Как научить ребенка читать и выучить буквы в игровой форме — в каком возрасте начинать и заинтересовать малыша. Как научить ребенка сидеть? Действуем постепенно Учимся пользоваться ложкой

05.11.2020

Как только ребенок идет в первый класс, мамы осознают, что им фактически предстоит учиться вместе с ним. И вопрос, как же научить ребенка справляться с уроками самостоятельно, становится насущным.

Строго говоря, в первом классе еще ничего не задают и оценок не ставят. Все домашние задания носят так называемый «рекомендательный» характер. Но попробуй их не выполни, мигом словишь грустный смайлик и еще какую-нибудь такую подпись учителя, что сразу становится ясно, уроки делать придется.

Задания, на наш родительский взгляд, тоже кажутся простыми, но малыш пока не в состоянии делать их сам со всей сосредоточенностью и аккуратностью. Вот и просиживаем часы над прописями и математической разминкой. Если вы хотите, чтобы ко второму классу у ребенка устойчиво выработались навыки самостоятельной работы, а к третьему классу он начал полноценно заниматься сам, нужно с первого класса над этим работать. И это так же важно, как выработка хорошего почерка или навык быстрого чтения.

Итак, что нужно делать, чтобы научить ребенка учиться?

Определите сферы ответственности. Ребенок должен знать, что его уроки и его оценки – это его ответственность. «Мама так сказала», «Папа неправильно написал», «Я спросил у бабушки, она кивнула» — все это не снимает с него ответственности за его учебу. Потому что знания нужны именно ему. Настраивайте ребенка так, что его учеба – это как папина работа. Очень важно и очень ответственно, не всегда хочется, но в любом случае надо.

Выделите постоянное время для выполнения домашнего задания. Делу время – потехе час, это как раз про домашку, которую делать не хочется, но все равно надо, так что лучше сразу сделать и потом с чистой совестью отдыхать. За первые несколько месяцев ребенок привыкнет, что сразу после обеда он садится заниматься, и не будет тянуть до последнего.

Обустройте рабочее место. Маме первоклассника часто удобнее, когда малыш делает уроки на кухне, по крайней мере, пока он выводит крючки в прописи, мама может почистить картошку или вымыть посуду. Но на деле все это сильно отвлекает, и не всегда под рукой оказываются необходимые предметы. У ребенка должно быть рабочее место. Садясь за свой стол, ребенок знает, что сейчас не до игр и баловства, нужно сосредоточиться. Если же он будет делать уроки «на коленке», относиться к ним серьезно ему будет сложно.

Ребенок должен сам читать задания и вникать в них. Порочная практика многих родителей сразу же читать и на пальцах объяснять, что требуется от маленького ученика. Ему остается только выполнить. Это сильно вредит учебному процессу. Ребенок намного позже начинает понимать смысл написанного. Уже во втором классе, когда начнутся проверочные и самостоятельные работы, он будет тратить слишком много времени, пытаясь разобраться, чего же от него хотят, и неизбежно получать оценки хуже, чем мог бы. Помогать и пояснять нужно тогда, когда без этого не обойтись. И то сначала лучше спросить, как он сам понял задание.

Дайте ребенку попробовать выполнить задание самостоятельно. В прописях, конечно, можно обойтись без черновика. Но задачки по математике, примеры и письменные ответы по чтению лучше сначала делать на листочке. А уж потом вместе с вами разбирать ошибки и переписывать на чистовик.

Не ругайте ребенка за оценки. Четверка или даже тройка, полученная за урок, который он сделал сам – это его опыт. А вот похвалить за пятерку нужно обязательно, сказать, что он отлично потрудился, и вы рады, что его усилия оценили высоко. Что бы кто ни говорил, а заслуженная похвала – это лучшая мотивация делать все на пять.

Доверяйте своему ребенку. Конечно, руку на пульсе держать нужно, но все-таки не такой он уже несмышленыш, раз в школу ходит. Чем больше заданий он выполняет самостоятельно, тем ответственнее относится, если конечно, знает, что уроки проверят и мухлевать бесполезно.

Взрослея, малыш проходит через важные этапы развития. Сначала он держит бутылочку своими руками, но вскоре уже наступает время учить карапуза есть самостоятельно без помощи взрослых. Для мамы это сложный и ответственный процесс, поэтому ей пригодятся полезные советы и уроки по самостоятельному приему пищи.

Как понять, что ребенок готов есть самостоятельно?

Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, в каком возрасте малышу пора давать ложку. Это зависит от уровня развития и от любознательности самого ребенка. Одни дети хватают ложку уже в полугодовалом возрасте, хотя еще толком не могут ее удержать, другие - отказываются от столовых приборов до 2-х лет. Есть и такие малыши, которые начинают кушать самостоятельно лишь в 3-4 года.

Однако затягивать с обучением не нужно. Чем раньше ребенок начнет есть без помощи взрослых, тем проще будет маме. К тому же, эти .

Специалисты советуют учить ребенка держать ложку с возраста 9-10 месяцев. В таком случае к 1,5 годам он сможет уверенно орудовать столовыми приборами.

Понаблюдайте за малышом, убедитесь, что ребенок «созрел» для ложки и чашки. Только, если он готов, можно начинать обучение. Если он уже интересуется едой, берет кусочки пищи и тянет их в рот, пытается выхватить ложку из маминых рук - он созрел для того, чтобы кушать самостоятельно. Конечно, мама накормит быстрее, да и поначалу малыш будет разбрасывать еду по всей кухне. Однако этот этап все равно придется пройти всем родителям. Поэтому лучше не упускать момент.

Инструкция для родителей, которые хотят научить ребенка есть ложкой

Когда малыш начинает тянуться за ложкой, он уже готов попробовать кушать самостоятельно. Если вы все сделаете правильно, уже через несколько месяцев ребенок научится пользоваться столовыми приборами. Как бы вам не было дорого ваше время, как бы ни хотелось сохранить кухню в чистоте - не упускайте момент! Если кроха требует ложку - дайте ему ложку. И далее - действуйте по инструкции.

