Как научить ребенка быть уверенным в себе. Как воспитать в ребенке уверенность в себе и своих силах. Ставьте четкие границы

12.10.2019

Не секрет, что люди с адекватной самооценкой более успешны в жизни. Именно в честной оценке себя, не слишком заниженной и не завышенной, и кроется очарование сильных личностей.

Такие люди знают свои минусы и плюсы, всегда верят в себя и не устают совершенствоваться, не занимаясь излишней самокритикой. Чтобы помочь своему ребенку вырасти гармоничной личностью, возьмите на вооружение эти советы.

1. Будьте взрослыми

Ребенок по-настоящему начинает себя чувствовать увереннее, когда в его жизни присутствуют такие же уверенные в себе родители. Для этого у вас должны быть четкие правила и принципы, которыми вы руководствуетесь при принятии решений. Еще один момент – не стоит становиться совсем "одноклассником" своему ребенку и вести себя с ним панибратски. Так вы лишаете его ощущения "взрослого Взрослого", который может защитить и поддержать в трудную минуту.

2. Поработайте с комплексами

Брекеты, очки, заикание, плохая одежда – сверстники всегда найдут к чему можно придраться и сделать объектом насмешек. Если ребенок открылся вам и поделился, что он сильно переживает из-за чего-то, что он считает своим дефектом, приложите все усилия, чтобы помочь ему с этим справиться. Любой недостаток можно исправить, было бы желание и возможности. Но если по каким-то причинам вам не удается это сделать, постарайтесь объяснить ребенку, что это – всего лишь небольшая часть его личности. Что он – это весь его необъятный внутренний мир, цели, интересы, и только в последнюю очередь – внешние проявления.


3 . Создайте ребенку возможность для роста

Для этого старайтесь давать ему задания, с которыми он может самостоятельно справиться. Когда ребенок будет видеть, что у него все получается, на волне энтузиазма он будет браться за новые задачи и снова успешно их выполнять. Это очень качественно укрепит его уверенность в собственных силах. Точно так же, шаг за шагом, следует осваивать и новые сложные навыки, разбив процесс обучения на небольшие этапы и начиная с азов.

4. Подыщите ему клуб по интересам

Если ребенок не пользуется особой популярностью в школе, займитесь поиском места, где его таланты окажутся открытыми и признанными. Такое место обязательно найдется - может быть, это будет спортивная секция, клуб юных натуралистов, музыкальная или художественная школа. Самое важное, что попадая в среду единомышленников, ребенок будет вдохновляться и ощущать, что его ценят не по "пятибалльной шкале", а за реальную деятельность, в которой он выражает себя настоящего.


5. Расскажите ему, что критика – это зона роста

У неуверенного в себе ребенка от критики будет просто выбиваться почва из-под ног. Поясните ему, что это вовсе не плохо, и что существует 2 типа критики. Многие замечания указывают на то, что есть моменты, которые можно доработать и стать еще лучше – так могут критиковать учителя в школе. А второй тип критики вовсе не несет никакой смысловой нагрузки ("ты лох"). На такие комментарии нужно учиться просто не обращать внимания и пропускать их мимо ушей.


6. Не перехвалите

Может показаться, что закомплексованный ребенок разом забудет обо всех своих проблемах и неурядицах, если его часто хвалить. И хотя это дает кратковременный эффект, вы можете таким образом расслабить его и развить излишнее самодовольство. А когда выяснится, что похвала была излишней и неоправданной, с созданного вами же пьедестала ребенку будет очень больно падать. Лучше поощряйте в меру, за реальные старания, и акцентируйте внимание, что главное в жизни - делать что-то не ради похвалы, а исходя из личной увлеченности процессом.

7. Поощряйте старания

У каждого ребенка есть то, что дается ему легко и играючи. А над некоторыми делами и навыками ему приходится изрядно попотеть. Первоочередная задача родителей - поощрять любые усилия, которые ребенок в этом случае прикладывает. Даже можно завести специальную "тетрадку стараний", где вы будете ставить плюсики за приложенные усилия в любой сфере. А когда накопится определенное количество плюсиков, их можно "отоварить", сходив в планетарий или подарив какую-нибудь развивающую игру.


8. Не сравнивайте с другим детьми

Самый верный способ расшатать уверенность своего ребенка - это начать сравнивать его с другими детьми. За такими сравнениями чаще всего стоит неприкрытая зависть и неспособность безусловно любить своего ребенка. Не стоит формировать самооценку сына или дочки, беря за уровень успехи и достижения "идеальных детей". Воодушевляйте его возможностью стать сегодня чуточку лучше, честнее, добрее, смелее, чем он был вчера - пусть ваш ребенок будет сам себе примером.


9. Создавайте ребенку достойных героев

В продолжение предыдущего пункта еще один пример, как можно мотивировать ребенка. Некоторым детям психологически проще двигаться, имея перед собой не призрачный образ идеального себя, а кого-то более "прорисованного" - например, реального героя. Пусть ваш ребенок воодушевляется уникальными поступками или порядочным характером, ведь чем выше цель, тем больше сил образуется для ее достижения.


