Что делать если ребенок 3 лет. Когда следует бить тревогу? Запреты во благо

19.05.2019

Совсем недавно ваш ребенок был милым и ласковым малышом, посапывающим в кроватке, но прошло немного времени, на смену пришло любопытство и кризис 3 лет – так психологи называют время, когда очаровательный мальчуган или девчонка превращается в капризного вредину, не дающего покоя ни одному члену семьи. Казалось бы, есть проблемы в воспитании или характере, но лучше разобраться с причинами более глубоко.

Поведение трехлетнего ребенка в период кризиса может измениться до неузнаваемости: родителям важно заранее знать о нюансах грядущего испытания, чтобы выйти из него максимально мягко

Симптомы кризиса у детей

  1. Ребенок отдаляется от взрослых. Происходит противостояние взрослым - малыш хочет все делать самостоятельно, любая ваша помощь будет воспринята в штыки.
  2. Вам приходится смириться с желанием отстаивать свое «я», теперь ваше чадо чувствует себя взрослым.
  3. В речи малыша в 3 года можно услышать формулировки такого типа: «я хочу», «я сам».
  4. Ребенок становится ревнивым и жадным, усугубляется это при появлении на свет второго малыша.
  5. Упрямство проявляется в каждой детали - будь то желание подольше гулять, купить игрушку или не есть кашу.
  6. Вредность - еще одна черта, если вы попросите ребенка о чем-либо, он сделает все наоборот, причем не потому, что так хочет, а лишь из желания напроказничать.
  7. Появляется необоснованная агрессия, иногда доходит до брани в адрес взрослых, надрывного плача, детских воплей, укусов и истерик, в такой ситуации потакать капризам, ссылаясь на кризис трех лет, не стоит, вы рискуете вырастить неуправляемого человека (рекомендуем прочитать: ).
  8. Малышу требуется много внимания - даже оставив его на минутку, вы столкнетесь с агрессией в свой адрес - вас могут обвинить чуть ли не в предательстве.
  9. Во время кризиса 3 лет ребенку хочется быть лучшим во всем, чувствуя родительскую поддержку - за достижения нужно хвалить, чтобы вызвать чувство гордости.

Причины кризиса в 3 года

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Причины кризиса обусловлены взрослением маленького человечка. Если раньше он чувствовал себя беззащитным существом, то теперь во внутреннем мире произошли существенные перемены: кажется, будто он уже взрослый, недовольный жизнью человек. Родители в это время ведут себя как-то странно: пытаются опекать, что вызывает агрессию.

Острая форма кризиса обусловлена неправильным семейным воспитанием, если мама и папа лишали малыша самостоятельности, не позволяли принимать решения, постоянно опекали. Нередко молодым родителям свойственна несогласованность поведения: папа разрешает, а мама запрещает игрушки. Все это приведет к кризису 3 лет.

Сколько длится кризис трех лет?

Кризис 3 лет не имеет четких границ, восстание против авторитарного семейного уклада может начаться в 2,5 или 3 года. Течение этого времени и продолжительность обусловлены воспитанием, теми усилиями, которые прикладывают родители для преодоления трудного возраста. Может понадобиться около года, чтобы малыш снова стал привычным ребенком, в большинстве случаев ситуация становится стабильной к 4 годам.


Кризис 3 лет - понятие условное, поскольку ребенок может «царствовать» и до 4-хлетнего возраста

Как помочь ребенку пережить это время?

  • Чтобы исключить возникновение кризиса трех лет, не применяйте авторитарный , излишняя опека приведет к тому, что в итоге вы вырастите комнатного ребенка, это создаст массу проблем в дальнейшей жизни. Излишняя опека никогда не приносила пользы.
  • Родителям следует придерживаться одной системы воспитания, об этом следует заранее договориться, обсудив детали и выяснив спорные моменты, решите вопросы с бабушками и дедушками – они часто балуют внуков, не слушая вас.
  • Ведите себя спокойно, не поддаваясь на провокации маленького тирана, он должен понять, что истериками и слезами не выведет вас из равновесия, исключите манипуляции, покажите, что добиться исполнения желания криками не удастся.
  • Не спорьте с ребенком, пытаясь навязать ему свою точку зрения, в 3 года малыш уже может сам принимать решения, если раньше вы отгораживали его от многих вещей, то теперь пришло время познавать мир без запретов – пусть он почувствует себя независимым.
  • Командовать малышом тоже не следует, от этого нервное напряжение усилится, а отношение – испортится, лучше проявите сдержанность, пусть чадо думает, что решение он принимает самостоятельно.
  • Не стоит заставлять насильно принимать пищу, при проявлении признаков кризиса трех лет позвольте ребенку самому выбирать продолжительность трапезы, покушал – может идти, возможно, он просто не голоден, а вы навязываете свою позицию, в норме малыш сам знает, сколько еды ему нужно.
  • Ребенок трех лет нуждается в самостоятельности: если хочет, может подмести пол, вымыть посуду, полить цветы или даже поучаствовать в стирке - небольшие домашние дела сформируют любовь к трудолюбию, даже если получается не очень хорошо, похвалите его.

В период кризиса для ребенка очень важна его самостоятельность - стоит позволять малышу приобщаться к взрослым занятиям, давать ему делать самостоятельный выбор
  • Справиться с трудностями помогут наставления психолога, если хотите избежать конфликтов, ведите себя соответствующе: спрашивайте разрешения чада во всем, что касается его персоны, идет на прогулку - узнайте, какую одежду он наденет, готовите обед – спросите, что он хочет.
  • Будьте разумными – уступайте в мелочах, например, если сегодня малыш хочет съесть второе блюдо перед супом, ничего страшного не произойдет, в желании взять во двор именно эти игрушки тоже нет ничего страшного.
  • Идите на компромиссы – пусть малыш сам выберет оптимальное для него решение, родителям не нужно ставить ультиматумов.
  • Изучайте психологические особенности вашего ребенка, детский организм индивидуален, обращайте внимание на слабости чада, стройте воспитание не на наказаниях, а на позитивных поощрениях.
  • Если ребенок не справляется, не нужно все делать за него, лучше просто предложите помочь. Если вы столкнетесь с агрессией, не стоит настаивать, пусть малыш все делает так, как выходит, переделать вы можете уже без него.
  • Проявление тепла и ласки – верный путь к преодолению кризисных явлений, нужно заботиться о малыше, чаще его обнимать и хвалить, это сформирует уверенность в себе у подрастающего проказника, позволит чувствовать себя любимым в семье. Особенно в таких жестах нуждаются дети, вынужденные делить любовь со своими братьями и сестрами.
  • Если самостоятельно справится с ситуацией не получается, а напряженная обстановка в семье возрастает, лучше обратиться к помощи профессионального детского психолога.

