Поход в лес доу. Предварительная работа для занятия в детском саду. Задания от Доктора Пилюлькина

08.05.2019

Инструктор по физической культуре

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 000». Краснодар.

Номинация: здоровьесберегающие подходы к учебно-воспитательной работе.

Мини-походы по территории детского сада

для детей 5-7 лет

в условиях южного региона

Краснодар

Опыт затрагивает актуальную проблему одновре­менного развития двигательных и умственных способностей детей в про­цессе физического воспитания, что к сожалению, ещё не получило должного признания и применения в дошкольных образовательных учреждениях. Тематические прогулки по туристической тропе, разработанные автором, по­вышают уровень двигательной активности и познавательные способности детей на фоне общения с природой. Туристические прогулки интересны и дос­тупны детям по содержанию; дополнены речевым материалом народной пе­дагогики: пословицами, поговорками, загадками.

Подбор физических упражнений соответствует возрасту и уровню физиче­ской подготовленности детей, а также региональными условиями: времени года, погодным условиям, физкультурно-развивающей среде учреждения. В опыте представлены различные варианты сочетания двигательной активности детей с решением образовательных и воспитательных задач. В процессе проведения туристических прогулок по экологической тропе на фоне высокой двигательной активности педагог успешно решает задачи умствен­ного, эстетического и экологического воспитания детей. Результативность работы инструктора по физической культуре заключается в целостности и систематичности, приобретаемых воспитанниками навыков и умений в освоении физических упражнений, способствующих повышению адаптационных возможностей детского организма и уровня двигательной ак­тивности.

Чтоб не измучилось дитя, учи его всему шутя.

Инструктор физической культуры, воспитатель высшей категории МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 000».

В детском саду работаю 10 лет. Из них 5 лет-воспитателем, 5-инструктором физической культуры. Имею высшую категорию, участник окружного конкурса «Воспитатель года 2004» и городского конкурса «Педагогический турнир 2009». Большое внимание уделяю развитию творческих способностей посредством сюжетных занятий по физической культуре у детей дошкольного возраста.

Туристические прогулки стали неотъемлемой частью моей работы в этом направлении, и помогают организовать территорию детского сада так, чтобы выходящим на прогулку детям захотелось ползать, бегать, лазать, прыгать, раскачиваться, бороться и преодолевать препятствия, развиваться физически и нравственно. Процесс подготовки и проведения мини-походов вызывает оживление у детей любой возрастной группы, сплачивает, и, безусловно, является благоприятной почвой для формирования у детей устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, основ здорового образа жизни.

Этот сборник для тех, кто любит детей и старается дарить им самое лучшее!

1. Ценность, объективные причины оригинального подхода к оздоровлению дошкольников посредством мини-походов в условиях южного региона.

2.План туристических прогулок в режиме дня детского сада

3.Схема «Тропы здоровья». Описание маршрутов.

4. Перспективный план мини-походов на год для детей 5-7 лет

5.Примерные конспекты мини-походов с учётом сезонных изменений.

1. Ценность, объективные причины оригинального подхода к оздоровлению

дошкольников посредством мини-походов в условиях южного региона.

Туризм - одна из форм физического воспитания детей, которая обладает всеми необходимыми компонентами для сохранения и укрепления здоровья. Это - общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность.

Такая форма работы вполне приемлема с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада. Посещая семинары педагога-новатора, меня заинтересовала его мысль о нерациональном использовании территории участка детского сада в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. В каждом детском учреждении есть свободные пространства на территории: дорожки, место за верандами , лужайки, затенённые цветники. Чаще всего они пустуют. Для решения этой проблемы в нашем детском саду была создана творческая группа педагогов с привлечением родительской общественности. В результате совместной деятельности родилась идея создания и оборудования «Тропы здоровья». Она включает в себя беговую дорожку, полосу препятствий - «терренкур», комплекс для метания и лазания, «Поляна сказок», уголок леса, «Дорожки здоровья» с разметками для разных видов ходьбы, прыжков и бега. Таким образом, мы решили проблему отсутствия стадиона в детском саду. «Тропа здоровья» для мини-походов делится на участки от 2 до 5 метров, которые имеют разное покрытие:

· травяное

· песчаную поверхность

· поверхность с галькой, отсевом

· беговая дорожка-с дренажным слоем от застоя влаги.

Данный маршрут начинается от калитки, проходит по территории, и продолжается за верандами, достигая 400 –600 метров.

Различают туристический поход и туристическую прогулку. Первое-это достаточно высокие физические нагрузки и навыки. А второе-кратковременное (до 3-6 часов) пребывание в природных условиях и овладение элементарными туристическими навыками.

Цель этих прогулок -- оздоровление организма детей, формирование выносливости, развитие функции сердечно - сосудистой системы, активизация дыхания, повышение нервно-мышечного тонуса, укрепление мышц нижних конечностей. Во время пешеходной прогулки приобретается навык ориентировки на местности, умение разбираться в карте-схеме маршрута, прививается любовь к родной природе, к земле. Предстоящая туристическая прогулка вызывает много положительных эмоций - ребята относятся к нему с восторженным интересом. Каждый поход имеет и так называемый сюрпризный момент: какое-либо неожиданное задание детям или интересную встречу (с Лесовичком, гномом, ёжиком, лисичкой и т. д.). Прогулки должны сопровождаться правильным дыханием, хорошим настроением, появлением ощущения «мышечной радости» к концу пути. Настоящая походная деятельность для дошкольников еще не доступна. Но при подготовке и проведении туристических прогулок, и в процессе общения с детьми, педагог употребляет термин «Поход». Туризм в детском саду-это большая серьёзная игра, внутри которой присутствуют другие игры. Во время движения детям нравится играть, например, в «Слова-рифмы», «Города» (см. приложение «Игры по ходу движения» и т. д.). Игра сопровождает и выполнение полученного задания, и подведение итогов.

Каждая туристическая прогулка ставит перед собой определенные задачи. Нашу «Тропу здоровья» мы используем не только на занятиях, но и как один из элементов работы с детьми во время приёма на свежем воздухе, на прогулке, в вечернее время. Эта работа нашла своё отражение в плане оздоровительно-профилактической работы каждой возрастной группы.
Туристическая прогулка может преследовать экологические цели-- ознакомление с природой, воспитание бережного отношения к ней, оказание помощи в ее охране и защите. Интеграция развития речи дошкольников с туристической прогулкой, театрализованная деятельность на свежем воздухе -также новое решение проблемы оздоровления детей. Но главной целью и задачей мини-походов всегда является оздоровление детей, т. к. от обычной познавательной экскурсии туристическую прогулку отличает насыщенная двигательная деятельность детей (не менее 80%).
При определении физической нагрузки учитывается ряд факторов: возраст детей, уровень их двигательной активности и подготовленности, состояние здоровья, вид туристической прогулки, погодные и климатические условия.
Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад показало, что папы и мамы зачастую мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Некоторые родители оберегают своих малышей от физических усилий (“не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди”), даже от здорового соперничества в подвижных играх. Поэтому необходимо систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая теоретические и практические знания о целях, задачах и формах физкультурно-оздоровительной работы с детьми в ДОУ.

Родителей нашего детского сада мы знакомим с маршрутами здоровья детей соответственно возрасту, проводим циклы семинаров-практикумов с показом практической работы педагогов.

Вариант алгоритма проведения пешей прогулки.

В зависимости от сезонных и погодных условий определяются цель и задачи. При подборе упражнений необходимо учитывать индивидуальные возможности детей, их настроение.

Каждый мини-поход включает три этапа.

1 этап--подготовка

2 этап--проведение

3 этап-подведение итогов

Одевание по сезону.

Обращение к родителям, рассказ о предстоящей прогулке.

Рисование эмблемы.

Подготовка снаряжения

Прохождение намеченного маршрута.

Действия в соответствии с темой прогулки.

Наблюдение.

Составление мини-отчёта о прогулке (рисунки, поделки, рассказы и др.)

Заседание в клубе «Юных путешественников» (в день мини-похода во второй половине дня).

Структура мини-похода.

Первая часть -вводная длительностью до 5 минут.

Цель-сообщить задачи и краткое содержание предстоящей деятельности (в случае необходимости), проверить состояние личного снаряжения и готовность к походу.

Вторая часть -движение по разработанному маршруту (до 40 минут). Этот этап включает от одного до трёх (в зависимости от физической подготовленности, сезона, погоды) переходов с кратковременными (5-10 мин) привалами для отдыха (разные виды ходьбы, общеразвивающие упражнения, полоса препятствий, основные виды движений: метание, бег, лазание и т. д.).

Третья часть -включаются несколько подвижных игр или игровых упражнений, следующих одно за другим, что тренирует в быстром переключении с одного двигательного задания на другое, формирует ловкость, быстроту, координацию (до 15 минут). Например, преодоление паутины (из верёвок), затем «Лесные ловишки», «К дереву беги». В зимний период года сокращается длительность отдыха на привалах, заменяются движения по сезону (ходьба по траве-ходьба по глубокому снегу; ходьба по узкой дорожке-ходьба «след в след») Хочется подчеркнуть, что в условиях нашего региона большая часть зимы проходит без наличия снега, что позволяет не сокращать содержание двигательной деятельности, а после продолжительного движения предоставить возможность длительного привала (посидеть на пенёчке, коврике, разбить палатку, организовать большой общий «стол» с нехитрым продовольствием, где каждый может позаботиться о друге).