  • Запаситесь терпением. Ручки у годовалого малыша еще не окрепли. Поначалу ему будет очень сложно удержать ложку, и он будет промахиваться ей мимо рта. На обучение потребуется от 1 до 6 месяцев;
  • Тренируйтесь в разных местах. Отличный способ научить ребенка чему-то - превратить процесс в развивающую игру. Предлагайте карапузу кормить пластмассовых зайчиков песком с помощью лопатки, когда он играет на детской площадке. Так у него улучшится координация движений, что пригодится потом на настоящей кухне;
  • Не оставляйте малыша наедине с полной тарелкой - он может подавиться или раскапризничаться из-за того, что у него не получается поесть. Кроме того, поначалу у ребенка все равно получится поднести ко рту не больше 3-4 ложек. Потом он устанет, и вам придется ему помогать;
  • Выбирайте подходящую еду. Пища по консистенции должна быть такой, чтобы ребенок смог ее зачерпывать ложкой и подносить ко рту. Суп малыш прольет, а кусочки еды возьмет руками. Поэтому остановите свой выбор на густой каше, пюре или творожке. Не ставьте перед ребенком сразу полную тарелку, а лучше подкладывайте в нее пищу по чуть-чуть;
  • Не забывайте о вилке. Чередуйте столовые приборы, чтобы у малыша быстрее развивалась мелкая моторика рук. За завтраком ребенок пробовал подцепить кашу ложкой? На обед предложите ему съесть рыбные тефтельки с помощью безопасной вилки;
  • Подключайте всех домочадцев к обучению. Если вы будете учить карапуза пользоваться столовыми приборами, а бабушка продолжит кормить его с ложечки, процесс затянется. Кроха не поймет, зачем ему стараться что-то делать самому, если для этого есть взрослые. Объясните всем членам семьи ваши принципы обучения и попросите, чтобы они тоже их придерживались;
  • Соблюдайте расписание. Кормите ребенка строго в одно и то же время каждый день, постоянно закрепляя полученные навыки. Так вы сможете выработать у малыша привычку. Кроме того, прием пищи по расписанию улучшает пищеварение;
  • Избегайте принуждения. В процессе обучения ребенок иногда будет капризничать и отказываться есть самостоятельно. Если это произошло, покормите его сами, а обучение отложите до следующего приема пищи. Когда ребенок не в духе, научить его чему-то все равно не получится;
  • Обедайте всей семьей. Малышу будет проще освоить ложку, если он будет видеть, как ей орудуют другие люди. Он невольно начнет им подражать. По этой же причине в детских садах малыши быстрее учатся самостоятельно кушать, и ходить на горшок;
  • Придумывайте игры , чтобы подогреть интерес карапуза к обучению. Можно купить ему тарелку с забавной картинкой на дне и предложить съесть кашу, чтобы увидеть сюрприз;
  • Начинайте обучение с любимой еды ребенка и только на голодный желудок. Малыш не захочет прикладывать усилия, чтобы съесть что-то невкусное, тем более при отсутствии аппетита;
  • Хвалите ребенка даже за незначительные успехи. Чтобы снова порадовать маму, он будет стараться изо всех сил;
  • Поддерживайте на кухне уют. Купите цветную , постелите на стол красивую скатерть, украсьте блюдо. Такие мелочи повышают настроение и улучшают аппетит.

Алгоритм действий

Чтобы родителям было проще учить ребенка самостоятельному кормлению, специалисты разработали подробную инструкцию:

  1. Постелите на стол клеенку, а ребенку наденьте слюнявчик.
  2. Зачерпните ложку каши из детской тарелки и съешьте, причмокивая от удовольствия и изображая восторг.
  3. Отдайте ложку карапузу. Пока он не может ее удержать, зажимайте его ладошку своей рукой, помогайте зачерпывать еду и подносить ко рту. Помогайте, пока ребенок не сможет держать прибор самостоятельно.
  4. Когда ручки малыша окрепнут, научите его, как правильно держать ложку - не в кулаке, а пальцами.
  5. Давая ребенку ложку, сами берите другую. Пока ребенок учится кушать сам, помогайте ему другой ложкой. То есть, одна ложка - ему, одна - вам.



Первое время кроха будет просто играть с ложкой - помешивать кашу в тарелке, размазывать ее по лицу и столу. Дайте ему время, чтобы привыкнуть к столовым приборам. Если вы устали от того, что ребенок постоянно переворачивает посуду, поставьте на стол тарелку с присоской.

Таким же образом можно научить карапуза пользоваться вилкой и чашкой-непроливайкой (). Начинайте с маленьких порций, убедившись в заинтересованности ребенка, и никогда не показывайте своего негодования по поводу испачканной одежды и мебели.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Столовые приборы в помощь малышу


Для ребенка нужно подобрать специальную посуду и столовые приборы. Главные требования - безопасность и яркий дизайн, который будет стимулировать интерес карапуза к обучению. Для сервировки стола родителям потребуются:

  • Тарелка из пищевого термостойкого пластика. Она должна быть яркой, желательно с изображением персонажей любимых мультиков вашего чада. Чтобы их увидеть, карапуз быстро съест всю кашу. Хорошо, если у тарелки будет присоска для крепления к столешнице и наклонное дно - из него удобно зачерпывать еду;
  • Чашка-непроливайка из нетоксичных материалов. Рекомендуется выбирать модель с двумя ручками - такую карапузу удобнее держать. Проследите, чтобы у чашки был силиконовый или мягкий пластиковый носик без заусенцев, иначе малыш рискует поцарапать десны. Дополнительным преимуществом будет наличие резиновой подставки, которая придает посуде устойчивость;
  • Ложка анатомической формы, выполненная из безопасного пластика. Чтобы она не выпадала из детской ладошки, у нее должна быть округлая нескользящая ручка;
  • Вилка изогнутой формы, изготовленная из нетоксичного пластика. Выбирайте изделие с закругленными зубцами, чтобы ребенок не поранился;
  • Удобный детский стульчик. Тот, который идет в комплекте со столиком, не подойдет. Ребенок должен сидеть за одним столом с взрослыми, чтобы наблюдать, как они едят, и подражать им;
  • Непромокаемый слюнявчик. Многие дети сопротивляются кормлению и срывают с себя нагрудники. Поэтому лучше подобрать цветной слюнявчик с героями мультфильмов. Хорошо, если он будет изготовлен из мягкого и гибкого пластика, а нижний край изделия будет слегка загнут вверх - так вся пища останется в нагруднике и не запачкает одежду.