Не стоит бояться обращаться с чадом к психологу - специалист просто поможет спокойно пережить период кризиса и подскажет родителям, как им поступать в конкретных ситуациях
  1. Постоянная ругань приведет к тому, что ребенок в вас разочаруется, психология помогает родителям: не стоит срываться по пустякам, разбитая чашка не станет трагедией, а испачканные штаны всегда можно постирать, негативное же поведение приведет к комплексу вины у подрастающей личности, а это грозит уже более серьезными последствиями во взрослой жизни.
  2. Игровые приемы помогут превратить рутинные дела в веселое и беззаботное время, проведенное вместе, исключить кризис трех лет будет легче - вы поймете, насколько такая методика воспитания хороша. На помощь вам придут любимые игрушки: кукла хочет кушать только вместе с малышом, мишка не ложится спать один.
  3. Трудный возраст длится долго из-за того, что вы выбираете неверную тактику поведения: сравнивать успехи своего чада с другими детьми не стоит - может сформироваться чувство неполноценности, к другим детям ребенок начнет относиться негативно. Лучше сравнивать успехи с его собственным примером.
  4. Характер ребенка окажется безнадежно испорченным, если вы будете постоянно его оскорблять: растяпа – далеко не лучшее определение его умениям, даже если малыш не может что-либо сделать сам. Похвалите стремление, предложите немного помочь, чтобы результат был еще лучше.

Восстановить утраченное семейное равновесие самостоятельно бывает не по силам, трудный возраст у детей становится жестким испытанием на прочность. Если вы не можете решить возникших проблем, стесняться психологической помощи не стоит: квалифицированный специалист поможет консультацией и делом, направит вас в нужное русло, позволив вырастить счастливого и полноценного члена общества.

Доктор Комаровский о кризисе 3 лет и непослушных детях

Как воспитывать разбалованного малыша? Что следует знать родителям? Можно ли наказывать ребенка? Как легко пережить кризис? Когда следует обращаться к врачу? На эти вопросы ответит доктор Комаровский в своем видео, он расскажет об основных аспектах воспитания, поделится полезными советами и рекомендациями с родителями.

  • Добрый вечер! Наталья, у нас такая ситуация. Когда моему ребёнку было 1,8 мес его забрала бабушка, т. к. я была беременная вторым, и были сложности, и занималась ремонтом в новой квартире. Ребёнок прожил у бабушки 6 месяцев, вернулся когда малышу было 2 месяца. И сразу началось, стал писать в штаны, перестал какать, ток с клизмами. Меня и мужа не слушается, истерики, крики, на все отрицание, с едой стали проблемы. Малыша обижает, всегда пытается ущипнуть, поцарапать или ударить. Хотя, когда жил у бабушки был идеальный ребёнок все понимал, играл с другими детками, так же с малышами делился игрушками. Сейчас старшему 2,6 мес, а младшему 6 месяцев, ситуация не меняется. Малыша обижает, игрушки не даёт, все отбирает. Даже отбирает игрушки которые подарили брату, он кричит мое не дам. Мы стали дарить обоим игрушки, пытаемся объяснить что надо делиться и меняться, но результата ноль. Так игрушками не делится и с другими детками. Понимаю, мы совершили ошибку, что так долго был у бабушки. Как нам быть? Боюсь что и вырастит, будет обижать и не любить брата.

  • Ситуация 1

    Марина, принеси, пожалуйста, книгу, - ласково просит мама.

    Не принесу, - твердо отвечает Марина.

    Давай, внучка, я тебе помогу, - как всегда, предлагает бабушка.

    Нет, я сама, - упрямо отрицает девочка.

    Пойдем, погуляем.

    Не пойду.

    Иди обедать.

    Не хочу.

    Послушаешь сказку.

    Не буду...

    Анализ: Симптом, который здесь проявился, - это негативизм . Если родители каждый раз будут соглашаться с детскими «Не», то очень скоро столкнутся с манипулированием со стороны ребенка. Выйти из такой ситуации можно, если объяснять малышу причины его отказа. Например: «Ты не можешь принести книгу, потому что помогаешь папе». Обычно дети «цепляются» за подобные подсказки взрослых.

    Ситуация 2

    Мама обращается к сыну:

    Саша, собирайся, мы едем к бабушке.

    Я не хочу, - отвечает мальчик.

    Как это ты не хочешь? Мы же договаривались, она нас ждет.

    Я не хочу.

    Бабушка тебя ждет, подарок тебе купила.

    Я не хочу.

    Она же тебе кексиков напекла, ты их так любишь, поехали.

    Я не хочу! - заявил Саша и расплакался.

    Когда мама подошла его утешать, он прошептал:

    Скажи мне, что я не поеду к бабушке...

    Анализ: Такое поведение мальчика является ярким свидетельством упрямства - благодаря маминым словам он уже хочет и тех кексиков и подарка, и к бабушке ехать тоже хочет. Но Саша озвучил свое решение о том, что не поедет, и не может его изменить. Просьба «Скажи мне, что я не поеду к бабушке» также присуща именно детям, переживающим кризис трех лет . Ведь тогда он сможет не подчиниться запрету мамы и сделать то, чего на самом деле хочет - поехать к бабушке. Возможно, такое поведение является непонятным, парадоксальным, странным, но оно требует разумного и уважительного отношения со стороны близких взрослых. Жесткое отношение к ребенку, позиция упорно держаться уже принятого решения, не улучшит ситуацию, а только обострит. Поэтому родителям следует понимать, что ребенок стремится показать свою самостоятельность даже в принятии решений, и помнить, что он нуждается в их помощи. Поэтому следует проявить снисхождение к его решимости и найти соответствующие слова и интонацию.

    Ситуация 3

    Мама одевает сына в детский сад и очень спешит, опаздывает на работу:

    И что же ты так долго одеваешься, дай, я надену тебе брюки!

    Я сам, - отвечает вполне спокойно сын.

    Нет, ты будешь делать это очень долго!

    Мама надевает сына, мальчик отпирается, плачет. Затем снимает брюки и надевает их самостоятельно.

    Анализ: Детское своенравие часто вызывает родительское недовольство. Однако мама в приведенной ситуации думает только о себе, и тем самым портит ребенку настроение. Мальчик и в дальнейшем будет пытаться проявить свою самостоятельность, но в условиях маминого постоянного навязывания «правильного поведения» такое стремление перерастет в протест-бунт и будет иметь признаки перманентного конфликта. Преодолеть последствия такой ситуации можно только научившись организовывать, прежде всего, себя: например начать утренний подъем на 15-20 минут раньше, чтобы дать ребенку возможность удовлетворить свою потребность в самостоятельности.