Периодически воспитатели проводят цикл бесед, сюжетно-ролевую игру «Туристическое агентство», на которых дети получают необходимые знания о туризме и предстоящих походах. Овладевают специальными терминами: турист, палатка, привал, маршрут, карта. С целью повышения интереса детей к занятиям туризмом и закрепления приобретённых умений и навыков могут быть проведены спортивные игры-развлечения. Зимой-катание с горки, лепка снеговика, снежный лабиринт. Летом-игры с мячом и ракеткой, хоккей на траве и т. д.

В проведении прогулок-походов участвуют инструктор Ф. К. и воспитатели групп в первой половине дня за счёт времени, отведённого на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе, что позволит детям реализовать свою потребность в ежедневной двигательной активности. А регулярное проведение занятий на открытом воздухе, постоянно меняющиеся метеорологические условия: температура, влажность , ветер, в сочетании с физическими упражнениями оказывают комплексное закаливающее влияние на организм детей. Высокая двигательная активность на воздухе усиливает работоспособность сердца и лёгких детей, обеспечивает повышенное насыщение кислородом органов и тканей, стимулирует и совершенствует деятельность центральной нервной системы.

После высокой двигательной активности на занятии прогулка должна быть спокойной. Но, как показывают наблюдения, физкультурные занятия в начале прогулки стимулируют самостоятельную деятельность детей: они чаще используют физкультурные пособия на участке, организуют подвижные игры. В холодное время года занятие проводится в конце прогулки, чтобы дети после активной мышечной деятельности оказались в помещении.

Очень хочется, чтобы двор стал не просто местом положенной по расписанию прогулки, но и двигательной средой. Такую среду ещё можно назвать пространством, которое с одной стороны провоцирует на разнообразную двигательную деятельность, а с другой-затрудняет её, даёт право выбора-по силам, по интересам, по возможностям.

«Рецепты» организации пеших прогулок-походов:

1. Целесообразно сделать по маршруту насыпные горки из естественного грунта различной протяжённости и высоты. Детям очень интересно подниматься и спускаться с таких горок бегом, как будто включаются какие-то древние механизмы.

2. Что метать в мишени? Мячи, шишки, разнообразные «гранаты», снежки. Хорошо, когда при попадании, мишень переворачивается или закрывается. Это поддерживает интерес детей. Так же нужен жёлоб, чтобы метательные снаряды возвращались назад.

3. Как соорудить комплекс для лазания? Один из простых способов лазания – «паутина»--

это физкультурный комплекс, сделанный из верёвок, резинки с опорой на 3-4 столба,

или между стволами деревьев.

4. Для организации прыжков в естественных природных условиях можно использовать

разной высоты пеньки с набитыми крышками – «мухоморы».

5. Поляну сказок можно использовать для проведения вводной части, разминки, различных имитационных движений.

6. Уголок леса идеально подходит для организации привала в середине или в конце пути с разбитием палаток.

Все эти сооружения из мишеней, горок, брёвен, пней и прочего нужно устанавливать постепенно, посмотреть, как работает, внести изменения и только тогда вносить усложнения или дополнения. Не сразу на века строить, а наблюдать и совершенствовать. От чего-то отказываться, что-то изменять. И, самое главное, всегда помнить о безопасности оборудования.

Сейчас много гипервозбудимых детей. После активной деятельности таким детям, чтобы снять расторможенность, нужны упражнения требующие уравновешенности. Самое простое – упражнение в равновесии. Прошёл по буму, удержал баланс-значит успокоился!

Нам всё больше и больше нравится тема туристических прогулок, т. к. благодаря ей нам стали не страшны ни дождь, ни ветер. Мы можем заниматься и под небольшим дождём с зонтиками, и на крылечке детского сада, спешить на воздух, если там не очень ветрено и морозно. Впереди много неизведанного: игры по ориентированию на местности, знаки туристской маркировки, узлы для дошколят и много другого.

Большую роль играют физкультурные праздники (совместные с родителями и детьми). Чаще всего содержание физкультурных праздников согласуется с сезонными явлениями.

Осень:

Зима:

Весна:

“Здравствуй масленица!” (весенний спортивный праздник, построенный на народных играх, забавах);

“А ну-ка, девочки.”; (совместный с родителями и детьми праздник, включающий в себя конкурсы, эстафеты);

«Славься, славься, День Победы!»--туристский слёт (1.туристкая полоса препятствий; 2.соревнования по ориентированию)

“Всё наоборот.” - первоапрельский весёлый спортивный праздник;

“День мяча”

Традиционное итоговое мероприятие по мини-походам проходит в начале мая, приурочено оно обычно к великому празднику День Победы, в виде туристического слёта. К этому времени дети уже приобрели опыт туриста, у них есть определённые знания и навыки.

В физкультурных праздниках и развлечениях я обратилась к теме истории спорта, для того чтобы познакомить детей с зарождением Олимпийских игр в Афинах, с современными видами спорта, с идеалами Олимпийского движения. По-моему мнению это должно заложить в сознании ребят интерес и уважение к занятиям физкультурой.

Важно подчеркнуть, что нравственный аспект является безусловной основой туризма и краеведения. Создавать нравственную атмосферу помогают правила, девизы, речёвки, кубанские народные игры, пословицы, основанные на казачьих традициях: «Казак без коня что солдат без ружья», «Назвался туристом-надевай рюкзак», «Кончил дело-помоги товарищу», «Хорошие туристы не лежат на диване», «Терпи казак, атаманом будешь», «Сорили другие-уберём мы», «После нас лучше (чище), чем до нас», «Слушаем тишину-учимся слушать музыку природы». (так же см. приложение)

Таким образом, используя мини-походы, мы решаем важную задачу - воспитание человека деятельного, инициативного, способного найти выход из создавшихся трудностей, помогаем благополучно войти в социум в будущем, формируем жизненную позицию, привычку к здоровому образу жизни, укрепляем и закаляем растущий организм наших воспитанников, тем более, что двигательная деятельность детей осуществляется в занимательных условиях игры, следовательно, на положительном эмоциональном фоне.

2. План ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРОГУЛОК В РЕЖИМЕ ДНЯ ДЕТСКОГО САДА № 000

Время по режиму

Методическое обеспечение

Ответственные

Физкультурные занятия на свежем воздухе (по учебному плану)

По режиму дня

В течение года с учётом сезонности, по расписанию

Воспитате-

ли, инструктор ФК

Игровая программа «Туристические прогулки-терренкур»

На прогулке

П/игры в соответствие перспективному плану, картотеки

Пн.: 10.30-10.50-г.№2

11.00-11.30-г.№1,4

Вт .: 10.30-10.50-г.№9

11.30-12.00-г№6,10

Ср : 11.30-12.00-г№7

Чт: 11.30-12.00--г№8

Пт : 11.30-12.00-№5,11

Воспитате-

Игры и игровые упражнения на развитие ОВД и физических качеств на полосе препятст-вий, в уголке леса

Во время Ф. З. на воздухе, на прогулке в 1 и 2 половине дня

Картотеки в соответствие календарному плану

В течение года в зависимости от поставленных задач

Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство»

По календарному плану группы

Обруч, 4/2009 г., с.34-35

Долгосрочно, со средней группы

1 раз в мес.

Воспитате-ли.

Вовлечение семьи в работу с ребёнком (самостоятельная ДА ребёнка и родителя)

Утро (перед приёмом)

Вечер (перед уходом домой)

Консультации для родителей (индивидуальные, групповые)

В течение года

Воспитате-ли, инструктор Ф. К.

3. Схема «Тропы здоровья», описание маршрутов.

https://pandia.ru/text/78/377/images/image007_39.jpg" width="634" height="940">
4. Перспективный план мини-походов для детей 5-7 лет.

№ п/п

Тема занятия

Сроки проведения

Ответственные

«Мы--туристы»

2 неделя сентября

воспитатели

«Путешествие в осенний лес»

3 неделя сентября

инструктор

«Осенняя экскурсия»

1 неделя октября

инструктор

«Лесные приключения»

4 неделя октября

инструктор

«Хочу стать ловким»

1 неделя ноября

воспитатели

«Осенний букет для мамы»

2 неделя ноября

воспитатели

«Готовимся к зиме»

1 неделя декабря

воспитатели

«Зимой на воздухе»

2 неделя января

инструктор

«Зимние забавы на санках»

3неделя января

воспитатели

«Взятие снежной крепости»

1 неделя февраля

инструктор

«Дорожные знаки»

1 неделя марта

Воспитатель

«К бабушке пешком»

2 неделя марта

Инструктор

«Путешествие в зоопарк»

2 неделя апреля

Инструктор

«Мы идём в поход»

4 неделя апреля

Воспитатели

«Путешествие за кладом»

1 неделя мая

Инструктор

«Среди красок природы»

3 неделя мая

воспитатели

Мини-поход «Лесные приключения» (5-7 лет)

Вид: спортивно-тренировочный.

Цель: обучение преодолению естественных препятствий.

Задачи:

· Бег с изменением направления; отработать корригирующие упражнения на осанку, ходьбу на полусогнутых ногах; научиться выполнять гимнастические упражнения и основные виды движения чётко, правильно, всегда следить за положением осанки; соблюдать дистанцию при выполнении основных упражнений поточным способом; развивать выносливость при циклических упражнениях;

    Развивать доказательную речь.

· Прививать любовь ко всему живому на земле, сочувствовать и помогать в трудную минуту.

