История развития парикмахерского искусства краткое содержание. Краткая история развития парикмахерского искусства для учеников и профессионалов

08.05.2019

Никому доподлинно неизвестно, когда же началась история парикмахерского искусства, даже с погрешностью в века. Но можно сказать с уверенностью, что она развивалась вместе с человеком. Люди всегда уделяли большое внимание своей внешности и прическе. Древние люди, как и мы, пытались с помощью прически проявить свою индивидуальность, выделиться из толпы соплеменников. У каждого народа было свое представление о красоте, соответственно и прически делались разные. В истории много рассказов о методах ухода за волосами и первых стрижках наших предков. Мужчины обжигали огнем свои волосы или обрезали кремнем. Женщины связывали волосы в пучок с помощью кожаных ремешков, плели косы, жгуты из волос. Именно с этих примитивных стрижек, причесок все и началось.

Греция

Самыми развитыми в этом направлении были Древние греки. В этой стране всегда процветал культ человеческой внешности. Греки знали много секретов косметических средств ухода за волосами.

Признаком благополучия и богатства у древних греков были длинные волосы. Они научились искусно плести косы, с большой изобретательностью завязывали волосы в узлы, освоили завивку, применяли растительные порошки с оттеночными эффектами.

Египет

Жителям древнего Египта мы обязаны изобретением одной из самых популярных стрижек - каре. Волосы стригли их на одном уровне, немного ниже ушей. Ну, а самой распространенной укладкой были тщательно заплетенные косички или волосы просто закалывали в пучок при помощи гребней, заколок и обручей.

Также большим спросом у Египтян пользовались парики. Но это были непросто состриженные и собранные в изделие. Парики в Древнем Египте украшали драгоценными металлами и камнями. Даже фараоны носили их, а еще накладную бороду. Простолюдины же ходили с распущенными волосами.

Европа

Но такого количества разнообразных стрижек и укладок, как в Европе, больше не было ни в одной части земного шара. Каждая новая эпоха (барокко, ампир , классицизм, рококо, средневековье, возрождение и многие другие эпохи) вносили изменение в парикмахерскую моду.

Неповторимые локоны характеризуют стиль ампир; короткие стрижки и прически «а ля греческая богиня» процветали в эпоху стиля классицизма; вычурные и высокие прически были свойственны эпохе барокко; золотые локоны до бедер красовались у хрупких и бледных красавиц средневековья.

Да и в последние несколько десятилетий, история парикмахерского искусства пополнилась многими легендарными прическами и укладками. Стоит вспомнить Мерлин Монро, Бриджит Бордо, Одри Хепберн, Любовь Орлову, Марину Влади. Каждая из них была эталоном красоты.

Первые методы стрижки и покраски волос

История рассказывает нам и о первых стрижках и методах окрашивания волос . Раньше не существовало таких понятий, как стилист, визажист, парикмахер. Но люди всегда стремились к красоте, положение в обществе обязывало к изысканным укладкам, мода диктовала свои условия относительно цвета волос и стрижки.

Древние парикмахерские инструменты имели несложные конструкции. Изготавливали их из дерева, камня, бронзы, слоновой кости, кремня, драгоценных металлов. В Древней Греции, парикмахеры (каламистры) уделяли стрижке и укладке по несколько часов, создавая настоящие произведения искусства. Красивые головки гречанок украшали диадемы, обручи, бусы и ленты. Процедура начиналась с лечебных масок, массажа, ополаскивания ароматическими растворами. Стрижка и укладка, также занимала немало времени.

В истории парикмахерского искусства и нашей истории в целом, есть множество фактов свидетельствующих о первых окрашиваниях волос у разных народов. Грекам, Римлянам и жителям Востока, были свойственны волосы темных оттенков. Однако в литературных произведениях и на рисунках часто фигурируют светловолосые, златокудрые красавицы. Женщины могли изменить цвет волос с помощью парика или специального средства.

В Древней Греции изобрели специальный порошок, в состав которого входила рисовая мука. Большой популярностью пользовалась и хна (натуральный краситель, который добывался из листьев лавсонии). Волосы, после использования хны, становились красивого, насыщенного цвета. Порошок придавал блеск волосам, делал их пышными и густыми.

Подводя итог всего вышесказанного можно сделать вывод, что история парикмахерского искусства началась с появлением первого человека, с его желанием стать красивее. Именно древние люди положили начало всему тому, что мы видим сегодня в салонах красоты и парикмахерских.

admin, 19.07.2011

Парикмахерское искусство, это искусство создания причёсок, укладок, окрашивания волос и стрижки выполняемые мастерами-парикмахерами. Сколько же нужно знать современному парикмахеру в наше время? Достаточно много. Но самое главное нужно не только владеть знаниями и информацией но и применять их в своей повседневной творческой работе.

Каждый мастер не обязан знать историю развития парикмахерского искусства но обязан ответить на вопросы задаваемые нашими клиентами. А клиенты задают такие вопросы что мы иногда затрудняемся ответить. Часто задаваемые вопросы «начало парикмахерского искусства», и к великому нашему стыду мастера не знают ответа на этот вопрос, и всячески стараются перевести тему в другое русло. А клиент тем временем ухмыляясь делает замечания, чем сильно раздражаетмастера. Вывод — парикмахер должен все-таки знать начало парикмахерского искусства и его истоки.

Понятия красоты менялись на протяжении веков, и то что сегодня считается прекрасным то завтра это выглядит уродливым. То что выглядит замечательным в один период, позднее выглядит печально или наоборот. Более заметно это проявлялось в костюме и причёсках, которые тесным образом связаны с внешним обликом людей. Меняются времена, меняемся и мы с Вами.

Парикмахерское искусство далеко шагнуло вперед. Француженки шутят, что найти хорошего парикмахера намного сложнее, чем удачно выйти замуж, и ведь самое парадоксальное это действительно так. Парикмахер должен обладать творческой натурой и умением создавать не только великолепие на голове клиента но и хорошее настроение. Получать удовольствие от созданной работы.

Парикмахер это мастер своего дела в области стрижки, окраски и не только. Парикмахер это еще своего рода лекарь, который заботится о здоровье волос наших КЛИЕНТОВ. Работа парикмахера – это настоящееискусство, требующее предельной точности и профессионализма.

Кто все-таки первооткрыватель и законодатель моды в красоте и облике человека, кто первым обратил внимание на красоту и украшение красоты человека? После некоторых исторических исследований выяснилось что это заслуга древних египтян. Одни из первых научились не только красить волосы хной и обесцвечивать их, но и применяли завивку волос на железном стержне «КАЛАМИС».

Мужчины верхних сословий брили голову наголо, а женщины стриглись достаточно коротко в целях гигиены, так как была жара и мучили насекомые. Но шли времена и менялись не только средства гигиены но и мода. Люди стали более разборчивы и требовательны к своей внешности.

Древние египтяне были виртуозными мастерами в парикмахерском искусстве и умели создавать прически необыкновенной красоты и великолепия. В те далекие времена красили волосы целиком и отдельными прядями, накручивали и сплетали в соответствии с модой и временем той эпохи.

Так дошли и до нашего современного искусства услуга, такая как окраска в один тон или колорирование в два, три а то и более тонов. А вот украшения остались как и в древности. Использовались серебрянные и золотые обручи, диадемы, ленты и цветы. В наше время всё перечисленное так же широко используется и в современном искусстве.

В древнем Египте парикмахера было достаточно сложно найти. Их были единицы и могли позволить его содержание далеко не каждый.

