Трудовые поручения и обязанности. Общественно-полезный труд

05.08.2019

Воспитатель детского сада организует трудовую деятельность детей в трех основных формах: в форме поручений, индивидуальных и коллективных, дежурств и коллективной трудовой деятельности, в которой одновременно участвует вся группа детей.

В зависимости от возраста детей он отдает предпочтение той или иной форме. Так, в младших и средней группах в наибольшей мере используются поручения, в старших группах труд все чаще приобретает коллективный характер.

Следует учитывать, что разные виды объединения в труде, которые складываются в зависимости от избранной формы организации труда, создают возможности для решения разных воспитательных задач. Поэтому при организации труда воспитателю надо четко представлять себе, какие воспитательные задачи он ставит перед собой, включая детей в труд.

Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников.

Поручить - значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива, например: расставить игрушки, принести корм для птицы, полить растения, вытереть полочку, пособия, игрушки, поставить их на место и т. д.

Поручения - наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста, поэтому они особенно важны на младших ступенях дошкольного детства, когда ребенок не может еще трудиться по своей инициативе и воспитатель с помощью разнообразных простейших заданий постепенно приучает его быть полезным коллективу, сверстникам.

Трудовые поручения следует отличать от обязанностей, хотя многие поручения уже на младших ступенях дошкольного детства условно считаются обязанностью: это поддерживать порядок в помещении и на участке детского сада, убирать за собой вещи, игрушки, самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать одежду, ухаживать за растениями и животными и др.

По отношению к каждому ребенку младшего возраста поручения не могут расцениваться как обязанности в силу того, что дети еще не в состоянии их выполнять. Под обязанностью понимается многократное выполнение каких-либо определенных заданий. Например, воспитатель предлагает ребенку покормить рыбок в аквариуме, и ребенок это сделал. Здесь речь идет о выполнении поручения. Если ребенку предлагается кормить рыбок, предположим, в течение недели и он регулярно выполняет задание, это уже обязанность.

Поручения могут перейти в обязанности только тогда, когда деятельность, их составляющая, станет прявычной. Смысл обязанностей заключается прежде всего в осознании необходимости постоянно и систематически выполнять дело, которое хотя и не является трудным, но должно выполняться систематически даже тогда, когда к этому нет желания. Здесь уже многое исходит от самого ребенка. Он должен проявить активность, инициативу, самостоятельность, т. е. действовать не только по требованиям взрослого.

В процессе выполнения отдельных поручений дети постепенно осваивают круг тех маленьких дел, которые составляют обязанности. Не зная их, они не смогут выполнять никакие поручения, а тем более воспринимать их как обязанность.

Таким образом, для того чтобы нести какие-то обязанности дома и в детском саду, ребенку необходима определенная подготовка. Эту возможность создают трудовые поручения. С их помощью ребенка постепенно знакомят с требованиями, которые впоследствии ему придется выполнять самостоятельно, готовят к тому, чтобы он мог нести обязанности.

Особенно это важно для детей младшего дошкольного возраста. Ведь в процессе выполнения эпизодических поручений они овладевают навыками самообслуживания - первыми умениями трудиться.
Наряду с самообслуживанием поручения воспитывают у детей правильное отношение к труду, желание трудиться, готовность сделать что-то хорошее окружающим их взрослым, сверстникам.

В сравнении с другими формами организации трудовой деятельности детей поручения имеют ряд особенностей: они всегда идут от взрослого; в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача; они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми; в процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за точностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

Поручения многообразны по сложности (простые, сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), по времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные). Разнообразие трудовых поручений по содержанию, особенностям организации создает большие возможности для использования их в воспитательной работе с детьми.

Трудовые поручения охватывают всю жизнь детей в течение дня в детском саду. Это закономерно, так как педагог в любое время может найти нужное и полезное дело как для самого ребенка, так и для всей группы детей. Отчасти это объясняется особенностями организации поручений и местом их в режиме дня в отличие, например, от дежурств.

В практике поручения чаще организуют в первую половину дня в утренние часы - до завтрака или во вторую половину - после дневного сна. Объясняется это значительной нагрузкой педагогического процесса в первую половину дня, большей занятостью педагога. Он периодически привлекает детей к выполнению поручений с различными целями: закрепить трудовые навыки, познакомить с новым по своему содержанию трудом.

Групповая или коллективная форма трудовой деятельности более сложна. Она требует от педагога специального руководства и не может быть осуществлена попутно с решением других воспитательных задач из чисто физических соображений.

Привлечение детей к выполнению простых и посильных им поручений рекомендуется очень рано, уже с 1,5-2 лет. В маленьких и доступных ребенку заданиях: «Посмотри, какой домик построил Коля», «Дай Вове мячик», «Пежалей Раю, у нее болит пальчик» - содержатся определенные указания воспитателя, который вносит в детское неведение целенаправленность, приучает к послушанию, умению выполнять требования взрослого.

По поручению воспитателя дети переодевают кукол, стирают для них белье.
Таким образом, поручения как форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста имеют большое воспитательное значение, поскольку они дают возможность повседневно приобщать всех детей группы к посильному труду. Это постепенно приучает детей быть занятыми, находить себе полезнйе занятие, что создает в группе в целом дружную деловую атмосферу.

Очень важно правильно определить содержание поручений. Они должны быть доступными для выполнения детьми разного дошкольного возраста.