10. Дарите безусловную любовь

Это ключ, который открывает все двери. Ощущение безграничной родительской любви окрыляет любого ребенка и придает уверенность в собственных силах. Чтобы выразить эти трепетные чувства, вам не нужны слова - просто вспомните, как вы вынашивали своего малыша и уже тогда готовились ко встрече с ним. Ведь вам ни сейчас, ни тогда не нужны были никакие успехи и показатели, чтобы любить своего ребенка.

Заниженная самооценка у ребенка делает его очень уязвимым и часто приводит к тому, что он попадает в затруднительные или неприятные ситуации. Родители же, в свою очередь, не всегда осознают, что именно их стиль поведения и манера общения с сыном или дочерью являются одними из первых причин появления у их ребенка робости, застенчивости и неумения отстаивать свое мнение.

Перед родителями часто стоит непростой вопрос: “Как добиться послушания?” И не каждый готов следовать советам о разумных границах и предоставлении ребенку свободы действий. Мы так боимся вырастить непослушных детей, что растим неуверенных в себе и зажатых личностей. Такой ребенок не сможет раскрыть весь свой природный потенциал и не будет стремиться к успеху, так как у него не будет веры в свои силы и возможности.

Что делать, если вы заметили, что вашего ребенка обижают, потому что он боится высказать свою точку зрения, зависим от чужого мнения и не умеет отказывать? Начать с себя и своего отношения к ребенку, считает Ольга Уткина.

7 советов, как повысить самооценку у неуверенных в себе детей

С тех пор как я осознала свои ошибки и стала налаживать отношения со старшей дочерью, меня мучил один вопрос: а что если все, что я сейчас делаю, – уже бесполезно? Что, если все мои окрики, критика и невнимание первых лет ее жизни уже сделали свое черное дело, и она так и останется неуверенным ребенком?

Ни одна книга по детской психологии меня в этом вопросе не поддерживала: везде говорилось, что первые годы являются самыми важными для вырабатывания и укрепления уверенности в себе и доверительных отношений с родителями и миром.

Выходит, если я опомнилась слишком поздно, то ничего уже исправить нельзя, какой бы вовлеченной, сочувствующей и мягкой я ни стала?

Именно в момент этих яростных моих самокопаний у Киры в школе начались проблемы: она все чаще приходила домой грустная. Выяснилось, что она крепко подружилась с одноклассницей, которая вдруг стала ее гнобить. Это не было школьной травлей, скорее, классические унизительные близкие отношения. Вот девочки играют в настольную игру, Кира проигрывает. Бывает. Но вдруг подружка говорит: «Кира, ты так плохо играешь, а я болею только за тех, кто выигрывает». Встает и отодвигается от нее. На следующий день они играют в куклы, у Киры хорошее настроение, она начинает петь. Подружка тут же изрекает: «Замолчи! Я не могу это слушать, ты ужасно поешь!» Эта подруга вполне симпатичная и умная, вежливая девочка из хорошей семьи, могла в один день играть с Кирой на каждой перемене, а на другой день демонстративно ее игнорировать.

Почти каждый день моя дочь жаловалась и страдала, а также постоянно рассказывала, какой неуклюжей и тупой она чувствует себя рядом с этой подружкой и как ей хочется добиться от нее похвалы.

Меня же разрывало на части: я чувствовала себя страшно виноватой, ведь в подобные отношения может попасть лишь человек с крайне низкой самооценкой.

А от чего зависит детская самооценка? Понятное дело: в первую очередь от отношений дома. Орала на ребенка, критиковала, не принимала в расчет ее мнение и чувства – вот, получи.

Я решила попробовать повысить самооценку дочери экспресс-методом. И стала ее постоянно и много хвалить. Словно пытаясь восполнить все упущенное на критику время, я стала просто-таки петь соловьем: умница, красавица, как прекрасно ты делаешь и то и се, да ты гораздо лучше всех этих злобных подружек! Однако никакого эффекта это не дало. Кира продолжала ощущать себя глупой и никчемной и все так же страдала от критики и пыталась выслужиться, добиваясь похвалы. Я давно перестала повышать голос, стала проводить с ней почти все свободное время, справилась с ее ревностью к младшей сестре (и они стали одной прекрасной командой), обстановка дома была спокойная - без ссор, криков и скандалов. Но Кира продолжала быть неуверенным ребенком, зависимым от чужого мнения.

На нужный лад меня настроила книга о школе Саммерхилл - это британская частная школа, исповедующая принципы демократического образования.

Ее основатель Александр Нилл довольно подробно описал свой преподавательский путь и рассказал, как именно он общался со своими учениками. В Саммерхилл, как правило, отправляли учиться «трудных» детей – тех, с кем не могли справиться родители и обычные школы. Причем воспитанники Саммерхилла были детьми из зажиточных и образованных семей – обучение там стоило больших денег.

Я читала и понимала: все можно исправить, нужно просто пересмотреть свое поведение и принципы общения с дочерью. Нилл описывал тяжелейшие случаи: к нему отправляли детей-поджигателей и драчунов, одни были склонны мучить котят, другие месяцами не хотели мыться, третьи были патологические вруны, четвертые – воры, из кого-то постоянными розгами напрочь выбили желание учиться. За всю историю существования школы Нилл помнит лишь два или три случая, когда ему не удалось помочь. Все остальные дети у него непременно становились спокойными, счастливыми и уверенными (конечно, если их родители впоследствии также были готовы пересмотреть свои методы воспитания).

