Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе. Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе ДОУ «Полезное мыло. Конспект нод по познавательно - экспериментальной деятельности в средней группе

03.05.2019

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему : «Волшебная вода».

Цель : способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Программное содержание: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных (вода источник жизни и обеспечения здоровья, о свойствах воды (прозрачная, без вкуса, без запаха, не имеет формы) .

Задачи:

Образовательные :

  • формирование у детей представлений о свойствах воды;
  • уточнение и расширение словарного запаса детей о свойствах воды и ее значении.

Коррекционно-развивающие :

  • развитие диалогической речи у детей;
  • развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные :

  • формирование познавательного интереса, активности, любознательности.
  • доброжелательного отношения к окружающей среде, друг к другу.

Предварительная работа : просмотр видеозаписи о значении воды на Земле, чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде » , чтение стихов и пословиц о воде.

Материал и оборудование :

Незнайка (фартуки с нарукавниками на каждого ребенка, плоская игрушка из картона, комнатное растение в горшке, лейка, пластиковые емкости, салфетки, кружки и тарелки из детской посуды на каждого ребенка, разносы, краски (гуашь, кисти, сахар, сок лимона, камешки, столовые приборы (маленькая ложка, капельки на каждого ребенка).

Ход занятия:

Вводная часть.

Организационный момент.

Воспитатель . Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

А для того, чтобы много нового и интересного узнать, нужно быть внимательными, не шуметь, не выкрикивать, слышать друг друга, отвечать на вопросы воспитателя. Присядьте на стулья и послушайте внимательно загадку.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без (воды).

Дети . Воды.

Воспитатель. Правильно.

Скажите, зачем нам нужна вода?

Дети. Вода нужна нам для того, чтобы пить, умываться, мыть посуду, готовить еду, быть здоровыми.

Воспитатель. Правильно. Молодцы.

А кому еще нужна вода ?

Дети. Вода нужна растениям, рыбам, животным, птицам.

Воспитатель:- Да, верно, и птицам, и растениям и т. д.

Воспитатель. Ребята, к нам сегодня в гости пришел Незнайка и принес в подарок комнатное растение, но с комнатным растением что-то случилось и Незнайка не знает, как ему помочь и просит вас, ребята, о помощи. Поможем Незнайке?

Дети. Да!

Воспитатель. Дети, подойдите поближе и посмотрите на комнатное растение. Что с ним случилось?

Дети. Растение засыхает, погибает.

Воспитатель. А почему растение засыхает?

Дети. Растение хочет пить.

Воспитатель. А что пьют растения?

Дети. Растения пьют воду.

Воспитатель. Ребята, значит, что мы должны сделать?

Дети. Полить растение.

Воспитатель . Правильно, растение нужно полить. Давайте, Ваня М. и Вика С. польют растение.

(Дети поливают из лейки комнатное растение) .

Воспитатель. Молодцы, ребята. Я думаю, что вы помогли Незнайке и спасли комнатное растение. А пока комнатное растение пьет воду и оживает, я предлагаю вам, отправится в детскую лабораторию и узнаем, что еще нового и интересного таит в себе вода. А узнаем мы это, проведя опыты.

(звучит волшебная музыка)

Но сначала вспомним, какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов?

(одевать фартуки и наркавники)

3. Быть осторожными (ничего не брать в рот.)

Воспитатель: А сейчас закрыли глаза и повторяем вместе со мной

1,2,3 волшебство скорей прийди!

(воспитатель одевает халат и очки с колпаком волшебника)

Основная часть :

Воспитатель. Ребята, подойдите к столам. (На спинке каждого стула висит фартук и нарукавники, помогает одевать пом.воспитателя). И наденьте фартуки и представьте, что вы волшебники и сейчас будем проводить опыты с водой.

Занимайте свои места, сели красиво, спины прямые, ноги поставили ровно. Воспитатель: Ребята, опыты будут с водой, поэтому будьте внимательны и аккуратны, чтобы не облиться.

Опыт № 1 «У воды нет вкуса»

Воспитатель. Ребята, а сейчас возьмите стакан с водой, стоящий справа от вас и попробуйте воду. Какая она на вкус?

Дети. У нее нет вкуса.

Воспитатель. А теперь давайте попробуем поменять вкус воды с помощью белого вещества (показывает детям рафинированный сахар) .

Положите кусочек белого вещества в стакан с водой. Возьмите на разносе маленькую ложку и размешайте воду. Попробуйте воду на вкус.

Какая вода стала на вкус?

Дети. Вода стала сладкая .

Воспитатель. А что за белое вещество вы положили в воду?

Дети . Сахар.

Воспитатель. Правильно, это вещество называется сахар, он и изменил вкус воды.

Молодцы. Значит, сделаем вывод – у воды нет вкуса.

Воспитатель: Ребята, а если мы с вами положим в воду соль, какая вода станет на вкус?

Дети: Соленая

Опыт № 2 «У воды нет запаха» .

Воспитатель. Ребята, скажите, когда вам мама печет пироги, булочки, готовит вкусный обед, вы чувствуете аппетитный запах?