«Программа воспитания в детском саду» содержит примерный перечень поручений детям каждой дошкольной ступени. На младших ступенях дошкольного, возраста он представлен в разделе «Воспитание гигиенических навыков, самостоятельности и трудолюбия», на более старших (5-7 лет) - в разделе «Труд». Содержание поручений постепенно усложняется; с возрастом предъявляются и более высокие требования к самостоятельности, качеству выполнения задания, ответственному отношению к порученному делу.
Любые трудовые поручения всегда должны ставить определенную цель, воспитывать умение и желание выполнить задание независимо от того, интересно оно или нет.

Андрюша не знает, чем заняться. Воспитатель дает Ренату вожжи и просит: «Спроси Андрюшу, не хочет ли он поиграть с тобой в лошадки». Или: «Лена, будешь ложиться спать, посмотри, кто лучше всех сегодня ведет себя в спальне».

Часто поручения дают детям с целью отвлечь их от нежелательного занятия, помочь найти себе полезное дело: «Андрюша, посмотри, как дети песок собрали, а ты найди, пожалуйста, флажок и прикрепи его к самой вершине. Поправь лопаткой песок», «Лена, возьми метелку и смети снег со всех лавочек, чтобы дети не сидели на снегу».

Организуя поручения, необходимо решать задачу о правильном и целесообразном отборе их содержания, чтобы они в процессе трудовой деятельности способствовали нравственному воспитанию ребенка.

Кроме интересного содержания поручений большое значение имеет и наличие в них способов действий, их количества, трудности, т. е. того, что ведет к получению результата.
Удачные способы действий ведут к положительному результату и обычно выражаются в тех элементарных и простых требованиях, которые и определяют успех.

К примеру, воспитатель предлагает поставить на четыре стола подставки с цветными карандашами. Для выполнения такого поручения от ребенка требуется четыре одинаковых действия (если ставить на стол по одной подставке). Такое довольно простое поручение по своему содержанию и действию посильно для ребенка любого дошкольного возраста. Но если ему предлагается выбрать и поставить в стакан отточенные карандаши, затем раздать их, то здесь требуется больше усилий - больше способов действия, они сложнее по качеству (найти нужный карандаш и поставить в стакан).

Кроме того, требуются определенные знания, какими карандашами можно рисовать, а какими нельзя - они не заточены. Это вызывает у детей трудность. Ребенок в этом случае начинает часто обращаться с вопросами: «Этот карандаш куда класть? Им можно рисовать?» Естественно, что здесь результат выполнения поручения выступает несколько позднее.

Трудовые поручения, используемые в детском саду, имеют разное назначение.

Одни из них кратковременны, эпизодичны, вызываются временной необходимостью: устранить быстро случившийся беспорядок, что-то поднять, отнести, отодвинуть, подать кисточку, клей, совок, предложить стул и т. д.

Такие поручения чаще всего возникают в силу жизненных обстоятельств. Дети, как правило, успешно с ними справляются даже на младших возрастных ступенях. Ценность их состоит в том, что, несмотряна их простое, элементарное содержание, они не имеют игрового начала, приучают детей к умению быстро ориентироваться в окружающей обстановке, среди многих вещей и предметов найти нужный.

Эти поручения способствуют воспитанию сообразительности, исполнительности, ловкости. Часто такого рода поручения сопровождают работу, которую в основном выполняют взрослые.
К примеру, воспитатель ремонтирует книги. Дети по его просьбе приносят все необходимое для этого: бумагу, клей, кисточки, ножницы, поднос, относят обрезки, прижимают тряпочкой наклеенные полоски. В процессе такого совместного труда дети постепенно узнают, какой материал, предметы нужны для выполнения такого поручения, как обращаться с ними, привыкают быть полезными в работе взрослых.
При этом легко можно увидеть возможности детей в выполнении данных поручений, их стремление справиться с заданием.

Выполнение второй группы поручений ставит своей целью обогатить детей умениями ухаживать за животными, растениями: помыть клетку, покормить животных, рыбок, птичку. Эти поручения воспитывают любовь к животным, к окружающей природе. Кроме того, они требуют от детей знаний и умений в обращении с материалами, орудиями труда.

К третьей группе относятся поручения, связанные с результатами, получаемыми не сраз у: посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, картинку и т. п. Получение результата связано с приложением усилий памяти, знанием некоторых временных понятий (утром когда приходишь в детский сад, после прогулки, вечером, после полдника, обеда, когда пойдешь домой).

Четвертая, особая группа, - это словесные поручения : спроситьповара, что сегодня на завтрак, есть ли корм для кролика, передать сведения о количестве детей, пригласить методиста или заведующую на занятие, позвать к телефону кого-либо из сотрудников детского сада, спросить, можно ли идти на музыкальное занятие, и т. д.

Хотя поручения такого рода не требуют от ребенка особых мускульных усилий, они представляют для детей, особенно 3-5 лет, большую трудность. Здесь ставятся задачи другого характера: уметь общаться со взрослыми, что-то вспомнить, запомнить, уметь ориентироваться в помещении и на территории участка. Выполнение этих задач представляет сложность для детей еще и потому, что в таких поручениях результат для ребенка не выступает наглядно и поэтому часто ему непонятен.

Но это не значит, что надо избегать подобных поручений в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Если ребенок не справляется с заданием, воспитатель должен прежде всего выяснить, почему он отказывается от выполнения поручения (стесняется, не знает того человека, к кому посылают плохо ориентируется, малообщителен и т. п.), и по возможности помочь ему справиться с заданием.