    Ситуация 4

    Миша увлеченно играет машинками, выстроил для них дорогу и гараж. Но вот бабушка предупреждает, что мальчик должен заканчивать игру и идти обедать:

    Миша, собирай игрушки, будем обедать, - предупреждает бабушка.

    Я еще не хочу есть, я играю!

    Миша, иди есть.

    Не мешай мне!

    Внучек, я стол накрыла, иди...

    Ты мне надоела, почему ты мне мешаешь?

    Разве я мешаю, - удивляется бабушка. - Я зову ловкого водителя заехать на заправку, автомобиль заправить и самому пообедать и отдохнуть, прежде чем дальше отправляться в путь.

    После бабушкиного приглашения, на лице мальчика поочередно появились раздражение, удивление, догадка и восторг.

    Это так, как мы с папой на заправке обедали! - Радостно воскликнул мальчик и побежал есть.

    Анализ: Надо признать, что приведенный пример реагирования взрослых на детское своеволие и дерзкие заявления является скорее исключением, чем правилом. Бытует мнение, что только отстаивая свои требования, требуя их беспрекословного выполнения, взрослые поддерживают свой ​​авторитет. Однако такое поведение лишь обостряет желание ребенка отстоять свою независимость. Поведение бабушки является удачным образцом того, как взрослый должен реагировать на детское стремление быть взрослым - со своими желаниями, предпочтениями и тому подобное.

    Ситуация 5

    Папа сделал дочке замечание, чтобы она не качала ножками, когда сидит за обеденным столом. Через мгновение девочка уже качала ногами под столом с явным стремлением коснуться ими отца. И когда это произошло, отец вывел ее из-за стола с такими словами: «Ты извинишься за свое поведение и свое отношение ко мне». На что услышал от ребенка: «Я тебя не люблю!». Далее разгорелся скандал...

    Анализ: Симптом обесценивания является болезненным для родителей. Однако родительский авторитет не появляется по указанию. Такое поведение отца способно вызвать у ребенка страх и отчаяние, а после него, ничего, кроме презрения и равнодушия! Отцу стоило показать свое разочарование поведением дочери: «Ну, если тебе так нравится качать ногами, тогда тебе лучше обедать самой. И в кафе нам не стоит идти, потому что никто не захочет садиться вместе с нами за столик».

    А на услышанное от ребенка «Я тебя не люблю» является лишь один правильный ответ: «А я тебя люблю».

    Несколько следующих ситуаций иллюстрируют такое типичное проявление деспотизма по отношению к другим детям в семье, как детская ревность.

    Ситуация 6

    Трехлетний Илья играет кубиками. К нему подползает его сестренка, которой ещё нет года, и пытается взять кубик. Илья бьет девочку по руке. Малышка плачет. На мамин вопрос: «Что случилось?», Мальчик заявляет: «Теперь она знает, кто здесь главный!».

    Ситуация 7

    Соня вдруг разучилась делать то, что уже давно и хорошо умела - жалуется мать.

    Вчера заставила меня кормить ее с ложки обедом: «Мамочка, у меня ручка болит, я не могу... Я разлила... Я испачкалась...».

    Накануне мама отказалась посидеть у девочки, пока она уснет, потому что маме еще надо было укладывать ее полуторагодовалую сестренку.

    Ситуация 8

    Среди четырех стульев на кухне один отличается цветом сиденья. Мальчик, которому только что исполнилось два с половиной года, криком и плачем заставляет старшего восьмилетнего брата вставать с этого особого стула каждый раз, как тот садится, и сам усаживается на него. Если же на стул садятся папа или мама, крикливее и капризнее маленького тирана нет.

    Анализ: Однозначное восприятие родителями отношений между братьями и сестрами - «старший взрослый должен любить и уступать», а «младший - маленький, которого нельзя обижать -он всегда прав» - может только обострить ситуацию их взаимоотношений и усиливать неприятие детьми друг друга.

    Понятно, что чем младше дети, тем больше требуют повышенного внимания от родителей, однако не стоит давать старшим детям повод усомниться в любви папы и мамы к себе. В ситуациях 6 и 7 описана попытка старшего ребенка привлечь внимание родителей к себе - только пути разные. Мальчик решил ситуацию по-мужски. А девочка (ее поведение более типичное), получив отказ мамы, нашла другой способ вернуть себе маму и ее внимание.

    В ситуации 8 ревность объединена с произволом младшего мальчика по отношению к старшему. Такая ситуация является угрожающей для отношений не только между детьми, но и между родителями и старшим сыном. И перспектива развития отношений с младшим ребенком также не безоблачна. Родители должны опомниться и выстроить ровные отношения между братьями. Для этого, прежде всего, следует проявить твердость своих требований к младшему и поднять авторитет старшего как своего первого помощника.

    Также родителям следует помнить, что дети имеют право переживать негативные эмоции по отношению друг к другу, говорить, что не любят или ненавидят своего брата или сестру. Наибольшей ошибкой родителей является именно запрет на возможность выражать свое негативное отношение по отношению к брату или сестре, однозначный приказ: «Люби, ведь это твой братик (сестренка)». Родители должны показать, что они понимают чувства ребенка: «Я понимаю - ты в ярости из-за того, что маленький братик разрушил твою башню. Он просто не понимает твоих взрослых игр и играет по-своему. Но, если ты мне поможешь и поиграешь с ним немного, то за 10 минут я освобожусь и заберу его, а ты сможешь построить еще лучшую башню». В этом примере мама принимает отрицательное отношение старшего сына к младшему, показывает свое понимание эмоционального состояния старшего ребенка и значимости его деятельности; дает шанс проявить великодушие - помочь ему - и продолжить игру с лучшими результатами.

    Для каждого любящего родителя появление ребенка в семье - огромная радость и безграничное счастье. С каждым годом ребенок растёт, развивается, познает новое, у него вырабатывается характер, происходят другие возрастные изменения. Однако радость родителей порой сменяется недоумением и даже замешательством, которые они испытывают во время неизбежных конфликтов поколений. Избежать их не удастся, а вот сгладить - вполне реально. Особое внимание психологи и педагоги призывают обратить на воспитание и развитие ребенка 3-4 года жизни.

    Вопрос, над решением которого работают десятки специалистов

    Формирование личности и созревание характера происходит с самого момента появления человека на свет. Ежедневно кроха познает мир вокруг себя, формирует отношения с окружающими, осознает свое значение и место, и параллельно с этим у него возникают вполне естественные желания и потребности. Это развитие не проходит гладко, а критические ситуации и конфликты происходят с определенной периодичностью и имеют схожие моменты в каждом возрасте. Именно это позволило психологам сформировать такое понятие, как возрастные кризисы. Не только молодым родителям, но и считающим себя опытными бабушкам и дедушкам не помешает узнать, в чем заключается воспитание ребенка (3-4 года). Психология, советы специалистов и рекомендации испытавших на себе эти советы помогут сгладить столкновения крохи с представителями взрослого мира.