    Совершенствовать формы общественного поведения в совместной деятельности (очистить поляну от мусора, накрыть «стол» для всей группы)

Инвентарь : рюкзаки по количеству детей с бутылкой воды, вафлей. Подстилка, палатка для привала. Теремок, бабочка, лягушка, зайчик, волк, медведь. Корзины с шишками, 3 красных флажка. «Паутина» из резинки-2 шт., много небольших игрушек. Оригами голубь-по количеству детей.

1 часть. Вводная часть.

Инструктор : Мальчики и девочки, сегодня ночью мне приснился интересный сон: мы с вами оказались в большом, густом лесу. Вы уже догадались, что я хочу предложить вам отправиться в мой сон. Итак, сегодня мы побываем на живописном озере и поиграем в растения, насекомых, птиц и животных. Поэтому сегодня мы отправимся в поход. Вы хотите отправиться в поход? А как надо вести себя в походе? (Ответы детей). Инструктор: Поход дело серьёзное. Мы должны быть собранными, дружными. Берите свои рюкзаки с водичкой и отправляемся в путь. Станьте в колонну по 1. Песню запевай! (Поём песню «Если с другом вышел в путь»).

Ход занятия.

II часть. Остановка на «Поляне сказок».

Инструктор : Жил-был Зелёный Лес. Это был не просто Зелёный Лес, а поющий зелёный лес. Берёзы там пели нежные песни, дубы-песни дубов. Пела речка, но звонче всех пели, конечно, птицы. Синицы пели синие песни, а малиновки-малиновые. Но сегодня в этом сказочном лесу случилась беда. Злой волшебник заколдовал всё живое: зверей, птиц, деревья, кусты. Ребята, мы поможем сказочному лесу? (Да). Тогда в путь! Пойдём в лес по тропинке, которая должна нас вывести на поляну, полную света и тепла. (колонной по 1 дети идут друг за другом на разминку).

Инструктор: Оглянитесь вокруг, какой высоты становится трава! Значит лесное озеро уже близко. (Дети кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, голову чуть-чуть наклоняют вниз и идут друг за другом)-1 круг.

Инструктор: На пути показались большие деревья! (Дети, подняв руки вверх, на носках идут колонной).

Инструктор : Постепенно приходится осматривать и ощупывать дорогу перед собой. Выбрасываем то левую, то правую ногу в сторону, продвигаясь вперёд.

Инструктор : Ну что же, мы всё проверили. Идём шагом! (1 круг) Глубоко вдыхаем лесной воздух и говорим «АУ» .

Инструктор : Ребята, тихо-тихо мы подышим, сердце мы своё услышим. Тук-тук-тук. Представьте, что у вас вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Давайте немного этого тепла и света пошлём сказочной поляне. (Дети выносят руки от груди вперёд ладонями вверх). Молодцы!

Инструктор : Ребята, лесок стал оживать. Но что я вижу-теремок. Кто в тереме живёт? –бабочка. Давайте ей, как договаривались, кусочек тепла от своего сердца (руки вперёд).

Бабочка : Как прекрасно жить на свете, вы согласны со мной дети? (Да). Тогда летите за мной! (бег со взмахами)

Инструктор : А это кто? Лягушка! Отдайте ей кусочек своего тепла, она смотрит на нас, она живая, прыгаем вперёд! (на 2х ногах, на 1й ноге).

Инструктор : А вот мышка куда-то пропала! Её не хватает в этой сказке. Но зато на нашем пути встретился зайчик! Зайчик, что ты умеешь делать? Лапкой умываться,(растирают нос), чисто вытираться,(растирают лоб), гребешком чесаться.(гребнем по волосам) (самомассаж ) Подарите ему кусочек тепла.

Инструктор: А это волк - зубами щёлк. Он за нами гонится, бежим по дорожке большими шагами. (1 круг). Всё, погоня закончилась. Скорее давайте ему кусочек своего доброго сердца. Он вам говорит спасибо! (Дыхательное упражнение «Веер»--ох-ох-ох-обмахиваясь руками)

А вот и медведь. Что он сделал в сказке? (Развалил дом). Правильно. Скорее ему посылайте кусочек своего доброго сердца. И нам пора к новым приключениям! Пройдём 1 круг и взмахивая то правой, то левой рукой, скажем «До свидания!».

2. Переход на лабиринт.

А теперь покажем зверям, какие мы сильные и умелые! Нас ждут забавные « физкультуринки».

Общеразвивающие упражнения с использованием лабиринта.

1. «Посмотрим по сторонам »--Ип: упор лёжа на лабиринте. Повороты головы в стороны, вверх-вниз.

2. «Накачаем воду в озеро »--Ип: то же. Отжимания от лабиринта (Хлюп-хлюп)

3. Любопытная Варвара. (Присесть-держась за лабиринт, встать, поднявшись на носки, руку козырьком ко лбу, что видите?)

4. «Розовые пяточки»-- голову наклонять пониже при сгибании рук в локтях, при этом поднимать поочерёдно повыше ногу в небо.

5.Сердитый шлагбаум -не пропускает непослушный автобус! Стоя боком к лабиринту, с опорой на него рукой, отведение 1й ноги в сторону со словами «Не пущу, не пущу! Красный свет, хода нет!» (Затем поворот в другую сторону). Спросить «А вы не переходите на красный свет? И на велосипеде не ездите на красный свет? И на роликах? Никогда не переходите на красный свет!».

6. Коровки и бычки . А вот коровки и бычки этого не знают. Стали у дороги и мычат «Му-му!» (1 ногу закинуть на лабиринт, стоя к нему спиной, на другой слегка приседать. Из руки изобразить рога. Поменять ногу.)

7.Непослушная нога делает, что ей хочется! Пока бычки переходили через дорогу, у нас развязались шнурки! (Занос ноги на лабиринт, стоя к нему лицом).Поменять ноги 3-4 раза.

8. Трусливые зайцы . А вот и трусливые зайцы хотят перейти через дорогу, но не знают как. Шныряют туда-сюда! (Лазанье под лабиринт). А голодный волк ходит, ищет их (Инструктор изображает голодного волка)

9. А вот и мышка, которая потерялась на поляне сказок. Мышиный хоровод. (сначала ходьба вокруг лабиринта на носках, бег по лабиринту).

1) Проверка на ловкость. (Бег по прямой, затем змейкой между рюкзаками, разложенными на расстоянии 50 см на беговой дорожке)

2) Обратно ходьба по полосе препятствий-2-3 раза. На кочках спрыгивание и запрыгивание.

3) Метание шишками с расстояния 4-5 м (от флажка) правой и левой рукой.

Инструктор : Мы показали свою ловкость и силу. Давайте играть и веселиться. .Берите рюкзаки и идём дальше.

Говорят речёвку на ходу: «Мы-туристы».

Кто шагает дружно в ряд?

Наш детсадовский отряд.

Мы хотим быть смелыми,

здоровыми, умелыми!»

3 часть. Игры.

Инструктор. Смотрите, какую паутину сплёл сказочный паук, даже две, одну для девочек, а другую для мальчиков и нам через неё надо пробраться. Задевать нельзя даже косичками! Не запутайтесь. По очереди, берегите друга.

Инструктор. В этом лесу много разных игрушек. Вы должны бегать так, чтобы не задеть ни один предмет. Кто задел, выходит из игры. (До победителя).-2-3 раза.

Инструктор : Ребята, посмотрите вокруг, какой всё-таки лес красивый! Вы сегодня спасли всё живое от злого волшебника своим добром и любовью. Голубь-символ мира. Возьмите их на память себе домой.

4 часть. Привал.

А теперь привал или по - другому отдых! Разобьём палатку, расстелем покрывало! («Завтрак на траве»).

Мини-поход «Зимние забавы-взятие крепости» (5-7 лет)

Вид : познавательный.

Цель : знакомство с историческими праздниками родной страны-Днём защитника Отечества в рамках военно-патриотического месячника.

Задачи:

· Упражнять детей в умении регулировать ширину шага при ходьбе, развивать чувство равновесия. Совершенствовать технику метания в необычной обстановке.

· Приучать детей выполнять знакомые движения в тревожной ситуации.

· Обучать элементам ориентирования на местности по компасу.

· Развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы.

· Развивать умственную операцию сравнения при отгадывании загадок. Активизировать словарь в соответствии с лексической темой «Зима. Зимние забавы».

· Воспитывать патриотизм, чувство товарищества и коллективизма.

Инвентарь : санки, компас, карточки с загадками, знамя, снежная крепость, снежки или мешочки, снежные горки.

I часть. Вводная.

Оснащение занятия: Рюкзаки, бублики, любимая игрушка, оборудование полосы препятствий: лягушатник, паутина. Персонажи: игрушка лесовичок и бабушка. 10 клубочков синего и красного цвета, корзина с соком. Пластиковая бутылка, карта, карточки со схемой задания.

Ход занятия

Предварительная работа: беседы с детьми о семье, о бабушках. Каждый ребенок в группе должен рассказать о своей бабушке. Для этого педагог предлагает детям рассмотреть семейные фотографии, обсуждает с ними, кто на кого похож.

Что же такое семья? (Ответы детей).

Как вы думаете, мы с вами можем быть семьёй? (Ответы детей).

Педагог подводит детей к мысли, что семья-это родные люди: мама, папа, бабушка, дедушка и т. д. Это родственники, мы их любим и дорожим ими.