Целесообразно вначале давать поручения более смелому ребенку, при этом объяснить куда надо пойти, попросить его повторить задание и рассказать как он будет выполнять его. Следует напомнить правила: прежде чем обратиться к взрослому с просьбой, необходимо поздороваться, вежливо спросить, поблагодарить, попрощаться.

Таким образом, зная нагрузку различных по содержанию поручении, учитывая возможности каждого ребенка, воспитатель может целенаправленно организовать их, с тем чтобы учить детей тому, что они еще не умеют делать: у одного формировать трудовые навыки, другого учить тщательности, старательности выполнения задания и т. д.

Специфику организации поручений следует рассматривать прежде всего в руководстве поручениями.

Руководство поручениями

Руководя выполнением детьми поручений, воспитатель изучает возможности детей своей группы. В повседневной работе привлекая их к выполнению простых заданий, он наблюдает за каждым ребенком: выявляет уровень умений, желание, с каким он принимается за выполнение поручения, способность довести дело до конца самостоятельно.

Постоянный контроль за деятельностью ребят позволяет правильно осуществлять индивидуальный подход к каждому, учитывать возможности ребенка для активного включения его в труд.
В младшем возрасте дети имеют преимущественно индивидуальные поручения (1, 2 и 4-й групп), так как ребенок 3-5 лет нуждается в индивидуальном обучении, постоянном контроле за его деятельностью.

Малейшая трудность - и он бросает дело, уходит играть. Напоминание педагога, а иногда и требование закончить работу постепенно вырабатывают у ребенка привычку выполнять заданное.
Воспитатель может давать индивидуальные поручения не одному, а сразу группе детей. В таком случае будут трудиться «рядом» несколько ребят. Подобная организация поручений возможна тогда, когда дети имеют некоторый опыт работы и не требуют постоянного внимания и вмешательства воспитателя.
В этом случае педагог имеет возможность показать несложные приемы работы сразу нескольким детям. Например: четырем-пяти воспитанникам протереть стульчики: каждый должен протереть один стул. При этом разъясняет приемы работы: как следует держать тряпочку, какой она влажности должна быть, напоминает последовательность действий одновременно всем участникам.

Одним из эффективных приемов руководства деятельностью ребенка в этом возрасте является совместный труд со взрослым или взрослого и нескольких детей. В совместной работе пример воспитателя повышает интерес ребенка к труду, способствует формированию у него желания достичь результата работы.
Особую роль в руководстве выполнением детьми 3-5 лет поручений играет оценка их труда. Надо непременно найти что-то положительное в их поведении и деятельности, даже если на первых порах ребенок не всегда может самостоятельно справиться с заданием: «Молодец, Сережа, ты сегодня сразу подошел, когда я тебя позвала, и мы вместе быстро сделали работу. Игорь скоро совсем хорошо и правильно научится поливать цветы. Сегодня ты очень старался».

В оценке результатов выполненного ребенком задания следует широко использовать игровые приемы. Здесь воспитатель не обходится без персонажей кукольного театра «Петрушка». Такой прием позволяет воспитателю нужное время поддерживать внимание ребенка, чтобы в это время подробно рассказать и дать оценку того, как выполнено задание.

В процессе организации поручений с детьми 3-5 лет важно помнить о роли обучающего воздействия воспитателя, поскольку дети этого возраста пока многое не умеют делать самостоятельно. Педагог широко пользуется такими приемами, как показ, объяснение, разъяснение, мотивировка каждого требования к деятельности ребенка.

В старшей и подготовительной к школе группах расширяются физические возможности детей, накапливается определенный опыт самостоятельного выполнения поручений.

Многие виды труда становятся для детей обязанностью, однако поручения не теряют своей значимости. Качественно меняются не только их содержание, но и задачи, которые ставит перед собой воспитатель.

В работе с детьми 6-7 лет воспитатель широко организует поручения-задания (однодневные, многодневные, с отсроченным заданием), например, воспитатель просит принести к определенному дню пустые спичечные коробки для труда, цветные нитки и салфетку для вышивания, открытки, картинки определенного содержания для альбома, какой-либо природный материал, нарезать дома квадратов, кружков для занятий малышей и т. п.

Педагог строго контролирует их выполнение в срок и качественно. С этой целью на первых порах использует приемы косвенного воздействия на детей: напоминание, намек, иногда требование, постепенно добиваясь полной самостоятельности в выполнении задания.

Широко организуются разнообразные поручения, связанные с длительными наблюдениями в уголке природы за растениями, животными. Через определенное время ребенок должен рассказать воспитателю, всем детям о тех изменениях, которые он заметил, или об интересных фактах поведения животного во время его кормления, сна и т. д.

Детей 6-7 лет широко привлекают оценивать результаты работы, выполненной товарищем, а также и свои собственные. Это способствует формированию критического отношения к результатам труда, умению давать справедливую оценку.

Организуя поручения, воспитатель в любой возрастной группе должен стремиться равномерно привлекать детей к выполнению заданий. При этом все дети приобретают необходимые трудовые навыки и умения, у них появляется привычка к труду.

Желательно вести листок учета поручений по следующей форме:

Фамилия и имя ребенка
Поручения, связанные с игрой
Поручения, связанные с занятиями
Поручения, связанные с бытовой деятельностью
Помощь малышам

Кроме того, в плане воспитательной работы за день следует отмечать, как ребенок справился с заданием, каковы трудности и перспектива индивидуальной работы. Таким образом, тщательный отбор содержания поручений, учет особенностей руководства их выполнением детьми 3-7 лет дают возможность подготовить ребенка к несению обязанностей на следующих ступенях дошкольного детства.