По сути, все, что делал Александр Нилл в Саммерхилле, описано у Юлии Гиппенрейтер, Людмилы Петрановской и еще в десятках классических книг по детской психологии: полное принятие, стопроцентное доверие, мягкая, но четкая постановка границ, контроль раздражения и обидной критики, заслуженная похвала, свобода выбора, позитивное мышление. Всего этого мне катастрофически не хватало, и я решила начать понемногу вырабатывать в себе эти линии поведения.

Я стала учить дочь замечать хорошее

Моя дочь не умела радоваться. Когда ей покупали мороженое, она тут же говорила: «А почему одно?» Если дарили игрушку: «А почему эту, а не другую?» Раньше я только ворчала: «Вечно тебе все не нравится!»

Потом я попробовала перед сном играть с ней в игру: каждая из нас по очереди называла пять плохих и пять хороших вещей, случившихся за день. Это было полезно вдвойне. В разделе «о плохом» она училась анализировать свои чувства и эмоции, а в момент «хорошего» она вдруг с удивлением понимала, что день был не так уж плох. Я же, говоря о «хорошем», рассказывала ей, как мне было приятно, что она мне помогла сделать уборку, сама и очень качественно почистила зубы, была мила с младшей сестрой. Это не было навязчивой льстивой похвалой, а очень органично вливалось в игру. Кира замечала свои положительные стороны.

Я дала дочери свободу выбора

Раньше мне была важно высказать свое мнение по любому поводу: например, я страшно переживала из-за того, во что Кира одета. Я критиковала ее выбор одежды, тыкала носом в то, что вещи «не сочетаются». Я была из тех, кто, надев на ребенка новую обувь, начинал нудить: «Не скреби туфлями об асфальт – обдерешь мысы», «Не лезь в лужу – намочишь новое», «Не ходи по траве – от нее останутся пятна». Боже! Это был мрак. Это сейчас я понимаю, что нарядной одеждой пыталась компенсировать недостаток внимания: мол, смотрите, я хорошая мать, я покупаю своему ребенку красивые вещи.

Сейчас Кира выбирает совершенно нелепые порой сочетания, и я молчу. Это ее выбор – так она чувствует себя комфортно и уверенно. Она валяется на траве, в земле и в песке, ковыряется в лужах и в грязи, лазает по деревьям. Понятное дело, свобода выбора касается не только одежды. Я стала советоваться с ней, пойдем ли мы в парк или на площадку; она может выбрать отдельное блюдо себе на ужин, если ей не нравится то, что я готовлю на всю семью; мы стали давать ей карманные деньги, чтобы она научилась сама решать, на что и сколько она их потратит. Свобода выбора не означает вседозволенности. Все главные решения по-прежнему принимают родители, но почему бы не дать ребенку право голоса в мелочах, касающихся его детского быта?

Я перестала использовать глагол «виновата»

Понятие «вина» я заменила на слово «ответственность». И если «вина» предполагает наказание и угрызения совести, то ответственность предполагает умение разрешить возникшую проблему, попросить помощи или принять неудачу, сделав выводы.

Порой непросто не орать обидные слова, если ребенок разлил на пол стакан липкого сладкого сока, а просто предложить тряпку и помощь. А если ребенок полез на забор и упал, то ни к чему добивать его фразами типа «За что боролись, на то и напоролись» или “Я же тебе говорила – сама виновата теперь”. Человеку уже плохо, он уже осознал последствия своего поведения. Теперь ему нужна лишь поддержка.

Я не требую от дочери больше, чем она может сделать

Однажды, когда младшая дочь только научилась сидеть, я оставила ее на стуле рядом с Кирой и решила на минуту выйти из комнаты. «Последи за сестрой», – сказала я Кире, которая в этот момент увлеченно смотрела мультфильм. Через секунду младшая со стула упала-таки. Я прибежала на крик и начала отчитывать Киру: «Как ты могла, почему ты не уследила за сестрой, я же просила!» Теперь я понимаю, что я просто переложила на нее свою ответственность.

Шестилетний ребенок, безусловно, может последить за малышом, но это не входит в набор его непременных умений и обязанностей. Если она это делает, то это бонус, подарок, но никак не данность. То есть я требовала от нее того, к чему она еще не была готова, вызывая таким образом в ней чувство вины и неполноценности. Сейчас я четко соизмеряю ее возможности со своими желаниями и стараюсь не требовать большего.

Я научилась отпускать ситуацию и смиряться с последствиями

Кира очень любит готовить. В школе у них оборудована большая кухня, детям с первого класса разрешают резать салаты настоящими ножами, они все вместе готовят пиццу, крутят роллы и варят супы. Дома же готовка всегда превращалась в неприятность: Кира хотела насыпать муку, взбивать яйца, отмерять сахар, а я же думала только о горе посуды и часе уборки. И начинала нудить и критиковать: “Ну как ты сыплешь, все же мимо, дай я, отойди”. Веселья не получалось. Теперь я думаю так: твоему ребенку искренне нравится печь эти пироги, да, после этого куча уборки, но ведь это происходит не каждый день! Можно сидеть на чистой кухне и пялиться в гаджеты или можно как следует повеселиться, измазавшись в муке.