В одной семье существует несколько поколений:

молодое-дети;

среднее-мамы и папы;

пожилое-бабушки и дедушки;

старшие-прабабушки и прадедушки.

Какое время года сейчас? А месяц? Что за праздник отмечает вся страна 8 марта ? (Ответы детей). Вот и мы с вами сегодня отправимся в поход, в гости к моей бабушке. Бабушка живёт далеко, на пути нас ждут преграды и задания. И поможет нам её найти карта, о которой мне рассказал Старичок-лесовичок. Но сначала мы уложим рюкзаки для похода.

«Уложи рюкзак»

На групповой площадке группа разбивается на две-три команды и выстраивается на линии старта в две-три колонны. На старте размещаются вещи (коврик, куртка, фляжка, котелок, кеды, кружка и пр.), которые необходимо уложить в рюкзак, находящийся в 15-20 м от игроков. Число вещей должно соответствовать числу участников игры. Игрокам дают возможность рассмот­реть вещи и договориться о последовательности укладки рюк­зака.

По сигналу педагога капитаны подбегают к рюкзаку и укла­дывают в него взятую со старта вещь, наиболее подходящую для начала укладки. Затем возвращаются на старт и передают эста­фету касанием руки следующему игроку. Так по очереди каж­дый игрок продолжает укладывать рюкзак к походу. Последний в команде игрок, завершив укладку, приносит рюкзак на старт.

Побеждает команда, которая правильно и быстро уложила рюкзак (вместе с детьми педагог проверяет оба рюкзака, анали­зирует ошибки).

Оденьте рюкзаки, и пойдём скорее в наш лесочек. Он там нас ждёт. (Ребята отправляются в путь. По дороге общаются с педагогом).

1 часть. Вводная . В уголке леса появляется игрушка Старичок-лесовичок:

Это я-седой старик,

Называюсь Лесовик.

Этот лес я сторожу.

За порядком здесь слежу.

Инструктор и дети. Здравствуй, старичок-Лесовичок!

Лесовичок . Здравствуйте, дети. Зачем пожаловали?

Инструктор. Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой. А также мы идём в гости к бабушке. Ты не знаешь, как нам её найти?

Лесовичок . От мостика сделаете 5 шагов к берёзе, затем повернётесь направо сделаете 10 шагов к ёлке. Увидите лавочку, а под лавочкой-бутылочка волшебная. В ней –карта, рассмотрите её и узнаете, что вам делать и где живёт ваша бабушка. Только знайте, что вас ждут разные испытания. Ведь я хочу убедиться, что вы смелые и выносливые.

Инструктор . Спасибо тебе, Лесовичок. (Выполняют задание. Найдя карту, рассматривают её. Решают куда идти).

2 часть. Основная. План карты. (на карте цифрами обозначено место карточек-испытаний).

1этап. Уголок леса . В соответствии со схемой, находят карточку с 1-м заданием: Назвать деревья вокруг. Игра «Раз, два, три, к названному дереву беги!». В ней надо по сигналу подбежав к дереву, рассмотреть его и рассказать, как изменился вид дерева по сравнению с прошлым походом.

2 этап. На дорожках детского сада . На карточке изображён «Бег парой». Команды строятся за линией старта в колонну по 2. По сигналу бегут первые пары, взявшись за руки. Обегают деревья, возвращаются назад, передают эстафету касанием рук и становятся в конец колонны.

3 этап. «Прыжки из вагона в вагон» (на асфальтовом рисунке). Колонна становятся по одному за линией старта. По сигналу участники с рюкзаком за спиной прыгают на 2х ногах из вагона в вагон (поточным способом)-2-3 раза.

4 этап. «Поляна сказок». Прохождение «Лягушатника», изготовленного из сухих веток и прутьев и «Паутины», из верёвки с двумя-тремя резкими поворотами.

5 этап. Полоса препятствий. (Пробежка по беговой дорожке с передачей эстафеты, ходьба змейкой между деревьями, бревно, метание шишек в вертикальную мишень)

6 этап. Встреча с бабушкой , которая сидит в беседке. Она рада внучатам, и просит отгадать загадки:

1) Не живая, а идёт,

Не подвижна, а ведёт. (Дорога).

2)Чёрен-да не ворон,

Рогат-да не бык,

Шесть ног-да без копыт. (Жук).

3) Балерина пляшет,

Вся искрится блёстками,

Над цветками машет

Лепестками пёстрыми. (Бабочка).

3 часть. Заключительная.

Бабушка. Хорошие, умные внучата. Приготовила я вам подарок, он в корзинке. Да вот совсем стара стала, забыла, где оставила. Давайте вместе искать, а помогут нам его найти клубочки синего и красного цвета, которые высыпались у меня из кармана по дорожке в детский сад. 5 синих –для мальчиков и 5 красных-для девочек. Побеждает команда, нашедшая первой корзинку. В ней-сок.

Инструктор . Пора прощаться с бабушкой и Лесовичком. Давайте их поблагодарим за всё.

Возвращение в детский сад.

Список использованной литературы:

1. «Двигательная активность ребёнка в детском саду»--М., 2000

2. «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста-Таганрог, 2004

3. «Физическое развитие ребёнка»--Спб: Речь, 2009

4. «Занятия на тренажёрах»--М., 2009

5. «Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста-М., 2003

6. «Туристские прогулки в детском саду»-- М., 2004

7. «Физическая культура – дошкольникам»--М., 2000

8. «Физическая культура в дошкольном детстве»-- М., 2005

9. «Зелёный огонёк здоровья»--М., 2009

10. «Юный эколог»--М., 2002

11. Журнал Обруч, 4/2009 г., с.34-35

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №69»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект прогулки «Туристический поход» с детьми старшей группы по территории детского сада.

Воспитатель: Карпова Н.А.

2016год

Задачи:

формирование представления у детей о том, что такое туристический поход;

расширение представлений о предметном мире, знакомство с назначением и использованием таких предметов, как маршрутная карта, рюкзак, палатка;

совершенствование двигательных навыков и физических качеств детей, укрепление здоровья;

закрепление навыков безопасного поведения;

воспитание желания участвовать в совместной деятельности наравне со всеми.

Предварительная работа:

беседа о том, что такое поход, с какой целью ходят в поход, какая одежда удобна для похода, что берут с собой в поход;

ознакомление с правилами поведения в походе - слушать команды взрослого, не мусорить, помогать товарищам.

Оборудование : у каждого ребёнка в рюкзаке - коробочка с соком, мяч, лупа; маршрутная карта, картинки или предметы туристических вещей, палатка детская, сухие прутья для имитации костра, шишки на лесной поляне, спортивное оборудование для создания препятствий.

1 . Организационный момент (сбор группы, сплочение детского коллектива).

Воспитатель : - Ребята, я, хочу вам предложить сейчас отправиться в -поход. Мы будем преодолевать препятствия, чтобы попасть на поляну «Здоровья», на которой мы сможем отдохнуть, поиграть, зарядиться энергией. Напоминаю правила поведения в походе: двигаться всем вместе, по необходимости помогать товарищу, на привале не отходить далеко.

Отгадайте загадку о предмете, который необходим в походе:

1 . В него вещи нужные мы сложим, за спиной его мы носим?

(Рюкзак).

Одеваем рюкзак и отправляемся в путь!

Разминка:

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель:

Хотим узнать мы очень много, отправляемся в дорогу (ходьба на месте).

Побываем тут и там, поглядим по сторонам (повороты корпусом).

Вот надели мы рюкзак и сказали дружно так (круговые движения рук у плеч вперёд и назад):

-«Вещи нужные возьмём и в поход скорей пойдём (наклоны вперёд). Веселей вперёд шагай, от друзей не отставай» (ходьба на месте)!

Рассматривание карты.

(Краткое сообщение о маршруте)

Воспитатель : - Вот мы и узнали, какие препятствия нам придётся преодолеть на своём пути.

Воспитатель :

Встали быстро - я вперёд, отправляемся в поход.

Затянули рюкзачки, мы в походе - новички!

(Построение в колонну друг за другом)

2. Движение до привала.

(Соответственно маршрутной карте)

v « Через речку по мосту » (обращать внимание детей на необходимость помощи друг другу – мальчики подают руки девочкам.).

v « Извилистая дорога »-(идут между деревьями)

v « Надежное укрытие » -(у начала препятствия дети находят ткань; чтобы пройти незамеченным, вся группа должна уместиться под ней).

v « Веревочная дорога » -(между деревьями натянута веревка. Пройти испытание можно, передвигаясь от одного дерева к другому, если держаться всем вместе за веревку).

Минутки отдыха : «Мы - деревья»:

«Солнышко». Деревья тянутся к солнышку (дети вытягивают руки вверх, поднимаются на носочки, шевелят пальцами);

«Ветерок». Подул ветерок, веточки и листики шевелятся и раскачиваются (дети раскачиваются вправо и влево с вытянутыми вверх руками);

«Дождь». Пошёл дождь и капли застучали по листикам и веточкам (дети встают друг за другом и пальцами похлопывают по спине впереди стоящего ребёнка);

«Пожалеем!». Деревьям жалко друг друга (дети поглаживают друг друга по спине).

3. Остановка: «Поляна «Здоровья».

(Дети рассаживаются на скамейках,снимают рюкзаки)

Игра - познание в загадках:

1.Что за домик полотняный мы в походе расставляем?