Дежурства

Дежурства - более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Они требуют от ребенка большей самостоятельности.

Привлекая ребенка к выполнению поручения, воспитатель мог дробить процесс какого-либо дела на ряд последовательных заданий, например: «Принеси салфетки»; «Теперь разложи ложки»; «Поставь на стол хлебницы» и т. п.

Дежурные же приучаются выполнять порученное дело полностью, воспитатель дает им задание в обобщенном виде: «Накрой на стол» или «Полей растения», «Подготовьте столы к занятиям» и пр.

Это требует от детей знания последовательности работы, представлений о полном объеме ее, о требованиях, предъявляемых к результату. Более того, ребенок-дежурный ставится в условия обязательности выполнения дела. Он не может отказаться от него, заняться в это время другим, более интересным для него занятием или отвлечься от дела, переключаясь на игру, которую затевают сверстники.
Несмотря на кажущийся незначительный результат работы детей, дежурства имеют большое значение в их нравственном воспитании: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Это помогает в доступных, конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, находящимся в уголке природы, а также воспитывать у них умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.

Согласно «Программе воспитания в детском саду» дежурства вводятся либо во второй младшей группе (в конце года), либо в средней группе детского сада. Такие указания «Программы» не следует рассматривать как противоречивые. Они исходят из того, что опыт участия детей четвертого года жизни в поручениях, как показывают наблюдения, может складываться различно: если группа имела постоянный состав и первые поручения организовывались в группе детей третьего года жизни; если с начала года во второй младшей группе воспитатель активно включал детей в самые разнообразные поручения и добился развития у них некоторой самостоятельности, активности, желания принять участие в труде. В таких условиях воспитатель имеет возможность в конце года ввести дежурства по столовой (так как самыми разнообразными регулярными поручениями обычно бывают те, что связаны с накрыванием стола).

Если же в силу разных причин (смена состава детей, большой контингент вновь поступивших детей, несистематическая работа в первой младшей группе по организации поручений и т. д.) такие условия не были соблюдены во второй младшей группе, естественно, дежурства следует организовать позднее, при переходе детей в среднюю группу.


Похожая информация.


Цель:

Продолжить знакомить дошкольников с профессиями и трудом взрослых ;

Расширить знания о том, что люди разных профессий (врач, повар, шофер, строитель, парикмахер, швея, портной, няня, дворник) работают для общего блага;

- закрепить знания детей об орудиях труда, необходимых для работы людям этих профессий.

Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Подготовительная работа: экскурсии в магазин, парикмахерскую, прачечную, кухню, кабинет медсестры.

Рассмотрение картин: «На строительстве», «В магазине кукол» и другие.

Чтение стихов Д.Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла» и т.п.

Материал: предметные картинки для игры «Кому, что нужно для работы».

Большие картинки для показа.

Литература для детей на тему "Профессии"

Рассказ «Кем быть»

Куклы: врач Айболит и кукла-повар.

Ход занятия в средней группе детского сада

Воспитатель. Дети, посмотрите вокруг себя. Вы видите столы, стулья, игрушки, книги. Все это сделано руками людей различных профессий. Именно о людях разных профессий у нас сегодня пойдет разговор. (Слышен стук, открывается ширма)

Добрый день дети, кто я? Вы меня узнали?

Да, доктор Айболит (показывается кукла-повар)

Добрый день дети. А меня узнали? Кто я?

Меня все знают, я славный повар, кормлю всех вкусными обедами, компотами, киселями.

Нет, моя профессия самая важная, я лечу людей, когда они больны. (Возникает спор) Моя! .. Моя..

Воспитатель. Уважаемые наши гости, не спорьте. Сейчас мы с детьми решим ваш спор. Дети, как вы думаете, какая профессия самая важная? (ответы детей)

Воспитатель. Вот мы с вами и запутались. Какая профессия, или чей труд является главным. Сейчас вы послушаете рассказ «Кем быть» и может тогда сделаете правильный вывод. Слушаем внимательно рассказ. Скачать в приложении к занятию Вопросы по содержанию.

Какие профессии назвали в рассказе?

Воспитатель. Вот видите дети; нет главной профессии. Все они главные, все нужные, они дополняют друг друга. Посудите. Что делает для нас прачка? Что было бы, если бы она не вышла на работу? Что делает для нас няня? Что было бы, если бы она не вышла на работу? Как называется тот, кто шьет нам одежду, обувь? Нужна ли их работа?

Воспитатель. Ой, доктор Айболит что-то хочет мне сказать (Делаю вид, будто слушаю)

А говорит он мне, что когда шел к нам в гости, то увидел в каком красивом детском саду мы живем. А он не знает откуда взялся этот детский сад. Дети откуда взялся наш д/с?

(Его построили)

Кто именно его построил, вы узнаете, отгадав загадку:

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит...

Дети - Строитель.

Слышишь, доктор Айболит, его строили строители из кирпичей.

Дети, скажите нашим куклам, как говорил тот, кто стены из кирпича строит? (Каменщик)

А кто ему кирпич подвозит? (Водитель)

На какой машине? (Грузовой)

На второй этаж кто подает кирпич и другой материал? (Кран)

Как называется человек, который руководит краном? (Крановщик)

Кто окна, делал и вставлял? (Столяр)

А кто стены красил? (Маляр)

Многие люди различных профессий строили наш детский сад. Мы уже назвали каменщика, водителя, крановщика, столяра, маляра, но это еще не все. Еще были и штукатуры, грузчики, а первым был архитектор, который сначала нарисовал на бумаге каким должен быть детский сад, а уже после этого инженеры и строители начали строительство.