Час бардака, во время которого ребенок может заняться тем, что у него действительно хорошо получается. Неужели это не стоит небольших усилий? Я вдруг поняла, что проблема не в том, что моя дочь ничем, как мне казалось, кроме айпада не интересуется. А в том, что то, чем она интересуется, слишком неудобно для меня. Поэтому все, что ей остается, это смотреть айпад. Готовка? Ой, нет, слишком много уборки. Химические опыты? Ой, у нас нет уксуса и соды, а в магазин идти лень. Ну что же – будем смотреть айпад. Маме удобно, инициатива и азарт ребенка на нуле.

Я научила дочь говорить «нет» и отстаивать свои границы

Как-то мы гуляли в парке большой детской компанией, и Кирин друг позвал ее после прогулки в гости. Мы уже собирались уходить, друг ждал у машины, но тут у Киры разболелся живот. Ее буквально скрутило, но она сказала со слезами: «Я не могу не поехать, он же обидится, я же пообещала!» Вот он, этот распространенный механизм в действии: «Если я откажусь – неважно, что в данный момент мне плохо, – я стану для своего друга/мужа/мамы плохой и меня больше не будут любить. Поэтому я поползу, но сделаю то, чего от меня ждут».

С того момента я мягко и ненавязчиво стала объяснять Кире, что, да, обещания, договоренности и помощь близким – это очень важно. Но если ты хочешь сегодня вечером посидеть одна дома, а друзья настойчиво зовут тебя гулять, ты выходить не обязана. И если у тебя есть свои планы, ты не должна их менять (если, конечно, это не вопрос жизни и смерти). Сначала подумай – хочу ли я, удобно ли мне? И лишь затем принимай решение.

Каждый раз, как только возникала ситуация выбора, я говорила: «Подумай сама и оцени, хочется ли и есть ли у тебя силы делать то, о чем тебя просят». Если не хочется – это нормально, ты можешь отказаться. Сама я научилась проделывать это лишь к 30 годам, потратив кучу времени на ненужные разговоры, неинтересные компании, негативные эмоции и обиды, совершая какие-то лишние действия лишь из боязни «не угодить». И это, конечно, печальный опыт, которого стоило бы избежать.

Я начала вырабатывать уверенность в самой себе

Как только я начала анализировать поведение дочери, стало ясно, что она моя копия. Ведь это я не умею радоваться, это я чувствую себя хуже других, это я не умею говорить «нет», не берегу свои границы, критикую сама себя и постоянно добиваюсь чьей-то похвалы. Как я могу сделать свою дочь счастливым уверенным человеком, если сама такой не являюсь? Невозможно описать тут весь долгий путь моих размышлений и самоанализа.

Мне помог такой метод: я стала нарочно пересиливать себя в ситуациях, когда мне хотелось действовать не в своих интересах. Я начала тренировать мышцу «своего интереса», и с каждым днем такое поведение становится для меня все более естественным. Да, я все еще время от времени проваливаюсь в неуверенность, но я все чаще нравлюсь себе в зеркале, я перестала вслух и даже мысленно критиковать себя и терпеть подобную критику от других, я научилась отказывать без вины и оправданий. Можно сказать, что мы с Кирой вместе проходим этот путь – и уже изрядно продвинулись.

Месяц назад я заметила, что Кира больше не рассказывает мне ничего про ту подружку, которая ее так часто обижала. Я решила спросить сама, и она ответила так: «Знаешь, в дружбе с ней мне все время было плохо. И мне перестало это нравиться». Они все еще общаются, но уже не как угнетатель и жертва, а как обычные одноклассницы – эти отношения перестали быть для Киры важными, ей перестало хотеться добиваться расположения и похвалы. Она постепенно учится получать все это изнутри, я же буду пытаться ей в этом помочь.

Дети бывают всякими: хулиганистыми, непослушными, покладистыми, отчаянными, артистичными, но я хотела бы остановится на том случае, когда ребенок растет неуверенным в себе.

Прежде всего, хотелось бы заметить, что не все родители замечают в поведении своего ребенка нотки неуверенности. Не все могут распознать ситуацию, когда необходима корректировка и помощь. Причина в том, что неуверенность в себе часто скрыта за другими качествами. Это в первую очередь агрессия, раздражительность, тревожность, замкнутость.

В младшем возрасте это проявляется элементарно: например, Артем рисует, у него не получается, он рвет тетрадку, разбрасывает карандаши. Аня играет в куклы, платье не хочет одеваться а пуговки застегиваться, кукла летит в угол.

В более старшем возрасте, ребенок берется за дело, игру, задание, как только что-то не получается, появляется раздражение, книга, игра заброшены. Он моет вернутся к своему занятию через некоторое время и после очередной неудачи снова всплеск раздражения.

