Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. 3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.
Исследовательская деятельность в детском саду
“Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”.
Китайская пословица
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.
Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
То есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?
Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»
Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.
Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.
3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность .
Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;
Это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Основой исследовательской деятельности являются:
Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного
прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его
эффективности.
Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.
Исследовательская активность - естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.
Развитие исследовательской деятельности в онтогенезе:
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, и вначале представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождает игру, продуктивную деятельность в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)
Значение исследовательской деятельности для детей:
Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать.
Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.
Использование исследовательской деятельности особенно значимо при работе с детьми с задержкой психического развития, так как у них затруднена сенсорно - перцептивная деятельность. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий по сравнению с нормой уровень развития. Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке в их свойствах, не проявляют выраженной ориентировочной активности, не справляются с решением наглядно-практических задач. У них затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.
Николай Николаевич Подьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.
Модель исследовательских технологий
совпадает с моделью научного исследования и включает в себя следующие этапы:
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить какие – то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методические приёмы:
Из опыта работы:
В своей группе «НЕПОСЕДЫ» мы устроили «Лабораторию мудрого Филина», которая помогает нам изучать мир, который нас окружает В нашей лаборатории есть различное интересное и необходимое оборудование и разнообразный материал для исследований.
Дядюшка Филин рассказал нам о своей лаборатории, правилах поведения в ней и о мерах безопасности при работе с оборудованием. Вместе с мудрым Филином мы с ребятами путешествовали по миру (побывали в лесу, в саду и в огороде, на хлебном поле, в Африке и на севере), исследовали свойства воды, песка, воздуха, магнита, измеряли рост, вес, готовили фруктовый сок и овощной салат, пекли печенье и делали солёное тесто. Мы изучали время и узнавали предметы на ощупь, а овощи и фрукты на вкус. А также искали ответы на разные вопросы. Мы исследовали звуки, неживую природу, животных и птиц и даже свои имена .
В апреле в нашей группе «Непоседы» был реализован исследовательский проект
В рамках этого проекта мы:
Цвет, вкус, запах, хрупкость, твёрдое и жидкое состояние шоколада;
Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.
Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Подготовила учитель –дефектолог ГБДОУ детский сад № 34 Садикова Елена Алексеевна Санкт-Петербург 2013 год
Оборудование для исследовательской деятельности 1. Различные емкости. 2. Мерные ложки, ситечки, воронки разного размера, перчатки. 3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл). 4. Резиновые груши разного размера. 5. Пластиковые, резиновые трубочки. 6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели. 7. Пластиковые контейнеры. 8. Рулетка, линейка. 9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, свечи, термометр. 11. Цветные прозрачные стеклышки. 12. Лупы, зеркала, магниты. 14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.
Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, шоколад. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн). Материал, подлежащий исследованию Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.
Правила безопасности 1. Работа под наблюдением взрослого. 2. Сначала спроси – потом экспериментируй. 3. Все вещества эксперимента брать только ложечкой. 4. Грязными руками не трогать глаза. 5. Не брать ничего в рот.
Свойства воды
Свойства сухого и мокрого песка
«Воздух - невидимка»
«ИЗМЕРЯЛОЧКА» Измеряем вес, длину, рост, время
«Удивительное рядом»
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. В этой деятельности реализуется потребность ребенка в новых впечатлениях и в экспериментальной деятельности , которая делает процесс установления причинно-следственных связей успешнее.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Задачи познавательно - исследовательская деятельность дошкольников
***Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
***Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
***Развивать поисково - познавательную деятельность детей как интеллектуально - личностное, творческое развитие.
***Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
*** О мире животных, растений и условиях, необходимые для их роста и развития.
*** О материалах : бумага, ткань, дерево, пластмасса.
*** О природных явлениях : времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы - вода, лёд, снег и т. д.
Детская любознательность,
постоянный стимул к развитию. Н. С. Лейтес
У нас в группе познавательно - исследовательская деятельность походит как фронтально, так и индивидуально и всегда с большим интересом и очень азартно.
«Такая разная ткань» .
Цель : узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства.
Понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.
Формировать понятие о ткани, как о материале, из которого человек делает разнообразную одежду.