    Проверка родителей на крепость

    В возрасте трех и четырех лет маленький человечек - это уже не делающий все по указке взрослых объект, а вполне сформированная отдельная личность, со своими эмоциями и желаниями. Порой эти желания совершенно не совпадают с установленными взрослыми правилами, и, пытаясь добиться своей цели, ребенок начинает проявлять характер, или, как говорят взрослые, капризничать. Повод может быть любой: не та ложка для еды, не тот сок, который хотел минуту назад, некупленная игрушка и прочее. Для родителей эти причины кажутся ничтожными, и единственный выход, который они видят - перебороть желание крохи, заставить его сделать так, как хотят и привыкли делать они. Воспитание детей 3-4 лет порой требует просто невероятного терпения окружающих.

    Вашему ребенку три года? Запасайтесь терпением

    Осознание себя частью мира не проходит для ребенка гладко, и это вполне нормально. Понимая, что он тоже человек, малыш пытается понять, что же ему в этом мире можно и как ему поступать в каждом отдельном случае. И пробы эти начинаются с проверки на крепость родителей. Ведь если они говорят, что нужно делать, так почему ему, самому главному в семье, не покомандовать? А вдруг послушаются! Он начинает меняться, меняется его мировоззрение, привычки. В это время родители замечают, что их малыш уже не только слушает и плачет, а уже командует ими, требует тот или иной предмет. Этот период называют кризисом трёх лет. Что же делать? Как совладать с самым любимым маленьким человечком и не обидеть его? Особенности воспитания детей 3-4 лет непосредственно зависят от развития.

    Причины возникновения конфликтов, или Как сгладить кризис

    В настоящее время взрослые мало уделяют внимания своим детям: плотный график работы, быт, проблемы, кредиты, важные дела не оставляют возможности просто поиграть. Поэтому ребенок пытается обратить на себя внимание. После нескольких попыток поговорить с мамой или папой он остается незамеченным и, следовательно, начинает баловаться, кричать, устраивать истерики. Ребенок ведь не знает, как правильно построить диалог, и начинает вести себя так, как умеет, чтобы на него быстрее обратили внимание. Именно в понимании потребностей крохи во многом заключается воспитание ребенка (3-4 года). Психология, советы и рекомендации специалистов помогут понять, а соответственно и решить, проблемы, связанные с недостатком внимания.

    Так же, как взрослый

    Часто родители, сами не желая того, вызывают у ребенка негативные эмоции: заставляют спать, когда хочется играть, кушать «не очень вкусный» суп, убирать любимые игрушки, уходить с прогулки домой. Тем самым у малыша возникает желание навредить взрослым и высказать свой протест. детей 3-4 лет должно проходить при постоянном положительном примере со стороны взрослых.

    Терпение - залог успеха

    В этот период родители осознают, что их ребенок уже повзрослел, но всё ещё остаётся маленьким и не может сам справиться со всеми задачами. И когда малыш стремится быть самостоятельным, родители то и дело поправляют его, одергивают, поучают. Конечно, он воспринимает критику в штыки и протестует всеми возможными способами. Маме и папе нужно запастись терпением и быть как можно мягче в отношении к ребенку. Воспитание детей 3-4 лет закладывает основу взаимоотношений малышей с окружающими на всю жизнь. Именно от родителей зависит, какими эти отношения будут.

    Воспитание детей 3-4 лет

    Психология поведения - целая наука, но в отношении детей необходимо изучить хотя бы ее основные принципы.

    1. Ребенок подражает поведению окружающих его взрослых. Естественно, что в первую очередь он берет пример со своих родителей. Можно сказать, что в этом возрасте кроха все впитывает, как губка. У него еще не сформированы собственные понятия хорошо-плохо. Хорошо так, как ведут себя родители. Если в семье все общаются без криков и скандалов, ребенок тоже выбирает для своего поведения спокойный тон и пытается копировать родителей. Находить общий язык с детьми 3-х и 4-х лет нужно в мягкой манере, ненавязчиво, без повышенных тонов.
    2. Как можно чаще нужно проявлять свою любовь к ребенку, ведь дети очень чувствительные и ранимые существа. Их капризы, проступки, плохое поведение не должны влиять на степень любви родителей - просто любите и не требуйте ничего взамен. ребенка 3-4 лет - это только памятка для родителей, опыт предшественников. Своего ребенка нужно чувствовать сердцем, а не воспитывать так, как написано в книге.
    3. Не сравнивайте поведение своего ребенка с поведением других детей и тем более не говорите, что он хуже кого-то. При таком подходе может развиться неуверенность в себе, комплексы и замкнутость.
    4. Ребенок пытается быть самостоятельным, всё чаще от него можно слышать фразу «я сам», в то же время он ждёт поддержки от взрослых и похвалы. Следовательно, родителям нужно одобрять детскую самостоятельность (хвалить за убранные игрушки, за то, что он сам надел одежду, и прочее), но ни в коем случае не идти на поводу у ребенка и вовремя определить границы дозволенного.
    5. Во время становления характера и взросления ребенка родителям самим важно соблюдать определенные правила, режим дня. Мамам и папам совместно с бабушками и дедушками нужно договориться об одинаковых методах воспитания и не отступать от такой тактики. В итоге чадо будет понимать, что можно ему не всё - нужно подчиняться общим правилам. Основные детей 3-4 лет определяют их родители, только нужно помнить о важности этого возрастного периода.
    6. Разговаривайте с маленьким человеком на равных и ведите себя так, как ведете со взрослыми. Не ущемляйте его права, прислушивайтесь к его интересам. Если ребенок провинился, осуждайте его проступок, а не самого ребенка.
    7. Обнимайте своих детей как можно чаще. По поводу и без повода - так они будут чувствовать себя в безопасности, вырастут уверенными в себе. Ребенок будет знать, что мама и папа любят его, несмотря ни на что.

    Будьте готовы к экспериментам

    Родителям стоит понять, что воспитание ребенка (3-4 года), психология, советы и рекомендации специалистов - это все очень важно, но также следует определить для самого себя те грани, которые будут дозволены малышу. В возрасте 3-4 лет маленького исследователя все интересует: он может сам включить телевизор или газовую плиту, попробовать на вкус землю из цветочного горшка, залезть на стол. Этот перечень можно продолжать очень долго, трехлетки и четырехлетки достаточно любопытны, и это абсолютно нормально. Насторожиться, наоборот, стоит тогда, когда ребенок не проявляет подобного интереса к окружающему. Однако нужно определить, что ребенок может испытать на себе, а на что будет поставлен категорический запрет.