Дети. Да!

Воспитатель. Возьмите стаканы с водой и поднесите к носу и понюхайте воду.

Воспитатель. Скажите, вода имеет запах?

Дети. Нет. Вода не имеет запаха .

Воспитатель. А давайте изменим запах воды. Я сейчас каждому в стакан с водой капну фруктовую капельку сока. Что изменилось?

Дети. Вода пахнет лимоном .

Воспитатель. Ребята, что произошло с соком лимона?

Дети. Сок лимона растворился.

Воспитатель. Правильно. Сок лимона растворился в воде, и вода приобрела запах

Опыт № 3 « Вода прозрачная »

Воспитатель . Ребята, справа на разносе лежит камешек. Возьмите камешек правой рукой и опустите в стакан с водой. Что произошло?

Дети. Камни упали на дно.

Воспитатель. А камни видны в воде?

Дети. Да, мы их видим.

Воспитатель. А как вы думаете? Почему мы их видим?

Дети. Потому что вода прозрачная.

Воспитатель. Правильно, вывод - вода прозрачная . Молодцы.

Физ. минутка.

Воспитатель. А сейчас немного отдохнем и выполним упражнение. Встаньте в круг. (Далее дети проговаривают текст и выполняют движения по тексту стихотворения).

Надо, надо нам помыться,

Где тут чистая водица?

Кран откроем ш-ш

Руки моем с-с

Щеки моем, шейку трем

И водичкой обольем.

Молодцы, ребята. Проходите на свои места, садитесь поудобнее.

Опыт № 4 «Вода растворитель».

Воспитатель. Ребята, я еще знаю один очень интересный опыт с водой. Для этого нам нужны краски и кисти. Возьмите в правую руку кисть и наберите на кисть краску любую и опустите в воду. Что произошло с водой?

Дети. Вода изменила цвет.

Воспитатель. Каким цветом стала вода?

Дети. Красная, зеленая, желтая, синяя и т. д.

Воспитатель. Почему вода стала красной, желтой, синей?

Дети. Краска в воде растворилась, и вода стала разноцветной.

Воспитатель. Правильно . Вода изменила цвет, потому что краска в ней

растворилась.

Молодцы.

Опыт № 5 «Вода не имеет формы».

Воспитатель: Ребята у вас на столе лежат, тарелочки и кружечки предлагаю налить

из стакана по немного воды в эти предметы. Есть ли форма у воды?

Дети: Нет

Воспитатель: Что произошло с водой?

(дети делают самостоятельно вывод)

Воспитатель: Принимает форму той емкости, в которую налита вода,

То есть может легко менять форму. Вывод - Вода не имеет формы.

Воспитатель:

Ребята, отгадайте загадку.

В тепле он был водой.

В мороз в прозрачный превратился мост.

Дети: Лед

Воспитатель: Правильно, это лед.

(воспитатель вносит чашу со льдинками, в которых заморожены бусинки) .

Воспитатель: Ребята, вчера вечером я уронила, в лужу браслет и он порвался, бусинки рассыпались. Ночью мороз сковал лужу, вода превратилась в лед. Помогите мне их достать изо льда! Как это можно сделать?

Дети: опустить лед в теплую воду, поставить чашку с кусочками льдинок на батарею.

(Воспитатель помогает сделать выводы : дома можно растопить лед в тепле, нагреть на огне, опустить в горячую воду).

Опыт № 6 « Таянье льда в воде»

Воспитатель: А мы с вами положим все льдинки в чашку с теплой водой и посмотрим, что произойдет с льдинками.

Воспитатель: Ребята, что случилось со льдом. В каких условиях лед растаял быстрее?

Дети: Превратился в воду.

(Вывод делают дети: лед быстрее растаял в горячей воде.)

Воспитатель: Спасибо ребята, все мои бусинки можно снова собрать на нитку в браслет! Вы смогли мне их вернуть!

Ребята, вам понравилось быть волшебниками?

Дети. Да!

Заключительная часть.

Воспитатель. Я считаю, что вы были настоящими волшебниками и хочу вас спросить, как настоящих волшебников, о чем мы с вами сегодня говорили? Расскажите об этом не только мне, но и нашему гостю Незнайке.

Дети. Мы сегодня говорили о воде.

Воспитатель. Зачем нам нужна вода?

Дети. Пить, поливать растения, умываться и т. д.

Воспитатель. А кому еще нужна вода?

Дети. Растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, людям.

Воспитатель. Да, я согласна с вами. Все верно.

Воспитатель. Ребята, что вы сейчас делали в детской лаборатории?

Дети. Проводили опыты.

Воспитатель. Что это были за опыты?

Дети. Опыты с водой.

Воспитатель. Что вы узнали из опытов?

Дети. Что вода прозрачная, не имеет вкуса, не имеет запаха, вода растворяет вещества.

Воспитатель: Молодцы. Ну что Незнайка, ты все запомнил, о чем рассказывали ребята? Я думаю, что Незнайка внимательно вас слушал и многое узнал о воде.