В древней Греции гречанки красили свои волосы исключительно в русый цвет с красным оттенком и создавали из волос красивые пышные прически «КОРИМБОС». Во времена античности в Древней Греции прически из длинных завитых волос укладывали в коносообразные пучки и украшали бусами из жемчуга.

Волосы на до лбом укладывали волнами или завивали мелкими локонами оставляя расстояние между бровями и началом роста волос на ширину двух пальцев, так как в те времена модным считалось, что женский лоб должен быть невысоким. Кто был законодателем в античном мире? Как всегда вооружившись историей, я выяснил следующий интересный факт.

Законодателем моды на прически в античном мире являлась сама империатрица. А вот придворные дамы и знатные римские матроны подражали ей. С приходом рабынь немок, мода в цвете волос изменилась. Волосы стали красить только в русые тона от глубокого до светлых оттенков. В период позднего Средневековья XIV в. Широко использовались различные краски для волос, кроме рыжего.

В те времена рыжий цвет считался проклятьем дьявольских сил. Хорошо что мы живем в современном мире и можем использовать весь спектр красок.

В середине XVl века красивой считалась прическа увеличенной формы. Для создания таких форм делали тупировку или начёс. При необходимости применяли пастижи и различные проволочные каркасы, обручи. В дальнейшем натуральные волосы вытеснил парик, свисающий на плечи и спину густыми прядями.

Мода на парики просуществовала достаточно долгое время. В России женщины и девушки носили косы или распущенные волосы. В старину на Руси существовало правило: девушки носили одну косу заплетенную низко на затылке и украшенную лентой. А вот выйдя замуж в день свадьбы девичью косу переплетали на две и укладывали их вокруг головы короной.

И с тех пор она всю жизнь обязана носить платок, что бы мужчины — и посторонние, и члены их семьи. не могли видеть её волос. Вот такие суровые законы были в те далекие время. И снова могу заметить что все-таки мы сейчас живем в доступном и благоприятном мире — мире красоты и украшений. Мы неотъемлемая часть природы. И как мы знаем, что только природа может создавать истинную красоту.

А мы дети природы, должны только принимать и помогать красоте выглядеть более достойно и долго. И так же, должны научиться нести эту красоту

С приходом в моду стиля модерн начало ХХ века естественный цвет волос меняется полностью противоположный натуральному, с помощью интенсивных красящих веществ. Модной прическа становится высокая конусообразной формы, уложенная широкими волнами, низко спускающаяся на лоб или гладкая на прямой пробор с низко опущенными на щеки волнистыми волосами.

История парикмахерского искусства насчитывает тысячелетия. Прическа появилась в первобытном обществе намного раньше, чем одежда. Уже в V тысячелетии до нашей эры люди уделяли немалое внимание уходу за волосами.

Золотой гребень из кургана Солоха. На данный момент находится в Эрмитаже.


Прическа в далеком прошлом не только украшала человека, но и подчас была знаком профессии, социального происхождения, национальной принадлежности, а в особых случаях даже политической принадлежности. Каждая эпоха вносила что-то новое в развитие парикмахерского искусства, которое отражало быт и нравы каждого народа, представление людей о красоте.

Древний мир.

Уже в первобытном обществе человек вынужден был выполнять простейшие парикмахерские процедуры: подрезал волосы кремневым ножом, обжигал над пламенем. Мужчины связывали волосы в пучки кожаным ремешком, женщины скручивали волосы в жгуты, плели косы.


Самые древние источники сообщают нам удивительные сведения: парикмахер был важнейшим человеком своего племени. Он был и знахарем, и священником. Древний человек был очень суеверным, и доисторические племена верили, что и добрые, и злые духи проникают в каждого человека через волосы. Изгнать злых духов из человека можно было, по их мнению, только состригая его волосы. А если учесть то, что у каждого племени был свой обряд изгнания злых духов через стрижку, то становится ясно, что парикмахер был незаменимым членом сообщества.

Древний Египет.

Первые признаки парикмахерского искусства встречаются примерно в V тысячелетии до нашей эры у египтян. Они занимались окраской волос и ногтей, уделяли большое внимание и уходу за телом. При раскопках были найдены сосуды с косметикой. Большое внимание уделяли изготовлению париков.


Их делали из папируса, ткани, шерсти животных, окрашивали в разные цвета. Фараон, например, носил парик, как бы сотканный из множества косичек, пропитанных душистым маслом. Египтяне уже делали завивку волос и париков при помощи холодной («мокрой») укладки. Пряди наматывали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, по высыхании грязь отваливалась. Туалетные процедуры выполнялись рабынями, причём каждая имела свою специальность.
Древняя Греция.

Но только у древних греков многочисленные правила и методы выполнения причесок, стрижек и бритья приобрели не только названия, но и истинный смысл парикмахерского искусства.В Греции причесывание, завивка, надевание парика являлись своеобразным ритуалом, который длился иногда по нескольку часов. Эти процедуры выполнялись специально обученными рабынями, которых называли каламистрами.

Каждая процедура - мытье, окраска, завивка, стрижка волос - выполнялась раздельно.Рабы-парикмахеры должны были не только умело причесать, но и соблюсти правила эстетики. Они должны были выдержать пропорцию, гармонию прически с чертами лица.


В Греции были уже настоящие салоны, где производилась стрижка бороды и волос, а также обработка ногтей.
В большинстве случаев прическу делали из завитых волос, поэтому были усовершенствованы металлические стержни-щипцы (каламис). Они представляли собой круглый стержень, который нагревали на жаровне, затем на него накручивали пряди волос. Для придания волосам блеска их смазывали оливковым маслом. В готовой прическе для ароматизации прядей прятали конусообразные пакетики с пахучей эссенцией их экстракта жасмина и козьего жира.

Древний Рим.

У древних римлян, так же как и древних греков, парикмахерское искусство пользовалось особым вниманием. Достаточно долго там господствовал греческий стиль, пока не выработался собственный. Римские патриции много часов проводили за прической.
Рабы – тонсоресс квалифицированно осуществляли различные работы с волосами: мыли их, ополаскивали в ароматических растворах, настоянных на травах. Они выполняли прически горячей завивкой металлическими стержнями, делали и «мокрую» холодную укладку с клейкими составами.


Стригли особыми серповидными бритвами. С приходом моды на бритые мужские лица парикмахеры стали применять кроме серповидных бритв из меди горячие компрессы – прикладываемые к коже сильно нагретые льняные полотенца. Рабыня, которая проводила окончательную укладку волос и оформляла прическу украшениями, посыпала ее золотой пылью, лазоревым порошком, пропитывала ароматическими маслами, называлась кипасис.
В Древнем Риме существовали так называемые косметы - рабы, украшающие тело и лицо.

Средневековая Европа.

В ранней Средневековой Европе поиски в области моды и прически считались греховными, все плотское считалось «от дьявола» и изгонялось - в том числе, разумеется, и косметика. Женщины скрывали волосы под накидкой, сложные прически стали не нужны. Мужчины в большинстве стриглись "под горшок".


Расчески в это время делались из дерева или слоновой кости, в некоторых случаях из золота. На них вырезались ангелы и мифологические животные. Примерно в это время появились щетки из свиной щетины и из ежовых игл.
И, тем не менее, именно в эту эпоху инквизиции и религиозных войн в складывающихся городах ремесленники объединялись в цехи. Цирюльники и брадобреи боролись за положение в обществе. Известно, что уже в Древней Италии было развито производство и сбыт косметики и парфюмерии, и центром его был город Капуя близ Неаполя.Там изготовлялись благовония, эссенции, притирания, гримировальные средства, помады.

Генрих VIII утверждает Устав парикмахеров-хирургов.