Дети рассматривают разные виды тканей, обращают внимание на общую характеристику материала : (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж) . Сравнивают ткани по их свойствам; учатся понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей.
«Рассматривание песка через микроскоп» .
Цель : Определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса , развивать наблюдательность, мыслительную деятельность .
Вывод : Из чего состоит песок? Из очень мелких зернышек - песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.
«Потребность растений в воде» .
Цель : Уточнить представления детей о строении растений, о функциональном значении частей растения; формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.
Вывод : вода необходима растениям, без нее они погибают.
«Веселые кораблики» (плавучесть предметов) .
Цель : учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.
Вывод : не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.
«Мир бумаги»
Цель : Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная) . Сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.
Вывод : Мы узнали, что бумага непрочная, она мнется, рвется, горит и размокает, все зависит от материала, из которого они сделаны.
«Измерение размеров изображения с помощью линз» .
Цель : познакомить с оптическим прибором - линзой; сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.
Вывод : при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.
«Мир насекомых» .
Цель : уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, передвижении.
Вывод : внешний вид насекомых очень разнообразный, способы передвижения разные. Есть полезные насекомые и вредоносные.
«Что мы знаем о времени»
Цель : рассказать об измерении времени, разновидности часов. Закрепить понятие «беречь время» .
«Измерили глубину снега» . Цель : формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед) .
Вывод : глубина снега везде разная. Где солнечно, там меньше. Где солнца немного, там сугробы выше.
«Следы на снегу» . Цель : учить сравнивать и сопоставлять следы : человека и животных.
Вывод : следы человека остаются более глубокими, чем следы домашних животных.
«Волшебный шарик» . Цель : установить причину возникновения статического электричества. Осторожно натирают шар о волосы, ткань, одежду и начинают прилипать кусочки ткани шар, волосы, одежда. Дотрагиваются до него рукой, наблюдают, что изменяется - шар падает.
Вывод : В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.
Знания, которые получены опытным путём, легче всего постигаются детьми и фиксируются долгосрочной памятью. У старших дошкольников сформированы элементарные исследовательские навыки, они переходят к самостоятельному планированию экспериментирования и способны различными методами (в т. ч. при помощи необходимых инструментов) проверять правильность своих предположений. Занятия исследовательской направленности в старшей группе ДОУ становятся насыщеннее и информативнее.
«Познание» является одной из ключевых областей образовательного процесса в детском саду согласно ФГОС. Формирование и дальнейшее расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира осуществляется на занятиях НОД и в рамках программ по художественно-эстетическому развитию. Новые сведения о взаимоотношениях в обществе старшие дошкольники получают во время бесед о социальной роли человека, посредством выполнения трудовых заданий и наблюдений за людьми различных профессий. Как функционирует человеческий организм и что такое здоровый образ жизни, становится понятно на занятиях физической культурой. Ответственность за сохранность природы прививается детям через участие в экологических проектах и мероприятиях. Таким образом, познание мира во всём его многообразии открывается ребёнку ежедневно, исследовательская активность проявляется во многих формах образовательной деятельности.
Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый лёгкий и путь опыта - это путь самый горький.
Конфуций
Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ - формирование познавательных интересов и желания самостоятельного поиска знаний у детей. Педагогу следует показать возможность получения информации в увлекательной для ребёнка форме, чтобы у него возникло стремление изучить намеченный вопрос, решить сложившуюся проблему.
Задача педагога - заинтересовать воспитанников исследовательской деятельностью, учить замечать интересное в окружающем мире
Планировать совершенствование исследовательских способностей у старших дошкольников нужно с учётом их возрастных особенностей:
Область исследовательских интересов у старших дошкольников расширяется
Занятия по познавательной деятельности направлены на решение ряда образовательных задач:
Совместное проведение экспериментов повышает уровень сплочённости в группе
Воспитатель старшей группы, организуя исследовательскую деятельность детей, руководствуется следующими критериями:
Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных. Ребята получают новые знания и во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, фиксируя изменения природных объектов в течение года.
Во время экспериментирования каждый воспитанник получает положительные эмоции
Среди приёмов, используемых педагогом для развития исследовательских способностей детей, актуальны в работе со старшими дошкольниками:
Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы (например, «Зачем мокрые варежки кладут на батарею? Где быстрее высохнут варежки - на подоконнике или в сушилке? Почему?»).