Воспитатель. Ребята, за то, что вы сегодня были любознательными, активными, много интересного узнали о воде, проводили опыты с водой, из которых узнали, что вода растворяет вещества, не имеет цвета, вкуса, запаха. Поэтому я хочу вам подарить талисманы в форме волшебной капельки, потому что вода действительно волшебная. Пусть эта капелька напоминает вам о своей волшебной силе, а еще о том, что мы должны беречь каждую капельку воды, использовать бережно.

Воспитатель: Ребята, давайте вернемся к комнатному растению и посмотрим, что с ним происходит. Как вы думаете, оживает цветок?

Дети. Да!

Воспитатель. Я тоже так считаю. Листья, стебли заметно поднялись.

Незнайка, ребята тебе помогли, спасли комнатное растение и ты уже знаешь сам, как нужно ухаживать за растением, его необходимо поливать, а иначе оно погибнет. Незнайка вас благодарит за помощь и прощается с вами. Давайте и мы скажем Незнайке. До свидания! До новых встреч!

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе на тему : « Волшебная лаборатория »

Интеграция образовательных областей : познавательное, речевое, социально-

коммуникативное развитие.

Цель : Знакомство со свойствами магнита.

Задачи :

1. Формировать представления о свойствах магнита, о его особенности притягивать.

2. Учить отделять магнетические предметы, от не магнетических, используя магнит.

3. Учить решать познавательные и экспериментальные задачи через опыты .

4. Развивать познавательный интерес у детей.

5. Совершенствовать психические процессы (память, внимание, развивать логическое мышление) .

6. Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам,воспитывать интерес к экспериментированию , воспитывать аккуратность при работе с магнитом, воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Развитие речи : обогащать словарный запас детей. (Магнит, магнетические, пластмассовый, деревянный, стеклянный, бумажный) .

Предварительная работа : опыты с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами, исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?»

Материал и оборудование : магниты на каждого, скрепки, гвозди, тарелочки на каждого ребёнка. Деревянные, пластмассовые, железные, резиновые, бумажные, маленькие игрушки. По две корзинки на каждый стол. Плотный лист бумаги. Стаканы с водой, высокий прозрачный кувшин с водой. Нить.

Конверт с письмом.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети входят в группу , здороваются, встают в круг.

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, нам кто- то письмо прислал, давайте

прочитаем его!Ответы детей : Давайте!

Воспитатель : (открывает конверт, достаёт письмо, читает) : «Иголочку из

колодца достанет тот, кто в лаборатории ответ найдёт ».

Воспитатель : Ничего не понимаю. А вы, ребята? Хотите разобраться, что же

здесь происходит?

Ответы детей : Да!

Воспитатель : Что бы преодолеть любые трудности, нам с вами нужно стать

одной командой. Для этого возьмитесь за руки и пожелайте друг другу удачи,

почувствуйте тепло товарища.

Давайте вместе скажем : «Команда, вперёд!»

Дети вместе : «Команда, вперёд!»

Воспитатель : Я предлагаю вам отправиться в волшебную лабораторию !

(звучит музыка) . (Воспитатель переодевается в волшебника ) .

Раз, два, три - волшебство скорей приди

Ребята, посмотрите, это волшебная лаборатория . И сегодня мы

познакомимся с одним предметом. А вот с каким, вы постарайтесь отгадать.

Я вам сейчас загадаю загадку :

Он не маг и не волшебник , но очень знаменит :

Лишь завидев его, к нему гвоздь полетит,

Вмиг прилипнет к нему - тяжело оторвать!

Оторвёшь гвоздь, а он прилипает опять -

Вот такой притягательный этот …Магнит.

Воспитатель :

Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

Ребята, а как вы думаете, какие секреты хранит в себе магнит?

(Свойства, что можем узнать - рассматривание магнита) .

(ответы детей) : Какого он цвета? Какой формы? Какой он на ощупь?

Гладкий или шероховатый? Холодный или тёплый? Твердый или мягкий?

Тяжелый или лёгкий? С запахом или без? Можно ли отломить от него кусок?

Воспитатель : Так какой же вывод мы сделаем - магниты гладкие, холодные,

без запаха, твёрдые, не ломаются. Магниты бывают разного размера

(большие и маленькие, большие - тяжёлые, а маленькие легче, они бывают

разной формы.

Ребята, а давайте поэкспериментируем с магнитом . Но сначала вспомним,

какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов?

1. Надеть специальную одежду. (одевают фартуки)

2. Внимательно слушать взрослого.

3. Быть осторожными (ничего не брать в рот.)

Воспитатель : Ребята, а как нам узнать какие предметы дружат с магнитом, а

какие нет? Что же нужно сделать? (ответы детей) .Опыт №1 Магнетические предметы из тарелочек.

Воспитатель : Ребята, скажите, какие предметы притянул магнит?

Что можно сказать про эти предметы? Из какого материала они сделаны?

Дети : Они все из металла.

Воспитатель : Все предметы которые притянул магнит положите в пустую

корзинку. (кладут) Какие предметы мы положили в корзинку? (Которые

притянул магнит).