Кроме бритья и стрижки, средневековые парикмахеры, которых называли банщиками, оказывали жителям городов и иные услуги гигиенического характера. Их цеховым гербом была медная мисочка для взбивания мыльной пены, которую также использовали как гонг для подачи сигнала об открытии бани. Таким образом посетители узнавали, что вода для купания уже достаточно горячая.

Парикмахерские услуги.

На вывеске над головой парикмахерской: "Парики здесь, а также сосиски, Черный Пудинг SCOTCH таблетки, порошок для зуда, бриджи BALLS & мелочи от производителя".


Кроме банщиков, в средневековых городах существовали цехи цирюльников, или брадобреев, которые позднее объединились с банщиками. Цирюльники предлагали и медицинские услуги: ставили банки, пускали кровь, прикладывали пиявки, вырывали зубы - по этой причине они охотно называли себя хирургами. В эпоху Возрождения лавочки цирюльников росли в городах как грибы после дождя.
В начале XV века цех банщиков и цирюльников получил право иметь оружие и знамя с цеховой эмблемой - изображением сороки. Членам цеха дозволялось носить повязку с вышитым на ней гербом как знак цеховой принадлежности, при случае его можно было использовать для пережимания артерий.

Парикмахер вытаскивает косточку из горла. Художники Dalziel Brothers 1864.

Цирюльник вырывает зуб. Художник Адриен Ван Янц 1630-35г.

Уличный цирюльник на востоке. 1694 год.

Знак Санкт-Петербургской российской ремесленной управы парикмахерского и цирюльного цеха (1885).

Уличный цирюльник. Федерико Гатти 1840 год.

Сатирическое изображение парикмахера.


В Париже специально готовили куаферов в академии парикмахерского искусства, созданной куафером короля Людовика XV – мэтром Легро.

В Париже было около 1200 мужских парикмахеров, каждый вельможа имел своего собственного. Мода менялась постоянно, буквально каждую неделю, и все хотели выглядеть по "последней". И женские, и мужские прически напомаживались и пудрились, с блохами и даже мышами были настоящие проблемы.

Парижский парикмахер (coiffeur).


Общественные парикмахерские.

Время потихоньку меняло отношение к самому процессу стрижки и бритья. Уличных брадобреев становилось все меньше. Часть их обосновывалась в холлах гостиниц, часть объединялась и открывали первые "кооперативные" парикмахерские.


Парикмахер. 1841 год.

Второе обритие головы (1872). Знаменский М.


В 60-70гг. XVIII века прически представляют собой целые волосяные сооружения в полметра высотой, возводимые искусными парикмахерами-куаферами в течение нескольких часов.

В Париже специально готовили куаферов в академии парикмахерского искусства, созданной куафером короля Людовика XV – мэтром Легро. В это время появляются все новые прически как результат соперничества куаферов между собой.
Женские прически были невероятно затейливы и сложными по конструкции. Спать в таких прическах было практически невозможно. Кожа часто зудела. Спасались от этой напасти специальными палочками, которыми чесали кожу головы дабы хоть немного уменьшить постоянный зуд. Часто они были причинами разведения вшей и других насекомых.


В 1780 г. куафер Леонар придумал для королевы Марии-Антуанетты сложную прическу, украшенную волнами шифона, перьями драгоценностями. Для того чтобы ее выполнить, нужно было прибегнуть к помощи каркаса. Опора оплеталась волосами, маскируя железные или деревянные прутья.

Мария-Антуанетта.


На такие высокие прически использовали до десятка шиньонов. Прикрепляли их по поясам, на которые разделялась вся прическа. Часто каркасы заполняли батистовыми платочками или тонкой бумагой, чтобы особенно не утяжелять прическу. Оживление театральных представлений привело к побочной специальности по изготовлению театральных париков.

Демократизации моды, упрощению видов причесок способствовала французская буржуазная революция 1789 года, которая сгладила сословные различия, но не устранила их окончательно.

Царская Россия.

В России в области моды ориентировались на Францию. Многие салоны принадлежали французским мастерам. Модные журналы выписывались из Парижа, где проходили даже конкурсы мастеров-парикмахеров. В 1860 году русские мастера Аганов и Андреев заняли первое место в конкурсе. А в 1888-1890 годах Иван Андреев получил за прически ряд наград и Почетный диплом заслуженного профессора парикмахерского искусства. Характер причесок 1890-1900-х годов снова изменяется, в связи с переменами произошедшими в общественной жизни конца столетия. Мода становится еще более интернациональной, появляется деловой стиль, выражающийся в простоте и рациональности причесок.


В 1675 г. царь Алексей Михайлович издает указ - «иноземных обычаев не перенимать, волос на голове не подбривать, платья иноземного не носить». Большинство населения в этот период пользовалось услугами «холодных», бродячих цирюльников. В обязанности цирюльников входило не только стричь, брить, но и пускать кровь, ставить пиявки, вырывать зубы, лечить раны. Парикмахерским делом занимались и крепостные («тупейные художники»), которых содержали в большой строгости, не разрешая работать на других.

Петровские реформы ввели немецкие, а затем французские моды.
При правлении Петра I наконец женщины перестали быть затворницами и смогли посещать балы и ассамблеи. Вот тут-то и сыграла природа женщины основную роль. Пытаясь перещеголять остальных, дамы все больше требовали от своих кавалеров выписывать западных куаферов за неимением своих.

Так в русскую моду вошли прически большого объема из густых локонов и с украшениями из дорогих ювелирных изделий. Со временем Россия все же выработала свой собственный стиль, который был продиктован своеобразием русской натуры. Постепенно прически дам становились все менее вычурными, более скромными, что всегда отличало женщин России.

Мужская старорусская прическа «под горшок» сохранилась только среди крестьян и старообрядцев.


Состоятельные люди носили парики. В период царствования Елизаветы Петровны был введен Указ о пользе брадобрития. Бородной знак в 1762 году был отменен.

Уже в XVIII веке существовали журналы мод, их которых дамы узнавали о модных тенденциях не только в одежде, но и в прическе. Это «Дамский журнал князя Шаликова», «Библиотека Дамского Туалета», «Магазин Английских, Французских и Немецких Мод», «Модное ежемесячное приложение» и др.


Цирюльники таскали с собой громоздкие ящики, наполненные замысловатым инструментом и парфюмерией. На шее у них неизменно болтался деревянный стул, на который здесь же, на улице, усаживали клиентов. Появление на улице цирюльника всегда становилось событием. Вокруг сразу же собирались зеваки, останавливались прохожие, чтобы послушать их скоморошьи присказы:

"- Бреем, стрижем бобриком-ежом, лечим паршивых, из лысых делаем плешивых, кудри завиваем, гофре направляем локоны начесываем, на пробор причесываем, парик промоем, кровь откроем, мозоль подрежем, косу купим и срежем, мушки клеим, стрижем да бреем. Банки, пиявки, набор грудной степной травки!"

Эти присказки - своеобразный перечень работ и услуг, проходившихся цирюльниками.


Кроме стула, неизменной принадлежностью цирюльников, как мы уже заметили, был приборчик. В нем находились ланцеты, ножницы нескольких видов, широкие бритвы, сосуд для хранения живых пиявок, простейшие медицинские инструменты, загадочные медикаменты в темно-синих флаконах, а также некая «помада собственного изготовления, рекомендуемая для ращения волос»...

Цирюльник в России - профессия уникальная, заключавшая в себе не только парикмахерское мастерство, но и обязанности доморощенного лекаря: он делал кровопускания, удалял зубы и даже лечил раны.