    Хотите что-то запретить? Сделайте это корректно

    Сообщать об этих запретах детям надо корректно, без лишней травмы для них. Ребенок должен понимать, когда он переходит границы дозволенного, что ему можно и что нельзя, как вести себя со сверстниками и в обществе. Не устанавливать запреты нельзя, так как милое дитя вырастет эгоистичным и неуправляемым. Но всё должно быть в меру, огромное количество запретов на всё может привести к нерешительности и замкнутости. Необходимо стараться не провоцировать конфликтные ситуации, если малыш видит конфеты, он, конечно, захочет их попробовать. Вывод - уберите их дальше в шкафчик. Или же он хочет взять аналогично - спрячьте. На определенное время уберите особо желанные ребенком предметы, и он со временем забудет про них. Много сил и терпения требует в этот период воспитание ребенка (3-4 года).

    Все запреты родителей обязательно должны быть обоснованными, ребенку нужно четко понимать, почему нельзя делать так или иначе.

    Можно сказать, что после преодоления кризиса трех лет у детей происходят заметные положительные изменения в характере. Они становятся более самостоятельными, сосредоточенными на деталях, активными, имеют свою точку зрения. Также на новый уровень переходят отношения становятся более осмысленными, проявляется интерес к познавательной и предметной деятельности.

    Пополняйте запасы знаний

    Вопросы, которые задает малыш, порой способны поставить в тупик даже уверенного в своей образованности взрослого. Однако этого малышу показывать нельзя ни в коем случае. Даже самые «неудобные» вопросы нужно воспринимать как нечто само собой разумеющееся и быть готовыми в доступной ребенку форме объяснить все, что его интересует.

    Воспитать ребенка - важная и основная задача родителей, нужно суметь вовремя заметить изменения в характере, поведении малыша и правильно отреагировать на них. Любите своих детей, находите время для ответов на все их «почему» и «зачем», проявляйте заботу, и тогда они будут прислушиваться к вам. Ведь от воспитания ребенка в этом возрасте зависит вся его взрослая жизнь. И запомните: сдать практический экзамен на тему «Психология воспитания детей 3-4 лет» без ошибок невозможно, но сократить их до минимума - это в ваших руках.

    Чем занять ребёнка в 3 года дома? Многие родители быстро находят ответ: «Включить мультики». Малыш, конечно, будет поглощён увлекательным занятием пару часов, но долгий просмотр телепередач вреден: этот факт давно установили психологи и педиатры. Ребёнок у телевизора – удобно для родителей, но мало пользы для малыша.

    Предложите сыну или дочке интересное занятие. Игр и развлечений для трёхлетнего ребёнка предостаточно. Вам ничего не приходит в голову, кроме рисования, аппликаций и лепки? Выбирайте любую из увлекательных игр, занимайтесь вместе с ребёнком, радуйтесь успехам. Итак, никаких поучений и долгих объяснений, только предложения, как занять трёхлетнего малыша.

    Домашний театр

    Беспроигрышный вариант, независимо от пола ребёнка. Подготовьте мини-спектакль, выберите любимые сказки, придумайте новые. Фантазируйте сами, поддерживайте идеи маленького режиссёра.

    Советы:

    • героев сказок сделайте из картона, лоскутков, подручных материалов;
    • сшейте маленькие фигурки животных, людей, которые легко надеваются на пальчик;
    • сделайте большую ширму для сказок. Приспособление заменит ряд стульев, накрытых тканью;
    • многие детки любят превращаться в сказочных героев. Подберите пьесу, в которой участвую два-три персонажа (переодевайтесь в соседней комнате), сделайте костюмы для себя и малыша. Покажите несложную сказку папе, бабушке и дедушке: близкие будут в восторге.

    Остров сокровищ

    Что делать:

    • достаньте несколько шкатулок, сумочек, ярких коробок;
    • внутрь каждого «сундука» положите маленький сюрприз: конфету, яблоко, пупсика, открытку;
    • расскажите малышу, что у вас не квартира, а остров сокровищ. Предложите найти все сумочки и коробки, в которых спрятан клад;
    • положите «сундучки» не очень далеко, чтобы ребёнок легко их отыскал;
    • упражнение развивает мелкую моторику рук, занимает, минимум, полчаса времени.

    Маленький помощник

    В три года большинство деток охотно подражают родителям. Воспользуйтесь этим, предложите «взрослое» занятие.

    Вариантов масса:

    • полить цветы;
    • помыть овощи для оригинального салата;
    • раскатать тесто;
    • надеть на кукол новые платья перед приходом гостей;
    • украсить пирог;
    • вытереть пыль;
    • рассортировать рубашки или носки;
    • навести порядок на полке и так далее.

    Важно! Обязательно похвалите малыша, расскажите о его успехах всем домашним. Давайте посильные задания, чтобы юный помощник не разочаровался в своих силах.

    Меткий стрелок

    Играйте вместе с малышом. Понадобится два пластмассовых ведра, бумажные шары. Вместе с ребёнком сделайте «ядра» из мягкой бумаги, куска старых обоев (берите дешёвые, чтобы легко сминались).

    Суть:

    • с двух-трёх шагов попасть бумажным мячом в корзинку;
    • подумайте, какое расстояние подходит, чтобы ребёнок попал в цель, иначе разочарований не избежать;
    • после соревнования вручите «меткому стрелку» приз.

    Юный художник

    Суть:

    • положите на стол бумагу, предложите нарисовать картину для украшения дома;
    • дайте пальчиковые краски, покажите, как сделать цветок;
    • детки с удовольствием творят;
    • повесьте картину на видное место;
    • многим малышам настолько нравится рисование, что нередко в комнате появляется целая «галерея».

    Домашний оркестр

    Понадобятся:

    • баночки, вёдра разного размера из пластика;
    • картонные трубочки от пищевой фольги или плёнки.

    Покажите, как играть на барабанах, объясните, что можно не просто стучать, но и воспроизводить мелодии:

    • обратите внимание юного барабанщика на разную высоту звуков;
    • чтобы барабанный бой не досаждал, через 15–20 минут предложите другое интересное занятие, например, просмотр мультиков.

    Лепка из пластилина

    Проверенное временем занятие для детей трёх лет. Купите набор, состоящий из 10–12 цветов и оттенков. Выбирайте пластилин хорошего качества: избегайте дешёвых, токсичных материалов.

    Предложите слепить героев сказок, домашнее животное, фрукты, овощи. Начинайте с простых фигур, чтобы избежать разочарований. Первое время лепите вместе, потом ненадолго отходите, учите заниматься самостоятельно. Через время обязательно устройте выставку работ.

    Совет! Выделите место, выставите пластилиновые фигурки для всеобщего обозрения. Многим деткам нравится ставить сценки с участием только что вылепленных героев.