Физкультминутка «Профессии»

Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)

Плащ портниха шьет. (Махи руками)

Доктор лечит Машу. (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)

Сталь кузнец кует. (Хлопки)

Дровосеки рубят. (Махи с наклонами)

Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)

Что же делать будет, (Поднимание плеч)

Наша детвора?

Воспитатель. Доктор Айболит, а ты знаешь, что в нашем детском саду тоже есть медсестра, которая лечит нас, когда у нас болят зубы или ухо. Ее как зовут?

Дети, подумайте, и скажите, кто еще работает в детском саду?

Заведующая, воспитатели, няни, повара, прачки, дворник.

Вспомните, когда мы с вами говорили об этих профессиях, я рассказывала вам, что каждому из них для работы нужны какие-то инструменты или орудия труда, то как еще мы их называем. Сейчас я проверю хорошо ли вы знакомы с вышеупомянутыми профессиями. Давайте поиграем в игру.

Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»


Дети, кто желает рассказать, кем работает его мама или папа и какие, им принадлежности, или инструменты нужны для работы (ответы детей)

Сегодня мы много говорили о разных профессия х, но не упомянули о том, как нужно относиться к труду людей вообще. Как вы думаете, нужно ли уважать труд взрослых? Как именно? Ну, посмотрите, сколько у нас в группе игрушек, коробок, их сделали рабочие на фабриках. Не одни руки их делали, а много. Как вы относитесь к игрушкам?

А посмотрите как у нас чисто и уютно. Чья это заслуга? (Няни)

Как вы относитесь к труду няни?

А когда выходите гулять и видите подметенные дорожки, площадки, постриженные кусты. Кто это сделал? Мы ему помогаем или нет? Как именно? Как нужно относиться к одежде? Обуви?

Воспитатель. Уважаемые куклы, вы поняли, что все профессии нужны, все важны, поэтому вы больше не ссорьтесь и если будете в другом детском саду, расскажите детям о том, что вы сегодня здесь услышали.

Перспективное планирование трудовой деятельности. Средняя группа.

Тема : «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности».
В своей работе мы ставим и решаем следующие задачи:
1. Планировали работу с семьями воспитанников и просвещали родителей по вопросам трудового воспитания. Для пропаганды среди родителей содержания и методов трудового воспитания использовали разнообразные формы: консультаций, беседы, лекции, дни открытых дверей, тематические стенды и др.

2. Организовали практическую трудовую деятельность детей, в процессе которой постепенно формировались их трудовые навыки и умения, воспитывались положительные нравственные качества.

3. Составили перспективное планирование трудовой деятельности в средней группе.

Отчет по теме:
"Воспитание дошкольников по средствам трудовой деятельности" (перспективное планирование по трудовой деятельности)

Актуальность работы заключается в следующем:
На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования у дошкольников трудовых умений и навыков установлено, что трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического осмысления.
Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Цели : Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:
- воспитание трудолюбия у дошкольников, положительного отношения к труду взрослых, формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда;
-изучить литературу по данной теме;
-составить перспективное планирование по трудовой деятельности в средней группе.

Приступая к работе над данной проблемой, мы хорошо знали и понимали, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно – образовательного процесса необходимо основательный теоретический и практический опыт.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей.
Ряд показателей трудолюбия:
- осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении;
- готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально -положительного отношения к труду;
- адекватная оценка результатов деятельности;
- аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:
-самообслуживание;
-хозяйственно – бытовой труд;

Труд в природе;
-ручной и художественный труд.

Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.
Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками. Если ребенок освоил умение самостоятельно одеваться, его нужно приучать делать это аккуратно, красиво, быстро, следить за своим внешним видом, прической. У детей воспитывают привычку бережно относиться к вещам, не пачкать, не рвать одежду, аккуратно складывать ее.
Хозяйственно-бытовой труд - это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются:
- труд по уборке помещения;
- мытье посуды, стирка и др.
Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд
имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Навыки хозяйственно-бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу.
Хозяйственно-бытовой труд детей младших групп по содержанию представляет собой помощь взрослому в протирании мебели, расстановке игрушек, стирке мелких предметов, уборке снега на участке, украшении участка и т. п. В процессе такого труда я формировала у детей умение сосредоточивать внимание на одном занятии, доводить с помощью взрослого дело до конца. Очень важны положительная оценка, похвала.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста способны к более разнообразному хозяйственно-бытовому труду и меньше нуждаются в помощи взрослого. Они могут заниматься:
- уборкой групповой комнаты (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую мебель);
-уборкой участка (сгребать снег, убирать листья);
- принимать участие в приготовлении пищи (салатов, винегрета, изделий из теста);
- в труде по ремонту книг, игрушек, одежды.
Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Я использовала методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых операций (как отжимать тряпочку, чтобы вода не лилась за рукава, и т. п.). Важно формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Всегда обращала внимание детей на эту сторону.
В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.
В младшей группе внимание детей привлекала к растениям. Организовала наблюдения за растениями и при этом старалась поддерживать интерес малышей. Вместе со взрослым и под его руководством ребенок ухаживает за живыми объектами.
Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат: мы посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение.
Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дети наблюдали за ростом и развитием живых объектов, узнали об особенностях некоторых растений, экспериментировали, познавая неживую природу.
Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы).
Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.
Ручной и художественный труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги,
картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию
фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда дети радуют других людёй, создавая для них подарки. Художественный труд в дошкольном учреждении
представлен в двух направлениях: дети изготовляли поделки и учились украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформляли выставки и т. п.