Довольно часто неуверенность в себе выплескивается в раздражение на окружающих – домашних животных, родственников. Вырастая, такие люди, прекрасно понимая, что не смогли чего-то достичь сами, срывают зло и ненависть на окружающих, так легче живется им, но не с ними.

Более доступное пониманию родителя поведения неуверенного в себе ребенка, выраженное в замкнутости, необщительности, стеснительности, робости.
Сразу же вспоминается самый известный американский сериал, название которого стало именем нарицательным – это «Санта Барбара». К чему я его вспомнила? Там показана жизнь другой нации и все что несвойственно нам, русским, резко бросается в глаза. Так вот в свое время меня поразило насколько герои умели быть уверенными в себе и своих чадах. Самая распространенная фраза – комплимент другу, жене, мужу, ребенку6 «Я горжусь тобой». Родила Иден Крузу дочку, он: «Я горжусь тобой». Описала новорожденная папашу, он счастливо улыбаясь: «Я горжусь тобой!» И так все и всем. Конечно, если не доводить дело до абсурда, то рациональное зерно в этом есть.

Родитель должен дать понять своей детке, что тот любимый и неповторимый. В первую очередь нужно ощущение защищенности, надежности, крепости или крыла под которым можно спрятаться. Маленькому ребенку это нужнее всего, чем старше он становится, тем больше стесняется или нуждается в родительской опеке. Но тот факт, что есть настоящий дом, гнездо, обитель, где тебя примут и поймут, греет душу не только любому ребенку, но и взрослому.
Поэтому, главное, что дает уверенность даже в самой паршивой ситуации любому – это ощущение, что хоть кто-то принимает тебя таким, каков ты есть на самом деле. Малышу нужно напоминать, что мама любит не хорошего или успешного сыночка или дочку, а всякого, любого.

Ребенок не ощущающий поддержки родителей страдает в первую очередь.

Итак, все что в жизни дано, от цвета волос, до походки и манеры поведения идет от родителей и из семьи.

Рассмотрите сквозь лупу и со стороны не детей а себя и своего супруга. А вы уверены в себе, в своих поступках и возможностях. А вы любите себя или корите и жалеете при любой неудаче?

Взрослый должен уметь определять цель, объяснить доходчиво ее ребенку почему так, а не иначе, не менять своего решения, и не показывать колебания и сомнений. Скажем, если вы решили для себя что с ребенком надо ежедневно гулять не менее часа в любую погоду. То объясните, почему это нужно и полезно, и не отменяйте прогулок, если вдруг пошел дождь или снег. Если погода испортилась, то достаточно сократить время, выйти хотя бы на пять минут. Будьте последовательны в своих собственных поступках.

Рано или поздно в жизни взрослого тоже случаются неудачи, которые сложно скрыть. Вы можете порыдать ночью в подушку, но при ребенке не имеете право демонстрировать неуверенность, безнадежность, тоску.

Другая противоположность – слишком уверенные в себе родители, которые считают, что они все знают и за себя и за своих детей, что нужно и как правильно, навязывают свое мнение и не терпят оспаривания собственных решение. Ну что тут сказать?! Тут впору перевоспитывать родителя, донести до его сознания тот факт, что ребенок – это самостоятельная личность, маленький человек, который имеет свои интересы, желания, возможности и он должен жить своей жизнью. Ребенок имеет право выбора и право на ошибку. Родитель может являться только примером, самым наглядным и доступным.

Пример для подражания

Начните с того, что заострите внимание ребенка на том, что умеете делать вы, и умеете делать хорошо. Расскажите, на собственном примере, о своих достижениях. Если хватает фантазии и литературного таланта, постройте свою историю в виде занимательного рассказа. Тут тоже должен быть план, как, например, в написании интересной и захватывающей книги: как вы очень захотели, сначала не получалось, но потом герой (т.е. вы) справился со всеми трудностями и добился потрясающих результатов.

Маленькие дети любят сказки и любят отождествлять себя с героями, в этом плане русские народные сказки, а не современные рассказы очень хороши. Там всегда есть герой, встречающий на своем пути препятствия и побеждающий, в конце концов, страшное чудище или хитрую бабу Ягу. Итог этого можно выразить очень короткой фразой: «Я всех победю!»

Если ваш ребенок не прошел эту стадию, не побывал в образе Ивана-царевича, Василисы Прекрасной, заставьте его примерить этот образ на себя, прочитали сказку – обсудите, сделайте выводы.

«Ну надо же, какая хорошая, добрая, прилежная, была девочка Белоснежка! Ты, заешь, в жизни тоже так бывает, случаются неприятности, попадаются нехорошие люди, но она какая молодец! Нашла друзей, не унывала, умела дружить и поэтому все закончилось хорошо, у нее все получилось!»

Задачи: от простого к сложному

В любом деле все начинается с обучения, проб и ошибок. Выберите сначала самое простое, что ребенку можно легко освоить. Если для малыша это раскраска, то сама легкая, с крупными деталями. Пазлы, самые простые с легким рисунком. Игра – с самого начального уровня.
Задачи всегда должны ставится соразмерно с уровнем и степенью развития, чем меньше ребенок, тем строже соответствие задач возрасту. Взрослые порой забывают, как сами были детьми и все-то им кажется легким! Если ваш ребенок слишком часто ошибается, теряется и не справляется, оцените, а по силам ли ему это дело?