Что делать, если ребенок отказывается есть сам?

Дети бывают разные. Многие тянутся к ложке, воспринимая ее как очередную игрушку. Есть и такие, которые наотрез отказываются брать в руки столовые приборы. В любом случае нельзя принуждать малыша есть самому. Родительское давление приведет к тому, что у малыша сформируется негативное отношение к приему пищи.


Если ребенку уже исполнился год, а он все еще отказывается взять ложку, попробуйте пойти на хитрость:

  1. Покормите ребенка сами, дайте ребенку расслабиться, а через пару дней повторите попытку.
  2. Попросите братьев или сестер малыша показать ему, как они ловко орудуют ложками.
  3. Организуйте детский праздник - в компании друзей ребенок сможет отработать навыки.

Хотя принуждение недопустимо, надолго откладывать обучение самостоятельному кормлению тоже не стоит. Этот навык важен для общего развития ребенка и для его социальной адаптации.

Правила аккуратности и безопасности за столом

Маленький ребенок не сможет вести себя за столом, как аристократ. Однако родителям под силу приучить его есть аккуратно и соблюдать правила гигиены. Просто выполняйте следующие условия:

  • Учите ребенка на личном примере , как держать ложку и вилку, как есть, пить из чашки, вытираться салфеткой;
  • Мойте руки перед едой - себе и малышу. Это должно стать его привычкой;
  • Соблюдайте режим питания. Ешьте только на кухне и в определенное время. Это важно для аппетита и крепкой нервной системы ребенка;
  • Ешьте в спокойной обстановке. Не позволяйте малышу смотреть мультики, баловаться и отвлекаться за обедом;
  • Повторяйте ритуалы: мама моет ребенку руки, сажает его на стул, повязывает слюнявчик, ставит на стол тарелку с едой. Все действия важно пояснять, чтобы малыш понял их смысл ();
  • Украшайте стол и блюда - это стимулирует аппетит. Стелите на стол свежую скатерть, ставьте салфетницу, красиво выкладывайте блюда на тарелки;
  • Собирайтесь за одним столом всей семьей. Сделайте обеды и ужины в кругу близких людей вашей семейной традицией. Садитесь за стол в хорошем настроении, во время еды не спешите и тщательно прожевывайте все кусочки. Так вы сможете насладиться вкусом блюд и окажете помощь своему пищеварению;
  • Не поднимайте еду, которая упала на пол. Приучите малыша к тому, что нельзя поднимать пищу с пола. То, что упало, может отправиться в миску собаки или кошки, но только не в тарелку человека;
  • Постепенно давайте ребенку новые приборы и посуду. Когда крохе всего 1 год, ему хватает тарелки и чашки-непроливайки. Однако к 2-м годам ему уже требуется своя вилка, чайная и столовая ложки, кружка, как у взрослых;
  • Соблюдайте порядок и правила этикета. Приучайте малыша быть аккуратным за столом, вытираться салфетками, когда он испачкается. Делайте замечания ребенку, если он качается на стуле, балуется с едой, кладет локти на стол или берет что-то из чужой тарелки. Пусть вся семья соблюдает правила хорошего тона - и для вашего сына или дочки они станут естественными.

Ошибки родителей, или как не надо учить ребенка есть ложкой

Учить малыша кушать самостоятельно сложно, и вначале многие родители допускают ошибки. Используйте опыт других мам и пап - и вы существенно ускорите и облегчите воспитательный процесс.


  1. Не торопите ребенка, когда он ест. Фразы наподобие «жуй быстрее, мне нужно мыть посуду» должны пропасть из вашего лексикона. Еду важно тщательно разжевывать, чтобы она хорошо переварилась, а для этого требуется время. Кроме того, сам прием пищи - это прекрасная возможность маме пообщаться с малышом, подарить ему свою заботу.
  2. Не прерывайте обучение. Если вы начали учить свое чадо пользовать ложкой, продолжайте гнуть свою линию. Не поддавайтесь лени, не ищите отговорки. Объясните всем членам семьи, что отныне малыш будет кушать без их помощи.
  3. Не заставляйте ребенка брать ложку. Если он сыт, болен или просто капризничает, оставьте малыша в покое. Урок по самостоятельности всегда можно перенести.
  4. Не ругайте малыша за то, что он испачкался едой, даже если он баловался. Это временные трудности, ведь скоро кроха научится есть, как взрослые. Ваша агрессия напугает ребенка, и у него пропадет вся мотивация на обучение.
  5. Не позволяйте включать телевизор во время еды. Мультфильмы и любые передачи отвлекают малыша, а ведь ему нужна концентрация, чтобы научиться пользоваться ложкой.
  6. Не накладывайте в тарелку огромную порцию. Лучше дайте ребенку меньше каши, а потом положите добавку, если он попросит.
  7. Не поддавайтесь на детский шантаж. Малыши пытаются управлять своими родителями с помощью капризов. Так, ребенок, который уже прекрасно орудует ложкой и вилкой, может заявить, что будет есть сам только котлету, но не суп. Это значит, что малыш не голоден, поэтому смело убирайте тарелку.
  8. Не заставляйте ребенка съедать всю порцию. Он ест столько, сколько нужно его организму для нормальной работы. Если ваш малыш отодвинул тарелку - значит, он сыт, пусть там и осталась треть порции.
  9. Не используйте двойные стандарты. Если в поездке вы разрешаете ребенку сладкое на обед вместо супа, то дома должно быть точно так же. Если на своей кухне вы закрываете глаза на то, что малыш вытирает испачканное лицо о скатерть, не делайте ему замечаний и в гостях.