В работе с детьми каждодневно используем пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают нам в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка (« Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают»), высказать отношение к лени (« У лодыря « Федорки» всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», « Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.
Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому, в конце концов, вознаграждается любовью, богатством, признанием.

Читая детям художественные произведения о труде, мы решаем сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя.
При формировании трудовых навыков необходимо специально обучать детей выполнению конкретных действий. Обучение организуется идентично в каждой возрастной группе. Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения элементарных действий и их последовательности.
В младшей группе мы показывали способы выполнения действий: как нужно держать колготки, платье, чтобы их было удобно, надевать. Показ должен быть поэтапным, с объяснением.
При обучении самообслуживающему труду мы использовали рассматривание картинок. Они полезны при формировании представлений о последовательности действий. Использовала специальные пособия, помогающие обучать детей застегиванию пуговиц, зашнуровыванию ботинок. Показывали ребенку правильные
приемы, знакомила с «маленькими секретами», облегчающими выполнение тех или иных действий (застегивать пуговицы на рубашке лучше снизу, а не сверху, тогда можно контролировать, что ты делаешь, видеть последнюю пуговицу и последнюю петлю и соединять их).
Игрушки, персонажи кукольного театра, наблюдающие за детьми и обучающие их, делают процесс обучения привлекательным, эмоционально насыщенным. Помогают ребенку и поэтическое слово, песенки, шутки.

Давая поручение, мы не только просили ребенка что-то сделать, но сразу же при необходимости давали совет, как, каким способом лучше выполнить поручение: «Поддержи лейку другой рукой, чтобы вода не выливалась. Молодец! А теперь немного нагнись над грядкой, чтобы не испачкаться, и поливай эти красивые цветы. Они тебе скажут спасибо, когда попьют водички». В этом примере заключены и поручение, и объяснение способа, и, что очень важно для малышей, поэтапная положительная оценка.

Дежурство в уголке природы организовала так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты. Если они выполнят все дела (польют цветы и т.д.) утром, то потом уже им не надо будет уделять внимание растениям. Поэтому я помогала детям распределять обязанности на весь день; растения можно полить позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «поговорить» с растениями. Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово. Так у дошкольников будут формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность.
В конце дежурства полезно обсуждать с детьми качество выполненной работы. Обсуждение можно проводить как только с дежурными, так и в присутствии и с участием всех детей. Такие обсуждения полезны при введении нового вида дежурств, а также в случаях особенно интересного выполнения детьми своих обязанностей. Если же были допущены какие-либо промахи, целесообразнее обсудить это только с дежурившими.

С помощью художественного произведения можно сделать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий.
Помогает воспитанию желания трудиться музыка. Магнитофонные записи можно использовать и в группе, и на участке. Музыка повышает настроение, придает работе определенный ритм. Под музыку физический труд становится легче и приятнее. Ее полезно использовать во время коллективной уборки групповой комнаты, во время ручного труда, труда на пришкольном участке. Дети могут тихонько подпевать исполнителю.

Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Напротив поощрение любой попытки ребенка проявить самостоятельность помогает
преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости, воспитывает начала трудолюбия.
Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Фотоприложения





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983.
2. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
3. Волоков В.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. - М.: Гуманит. изд. центр Владом, 2003. - 256 с.
4. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.
5. Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Средняя группа. Реализация ФГТ в ДОУ.-М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.-40с.
6. Детская психология: Учеб. пособие/Под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько - Мн.: Университетское, 1988. - 399с.
7. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990.
8. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Совместная деятельность воспитателя и детей в процессе режимных моментов. Образовательная область: труд.

Перспективный план. Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа).

Разработка Воробьевой С.А.

Цели:

  1. Формировать навыки самостоятельного и последовательного выполнения
    трудовых действий, соблюдая целостность трудового процесса;
  2. Добиваться целенаправленности действий и своевременности выполнения их;
  3. Приучать детей к соблюдению навыков культуры труда;
  4. Воспитывать умение совместно достигать цель, стремление помогать друг другу;
  5. Развивать чувство радости от выполненной работы;
  6. Закреплять стремление детей включаться в труд по собственной инициативе.

I неделя

П неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

Формировать навыки самостоятельно расправлять свою кроватку. Наблюдать за деятельностью няни в спальне. Учить последовательности в действиях.

Приучать детей к соблюдению порядка на веранде. Формировать навыки поочерёдно выполнять трудовое действие (подметание части веранды по очереди). Наблюдать за трудом дворника.

Продолжать учить де тей ухаживать за растением в уголке природы (_____)- Наблюдать за воспитателем, как поливает, рыхлит землю, протирает горшок, моет плошку.. Разработать график дежурства в уголке природы. Повесить схемы «можно» «нельзя»

Продолжать учить детей шнуровать шнурки на своих кроссовках и помо гать другим. Развивать моторику рук. Поощрять стремление помогать друг другу. Воспитывать опрят ность и аккуратность своего внешнего вида.

Октябрь

Следить за культурой поведения за столом. Провести беседу по этикету, показать правила пользования столовыми прибо рами. Закрепить правила пользования салфеткой. Воспиты вать культуру пове дения за столом.