Важно:


  • Ставить выполнимые задачи.
  • Доводить начатое до конца.
  • Давать самостоятельные задания.
  • Любой положительный результат – хвалить, ободряюще поддерживать.
  • Приветствовать инициативу, давать волю фантазии, предлагать выбрать варианты.
  • Давать возможность права на ошибку.
  • Подавать пример ребенку.
  • Ставить в пример другим.

Нельзя:


  • Усложнять задачи, если ребенок к этому не стремится.
  • Сравнивать ребенка с другими детьми (в том числе его братьями и сестрами). Каждый сам по себе лучший и неповторимый, даже если что-то делает хуже.
  • Перехваливать – похвала должна выступать стимулом, а не быть пустым звуком. Ребенок должен понять, что похвалу нужно заслужить.
  • Пресекать инициативу.
  • Осуждать и ругать.

При здоровой самооценке ваш ребенок будет процветать. В эпоху, когда детский сад является первым шагом во взрослую жизнь, воспитательные процессы в основном ориентируются на развитие академических навыков с раннего возраста. Тем не менее все интеллектуальные навыки в мире не имеют большого значения без уверенности ребенка в своих силах. Вот почему как родители мы должны уделять первоочередное внимание укреплению здоровой самооценки и уверенности малыша в себе.

Эти 25 фраз повышают уверенность и самоуважение ваших детей.

1. "Ты способный"

Слова родителей оказывают огромное влияние на психику детей, особенно до 6 лет. Поэтому не говорите ребенку: "Ты упадешь" или "Ты навредишь себе". Лучше сказать: "Ты можешь сделать это". И пусть ваши слова и тон отражают настоящую веру в силы малыша, тогда он действительно все сможет.

2. "Это было смело"

Иногда взрослым нужно научиться замечать какие-то вещи и комментировать их вслух. Например, дать понять ребенку, что он храбрый. Тогда он действительно преодолеет все страхи.

3. "У тебя есть возможности сделать это"

Вы знаете, что у ваших детей есть необходимые навыки и таланты, так пусть ваш вотум доверия даст им дополнительный импульс, необходимый для успеха.

4. "Я верю в тебя"

Когда родители искренне верят в способности своего ребенка и открыто сообщают ему об этом, он будет чувствовать вдохновение и дерзать.

5. "Ты способен сделать самые сложные вещи"

Иногда препятствия кажутся непреодолимыми, и ребенок пасует перед трудностями. Вернуть уверенность в себе поможет всего одна фраза родителей: "Мы знаем, что тебе это по зубам!"

6. "Я люблю тебя безусловно!"

Наши дети должны слышать слова, которые сообщают о безусловной родительской любви. Ребенок должен быть уверенным, что его любят независимо от результата.

7. "Давай попробуем вместе"

Мы все иногда нуждаемся в помощи. Убедитесь, что ваши дети знают, что вы протянете им руку и окажете поддержку, когда они будут в ней нуждаться.

8. "Как ты это сделал?"

Задавайте вопросы, интересуйтесь. Когда вы видите, что ваше чадо сделало что-то сложное, спросите: "Как тебе это удалось?" Внимательно, с интересом выслушайте объяснение.

9. "Это звучит потрясающе, не мог бы ты рассказать мне больше?"

Сделайте этот шаг, когда заметите усилия ребенка, - попросите его уточнить. Вы услышите гордость в его голосе, когда он будет объяснять вам детали.

10. "Как я могу помочь?"

Когда ребенок действительно застрял на месте, не бойтесь предложить свою поддержку. Сообщите ему, что готовы помочь в любой момент.

11. "Делай все возможное"

Мы никогда не выиграем, если не приложим максимальные усилия. Давайте учить этому наших детей.

12. "Конечно, это сложно, но ты же делал это раньше"

Психологи утверждают, что нужно постоянно напоминать детям об их предыдущих успехах. Это придаст им уверенности в том, что они снова могут победить.

13. "У тебя достаточно сил для этого"

Не важно, на что нацелился малыш, важно, чтобы он был уверен, что сможет дойти. Именно так покорялся Эверест.

14. "Ты заставляешь меня гордиться"

Скажите именно так. И трехлетний малыш, и подросток, и двадцатилетний студент будут просто счастливы услышать это от своих мамы и папы, даже если не подадут вида.

15. "Когда мы расстраиваемся, мы все равно любим друг друга"

Такие чувства, как досада, злость, уныние и безнадежность, являются обычными человеческими эмоциями. Но, несмотря на них, мы всегда будем стоять рядом с нашими детьми с безусловной любовью.

Попытайтесь вызвать любопытство и новый образ мышления, задаваясь вопросом о возможностях.

17. "Ты знаешь, что такое песок?"

Дети любят изучать и исследовать окружающий мир. Помогайте им достигать новых горизонтов.

18. "Хочешь, я расскажу тебе историю?"