Бродячие цирюльники слыли высококвалифицированными мастерами парикмахерского дела, чем и сами нередко гордились. Каждый из них имел свой круг клиентов и своеобразную легализацию. Один служил, например, при дешевых городских банях, другой ходил «по приглашениям» по домам, третий работал в дорогом фешенебельном салоне.

Цирюльничье дело стало умирать в 90-х годах XIX столетия. Оно даже подвергалось запретам. На смену ему пришло дело парикмахерское.

Геннадий Спирин Иллюстрация к повести Гоголя "Нос".


После войны 1812 года французские пленные сменили мундиры на платье цирюльников. Французы имели шумный успех. Знатные князья выписывали настоящих парикмахеров из Парижа. В крупных городах открываются парикмахерские, принадлежащие иностранцам. Обставлялись они дорогой мебелью, зеркалами, витринами, много было парфюмерии и косметических средств.
На столиках лежали модные французские журналы, обслуживание стоило дорого.

Россия в области моды была полностью ориентирована на Францию. В салонах, в своем большинстве, заправляли французские мастера.
В Москве и Петербурге появились первые парикмахерские салоны, или, как их называли, «залы для стрижки и бритья». Заметим, что пользоваться их услугами могли только люди состоятельные, ввиду того, что любая из них обходилась весьма недешево. На фасадах этих заведений красовались вывески с изображением изящно причесанных кавалеров с блестящими от помады волосами.

Здесь же, в залах, не только стригли-брили, но и торговали парфюмерией. Обилие парикмахерских салонов, издание журналов по парикмахерскому делу и причёске способствали распространению всевозможных вариантов причёсок. Несмотря на внешний лоск и блеск (парикмахеры были одеты в хорошие костюмы, носили манишку и цветной галстук), их труд был сплошным унижением перед богатыми клиентами.
Парикмахерских школ в дореволюционной России не было. Обучение проходило «в мальчиках». И старые мастера не спешили делиться своими профессиональными секретами.

В 1860 году русские мастера Агапов и Андреев заняли первое место в конкурсе. А в 1888-1890гг. Иван Андреевич Андреев получил за прически ряд наград и Почетный диплом заслуженного профессора парикмахерского искусства.
В 1886 г. за участие во Всероссийской выставке он получает Большую серебряную медаль. А, участвуя вне конкурса в 1888 г. в Париже и выполнив три прически, он поразил Высокое жюри и ему вручили бриллиантовые академические Пальмы.
В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже ему вручили награды «За искусство», Золотой крест и Диплом, подтверждающий звание действительного заслуженного профессора парикмахерского искусства. После этого Андреев стал признанным профессором парикмахерского искусства, его приглашали в жюри, экспертом на выставки, конкурсы, показы причесок. Он побывал во многих столицах Европы.


В 1909г. И. А. Андреев выпустил книгу своих воспоминаний, Альбом причесок, которые были удостоены высоких наград, был издан первый каталог.

Парикмахерское дело в СССР.

В первые годы XX века вновь наблюдается преклонение перед заграницей. Дамские мастера - французы - отводили русским парикмахерам лишь роль подмастерьев.

И хотя они уже доказали, что никакая сложность дамского парикмахерского искусства им не страшна, но укоренившаяся в сознании зависимость от заграницы продолжала довлеть над русскими мастерами. В первые три десятилетия XX века парикмахерское искусство находилось на невысоком уровне. Первая мировая война, революция, гражданская война - все это отрицательно сказалось на уровне жизни общества, не говоря уже о парикмахерских услугах.

В 1914 г. - появляется «Русская стрижка» - первая короткая женская стрижка, внесшая такое нежное очарование в облик россиянок. Короткие волосы дали новый импульс для парикмахеров. Их стали укладывать при помощи холодной укладки или горячими щипцами.


Это был хоть какой-то «прогресс». Только к концу 30-х годов в России появляется довольно широкая сеть парикмахерских, оказывающая населению большой набор услуг.

Купреянов Николай Николаевич. "Дамский парикмахер". 1920-1922 гг.

Булгаков Борис Петрович. "В парикмахерской". 1924 г.


Наряду с модными в то время стрижками типа «Фокстрот» женские парикмахеры с успехом выполняли сложные прически методом укладки волос горячими щипцами.

Стрижка "Фокстрот"


Стрижка “паж”.


Популярна была и длительная завивка (перманент). На коротких волосах она выполнялась горизонтальным методом, на длинных - вертикальным. Технологический процесс осуществлялся паровыми или электрическими аппаратами довольно примитивно, так как аппаратура изготовлялась еще кустарно. Для окраски употреблялись преимущественно металлические краски.

В 1936 г. в специальном приказе Народного Комиссариата коммунального хозяйства РСФСР предусматривалось не только расширение сети парикмахерских и улучшения их работы, но и коренное изменение методов работы мастеров. Были разработаны новые правила, новые прейскуранты.


Большое значение имело постановление о присвоении мастерам категории в зависимости от их квалификации и о введении звания «мастер парикмахерского дела». Открываются первые салоны.

Мастера начинают работать электрическими машинками для стрижки, появляются аппараты для электрической и паровой завивки. Парикмахеры в 1938 г. получили трудовые книжки. К 40-м годам - термическая завивка прочно вошла в арсенал услуг дамского парикмахера.

Великая Отечественная война перечеркнула все из того, что было создано, страна потеряла много квалифицированных мастеров.


В послевоенный период парикмахерские вновь стали возрождаться из пепла. Изобретенный в тридцатые годы в США химический метод завивки волос только к пятидесятым годам будет широко внедрен в парикмахерские услуги России и других союзных республик бывшего СССР. Наряду с этим становится популярной укладка волос на бигуди.
Эти виды работ постепенно вытесняли из практики парикмахеров укладку горячими щипцами, завивку паровыми и электрическими аппаратами. А появление окислительных красителей из парофенилендиамина (урзол) позволило упростить технологию и расширить цветовую гамму оттенков при окраске волос.

Оторванность от внешнего мира и государственные проблемы переориентировали массу народа от естественного человеческого желания быть изящным, красивым и нравиться окружающим. Получившая распространение химическая завивка к концу 50-х выразилась в том, что женщины стали украшать голову мелкими кудряшками. Но появляются и огромные, гладко зачесанные головы с сильным тупированием.

Типичная прическа советской женщины 50-х.

А Московский фестиваль украсил женщин прической «Венчик мира».


Перевалив через середину века, парикмахерское дело медленно и уверенно поднимается в очередной раз с колен.

На работу парикмахеров России сильное влияние оказывает кино и иллюстрированные журналы. Женщины очнулись от страшного сна и с особым рвением задали работы парикмахерам. Французская актриса Брижит Бардо, снявшаяся в главной роли в фильме «Бабетта идет на войну», на несколько десятилетий стала законодательницей моды среди женщин.



Другая актриса - Марина Влади - ввела в моду прямые волосы после фильма «Колдунья».
В 1963-1964 гг. распространяется плетение из волос. Стали применять дополнительные косы и шиньоны. Парикмахеры после рабочего дня садились по домам за плетение и тамбуровку париков шиньонов, выполняя срочные заказы клиентов.
В конце 60-х годов и мужчины стали завивать волосы при помощи химической завивки. И еще один сюрприз. Возрождается страсть к парикам.
Это был настоящий бум. На этот момент они были очень популярны в Европе и Америке. Парики были синтетические, из моноволокна машинного производства, и их носили как женщины, так и мужчины. Тогда уже у женщин СССР проявилась национальная черта - купить парик, но при этом обязательно немецкий, а лучше - японский.

С этого момента отечественные товары не пользуются спросом. Это прибавило работы парикмахерам, и наметился незначительный подъем. Прически стали сочетать в себе несколько элементов - стрижку, завивку в локоны, мягкие волны. Основным инструментом парикмахеров становятся бигуди, фен.