Главный совет для родителей, чьи дети начали осваивать ложку, — не паниковать, если обучение затягивается. Со временем малыш обязательно научится кушать самостоятельно.

Не забывайте: сноровка приходит с опытом. Лучше всего подбирать такие виды еды, которые лучше пристают к ложке. Помните: начинать учиться кушать при помощи вилки и ложки и пачкать при этом все вокруг – это нормально!

Видео: как научить ребенка есть самому

  1. I ЭТАП. С 6 месяцев всегда надо давать ребенку ложку. Ребенок должен обязательно потрогать еду рукой, не запрещайте ему это.
  2. II этап. С 7-8 месяцев ребенок будет пробовать опускать ложку в тарелку и тянуть в рот. Обмокните ложку в еду и, на первых порах, помогите ему попробовать его рукой донести ложку ему в ротик.
  3. III этап. Начинайте сами есть при ребенке, чтобы он копировала ваше поведение. Пусть малыш наблюдает за Вами, смотрит как вы жуете и отправляете ложку в рот. Покажите свою пустую тарелку, и потом начинайте кормить ребенка. Очень быстро ребенок начинает, наблюдая за мамой есть сам.

Как научить детей быть самостоятельными? Этот вопрос волнует многих молодых родителей, но часто бывает уже поздно приниматься за обучение.

Большинство взрослых встречается с отсутствием самостоятельности и полной беспомощностью своего ребенка с поступлением в школу. Раньше их умиляло, что ребенок просит помочь при каждом удобном случае. Все взрослые семьи с радостью бросались ребенка покормить, одеть или завязать шнурки. Если малыш не сложил игрушки, ничего страшного, у него же есть мама, она соберет.

Почему же родители понимают свои ошибки только в школе и задумываются, как научить детей быть самостоятельными. В дошкольном возрасте взрослые считают, что ребенок еще маленький, его стараются всячески ублажать, тем самым показывая свою любовь. Потом сообщают ребенку, что у него новая ступень в жизни - он должен быть самостоятельным, не понимая, что воспитание такого важного для малыша качества должно начинаться гораздо раньше.

В итоге с горечью осознают, что ребенок не в состоянии выполнить уроки без помощи, не может сам собрать портфель, забывает постоянно, что задали, что нужно взять сегодня в школу. Начинаются плохие оценки, родители ругают ребенка, но драгоценное время уже потеряно, ведь приучать к самостоятельности нужно было еще со второго года жизни, когда ребенок впервые захотел сам надеть тапочки или неловко взялся за ложку во время еды.

Когда начинать обучение

Самостоятельность развивается еще в раннем детстве, когда кроха впервые хочет сам сидеть, есть или пить, собрать пирамидку или надеть тапочки. Как научить детей самостоятельности в разных жизненных ситуациях с самого начала жизненного пути, рассмотрим дальше в статье.

Главное в обучении - это набраться терпения, не заставлять ребенка насильно, действовать постепенно, но планомерно. Если вы упустите время, когда малыш хочет что-то сделать сам, то очень быстро он поймет, что можно ничего не делать, за него все сделают родители, стоит только покапризничать или поплакать, сделать неловко или медленно.

Обязательно закрепляйте новые привычки поведения похвалой. Ребенок требует оценки своих действий, чтобы понимать, правильно он действует или нет. Это его стимулирует для новых достижений.

Учимся сидеть

Одни из первых самостоятельных действий малютки - это без помощи мамы садиться. Обучение начинают только тогда, когда мышцы ребенка достаточно окрепли, примерно в возрасте 6 месяцев, а ослабленные дети овладевают навыком и вовсе в 8 месяцев.

Как научить ребенка сидеть самостоятельно? Предварительно нужно потренироваться, чтобы не навредить еще неокрепшему позвоночнику. Помогут различные упражнения, например, посадить ребенка себе на ноги, подложить сзади большую подушку, а придерживать малютку за руки. Заинтересовать игрушкой, которую мама держит немного выше. Ребенку придется напрячься и потянутся за ней. Каждое упражнение не должно длиться дольше 2 или 3 минут. Обязательно поощряйте ребенка похвалой, одобрительной интонацией.

Благодаря ежедневным занятиям, ребенок не только будет действовать самостоятельно, у него разовьется вестибулярный аппарат, появится возможность самостоятельно добираться до предметов вокруг, что будет способствовать познанию окружающего мира и умственному развитию.

Учимся пользоваться ложкой

Перед тем, как научить ребенка есть самостоятельно, нужно знать особенности его развития. Начинает мама применять ложку уже при первом прикорме, но это не означает, что малышу сразу же ее дают и требуют самостоятельности. У ребенка в таком раннем возрасте не развита координация движений, даже если вы дали ему попробовать подержать ложку, а он случайно попал ею себе в рот, то радоваться рано.

Лучше всего дождаться осознанного действия, когда ребенок уже понимает значение данного столового прибора. Педиатры рекомендуют начинать приучать к самостоятельности в еде примерно с 1 года. Предварительно можно предложить ребенку самому взять со стола кусочки фруктов или печенье прямо рукой.

Первые попытки сопровождаются помощью матери, например, она набирает в ложку пюре и вкладывает ее в руки малыша, а тот сам отправляет ее в рот. Пюре должно быть вкусное и вызывать желание его съесть.