В ходе беседы дошкольники учатся задавать вопросы и развивают умение логически мыслить
Опыты с водой всегда вызывают у дошкольников неподдельное удивление
Дети с удовольствием знакомятся с готовыми коллекциями материалов, трогают и рассматривают их
Старшие дошкольники интересуются непосредственно опытной деятельностью
Итогом проведения исследовательского проекта может стать тематическая выставка рисунков или поделок воспитанников
Вид познавательно-исследовательской деятельности | Примеры реализации в старшей группе |
Поисково-исследовательская | Совместная работа педагога и детей по решению проблемных вопросов. Реализуется в эвристических беседах («Почему днём не видно звёзды?», «Кто шумит в трубе?», «Как получаются снежинки?»), наблюдениях (за природными явлениями и объектами, простыми веществами). |
Познавательно-практическая | Осуществляется в форме направления практической деятельности детей в исследовательское русло. Проведение исследований на занятиях НОД по окружающему миру, наблюдения в уголке природы. |
Научно-исследовательская | Проведение опытов и экспериментов в уголке исследований, мини-лабораториях. |
Эколого-исследовательская |
|
Эколого-исследовательский проект развивает познавательные способности дошкольников и учит заботиться об окружающем мире
Например, на занятии «Цветик-семицветик» раскрытие образовательных областей реализуется в музыкальной разминке и рисовании в нетрадиционных техниках («Художественно-эстетическое»), решении проблемных ситуаций и дидактических играх («Познание»), проведении физкультминутки с элементами хоровода и народного танца («Физическое»), обсуждении шаржей и комических ситуаций («Речевое» и «Коммуникативное»).
Проведение викторины в старшей группе способствует обобщению знаний ребят
Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников во многом осуществляется через восприятие зрительных образов. Ведущим видом памяти у детей 5–6 лет остаётся зрительно-образная память. Стимулирует интерес к экспериментированию привлечение в работу наглядных материалов. Это могут быть:
Мнемокарты помогают дошкольникам запомнить важные моменты исследования
Экспериментирование является действенной формой познания мира, что соответствует развитию наглядно-образного мышления дошкольников и сочетается с игровой деятельностью. Воспитанники старшей группы исследуют предметы осознанно, педагог преобразует возникший у ребёнка вопрос в коллективную беседу и поиск решения проблемной ситуации.
В старшей группе воспитатель даёт словесные инструкции и описания к выполнению опытов, дети учатся выполнять исследование по графической схеме. Прямой показ используется для демонстрации сложных опытов и в индивидуальном порядке для ребят, испытывающих затруднения. На занятиях исследовательской направленности со старшими дошкольниками возрастает роль таких заданий, как:
Например, на вопрос «Почему семена гороха проросли у нас так быстро?» ответ может быть таким: «Летом мы собрали и засушили зрелые горошины, хранили их завёрнутыми в тряпочку в сухом месте, весной мы их замочили и, когда горошины проросли, высадили в почву, поливали и рыхлили грядку. Нами были созданы идеальные условия для роста гороха» (логическая цепочка построена из 6 звеньев).
Старшие дошкольники самостоятельны в исследованиях и активны в высказывании предположений
Детское исследование имеет чёткую структуру, которая учитывается при построении плана занятия/мероприятия.