В тарелочках остались предметы, которые магнит не притянул, давайте их

рассмотрим. (Рассматривают)

Воспитатель : Из какого материала остались предметы? (из пластмассы, из

дерева, из стекла, резины, кожи, бумаги). Что об этом можно сказать?

Дети : магнит не притягивает пластмассу, дерево, стекло, кожу, бумагу.

Воспитатель : Так какой же вывод мы сделаем?

Дети : Магнит притягивает только металлические предметы.

Воспитатель : Ой, кто это к нам идёт?

(появляется Машенька) .

Воспитатель : Здравствуй Машенька, что случилось? Почему ты такая

грустная?

Машенька : Как же мне не печалиться. Потеряла я конверт, в котором ответ

находился, как мне найти мою волшебную иголочку . Украла Баба Яга

иголочку, и где – то спрятала. А без иголочки ни скатерть не вышить, ни

платья не сшить. Что делать не знаю.

Воспитатель : Не печалься, Машенька, мы нашли конверт с письмом, вот он.

(Машенька берёт конверт, читает письмо.)

Машенька : Но здесь не сказано, как достать мою иголочку из глубокого

колодца с водой.

Воспитатель : Ребята, а давайте подумаем, как мы можем помочь

Машеньке?

Ответы детей (вычерпать ведром воду достать, выкачать)

Воспитатель : Может нам магнит поможет?

Дети : (да, давайте попробуем)

Опыт №2 «Магнит и гайка в воде» .

Воспитатель : Давайте проверим это. Бросьте в стакан с водой гайку, а потом

с помощью магнита попробуйте достать её из воды. Ребята, как вам удалось

достать гайку?

Дети : магнит её притянул.

Воспитатель : Правильно, молодцы.

Скажите, а сохраняются ли свойства магнита в воде?

Дети : Сохраняются. И в воде магнит притягивает предметы.

Машенька : Но колодец глубокий – не стакан, а магнит маленький, как же

достать с его помощью иголочку со дна?Опыт №3 «Удочка» .

Дети обсуждают, приходят к выводу, что надо привязать верёвку к

магниту и опустить в колодец. Один из ребят проводит опыт на столе у

воспитателя.

Машенька : Большое спасибо за помощь! А не хотите ли со мной

поиграть, размяться? (разминка, музыка) .

Машенька благодарит за помощь, уходит на поиски своей

иголочки. (Дети прощаются с Машенькой) .

Опыт № 4 «Достань скрепку из воды, не замочив рук и магнит» .

Воспитатель : Ребята, а теперь новое задание, подумайте и скажите, как

достать скрепку из стакана так, чтоб не замочить ни рук, ни магнит. Как же

это сделать? Кто нам скажет? (попробовать приложить магнит к стеклу) .

Дети : Магнит притягивает предметы и через стекло

Проводят опыт №4 «Танцующая скрепка» .

Воспитатель : Я вам сейчас покажу фокус «Танцующая скрепка»

(Скрепка на плотной бумаге, магнит под бумагой) .

Воспитатель : Почему она пляшет?

Дети : Магнит притягивает.

Воспитатель : Не только через стекло, но и через дерево, воду, картон,

магнит притягивает металлические предметы.

Воспитатель :

(Подведение итогов) : Давайте еще раз вспомним, что мы сегодня узнали в

ходе экспериментов .

(ответы детей)

Воспитатель : Ребята вы сегодня хорошо поработали. Вы молодцы, давайте

себе похлопаем! Я вас благодарю за сотрудничество. Со своими друзьями

предметах. (Магнит, магнетические, пластмассовый, деревянный,

стеклянный, бумажный).

А теперь давайте попрощаемся с волшебной лабораторией и вернёмся в

детский сад.

Раз, два, три - волшебство скорей приди !

Дети прощаются с гостями


«Детский сад № 24»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Вода-водица»

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллективе .

Материалы и оборудование: рисунки по теме «вода», стеклянные емкости, соль, сахар, пакетики чая, лимон, пластиковая бутылка, марля, вата, древесный уголь , х/б ткань.

https://pandia.ru/text/80/159/images/image003_49.jpg" width="277" height="168">

Март сосульки свесил с крыши (дети, взявшись за руки, идут по кругу)

И капелью зазвенели (останавливаются, ритмично хлопают в ладоши)

Солнце в небе выше, (выше поднимают руки вверх)

Все хлопочут, много дел (выполняют наклоны вправо и влево)

Скоро снег совсем растает (приседают и встают)

Выйдут в поле трактора (ставят руки на пояс, мелкими шагами продвигаются вперед)

Черный грач весну встречает (идут, высоко поднимая колени)

Громкой песней: кра-кра-кра (машут руками, как крылышками.)

Воспитатель: Молодцы, теперь пойдемте посмотрим как работает наш фильтр.

(дети рассматривают и рассказывают об увиденном, сравнивают банки с грязной и чистой водой) .

Воспитатель: Помните, на прошлом занятии мы с вами познакомились с круговоротом воды в природе, а хотите посмотреть, как это происходит, давайте проведем опыт. Нальем в банку горячей воды, смотрите, над банкой поднимается пар, кто знает почему?