Сценки из советской парикмахерской.



В начале семидесятых годов наблюдается отток мужчин-парикмахеров, а это связано с непопулярностью профессии. Мужчины-мастера дорабатывали свой трудовой стаж, как законопослушные граждане. Молодые юноши не шли в парикмахеры, считая это зазорным и унизительным «ковыряться» в голове клиента. Такой настрой сохранятся до конца XХ века.

На смену пришла прекрасная половина. Женщины России стали интенсивно заполнять освободившуюся нишу. Они полностью заняли все должности, от уборщицы до хозяина парикмахерской. Молодая смена мастеров пытается осилить достижения своих предшественников - мужчин.

В середине 70-х годов в СССР приходит стрижка «Сэссун», которую предложил Видаль Сэссун - английским парикмахерам.


Это было открытие века в технологии стрижки. В лексиконе парикмахеров появилось понятие модельной стрижки, и наряду с ней возрастает стоимость услуги. Многие прически делают на базе химической завивки. Дополнением причесок стали накладные волосы - локоны и косички. По стране открывается сеть парикмахерских, оборудованных по последнему слову техники.

Ориентируясь на запад, в стране проводят конкурсы и показы, первый из которых прошел в 1970 г. В 1981 году на международном конкурсе парикмахерского мастерства Важей Мхитаряном создается прическа «Музыка», которая завоевывает первое место.


Во всех областях и городах СССР появляются экспериментальные лаборатории по образцу ЦПКТБ/ОТПУ ЦПКТБ Росбытсоюза/ - Центральное проектно-конструкторское и технологическое бюро Минбыта РСФСР. Возглавляла его Долорес Кондрашова.

Долорес Кондрашова


И напоследок несколько лирических штрихов.
Искусство цирюльников, брадобреев, парикмахеров не могло пройти от творчества благодарного человечества.
Пожалуй, по части прославленного фольклора только сантехники могут соперничать с парикмахерами, причем исключительно с одесскими.
Начало XX века породило и закрепило на многие десятилетия известный анекдот про одесского парикмахера, который покончил с собой, оставив посмертную записку: «Всех не переброешь».
Леонид Утесов в своей книге «Спасибо, сердце!» вспоминает, что был в его детстве «чудаковатый одесский парикмахер Перчикович», который «отдохновение от своей прозаической профессии находил в созданном им духовом оркестре, куда он набрал ребят с соседних улиц».
А известная так называемая блатная песня « Школа бальных танцев» рассказывала о предприимчивом одесском парикмахере, который по вечерам менял на своем заведении вывеску, демонстрируя прообраз известного парикмахерского принципа «два в одном». Песня под бешеные аплодисменты исполнялась «королем смеха» Владимиром Хенкиным:

"Это школа Соломона Шкляра,
Школа бальных танцев, Вам говорят.
Две шаги налево, Две шаги направо,
Шаг впирод и две назад".

Американский парикмахер. США 1951 год.

Экс-президент США Гарри Трумэн. 1953 год.

Цирюльник. Маникаран, Северная Индия. 2009 год. Индия в наши дни является самой насыщенной по количеству парикмахеров, особенно уличных.

Памятник цирюльнику. Ростов-на-Дону.


ссылка

Парикмахерское искусство, одно из самых древних на земле. Его история насчитывает несколько тысяч лет. В 3-2-м тысячелетии до нашей эры старались украшать свою внешность прическами. Волосы определенной длины, уложенные особым образом, были отличительным признаком различных условий. По прическам можно было определить были ли служители культа, или землевладельцы, или ремесленники, рабы или свободные граждане, знать или бедный народ.

Прически возникли намного раньше, чем возникла одежда. Еще на наскальных росписях. Тогда были люди, ходившие 5-6 тысячелетий тому назад обнаженными, но со сложными прическами из длинных волос.

Я хотела бы рассмотреть историю развития парикмахерского искусства в нескольких странах.

Древний Египет считается самым древним очагом цивилизации. Им был присущ консерватизм в выборе прически. Самой популярной формой прически была трапеция. Модные и популярные цвета: черный и темно-коричневый. Женщины завивали волосы на металлических стержнях, а в качестве средства для укладки использовали глину. Мужчины носили свободно спадающие волосы, брили бороды и усы, но при этом носили искусственные.

Древняя Греция - греки дали название и истинный смысл правилам и методам выполнения причесок, стрижек, бритья. Греки обладали прекрасным знанием законов и правил гармони и эстетики. Парикмахерским ремеслом занимались рабы. Были популярные волосы длинные, которые завивались при помощи металлического стержня с шариками на концах и с ручками для держания - называется каламис. Очень длинные волосы заплетали и укладывали красивыми пучками или делали узлы. При помощи лент волосы поднимали вверх - греческий узел. Если волосы гладкие и прямые - траур. У мужчин длинные волосы подбирались под декоративную, кожаную ленту. Таким традиционным элементом была густая челка, состоящая из одинаковых серповидных локонов. В V веке до нашей эры мужчины стали носить короткие стрижки. Стриглись с помощью огня и кремния.

Популярные цвета - пепельный и золотистый. Использовались только натуральные красители. В V-VI веке до нашей эры появились парики из крупных кудрявых прядей волос, носили их только мужчины. Греки создавали прически с учетом типа лица, фигуры, возраста, телосложения.

Древним Рим - господствовала долгое время греческая мода.

Но в конце концов римлянами был выработан свой стиль, который превозмог греческие каноны.

Мужские прически представляли собой весь возможный диапазон фасонов. Популярной среди мужчин была короткая стрижка с длинной густой челкой. Бороды и усы не носили.

У женщин были длинные волосы, которые укладывались в объемные пучки. В своих прическах они считали плетения кос и завивку волнами различной плотности.

Кроме того, они выполняли мелкие завивки на волосах. С появлением светловолосых рабынь римлянки научились осветлять волосы, так как эти волосы считались самыми красивыми.

Плиний старший в книге «Естественная история» описал способ окраски волос в рыжий цвет.

Врач Гален в своих трудах описывал хну и басму, как средство окраски волос.

Средние века - одежда и прически строго регламентировались церковью. Волосы закрывались вуалью и другими головными уборами.

Длинные распущенные волосы могли носить только молодые незамужние девушки, а позднее в средневековье - волосы стали заплетать в косы. Самыми красивыми волосами считались длинные, кудрявые, золотистого цвета. Но к концу средневековья, после продолжительных войн, когда европейцы сталкивались с роскошью восточных вельмож - рост городов, рост численности населения, открытие общественных бань, дают почву для новых тенденций в искусстве.

Эпоха возрождения - ренессанс. Это расцвет наук, искусств. Мужчины носят длинные волосы до лопаток, волосы на висках и затылке подстригают вовнутрь. На лоб выпускают ровно подстриженную челку. Привлекательными считаются белокурые волосы. Волосы окрашиваются минеральными и органическими красителями, носят накладные волосы ярко-желтого цвета.

Нарядные прически становятся высокими, пышными, имеют причудливую форму. В моду высокий лоб, поэтому часть волос надолбом женщин сбривали. В европейских были модные волосы - длинные косы, уложенные вокруг головы, которые укладывались украшениями.

Изучая историю парикмахерского мастерства, можно заметить, что некоторые модели причесок повторяются через определенное время, только соответствующее направлению моды.