Хорошим стимулом кушать самостоятельно будет совместный обед вместе со всеми членами семьи. Не приучайте ребенка кушать возле экрана телевизора или развлекая его игрушкой. Начало пути будет долгим, малыш может отвлекаться и размазать еду по столу или на себе. У многих первые попытки малыша есть самостоятельно вызывают чувство нетерпения, заканчиваются попытки тем, что мама забирает ложку и кормит дальше сама.

Можете начать кормление в две ложки, то есть одна находится в руках у ребенка и он изредка самостоятельно отправляет еду в рот, а другая - у мамы. В периоды, когда малютка отвлекается, подкармливают его с другой ложки.

Не спешите, не действуйте насильно, не ругайте ребенка, если он не захочет есть сам. Ведь и у малыша может быть плохое настроение или самочувствие.

Приучаем к чашке

После того, как малыш научился сам кушать, можно решать, как научить ребенка пить самостоятельно.

Избавлять от соски нужно как можно раньше, чтобы не испортить прикус ребенка. Попробовать напиться из чашки можно уже с 4 месяцев, только действовать аккуратно, чтобы малыш не захлебнулся.

Уже к 1 году давайте поильник, у которого две ручки. Это специальная кружка-непроливайка с узким носиком. Обучение лучше начинать с поильника с силиконовым мягким носиком. Ребенку он больше напоминает соску, чем твердый пластиковый. Уже к 6-7 месяцам давайте иногда на пробу малышу попить из такой посуды.

Только после того, как ребенок освоил поильник, начинайте обучение питью из чашки.

Чашку подбирайте яркую, красочную, легкую. Желательно, чтобы она имела две ручки, как на поильнике. Так малышу привычнее будет ее держать двумя руками.

Новая чашка должна нравиться ребенку, подберите ее с изображением любимой зверушки. Обязательно приобретайте только пластмассовые чашки хорошего качества, ведь ребенок может ее уронить на пол и разбить. Проверьте, чтобы посуда была экологичной.

Как научить ребенка самостоятельно засыпать в год

Это, пожалуй, самая насущная проблема многих родителей. Ребенок с раннего возраста очень быстро привыкает засыпать рядом с мамой, но со временем это перерастает в большую проблему. Во-первых, у мамы полно дел, и хочется их сделать пока ребенок самостоятельно спит на своей кроватке. Во-вторых, часто возникают проблемы в личных взаимоотношениях между отцом и матерью, когда постоянно присутствует на взрослой кровати малыш.

Что предпринять, как научить детей быть самостоятельными? Препятствием будет отсутствие дополнительного укачивающего или успокаивающего предмета. Это может быть соска или укачивание мамой, держание за ручки или поглаживания по головке, лежание рядом с взрослыми. Не пропустите момент, когда при засыпании малыш выплевывает соску или показывает нежелание, чтобы его качали, выгибая спинку. Это первые признаки, что малютка готов к самостоятельному засыпанию.

Перекладывает его для сна в свою кроватку нужно как можно раньше. С возрастом это сделать все тяжелее. Можно подержать малыша за руку или погладить по голове, но лежать он должен в кровати и без предварительного укачивания. Понадобится терпение мамы, но, судя по отзывам многих родителей, задача вполне разрешимая.

Учим самостоятельно одеваться

Лучший возраст для обучения - это 2 года. Еще раньше малыш проявляет желание снять с себя шапку или колготы. Желание выполнить работу самостоятельно возникает только тогда, когда у ребенка развита моторика рук. Если вы следовали нашим советам и приучали малыша есть, пить, удерживать предметы в руке, то быстро поймете, самостоятельно.

Именно с 2 лет малыш проявляет желание сделать что-то без помощи взрослого. В этот период родители должны дать ему возможность проявить себя, не торопить, не ругать за ошибки, а всячески поощрять самостоятельность. Для начала покупайте одежду свободную, без сложных застежек, например, футболку и спортивные штаны на резинке. В первое время можно помочь малышу словом или делом. Хорошо стимулирует соревновательный момент, особенно, если в семье есть старшие дети.

Вначале пусть ребенок, вставая с горшка, сам надевает трусы и штаны. Легко надеть шапку без завязок или удобные тапочки без застежек. Потом можно приступить к надеванию штанов. Выбирайте удачные моменты, например, когда малыш хочет скорее выйти на прогулку. Если ребенок желает надеть свою любимую вещь, дайте ему возможность выбирать.

Заключение

Следуя советам, как научить ребенка 2 лет самостоятельно выполнять процессы самообслуживания, вы сможете в дальнейшем развить в ребенке умение принимать самому решения, мыслить, что поможет ему в обучении в школе. Начинайте воспитание такого важного навыка с раннего возраста, тогда ваш ребенок вырастет инициативным и самостоятельным.

Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок рос здоровым. Поэтому вполне закономерно, что в течение первых лет жизни малыша они особое внимание уделяют правильной организации его питания. Многие родители пользуются специальными таблицами, подсчитывают калории, советуются с педиатрами по поводу возрастного меню. В первые месяцы своей жизни малыш покорно открывает ротик и ест абсолютно все, что ему предлагает мама. Но проходит время и у него появляются собственные вкусовые пристрастия и любимые блюда. Малыш пытается процесс питания «взять в свои руки». Сегодня мы поговорим о том, как научить ребенка есть самостоятельно, как избежать капризов за столом, и что делать, если малыш отказывается от пищи.

С какого возраста ребенок должен есть самостоятельно?

Некоторые (особо нетерпеливые) родители предпринимают первые попытки научить малыша кушать самостоятельно, едва ему исполнится полгода. Все их старания, как правило, оканчиваются полным разочарованием и генеральной уборкой стен и пола в кухне. Что вполне закономерно. К этому возрасту у детей еще не развита координация движений и, как бы не старался ребенок, этот навык ему освоить не удается.

Когда начать обучать ребенка кушать самостоятельно?