(вода испаряется и поднимается вверх)

Воспитатель: Правильно при нагревании вода начинает испарятся и поднимается вверх, и сверху мы накроем банку зеркалом и посмотрим что получиться. Смотрите, пар собирается на зеркале в капли и снова падает в банку с горячей водой.

Воспитатель: Давайте вспомним какие загадки о воде мы знаем. (дети загадывают загадки) .

Меня пьют, меня льют.

Мы говорим: она течёт;

Всем нужна я,

Мы говорим: она играет;

Кто я такая?

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.

Я и туча, и туман,

В морях и реках обитает,

И ручей, и океан,

Но часто по небу летает.

И летаю, и бегу,

А как наскучит ей летать,

И стеклянной быть могу!

__________________

На землю падает опять.

Очень добродушная,

Сама пить не пьёт,

Я мягкая, послушная,

А нас вынуждает.

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

Вывод:

Воспитатель: Ребята скажите, о чём мы сегодня говорили?

Что нового и интересного вы узнали?

Вода – это жидкое вещество, она льется, течет. Вода не имеет формы, цвета, запаха и вкуса. Поэтому: она принимает форму сосуда, в который налита; становится цветной, если в нее добавят краску; приобретает соответствующий вкус и запах, если в нее добавить соль, сахар, лимон и т. д. Вода может быть чистой и грязной: чистая прозрачная, грязная – мутная. Вода может быть разной температуры: холодной, комнатной, горячей, кипятком. Вода может менять свое состояние: на морозе она превращается в лед, при нагревании – в пар. Сильный пар можно заметить – он бывает, когда вода кипит. Пар легкий, беловатый, клубами поднимается вверх, при охлаждении становиться водой. Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам – растениям, животным, людям. Человеку нужна чистая, пресная вода. Такая вода есть в реках, озерах, родниках, под землей.

Вопросы для детей:

1. Имеет ли вода форму, цвет, запах и вкус?

2. Как можно изменить цвет, запах и вкус воды?

3. Что такое фильтр? Для чего он нужен?

4. Какой температуры может быть вода?

5. Может ли она менять свое состояние (твердое, жидкое, газообразное)

6. Можно ли пить воду из под крана?

7. Зачем нужна человеку чистая, пресная вода?

Цель: развивать у детей познавательной активности, любознательности, интересу к экспериментальной деятельности.

Образовательные:

– упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;

– объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (надувание шара, распускание цветов в воде).

Развивающие: развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

Воспитательные: воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Оборудование: молоко, пластиковые тарелочки, концентрированные пищевые красители, ватные палочки, жидкое мыло, сода, уксус, пластилин для импровизированного кратера вулкана.

Предварительная работа: подготовка костюма волшебника, беседа, чтение сказок о молоке.

Ход занятия

Волшебник:

Здравствуйте, ребята. Я пришел к вам, чтобы творить чудеса. Скажите, дети, а вы любите волшебство?

Дети: Да!

Волшебник :

Тогда я покажу вам маленькое извержение волшебного вулкана. В жизни это очень грозное, опасное явление природы. Нам же не стоит волноваться.

Вот вулкан – это гора,

А внутри горы – дыра.

Гул раздался тут и там:

Просыпается вулкан.

Вот гора вся задрожала,

Магма лавой побежала,

Не ходи ты, милый там,

Где проснувшийся вулкан.

Опыт «Извержение вулкана»

Проводится опыт гашения соды уксусом в импровизированном вулкане.

Волшебник:

Вот и потух наш вулкан. Оказывается, чтобы устроить «извержение вулкана» достаточно попросить маму показать, как она гасит соду уксусом, когда печет пирог.

Волшебник:

А хотите тоже стать волшебниками, как я?

Дети : Хотим!

Волшебник: Тогда я научу вас всем своим премудростям. Но прежде давайте отгадаем загадку:

Белая водица

Всем нам пригодится.

Из водицы белой

Все, что хочешь, делай:

Сливки, Простоквашу,

Масло в кашу нашу,

Творожок на пирожок.

Кушай, Ванюшка-дружок!

Ешь да пей,

Гостям налей

И коту не пожалей!

Дети : Молоко.

Волшебник: Правильно, дети, молоко. А какие животные дают молоко?

Дети: корова, коза, лошадь и т.д.

Волшебник:

Правильно, ребята, а Вы знаете, что в молоке есть волшебный белок казеин - он придает молоку белый цвет. Самое белое молоко у кроликов, потому, что этого белка больше, чем у других животных. А наше молоко не простое, если взмахнуть волшебной палочкой, то в нем могут вырасти причудливые цветы.

Опыт «Волшебство в молоке».

Итак, наливаем в тарелку молоко, чтобы оно полностью покрыло дно. Дайте ему немного постоять. Теперь капаете пищевой краситель на молоко в центре тарелки. Дальше берем сухую ватную палочку и касаемся ей молока. Что получилось? Верно, ничего. Теперь окуните другую палочку в жидкое мыло и коснитесь, просто коснитесь, молока в центре на протяжении 10-15 секунд и наблюдайте «волшебство в молоке».