Вся история парикмахерского дела началась с того момента, когда человеку захотелось украсить свой облик, чтобы выделиться. Первобытный человек посмотрел в реку, увидел свое отражение и подумал, что его космы, перехваченные леопардовой шкуркой, будут выглядеть гораздо интереснее, чем просто болтающиеся без ничего. А почему бы и нет? - подумал древний человек и начал воплощать на практике свой грандиозный замысел.
Результат превзошел все ожидания, первая прическа отличалась своей изысканностью от общей массы голов соплеменников, а практичность ее просто поражала воображение. Первое дефиле прошло на ура. Изумленные соплеменники захотели себе такие же повязки… Вот так или приблизительно так началось рождение нового вида искусства - парикмахерского дела.
Уже в первобытном обществе человек вынужден был выполнять простейшие парикмахерские процедуры: подрезал волосы кремневым ножом, обжигал над пламенем. Мужчины связывали волосы в пучки кожаным ремешком, женщины скручивали волосы в жгуты, плели косы. Первые признаки парикмахерского искусства встречаются примерно в V тысячелетии до нашей эры у египтян. Они занимались окраской волос и ногтей, уделяли большое внимание и уходу за телом. При раскопках были найдены сосуды с косметикой. Большое внимание уделяли изготовлению париков.

Их делали из папируса, ткани, шерсти животных, окрашивали в разные цвета. Фараон, например, носил парик, как бы сотканный из множества косичек, пропитанных душистым маслом. Египтяне уже делали завивку волос и париков при помощи холодной («мокрой») укладки. Пряди наматывали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, по высыхании грязь отваливалась. Туалетные процедуры выполнялись рабынями, причём каждая имела свою специальность.
Мужчины брили бороды бритвами из кремния или бронзы. Для ухода за волосами уже тогда были известны гребень, шпильки. Они были сделаны из дерева, слоновой кости. Раскопки показывают, что вавилоняне и ассирийцы тоже пользовались услугами парикмахера.
Здесь встречаются первобытные формы нашей современной бритвы. Но только у древних греков многочисленные правила и методы выполнения причесок, стрижек и бритья приобрели не только названия, но и истинный смысл парикмахерского искусства.В Греции причесывание, завивка, надевание парика являлись своеобразным ритуалом, который длился иногда по нескольку часов. Эти процедуры выполнялись специально обученными рабынями, которых называли каламистрами.
Каждая процедура - мытье, окраска, завивка, стрижка волос - выполнялась раздельно.Рабы-парикмахеры должны были не только умело причесать, но и соблюсти правила эстетики. Они должны были выдержать пропорцию, гармонию прически с чертами лица. В Греции были уже настоящие салоны, где производилась стрижка бороды и волос, а также обработка ногтей.
От природы греки имели прямые, густые черные волосы. Вместе с тем в произведениях литературы часто фигурировали златокудрые красавицы. Женщины изменяли природный цвет волос, прибегая к помощи щелочных составов, осветляли волосы толченым рисом и мукой.
Они умели красить волосы хной и обесцвечивать их, применяли завивку волос на железном стержне «каламис». Мужчины верхних сословий брили головы налысо, а женщины коротко стриглись. Делали они это в целях лучшей гигиены (жара + насекомые). Поэтому и появились в Египте знаменитые парики. Египтяне были виртуозными мастерами в этом искусстве, создавая прически необыкновенной красоты и изящества. Они красили волосы целиком и отдельными прядями, накручивали и сплетали в соответствии с модами. Для украшения использовали серебряные и золотые налобные обручи, диадемы, ленты, цветы.
В отличие от египтян, греки явили миру пример простоты, доведенной до совершенства - ритмичность волн, упругость пучка на затылке, изысканность украшений. В Древней Греции прически из длинных завитых волос укладывали в конусообразные пучки, волосы надо лбом располагали волнами или мелкими локонами.
Лаконичному стилю греков Рим противопоставил пышность и безумную роскошь, дав волю фантазии мастеров-парикмахеров того времени. Именно римляне стали применять дополнения из волос в виде локонов, шиньонов и т.п.
У древних римлян, так же как и древних греков, парикмахерское искусство пользовалось особым вниманием. Достаточно долго там господствовал греческий стиль, пока не выработался собственный. Римские патриции много часов проводили за прической.
Рабы – тонсоресс квалифицированно осуществляли различные работы с волосами: мыли их, ополаскивали в ароматических растворах, настоянных на травах. Они выполняли прически горячей завивкой металлическими стержнями, делали и «мокрую» холодную укладку с клейкими составами.
Стригли особыми серповидными бритвами. С приходом моды на бритые мужские лица парикмахеры стали применять кроме серповидных бритв из меди горячие компрессы – прикладываемые к коже сильно нагретые льняные полотенца. Рабыня, которая проводила окончательную укладку волос и оформляла прическу украшениями, посыпала ее золотой пылью, лазоревым порошком, пропитывала ароматическими маслами, называлась кипасис.
В Древнем Риме существовали так называемые косметы - рабы, украшающие тело и лицо. Так как в моде была сильная бледность, то женщины белили себе лица и руки толчёным мелом. Для подводки век пользовались сажей или сурьмой. Губы подкрашивали и румянили щёки отстоем красного вина или растительной краской, называемой фукус.


Со временем мастера Древнего Рима определили свой стиль: прически, носившие прежде греческий характер, стали отличаться большей лаконичностью, сжатостью форм, разнообразием (появилась изобретательность в плетении волос, укладке валиками, локонами, волосы осветлялись). Богатые римлянки носили ювелирные украшения: диадемы обрамляли открытый лоб, серьги дополняли туалет; женщины низших сословий укрывали волосы накидками. прически императорского Рима. Печально известна Мессалина Валерия - жена Клавдия в те же времена - времена Рима, потонувшего в роскоши и разврате (25-48 гг. н. э.). На изображении - красивый поворот головы, волосы разделены вертикальными проборами, заплетены в мелкие косы и убраны на затылке.

Парикмахерское искусство получило новое развитие. Происходит возврат к наследию античности, прически вновь становятся сложными, с применением дорогих украшений, перьев и диадем. Судить об этом мы можем по картинам Боттичелли, ибо модной красавицей была Симонетта Веспуччи, не раз вдохновлявшая Сандро Боттичелли (ее черты можно увидеть в знаменитой боттичеллиевской Венере).
Украшения засыпали головы красавиц. Но это еще были цветочки. В середине XVI в. красивой считалась прическа увеличенной формы. Для этого волосы взбивали тупеем. При необходимости добавляли фальшивые волосы. Для создания прически использовали различные приспособления: проволочный каркас, ленты, обручи.
Мужской стиль - это волосы длиной до плеч, уложенные валиком, обрамляющим лицо и шею, борода и усы сбриты.

Кроме бритья и стрижки, средневековые парикмахеры, которых называли банщиками, оказывали жителям городов и иные услуги гигиенического характера. Их цеховым гербом была медная мисочка для взбивания мыльной пены, которую также использовали как гонг для подачи сигнала об открытии бани. Таким образом посетители узнавали, что вода для купания уже достаточно горячая.
Кроме банщиков, в средневековых городах существовали цехи цирюльников, или брадобреев, которые позднее объединились с банщиками. Цирюльники предлагали и медицинские услуги: ставили банки, пускали кровь, прикладывали пиявки, вырывали зубы - по этой причине они охотно называли себя хирургами. В эпоху Возрождения лавочки цирюльников росли в городах как грибы после дождя.
В начале XV века цех банщиков и цирюльников получил право иметь оружие и знамя с цеховой эмблемой - изображением сороки. Членам цеха дозволялось носить повязку с вышитым на ней гербом как знак цеховой принадлежности, при случае его можно было использовать для пережимания артерий.