По мнению специалистов, оптимальным возрастом для освоения данного навыка считается один год – плюс/ минус два месяца. Не стоит пытаться заставлять ребенка и насильно «впихивать» ложку в его руку. Но и оттягивать слишком процесс обучения не целесообразно. Как показывает практика, чем старше становится малыш, тем труднее его заинтересовать. После двух лет маленькие непоседы могут уже сознательно отказываться есть самостоятельно. Им куда более приятно просто снисходительно открывать рот. Итак, оптимальным возрастом для освоения данного навыка считается 10-14 месяцев.

  • В восемь-десять месяцев можно заменить бутылочку — кружкой-непроливайкой. В этом возрасте крохе можно вкладывать в руку печенье или мягкие кусочки фруктов, чтобы он пытался их самостоятельно отправлять в рот.
  • В один год малыши должны освоить навык пользования чашкой и ложкой.
  • В два года ребенок должен уверенно пользоваться ложкой и активно осваивать навык пользования вилкой. В этом возрасте уже можно начинать знакомить малыша с правилами этикета.

Как научить ребенка есть самому: конкретные приемы для родителей

Сразу хочется предупредить всех родителей, что процесс обучения навыку самостоятельной еды довольно длительный и кропотливый. Всем домочадцам придется набраться терпения. Пролитый суп, размазанная по столу каша, крошки хлеба на полу — картина, которую придется видеть ежедневно. Помните, ваш ребенок не виноват, у него еще плохо развита координация и ему приходится тоже несладко. Учиться чему-нибудь новому всегда непросто. Почаще хвалите свое чадо, учите его правильно и аккуратно есть.

В процессе обучения нельзя отчитывать и ругать ребенка, даже если он уронил тарелку с кашей на пол. Малыш может испугаться и у него пропадет всякое желание есть самостоятельно. Однако родители не должны допускать и баловства за столом. Ребенок не должен играть с едой!

Наверное, не стоит объяснять родителям, что малыш должен перед едой мыть руки. Чем раньше вы приучите его соблюдать гигиену, тем быстрее у него сформируется эта полезная привычка.

Можно ли ребенку есть перед телевизором?

Во время еды следует выключать телевизор. Американские ученые провели исследование, в ходе которого выяснилось, что дети, принимающие пищу под кадры из любимого мультика, плохо ее пережевывают и значительно меньше съедают. Но стоит им этот процесс сделать привычным, как они тут же начнут переедать, поглощая огромное количество плохо пережеванной пищи. В дальнейшем проблем с пищеварением им вряд ли удастся избежать.

Почему ребенок очень медленно ест: 2 распространенные причины

Во время еды малыша нельзя поторапливать. А что если он ест очень медленно? Как правило, медлительность ребенка связана с двумя причинами:

  1. Он осторожничает , боясь услышать с вашей стороны критические замечания.
  2. Он специально тормозит процесс, надеясь, что ваше терпение лопнет, и вы его покормите сами. Исправить данную ситуацию можно очень простым способом – по возможности садиться за стол всей семьей. Закончив прием пищи, сразу же расходиться по своим делам. Капуше-малышу не понравится оставаться в одиночестве за столом, и он постарается не отставать.

Кроме всего прочего, нужно строго придерживаться режима и принимать пищу в одно и то же время. Ужин должен заканчиваться за два часа до сна.

Главное правило, которое должны усвоить все родители — если ребенок не хочет есть, не стоит его заставлять. Никаких: «Ложечку за папу, ложечку за маму». Проголодавшись, малыш сам попросит еду и с превеликим удовольствием съест ее самостоятельно. Детский психотерапевт Элисон Шеффер заметила, что человек может прожить без пищи неделю. Однако молодая мама уже через два часа начинает думать на тему – не умирает ли ее ребенок голодной смертью! Согласитесь, довольно ироничное замечание. Но до чего же верное!

Но если ребенок пропал аппетит, то нужно определить причину, .

Как приучить ребенка кушать самостоятельно до года: пошаговая инструкция

Известный педиатр Е.О. Комаровский весь процесс обучения малыша данному навыку разделил на 4 этапа. По его мнению, еда должна быть не только вкусной и калорийной, но и яркой. А сам процесс обучения занимательным.

  1. Первый этап обучения должен быть наполнен игровыми моментами. Родители на этом этапе могут проявить все свои творческие способности. Хорошо, если во время еды малыша будут окружать любимые сказочные герои. Но это вовсе не означает, что на столе должны быть игрушки. Ничего подобного. Просто купите ребенку детскую посуду с красочным дизайном. Многие родители приобретают тарелки, на дне которых нарисованы сказочные герои. Пока малыш не съест кашу, он не увидит, кто скрывается на дне. Поверьте, имея такой стимул, он будет значительно охотней орудовать ложкой. Можно попросить ребенка накормить маму. Как правило, дети приходят в полный восторг от такой игры. Правда, мамам приходится «после обеда» довольно долго приводить себя в порядок. Кстати, Комаровский советует сначала дать малышу наиграться ложкой, рассмотреть ее как следует и только потом ставить перед ним тарелку.
  2. Второй этап – копирование. Малыша нужно усадить за стол рядом с собой и на собственном примере демонстрировать навыки владения ложкой. Дети в этом возрасте охотно повторяют все движения за родителями, этим и надо воспользоваться.
  3. Этап третий включает в себя «работу над ошибками». Родители должны внимательно следить за действиями малыша и при необходимости корректировать его движения.
  4. Этап четвертый – закрепление приобретенных навыков. В песочнице можно дать малышу лопатку, пусть строит куличики. Научившись пользоваться лопаткой, малыш скорее научится управляться и с ложкой. Кстати, по мнению Е. Комаровского дети до трех лет могут есть, держа ложку в любой руке – и в правой, и в левой. Переучивать их, перекладывая ложку из левой руки в правую, не стоит.

Что делать, если ребенок не хочет есть сам?

Ребенок не желает кушать самостоятельно: что делать?