Волшебник: А теперь ребята, каждый из вас сам попробует стать волшебником и повторить этот замечательный опыт.

Деятельность детей:

Дети самостоятельно капают в молоко краситель, окунают палочку в жидкое мыло и подносят к молоку и наблюдают чудесное явление: краски разлетаются в стороны, образуя причудливые узоры.

Волшебник : Дети, вам понравилось быть волшебниками? Тогда я снова прилечу к вам в гости и научу вас еще чему-нибудь интересному и увлекательному.

юлия казаченок
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Кораблекрушение»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе .

Тема : «Кораблекрушение » .

Программное содержание :

Цель : закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.

Задачи :

1. Выявить вещества, которые растворяются в воде и которые не растворяются в воде.

2. Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.

3. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.

4. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

5. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.

6. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.

7. Воспитывать интерес к познавательной деятельности , экспериментированию.

Раздаточный материал : Сахарный песок, речной песок, соль, опилки, камни, песок, стаканы с чистой водой каждому, ложки, разовые тарелки каждому.

Демонстрационный материал : Упаковки с различными веществами, «чудесный мешочек» , карточки с символическим изображением правил поведения в лаборатории, презентация.

Ход организованной образовательной деятельности.

Ход НОД

На экране изображен корабль , который плывет по морю и начинается штор. В шторме корабль так раскачивает что с палубы корабля падают мешки с какими то веществами.

Шторм стихает, и мешки попадают на берег. Мешки попадают на берег. Но некоторые из них оказываются пустыми. Давайте узнаем, что же было в мешочках.

Догадались, о чём будет беседа? Правильно, о воде. Мы уже знаем, что вода – это жидкость.

Давайте вспомним, какие свойства воды мы с вами установили с помощью опытов на других занятиях . Перечислите.

Дети :

1. У воды нет запаха

2. Нет вкуса.

3. Она прозрачная.

4. Бесцветная.

5. Вода принимает форму того сосуда, в который её наливают.

6. Имеет вес.

Воспитатель : - Правильно. А хотите опять поэкспериментировать с водой. Для этого нужно нам ненадолго превратиться в учёных и заглянуть в нашу лабораторию экспериментирования :

Вправо, влево повернись,

В лаборатории окажись.

(дети подходят к мини-лаборатории) .

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, кто опять у нас в гостях? И что нового появилось в лаборатории?

Дети : - У нас в лаборатории появились мешочки.

Хотите узнать что лежит в этих мешочках? Отгадайте загадки :

1. Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище – каждому нужна (соль)

2. Я бел как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал. (сахар)

3. Его в горах полным - полно.

Он часто падает на дно

Ущелья со скалы крутой.

Он твёрдый, маленький, большой.

По форме разным он бывает.

Его с дороги убирают.

(камень)

4. Что-то можно в нём зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нём поспать часок.

Угадали что? -. (песок)

Ребята у вас на столах пробирки с этими веществами, давайте их рассмотрим. Какие они?

Воспитатель : - Все эти вещества находились в мешочках давайте проверим как они взаимодействуют с водой.

Воспитатель : - Что нам нужно для того, чтобы начать нашу работу с водой?

Дети : - Фартуки.

(дети надевают клеёнчатые фартуки и подходят к столу, где на подносе стоят стаканы с чистой водой).

Воспитатель : - Давайте вспомним правила, перед тем как начать работу с этими веществами :

Дети :

1. Нельзя пробовать вещества на вкус – есть возможность отравиться.

2. Нюхать надо осторожно, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.

I. Исследовательская работа :

Воспитатель : - Ребята, как вы думаете, что изменится, если растворить эти вещества в воде?

Выслушиваю предполагаемый результат детей до смешивания веществ с водой.

Воспитатель : - Давайте проверим.

Предлагаю детям взять каждому стакан с водой.

Воспитатель : - Посмотрите и определите, какая там вода?

Дети : - Вода прозрачная, бесцветная, без запаха, холодная.

Воспитатель : - Возьмите пробирку с веществом, которое вы выбрали и растворите в стакане с водой, помешивая ложечкой.

Рассматриваем. Выслушиваю ответы детей. Правильно ли они предполагали.

Воспитатель : - Что произошло с сахаром, солью?

Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остаётся прозрачной, бесцветной.

Вода с песком стала грязной, мутной, если больше не мешать, то песок опустился на дно стакана, его видно, т. е. он не растворился.

Камни не растворяются в воде вода остается прозрачной, а камни падают на дно.

Вода – растворитель! Но не все вещества растворяются в ней.

Воспитатель : - Ребята, мы с вами поработали и предлагаю нам отдохнуть.

(Дети садятся за другой стол и проводится игра.

Пальчиковая игра «Море»

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.

Я плыву на лодке белой

По волнам с жемчужной пеной.

Я - отважный капитан,

Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся,

Тоже ветра не боятся.

Лишь пугает птичий крик

Стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо-страны,

Посмотрев на океаны,

Путешественник-герой,

К маме я вернусь домой.