Этап исследования | Пример хода детского исследования на занятии «Круговорот воды в природе» в старшей группе |
Постановка вопроса, проблемы | Мотивирующее начало занятия (письмо от Незнайки, который не понимает, куда исчезают лужи и почему с неба льётся дождь) помогает детям сформулировать вопросы исследования: «Как испаряется вода с поверхности земли?», «Почему выпадают осадки?». |
Целеполагание | Воспитанники предлагают варианты решения проблемы, приходят к выводу, что за переходом воды из жидкого состояния в газообразное и обратно можно понаблюдать в мини-лаборатории. |
Выдвижение гипотезы | Ребята размышляют, каким образом можно сделать процесс испарения воды и образования водяных капель видимым (понаблюдать за испарением над чашкой с кипятком, за скоплением капель на крышке банки с горячей водой). |
Проверка гипотезы | Экспериментирование с водой в открытом и закрытом сосудах. |
Анализ полученного результата | Дети увидели, что при высоких температурах вода переходит в газообразное состояние, стремится вверх; когда пар скапливается и остывает, происходит переход к жидкому состоянию воды, тяжёлые капли падают. |
Формулирование выводов | В природе вода путешествует по кругу: с поверхности под воздействием тепла и солнечных лучей вода испаряется, в атмосфере пар превращается в облака, остывает и возвращается на землю в виде осадков - дождя, снега, града. |
В старшем дошкольном возрасте дети активно совершенствуют навык коммуникативного взаимодействия. Мотивирующее начало занятия чаще посвящается решению проблемных ситуаций, проведению бесед. Наглядность остаётся основным приёмом привлечения интереса к образовательной деятельности, детям предлагается обсудить иллюстрации, слайды презентации, изучить тематическую выставку. От того, насколько увлечён поставленным вопросом и темой исследования ребёнок в начале занятия, зависит его активность во время непосредственно опытной деятельности, результат в решении поставленной проблемы и степень мотивации к экспериментированию в дальнейшем. Педагог организует начало занятий в разнообразных формах, прогнозирует положительное отношение к используемым приёмам у детей.
Интересное начало занятия повышает мотивацию воспитанников на дальнейшую работу
Тема познавательного исследования | Вариант мотивирующего начала занятия |
Расширение и уточнение представлений о свойствах магнита (занятие НОД «Волшебный камень - магнит») | Сюрпризный момент. В группу приходит видеописьмо от сказочного персонажа: он рассказывает ребятам, что прочитал увлекательную книгу (показывает обложку книги «Опыты и эксперименты»), задаёт вопросы («Знаете ли вы, кто такие исследователи?», «Приходилось вам проводить опыты? Какие?») и сообщает, что отправил юным учёным подарок. Дети открывают коробку с сюрпризом, в ней - наборы с магнитами и металлическими предметами для экспериментирования. |
Изучение свойств сахара (исследование «Самодельная масса для жевательных конфет») |
|
Формирование представлений о свойствах зеркал (занятие НОД «Путешествие в страну Зеркал») | Создание проблемной ситуации с элементами игровой деятельности. Воспитатель демонстрирует детям при помощи проектора отрывок из фильма-сказки «Королевство кривых зеркал». Если ребята не знакомы с содержанием сказки, стоит кратко обозначить ситуацию, в которую попала героиня Оля. Воспитатель спрашивает, хотелось бы ребятам попасть в чудесную страну Зеркал. Звучит положительный ответ, воспитанники закрывают глаза, и, пока звучат волшебные слова, воспитатель выставляет дверь с замком (макет или закреплённый плакат), которую предстоит открыть детям. |
Тема занятия | Задачи исследования |
«Мы исследователи», «Маленькие исследователи» | Совершенствование исследовательских навыков: поиск информации в разных источниках, самостоятельный выбор методов экспериментирования. |
«Молочные реки», «Молоко» |
|
«Юный исследователь», «Я исследователь» | Знакомство с выполнением индивидуального проекта исследовательской направленности. |
«Песок и камни» |
|
«Фрукты» | Расширение представлений о фруктах: исследование процесса формирования плода, роста и созревания. |
«Овощи» | Расширение представлений об овощах: исследование процесса роста - от появления всходов до созревания, коллекционирование семян. |
«Движение воздуха» | Расширение знаний о свойствах воздуха и способах его изучения. |
«Состояния почвы» | Формирование представлений об особенностях почвы при разных температурах и степени увлажнённости. |
«Жидкое, твёрдое, газообразное состояние воды» | Расширение представлений о состояниях воды и условиях перехода от одной формы к другой. |
«Снежинка» | Формирование представлений о разнообразии строения снежинок. |
«Сахар» | Формирование представлений об особенностях сахара, его получении и использовании. |
«Измерение изображений с помощью линз» | Знакомство с увеличительными стёклами и их использованием в быту и научной деятельности. |
«Кораблики», «Плавучесть предметов» | Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования. |
«Звуковое исследование» |
|
«Тени на стене», «Театр теней» | Расширение представлений об источниках света (природных и искусственных), способности предметов отбрасывать тень. |
«Вулкан» |
|
«Удивительные свойства магнита» | Расширение представлений о способности магнита притягивать предметы и использовании магнитов человеком. |
«Космическое путешествие» | Формирование представления о космосах, познания человеком Вселенной. |
Создание макетов старшими дошкольниками знакомит их с устройством конкретного объекта исследования
Занятия по познавательно-исследовательской деятельности проводятся еженедельно в первой половине дня и длятся не более 25 минут в старшей группе (продолжительность наблюдений на прогулке составляет 7–15 минут). Конспект НОД и интегрированного занятия с исследовательской направленностью разрабатывается педагогом с учётом возрастных особенностей воспитанников и обязательным включением физических и игровых элементов.