Ночью спим в нём, отдыхаем, утром снова собираем? (Установка палатки).

Воспитатель: - Для чего нужна палатка в походе?(чтобы остаться на ночлег,спрятаться от дождя,от солнца,насекомых)

Рассматриваем палатку,заглядываем внутрь,там-фонарик.

2.Я в кулак его зажму и на кнопочку нажму.

Светлячок, мой светлячок, дай мне лучиков пучок?

(фонарик - показ предмета).

Загадываю загадку про костер.

3.Дров для меня нарубите, щепок сухих соберите,
Спичкой одной подожгите - вкусную пищу варите...

грейтесь, общайтесь, шутите,

А как сгорю - потушите?

(костер).

Воспитатель: - Для чего нужен костёр в походе?(ответы детей)

4.Что, дотронувшись едва, превращает в дым дрова? (вода).

Воспитатель: - Почему костёр обязательно надо потушить?

Трудовая деятельность : (воспитатель предлагает детям собрать сухие веточки и сложить их горкой - имитация разведения костра).

Игра с мячом «Картошка» (дети встают в круг, воспитатель бросает им мяч - кто не поймал, становится «картошкой» и садится в круг; игра заканчивается по сигналу воспитателя).

4.Пьем чай на привале: (воспитатель предлагает детям достать из рюкзаков стаканчики, наливает чай с медом и лимоном; напоминает, что мусор оставлять после себя нельзя, поэтому стаканчики нужно убрать в один пакет и затем выбросить в мусорное ведро).

Воспитатель: - Ребята, природа - наш хороший, добрый, верный друг. Давайте запомним, что разрушать и губить в природе ничего нельзя. И я думаю, что сегодняшний мы провели с пользой для своего здоровья!

Из похода мы вернемся, дому мило улыбнемся.

Вкусный нас обед всех ждёт - что ж, туристы, в сад вперёд!

Продолжение движения по маршруту до конечной остановки

(возвращение из похода тем же маршрутом).

5. Конечная остановка.

(воспитатель подводит итог прогулки - похода, обращает внимание на то, что дети вели себя как настоящие туристы).


Конспект туристского похода «Юные туристы» для детей старшей группы.

Автор: Карязова Наталия Владимировна, инструктор по физической культуре, МКДОУ Аннинский д/с ОРВ " Росток".
Данный материал может быть полезен инструкторам по физической культуре, воспитателям старших групп.

Цель:
Способствовать оздоровлению детей во время прогулки, развивать ловкость, выносливость, создать атмосферу дружелюбия, повысить эмоциональный настрой.
Оборудование:
- спортивная экипировка детей (удобная обувь, головные уборы, рюкзаки с бутылочкой воды и едой) ;
- спортивный инвентарь: (корзины 2 шт., обручи большие и средние – 8 шт., мяч – 4 шт., бадминтон- 4 шт.; футбольный мяч; флажок красный – 4 шт.);
- атрибуты для игр;
- влажные салфетки;
-аптечка;
-схемы маршрута;
- карточки с изображением знаков разрешающих и запрещающих данное поведение в лесу;
- рюкзаки с водой и сухпайком.
Предварительная работа: беседы с детьми о правилах поведения в лесу; беседа о видах туризма; беседы о том, что необходимо брать в поход; просмотр мультфильма «ОХ и Ах идут в поход».

Ход мероприятия:

Инструктор: Здравствуйте, ребята и уважаемые родители! Сегодня мы с вами отправляемся в туристский поход. Вы все подготовились к данному мероприятию: одели спортивную одежду и обули удобную обувь, молодцы! Еще нам необходимо взять с собой хорошее настроение и хорошенько размяться перед дорогой. На пути нас ждет много нового и интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными, чтобы не потеряться в дороге. И так, приглашаю всех на веселую разминку.
Инструктор с детьми и родителями проводит разминку.
1 ребёнок.
Почему мы бодрые, быстрые и смелые?
Потому что по утрам, мы зарядку делаем!
2 ребёнок.
Чтоб стали мы крепче, быстрее,
Сильней самых сильных борцов,
Каждый из нас заниматься
Зарядкой готов!
3-й ребёнок:
Бодрость духа охраняет,
Быть здоровыми велит.
4-й ребёнок:
Прочь болезни прогоняет -
И ангину и бронхит.
Дети (все)
В нашем садике родном
Замечательно живём!
С болезнями не знаемся,
Спортом занимаемся!
Инструктор: Молодцы! Начало положено хорошее, а теперь нам пора в дорогу. Участники изучают схему маршрута и отправляются в путь.
Инструктор:
Ребята, а давайте мы с вами расскажем туристическую речевку.
Дети рассказывают речевку:
Речевка туристическая
Физинструктор: Кто шагает с рюкзаком?
Все: Мы, туристы!
Физ инструктор: Кто со скукой не знаком?
Все: Мы, туристы!
Физинструктор: Нас вперед ведут…
Все: Дороги!
Физинструктор: Наш девиз:
Все: «Всегда вперед!»
Физинструктор: Эй, ребята!
Все: Тверже шаг!
Физинструктор: Что турист берет в дорогу?
Все: Песню, ложку и рюкзак!
Физинструктор: Мы голодные как звери!
Все: Открывайте шире двери!
Физинструктор: Нам еда полезна будет,
Все: Силы новые разбудит.
Физинструктор: Кто отстал?
Все: Не отставай!

Физинструктор: Кто устал?
Все: Не унывай!
Физинструктор: Кто идти захочет с нами –
Все: Песню нашу запевай!
Дети поют походную песню.
Дети отвечают на вопросы инструктора.
1.Какие виды туризма вы знаете? (велосипедный, пеший, лыжный, горный, автомобильный).
2.Какие части света вы знаете? (Север, юг, запад, восток).
3.Где восходит солнце? (На востоке).
4.Где заходит солнце? (На западе).
5.Какие вы знаете съедобные грибы? (Подберезовики, подосиновики, грузди, лисички, опята).
6.А несъедобные? (Поганки, мухоморы, ложные опята, ложные лисички).
7.Какие лесные ягоды можно есть? (Малину, землянику, ежевику, рябину).
8.А какие нельзя? (Волчью ягоду, вороний глаз, бузину).
9.Каких зверей надо опасаться в лесу? (Волка, кабана, медведя, лося).
10.Можно ли пить воду из рек, озер, из других источников? (Нельзя, воду можно пить только после фильтрации и кипячения, кипятить не менее 10 минут).
11.В чем несут все необходимое, когда идут в поход? (В рюкзаке).
12.Где спят туристы? (В палатке).
13.В чем готовят еду? (В котелке).
14.Над чем висит котелок, когда готовят еду? (Над костром).
15.Из какого дерева лучше разжигать костер? (Из ели).
16.Что является постелью в походе? (Спальный мешок).
17.Как называется предмет, с помощью которого мы узнаем части света? (Компас).

Ребята, сейчас какое время года?(Осень). Предлагаю вам поиграть с осенними листочками.
Раз, два, три вокруг себя повернись и в листочек превратись. Подул ветер и поднял все листочки вверх, листики полетели, закружились. Ветер стих, и листочки опустились на землю. Опять подул ветерок – листочки полетели.
В это время инструктор переодевается в старичка-лесовичка.
Воспитатель: Ой. Кто это? На поляну выходит лесовик.
Лесовик. Это я - седой старик,
Называюсь Лесовик.
Этот лес я сторожу.
За порядком здесь слежу.
Воспитатели, дети и родители. Здравствуй, Старичок-Лесовичок!
Лесовик. Здравствуйте, дети. Зачем пожаловали?
Дети. Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой.
Лесовик. Знаю я, как вы гуляете, отдыхаете!Муравейники разоряете, цветы топчете, насекомых, зверей обижаете. Не пущу вас в лес!
Воспитатель. Лесовичок, наши дети лес любят и уважают, пословицы про него знают.
Дети.
"Лес - богатство и краса береги свои леса";
"Лес и вода родные брат и сестра,
"Враг природы тот, кто лес не бережет",
"Лесная сторона не одного волка, а и мужика досыта кормит",
"Для города каждое дерево дорого",
"Срубить дерево - пять минут, вырастить - много лет",
"Кто с дерева кору снимает, тот его убивает",
"Одна искра целый лес сжигает",
"Не мудрено срубить, мудрено вырастить",
Воспитатель. Ребята знают, как вести себя в лесу.
Лесовик: сейчас проверим,как вы знаете правила поведения в лесу. (Показывает детям и родителям картинки, с изображением знаков разрешающих и запрещающих то или иное действие в лесу. Дети отвечают.