II Экспериментальная работа.

Ребята у нас новая беда. На берегу острова оказались люди, и им очень хочется пить, но как на зло нигде нет питьевой воды. Что будем делать как поможем?

Подходим к 1 столу.

Воспитатель : - Ребята, а можно ли воду очистить от этих веществ, которые мы растворяли? Вернуть ей прежнее состояние прозрачности, без осадка. Как это сделать?

Предлагаю взять свои стаканы с растворами и подойти ко 2 столу.

Воспитатель : - Можно её профильтровать. Для этого нужен фильтр. Из чего можно сделать фильтр? Мы сделаем его с помощью марлевой салфетки и ватного диска. Показываю (в воронку вкладываю марлевую салфетку, сложенную в несколько слоёв, ватный диск и ставлю её в пустой стакан).

Делаем фильтры с детьми.

Показываю способ фильтрования, а затем дети сами фильтруют воду с веществом, который они выбрали.

Напоминаю, чтобы дети не торопились, вливали маленькой струйкой раствор в воронку с фильтром. Говорю пословицу : «Поспешишь – людей насмешишь» .

Рассматриваем, что же произошло после фильтрования воды с разными веществами.

Песок удалось отфильтровать, потому что он не растворился в воде, на фильтре хорошо видны следы песка. Практически не отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде : сахар, соль.

Итог НОД :

1. Какие вещества растворяются в воде? – сахар, соль.

2. Какие вещества не растворяются в воде – песок, камни.

3. С каким способом очистки воды мы познакомились? – фильтрование.

4. С помощью чего? – фильтра.

5. Все ли соблюдали правила безопасности? (один пример) .

6. Что интересного (нового) вы сегодня узнали?

Воспитатель : - Вы сегодня узнали что вода – растворитель, проверили какие вещества растворяются в воде и как можно очистить воду от разных веществ.

Вправо, влево повернись.

В группе снова очутись .

Публикации по теме:

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебная сила магнита» Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе Тема: «Волшебная сила магнита» Интегрируемые образовательные области:.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Увлекательное путешествие» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Увлекательное путешествие» Цель: - закрепление знаний детей о состоянии.

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Стекло и его свойства» Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему «Стекло и его свойства». Цель: ознакомление детей.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Мы исследователи!» Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности. Задачи: 1. Расширить и уточнить знания детей о выращивании.

Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница вода» Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница вода» Трусова Людмила Анатольевна Тема занятия:.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебный песок» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК» Актуальность: Ребенок рождается исследователем.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега» Задачи: Образовательные: 1. Помочь ребёнку понять.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Царица водица» Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Царица – водица» Цель: Совершенствовать представления детей.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Где можно найти воздух» Задачи: Расширять кругозор о воздухе и его свойствах. Формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни,вызвать интерес к окружающему.

Перспективное планирование опытно - экспериментальной деятельности. Средней группе. Разработала: Козловцева Т. Н. Литература: Н. А. Рыжова «Наш дом природа». Цель: Учить детей познавательным интересам в процессе экспериментирования.

Библиотека изображений:

Возрастная группа: дети средней группы-8 чел, дети подготовительной к школе группы- 4 чел.

Вид НОД: десант

Тема НОД: «В лаборатории воды».

Направление образования и развития (образовательная область): «Познавательное развитие».

Цель: формирование представлений у детей о свойствах воды.

Задачи:

    закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных и растений;

    знакомить детей с обобщёнными способами исследования воды;

    расширять представления детей о свойствах воды в процессе опытнической деятельности;

    формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности;

    развивать у детей социально-коммуникативные навыки (взаимодействие со сверстниками, старшими детьми и взрослым).

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская.

Формы реализации детских видов деятельности:

    коммуникативная,

    опытно-экспериментальная.

Формы организации детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная, сотворчество.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, ноутбук, детские столы, прозрачные пластиковые стаканчики, молоко, сок, вода, трубочки коктейльные, камешки по количеству детей, кувшин с водой, подносы, бумажные цветы.

Предварительная работа:

    работа с детьми по этапам проекта «Юные исследователи»;

    работа с материалами и оборудованием из уголка юного экспериментатора как в организованной, так и в самостоятельной деятельности детей;

    чтение с детьми литературы(энциклопедия юного исследователя -опыты и эксперименты);

    десант в младшие группы: показ кукольного театра, драматизация сказок, совместное рисование и др.

Ход занятия

I часть: Вводная Дети с воспитателем входят в зал, встают в круг.

В: - Доброе утро я вам говорю!

Доброе утро. Я всех вас люблю!

Желаю вам узнать сегодня много нового и интересного.

Давайте с вами поздороваемся. Игра «Здравствуйте! » (поздороваться шёпотом, грустно, весело)

Посмотрите, сколько у нас гостей, улыбнитесь им и поздоровайтесь! (дети здороваются)

- Молодцы! Ребята, садитесь, пожалуйста, на стулья! Сядьте удобно, спина прямая. Мне сегодня пришло странное видеописьмо! Посмотрите (внимание на экран, показ отрывка мультф.)