  • Во-первых, не волноваться. Дети очень впечатлительны, Они сразу же чувствуют нервозную обстановку и впадают в «ступор». Поэтому никакой лишней суеты.
  • Во-вторых, родители должны исключить возможность возникновения каких-либо проблем со здоровьем малыша. Даже незначительное может привести к потере аппетита.
  • В-третьих, не следует поддаваться на детские манипуляции. Не стоит обещать новую игрушку, конфетку, мультики взамен еды. Ребенку нужно объяснить, что он не делает вам одолжение, беря ложку в руку.

Многие родители интересуются – можно ли позволять маленьким детям перекусывать или нужно дожидаться обеда? Можно. Но только малокалорийными продуктами. Например, можно дать яблоко или йогурт. Яблоко нужно порезать и дать малышу, чтобы он мог съедать кусочки самостоятельно.

Как показывает практика, детишки охотнее едят красиво украшенные блюда. Малышу, скорее всего, захочется самому съесть красивый цветочек, который будет находиться в его тарелке.

Как нельзя учить ребенка самостоятельно есть ложкой: ошибки родителей

  • Нельзя, потеряв терпение, начинать докармливать малыша. Даже если вы очень торопитесь. Ребенок должен закончить «начатое» самостоятельно! Но и держать за столом малыша более получаса специалисты не рекомендуют.
  • Если 10-12 месячный малыш не желает даже брать ложку в руки, не стоит торопиться, пытаясь насильно прививать новый навык. Всему свое время!
  • Многие родители предпочитают кормить ребенка отдельно. Это неправильное решение. Чем чаще малыш будет наблюдать, как едят другие, тем скорее он освоит этот навык.
  • Довольно распространенной считается еще одна ошибка, которую совершает любвеобильные бабушки и дедушки. Они готовы кормить своих внуков из ложечки до ста лет. Несмотря на то, что ребенок дома ест ложкой, в гостях у бабушки он лишь послушно открывает рот. Маленькие хитрецы моментально приходят к выводу, что самостоятельно есть совсем необязательно.

Как научить ребенка аккуратно кушать ложкой?

  • Процесс обучения проходит без меньших потерь, если сначала давать ребенку густую пищу. То есть пищу по консистенции приближенную к пюре. Такую еду легче набирать в ложку, она не проливается. Конечно, на первых порах далеко не каждая ложка попадает в рот малыша, но переживать по этому поводу не стоит.
  • Родители должны помнить, что этот навык дается детям нелегко. Чтобы помочь малышу в его освоении, нужно приобрести удобную тарелку и специальную ложку для его возраста . Желательно, чтобы посуда быть небьющейся.
  • Не стоит забывать и о фартуке или нагруднике. Большинство мам отдают предпочтение нагрудникам с загнутым нижним краем. Их производят из мягкого пластика. Они довольно удобны, так как не позволяют стекать жидкой пище и их не нужно стирать. После того, как ребенок поел, его обязательно необходимо умыть, снять нагрудник и (если понадобится) сменить рубашку. После каждого приема пищи мама должна помыть посуду и протереть стол так, чтобы ребенок это видел.
  • В соответствии с методикой М. Монтессори, двухлетние малыши уже вполне способны не только поддерживать порядок на столе, но и убирать за собой посуду после еды. Старайтесь уже с этого возраста приучать ребенка к порядку. Если ваш малыш будет вынужден после себя убирать, он постарается кушать аккуратнее, как говорится, с минимальными «потерями».

Научить ребёнка пользоваться ложкой не всегда удаётся без различных осечек. Маме нужно набраться терпения, поскольку приёмы пищи станут более продолжительными, а сам процесс привития навыка займёт не одну неделю.

Следует морально подготовиться и к тому, что малыш начнёт пачкать всё вокруг, в том числе и себя. Маме придётся много убирать, умывать детское личико. Однако такие проблемы преодолеваются, зато каждая ложечка приближает ребёнка к самостоятельности.

Важно понимать, что точные сроки, когда ребёнок начнёт есть с ложки самостоятельно, назвать довольно непросто, поскольку каких-либо определённых возрастных границ и параметров попросту не существует.

Конечно, имеются усреднённые данные, что в 1 годик ребёнок должен крепко держать ложку, а в 18-месячном возрасте сам уверенно орудовать данной столовой принадлежностью. Но так как малыш развивается в собственном темпе, то и сроки появления данного навыка индивидуальны.

Некоторые дети уже в 8 — 10 месяцев достаточно ловко пользуются столовыми приборами, отправляя в рот каши, пюре и прочие блюда первого прикармливания, а другие и в 2 года ждут, когда родители покормят их с ложечки.

И всё же существует определённая закономерность – к концу младенческого возраста (12 месяцев) ребёнок сам старается обслужить себя за столом. Увеличенный интерес к приёму пищи и копированию взрослого поведения приводит к тому, что кроха забирает у мамы ложку.

В такой ситуации отказывать ребёнку нельзя. Конечно, первоначальные его попытки попробовать ложечку пюре закончатся неудачей или измазанным лицом. Поэтому задача взрослых – последовательно и без спешки показывать и объяснять, как правильно брать столовый прибор и пользоваться им.

Популярный теледоктор Комаровский убеждён, что нет нужды заставлять детей пользоваться ложкой, если они ещё не готовы к этому или им неинтересна данная столовая принадлежность. Чрезмерная настойчивость нередко приводит к отказу ребёнка от кормления.

Чтобы научить ребёнка есть самостоятельно, необходимо предварительно позаботиться о выборе первого столового прибора. Правильно подобранная ложка ускорит процесс приобретения навыка и уменьшит число «осечек».