Физкультминутки или подвижные игры обязательно проводятся в середине занятия, чтобы избежать переутомления воспитанников.
Примерный временной план занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе:
Подвижные игры на занятии позволяют дошкольникам немного отдохнуть от напряжённой интеллектуальной деятельности
Тема занятия | Организационный момент | Мотивирующее начало | Построение плана исследования | Физическая активность | Продуктивное экспериментирование | Формулирование выводов |
«Необычное в обычном» (расширение представлений о свойствах соли) | 1 минута. | Создание проблемной ситуации. В группу приходит Незнайка, он не справился с домашним заданием и боится идти на урок. А было задано изучить свойства соли, чтобы затем решить задачу. Ребята соглашаются помочь Незнайке. 3 минуты. |
2 минуты. | Кинезиологический массаж «Ручки растираем и разогреваем». 3 минуты. |
Проведение опытов с солью. 13 минут. |
2 минуты. |
«В гостях у Снежной королевы» (расширение представлений о воде в твёрдом состоянии) | 1 минута. | Игровая ситуация. Звучит аудиозапись «Метель», в помещении гаснет свет. Когда лампа зажигается, воспитатель сообщает, что ребята попали в царство вечной зимы, где правит Снежная королева (просмотр презентации). 4 минуты. |
2 минуты. | Подвижная игра «Пингвины на льдине». 3 минуты. |
Экспериментирование со льдом. 13 минут. |
1 минута. |
«Космос глазами детей» | 1 минута. |
|
2 минуты. | Физкультминутка «Подготовка космонавтов». 3 минуты. |
Изготовление макетов по теме исследования. 12–13 минут. |
1 минута. |
Автор | Орлова Г. М., воспитатель ГБОУ СОШ №1355, дошкольное отделение, г. Москва. |
Название | «Лаборатория воды» |
Цель | Расширить и закрепить представления детей о свойствах воды. |
Задачи |
|
Оборудование и материалы |
|
Предварительная работа |
|
Методические приёмы |
|
Ход занятия | Первая часть (информационно-познавательная).
Приветствие гостей.
В.: А что такое глобус? (Это модель Земли). Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нём? (Синий, жёлтый, зелёный, коричневый). А как вы думаете, что изображено на глобусе зелёным цветом? Жёлтым? Коричневым? Синим? (Леса, горы, пустыни, моря и реки).
<… Что объединяет все наши отгадки? (Это вода). Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (Ответы детей). Правильно, она может быть жидкой, твёрдой и газообразной…>
Итог занятия. |
Необходимость приобретения новых знаний и стремление к экспериментированию - естественные потребности старших дошкольников. Их интересует устройство вещественного мира, причины явлений, взаимодействие объектов.
Значимость детского экспериментирования в становлении личности будущего первоклассника, мотивации к успешному обучению рассмотрена в многочисленных работах педагогов и психологов.