Как вы думаете, что произошло?(ушла вода, нет воды, засуха забрала воду) Ребята, злая колдунья Засуха забрала воду и вернёт её на землю тогда, когда вы познакомитесь со свойствами воды. (беру в руки цветы ).

Я сегодня принесла вам цветы, а они завяли без воды!

- Ребята, подумайте и скажите где можно встретить воду? Где живёт вода? (ответы детей)

Верно, ребята, (внимание ребят на экран ), вода живёт в лужице и в речке, в море и океане, в водопаде (показ слайдов где живёт вода).

Скажите, кому нужна вода? (ответы детей: людям, растениям, животным, птицам).

- Для чего нужна вода? (ответы детей: пить, купаться, готовить еду, поливать огород).

Молодцы! Конечно, вода необходима и растениям, и животным, и людям для жизни: воду пьют, в ней купаются, её используют для приготовления еды.

Ребята, вы помните, что нам нужно познакомиться со свойствами воды, только тогда она вернется на Землю? Я приглашаю вас в лабораторию воды,где мы будем изучать её свойства.Проходите и встаньте к столам по два человека. Вы сегодня- юные исследователи. А помогать вам будут старшие ребята, наши помощники. Заходите, помощники! Займите свои места.

Приступаем к исследованиям.

(4 стола стоят по кругу, за каждым- по три человека: двое детей средней гр. и по-одному помощнику из подготовительной группы) .

II часть: Основная. Опыты

1.«Вода жидкая, течёт».

В: Первый опыт проведёт Ваня.

Ваня, пожалуйста!

Р: Берём стакан с водой и переливаем воду в пустой стакан и обратно.

В: Ребята, переливайте. Льётся вода? Почему вода льётся? Потому что она жидкая.

Лена, вода какая? (жидкая), (спросить 2 детей)

- Максим, почему вода льётся? (потому что жидкая).

- Верно, если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вода льётся, значит она(какая?) жидкая. (на экран 1 символ)

Спасибо, Ваня!

2. «У воды нет запаха и вкуса»

В: А сейчас давайте узнаем, есть ли у воды запах и вкус. Поможет нам в этом Миша. Пожалуйста, Миша!

Р: Возьмите стакан с соком и понюхайте сок.

В: Пахнет сок? (да). Верно. Сок пахнет.

Р: Возьмите стакан с водой и понюхайте воду.

В: Пахнет вода? (нет ). - Верно. Вода ничем не пахнет, значит у неё нет запаха. (на экран 2 символ)

Р: Опустите трубочку в стакан с соком и попробуйте на вкус?

В: Ну, как, ребята, какой сок на вкус?(сладкий, кислый ). Верно, у сока есть вкус.

Продолжай, Миша!

Р: Вставьте другую трубочку в стакан с водой и попробуйте на вкус.

В: Ну как, ребята, есть у воды вкус? (у неё нет вкуса). Если у воды нет вкуса, значит она какая? (безвкусная)

Верно. Вода не имеет вкуса, значит она безвкусная. (на экран 3 символ)

Спасибо, Миша!

3. «Прозрачность воды»

В: Теперь мы будем исследовать другое свойство воды .

Поможет нам в этом Даниил.

Даниил, пожалуйста!

Р: В стакан с водой и в стакан с молоком положите по камешку.

В: Ребята, кладите в стаканы по камешку. Посмотрите, в стакане с молоком камешек видно? (нет.) Почему не видно? (ответы детей).

А в стакане с водой камешек видно? (да ). Почему видно? Если камешек в стакане с водой видно, то вода какая? (прозрачная)

Правильно, вода прозрачная. (на экран 4 символ)

Спасибо, Даниил!

III часть. Заключительная. Итог занятия:

- Молодцы!Что ж,юные исследователи, вы побывали в лаборатории воды, проделали опыты. Подойдите сюда, пожалуйста!

Давайте вспомним о свойствах воды. (внимание детей на символы на экране -длинной указкой )

-(вода льётся, значит она (какая?) жидкая;

-если в воде видны предметы, значит вода (какая?) прозрачная;

- вода не имеет (пауза) вкуса и (пауза) запаха.

Хорошо! Ребята, садитесь на стулья! Посмотрите, нам снова пришло видеописьмо!

(на экране отрывок мультф.: идёт дождь, вновь звучит запись журчания ручейка, шум водопада, звери радуются).

В: - Вы хорошо постарались! Мы победили засуху и вода снова заполнила землю!

-(после окончания фрагмента) . -Теперь мы можем помочь нашим цветам! Лиза, возьми, пожалуйста, цветок кувшинки и опусти его воду. Посмотрите, как цветок радуется воде!

Лиза, пожалуйста!

Р: Возьмите по цветочку, они завяли без воды, опустите их в воду.

В: Ребята,какое чудо! Посмотрите, цветы распускаются. Как они рады воде! Замечательно!

-(отвести ребят в сторону ). Сегодня мы с вами узнали многое о воде. Дружите с водой, берегите её, потому что без воды не будет жизни на земле.

Наше занятие окончено. Спасибо вам всем, ребята!