Лесовик: а сейчас я проверю, как вы деревья знаете. От какого дерева этот листочек? (показывает листья дуба, клена, березы, и др.)
Дети отвечают.
Лесовик: Молодцы!
Лесовик. Ну, раз так, прошу проходить в мои владения. Разрешаю пройти в мой лес.
Только, чур деревья и кусты не ломать, букашек не обижать, костер не разводить!
Проходят на поляну, осматриваются.
Лесовик. А сейчас я хочу посмотреть, какие вы ловкие, смелые и выносливые, для этого мы проведём эстафеты, в которых будут участвовать 2команды. (Дети и родители делятся на две смешанные команды.)придумайте команде название.
Лесовик: (берется за голову) Ой, ребята, у нас преграда на пути! Как же нам ее пройти? На дорожке, где должны проходить соревнования, лежит ветка, которая мешает движению. Лесовичок, выслушивает предложения детей как преодолеть преграду, и дает свои советы.
Лесовик: Молодцы первое испытание прошли успешно! Давайте играть.
1 Игра-эстафета: "Что в походе пригодится?"
Дети стоят в двух колоннах за линией старта. На расстоянии 7 шагов разложены различные предметы – как необходимые в походе, так и совершенно не нужные: (свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, кружка, ложка, чашка, фотоаппарат, продукты, карта, спальный мешок, спортивные гантели, конструктор и др.). По сигналу первый участник подбегает к предметам, выбирает необходимый для похода предмет, возвращаясь с ним, передают эстафету следующему. По окончании игры проверяют правильность выполненного задания, уточняют, для чего нужен тот или иной предмет.
2. Эстафета «Не урони мяч»
Команды стоят в колонне по одному за линией старта. У первых участников по два мяча в руках. По сигналу они должны добежать до колпачка, обогнуть его и вернуться назад, передать мячи следующему участнику и встать в конец колонны.
Лесовик: давайте немного отдохнем. Расскажите мне пожалуйста стихотворение.
Дети рассказывают стих о походе:
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы идем в поход опять.
Так и тянет нас на волю
Приключения искать.
Только слабеньким, друзья,
В наш поход идти нельзя.
Вы сначала тренируйтесь,
Бегайте и соревнуйтесь.
Посмотрите все на нас,
Мы спортсмены – высший класс!
3. Эстафета « Преодоление препятствий». Дети преодолевают болото по « кочкам»,(обручам) встречающихся на их пути.


4. Эстафета « перетягивание каната» .
Лесовик: Ой, какие молодцы, отдохните немного, а я вам загадки загадаю.
В кармане моем замечательный друг,
Он знает, где север,
Он знает, где юг.
И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой,
Умещается в кармане,
А ведет нас за собой. (Компас).

Он в походе очень нужен,
Он с кастрюлей очень дружен.
Можно в нем уху варить,
Чай душистый кипятить.
(Котелок).

На привале нам помог,
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош,
А вот в группу, не возьмешь.
(Костер).
Весной одевается, осенью раздевается. (Лес, парк)
Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)
Ее всегда в лесу найдешь – пойдем гулять и встретим:
Стоит, колючая, как еж, зимою в платье летнем. (Ель, сосна).
5.Прыжки в парах в обруче.
6. эстафета " Самый ловкий". Необходимо пролезть в обруч и не задеть его.


7. Подвижная игра: «Кто соберет больше шишек в обруч!»
За две минуты дети и родители собирают шишки в обруч. Выигрывает команда, собравшая большее количество шишек.
8. Подвижная игра: «У ребят порядок строгий». Дети стоят в колоннах по сигналу « На прогулку» расходятся по полянке и гуляют. Лесовичок: у ребят порядок строгий, знают все свои места. Но трубите веселее. Дети: Тра-та-та, тра-та-та. По сигналу быстро строятся на свои места.

Лесовик подводит итоги соревнований и объявляет победителя.
Лесовик. Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы и умные, и смелые, и ловкие, умелые! За то, что вы хорошо себя в моем лесу ведете вот вам от меня подарочек, дары леса.(отдает корзинку яблок). Мне было с вами очень интересно и весело, но пора дальше охранять лес. До свидания!
Воспитатель: И нам понравилось в лесу, правда, ребята. Мы скоро к тебе опять придём! Придём, ребята?
Дети: Да!
Дети: До свидания, дедушка лесовичок
Инструктор: А теперь ребята, все подойдите ко мне и давайте помоем тщательно руки, пришло время подкрепиться!

Родители в это время накрывают самодельный стол, наливают детям чай из термосов. Делятся впечатлениями. После того как все поели, дети самостоятельно организовывают игры по желанию (забрасывание мяча в кольцо, прыжки на скакалке, футбол).

Инструктор: Наш поход подходит к концу. Перед тем, как уйти, необходимо проверить не оставили ли вы после себя мусор.
Возвращение в детский сад тем же маршрутом.

МБОУ «Центр образования № 23» отделение 1 Детский сад «Солнышко»

Туристический поход

по территории детского сада

для детей подготовительной группы

Санаева Наталья Владимировна

Инструктор по физической культуре

г.Новомосковск

Цель.

Знакомство с общей территорией детского сада (круговой обход)

Путешествие по игровым площадкам, знакомство с игровым оборудованием (организация «привала» на площадках с веселыми играми)

Прохождение заданного маршрута из точки начала маршрута в конечную точку (по карте с использованием рельефа местности)

Путешествие на сказочную поляну (в форме спортивного развлечения)

Задачи.

Закрепление навыков безопасного поведения на природе.

Воспитание бережного отношение к окружающей среде.

Формирование основ здорового образа жизни.

Ход.

1. Прежде чем отправиться в поход, инструктор заходит в группу к детям перед завтраком, он одет по-походному, на плечах -рюкзак, на шее бинокль. Обращается к детям:

Я собираюсь в поход, хотите со мной?

Дети: Да!

Тогда подкрепитесь, съешьте весь завтрак, вам понадобится много силы, путешествие будет долгим.

Дети после завтрака выходят на улицу, где их ждет инструктор.

Инструктор рассматривает детей в бинокль:

Дайте я на вас посмотрю, вижу, все в хорошем настроении и готовы отправиться в поход.

Вы все подготовились к данному мероприятию: одели спортивную одежду и обули удобную обувь, молодцы!

Еще нам необходимо взять с собой хорошее настроение и хорошенько размяться перед дорогой. На пути нас ждет много нового и интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными, чтобы не потеряться в дороге. И так, приглашаю всех на веселую разминку.

РАЗМИНКА «Вместе весело шагать»

Чтобы нам не растеряться

Отряд! Становись в ряд!

По порядку рассчитайсь!

И так, нас …. человек.

Молодцы! Начало положено хорошее, а теперь нам пора в дорогу .

Участники изучают схему маршрута и отправляются в путь.

Чтобы было веселей в пути

Надо пару себе найти.

Игра «Найди себе пару»

Дети строятся парами.

Отправляясь в путь, про друга не забудь, запомните свою пару, чтобы возвращаясь назад мы никого не забыли. А, чтобы в пути было веселей, давайте послушаем песенку туристов.

Дети идут за инструктором по физкультуре, слушают песенку из мультфильма

«Слоненок-турист».

2. Доходят до стола медпункт.

Дети отвечают на вопросы инструктора.


1.Какие виды туризма вы знаете? (велосипедный, пеший, лыжный, горный, автомобильный).
2.Какие части света вы знаете? (Север, юг, запад, восток).
3.Где восходит солнце? (На востоке).
4.Где заходит солнце? (На западе).
5.Какие вы знаете съедобные грибы? (Подберезовики, подосиновики, грузди, лисички, опята).
6.А несъедобные? (Поганки, мухоморы, ложные опята, ложные лисички).
7.Какие лесные ягоды можно есть? (Малину, землянику, ежевику, рябину).
8.А какие нельзя? (Волчью ягоду, вороний глаз, бузину).
9.Каких зверей надо опасаться в лесу? (Волка, кабана, медведя, лося).
10.Можно ли пить воду из рек, озер, из других источников? (Нельзя, воду можно пить только после фильтрации и кипячения, кипятить не менее 10 минут).
11.В чем несут все необходимое, когда идут в поход? (В рюкзаке).
12.Где спят туристы? (В палатке).
13.В чем готовят еду? (В котелке).
14.Над чем висит котелок, когда готовят еду? (Над костром).
15.Из какого дерева лучше разжигать костер? (Из ели).
16.Что является постелью в походе? (Спальный мешок).
17.Как называется предмет, с помощью которого мы узнаем части света? (Компас).

Ребят посмотрите что лежит на столе. (На столе лежат картинки с разными лечебными растениями)

Эти растения используют туристы находясь в лесу и не имеющие рядом медицинской помощи.

Например, если вы нечаянно поранились о корягу, вы можете найти подорожник и приложить его к ране. Подорожник получил такое название, потому что он растет вдоль дорог. Найдите на картинке. Можно сорвать подорожник, протереть его и приложить к ране, кровь остановится, рана заживет быстрее. Попробуйте найти подорожник, только не рвите его напрасно, просто запомните, как он выглядит. В лесу много целебных трав.

Мать и мачеха -Листья приматывают гладкой стороной к ране, ушибу и прибинтовывают. Можно привязать лентой.

Ромашка аптечная лечит ожоги, в ее настоях пропитывают примочки., так же ромашка лечит насморк.

Мох сфагнум растет на болотах. Сухой мох в 4 раза сильнее впитывает влагу, чем медицинская вата.

Корень одуванчика Улучшают пищеварение, повышает аппетит.

Итак теперь вы знаете как обработать рану в лесу. Нам пора идти дальше.

3. Дети продолжают идти по периметру.

Подходят к площадке ПДД.

Инструктор задает вопросы касающиеся правил перехода через дорогу.

По какой стороне дороги двигаться.

4. Продолжаем поход и подходим к площадке со спортивным оборудованием.

Проходят все препятствия не снимая рюкзаки.

5. Дети продолжают идти по периметру. Подходят к большой клумбе.

Инструктор: Ребята, посмотрите, какая красивая клумба, на ней трудятся все сотрудники д/с. Ребята, а в знаете какие цветы растут на клумбе? Как за ними ухаживать.