    Гирлянда к Новому году

    Предложите украсить квартиру вместе с малышом. Нарежьте полоски цветной бумаги шириной 1–2 см. Если ребёнок умеет управляться с детскими ножницами, пусть часть работы он сделает сам.

    Задача: склеить из полосок колечки. Новую полоску продевайте через готовое кольцо, соединяйте. Через 10–15 минут работы получится небольшая гирлянда.

    Показ моделей

    Игра подходит деткам, которые неплохо надевают и снимают одежду. Предложите малышу побольше вещей, пусть устроит представление. Выбирайте детали попроще: накидки, шляпы, парики, юбки, чтобы легко было переодеваться. Эта игра особенно нравится девочкам.

    Самый ловкий

    Простое задание развлечёт малыша. Предложите пронести по квартире в столовой ложке удобный предмет: маленький мячик, орех, теннисный шарик. Покажите, как действовать. После обхода всех комнат «самый ловкий» получит приз.

    Сила ветра

    Игра развивает глубокое дыхание, дарит веселье, хорошее настроение. Устройте соревнование, старайтесь, чтобы малыш тоже побеждал.

    Приготовьте:

    • мыльные пузыри;
    • ватные шарики;
    • мячики из бумаги.

    Задача:

    • набрать в лёгкие больше воздуха, сдуть предметы со стола или выдуть большой мыльный пузырь;
    • в разные дни чередуйте шарики с пузырями: так игра не надоест. Привлекайте папу, бабушку, хвалите за успехи.

    Раскраски

    Беспроигрышный вариант для развития усидчивости, фантазии, мелкой моторики. Первое время покупайте книжки-раскраски с крупными предметами, вызывающими интерес у сына или дочки. Выбирайте сюжеты из мультиков, любимых сказок.

    Юный художник неплохо справляется с большой площадью? Переходите к картинкам со средними и мелкими деталями.

    Толстые раскраски не нужны, малыш не будет долго листать страницы. Найдите в интернете подходящий рисунок («Раскраски для детей распечатать»), затем на принтере распечатайте. Пусть маленький художник раскрасит героя.

    Найди пару

    Первый вариант:

    • выложите на пол чистую обувь, перемешайте сапоги, туфли, тапочки;
    • достаньте 3–4 корзины или коробки, предложите юной хозяйке/хозяину рассортировать обувь: сапоги – в одну корзину, тапочки – в другую и так далее;
    • обязательно нужно найти пару, прежде чем положить обувь в нужное место.

    Второй вариант:

    • можно просто достать обувь из коробок, сделать путаницу;
    • попросите малыша аккуратно разложить всё обратно, чтобы ничего не перепутать;
    • немного помогите сразу, не бросайте ребёнка одного перед грудой обуви;
    • расскажите домашним, какой помощник растёт.

    Качалки или качели

    Хорошее развлечение для маленьких деток. Купите удобную модель качалки в виде лошадки с устойчивой основой. Качели надёжно прикрепите в дверном проёме. Во время подобных развлечений никогда не оставляйте сына или дочку в одиночестве, всегда следите за поведением во избежание травм.

    Как лечить у детей? Узнайте эффективные методы и народные рецепты.

    О правилах приема антибиотиков при ларингите у ребенка написано странице.

    Чтение

    Красочные журналы, панорамные книжки, энциклопедии с яркими картинками (с учётом возраста) вызывают живой интерес у деток. Выбирайте интересный материал, читайте с выражением, чтобы малыш увлёкся.

    Ситуативные игры

    Детки с удовольствием примеряют на себя разные роли. Игры, развивающие воображение – то, что нужно для трёхлетнего малыша.

    Вы не знаете, чем занять ребёнка дома в 3 года? Предложите одну из популярных игр:

    • дочки-матери;
    • больница;
    • школа;
    • парикмахерская;
    • магазин;
    • кафе.

    Купите наборы игрушечных инструментов, изготовьте реквизит сами. С кастрюльками, пластмассовыми сковородками и стаканами в раннем возрасте с удовольствием играют и мальчики, и девочки. Ситуативные игры развивают речь, учат общению, вниманию к посторонним.

    Детская дискотека

    Включите любимые песенки, пусть малыш потанцует. Поучаствуйте тоже. Отличный вариант, если в гости пришли друзья или родственники с ребёнком схожего возраста.

    Обведи руку

    Простая игра особенно нравится девочкам. Покажите малышке, как обвести карандашом ладошку и пальчики. Помогите вырезать по контуру, вместе нарисуйте колечки на пальцах, накрасьте «ногти», наденьте красивые браслетики.

    Аппликация

    Подготовьте картон, клей, ножницы, разноцветную бумагу, старые журналы. Вначале делайте простые картины, чтобы малыш справился с заданием. Ребёнок может рвать кусочки цветной бумаги руками, если плохо управляется с ножницами.

    Угощение для зверят

    Предложите покормить домашних животных и милых зверюшек. Посадите за стол мишку, зайку, слоника, всех, кого найдёте в детском уголке. Заранее нарисуйте, затем вырежьте из картона яблоки, морковь, капусту, другие овощи, фрукты. Изготовьте из цветной бумаги злаки и траву. Расскажите сыну или дочке, что ест каждый зверь.

    Если в холодильнике есть подходящая еда для животных, используйте её, предварительно вымыв, проверив, не холодная ли она. По ходу объясните, почему важно мыть руки, овощи и фрукты.

    Теперь вы знаете немало увлекательных игр и развлечений для малышей. Искренне интересуйтесь делами ребёнка, не жалейте времени на развитие навыков и умений. Фантазируйте, представляйте себя на месте сына или дочки. Совместные игры сближают, улучшают отношения в семье, дарят хорошее настроение.

    Видео. Ещё больше игр и занятий для ребенка 3 лет в домашних условиях:

    Все блага мира родители готовы отдать за здоровье и благополучие своих детей. Неудивительно, что отказ малыша от еды может вызвать у мам и бабушек настоящую панику. А, после слов доброжелательной соседки: «Какой он у вас худенький!» — желание накормить ребенка, во что бы то ни стало, превращается в маниакальную идею. Ребенок не хочет есть — какой ужас! А может быть он просто не голоден? – подсказывает заботливым родителям разум. Но, увы, родители редко прислушиваются к голосу разума, когда дело касается их любимых чад. И начинается: «Ложечку за папу! Ложечку за маму!» — а ведь это самое настоящее «пищевое насилие». Безусловно, одна из основных функций родителей заключается в контроле над питанием, качеством и количеством, предлагаемой малышу пищи. Но не только в этом. В детстве формируются основные привычки пищевого поведения, и об этом не стоит забывать. И все же, что делать, если ребенок двух-трех лет очень плохо ест и у него практически отсутствует аппетит?