Приучать детей к дежурству по столовой. Учить последовательно выполнять действия (убрать вилку, ложку, кружку, выбросить использованную салфетку). Наблюдать за действиями няни. Разработать график дежурства по столовой. Научить детей пользоваться им.

Воспитывать стремление помочь взрослому. Помочь дворнику собирать сухие листья на дорожках д/с и уно сить их в определён ное место. Собирать природный материал. Выполнить поделку из природного материала. Показать красоту природных элементов и развивать воображение.

Продолжать учить детей убирать игрушки на своё место. Воспитывать бережливость. Поощрять инициативу, взаимопомощь.

Ноябрь

Продолжать учить детей ухаживать за животным в уголке природы (мытьё полки, смена воды). Воспитывать любовь к животным.

Читать литературные произведение о труде, о разных профессиях. Вызывать интерес к труду взрослых. Наблюдать за деятельностью повара. Продолжать навыки дежурства по столовой, раскладывать ложки, ставить на стол хлебницы, салфетницы.

Научить детей сметать снег со скамеек и игрового оборудования на участке. Приучать детей бережно пользоваться предметами труда, уносить их на свое место по окончании работы.

Следить за порядком в раздельных шкафах. Отметить самых аккуратных. Формировать навыки складывания одежды и содержания её в порядке. Закреплять навыки убирать всё на свои места.

Декабрь

Наблюдать за трудом дворника и помочь ему в расчистке дорожек и игрового оборудования на участке от снега. Совершенствовать навыки детей в пользовании трудо вым инвентарём. Продолжать воспитывать бережное отношение х инструментам труда

Учить детей приводить свою одежду в порядок после прогулки (отрях нуть от снега помочь отряхнуться другому, положить сушить варежки и шапку, мокрые штаны повесить на дверку своего шкафчика...). Закрепля ть стремление детей самостоятельно следить и ухаживать за своей одеждой. Воспитывать аккуратность и опрятность во внешнем виде. Приучать к взаимопомощи.

Продолжать формиро вать навыки работы в уголке природы (рыхление земли в цветочных горшоч ках). Объяснить необходимость и правильность выполнения данного трудового действия. Создавать эмоционально-поло-жительную среду для работы.

Читать литературные произведения, сказки о труде. Развивать представление детей о значимости различных видов трудовой деятельности в жизни человека. Продолжать вызывать у детей интерес к трудовой деятельности и поощрять, желание трудиться.

Январь

Следить за своев ременным выполне нием поручений

Продолжать формировать навыки ухаживания за растениями в уголке природы. Наблюдать за детьми старшего возраста и их умени ями ухаживать за растениями.

Закреплять навыки самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, помогая друг другу (застегнуть сзади пуговицу или замок). Приучать детей к самостоятельности и взаимопомощи. Учить справляться с данными задачами без помощи взрослого.

Продолжать обращать внимание детей на их внешний вид. Учить детей самостоятельно устранять небрежности внешнего вида (заправляться, причёсываться...). Воспитывать стремление к красоте и опрятности. Оформить в группе уголок красоты: сделать кармашки для расчесок.

При помощи взрослых сделать на участке снежную горку. Формировать целенаправленность действий и обозначать их значимость. Слепить на участке снеговика. Дать детям эмоциональную разгрузку и в тоже время закрепить данный вид деятель ности. Обратить внимание на изменения на участке с появлением горки и снеговика.

Февраль

Учить детей выти рать пыль с подокон ников, столов, стульев, влажной тряпкой, предварительно понаблюдав как это делает няня. Следить за соблюдением целостности трудо вого процесса и за тем, чтобы по окончании работы дети все убирали на свои места. Провести беседу на тему «Чистота - залог здоровья» наблюдать за деятельностью врача.

Продолжать формиро вать навыки дежурства по столовой (помогать приносить няне обед). Закреплять навыки накрывания (расклады вание столовых прибо ров, салфетниц, хлебниц и уборки со столов (убирать столовые приборы, кружки, хлебницы, салфетницы, уносить грязные салфетки в мусорницу). Наблюдать за тем как няня моет посуду. Помочь дома маме помыть посуду.

Читать литературные произведения о труде пословицы. Экскурсия в д/с библиотеку. Наблюдать за трудом библиотекаря. Формировать предста вления детей о значимости данной профессии. Учить детей наводить порядок в книжном уголке, правильно обращаться с книгой. Наблюдать за тем как воспитатель «ремонти рует книги», вызывая тем самым бережное отношение к книгам.

Закрепить навыки пользования трудовым инвентарём зимой. Уточнить его место нахождение.

Продол жать формировать навыки своевременно го выполнения поручений (расчистить снег с дорожек и игрового оборудования на участке).

Март

Продолжать учить детей рыхлить землю в цветочных горшочках и правильно поливать цветы (под корешок), опираясь на схемы в уголке природы. Формировать навыки коллективного труда (рыхление, полив, вытирание воды после полива цветов, протирание листьев от пыли). Воспиты вать ощущение общей радости от проделанной работы.

Учить детей соблюдать чистоту в раздевалке (протирать об тряпку грязную обувь). Помогать дома маме ухаживать за обувью. Воспитывать уважительное отношение к труду других. Продолжать воспитывать бережное отношение к своим вещам, учиться самостоятельно ухаживать за ними.

Формировать навыки помогать воспитателю в подготовке к занятиям (расклады вать листочки, карандаши...). Воспитывать желание помочь взрослому и бережное отношение к учебным пособиям.