У женщин особенно красивыми считались золотые волосы. Красивым считался высокий лоб. Прическа могла быть очень сложной и изысканной. Она состояла из комбинаций кос, локонов, украшенных жемчужными бусами, вуалями, лентами. Иногда молодые девушки носили распущенные волосы.
В Испании у мужчин в моде была короткая стрижка, а также борода и усы
Испанки носили простую и строгую прическу, чаще всего так называемое бандо: расчесанные на прямой пробор волосы спускались вдоль щек, а сзади складывались в шиньон. Волосы красиво убирали цветками, обручами, драгоценностями. Во Франции в прическах проявились самобытные черты, отражающие вкусы складывающейся нации. Особое влияние на мужские прически оказал последний король XVI столетия Генрих IV. В моду вошли зачесанные назад волосы, закрученные вверх усы и маленькая острая бородка «a la Henri IV». Поскольку король рано начал седеть, в моду вошла пудра для волос, но пудрили в это время только виски.
В эпоху Барокко, следуя введенной безволосым Генрихом III моде на парики, их стали носить по всей Европе, что способствовало развитию парикового дела. В начале XVII века Эрвэй, мастер по изготовлению фальшивых волос, изобрел парик-аллонж, т.е. парик с длинными локонами. Из Франции этот вид парика распространился по всему миру. Из «Берлинской хроники» видно, что в 1674 г. в Берлине поселились три французских мастера парикового ремесла, а в 1716 г. упоминается о париковом цехе. Рабочие, занимавшиеся обработкой волос, назывались французским словом «постижер».

Еще большего взлета достигло парикмахерское искусство в первой половине XVII века, во времена абсолютизма во Франции. Королевские лейб-парикмахеры создавали невероятное число моделей замысловатых причесок, которые должны были, по замыслу их авторов, подчеркивать величие придворных и членов королевской семьи. Каждый уважающий себя придворный парикмахер был обязан иметь под рукой специальные расчески для королевских париков с двойным рядом зубцов и специальным футляром.
В начале XVII века прическа у мужчин состояла из длинных волос, распущенных по плечам. Дворяне отпускали маленькую бородку и небольшие усы у края губ. Позже вошли в моду парики. Пышная прическа состояла из массы длинных, завитых в локоны волос, причем модным цветом волос считался белокурый. Этот парик напоминал львиную гриву.
Женская прическа в течение второй половины XVII века менялась бессчетное число раз. Из кратковременных модных причесок можно выделить несколько типов. В 60-х годах прическа еще сохраняла некоторую естественность. Волосы расчесывали на прямой пробор и пышно взбивали над висками, скрепляя сзади на шее, а завитые концы волос спускали в виде двух длинных локонов на плечи - «a la Mancini». С 70-х годов женская прическа стала напоминать по форме мужской парик. Локоны укладывали рядами так высоко, что прическа подчас возвышалась надо лбом на 50-60 сантиметров. Иногда дамы этого времени носили гладкую прическу с узлом, сколотым на затылке, - так называемый узел смирения. В женской моде царят сложные прически на каркасе из проволоки, входит в моду прическа а ля Фонтаж из лент и кружев, между которыми протягивались пряди волос. Название появилось от имени фаворитки короля Марии Анжелики де Фонтаж. Легенда повествует, что однажды на охоте у нее растрепались волосы, и она перевязала их лентой. Король пришел в восторг и попросил де Фонтаж носить такую прическу всегда. Сначала она была мягкой и низкой, потом материю стали крахмалить и натягивать на проволочный каркас. Прически превратились в высокую башню. Даже кареты делались с откидными крышками - иначе дама не смогла бы сесть в экипаж.

С 90-х годов в моду вошла прическа фонтанж. Она состояла из комбинации локонов, уложенных на голове рядами и для закрепления смазанных белком, и выгнутого в различные фантастические формы проволочного каркаса, который украшался заложенным в складки газом, кружевом, цветами и лентами. В случае необходимости прическа дополнялась искусственными волосами.
В первой половине XVIII века появляется стиль рококо, который как бы завершает развитие стиля барокко. Рококо - декоративный стиль, носящий черты хрупкости, утонченности, некоторой манерности и чувственности. Эти черты присутствовали и в мужских и в женских прическах.
Мужские прически времен рококо были небольшими по объему. Волосы завивали в локоны, а иногда гладко зачесывали назад. Сзади их завязывали черной лентой или прятали в черный мешочек. Обычно волосы пудрили. В моду вошли белые пудреные парики.
Женская прическа также была небольшой и состояла из локонов, поднятых вверх, сколотых на затылке и украшенных лентами, пучками перьев, цветами, нитками жемчуга. Волосы обычно пудрили. В 70-х годах XVIII века прически становятся особенно сложными. На «изготовление» модной прически - куафюры - уходило по несколько часов. Женщины старались сохранить ее в неприкосновенности на несколько дней. Прически делали следующим образом: волосы расчесывали, на макушку ставили легкий каркас, на который поднимали и крепили волосы; далее их завивали, пудрили и, наконец, приступали к украшению. Для этого использовали ленты, цветы, кружева. Иногда на голову водружалась целая корзина с плодами или даже макет корабля со снастями и парусами. Иногда на голове была масса драгоценностей, которые превосходили вес самой головы.

Французская революция 1789 года ознаменовала наступление новой эры, что отразилось и на прическах. Вдохновленные идеями Свободы, Равенс Братства, идеологи французской революции обратились к образам античного мира, черпая у древних идеи демократии, строгость нравов и эсте ческие идеалы. Вторая половина XVIII века - это период классицизма ведущего стилевого направления. У мужчин волосы были коротко острижены и пудра вышла из употребления. Женские прически имели многообразные формы, но очень упростились, сделались ниже, волосы завивали в локоны.
С приходом к власти Наполеона I появился стиль ампир, который в архитектуре и интерьерах по внешним признакам напоминает классицизм, теперь художников и архитекторов вдохновляют не строгие и изящные формы греческих храмов, а тяжеловесные и пышные формы римской архитектуры. Волосы мужчин стригли и завивали в тугие локоны - «a la Titus», лицо брили, но на щеках от виска оставляли узкие полоски волос, называемые фаворит. У женщин прически менялись очень часто. Носили и чешский узел, и прически из различных комбинаций локонов.
После поражения Наполеона прически стиля Ампир вышли из моды - пришло время стилю Бидермейер. Возник этот неповторимый стиль в 20-х годах XIX века в Вене. Это был блеск расцвета парикмахерского искусства: пышные локоны обрамляют виски, объем волос на затылке убран в разнообразный рисунок. Украшали прическу лентами, вуалями, цветами, жемчугом, носили диадемы. В период Бидермейера прически напоминают декоративную архитектуру. Предпочтение, как всегда, отдано блондинкам. Мужчины носили бакенбарды, локоны у основания лба, высоко оформленную челку, не прикрывающую лоб.


В 70-80-х годах прическа почти не меняется по форме. Она состоит из длинных, спущенных на спину локонов, а над висками волосы обычно зачесывали высоко вверх.