Проводится подвижная игра «Садовник и цветы»

Цель - развить умение перебегать на противоположную сторону площадки, уворачиваясь от ловишки, развивать ловкость, быстроту реакции.

Ход игры . Дети-"цветы" находятся на одной стороне площадки, а водящий - "садовник" - на противоположной. Приближаясь к цветам, он произносит: "Я иду сорвать цветок, из цветов сплету венок". Цветы отвечают: "Не хотим, чтоб нас срывали / И венки из нас сплетали. / Мы хотим в саду остаться, / Будут нами любоваться". С последними словами дети бегут на другую сторону площадки, а "садовник" старается поймать кого-нибудь.

6. Дети подходят к запасному выходу. Там висит плакат с запрещающими знаками.

Ребята а вы знаете как вести себя в лесу? Давайте посмотрим знаки и что же они обозначают?

Ответы детей.

А что еще нельзя делать в лесу?

Ломать ветки, кидать в воду банки, склянки и мусор, сорить, нельзя кричать.

В остях у природы нужно вести себя вежливо и уважительно.

7. Маршрут ведет на спортивную площадку.

Если ничего нельзя делать в лесу, то чем тогда заняться?

А давай-ка лучше поиграем.

Складываем свои рюкзаки и становимся в две колонны.

А сейчас я хочу посмотреть, какие вы ловкие, смелые и выносливые, для этого мы проведём эстафеты.

Придумайте себе название команд.

П/И «Тропинка»

Под музыку марша дети идут по площадке. По сигналу «Деревья!» они берутся за руки и поднимают их вверх, расходясь в стороны. Последний ребенок в колонне пробегает «змейкой» под поднятыми руками детей и встает впереди колонны, сделав такое же «дерево». Игра повторяется до тех пор, пока все участники не выполнят задание.

Эстафета «Пауки»

Команды строятся за линией старта в колонну по два. Спиной друг к другу. По сигналу бегут первые, обегают конус, возвращаются назад, передают эстафету касанием рук и становятся в конец колонны.

Эстафета: "Что в походе пригодится?"

Дети стоят в двух колоннах за линией старта. На расстоянии 7 шагов разложены различные предметы – как необходимые в походе, так и совершенно не нужные: (свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, кружка, ложка, чашка, фотоаппарат, продукты, карта, спальный мешок, спортивные гантели, конструктор и др.). По сигналу первый участник подбегает к предметам, выбирает необходимый для похода предмет, возвращаясь с ним, передают эстафету следующему. По окончании игры проверяют правильность выполненного задания, уточняют, для чего нужен тот или иной предмет.

Эстафета «Не урони мяч»

Команды стоят в колонне по одному за линией старта. У первых участников по два мяча в руках. По сигналу они должны добежать до конуса, обогнуть его и вернуться назад, передать мячи следующему участнику и встать в конец колонны.

Эстафета « Преодоление препятствий».

Дети преодолевают болото по « кочкам»,(обручам), перелазание через препятствие, встречающихся на их пути.

П/И «Кто соберет больше шишек.»

Дети собирают разбросанные шишки в обруч.

П/И «У ребят порядок строгий».

Дети стоят в колоннах по сигналу « На прогулку» расходятся по площадке и гуляют. Инструктор: «У ребят порядок строгий, знают все свои места. Но трубите веселее. Дети: Тра-та-та, тра-та-та.»

По сигналу быстро строятся на свои места.

Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы и умные, и смелые, и ловкие, умелые!

Продолжаем двигаться по маршруту.

8. Заходим на игровую площадку к детям средней группы и они с воспитателем предлагают отдохнуть и разгадать загадки.


В кармане моем замечательный друг,
Он знает, где север,
Он знает, где юг.
И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой,
Умещается в кармане,
А ведет нас за собой. (Компас).

Он в походе очень нужен,
Он с кастрюлей очень дружен.
Можно в нем уху варить,
Чай душистый кипятить.
(Котелок).

На привале нам помог,
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош,
А вот в группу, не возьмешь.
(Костер).


Весной одевается, осенью раздевается. (Лес, парк)


Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

Ее всегда в лесу найдешь – пойдем гулять и встретим:
Стоит, колючая, как еж, зимою в платье летнем. (Ель, сосна).

Продолжает движение.

9. Инструктор обращает внимание детей на игровую площадку где гуляют дети 2 младшей группы, давайте зайдем к ним в гости.

Детей встречает воспитатель группы с детьми.

Воспитатель группы:

Здравствуйте, ребята, далеко ли вы направляетесь?

Дети рассказывают, что они в походе по территории детского сада.

Воспитатель группы:

Мы рады, что вы зашли к нам в гости, а где вы уже побывали?

Ответы детей.

Инструктор . Ребята давайте покажем малышам каких животных вы знаете, а малышки будут угадывать.

Продолжаем двигаться по маршруту

Инструктор: отлично посоревновались, много интересного узнали, пора двигаться дальше, вспомните, кто с кем стоял, посмотрите, никто не отстал в походе,(осматривает детей в бинокль) мы продолжаем поход.

Знаете, ни один поход не обходится без привала, во время которого неплохо подкрепиться.

Организовывается привал, на траве расстилаются покрывала, дети рассаживаются и пьют сок из маленьких коробочек через трубочку. Музыка «Милая моя» или «Изгиб гитары желтой»

Инструктор:

Хороший привал не обходится без веселой песни.

Детям предлагается спеть песенки из знакомого репертуара (ранее разученные на музыкальных занятиях).

Инструктор:

Хорошо отдохнули, много узнали, что вам понравилось в походе.

Ответы детей.

Инструктор :

Вижу, что наш поход по территории детского сада вам понравился, но теперь пора возвращаться в группу. Но перед этим давайте посмотри не остался ли после нас мусор.

Вставайте парами, проверьте, все ли на месте (осматривает детей в бинокль).

Под музыкальное сопровождение «Тури тури туристы» дети возвращаются в детский сад.

Вот и закончился наш веселый турпоход, но вы, ребята, должны запомнить следующие правила поведения в природе.

Любите и охраняйте родную природу.

Тщательно тушите костер. Уходя из леса, не оставляйте после себя мусор.

Не засоряйте реки и родники.

Не ломайте деревья – они могут засохнуть и погибнуть.


Сценарий проведения туристического похода с детьми на территории ДОУ

Цель: ознакомление детей с основами безопасного поведения на природе.

Задачи:

    обучение правилам поведения на природе и в экстремальных ситуациях;

    развитие ловкости, координации движений, выносливости, умения ориентироваться по карте, пространственного мышления;

    воспитание любознательности, положительного отношения детей к прогулкам и ответственного отношения к действиям на природе.

Предварительная работа:

  • беседа с детьми о туристах;

    создание карт-маршрутов для каждой группы;

    рисование знаков – правил поведения на природе;

    сообщение родителям о предстоящем походе и необходимой экипировке детей.

Организация : на территории детского сада на значительном расстоянии друг от друга отмечаются точки туристического маршрута. На каждой детей будет ждать знакомый им персонаж с определенным заданием. Для старших групп оформляются маршрутные листы, схематично изображающие территорию и направление движения от пункта к пункту. Маршруты движения младших групп контролируют воспитатели. В организации и проведении мероприятия по возможности должны принимать участие специалисты ДОУ и родители воспитанников.

Оборудование:

    карты территории детского сада с нанесенными точками – станциями для старших групп (для каждой своя нумерация станций);

    спортивная экипировка детей (удобная обувь, головные уборы, рюкзаки с бутылочкой воды и едой);

    спортивное оборудование для пункта "Переправа";

    туристическая лопатка, поленца дров;

    палатка, легкая в сборке;

    картинки лекарственных растений (лужайка или грядка с растениями);

    знаки поведения на природе;

    костюмы Пирата, Лесной Феи, Доктора Айболита, Лешего, Старичка-Лесовичка, Спасателя.

Ход мероприятия:

Ведущий : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в туристический поход. Вы все одеты как настоящие туристы: удобная одежда и обувь, головные уборы, у вас есть даже рюкзаки с провизией. На пути нас ждет много интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными, чтобы не потеряться в дороге и суметь определить путь по карте. Желаю вам удачи и интересных приключений!

(Каждая группа получает свою карту. Дети вместе с воспитателем определяют, куда они должны направиться. По дороге все поют весёлые детские песни.)

Пункт маршрута "Переправа"

Пункт организован в рощице, где заранее выкладываются кочки, между двумя деревьями ставится мостик. Из длинной веревки плетется паутина. К прочному суку подвешивается канат, под ним расстилается страховочный мат (лучше синего цвета – имитация воды). К стволам или нижним веткам двух деревьев привязывается перекладина – имитация бревна.

Пират: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что поход без трудностей не обходится. Нужно уметь справляться с ними так, чтобы не нанести вреда себе, другим и окружающей природе. Вы пришли на переправу – это очень сложный участок маршрута. Здесь нужно быть внимательным, осторожным и не спешить.

(Пират показывает, как преодолевать полосу препятствий, затем вместе с воспитателем подстраховывает дошкольников. Они по очереди прыгают по кочкам, проходят по низкому мостику, пролезают сквозь паутину, держась за канат, перепрыгивают "болото", подлезают под бревно. После того как все дети выполнят задание, Пират желает им счастливого пути.)

Пункт маршрута "У Лесной Феи"

Данный пункт организован на полянке, окруженной кустами, деревьями. В руках у Лесной Феи знаки, обозначающие правила поведения на природе.