Для функционирования кружка познавательно-исследовательской направленности должны быть выполнены следующие условия:
Руководитель кружка должен поощрять воспитанников задавать вопросы и учиться формулировать выводы
Обязательно ознакомление детей с техникой безопасности во время проведения опытов, основные правила должны проговариваться совместно с воспитанниками. Уголок или лаборатория должны содержать специальные материалы и инструменты. Они находятся в доступном для детей месте, в подписанных ящиках или коробках. Ребята всегда могут взять какой-либо предмет со стеллажа для самостоятельного изучения. Оснащённость исследовательского уголка или лаборатории складывается из:
Доступность - один из принципов функционирования материальной базы кружка В исследовательском уголке может располагаться аквариум для проведения наблюдений за рыбками Уголок юного учёного привлекает дошкольников разнообразием материалов Материалы для проведения опытов удобно хранить в прозрачных контейнерах Яркое оборудование не оставит равнодушным ни одного воспитанника Для хранения исследовательских материалов подойдёт небольшой стеллаж Воспитанники должны соблюдать аккуратность и поддерживать порядок в исследовательском уголке При работе со стеклянными пробирками воспитанники должны строго соблюдать требования техники безопасности В центре познания и экспериментировая ребята проводят наблюдения и учатся заботиться о растениях
Предлагаем ознакомиться с опытом проведения занятий по исследовательской деятельности и экспериментированию с детьми 5–6 лет.
https://youtube.com/watch?v=Gz-zAx4Wo1Q Video can’t be loaded: ВОЛШЕБНАЯ ВОДА - Занятие по исследовательской деятельности (https://youtube.com/watch?v=Gz-zAx4Wo1Q) https://youtube.com/watch?v=c8oVR8-xuK8 Video can’t be loaded: Опытно -экспериментальная деятельность. «Вулкан» (https://youtube.com/watch?v=c8oVR8-xuK8)
https://youtube.com/watch?v=7ydTbumDZfA Video can’t be loaded: Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду, старший возраст (https://youtube.com/watch?v=7ydTbumDZfA)
Во время проведения опытов удовлетворяется потребность ребёнка в активном познании природы и ближайшего окружения. В старшем дошкольном возрасте детская любознательность расширяется, возникает интерес к событиям прошлого, дальним странам, устройству Вселенной. Много открытий предстоит совершить юным исследователям, и занятия экспериментированием в детском саду развивают мыслительные и творческие способности, умение самостоятельно искать и находить нужную информацию.
Поделитесь с друзьями!Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.Ход занятия.
В.: Все в сборе взрослые и дети мы можем начинать, но сначала нужно нам здравствуйте сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь все внимание на меня. Меня зовут Юлия Леонидовна. Орг. игра с воздухом «Парашют»
- Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.
Дружно мы все встали в круг,
Будем делать – парашют.
Друг за другом мы идем,
Парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем,
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
- Ребятки, что нам помогло надуть наш парашют? (воздух)
- Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю.
Ребята, у нас есть огромный океан. Он без берегов и воды, и каждый день по нему проплывает серебристые рыбки (а это самолеты) Догадались?
Да, это воздушный океан. Мы каждый день, час, минуту, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.
Я хочу вам предложить поговорить сегодня о воздухе.
Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. За-жмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо) Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать) Ребятки, а мы его видим? (Он невидимка, волшебник) Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно)
- Вы когда-нибудь видели воздух? (нет).
- Как можно проверить, если он в нашей группе? (предположения)
Опыт с пакетом.
- А я предлагаю поймать с помощью пакетов (раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).
- Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку)
- Что в них находится? (воздух)
- Ребятки, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух? (мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка)
- А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) - Вот мы и открыли секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать) Наши открытия мы будем записывать с помощью символов.
- Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой. («зачеркнутое цветное пятно»)
А мы можем узнать, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)
Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод)
Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Ребятки, в какую погоду мы на улице можем ощутить движение воздуха (в ветреную)
Ветер – это и есть движение воздуха.
- Запишем с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру дерево»)
- А теперь обратим внимание на этот предмет. Что это? (мячик)
«Кинешь в речку, не тонет
О стенку не стонет
Будем оземь кидать
Будет кверху летать»
Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)
Вот видите, ребятки, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по-разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал – дул по воде, чтобы он плыл дальше?
Ребятки, как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)
Опыт «Воздух в человеке»
(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)
- Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)
- Почему появились пузырьки? (выходит воздух)
- Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали еще один секрет воздуха. В человеке есть воздух. («изображение человека»)
А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо
(взмахи руками)
Закачалось деревцо
(качаемся)
Ветерок все тише, тише,
(приседаем)
Деревцо все выше, выше
(поднимаемся на носочки).