    Почему ребенок 2-3 лет плохо ест: все возможные причины в нашей статье

    Специалисты считают, что существует восемь причин отсутствия аппетита у детей. Рассмотрим подробно каждую из них.

    1. Нежелание есть новые блюда

    У каждого малыша свой характер. Уже в этом возрасте некоторые дети отличаются консерватизмом. Введение новых продуктов питания в их рацион проблематично. Как правило, любое нововведение такими детьми воспринимается негативно – непривычный вид пищи, вкус, запах. Родители нервничают, ведь рацион малыша слишком однообразен. Очень часто дети наотрез отказываются от овощных блюд, зато прекрасно едят любые молочные. И это вполне объяснимо, ведь в возрасте двух-трех лет детский организм нуждается в кальции. Некоторые детишки наотрез отказываются от любых салатов, заправленных маслом или сметаной, зато с удовольствием едят сырые овощи без добавок.Очень часто малышей настораживает необычный внешний вид новых блюд.

    Если по какой-то причине ваш ребенок отказывается от непривычных для него продуктов, не торопитесь. Ни в коем случае не заставляйте его есть насильно. Вводите новые продукты в его рацион постепенно. Малыш со временем привыкнет к этой пище, и будет «уплетать» ее с удовольствием. Как говорится – любому овощу свой срок. Детишки очень любознательны, увидев в вашей тарелке новое для себя блюдо, они обязательно захотят его попробовать. Позвольте им это сделать. Если, съев кусочек, кроха проявит признаки недовольства, не настаивайте. Через некоторое время повторите эксперимент. Малыш постепенно привыкнет к новому блюду и, не исключено, что вскоре оно станет его любимым.

    1. Отсутствие расписания приема пищи

    Многие родители жалуются, что их ребенок совсем ничего не ест, однако не уточняют, что он постоянно перекусывает. Если ваш малыш до завтрака «перекусил» шоколадкой, яблоком и сухариками, то ждать, что он набросится на кашу – смешно. Детский организм уже получил необходимое количество калорий.

    В этом случае единственный способ накормить малыша полезными продуктами – дать ему проголодаться. Не забывайте, про режим питания, отмените все перекусы и у вас не будет повода жаловаться на аппетит ребенка. Детский организм (впрочем, как и организм взрослого человека) быстро приспосабливается к приему пищи в определенное время. Режим питания способствует лучшему перевариванию и усвоению пищи.

    1. Несбалансированное питание

    Растущий организм испытывает чувство голода в том момент, когда он нуждается в определенных веществах – белках, жирах, микроэлементах, витаминах, углеводах и т.д. Все эти вещества необходимы ему для здорового функционирования. Чтобы малыш был здоровым ему необходимо получать с пищей нужное количество каждого компонента. Именно поэтому рацион питания ребенка должен быть строго сбалансированным.

    Несбалансированное питание может привести не только к ожирению, падению иммунитета, диатезным проявлениям, но и к полной потере аппетита. Получить консультацию о правильном рационе питания детей двух-трех лет можно на приеме у участкового педиатра.

    Специалист по перинатальной психологии Любовь Кузьмина :

    У детей может наблюдаться избирательное снижение аппетита по отношению к определенным группам продуктов. Например, дети с заболеваниями желчевыводящей системы обычно интуитивно избегают пищи, стимулирующей секрецию желчи и усиливающую боль – жирную, тушеную и жареную пищу. При непереносимости белков коровьего молока ребенок отказывается от молока и продуктов на его основе. И так далее. Скорректировать ситуацию можно правильно подобранной диетой и лечением. Диагностика и лечение происходит под наблюдением врача.

    1. Физиологические причины

    Ваш малыш с большим аппетитом приступает к еде, но через минуту перестает кушать и начинает капризничать. В этом случае, скорее всего, ему мешают физические помехи: молочница во рту, прорезывающийся зуб, воспаление десен и т.д. Возможно, у малыша возникли проблемы с кишечником, его беспокоят метеоризм, запоры. Очень часто малыши отказываются от еды, когда у них заложен нос и им трудно дышать. Как только физиологическая помеха будет устранена, аппетит восстановится.

    1. Отсутствие режима дня

    Чуть выше мы уже писали о режиме питания, который очень важен для детей, но не менее важен и распорядок дня. Если ребенок практически не бывает на свежем воздухе, играет исключительно в малоподвижные игры, не спит днем, а ночью спит очень беспокойно – о хорошем аппетите и мечтать не стоит. Родители должны знать, что количество пищи, которую съедает ребенок прямо пропорционально уровню энергозатрат. Чем больше ваш малыш тратит энергии, тем лучше у него будет аппетит.

    Педиатр Ю. Староверов:

    Потребности детей в пище в значительной мере зависят от затрат на физические нагрузки, рост, теплопродукцию, борьбу с инфекциями. На улице похолодало - ребенок стал лучше есть; ускоряется рост в периоде полового созревания - улучшается аппетит; побегал на улице - «нагулял аппетит». Наряду с различиями в энергетических потребностях у каждого ребенка свои возможности пищеварения (расщепления и всасывания пищи), своя интенсивность обмена веществ. И в зависимости от этого потребность в пище у детей одного возраста также может существенно различаться. Мерилом адекватности питания ребенка является не количество поглощаемой им пищи, а уровень его развития: темпы роста, упитанность, своевременность появления у него новых навыков.

    1. Биоритмы

    У любого ребенка есть индивидуальные биоритмы. Аппетит у детей может быть напрямую связан со временем года или с определенным временем суток. У одного ребенка может быть прекрасный аппетит утром и полное его отсутствие вечером. Внимательный родитель знает, что дети быстрее всего растут летом. В это время года у них и аппетит лучше. Дети-жаворонки отличаются отменным аппетитом по утрам, а дети-совы, наоборот, «просят добавки» ближе к вечеру. При составлении рациона питания необходимо учитывать эти особенности.

    1. Болезнь

    А вот внезапное исчезновение аппетита должно насторожить родителей. Если ни одна из вышеперечисленных причин не объясняет отказ ребенка от пищи, скорее всего, ваш малыш заболел. Конечно, как правило, в этом случае отсутствие аппетита сопровождается повышением температуры, головной болью, расстройством желудка и другими ни менее неприятными симптомами.

    Снижение или полное отсутствие аппетита у ребенка – один из симптомов большинства инфекционных заболеваний. Ослабленный детский организм начинает активно тратить энергию на борьбу с инфекцией. Во время болезни малыша нельзя кормить насильно! У организма нет сил на переваривание пищи.