При покупке этой столовой принадлежности следует обращать внимание на несколько важных нюансов:

  • самое важное условие – ложка должна быть безопасной. Приобретать столовую принадлежность необходимо в специализированных детских магазинах, в которых имеются все необходимые сертификаты, подтверждающие безопасность материалов;
  • не нужно путать приспособление для первого прикармливания с ложкой для самостоятельного приёма пищи. Требуемый в нашем случае предмет кухонной утвари должен отличаться широким черпалом, чтобы ребёнок не смог уронить захваченную еду;
  • поскольку дети в 1 год поначалу захватывают и сжимают ложку кулачком, то важно позаботиться и о выборе правильного держателя. Рукоятка у столовой принадлежности должна быть укороченной и широкой. В этом случае ребёнок будет крепче её удерживать;
  • в продаже имеются ложечки с изогнутыми ручками. Считается, что с такими приборами маленьким детям проще справляться. Ещё один вариант – изделия с поворотными держателями. Как бы ребёнок ни поворачивал ручку, особый стержень внутри крутится следом за ней, поэтому набранная еда не вываливается. Дополнительно имеется фиксатор для блокировки стержня, когда ребёнок подрастёт.

Для малышей от 10 месяцев до двух лет лучше приобретать пластмассовые ложечки. Они лёгкие, яркие, хорошо ложатся в руку ребёнка, отличается многообразием форм и размеров.

Тарелки и чашки лучше также покупать из термостойкого пищевого пластика. Такая посуда отличается лёгкостью, стойкостью к ударам и падению с высоты, а также экологичностью. Для формирования пищевых навыков стоит приобрести тарелку с присоской. Она не перевернётся.

Также следует не забывать про нагрудники из ткани или из особо мягкого и гибкого пластичного материала. Тканевые передники придётся стирать после каждого приёма пищи, пластиковые фартуки отстирывать не нужно, достаточно просто смыть капли и просушить.

Приучать ребёнка есть столовыми приборами нужно лишь после того, как у него возник интерес к процессу приёма пищи. А вызывать заинтересованность с помощью игр, угроз или мультиков во многом бесполезно – это не вызовет желания чему-то научиться.

А чтобы ускорить и упростить обучение, стоит прислушаться к следующим рекомендациям специалистов и опытных родителей, которые уже прошли этот путь:

  1. Нужно озвучить решение о том, что детка теперь ест самостоятельно, всем домочадцам. Иначе получится так, что мать учит ребёнка держать ложечку, а когда он начнёт бывать у бабушки, то она его станет кормить сама. В такой ситуации процесс приучения затянется.
  2. Чтобы стать умелым, ребёнку нужно учиться владеть ложкой каждый день. Но если он неважно себя чувствует по причине болезни или , не нужно принуждать его кушать самостоятельно. В такой день лучше отойти от правила и накормить кроху с ложки.
  3. Маме нужно быть рядом с малышом во время приёма пищи. Ситуации бывают разные – ребёнок устаёт, капризничает, может подавиться даже небольшим кусочком. Поэтому лучше присесть рядом и наблюдать за крохой.
  4. Научить ребёнка держать ложку можно не только в процессе кормления. Отлично подойдёт для тренировки песочница, где малыш орудует лопаткой. Также следует почаще играть с куклами, объясняя, что они тоже «хотят кушать».
  5. Как быстро приучить ребёнка к ложке? Важно выбрать оптимальную консистенцию блюда – пюреобразную, но не жидкую. Идеально подойдут каши, овощные пюре, творог или густоватый крем-суп. Порции должны быть небольшими, чтобы сохранялся необходимый температурный режим.
  6. Если ребёнок тянется не к ложке, а вилке, позвольте ему выбрать для начала обучения этот «зубастый» предмет. Важно лишь приобрести особую вилку с закруглёнными краешками и затупленными зубцами. Но тогда и еда должна быть не жидкой, а кусочками (отварные овощи).

Более подробно о том, когда следует в детский рацион и как правильно готовить эти блюда, читайте в статье детского доктора.

Ребёнка заинтересует процесс питания, если оформлять блюда красиво (делать цветы, зверей, смайлики) и подавать их в тарелках с рисунками на донышках. Нужно объяснить малышу, что в конце обеда его ждёт небольшой сюрприз.

Этикет для малыша

Для дошкольников, школьников и детей подросткового возраста более подробно описаны в другой статье. Обязательно прочитайте и её тоже, чтобы иметь общее представление о хороших манерах ребёнка.

Как уже было отмечено, глупо ожидать от маленького несмышлёныша, что он с первого раза начнёт кушать аккуратно. Поначалу съеденный, вернее, подносимый ко рту продукт будет находиться везде – на одежде, столе и даже на полу.

Однако эта закономерность вовсе не означает, что маленькому ребёнку не нужно показывать, как себя следует правильно вести за столом. Здоровые пищевые привычки формируются уже в раннем детстве:

  1. Перед каждым приёмом пищи малышу в обязательном порядке моют ручки . Это основа основ гигиены, поэтому пренебрегать этим нельзя. Мама показывает крохе, как правильно это делается и почему это так важно (простейшее объяснение – чтоб животик не болел).
  2. Не следует окружать кушающего ребёнка многочисленными игрушками , включать ему мультики, пытаясь словить момент, когда он откроет ротик. Кухня – вот идеальное место для приёма пищи, а играть нужно в детской.
  3. Игра с ложкой допустима лишь на этапе знакомства с предметом . Затем не следует допускать игр со столовыми приборами. Если кроха разбаловался, обед прекращают.

Нельзя ругать малыша за неаккуратные действия. Просто стоит предложить ему салфетку. Приученный малыш уже с двух лет сможет вытирать ручки и лицо, естественно, по мере возможностей.

Решение вопроса, как научить ребенка кушать самостоятельно ложкой, не терпит суеты. Если малышу скоро нужно будет идти в ясли, не стоит слишком торопиться и буквально заставлять его брать столовый прибор в ручку. Обычно в коллективе малыши быстрее адаптируются, если, конечно, закреплять успехи дома.

И напоследок. Существуют универсальные принципы, которые будут полезны для мамы, желающей приучить кроху к самообслуживанию. Во-первых, не предъявляйте к ребёнку непосильные требования. Во-вторых, не делайте за него те действия, с которыми он сам справляется.