Поведайте своим отпрыскам о временах, когда вы преодолели препятствия, достигли своей цели и потянулись к звездам. Не забудьте о том, что вам тоже было трудно.

19. "Хочешь попробовать что-то сумасшедшее?"

Бросьте вызов своим детям, постарайтесь, чтобы они осмелились сделать то, что кажется недоступным, даже если это звучит немного сумасшедше (в пределах закона и безопасности!). Например, прыгнуть в бассейн с вышки (под наблюдением тренера, конечно) или искупаться в озере на рассвете. Ребенок удивит не только вас, но и себя.

20. "Все новое всегда тревожно, но это так захватывающе!"

Малыши цепляются за знакомых людей и привычную окружающую среду. Но если родители смогут убедить ребенка, что новый опыт может быть захватывающим и радостным, то кроха обретет уверенность и сможет выйти из зоны комфорта.

21. "Я горжусь твоими усилиями"

Когда мы видим, как упорно трудится ребенок, то должны признавать его труды. Ведь жизнь - это увлекательное путешествие, а не пункт назначения.

Где он, баланс между повышенной и заниженной самооценкой? Любое стремление оценить себя по баллам на хорошесть даже и во взрослом возрасте затруднительно – мы, как и дети, постоянно меняемся и движемся вперед.

Как действовать, чтобы ребенок не чувствовал себя неполноценным и не зазнавался? Мы попробовали подобрать способы, которые помогут вашему сыну или дочери почувствовать себя счастливее и увереннее, не впадая при этом в манию величия.
Любовь
Главный ключ к уверенности мы назовем сразу. Это ваша любовь. Не слепое обожание, а любовь. Когда ребенок ощущает, что его любят, несмотря ни на что. Чтобы сын или дочь чувствовали это, недостаточно подобрать нужные слова. Нужно по-настоящему любить.
И тогда ваше чувство будет проявляться во всех ваших действиях и словах, просвечивать, как лампа, сквозь абажур, невзирая на нарисованные на нем фигурки, строго вы говорите, по-доброму или шутите. Мы чувствуем главное непременно.
Ваше чувство будет согревать ребенка и формировать в нем уверенность, помогающую не впадать в уныние или, наоборот, самодовольство от каждого комментария.
Как же любить ребенка так, чтобы он это по-настоящему ощущал, его это согревало и формировало в нем основу для здорового восприятия себя, для независимости от «кнута и пряника» в виде похвалы или критики первого встречного? Это довольно просто.
Вернитесь мысленно к своей беременности, например. Ждали ли вы какого-то особенного ребенка (красивого, умного) или были готовы любить того, кто придет в вашу семью? Согреть его, дарить тепло тому, кто с вами будет, вне зависимости от любых его качеств? Невзирая на любые неприятности и ситуации? Правильный ответ, как вы понимаете, второй.
И вопрос не в том, как вы выражаете это ребенку. Вы его воспитываете, поэтому он должен получать разную реакцию на разные его поступки. Важно, чтобы вы сами, несмотря на то, что вы говорите и какое поведение демонстрируете, помнили о том, что любите.
Поощряйте старания

Допустим, у вас двое детей. Один из них нереально талантлив в английском, другой – в математике. Представьте, что вы хвалите их за их результаты по английскому. Каждый день Саша приносит из школы по иностранному «пять», а Варя – «три».
Сашу каждый раз поощряют, Варю – ругают, несмотря на то, что Саше предмет самое дается очень легко, а Варе – с трудом, но она старается. Сын зазнается, хотя он не прилагает усилий, и, возомнив себя гением, может перестать стараться по другим направлениям.
Дочь, которая, вполне вероятно, делает все возможное и невозможное – и все равно получает тройки… максимум четверки, просто переживет некоторое отчаяние и срыв - и может махнуть рукой на достижение результата в принципе либо же на вашу объективность.
Начать прогуливать уроки или концентрироваться совсем на других вещах. Поэтому важно обращать внимание на то, к чему прикладывает усилия ваш ребенок и поощрять их.
Небольшой педагогический секрет: можете завести специальный дневник «за старания», выставлять в нем оценки за ежедневные усилия не только по школьным делам, но и по самым разным направлениям. Поощряйте старания разными способами – походами в зоопарк, планетарий, новыми интересными знаниями.
Пусть поощрения сами по себе будут развивающими (не конфетно-тортиковыми) – не будем воспитывать маленького обжору!
Принятие решений
Пусть ребенок принимает разные решения по ходу дня и вообще в жизни. А также переживает последствия принятых им решений и учится представлениям об ответственности. Это позволит ему чувствовать себя маленьким взрослым и по-настоящему расти.
Не сравнивайте с другими детьми
Не надо сравнивать ребенка с Петей, Машей из соседнего подъезда и вашим воображаемым идеальным сыном. Признайтесь себе, что такие сравнения – банальная зависть и неумение любить ребенка.
А это неумение (смотрите пункт первый) может крайне негативно отразиться не только на его самооценке, но и на жизни вообще. Мотивируйте его не примером других детей, а возможностью проявить свои таланты, написать картину, придумать и изобрести что-то интересное…
Стать умным, сильным, добрым. То есть, творческими вещами. Тогда ребенок не будет нервничать по поводу чужих успехов (и строить свою самооценку в зависимости от того, что получила сегодня по русскому Катя), а будет больше обращать внимания на свои собственные успехи.
Создавайте ребенку достойных героев