Провести закрепляющие игры: «Кто всех быстрее?» - оденется - разденется - заправит свою кроватку без помощи взрослого А так же «Кто умеет лучше всех!?» - полить цветы - протереть пыль и воду - подрыхлить землю в цветочных горшках - ухаживать за животным в уголке природы... Закрепить стремление, ответственно трудиться Поощрять победителей.

Апрель

Учить детей мыть игровое оборудование (мыть кукол, стирать их одежду). Продолжать воспитывать бережное отношение к игровому оборудованию акцентируя на его изнашиваемости. В д/с. наблюдать за трудом прачки, дома наблюдать как стирает и гладит белье мама.

Продолжать формировать навыки работы в уголке природы. Помогать воспитателю чистить клетку животного, менять подстилку, уносить отходы в определенное место. Закрепить в мышлении детей, что труд человека приносит пользу домашним животным.

Научить детей убирать мусор на участке. Добиваться того, чтобы дети сами организовывали свою деятельность, проявляли инициативу. Совместно с детьми сделать коробочку под мусор, как стимул привлечения детей к порядку. Наблюдать за работой продавца.

Май

Закрепить навыки совместной деятельности воспитателя и детей в подготовке к занятиям (раскладывать и убирать учебные пособия), а так же закрепить навыки своевременного выполнения поручений.

Помогать воспитателю вскапывать и поливать песок на участке, собирать его в горку продолжать учить детей трудиться целенаправленно. Наблюдать за трудом взрослых в огороде.

Закрепить навыки самостоятельно исправлять небрежности своего внешнего вида. Провести конкурс на самого красивого и опрятного. Учить девочек самостоятельно прибирать волосы.

Закрепить навыки ухаживания за комнатными растениями. Следить за самостоятельным распределением деятельности среди дежурных и последовательностью её выполнения наблюдать как воспитатель ухаживает за растениями на участке.

Июнь

Помогать воспитателю ухаживать за уличными растениями (рыхлить, поливать, полоть). Продолжать воспитывать чувство радости от совместного труда

Закрепить навыки уборки и аккуратного складывания игрового оборудования на свои места. Воспитывать самостоятельность и инициативу в трудовом процессе.

Отгадывание загадок на темы: профессия, трудовой инвентарь, как средство привлечения детей к труду.

Наблюдать за деятельностью плотника в д/с. вызвать интерес к данной профессии. Сформировать представление о ее значимости.

Июль

Закрепить навыки ухаживания за своей одеждой и обувью. Выявить самый аккуратный шкафчик стульчик. Продолжать воспитывать бережное отношение к своим вещам, стремление к опрятности и красоте своего внешнего вида.

Учить детей собирать огурцы в детском саду в теплице. Объяснить значимость трудовой деятельности. Продолжать учить трудиться целенаправленно. Дома помогать родителям собирать ягоды, огурцы.

Закрепить навыки трудовой деятельности на участке. Дети должны уметь самостоятельно спланировать деятельность во время уборки мусора на участке. Научить подметать веранду по частям; пользоваться метлой.

Наблюдать за деятельностью почтальона, шофёра, кассира продавца в общественных местах. Воспитывать интерес и уважение к профессиональной деятельности взрослых. Обсудить и обобщить опыт наблюдений детей.

Август

Просмотр мультфильмом «Ох и ах!, «Нехочуха» -обсуждение их. Как средство привлечения детей трудиться с желанием, не лениться.

Помогать взрослым собирать урожай в садах и огородах. Продолжать воспитывать стремление и инициативу помочь взрослому, ощутить значимость своего труда.

Учить детей собирать природный материал для поделок (гербарий). Закреплять целенаправленность в трудовой деятельности детей.

Провести беседу о трудолюбивых и ленивых людях (к кому из них отношусь я?) обобщить и закрепить знание детей о значении труда в жизни человека.


Картотека: Хозяйственно-бытовой труд в средней группе.

Карточка № 1 .

«Порядок в шкафу с игрушками и пособиями»

Цель : учить детей самостоятельно и эстетично расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других .

Карточка № 2 .

«Чистые подоконники»

Цель : учить детей при работе с водой соблюдать гигиенические навыки : засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка № 3 .

«Помогаем няне»

Цель : Учить застилать постельное белье приучать детей оказывать посильную помощь взрослым. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать уважение к труду взрослых .

Карточка № 4 .

«Дежурство по столовой»

Цель : самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного правильно сервировать стол, убирать посуду после еды; сметать щеточкой со столов и подметать пол. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 5 .

«Дежурство по занятиям»

Цель : самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть и убирать их после занятия на место. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать желание трудиться для блага других .

Карточка № 6 .

«Порядок в игрушках»

Цель : учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться для блага други х .

Карточка № 7 .

«Порядок в шкафу раздевальной комнаты (вместе с помощником воспитателя) »

Цель : учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды : освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка № 8 .

«Ремонт книг»

Цель : приучать детей подклевать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками.

Развивать трудовые умения и навыки, глазомер, мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитывать желание т рудиться для блага других, бережно относится к книгам и игрушкам.

Карточка № 9 .

«Чистые стульчики»

Цель : учить детей помогать поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам, после занятий. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду .

Карточка № 10 .

«Стирка кукольной одежды»

Цель : Учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки : учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 11 .

«Моем расчёски»

Цель : Учить детей помогать воспитателю в мытье расчё сок : полоскать замоченные расчёски, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой.

Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду .