, что проявляется в кризисе трех лет.
Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. В чем же она заключается? Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной фор-мой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир соци-альных отношений, существующих в мире взрослых людей. По словам Д.Б. Эльконина, здесь дошкольный возраст вращается как вокруг своего центра вокруг взрослого человека, его функций, его задач . Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в сис-теме общественных отношений (взрослый - папа, доктор, шофер и т.п.). Про-тиворечие этой социальной ситуации развития Д.Б. Эльконин видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность - жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.
Как же осуществляется эта связь? Велик разрыв между реальным уров-нем развития и идеальной формой, с которой ребенок взаимодействует, по-этому единственная деятельность, которая позволяет смоделировать эти от-ношения, включиться в уже смоделированные отношения, и действовать внутри этой модели, - это сюжетно-ролевая игра.
Игра - ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Од-нако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, ко-торой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер.
Предметом этой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отно-шения с другими людьми, использующий в своей предметно - практической деятельности определенные правила.
Как уже не раз отмечалось, на протяжении своего развития ребенок по-стоянно «овладевает» взрослым человеком. Сначала он овладевает им как орудием. Но это орудие отличается от всякого другого орудия. Ложкой мож-но попробовать что-то делать (бросать, стучать и пр.), а с взрослым уже не попробуешь. Если что-то плохо сделал - значит, это уже произошло, это уже непоправимо. В ситуации человеческих отношений приходится внутренне проигрывать не только всю систему своих действий, но и всю систему по-следствий своих действий. Поэтому необходимость формирования внутрен-него плана действий рождается именно из системы человеческих отношений, а не из системы материальных отношений. Такова точка зрения Д.Б. Элько-нина .
Игра является той деятельностью, в которой ребенок сначала эмоцио-нально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отно-шений. Игра - это особая форма освоения действительности путем ее вос-произведения, моделирования. Как показали исследования, игра - это не все-общая форма жизни всех детей, она - образование историческое. Игра возни-кает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает «пустой» промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция в эту жизнь активно входить. На почве этой тенденции и возникает игра.
Какова структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры?
Единица, центр игры - роль, которую берет на себя ребенок. В детском саду в игре ребят есть все профессии, которые имеются в окружающей дей-ствительности. Но самое замечательное в ролевой игре то, что, взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде.
Игровые действия - это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразитель-ный характер. В детской игре происходит перенос значении с одного предме-та на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочи-тают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого дейст-вия. Перенос значений с одного предмета на другой ограничен возможностя-ми показа действия. Процесс замещения одного предмета другим подчинен правилу: замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.
Последний компонент в структуре игры - правила. В игре впервые воз-никает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действу-ет так, как требуют правила. В игре ребенок плачет как пациент и радуется как играющий. Это не просто удовлетворение желания, это линия развития произвольности, которая продолжается в школьном возрасте.
Итак, игра - это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. Она ориентировочная по своему существу. Именно поэтому она и выносит ребенка на девятый вал его развития и становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.Роль игры в психическом развитии ребенка, как ведущего типа деятельности дошкольного возраста
Игра - не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельно-сти дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.
Игра представляет собой особую форму познания окружающей дейст-вительности. Специфика игровых задач состоит в том, что в них цель пред-ставлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели не определенностью ожидаемого результата и необязательностью его достижения.
Как уже отмечалось, игра является и первой школой воли; именно в иг-ре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям. Как ни заманчиво ребенку посмотреть новую книгу или детский концерт, но если он - «пограничник», то никакие соблазны не уведут его с поста, пока его не сменят другие.
Преимущество игры по сравнению с другими средствами нравственно-го воспитания заключается в том, что она, по словам Л.С. Выготского, явля-ется «школой морали в действии, а не только в представлении» .
Игра создает, как показывают исследования и благоприятные условия для организации движений дошкольника. Дело в том, что когда ребенок бе-рет на себя определенную роль (например, зайца, мышки, кота и др.), он соз-нательно и произвольно воспроизводит определенные движения, характер-ные для изображаемого персонажа.
Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельность позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения.
В игровой деятельности складываются благоприятные условия для раз-вития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их.