Буржуазная революция 1848 года ознаменовала начало развития капитализма. Франция вновь обрела влияние в области моды. Прически становятся проще, хотя сложные прически из длинных волос по-прежнему популярны до конца XIX-начала XX веков. Мужская мода конца XIX-начала XX веков представляла собой короткий прямой пробор и тщательно выбритую форму усов и бороды, зачастую раздвоенную книзу.
Конец XIX века характеризуется достижениями технической мысли: в 1881 году француз Марсель изобрел щипцы для горячей завивки, в 1884-1885 годах он же довел до совершенства изобретенный немцем Фишером метод завивки волос с применением химических средств. В 1904 году немец по происхождению Шарль Нестле изобрел метод выполнения продолжительной завивки волос с помощью использования химических средств и обогрева. В это время вошла в моду короткая, женская, геометрическая стрижка. Первая мировая война заставила женщин заняться мужскими профессиями. Женщина должна была широко шагать, ей нужна была удобная одежда и некогда было накручивать локончики. В моду входит новый образ - женщина-мальчик в коротком платье и с короткой стрижкой геометрических линий. Это была революция. Все более сильное влияние на моду оказывает кино, тогда еще не умевшее говорить. Доживает свой век прежний идеал женщины, воплощенный в Лилиан и Дороти Гиш и, особенно, в Мэри Пикфорд, - наивные и невинные золотоволосые ангелы. Замысловатая прическа Мэри стала ее фирменным знаком. Выглядела она так: огромная масса волос, аккуратно разделенных на 18 тугих локонов (два хранятся сейчас в Голливуде, в музее кино). Однако красота, воплощенная Пикфорд, начинает казаться старомодной. Появляется женщина-вамп. Двадцатые годы XX века - та редкая эпоха, когда, наконец-то, господство блондинок свергнуто. На экране и в жизни царят такие женщины, как Аста Нильсен, Теда Бара, Франческа Бертини, - хрупкие и бледные, с черными, коротко подстриженными в стиле Каре волосами и прямой челкой, спадающей на сильно накрашенные глаза. Все десятилетие прошло под знаком Греты Грабо с ее прекрасным лицом, словно созданным из света и одиночества, и Марлен Дитрих.

В большинстве случаев в парикмахерских работали сами мастера с несколькими учениками. Рабочая неделя составляла от 95 до 100 часов. После первой мировой войны были установлены часы работы, и рабочая неделя составила около 54 часов. В двадцатые годы стали появляться предприятия по изготовлению аппаратов, машин и парикмахерских принадлежностей. Иосиф Майер выпустил в 1924 г. свое изобретение плоской намотки волос, вызвавшее в технике завивки большой переворот.
Успех этой техники был подтвержден ан конкурсах шестимесячной завивки в 1924 и 1925 гг. в Дрездене и в Карлсбаде. В это время появился новый аппарат низкого напряжения с внутренним нагреванием фирмы Wella. После такого большого успеха термической завивки возникла мысль производить завивку без аппарата холодным (химическим) способом. В 1939 г. фирма Нестле-Лемюр, Нью-Йорк выпустила препарат для нового метода завивки и фиксирования формы волос.
В 40-е годы стиль женской одежды был огрубленным, военизированным. Но, как ни странно, в моде держались сложные прически с локонами до плеч и пышными коками надо лбом. Они пережили войну.
В предвоенные и военные годы в России безраздельно владычествуют блондинки: Валентина Серова, Людмила Целиковская, Марина Ладынина, Любовь Орлова.
В 50-е годы в мировом кино появляется Мэрилин Монро. Череда ее ролей - истории прекрасных блондинок с глазами, которые открываются для бриллиантов и закрываются для поцелуев. В конце 50-х годов после фильма Роже Вадима И бог создал женщину кумиром молодежи становится Бриджит Бардо. Она вводит в моду целый ряд причесок: прямые и длинные распущенные волосы, Конский хвост, пышную Бабетту с начесом. В 60-е годы еще одна будущая кинозвезда, которую назовут самой красивой женщиной мира, перекрашивается в блондинку. Это - Катрин Денев. Она стала похожа на Бриджит Бардо, - писали журналисты.


В конце 60-х годов английский парикмахер Видал Сассун создает свою знаменитую демократическую стрижку. Спустя 25 лет он назвал ее личным вкладом в женскую эмансипацию. Я облегчил женщинам небольшую часть их будничной жизни. Я нашел для них прическу, которую легко сохранить, вымыв волосы, высушив и просто встряхнув головой… В эти годы снова увлекаются париками самых различных цветов, вплоть до седого, лилового, огненно-рыжего.
70-е годы приносят миру химическую завивку. По-прежнему на моду влияют молодежные движения. В конце этого десятилетия в Лондоне появляются панки, шокирующие своим внешним видом. Прически панков походят на ощетинившихся ежей и дикообразов: растрепанные, торчащие в разные стороны неровные пряди, выкрашенные в дикие цвета.
Мода не отвергла стиль панков, но облагородила его. Девичьи головки стали украшаться стрижками Каскад, вошли в моду и совсем короткие стрижки Ежики, как у героини фильма Зимняя вишня. Вариант панковской стрижки и у героини фильма Маленькая Вера, которая воплотила расхожий тип девочки из ПТУ.
В 1675 г. царь Алексей Михайлович издает указ - «иноземных обычаев не перенимать, волос на голове не подбривать, платья иноземного не носить». Парикмахерским делом занимались и крепостные («тупейные художники»), которых содержали в большой строгости, не разрешая работать на других.
Петровские реформы ввели немецкую, а затем французскую моду. В 1702 г. Указ царя перечислял всех, кто должен надеть модные европейские костюмы и изменить прически. Нарушителей безбожно штрафовали. По специальному «бородному закону» была введена пошлина на бороду: заплатив ее, владелец бороды отдалял на год ее сбривание. У городских ворот были оборудованы специальные будочки, в которых находились наблюдатели и сборщики пошлины.
При правлении Петра I женщины перестали быть затворницами и смогли посещать балы и ассамблеи. Вот тут-то и сыграла природа женщины основную роль. Пытаясь перещеголять остальных, дамы все больше требовали от своих кавалеров выписывать западных куаферов за неимением своих. Так и в русскую моду вошли прически большого объема из густых локонов и с украшениями из дорогих ювелирных изделий. Со временем Россия все же выработала свой собственный стиль, который был продиктован своеобразием русской натуры. Постепенно прически дам становились все менее вычурными, более скромными, что всегда отличало женщин России.
Старорусская прическа «под горшок» сохранилась только среди крестьян и старообрядцев. Состоятельные люди носили парики. В период царствования Елизаветы Петровны был введен Указ о пользе брадобрития. «Бородной закон» в 1762 году был отменен. А. С. Пушкин писал об этом времени: «Народ, упорным постоянством удержав бороду и русский кафтан, доволен был своей победой и смотрел уже равнодушно на немецкий образ жизни обритых своих бояр».
В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже впервые русскому парикмахеру Ивану Андреевичу Андрееву вручили награды «За искусство», Золотой крест и Диплом, подтверждающий звание действительного заслуженного профессора парикмахерского искусства. После этого Андреева И. А. приглашали в жюри, экспертом на выставки, конкурсы, показы причесок. Он побывал во многих столицах Европы. В 1909 г. Андреев И. А. выпустил книгу своих воспоминаний, альбом причесок, которые были удостоены высоких наград, был издан первый каталог.
С приходом на трон Николая I наступил расцвет театрального искусства: зарождалась русская опера, был открыт Александрийский театр. Расцвет русского театрального искусства оживил жизнь, дамы появлялись в обществе, поражая разнообразием туалетов и причесок. Это было время расцвета стиля Бидермейер в России.


Со времени царствования Александра I мужчины париков не носили, в моде были бакенбарды, усы, со времени правления Александра III в моде вновь усы, борода, впоследствии разделенная книзу надвое.
Итак, можно заключить, что парикмахерское искусство в России не выделялось в отдельный вид искусства и, возможно, работа по убранству волос в прическу в допетровские времена считалась ремеслом.
В связи с раскрепощением женщины Петром Великим, как уже сказано выше, началось повсеместное увлечение западной модой на одежду и прически, в которые, однако, были внесены элементы самобытности. Но самостоятельного развития искусство создания причесок в России не получило.