Лесная Фея: Здравствуйте, ребята! Мои друзья – растения и животные – не могут говорить и защищать себя. Когда люди идут в лес, они не хотят наносить никому вреда, но, сами того не желая, причиняют боль природе. Чтобы этого не произошло, нужно знать, что в лесу можно делать, а чего нельзя. Как вы думаете, что можно делать в лесу?

Дети: Гулять, любоваться красотой, слушать пение птиц, собирать дары природы, если это никому не повредит.

Лесная Фея: А чего делать не следует?

(Предположения детей.)

Лесная Фея: Для туристов есть специальные знаки, попробуйте догадаться, что они означают.

(Лесная Фея показывает знаки. После догадок детей читает стихотворение, посвященное каждому знаку.)

Лесная Фея:
На природе отдыхали,
Много ели и играли.
Мусор весь мы соберем
И с собой его возьмем.
Ведь полянка – чей-то дом –
Пусть порядок будет в нем!

(Показывает следующий знак.)

Лесная Фея:
И лягушку, и жучка,
В паутинке паучка,
Бабочку и муравья
Не обидим ты и я!

(Показывает следующий знак.)

Лесная Фея:
Деревце, цветок и куст
Радуют всегда нас пусть!
Не сорвем и не сломаем, –
Что они живые, знаем!

Лесная Фея: Какие бы вы еще нарисовали знаки для людей, которые не знают, как нужно вести себя на природе?

(Предложения детей.)

Лесная Фея: Помните эти правила, и тогда природа будет всегда вам рада. Счастливого пути!

Пункт маршрута "Костровая"

Этот пункт организован на площадке с невысокой травой. Леший встречает детей со связкой поленцев.

Леший: Доброго дня вам, путники! Скажите, вы природы любители

или губители? А костры, наверное, с родителями в лесу разжигаете? Из-за костра часто случается беда – лесной пожар, вся природа в этом месте погибает. Даже если костер хорошо потушить, на его месте девять лет ни одной травинки взойти не сможет, так долго земля свои ожоги залечивает. Поэтому ради забавы жечь костер в лесу нельзя. Но есть такие туристы, которые без костра не могут обойтись, потому что в походе они бывают не один, а много дней, им нужно согреться, пищу приготовить. Разводят они его по особым правилам, если хотите, я их вам сейчас расскажу. Помните, что костер – надежный друг человека лишь при умелом и осторожном обращении с огнем. Но он может стать и хищным разбойником, если относиться к нему пренебрежительно.

Правила разведения костра:

  • костер всегда разводит только взрослый;

    нельзя жечь костер в ветреную погоду, на сухой траве, камнях, вблизи хвойных деревьев;

    чтобы подготовить место для костра, лопатой снимают верхний слой почвы с насекомыми и корнями растений;

    для дров никогда не ломают живые деревья, а берут сухие ветки, лежащие на земле;

    перед уходом хорошо заливают костер водой, чтобы он остыл, и снятым слоем земли накрывают яму.

(Леший проверяет, запомнили ли дети правила, разыгрывая вместе с ними ситуацию разведения костра.)

Леший: А вы знаете, что костры бывают разные? Например, если туристам нужно ночью освещение, они разжигают костер "шалаш": поленья укладывают шалашиком (показывает). Такой костер очень хорошо освещает площадку лагеря. На нем можно и пищу приготовить. Но чаще всего туристы готовят на костре, который называется "колодец". По внешнему виду он напоминает колодезный сруб. Еще его используют для обогрева участников похода, сушки вещей. Есть и другие костры – звездный, таежный, экран, нодья. Настоящий турист никогда не будет жечь костер понапрасну, ведь никому не хочется из любителя природы превратиться в ее губителя. Берегите природу! Удачи вам!

Пункт маршрута "Зеленая аптека"

Этот пункт организуется на лужайке. Здесь детей встречает Доктор Айболит. У него в руках картинки с изображением подорожника, чистотела, одуванчика, ромашки лекарственной, мяты (или сами растения).

Доктор Айболит: Приветствую вас, друзья-туристы! Часто бывает, что в походе случается неприятность – царапина, ушиб или укус какого-нибудь насекомого, а врача рядом нет. Что же делать? У природы есть своя аптека, растет она под ногами. Растения помогут вам, если вы будете знать, как их правильно использовать. Подорожник нужен, если вы порезались, – приложите чистый листочек к ранке и подержите – кровь остановится. Существует легенда о том, как были открыты ранозаживляющие свойства этого растения. Однажды две змеи, расположившись на дороге, грелись на солнце. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти в безопасное место, а другая задержалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай как будто бы и натолкнул людей на мысль о возможности использования подорожника для лечения ран. Еще одно растение – одуванчик лекарственное, в медицине применяются все его части – от корня до цветка. Оно съедобно – входит в состав салатов, из него готовят даже одуванчиковое варенье. Одуванчик поможет при укусе насекомого – осы, пчелы или овода. Просто сорвите желтый цветок и смажьте его млечным соком место укуса. Чистотел растение ядовитое – есть его нельзя. Но вот если вы натерли в дороге мозоль, сорвите листочек и выступившим из него желтым соком смажьте мозоль. А еще чистотел поможет вывести бородавку, если ее регулярно смазывать соком этого растения. Полевая ромашка маленькая, а ее листочки похожи на веточки укропа. Если взять несколько цветков ромашки и листочков мяты, то можно приготовить настоящий лесной чай, который придаст вам сил, успокоит и не позволит простудиться даже в холодную погоду. Вам очень понравится этот вкусный лесной аромат. Но применять растения можно лишь те, которые растут в лесу, далеко от дорог. Ну что, запомнили, какие растения и в какой ситуации вам помогут? Давайте проверим.

Игра "Какое растение выручит?"

Картинки с изображением растений раскладываются на полянке далеко одна от другой. Ведущий называет ситуацию (царапина, укус, мозоль, простуда и др.), а дети должны подбежать к растению, сказать его название и пояснить, как оно может им помочь.

Пункт маршрута "Палаточная"

На открытой площадке около палатки детей встречает Старичок-Лесовичок.

Старичок-Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Если поход длится несколько дней – без палатки не обойтись! Она станет вашим временным домом в лесу, защитит от насекомых и согреет. Настоящий турист умеет правильно собирать и разбирать палатку, знает, что ставить ее нужно на возвышенности, обязательно на сухом месте. Если неподалеку есть сухая трава – нужно положить ее на место, где будет стоять палатка, чтобы было теплее и мягче спать. А как вы думаете, что должно находиться внутри палатки? Там должны быть туристические пенки (коврики) и спальные мешки. Когда туристы ночуют в прохладную погоду, теплее всего они укутывают ноги, иногда даже надевают на них рюкзак, поскольку считается, что если ноги будут в тепле, все тело не замерзнет.

Игра-эстафета "Что в походе пригодится?"

Дети стоят в двух колоннах. В нескольких метрах от них на пледе разложены различные предметы – как необходимые в походе, так и совершенно не нужные: свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, кружка, ложка, чашка, фотоаппарат, продукты, карта, спальный мешок, пенка, спортивные гантели, конструктор и др. Дети по очереди подбегают к ним, выбирают необходимый для похода предмет, возвращаясь с ним, передают эстафету следующему. По окончании игры Старичок-Лесовичок вместе с воспитателем проверяют правильность выполненного задания, уточняют, для чего нужен тот или иной предмет.

Пункт маршрута "Спасательная"

В данной точке маршрута детей встречает взрослый в костюме спасателя: в форме защитного цвета, с биноклем на груди.

Спасатель: Здравствуйте, ребята! В походе может случиться непредвиденная ситуация, например, когда один из туристов случайно заблудится в лесу. Как вы думаете, как надо вести себя в таком случае? Прежде всего не следует бояться. Страх – плохой помощник. Нужно дать о себе знать, но постоянно и долго кричать не надо – быстро устанешь. Поэтому в поход нужно брать с собой свисток. Свистеть намного проще, чем кричать "ау!". С его помощью можно дать взрослым знать о своем местонахождении. Если обнять понравившееся дерево – оно поможет успокоиться. Хорошо, если дерево будет стоять на поляне, а не в чаще леса. Ведь так взрослым проще увидеть того, кто потерялся. Нужно, чтобы тебя было видно и слышно. Для этого следует оставлять стрелки из веток, выкладывать на поляне большой крест, чтобы его было видно с вертолета. Если увидели в небе вертолет, нужно бегать по поляне – двигающуюся фигуру легче заметить. Чтобы не замерзнуть, нужно набрать сухой травы, нарвать еловых веток. На них можно сидеть и лежать. Главное – помнить, что потерявшегося будут искать, пока не найдут. В такой ситуации не надо бояться чужих людей, возможно, они помогают вас искать, нужно подойти к ним и сказать, что потерялись. Все запомнили? Проверим.

(Спасатель предлагает детям представить, что они потерялись, и показать свои действия.)

Спасатель: Молодцы! А самое главное в походе – быть внимательным, не отвлекаться и не отставать от группы, и тогда точно не потеряешься! Вы сегодня никого из своих друзей не потеряли, пока ко мне шли? Проверьте, посмотрите друг на друга. (Дети смотрят.) Ну, раз все на месте и спасать никого не надо, тогда – привал!

(Дети устраиваются на привал неподалеку от последней станции, едят, пьют воду, делятся впечатлениям, поют песни,затем возвращаются «домой»)