В пример хорошо ставить… да, самых настоящих героев. До которых не так сразу и допрыгнешь. Это придаст ребенку вдохновения и сил. Пусть дети знают о героических личностях, вдохновляющих не просто успехом, а личным характером или удивительными поступками.
«Чем выше цель, тем больше сил», как говорит психолог Марина Таргакова. Следование за каким-то интересным идеалом и стремление добиться высокой цели (например, желание стать виртуозным пианистом) придаст ребенку массу энергии – и у него просто не будет времени и желания думать о том, как над ним вчера посмеялись.
Для того, чтобы таким образом вдохновлять ребенка, нужно, действительно, постараться, но оно того стоит. Будьте вдохновлены сами.
Не перехваливайте
Не надо слишком упоенно хвалить ребенка. Этим вы можете получить перекос, когда ваш школьник просто воспарит в собственных лаврах и начнет «лоботрясничать», думая, что он уже всего достиг. Расслабится, то есть. Лень и самодовольство – не наша цель.
Помните, что поощрять лучше старания – и в меру. Пусть вообще движущим мотивом ребенка к деятельности будет не похвала, а сама увлеченность, процесс.
Не унижайте
Это, конечно, само собой. Если вы оскорбляете человека как личность, то вы рискуете просто утратить его доверие. Помните, что критиковать важно поступки, неправильное выражение эмоций, а не самого ребенка. Давайте ему понять, что он может ВСЕ.
Главное – захотеть и постоянно стараться.
Внешность и другие проблемы



Постарайтесь в разговорах или, находясь в школе, постараться понять, какие критерии кажутся особенно важными ребенку для того, чтобы быть «своим» в своем обществе.
И постарайтесь «расшатать» эти критерии, то есть не подвергнуть их сомнению (внешность, классный телефон), а пояснить ему, насколько все интереснее – и как много важных и хороших качеств есть в человеке. Познакомьте его с людьми, у которых есть совершенно другие, непривычные для ребенка качества.
Талант, чувство юмора, смелость… Пусть, проявляя свои менее привычные позитивные качества в их присутствии, ребенок чувствует себя увереннее и понимает, что развиваться можно бесконечно.
Тогда, если одноклассники назовут его лопоухим или его телефон будет не самым модным в классе, он придаст этому не так много значения. Возможно, ему стоит пойти в кружок игры на гитаре, шахматное общество или другое такое же вдохновляющее его общество.
Верующим родителям можно подыскать клубы по интересам на темы, связанные с религией или какими-то духовными ценностями (в зависимости от ваших убеждений). Можно, если это входит в вашу картину мира, отвести неуверенного ребенка поговорить со священником, предупредив, о чем речь.
Хороший священник – настоящий психолог и, вполне вероятно, сможет быстро обрисовать ребенку, насколько иными могут быть ценности и направление движения. Проявляйте креативность в расширении горизонтов ребенка.
Искусство «маленьких шагов»
Почаще поручайте ребенку задания, которые он сможет успешно выполнить сам. Если у него что-то получается, он будет без лишних похвал окрылен успехом и попробует взяться за новое дело. Таким образом, будет расти его уверенность в своих силах.
Еще один важный момент – пусть он осваивает сложные умения или навыки по чуть-чуть. Учится готовить и шить с самых простых заданий, причем пускай смастерит одно и то же несколько раз.
Освоил – переходит к новому. Иначе он может просто растратить весь энтузиазм и растерять веру в свои силы – что-то вроде того, как взрослые посреди слишком строгой диеты бегут к холодильнику и потом впадают в уныние и занимаются самоосуждением.
Объясните, как относиться к критике и обидным замечаниям

Поясните ребенку, что критика – это не всегда плохо. Это способ понять, к чему стоит стремиться. Если его кто-то обижает, пусть он задумается, нельзя ли это как-то использовать.
Если, например, ему говорят, что он нудно рассказывает у доски, это возможность научиться интересно выражаться – и стать, в будущем, может быть, телеведущим!
Если же из критики ничему нельзя научиться (например, «ты дурак»), то на нее надо постараться не обращать внимания и понимать, что у других людей может просто быть плохое настроение или какие-то сложности в семье, которые мешают им научиться себя хорошо вести.
Будьте мамой и папой, а не одноклассниками
Ребенку очень помогают чувствовать себя уверенным в жизни мама и папа, у которых есть четкие принципы и представления о жизни. То есть тут два пункта: во-первых, не нужно быть совсем «равными», хихикающим над другими, делиться с ребенком своими проблемами – если взрослые ведут себя инфантильно, ребенок лишается ощущения защиты.
Надо стараться быть одновременно вдохновляющим идеалом и по-настоящему взрослыми, уверенными в том, что и почему вы делаете. Тогда ребенок будет чувствовать над собой «крышу» – и ему будет намного спокойней и лучше. Для этого, естественно, надо думать, как становиться увереннее и взрослее самим.