Важным моментом является установление преемственности содержа-ния вне игрового опыта и игры. Речь идёт не о копировании в игре реальных предметных действий, а об их осмыслении и переносе в игру. Более обоб-щенное игровое действие переводит саму игру на качественно новую интел-лектуальную основу. Решение игровых задач с помощью предметных дейст-вий приобретает форму применения всё более обобщённых игровых спосо-бов познания действительности. Ребенок поит куклу из чашки, затем заменя-ет ее кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне.
Особенно показательно замещение игрового действия словом. Моти-вом игры становится не действие с предметами, а общение детей друг с дру-гом, в котором отражены взаимодействия и взаимоотношения людей.
Когда необходимый уровень мышления сформирован, ребенок в со-стоянии заместить собой образ другого человека - взять на себя роль и дей-ствовать в соответствии с ее содержанием.
В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или пе-рестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными. В игре ребенок раньше и легче выделяет сознательную цель запоминать и припоминать, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях.
Почему игра столь благоприятно воздействует на развитие психиче-ских процессов ребенка, усвоения им знаний, умений? В психологии уста-новлено, что внутренние, умственные действия формируются на основе внешних, материальных действий путем их поэтапного изменения и «вращи-вания» в психику. Эти закономерности проявляются не только в школьном обучении, но и в игровой деятельности. Но в игре поэтапная отработка умст-венных действий происходит стихийно и неорганизованно: одни этапы опус-каются, другие совмещаются между собой, так что эффективность формиро-вания умственных действий оказывается различной. Однако при соответст-вующих методах педагогического руководства игрой эта эффективность мо-жет быть повышена.
Итак, важная роль игры в развитии психических процессов ребенка объясняется тем, что она вооружает ребенка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недося-гаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.
В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Ис-пользование игровых приемов делает обучение в этом возрасте «сообразным природе ребенка».
Игра как бы создает «зону ближайшего развития ребенка». Л.С. Выгот-ский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пы-тается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения»
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по со-держанию и организации, правилам, характеру проявлению детей, по воздей-ствию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Наибольшее распространение в педагогике имеет деление игр на 2 большие группы: творческие игры и игры с правилами.
Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, свое понимание окружающего и отношение к нему.
Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. В зависимости от сложности содержания и правил, они предназначаются для детей разного возраста.
Заключение
Ведущий тип деятельности - тот вид деятельности, с которым на опре-деленном этапе развития ребенка связано возникновение важнейших психи-ческих новообразований. В дошкольном детстве таким ведущим видом дея-тельности является игра.
Дошкольники окажется успешнее, если его воспитание и обучение (на-пример, подготовка к школе, формирование навыков саморегуляции) будут протекать в игре. И ролевые игры, которые так любят дети в этом возрасте, могут оказаться гораздо полезнее и нужнее для формирования волевых ка-честв, для развития внимания, памяти, мышления, чем многочасовое проси-живание за развивающими книжками. Если же взрослые не учитывают осо-бенности возраста, требуют от детей дошкольного возраста отказа от люби-мых занятий в пользу учебы, то возможны два варианта развития: либо ребе-нок не сможет выполнить требования, либо нанесет вред своему психиче-скому и физическому здоровью.
Таким образом, огромная роль в развитии и воспитании ребенка при-надлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых ка-честв, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педа-гог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важ-ное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он бу-дет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде все-го, в игре» .
Литература
1. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведе-ний / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. - М.: Издатель-ский центр «Академия», 1999. - 464 с.
2. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя /Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - Москва: Просве-щение, 1988. - 190 с.
3. Короткова, Н. Сюжетная игра старших дошкольников / Н.Короткова // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 4. - С. 4-7.
4. Левша, Л. Мы учимся, играя / Л. Левша, Н.Сергеева // Игра и дети. - 2007. - № 3. - С. 23-25.
5. Либерман, А. Сюжетная игра в процессе подготовки к школе / А. Ли-берман, О. Репина // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 6. - С. 41- 47.
6. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология: / М.В. Матю-хина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
7. Никитин, Б.П. Развивающие игры / Б.П. Никитин - М. : Педагогика, 1981. - 72 с.
8. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Россий-ское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.
9. Психология детства. Учебник / под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана - СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. - 368 с.
10. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. - М.: Ас-пект пресс, 2001 - 460 с.
11. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. Сред. Учеб. За-ведений / Г.А. Урунтаева. - 6-е издание., перераб. и доп. - М.: Издатель-ский цент «Академия», 2006. - 368 с.
12. Эльконин, Д. Психология игры / Д. Эльконин. - М.: Владос, 1999. - 360 с.

Игра - это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии.

Игра - ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности,

в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которую никакая другая деятельность дать не может. Что же составляет предмет игровой деятельности?

Это взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своейпредметно-практической деятельности определенные правила.

На протяжении своего развития ребенок постоянно ≪овладевает≫ взрослым человеком. Сначала он овладевает им как орудием. Но это орудие отличается от всякого другого орудия. Ложкой можно попробовать что-то делать (бросать, стучать и т. п.), а со взрослым уже не попробуешь... Если что-то плохо сделал - значит это уже произошло, это уже непоправимо. В ситуации человеческих отношений приходится внутренне проигрывать не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий своих действий. Поэтому необходимость формирования внутреннего плана действий рождается именно из системы человеческих отношений, а не из системы материальных отношений. Как показали исследования Д. Б. Эльконина, игра - это не всеобщая форма жизни всех детей, она - образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает ≪пустой≫ промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. Основные психологические новообразования дошкольного возраста.

Д. Б. Эльконин считал, что это:

1) возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может житьв беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привестив порядок, увидеть закономерные отношения, в которыеукладывается такой непостоянный окружающий мир.

Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию. Он строит схемы глобального характера, мировоззренческие схемы.

У детей возникает обостренный познавательный интерес, он задает взрослым тысячи вопросов;

2) возникновение первичных этических инстанций ≪Что такое хорошо и что такое плохо≫. Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими: ≪Красивое не может быть плохим≫;


3) возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип ≪данного слова≫). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям;

4) возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение - это поведение, опосредованное определенным представлением. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д. Б. Элькони ну, появляется стремление управлять собой и своими

поступками; 5) возникновение личного сознания возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;

6) появляется внутренняя позиция школьника. Подготовленный к школе ребенок хочет учиться потому, что у него появляется стремление занять определенную позицию в обществе, открывающую доступ в мир взрослости, потому что у него есть познавательная потребность,

которую он не может удовлетворить дома. Внутренняя позиция школьника возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, или в период кризиса семи лет. Сочетание двух потребностей - познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом

уровне - позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в произвольном поведении ученика. Кризис семи лет

На основе возникновения личного сознания появляется кризис семи лет.

Основные признаки:

1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка);

2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то);

3) симптом ≪горькой конфеты≫ - ребенку плохо, но он старается этого не показать.

Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни - чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни.

Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок долженвступить в отношения с обществом как с совокупностьюлюдей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлениискорее пойти в школу.

Симптомом, рассекающим дошкольный и младший школьный возрасты, становится ≪симптом потери непосредственности≫ (Л. С. Выготский): между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент - ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности. Это - внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь для ребенка осуществление деятельности – удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок займет в отношениях со взрослыми или другими людьми.

Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Согласно взглядамД. Б. Эльконина, там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, там и тогда ребенок переходит в новый возраст. 12.РАЗВИТИЕ личности дошкольника.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Меняется представление ребенка о своем ≪Я≫. Если спросить ребенка трех лет: ≪Ты какой?≫ - он ответит - ≪Я большой≫. Если спросить ребенка семи лет: ≪Ты какой?≫ – он ответит: ≪Я маленький≫.

Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т. п.).

В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений: в 3 года – внешнее ≪Я сам≫, в 6 лет - личное самосознание. И здесь внешнее

превращается во внутреннее. Осознание своего ≪Я≫, выделение самого себя, своего ≪Я≫ из мира объектов и окружающих людей, появление стремления активно воздействовать на возникающие ситуации, изменять их таким образом, чтобы удовлетворить свои потребности и желания, - все это характеризует личное самосознание.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки (≪я хороший≫) и рациональной оценки чужого поведения.

Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной. У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Еще одна линия развития самосознания – осознаниесвоих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: ≪я рад≫, ≪я огорчен≫, ≪я сердит≫.

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет в будущем: ≪когда я был маленьким≫, ≪когда я вырасту большой≫.

Психологическое обретение пола начинается именно в дошкольном возрасте.

Половая идентификация заключается в том, что ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения (мальчик - сильный, смелый, не плачет от боли; девочка - аккуратная, деловитая, кокетливо-капризная).

На протяжении дошкольного возраста ребенок по нарастающей начинает присваивать не только поведенческие формы, но интересы, ценности своего пола. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ сфера дошкольника

При всей важности познавательного развития ребенка его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

В ходе онтогенеза изменяется структура эмоциональных процессов - в их состав постепенно включаются, помимо вегетативных и моторных реакций, познавательныепроцессы (воображение, образное мышление, сложныеформы восприятия). Эмоции становятся ≪умными≫, интеллектуализируются, а познавательные процессы приобретают аффективный характер, обогащаются чувством.

Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. На ранней стадии развития эмоциональная коррекция поведения еще несовершенна и имеет запаздывающий

характер. Она включается лишь тогда, когда поведение значительно отклоняется от ≪требуемого курса≫, а его отрицательные последствия уже получают негативную социальную оценку.

В дальнейшем, по мере того как побудительная сила социальных мотивов возрастает, совершается переход от запаздывающей к более совершенной – опережающей эмоциональной коррекции действий. Предвосхищение выполняет важную регулирующую роль в более сложных_ формах игровой и продуктивной деятельности. Для их выполнения необходимо не только предварительно представить отдаленные результаты действия, но и заранее прочувствовать тот смысл, какой они будут иметь для самого ребенка и окружающих его людей.

В числе ведущих факторов, влияющих на эмоциональное развитие ребенка, А. В. Запорожец называл детский коллектив. На основе совместной деятельности, опосредованной эмоциональными эталонами – нравственными нормами, у ребенка складывается эмоциональное отношение к людям, зарождается эмпатия (сопереживание).И особенно важно - там, где процессы ориентации в окружающей действительности начинают определяться общественно выработанными способами ее анализа, общественно выработанными эталонами и нормами, мы

имеем дело с личностью.

Развитие воли как способности к управлению поведением

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном периоде, считается соподчинение мотивов. Раньше если несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.

Постепенно мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль ≪ограничителей≫. Появление соподчинения мотивов становится предпосылкой развития воли.

Обратимся к генезису волевых действий. В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка складывается почти целиком из импульсивных поступков, проявления воли наблюдаются лишь время от времени при особо благоприятных обстоятельствах. У дошкольника 5-6 лет количество таких проявлений возрастает, но они все еще не занимают сколько-нибудь значительного места в поведении. Только в старшем дошкольном возрасте на фоне изменения мотивов поведения, формирования соподчинения мотивов ребенок становится способным к сравнительно длительным волевым усилиям.

В развитии волевых действий дошкольника можно выделить три взаимосвязанные стороны:

1) развитие целенаправленности действий;

2) установление взаимозависимости между целью действий и их мотивом;3) возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.

Постепенно формируется умение удерживать цель в центре внимания. Под влиянием воспитателя дошкольник овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действий, в частности мотивам общественного характера (сделать подарок для мамы).

Особые требования к воле ребенка предъявляют ситуации, в которых сталкиваются противоположные мотивы.

В этой ситуации происходит борьба мотивов, заканчивающаяся победой одного из них, выбор происходит на основе соподчинения мотивов, решение опирается на более значимый мотив в данный момент.

На развитие воли особенно сильно влияют игры с правилами. Вначале дошкольник больше следит за тем, как выполняют правила другие дети, и только потом эти требования предъявляет себе. Желание участвовать в игре выступает как мотив, который приводит к волевым дейСТВИЯМ.