    Врачи рекомендуют во время болезни давать крохе легкую пищу и увеличить количество потребляемой жидкости. Как только болезнь отступит, малыш сам попросит есть. Аппетит пропадает у малышей при кишечных заболеваниях, таких как: энтеробиоз и . Плохой аппетит может свидетельствовать и о наличие . В любом случае, если отсутствие аппетита не единственный симптом, который настораживает родителей, ребенка срочно необходимо показать врачу.

    В большинстве случаев, как вы уже поняли, плохой аппетит объясняется вполне определенными причинами, которые не приносят особого вреда ребенку. Конечно, постоянное его отсутствие может привести к анемии или гиповитаминозу. Но это случается довольно редко, хотя лишний раз проконсультироваться с врачом по поводу отсутствия у малыша аппетита — не помешает.

    У ребенка 2-3 лет нет аппетита: нужно ли заставлять ребенка есть?

    Кормить ребенка насильно – ни в коем случае нельзя! Как показывает практика, чем больше настойчивости проявляют родители в этом вопросе, тем более упрямо ребенок отказывается от пищи. Шантаж в этом случае также неуместен. Съешь кашку – дам игрушку, конфетку, включу мультики и т.д. Если малыш не хочет есть — настаивать не стоит. Пусть он выйдет из-за стола и займется другими делами. Через час или два малыш сам попросит его покормить. Возможно, раньше он просто не был голоден.

    Мы уже говорили, что именно в детстве закладываются основные пищевые привычки. Поэтому не стоит твердить ребенку, что он должен съедать абсолютно все, что лежит на его тарелке. Пройдут годы, малыш вырастет, а привычка «доедать» останется. Лишний вес такому ребенку обеспечен. Конфетка взамен съеденной тарелки супа может привести к тому, что ваше «дитятко» всю жизнь будет любые проблемы и стрессы «заедать» сладеньким. Эта привычка может привести к диабету и ожирению. Родители должны найти причину плохого аппетита и постараться ее искоренить.

    Из книги Ю. Староверова «Здоровье вашего ребенка. Книга для разумных родителей» :

    Запихнуть в рот ребенка кашу или пюре можно, но будет ли при таком кормлении пища усвоена? Трудами академика И.П.Павлова было доказано и в последующем многократно подтверждено, что для нормального пищеварения недостаточно поместить пищу в желудок. Нужно, чтобы пища аппетитно выглядела, чтобы она вкусно пахла и вызывала выделение запального желудочного и кишечного соков. Пища, принятая обманным путем, плохо переваривается и не полностью усваивается, а также нарушает рефлекторную деятельность пищеварительного тракта и способствует развитию его заболеваний. Ну и совсем недопустимо кормление ребенка под угрозой наказания. Под влиянием страха выработка пищеварительных соков вообще прекращается, возникают спазмы желудка и кишечника, возможны рвота и непроизвольная дефекация. Так формируется невроз - синдром привычных рвот.

    Как улучшить аппетит ребенка 2-3 лет: мнения врачей

    Аппетит в переводе с латыни означает «желание», «потребность». Поэтому отсутствие аппетита – это отсутствие потребности организма в еде. Педиатры единодушны во мнении, заставлять ребенка кушать, если он не хочет — не нужно. Но есть ли способы улучшить аппетит? Конечно, такие способы существуют. И лежат они, как говорится, на поверхности.

    Педиатр Ю. Староверов:

    Для начала всегда неплохо выяснить, в чем же проявляется отсутствие аппетита. Нередко выясняется, что ребенок отказывается от каких-то одних продуктов, но охотно ест другие. Например, демонстративно выплевывает кашу и требует сладкие фрукты. Если ему идут навстречу, в следующий раз ситуация повторяется. Очевидно, что проблема избирательного аппетита прямого отношения к аппетиту как таковому не имеет. Проблема педагогическая: в семье растет узурпатор и эгоист.

    А что же все-таки делать? Важно, чтобы ребенок в семье чувствовал себя равным среди равных, а не баловнем судьбы и центром цивилизации. Не хочет он есть кашу - завтрак окончен, обед через 4 часа. Не стал есть суп за обедом - жди до ужина. При этом очень важно, чтобы в перерывах между едой пища не попадалась на глаза ребенку, чтобы он не имел возможности самостоятельно перекусить и чтобы не было в его присутствии никаких разговоров о еде.

    Доктор Комаровский считает, что желание накормить ребенка – это вполне понятный материнский инстинкт. Поэтому, если малыш отказывается от еды, то мать готова сделать все, чтобы он съел хотя бы ложечку. Комаровский отмечает, что малыш хочет есть лишь тогда, когда его организм готов принять пищу, усвоить ее и переработать. Конечно, любой организм можно обмануть, предложив ему что-то очень вкусное. Но это «вкусное» все равно полностью не переварится, у крохи начнет болеть живот, а маме придется бежать в аптеку. Она начнет усердно лечить ребенка, уверенная в том, что его болезнь напрямую связана с плохим аппетитом. Педагогическая ошибка влечет за собой медицинские проблемы. Комаровский уверен — соблюдая шесть вышеперечисленных правил, мамам не придется беспокоиться по поводу плохого аппетита у их детишек.

    Заведующая педиатрическим отделением Куликова Мария Александровна советует мамочкам в борьбе за аппетит взять на вооружение следующие рецепты:

    • Готовить не только вкусные, но и красивые блюда. Даже самый упрямый «нехочушка» захочет съесть красивый грибочек или цветочек, изготовленный из овощей. Но слишком усердствовать в этом направлении не стоит, так как малыш может привыкнуть к ярким блюдам и будет отказываться от обычных
    • Малыша заинтересует картинка на дне тарелки, которую можно увидеть, только съев всю кашу.
    • Лучше всего детям приобретать оранжевую или красную посуду. Эти цвета активизируют аппетит.
    • Во время еды ребенка ничего не должно отвлекать, поэтому лучше всего убрать со стола все лишнее и выключить телевизор. Обеденный стол – это не игровая площадка.

    Детский врач Михайлов В.В. рекомендует родителям обратить внимание на продукты и напитки, вызывающие аппетит. Например, за пол часа до еды малышу можно дать свежевыжатый яблочный сок , который стимулирует выделение желудочного сока. Хорошо стимулируют пищеварение ягоды черной смородины и черноплодной рябины . Можно приготовить м орс или отвар из шиповника и облепихи.

    Народное средство для повышения аппетита у детей

    Наши бабушки поднимали аппетит у детей народным способом. В свежий сок алое они добавляли мед. Принимать эту смесь нужно было по 1 ч.л. перед едой. Однако врач напоминает, что мед может вызывать аллергические реакции у детей.

    Сегодня в продаже есть масса всевозможных витаминных комплексов, повышающих аппетит. Применять тот или иной комплекс витаминов можно только после консультации с врачом.