Д/и «Кому нужен воздух»
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, кому еще нужен воздух?
(Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужен воздух).
- Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить). Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому. Добавим к нашим записям еще одну: «Воздух нужен всему живому».
Посмотрите ребятки, я принесла вам сегодня картинку.
- Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).
- Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух).
- Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.
Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:
- На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.
Итог НОД:
- Уважаемые ребятки, вы все прекрасно потрудились и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки.
- Что это? (надувает пузырь)
- Что внутри них? (воздух)
- Одну баночку возьмем с собой на прогулку и понаблюдаем, как играет с ними ветерок,
не замерзнуть ли пузырьки на улице.
А с этими пузырьками можно поиграть сейчас:
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать.
Любовь Пучкова
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. В этой деятельности реализуется потребность ребенка в новых впечатлениях и в экспериментальной деятельности , которая делает процесс установления причинно-следственных связей успешнее.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Задачи познавательно - исследовательская деятельность дошкольников
***Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
***Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
***Развивать поисково – познавательную деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.
***Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
*** О мире животных, растений и условиях, необходимые для их роста и развития.
*** О материалах : бумага, ткань, дерево, пластмасса.
*** О природных явлениях : времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т. д.
Детская любознательность,
постоянный стимул к развитию. Н. С. Лейтес
У нас в группе познавательно - исследовательская деятельность походит как фронтально, так и индивидуально и всегда с большим интересом и очень азартно.
«Такая разная ткань» .
Цель : узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства.
Понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.
Формировать понятие о ткани, как о материале, из которого человек делает разнообразную одежду.
Дети рассматривают разные виды тканей, обращают внимание на общую характеристику материала : (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж) . Сравнивают ткани по их свойствам; учатся понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей.
«Рассматривание песка через микроскоп» .
Цель : Определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса , развивать наблюдательность, мыслительную деятельность .
Вывод : Из чего состоит песок? Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.
«Потребность растений в воде» .
Цель : Уточнить представления детей о строении растений, о функциональном значении частей растения; формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.
Вывод : вода необходима растениям, без нее они погибают.
«Веселые кораблики» (плавучесть предметов) .
Цель : учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.
Вывод : не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.
«Мир бумаги»
Цель : Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная) . Сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.
Вывод : Мы узнали, что бумага непрочная, она мнется, рвется, горит и размокает, все зависит от материала, из которого они сделаны.
«Измерение размеров изображения с помощью линз» .
Цель : познакомить с оптическим прибором – линзой; сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.
Вывод : при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.
«Мир насекомых» .
Цель : уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, передвижении.
Вывод : внешний вид насекомых очень разнообразный, способы передвижения разные. Есть полезные насекомые и вредоносные.
«Что мы знаем о времени»
Цель : рассказать об измерении времени, разновидности часов. Закрепить понятие «беречь время» .
«Измерили глубину снега» . Цель : формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед) .
Вывод : глубина снега везде разная. Где солнечно, там меньше. Где солнца немного, там сугробы выше.
«Следы на снегу» . Цель : учить сравнивать и сопоставлять следы : человека и животных.
Вывод : следы человека остаются более глубокими, чем следы домашних животных.
«Волшебный шарик» . Цель : установить причину возникновения статического электричества. Осторожно натирают шар о волосы, ткань, одежду и начинают прилипать кусочки ткани шар, волосы, одежда. Дотрагиваются до него рукой, наблюдают, что изменяется - шар падает.
Вывод : В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.
Публикации по теме:
Конспект НОД в старшей группе. Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Способствовать умению детей в воссоздание указанных размерных отношений между предметами по длине и ширине, совершенствовать умение.
Самый лучший способ, чтобы объяснить дошкольнику какие-либо явления - это наглядно-действенный. Так быстрее доходит до детского сознания.
Познавательно – исследовательская деятельность в средней группе Тема: «Чудо пузыри». Осваиваемые образовательные области: познавательное.
Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Лук от семи недуг» ТМБ ДОУ «ЦРР»- д/с «Белоснежка» Воспитатель: Бойко Лариса Ивановна Проект исследовательской деятельности «Лук от семи недуг» Возраст:.